Усыпальницы в Беларуси

Содержание

Часовня-усыпальница князей Паскевичей в Гомеле. Беларусь

Усыпальницы в Беларуси

  • Проект часовни был составлен московским архитектором Евгением Ивановичем Червинским, ее строительство началось в 1870 г. и продолжалось 19 лет. За…
  • Мне кажется, что я о парке Руманцевых и Паскевичей писала много раз, рассказывала о многих объектах, многие, кто посетил Гомель, благодарили, что…
  • Гуляем вчера по парку, любуемся красотой уходящей осени, которая уходит совсем неохотно и так же не настойчива зима, как вдруг звонок: – Мать, ты же…
  • Вчера город был укрыт серебром. Мириады иголочек инея слетали с деревьев и переливались в дневном свете, в лучах уходящего солнца, в фонарных…
  • Гомельский дворцово-парковый ансамбль 9 Мая запомнится жителям и гостям города не только цветением красивейших тюльпанов, но и невероятно интересной…
  • По желтой осени мы шли не спеша. День был достаточно теплый и тихий, солнце светило ярко, разноцветная листва звонко шуршала под ногами. В Гомельском…
  • Сегодняшний день ждали все православные христиане Гомеля и Гомельской области. В кафедральном соборе святых апостолов Петра и Павла, что находится в…
  • У нас в Гомеле сегодня лето. Самое настоящее лето с погодой в +30, с полным парком людей, с загорающими на пляже. Больше всего впечатлили белки. Их в…
  • А теперь информация для тех, кого интересует вопрос о том, куда подевался музыкальный фолк-проект “Ягорава Гара”? Многие читатели моего…
  • Есть у меня незамужняя подруга. Мало того, что она никогда не была замужем, так она туда никогда и не хотела. Ну, не видит человек смысла в…
  • Есть категория людей, у которых отмечается помешательство на котах. Это болезнь и переубедить в этом меня невозможно. Уверена, что у психиатров есть…
  • – Караул! Уберите дрель!!! – орала кошка рано утром… Наша Моня, как только слышит дрель,запрыгивает на окно и начинает орать… Это мы заметили во…
  • Вчера забегала к подруге. Она сказала, что кошка себя странно как-то ведет, все что-то ищет, что-то прячет, мяукает. Мы посмеялись с того, что даже…
  • Погодка у нас изменилась. Наконец-то пошел утром дождь и продолжает идти. Тихий, спокойный, летний, хотя на календаре уже и осень. Похолодало. На…
  • День сегодня выдался чертовски сложным. Но он стремительно идет к концу, жара уже спала… Кстати, у нас сегодня, в первый день осени, была июльская…
  • Даже матерное… Бывает так, что невозможно сдержать себя, чтобы не высказаться со всей душевной широтой. Варю кофе. Звонок… Звонит хорошая…
  • Иду. У дома, в лучах уходящего солнца, спит старая добрая знакомая. Уже и усом не ведет. Спит и спит себе. Ей тепло и хорошо. У нее жизнь просто…
  • Сегодня снова под окном состоялось птичье собрание. Моня такую наглость переносит с трудом, а ведь только что домой пришла… “Эх, если бы…

Page 3

  • В народе говорят, что на засолку капусту шинковать надо в мужские дни, на самая вкусная, хрустящая и ароматная капуста получается та, которую готовят…
  • У нас есть одно блюдо, которое на протяжении многих лет любят все, кроме родителей. При этом и моя мама, и родители мужа считают, что я не права и…
  • Сегодня весь день была на охоте. Ездила к маме “крутить” уток и курей. Правда, я сама им головы не откручивала, это сделали без меня, но я…
  • В 20-30 в бассейн идти. Не хочется наедаться, не хочется плотно ужинать, но покушать хочется. Чем я буду ужинать, долго не думала. Решила яблоки…
  • Летом борщи, щи и наваристые супы не готовлю никогда. Это не летняя еда. Летом хочется чего-нибудь легкого, свеженького и быстренького. А вот…
  • Вчерашний закат нас впечатлил так сильно, что мы с мужем решили и сегодня полюбоваться этой красотой. Но у нас ничего не вышло. Закат состоялся…
  • На Руси были очень распространены окрошки и тюри – холодные супы на квасной основе. Окрошку подавали как и в аристократических домах, так и в…
  • Порадуйте себя и своих друзей и близких любимым лакомством. Рекомендуем, готовили сами и очень понравилось! В состав теста входит: граммов 200-ти…
  • Борщ является традиционным блюдом русской народной кухни. Рецепт был создан очень давно, так что его можно назвать старо-русским блюдом. Существует…

