Виа Долороза

Виа Долороза в Иерусалиме или как появился Крестный путь Христа

Виа Долороза

Виа Долороза (Via Dolorosa) – такое красивое название носит, пожалуй, самое скорбное для христиан всего мира место. Так называется путь, который, как считается, прошел Иисус Христос перед тем, как был распят на горе Голгофа, а затем погребен недалеко от нее.

С латыни выражение «Виа Долороза» (также на русском можно встретить названия Виа Долороса, Виа Делароса и Виа Де Ла Роса) переводится как путь скорби.

В наши дни это название носит одна из улиц Старого города в Иерусалиме, которая начинается у Львиных ворот и ведет к Храму Гроба Господня.

Если вам посчастливится побывать в Иерусалиме, то я очень советую пройти этим скорбным путем и почувствовать себя современником событий, которые произошли более двух тысяч лет назад.

Надеюсь, вас не смутят сегодняшние декорации Виа Долорозы, ведь, скорее всего, такая атмосфера царила в Иерусалиме в Страстную пятницу.

Шествия,  которые устраивают современные туристы и паломники, проходили еще в IV веке, однако в XI веке мусульмане запретили публичные мероприятия.

Ситуация изменилась после того как Старым городом завладели крестоносцы, возродившие традиции. Главным причиной стало большое число паломников, которые потянулись к святым местам.

Крестный путь зародился здесь

На основе легенд и преданий, а порой и слухов, возникали новые паломнические маршруты. Так начала формироваться традиция крестного пути. Она подкреплялась тем, что этим путем ходила в последние годы своей жизни Дева Мария. Она молилась и плакала на всех тех местах, где бывал ее сын.

В XIVвеке монахи францисканцы стали организовывать благочестивые процессии по следам страстного пути Иисуса в Иерусалим. Тогда же возникло понятие станций или остановок, на которых процессия верующих останавливалась и читала молитвы.

Обрывочные указания о станциях до наших дней дошли благодаря Евангелию. Слово станции римляне использовали для обозначения военных застав. Позднее термин станции  в христианской литературе употреблялся в отношении тех или иных святынь.

Изначально количество станций на крестном пути составляло более 20, затем оно неоднократно менялось – то уменьшаясь, то увеличиваясь. И лишь в XVIIвеке замерло на числе 14. Примечательно, что под влиянием Виа Долорозы во многих европейских городах образовывались аналогичные дороги скорби. Их устраивали паломники, которые побывали в Иерусалиме.

Кто сказал Виа Долороза

Термин «Виа Долороза» впервые употребил монах-францисканец в середине XVIвека и означал он не столько определенный маршрут, сколько особый ритуал шествия пилигримов по улицам Иерусалима . А вот в качестве названия маршрута и тем более определенной улицы Виа Долороза впервые появляется только в конце XIX века в одном из путеводителей для паломников.

Скорее всего, путь пройденный Иисусом (если допускать, что эти события, действительно, имели место) не совпадает с современной Виа Долорозой.

Ведь улицы Иерусалима давно не соответствуют тем улицам, по которым ходили современники римского владычества. Сегодня на Виа Долороза в Иерусалиме находятся девять из 14 остановок крестного пути Христа.

Последние пять остановок расположены на территории Храма Гроба Господня.

Вдоль всего пути находятся многочисленные часовни, храмы и мемориальные знаки. Все они построены сравнительно недавно – в конце XIXначале XXвека.

Кстати, обычно они закрыты, и посетить их можно только с процессией монахов-францисканцев, чьи потомки их и основывали.

Каждую пятницу в 15:00 отцы францисканцы устраивают впечатляющую  процессию, которая начинается вблизи Монастыря Бичевания и завершается в Храме Гроба Господня .

Скорбный путь начинается недалеко от Львиных ворот и первая станция Виа Долороза напоминает об осуждении Иисуса на смерть. Но описание всех станций скорбного пути заслуживает отдельной полновесной статьи, поэтому о них я расскажу в следующий раз.

Мой путь скорби

Мне довелось пройти по Виа Долороза осенью 2013 года. Скорбный путь, как уже было сказано, заканчивается в Храме Гроба Господня, о котором я писал на блоге.

