Храм Св. Симона Кананита

Храм Симона Кананита в Новом Афоне

Храм Св. Симона Кананита

Развитие христианства в Абхазии связано с одним из учеников Иисуса Христа, его прозвали Зилот или Кананит. Принято считать, что именно Симон Кананит первым провел крещение абхазов. На том месте, где святой был захоронен, построили храм.

Изначально церквушка была деревянной, но после ее разрушения на этом же месте в IX-X вв. возвели новую, теперь уже каменную церковь. Позднее храм неоднократно претерпевал изменения, а ее внешний вид сильно отличается от первоначального. Она считается одним из старейших поныне действующих храмов.

Располагается он в городе Новый Афон на одном из берегов реки Псырцхи. Это небольшое строение периода расцвета Абхазского царства, вытесанное из белого камня. Храм является ярчайшим примером церковного зодчества, попавшего под влияние культуры Византии.

Доказательством тому служат высеченные на греческом языке надписи, присутствуют некоторые фрагменты резьбы, сохранились элементы средневековых фресок, которыми были покрыты стены.

Теперь же все находятся под слоем штукатурки. Одна надпись расположена над вратами храма, текст ее следующий: «Матерь Божия! Спаси Георгия пречистого, митрополита». Он является крестово-купольным храмом, отличается строгостью и аскетичностью.

Об этом свидетельствуют простые четкие линии композиции, строгая система ячеек и пространств. Но эти черты слегка смягчаются и приобретают возвышенный и праздничный вид за счет белого цвета камня.

История храма

В середине VIII века Абхазская епархия находилась под влиянием Константинопольского патриархата. После приобретения статуса автокефальной в Абхазской православной церкви появляется епископ. С этого времени православие и церковное зодчество в Абхазии расцветает.

Храм Симона Кананита в Новом Афоне становится Епископской кафедрой. Позднее он становится местом погребения духовных лиц Сухумской епархии. Несколько раз за всю историю своего существования храм Симона Кананита на Новом Афоне был разрушен, но вновь восстанавливался. Не единожды церковь перестраивалась и видоизменялась.

В ходе русско-турецкой войны 1877—1878 гг. турки разрушили часть храма Симона Кананита. С окончанием военного конфликта император Александр III издал указ, согласно которому развалины храма на Новом Афоне передаются Новоафонскому Симоно-Кананитскому монастырю.

Начинается восстановление разрушенной церкви. В результате ее возобновления произошли некоторые модификации: забелка стен, изменение их высоты, трансформация формы купола на луковичную, надстройка колокольни в западной части церкви.

Реставрация завершилась уже к 1882 году, чуть позже произошло освещение храма. С конца XIX века неподалеку от церкви располагалось монастырское кладбище. Здесь были похоронены епископ Сухумский Геннадий (1889 год) и настоятель Новоафонского мужского монастыря архимандрит Иерон (в 1912 году).

В советский период кладбище разрушили, а храм закрыли. Спустя какое-то время здесь организовали библиотеку. Лишь с 1996 года работа храма возобновляется, начинают вестись постоянные богослужения.

Сегодня храм Симона Кананита на новом Афоне действующий. Здесь, как и во многих церквях, проводятся службы, венчания, крещения. Во время этих обрядов посторонним вход в храм запрещен. Сейчас храм привлекает многих туристов и паломников не только красотой монастыря, но и великолепием окрестных пейзажей.

Легенды, интересные факты

Многовековая история храма Симона Кананита обуславливает появление множества легенд, связанных с ним.

Так, одно из преданий гласит, что святой Симон вместе с Андреем Первозванным начали свои проповеди в Абхазии с 50-х гг. I в. н. э. Позже апостол Андрей отправился в более северные места, а Симон Кананит обосновался здесь около реки Псырцха.

Совсем скоро римские префекты узнали о проповеднической деятельности апостола, и он был предан мученической смерти. Те местные жители, которые уже обратились в христианство, похоронили тело Симона Кананита.

А спустя некоторое время на месте погребения апостола построили храм.