Page 4

  • Сегодня возмущался молодой человек лет 30. Он орал, стучал по столу в беседке кулаками, плакал. Он был взбешен и возмущен. Он был трезв. Жил с…
  • Буквально несколько минут назад на почту пришло письмо следующего содержания с просьбой опубликовать. Я немножко его подкорректировала под свой…
  • Еще одно письмо пришло на почту. Вернее, не одно пришло, но это, как мне показалось, будет хорошим продолжением темы о поздней беременности.…
  • Сегодня у врача была. Ну, а как только попадаешь к терапевту, тут сразу же надо и к гинекологу идти, и флюорографию проходить. Флюорографию…

Источник: https://anonimusi.livejournal.com/357070.html

15 малоизвестных фактов про костел в Несвиже: архитектор-монах и самая большая в мире икона на полотне

Усыпальницы в Беларуси

«Несвижский Костел Божьего Тела — один из самых исследованных в Беларуси», — сказал ксендз Петр Шарко, начинаю увлекательную двухчасовую экскурсию по храму и усыпальнице Радзивиллов.

Позже я с удивлением узнала, что многие туристы, приезжая в Несвиж, ограничиваются экскурсией по замку, а в костел даже не заглядывают.

Чтобы хоть немного исправить это недоразумение, показываю вам один из самых невероятных белорусских костелов и рассказываю о нем в 15 интересных фактах.

О несвижском костеле можно и нужно писать книгу, такая богатая у него история. Моя статья — только начало разговора о костеле, первое знакомство. Не поленитесь, съездите в красивый город Несвиж на экскурсию в святыню. «Не посетить Костел Божьего Тела — не побывать в Несвиже!» — гласит сайт прихода и я абсолютна согласна с этим. Давайте же знакомиться с ним! 

Барельеф Радзивиллу «Сиротке» и уникальная икона «Тайная вечеря»

1. Это первый барочный храм и первый иезуитский костел на территории Речи Посполитой. В мире же это второй храм в стиле барокко. Первый в 1584 году был построен в Риме — соборная церковь ордена иезуитов церковь Джезу, «церковь святого имени Иисуса». Мало кто знает об этом, но это очень важный факт, считает настоятель. 

2. Костел в Несвиже появился благодаря Николаю Христофору Радзивиллу, которого называли «Сироткой». Строил его итальянский архитектор Джованни Бернардони в 1584-1593 годах в комплексе с иезуитской коллегией, которая существовала до 1826 года. 

Бернардони был не просто архитектором, а монахом-иезуитом. 

Купол возводил уже не Бернар­дони, а приглашенный из Италии архитектор Джузеппе Бризио.

3. Шикарные фрески внутри костела и главный алтарный образ «Последняя вечеря» датируются серединой XVIII века. Их авторы — придворные художники Радзивиллов Ксаверий Доминик Гески и его сын Юзеф.

«Я раньше думал, что они местные, но они или из Дании, или из Германии, говорили по-немецки», — отметил кс. Перт. Обратите внимание, что на колоннах роспись монохромная, а на куполе — полноцветная.

Фрески же костела написаны в 3D-формате, они визуально делают здание больше. 

Ксендз Петр подробно остановился на «Тайной вечере», которая очень важна для каждого католика. 

Она написана в 1752 году. Это самая большая икона в мире на полотне, ее размеры 4 на 8 метров! 

«Художник отступил от всех канонов. Икона вытянута вертикально, а не горизонтально, как мы привыкли. Бога Отца раньше не писали, а здесь художник его изобразил вместе с Сыном Божьим и Духом Святым. Посчитайте: хлебов на иконе меньше, чем людей.

Автор показал, что Христос сам является хлебом! Все апостолы между собой общаются, и только один — Иуда с серебрянниками на колене — отвернулся от них. Думаю, таким образом художник хотел сказать: когда у тебя есть проблемы, не отворачивайся от людей… К тому же, только от него падает тень.

Тень предательства». Вот такая интересная и необычная икона. 

4. Слева от главного алтаря находится алтарь Святого Креста, выполненный из белого, розового и чер­ного мрамора.

