Вилла Джулия

Вилла Джулия в Риме

Вилла Джулия

Последние изменения: Октябрь 2, 2018

В середине XIX столетия вилла Джулия была названа «восьмым чудом света».

Она была построена в 1551-1553гг как приватная загородная резиденция для папы Юлия III – известного гуманиста и покровителя искусств, мирское имя которого Джованни Мария Чокки дель Монте, и представляла собой роскошные владения с садами и фонтанами, террасами и даже небольшим речным портом. Сегодня от нее осталась лишь малая часть, а в главном сооружении виллы располагается экспозиция Этрусского Национального Музея.

Вилла Джулия: история резидентского комплекса

Основой для проекта виллы послужил рисунок самого понтифика. Он был скорректирован Микеланджело Буонарроти, доработан Джакомо Виньолой и Бартоломео Амманнати. Над художественным аспектом загородной резиденции работали Просперо Фонтана, Таддео Дзуккари и Пьетро Венале. В результате получился элегантный архитектурно-парковый комплекс – один из самых изысканных в эпоху Возрождения.

Вилла Джулия состояла из трех так называемых «vigne», т.е. виноградников – именно так называли виллы в те далекие времена. Первая из них – Vigna Vecchia (Старый виноградник), была самой старой собственностью семьи и простиралась от квартала Боргетто Фламиния до виллы Боргезе.

Располагавшееся на ее территории здание и сегодня можно видеть вдоль виа Фламиния. Еще один комплекс – Vigna del Porto (Виноградник у причала), располагался напротив, практически на самом берегу Тибра, почему и получил такое название.

Третий – Vigna del Monte или Vigna di papa Giulio являлось главным, и сегодня известен как Палаццо дель Вилла Джулия.

Вокруг резидентского комплекса, на землях принадлежавших Папе, был разбит роскошный парк. Со стороны Тибра, где располагался небольшой речной порт с лодками понтифика, к вилле вела широкая аллея, называемая виа Джулия Нуова (ит. via Julia Nova), пересекавшаяся с улицей Фламиния.

Весь проект был реализован в кратчайшие сроки, однако насладиться в полной мере своей новой резиденцией понтифику не пришлось – Юлий III умер в 1555г. Виллу Джулия унаследовал брат покойного Бальдовино дель Монте, но через год он также скончался.

В 1557 году преемник понтифика Павел IV (Джан Пьетро Карафа, 1476-1559) распорядился, передать недвижимое имущество семейства дель Монте в собственность Святого Престола.

По его словам вилла была построена на средства Церкви, а потому и должна ей принадлежать.

Через несколько лет одно из зданий резиденции – Vigna Vecchia, Папа Пий IV (Джованни Анджело Медичи, 1499-1565) передал своим племянникам, кардиналам Борромео, а главное здание виллы Джулия было переоборудовано под гостиницу для временного проживания высокопоставленных особ, прибывавших в Рим с визитом. В 1565 году для королевы Кристины Швеции здесь выделили несколько апартаментов, в которых она проживала некоторое время.

За несколько сотен лет, вплоть до середины XIX века, вилла Джулия не претерпела практически никаких изменений. С началом революционных событий, приведших к объединению Италии, ее здания использовались в качестве казарм и военного госпиталя, а некоторые помещения бывшей папской резиденции были переоборудованы под склады. Комплекс постепенно приходил в запустение и упадок.

Где остановиться возле Виллы Джулия

После присоединения Рима к Королевству Италии новая власть нашла для папской резиденции не совсем обычное предназначение. Так как в конце XVIIIв.

на территории Лацио и Умбрии было обнаружено множество предметов древнего этрусского искусства, то для их изучения и систематизации потребовалось здание, где можно было бы разместить артефакты. В 1889 году здесь был основан «Музей этрусского и доримского искусства».

С тех пор в главном здании резиденции разместилась экспозиция, которая и сегодня обладает одним из богатейших собраний предметов доримского периода.

