Власьевская церковь

Власьевская башня и Знаменская церковь

Власьевская церковь

На самой южной границе Площади Волкова находится старинный средневековый объект, являющийся сочетанием военной крепостной Власьевской башни и надвратной Знаменской церкви.

Власьевская башня и Знаменская церковь в Ярославле

Сегодня оба эти сооружения находятся под федеральной опекой как историко-культурные памятники середины 17 века.

Башня как средневековая крепость

Первый вариант Власьевской башни был деревянным, но довольно неприступным сооружением. Во всяком случае, осада ее поляками в 1609 году оказалась безрезультатной, и польские войска вынуждены были отступить от города.

Кирпичное квадратное мощное военное сооружение с мощными зубцами, которое сегодня видят многочисленные туристы, было построено после знаменитого ярославского пожара 1658 года. Тот страшный пожар уничтожил практически все строения города и предыдущую деревянную Власьевскую башню.

Вид на башню с западной стороны

Каменная пограничная городская Власьевская башнябыла сооружена наравне с другими проездными (4) и глухими (12) сразу же после “Великого пожара” 1658 года. Всего тогда было построено 19 башен. На сегодня сохранилось только две – Власьевская и Волжская на Волжской набережной около Рубленого города.

Даже сегодня это мощное строение являет собой внушительный пример неприступного средневекового сооружения 17 века.

Стены, достигающие в высоту 17, а в ширину 6 метров, узкие бойницы для стрельбы и наличие варниц, для выливания на врагов кипящей смолы – все говорит о серьезной готовности к длительной осаде.

И через проём ворот врагу пройти было бы весьма проблематично, его движение было бы остановлено тяжелыми коваными решетками и г-образным проходом, который впоследствии был заменен на прямой.

В те опасные средневековые времена эта мощная башня имела мост через ров, отводную стрельницу, звонницу и набатный колокол. Башня была покрыта шатром, над которым находилась высокая дозорная вышка. И шатер и вышка погибли в пожаре начала 18 века и более не восстанавливались.

Башня как въездные ворота

История распорядилась так, что испытать боеспособность кирпичной Власьевской башни ни разу не довелось. Но в качестве городских ворот Земляного города она прослужила достаточное время.

Так что Власьевская башня последней постройки явилась в большей мере проездной, чем оборонительной, т.е. была городскими воротами на территорию Ярославля. Через нее, мимо таможенного контроля, происходил въезд в город и выезд из него в сторону Углича.

Проход под башней мимо усадьбы Салтыкова

Здесь брались таможенные сборы, а в петровские времена и налоги за бороду и одежду старорусского образца. После уплаты налога за бороду, составляющего стоимость почти трех коров! (5 рублей), бородач удостаивался медного знака, который вешал себе на шею. На этом знаке была изображена борода и надпись «Уплачено». Не имеющие таких денег граждане безжалостно лишались бороды.

Сборами всевозможных податей занимались специальные государевы люди – целовальники. Назывались они так из-за целования креста во время принятия присяги.

Башня как городской объект

Позднее, в 18 веке, когда отпала необходимость в крепостной охране города, и в наличии охраняемых въездов, многие башни были разобраны на строительный материал для городских нужд.

Существовал губернаторский приказ и на разбор на кирпич Власьевской башни.

Однако, ярославские купцы решили спасти этого архитектурного исполина (прежде всего из-за Знаменской церкви) и выкупили его у городских властей.

Итак, Власьевская башня осталась, а отходящие от нее оборонительные валы бывшего Земляного города были выровнены с землей, исчезли и оборонительные рвы с мостом. И постепенно к башне начинали прирастать гражданские сооружения.

С южной стороны к башне пристроилась княжеская усадьба московского губернатора Салтыкова, которая сегодня является архитектурной достопримечательностью, и коммерческий банк. Сегодня их помещения занимает корпус Экономического факультета Ярославского университета им.Демидова.

Экономический факультет Ярославского университета в усадьбе Салтыкова

Выросло рядом и здание двухэтажной гостиницы Кокуева и бакалейный магазинчик «Босфор», принадлежавший купцу Лобанову. Со временем эти объекты были снесены.

