Вавилон Египетский

Древний Вавилон – мегаполис древнего мира

Вавилон Египетский

  • Где находится Вавилон
  • История Вавилона
  • Падение Вавилона
  • Архитектура Вавилона
  • Религия Вавилона
  • Культура Вавилона
  • Искусство Вавилона
  • Вавилон, видео
  • Наверняка все мы слышали библейскую историю о знаменитой и так и недостроенной Вавилонской башне, вследствие чего произошло смешение человеческих языков, так званое «вавилонское столпотворение». Разумеется, выглядит все это как красивая легенда, но, тем не менее, упомянутая в Библии Вавилонская башня действительно строилась при царе Навуходоносоре ІІ, а сам город Вавилон был поистине жемчужиной древнего мира. «Отец истории» Геродот, посетивший Вавилон, был восхищен его величием и размерами, до нас дошли его описания этого великого города, который вполне можно назвать мегаполисом древнего мира.

    Где находится Вавилон

    Но прежде чем отправить в прошлое, давайте определимся с географией нашего виртуального путешествия и ответим на вопрос: «где находился Вавилон на карте». Итак, Вавилон находится, а точнее находился, на территории современного Ирака, чуть севернее от иракского города Эль-Хилла, сейчас же на его месте остались одни лишь руины, ну и туристические ларьки с сувенирами.

    Вот на этом месте некогда и был крупнейший город древности – Вавилон.

    Но в эпоху своего расцвета Вавилон был не только городом, но и государством, владеющим обширными территориями.

    Карта Вавилонского царства.

    История Вавилона

    История Вавилонского царства представляет собой целую череду драматических взлетов и падений, восстаний и завоеваний, сами древние вавилоняне не раз были, как в роли завоевателей, так и завоеванных.

    Началось все примерно в ХХ веке до нашей эры, согласно легенды, основателем легендарного города был не менее легендарный царь Нимрод, правнук самого Ноя. Он же начал строительство той самой Вавилонской башни, достройкой которой занимался уже гораздо позже другой великий вавилонский царь Навуходоносор ІІ.

    Очень скоро Вавилон возвысился над другими городами Междуречья и стал столицей могущественного царства, объединившего всю Нижнюю и значительную часть верхней Месопотамии.

    Этот период характеризуется расцветом городской культуры, литературы, искусства, юриспруденции (так, в это время был создан знаменитый кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи, величайший юридический памятник законов древности).

    В 1595 году до н. е. в Месопотамию вторгаются воинственные кочевники хетты, которые захватывают власть над Вавилоном.

    И вместо того чтобы разрушить уже развитую к тому времени вавилонскую цивилизацию кочевники в ней ассимилируются, постепенно перенимая культурные традиции вавилонян.

    Их правление в относительном мире продлилось более 400 лет, пока на арену истории не вышла новая могущественная, и к тому же весьма воинственная держава древнего мира – Ассирия.

    Ассирийцы прославились невероятной жестокостью к покоренным народам и скверной привычкой стирать с лица земли целые города, но когда ими было завоевано вавилонское царство, его столицу, прекрасный Вавилон они не тронули, а напротив, присвоили городу особый статус, многие ассирийские цари даже занимались восстановлением его древних храмов и постройкой новых.

    Но вот пришла очередь падения ассирийского царства, которое держалось исключительно на силе и страхе покоренных народов.

    Но ничто не может длиться вечно, и в один прекрасный момент началось всеобщее восстание против ассирийского господства, которое возглавил будущий вавилонский царь Набопаласар.

    Восстание увенчалось успехом, некогда грозная Ассирия пала, и с ее падением начался новый период расцвета Вавилонии. Вершины своего могущества Вавилон достиг во время правления сына Набопаласара, очень деятельного и энергичного царя Навуходоносора ІІ.

    Навуходоносор проводил активную внешнюю завоевательную политику, в частности во время его правления была завоевана Иудея, а сами евреи были насильственно переселены в Вавилонию. Этот период их истории, известный как «Вавилонский плен» ярко описан в Библии.

    Помимо Иудеи были окончательно завоеваны Сирия и Палестина. Сам город Вавилон был значительно перестроен, он еще больше увеличился в размерах, став крупнейшим культурным, торговым, экономическим центром в тогдашнем мире. О нем с восхищением писали современники.

    Падение Вавилона

    Но как это обычно бывает, расцвет часто приводит к гордыне, и как рассказывает библейская история, гордый вавилонский царь решил, что сможет построить башню до небес и таким образом сделаться равным Богу (К слову Навуходоносор действительно пытался построить такую самую высокую башню), но разгневанный Бог наказал эту заносчивость, смешав языки строителей, вследствие чего все строительный работы пришлось прекратить. В реальности же падение Вавилона и его знаменитой башни, которая представляла собой языческий храм, посвященный вавилонскому богу Мардуку, последовало постепенно на протяжении веков.

    Новая угроза Вавилону пришла с востока, где началось восстание персов против Мидии, но вышло так, что персы вошли во вкус, и помимо Мидии успешно покорили и Вавилонское царство. Сам Вавилон теперь стал жемчужиной персидской империи.

    Александр Македонский, который успешно навалял уже персам, всерьез собирался сделать Вавилон столицей своей обширной империи, но скоропостижно умер, его наследники переругались между собой, а сам Вавилон постепенно оказался на обочине истории.

