Волго-Донской канал

Содержание

Волго-Донской канал (Волго-Дон) – круизы, шлюзы и гидроузлы, характеристики и карта

Волго-Донской канал

Волго-Донской канал имени В.И. Ленина соединяет Волгу с рекой Дон в том месте, где они максимально приближаются друг к другу. Волго-Донской канал является звеном Единой глубоководной транспортной системы Европейской части России.

Длина Волго-Дона небольшая – 101 км, но несмотря на это для экономики он имеет уникальное значение: по нему из Азовского и Черного моря по рекам, каналам и озерам можно попасть в Каспийское, Балтийское и Белое моря.

Канал был построен за небывало короткий срок – всего за 3,5 года.

Волго-Донской канал является частью Волго-Донского водного пути, проходящего от Волгограда до Азовского моря и включающего также внутренние водные пути, проходящие по Цимлянскому водохранилищу и реке Дон.

Круизы по Волго-Донскому каналу

Туристические фирмы Москвы, а также других городов организуют круизы до казачьей столицы – Ростова-на-Дону. Также выполняются круизы до городов Ейск и Таганрог, находящихся на Азовском море.

Маршруты этих путешествий проходят через Волго-Донской канал и туристы могут ознакомиться с этим важным гидротехническим сооружением.

Основные характеристики

  • Протяженность – 101 км, в том числе 45 км приходится на Варваровское, Береславское и Карповское водохранилища
  • Три насосных станции –  Карповская, Мариновская и Варваровская
  • Наименьшая глубина – 4,5 метра
  • Количество шлюзов – 13.

Волго-Донской канал – описание

Канал начинается на Волге, в долине ее притока, реки Сарепты, и проходит вдоль подножия возвышенности Ергени. Это место в Сарептском затоне прикрыто от основного русла реки островом и тем самым защищено от штормов, течений и ледохода.

Суда, идущие по каналу из Волги в Дон поднимаются по Волжской лестнице высотой 88 метров, состоящей из 9 однокамерных однониточных шлюзов, а затем спускаются по Донской шлюзовой лестнице высотой 44 метра, имеющей 4 таких же шлюза.

Расстояние между шлюзами на Волжском склоне – от 700 метров, на Донском – до 7 км. Каждый из шлюзов имеет размеры 145 на 18 метров. На проход по каналу суда затрачивают 10-12 часов.

Архитектурно оформлены в большей степени главные участки трассы, это входные узлы, а также строения на водоразделе – шлюзы № 1 и 13, 9 и 10. Остальные шлюзы как Волжского, так и Донского склонов канала в архитектурном отношении не являются узловыми и поэтому оформление этих шлюзов выполнено более просто по единой технологической схеме.

Волго-Донской канал – Волжский склон

Первые три шлюза расположены на территории Волгограда. На входе в канал установлен маяк высотой 26 метров, созданный по проекту архитектора Рината Якупова.

Маяк увенчан легкой колоннадой и украшен чугунными рострами в виде носовых частей старинных судов.

На одной из стен маяка выполнена надпись: «Слава доблестным морякам Волжской военной флотилии, героически защищавшим Царицын в 1918–1919 гг., Сталинграда – в 1942–1943гг.»

На входе в шлюз № 1 построена парадная триумфальная арка высотой 40 метров, которая не только является украшением, но и выполняет важную роль – внутри ее расположен механизм управления первым шлюзом.

Рядом, со стороны Волги, можно увидеть огромную скульптуру В.И. Ленина, который стоит, небрежно засунув одну руку в карман брюк, а взгляд вождя направлен на стремительные воды Волги. Этот монумент, общая высота которого составляет 57 метров, занесен в книгу рекордов Гиннеса, как один из самых высоких монументов, посвященных реально жившему человеку.

Следует отметить, что ранее на этом месте возвышался памятник Сталину, выполненный из самородной меди, а через несколько лет он был заменен на скульптуру В.И. Ленина.

При сооружении почти всех шлюзов канала строителям приходилось вести напряженную борьбу с грунтовыми водами. Стены выемок сочились и оползали, особенно сложными были условия в районе третьего шлюза, где постоянно гулял сильный ветер с пылью или снегом, а во время войны находился противотанковый ров.

Работам мешали оползни, кроме того, в результате паводка весной 1951 года был затоплен котлован. Но вопреки всем невзгодам строительство проходило в намеченные сроки.

Первые три шлюза Волго-Донского канала поднимают (опускают) суда на 30 метров.

Чапурниковская лестница

Через 7 км от шлюза № 3 расположена так называемая Чапурниковская лестница – это участок длиной 9 км, на котором суда поднимаются по шести шлюзам (с №4 по №9) на высоту 50 метров. Архитектурное оформление шлюза №4 посвящено Великой Отечественной войне.

Сразу за четвертым шлюзом канал делает крутой поворот направо. Дело в том, что на этом участке находится возвышенность и, чтобы избежать большого объема земляных работ, было решено проложить трассу в обход ее.

Во время Гражданской войны в районе между шлюзами № 7 и № 8 проходили сражения, в память об этих событиях на стене шлюза № 8 установлена мемориальная доска.

Далее канал выходит в долину реки Червленой, а затем к шлюзу №9, башни которого у верхних ворот украшены ротондами.

После девятого шлюза суда попадают на самую вершину канала, на высоту 88 метров над уровнем Волги. Затем начинается водораздел, на создание которого пришлась треть всех земляных работ, выполненных при строительстве Волго-Дона.

Для справки: на строительстве канала работали шагающие экскаваторы ЭШ 14/65, которые за время стройки вырыли 3 миллиона куб. метров грунта, а обслуживались эти землеройные машины всего 120-150 рабочими.

