Храм Минакши

Храм Минакши

Храм Минакши
Храм Минакши

Храму богини Минакши — одной из жен бога Шивы — пришлось пережить на своем веку и эпоху почитания, и разрушение и возрождение.

Внешний вид храма крайне необычен и кому-то даже напомнит здание сказочного кукольного театра — такое обилие ярко-раскрашенных статуэток украшает его башни-гопуры.

На самом деле перед нами — теория индуизма, изложенная посредством цветных иллюстраций, выполненных в камне.

Храм богини Минакши — одной из жен бога Шивы (г. Мадурай, Индия).

Храм в честь любви

Согласно индуистской мифологии, храм Минакши был возведен на том месте, где прошла церемония бракосочетания богини Минакши и Шивы.

Храм богини Минакши находится в центре южноиндийского города Мадурай — самом древнем из населенных и поныне городов полуострова Индостан. Этот город появился по меньшей мере в III в. до н. э., и служил столицей древнего государства Пандья. Его упоминали в своих трудах величайшие ученые-историки и географы древности: Плиний Младший, Птолемей, Страбон.

Мадурай — центр тамильской культуры. В первые века нашей эры здесь уживались индуизм, буддизм и джайнизм, однако начиная с VI в. на первое место выходит индуизм (шиваизм).

Храм Минакши особо почитаем индуистами, что отразилось в названии города: Мадурай — несколько измененное слово «мадхура», или «сладость».

Так индуисты называют благословенный небесами нектар, что струился на город, стекая с волос самого бога Шивы.

По другой версии, правда, название города имеет происхождение более прозаическое: есть предположение, что оно образовано от слова «марутхам», обозначающего особый тип пейзажа.

В мифологии индуистов Минакши — дочь царя пандьев Малаядхваджи, одна из аватар (воплощений) богини Парвати, жены Шивы. Она особенно почитается в Южной Индии. Рождение богини Парвати на земле было связано с тем, что она прогневила супруга.

Мифы представляют различные версия появления Минакши на свет, но описание ее внешности всегда повторяется: правая сторона ее тела была малинового цвета, левая — темная, в черноту.

У нее были «рыбьи» глаза, о чем говорит и имя аватары Парвати — Минакши переводится как «рыбьеглазая».

У Минакши было три груди, но индуистский мудрец успокоил ее родителей, предсказав, что у их дочери исчезнет третья грудь, когда она встретит своего будущего мужа. Им оказался сам Шива.

Минакша заняла трон отца и снискала себе славу воинственной правительницы.

Считается, что храм в Мадурае был построен на том месте, где Минакши и Шива сочетались браком в присутствии сошедших на землю богов и богинь.

История появления храма Минакши в Мадурае, к сожалению, содержится исключительно в легендах. Никто точно не знает, когда и кем он был возведен. Первые упоминания храма в тамильских сказаниях относятся ко времени двухтысячелетней давности.

Согласно ведической и индуистской мифологии первый храм Минакши был сооружен по приказу царя Индры — повелителя божественных существ-дэвов и всего небесного царства Сварги. Царь Индра совершал паломничество, стремясь избавиться от душевных страданий.

В поисках успокоения Индра оказался неподалеку от Мадурая, где и обнаружил лингам — каменный символ бога Шивы. Находясь рядом с лингамом, Индра обрел то, что искал.

Решив возблагодарить лингам и самого Шиву, Индра повелел построить часовню, на месте которой затем разросся храм Минакши.

Храм простоял до начала XIV в. и в 1310 г. — во времена Делийского султаната — был разрушен до основания мусульманскими завоевателями во главе с правителем султаната Маликом Ка-фуром во время завоевательного похода по южным областям Индии.

Почитание индуистами богини Минакши было столь велико, что после воцарения в Мадурае династии Наяков в конце XIV в. храм в ее честь был полностью восстановлен в первоначальном виде. С тех пор в конструкцию и убранство храма были внесены лишь незначительные изменения.

Вечная свадьба богов

В храме Минакши проходят многочисленные праздники, самый значительный и массовый — Минакши Тиукалианам, или День свадьбы Минакши и Шивы, отмечаемый ежегодно.

Город Мадурай построен по канонам Силпа Састра — индуистских правил зодчества. Храм стоит в центре города, на площади, от которой концентрическими кругами расходятся улицы. Подобная планировка обусловлена довольно возвышенными целями: боги, смотрящие с небес на землю, благодаря стараниям строителей могли увидеть изображение раскрывающегося цветка лотоса, составленное из строений и улиц.