    Архитектура Вавилона

    Пожалуй, более всего поражала современников величественная архитектура вавилонского царства. В частности здесь находилось одно из семи чудес света древнего мира – висячие сады Семирамиды.

    Пальмы, фиги, и многие другие деревья, роскошные сады были высажены на искусственных террасах.

    На самом деле царица Семирамида к этим садам отношения не имеет, людская молва это чудо назвала так уже в более поздние времена, первоначально висячие сады были построены все тем же царем Навуходоносором для своей жены Нитокрис, которая страдала от душного климата Месопотамии, так как была родом из лесистой местности.

    Еще одним удивительным архитектурным памятником древнего Вавилона являются парадные ворота Иштар, украшенные мозаикой синего цвета и барельефами с изображением сиррушей и быков.

    Построенные в 575 году до н. э. по приказу царя Навуходоносора, эти ворота, защищающие северный вход в город, отлично сохранились до нашего времени, были реконструированы немецкими археологами и сейчас их можно воочию наблюдать в берлинском музее Пергамон.

    Улицы древнего Вавилона не располагались хаотично, а строились в соответствии с четким планом, одна часть улиц шла параллельно к реке, а другая часть пересекала их под прямым перпендикулярным углом. Дома были обычно трех и четырех этажными, центральные улицы были выложены камнем.

    В северной части города находился величественный царский дворец, построенный, да, опять Навуходоносором, а по другую сторону главный храм города, огромный зикурат посвященный верховному вавилонскому богу Мардуку, та самая Вавилонская башня из Библии.

    По рассказу Геродота на вершине этого храма-зикурата жила особая жрица – «невеста бога Мардука» и согласно преданиям (по крайней мере, так вавилоняне рассказали Геродоту, а он передал нам) сам бог Мардук время от времени собственной персоной отдыхает на вершине башни.

    Религия Вавилона

    Что же, теперь самое время коснутся древней религии Вавилона. Как мы уже знаем, верховным богом в языческом пантеона вавилонян был Мардук, который согласно вавилонской легенде о сотворении мира, победил чудовище хаоса Тиамат, тем самым внеся порядок в извечный хаос и положив начало нашему миру.

    Именно этому богу и посвящались многочисленные храмы и зикураты, но помимо него простые вавилоняне часто поклонялись и целому ряду других более мелких богов (часть из которых являются ипостасями все того же Мардука). Так, например, женщины вавилонянки молились женской богине любви Иштар, которая представляла собой божественное воплощение женского начала.

    Богине Иштар были посвящены и названые ее именем знаменитые парадные ворота, о которым мы писали чуть выше.

    Также почитались боги Солнца и Луны: Шамаш и Син, бог мудрости и счета Набу и многие другие менее известные боги.

    Вавилонские жрецы, служители богов, по совместительству были также и отличными учеными древнего мира, а особенно весьма неплохими астрономами, так например именно они первые увидели и зафиксировали на звездном небе планету Венеру, поэтично названую «утреней зарей» по времени ее появления на небосводе.

    Культура Вавилона

    Культура древнего Вавилона по степени своей продвинутости могла сравниться лишь с не менее развитой культурой древнего Египта. Так в Вавилоне была хорошо развита письменность, писали на глиняных табличках, и этому искусству юные вавилоняне обучились с ранних лет в специальных школах.

    Вавилонские жрецы двигали науку того времени, владели искусством врачевания, отлично разбирались в математике и в особенности геометрии. Автор знаменитой теоремы своего имени, грек Пифагор в молодости обучался среди вавилонских жрецов.

    Вавилоняне были первоклассными строителями, отличными ремесленниками, чьи изделия ходили по всему древнему востоку.

    В юриспруденции Вавилона господствовал знаменитый кодекс законов написанных царем Хаммурапи, оказавших большое влияние на правовую культуру древнего Востока.

    Законы там к слову были довольно суровыми.

    Как вам, например такой закон из этого кодекса: Если пивовар варил плохое пиво (а в древнем Вавилоне уже варили пиво), то его следовало утопить в этом самом плохом пиве собственного изготовления.

    Весьма любопытны некоторые законы Хаммурапи из так званного «семейного кодекса», например один такой закон гласит, что в случае бесплодия жены, муж имеет законное право зачать ребенка от «блудницы», но в таком случае он обязан полностью ее содержать, но при этом не приводить в дом жены при ее жизни.

    Искусство Вавилона

    Искусство древнего Вавилона активно представлено уже упомянутой нами его чудесной архитектурой, барельефами, скульптурой.

    Например, это скульптурное изображение высокопоставленного чиновника Иби-Ила из храма Иштар.

    А вот такие барельефы с изображением воинов и львов украшают знаменитые вавилонские ворота Иштар.

    А вот это тот самый барельеф с кодексом законов царя Хаммурапи, где сверху на троне гордо восседает сам суровый вавилонский царь.

    Вавилон, видео

    И в завершение вашему вниманию интересный документальный фильм «Загадка древнего Вавилона».

    Источник: http://travel-in-time.org/puteshestviya-vo-vremeni/vavilon-megapolis-drevnego-mira/

    История древнего города Вавилон, Краткая история Вавилона

    Вавилон Египетский

    Введение

    Вавилония является одной из древнейших государств. В самом начале своего существования территория Вавилонии ограничивалась землями, располагавшимися между реками Тигр и Евфрат. Когда же Вавилония достигла пика своих сил, ей были захвачены (полностью или частично) земли Южной Турции, Сирии, Ливана, Израиля, Иордании, Саудовской Аравии, Ирака.