Билеты он-лайн

Купить билеты в Этрусский музей Виллы Джулия

Вилла Джулия сегодня

Главный фасад основного здания виллы Джулия выполнен в довольно строгом стиле. В центральной части располагается главный входной портал в виде триумфальной арки, помещенной меж двух колонн и украшенный большими полукруглыми нишами.

Вход ведет в просторный внутренний двор, ограниченный с одной стороны эмициклом. Данный архитектурный элемент представляет собой полукруглый портик, состоящий из восьми гранитных колонн и трех арочных конструкций.

Свод эмицикла украшен фресками Пьетро Венале, изображающими оплетенную виноградом перголу.

На стенах помещены художественные росписи в виде декоративных панелей, выполненные в античном стиле Таддео Зуккари и Просперо Фонтана.

Вилла Джулия. Портик правой стороны.
Mongolo1984

Напротив эмицикла находится триумфальная арка, ведущая в Лоджию Амманати, являющуюся неотъемлемой частью прекрасного архитектурного ансамбля, который предшествует входу в сад.

Небольшое замкнутое пространство, называемое сердцем Виллы Джулия, ограничено стенами, содержащими многочисленные ниши, предназначавшиеся для статуй. Широкие полукруглые лестницы, спускающиеся от лоджии, ведут на нижний уровень, откуда можно попасть в нимфеум, предназначавшийся для обедов на открытом воздухе.

Прекрасная черно-белая мозаика с Тритоном, выполненная в античном римском стиле, является главным украшением нимфеума виллы Джулия.

!

В древние времена нимфеумом назывались святилища, посвященные нимфам – божествам природы, олицетворявшим различные природные явления и живительные силы. Со временем нимфеумами стали именовать архитектурные объекты, так называемые «театры воды». Особого распространения «новые» нимфеумы получили в Эпоху Возрождения.

Национальный этрусский Музей Виллы Джулия

Национальный Этрусский Музей, экспозиция которого сегодня представлена на Вилле Джулия в Риме, был основан в 1889 году. Его целью стало создание собрания объектов исторического и культурного значения доримского периода, обнаруженных на территории Лацио и Умбрии, в доисторические времена занимаемые этрусками, фалисками и капенатами.

Среди прочих объектов высокой значимости, наиболее известным экспонатом коллекции является древнейший фунеральный памятник – «Саркофаг супругов» (ит. Sarcofago degli Sposi).

Изготовленный из терракоты саркофаг представляет собой скульптурную группу в виде пирующей молодой пары.

Погребальный памятник, датированный VI веком до нашей эры, был обнаружен при раскопках этрусского некрополя в Черветери.

Здесь также находится уникальная статуя «Аполлон Вейо» (Apollo di Veio). Хорошо сохранившаяся керамическая скульптура, датируемая примерно VI веком до н.э., была найдена почти целой в 1916г. при раскопках Святилища Портоначчо около Вейо. Статуя Аполона, изготовленная из терракоты и высотой около 2м. являлась частью украшения крыши храма, посвященного Минерве.

Популярные экскурсии в Риме:

Все экскурсии в Риме (143)

Сегодня Вилла Джулия является самым представительным музеем этрусской цивилизации, представляя в своих залах не только одни из самых важных творений доримской эпохи, но также и некоторые древнегреческие артефакты VIII-Vвв. до н.э. Его экспонаты, раскрывая историю, заставляют вновь и вновь осознавать громадную пропасть времени, которая отделяет нас от прошлого.

