Владимирский собор

Содержание

Владимирский собор

Владимирский собор

В Санкт-Петербурге много храмовых построек, которые сегодня помимо своей духовной миссии также являются великолепными памятниками церковного зодчества.

Я хочу познакомить вас с собором, располагающимся в центре города и находящимся под покровом Владимирской иконы Божией Матери. Он так и называется — Владимирский.

Как добраться

Храм находится по адресу Владимирский проспект, д. 20.

Попасть в этот храм очень просто. Вам нужно лишь доехать до станции метро «Владимирская».

При выходе на Большую Московскую улицу вы сразу увидите этот величественный собор.

Вход и режим работы

Вход во Владимирский собор, как в большинство православных храмов в России, свободный. При посещении только не стоит забывать о правилах внешнего вида.

Собор открыт ежедневно с начала утреннего и до конца вечернего богослужения. Расписание служб здесь.

В понедельник, четверг и воскресенье здесь исполняются Акафисты Серафиму Саровскому, Святителю Николаю Чудотворцу, Иисусу Христу и Божией Матери. Это очень красивые службы.

Кстати, слово «акафист» означает «неседальная песнь», то есть он исполняется непременно стоя. Вы можете в любое время заказать здесь молебны о здравии свох близких и службы по усопшим — панихиды, литии, отпевания.

История Владимирского собора

Эта церковь, выполненная в стиле перехода от барокко к классицизму, появилась на месте своей деревянной предшественницы, которая существовала с 1747 года в районе речки Фонтанки, где располагались Придворные слободы (Это место так называлось в силу того, что поначалу здесь в основном проживала дворцовая прислуга). Новая церковь строилась пятиглавой по волеизъявлению Елизаветы Петровны.

Императрице хотелось видеть все каменные храмы Санкт-Петербурга подобными Московскому Успенскому собору. Средства на сооружение новой Владимирской церкви собирались под началом священника Иоанна Кирикова, который был убит грабителями в 1770 году и не дожил до её открытия.

При праздновании столетия собора в память об этом иерее на его могиле, расположенной в ограде церкви, был установлен памятник.

Период до революции 1917 года

В апреле 1783 года митрополит Гавриил освятил готовую церковь. В этом же году было также завершено строительство величественной колокольни (архитектор Д. Кваренги). Вот только имени создателя самого собора архивы для нас не сохранили. Первоначальный проект принято считать принадлежащим знаменитому мастеру Б. Ф. Растрелли. А воплощение идеи — архитекторам Х. Кнобелю или П. Трезини.

Но достоверных сведений сегодня, к сожалению, не имеется.

В XIX веке благоустройство собора продолжилось. В 30-ых годах трудами архитектора А. И. Мельникова создан трапезная и притвор с лестницами, ведущими на 2 этаж храма.

В 1948 году двухъярусная колокольня обрела дополнительный третий ярус, благодаря усердию архитектора Ф. И. Руска, который также сооружает подле церкви ограду и две барочные часовни.

Вокруг церкви располагался сад, остатки которого существуют и в наше время.

Собор имел несколько престолов. На первом этаже центральный из них был освящен в честь Иоанна Дамаскина, а боковые — в честь Священномученника Харлампия и Святого пророка Илии.

В верхнем храме главный престол был посвящен самой иконе Владимирской Божией Матери, северный — иконе Богородицы «Всех скорбящих Радость», а южный — великомученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии.

Этот величественный собор и его почти семидесятиметровая колокольня завершали перспективу Загородного проспекта. И в наши дни они являются архитектурной доминантой на Владимирской площади Санкт-Петербурга.

Сама церковь в имперские времена была одной из самых богатых в столице. Сюда приходили горожане для поклонения трём великим святыням: Владимирской иконе Богоматери, Образу «Нерукотворный Спас», который был освящен преподобным Иоанном Кронштадтским, и иконе Серафима Саровского (с частицами его мощей).

Именно здесь совершилось отпевание Арины Родионовны — незабвенной няни великого русского поэта А. С. Пушкина. Также в данном храме и поныне ежегодно совершаются панихиды по Ф. М. Достоевскому, который был его прихожанином.