    Название свое государство получило по названию своей столицы — Вавилона.

    Ранняя история

    Ранее на месте Вавилона находился город шумеров Кадингир (название переводится как «врата бога» (по-акадски это звучит как «баб-илу» (от которого и происходит название Вавилона).

    В конце 3 тысячелетия до нашей эры кочевые племена амореев (являются частью семитской группы народов) проникли с запада в Месопотамию, создав в регионе ряд государств. По прошествии времени главную роль на территории Месопотамии стала играть вавилонская династия аморитов.

    Первым царем этой династии был Сумуабум (но самого пика могущества Вавилония смогла достичь только в правлении Хаммурапи).

    Статуя царя Хаммурапи

    Для сегодняшнего человека информация об укладе государства, экономическом положении, и истории Вавилонии дошла благодаря сохранившимся глиняным табличкам с нанесенными на них клинописными текстами. Такие таблички находились в Вавилонских храмах, а также в царских архивах и библиотеках.

    Вавилонская письменность

    На них вавилонские писцы увековечили различные мифы, легенды, сказания.
    Развитию науки в Вавелоне способствовали строительство храмов и дворцов, а также практика разветвленной ирригационной системы земледелия (которая подразумевала необходимость измерения полей). Главными хорошо развитыми науками в Вавилонии являлись математика и астрономия.

    Именно в Вавилоне благодаря наблюдению за небесными светилами был придуман первый точный календарь того времени (погрешность данного календаря по отношению к солнечному году составляла всего 7 минут).

    Древний лунный календарь

    Так же успехи имелись в медицине и географии. Созданные вавилонянами карты охватывали земли от Урарту до Египта.

    Во времена правления Хаммурапи был сложен миф о всемирном потопе (другим важным документом является стела со сводом законов Хаммурапи, в которых регламентировались различные стороны жизни общества и государства).

    Средневавилонское царство

    После смерти Хаммурапи в истории Вавилона начался период упадка. Преемники Хаммурапи не смогли сдержать напор хеттов, разграбивших Вавилон. Одновременно на Вавилонию совершают нашествие горные племена касситов (которые в итоге и завоевали Вавилон).

    После завоевания касситами в истории Вавилонии начался период правления касситской династии (или по-иному — эпохой средневавилонского царства).

    В данный период вавилонянами начались использоваться в хозяйственном и военном деле лошади и мулы, а также появился плуг.

    Касситы переняли более высокую культуру Вавилона и покровительствовали традиционным божествам вавилонян.

    Возможно, вам также будет интересна статья:  Клеопатра — биография римской царицы

    Так же они поддерживали отношения с другими царствами того периода. Свидетельством этого являются египетские надписи, в которых говорится что Вавилон приносил в дары Египту лошадей, колесницы, различные изделия из бронзы и лазурита.

    В качестве ответных жестов из Египта в Вавилон шло золото, мебель, ювелирные украшения. Отношения Египта и Вавилона были стабильно мирными (этому так же свидетельствуют факты обручения дочерей касситских царей с египетскими фараонами).

    Но в 13 веке до нашей эры начался период упадка, который заканчивается завоеванием Вавилонии Эламом. Храмы и города разграблены, а на место последнего вавилонского царя (взятого со всей семьей в плен) посажен наместник.

    Однако сопротивление вавилонян захватчикам продолжается вплоть до середины 12 века до нашей эры (главным центром сопротивления являлся город Иссин). Эламиты были изгнаны, а Вавилон обрел независимость.

    Во время правления царя Навуходоносора 1 в истории Вавилона начался кратковременный период расцвета. В битве, развернувшейся у крепости Дер, Навуходоносор разбивает силы эламитов.

    Затем вавилонская армия вторгается в Элам и разоряют его (вследствие чего на несколько веков Элам исчезнет с исторической арены).

    Навуходоносор царь Вавилона

    Но у Вавилонии остались еще две угрозы — племена халдеев, расселившихся на берегу Персидского залива, и Ассирия, уже подчинившая себе север Вавилонии, и мечтавшая покорить юг.
    Нововавилонское царство

    Первый удар пришелся от халдеев. Они переправились через Персидский залив, и к началу 9 века овладели южной частью Вавилонии. Таким образом в истории Вавилона начался период халдейской династии (или нововавилонского царства).

    Первым царем этой династии стал Набопаласар. Он расширил границы Вавионии, присоединив земли царств Урук и Ниппур (находившихся тогда в упадке).

    Он так же смог осадить и разорить столицу Ассирии Ниневию (практически уничтожив Ассирийскую державу).

    Затем начались походы вавилонян в Сирию и Палестину (к тому моменту занятых Египтом).

    В битве при Керкемише вавилонская армия под командованием Навуходоносора 2 (сына Набопаласара, которому отец передал в управление все армии Вавилона) были разбиты египтяне.

    Затем, заняв ряд городов и крепостей, Сирия и Палестина стали частью Вавилонского царства.
    После смерти отца Навуходоносор 2 становится новым царем. При нем в состав Вавилона вошли земли Иудеи. Сам Вавилон переживал свой новый подъем.

    После смерти Навуходоносора 2 силами знати и жречества был посажен Набонид. Он присоединил к Вавилонии Центральную Аравию, а также часть Мидийского царства.

    В это время стали набирать силу персы. Ими была покорена Мидийское и Лидийское царства. Затем персы обратили свои взоры на Вавилон.