Если вы читали этот пост, то теперь понимаете, что фактически путь скорби до конца я не прошел, так как не смог попасть в Кувуклию – часовню, построенную над Гробом Господнем – заключительной, 14-й станцией Виа Долорозы. Возможно, это отличная возможность для того, чтобы еще раз вернуться в Иерусалим.

Ведь настоящие ценители этого города говорят, что изучить его до конца нельзя и каждый раз он будет открываться с новой стороны.

Ту свою прогулку я отчетливо помню даже спустя год. Все потому, что в поисках Львиных ворот я забрел на мусульманское кладбище, и мне пришлось пройти его насквозь, чтобы попасть к первой станции пути. Учитывая, что на улице уже стемнело, идти по некрополю, состоящему из нескольких рядов могил и склепов, было не очень приятно. Но в итоге я вышел к воротам и первой станции Виа Долороза.

Кстати, постоянные читатели знают, что я совсем недавно побывал в Израиле во второй раз (именно с этим путешествием связано столь долгое отсутствие новых статей на блоге).

Правда, последняя поездка не затрагивала Иерусалим и была посвящена изучению севера страны.

О моих путешествиях и приключениях читайте в следующих статьях, а чтобы ничего не пропустить советую вам подписаться на обновления блога. Пока же прощаюсь, друзья. До скорого!

Всегда ваш, Даниил Привольнов.

Дримсим – универсальная симка для путешественников. Работает в 197 странах! Быстрая доставка. Заказать сим-карту.

Ищите отель или апартаменты? Тысячи вариантов на RoomGuru. Много отелей дешевле, чем на Booking

Канал сайта в Телеграм. Присоединяйся!

Источник: http://tripandme.ru/stupaem-na-put-skorbi-via-doloroza-v-ierusalime.html

Виа Долороза в Иерусалиме

Виа Долороза

Когда Понтий Пилат – под давлением безумствующей толпы – вынес обвинительный приговор Иисусу, тот с крестом, на котором ему предстояло быть распятым, отправился к месту своей казни – на Голгофу.

Дорога, по которой в последний путь отправился сын Бога, носит название Виа Долороза.

В настоящее время тут никогда не бывает малолюдно, паломники едут в эти места с целью прикоснуться к апологету своей веры, но при этом никто никому не мешает: это место для встречи с самим собой.

Во время своего пути от резиденции Пилата на вершину Голгофы Иисус не единожды останавливался, каждая эта остановка запечатлена историками того времени в Евангелие и дошла до наших дней. Всякий идущий по мостовой Виа Долороза должен знать все подробности этого скорбного и трагического пути, предварившего обретение всем человечеством Спасителя.

Последний путь Иисуса Христа

Приговор Понтий Пилат решал судьбу Сына Божия в римской крепости Антония. Сегодня здесь расположен мусульманский квартал. Рядом находится школа Аль-Омарина и Львиные ворота.

Сразу за ними стоит католический монастырь святой Анны – она была матерью Девы Марии. В месте приговора стояла часовня Осуждения.

До нашего времени сохранились плиты пола, на которых стоял Иисус, сама же часовня ныне находится на подворье женского монастыря Сионских Сестёр.

Бичевание

Пилат был мудрым правителем и понимал, что первосвященники иерусалимского синедриона хотят его руками убрать своего конкурента – правитель как мог этому противился. Он приказал подвергнуть арестанта бичеванию на глазах у толпы – в надежде вызвать у иудейского народа сострадание и потом помиловать пленника в честь праздника. Однако толпа продолжала бесноваться: на плечи Иисуса накинули плащаницу, а на голову – венец из тернового куста. Взяв от стражников свой крест для распятия, с тяжёлой ношей он отправился по своему пути дальше. Сегодня здесь стоит часовня Бичевания, внутри ее – на куполе – мозаикой выложен венец, одетый на голову Иисуса. От монастыря на противоположную стену улицы ведёт арка Ecce Homo – сюда с этими словами прокуратор Иудеи вывел к толпе арестанта.

Первое падение Иисуса

На пожертвования польских солдат, воевавших на фронтах Второй мировой войны, на этом скорбном месте была построена небольшая католическая часовня. Над вратами находится барельеф с изображением изнемогающего от тяжёлой ноши Иисуса.

