Храм Аполлона

Храмы Аполлона

Храм Аполлона
Храм Аполлона

Несмотря на то, что Аполлон, сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец вечно юной Артемиды, являлся покровителем искусств, оракулом и врачевателем, он также очищал людей, которые совершили убийство, на собственном опыте зная, насколько тяжко нести этот грех. Убивал он не только тех, кто действительно этого заслуживал (например, гигантского змея Пифона, опустошающего окрестности Дельф), но и тех, кто вызывал его гнев.

Например, после того как сатир Марсия победил его в музыкальном соревновании, он содрал с него кожу, поразил стрелами оскорбившего Лету гиганта Тития, вместе с сестрой убил всех детей Ниобы, когда та обидела их мать.

  • 1. Храмы Аполлона
  • 2. Дельфийский храм
  • 3. Святыня в Бассах

Не удивляет, что культ Аполлона был широко распространён не только в Греции (Дидимах, Фермосе, Коринфе, Бассе), но и далеко за её пределами, например, Сиракузах на Сицилии. К сожалению, от большинства святилищ в настоящий момент мало что осталось.

Например, храм Аполлона в Коринфе сейчас являет собой лишь семь из сорока двух сохранившихся колонн. То, что они уцелели, является настоящим чудом, поскольку Коринф был полностью разрушен одним из самых жестоких полководцев древней Греции, Луцием Муммием в 16 г.

до н. э.

По дошедших до нас описаний храмов Аполлона можно с уверенностью утверждать, что святилища, посвящённые этому богу, играли в жизни античного общества немаловажную роль, будучи не только храмом, но и центром деловой и политической жизни. В архитектуре древних строений явно прослеживаются новаторские идеи, смена стилей, которые древние греки смело воплощали в жизнь.

Например, храм в Фермосе, построенный около 640 г. до н. э., сначала имел деревянные колонны, которые впоследствии были заменены на столбы из камня. При строительстве этого храма впервые был применён ленточный фундамент, а фриз на здании практически отсутствовал, поскольку находился на ранней стадии формирования.

Храм Парфенон в Афинах39004.80

Также свою лепту в развитие архитектуры внёс храм в Сиракузах – одна из первых построек этого города, находящегося не в Греции, а на территории Сицилии, на острове Ортиджа. Построен он был в VI в. до н. э и его возведение, как и храма в Фермосе, относится к ранней стадии развития каменного строительства.

Колонны его были невысоки и расположены слишком близко друг к другу, расстояние между ними неодинаковое, а здание имело немного вытянутую форму.

Несмотря на свою давность, храм в Сиракузах просуществовал долго – здесь была и византийская церковь, и мечеть, и нормандский храм и даже испанская казарма. Естественно, это не могло не сказаться на уникальном памятнике архитектуры: в настоящее время от древнего храма в Сиракузах сохранилось лишь несколько стен, построенная христианами лестница и низкий фундамент 55 на 21 метр.

Дельфийский храм

Главным центром почитания древних эллинов являлся Храм Аполлона в Дельфах, что был расположен в 120 км от Афин, в 10 км от побережья Коринфского залива, на южном склоне Парнаса, на высоте 700 м над у. м.

Дельфийский храм, согласно легенде, был возведён в месте, где Аполлон убил сына Геры, огромного змея Пифона, который не только опустошал земли, но и через трещину в скале оракулствовал. Разгневанная Гера была настолько возмущена смертью сына, что потребовала от своего мужа, Зевса, покарать виновного – тот не мог не исполнить просьбы.

Само наказание оказалось специфическим: Зевс приказал сыну предсказывать людям судьбы. Именно в Дельфах находился главный храм, в котором человек мог получить ответы на все свои вопросы. Интересно, что этот храм на территории Греции был не единственным, для тех, кто не мог посетить святыню Аполлона здесь, мог отправиться в Дидимах, где находился ещё один пророческий храм).

Судьбу предсказывала обычно одна из жриц храма, Пифия, прозванная так в память об убитом Аполлоном змее. Сначала это была молодая девушка, но после того, как одну из них похитил паломник, на роль оракула стали выбирать более зрелую женщину. Сначала жрица делала предсказания раз в год, но через некоторое время процедура изменилась – и она начала давать пророчества постоянно

Перед тем как сделать предсказание, жрица совершала омовение, одевалась в золотые одежды, распускала волосы и клала на голову лавровый венок.

После этого выпивала воды из источника Кассотиды, жевала лавровый лист и, взойдя на треножник, под которым находилась расщелина с выходящими из неё одурманивающими парами, впадала в экстаз. Плутарх рассказывает об интересном случае, когда жрице однажды привиделось нечто, из-за чего она вскочила с треножника, выбежала из святилища, на улице потеряла сознание, а через несколько дней умерла.

Паломники к жрице шли не с пустыми руками, и приносили в жертву коз. Подойдет ли животное Аполлону, они узнавали довольно оригинальным методом: перед закланием козу обливали холодной водой и если та начинала дрожать, то жертва угодна, и бог её примет.