    Возможно, вам также будет интересна статья:  Подвиг 300 спартанцев в фермопильском ущелье

    Обойдя стены Навуходоносора, и разбив вавилонян, брошенных вперед для отражения вторжения персов, армия персов во главе с царем персов Киром подошла к Вавилону и после недолгой осады взяли город.

    Неоднократные попытки жителей Вавилона освободиться от персидского господства проваливались (причины тому были предательство знати и жречества, обласканных новыми хозяевами города, и мощь Персидской державы).

    В 4 веке до нашей эры Вавилон захватывает Александр Македонский. После распада империи Македонского Вавилон становится частью царства селевкидов. В эпоху высшего расцвета могущества Римской империи земли Вавилона становятся частью империи.

    Источник: https://factstore.ru/istoriya-vavilona/

    Древнее государство Вавилон

    Вавилон Египетский
    Стены Вавилона

    Около 4 тыс.лет назад на территории между двух полноводных рек, там, где Тигр и Евфрат почти сближались друг с другом, народ амореи создал собственное государство Вавилонию со столицей городом Вавилоном (что в переводе с древнего языка означает “врата бога”).

    В это же время в Двуречье существовало много могущественных и богатых городов-государств, однако именно Вавилон в честной борьбе завоевал себе право считаться главным государством Месопотамии.

    Расцвет и славу Вавилону принес его правитель Хаммурапи, который, стремясь увеличить собственное царство, присоединял к себе все окрестные государства – Ашшур, Элам, Сузиану и др. Очень скоро Вавилон стал крупным и сильным государством, жители которого успешно занимались земледелием, а также вели бойкую торговлю металлами, шерстью, древесиной, зерном и прочими товарами.

    Что такое Двуречье?

    Река Евфрат

    Обширное пространство между двумя полноводными реками – Тигром и Евфратом начиная с IV в. до н.э. дало “приют” многим древним государствам нашей планеты.

    Здесь в свое время располагались Шумер, Ассирия, Вавилония, Аккад, Элам и др.

    Все эта область в древности называлась Месопотамией, а поскольку находилась она в долине между двумя могучими реками, то и получила дополнительные названия Двуречье или Междуречье.

    Тигр и Ефрат были реками с непростым “характером”: каждое лето они очень широко разливались, ломая и затапливая все на своем пути: селения, пастбища, дороги, посевы и т.д.

    Однако, уходя в свое русло, реки компенсировали людям неудобства тем, что оставляли взамен слой питательного ила, очень полезного для почвы. Удобренная илом земля Двуречья была необычайно плодородной, и люди, жившие на ней, стали самыми древними земледельцами.

    Они уже в первобытное время научились обрабатывать землю, выращивать урожай, а также рыть каналы и строить плотины и насыпи.

    По каким законам жили в Вавилоне?

    Текст Законов Хаммурапи

    С 1792 по 1750 гг. до н.э.

    Вавилонией правил царь Хаммурапи, который прославил себя тем, что придумал одни из самых строгих, но, в то же время, достаточно честных и справедливых законов, существовавших в истории.

    Они известны, как Свод законов Хаммурапи или Кодекс Хаммурапи. По этим законам – а их было 282 – жили, работали, вели хозяйство, торговали и общались древние вавилоняне.

    Законы Хаммурапи, возможно, спасли от совершения преступлений многих древних вавилонян. Дело в том, что в Кодексе этого царя предусмотрены самые строгие наказания – смертная казнь – за многие злодеяния, в т.ч. кражу.

    Кроме того, следуя Законам Хаммурапи, человек, которого обидели – ударили, выбили зуб или повредили глаз – может то же самое сделать со своим обидчиком.

    Сурово наказывались те, кто небрежно относился к своему хозяйству, и это повредило соседям: в таком случае виновный должен был продать себя в рабство, но возместить убытки другим.

    Кто такой Навуходоносор?

    Изображение Навуходоносора II. Вавилонская камея

    Одним из самых известных вавилонских правителей был царь Навуходоносор II, который правил Вавилонией (тогда она уже называлась Нововавилонским царством) с 605 по 562 гг. до н.э.

    Считается, что именно при этом властителе Вавилон достиг своего расцвета: расширился, застроился новыми храмами и дворцами и сделался по-настоящему прочной и надежной крепостью – Навуходоносором были построены толстые (около 30 м) стены вокруг города и насыпаны валы. Именно в правление Навуходоносора в Вавилоне были построены знаменитые висячие сады Семирамиды, объявленные затем одним из семи чудес света.

    Навуходоносор показал себя прекрасным военным начальником. Заняв трон Вавилона после своего отца, он без труда завладел Сирией, Палестиной, Финикией, покорил Иудею, пленив несколько тысяч человек, а также подчинил себе древние государства Эдом и Тир.

    Каким языком пользовались в Вавилоне?

    Жители Вавилона разговаривали между собой на одном из самых древних семитских языков – аккадском (его еще также называют ассиро-вавилонским). Кроме вавилонян, этим языком пользовались ассирийцы и аккадцы – население Ассирии и Аккада.

    Одно время – около 2000 до н.э.- аккадский язык был не только языком Вавилона, но и официальным общим языком всего Междуречья: на нем разговаривали жители всех государств, расположенных на этой территории. Есть сведения, что даже в Египте знатные люди использовали для общения этот язык.

    Когда в Месопотамию проникает арамейский язык (это произошло в XIV в. до н.э.), он очень быстро завоевывает себе “поклонников”, и очень скоро на новом языке начинают говорить почти все.

