Храм царицы Хатшепсут в Фивах

Храм царицы Хатшепсут в Дейр эль Бахри

Храм царицы Хатшепсут в Фивах

В пустынной долине Дейр Эль-Бахри, неподалёку от Фив, расположен один из самых замечательных памятников древнеегипетской архитектуры – погребальный храм царицы Хатшепсут. Храм является главной частью целого комплекса, включающего также храмы Ментухотепа II и Тутмоса III.

Царица Хатшепсут

Хатшепсут – одна из пяти полновластных повелительниц Египта за всю его историю. Она принадлежала к XVIII династии и царствовала в начале XV в. до н. э.

Хатшепсут была дочерью Тутмоса I, а после его смерти стала женой своего родного брата, фараона Тутмоса II. Она пользовалась большим влиянием при дворе, будучи верховной жрицей Амона и фактически соправительницей мужа.

Новый фараон правил менее 4 лет. После его смерти на трон взошёл его сын от наложницы, 12-летний Тутмос III, а Хатшепсут стала регентшей. Однако уже через 18 месяцев при поддержке жречества она отстранила юного фараона от власти и стала править самостоятельно. Тутмоса III отправили в храм для получения образования.

Забегая вперёд, отметим, что это невольное заключение и обучение в храме будущего великого фараона впоследствии обернулись для Египта немалыми благами.

Постройка храма

Царице пришлось немало потрудиться, чтобы убедить всех в легитимности её правления. Жрецы распространили легенду о том, что её отцом был Амон, приходивший к её матери Яхмес в облике Тутмоса I. В благодарность за поддержку жречества Хатшепсут восстановила множество храмов, разрушенных завоевателями-гиксосами, и даровала жреческим общинам немалые привилегии.

Внешняя политика Хатшепсут не отличалась значительной активностью. Ей приходилось направлять войска для подавления восстаний в египетских азиатских владениях, но масштабных походов Хатшепсут не проводила.

Значительным достижением стало восстановление разрушенных торговых связей со страной Пунт (вероятно, в нынешнем Сомали). Хатшепсут организовала масштабную морскую экспедицию в Пунт, которая вернулась с большим количеством ценных товаров – золота, благовоний, слоновой кости, ценных пород дерева, рабов и шкур экзотических животных.

Эпоха правления Хатшепсут стала временем небывалого подъёма Египта, роста экономической и торговой деятельности. Но главное, чем прославилась женщина-фараон, стала грандиозная по масштабам строительная деятельность. Больше неё строил разве что Рамзес II Великий, но многие учёные оспаривают это, поскольку Рамзес II нередко стёсывал с построек имена предшественников и высекал своё имя.

По приказу Хатшепсут по всей стране возводились новые святилища и восстанавливались старые, они украшались новыми росписями и замечательными рельефами.

Гигантские гранитные обелиски, установленные в этот период, превосходили своей высотой все аналогичные сооружения предшественников царицы.

Но самым выдающимся памятником эпохи Хатшепсут стал Джесер-Джесеру, Священнейший из священных, поминальный храм царицы, возведённый невдалеке от окраины Фив.

«Парфенон» Древнего Египта

Храм Хатшепсут, являющийся главной частью комплекса Дейр-эль-Бахри, строился 9 лет. Храм частично высечен в скале¸ ширина его по фасаду составляет около 40 метров.

Строительство храма осуществлялось под руководством Сенмута, которого учёные считают самым выдающимся архитектором Египта со времён Имхотепа, строителя первой пирамиды. Сенмут руководил всеми царскими работами, был главным советником Хатшепсут и воспитателем её дочери Нефрура.

Сенмуту удалось идеально вписать храм в скальный ландшафт. Монументальное строение включает три последовательно возвышающиеся террасы, прорезанные пандусом, ведущим к главному святилищу.

Террасы украшают колоннады из белого песчаника. Своей монументальностью и вместе с тем стройностью колонны напоминают гораздо более поздние дорические.

На каждой террасе некогда были сооружены пруды и высажены деревья.

К началу пандуса вела аллея, вдоль которой были установлены сфинксы, изображавшие Осириса с лицом Хатшепсут, и росли мирровые деревья, вывезенные из Пунта. Аллея тянулась от границы обрабатываемых полей и пустыни, начало её было отмечено величественным пилоном.

Портики всех ярусов украшены замечательными стенными росписями и рельефами. Росписи портика нижнего яруса рассказывают о доставке каменных блоков по Нилу, походах, строительных работах. Нередко встречаются изображения сокола и змеи.

Это Гор и Уаджет, покровители Верхнего и Нижнего Египта. Тем самым зрителям внушалась мысль о неразрывном единстве страны. На террасе стояли многочисленные статуи Хатшепсут как в парадном одеянии, так и в обычном женском облегающем платье.

Рельефы второго яруса рассказывали об экспедиции в Пунт и других деяниях царицы. Вдоль лестницы находились изваяния кобр с соколами на спине, напоминающие о единстве Египта.

По сторонам террасы расположены святилища Анубиса, одного из судей царства мёртвых, и Хатхор, олицетворявшей красоту, женственность, материнство и плодородие.

Портики обоих святилищ насчитывают по 12 колонн, за которыми начинаются подземные залы.

На верхней террасе проводились главные религиозные церемонии. По сторонам её находятся святилища родителей царицы, Тутмоса I и Яхмес, в центре яруса располагается главный храм всего комплекса, посвящённый Амону-Ра.