Возможно Вас заинтересует:

Вилла Джулия: информация для туристов

Адрес

piazzale di Villa Giulia, 9

Режим работы

Ежедневно вторник-воскресенье с 9-00 до 20-00
Выходной: 25 декабря, 1 января, 1 мая

Стоимость билета

Стоимость – от 8 евро+комиссия за предварительное бронирование

Где купить билет

tiqets

Источник: http://39rim.ru/villa-dzhuliya-v-rime-i-natsionalnyiy-etrusskiy-muzey.html

Национальный музей этрусского искусства

Вилла Джулия

Восхищаясь многочисленными талантами древнеримских зодчих и художников, многие из нас понятия не имеют, что и они у кого-то учились.

И в роли учителей для будущих императоров выступили племена этрусков, проживавшие на Апеннинском полуострове задолго до образования Римской Империи.

Отчасти для того, чтобы отдать должное «прародителям», итальянцы организовали в Риме Национальный музей этрусского искусства, экспонаты которого являются лучшим подтверждением их высочайшего уровня развития.

Страницы истории

Среди восхитительно красивого парка виллы Боргезе нашёл своё пристанище и музей, посвящённый культуре, ныне не существующей, древней народности – этрусков. Эта самая большая коллекция предметов, имеющих отношение к этрусской цивилизации, разместилась в стенах бывшей летней резиденции римских пап, называемой вилла Джулия.

Само здание в стиле маньеризма было спроектировано Джакомо да Виньола и построено в 1550 – 1555 гг. архитектором Бартоломео Амманнати специально для тогдашнего папы Юлия III (в миру — Джованни Чокки дель Монте). Именно в честь первого своего владельца и была названа вилла (Villa Giulia).

Правда, от былого её величия осталось немного.

С самого начала архитектурный комплекс виллы состоял из трёх ансамблей. Территория самого первого из них, именуемого «старым виноградником», тянулась до квартала Фламинио и виллы Богрезе. Между Тибром и виа Фламиния располагался второй дворцовый комплекс – «виноградник у причала».

Однако сегодня частично сохранился только третий дворцовый ансамбль с нимфеем, двором и садами, украшенными древними статуями, — вилла Джулия. Прямо напротив дворца среди буйной садовой зелени раньше располагались несколько лоджий для отдыха, к сожалению, не сохранившиеся до наших дней.

Описание дворца вилла Джулия

В основу своего замысла Виньола и Амманнати положили принцип постепенного расширения пространства, зачастую используемого в сценографии. Напоминающий по форме триумфальную арку, портал ведёт в полукруглую галерею, раскрывающуюся в прилежащий дворик. Сравнивая с театром, галерею можно назвать партером, аллею – просцениумом, а лоджию, которая находится напротив, — сценой.

Второй двор расположился по другую сторону от лоджии, и попасть в него можно сразу по двум пандусам. Здесь есть нимфей с лоджиями, состоящий из трёх ярусов, а внизу бьёт фонтан Аква Верджине, декорированный фигурами божеств Тибр и Арно.

Фрески Пьетро Венале с изображением увитой зеленью беседки украшают свод галереи полукруглой формы, а на её стенах «поселились» мифологические существа.

Правда, течение времени оказало разрушительное воздействие на скульптуры и золочённую лепнину. Последним владельцем виллы Джулия был брат Юлия III Бальдовино, после смерти которого Павел VI конфисковал, всё имущество, нажитое семьёй Дель Монте, как выяснилось, за средства палаты пап. С этого момента вилла, лишившаяся владельца, пришла в упадок.

Папа Пий VI отдал распоряжение вывезти из дворца немногие сохранившиеся скульптуры и закрыть сады, через пару лет садовники оставили запустевающую виллу. Какое-то время здесь был госпиталь, потом – проживали солдаты, при Льве XII – расположилась ветеринарная школа, склад, а потом – снова солдаты.

Только в 1889г дворцовый комплекс стал собственностью государства, и в нём разместился Национальный музей этрусского искусства.

Кто такие этруски?

Древние этруски – это народности, ещё в I тыс. до н.э. населявшие северо-западную часть Апеннинского полуострова. Известно, что эти племена, проживавшие на территории сегодняшней Тосканы, ещё до римлян создали развитую цивилизацию с определённым политическим строем, армией и культурой.