    Прежний же язык – аккадский – используют только правители. После того как было образовано Нововавилонское царство, на ассиро-вавилонском языке только пишут, а после III в. до н.э.

    его полностью перестают употреблять.

    Какая была религия в Вавилоне?

    Восстановленные ворота Иштар в берлинском музее Пергамон

    Жители Вавилона, как, впрочем, и все древние жители нашей планеты, были очень близки к природе. Они наделяли божественными силами все, что видели вокруг себя: солнце, землю, дождь, ветер, грозу, луну и т.д. Поэтому все боги, которые управляли жизнью вавилонян, были неразрывно связаны с силами природы.

    Главными богами Вавилона были боги Ану – отец всех вавилонских богов, Бэл – бог земли и Эа – бог подземного мира и плодородия. Они решали судьбы живущих в стране людей, отвечали за их жизни и смерти, помогали и наказывали. В их власти были плодородие земель, разливы Тигра и Евфрата – даже демоны были бессильны перед этими богами.

    Также вавилоняне верили в бога луны и растений Син, который отвечал не только за все цветы и травы Вавилона, но и стада. Не менее могущественным был бог солнца Самас, от которого зависела жизнь всего живого на земле, а также богиня войны, охоты и плодородия Иштар.

    Как исчезла цивилизация Вавилона?

    Синаххериб во главе войска

    В то время как цивилизация Вавилона процветала и развивалась на юге Месопотамии, на севере этой территории набирала силу цивилизация Ассирии.

    Какое-то время Ассирия была тесно связана с Вавилоном, подчинялась ему, и многие ученые даже считают ее частью этого государства. Однако с течением времени – в XIV в. до н.э.

    – ассирийцы осмелели настолько, что начали нападать на Вавилон, правда, безуспешно: силы обеих сторон были приблизительно равны. Так было до того, как к власти в Ассирии пришел царь Синаххериб, который приказал разрушить город до основания.

    Но даже после такого удара вавилонская цивилизация не исчезла: царь Навуходоносор сделал все, чтобы его государство снова стало самым прекрасным на земле.

    Однако после смерти Навуходоносора мощь государства ослабла – его правители бесконечно сменяли друг друга, не заботясь о Вавилоне, и все это привело к тому, что персидский царь Кир в 539 г. до н.э.

    захватил государство и подчинил его своей державе.

    ссылкой

    Источник: https://SiteKid.ru/istoriya/drevniy_mir/drevnee_gosudarstvo_vavilon.html

    Вавилон

    Вавилон Египетский

    Babylon

    В годы своего расцвета Вавилон являлся одним из крупнейших и важнейших городов древнего мира. Располагался он в центральной Месопотамии недалеко от места, где реки Евфрат и Тигр максимально приближаются друг к другу.

    На протяжении веков в этой области были расположены многие столицы: Киш, Аккаде, Селевкия, а также Багдад. Древнее название города, Бабиль, может происходить из неизвестного языка, который предшествовал шумерскому и аккадскому.

    С аккадского языка название города (Баб-Или) можно перевести как “ворота бога”, такое же самое значение имеет его название и на написанном шумерском – Ка-Дингир-Ра. Вавилон – это уже греческий вариант названия города.

    Сегодня южную часть древней Месопотамии – область, простирающуюся вокруг Вавилона вплоть до Персидского залива – мы называем Вавилонией, но в древние времена эта земля называлась Шумер и Аккад.

    Город Вавилон был хорошо известен греческим и римским историкам.

    Геродот – древнегреческий историк, посетивший, возможно, город в V веке до нашей эры (или основываясь на рассказах очевидцев), писал, что “город этот превосходит в своем блеске все известные города мира”. Классические авторы также приписывали Вавилону одно из чудес древнего мира: Висячие сады Семирамиды.

    Вавилон упоминается часто и в Библии. Как полагают, именно там велось строительство Вавилонской башни (Вавилонское столпотворение). Вавилон был тем местом, куда Навуходоносор II (правил 605–562 до н.э.) сослал евреев после завоевания Иудеи.

    И именно этот город указывается как родина пророка Даниила. Поэтому, в отличие от большинства других городов региона, о Вавилоне не забыли после его упадка. Сколько прошло времени после того, как здания разрушились, а северный холм этой местности даже сохранил имя Тель-Бабель.

    Но, что было забыто, — Вавилон имеет богатую историю и до периода Навуходоносора.

    К сожалению, за многие века уровень грунтовых вод в Вавилоне очень вырос, а поэтому, даже археологи могут трактовать раннюю историю этого чудесного города. Исторические уровни города третьего и второго веков до нашей эры оказались слишком заболочены.

    Вполне возможно, что, как и Ассирийский город Ниневия, поселение на месте Вавилона возникло задолго до первого письменного упоминания, но сейчас узнать это просто невозможно. Все, что мы знаем об истории Вавилона до первого тысячелетия до н.э.

    пришло к нам из текстовых записей из других древних городов.

    Самое раннее из известных упоминаний о городе Вавилоне восходит ко времени Шаркалишарри (правил 2217–2193 до н.э.), царя Аккада и потомка строителя империи Саргона (правил в 2334–2279 до н.э.). Надпись упоминает о двух храмах в городе, но кроме этого другой информации о становлении и раннем развитии Вавилона нет.