Его создавали итальянский скульптор Джиролама Компани и архитектор Чезаре Франко. Алтарь находится над входом в усыпальницу Радзивиллов, куда мы пойдем позже.

Именно этот алтарь должен был быть главным в костеле, который был на этом месте до возведения барочного храма.

5. У входа в усыпальницу Радзивиллов около алтаря мы видим барельеф фундатору костела «Сиротке». Он выполнен из песчаника. Николай Христофор молится на «ружанце» в плаще пилигрима, а за ним — рыцарские латы. Говорят, что автором эпитафии был он сам: «Перед лицом смерти никто не рыцарь». 

6. Рядом — памятник сыну Христофору Николаю, который умер в 1607 году в Болонье. «Умер от боли в животе в возрасте 16 лет, 10 месяцев, 3 дней и 13 часов», — написано в эпитафии. «Видимо, минуты и секунды сложно было посчитать», — отметил кс. Петр. Христофор Николай должен был стать священником.

В документах о смерти написано, что он «умер от боли в животе». Мой собеседник думает, что это был банальный аппендицит. На венке листья сбиты, так было с самого начала — отец «Сиротка» попросил мастера, который сделал лик и венок, сбить листья.

Каждый, кто видел этот венок, должен был помнить, что наша жизнь красивая, но хрупкая… 

Настоящие череп и растреляный крест 

7. Мое внимание привлекла мемориальная плита писателю Владиславу Сырокомле. Она появилась в костеле в 1902 году, в сороковую годовщину смерти Людвига Кондратовича (так его звали). Он работал в Несвиже, в библиотеке Радзивиллов, а в костеле венчался. Во всех изданиях Владислава Сырокомли используют портрет, который вы видите на плите, а это — оригинал. 

8. Есть здесь и памятная дос­ка Эдварду Войниловичу, боль­шому другу Радзивиллов. Вы точно знаете имя основа­теля «Красного» костела в Минске св. Симеона и Алены. Скоро ее повесят на стену костела. 

9. Обязательно нужно сказать и про ксендзаГжегожа Колосовского, о котором кс. Петр во время экскурсии вспоминал несколько раз. Он служил в несвижском костеле с 1939 года как викарий, а в 1941-1991 годах как настоятель (больше 50 лет!). Он спас костел от пожара во вре­мя войны, от разрушения в совет­ское время. 

В 1980 году на реставрацию иконы «Тайная вечеря», о которой мы говорили выше, он потратил около $100.000. 

Сам Колосовский упоминал другую сумму, в два раза ниже. Но в любом случае, на реставрацию иконы он выделил огромные деньги. Во многом благодаря ему костел в Несвиже никогда не закрывали. Доску сделали благодарные парафияне в 2006 году. 

10. «Мало кто знает и говорит, что здесь служил святой Андрей Боболя», — отметил кс. Петр, показывая на икону с его изображением.

Икону написал исследователь жизни Боболи Витковский в конце 90-х годов. Святой Андрей Боболя служил в Несвиже с 1622 по 1624 годы. Он был здесь ректором, потому что костел был не парафиальным, а ректоральным.

Также святой читал проповеди жителям деревень.

16 мая 1657 года во время войны Андрей Боболя был схвачен в Иваново казаками, которые его пытали и замучили. Он был похоронен в костеле Св. Станислава в Пинске, а в 1702 году тело Боболи было эксгумировано и оказалось нетленным. 

Интересный факт: все храмы, в которых служил Андрей Боболя, уничтожены, уцелел только костел в Несвиже. 

11. «Мало кто знает, но кости и череп, которые вы видите здесь, это не лепнина, они настоящие», — кс. Петр поделился еще одним интересным фактом, которого нет в интернете. 

12. «Фрески немного подрисованы, я называю это макияжем…» — пошутил Кс. Петр и показал нам сохранившуюся фреску 1750-х гг., которую не коснулась кисть реставратора. Она находится за иконой на боковом алтаре. «Я мечтаю обновить первоначальные фрески. Нужно будет очень бережно снимать верхний слой…»

13.Орган в костеле тоже уникальный. Он не только сопровождает литургию, но еще может использоваться как концертный. Орган сделан на известной фабрике Waclaw Biernacki.

Органный мастер Вацлав Бернацкий создал органную фабрику в центре Вильнюса, благодаря которой в Беларуси звучит 26 органов! Во время войны этот инструмент хотели переплавить, но ксендз Колосовский пошел к уряднику и попросил написать бумагу, согласно которой его изъяли еще в 1939 году, а трубки спрятал на огороде.