О происхождении этрусков нет точных данных. Одни историки утверждают, что этрусские племена пришли на Апеннины с Востока. Другие же склоняются к версии об этнической группе, возникшей уже на полуострове в результате смешения пришлых и местных народностей.

Процесс формирования этноса завершился примерно к VIII веку до н.э.

А в VII веке до н.э. племена этрусков уже возводили города-крепости, ставшие центрами политики и экономики городов. Их главами сначала были цари, а в VI – V веках до н.э. — аристократы, занимающие важные должности. Скорее всего, именно этрусские племена основали Вечный город, они же оказали весьма значительное влияние на архитектуру и искусство Древней Италии.

Римляне переняли у этрусков политический строй, структуру армии и знаки власти. Немаловажной для будущих потомков императоров стала и культура древних этрусков: мифы и религия нашли своё отражение в древнеримских легендах, а итальянские зодчие и художники во многом подражали предшественникам. Ну а после нашествий галлов в V веке до н.э.

и угасания империи этрусков уже сам Рим занял лидирующую позицию в регионе.

О коллекции и экспозиции

Систематическое изучение находок этрусской цивилизации началось в XVIII веке, а уже в 1889 году на вилле Джулия был оборудован специализированный музей, в котором и сегодня можно ознакомиться с древнейшими находками на территории Умбрии, Тосканы, южной Этрурии и Лацио, имеющими отношение к этрусскому периоду. Заметим, что на протяжении всего периода существования музея этрусского искусства коллекция пополнялась не только за счёт государства: в разные годы частные собрания расширяли экспозицию (в 1908г добавились предметы, находившиеся в собственности Барберини, в 1919г – Кастеллани, а в 1972г – Пескиотти).

Урны, саркофаги, статуэтки и другие предметы, найденные при раскопках некрополей на территории современной Италии, демонстрируются посетителям в выставочных залах первого этажа виллы Джулия. Историками и сотрудниками Национального музея этрусского искусства проведена огромная работа по систематизации археологических находок и реконструкции древних городов.

В залах музея с 1 по 10,а также с 23 по 34 можно воочию убедиться в том, что древние этруски были хорошо развитой цивилизацией. Здесь все желающие могут в подробностях рассмотреть реконструированные города Тодди, Вульчи, Вей и Черветери. А вот предметы из частных коллекций, пополнившие музей, экспонируются в залах № 11 – 22.

Коллекционные экземпляры ваз и украшения можно осмотреть в залах второго этажа.

Гордостью музея является статуя Аполлона Вейского, изготовленная из обожжённой глины (терракота), между 550 и 520гг до н.э. Авторство находки, исполненной в позднеэтрусском (ионическом) стиле, приписывают единственному из сегодня известных этрусских скульпторов по имени Вулка.

Сама статуя из города Вейи ранее являлась частью композиции, изображавшей Геракла и Аполлона, которые борются за лань Артемиды с медными ногами и золотыми рогами.

Эта композиция располагалась в Портоначчо на 12-метровой высоте в святилище Минервы, а сегодня она выставляется в зале №7.

Достойна внимания и находка из города мёртвых Бандитачча у Черветери, датируемая VI веком до н.э, — терракотовый саркофаг супругов. Внешне он представляет собой расписанное ложе на фигурных ножках длиной 190см и шириной 114см.

Уникальность памятника, повторяющего очертания человеческого тела, состоит в изображении сразу двух человек, которые пируют в загробном мире.

Правда, уделив немало внимания «прорисовыванию» черт лица супругов, в частности, миндалевидных их глаз, нижнюю часть тел автор изобразил схематически.

Имеется в музее Джулия и уникальные антефиксы IV века из разукрашенной терракоты изображающие маски Менады и Горгоны, скорее всего, украшавшие ранее кровлю античного храма.