    Первая династия Вавилона

    В начале XIX века до н.э. история Вавилона попадает под боле пристальное внимание. Приблизительно в 2000 году до н.э.

    коренные народы Междуречья (шумеры и аккады) подверглись нападению аморреев, (западные люди), которые поселились в долине реки и в значительной степени переняли местные обычаи.

    Аморрейский язык, как и аккадский, принадлежал к семитскому языку, но его носители не имели письменности. Для письма они продолжили использовать аккадский и шумерский языки.

    Аморрейские цари взяли под свой контроль несколько городов Месопотамии, среди которых был и Вавилон. На протяжении следующего столетия, аморрейская династия Вавилона, основанная Суму-абумом (правил 1894-1880 до н.э.

    ), укрепила свой контроль над окружающими землями. В начале XVIII века до н.э., десяток царств, включая Вавилон, доминировали в Месопотамии и Сирии, некоторые были связаны друг с другом союзами, другие находились в состоянии войны.

    Хаммурапи (1792–1750 до н.э.) считается величайшим из царей первой династии Вавилона (также называемой старовавилонским периодом). С самого начала своего правления он дал понять, что он царь, который заботится о правосудии.

    Было традиционно для того времени обозначать года именами, а не цифрами, и имя второго года царя Хаммурапи показывает его заботу о справедливости: “Год, когда царь Хаммурапи установил справедливость и свободу в своей земле”. Но только в конце своего правления Хаммурапи издал свод законов, благодаря которому он и стал известным прежде всего.

    К этому времени он взял под свою власть большую часть Месопотамии, от Мари в Сирии (к северу от современной границы с Ираком) до Персидского залива.

    Хотя Хаммурапи был не первым законодателем (написанные законы уже существовали в Месопотамии в течение более двух столетий), его законы произвели сильное впечатление на последующие поколения месопотамских писцов, которые копировали и изучали их на протяжении веков. Его законы также имели влияние на окружающие народы, такие как хетты и хананеи, и в конечном итоге на израильтян, а следовательно и на Библейский закон.

    Хаммурапи почитал многих богов, восстанавливая их храмы и преподнося им дары, но свои успехи он приписывает главным образом богу города Вавилона Мардуку. Статуя бога была размещена в большом храме в центре города. С этого времени культ Мардука стал основной частью месопотамской религии.

    Хетты и касситы

    Около 1595 г. до н.э., хетты (народ из нынешней Турции и северной Сирии), похоже, разграбили Вавилон и многих вавилонян взяли в плен. Они также захватили статуи Мардука и его жены Царпаниты и взяли их в свою землю, где статуи оставались на протяжении десятилетий.

    К сожалению, это событие еще плохо изучено. Об этом почти не говорится в вавилонских книгах и лишь кратко упоминается в хеттских записях. Нет археологических доказательств из-за проблем с раскопками ранних уровней в Вавилоне.

    Но ясно, что хетты не остались в Вавилоне и не пытались им управлять.

    Столетие после завоевания Вавилона остается загадкой из-за почти полного отсутствия письменных источников и малого количества археологических свидетельств. Но к 1500 г. до н.э. новая чужеземная династия взяла под свою власть Вавилон: касситы. Их происхождение неясно, об их языке известно только по данным их личных имен.

    Как и амореи, они переняли вавилонские обычаи и оказались искусными правителями. Месопотамия была единой и относительно мирной на протяжении столетий правления касситов.

    Касситские цари Вавилона регулярно сообщались с хеттскими царями в Анатолии, сирийскими царями в Митанни, и с фараонами Нового Египетского царства.

    Их переписки, найденные в Египте и Анатолии, показывают, что вавилонские цари посылали египетским царям в подарок лошадей и ляпис-лазурь (лазурит), в обмен на которые они всегда хотели золото. Также они пространно писали о брачных союзах, которые были установлены между ними. Несколько вавилонских принцесс стали египетскими царицами.

    К тринадцатому веку до нашей эры, на север от Вавилона начала заявлять о себе новая держава: Ассирия. С этого времени Вавилон и Ассирия стали главными силами и конкурентами в Месопотамии. Хотя Вавилон испытал упадок в XII и XI веках до нашей эры, во время которого рухнула династия касститов, разделение территории на две половины продолжалось.

    Вавилон в Ассирийской империи

    Во время упадка, который и положил конец периоду правления касситов, другой народ с запада, арамеи, в огромном количестве появились в Вавилонии, иногда как иммигранты, иногда как завоеватели.

    Но в то время как языки аммореев и касситов с течением времени забывались, семитский язык новоприбывших, – арамейский, начал активно заменять древний аккадский и становиться основным разговорным языком народов Месопотамии.

    Арамейский язык очень широко применялся как в Вавилонии, так и в Ассирии, хотя на протяжении многих веков аккадский оставался стандартным письменный языком. Арамейский язык был доминирующим языком в регионе вплоть до распространения арабского 1500 лет спустя, в VII веке нашей эры.

    В период с конца династии касситов и восьмым веком до н. э., шесть местных династий правили Вавилоном, ни одна из которых не смогла достигнуть того могущества, которое было характерно для династии Хаммурапи или для касситских царей. Иногда они были в хороших отношениях с ассирийцами, иногда враждовали, особенно когда Ассирия становилась все более и более могущественной.

    Ассирийцы, кажется, всегда уважали вавилонскую культуру и почитали вавилонских богов. Их могущественные императоры обычно относились к вавилонянам с гораздо большим великодушием, чем к другим соседям.