В 80-е годы 19 столетия, в связи с развитием городской водопроводной системы, Знаменская башня становится водонапорной! На ней устанавливается огромный накопительный бак, прикрытый декоративной надстройкой, в который по чугунной трубе волжская вода поступала из осадочных резервуаров.

В конце 19 века произошла очередная перестройка Знаменской церкви в псевдорусском стиле. Попутно архитектор А.Никифоров приукрасил и башню, добавив нарядные арки к надвратному храму и резные карнизы.

Знаменская башня на Площади Волкова сегодня

Сегодня здание башни, освобожденное от многих пристроек, используется под нужды Ярославского Университета. Возвращается к жизни и Знаменская церковь.

Знаменская церковь

Одна из стен Власьевской башни (восточная) практически сразу после постройки в 60-х годах17 века была украшена фресковой иконой Знамения Богоматери, почитающейся впоследствии за чудотворную.

Эта надвратная икона, обращенная к городу, призвана была благословлять путников, покидающих Ярославль.

От нее пошло второе название башни – Знаменская, позднее перешедшее и на название церкви, построенной здесь практически через двести лет.

Ярославцы очень почитали эту икону, и приходили к ней помолиться в своих бедах и радостях. Для их удобства перед воротами была устроена молельная площадка на деревянных столбах с боковыми лестницами. К началу 18 столетия площадка была заменена на небольшую деревянную часовню, которая продержалась на тех же столбах почти 80 лет.

К 1861 году деревянная часовня была перестроена в надвратную каменную церковь, с тем, чтобы образ Богоматери находился непосредственно в храме. Лестница от крыльца вела к паперти, и затем в саму церковь. Далее шла келья для служителей.

Знаменская церковь в 1861 году

Икона Знамения, находившаяся на западной храмовой стене, была обложена позолоченной ризой с жемчугами и драгоценными камнями. Вокруг нее был обустроен двухъярусный иконостас. Стены и потолки были расписаны библейскими сюжетами.

Но очень скоро выяснилось, что помещение церкви маловместительно для всех желающих. И к концу 19 столетия храм вновь перестраивается, теперь уже в модном псевдорусском стиле, причем помещение церкви заметно увеличивается вширь и поднимается в высоту архитектором А.Никифоровым, после чего вновь освящается.

Знаменская церковь в псевдорусском варианте. Нач. 20 века

Икона Знамения, написанная на стене Власьевской башни, теперь находилась между двумя алтарями, оснащенными новыми иконостасами. Внешняя храмовая сторона с востока украшается масляными изображениями Саваофа и иконой Знамения.

Внутри Знаменской церкви в начале 20 столетия

В советские времена (в 20-30-е гг.) Знаменская церковь была закрыта, все ценности экспроприированы. Была выбита из стены и более чем 250-летняя икона-фреска Знамение.

Помещение храма использовалось сначала в качестве кукольного театра, а затем (с 1942 года) кинотеатра «Луч», причем уровень пола поднимается более чем на метр, а в стене самой Знаменской башни делается проход, ведущий в подсобные помещения.

Сегодня церковь полностью восстановлена и возвращена верующим. Маленькая ее главка вновь сияет на солнце. 

Знаменская церковь сегодня

А народным художником России Н.Мухиным была написана и преподнесена храму новая икона Знамения богоматери, которую установили теперь на восточном церковном фасаде. Она, как и та – первая икона, обращена на город.

Источник: https://russo-travel.ru/landmark/yaroslavl/vlasevskaya-bashnya-i-znamenskaya-tserkov/

Священномученик ВЛАСИЙ, епископ Севастийский (†ок.316)

Власьевская церковь

Во времена Диоклетиана в городе Севастии Малой Армении жил врач по имени Власий (по-армянски – Влас). С детства он отличался он благочестием. Горожане хорошо знали его и любили и поэтому, когда пришло время, единодушно избрали его епископом родного города.

Однако принять сан в те времена жестоких гонений на христиан было не столько почетно, сколько опасно. Святому Власию приходилось укреплять своих пасомых, посещать заключенных, поддерживать мучеников. Многие скрывались от преследователей в пустынных и уединенных местах.