Практически вся жизнь в Делосе, кроме зимы, когда Аполлон покидал город и уступал своё место Дионису, крутилась вокруг храма, который являлся религиозным и политическим центром. В здании хранили казну Делосского союза и проводились собрания его членов, а также приходили к богу искусств за вдохновением.

Чтобы построить Храм Аполлона в Дельфах, деньги собирали по всей стране, немалые суммы были пожертвованы иноземными правителями. Открытие святыни состоялось около 510 г. до н.э. Сооружение имело прямоугольную форму (60 х 23 м), а по периметру его окружали колонны – шесть столбов было установлено по фасадам, пятнадцать – по бокам.

На восточном фронтоне было изображено первое появление Аполлона в городе (пришёл он сюда не один, а с матерью и сестрой): в центре находилась колесница с небожителями, а по обе стороны от неё можно было увидеть человеческие фигуры. С западной стороны здания была изображена сцена битвы олимпийских богов с гигантами.

После землетрясения на восстановление храма ушло почти полвека – новое здание, архитекторами которого были Спинфан Коринфский, Ксенодр и Агафон было отреставрировано лишь в 330 г. до н.э. Святыню сооружали по предыдущему плану, поэтому форма и количество колонн в ней были сохранены.

Помещение внутри храма было поделено на три части с помощью перегородок, а в конце центральной комнаты был расположен адитон, где пророчествовала жрица Пифия (сюда имели право войти только жрецы, которые слова пророчицы рифмовали и в стихотворной форме передавали вопрошающему). А вот мраморные фронтоны храма изменились – с восточной стороны был изображён Аполлон с музами, с западной – он же, но с менадами.

Перед входом в храм был расположен алтарь из белого мрамора 8,5 х 2,2 м. Интересный факт: возле этого алтаря обычно торжественно отпускали рабов на волю, посвящая их служению Аполлону.

Здесь была установлена колонна из бронзы, сделанная в форме переплетающихся змей – её Аполлону подарили в честь победы над персами в 479 году (в III ст. н.э.

её перевезли в Константинополь и разместили на ипподроме, где её можно увидеть и в наши дни).

Святыня в Бассах

Храм Аполлона в Бассах жители Фигалии возвели в V ст. до н.э.  на западном склоне горы Котилион, на высоте, превышающей 1 тыс. м над у. м., в тринадцати километрах от города. И посвятили его Аполлону Эпикурейскому (Врачевателю, Спасителю) по одной гипотезе, в благодарность за то, что он помог им в войне со Спартой, по другой – не пустил в город чуму, которая царствовала в то время.

Колосс Родосский390053

Святилище Аполлона было невелико – 34,3 на 17,6 м, поэтому по периметру его окружала лишь 21 колона.

Его постройка примечательна тем, что план здания ориентирован с севера на юг, что является нехарактерным для храмов древней Эллады. Исследователи это объясняют особенностями горы, где он был построен, а также тем фактом, что его проектировали с учётом находящегося в том месте старого небольшого святилища, которое включили в архитектурный план здания.

Интересны фризы с наружной стороны храма, посвящённые войне с амазонками и кентаврами: в отличие от классических скульптурных композиций, здесь нарушены все пропорции, формы наслаиваются друг на друга, а сложные эпизоды, содержащие одновременно несколько фигур, асимметричны и угловаты.

Поскольку храм Аполлона в Бассах был расположен довольно далеко от основных греческих городов, он на долгое время оказался потерян для общества, благодаря чему является одной из немногочисленных святынь этого бога, которые сумели хорошо сохраниться. Сооружение является первым из исторических и архитектурных памяток Греции, вошедшие в список ЮНЕСКО.

Источник: //awesomeworld.ru/sozdannoe-rukami-cheloveka/hramyi-apollona.html

Храмы Аполлона

Храм Аполлона
Храм Аполлона

Аполлон во все времена был одним из самых популярных и любимых народом богов древнегреческого пантеона.

Сын Зевса и Лето, брат Артемиды, он считался покровителем наук и изящных искусств, а также почитался, как защитник и покровитель всех страждущих.

Культ этого божества был чрезвычайно распространен не только на территории Греции, но и в ее заморских колониях, особенно в Малой Азии и на Сицилии.

Храмы Аполлона строились лучшими зодчими, с учетом самых последних достижений архитектурного искусства своего времени и были не только центром религиозного культа, но и центром политической жизни тех областей и городов, где были воздвигнуты.

К сожалению, немногие из святилищ Аполлона сохранились до наших дней. От некоторых остались лишь печальные руины или отдельные фрагменты стен и колонн. Но даже в таком виде эти некогда величественные сооружения производят довольно сильное впечатление и пользуются большой популярностью у туристов.

Храм Аполлона в Дельфах

Самое главное и самое большое святилище Аполлона находилось в Дельфах. Огромный храмовый комплекс располагался на одном из склонов горы Парнас, чуть более чем в 120 км от Афин.

Согласно мифам, именно в этом месте Аполлон одержал победу над ужасным змеем Пифоном. Но проблема заключалась в том, что матерью Пифона была Гера, и гнев богини был столь велик, что Зевсу пришлось уступить требованиям жены и наложить на собственного сына суровое наказание.