Следует выделить и бронзовый ларец Фикорони IV века до н.э. (цисту, используемую для хранения денег, драгоценностей, плодов, книги др.

), и кружку Киджи, изображающую воинственных греков, и золотые украшения из некрополя в Пренесте.

Хотите увидеть, насколько развитыми были древние цивилизации, а одновременно оценить мастерство представителей эпохи Возрождения? Отправляйтесь на виллу Джулия в Риме! Она принимает посетителей в любой день недели, кроме понедельника с 8.30 до 19.30. Входной билет стоит 4 евро.

Фото с сайта brehlama.ru

Источник: http://toitaly.info/natsionalnyj-muzej-etrusskogo-iskusstva

Музей этрусков в Риме на вилле Джулия, фото отчет о посещении

Вилла Джулия

Музей этрусков в Риме (Museo Nazionale Etrusco) — место, до которого добирается далеко не каждый турист. Размещается он в дальнем конце садов виллы Боргезе. Но этот музей рекомендовать к посещению в Риме стоит непременно.

Это важнейшая, самая большая коллекция этрусских предметов в Италии (а следовательно, и во всем мире), оставшихся от таинственных этрусков — народа, жившего на территории Италии до времен «античного» Рима.
Вазы, мраморные барельефы, многочисленные предметы быта и украшения, саркофаги, фрагменты зданий и повозок. И даже реконструкция помещений с фресками, найденных в окрестностях Рима.

Как гласит путеводитель, «лучшие экспонаты в этой коллекции — это ларец Фикорони, кружка Киджи, датируемая примерно 640 г. до н. э., с изображением фаланги гоплитов (тяжеловооруженной пехоты); золотое украшение с зернью из могилы Бернардини в Пренесте (сер. VII в. до н. э.

); терракотовые скульптуры из Вейи (конец VI в. до н. э.), в числе которых — головы горгон, Аполлон и Геракл; и знаменитый глиняный саркофаг с супружеской парой из Черветери (в 40 км к северу от Рима)«. (У.Блеек, Ф.Цитцльшпергер «Рим. Ватикан. Пригороды Рима. Путеводитель»).

К сожалению, внутри музея фотографировать нельзя.

Этруски – это славяне?

Если у вас ребенок среднего школьного возраста, прийти с ним в Музей этрусков стоит обязательно. Попробуйте смотреть на экспонаты беспристрастно, если бы вы не знали, что это «этрусские древности», к каким культурами бы вы их отнесли? Древнеримской? Древнегреческой? Или даже славянской?

Загадка этрусков не решена учеными до сих пор… Кто они? Откуда? Этрусские надписи не расшифрованы до конца, хотя некоторые ученые утверждают, что в их основе — славянская письменность.

Сложно рекомендовать для прочтения данные книги перед посещением Музея этрусков в Риме, так как они очень спорны, но тем не менее…
Если вы знакомы с исследованиями академика А.

Фоменко и его Новой хронологией, то прочитайте его книгу «Эт-руски: загадка, которую не хотят разгадать».

В ней говорится об этрусской письменности, о том, что еще в 19 веке надписи этрусков были прочитаны учеными Чампиани и Чертковым по-русски!

Расшифровкой этрусских надписей сейчас успешно занимается и академик В.Чудинов (его книга «Вернем этрусков Руси»). Все книги можно найти в Интернете.

И тогда вам значительно интереснее будет ходить по залам музея, проводя «собственное расследование» — могли ли быть у народа этрусков русские (славянские) корни… Взглядываться в золотые пластины с надписями, ища знакомые буквы. Рассматривать скульптурные портреты и головные уборы…

Вилла Джулия

Нельзя не сказать и о самой вилле Джулия (Villa Giulia), где размещается коллекция. Великолепное здание было построено в 1550-х годах папой Юлием III, большим любителем прекрасного. Проектировали виллу известнейшие архитекторы того времени — Амманати и Виньоле.