Центральный храм ансамбля состоит из множества вырубленных в скале помещений, в которых находились многочисленные изваяния царицы, изображавшие её в виде сфинксов и в антропоморфном стиле.

Огромные статуи Хатшепсут, установленные у входа, были видны от самого Нила. Стенные росписи изображали религиозные обряды и сцены встреч царицы с богами-покровителями.

Подземные залы были богато украшены ценными материалами, а главный вход затворяла дверь из чёрной меди с инкрустациями из золота и серебра.

Всего, по подсчётам археологов, в храме было установлено около 200 статуй. Однако храм недолго радовал прихожан своей красотой.

После смерти Хатшепсут Тутмос III, желая отомстить за своё отстранение от власти, приложил немало усилий, чтобы уничтожить память о царице.

Её изображения были частично стёрты, статуи сброшены с пьедесталов и закопаны неподалёку. Лишь много веков спустя археологам удалось частично восстановить первоначальный облик храма.

Тем не менее, Тутмос III велел соорудить свой погребальный храм здесь же, рядом с творением Сенмута.

Храмовый ансамбль Дейр-эль-Бахри производит впечатление завершённости и гармоничности, что дало основание многим исследователям считать его одним из красивейших зданий древнего мира. За уникальность архитекторского решения и совершенство линий храм Хатшепсут иногда ставят в один ряд с шедевром древней архитектуры – афинским Парфеноном.

Источник: https://tepler.ru/egypt/luxor/hram-hatshepsut-dejr-el-baxri.html

Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри

Храм царицы Хатшепсут в Фивах

Храм Хатшепсут находится у основания скалы Дейр-эль-Бахри. Фото его легко отыскать в сети Интернет. Этот храмовый комплекс, расположенный в Луксоре, во многом разнится с храмами других властителей Древнего Египта. Гробница царицы Хатшепсут была столь же нетривиальна, как и сама личность и появление на политической и исторической арене единственной женщины-фараона Страны пирамид.

Личность царицы

Царица Хатшепсут — дочь фараона Тутмоса I и его супруги Яхмес, а также сводная сестра и супруга Тутмоса II. Его царствование продлилось около 7 лет, и он успел оставить наследника – Тутмоса III, своего сына от другой женщины.

После смерти правителя Тутмос III был еще совсем молод и не мог руководить страной, и Хатшепсут стала регентом при малолетнем правителе. Однако гордость и тщеславие не позволили ей стать всего лишь управляющей, и вскоре женщина провозгласила себя единственной владычицей Египетского государства.

И те 15 лет, что она стояла у руля Египта, стали одной из самых впечатляющих страниц в истории правления XVIII династии.

Под руководством Хатшепсут проходили успешные военные кампании и Азии и Нубии, а на 9 году ее царствования произошла знаменитая экспедиция из Египта в Пунт (точное местонахождение этой загадочной страны не известно до сих пор, возможно, что это территория современного Сомали). Во время царствования этой мудрой и деятельной правительницы возводилось множество храмов и памятников, совсем немногие из которых пощадило время. 

Архитектурные особенности храма

Эта женщина была необычна во всех своих проявлениях, и настолько же оригинален ее погребальный храмовый комплекс в Луксоре. Храм находится на значительном удалении от построек других царей, возведенных в фиванском некрополе. На границе пустыни и плодородной земли был возведен огромный пилон, от которого шла тропа к храму.

Сам храм царицы Хатшепсут – это настоящее чудо инженерной мысли, на которое только были способны зодчие Древнего Египта. Он был создан в известняковых скалах Дейр-эль-Бахри и включал три большие террасы, которые располагались одна над другой.

На каждой из террас располагался двор, помещения с колоннами и святилища, которые уходили далеко в толщу скалы.

Такое строение храма и его расположение внутри скалы Дейр-эль-Бахри вовсе не случайны. Дело в том, что неподалеку находится похожий храм, построенный фараоном XI династии Ментухотепом Небхепетра. Этого царя считают основателем фиванской династии. Таким образом Хатшепсут выражала почтение и демонстрировала преемственность поколений, доказывая те самым свое законное право на престол Египта.

На стенах храма Хатшепсут в Луксоре изображены рельефы, в полной мере отражающие мироощущение жителей Страны Пирамид. На стенах южной части нижнего портика нарисована доставка обелисков, которые предназначались для постройки храма Амона в Карнаке.

На стенах северного портика изображены сюжеты, действие которых происходят в зарослях тростника, ассоциирующегося с Нижним Египтом.

Идея объединения Верхних и Нижних земель Египта проскальзывает еще раз на перилах пандуса, который соединяет второй и третий ярусы храма Хатшепсут. Внизу эти лестницы украшены изображением огромной кобры, хвост которой поднимается по верхней части перил.

Эта змея — олицетворение богини Уаджет, покровительницы Нижнего Египта. Над ее головой находится изображение Гора – одного из важнейших божеств Верхнего Египта.

Главный сюжет рельефов северного портика храма – история божественного появления на свет царицы Хатшепсут. По легенде, бог Солнца Амон Ра принял облик отца женщины и вошел в опочивальню ее матери Яхмес. Пока она была в положении, боги одарили Хатшепсут твердым характером, столь нужным для управления страной. Завершает композицию сцена божественного рождения правительницы.