Под храмом Минакши понимают комплекс в центре города, состоящий из двух главных храмов — Минакши и Шивы-Сундарешвары, или «Прекрасного властителя», — а также примыкающих к ним храмов поменьше, множества галерей и залов, пруда Золотого
лотоса (Потрамарай), высоких над-вратных башен-гопур.

Как и все индуистские храмы, храм Минакши — это святилище-пракрити, символ всей земной природы и модель вселенной. В нем находится вимана, или главное тело храма, из чистого золота. Такое же строение у храма Шивы Сундарешвары.

Важная роль в архитектуре храмового комплекса отведена башням-гопурам, которые служат библиотеками и картинными галереями.

Все гопуры от подножия до вершины (а в высоту они достигают 50 м) полностью покрыты тысячами и тысячами небольших раскрашенных скульптур, представляющих бога Шиву, прочих богов, жрецов, музыкантов, мифических существ и паломников.

Несмотря на некоторое внешнее сходство, ни одна из фигурок не похожа на другую. Всего в состав комплекса входит 14 башен.

Прилегающие к храму сооружения — это, в частности, мантапа — помещение для пребывания паломников. Тысячеколонный зал-мантапа храма — самый величественный и запоминающийся из залов.

Каждая из 985 колонн здесь украшена резьбой и скульптурным изображением Яли, или Видала — мифологического животного с телом льва и головой слона, символом династии Наяк.

Считается, что в зале невозможно найти даже пары одинаковых по оформлению колонн.

Пруд Золотого лотоса (Потрамарай-Кулам) находится перед храмом и предназначен для совершения обряда омовения. В частности, в нем ежедневно омывают идолы Минакши и Шивы. Пруд окружен галереей с белой колоннадой.

Есть предположения, что прежде на суд воде в пруду отдавали рукописи. Если они оставались на плаву, это означало, что произведение было ценным.

Если же они тонули, то содержащиеся в них произведения признавали бездарными.

На территории храмового комплекса также есть большой пруд Мариамман-Теппаккулам, окружающий святилище Минакши. Он заполняется
только для отправления ритуалов во время религиозных праздников.

Ежегодный главный храмовый праздник — свадьба Шивы и Минакши — проходит в течение двенадцати дней в месяц читра (март-апрель).

Основное событие праздника — ратха-ятра, шествие слона, везущего колесницу Шивы по маршруту вокруг храма, и следующий за ним приезд на свадьбу Вишну-Ажахара из храма, что стоит неподалеку от Мадурая.

Следуя ритуалу, служители храма также помещают фигуры божеств на плот, который провозят по воде пруда Мариамман-Теппаккулам.

Храм Минакши в Мадурае не только один из крупнейших центров индуизма в стране, но еще и один из самых богатых: миллионы паломников, прибывающих в храм, чтобы выразить почтение Минакши и Шиве, привозят богатые подарки, в том числе золото.

Культовые:

■ Индуистские храмы Минакши и Шивы-Сундарешвары (XII—XX вв.).

■ Башни-гопуры (1216-1559 гг.).

■ Залы-мантапамы (Тысячеколонный, около 1560 г.; Птичья Клетка, Зал священного дерева, Новый зал, Зал восьми богинь, Виравасантхарайя, Темный зал, Мангаваркараси, Сервайкарар, 1795 г.; Нагара, 1635 г.; Колу).

■ Крепостные стены.

■ Пруд Золотого лотоса.

■ Галереи.

Культурные:

■ Музей храмового искусства.

Интересные факты

■ Во время завоевательных походов Малика Кафура — правителя Делийского султаната — было разрушено очень много индуистских храмов, и все были разграблены. Если верить мусульманскому историку Зияудцину Барани, Малик Кафур вернулся из завоевательного похода в Южную Индию, привезя богатую добычу из храмов: 241 т золота, 20 тыс. лошадей и 612 слонов.

  ■ Каждый зал для паломников в храме имеет собственное название. В Птичьей клетке когда-то держали попугаев, обученных произносить имя Минакши. Здесь и сегодня стоит пара клеток с птицами. В Зале священного дерева выставлен золотой шест с 32 секциями, символизирующими позвоночник человека. Зал восьми богинь посвящен восьми образам богини Шакти.

  ■ В начале года в Мадурае отмечается Теппам — праздник на плотах: изображения Шивы-Сундарешвары и Минакши выносят из храма и провозят на плотах по искусственному озеру Мариамман-Теппаккулам к храму, что стоит посреди озера.

 

■ Несколько десятков колонн в Тысячеколонном зале называются Музыкальными: они издают мелодичные звуки, если постучать по камню.