Они учли все нюансы, важные для жизни в жаркой столице — создали залы, соединенные галереями, где бывает прохладно даже в августовский зной, спроектировали сады, в которых среди фруктовых деревьев разместили античные статуи. То есть получилось чудесное уютное местечко для загородных летних увеселений.

Но папа Юлий III умер, а следующий хозяин вилы не вдохновился изяществом постройки. Несколько веков вилла служила то складом, то больницей.

К счастью, в 1889 году здесь решено было разместить этрусскую коллекцию.
Сейчас вилла Джулия — чудесный образец загородного поместья. Небольшая, с интересными мозаичными потолками галерей и очень уютным внутренним садиком.

Museo Nazionale Etrusco di Villa Giulia

Часы работы: вторник — воскресенье 8.30-19.30Музей открывается достаточно рано, поэтому если вы хотите успеть за день много — можно начинать с него.

http://villagiulia.beniculturali.it/

Как добраться до виллы Джулия и Музея этрусков в Риме— Пройдя через всю территорию виллы Боргезе, следуя карте. Маршрут не очень удобный, несколько путанный.Из личного опыта автора сайта — без навигатора пройти было бы не очень просто, для прогулки с небольшим ребенком далековато.

— Путь чуть покороче и проще. От Пьяцца Дель Пополо идите от центра через ворота на Виа Фламиниа, пешком минут 10-15, справа будет улица Via di villa Giullia (для ориентировки мы сфотографировали дом на углу Виа ди вилла Джулиа и Виа Фламиниа — на фото справа). Сворачиваете и минут через 5 вы у виллы.

Все фото — автора сайта @

Источник: http://travel-child.ru/etruski-kto-oni-muzej-etruskov-v-rime-villa-dzhuliya/

Вилла Джулия. Палермо

Вилла Джулия
ir_chaВилла Джулии, или сад Флора – первый и самый знаменитый публичный сад Палермо. Он был заложен в 1780-х гг. по плану архитектора Николаса Пальмы, в продолжение прекрасной и широкой палермской набережной – Марины.

Свое имя сад получил в честь супруги испанского вице-короля Маркантония Колонна – Джулии д’ Авалос.

Многие народы, господствовавшие на острове во времена новой эры, оставили свои яркие следы в культуре острова, в том числе и в искусстве создания садов.

В XVIII – XIX веках Палермо и его окрестностей были подлинными «садами Гесперид». Сицилийские аристократы соединяли старые традиции и приемы садового искусства и научные представления своей эпохи. Масоны, занимающие высшие ступени ордена давали новые идеи, развивая язык символических образов садов.

>

И.-В. Гете, посетивший Сицилию в ходе своего итальянского путешествия в апреле 1787 года, оставил замечательное описание виллы Джулии. «В общественном саду, как раз около рейда, я провел в тишине самые приятные часы. Это удивительнейшее место в мире. Правильно расположенный, сад этот тем не менее представляется нам чем-то волшебным; незадолго здесь посаженный, он переносит нас к древним временам. Зеленые бордюры гряд окружают чужеземные растения; лимонные шпалерники округляются в хорошенькие крытые аллеи; высокие стены олеандров, украшенные тысячью красных гвоздикоподобных цветов, манят взор; совершенно неизвестные, незнакомые мне деревья, еще без листвы, вероятно из теплейших стран, распространяют странные сучья…… Вид этого чудного сада произвел на меня глубокое впечатление; темные волны на северном горизонте, их волнение на извилинах залива, даже этот особенный запах морских испарений – все это привело мне на память остров покойного Феака. Я тотчас поспешил купить экземпляр Гомера, прочел эту песнь с большою пользою…».Через 220 лет, таким же апрельским днем, сделаны эти фотографии…Русский путешественник Андрей Норов, побывавший на Сицилии в начале 1820-х годов восторженно описывает виллу Джулия: «Какая роскошь для жителя северных стран! Кроме высоких апельсиновых и лимонных аллей сколько лавров, платанов, миртов. Как стройно возвышаются сии стройные пальмы! Какую свежесть разливают сии шумные водометы! Прибавьте к этому, что сад сей на берегу моря, которого яркая лазурь проглядывает сквозь свежие занавесы зелени…».”Флора, или Вилла Джулия – большой публичный сад, на основе прихотливой идеи разделенный на части дорожками, аллеями, беседками, вольерами для птиц, фонтанами, храмами, статуями и галереями для оркестров с величественными деревьями, прекрасно сгруппированными кронами, и наполненный по вечерам толпами лениво гуляющих, развалившихся на садовых стульях или кормящих золотых рыбок” – писал Френсис Шредер в своей книге «Shores of the Mediterranean: With Sketches of Travel», вышедшей в свет в 1846 году. Я увидела в центре сада множество гуляющих с детьми. Это были большей частью отцы.  А в укромных уголках скрывались страстно обнимающиеся парочки….

