Храм Гора в Эдфу

Культовый Храм Гора в Эдфу – монументальный памятник, переносящий во времена цивилизации Древнего Египта

Храм Гора в Эдфу
Храм Гора в Эдфу

Храмы Древнего Египта, построенные для поклонения богам, представляют огромный интерес для ученых всего мира. Каждая деталь была выполнена в соответствии с религиозными представлениями жителей.

Сохранившиеся до наших дней культовые сооружения привлекают невероятное количество туристов, знакомящихся таким образом с ушедшей цивилизацией.

Отлично сохранившееся сооружение

Наш рассказ сегодня пойдет о прекрасно сохранившемся монументальном храме, находящемся на юге Египта. Второй по величине религиозный комплекс посвящен богу с головой сокола Гору (Хору). Именно его древняя архитектура была взята за образец при оформлении египетского зала московского Музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Храм Гора в Эдфу был обнаружен в 1860 году французской археологической экспедицией под руководством О. Мариета. Хранитель египетского зала в Лувре проделал огромную работу по очистке сооружения и его восстановлению.

Возводившийся более 180 лет храм

Этот храм является важнейшим историческим памятником Древнего Египта. Ученые считают, что датой начала его возведения стал 237 год до нашей эры, а строительство велось во времена правления целой династии Птолемеев и продолжалось почти 180 лет.

Все храмы Древнего Египта состояли из классических элементов, которые были присущи культуре периода Нового Царства. Святилище, посвященное Гору, несколько раз перестраивали, и даже римский император Август внес свою лепту в видоизменение храма.

Архитектура здания

По обеим сторонам входа находится массивный пилон, считающийся вторым по величине в Египте. За ним под открытым небом во внутреннем дворе, обнесенном небольшой стеной, проходили общие судебные заседания, а местные жители выражали свои жалобы и недовольства.

У входа в храм Гора в Эдфу стоит трехметровая статуя бога в виде сокола, высеченная умелыми мастерами из черного гранита. Через поддерживаемые колоннами залы, украшенные сценами жертвоприношений, путь лежал к основному святилищу, в котором находилось изваяние божества. Туда допускались лишь фараон с великими жрецами.

Украшенные сценами из жизни бога стены и потолки

Внутренние и внешние стены оформлены сценами рождения Гора (Хора) в присутствии других небожителей древнеегипетской культуры, бракосочетания с Хатор, рождения сына Харсомта, конфликта с не менее могущественным богом Сетом и победы над ним, а также коронации правителя всего мира. Кроме того, на них можно прочитать отчет о проделанной стройке храма, дарственные надписи и рассмотреть местный календарь.

Высокие, более чем 37-метровые потолки храма украшены изображениями военных сцен правителя Птолемея VIII, на которого взирает бог Хор.

Важные для науки иероглифы

Надписи святилища и скульптурные рельефы имеют огромное значение для египетских филологов, так как представляют собой самое большое собрание иероглифов греко-римского периода.

На них были обнаружены перечни книг по строительству, астрономии, географии, которыми пользовались египтяне. Записи расшифровывают тайный смысл пропорций возведенного здания, отсылая к мифическим сюжетам.

[attention type=green]
Известно, что при создании храма была взята за основу книга Имхотепа, занимавшегося строительством гробницы фараона Джосера.
[/attention]

Также описывались рецепты изготовления благовоний и курительных смесей, использующихся при проведении тайных церемоний.

Главное святилище

В конце храма находится окруженное двенадцатью залами святилище из гранита, хранившее статую божества, которое греки отождествляли с Аполлоном. Служители ее мыли, умащали благовониями, одевали и развлекали. Именно там находилось место ритуальных жертвоприношений. Некогда в гранитной усыпальнице находилась Ладья Вечности Гора.

Расписанные на религиозные темы залы вокруг святилища со статуей включали в себя молельные помещения, а некоторые из них были посвящены самому Осирису.

Супружеский визит статуи Хатор

Служители храма Дендеры, в котором поклонялись Хатор, каждое лето отправляли ее статую на специальном церемониальном корабле в находящийся между Асуаном и Луксором город Эдфу (Египет). Так жена наносила супружеский визит любимому мужу Гору. И каждую ночь священнослужители оставляли наедине великих богов.

Легендарное место

Внушительный Храм Гора в Эдфу, повторно перестроенный в период с III по I век до нашей эры, возведен на легендарном месте. По преданиям, бог тяжело переживал смерть своего отца Осириса и мечтал отомстить коварному обидчику. Именно здесь проходил поединок Гора и Сета, в котором и победил покровитель фараонов.