Водораздельный канал

После Чапурниковской лестницы начинается водораздельный канал, по которому суда направляются к Варваровскому водохранилищу.

В этом месте на обоих берегах можно увидеть два здания, под которыми в нишах скрыты выдвигающиеся створки ремонтно-заградительных ворот.

При необходимости они смыкаются в русле и отделяют весь Волжский склон от водораздела. Необходимый участок осушается и при необходимости производится его ремонт.

Далее водораздельный канал постепенно расширяется, пересекая местами прежнее русло реки Червленной и через 30 км суда выходят к Варваровскому водохранилищу, которое питает водой весь Волжский склон.

На Варваровском водохранилище проводятся фестивали экстремально-водных видов спорта – виндсерфинг, кайтсерфинг и вейкбординг. Отсюда начинается спуск к Дону и Цимлянскому морю.

Донской спуск

К сооружениям Донского спуска относятся Варваровское и Береславское водохранилища, они расположены рядом, а также крупнейшее в каскаде Карповское водохранилище, его длина составляет 15 км, а площадь 42 кв. км, Кроме того, здесь расположены три насосных станции и шлюзы №10 – №13.

Интересно, что на Волжском склоне движение теплоходов по шлюзам совпадает с направлением воды, а со стороны Дона на отдельных участках эти пути раздельные.

Чтобы питать Волжский склон, из Цимлянского моря насосная станция подает воду вверх, за плотину Карповского водохранилища. Далее по особому подводящему каналу в обход шлюзов №11 №12 вода идет ко второй насосной станции, которая перекачивает ее еще выше, в Береславское водохранилище.

Наконец, третья насосная станция поднимает воду в водораздельное Варваровское водохранилище. То есть питание водораздельного канала выполняется с помощью Карповской, Мариновской и Варваровской насосных станций, последовательно поднимающих воду из Дона в водораздельный бьеф канала.

Шлюз №10, первый в Донском спуске расположен перед коротким каналом, соединяющим два водохранилища – Варваровское и Береславское. Рядом с ним на берегу установлены памятники героям Гражданской войны Александру Пархоменко, Федору Сергееву (революционер подписывался как Артем Сергеев) и Николаю Рудневу.

Последний шлюз №13, как и первый, оформлен триумфальной аркой, украшенной в честь доблестных героев Великой Отечественной войны. На ней написано: «Слава нашей великой Родине»

Этот шлюз является входным со стороны Дона. Стены арки и всех сооружений трассы облицованы так называемой каменной штукатуркой, изготовленной на белом цементе с добавлением мраморной крошки. На барельефах главного фасада арки, обращенного к Дону, изображены воины Советской Армии – пехотинцы, конники и танкисты.

При выходе из последнего тринадцатого шлюза, в поселке Пятиморск установлен 16-метровый монумент «Соединение фронтов», выполненный скульптором Евгением Викторовичем Вучетичем, автором ансамбля Мамаев курган.

В этом месте 23 ноября 1942 года соединились войска Сталинградского и Юго-Западного фронтов, и 330 тысячная группировка немецко-фашистских войск под Сталинградом была окружена.

Скульптурная композиция схожа с ансамблем Мамаева Кургана: здесь также монумент стоит на возвышенности и к его подножию ведет длинная лестница.

Из истории

Попытки исправить «ошибку» природы и соединить две великие реки стали предприниматься еще с XVI века:

  • В 1569 году турецкий султан Селим II послал 22 тысячи своих солдат, чтобы соединить Волгу и Дон. Однако, спустя год, работы были прекращены, поскольку строители сознались, что даже за 100 лет весь турецкий народ не смог бы выкопать этот канал. До сих пор сохранились следы той стройки – глубокая канава, названная турецким валом
  • Через 130 лет Петр Первый также предпринял попытку построить канал в районе города Петров вал. Работы велись под руководством немецкого специалиста Иоганна Бреккеля, который быстро понял, что идея не осуществима и сбежал из России, украв все выделенные на строительство деньги. Затем работами руководил английский инженер Перри и канал был частично построен, но завершить строительство помешала начавшаяся Северная война.

В течение следующих двух столетий было разработано около 30 проектов, но их внедрению мешало сопротивление владельцев частных железных дорог. К тому же, согласно этим разработкам, эксплуатироваться канал мог только в период весеннего половодья, когда русла рек полноводны. Для реализации проекта необходима была глобальная реконструкция рек, которая в то время была еще невозможна.

Проект строительства Волго-Донского канала был разработан в 30-х годах XX века, но его реализации помешала начавшаяся Великая Отечественная война.

Вопрос о строительстве канала был вновь рассмотрен сразу после Сталинградской битвы в 1943 году. Была утверждена схема трассы и в 1948 году начались земляные работы. Строительство велось под руководством опытного гидростроителя Сергея Яковлевича Жука, руководившего ранее созданием Беломоро-Балтийского канала и канала Москва-Волга.

О темпах стройки говорит такой факт: каждые 8 минут сюда приходил состав из 60 вагонов, груженных цементом, металлом и лесом. По воспоминаниям очевидцев, ручной труд здесь использовался мало, в основном все работы были механизированы, впервые был применен шагающий экскаватор.

Для работы привлекали рабочих со всей страны, приглашались и студенты. Кроме того, здесь трудились пленные немецкие солдаты и заключенные.

Заключенных, среди которых были уголовники и политические, называли заключенными красноармейцами, сокращенно З/К, откуда и появилось слово зэк.

Многие уголовники работали с большим энтузиазмом, поскольку год работы на канале засчитывался за два – три, что не распространялось на политических заключенных.

За время стройки только из работавших на Цимлянском водохранилище было освобождено 26000 заключенных.