После войны их откопали и установили на место… Он не закончен, для органа нужно делать фасад, кс. Петр хочет заказать деревянный фасад у резчиков. 

14. Во время войны купол костела был поврежден. На нем стоял этот крест. Сделали дубликат, а оригинал поставили в костел, потому что металические конструкции были сильно испорчены, не было смысла их восстанавливать. 

Кроме военных событий этот крест напоминает о борьбе атеистов с Богом. 

В 1944 году, когда снаряд попал в купол, от осколков остались рваные следы на кресте. Но рядом есть ровные круглые дырки от пуль. За костелом была военная часть, скорее всего в 50-60 годы солдаты упражнялись в снайперской стрельбе…

15. Под костелом — большая семейная усыпальница Радзивиллов. Здесь захоронены представители знаменитого рода начиная с 1616 года до наших дней. 

Крипта Несвиж­ского костела — третья семейная усыпальница в Европе после усыпальницы Бурбонов во Фран­ции и Габс­бургов в Австрии. 

Разрешение ее создать Радзивилл «Сиротка» просил лично у Папы Римского: тогда не было принято, чтобы покойники не были погребены под землей. Сегодня здесь находится 72 саркофага, один из которых пуст. В крипте меня охватило чувство трепета и осознания значимости усыпальницы самого известного рода Беларуси. По коже бегали мурашки, ходила между саркофагами, затаив дыхание.

Костел в Несвиже хранит память о столетиях богатой истории, нашей истории. Про каждую икону, каждый барельеф костела можно писать отдельную статью. Я же постаралась рассказать вам о том, что вы вряд ли прочитаете в интернете.

Спасибо ксендзу Петру Шарко за увлекательную экскурсию, он отличный рассказчик и знает о костеле очень много! Такое погружение в тему вызывает уважение.

Когда поедете в Несвиж, старайтесь попасть на экскурсию к нему, будете впечатлены. 

Делитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях, пускай как можно больше людей узнает о красивых костелах Беларуси с удивительной историей!

Источник: http://poplavskaja.by/blog/kostel-v-nesvizhe.html

Лучшее место для мертвых. Где в Беларуси было престижно хоронить родных в разные века

Усыпальницы в Беларуси

В костеле под алтарем, на кладбище вокруг часовни, просто на высоком месте — все эти места в разное время считались престижными для захоронений на наших землях. Историк Национальной академии наук, этнолог Сергей Грунтов рассказал о погребальных предпочтениях белорусов.

Зона престижа на кладбище XXI века. Могила народной артистки СССР Александры Климовой, Восточное кладбище, Минск. Евгений Ерчак, TUT.BY

Первые престижные места: в храмах, часто без табличек

Место захоронения — это, как правило, кладбище. Там хоронят множество людей, так что это место социальное, семья умершего показывает себя через захоронение близкого человека. Престижные места — там, где богатые люди и просто те, кто обладает наиболее высоким статусом, хотели бы быть похороненными.

Последние 500 лет о захоронениях в Беларуси можно судить не только по археологическим находкам, но и по письменным источникам. Многое указывает: в похоронном деле белорусы в основном в европейском тренде.

Исследователь, историк Сергей Грунтов. Дарья Бурякина, TUT.BY

Как и в Европе, самым первым престижным местом захоронения в Беларуси считают храм. Это крипта храма — его подземные помещения.

В первую очередь крипты предназначались для «фундатараў» церкви — людей, которые дали деньги на ее постройку. Место под алтарем было «самое-самое». Кроме них там хоронили представителей других почтенных семей, священников, монахов.

В XVI—XVIII веках места вокруг храмов — это и есть городское кладбище. В сегодняшнем варианте отдельных кладбищ тогда еще не существовало: все сообщество прихода умещалось на территории вокруг храма. Это было возможным потому, что там ставили не долговременные памятники, а просто деревянные кресты. Крест разрушался, могила «исчезала» — сверху появлялось другое захоронение.

И для самых богатых, которых хоронили внутри костела, и для самых бедных, которых хоронили вокруг, основным местом памяти была литургия. Нам сегодня это не очень просто понять.

Но для людей тогда самым ценным было, чтобы их вспоминали в молитве, а где конкретно стоит гроб — не так уж важно.

До нас дошли захоронения: имена «фундатараў» записаны, а конкретное место их захоронения зачастую забыто.