Правда, кара оказалась весьма необычной, отныне Аполлон должен был предсказывать людям их судьбу. Именно так появился знаменитый Дельфийский оракул, где любой желающий за определенную плату мог узнать, что ждет его в будущем.К слову, этот оракул был не единственным.

Если кто-то по той или иной причине не сумел попасть в Дельфы, он мог обратиться за предсказанием в другой храм Аполлона, находящийся в малоазийском городе Дидимы.

В обоих храмах предсказания совершались посредством особой жрицы, Пифии (имя ей дано в честь убитого Пифона). После целой череды ритуальных приготовлений и омовения в священном источнике, Пифия усаживалась на специальный треножник, установленный над расщелиной в скале.

Из расщелины постоянно выходил одурманивающий газ, благодаря которому жрица впадала в транс и давала свои путанные, а подчас и совершенно бессвязные предсказания.

Говорят, что однажды Пифии привиделось что-то настолько ужасное, что она вскочила со своего треножника и в панике убежала, а спустя несколько дней умерла.

Храм в Дельфах строился в течение многих десятилетий и был полностью завершен к 510 году до н.э. Деньги на строительство собирались путем добровольных пожертвований, и есть свидетельства, что немалые средства были получены от иноземных правителей, которые не раз обращались за советом к оракулу.

Как и многие другие греческие храмы, святилище представляло собой прямоугольное закрытое помещение, со всех сторон окруженное колоннадой. В центре святилища и пророчила Пифия. У алтаря храма торжественно отпускали рабов на волю, посвящая их Аполлону.

Здесь же находилась памятная колонна в виде нескольких, переплетенных между собой змей. Она была подарена храму в честь победы над войском персов. В начале нашей эры колонну перевезли в Константинополь и установили около ипподрома, где ее можно увидеть и сейчас.

Храм Аполлона в Дельфах был разрушен почти до основания в результате землетрясения, но в середине IV в до н.э. был отстроен заново. Позже он не раз подвергался разграблениям, а в 391 году был окончательно закрыт по приказу императора Феодосия.

Храм Аполлона в Бассах

Название Бассы переводится с древнегреческого языка, как ущелье. Такое имя носит гористая местность между легендарными греческими областями Мессения и Аркадия. Здесь, на склоне горы Котилион, жителями близлежащего города Фигалия, в незапамятные времена было воздвигнуто еще одно святилище Аполлона.

Легенды гласят, что именно Аполлон спас жителей этой местности от страшнейшей эпидемии чумы, разгоревшейся во время Пелопонесской войны. Сохранившийся до наших дней храм был построен архитектором Иктином около 425 г до н.э.

, то есть в период самого разгара боевых действий, но археологи утверждают, что возводили его на месте более древней постройки.

По внешнему виду храм соответствует всем канонам древнегреческой культовой архитектуры и представляет собой небольшое святилище, со всех сторон окруженное стройными рядами дорических колонн.

Внутри самого святилища колонны ионические, а прямо в центре храма возвышается одинокая коринфская колонна, назначение которой до сих пор остается неясным. Однако есть в этом сооружении и уникальные черты, например, нетрадиционная ориентация с севера на юг, которую можно объяснить особенностями окружающего ландшафта.

Также как и в знаменитом Парфеноне, в архитектуре храма применены законы оптических иллюзий, которые позволяют зданию смотреться более стройным и гармоничным.До сих пор ведутся споры о том, присутствовала ли в храме статуя самого Аполлона.

Те, кто за, утверждают, что она располагалась в южной части святилища, и лучи восходящего солнца эффектно освещали фигуру божества. Те, кто против, считают, что роль символа выполняла та самая, одиноко стоящая коринфская колонна.

Вместе с гибелью античной цивилизации, канули в Лету и ее боги, но этому храму удалось пережить все катаклизмы и довольно хорошо сохраниться до наших дней. Удаленность от основных культурных и торговых центров страны позволила ему избежать варварских разграблений, и о нем просто забыли на несколько веков.

Святилище было случайно обнаружено в середине XVIII века, а столетие спустя на его раскопках побывал великий русский живописец Карл Брюллов. Сейчас храм Аполлона в Бассах объявлен объектом Всемирного наследия и взят под защиту ЮНЕСКО.

Храм Аполлона в Дидимах

Малоазийский дублер дельфийского оракула, считался одним из крупнейших святилищ античного мира и представлял собой огромный комплекс зданий. Сейчас храм лежит в руинах, но археологические раскопки показали, что ранее он имел классическую форму с колоннадой вокруг главного помещения, где и располагался оракул.

Особенностью именно этого святилища являлось отсутствие крыши.

Такое необычное архитектурное решение было обусловлено тем, что Аполлон, по мнению местных почитателей, мог проникнуть внутрь в виде солнечного луча или теплого дождя.

К тому же, храм окружала священная роща и некоторые деревья росли даже в колоннаде. Так как рубить их было строго запрещено, храм остался без кровли, чтобы обеспечить все растениям постоянный приток солнечного света.

Храм Аполлона в Коринфе

Аполлон издревле считался покровителем этого, древнейшего греческого города, а потому, место для нового храма любимому божеству коринфяне выбирали долго и тщательно. Храм был возведен в самом центре города, на высоком холме, откуда открывается изумительный вид на город и побережье залива.