А всего из всех досрочно освобожденных 3000 строителей получили награды, в том числе 15 человек – Орден Трудового Красного Знамени.

1 июня 1952 года по каналу пошли первые суда, а 7 июня прошел первый пассажирский теплоход «Сергей Киров». 10 июля каналу было присвоено имя В. И. Ленина.

Цимлянский гидроузел

Цимлянский гидроузел является частью Волго-Донского пути, в его состав входят:

  • Здание гидроэлектростанции с бетонной водосливной плотиной и рыбоподъемником
  • Земляная плотина протяженностью 12,75 км
  • Судоходные шлюзы № 14 и № 15, расположенные в городе Волгодонске и соединяющие Цимлянское водохранилище и Дон в обход плотины. Перед шлюзом №14 установлен монумент в честь соединения пяти морей – это ступенчатый постамент со скульптурными изображениями носовых частей кораблей
  • Водохранилище, являющееся одним из крупнейших в России, максимальная его ширина – 38 км, а глубина – 30 метров
  • Порт и лесобаза, головное сооружение Донского магистрального канала
  • Мосты, дороги и эксплуатационные поселки

Волго-Донской канал является важной водной транспортной артерией, обеспечивающей прямые бесперевалочные рейсы из Волги в Азово-Черноморский бассейн. В условиях роста грузопотока возникают простои грузовых судов. Решением этой проблемы может стать строительство второй нитки Волго-Донского канала.

Источник: https://www.locman.net/volgodon.htm

Волго-Донской судоходный канал. Шлюзование. Отзыв о путешествии

Волго-Донской канал

Волго-Донской судоходный канал имени Ленина.

Вы знаете, что это такое и где находится? Уверена, сейчас многие скажут: «Ну, если Волго-Донской – значит где-то возле Дона и Волги» А поточнее? Совсем недавно в нашей стране (в СССР) не было ни одного человека, который не знал бы все о Волго-Донском канале, боюсь, что сейчас это совсем не так.

Я помогу тем, кто не знает и хочет узнать о нем. Кроме этого, я постараюсь показать, как же происходит это самое «шлюзование». Давно известно, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (прочитать)». Очень надеюсь, что вам будет интересно.

Итак, начнем! Волго-Донской канал берет свое начало в самом южном районе города Волгограда (Красноармейском) и заканчивается около поселка Пятиморск, в 7 км от города Калач-на-Дону. Длина канала – 101 км, глубина канала – 3,5 м. Канал питается донской водой.

Перепад высоты между Волгой и Доном (Цимлянское водохранилище) – 44 метра. Но здесь надо учесть, что местность, по которой проходит канал, имеет сложный рельеф. Чтобы подняться или опустится на нужную высоту, было построено 13 шлюзов: первый находится в Волгограде, тринадцатый в Пятиморске.

Каждый шлюз имеет длину 145 метров и ширину 18 метров. Суда проходят канал за 10-12 часов.

Волго-Донской канал был построен за рекордный срок – всего четыре с половиной года. 31 мая 1952 года произошло знаменательное историческое событие: соединение вод Дона и Волги. На следующий день началось движение судов по каналу.

фото из интернета

Безусловно, решающая роль здесь принадлежит тому факту, что в строительстве Волго-Донского канала принимала участие вся огромная наша страна. Кроме этого, использовалась практически бесплатная рабочая сила: пленные и заключенные.

Но объем выполненных работ огромен, потому что строился не только сам канал, но и другие объекты: шесть поселков для строителей канала, созданы три водохранилища, множество (около ста) гидротехнических сооружений (насосные станции, шлюзы, плотины, дамбы и др).

Дополнительно, для обеспечения на реке Дон регулярного судоходства, была возведена Цимлянская ГЭС и создано Цимлянское водохранилище.

Можно сравнить:

Суэцкий – морской, судоходный бесшлюзовой канал (длина около 161 км) строился чуть более десяти лет (1859-1869).

Панамский канал – судоходный шлюзовой (всего три шлюза), длиной 81км, строился почти 16 лет (1904-1920).

Беломорско–Балтийский канал (19 шлюзов), общая длина 227 км, из них всего 37 километров – искусственные пути. Он строился всего 20 месяцев (конец 1930-1933). История его строительства – трагична из-за огромных человеческих потерь, на этой великой стройке впервые использовался труд заключенных. Но это совсем другая история. Давайте вернемся к Волго-Донскому каналу.

Пятиморск

Пятиморск – это не город, а поселок. Основан в 1952 году. В нем живут люди, работающие на объектах Карповского гидроузла, обслуживающие шлюзы канала.

Пятиморск получил свое название из-за того, что стоит на берегу Волго-Донского судоходного канала имени Ленина, который объединил водные пути к пяти морям. Это – Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское и Белое.

Поселок расположен в 70 километрах от Волгограда и в 7 километрах от города Калач-на-Дону.

В нем много интересных, достойных внимания достопримечательностей: музей Волго-Донского канала, памятник Ленину, стоящий на центральной площади (автор Евгений Вучетич), монумент «Соединение фронтов» (автор Евгений Вучетич).

Кроме того, в поселке есть удивительное место: Парк истории Государства Российского, в нем можно увидеть историческую часть – аллеи, в которых множество памятников знаменитым людям нашей страны; Парк Победы; аллея Детства; аллея влюбленных.

музей

памятник Ленину

монумент «Соединение фронтов»

парк истории Государства Российского

На аллее Детства размещены скульптурные композиции, посвященные героям русских сказок и советских мультфильмов. Здесь можно увидеть Мальвину, Бабу-Ягу, Емелю на печи, Чебурашку, почтальона Печкина, доктора Айболита, посидеть на одной скамейке с Зайцем и Волком. Само собой разумеется, счастью и восторгу у детей не было предела, увести их от такого великолепия практически невозможно,

аллея Детства

За скульптурой «Ромео и Джульетта» есть беседка для отдыха в форме сердца.