Советское время

В 1930 году храм, как духовное здание, был закрыт. Сюда перебрались фонды Государственной публичной Библиотеки для открытия именно в церкви глумливого филиала антирелигиозной литературы. Также помещения были отданы и стройтресту.

Но Божия Матерь хранила свою удивительную церковь, которая выстояла в грозное военное время.

После Победы в храме вновь размещается книгохранилище только теперь уже Библиотеки Академии Наук, а в 1947 году здесь устроили вдобавок ко всему ещё и производство трикотажной продукции.

Конец XX века — наши дни

В августе 1989 года собор был возвращен Русской православной церкви. Кстати, этому способствовали писатель-патриот Лев Гумилёв и академик Дмитрий Лихачёв, предок которого был когда-то старостой этого храма.

Храм был передан в весьма плачевном состоянии — без оконных стёкол, крестов, с повреждённой кровлей.

В 1990 году в Светлый день Благовещения (7 апреля) собор был освящен будущим Патриархом России, а в ту пору — митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигером). Владыка становится настоятелем этого храма, открывая в нём традицию настоятельства Петербургских митрополитов. (Следом за ним назначаются митрополиты Иоанн (Снычев) и Владимир (Котляров)).

С 1991 года по наши дни в соборе непрерывно ведётся ряд восстановительных работ. На куполах самой церкви и её часовен установлены позолоченные кресты, а купола покрыты медными листами. Отреставрированы фасады зданий. Вновь восстановлена могила первого настоятеля храма отца Иоанна Кирикова. Продолжается реставрация нижнего храма.

В настоящее время завершается золочение малых соборных куполов.

Статус собора эта церковь получила в 2000 году. Сегодня это один из самых посещаемых храмов Санкт-Петербурга.

Архитектура и внутреннее убранство

Об архитектурных особенностях Владимирской церкви подробнее можно прочитать здесь.

Иконостас верхней церкви

Я думаю, что в этом соборе ваше внимание непременно привлечет к себе замечательный иконостас основного престола во имя Владимирской иконы Божией Матери, находящегося в верхнем храме.

Это настоящий шедевр церковного искусства. Он был создан под началом знаменитого Б. Ф. Растрелли лучшими архитекторами эпохи императрицы Елизаветы Петровны. До наших дней он сохранился почти в изначальном своем виде. Это образец искусства петербургской школы барокко.

С обеих сторон, с приходской и алтарной, этот иконостас украшен иконами.

Воскресные школы

При Владимирском соборе сегодня существует детская воскресная школа, которая называется «Логос». Занятия в ней проходят по субботам и воскресеньям. Одной из её целей является стремление возродить утраченные семейные традиции и приобщить детей к красоте православной культуры.

Обучение чаще всего строится в форме диалога, происходящего во время беседы со священником. Здесь мальчики могут попробовать себя в качестве алтарников, а девочки, кроме непременных предметов — храмоведения, изучения Нового Завета и др., занимаются в кружках рукоделия.

также здесь есть театральная студия и занятия по изодеятельности.

Родители зачастую присутствуют на занятиях своих чад, а также сами посещают воскресную школу для взрослых.

Школа звонарей

Да-да, в этом замечательном соборе в 2000 году открыта школа именно с таким вот названием! Сюда приглашаются все желающие постигнуть эту старинную науку.

Меня не удивляет, что при храме появилось подобное направление. Ведь его величественная колокольня достигает 68 метров в высоту и является одним из самых высоких зданий центра Санкт-Петербурга.

Звонари часто принимают участие в различных церковных и светских мероприятиях, среди которых можно перечислить звоны в храмах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, освящение церквей, концерты и фестивали, масштабные выставки и презентации.

Обучение происходит 2 раза в неделю в самой колокольне на своеобразном тренажере-звоннице. План занятий содержит в себе ознакомление с уставом колокольных звонов, их видами и так далее, сольное и ансамблевое исполнение, занятия по ритму, развитию слуха и нотной грамоте.

Начать заниматься здесь вы можете в любое время года. Правда, необходимо благословение настоятеля собора и рекомендации от церковного прихода, который вы посещаете.

Но, я думаю, что главное — само желание! Кстати, здесь применяется индивидуальный подход к каждому ученику, и нет какого-то жесткого учебного плана или единой методики.

Всё строится на личном взаимодействии с наставником и на постоянной практике.