    Тем не менее, войны часто вспыхивали между этими двумя сторонами, с несколькими новоассирийскими царями, претендовавшими на прямой контроль над Вавилонией или садивших на ее трон марионеточных царей.

    В VIII веке до н. э. четвертая крупная группа поселенцев и оккупантов появились в Вавилоне. Это были халдеи, которые прибыли из болот на юге страны. Хотя они, кажется, говорили на том же самом арамейском языке, как и местные вавилоняне, они считались врагами вавилонян на протяжении многих лет. В конце концов, халдеи, как до них касситы и амореи, стали правителями Вавилона.

    Нововавилонский период

    Второй большой вавилонский период – нововавилонский период, наступил спустя тысячу лет после того, как рухнула империя Хаммурапи.

    Вавилоняне в содружестве с Мидией низвергли Ассирийскую империю в 612 г. до н.э. и взяли под свой контроль большую часть региона.

    Доминирующей фигурой с этого времени стал халдейский царь Вавилона Навуходоносор II, который был и завоевателем и плодовитым строителем.

    Вавилон под его правлением нам известен лучше всего – город беспрецедентных размеров и величия. Это тот город, который был описан Геродотом и тот город, который был раскопан и частично реконструирован. Огромные городские стены были длиной 18 километров, по крайней мере с восемью монументальными воротами, они окружали площадь в 850 гектаров.

    Внутри города был построен зиккурат (ступенчатая башня), посвященный Мардуку храм – Эсагила, большой высоты, видимый отовсюду. Считается, что он послужил вдохновением для библейской истории о Вавилонской башне.

    К сожалению, он был полностью разрушен в древние времена, так что никто не может достоверно определить, какой высоты была башня на самом деле.

    Все строительство в городе велось из обожженного кирпича, а не из обычных высушенных на солнце кирпичей, которые преобладали в месопотамской архитектуре на протяжении тысячелетий.

    Целые районы города, такие как Дорога Процессий, ведущая к воротам Иштар, были облицованы глазурованным кирпичом ярко-синего цвета, украшены изображениями львов и драконов, сделанными в виде барельефов и глазурованными в ярких оттенках желтого, черного и белого цветов.

    Археологи не обнаружили точных свидетельств о существовании известных Висячих Садов (Симирамиды), описанных в классических источниках как сады в виде террасы на искусственном сооружении – «чудо» из-за технологии, потребовавшейся для выращивания деревьев на верху здания.

    Никакой современный тому периоду источник не упоминает сады. Даже Геродот не упоминает о них в своем подробном описании Вавилона. Недавно было предположено, что эти сады находились не в Вавилоне, а в Ассирии. Ассирийский царь Синаххериб (правил 704–681 до н.э.

    ) хвастался о создании именно такого сада в виде террас, орошаемого при помощи акведука, в его столице Ниневии.

    Нововавилонский период оказался недолгим и продлился меньше чем столететие. Последний из вавилонских царей был пожилой, эксцентричный человек по имени Набонид (правил 555–539 до н.э.

    ), который пренебрегал ежегодным праздником в честь Мардука и был глубоко предан богу луны. Вавилонское население, кажется, не любило его настолько, что не оказало большого сопротивления персидскому царю Киру II (около 585–529 г. до н.э.

    ), когда тот вторгся в Вавилон в 539 г. до нашей эры.

    Персидский и эллинистический периоды

    Первоначально, при Кире и его преемниках на троне Персии, жизнь в Вавилоне существенно не изменилась. Клинописных документы, в которых записаны сделки вавилонских купцов и предпринимателей, показывают, что Вавилон был все еще богатым городом. Цари Персии проводили в Вавилоне зиму, и, кажется, были хорошо к нему расположены.

    Это было так, по крайней мере до царствования Ксеркса I (правил 486–465 до н.э.). Ксеркс был взбешен восстанием, поднятым вавилонянами, и выплеснул свой гнев на красивые постройки Навуходоносора, разрушив даже храм Мардука. Неясно, был ли храм когда-нибудь после того времени должным образом восстановлен.

    Ксеркс наложил на вавилонян непосильные налоги, как только подавил восстание.

    Когда Александр Македонский (336–323 до н.э.) в 330 году до н.э. покорил Персидскую империю, он, кажется, попал под чары Вавилона.

    Он предполагал, что это будет одна из его столиц и строил грандиозные планы по восстановлению зиккурата храма Мардука. Его рабочие действительно преуспели в демонтаже руин раннего зиккурата, но новый вероятно так и не был построен до смерти Александра.

    Македонский царь умер в Вавилоне 13 июня 323 г. до н.э., возможно от малярии или алкогольного отравления.

    Преемник Александра в Месопотамии, диодох (генерал Александра) Селевк (царствовал в Вавилоне 312–281 до н.э.), меньше любил Вавилон. Всего в 90 километрах к северу от Вавилона он построил город-конкурент и назвал его Селевкия, ставший царским городом в 275 г. до н. э..

    Постепенно торговля и деловая активность начали перемещаться в Селевкию, делая Вавилон менее актуальным для местной или имперской экономики. Указ, изданный Антиохом I (281-261 до н.э.) требовал от всех вавилонских жителей переселиться в Селевкию.

    Ясно, однако, что не все этому подчинились, потому что Вавилон продолжал жить, хотя теперь он стал гораздо менее важным, чем было до этого. К первому веку до нашей эры в Вавилоне оставалось всего несколько зданий, окруженных все еще впечатляющей городской стеной.