аллея Любви

Но правде говоря, отдыхать было некогда. На знакомство с парком нам отводился всего час. Это очень мало. В этом замечательном месте есть на что посмотреть.

И если вы когда-нибудь будете проезжать мимо Пятиморска, мой совет, заезжайте в поселок. Не пожалеете. А уж если с вами будут дети, для них побывать на аллее Детства, будет драгоценным подарком.

Даже взрослые (всех возрастов), с удовольствием фотографируются с каждым сказочным героем. Что уж тут говорить о детях!

Немаловажно и то, что совсем рядом с парком истории Государства Российского находится пляж. Там можно перекусить, побродить по берегу покрытому зелеными водорослями (во время «цветения» воды). Кстати, водоросли очень приятные: не скользкие и противные, не имеют никакого запаха, не пачкают одежду. Даже говорят, что они полезные. Желающие могут позагорать и искупаться. Недалеко есть туалет.

пляж

водоросли в воде

На окраине Пятиморска находится еще одна достопримечательность этого маленького городка – последний шлюз на пути из Волги в Дон. Это шлюз номер тринадцать.

У первого и тринадцатого шлюза построены триумфальные арки и маяки. Они одинаковые в начале и в конце канала. Маяки имеют высоту 26 метров, и украшены чугунными рострами.

На одной из стен маяка на входе в канал (в Волгограде) – надпись: «Слава доблестным морякам Волжской военной флотилии, героически защищавшим Царицын в 1918-1919гг, Сталинград – в 1942-1943гг»

маяк в конце канала за тринадцатым шлюзом

маяк в начале канала у первого шлюза

Путь из Волги в Дон

Шлюз – это гидротехническое сооружение в судоходных каналах для перемещения судов по водным путям с различными уровнями воды в них.

Шлюзование – это процесс прохода судна через шлюз.

Я не буду здесь описывать техническое устройство шлюзов, (при желании его можно найти в интернете) постараюсь, как можно более подробно показать, как же происходит шлюзование.

Канал работает круглосуточно, суда проходят по расписанию, в строгой очередности и по специальным правилам. Наш теплоход был включен в расписание и должен был в назначенное время подойти к шлюзу.

Мы зашли в шлюз сразу после встречного судна. Это видно на фото.

встречное судно на выходе из шлюза

Сам процесс шлюзования нашего теплохода занял 17 минут, и что самое интересное, оба раза было одинаковое время (путь туда и обратно). Временем шлюзования я считаю, время от входа судна в камеру шлюза до выхода из нее.

При шлюзовании судно заходит в шлюз, и в зависимости то направления движения, вода в камере шлюза опускается или поднимается на нужную высоту.

После захода в камеру, наш прогулочный теплоход подошел к стенке камеры и пришвартовался. Входные ворота закрылись (поднялись), затем началось слив воды из камеры. После достижения заданного уровня, открылись выходные ворота, и теплоход вышел из камеры шлюза. Перед шлюзом уже стояло очередное судно.

Недалеко от выхода в Дон на берегу канала стоит один из самых главных памятников Сталинградской битвы – монумент «Соединение фронтов» (скульптор Евгений Вучетич). Высота скульптуры – 16 метров. Памятник –монумент установлен в 1953-1955 годах.

Здесь 23 ноября 1942 года встретились советские войска Сталинградского и Юго-Западного фронтов (историческое место сейчас находится под водой), и замкнулось кольцо окружения 6-й немецко-фашистской армии под командованием Фридриха Паулюса – одного из фельдмаршалов нацистской Германии.

Это было начало победы в Сталинградской битве.

памятник «Соединение фронтов»

Внизу, с двух сторон стоят белоснежные каменные тумбы, между ними поклонный крест Кирилла и Мефодия. Крест установлен в наше время.

На одной тумбе надпись: «23 ноября 1942 г. в районе Калача советские войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов во взаимодействии с войсками Донского фронта завершили оперативное окружение противника, что привело к последующему разгрому 330-тысячной группировки немецко-фашистских войск, прорвавшихся к Волге»

На другой – «Потомки наши не забудут никогда величия духа и сказочной крепости русских солдат у берегов Дона и Волги. В боях по окружению немецко-фашистских войск отличились 19-я, 45-я, 69-я, 157-я, 102-я танковые, 14-я мотострелковая и 36-я механизированная бригады»

Прогулка по Дону-Батюшке

Далее была водная прогулка по реке Дон на нашем небольшом, но удобном и комфортабельном теплоходе. На наше счастье, день путешествия выдался жарким, безветренным и ясным.

Сразу стало понятно, почему его называют Тихим Доном: в такие дни он течет плавно, величественно, вода становится зеркальной, отражая красивые прибрежные картины.

Предлагаю посмотреть несколько фото, сделанных во время прогулки по Дону.

маяк на выходе (входе) из 13 шлюза

пена за кормой теплохода

прогулка по Дону

Путь из Дона в Волгу

После получасовой прогулки, теплоход разворачивается и подходит к 13-му шлюзу. Ворота открыты. Он заходит в камеру, створки ворот закрываются за ним, и процесс шлюзования повторяется в обратном порядке.

Теперь вода подается в камеру, достигает нужного уровня. Выходные (опускные) ворота медленно уходят под воду. Путь в Волгу – свободен! И снова ожидает своей очереди встречное нефтеналивное судно.

Канал работает ежедневно и круглосуточно весь судоходный сезон.