Святилище, построенное в традиционной для греков манере, отличалось богатой отделкой, все его колонны и перекрытия были покрыты яркой многоцветной росписью. Храм выглядел настолько эффектно, что его не тронули даже римляне, захватившие и полностью перестроившие весь остальной город. Однако, что не сделали люди, то довершила стихия.

Здание было разрушено в результате мощного землетрясения, полностью уничтожившего почти все античные постройки Коринфа. Сегодня от храма осталось только несколько полуразрушенных колонн, но именно они считаются главным символом города. Местные жители верят, что их божественный покровитель до сих пор охраняет Коринф, ведь у подножия погибшего храма все так же журчит священный источник.

Храм Аполлона в Сиракузах

Сицилийское святилище бога Аполлона имеет очень интересную, но драматичную историю. Храм, построенный в V в до н.э., обошли стороной варварские набеги и природные катаклизмы, но с окончанием античной эпохи, в его стенах поселились совершенно другие боги.

В начале нашей эры здесь размещалась христианская церковь, во времена арабского завоевания Сицилии, храм был переоборудован в мечеть, при норманнах древние стены были перестроены в соответствии с канонами романской архитектуры, а при испанском владычестве здание вообще служило помещением для солдат местного гарнизона. И только в середине XIX века, итальянский археолог Паоло Орси неожиданно обнаружил в стене ничем не примечательной военной казармы фрагменты древнего античного здания.

Разумеется, за долгие века от некогда величественного храма осталось лишь несколько каменных плит, но благодаря кропотливой работе археологов, удалось хотя бы примерно воссоздать внешний вид древнего святилища Аполлона. Более того, было установлено, что храм в Сиракузах послужил эталоном для возведения многих других храмов, не только на Сицилии, но и в самой Греции.

[Всего : 3    Средний: 3/5]

Источник: //krasoteurop.ru/xramy-apollona/

Вращающийся храм Аполлона Эпикурейского в Басcах

Храм Аполлона

Храм Аполлона в Бассах был воздвигнут в 5 веке до н.э. на месте намного более скромного святилища, которое вошло в состав архитектурного ансамбля нового строения.

Предание гласит, что возведение величественного храма стартовало после того, как спартанцы на пороге Пелопонесской войны разрушили Фигалию и выкрали статую Аполлона из небольшого святилища фигалийцев, расположенного в 13 км от города. Выжившие после трагедии горожане, однако, не пожелали мириться с таким положением дел.

Они обратились за советом к оракулу в Дельфах, жрецы которого поведали им волю Аполлона – выстроить для бога новый храм, и тогда Аполлон вновь возьмет жителей региона под свою защиту. Именно поэтому святилище и получилом название Аполлона Эпикурейского, т.е. Аполлона-спасителя.

Несмотря на свое удивительное оформление (о чем мы расскажем чуть позже), главной особенностью храма является его способность вращаться. Несмотря на далеко продвинувшуюся науку наших дней, сегодняшние ученые могут лишь строить догадки относительно этого явления, не в силах объяснить его с абсолютной точностью.

ОРИЕНТАЦИЯ

Начать, пожалуй, стоит с необычного направления святилища. Подавляющее большинство храмов того периода древние греки строили, ориентируя с запада на  восток. Однако, вопреки всем канонам, ориентацией нашего героя является север-юг.

Одним из объяснений необычной ориентации храма может послужить сама история возведения храма, ведь построен он был на базе старого святилища, с традиционной ориентацией запад-восток.

Включенный в целлу (главное помещение античного храма, в котором обычно стояла статуя божества и совершались обряды) нового храма Аполлона, она могла стать основной причиной, вынудившей Иктина нарушить устоявшиеся каноны.

ВРАЩЕНИЕ

Однако имеется и другая версия, в соответствии с которой подобная ориентация является не вынужденной, а целенаправленной. Дело в том, что фасад нового храма обращен к самой яркой звезде небосвода Сириусу, и это совсем не случайно.

В соответствии с легендами Сириус стал пристанищем бога Аполлона, но не навсегда. Придет время и Аполлон решит вернуться на Землю, а названный в его честь храм послужит божеству одновременно маяком и вратами.

Легенды легендами, но Сириус ежегодно изменяет свое расположение по отношению к планете Земля на 0, 502 градуса, а храм Аполлона при этом всегда (!) смотрит на свою путеводную звезду, ничуть не отклоняясь от заданной несколько сотен лет назад точки. Связано это с тем, что храм движется, каждый год вращаясь вокруг своей оси в юго-западном направлении на те же 0, 502 градуса. 

Фото с сайта  – www.diaforetiko.gr

Ученые до сих пор ломают голову над тем, как массивному строению, не снабженному каким-либо механизмом, удается перемещаться. Некоторые выдвигают версию о смещении земной коры, другие же ссылаются на гений древних греков, подкрепляя свое мнение определенными фактами.