Общие сведения

Местонахождение: юг полуострова Индостан. Административная принадлежность: город Мадурай, округ Мадурай, штат Тамилнад, Индия. Время постройки: конец XIV в. (восстановлен)

Крупная река: Вайгай.

ЦИФРЫ

Площадь комплекса: 180 000 м2. Длина комплекса: 258 м. Ширина комплекса: 223 м. Направление: с востока на запад. Гопуры: количество — 14, высота — до 51,9 м, 5 — внутри храма, 9 — снаружи. Общее количество храмов комплекса: 27. Общее количество скульптур: около 33 тыс. Возраст: около 2500 лет.

Количество жрецов: около 50.

КЛИМАТ

Тропический муссонный. Средняя температура января: +20°С. Средняя температура июля: +25°С. Среднегодовое количество осадков: 850 мм.

Относительная влажность воздуха: 60%.

Источник: //MirChudes.net/architecture/731-meenakshi-temple.html

Богиня Минакши. Храм Минакши в Индии

Храм Минакши

Индия издавна притягивала путешественников со всего мира своей самобытностью и загадочностью. Эта страна сохранила уникальную культуру с традиционными верованиями; несмотря на влияние других религий, 80% населения этого гостеприимного уголка планеты исповедуют индуизм.

Множество архитектурных творений, ставших подлинными произведениями искусства, посвящены богам, а самым прекрасным и удивительным шедевром является храм в старейшем городе Мадурай.

Бывшая столица древнего государства Пандья упоминалась в трудах великих географов и ученых, в центре тамильской культуры благополучно уживались разные религии, пока индуизм не занял первое место.

Красивая легенда

Одну из супруг великого Шивы звали Минакши. Храм в ее честь был возведен около двух тысяч лет назад. Точную дату сказать не удастся, но первые упоминания о нем появились в древнеиндийских рукописях. По мифологии, прекрасная богиня отличалась выпуклыми «рыбьими» глазами, считавшимися в то время эталоном красоты для женщины.

Богиня Парвати, жена Шивы, однажды прогневала своего мужа, и на Земле родилась царская дочь – ее воплощение. Принцесса после кончины отца возглавила государство и обрела славу сильной правительницы, непобедимой в военных сражениях. Встретив великого Шиву, в него с первого взгляда влюбилась бесстрашная Минакши.

Храм был выстроен на том месте, где они сочетались браком на Земле в присутствии всех сошедших с небес богов.

Никто не знает до сих пор, кем он возведен и когда. Нам остались тамильские легенды, которые гласят, что на этом месте была заложена часовня царем-повелителем Индра, а позднее она разрослась до огромного храма. В XIII веке он был разрушен мусульманскими завоевателями. И только через сто лет его восстановили.

Городская достопримечательность

Настоящим восьмым чудом света называют находящийся в городе Мадурай храм Минакши – огромный комплекс, расположенный на территории в несколько гектаров, с колонным залом, музеем, объясняющим историю религии, и множеством гопурам (построек в форме башен) с расположенными цветными скульптурами индийских многоруких богов.

При внешнем сходстве каменных фигур ни одна из них не повторяет другую.

достопримечательность принимает каждый день пятнадцать тысяч туристов и паломников, по старой традиции последние проживают во внешних двориках храма, где стоят специально построенные для них помещения – мантапы. Культурно-исторический памятник отражает представления индуизма о культуре и религии во всей уникальной красе.

Архитектурный комплекс

Поражающий необыкновенным видом храм Минакши, архитектурное великолепие которого восхитило искушенного путешественника Марко Поло, находится в центре города. Древний комплекс состоит из гопурам, возвышающихся над поверхностью земли и возведенных возле живописного водоема.

При рассмотрении каждая из них, покрытая разноцветными яркими скульптурами, в которых ни один рисунок не повторяется, является самостоятельным произведением искусства.

Основные святыни храма находятся в его алтарной части, скрытой от глаз туристов, и только жрецам разрешен доступ в это божественное место.

Зал тысячи колонн называют сердцем храма. Интересными для всех туристов являются музыкальные базальтовые столпы: стоит слегка постучать по ним, как раздаются приятные звуки.

К бассейну со святой водой, расположенному внутри и заполняемому только во время обрядов в праздники, приходят отдать поклон древним богам.

Особые молитвы возносят скульптуре слоноголового Ганеши, являющемуся сыном Шивы и Минакши.

Сказочный храм Минакши (Индия)

Всех путешественников удивляет невероятная высота прямоугольного строения, крыша которого начинается прямо над входом. Напоминая трамплин, она как будто простирается ввысь, туда, где обитают великие индийские боги.