Без всякого сомнения, вы обратили внимание на то, что входные и выходные ворота (в зависимости в какую сторону идет судно) имеют совершенно разные конструкции и принцип работы.

При движении судов из Волги в Дон, стоят опускные входные ворота (для пропуска судов они опускаются в специальные ниши); а при движении из Дона в Волгу – двустворчатые, ворота распахиваются перед судном, открывая дорогу.

Другими словами, на «высокой воде» – стоят опускные ворота, а на «низкой» – двустворчатые. Это одинаково на всех шлюзах Волго-Донского канала.

Около шлюза много птиц, они находятся здесь из-за обилия рыбы.

чайки около шлюза

птицы около шлюза

Небольшое лирическое отступление. Лебеди в Карповском водохранилище

Совсем недалеко от Пятиморска расположен поселок Волгогдонской. Ничем не примечательное место. Но… Здесь живет стая лебедей. Местные жители рассказывают, что в стае более пятидесяти особей.

В апреле 2017 года нам посчастливилось увидеть этих прекрасных птиц.

Сначала они плавали около берега, но когда наша маленькая компания (само собой разумеется, с предосторожностями) попыталась подойти поближе, стая медленно и величаво отплыла на середину водохранилища.

Мы насчитали двадцать восемь лебедей. Несмотря на все наши попытки «замаскироваться», лебеди отплывали все дальше и дальше. И тогда я решила сфотографировать их с большого расстояния. Ниже можно увидеть мои фото, обратите внимание на последний снимок. На нем лебедь (крайний слева) ныряет за рыбой.

Эта фотография показалась мне забавной. Мечтаю увидеть лебедей с птенцами. Если же мне повезет, и я смогу сделать такие фото, обязательно поделюсь с вами, дорогие читатели. По всей вероятности, мне придется притвориться кустиком или кочкой, а возможно, и «тучкой», из нашего любимого мультфильма. Помните? «Я тучка, тучка, тучка.

Я вовсе не медведь…» (любопытный фотограф) 

лебеди в Карповском водохранилище

Заключение

В этой статье я хотела познакомить вас, с Волго-Донским каналом, рассказать и показать, как же проходит шлюзование. Надеюсь, что вам было интересно, и вы узнали что-то новое для себя.

Чуть позже я познакомлю посетителей сайта с двумя музеями Волго-Донского канала, единственными в России.

Один находится в Волгограде рядом с первым шлюзом, а второй в поселке Пятиморск, рядом с тринадцатым (последним) шлюзом. Заходите почаще!

И опять я убедилась, в том, что совсем рядом с нами много неизвестного, удивительного и интересного. Надо только захотеть узнать и увидеть это.

Несомненно, вы догадались, что попасть в Приморск, а тем более прокатиться на теплоходе и пройти дважды шлюзование – самостоятельно невозможно. Я совершила эту увлекательное, необыкновенно интересное путешествие с одной из туристических фирм Волгограда.

В заключение статьи – одна из традиционных общих фотографий, которые делаются во время экскурсий, и в обязательном порядке выставляются на страницах сайта турфирмы и ее основателя и владельца.

наша дружная компания

Людмила Волонцевич

Источник: http://proverilnasebe.com/index.php/tourism/volgograd-area/225-vd-canal.html

Волгодонский канал: характеристики и описание канала

Волго-Донской канал

Волгодонской судоходный канал соединяет Дон и Волгу в месте, где они максимально сближаются друг с другом. Он находится неподалеку от Волгограда. Волгодонской канал, фото и описание которого вы найдете в статье, является частью глубоководной транспортной системы, функционирующей на европейской части нашей страны.

Первая попытка соединения двух рек

Еще в середине 16 века была предпринята первая попытка соединить Дон и Волгу в месте их максимального сближения. В 1569 году Селим II, турецкий султан, который прославился благодаря своему походу на Астрахань, приказал направить 22 тысячи солдат вверх по Дону.

Они должны были прорыть канал, соединяющий две реки. Но уже через месяц туркам пришлось отступить. По словам летописцев, они заявили, что даже всем народом здесь ничего не сделать и за 100 лет. Однако следы этой попытки соединить две реки сохранились до наших дней.

Это глубокая канава, которая называется Турецким валом.

Попытка Петра I

Через 130 лет вторую попытку строительства Волгодонского канала предпринял Петр I. Однако и она оказалась неудачной.

К концу 1701 года строительство было частично завершено, а несколько шлюзов были полностью построены. Однако в самый разгар работ вышел приказ о разрушении канала, поскольку началась война со Швецией.

Кстати, этот проект тоже оставил след – Петров вал, который находится рядом с одноименным городом.

Строительство канала между Волгой и Доном было перенесено в другое место – в район Иван-озера. Сооруженный здесь Ивановский канал соединил реку Дон с рекой Цной (притоком Оки) через Иван-озеро и реку Шат, вытекавшую из него. По нему через 5 лет после начала строительства прошло примерно 300 судов. Однако эта система оказалась маловодной.

Более 30 проектов соединения Дона с Волгой было создано до 1917 года. Основная их часть делилась на следующие три группы:

  • южную, намечавшую соединение непосредственно Азовского и Каспийского морей или устьев Дона и Волги;
  • среднюю, которая объединяла проекты сооружения канала в месте наибольшего сближения Волги и Дона;
  • северную, к которой относились проекты соединения притоков Дона с притоками Оки.

Специалисты-гидрологи считают, что северные проекты не могли представлять интереса, поскольку предполагали слияние мелководных рек, которые являются непригодными для прохождения по ним современных судов.

Не были бы удачными и южные проекты, поскольку трасса каналов в этом случае была бы слишком растянутой, из-за чего стоимость строительства оказалась бы очень большой.