Здесь ежегодно проходят обучение до 40 человек всех возрастов. Преподавателями являются звонари Владимирского собора под руководством Владимира Степановича Кайчука — старшего звонаря и начальника реставрационных мастерских храма.

За годы существования школа вырастила целую плеяду профессиональных звонарей, которые сегодня служат в церквях Санкт-Петербурга, других городов России и СНГ.

Ученики участвуют в поездках на фестивали и конкурсы в другие города, что помогает им постоянно совершенствовать своё мастерство и делиться опытом.

Особенно торжественно в Санкт-Петербурге проходит Пасхальный фестиваль, который открывают колокола Петропавловского собора.

Далее их песнь подхватывают и продолжают благовествовать остальные храмы Санкт-Петербурга. И этот звон длится всю Светлую Седмицу.

Приходская газета

При храме выпускается своя газета. С архивом выпусков можно ознакомиться здесь.

Библиотека, социальная и юридическая службы

Во Владимирском соборе есть своя библиотека и приходская социальная служба. С её разноплановой и очень полезной в наше время деятельностью подробнее можно ознакомиться здесь.

Мне лишь непременно хочется отметить, что с 2015 года именно эта служба организовала еженедельную благотворительную раздачу горячей пищи, необходимых вещей и медикаментов для нуждающихся.

Это происходит каждый четверг в 16:00

При необходимости для прихожан при Владимирском соборе оказывается и бесплатная юридическая помощь.

Тёплая пристань

Я очень люблю этот уютный и вместе с тем грандиозный собор Санкт-Петербурга. Когда входишь в него, на душе даже в пасмурные дни сразу становится светлей. Именно сюда не так давно привозили удивительную Феодоровскую икону Богородицы из Костромского монастыря.

Считается, что этот Образ принадлежит, подобно образу Владимирской Богоматери, евангелисту Луке.

«Феодоровской» икона названа в честь отца святого князя Александра Невского — великого князя Ярослава Всеволодовича, который в крещении был наречен Феодором (в честь святого Феодора Стратилата). Этой иконой Ярослав-Феодор и благословил своего сына при его супружестве.

Интересен этот чудотворный Образ тем, что он двухсторонний. На её обороте изображена святая великомученица Параскева, облаченная в дорогое княжеское одеяние (её появление связывают с супругой Александра Невского).

Я вновь встретилась с этой удивительной иконой совершенно неожиданно для себя, когда, оказавшись в центре города, случайно зашла во Владимирскую церковь.

До этого видела её в Москве во время православной выставки и в самой Костроме при праздновании Преображения Господня.

Вот уж действительно, права православная поговорка, что «случай — это псевдоним Бога, который просто не оставил своего автографа»…

И, быть может, вы тоже прочитали мою статью о замечательном Владимирском соборе не случайно…

Источник: http://travelask.ru/russia/saint-petersburg/vladimirskiy-sobor

Владимирский собор :: Украина, Киев, собор XIX в

Владимирский собор

Свято-Владимирский собор – главный храм Украинской православной церкви Киевского патриархата, построенный в честь князя Владимира Великого к празднованию 900-летия Крещения Киевской Руси.

Мифы и факты

Когда в 1853 году в Киеве на крутом берегу Днепра установили огромный памятник Владимиру Великому, люди говорили: «Князь Владимир сбросил идолов, чтобы самому стать одним из них». Поэтому патриархат начал собирать деньги для будущего Свято-Владимирского собора.

Разработку проекта поручили петербуржскому архитектору Ивану Штром, который построил дом кадетов в Киеве. Он решил оформить храм в старом византийский стиле, как и все древние киевские церкви, с 13 золотыми куполами.

Но проект оказался слишком дорогим для реализации.

Несмотря на то, что удалось собрать более 100 000 рублей пожертвований в разных регионах, а Киево-Печерская Лавра выделила миллион кирпичей для строительства, средств не хватало.

Архитектору Киевской епархии Павлу Спарро поручили как-то согласовать смету с реалиями, и он с 13 предложенных куполов оставил 7. Киевский митрополит Арсений был расстроен: слишком невзрачным казался ему будущий храм.