Другая легенда рассказывает о том, что проповеди Кананита способствовали уничтожению жестокого языческого обычая жертвоприношения и людоедства. Некоторые притчи утверждают также, что святой Симон обладал способностью лечить болезни прикосновением к нуждающимся.

В свое время при храме активно работали несколько заводов — конский, маслобойный, кирпичный, свечной. Большой вклад вносили швейная, живописная, часовая, литейная мастерские. Кроме того, монахи вели хозяйственную жизнь — засеивали поля вокруг храма кукурузой, картофелем, разводили виноградники, лимонные и апельсиновые сады. Также при храме имелись пасеки и ботанический сад.

Интересен тот факт, что неподалеку от храма Симона Кананита находится грот. Здесь Зилот молился. На пути к гроту есть камень, на котором виден след. Он похож на отпечаток стопы, некоторые утверждают, что это отпечаток самого святого. Внутри пещера украшена иконами, выложенными мозаикой.

Как добраться до храма

Храм Святого апостола Симона Кананита расположен примерно в 25 км от города Сухуми, на территории г. Новый Афон. Добраться до храма от границы между Россией и Абхазией можно рейсовым автобусом или воспользоваться услугами такси.

Кроме того, хорошим вариантом станет экскурсия по Новому Афону, которая поможет не только добраться до места назначения, но и узнать много всего интересного. Добираясь на собственном автомобиле, необходимо ориентироваться на пересечение Водопадного переулка и улицы Эшба.

Источник: http://obzorurokov.ru/abxaziya/xram-simona-kananita-v-novom-afone.html

Симон кананит абхазия

Храм Св. Симона Кананита

В самом центре города Новый Афон в Абхазии, на берегу реки Псырцха, находится памятник древней архитектуры – трехапсидная крестовокупольная церковь Симона Кананита.

Возведенная в эпоху становления Анакопии в IX-X веках религиозным и административным центром Абхазского царства, она расположена на месте, где был похоронен, согласно преданию, апостол Симон Кананит.

Экскурсия в храм Симона Кананита является сегодня одним из важнейших пунктов паломнических маршрутов не только Нового Афона и Абхазии, но и всего Причерноморья.

Храм Симона Кананита: страницы истории

Храм Симона Кананита – уникальный памятник, представитель абхазской школы церковного строительства, сформировавшейся под влиянием Византии. В середине VIII века Абазгская епархия, подчинявшаяся до этого Константинопольскому патриархату, стала самостоятельной Абхазской Православной Церковью.

Это событие послужило толчком расцвета в Абхазском царстве церковного строительства. Стремясь увековечить свои имена, абхазские цари строили соборы и храмы, не жалея средств на их украшение. Этот исторический период подарил Кавказу и всему Восточному Причерноморью выдающиеся архитектурные памятники.

Основные из них:

  • Бзыбский храм;
  • храм Алахадзы;
  • храм Симона Кананита;
  • Моквский храм;
  • Лыхненский храм;
  • Нижнеархызский храм.

В XI века мастера из Абхазии участвовали в строительстве киевского Софийского собора. Храм Симона Кананита расположен в одном из самых живописных мест Нового Афона – у Новоафонского водопада. Он представляет собой средних размеров церковь из тесаного белого камня. Храм несколько раз разрушался и отстраивался заново.

В эпоху Комнина, императора Византии (XIV век), он был украшен уникальнейшей фресковой росписью. Паломник А.Н. Муравьев, посетивший церковь в первой половине XIX века, писал в посвященном этим местам сочинении, что храм Симона Кананита имеет греческое устройство «с полукружием горняго места» и тройным разделением алтаря.

Муравьев был поражен тонкостью выложенных из дикого камня стен и высотой опирающихся на тонкие столбы сводов. В то время еще были видны остатки живописной росписи на западной стене: два мученика и Успение Богоматери.

История храма

Указом от 27 ноября 1875 года император Александр III передал храм Симона Кананита Новоафонскому Симоно-Кананитскому монастырю.