Инженеры признали, что самыми рациональными являются проекты средней группы.

Однако ни один из них не реализовался до середины 20 века. Два обстоятельства препятствовали этому. Во-первых, у железных дорог были частные владельцы, которые оказывали сопротивление.

Во-вторых, даже в случае постройки канала движение судов могло осуществляться только весной, поскольку лишь тогда реки были полноводными. О полноценной навигации без их масштабной реконструкции не могло идти речи.

Тем не менее нужно отметить большой вклад, который внес Пузыревский Нестор Платонович, русский гидротехник, в изучение междуречья Дона и Волги. Он выбрал трассу, которая подошла бы для будущего канала.

Согласно плану ГОЭЛРО, в 1920 году правительство страны вновь возвратилось к проблеме строительства канала. Проект его, однако, был создан только в середине 1930-х годов. Великая Отечественная война помешала его осуществлению.

Утверждение проекта

В 1943 году после окончания Сталинградской битвы работы возобновились. Руководил ими Жук Сергей Яковлевич, опытный гидротехник и строитель.

Под его руководством к тому времени уже были сконструированы и построены канал Москва-Волга и Беломорско-Балтийский. Схема Волгодонского комплекса была утверждена в феврале 1948 г.

на заседании Совета Министров Советского Союза. После этого начали осуществлять земельные работы.

Кто возводил канал

Отметим, что строительством Волгодонского канала занимались так называемые враги народа, то есть политзаключенные, которые были осуждены по 58 статье Уголовного Кодекса, действовавшего в то время. Тяжелые физические работы, которые вынуждены были осуществлять зэки, засчитывались им как сутки за двое-трое отбывания заключения.

Однако при пронизывающем зимнем холоде и изнуряющей летней жаре смертность людей, которые проживали в глинобитных саманных хижинах и землянках, была очень большой.

Жука Сергея Яковлевича, руководившего строительством канала, историки Гуверовского института сравнивают с Адольфом Эйхманом, нацистским деятелем, который использовал рабский труд.

Срок возведения и использованная техника

Всего за 4,5 года был сооружен Волгодонский канал. Это уникальный срок во всей истории мирового гидростроительства. К примеру, Панамский канал, длина которого составляет 81 км, строился 34 года при этом же объеме работ. 164-километровый Суэцкий канал возводился 11 лет.

При строительстве было уложено 3 млн м3 бетона и вынуто около 150 млн м3 земли. В работах участвовали 8 тысяч машин и механизмов: землеройные снаряды, многоковшовые и шагающие экскаваторы, автосамосвалы, бульдозеры, мощные скреперы.

Открытие канала, его протяженность и глубина

Иностранные инженеры были настроены скептически по отношению к этому грандиозному проекту. Они предсказывали, что водосливная плотина не сможет выдержать напор воды и произойдет грандиозная техногенная катастрофа. Но Жук был уверен в том, что все пройдет успешно. Он лично следил за укладкой бетона, чтобы не допустить воровства и штурмовщины.

31 мая 1952 г. в 13:55 воды Дона и Волги слились между первым и вторым шлюзами. С 1 июня суда уже начали двигаться по каналу. 27 июля 1952 г. этому сооружению было присвоено имя Ленина В.И.

Длина Волгодонского канала составляет 101 км. Из них по водохранилищам проходит 45 км. Глубина канала составляет не менее 3,5 м.

Водохранилища и шлюзы Волгодонского канала

Суда для прохождения пути из Волги в Дон должны миновать 13 шлюзов (первый представлен на фото выше), которые разделены на Донскую и Волжскую шлюзовые лестницы. Высота последней составляет 88 м. Она состоит из 9 однониточных однокамерных шлюзов. Высота Донской шлюзовой лестницы составляет 44 м. В ее состав входят 4 шлюза той же конструкции.

Волгодонский канал соединяет Дон у г. Калач-на-Дону с Волгой у Волгограда. В его состав входят Карповское, Береславское и Варваровское водохранилища. Весь путь занимает примерно 10-12 часов. Вода, поступающая из Цимлянского водохранилища, питает Волгодонский канал, поскольку Дон лежит на 44 метра выше Волги.

Благодаря системе, состоящей из 3 насосных станций (Варваровской, Мариновской и Карповской), вода поступает на водораздел, а затем самотеком подается на донской и волжский склоны. Первый и тринадцатый шлюзы имеют триумфальные арки. Рабочие, которые обслуживают канал, живут в поселках, созданных вдоль его трассы.

Значение канала

Волгодонской судоходный канал имени В.И. Ленина соединил следующие 5 морей: Каспийское, Черное, Азовское, Белое и Балтийское. Он связал между собой пути Днепровского, Донского, Северо-Западного и Волжского бассейнов. Путь этого канала пролегает по засушливым степям. Он принес влагу полям Ростовской и Волгоградской областей.

Основные достопримечательности

Туристов очень впечатляет Волгодонской канал. Волгоград сегодня сложно себе представить без этого сооружения. Каждый гость города считает своим долгом полюбоваться им. Популярна не только рыбалка на Волгодонском канале, здесь действительно есть на что посмотреть.

Начало движения по каналу осуществляется от Сарептского затона реки Волги, который защищен от течений, а также от ледохода по долине реки Сарпы. В черте Волгограда находятся первые три шлюза.

На Сарпинском острове (у входа в канал) в 1953 году был установлен маяк, высота которого составляет 26 метров. На его стенах находятся чугунные ростры, на них изображены носовые части различных старинных кораблей. Автором проекта является архитектор Якубов Р.А.