Духовное руководство обратилось за помощью к зодчему Александру Беретти. Тот предложил за те же деньги увеличить линейный масштаб сооружения в полтора раза, благодаря чему объем вырос втрое. Его авторитету поверили и в 1862 году, на праздник Владимира, состоялась закладка будущего собора.

Первое время строительство продвигалось успешно. Но осенью 1864 года некоторые арки не выдержали веса верхнего яруса и раздвинулись. Архитектор обвинил во всем подрядчиков.

На всякий случай решили уменьшить высоту куполов. Но в 1866 году трещины в арках увеличились.

Беретти отчаянно отбивался от критики, но спасти репутацию ему не удалось – для выявления причин аварии в Киев послали… Ивана Штрома.

Беретти отстранили от строительства. Работы прекратились, поскольку никто не хотел брать на себя ответственность за их продолжение. А стены уже едва держались и их пришлось защитить от падения металлическими конструкциями.

Эта печальная волокита прекратилась лишь в 1875 году, когда император Александр II увидел руины недостроенного собора. Тут же нашлись дополнительные средства и в Киев приехал специалист с мировым именем: ученый-строитель из Петербурга Рудольф Бернгард, чьи расчеты и легли в основу сооружения.

Стены здания укрепили особыми пристройками – контрфорсами. В качестве руководителя проекта Бернгард рекомендовал своего ученика, 28-летнего Владимира Николаева, который занял должность киевского епархиального архитектора.

Молодой зодчий прекрасно справился со сложными обязанностями и к 1882 году строительство было завершено. Оставалось украсить интерьер собора.

Искусствовед и археолог профессор Адриан Прахов проникся мечтой превратить храм Владимира в казну современной религиозной живописи. Он пригласил лучших художников: Васнецова, Нестерова, Врубеля, братьев Сведомских, Котарбинского, украинских мастеров Пиманенко и Костенко.

Несмотря на дефицит средств, нарекания из-за чрезмерной смелости творчества и длительный срок росписи (целых 11 лет!), замысел Прахова был осуществлен.

Живопись собора благодаря высокому мастерству исполнения, чрезвычайного эмоционального накала и точного исторического антуража стала выдающимся произведением монументального искусства конца XIX века.

20 августа (1 сентября) 1896 года тяжелые двери храма распахнулись. Во время торжественной церемонии люди не знали, куда смотреть: на митрополита Ионникия, проводившего освящение, царя Николая II, присутствовавшего при этом, или на удивительные росписи, что невольно притягивали взгляд… (по материалам “Нариси з історії Києва”)

В советский период Владимирский собор чудом избежал сноса. В 1929 году он был преобразован в музей религии и атеизма. Затем стал хранилищем архивов органов власти, а позже книгохранилищем педагогического института. Открытый в период оккупации во время Второй мировой войны, храм остался действующим и после освобождения Киева.

С тех пор Свято-Владимирский собор остается постоянно открытым и регулярно проводит богослужения на украинском языке.

Что посмотреть

Здание представляет собой шестистолпный храм с тремя апсидами и семью куполами. Высота до креста главного купола составляет 49 м. Фасад украшают мозаики работы Фролова. На входной двери висит бронзовый рельеф княгини Ольги и князя Владимира на голубом фоне.

достопримечательность красочного интерьера – уникальные росписи на стенах и куполах храма, которые сразу бросаются в глаза. Живопись знаменитейших художников того времени (Васнецова, Нестерова, Врубеля и др.

) представляет грандиозные композиции на библейские темы и символичное изложение истории православия.

Главный неф расписал Васнецов: «Крещение князя Владимира», «Крещение киевлян», его кисти также принадлежат портреты Александра Невского, Андрея Боголюбского, княгини Ольги и центральная композиция «Богоматерь с Младенцем».

Богослужения сопровождаются красивым пением соборного хора, а на религиозные праздники часто приглашаются оперные певцы.

В Киеве на правом берегу Днепра вы найдете древний действующий монастырь. Рекомендую также посетить самый высокий собор в Харькове и знаменитые крымские монастыри Космо-Дамиановский и Свято-Успенский.

Свято-Владимирский собор открыт с 9.00 до 18.00.Находится возле станции метро Университет.

Официальный сайт: katedral.org.ua/ (укр.)