Скаты крыши сплошь украшены колоритными скульптурами, придающими строению волшебную атмосферу, а по всей ее поверхности расположены красочные статуи богов, людей, сказочных животных, изображающих сюжеты местных эпосов.

Туристы замирают от восторга, наблюдая фантастически прекрасный храм принцессы Минакши, архитектурные решения которого удивляют и по сей день: все рельефные фигуры, расположенные параллельно друг другу, образуют огромные ступени извивающейся причудливой формы. Удивительно, что в строении нельзя найти ни одного прямого угла, согласно древним традициям, они все плавно закругляются, украшены узорами или резьбой.

Энциклопедия подвигов и жизненного пути

В Индии необычайно велико почитание мудрой и воинствующей богини Минакши.

Храм, прежде разрушенный и восстановленный в первозданном виде, представляет собой каменную энциклопедию ее жизненного пути, которую иллюстрируют более тридцати тысяч фигурных скульптур, установленных преданными ее приверженцами.

Надо отметить, что, по большому счету, в архитектурное убранство коренные изменения не вносились, а все цветные скульптуры каждые 12 лет подкрашиваются. В 2005 году уникальное сооружение, в котором, кажется, воплощен весь мир индуизма, было отреставрировано.

Центр индуизма

Священный храм, как место поклонения всех приверженцев индуизма, представляет собой символ и модель вселенной.

Культовая достопримечательность открыта круглосуточно, ведь здесь днем и ночью совершаются религиозные ритуалы, посвященные Шиве и Минакши.

Храм в Мадурае является не только туристической меккой, это самый крупный и богатый центр индуизма, а многочисленные паломники, посещающие храм, оставляют в знак почтения дорогие подарки.

Изображения Шивы и Минакши

Внутри религиозного комплекса богиня Минакши изображена в зеленом платье и с таким же изумрудным оттенком лица, в одной руке она держит попугая. Рассказывали, что когда-то там была клетка, а птиц, содержавшихся в ней, обучали произносить имя бесстрашной воительницы.

Грозный Шива на многих скульптурах представлен танцующим. По древним верованиям, когда великий бог идет в пляс, в мире восстанавливается порядок, а стоит ему отдохнуть – наступает полный хаос.

Кстати, аскет Шива – не только защитник, его боятся как грозного разрушителя, находящегося подле погребальных костров.

Часто его изображают как двуполое божество: левая половина его тела представлена женской ипостасью, а правая – мужской.

Благодаря удобному месторасположению, храм Минакши в Индии необычайно любим различными организаторами праздников. Самый важный из них по значению – устраиваемая ежегодно священниками свадьба богов.

Храмовый праздник проходит 12 дней, в это время скульптуру Шивы наряжают, усаживают на золотую повозку, в которую впряжен слон, и провозят ритуальным кругом по всему периметру храма.

А каждую ночь священники переносят фигуру бога в храм и оставляют на кровати до утра.

Советы туристам

Прежде чем войти в священное место, необходимо провести в пруду перед входом омовение ног. Считается, что вода смывает все грехи. Обувь туристы оставляют в специальных отсеках, входить разрешено только босиком.

Ранее была возможность взобраться на башни перед комплексом и осмотреть с высоты храм Минакши. Фото захватывающего дух вида получались поистине волшебными.

Однако после самоубийства работника строения подъем наверх запрещен.

Фотографировать внутри разрешено в определенные часы, за что туристам придется заплатить. А вот снимать вокруг культурно-религиозного памятника не запрещено.

У главных святынь, дабы не допустить к ним иностранцев, стоят служители, переодетые в полицейских.

Вечером храм Минакши собирает огромное количество путешественников на церемонию поклонения великим богам под мелодичные звуки колокольчиков.

Все туристы, праздно посещающие храм, должны помнить, что это не обычное, а очень значимое для религиозных людей место, поэтому необходимо соблюдать соответствующие вере нормы приличия.

Источник: //fb.ru/article/224213/boginya-minakshi-hram-minakshi-v-indii-foto

Достопримечательности Индии – храм Минакши | Туристический портал

Храм Минакши

Храм Минакши – храм в честь одной из жен Шивы – трехгрудой Минакши. Храмовый комплекс располагается в городе Мадурае в штате Тамил-Наду в южной части Индии. По индийской мифологии это место, в котором Бог Шива соединился в браке с богиней Минакши. Храм является действующим, и по статистике его ежедневно посещают около 25 тысяч человек.

Общая информация о храме Минакши

Храм располагается в самом центре города. Его ширина составляет около 250, а длина – более 200 метров.