Встреча с матерью

Немного дальше по улице находится место, где стояла его мать. По неизвестным причинам ни один из сохранившихся документов, описывающих страдания Сына Божия, об этом событии не упоминает, зато традиции народа Израиля увековечили его. Дева Мария пошла вперёд процессии и стала здесь, переживая, наблюдать за мучениями сына. Сейчас на этом месте стоит армянская церковь Богоматери Великомученицы, над входной дверью в которую высечена картина, изображающая миг этой встречи.

Симон

Ослабевший после ударов бича и под великой тяжестью ноши Иисус продвигался очень медленно. Погода в тот день стояла пасмурная – казалось, что сейчас разразиться ливень. Дойдя до пересечения с Эль-Вад, раздражение римских солдат достигло предела. Конвоиры схватили из толпы Симона из Киринеи, приказав ему взять крест осуждённого. Тут паломников встречает францисканская часовня. На стене есть камень старой кладки с выемкой: освободившись от тяжести креста, здесь он опёрся о стену.

Вероника

Вероника следила за толпой, приближающейся к её дому. Когда процессия приблизилась, она смогла разглядеть лицо приговорённого Господа: женское сердце не смогло перенести увиденных на нём страданий. Вероника выбежала навстречу Христу с платком, намоченным водой и вытерла страдающему лицо – ткань же запечатлела лик Иисуса. Спас Нерукотворный, сотворивший не одно чудо, является одной из чудесных реликвий христианства. На месте, где обитала Вероника, ставшая за свой поступок Святой, стоит часовня её имени. В стене есть колонна, указывающая месторасположение дома Святой.

Судные врата

За домом Вероники Виа Долороза выходит на многолюдную торговую улицу Сукхан эз Зайн. Выходя из древнего Иерусалима, Иисус оступился на пороге Судных врат – этими воротами из величественного города вели всех осуждённых на смерть заключенных. Прежде чем арестант переступал порог города, ему повторно оглашался список его преступлений – после этого он окончательно вступал в силу и не мог быть обжалован. На месте этого события стоит полуразрушенная колонна, а напротив – возведена часовня францисканцев. Недалеко от этого места находится Александровское подворье, принадлежащее России. Там хранятся найденные при раскопках плиты того самого порога.

Женщины Иерусалима

Женщины, шедшие в толпе за Иисусом, рыдали и оплакивали его. Он обратился к ним с просьбой не оплакивать его участь, а лить слёзы по своей судьбе и своих детей. Историки трактуют эти слова как предсказание скорого падения и разрушения Иерусалима. В часовне Харлампия, в кладке стены есть камень с рельефным латинским изображением креста и букв N, I, K, A – этот знак показывает, где Иисус сделал своё обращение.

Третье падение

Когда Иисусу открылся вид на Голгофу, мысленные образы нарисовали ему себя распятым на вершине горы. От представленного он содрогнулся и упал в третий раз на своём пути. Место отмечено эфиопским монастырём и колонной у его входа. Тут приходится отклониться от пути Спасителя, потому как улица застроена зданиями. На месте последних мгновений земного существования Иисуса сейчас стоит храм.

Гроб Господень

В глубокой старости Елена – мать римского императора Константина – приняла христианство и отправилась в Иудею. На месте расправы над Христом в то время стоял храм Венеры, возведённый по приказу императора-язычника Адриана.

Любознательность и пытливый ум привели царицу в подземелье храма – именно тут ею найдена пещера, а также кресты, на которых были распяты в тот день Иисус и два разбойника. Чтобы найти распятие Сына Господа, Елена приказала поочерёдно подносить кресты и касаться ними гроба покойного, которого как раз несли мимо храма на кладбище.

Когда прикоснулись к гробу крестом Иисуса, произошло чудо воскресения. На протяжении веков Храм неоднократно подвергался разрушениям – в результате постоянной борьбы за право обладать этим местом между мусульманами и христианами. Пережив сильный пожар, комплекс этот был заново отстроен в 1810 году – в таком виде он и дошёл до наших дней.

Предел Деления Риз Тут стоит часовня Разоблачения. Конвоиры здесь лишили Иисуса остатков одежды, подготавливая его к распятию.