Ситуация обострилась настолько, что Власию также пришлось удалиться на гору Аргеос, где он подвизался в пещере.

Там в уединении он на некоторое время обрел мир и спокойствие. Однажды у входа в пещеру он увидел волка, у зверя в боку зияла большая рана, вся шерсть была бурой от запекшейся крови. Волк посмотрел на святого и упал без сил у его ног. Святой Власий промыл рану и закрыл ее повязкой.

Затем он удалился на молитву. На следующий день он увидел, что волк поднялся на ноги и как будто ждет его. Сняв повязку, святой Власий увидел, что рана затянулась. Волк положил голову на колени спасшего его человека, постоял немного, а потом встрепенулся и убежал.

После этого разные звери стали каждый день приходить к убежищу святого Власия, и он всех лечил. Они кротко ждали, пока святой окончит молитву и благословит их; больных животных святитель исцелял, возлагая на них руки.

Убежище святого было открыто слугами правителя Агриколая, прибывшими для отлова зверей, чтобы терзать мучеников-христиан.

Когда епископ увидел воинов, пришедших за ним, он не удивился. Накануне ночью он услышал слова Господа, который предупредил о том, что святому предстоит ценой своей жизни отстоять веру. Поэтому он без лишних слов последовал за воинами.

По дороге в город они нагнали повозку, в ней лежал мальчик, который отчаянно кашлял и плакал. «Что случилось?» – спросил епископ. Мать ребенка ответила, что ее сын подавился рыбьей костью. Тогда святой Власий наклонился над мальчиком, прочитал молитву и извлек из его горла кость.

Также на пути к нему пришла бедная вдова, у которой волк утащил единственного поросенка. Святой успокоил ее, сказав, что с её поросенком все будет хорошо, велел идти домой. Она вернулась домой, и через некоторое время волк в зубах принес живого поросенка обратно к вдове.

Агриколай, встретив епископа льстивыми словами, назвал его Другом богов. Святой ответил на приветствие, но языческих богов назвал бесами. Тогда его подвергли жестокому избиению и отвели в темницу.

В это время святой Власий сидел в темнице. Он был избит, но не сломлен. Правитель предложил ему перейти в языческую веру и получил отказ. Об этом узнали все в городе, люди были поражены мужеством своего епископа.

Женщина, повстречавшая его на дороге, заколола поросенка и приготовила угощение, которое передала заключенному.

Святой Власий благословил ее и сказал, что с этого дня в ее доме всегда будет изобилие, да и любого человека, поминающего его, тоже ждет благополучие.

Агриколай велел привязать святого к дереву и строгать его тело железными гребнями для чесания шерсти, однако Власий остался верен Христу. Видя страдания святого, семь благочестивых жен последовали за Власием, собирали капли его крови, помазывались ими.

Их схватили и пытались заставить поклониться идолам. Жены притворно согласились на это, сказав, что совершат перед этим очищение в водах озера. Они взяли идолов и утопили их в самом глубоком месте, после чего христианок стали жестоко истязать.

Святые стойко переносили мучения, укрепляемые благодатью Божией, тела их преобразились, стали белыми, как снег, и вместо крови из ран текло молоко.

У одной из женщин было два юных сына, которые просили мать, чтобы она помогла им достигнуть Царствия Небесного и поручила их попечению епископа Власия. Семи святым женам отсекли головы.

Через некоторое время правитель Севастии снова попытался склонить святого к язычеству, а когда Власий отказался, то пригрозил бросить его в Севастийское озеро, но святой ответил, что Христос избавит его и явит Свою силу. Перекрестив воду, Власий сошёл на озеро и стал ходить по воде. Сев посередине озера, он предложил слугам правителя, призвав своих богов, сделать то же. Язычники сошли в озеро и сразу утонули.

Агриколай был в ярости оттого, что потерял лучших слуг, и приказал обезглавить святого Власия, а с ним и двух порученных его попечению юношей, сыновей мученицы.

Перед казнью святой помолился Богу о прощении своих и людских грехов, а также о даровании помощи всем, кто будет поминать Власия. В этот момент, согласно житию, на него сошло светлое облако, из которого послышался голос: «Все прошения твои исполню, возлюбленный мой подвижник».