* Цена билета и время работы могут меняться, уточняйте на официальном сайте / 2014-04-08

:

Источник: https://allcastle.info/europe/ukraine/022

Свято-Владимирский собор — украшение древнего Херсонеса

Владимирский собор

Как и сам Херсонес Таврический, Владимирский собор многое пережил и повидал за время своего существования, хотя он несравненно моложе древнего полиса.

Предположительно, его возвели в том самом месте, где стояла византийская базилика, в которой крестился Владимир Святославич, прозванный в народе Красное Солнышко.

Бездеятельность властей привела к тому, что храм едва ли не был потерян – только благодаря усилиям неравнодушных граждан его спасли и сохранили для потомков.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Где находится?
  • Историческая справка
  • Посещение
  • Как доехать?

Где находится церковь в Севастополе?

Свято-Владимирский собор расположен в черте Севастополя, на территории историко-архитектурного комплекса «Херсонес Таврический». Точное месторасположение – Гагаринский район, ул. Древняя.

История возведения в Херсонесе Таврическом

Впервые вопрос о постройке православного собора, посвященного девятисотлетию Крещения Руси, подняли в 1825 г. – инициатива исходила от командующего Черноморским флотом в Крыму адмирала Грейга.

С этим предложением он обратился к Александру I, одобрившему его проект. С 1827 г.

под руководством мичмана Крузе в Херсонесе велись раскопки, целью которых было обнаружение церкви, где крестился Великий князь Киевский.

Археологи нашли руины нескольких старинных культовых объектов, но предпочтение отдали крестообразной византийской базилике, находившейся на центральной городской площади – как наиболее вероятному месту крещения Владимира. Тем не менее, по ходатайству адмирала Лазарева, утвержденному в 1836 г. Николаем I, возведение началось, но совсем там – в самом Севастополе.

К прежнему проекту вернулись лишь в 1852 г., но строительство снова пришлось отложить, на этот раз из-за разгоревшейся Крымской войны. Лишь в августе 1861 г.

, в присутствии Александра II, состоялась церемония закладки, а Владимирский собор в Херсонесе начал строиться при деятельном участии императорской семьи.

Его возводили по проекту академика Гримма, хотя руководил операцией гениальный инженер и архитектор Арнольд, а убранством и росписями занимался академик Чагин.

Основание православной святыни завершилось в 1877 г., но оформление и роспись продолжались еще почти два десятилетия – как не спешил Чагин закончить их к знаменательной дате, ему это так и не удалось.

Окончательно работы по декорированию окончились в 1894 г.

В них приняли деятельное участие академики Корзухин и Нефф, иконописцы Майков и Сорокин, художники Рисс, Тихобразов и Молокин, скульпторы Сеппи и братья Баскарини.

Тяжелые времена

После установления в Крыму советской власти в 1922 г. из блиставшего роскошью Владимирского храма изъяли всю драгоценную утварь, а его закрыли и передали новообразованному музею на Херсонесском городище. Однако экскурсии в нем проводили недолго, в 1924 г. его закрыли для посещений и фактически забросили, несмотря на все просьбы прихожан позволить им проводить в нем службы.

После этого церковь начали систематически разграблять, она ветшала, начала постепенно разрушаться. В годы войны в нее угодила бомба, полностью разрушившая купол, а в 1944 г.

, перед уходом из Крыма, немцы по приказу оберста Кольба взорвали ее.

К 1000-летию крещения Руси, как и Херсонес Таврический, Владимирский собор, находившийся в руинах и представлявший собой жалкое зрелище, «гармонично дополнял» общий пейзаж городища.

Второе рождение церкви

В 1997 г. началось первое после окончания ВОВ восстановление. На стартовом этапе проводилась внешняя реставрация достопримечательности, закончившаяся в 2001 г.

, а в течение следующих пяти лет велись работы по реконструкции внутреннего убранства и настенных росписей. 3 апреля 2004 г. освятили главный алтарь, а в 2006 г.

реставрационные манипуляции закончились и Свято-Владимирский собор в Севастополе возник в первозданном виде, о чем можно судить по фото начала прошлого века.

Чем интересен Владимирский собор?

Главной его достопримечательностью сейчас является чудом уцелевший список чудотворной иконы Корсунской Божией Матери, написанной в I веке апостолом Лукой. Отметить также нужно воссозданный по фотографиям мраморный иконостас с резным деревянным киотом, покрытым позолотой, с 8-ю образами, увенчанными куполом.