Дело в том, что самый красивый и величественный храм – не первый, сооруженный на данной территории. Первая постройка представляла собой обычную хижину, сплетенную из травы, а предпоследнюю, значительно уступавшую в размерах, сложили из песчаника.

Храм Гора в Эдфу как памятник архитектуры и древней истории пользуется заслуженным вниманием туристов со всего земного шара, переносящихся во времена великих фараонов и таинственных пирамид. Прекрасно сохранившееся культовое сооружение раскрыло немало тайн потомкам, интересующихся стертыми с лица земли цивилизациями.

Источник: http://fb.ru/article/250669/kultovyiy-hram-gora-v-edfu-monumentalnyiy-pamyatnik-perenosyaschiy-vo-vremena-tsivilizatsii-drevnego-egipta

Храм Эдфу

Храм Гора в Эдфу

Храм Го́ра (Хо́ра) в Эдфу — храм в Эдфу (Египет), посвящённый богу Хору. Второй по величине храм Древнего Египта после Карнакского (и крупнейший храм в честь Хора и Хатхор). Выделяется среди древнеегипетских культовых сооружений высокой степенью сохранности[2].

Хор Бехдетский

Основная статья: Хор Бехдетский

Статуя Хора у входа на главный двор

Храм построен в честь бога Хора, однако в силу некоторых особенностей культа первоначально считалось, что божество имеет местное происхождение. Город Эдфу (Эджбо) во II номе Верхнего Египта упоминается под названием Бехдет в текстах времён Среднего царства и позднее; в текстах самого храма бог фигурирует под именем Хор Бехдетский.

Однако затем было установлено, что культ Хора проник в Эдфу во времена Древнего царства из города Бехдет (в настоящее время — Тель-эль-Баламун) в Дельте, что позволило окончательно отождествить его с Хором[3].

Древние греки, при которых началось восстановление древнего храма, сопоставляли Хора с Аполлоном[4], из-за чего Эдфу они называли Аполлонополь Магна.

История

Изображение Птолемея X Александра I на стене храма

Храм в Эдфу существовал с древнейших времен египетской культуры, но был отстроен заново при Птолемеях, по древним планам; от более раннего времени уцелел только наос, на котором сохранились картуши Нектанеба II.

Первый камень в основание восстанавливаемого храма был заложен 23 августа 237 года до н. э.[5] при Птолемее III Эвергете. В 212 году до н. э. завершился первый этап строительства храма, а 10 сентября 142 года до н. э.

[5] в присутствии Птолемея VIII Эвергета и его жены[5] храм был первый раз освящён: в него торжественно внесли статую Хора[4].

После этого в 140 году до н. э.[5] строительство храма продолжилось: с юга к храму пристроили две залы с колоннами, гипостильный двор, громадный пилон и окружающие храм стены. Во время правления Птолемея X Александра (107-88 гг. до н. э.)[2] храм был открыт. В 70 году до н. э.

[5] он был повторно освящён, однако это не стало окончанием строительства. В 56 году до н. э.[5] были возведены ворота из ливанского кедра, обитые бронзой. И только при Птолемее XII Неосе Дионисии в 47 г. до н. э. вся постройка, длившаяся почти 200 лет, была закончена[4][5][2].

Конец храму принёс эдикт 391 года императора Феодосия о запрете языческих культов в Римской империи. Часть его убранства была уничтожена (так, считается, что гипостильный зал был сожжён), и за полтора тысячелетия запустения он был похоронен под 12-метровой толщей песка и речных наносов Нила.

В 1798 году французская экспедиция, прибывшая в Египет с Наполеоном, видела здесь торчащими из песка только верхушки пилонов. Расчищать храм от песков начал египтолог Огюст Мариетт в 1860 году.

Храм в Эдфу был принят как образец для оформления нескольких современных сооружений, в том числе льнопрядильной фабрики в Лидсе и египетского зала Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.

Описание

Внутренний двор с пилонами (колоннами) Статуя Хора во внутреннем дворе храма

Храм имеет длину 137 и ширину 79 м при высоте пилонов в 36 м[2]. Ось его идет с юга на север, «от Ориона к Большой Медведице». Пилон украшен со всех сторон надписями и изображениями.