Лишив власти своего пасынка Тутмоса III и захватив престол, фараон Египта Хатшепсут так и не сумела освободиться от сомнений по поводу законности своего восхождения на царский трон. И хотя она доказала свою мудрость и способность грамотно управлять страной, традиции велели занимать престол только мужчинам.

Именно поэтому женщина изображалась на рисунках в мужских одеждах и с искусственной церемониальной бородкой. И каждая из колонн-портиков храма, возведенного ею, была дополнена статуей правительницы в образе бога Осириса, в белых одеждах, с руками, скрещенными на груди. В них находились символы власти фараона – посох и цеп.

Побывав в храме, обязательно сделайте фото этих статуй на память – они словно застыли в веках.

Композиция южного портика второго яруса храма Хатшепсут – это рассказ об известном походе в Пунт. Если верить хроникам, эта затея была настолько масштабной, что жители Пунта, едва увидев войско и флот, тут же сдались без боя и признали свое государство колонией Египта. На стенах храма в Дейр-эль-Бахри эта кампания изображена в мельчайших подробностях.

По сторонам от портиков были возведены святилища Анубиса – покровителя загробной жизни, и Хатхор – древнеегипетской богини любви. Само место Дейр-эль_Бахри издревле было посвящено Хатхор. Оба святилища включают 12 гипостильных залов и множество ритуальных помещений, уходящих далеко в скалу.

Верхняя часть храмового комплекса посвящена богам, подарившим жизнь и землям Египта, и его правителю. Здесь находится сердце постройки – святилище Амона Ра, главная часть храма в Дейр-эль-Бахри.

Посмертная судьба женщины-фараона

Хатшепсут не жалела ни времени, ни средств на строительство своего храма. Грандиозный замысел, по которому возведен этот погребальный дворец, принадлежит архитектору Сененмуту, фавориту царицы. Его изображения также встречаются на стенах храма.

После того как эта великая женщина умерла, трон вновь перешел к Тутмосу III, люто ненавидевшему Хатшепсут за то, что она отняла у него престол на долгих 15 лет. Он приложил все усилия, чтобы стереть из памяти людей и из истории все упоминания о ней. Мумия Хатшепсут долгое время считалась пропавшей, пока в 2007 году не была случайно обнаружена в Каирском египетском музее.

Несмотря на это, заупокойный храм царицы Хатшепсут оставался важнейших религиозным центром. Здесь были захоронены знатные фамилии жрецов, сюда приводила больных людей, желающих исцелиться, вера в святость этого места. И сегодня на стенах храма можно встретить надписи с просьбами исцелить от болезней.

После принятия христианства храм Хатшепсут стал церковью, но позднее был заброшен, и сегодня все, что осталось от него – руины, безмолвное напоминание о некогда процветающем Древнеегипетском царстве.

Археолог Эдуард Навилль, проводивший раскопки в этой области в 1891 году, даже не представлял, что храм царицы Хатшепсут когда-нибудь можно будет отстроить заново.

Но, несмотря ни на что, в 1961 году реставраторы из Польши начали работы по восстановлению, которые не прекращаются и сегодня. Именно благодаря их стараниям, храм Хатшепсут снова обрел третью террасу, а также восстановлены статуи царицы в образе бога Осириса.

К сожалению, современные фото храма не могут передать той мощи и величия, которые уже много тысячелетий хранят эти стены.
Достопримечательности солнечной ХургадыДостопримечательности оазиса Бахария«Гранд Аквариум» в ХургадеДревний оазис Египта СиваСамые известные мечети КаираМечеть Аль-Азхар в Каире – история и особенностиОбзоры популярных отелей Египта по городамПодробные обзоры египетских отелей с фотографиями и отзывами!

Источник: http://EgyptFan.ru/sights/xram-caricy-xatshepsut-v-dejr-el-baxri.html

Храм Хатшепсут

Храм царицы Хатшепсут в Фивах

Ущелье Дейр эль-Бахри на западном берегу Нила — своего рода монументальная сцена для перехода царицы Хатшепсут в загробный мир.

Его известняковая, почти 100-метровая крутая стена — словно роскошный складчатый занавес, на фоне которого в XV в. до н. э. был выстроен — точнее, встроен в природную стену — поминальный храм Хатшепсут.

Этот храм считается прообразом Парфенона и других зданий классической античной архитектуры.

Поминальный храм Хатшепсут в долине Дейр элъ-Бахри стал в архитектуре каноническим примером величественности строения.

Ступени совершенства

Сама Хатшепсут назвала возводимый ею храм «Джесер джесеру» — «Священнейший из священных», что исчерпывающе объясняет его основную сакральную концепцию.

Хатшепсут (1490/1489-1468 гг. до н. э., 1479-1458 или 1504-1482 гг. до н. э.), женщина-фараон XVIII династии Нового царства, посвятила свой поминальный (заупокойный) храм верховному богу Древнего Египта Амону-Ра.

Сохранился папирус, в котором она при начале строительства называет бога своим отцом. Когда храм был построен, она стала его верховной жрицей с титулом «супруга Амона».

Главным архитектором храма, непосредственно руководившим и всеми работами на месте, был Сененмут (Сенмуг) — доверенное лицо и, по некоторым сведениям, близкий личный друг вдовствующей царицы.

Храм был задуман им как величайшее строение, этот план был осуществлен в полной мере и блестяще. Сегодня он предстает перед нами уже не полностью в своем первозданном виде: сыграли свою роль катастрофические катаклизмы минувших эпох, конечно.