Монахи сразу же принялись за восстановление древней церкви: почти все стены забелили, их высота изменилась, появился новый профилированный карниз, купол приобрел форму луковицы, а барабан стал круглым. Западный притвор украсила колокольня.

Не восстановленными остались только портики над южным и западным входами. Реставрация храма Симона Кананита была закончена в 1882 году, весной которого он был освящен и стал действующим.

Симон Кананит считается покровителем семьи и брака.

https://www.youtube.com/watch?v=Kyq-BfIDM34

Ежегодно к храму приезжают тысячи паломников из разных стран, ищущие благополучия, любви и счастья в супружестве. Сегодня храм относится к Абхазской Православной Церкви. Каждый год, в день памяти апостола Симона Кананита (23 мая), в церкви проводится литургия с крестным ходом.

Во время экскурсии в храм можно увидеть две греческие надписи, сохранившиеся с эпохи раннего средневековья. Одна из них расположена над южным входом в церковь, вторая – на одном из камней восточной стены. В обеих надписях звучит просьба Господа о помощи.

Грот апостола Симона Кананита

Туристические и паломнические маршруты, связанные с именем Симона Кананита и Новым Афоном, не ограничиваются только храмом. В ущелье Псырцхи расположено еще одно, популярное у паломников и туристов, место – грот-келья апостола.

События, связанные с этим гротом, произошли в середине I века. Апостолы Симон Кананит и Андрей Первозванный, совершив долгое путешествие через малоазийские города, Неокесарию, Трапезунд и страну лазов, оказались в Апсилии.

После проповедничества в Себастополисе дороги апостолов разошлись – Андрей Первозванный продолжил путь на север, а Симон Кананит нашел приют в каменной пещере рядом с рекой Псырцхой. Он начал активную проповедническую деятельность, и вскоре об этом стало известно римским перфектам.

Они начали гонения на Симона Кананита, закончившиеся мученической смертью апостола.

Похоронившие тело местные жители, обращенные апостолом в христианство, веками передавали сведения о месте погребения, спустя столетия на нем появился Новоафонский храм Симона Кананита.

Экскурсия в грот Симона Кананита стала возможной благодаря проведенной в начале 2000-х годов реконструкции в районе ущелья. Путь к гроту начинается у храма. Вымощенная диким камнем историческая тропа идет вдоль берега реки, мимо лобного места, где Симон Кананит был убит, и извилисто поднимается в гору. По пути встречаются следующие достопримечательности:

  • целебный источник со святой водой;
  • небольшой кусок гранита с отпечатком ноги апостола;

горные пороги, рядом с которыми Симон Кананит встретил смерть.

Грот-келья расположен в отвесной скале и оборудован наподобие церкви.

Вид, который он сегодня имеет, появился в позапрошлом веке: монахи из соседнего монастыря прорубили удобный вход, построили лестницу, выложили из мозаики лики Богоматери, Иисуса Христа и самого апостола на стенах пещеры, высекли четырехконечный крест. Пещера освящена во имя апостолов Симона Кананита и Андрея Первозванного.

Экскурсия в храм Симона Кананита и грот-келью, где жил святой – дань памяти великой вере и человеколюбию, которые так редко можно встретить в наши дни. Отдыхая в Абхазии, обязательно посетите эти места: здесь начиналась история Православной Церкви.

Источник: https://a-viptravel.ru/%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD-%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82-%D0%B0%D0%B1%D1%85%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F/

Грот симона канонита

Храм Св. Симона Кананита

В самом центре города Новый Афон в Абхазии, на берегу реки Псырцха, находится памятник древней архитектуры – трехапсидная крестовокупольная церковь Симона Кананита.

Возведенная в эпоху становления Анакопии в IX-X веках религиозным и административным центром Абхазского царства, она расположена на месте, где был похоронен, согласно преданию, апостол Симон Кананит.

Экскурсия в храм Симона Кананита является сегодня одним из важнейших пунктов паломнических маршрутов не только Нового Афона и Абхазии, но и всего Причерноморья.