Птолемей Дионис символически приносит в жертву Хору и Хатхор врагов и молится местным божествам; здесь же за царем и царицей идет процессия представителей разных стран, несущих в храм дары. На верхнюю платформу пилона ведут две лестницы по 242 ступени с 14 площадками.

За пилоном следует большой четырёхугольный двор с 32 колоннами; на стенах его — надписи о построении и размерах (47,25 м длина, 42 м ширина). Далее следует гипостильный зал с 18 колоннами; направо от входа — помещение для библиотеки (на стене начертан её каталог), налево — для молитвы царя; потолок украшен астрономическими изображениями.

[attention type=yellow]
Следующая зала, с 12 колоннами, называлась процессионной; в одной из комнат находилась храмовая лаборатория (на стенах надписи — рецепты благовонных мазей). В следующей зале находился жертвенник; затем следовала главная часть — святая святых, по бокам и сзади которой, отделенные узким коридором, шли 10 приделов для различных божеств[4].
[/attention]

Архитектура храма, сочетающая античные и древнеегипетские формы, отмечена чертами эклектизма[6].

На всех стенах внутри и снаружи имеются многочисленные надписи и изображения: миф о Хоре, покоряющем врагов, изображенных в образах крокодилов и гиппопотамов, во главе с Сетхом (внутренняя часть западной ограды); гимны Хору (внутренняя часть северной стены); отчет о постройке; календарь и устав местных праздников; дарственные записи и т. п.[4]

В Эдфу Хора изображали в виде крылатого диска, сокола, иногда человека с головой сокола. В надписях Эдфу он был также Хором-Ра (Ра-Хорахти).

Храмовые рельефы подчеркивают тесную связь Хора с его отцом Осирисом, матерью Исидой и супругой Хатхор (Хатор), статуя которой ежегодно привозилась в процессии по Нилу из Дендеры.

Строго говоря, Хор представлен на рельефах в трёх лицах, иногда появлявшихся на изображениях одновременно: собственно Хор Бехдетский, Хор-Ра и Хор, сын Осириса и Исиды.

Надписи храма Эдфу имеют большое значение для египетской филологии, так как представляют собой одно из самых больших собраний иероглифических текстов греко-римского времени. Их полный перевод осуществляют немецкие специалисты из Edfu-Project.

См. также

  • Храмы Древнего Египта
  • Архитектура Древнего Египта

Источник: http://www.cruer.com/max7612/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%B0

Культовый Храм Гора в Эдфу – монументальный памятник, переносящий во времена цивилизации Древнего Египта

Храм Гора в Эдфу
Храм Гора в Эдфу
Путешествия 6 июня 2016

Храмы Древнего Египта, построенные для поклонения богам, представляют огромный интерес для ученых всего мира. Каждая деталь была выполнена в соответствии с религиозными представлениями жителей.

Сохранившиеся до наших дней культовые сооружения привлекают невероятное количество туристов, знакомящихся таким образом с ушедшей цивилизацией.

Отлично сохранившееся сооружение

Наш рассказ сегодня пойдет о прекрасно сохранившемся монументальном храме, находящемся на юге Египта. Второй по величине религиозный комплекс посвящен богу с головой сокола Гору (Хору). Именно его древняя архитектура была взята за образец при оформлении египетского зала московского Музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Храм Гора в Эдфу был обнаружен в 1860 году французской археологической экспедицией под руководством О. Мариета. Хранитель египетского зала в Лувре проделал огромную работу по очистке сооружения и его восстановлению.

Возводившийся более 180 лет храм

Этот храм является важнейшим историческим памятником Древнего Египта. Ученые считают, что датой начала его возведения стал 237 год до нашей эры, а строительство велось во времена правления целой династии Птолемеев и продолжалось почти 180 лет.

Все храмы Древнего Египта состояли из классических элементов, которые были присущи культуре периода Нового Царства. Святилище, посвященное Гору, несколько раз перестраивали, и даже римский император Август внес свою лепту в видоизменение храма.

Архитектура здания

По обеим сторонам входа находится массивный пилон, считающийся вторым по величине в Египте. За ним под открытым небом во внутреннем дворе, обнесенном небольшой стеной, проходили общие судебные заседания, а местные жители выражали свои жалобы и недовольства.

У входа в храм Гора в Эдфу стоит трехметровая статуя бога в виде сокола, высеченная умелыми мастерами из черного гранита. Через поддерживаемые колоннами залы, украшенные сценами жертвоприношений, путь лежал к основному святилищу, в котором находилось изваяние божества. Туда допускались лишь фараон с великими жрецами.