Внутри находятся пять башен (гопур), снаружи – девять; их высота достигает 50 метров, и каждая украшена большим количеством разнообразных скульптур: бога Шивы, жрецов, животных, богинь, людей.

Гопуры настолько богато украшены пестрыми изваяниями, что на них совершенно нет пустого места. Особенно поражает пышностью Западная башня – на ее стенах расположены 730 скульптур.

Самой высокой башней является Южная. Раньше подняться на любую башню и осмотреть с высоты весь храмовый комплекс мог любой желающий, но в 2008 году после того, как сторож храма покончил жизнь самоубийством, спрыгнув с вершины башни, подъем наверх посетителям храма запрещен.

В состав храмового комплекса входит несколько святилищ: основные – Минакши и Сундарешвары – и второстепенные. Большую часть зданий комплекса относят к периоду правления царя Тирумалайи, а Тысячеколонный зал Шивы возможно был основан еще раньше.

В настоящее время из зала Шивы сделали музей, но храм функционирует, и сюда стекается огромное количество паломников.

Осмотр храма требует не менее 3 часов. Пройдя через основной вход, посетитель оказывается в Ашта Шакти Мандапу, где располагаются различные скульптуры богини Шакти, а также колонны, демонстрирующие 64 чуда, содеянных богом Шивой в Мадурае. Здесь же можно обнаружить святилища Ганеши и Субрахманьи – сыновей Шивы и Минакшы.

Далее находится Минакши Наяка Мандапа, в ней можно увидеть колонну, на которой размещены 1008 масляных ламп. Они зажигаются только в периоды праздников.

Особенно привлекательными для туристов являются Айираккал Мандапа (или Тысячеколонный зал) и музыкальные колонны. На самом деле в мандапе расположено 985 различных колонн и рассматривая их невозможно найти одинаковых.

Музыкальные колонны (их 22) созданы из базальтового монолита, и, если по ним постучать, то они издают музыкальные звуки.

История храма Минакши

Строительство храма связано с древней легендой, согласно которой у царя Пандая родилась трехгрудая дочь. Кроме того, у принцессы были огромные выпуклые глаза, поэтому ее назвали Минакши, что значит «рыбьеглазая». Мудрецы предсказали, что третья грудь у девочки пропадет только тогда, когда она встретит мужчину, уготованного ей в мужья.

Когда Минакши достигла совершеннолетия, она возглавила армию и поставила целью – завоевание мира. Но в битве у горы Кайлаш Минакши встретила Шиву, ее лишняя грудь пропала, как и было предсказано, и воинственная «рыбьеглазая» превратилась в скромную Парвати. Через восемь дней они обручились.

В честь этого события и был воздвигнут храм со статуями Минакши и Шивы в качестве главных святынь.

Считается, что храмовый комплекс был построен до появления города Мадураи. По преданию, проезжавший мимо этих мест купец увидел бога-громовержца Индру, поклоняющегося Шиве у каменного лингама. Узнав об этом, царь Калакшетре приказал построить вокруг лингама храм, а вокруг храма – город.

Так как первые упоминания о Мадураи приходятся на III век до нашей эры, то и появление храмового комплекса связывают с этим временем.

В ХIV веке храм был сильно разрушен. Вскоре Мадурай захватили мусульмане, и во время их владычества храм оставался закрытым. Только через 50 лет, когда в Мадурае вернулись к власти индусские цари, храм был полностью восстановлен и открыт.

Ежегодно здесь празднуется свадьба Шивы и Минакши, а каждый вечер супругов переносят в спальню и храм закрывается.

Расцвет храма приходится на ХVII век – золотое время Мадурая. В это время под натиском мусульман пало соседнее государство Виджаянагар, и Мадурай стал безраздельным покровителем древнеиндийской культуры.

Но уже в ХVIII веке началась европейская колонизация, и крупное строительство храмов в Индии прекратилось. Таким образом, основной храм Мадурая стал завершающим этапом развития традиционной храмовой архитектуры Индии.

В настоящее время каждые 12 лет проводится реставрация скульптур и храма в целом.

Культурное и религиозное значение храма Минакши

Храмовый комплекс находится в самом центре Мадурая, все дороги, в конечном счете, приводят к этому святилищу. Каждый день сюда приходят тысячи людей и совершают поклонения богам.

Но храм интересен не только для паломников, он собирает большое количество людей, чтобы подарить им праздник, позволяя проводить различные мероприятия как снаружи, так и внутри.

Каждый вечер здесь проводится церемония поклонения богам, и процессия под звуки колокольчиков и рожков проносит в паланкине святыни. Таким образом проходит прощание с уходящим днем и встреча нового дня.