Но началось все гораздо раньше, с одной сугубо семейной драматической истории. Хатшепсут стала фараоном после смерти своего супруга и брата Тутмоса II в 1490 г. до н. э. Двенадцатилетний Тутмос III (сын фараона от наложницы Исиды) был провозглашен «единоличным» фараоном, а Хатшепсут — регентом при нем.

Через полтора года жрецы провозгласили Хатшепсут полноправным фараоном. Когда Тутмос подрос и после смерти Хатшепсут вернулся на трон, он стал жестоко мстить мачехе — узурпатору власти, как он полагал.

Уничтожались все ее изображения или стирались лица на них и все упоминания о царице на картушах, ее имя заменялось именами Тутмоса I, Тутмоса II и Тутмоса III.

Голова Хатшепсут из расписанного песчаника. Фрагмент статуи великой женщины-фараона в облике Осириса из верхнего портика храма Хатшепсут в Дейр эль-Бахри.

Это самая распространенная версия поведения Тугмоса III.

Есть и альтернативное мнение историков на этот счет: юноша Тутмос мстил не по собственной инициативе, а был марионеткой в руках интриганов- чиновников, считавших легитимной только власть мужчины, хотя и до Хатшепсут в истории Египта были женщины-фараоны.

Но столь влиятельной и блестящей правительницы, совершенно точно, не было: Египет при ней процветал. Храм царицы — лучшее воплощение этого факта. Чтобы представить, каким он был, мало видеть его, надо и включить воображение. Это позволяют сделать исследования археологов, продолжающиеся и по сей день.

Небхепетра Ментухотеп II (2056/2046-2005/1995 гг. до н. э.) — фараон X I династии, основатель Среднего царства. Его красная корона символизирует Нижний Египет, белое одеяние — высшую власть фараона. Статуя из царского кенотафа (ложной гробницы) храма Ментухотепа в Дейр эль-Бахри.

Начинался храм от пилона, за которым шла дорога процессий, по бокам которой стояли раскрашенные статуи сфинксов. У стен храма зеленел и цвел сад из деревьев и кустарников, привезенных царицей в кадках из страны Пунт. Среди деревьев были вырыты два бассейна Т-образной конфигурации.

Сам храм был вырублен в скалистой стене, словно вырастая из нее. Основа его конструкции — три огромные террасы, ступенями расположенные одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые гипостильные помещения — портики, за ними находились уходящие в толщу скалы святилища.

Ярусы храма соединяли пологие площадки-пандусы для въезда колесниц. Всего в храме было установлено около 200 статуй, 140 из них — в образе сфинксов.

Царица представала и сфинксом, и в «осирическом» облике, и как фараон — в белом мужском одеянии, со скрещенными на груди руками, в которых держала царские скипетры, на подбородке у нее была узкая полоска накладной бородки, какую носили фараоны-мужчины.

Фараон XVIII династии Тутмос III, правивший приблизительно в 1479-1425 гг. до н. э. Фрагмент рельефного портрета этого фараона в короне «атеф» из храма Тутмоса в Дейр эль-Бахри.

Рельефные композиции первого яруса представляют многофигурные красочные сцены из истории объединения египетских земель.

Второй ярус посвящен личности действующего правителя, Хатшепсут, ее высокому происхождению и взаимоотношениям с богами, разумеется, относящимися к ней с покровительственной благосклонностью, что сулило дальнейшее развитие государства и благоденствие всех его подданных.

Там присутствовал кардинально важный для царицы мифический сюжет: Амон входит в покои Яхмес, матери Хатшепсут, в облике ее земного мужа, следовательно, она, Хатшепсут, — действительно дочь самого Амона.

Место для другой жизни

Во всех поминальных храмах, что строили египетские фараоны, сразу за духовной составляющей следовали рациональный смысл и строгие инженерные расчеты вкупе с чисто эстетическими соображениями. Таков и храм Хатшепсут.

Место для храма Сененмут выбирал придирчиво, советуясь с математиками и землемерами. Результатом был выбор точки на условной оси, идущей от Большого храма Амона-Ра в Карнаке, что находится приблизительно в 2,5 км от Дейр эль-Бахри, и заканчивающейся в Долине Царей, где уже были заготовлена гробница Хатшепсут, а это совсем близко от храма.

Вид на храм Хатшепсут с воздуха.

При всей уникальности храма Хатшепсут его архитектурная концепция не была полностью оригинальной. Отчасти она дублирует конструкцию заупокойного храма Ментухотепа I, основателя XI династии, в правление которого в середине XXI в. до н. э. в стране был восстановлен порядок после 200 лет междоусобиц.

От храма-предшественника мало что сохранилось, но по рисункам-реконструкциям археологов начала XX в. можно видеть, что оба храма имеют между собой нечто общее: например, те же ступенчатые террасы, крытые колоннады, и пандусы, да и общие пропорции сходны.

Правда, над храмом Ментухотепа было еще и пирамидальное навершие. Некоторые исследователи находят в храме Хатшепсут аллюзии на террасный заупокойный храм царицы Яхмес-Нефертари в Абидосе.

Эти факты лишний раз доказывают: даже заимствованная идея, оплодотворенная вдохновением творца (а Сененмут был творцом большого масштаба), может превзойти взятый для подражания образец.