Храм Симона Кананита: страницы истории

Храм Симона Кананита – уникальный памятник, представитель абхазской школы церковного строительства, сформировавшейся под влиянием Византии. В середине VIII века Абазгская епархия, подчинявшаяся до этого Константинопольскому патриархату, стала самостоятельной Абхазской Православной Церковью.

Это событие послужило толчком расцвета в Абхазском царстве церковного строительства. Стремясь увековечить свои имена, абхазские цари строили соборы и храмы, не жалея средств на их украшение. Этот исторический период подарил Кавказу и всему Восточному Причерноморью выдающиеся архитектурные памятники.

Основные из них:

  • Бзыбский храм;
  • храм Алахадзы;
  • храм Симона Кананита;
  • Моквский храм;
  • Лыхненский храм;
  • Нижнеархызский храм.

В XI века мастера из Абхазии участвовали в строительстве киевского Софийского собора. Храм Симона Кананита расположен в одном из самых живописных мест Нового Афона – у Новоафонского водопада. Он представляет собой средних размеров церковь из тесаного белого камня.

Храм несколько раз разрушался и отстраивался заново. В эпоху Комнина, императора Византии (XIV век), он был украшен уникальнейшей фресковой росписью. Паломник А.Н.

Муравьев, посетивший церковь в первой половине XIX века, писал в посвященном этим местам сочинении, что храм Симона Кананита имеет греческое устройство «с полукружием горняго места» и тройным разделением алтаря.

Муравьев был поражен тонкостью выложенных из дикого камня стен и высотой опирающихся на тонкие столбы сводов. В то время еще были видны остатки живописной росписи на западной стене: два мученика и Успение Богоматери.

История храма

Указом от 27 ноября 1875 года император Александр III передал храм Симона Кананита Новоафонскому Симоно-Кананитскому монастырю.

Монахи сразу же принялись за восстановление древней церкви: почти все стены забелили, их высота изменилась, появился новый профилированный карниз, купол приобрел форму луковицы, а барабан стал круглым. Западный притвор украсила колокольня.

Не восстановленными остались только портики над южным и западным входами. Реставрация храма Симона Кананита была закончена в 1882 году, весной которого он был освящен и стал действующим.

Симон Кананит считается покровителем семьи и брака. Ежегодно к храму приезжают тысячи паломников из разных стран, ищущие благополучия, любви и счастья в супружестве. Сегодня храм относится к Абхазской Православной Церкви. Каждый год, в день памяти апостола Симона Кананита (23 мая), в церкви проводится литургия с крестным ходом.

Во время экскурсии в храм можно увидеть две греческие надписи, сохранившиеся с эпохи раннего средневековья. Одна из них расположена над южным входом в церковь, вторая – на одном из камней восточной стены. В обеих надписях звучит просьба Господа о помощи.

Грот апостола Симона Кананита

Туристические и паломнические маршруты, связанные с именем Симона Кананита и Новым Афоном, не ограничиваются только храмом.

Новый Афон.Псырцха. Грот Симона Кананита

В ущелье Псырцхи расположено еще одно, популярное у паломников и туристов, место – грот-келья апостола.

События, связанные с этим гротом, произошли в середине I века. Апостолы Симон Кананит и Андрей Первозванный, совершив долгое путешествие через малоазийские города, Неокесарию, Трапезунд и страну лазов, оказались в Апсилии.

После проповедничества в Себастополисе дороги апостолов разошлись – Андрей Первозванный продолжил путь на север, а Симон Кананит нашел приют в каменной пещере рядом с рекой Псырцхой. Он начал активную проповедническую деятельность, и вскоре об этом стало известно римским перфектам. Они начали гонения на Симона Кананита, закончившиеся мученической смертью апостола.

Похоронившие тело местные жители, обращенные апостолом в христианство, веками передавали сведения о месте погребения, спустя столетия на нем появился Новоафонский храм Симона Кананита.