Украшенные сценами из жизни бога стены и потолки

Внутренние и внешние стены оформлены сценами рождения Гора (Хора) в присутствии других небожителей древнеегипетской культуры, бракосочетания с Хатор, рождения сына Харсомта, конфликта с не менее могущественным богом Сетом и победы над ним, а также коронации правителя всего мира. Кроме того, на них можно прочитать отчет о проделанной стройке храма, дарственные надписи и рассмотреть местный календарь.

Высокие, более чем 37-метровые потолки храма украшены изображениями военных сцен правителя Птолемея VIII, на которого взирает бог Хор.

Важные для науки иероглифы

Надписи святилища и скульптурные рельефы имеют огромное значение для египетских филологов, так как представляют собой самое большое собрание иероглифов греко-римского периода.

На них были обнаружены перечни книг по строительству, астрономии, географии, которыми пользовались египтяне. Записи расшифровывают тайный смысл пропорций возведенного здания, отсылая к мифическим сюжетам.

[attention type=green]
Известно, что при создании храма была взята за основу книга Имхотепа, занимавшегося строительством гробницы фараона Джосера.
[/attention]

Также описывались рецепты изготовления благовоний и курительных смесей, использующихся при проведении тайных церемоний.

Главное святилище

В конце храма находится окруженное двенадцатью залами святилище из гранита, хранившее статую божества, которое греки отождествляли с Аполлоном. Служители ее мыли, умащали благовониями, одевали и развлекали. Именно там находилось место ритуальных жертвоприношений. Некогда в гранитной усыпальнице находилась Ладья Вечности Гора.

Расписанные на религиозные темы залы вокруг святилища со статуей включали в себя молельные помещения, а некоторые из них были посвящены самому Осирису.

Супружеский визит статуи Хатор

Служители храма Дендеры, в котором поклонялись Хатор, каждое лето отправляли ее статую на специальном церемониальном корабле в находящийся между Асуаном и Луксором город Эдфу (Египет). Так жена наносила супружеский визит любимому мужу Гору. И каждую ночь священнослужители оставляли наедине великих богов.

Легендарное место

Внушительный Храм Гора в Эдфу, повторно перестроенный в период с III по I век до нашей эры, возведен на легендарном месте. По преданиям, бог тяжело переживал смерть своего отца Осириса и мечтал отомстить коварному обидчику. Именно здесь проходил поединок Гора и Сета, в котором и победил покровитель фараонов.

Дело в том, что самый красивый и величественный храм – не первый, сооруженный на данной территории. Первая постройка представляла собой обычную хижину, сплетенную из травы, а предпоследнюю, значительно уступавшую в размерах, сложили из песчаника.

Храм Гора в Эдфу как памятник архитектуры и древней истории пользуется заслуженным вниманием туристов со всего земного шара, переносящихся во времена великих фараонов и таинственных пирамид. Прекрасно сохранившееся культовое сооружение раскрыло немало тайн потомкам, интересующихся стертыми с лица земли цивилизациями.

Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/202330/

Храм Эдфу

Храм Гора в Эдфу

Храм Го́ра (Хо́ра) в Эдфу — храм в Эдфу (Египет), посвящённый богу Хору. Второй по величине храм Древнего Египта после Карнакского (и крупнейший храм в честь Хора и Хатхор). Выделяется среди древнеегипетских культовых сооружений высокой степенью сохранности[2].

Хор Бехдетский[ | ]

Основная статья:

Статуя Хора у входа на главный двор

Храм построен в честь бога Хора, однако в силу некоторых особенностей культа первоначально считалось, что божество имеет местное происхождение. Город Эдфу (Эджбо) во II номе Верхнего Египта упоминается под названием Бехдет в текстах времён Среднего царства и позднее; в текстах самого храма бог фигурирует под именем Хор Бехдетский.

Однако затем было установлено, что культ Хора проник в Эдфу во времена Древнего царства из города Бехдет (в настоящее время — ) в Дельте, что позволило окончательно отождествить его с Хором[3].

Древние греки, при которых началось восстановление древнего храма, сопоставляли Хора с Аполлоном[4], из-за чего Эдфу они называли Аполлонополь Магна.

История[ | ]

Изображение Птолемея X Александра I на стене храма

Храм в Эдфу существовал с древнейших времен египетской культуры, но был отстроен заново при Птолемеях, по древним планам; от более раннего времени уцелел только наос, на котором сохранились картуши Нектанеба II.