По преданию, тело святого Власия погребла с почестями благочестивая женщина по имени Елисса на месте казни святого. От гроба святого, по преданию, происходили исцеления верующих. Святой Власий Севастийский принял мученическую смерть около 316 года.

В день памяти святого благочестивые люди стали приносить в церковь свечи и ладан, раздавать милостыню. Этот обычай укоренился в память поступка блаженной вдовы, которая принесла святому Власию пищу в темницу.

Мощи св.Власия

Запечатанная дарохранительница с частицей длани св.Власия

Долгое время мощи святого находились в Севастии. Во время крестовых походов их вывезли в Европу. В 732 году они попали в Итальянский город Маратею, жители которого считают святого Власия своим покровителем.

В других городах Европы в разных храмах хранятся частички мощей святого, в том числе и в Соборе Успения Богородицы в Лондоне (Сурожская епархия).

Особо почитается святой Власий в хорватском Дубровнике, здесь в честь него сооружён храм, где находится глава святого.

Церковь св. Власия в Дубровнике (Хорватия)

По преданию, святой в 971 году явился жителями города и предупредил их о нападении врагов.

Почитание

Согласно преданию, он обладает особой благодатью Божией при врачевании болезней горла, предупреждении подавления. Также Власий считается покровителем домашних и диких животных, так как, согласно житию, он благословлял и исцелял приходивших к нему зверей.

На Руси св. Власий считался покровителем домашнего скота, который нередко от имени этого угодника назывался «родом Власиевским», особенно коровы – часто попросту назывались власиевками. В старину во имя св. Власия, покровителя скота, устраивали приделы и часовни.

В Киевской Руси первый храм, посвященный святому Власию, был заложен князем Владимиром сразу после Крещения Руси на Подоле. В нем находилась особо чтимая икона святого с частицей его мощей.

В Новгороде существовал храм, куда в день памяти этого угодника хозяева приносили коровье масло и клали его пред образом этого святого. По замечанию очевидцев, на старинных иконах св. Власий изображался сидящим на коне, вокруг него представлялись лошади, а вдали зеленые поля.

В одной древней церкви в Новгороде на иконе св. Власий был представлен сидящим на скале, окруженным скотом; там же одна из городских улиц называется Власьевою.

В Москве на Арбате в XVII веке был построен каменный Храм священномученика Власия в Старой Конюшенной слободе.

Храм священномученика Власия в Старой Конюшенной слободе, Москва, Гагаринский пер., 20 (м.«Кропоткинская»)

В Ярославле в 1714 году была освящена церковь во имя св. Власия Севастийского, позже запечатленная на картине Н. К. Рериха.

Ярославль, церкви Власьевского прихода (слева направо): Толгская (Власьевская) церковь, Иверская часовня и Троицкая церковь с колокольней.
Начало ХХ века

В «Сказании о святых» св. Власию назначается особая молитва от скотского падежа. Крестьяне в день памяти св. Власия служили молебствия, прося у него защиты для домашнего скота. В некоторых существовал обычай сгонять коров к церквам, где они окроплялись св. водой, особенно это наблюдалось во время болезней и падежа скота.

Почитание св. Власия как покровителя домашнего скота возникло на основе древнего ритуала языческого божества Велеса (Волоса), «скотского бога», который считался вторым по значению богом в языческом пантеоне.

Замена языческого божества св. Власием была тем удобна, что житие этого святого свидетельствовало о его покровительстве животным.

Более того, в древнеславянском языке имена Велес (Волос) и Власий были тождественны и часто взаимозаменялись.

В этот день крестьяне не работали на скотинке, не утруждали Велесов род, не ездили на лошадях, холили и лелеяли скотинку, угощали выпечкой обрядовой (специальной сдобой) – коровок, лошадок, овечек.

Тропарь, глас 4:
И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси, Богодухновенне, в видения восход: сего ради слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Власие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2:
Божественное прозябение, цвет неувядаемый, лозы Христовы розго многострадальная, Богоносе Власие, верою чтущия память твою веселия твоего исполни, моляся непрестанно о всех нас.

Назад к списку

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/1159516

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.