Интересны и восстановленные крымскими и киевскими художниками монументальные купольные композиции Корзухина и Неффа «Святой Дух», «Крещение Господне» и «Преображение Господне».

Гости Севастополя выделяют и заново отреставрированную композицию «Тайная Вечеря» — центральный сюжет главного алтаря, а также полностью восстановленные стенные росписи и витражи.

Совсем рядом расположены руины Херсонеса, один из самых известных его монументов – Базилика в базилике с остатками изящных колон и прекрасным мозаичным полом.

Неплохо сохранившиеся Западные врата с обломками крепостной стены и угловой башней Зенона, обращенной к морю, также достойны посещения, как и Херсонесский театр, вмещавший до 3000 зрителей, где проводились театрализованные представления и гладиаторские бои. Знаменитый Севастопольский колокол на берегу моря, отлитый в 1776 г.

из трофейных турецких пушек, впервые зазвучавший после долгих лет молчания 5 мая 2002 г., в день первого с 1926 г. богослужения во Владимирском соборе – это отдельная тема для статьи.

Как добраться до святыни?

Доехать до Владимирского собора в Севастополе вы сможете и на общественном, и на личном транспорте – сложностей возникнуть не должно.

Выбрав первый вариант, на Центральном автовокзале садитесь на автобус №107 или №195, выходить нужно на остановке «ул. Дмитрия Ульянова», откуда вам придется пройти порядка 1 км в северном направлении – и все, вы на месте.

От «5-го км Балаклавского шоссе» практически до самого храма также ходит маршрутка — №22, ваш выход – ост. «Херсонес Таврический».

На машине добраться до церкви от центра города-героя вы сможете так:

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Древняя, 1, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.612148, 33.493311.
  • Телефон: +7-8692-24-21-15.
  • Официальный сайт: https://.com/club124998553
  • Расписание богослужений: можно узнать по ссылке выше.

Владимирский собор в Херсонесе оставляет незабываемые впечатления – об этом свидетельствуют многочисленные отзывы тех, кто в нем побывал. А тем же, кто отправляется на отдых в Севастополь, непременно стоит его посетить – это не займет много времени, да и потрачено оно будет не зря.

В заключение предлагаем небольшой видео ролик об этом умиротворяющем месте.

Источник: https://krymania.ru/vladimirskiy-sobor-v-hersonese/

Успенский собор во Владимире — белокаменный шедевр Древней Руси

Владимирский собор

Адрес: Россия, Владимир, улица Большая Московская, 56
Начало строительства: 1158 год
Окончание строительства: 1189 год
Архитектор: Фридрих Барбаросса
Высота: почти 33 метра (32,3 м.)
Координаты: 56°07'38.7″N 40°24'33.6″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Вот уже более 850 лет на высоком берегу реки Клязьмы стоит белокаменный Успенский собор. Первый камень в фундамент храма заложил князь Андрей Боголюбский в 1158 году.

Андрей мечтал, чтобы его стольный град Владимир в своём могуществе и богатстве затмил «матерь русских городов» — Киев, и поэтому задумывал Успенский собор как главный храм Владимиро-Суздальской Руси.

Как сообщает летопись, князь «привёл мастеров из всех земель». Ювелиры, иконописцы и золотильщики были приглашены из Киева, Галича и Греции.

Король Германии Фридрих I Барбаросса, состоявший в дружбе с Андреем Боголюбским, прислал во Владимир немецких мастеров.

Юго-западная сторона собора

Таким образом, стремление Андрея к независимости получило внешнеполитическую поддержку. Здание Успенского собора воздвигли из известняка и украсили белокаменной резьбой. Центральная глава храма, увенчанная золочёным шлемом, вознеслась ввысь на 33 метра, превзойдя по высоте Собор святой Софии в Киеве.

Великолепие Успенского собора было выше всех оценок. Мастера оковали листами золочёной меди торжественные входные порталы, устроенные с трёх сторон.

Фасады декорировали сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали расчленили на два яруса арочным фризом. Стены и свода храма расписали фресками. Пол покрыли мозаикой из цветной майолики и медных позолоченных плит.