Так, по версии последних, храм Аполлона расположен на уникальной платформе, позволяющей ему не только вращаться, но и делать это с удивительной точностью. Считается, что добиться такого впечатляющего результата стало возможно, во-первых, благодаря выверенному наклону строения, а во-вторых, из-за размещения слоя глины и морской гальки под основанием храма, которое позволяет ему скользить.

Для того чтобы обеспечить надежность движущейся конструкции, скользящую платформу жители античности создали из нескольких частей, скрепив их металлическими креплениями. Обнаруженный же под основанием святилища тунель, в свою очередь, удерживает ось храма.

АРХИТЕКТУРА

Восхищения храм Аполлона Эпикурейского достоин отнюдь не только благодаря своему удивительному свойству к вращению. Дизайн здания не менее впечатляющ.

Экстерьер храма выполнен из местного аркадского известняка, в то время как во внутреннем убранстве преобладает мрамор, точнее преобладал, поскольку многие скульптуры и барельефы ныне хранятся не на территории святилища и даже не в Греции.

Как и в случае с Акрополем в Афинах, бесценные сокровища храма входят в постоянную экспозицию Британского музея в Лондоне.

Главной архитектурной особенностью святилища является многогранность. Этот храм является самым ранним памятником Греции, в оформлении которого использовались сразу три древнегреческих архитектурных ордера – дорический, ионический и коринфский.

В частности, в дорическом гексастиле была выполнена внешняя колоннада, а львиную долю внутреннего убранства составляли ионические колонны вперемешку со скульптурами, включая статую бога Аполлона.

Наряду с этим в целле храма располагалась и одна единственная коринфская колонна, хотя бытует также версия, что коринфских колонн здесь было несколько. 

Интересна и другая гипотеза, по которой коринфская колонна была всего одна, но являлась чуть ли не основной составляющей храма, поскольку выступала аналогом статуи самого Аполлона, которой в новом храме никогда не было.

Некоторые ученые полагают, что сочетание всех  трех древнегреческих ордеров в архитектуре – это не причуда Иктина, а результат социально-экономических изменений, которые переживала Античная Греция.

Усиление торговых связей между различными уголками Древней Эллады привело к постепенному разрушению  классической замкнутой модели городов-государств и усилению «глобализации» на греческих территориях.

Эти изменения стали основоположниками слияния культуры греческих полисов, и работа Иктина – лишнее тому подтверждение. 

Впрочем, Иктин был настоящим новатором и во многом опередил свое время. Помимо сочетания, как казалось в те времена, несочетаемых стилей, он стал автором целого ряда других нововведений, которые совершенно не связаны с изменениями в укладе жизни Греции.

К примеру, древнегреческий зодчий использовал в своих работах оптические хитрости – как и в акропольском Парфеноне пол храма Аполлона в Бассах является искривленным.

Здесь также было реализовано асимметричное оформление интерьера в целом, а главной необычностью планировки стало боковое местоположение статуи Аполлона.

Кстати, причиной того, что статуя лучезарного бога нарушала симметрию святилища, располагавшись сбоку целлы, имела вполне логическое объяснение. Иктин специально разместил ее в этом месте прямо напротив бокового входа, чтобы лик олицетворявшего солнце Аполлона освещался первыми лучами восходящего небесного светила.  

Под конец хотим отметить, что в отличие от прочих известных творений Иктина затерянный в горах храм Аполлона Эпикурейского довольно долгое время не привлекал к себе внимания – археологи взялись за раскопки и изучение памятника древности лишь в 18-19 веках. И в этом его плюс для нас с вами, поскольку, будучи скрытым от людских глаз, он великолепно сохранился, хотя, к сожалению, и не смог уберечь часть своих сокровищ от Британского музея.

Источник: //www.ilovegreece.ru/blog/point-of-view/vrashhajushhijsja-hram-apollona-jepikurejskogo-v-bascah

Храм Аполлона в Дельфах

Храм Аполлона

На живописных склонах горы Парнас расстелились Дельфы – город Греции, пропитанный древней историей и загадками. Располагается это место на возвышенности, 700 метров над морем, по направлению в юго-западную часть страны. Название «Дельфы» греческого происхождения, означающее – «лоно», «матка», «утроба». Этот город считался священным и являлся религиозным центром Эллады.

Прикосновение к истории

По приданию Зевс с разных концов планеты отправил двух орлов, и их встреча состоялась на пифийской скале. Это означало то, что здесь находился центр Земли, который был под охраной двух Горгон.

Когда-то часть Дельф была во владениях Геи, но позже она подарила ее Фемиде. А богиня правосудия отдала ее Аполлону.

Именно храм Аполлона стал наиболее известен во всём мире и не только, своей великолепной архитектурой, но и загадочным дельфийским оракулом, располагающимся в нём.

Храм Аполлона построили в 366-339 годах до н. э. Но за время существования он многократно преображал свой вид и перестраивался, по меньшей мере, пять раз.

Самая первая постройка была датируема 548-547 годом, сделана из ветвей лавра и по внешнему виду напоминала просто хижину. Вторая создавалась из воска и перьев. Третий храм создавался из меди.

А уже четвёртый – из камня, но он был погублен огнём во времена архонства. После, на этом месте, амфиктионами был возведён новый храм, а строителем стал коринфянин Спинфар.