В крипте в Несвиже порядка 80 саркофагов, а памятников вверху насчитаем до десятка. О большинстве похороненных просто есть записи в книге, и каждый год о них молятся. Все. А уж тем более это было неважно для людей, которые лежат за стеной костела, на кладбище. Но родственники их поминают раз в год, молятся, а они лежат на освященной земле — тоже отлично.
Захоронения в крипте костела Божьего Тела в Несвиже. Фото с сайта: istpravda. tu

Захоронений в наших храмах было довольно много. Несколько лет назад впервые за много лет подняли каменную плиту, которая закрывает крипту фарного костела в Гродно — и увидели там десятки гробов в разном состоянии. Видимо, это захоронения монахов, шляхты, в основном XVIII века. Они никак не исследованы, крипту закрыли — она ждет своего времени.

Еще вариант — в Камаях, крипта Салюстровских. К старому костелу XVI века спустя два века пристроили огромное помещение со своей криптой.

Была крипта у Сапегов — в Гольшанах, в костеле. Над ними были единственные в Беларуси надгробия лежащих: Павел Сапега и три его жены, подложив руки под головы, спят. В начале 90-х возникли вопросы по поводу их сохранности — и памятники забрали в центр исследования белорусской культуры, в музей древней белорусской культуры.

Кладбища за городом. Престижные места в часовнях и памятники вокруг

Когда в конце XVIII века кладбища стали выносить за город, предполагалось, что крипты должны быть уничтожены. Большинство захоронений исчезло уже в тот период.

Дальше многое зависело от позиции священника: где-то уничтожали, а где-то писали, что у них и нет ничего. А где-то и не знали про то, что в храме есть крипта.

Когда костелы переходили в православное ведомство — в лучшем случае гробы из крипт разрешали захоронить.

На волне просвещения кладбища выносили за пределы городов — была идея победить холеру и другие заразные болезни. Так что вынос кладбищ по реформе конца XVIII века связан и со вхождением в Российскую империю, и с общеевропейской тенденцией.

Где-то с конца XVIII — начала XIX века впервые появляется городское кладбище в современном смысле слова — кладбище за городом, с памятниками, некое пространство за городом, где можно показать себя. Там строятся часовни, где снова есть крипта, престижное место.

Кальварийское кладбище, Минск. Александр Васюкович, TUT.BY

Дальше престижные места — вокруг часовни и вдоль аллеи, ведущей от входа на кладбище в часовню. В конце XIX — начале XX века встал вопрос, чтобы сделать престижные места платными.

Есть пример Могилева: бесплатно можно было хоронить за часовней и где-то подальше, а вот на престижные места была такса: 25 рублей за 6 квадратных аршин. Хочешь — плати.

[attention type=green]
Сначала это встречают неохотно, а постепенно втягиваются, и уж тут каждая семья себя стремится показать, особенно если у нее есть деньги.
[/attention]

В первую очередь на престижные места претендовала шляхта, российские чиновники – но в гораздо меньшей степени. Для шляхты была очень важна идея родовых захоронений. Показать не просто одного умершего, а сделать презентацию рода. Тут и часовенки над захоронением, и обелиски с гербами — чего только не было.

Престижным было устроить и собственную часовню со своим алтарем прямо возле своей усадьбы. Плюс в том, что в таком случае ты ни от кого не зависим, не нужно думать, как дела на городском кладбище.

Часовня-усыпальница начала ХХ века из деревни Лебедево Молодечненского района. Фото из архива Сергея Грунтова.

Для католической шляхты XIX века была важна идея про «дзедзіча» наследственного владельца земли. И наличие родовой усыпальницы в усадьбе как бы утверждало это, говорило, что владельцы часовни не пришлые, они здесь давно. Но минус в том, что такое захоронение вынесено за границы общего социального пространства. Видят ее немногие — вдоволь не покрасуешься.

Даже у видных людей до конца XIX века — деревянные кресты

В Беларуси вплоть до конца XIX века на могилах очень многих представителей шляхты и военного сословия, как и у крестьян, использовались деревянные кресты. Именно в этом причина, что у нас так плохо сохранились захоронения, в том числе на тех кладбищах, где разрушения были незначительные.

Есть данные с виленского православного кладбища — во второй половине XIX века там описали около двух тысяч захоронений. Больше половины — это деревянные крашеные кресты, даже у видных горожан.