Храм представляет собой памятник любви бога Шивы и его супруги Минакши. Здесь представлено все богатство индийской мифологии. Несмотря на кажущуюся пресыщенность скульптур и красок, архитектура храма отвечает основной идее индуизма – кругооборот бытия и переселение душ.

Мифология индуизма насчитывает сотни богов, но его приверженцы не обязаны знать наизусть имена всех. Достаточно выбрать какое-то одно божество и поклоняться ему всю жизнь, принося жертвоприношения и общаясь по поводу всех мирских проблем. В храме, построенном в честь богини Минакши, больше почитают богинь, а не богов. Проводимые здесь ритуалы очень яркие и шумные.

У храма располагается Золотой пруд Лотоса. В древности это место использовалось для определения качества литературного произведения. Для этого рукопись кидали в воду, если она парила над водой, значит, была хорошей, если тонула – бездарна.

В настоящее время пруд имеет огромное религиозное значение: каждый вечер в нем омывают идолов Шивы и Минакши. И любой, даже самый падший, грешник может очистить свою карму, искупавшись в этом пруду.

Где находятся храм Минакши, что можно посмотреть рядом

Храмовый комплекс находится в центре города Мадурай. Это третий по величине город штата Тамил-Наду, находящегося на полуострове Индостан.

Храм открыт 24 часа в сутки, но и здесь есть определенный режим: с пяти утра до часу дня вход в храм абсолютно свободен, с часу до четырех – время сиесты, а после четырех и до десяти вечера – время посещений для всех желающих.

На территории храма и вокруг его стен разместилось несколько кварталов с небольшими торговыми лавочками. Здесь можно приобрести фигурки божеств, благовония, масла. Для покупки сувениров, специй, пряностей, дешевых орехов, сухофруктов стоит посетить большой базар, находящийся у Восточных ворот.

В начале зимы каждый год проводится праздник Теппа. По водоему Вандийюр Мариамман Теппакулам паломники добираются на лодках до святилища Минакши. Сюда же приносятся изображения Шивы и богини и спускают их на плоту, богато украшенном огнями. Этот водный праздник считается увертюрой перед бракосочетанием богов.

В дни религиозных праздников статую Шивы сажаю в коляску, в которую запряжен слон, и совершают шествие вокруг храма.

Если пройти около 1,5 км на юго-восток от храма, то можно увидеть дворец Тирумалай Найяк. Дворец был построен в ХVII веке, и до наших дней сохранить примерно его четверть. Сохраненная часть реставрировалась в 1858 и 1971 годах. По вечерам Департамент Туризма проводит здесь Свето-звуковое Шоу, рассказывая эпизоды из истории Найяков.

Как добраться до храма Минакши

Из Гоа до Мадурая можно добраться через Дели, Мумбаи, Бангалор или Ченнаи. Из Ченнаи можно воспользоваться самолетом: в 15 км от Мадурая есть аэропорт, принимающий пока только внутренние рейсы.

Также многие туристы пользуются услугами железнодорожного транспорта. Станция находится в центре Мадурая, сюда приходят поезда из Ченнаи, Дели, Мумбая, Бангалора.

Внутри города до храма можно добраться на автобусе, такси или воспользоваться услугами рикши.

Заключение

В храм приезжают тысячи туристов, но проблем с посещением нет. Нужно только снять обувь перед входом и отдать за это монетку. Внутри есть объявление: перечеркнутый фотоаппарат – снимать можно в строго определенное время и за это необходимо заплатить.

Источник: //warps.ru/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D1%88%D0%B8.html

Храм Минакши

Храм Минакши
Храм Минакши
Храму богини Минакши — одной из жен бога Шивы — пришлось пережить на своем веку и эпоху почитания, и разрушение и возрождение. Внешний вид храма крайне необычен и кому-то даже напомнит здание сказочного кукольного театра — такое обилие ярко-раскрашенных статуэток украшает его башни-гопуры.

На самом деле перед нами — теория индуизма, изложенная посредством цветных иллюстраций, выполненных в камне.
Храм богини Минакши находится в центре южноиндийского города Мадурай — самом древнем из населенных и поныне городов полуострова Индостан. Этот город появился по меньшей мере в III в. до н. э., и служил столицей древнего государства Пандья.

Его упоминали в своих трудах величайшие ученые-историки и географы древности: Плиний Младший, Птолемей, Страбон.Мадурай — центр тамильской культуры. В первые века нашей эры здесь уживались индуизм, буддизм и джайнизм, однако начиная с VI в. на первое место выходит индуизм (шиваизм).