Параметры Храма Аполлона

Храм в Дельфах имел 60,3 метра в длину и 23,8 метров в ширину. По всему периметру он был окружён колонами. В длину располагались по 15 колон с каждой стороны, а в ширину по 6. Эта классическая древняя архитектура Греции, применяемая для возведения мест служения.

Назывался этот вид построек – периптера. То есть та, которая окружена колонами. Великолепные белые стены храма уходили в синеву небес, а на их фронтальных частях величественно восседали фигуры богов, выполненные из мрамора и известняка: Артемида, Лето, Дионис, Ника, Гелиос и, конечно, Аполлон.

Художественные барельефы служили декором для храма. На восходе солнца находился вход в святилище. На входе стоял алтарь из белых плит мрамора. Изнутри, основное храмовое помещение – наос, разделено двумя рядами колон на три составляющие.

С западной стороны, в стене существовала дверь, ведущая в святилище – адитон. Адитон являлся центром храма, и всё здание давало впечатление великолепного убранства, созданного непосредственно для него. Это святилище украшали статуя Аполлона, лавровое дерево и триножник, который высился над расщелиной скалы, через которую выходили ядовитые газы из недр земли.

Мифы и Легенды, связанные с храмом

Здесь же располагался известнейший дельфийский оракул. Тайна за семью печатями для непосвящённых. В адитон имелf право зайти только Пифия – жрица, которая давала пророчества и ответы, на вопросы, получаемые от самого Аполлона во время транса.

Дельфийский оракул имел огромное воздействие на социально-политическую жизнь. Сюда стекались цари, полководцы, торговцы, крестьяне и многие другие люди, с желанием получить ответ. Перед тем, как попасть в храм, каждый паломник должен был искупаться в водах Кастальского источника (к слову сказать, он существует и сегодня).

По сей день учёные не опровергают существование оракула, так как находят подтверждения о его существовании на протяжении многих столетий. По историческим данным закат дельфийского оракула наступил с приходом христианства в Грецию, когда император Феодосий запретил его деятельность.

Но и сегодня тысячи туристов стекаются к храму Аполлона, чтобы прикоснуться к тайнам того времени и, может быть, хотя бы мысленно, получить ответ на интересующий их вопрос. Сейчас добраться до этого памятника истории не составляет труда, в каждом экскурсионном бюро он внесён в предлагаемые маршруты, так как оставляет незабываемые чувства и яркие впечатления.

Если вам нравится древняя античная архитектура, отправляйтесь на Кипр или на курорты Турции. Кстати, множество древних памяток архитектуры можно так же увидеть в Сербии.

Как добраться

Увидеть Дельфы можно и самостоятельно, рейсовые автобусы ходят каждые 2-3 часа из автовокзала Ктел Лиосион, что в Афинах, и занимает эта поездка около 3-х часов.

Храм Аполлона – это место, которое стоит посетить всем, кто путешествует по Греции, потому что там, ещё сохранилась тонкая и магическая атмосфера древней Эллады, о которой так много написано в книгах.

Кроме того, природа Дельф просто предназначена для того, чтобы ласкать взгляд и радовать душу.

Адрес автовокзала: Liosion 260, 104 45 AThina.
Расписание автобусов можно посмотреть тут: //www.ktel-fokidas.gr/index.php/en/delfi

Для путешествия в Дельфы Вам понадобится виза в Грецию, так что позаботьтесь об этом заранее. Если Вы планируете добираться до этого города на машине, Вам понадобятся международные права.

Источник: //euro-travels.org/hram-apollona-v-delfah/

Храм Аполлона

Храм Аполлона

Необходимо сказать, что мифического мужчину Аполлона уважали не только в древней Элладе, где в его честь сооружены три храма (в Коринфе, Дельфах и Басах). Еще был собор в Италии (Помпея) и на турецком полуострове Сида. От большинства остались одни развалины, но лучше всех выглядит храм в Басах.

Храм Аполлона в Коринфе

Кто же он такой – Аполлон?

В античной мифологии Аполлон – бог солнечного света, а его сестра Артемида – богиня Луны. Храмы в их честь возводились в паре. Во многих странах солнце олицетворялось с жизнью. Поэтому в честь него во времена язычества (многобожия) придумано множество богов, божеств и прочих идолов. В Древнем Египте их было около десятка.

В Греции Аполлону приписывалось покровительство городу Коринфу, искусству, музам, предсказателям, врачевателям, переселенцам и еще многое другое.

Аполлон и нимфы. Скульптура 17 века

Храм Аполлона в Коринфе

Если жители Коринфа (города и перешейка на полуострове Пелопоннес) сами придумали этого бога в свои покровители, тогда строительство здесь храма в его честь оправдано. Святилище возвели в 6-м столетии до нашей эры. Причем на месте, где ранее уже было подобное сооружение. Новое — более величественное, чем прежде.

Вполне закономерный вопрос: использовали в этом храме колонны коринфского ордера?