Поэтому на наших христианских кладбищах надгробия XVIII века — чрезвычайная редкость, как и надгробия даже первой четверти XIX века.

Редкий деревянный крест 1878 года, Гожа Гродненского района. Фото из архива Сергея Грунтова

С евреями немного другая история. В позапрошлом году работала экспедиция центра «Сэфер» в Глубоком — занимались этнографией, опрашивали местное население и заодно изучали местное кладбище. Выявили там 109 еврейских надгробий XVIII века, с надписями, которые можно датировать. Это немыслимо для христианских кладбищ в Беларуси — с них и во всей стране не соберется 109 надгробий XVIII века.

Деревенские кладбища — это вообще отдельная история. Правда, отделять их от городских можно только условно. Деревенское кладбище обычно представляется крестьянским, хотя на самом деле нередко там встречались красивые надгробия той же шляхты.

Но даже у деревенских кладбищ, где сплошь деревянные кресты, есть естественные зоны престижа. Самое престижное место — наверху, оттуда же и начинается деревенское кладбище.

[attention type=yellow]
Мы это можем видеть на примере севера Беларуси, где больше использовали камень, работает этот принцип и сейчас. Самые престижные места наверху, потому что чем ниже — тем ближе грунтовые воды. А никому в воде лежать не хочется.
[/attention]

Есть и фольклорные, мифологические представления о горе — сакральное место и верх горы важнее всего.

Появляются массовые памятники — стираются зоны престижа

После революции на востоке Беларуси, а спустя несколько десятилетий и на западе, исчезает та система значений, которая формировала престиж. Шляхетство больше ничего не значит, его даже скрывают, чтобы не выслали куда-нибудь в Сибирь.

Памятники до 30-х годов XX века у мещан остаются деревянными, а потом начинают активно использовать бетон. Это дешевый материал, благодаря которому появляются характерные литые памятники.

В деревне это входит в моду, видимо, с 50-х или даже 60-х годов XX века. Если поговорить со старым человеком в деревне, то он еще помнит период, когда не ставили такие памятники.

Раньше переход к таким памятникам начинается в католических регионах, позже в православных.

Кладбище в Воложине. Александр Корсаков, TUT.BY

Зоны престижа теперь нет никакой в том понимании, как это было с XVI по начало XX века.

Но есть исключения. В Минске это Московское кладбище, Военное кладбище, где хоронят героев, заслуженных деятелей. Это места, которые могли бы быть национальными некрополями, но пока они в таком статусе не воспринимаются.

В большинстве случаев зоны престижа не формируются. Разве что престижнее быть захороненными в тех частях кладбищ, которые ближе к центру: поскольку памятников стало много, они стали очень доступными, то кладбища все растут и растут.

[attention type=red]
Какие-то центры в основном на кладбищах не создаются. Да, кто-то может сделать очень помпезное надгробие, но оно не сформирует вокруг себя зоны престижа.
[/attention]

Если стоит литая скульптура или полноростное изображение кого-нибудь, как сейчас бывает, — едва ли вам от этого захочется положить рядом своего родственника. Часовен, вокруг которых могли бы формироваться зоны престижа, на современных кладбищах чаще всего нет.

Престижным местом могут стать, например, зоны, покрытые газоном, особым образом ухоженные. Но пока они появляются очень медленно.

Могилы известных людей на Восточном кладбище зачастую совсем рядом, это тоже — зона престижа. Евгений Ерчак, TUT.BY.

Братские могилы — своеобразные зоны престижа в советском городе

О братских могилах можно говорить отдельно — это совершенно удивительная вещь с точки зрения антропологии и семиотики. Создаются братские кладбища, военные — впервые за 150 лет после реформы мертвые возвращаются в центр города.

Вдруг возникает идея, что в центре города, в зависимости от его размеров, нужно создать мемориал, лучше — с Вечным огнем. Многих именно перезахоранивают в эти братские могилы из отдельных могил. В них покоится немалое число умерших — счет идет на тысячи.

С одной стороны, лежать там престижно, как престижно быть героем, с другой стороны, такие кладбища абсолютно обезличены, те, кто там лежит, часто безымянные. В основном в нашей традиции памятник репрезентует личность умершего.

Тут же другое — с памятником на братской могиле не «поговоришь», как с отдельным умершим, это нечто коллективное для коллективных практик.