Если вы пройдете по набережной от первого шлюза, то вскоре увидите монумент Ленина (на фото выше). При открытии канала был установлен другой памятник – И.В. Сталину, находящийся на высоком постаменте. Этот монумент был возведен в кратчайшие сроки. Самородная медь пошла на отливку фигуры народного вождя.

Памятник (фото его представлено ниже) находился на месте несколько лет, на 40 метров возвышаясь над уровнем Волги. Однако в результате процесса десталинизации, который был начат в 1961 году на XX съезде, этот монумент убрали.

От него остался только железобетонный постамент, который переходит в свайное монолитное основание набережной.

Было решено установить на пьедестале новый памятник, теперь уже В.И. Ленину. Он выполнен из монолитного железобетона. Высота скульптуры составляет 27 м, а постамента – 30 м. Архитектор Делин В.А.

и скульптор Вучетич Е.В. являются авторами памятника. Интересно, что монумент Ленину вошел в “Книгу рекордов Гиннесса”.

Он является самым большим памятником в мире, установленным в честь реально жившего человека.

Волгодонский канал сегодня

Через гидроузел спустя 60 лет проходят более 19 тысяч судов в год. В настоящее время стоит вопрос о постройке еще одной нитки Волгодонского канала, благодаря которой можно было бы нарастить его грузопотоки.

Возможно, ее возведение состоится уже в ближайшие годы, хотя из-за кризиса этот вопрос, по всей видимости, придется отложить на некоторое время. Однако президент планирует расширять Волгодонский канал, построив еще одну нить, о чем он сообщил еще в 2007 году.

Строительство второй ветки, как ожидается, в два раза увеличит пропускную способность канала – до 30-35 млн тонн грузов ежегодно. Правда, в настоящее время действующая нить Волгодона загружена только наполовину.

Источник: http://fb.ru/article/261818/volgodonskiy-kanal-harakteristiki-i-opisanie-kanala

Волго-Донской канал

Волго-Донской канал

Россия — страна, огромное пространство которой обуславливает важнейшую роль дорог, в том числе и водных.
Первую попытку прошить промежуток между рекой Волга и Доном каналом, направив рост своей империи на восток, предпринял турецкий султан Селим II по прозвищу Пьяница (1524-1574 гг.) в 1569 г.

Точнее, не столько он, умерший в гареме, утонув пьяным в ванне, сколько его великий визирь (главный министр). Но непреодолимые для того времени технические сложности такого строительства и активность русских войск уже через месяц заставили от нее отказаться.

Следующую попытку прорыва между реками и одновременно в истории предпринял творец новой, европеизированной России Петр I (1672-1725 гг.), человек с колоссальным темпераментом и энергией. Значение его завершившихся успехом преобразований для дальнейшей судьбы России трудно переоценить. Но сил на дела юга страны даже у него не хватало.

Работы по соединению в 1697 г. притока Волги Камышинки и притока Дона Иловли закончились бегством от царского гнева руководителя стройки немца Иоанна Бреккеля и неудачей англичанина Перри.

На бумаге более 30 раз чертили линию канала между рекой Волга и Дон. Но в реальности она натыкалась то на недостаток средств, то на уже появившиеся в местах прокладки канала частные железные дороги и доставалась кабинетными мечтаниями.

Для этой идеи многовековой выдержки пришло время в советский период истории России, воодушевившейся тогда идеей создания райской жизни с помощью машин, преобразования природы и человека в погоне за миражом коммунизма.

Волго-Донской канал должен был стать (и стал) частью судоходных путей, соединяющих Каспийское, Белое и Балтийское моря с Черным и Азовским, с гидростанциями на реках и сельскохозяйственными угодьями вдоль них. В истории, как на транспорте, чем выше скорость развития, тем больше плата за нее.

Успехи промышленного развития страны сопровождались массовыми репрессиями, болью и страданиями миллионов людей. В 1930-е гг. успели построить Беломорско-Балтийский канал (1931-1933 гг.), канал Москва-Волга (1932-1937 гг.). Сооружение Волго-Донского канала остановила Великая Отечественная война. Но, немного придя в себя после войны, новая «великая стройка» в 1948-1952 гг.

воплотила вековой проект в реальность. В истории России принуждение человека к свершениям давно уже стало дурной нормой жизни. Практика социалистического строительства сопровождалась бесплатным трудом узников советских лагерей, превращенных в государственных рабов. За 1948-1953 гг. через стройку канала прошли 236 778 заключенных. Но следует отметить, что если стройки 1930-х гг.

не считались с жизнями сотен тысяч людей, то сооружение Волго-Донского канала учитывало необходимость сохранения и рационального использования труда узников, применение современной техники, а не только, как раньше, лопат и тележек. 31 мая 1952 г. в 13 часов 55 минут между 1 и 2-м шлюзами встретились воды Волги и Дона, рукотворная река начала свою жизнь.

Она не привела к всеобщему счастью, но стала играть заметную роль в экономике страны. А история сооружения канала стала уроком того, что величие страны измеряется не великими стройками, а благосостоянием, безопасностью жизни ее граждан, защитой их прав и свобод.

Жизнь миллионов советских людей, которые растили детей, любили свою Родину, защищали ее, работали не покладая рук на ее благо, не была бессмысленной. Они ощущали себя первопроходцами в строительстве, как казалось, самого справедливого и передового общества. Постепенно эти светлые чувства бесследно растворились. Слишком зыбкой была почва, на которой они произрастали.

Советская власть победила всех своих врагов, а потом выродилась сама собой. Путешествие по Волго-Донскому каналу — это путь не только по воде, но и по истории страны. От Волгограда до Калача-на-Дону он занимает 10-12 часов. Начинается он в Сарептском затоне Волги и идет по долине реки Сарпы вдоль Ергенийской возвышенности. Первые три шлюза расположены в черте Волгограда.