Основная ось храма была установлена по азимуту 116°. В дни зимнего солнцестояния ось выравнивается с точкой восхода.

Солнечный свет проникает через отверстие на крыше святилища Амона к задней стене часовни, после чего движется вправо, падая на одну из статуй Осириса, стоящих с двух сторон у дверей.

Потом он перебегает на изображение Амона, а после него — на стоящую на коленях фигуру Тутмоса III, заканчивает сноп света свой путь на фигуре бога Нила Хапи. И еще: в течение 41 дня до и 41 дня после солнцестояния солнечный свет достигает внутренней камеры святилища.

Пандусы храма, выглядящие на первый взгляд как декоративные элементы, делили террасы на северную и южную части, создавая тем самым и дополнительный жесткий элемент каркаса здания: землетрясения в ущелье отнюдь не невозможны.

План храма Хатшепсут.

Строгая иерархия соблюдалась и в том списке богов и людей, которым был посвящен храм.

Амон-Ра, его «дочь» и «жена» Хатшепсут, обожествленный реальный отец Хатшепсут фараон Тут- мос I, проводник в загробный мир Анубис, божество с головой шакала и телом человека, и Хатхор-Иментет — имя которой (Хатхор) означает «обитель Хора». Хор — «солнечный» сокол и бог порядка.

Хатхор считалась женой Хора, была богиней неба, любви, женственности, веселья и еще защитницей некрополя Фив. Иментет — это Запад, так у древних египтян символически именовался вход в царство мертвых. Хатхор-Иментет встречала умершего у дверей иного мира на Западе, заботилась о нем и не давала в обиду.

Изображалась в образе «небесной коровы» — женщины с коровьими рогами на голове. Словом, загробная, другая жизнь Хатшепсут при столь могущественных покровителях обещала быть безмятежной. На террасах храма хоронили верховных жрецов Амона и Монту — покровителя Фив.

В греко-римское время в храме рядом с образами Амона были вырезаны изображения двух обожествленных персон — архитектора и целителя Имхотепа и архитектора Аменхотепа, сына Хапу. И к стенам храма за надеждами на исцеление и защитой стали тянуться люди. На стенах храма сохранились надписи с мольбами об избавлении от страданий хотя бы в загробной жизни.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Вход-пилон.

■ Пандусы.

■ Террасы.

■ Крытые первый и второй дворы.

■ Колоннада верхнего уровня

■ Часовни Хатхор.

■ Нижняя и верхняя часовни Анубиса.

■ Часовни Хатшепсут и Тутмоса I.

■ Святилище Амона.

■ Гробница Сененмута.

■ «Осирические» скульптуры, сфинксы и другие артефакты из храма — в Луксорском музее древностей, Египетском музее в Каире, Египетском музее в Берлине и Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Любопытные факты

■ Современное арабское название ущелья Дейр эль-Бахри, в котором расположен храм, по-арабски означает «Северный монастырь»: в период раннего христианства здесь стоял коптский монастырь, от которого не осталось следов.

 

■ До сих пор неизвестно, где находилась «страна Пунт» — «Земля Богов», куда совершали военные и мирные походы многие египетские фараоны, в том числе и Хатшепсут, которая привезла оттуда саженцы деревьев и кустарников для украшения своего храма.

Основные гипотезы называют такие страны — Эфиопия, север Сомали, Зимбабве, Кения. Более отдаленная от Египта Индия тоже фигурирует в подобных предположениях. Российские египтологи допускают, что страна Пунт могла находиться и в Причерноморье, а именно: в долине Колхиды.

Гипотезы строятся на таких ключевых интересах египтян, которые заставляли их совершать походы в Пунт: растительность, благодаря которой можно получать ладан и мирру, благовония, пряности и морской берег. Но ни одна из гипотез не была убедительно доказана.

И все же, учитывая не слишком великие навигационные навыки египтян и длительность морского путешествия, наиболее вероятное местонахождение загадочного Пунта — побережье между современными Эфиопией, Эритреей, Джибути и Сомали.

  ■ Долгое время было неизвестно, где похоронена Хатшепсут: две ее официальные гробницы оказались пусты. В 1903 г. археолог Г. Картер в Долине Царей вскрыл гробницу KV 60 с двумя мумиями женщин. Одна из них, это было написано на саркофаге, носила имя Сатра Инн. Это была знатная дама, близкая к царице, возможно, ее няня в детстве. Вторую мумию опознать не удалось, на саркофаге надписей не было. Предположений, что это Хатшепсут, даже не возникло: мумия при жизни была полнотелой женщиной, а все изображения царицы представляли ее стройной. Потом первую мумию отправили в музей, запечатав гробницу. Мумия осталась лежать на полу, ее саркофаг забрали. Вернулись к ней только в 1989 г., вдруг вспомнив, что правая рука мумии лежала на груди, прикасаясь к сердцу. В такой позе хоронили только монархов. В 2007 г. были проведены генетические исследования. Сравнивались ДНК эпителия мумии и праха бабушки Хатшепсут Яхмос Нефертари. Выводы экспертизы подтвердило томографическое сканирование, доказавшее, что зуб, найденный в шкатулке с картушем Хатшепсут в 1880 г., тот самый, который отсутствовал у «полной» мумии. И было объявлено: эта мумия — останки Хатшепсут. Что касается изящества статуй, то тут все объяснимо: облик сильных мира сего художники приукрашивали и в древние времена.  