Первый камень в основание восстанавливаемого храма был заложен 23 августа 237 года до н. э.[5] при Птолемее III Эвергете. В 212 году до н. э. завершился первый этап строительства храма, а 10 сентября 142 года до н. э.

[5] в присутствии Птолемея VIII Эвергета и его жены[5] храм был первый раз освящён: в него торжественно внесли статую Хора[4].

После этого в 140 году до н. э.[5] строительство храма продолжилось: с юга к храму пристроили две залы с колоннами, гипостильный двор, громадный пилон и окружающие храм стены. Во время правления Птолемея X Александра (107-88 гг. до н. э.)[2] храм был открыт. В 70 году до н. э.

[5] он был повторно освящён, однако это не стало окончанием строительства. В 56 году до н. э.[5] были возведены ворота из ливанского кедра, обитые бронзой. И только при Птолемее XII Неосе Дионисии в 47 г. до н. э. вся постройка, длившаяся почти 200 лет, была закончена[4][5][2].

Конец храму принёс эдикт 391 года императора Феодосия о запрете языческих культов в Римской империи. Часть его убранства была уничтожена (так, считается, что гипостильный зал был сожжён), и за полтора тысячелетия запустения он был похоронен под 12-метровой толщей песка и речных наносов Нила.

В 1798 году французская экспедиция, прибывшая в Египет с Наполеоном, видела здесь торчащими из песка только верхушки пилонов. Расчищать храм от песков начал египтолог Огюст Мариетт в 1860 году.

Храм в Эдфу был принят как образец для оформления нескольких современных сооружений, в том числе льнопрядильной фабрики в Лидсе и египетского зала Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.

Описание[ | ]

Внутренний двор с пилонами (колоннами) Статуя Хора во внутреннем дворе храма

Храм имеет длину 137 и ширину 79 м при высоте пилонов в 36 м[2]. Ось его идет с юга на север, «от Ориона к Большой Медведице». Пилон украшен со всех сторон надписями и изображениями.

Птолемей Дионис символически приносит в жертву Хору и Хатхор врагов и молится местным божествам; здесь же за царем и царицей идет процессия представителей разных стран, несущих в храм дары. На верхнюю платформу пилона ведут две лестницы по 242 ступени с 14 площадками.

За пилоном следует большой четырёхугольный двор с 32 колоннами; на стенах его — надписи о построении и размерах (47,25 м длина, 42 м ширина). Далее следует гипостильный зал с 18 колоннами; направо от входа — помещение для библиотеки (на стене начертан её каталог), налево — для молитвы царя; потолок украшен астрономическими изображениями.

[attention type=yellow]
Следующая зала, с 12 колоннами, называлась процессионной; в одной из комнат находилась храмовая лаборатория (на стенах надписи — рецепты благовонных мазей). В следующей зале находился жертвенник; затем следовала главная часть — святая святых, по бокам и сзади которой, отделенные узким коридором, шли 10 приделов для различных божеств[4].
[/attention]

Архитектура храма, сочетающая античные и древнеегипетские формы, отмечена чертами эклектизма[6].

На всех стенах внутри и снаружи имеются многочисленные надписи и изображения: миф о Хоре, покоряющем врагов, изображенных в образах крокодилов и гиппопотамов, во главе с Сетхом (внутренняя часть западной ограды); гимны Хору (внутренняя часть северной стены); отчет о постройке; календарь и устав местных праздников; дарственные записи и т. п.[4]

В Эдфу Хора изображали в виде крылатого диска, сокола, иногда человека с головой сокола. В надписях Эдфу он был также Хором-Ра (Ра-Хорахти).

Храмовые рельефы подчеркивают тесную связь Хора с его отцом Осирисом, матерью Исидой и супругой Хатхор (Хатор), статуя которой ежегодно привозилась в процессии по Нилу из Дендеры.

Строго говоря, Хор представлен на рельефах в трёх лицах, иногда появлявшихся на изображениях одновременно: собственно Хор Бехдетский, Хор-Ра и Хор, сын Осириса и Исиды.

Надписи храма Эдфу имеют большое значение для египетской филологии, так как представляют собой одно из самых больших собраний иероглифических текстов греко-римского времени. Их полный перевод осуществляют немецкие специалисты из Edfu-Project.

См. также[ | ]

  • Храмы Древнего Египта
  • Архитектура Древнего Египта

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%B0

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.