Свет золотых и серебряных люстр, освещавших Успенский собор, отражался в блестящих золочёных плитах пола, словно в огромном зеркале. На возвышении над алтарём князь обустроил площадку из золота и серебра, предназначенную для чтения проповедей и Священного Писания.

Летописцы, восхищённые красотой собора, сравнивали его с храмом царя Соломона в Иерусалиме.

Главный вход в собор

Упадок и возрождение Успенского собора

В 1185 году Успенский собор пострадал от пожара. Зодчие, восстанавливающие храм, обнесли здание со всех сторон новыми каменными стенами и соединили их арками со старыми стенами, создав, таким образом, своеобразный «футляр».

По приказу князя Всеволода Большое Гнездо владимирские мастера значительно расширили Успенский собор и заменили его убранство на более пышное и дорогое. В Успенском соборе венчались на великокняжеский престол великие владимирские князья, перенявшие от Андрея Боголюбского идею единства Русской Земли.

Общий вид на Успенский собор

Однако после смерти Всеволода Большое Гнездо вновь начались феодальные междоусобицы, ослабившие Русь накануне татаро-монгольского нашествия. В 1238 году войска хана Батыя, опустошив Рязань, вторглись во Владимир.

Несмотря на героическое сопротивление жителей, татары всё-таки взяли город. Предчувствуя неизбежную гибель, многие горожане затворились в Успенском соборе вместе с епископом Митрофаном и его семьёй.

Они предпочли мученическую смерть позорному плену и задохнулись от дыма, после того как татары обложили собор брёвнами и подожгли здание.

Купола собора

Все реликвии были разграблены, живопись повреждена огнём, но обгоревший храм выстоял.

Одержав победу над татаро-монголами на Куликовом поле в 1380 году, русские с особым рвением принялись восстанавливать былое величие Руси.

В 1408 году сын Дмитрия Донского — Василий Дмитриевич — пригласил из Москвы известных иконописцев Андрея Рублёва и Даниила Чёрного, украсивших владимирский собор новыми фресками.

Восточная сторона собора

Реликвии Успенского собора

От средневековой росписи Успенского собора сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» (1408 год), выполненной Андреем Рублёвым. Большинство настенных росписей, дошедших до наших дней, относится к XIX веку.

До 1395 года в Успенском соборе находилась Владимирская икона Божией Матери, привезенная Андреем Боголюбским из Вышгорода.

По преданию, эта икона написана евангелистом Лукой на доске стола, за которым Богородица ела со своим сыном Иисусом и мужем Иосифом Обручником.

Южный фасад собора

Сегодня эта икона хранится в Москве, в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. В некрополе Успенского собора покоятся мощи великих князей — Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Юрия Всеволодовича и др.

Здесь же погребены владимирские епископы и митрополиты, в том числе митрополит Максим, перенёсший в 1299 году кафедру из Киева во Владимир. Успенский собор послужил образцом для более поздних храмов, например, для Успенского собора Московского Кремля.

Являясь уникальным памятником белокаменного зодчества XII века, собор во Владимире взят под охрану ЮНЕСКО.

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/294-uspenskiy-sobor

Владимирский собор в Санкт-Петербурге: история

Владимирский собор

Владимирский собор в Санкт-Петербурге имеет долгую, интересную историю. Это один из старейших храмов Северной столицы.

История

Точная дата открытия Владимирского собора в Санкт-Петербурге неизвестна. Строительство началось в шестидесятые годы 18 столетия. А немного ранее вышел указ императрицы, согласно которому в городе началось возведение церквей в стиле древнерусского зодчества.

Указ этот с политической точки зрения имел немалое значение. Ведь в первой половине 18 столетия в столице строились храмы, которые более напоминали лютеранские кирхи, а потому ассоциировались у жителей с немецким засильем. Пятиглавые храмы символизировали возвращение к традициям русской архитектуры.

Пьетро Трезини

В 1745 году на месте современного Владимирского собора в Санкт-Петербурге возвели деревянную церковь. Строительство каменной постройки началось спустя 15 лет. Автор проекта Владимирского собора в Санкт-Сетербурге – швейцарский архитектор Пьетро Трезини.