■ Неизвестно точно и то, почему Анубису в храме Хатшепсут посвящено две часовни — на нижнем и верхнем уровне. Можно лишь догадываться, что так подчеркивалось: Анубис — на страже от начала до конца перехода царицы в загробный мир.

Общие сведения

Исторический и архитектурный памятник Древнего Египта на западном берегу Нила. Историческое название региона: Верхний Египет. Административная принадлежность: современный египетский город Луксор. Время строительства: приблизительно 1482-1473 гг. до н. э. Язык: арабский. Денежная единица современного Египта:египетский фунт. Ближайший аэропорт:

Луксор (международный).

ЦИФРЫ

Высота храма: ок. 30 м. Длина: 240 м. Ширина: до 100 м. Ширина дороги процессий: 37 м. Изначальное количество скульптур в храме: ок. 200.

Высота над у. м.: 107 м.

КЛИМАТ

Тропический пустынный. Средняя температура января: +14,4°С. Средняя температура июля: +33,2°С.

Среднегодовое количество осадков: 2,65 мм (утренняя роса).

Источник: http://MirChudes.net/architecture/1276-hram-hatshepsut.html

Храм Хатшепсут

Храм царицы Хатшепсут в Фивах

Среди бескрайних, уходящих за горизонт, песков, возвышаются известняковые безжизненные горы, которые венчает заупокойный храм первой в истории человечества женщины-фараона – прославившей себя в древние времена царицы Хатшепсут.

Удивительная царица оставила потомкам потрясающий воображение архитектурный комплекс, которому она дала имя Джесер Джесеру – Священнейших из священных – и о котором металось её сердце в беспокойстве: что же скажут люди о сотворённом ею памятнике и достоин ли этот храм отца её, бога Амона.

О волнении царицы свидетельствуют слова, начертанные на одном из обелисков Хатшепсут.

Хатшепсут

Сама Хатшепсут была дочерью причисленного посмертно к богам фараона Тутмоса I, а также, несмотря на близкие родственные связи, она была супругой своего сводного брата Тутмоса II. Тутмос II имел несколько жён, и была у него младшая супруга Исида, от которой был рождён наследник фараоновой династии Тутмос III.

К моменту смерти сводного брата сын Исиды был ещё слишком молод, чтобы взять на себя бразды правления и Хатшепсут стала его регентом. Однако, вкусив власти и имея, как свидетельствуют египтологи, чувство несокрушимой гордости Хатшепсут провозгласила себя полноправной и единственной царицей, имеющей право владычествовать над Египтом.

Годы её правления стали яркими страницами египетской истории: пятнадцать лет царствования ознаменовали победы в войнах, были отреставрированы значимые для Египта достопримечательности и было построено множество памятников, кстати, по количеству построенных архитектурных памятников Хатшепсут превзошёл только Рамсес II.

Наследнику, чтобы занять предназначенный ему по праву рождения престол, пришлось терпеливо ждать, когда Хатшепсут покинет мир и отправиться на загробной ладье в царство мёртвых.

История храма

Следуя традиции фараонов свой заупокойный храм Хатшепсут начала строить ещё при своей жизни. Строительством, на которое ушло девять лет, занялся архитектор Сенмут. В 1473 году до рождества Христова величественное здание было построено и сегодня храм занимает важнейшее место среди легендарных памятников Египта.

Место для строительства заупокойного храма было выбрано неслучайно, сегодня эта местность носит название Дейр эль-Бахри, а в древности, благодаря точным расчётам жрецов, над песками выросло здание, расположенное на оси храма Амона в Карнаке, и находящееся близко, по другую сторону горы, к Долине царей.

Когда-то территория храма была цветущим садом, где плескались бассейны и тянулись к солнцу экзотические растения, а сам храм был популярным местом, куда тянулись паломники с целью помолиться и испросить для себя благ земных.

Даже сегодня среди фресок на храмовых стенах, рассказывающих о правлении Хатшепсут и сцен, отражающих жизнь богов, можно увидеть надписи с просьбами о помощи и исцелении.

В начале нашей эры, когда на египетской земле появились первые христиане, в храме была организована коптская церковь, но как только христиане ушли, строение было подвержено разрушению, и в 1891 году занимающийся древним Египтом учёный Эдуард Навилль нашёл здесь только руины. Именно этот египтолог приступил к реконструкции храма и восстановительные работы учёными продолжаются и по сей день.

Общая информация

Храм Хатшепсут по своему внешнему облику разительно различается с тяжеловесной архитектурой Луксора: вместо грозных пилонов – воздушные, взлетающие над склонами холмов, террасы, вместо гулких аскетичных переходов – множество скульптур.

К вырубленному в скале святилищу ведут соединённые широкими пологими пандусами три ступени, по своей площади, являющиеся террасами, которые некогда украшали зелёные насаждения, пруды и ярко раскрашенные, с головой Хатшепсут в образе бога Осириса сфинксы.

Правда, нижнюю ступень украшают каменные соколы, словно взлетевшие на ограждающую ступень стену. На этом ярусе сохранились повествующие о военном торжестве и строительных работах изображения.

Рельефы второго яруса повествуют о жизни царицы, включая экспедицию Хатшепсут в африканские поселения на востоке. Лестница за счёт изображённых на ней фигур кобры и сокола, символов Верхнего и Нижнего Египта, являются символом единства этого государства.

Верхний ярус был в своё время предназначен для проведения на нём священных ритуалов.