Храм Минакши особо почитаем индуистами, что отразилось в названии города: Мадурай — несколько измененное слово «мадхура», или «сладость».Так индуисты называют благословенный небесами нектар, что струился на город, стекая с волос самого бога Шивы.

По другой версии, правда, название города имеет происхождение более прозаическое: есть предположение, что оно образовано от слова «марутхам», обозначающего особый тип пейзажа.В мифологии индуистов Минакши — дочь царя пандьев Малаядхваджи, одна из аватар (воплощений) богини Парвати, жены Шивы. Она особенно почитается в Южной Индии.

Рождение богини Парвати на земле было связано с тем, что она прогневила супруга.Мифы представляют различные версия появления Минакши на свет, но описание ее внешности всегда повторяется: правая сторона ее тела была малинового цвета, левая — темная, в черноту. У нее были «рыбьи» глаза, о чем говорит и имя аватары Парвати — Минакши переводится как «рыбьеглазая».

У Минакши было три груди, но индуистский мудрец успокоил ее родителей, предсказав, что у их дочери исчезнет третья грудь, когда она встретит своего будущего мужа. Им оказался сам Шива.Минакша заняла трон отца и снискала себе славу воинственной правительницы.

Считается, что храм в Мадурае был построен на том месте, где Минакши и Шива сочетались браком в присутствии сошедших на землю богов и богинь.История появления храма Минакши в Мадурае, к сожалению, содержится исключительно в легендах. Никто точно не знает, когда и кем он был возведен.Первые упоминания храма в тамильских сказаниях относятся ко времени двухтысячелетней давности.

Согласно ведической и индуистской мифологии первый храм Минакши был сооружен по приказу царя Индры — повелителя божественных существ-дэвов и всего небесного царства Сварги. Царь Индра совершал паломничество, стремясь избавиться от душевных страданий. В поисках успокоения Индра оказался неподалеку от Мадурая, где и обнаружил лингам — каменный символ бога Шивы.

Находясь рядом с лингамом, Индра обрел то, что искал. Решив возблагодарить лингам и самого Шиву, Индра повелел построить часовню, на месте которой затем разросся храм Минакши.Храм простоял до начала XIV в. и в 1310 г.

— во времена Делийского султаната — был разрушен до основания мусульманскими завоевателями во главе с правителем султаната Маликом Кафуром во время завоевательного похода по южным областям Индии.Почитание индуистами богини Минакши было столь велико, что после воцарения в Мадурае династии Наяков в конце XIV в. храм в ее честь был полностью восстановлен в первоначальном виде.

С тех пор в конструкцию и убранство храма были внесены лишь незначительные изменения.Город Мадурай построен по канонам Силпа Састра — индуистских правил зодчества. Храм стоит в центре города, на площади, от которой концентрическими кругами расходятся улицы.

Подобная планировка обусловлена довольно возвышенными целями: боги, смотрящие с небес на землю, благодаря стараниям строителей могли увидеть изображение раскрывающегося цветка лотоса, составленное из строений и улиц.

Под храмом Минакши понимают комплекс в центре города, состоящий из двух главных храмов — Минакши и Шивы-Сундарешвары, или «Прекрасного властителя», —, а также примыкающих к ним храмов поменьше, множества галерей и залов, пруда Золотого лотоса (Потрамарай), высоких над-вратных башен-гопур.

Как и все индуистские храмы, храм Минакши — это святилище-пракрити, символ всей земной природы и модель вселенной. В нем находится вимана, или главное тело храма, из чистого золота. Такое же строение у храма Шивы Сундарешвары.Важная роль в архитектуре храмового комплекса отведена башням-гопурам, которые служат библиотеками и картинными галереями.

Все гопуры от подножия до вершины (а в высоту они достигают 50 м) полностью покрыты тысячами и тысячами небольших раскрашенных скульптур, представляющих бога Шиву, прочих богов, жрецов, музыкантов, мифических существ и паломников. Несмотря на некоторое внешнее сходство, ни одна из фигурок не похожа на другую. Всего в состав комплекса входит 14 башен.

Прилегающие к храму сооружения — это, в частности, мантапа — помещение для пребывания паломников. Тысячеколонный зал-мантапа храма — самый величественный и запоминающийся из залов. Каждая из 985 колонн здесь украшена резьбой и скульптурным изображением Яли, или Видала, — мифологического животного с телом льва и головой слона, символом династии Наяк.