Экскурсия в грот Симона Кананита стала возможной благодаря проведенной в начале 2000-х годов реконструкции в районе ущелья. Путь к гроту начинается у храма. Вымощенная диким камнем историческая тропа идет вдоль берега реки, мимо лобного места, где Симон Кананит был убит, и извилисто поднимается в гору. По пути встречаются следующие достопримечательности:

  • целебный источник со святой водой;
  • небольшой кусок гранита с отпечатком ноги апостола;

горные пороги, рядом с которыми Симон Кананит встретил смерть.

Грот-келья расположен в отвесной скале и оборудован наподобие церкви.

Вид, который он сегодня имеет, появился в позапрошлом веке: монахи из соседнего монастыря прорубили удобный вход, построили лестницу, выложили из мозаики лики Богоматери, Иисуса Христа и самого апостола на стенах пещеры, высекли четырехконечный крест. Пещера освящена во имя апостолов Симона Кананита и Андрея Первозванного.

Экскурсия в храм Симона Кананита и грот-келью, где жил святой – дань памяти великой вере и человеколюбию, которые так редко можно встретить в наши дни. Отдыхая в Абхазии, обязательно посетите эти места: здесь начиналась история Православной Церкви.

Источник: https://travel70.ru/grot-simona-kanonita/

Святой Апостол Симон Кананит

Храм Св. Симона Кананита

Святой Апостол Симон Кананит — один из 12-ти Апостолов – был одним из четырёх сыновей Иосифа Обручника от первого брака, т.е. сводным братом Иисуса Христа. Кананит в переводе с арамейского означает ревнитель. Апостол Лука дает греческую версию его прозвища: Зилот, что значит то же самое, что и Кананит.

Одна из интерпретаций имени апостола связана с Канами Галилейскими, в которой на браке у апостола Симона Господь наш Иисус Христос сотворил первое Свое чудо, претворив воду в вино.

Об этом сказано в Святом Евангелии от Иоанна Богослова.

Именно этот отрывок читают во время совершения таинства венчания, что, по-видимому, и послужило причиной почитания апостола Симона Кананита как покровителя христианского супружества.

Узрев чудо, совершенное Господом на свадьбе в Кане, Симон воспламенился ревностью ко Господу и так уверовал во Христа, что последовал за Спасителем, несмотря на то, что только что вступил в брак. Так, презрев все мирское, Симон пошел за Христом, как сказано, «уневестив душу свою Жениху бессмертному».

После Вознесения Христа, в день Пятидесятницы он получил дар Святого Духа, сошедшего на учеников Спасителя в виде огненных языков. Симон проповедовал веру Христову сначала в Иудее, потом — в Эдессе (Сирии), Армении, Египте, Киринее (Ливии), Мавритании, Испании и даже Британии, о чем свидетельствуют местные предания некоторых христианских народов.

Известно, что Симон Зилот вместе с апостолами Андреем Первозванным и Матфием благовествовал в земле Иверской. Далее Симон и Андрей пошли в горы Сванетии (Осетии), после — в Абхазию и остановились в городе Севасте, нынешнем Сухуми.

Затем апостол Андрей отправился проповедовать вдоль Черноморского побережья Кавказа, а Симон поселился в небольшой труднодоступной пещере, расположенной в ущелье реки Псыртсхи (окрестности современного Нового Афона). В эту пещеру он спускался по веревке через небольшой естественный вход.

Это было примерно в 55 году н. э., через двадцать с лишним лет после Воскресения Христа.

Пещера Симона Кананита

Долго ли пребывал апостол в Абхазии, летописи не сообщают. Он творил здесь множество знамений и чудес, а его проповедь многих людей обратила ко Христу.

Предания гласят, что благодаря проповедям Симона Кананита, в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство.

В древних абхазских притчах часто встречаются упоминания о святом Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке, и все проходило. Симон Кананит первым начал крещение местных жителей – предков современных абхазов.

Из-за этого апостол неоднократно подвергался нападкам со стороны язычников. А во время жестокого гонения на христиан, которое начал грузинский царь-язычник Адеркий (Аркадий), Симон принял мученическую кончину. По одной из версий он был усечен мечем, по другой – заживо распилен пилой. Существует также предание, что он был распят на кресте.