Алтарь

На месте, где теперь стоит алтарь, солдаты прибили руки и ноги страдающего Иисуса к дереву креста, разорвав железными гвоздями плоть, полученные же раны начали кровоточить. Над головой у распятого осуждённого прибили табличку с надписью, гласившей о том, что Иисус, царь Иудейский. Надпись на табличке была сделана по указанию Пилата, не желавшего гибели Иисуса – она была оскорбительной для всех иудеев.

Смерть на кресте за грехи человечества

После этого крест подняли и вставили в специально выкопанную яму в горе. Тяжесть тела разрывала раны мученика, а толпа приблизилась к кресту, стала насмехаться и словесно глумиться над Иисусом. Рядом с ним по обе стороны были подняты ещё два креста с распятыми уголовниками. Места, где в тот день были воткнуты кресты, в храме отмечены кругами. Центральный выполнен в виде серебряного круга, два по бокам – чёрные. Тут можно увидеть через окошко трещину в скале, которая лопнула на последнем вздохе Иисуса. Есть предание, что во время потопа Ной взял с собой останки первого человека – Адама. После окончания катаклизма Сим похоронил череп и две кости Адама на Голгофе. Кровь Сына Бога омыла останки Адама, а вместе с ними и всё человечество от греховных пороков, подарив возможность спасения.

Снятие с креста

После того как римский воин убедился в смерти Иисуса, ткнув его снизу копьём в подреберье, тело снимают с креста. На место, куда его положили, сегодня установлен латинский алтарь, скульптура Скорбящей Девы из дерева и дарами паломников. После Иосиф и Никодим уложили тело на камень, находящийся на входе храма. Тело невинной жертвы было обработано смирной и алоэ. Прямо за камнем миропомазания начинается стена собора Воскресения.

Положение в гроб

Посреди огромной ротонды в центре храма стоит часовня из мрамора, она находится над пещерой, где при помощи римских легионеров и было спрятано тело. Часовня разделена надвое: Гроб Господень и предел Ангела. За день перед Пасхой верховные представители греческой и армянской церквей молятся здесь о ниспослании Благодатного огня. Греческий патриарх молится в самой пещере, а армянский наблюдает за тем, чтобы не было подлога.

Такова дорога Христа к месту своего воскрешения, началу его новой жизни и всего человечества.

Источник: http://lions-guides.ru/Israel/interesting-places-of-Jerusalem/Via-Dolorosa

Виа Долороза (Via Dolorosa) • О Виа Долороза • Иерусалим (Jerusalem) • Израиль • Ближний Восток • Geomerid.com

Виа Долороза

1 остановка. В крепости Антония Иисус был осужден Понтием Пилатом на смерть – «от Каиафы повели Иисуса в Преторию (от Иоанна, 18, 28). Сейчас на этом месте находится медресе Аль-Омария, а ее минарет называют Башня Антонии. От Антонии сохранились только плиты Лифостротона (от греческого слова, «мощеное место»).

2 остановка.

Практически напротив  медресе Аль-Омария по Виа Долороза находится Францисканский Монастырь Божией Матери Сионской, а в нем  Часовня Распятия и Часовня Осуждения. На месте Часовни Бичевания римские воины били Иисуса плетьми: «Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить его» (от Иоанна, 19, 1). В Часовне Осуждения Иисус был осужден на смерть: «Тогда, наконец, он передал его им на распятие.

И взяли Иисуса, и повели» (от Иоанна, 19, 16). Обе капеллы расположены на месте Лифостротона, места, где Иисус был предан на смерть. Лифостротон был выложен огромными каменными плитами, которые частично сохранились до сих пор. Здесь Иисуса одели в багряницу, возложили на голову терновый венец.

В Часовне Осуждения на каменных плитах можно видеть высеченные круги для игры в кости, которые, возможно, были сделаны римскими солдатами.

Рядом с часовнями можно увидеть Арку Esse Homo, сохранившуюся от римского форума Элии Капитолины, построенного Гардианом в 2 веке н.э. Считается, что на этом месте Понтий Пилат передал первосвященникам Иисуса на казнь, сказав им: «Се, Человек». Именно здесь на Иисуса возложили крест, и он понес его на Голгофу.