До этого были известны два: дорический и ионический. Местный архитектор Калимах изобрел свой ордер, назвав его девичьим. Поскольку предыдущие назывались еще мужским и женским — по некоторым особенностям их архитектуры. Исследователи антики с уверенностью ответят на поставленный вопрос: нет. Впервые колонны коринфского ордера установили на Храме Аполлона в Басах.

Колонны и фундамент Коринфского храма

Часть отличий колонн всех трех ордеров видна лишь зодчим. Больше всего различий по капители. Это вершина колонны, на которую кладется перемычка. Все создатели ордеров показывали свое мастерство именно в капителях.

Наиболее эффектна она на коринфских столбах.

Этот ордер использовался чаще других, например, при строительстве Храма Зевса Олимпийского и библиотеки Адриана в Афинах, на римском театре в Бейт Шеане (Скифополь) и многих других.

Коринфский Храм Аполлона сегодня предстает перед взорами туристов лишь прочным фундаментом, покоящимся на скальном основании. Он не дал ни одной трещины.

Но главный артефакт – семь сохранившихся колонн с некоторыми перемычками. Копия идентична с предыдущей постройкой: пятнадцать колонн с каждой длинной стороны и по шесть с короткой.

Полный эскиз храма можно рассмотреть в городском музее.

План Храма Аполлона в Коринфе

Если таково прочное основание, почему же рухнул массивный храм на Коринфском перешейке? У всех античных построек были два врага: землетрясения и войны. Эта культовая постройка разрушена римским полководцем Муммием, разорившим дотла и город. Где еще находится Храм Аполлона?

Бог теперь под крышей

Символ мифического бога соорудили на горе высотой 1130 метров в провинции Мессении (современная Эллада).

Аполлону, названному здесь Эпикурейским (по-гречески — Спаситель), люди приписывали свое спасение от страшной чумы.

Постоянные войны на Пелопоннесе, куда вторгались полчища завоевателей со всех сторон Средиземноморья, приносили заразу. Спарта где-то воевала, возвращалась домой с тем же.

Храм Аполлона в Бассах

Этот храм чуть «моложе» Коринфского – на сто лет. Зодчий Иктин до этого сооружал Храм Парфенона в Афинах. Здесь он поступил эклектически — соединил части архаики и классики зодчества.

Как и в Коринфе, Аполлон ставился здесь не на пустом месте, а на таком же разрушенном в период 600 – 400 годов до нашей эры храме. По времени строительство растянулось, и археологи установили применение изделий, материалов с разницей их появления в более чем век: керамика, защита крыши.

Храм аполлона Эпикурейского в Бассах. Картина 1821 года

Басский храм сохранился лучше других аполлоновских святилищ, поскольку находился на отдалении от бунтующих территорий, кроме Спарты. Его руины обнаружил французский архитектор в 1765 году. Расчистка его велась в следующем столетии.

Предполагают, что выдержать канон не давала поверхность склона горы. Скорее всего, новая постройка святилища как колпаком накрыла небольшой храм с такой же ориентацией в пространстве. В нем было то же количество колонн по периметру (перипетру), что и в Коринфе – сорок две.

Колонны храма под тентом

Известняк привозили на стройку из Аркадии. Часть отделки нарезали в мраморной каменоломне. Зодчий применил здесь ту же хитрость, что и в Парфеноне, – создал иллюзию искривления пола.

Из храма исчезла статуя Аполлона Эпикурейского. Она стояла внутри храма так, что первые лучи солнца освещали ее.

Вроде бы была увезена в открытый город на Пелопоннесе – Мегалополис, но где она сейчас, непонятно.

Мегалополис простоял два века и был разрушен до руин.

Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах взяла под опеку международная организация ЮНЕСКО. Она внесла этот храм в список Всемирного наследия. По инициативе ЮНЕСКО над остатками святилища натянут тент для защиты от осадков.

«Сын» сменил «отца»

На территории Греции можно увидеть остатки еще одного Храма Аполлона, но уже Пифийского. Правда, не «отца», а его «сына» Дельфа.

Храм Аполлона Пифийского в Дельфах

Вокруг этого храма много античных руин. Например, мраморный амфитеатр словесности.

Ораторству здесь обучались многие греки, в том числе и Цицерон. Его восстановление – уникальное, как будто бы вчера положили плиты. Рядом с ним проводились Пифийские игры.

Античный заповедник Дельфы тоже включен в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В нем находится Храм Аполлона Пифийского, стадион и другие исторические памятники архитектуры.

И у турок есть свой аполлон

В Сиде, на берегу моря, давным-давно возведены два храма. Тот, что справа, посвящен Аполлону, который слева — Артемиде. Оба мифические божества считались покровителями турецкого полиса.

Храм Аполлона в Сиде. Турция

Основание постройки копирует греческие варианты – вытянутый перипетр почти таких же размеров, как и эллинские культовые сооружения. Но девятиметровых колонн с коринфскими парапетами гораздо больше в рядах. Уцелели лишь несколько колонн, их отреставрировали и поставили на место.

Пифия. Жрица-прорицательница

Есть сведения, что Пифия – жрица-прорицательница в Храме Аполлона находилась в Дельфах. Ее выбирали из низшего класса. Кто-то из разряда болгарской Ванги. Они давали ответы на прогноз будущего. Пифия произносила бессвязные слова, которые затем толковались жрецами, как кому вздумается.