    Широкие улицы, бывшие некогда между высокими зданиями, исчезли, превратившись в пастбища для коз и овец.

    Источник: http://thiswas.ru/drevnij-mir/vavilon.html

    Вавилонское царство

    Вавилон Египетский

    В Южном Междуречье на берегу реки Евфрата возник город Вавилон.

    1 Глинобитный – построенный из глины, смешанной с рубленой соломой или мелким камнем.

    Первоначально это был небольшой посёлок, состоявший из низких глинобитных хижин. Местоположение Вавилона было очень выгодным. Вокруг него расстилались плодородные земли. Находился он в том месте, где Тигр близко подходил к Евфрату.

    Сюда с верховьев Евфрата и Тигра купцы везли на больших лодках товары, в которых нуждалось Южное Междуречье. Отсюда отправляли товары, которые производились в Южном Междуречье. (Вспомните, какие это были товары.) Через Вавилон пролегали и главные сухопутные дороги Междуречья. По ним шли караваны нагруженных товарами верблюдов и ослов.

    Благодаря своему исключительно выгодному местоположению Вавилон стал самым большим и богатым торговым городом Междуречья.

    К началу II тысячелетия до н. э. образовалось сильное Вавилонское царство. Столицей его был город Вавилон. Наибольшего могущества оно достигло в первой половине XVIII века до н. э., во время правления царя Хаммурапи.

    Хаммурапи царствовал в 1792-1750 годах до н. э. Богатство Вавилона позволило царю организовать многочисленную и хорошо вооружённую армию. Хаммурапи вёл почти непрерывные войны и завоёвывал одну область за другой. В конце его царствования не только всё Междуречье, но и соседние области оказались под его властью.

    2. Законы царя Хаммурапи

    Около 60 лет назад археологи вели раскопки недалеко от Междуречья. Они нашли плиту из чёрного камня. Высота её больше человеческого роста. На обеих сторонах плиты вырезаны надписи. На одной стороне вверху изображён царь Хаммурапи (рис. 44).

    Учёные прочли вырезанные на столбе надписи. Это были законы,  установленные царём Хаммурапи. По этим законам судили людей в Вавилонском царстве. 

    Законы царя Хаммурапи оберегали жизнь и имущество рабовладельцев, укрепляли их господство над рабами и беднотой. Вавилонское царство, так же как и Египетское, было рабовладельческим государством.

    3. Упадок и новое возвышение Вавилона

    Могущество Вавилонского царства было непродолжительным. Постоянные войны царя Хаммурапи и его наследников истощали силы страны. В Междуречье вторглись племена горцев и завоевали Вавилон.

    В конце VII века до н. э. Вавилон вновь стал столицей большого рабовладельческого государства. Рабовладельцы, используя труд многочисленных рабов, украсили город великолепными постройками и окружили его неприступными стенами.

    Однако уже в древности торговые пути Междуречья изменились и стали проходить мимо Вавилона. Город потерял былое значение и опустел. Здания, построенные в основном из необожжённых кирпичей, разрушились. На месте города образовался огромный холм из глины.

    В начале XX века археологи раскопали этот холм и узнали, каким был Вавилон в VI веке до н. э.

    Цветная иллюстрация VI. Город Вавилон в VI веке до нашей эры. В центре – главные ворота города, отделанные синими и оранжевыми изразцами. Изразец – обожжённая глиняная плитка с блестящей поверхностью. Справа и слева от ворот – крепостные стены. Перед воротами – рынок. К городу подъезжает на колеснице вельможа.

    Внутри города, правее ворот, знаменитые «висячие сады», устроенные по приказу царя. Для них было сооружено из кирпича ступенчатое здание. На ступени насыпали землю и посадили на них деревья и кусты. Здание казалось холмом, покрытым зелёным садом. Рабы поднимали снизу воду для поливки сада. Вдали виден верх семиярусной ступенчатой башни, с которой жрецы наблюдали звёзды.

    В левой части города – дома, в которых жили ремесленники.

    Из сборника законов царя хаммурапи

    «Я, Хаммурапи, вождь, поставленный богами, первейший из царей, покоривший евфратские селения, я вложил правду и справедливость в уста страны и дал благоденствие народу. Отныне:

    • Если человек украдёт имущество храма или царя, его должно убить; и того, кто примет украденное, должно убить.
    • Если человек украдёт раба или рабыню, его должно убить.

    • Если человек укроет беглого раба, его должно убить.
    • Если кто срежет рабу клеймо *, тому должно отрезать пальцы.
    • Бог солнца и справедливости вручает Хаммурапи знак власти – жезл. Изображение должно было убеждать людей в том, что законы установлены богами. (Найдите, что о происхождении законов говорит сам Хаммурапи.

      )

    • Если человек причинит смерть чужому рабу, он должен отдать раба за раба.
    • Если человек причинит смерть чужому волу, он должен отдать вола за вола.
    • Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве 3 года.
    • Если человек ударит по щеке равного, он должен заплатить штраф.

      Если человек ударит по щеке высшего (то есть вельможу, жреца

    • и т. п.), должно ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи».

    В заключение было сказано: «Я, Хаммурапи, царь справедливый, которому бог солнца даровал законы. Мои слова превосходны, мои дела бесподобны…»

    Источник: http://hist-world.com/istoriya-drevnego-mira/300-vavilonskoe-tsarstvo.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.