В храме, когда-то было около двухсот искусно выполненных статуй, но из-за Тутмоса III, который не питал родственных и благоговейных чувств к царице, после смерти Хатшепсут многие статуи были разрушены и закопаны рядом с храмом.

Современные археологи во время раскопок находят эти предметы искусства и восстанавливают их на прежних местах в первоначальном виде, но, к сожалению, многие фрагменты бесценных рельефов и скульптур были вывезены из страны и воссоздать полностью этот памятник древний культуры уже невозможно.

Как добраться до храма Хатшепсут

Храм Хатшепсут расположен рядом с городом-курортом Луксор, в Дейр эль-Бахри, что находится в отдалённой части древних Фив.

Добраться до этой египетской достопримечательности возможно из Эль-Гуны, Хургады, Каира, Дабаха, Сафаги и Макади на автобусе, а из Шарм-эль-Шейха и на самолёте. Из Каира до храма Хатшепсут лучше добираться на поезде, который следует до железнодорожного вокзала Луксора.

Между Асуаном, Каиром и Ком-Омбо по Нилу до Луксора ходят круизные суда, судоходный сезон которых длится с октября по первые числа мая.

Стоимость обзорных экскурсий напрямую зависит от туроператоров, самая низкая цена на экскурсию к храму Хатшепсут в 2014 году составляла 55 долларов.

Источник: https://putevojdnevnik.ru/afrika/egipet/510-hram-hatshepsut

Достопримечательности Египта – Храм Хатшепсут | Туристический портал

Храм царицы Хатшепсут в Фивах

Заупокойный скальный храм царицы Хатшепсут. Храм расположен в Дейр эль-Бахри в отдаленной западной части Фив. Строился архитектором Сененмутом на протяжении 9 лет, приблизительно с 7-го по 16-ый год правления царицы.

История храма Хатшепсут

Дейр эль-Бахри находится на западном берегу Нила, напротив Карнака, в большом естественном амфитеатре, который образован скальным обрывом.

Со времен правления Ментухотепа (XI династия, ок. 2050 г. до н.э.) появляются первые конкретные сведения об этом месте. До царицы Хатшепсут, пятью веками ранее, этот фараон возвел здесь первое святилище, следы которого можно видеть рядом с более известным храмом Хатшепсут.

Строительство храма заняло 15 лет, но изучив памятник, было обнаружено, что первоначальный проект подвергся значительным изменениям в ходе строительных работ.

Хатшепсут выбрала место для постройки храма не случайно, а путем точных расчетов. Храм располагался на оси карнакского храма Амона, и при этом на расстоянии в несколько сотен метров прямо от гробницы.

Гробницу царица велела построить для себя в Долине Царей с другой стороны горы.

Как и в случае с храмом Ментухотепа II, до храма Хатшепсут был ныне утерянный храм в долине, построенный на берегу канала, связанного с Нилом. С этого места начиналась дорога процессий, обрамленная двумя рядами сфинксов. Эта дорога переходила в первый двор.

Первый двор был ограничен на западе портиком с 22 колонами и двумя осирическими колоссами по бокам.

Осирические колоссы представляли царицу и были украшены барельефами, в южной части изображавшие перевозку двух больших гранитных обелисков из Асуана и их воздвижение в карнакском храме, а в северной части – ритуальные сцены охоты и рыболовства.

Общая информация о храме Хатшепсут

Храм царицы Хатшепсут отличается от всех строений, которые можно встретить в архитектуре Луксора. Вместо грозных пилонов, он встречает зрителя воздушными террасами, словно взлетающими на склоны холмов.

Сооружение было весьма интересным: от двора, усаженного деревьями, направлялся пандус к просторной террасе. Эту террасу украшала нижняя колоннада с двумя рядами четырехгранных столбов.

На столбах были вырезаны имена фараона Ментухотепа I. В восточной стене за этой колоннадой располагалась дверь, которая вела в первый гипостильный зал.

Облицованная известняком стена была покрыта цветными рельефами, изображающими сцены войн и царской охоты.

Верхняя колоннада окружала с трех сторон гипостильный зал и включала в себя два ряда четырехгранных колонн. Колонны были гораздо больше, чем колонны нижней колоннады. Здесь были рельефные изображения фараона и богов, а также сцены охоты, ритуалов и земледельческих работ.

Первый, самый большой гипостильный зал, над которым была построена пирамида из каменных глыб, располагался на скальном основании. Колонны здесь были восьмигранными.

С западной стороны стояли шесть заупокойных часовен членов царской семьи. Дверь в западной стене вела во второй открытый двор, обнесенный с трех сторон колоннами.

Под полом двора и частично за его пределами были устроены шесть гробниц для женщин из семьи Ментухотепа.

За вторым двором находился второй гипостильный зал, в западной части которого располагалось святилище с алтарем и наосом для статуи. Стены зала были покрыты рельефами, иллюстрировавшими культовые сцены. В этом зале находится вход в гробницу Ментухотепа II. Она вырублена в скале на глубине 150 м.

Хатшепсут являлась супругой фараона Тутмоса II. После смерти фараона она некоторое время являлась регентшей при малолетнем Тутмосе III, после чего провозгласила себя полноправным фараоном.

Архитектором храма Хатшепсут был Сененмут. Он являлся главным архитектором, верховным сановником, а так же фаворитом царицы.