3 остановка. Место первого падения Иисуса Христа. На месте пересечения Виа Долорозы с улицей Эль-Вад Иисус Христос первый раз падает под крестом. На этом месте польские католики установили небольшую часовню.

4 остановка. В непосредственной близости от 3 остановки находится 4 остановка, место, где Иисус встретился со своей матерью, Девой Марией. На этом месте расположен Армянский Патриархат,и армянская Церковь Успенья Божьей Матери. Над часовней можно увидеть барельеф встречи Иисуса и Божьей Матери, выполненный польским скульптором Зелиньским.

5 остановка. С этой остановки ВиаДолороза начинает подниматься в гору, где расположена Голгофа. На этом месте Иисус уже не мог нести свой крести и его возложили на Симона Киринеянина: «И заставили проходящего некоего Киринеянина, Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его». На этом месте находится францисканская часовня.

6 остановка. Встреча с Вероникой. На этой остановке Иисусу встретилась благочестивая женщина Вероника, которая дала ему напиться воды и вытерла с лица кровь и пот. После этого у нее в руках остался нерукотворный образ. С тех пор Плат Вероники стал христианской святыней.

Храниться он в Соборе Святого Петра в Риме.

7 остановка. Место второго падения Иисуса. Здесь можно видеть большую римскую колонну в стене францисканской часовни. В этом месте ВиаДолороза после длинного подъема поворачивает к Голгофе.

Часовня называется Ворота осуждения, так как в этом месте Иисус через ворота вышел за пределы старого города.

8 остановка. Иисус и благочестивые жены. Дорога по-прежнему поднимается в гору и здесь Иисус обратился к следовавшим за ним  плачущим женщинам: «Дщери Иерусалима, не плачьте обо мне, но плачьте о себе и детях ваших» (от Луки, 23, 28). На стене греческого православного храмана этой остановке можно видеть небольшой крест.

9 остановка. Место третьего падения Иисуса Христа. Это место отмечено римской колонной около коптского монастыря Святого Антония. Этот монастырь находится уаспиды Храма Гроба Господня.

Последующие 5 остановок по Пути Скорби (ВиаДолороза) находятся внутри Храма Гроба Господня.

10 остановка. Снятие одежд с Иисуса. Справа около входа в Храм Гроба Господня на возвышении находится Часовня Снятия одежд с Иисуса.

11 остановка.  Иисуса прибивают к кресту на Голгофе.

Справа от входа в Храм Гроба Господня можно видеть лестницу на верхнюю галерею – это и есть Голгофа. «И неся крест Свой, Он вышел на место, называемое лобное, по-еврейски – Голгофа» (от Иоанна, 19, 17).

Здесь под мозаичным сводом стоит латинская рака, где на глазах у Девы Марии Иисус был прибит к кресту.

12 остановка.  Место распятия Иисуса. Греческий алтарь установлен на том месте, где Иисус был распят на кресте. Справа и слева от него видны камни, которые являются поверхностью Голгофы.

В центре алтаря находится отверстие, где был установлен крест, а справа на одном из камней можно видеть огромную трещину, которая образовалась во время землетрясения, когда Иисус Христос умер на кресте.

13 остановка. Иисуса снимают с креста и кладут на Камень Помазания. Этот камень находится у подножия Голгофы прямо перед входом в Храм Гроба Господня. На этом камне Иосиф из Аримафеи и мать Иисуса обмывают и помазывают тело Иисуса. С тех пор этот камень всегда влажный.

14 остановка. Иисус положен во гроб. Это место находится внутри Кувуклии (часовни), которая стоит под главным куполом Храма Гроба Господня. В ней есть две комнаты, которые можно признать главными святынями христианства. В этом месте Иисус был погребен и воскрес на третий день.

Cпасибо Вам за добавление этой публикации в:

Каждая страна имеет свою историю – это набор дат, когда происходили важные события, влиявшие на ход ее развития. И только Израиль находится как бы в другом измерении. История Израиля – это Библия. Это события Ветхого и Нового Заветов, которые определили ход мировой истории. Происходили ли эти события в реальности – другой вопрос.