Сад наполнен скульптурами XVIII – XIX веков. Самая знаменитая – группа «Гений Палермо». В этой композиции – орел – символ Палермо, змея, пес, пучок стрел – все имеет смысл, поясняемой латинской надписью на мраморной табличке. Здесь же – изображение головы Медузы Горгоны в окружении трех согнутых ног – древний символ острова.

В центре сада – мраморный фонтан Додекадрон с двенадцатью солнечными часами. Наполнение сада  было продолжено в следующем столетии, когда в нем устроили символические захоронения выдающихся деятелей древней Сицилии – Диодора Сицилийского и Архимеда, Феокрита Сиракузских и Эмпедокла Агригентского.
  В XIX столетии здесь появился неоклассический бельведер, пропилеи, кофейный дом, четыре экседры вокруг центрального фонтана и другие сооружения.К вилле Джулии примыкает, по сути продолжая его, Ботанический сад.

Он заслуживает отдельного рассказа…

ir_cha

Через чудные непарадные и нетуристкие улички (конечно, вежливо говоря, грязноватые) я вышла к калитке и пройдя через нее,  невольно громко ахнула.

Позже я пыталась понять, что вызвало такую реакцию резкой радости и абсолютного восторга.  Войдя в калитку, я увидела большое открытое пространство, залитое  ярким солнечным светом. Свет усиливался белым камнем плит  центрального канала, на дорожках вдоль него.  Я не увидела сад, но это уже знакомая  радость говорила, что это именно сад!Пространство огорожено забором по которому вьются ярко цветущие кусты…

Современные конструкции, которые должны  напоминать о парковых павильонах и текущая вода в центре. 

 Я читала о саде, который здесь существовал, готовясь к путешествию, но ведь при первом шаге через калитку я еще и не подозревала, что он был именно здесь. Позже, разглядывая фотографии, сделанные сверху, из окон дворца, я поняла, что это ощущение  не поймано объективом. Но оно случилось и было очень сильным. Это ощущение счастья в прекрасном парке…
Название Циза происходит от арабского Al-Azizah, что означает великолепный. Дворец и парк были сооружены в XII веке, в эпоху высшего расцвета нормано-арабского стиля. Парк носил название – «Земной рай». При Вильгельме Первом парк простирался на огромном пространстве до самого моря, спускаясь к нему,  был окружен стеной, в нем бродили дикие животные,  содержались экзотические птицы в роскошных клетках, в прудах разводили редких рыб. Парк был разделен на отдельные участки водными потоками, через них перебрасывались мостики,  на искуственных островах стояли павильоны, в парке цвели великолепные  цветы и росли  редкостные деревья и кустарники. Роскошь и великолепие этого парка, созданного арабскими садовниками по желанию норманских правителей были известны далеко за пределами Сицилии. В XIII веке Бокаччо поместил героев одного из эпизодов «Декамерона» в саду Цизы.