Идея ступенчатого строения была позаимствована у находившегося рядом храма Ментухотепа, но оформление храма Хатшепсут отличается большим богатством и разнообразием.

Характерной чертой храма Хатшепсут является обильное применение скульптуры. На территории храма стояло более двух сотен статуй.

Хатшепсут являлась первой женщиной-правителем и правила в 1479-1458 гг. до н. э. Ее правление не вызвало волнений в Египте. Тутмосу III пришлось дожидаться смерти Хатшепсут, для того чтобы взойти на престол.

Он был несколько недоволен, и приказал переписать все официальные хроники. Имя царицы было заменено на имена этого правителя и его предшественников.

Все деяния и памятники царицы стали отныне приписываться приемнику Хатшепсут.

Культурное значение храма Хатшепсут

На стенах храма Хатшепсут были выбиты сцены жизни из быта Верхнего и Нижнего Египта, что подчеркивало важность идеи единства страны. Южный портал изображал те события в ее правлении, которые были связанны с военными победами. В частности война с загадочной страной Пунт.

Барельефы изображали города и ландшафты этой страны, могучий египетский флот, сцены приношения даров царем и царицей. С одной стороны от портиков было расположено святилище Анубиса, а с другой – бога Хатхор.

В верхней части храма изображения рассказывали о богах – покровителях страны.

Росписи храма Хатшепсут рассказывали о торжествах, которые устраивали фиванцы в честь своих умерших и почитаемых родственников, приношение жертв умершим, подношение цветов.

Храм царицы Хатшепсут являлся важнейшим культовым центром. Террасы храма стали местом захоронения знатных фамилий жрецов Амона и Монту.

В греко-римское время в святилище Дейр эль-Бахри рядом с образами Амона были вырезаны изображения великих мудрецов и целителей Имхотепа и Аменхотепа, сына Хапу.

В надежде исцеления от болезней и вера в святость этого места приводила в это место множество людей, развилось паломничество. Стены этого храма и по сей день хранят древние надписи с просьбами об излечении болезней и избавления от страданий.

Текущее состояние храма Хатшепсут

Храм Хатшепсут носил имя «Джесер-Джесеру», что означает «священнейший из священных», в настоящее время является внушительным сооружением Западных Фив.

В период раннего христианства храм Хатшепсут был превращен в коптскую церковь, а позже пришел в упадок и превратился в руины.

В 1891 году египтолог Навилль начал проводить раскопки. Он первый кто предпринял попытку реконструкции храма. Эдуард Навилль не мог предположить, что храм Хатшепсут удастся когда-нибудь восстановить ведь многие фрагменты скульптуры и рельефов были вывезены за пределы Египта.

Позже эти попытки были продолжены Уинлоком и Барэзом, а много лет спустя Польским центром средиземноморской археологии. Польский центр проводит работы на этом месте с 1961 года и до сих пор.

Год за годом они собирают по крупицам и воссоздают рельефы, статуи, архитектурные элементы.

Эта хорошо документированная работа по реконструкции вновь дала памятнику тот грандиозный вид, который был свойственен в древние времена.

Где находится храм Хатшепсут, что можно посмотреть рядом

Поминальный храм является необыкновенным памятником древнеегипетской архитектуры, находится он рядом с городом Луксор.

Вместе с другими памятниками Фив археологическая зона Дейр эль-Бахри охраняется как памятник Всемирного наследия.

В Луксоре можно встретить архитектурные памятники: Колоссы Мемнона, Луксорский храм, Карнакский храм.

В пригороде Луксора расположена гробница Тутанхамона – единственная известная историкам и археологам не разграбленная гробница царей древности.

Там же находится Долина Царей, Город Живых и Город Мертвых. В пригородах Луксора и в наше время идут активные археологические и реставрационные работы.

Как добраться до храма Хатшепсут

В Луксор можно добраться на автобусе из Хургады, Макади, Сафаги или Эль-Гуны. Из Шарм-эль-Шейха сюда можно добраться только на самолете.

Авиакомпания EgyptAir совершает постоянные рейсы из Луксора в Каир и Асуан, а так же несколько раз в неделю летает до Шарм-эль-Шейха.

На автобусах из Каира, Хургады, Дахаба, Шарм-эль-Шейха.

Из Каира лучше ехать на ночном поезде. Так же стоит воспользоваться поездом при желании добраться до Луксора из Аусана. Железнодорожная станция располагается практически в центре Луксора.

В сезон (с октября по май) в Луксор прибывает большое количество круизных судов, которые курсируют по Нилу между Асуаном, Ком-Омбо, Каиром и так далее.

Заключение

Луксор располагается на берегу Нила, к югу от Хургады. Дневная температура Луксора очень жаркая, поэтому лучше всего туда ехать зимой, ранней весной или поздней осенью.

В распоряжении крупных туроператоров большие автобусы туристического класса. Они оборудованы кондиционером и туалетом. Если экскурсия заказывается у мелких турфирм или уличных агентств – транспорт гостям предлагают похуже. По пути в Луксор и обратно автобус совершает одну санитарную остановку.

Поездка в Луксор предназначена туристам, которые интересуются историей и культурой Древнего Египта. Разве что для детей дошкольного и младшего школьного возраста поездка вряд ли будет интересной.

Источник: http://warps.ru/%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%82/%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%A5%D0%B0%D1%82%D1%88%D0%B5%D0%BF%D1%81%D1%83%D1%82.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.