Считается, что в зале невозможно найти даже пары одинаковых по оформлению колонн.Пруд Золотого лотоса (Потрамарай-Кулам) находится перед храмом и предназначен для совершения обряда омовения. В частности, в нем ежедневно омывают идолы Минакши и Шивы. Пруд окружен галереей с белой колоннадой. Есть предположения, что прежде на суд воде в пруду отдавали рукописи. Если они оставались на плаву, это означало, что произведение было ценным. Если же они тонули, то содержащиеся в них произведения признавали бездарными.На территории храмового комплекса также есть большой пруд Мариамман-Теппаккулам, окружающий святилище Минакши. Он заполняется только для отправления ритуалов во время религиозных праздников.Ежегодный главный храмовый праздник — свадьба Шивы и Минакши — проходит в течение двенадцати дней в месяц читра (март-апрель). Основное событие праздника — ратха-ятра, шествие слона, везущего колесницу Шивы по маршруту вокруг храма, и следующий за ним приезд на свадьбу Вишну-Ажахара из храма, что стоит неподалеку от Мадурая. Следуя ритуалу, служители храма также помещают фигуры божеств на плот, который провозят по воде пруда Мариамман-Теппаккулам.

Храм Минакши в Мадурае не только один из крупнейших центров индуизма в стране, но еще и один из самых богатых: миллионы паломников, прибывающих в храм, чтобы выразить почтение Минакши и Шиве, привозят богатые подарки, в том числе золото.

Местонахождение: юг полуострова Индостан.

Административная принадлежность: город Мадурай, округ Мадурай, штат Тамилнад, Индия.
Время постройки: конец XIV в. (восстановлен).

Крупная река: Вайгай.

Цифры

Площадь комплекса: 180 000 м2.
Длина комплекса: 258 м.

Ширина комплекса: 223 м.

Направление: с востока на запад.
Гопуры: количество — 14, высота — до 51,9 м, 5 — внутри храма, 9 — снаружи.

Общее количество храмов комплекса: 27.

Общее количество скульптур: около 33 тыс.

Возраст: около 2500 лет.

Количество жрецов: около 50.

Климат и погода

Тропический муссонный.

Средняя температура января: +20°С.

Средняя температура июля: +25°С.
Среднегодовое количество осадков: 850 мм.

Относительная влажность воздуха: 60%.

Экономика

Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые.

Культовые: индуистские храмы Минакши и Шивы-Сундарешвары (ХII-ХХ вв.), башни-гопуры (1216-1559 гг.), залы-мантапамы (Тысячеколонный, около 1560 г.

; Птичья Клетка, Зал священного дерева, Новый зал, Зал восьми богинь, Виравасантхарайя, Темный зал, Мангаваркараси, Сервайкарар, 1795 г.; Нагара, 1635 г.; Колу), крепостные стены, пруд Золотого лотоса, галереи.

Культурные: Музей храмового искусства.

Любопытные факты

■ Каждую ночь статуя Шивы переносится жрецами в храм Минакши и укладывается спать на расположенной там кровати.

■ В начале XIX в., во времена британской колонизации, губернатором округа Мадурай был Питер Роуз. В отличие от многих англичан в Индии, он очень уважал веру народов страны, за что получил прозвище «Питер Пандийский».

Его уважение к индуизму было столь велико, что он подарил храму конскую упряжь, украшенную золотом, алмазами и рубинами, когда решил, что именно Минакши спасла его от случайной гибели.

По завещанию Питера Роуза, его тело было похоронено в Мадурае.

■ Во время завоевательных походов Малика Кафура — правителя Делийского султаната — было разрушено очень много индуистских храмов, и все были разграблены. Если верить мусульманскому историку Зияуддину Барани, Малик Кафур вернулся из завоевательного похода в Южную Индию, привезя богатую добычу из храмов: 241 т золота, 20 тыс. лошадей и 612 слонов.

■ Каждый зал для паломников в храме имеет собственное название. В Птичьей клетке когда-то держали попугаев, обученных произносить имя Минакши. Здесь и сегодня стоит пара клеток с птицами. В Зале священного дерева выставлен золотой шест с 32 секциями, символизирующими позвоночник человека. Зал восьми богинь посвящен восьми образам богини Шакти.

■ В начале года в Мадурае отмечается Теппам — праздник на плотах: изображения Шивы-Сундарешвары и Минакши выносят из храма и провозят на плотах по искусственному озеру Мариамман-Теппаккулам к храму, что стоит посреди озера.

■ Несколько десятков колонн в Тысячеколонном зале называются Музыкальными: они издают мелодичные звуки, если постучать по камню.

Источник: //geosfera.org/aziya/indiya/1873-hram-minakshi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.