Ученые много спорят, были ли в действительности Иисус Христос или Соломон. Не в этом дело. Но можно с полной уверенностью говорить, что каждый человек, попав на Землю Обетованную, не испытывает сомнений в реальности всего того, что описывалось в Библии. Во все это просто начинаешь верить, не требуя научных доказательств.

Приближаясь к Стене Плача, чувствуешь, да, первый Храм Соломона и второй Храм Ирода были.

Что касается событий, связанных с Иисусом Христом, то невозможно передать чувства, когда заходишь в храм Гроба Господнего, и всем телом ощущаешь его энергетику или, когда подходишь к камню, на котором молился Иисус Христос в Гефсиманском саду перед тем, как его предал Иуда.

Достаточно одного взгляда на оливковые деревья, чтобы поверить, да, им более двух тысяч лет, и они растут и плодоносят только потому, что они питаются от источника, который забил посреди Гефсиманского Сада в тот момент, когда один из стражников ранил Иисуса, и капля его крови упала на землю. Когда идешь по Виа Долороза, постоянно сам ощущаешь, как Иисус нес по ней свой крест. И таких мест в Израиле очень много.

Первое и самое важное, что нужно посетить в Израиле – это конечно, его столица, город Иерусалим. Старый город внутри крепостных стен сохранился точно в таком виде, каким он был в раннем средневековье. Собственно, это древнеримский военный лагерь, дошедший до нас без перестроек, и только в 16 веке при Сулеймане Великом он был обнесен стеной.

Старый Иерусалим разделен на три части – арабскую (самую большую), христианскую и еврейскую. Когда вам предлагают однодневные экскурсии в Иерусалим (с какого-нибудь турецкого или кипрского курорта) – не соглашайтесь. В этом городе нужно провести, по меньшей мере, 3 дня, чтобы увидеть и почувствовать его атмосферу.

Кроме Иерусалима желательно посетить Вифлеем, чтобы увидеть храм Рождества Христова. Вифлеем – это территория палестинской автономии. Он находится за очень высокой стеной и наиболее правильный способ попасть туда, договориться с арабскими таксистами, чтобы они свозили вас туда. Из центра Иерусалима до храма Рождества Христова не более получаса езды.

Организовывать самостоятельную поездку довольно рискованно из-за проблем, которые могут возникнуть на пешеходном пропускном пункте. Очень часто из-за перманентных обострений арабо-израильского конфликта его закрывают, а автомобили пропускают практически всегда.

Если вам интересно посетить места, связанные с Иисусом Христом, то тогда желательно еще съездить в Назарет, где находится Базилика Благовещения, гору Фавор, где было преображение Господне, Кану Галилейскую, где Иисус превратил воду в вино, гору Благовещения, где Иисус произносил свою Нагорную Проповедь. Наилучший пляжный отдых – в Эйлате.

Хоть он и далеко от Иерусалима или Тель-Авива (более 300 км.), но туда стоит поехать. Купаться на коралловых пляжах Красного моря гораздо интереснее, чем на Средиземном море. Из Иерусалима или Тель-Авива ежедневно идет много автобусов в Эйлат. Также сюда можно лететь на самолете.

Если нет времени ехать в Эйлат, то можно отдохнуть на одном из курортов Средиземного моря, находящихся на море между Тель-Авивом и Хайфой. А если вам интересна активнейшая ночная жизнь, то обязательно нужно пожить несколько дней именно в Тель-Авиве.  

Еще довольно интересно отдохнуть и поправить здоровье на Мертвом море в курорте Эйн-Бокек.

Купание в Мертвом Море позволяет испытать абсолютно удивительные ощущения, своего рода, невесомость в воде. Если вы хотите просто испытать эти ощущения, но не жить в отеле на берегу моря, то можно на один день съездить в оазис Эйн-Геди. Здесь есть оборудованные пляжи (очень важно, чтобы на пляже был душ), а также очень красивое ущелье, по которому можно потом погулять.

Cпасибо Вам за добавление этой публикации в:

О странеИнтересные местаO регионе

Page 3

Интересные места / Израиль (Israel) / Ближний Восток

О странеИнтересные местаO регионе

Источник: http://geomerid.com/ru/place/556/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.