Через семь километров от третьего шлюза начинается «крутой подъем». На участке в девять километров расположены шлюзы, пройдя через которые, суда должны подняться на 50 метров. Этот участок называют «Чапурниковской лестницей». Напор воды в шлюзах составляет 10-13 метров в каждом.

Вода на водораздел закачивается тремя насосными станциями: Карповской, Мариновской и Варваровской – и стекает на волжский и донской склоны, а часть ее используется для орошения земель. Канал продолжается в долине реки Червленой. Высшая точка водораздела находится за шлюзом № 9.

Далее рельеф плавно опускается к Дону, поэтому на донском склоне всего четыре шлюза, хотя длина его значительно больше волжского. Суда проходят через три водохранилища: Карповское, Варваровское, Береславское, а это 45 км. пути. Заканчивается путь из Волги в Дон у города Калача-на-Дону, расположенного на левом берегу Цимлянского водохранилища.

Архитектура сооружений вдоль канала является своеобразной иллюстрацией истории ушедшей эпохи. Теперь это своеобразный музей под открытым небом. Входной шлюз судоходного канала со стороны Волги (шлюз № 1) украшает арка высотой 40 метров. Рядом со шлюзом № 10 установлены памятники советским героям Гражданской войны.

Башни управления одного из шлюзов в районе Дона украшены конными статуями красноармейцев с шашками наголо… Этот мифологический набор монументальной пропаганды остается лишь экзотическим памятником своей эпохе, но потерял исторические и культурные смыслы для современного человека. Продолжительность навигации на Волго-Донском канале составляет восемь месяцев.

За это время по каналу могут пройти до 5000 судов с максимальной грузоподъемностью до пяти тысяч тонн. Сейчас через канал провозят до 16,5 млн тонн грузов в год, в основном это нефть и нефтепродукты. Есть предложение построить вторую ветку канала, в результате чего его пропускная способность возрастет в два раза и достигнет 30-35 млн тонн. Этот путь планируют использовать для доставки нефтепродуктов из Каспия в Европу. Кроме проекта «Волго-Дон 2», есть идея канала «Евразия», который должен соединить Черное море с Каспийским. Но объем перевозимых за год грузов по Волго-Донскому каналу сейчас не превышает половины его пропускной способности.

«Волго-Дон – 2» связан с большим экологическим риском: вероятностью загрязнения питьевой воды для городов юга России; катастрофическим нарушением баланса природы, заповедных мест в дельте Волги и Дона; ограничением передвижения на нерест многих видов рыб. История строительства каналов напоминает о необходимости учитывать не только краткосрочные, но и долгосрочные перспективы развития страны.

Общая информация

Судоходный канал, соединяющий Волгу и Дон на территории Волгоградской области, Россия.
Вход: река Волга.
Устье: река Дон.
Строительство канала: 1948-1952 гг.

Цифры

Длина канала: 101 км.
Минимальная глубина: 3,5 метра.
Общее количество гидротехнических сооружений: 96 (из них 13 шлюзов, 3 насосных станции, 13 плотин и дамб, 7 водоспусков и водосбросов, 22 пристани).

Экономика

Транспортные перевозки: на Волгу идут потоки донецкого угля и металла, донецкого и северокавказского хлеба, марганцевой руды, фруктов, консервов. Из Волжского и Северо-Западного бассейнов поступают лес, химические продукты, нефть и другие грузы.
Энергетика: Цимлянская гидростанция.
Рыболовство.

Климат и погода

Канал находится а зоне с континентальным климатом с умеренно холодной, малоснежной зимой и очень теплым и солнечным летом. Средняя температура июля +24°С. Максимальная зарегистрированная температура составляет +50°С, минимальная -42°С. Среднегодовая температура составляет +8,2°С. Среднегодовое количество осадков 550 мм.

Любопытные факты

■ Панамский канал(длиной 81 км)строили 34 года, Суэцкий канал (длиной 161 км) — 11 лет, а Волго-Донской канал (длиной 101 км) — 4,5 года.
■ При строительстве канала извлекли 150 млн.м3 земли, запили 3 млн м3 бетона, смонтировали 14 тыс. тонн металлоконструкций, использовали 8 тыс. машин и механизмов.

■ За 58 лет эксплуатации через канал прошли более 300 млн тонн грузов и более четырех млн пассажиров. ■ В 1950 г. группа инженеров получила за разработку проекта строительства Волго-Донского канала Сталинскую премию.

■ Если собрать весь бетон и каменные блоки, использованные для сооружения шлюзов и ложа канала, и погрузить их в железнодорожные вагоны, то они составили бы сплошную дорогу длиной примерно 1400 км.

■ Если начать движение от Волгограда, то судам нужно сначала подняться на 88 метров по Волжской шлюзовой лестнице, затем спуститься на 44 метра по Донской шлюзовой лестнице. За весь путь придется пройти 13 шлюзов: 9 на волжском склоне и 4 на донском.

■ Недалеко от первого шлюза канала, после его открытия, из самородной меди был установлен памятник И.В.

Сталину высотой в 40 м. После развенчания культа «отца народов» и его политики памятник снесли. Но постамент пустовал недолго, на нем появился памятник В.И. Ленину. Авторы монумента — скульптор Е.В. Вучетич и архитектор В.А. Делин. Высота постамента — 30 м, памятника — 27 м. Этого ему хватило, чтобы попасть в Книгу рекордов Гиннесса, как самый большой памятник человеку.

Источник: http://geosfera.org/evropa/russia/491-volgo-donskiy-kanal-sudohodnyy-kanal-soedinyayuschiy-volgu-i-don.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.