Коринф на карте Греции

Источник: //travels.co.ua/rus/greece/central/chram-apollona.html

Храм Аполлона

Храм Аполлона

Спустя множество веков, под слоем вулканического пепла был обнаружен старый город.

Помпеи – музей под голубым небом Италии, хранящий в себе тайны тысячелетий: именно там находится Храм Аполлона – древнейшее религиозное сооружение Средневековья.

Его возведение датируется 6-м веком до рождения Христа (из-за архитектурного исполнения), хотя историческое месторасположение постройки располагает к мыслям, что здание могло появиться лишь во 2-м веке до нашей эры.

В 62 году до нашей эры город потрясло землетрясение, которое стерло с лица земли первоначальный вид архитектуры. А после извержения вулкана Везувия, произошедшего в 79 году до Рождества Христова, Помпеи вместе с его жителями были погребены под слоем лавы, и город исчез навсегда.

Архитектурное разнообразие The Temple of Apollo

Дорический Храм Аполлона характеризуется разнообразием стилей, в которых он выполнен. А именно совокупность древнегреческого ионического ордера и дорического римского.

Высокая трибуна с прилегающей лестницей или колоннада, окружающая святилище, – принадлежащие греческой архитектуре элементы, в то время как остальным фрагментам здания присущи итальянские пропорции. Портик имеет 48 ионических колонн, которые располагаются по периметру храма.

Алтарь у подножия лестницы датируется 1 веком до Рождества Христова, а сверху колонны размещены солнечные часы, которые, предположительно, использовались в период правления первого римского императора Калигулы (44 год до нашей эры). Надпись на колонне с часами оповещает о том, что она построена из фригийского мрамора благодаря финансовым вложениям двух дуумвиров – Эрениуса и Сепуниуса (4 век до нашей эры).

Есть исторические данные, свидетельствующие о поклонении в Храме Аполлона и другим богам. Например, Диане – охотнице, бюст которой установлен недалеко от статуи самого Феба. А у некоторых историков есть мнение, что в этом храме также почитали Меркурия, покровителя торговли.

Описание Храма Аполлона

Оказавшись в святилище, экскурсант может лицезреть дворик, на котором проросла трава. Вдали можно рассмотреть массивный силуэт смертоносного Везувия.

На фоне этого вулкана в глубине двора возносится подиум храма Аполлона, с которого поднимается крутая лестница, изготовленная из белого травертина (известнякового камня). Целла – самое священное место в храме.

Она располагается на высоком пьедестале, а ее пол выполнен из цветных ромбовидных камней, создающих иллюзию кубов в перспективе.

На подиуме сохранились обломки колонн и стен входного портика. Коринфских антамблентов у фасада первоначально насчитывалось шесть, но до теперешнего дня полностью сохранились только двое, стоящие в противоположных углах подиума.

Между колонн на постаментах в Храме Аполлона расположены статуя Аполлона Стреловержца в полный рост и бюст его сестры Дианы (греч. Артемида), вылитые из бронзы. Близнецы запечатлены в позе стрелков и, скорее всего, были скульптурной композицией.

Согласно мифу, Артемида и Аполлон поразили всех дочерей и сыновей Ниобы своими смертоносными стрелами за то, что она посмела обидеть их мать Лето, насмехавшись над ней потому, что та имела всего лишь двоих детей.

В отличие от своего бронзового брата, у Дианы полностью сохранились глаза, изготовленные из мрамора, обсидиана, стекла и меди. Такое разнообразие материала дает им большую реалистичность.

Сейчас на месте раскопок установлены копии, а оригинальные скульптуры можно посмотреть в неаполитанском музее. На сегодняшний день на экскурсии есть возможность увидеть всего три четверти древних построек. Оставшиеся участки площади не исследуются по причине участившихся землетрясений.

Экскурсия в Помпеи: как добраться к Храму Аполлона

Помпеи является одним из самых популярных археологических памяток. Этот старинный город собирает туристов со всех уголков земного шара. Отправиться в Помпеи вы можете из Рима. Древний город находится на расстоянии 28 километров от Неаполя, и добраться туда несложно:

  1. Поездом, который ходит с интервалом 1-2 раза в час. Главное, стоит учесть популярность маршрута Неаполь-Рим и приобрести билеты заблаговременно (онлайн).
  2. В Неаполе следует сделать пересадку на электричку «Circumvesuviana» до Сорренто. Они ходят каждые 30 минут, поэтому долго ждать не придется.
  3. От станции до места раскопок необходимо пройтись пешком несколько сотен метров – и вы в Помпеях.

В случае, когда транспортная развязка не располагает комфортом, намного удобнее будет заказать экскурсию с предусмотренным транспортом или трансфер, которые облегчат долговременную поездку под палящим солнцем. Но стоит обратить внимание на то, что русскоязычных экскурсий в разы меньше, нежели англоязычных, поэтому, если вы не владеете международным языком, отнеситесь к их выбору более внимательно.

Источник: //excursiana.com/pompei/sight/hram-apollona-v-pompeyah

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.