Ученики погребли тело святого недалеко от его пещеры. К его могиле стали приходить верующие, прося помощи в нуждах и исцеления от болезней.

В IX веке на мощах Симона Кананита был выстроен храм, из белого тесаного известняка. А спустя всего два столетия христианская вера прочно утвердилась во всей Абхазии. В XI-XII столетиях Абхазия была процветающим христианским государством.

Весь абхазский берег был покрыт цветущими городами и монастырями, а прилежащие горы укреплены замками и церквами. Но позже, по неисповедимым судьбам Божиим, она была завоевана турками, абхазцы изменили христианству и перешли в мусульманство.

Многие храмы подверглись разрушению, в том числе и Симоно-Кананитский.

Самый древний из монастырских храмов — храм апостола Симона Кананита

В 19-м веке древний храм был восстановлен насельниками Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, который был основан рядом в 1875 году монахами со Старого Афона (Греция) из обители св. Пантелеимона.

На это последовало высочайшее распоряжение его императорского величества Александра III об отводе в Абхазии «327 десятин земли и передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита, башни, оставшейся от времен генуэзцев, а также о предоставлении братии права рыбной ловли в реке Псыртсха».

Монастырь Святого Симона Кананита на Новом Афоне

Монастырь стал центром православного просвещения Кавказа и всего юга России, а его центральный Пантелеймоновский собор — крупнейшим культовым сооружением Абхазии. В нем могли одновременно поместиться более трех тысяч человек.

Стенные росписи собора представляли собой один из последних памятников русской церковной иконописной школы. Музыкальные куранты самой высокой башни-колокольни являлись подарком Александра III.

Кроме курантов, царь преподнес монастырю паровоз и электростанцию.

При монастыре работали несколько заводов — свечной, кирпичный, маслобойный, конский, имелись живописная, переплетная, швейная, часовая, сапожная, литейная мастерские.

Огромные пространства на склонах гор вокруг монастыря были засажены мандариновыми, лимонными, оливковыми, ореховыми, сливовыми садами, виноградниками, кукурузными, картофельными полями. Также действовали две пасеки и ботанический сад с экзотическими растениями.

Следы былого могущества монастыря видны и сейчас — до сих пор вокруг обители цветут сады и приносят богатый урожай виноградники, посаженные братией. Ведь до прихода русских монахов на этих горных склонах никаких культур не возделывалось и не росло.

К древней пещере Симона Кананита монахи прорубили удобный для посещения вход, пристроили каменную лестницу, выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита на стенах пещеры. В таком виде она сохранилась до наших дней.

И сегодня по пути к ней можно встретить источник со святой водой, и небольшой гранитный валун с отпечатком стопы апостола, и горные пороги, под которыми Симон Кананит принял мученическую смерть.

На камнях, лежащих близ грота, до сих пор видны красные пятна – «капли апостольской крови».

В настоящее время мощи апостола находятся под спудом Симоно-Кананитского храма.

Часть мощей апостола пребывает в базилике апостола Андрея Первозванного в Кёльне (Германия).

Существуют еще две версии мученической кончины апостола Симона. По одной, он был распят местными язычниками во время апостольской проповеди в Британии, по другой, широко распространенной на Ближнем и Среднем Востоке, — казнён вместе с апостолом Иудой Фаддеем в Вавилоне. Однако Православная Церковь не разделяет ни ту, ни другую.

Тропарь, глас 3
Апостоле святый Симоне, моли милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Кондак, глас 2
Известно премудрости учения в душах благочествующих положшаго вохвалении ублажим, яко богоглаголиваго вси Симона: Престолу бо славы ныне предстоит и со безплотными веселится, моляся непрестанно о всех нас.

Источник: hram-troicy.prihod.ru

Просмотрено (2079) раз

Источник: http://voskrcerkov.ru/2014/05/21/svyatoj-apostol-simon-kananit/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.