Этот человек получил образование в Италии, несколько лет работал в Милане. В 1726 году Трезини приехал в Санкт-Петербург, а спустя 17 лет занял должность главного архитектора города.

Помимо Владимирского собора, в Санкт-Петербурге по его проектам были воздвигнуты Спасо-Сенновская и Пантелеимоновская церкви.

Согласно преданию, написана икона Владимирской Божьей Матери евангелистом Лукой. Она побывала в Константинополе, Иерусалиме, Киеве и, наконец, во Владимире, где и получила свое название. Затем икону перенесли в Москву.

Вскоре распространился слух о чудесных исцелениях, которые даровала она прихожанам Сретенского монастыря. В самом начале устройства Владимирского собора в Санкт-Петербурге, фото которого можно видеть в этой статье, точную копию с иконы Владимирской Божьей Матери выписали из Москвы. Находилась она здесь вплоть до начала двадцатых годов прошлого столетия.

Икона была унизана жемчугом, украшена вызолоченной серебряной ризою. Венец был изготовлен из хрусталя. Где сейчас находится икона, неизвестно. После революции верующие не раз пытались выкупить ее, но безуспешно. Сперва она оказалась в отделе Главнауки, затем и вовсе исчезла.

Иоанн Кириков

Этот человек был не только первым настоятелем храма, но и главным его строителем. В конце девяностых годов прошлого века вблизи алтаря было обнаружена, а затем и реконструирована могила Иоанна Кирикова. Восстановили и надпись, выбитую ещё в 1870 году.

Архитектурный ансамбль церкви, который видят современные прихожане, сложился в середине 19 века. Здесь присутствует абсолютная гармоничность пропорции, в чём можно убедиться, посетив Владимирский собор в Санкт-Петербурге.

Богослужение в соборе совершается ежедневно. В 9:00 начинается Божественная литургия. По воскресеньям и праздникам расписание немного меняется. Божественная литургия в эти дни проходят дважды: в 7:00 и 10:00. В конце ее – Святое причастие. Исповедь всегда начинается за 30 минут до начала литургии. В 18:00 осуществляется вечернее богослужение.

Знаменитые прихожане

История храма в некотором роде связана с семьёй Пушкиных. Родители поэта проживали в Свечном переулке, недалеко от Владимирской площади. В 1826 году, по возвращении из села Михайловского, Пушкин останавливался в их доме.

Нередко он бывал и у своей сестры, которая проживала на Грязной улице, ныне именуемой улицей Марата. В этом доме последние дни провела Арина Родионовна.

Согласно утверждению биографов поэта, он присутствовал при ее отпевании во Владимирском храме.

Прихожанами церкви были многие родственники Пушкина. А спустя несколько десятилетий после его смерти в одном из домов, расположенных вблизи, проживал Фёдор Достоевский. Говорят, один из священников храма был духовником писателя. А отец Николай Вирославский отпевал Достоевского.

Еще одним знаменитым прихожанином этой церкви был композитор Римский-Корсаков. На Владимирском проспекте он проживал в течение пяти лет. Одно из окон его квартиры выходило на колокольню Владимирской церкви.

Наверняка под тихими сводами этой церкви не раз бывал и Александр Блок. Когда-то в приходе Владимирского храма проживал прадед русского поэта. Здесь несколько лет провел и сам Блок. В доме же, который когда-то принадлежал предку поэта, скончалась няня Пушкина. Арину Родионовну, как уже было сказано, отпевали во Владимирском храме.

Ещё один знаменитый памятник русского зодчества в Санкт-Петербурге – собор Князь-Владимирский. О его истории также стоит сказать несколько слов.

Собор Князь-Владимирский

Его история начинается в 1765 году. Именно тогда архитектор А. Ринальди разработал проект пятиглавого храма. Ранее на месте собора была сперва деревянная церковь, затем и каменная.

На перестройку храма ушло около семи лет. В 1789 году собор был назван в честь князя Владимира. Эта постройка является памятником архитектурного стиля, переходного от барокко к классицизму. Как и прочие храмы в России, в 20-е года он был закрыт. Затем в его истории произошло немало печальных событий. Последняя реставрация собора состоялась в 2015 году.

Источник: http://fb.ru/article/328661/vladimirskiy-sobor-v-sankt-peterburge-istoriya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.