На Сицилии в один из периодов ее насыщенной истории замечательно слились две культуры – воинственных и пассионарных варягов и уточенная древнейшая культура Востока, берущая свое  начало в долине Нила, междуречьи Тигра и Евфрата, в древней Греции, на восточном побережье Средиземного моря. Циза была великолепным образцом этой культуры. Сад загородной  резиденции  был похож на сады – парадизы персидских царей, во дворце все напоминало о Востоке. Русский путешественник А.Чертков XIX века писал: «Маврский замок Циза сравнивают со знаменитою Альгамброй в Испании. Нельзя вообразить себе страны плодоноснее той, которая окружает сие здание. Оно возвышается в виде четырехсторонней башни, над лесом апельсиновых, лимонных, померанцовых и шелковичных дерев. Верх увенчан обширною террасою, с высокими зубцами; квадратные окна украшены готическими стрелками. Войдя в сени, вы узнаете роскошное жилище калифа. Везде расточены разноцветные мозаики и мраморы. Группы тонких колонн из белого мрамора поддерживают своды, одетые цветочными барельефами; а в середине сеней бьет обильный водомет, падающий двумя двумя дугами в два боковых осьмиугольных бассейна. Светлые воды его, разливая далеко прохладу, кропят водяной пылью мраморный помост – и сладкое журчание вторится по всему зданию. Как приятно такое убежище в часы палящего сирокко». Путешественник почувствовал живительную прохладу замка. Она была результатом точно продуманной и искусно выполненной системы охлаждения воздуха текущей по  трубам под полами водой. Вода, идущая с горных источников, проходя по трубам здания охлаждала жилище, изливалась в фонтанах центрального зала, и уходила через протоки и каналы парка в море….

Мы не видим парка. Он перестал существовать еще в XVI веке… Но еще два столетия назад вид с террасы замка описывали следующими восторженными словами: «… какой вид с высоты террасы! Какая роскошь природы! Взоры разбегаются с одного ландшафта на другой.

Оттенки сих фруктовых рощ, застилающих равнину, разнообразны до бесконечности; они беспрестанно меняются, согласно с падением солнечных лучей или с дуновением ветра, веящего негою с душистых вершин их.

Отсюда вы видите Палерму во всем ее величии, весь залив и беспредельное море.

Заметьте также живописную цепь скал, окружающих сию райскую долину… К террасе прибита надпись: Европа есть краса земли, Италия – краса Европы, Сицилия – краса Италии, А вид сей – краса Сицилии». Романтический перевод. Сейчас эта надпись  переводится  совсем по-иному.

Романтическое восприятие места отразилось и  легенде, которую пересказал автор: «Замок был возвигнут во время владычества мавра неким эмиром, который назвал его по имени одной любимой дочери своей – Цизы. Это придает лишнюю вообразительную красоту замку.

Без сомнения, терраса эта была любимым местом Мавританки, которая, конечно, была красавица.

Быть может, преклоняясь к одному из сих зубцов, она передавала выразительными знаками восточных народов, любовь милому рыцарю, зовущюму ее из-за дерев; или окруженная блестящим кругом вельмож, взирала на ристалище ищущих ее руки; вот предмет для романиста.

Тут есть и подземелья; я их не видел, но мне сказывали, что этот замок имел подземное сообщение с другим маврским же замком, называемым Куба». Это описание литератора, боевого офицера компании 1812 г., ученого и путешественника, посетившего остров в 1820-х гг.

Сейчас в замке музей арабского искусства. Он скромен. О райском  саде  напоминает лишь небольшое пространство перед дворцом, не так давно приведенное в порядок с желанием напомнить о том, что здесь было когда-то…  Некоторые недовольны именно таким решением, а некоторые радуются, что появился еще один городской сквер…

Источник: https://ir-cha.livejournal.com/13910.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.