Чтобы придать значение такой, братской, зоне престижа — туда везли настоящих умерших, начинали строить вокруг этой зоны обряды. Принимали в пионеры, например. Вокруг них возникают и народные ритуалы — памятники объезжают свадьбы. Получается довольно интересный вариант захоронения с точки зрения антропологии.

Вообще считаться национально важными воинские захоронения стали во второй половине XIX века. В Новогрудке в костеле есть захоронение семи шляхтичей, погибших в Хотинской битве. У них довольно интересное надгробие — шляхтичи стоят на коленях, порубленные головы, — но назвать это воинским захоронением в привычном нам понимании нельзя.

Не Пер-Лашез, но все-таки. Экскурсии по зонам престижа на кладбищах

Почему у нас нет своего Пер-Лашеза (известное кладбище во Франции. — Прим.TUT.BY)? Мы должны помнить, что наши кладбища, возникшие в XIX веке, появились на самых бедных территориях европейской части Российской империи. И Украина, и Польша были богаче. Это отражается и на застройке наших городов, и на кладбищах.

Парижское кладбище Пер-Лашез. Ольга Лойко, TUT.BY

Конечно, в Минске есть Кальвария, есть кладбище в Гродно.

Кладбище становится продуктом промоции, когда оно ухожено, когда оно по планировке напоминает парк. Кстати, у нас такие кладбища тоже были. Когда Шпилевский пишет о Минске XIX века, он отмечает: люди прогуливались по Лютеранскому кладбищу. Это то, которое недавно бульдозерами разравнивали под дорогу.

На что же смотреть? Минимальное знакомство с символикой белорусских кладбищ сделает прогулку по ним гораздо интереснее. Есть захоронения выдающихся деятелей — это еще одно направление для экскурсий.

[attention type=green]
Я думаю, что в большинстве случаев на кладбище у нас туриста не заманишь, но возможно такое: включение его в туристические маршруты одним из пунктов.
[/attention]

Источник: https://news.tut.by/society/532876.html

Большое путешествие четы Беляевых

Усыпальницы в Беларуси

Средневековые замки Беларуси можно самостоятельно посетить на арендованном автомобиле. Для этого вовсе не обязательно платить за экскурсии и туры.

Обычно я против беглого осмотра достопримечательностей, но сегодня я изменю своим принципам и посоветую не тратить целый день на пару замков, как это советуют в путеводителях, а предложу за 1,5 дня посмотреть 7 достойных мест: от супер-популярного отреставрированного Мирского замка, до заброшенной усыпальницы в деревушке Брестской области.

Вас ждёт расклад бюджета путешествия, описание мест, уже разработанный маршрут и отметки на карте.

Карта замков, дворцов и усыпальниц Беларуси

На карте отмечены все места которые мы посетили или планируем посетить в ближайшее время. Как видите, отметок очень много, поэтому мы выделили их цветом:

  • зелёным — самые, на наш взгляд, крутые места, которые однозначно стоит посетить,
  • красным — интересные места, но их можно и пропустить, если времени маловато,
  • жёлтым — где мы ещё не были, но планируем съездить.

Это, конечно, сугубо наше мнение. Пишите в комментах, что вы советуете посмотреть. Съездим!

Карта замков Беларуси:

В данном посте описан лишь наш первый день, во втором посте будет рассказ о менее туристических достопримечательностях Беларуси.

План экскурсии по замкам Беларуси на 1,5 дня:

  • Выезд из Минска в 9:00;
  • Мирский замок;
  • Римско-Католический костёл Божьего тела;
  • Несвижский замок;
  • Ночёвка в Бресте;
  • Брестская крепость;
  • Заброшенная часовня-усыпальница рода Ожешко;
  • Дворец Пусловских (Коссовский замок);
  • Заброшенный дворцовый комплекс Сапег;
  • Возвращение в Минск в 21:00.

Мирский замок

Походить вокруг и зайти во внутренний двор — бесплатно.

Вход в сам замок:  10 BYN, для школьников и студентов  5 BYN.

Расположение: город Мир.

Координаты: 53.45115, 26.47291.

Можно добраться на автобусе по маршруту Минск-Новогрудок. В пути 2 часа. На машине из Минска — 1 час.

30 мин на беглый осмотр.

Моё мнение: стоит посетить.

Архитектура замка — это микс поздней готики и ренессанса. Монументальный и неприступный, замок внесён в список культурного наследия ЮНЕСКО. Вы только посмотрите, какая красота!

Мирский замок построен в начале 16 века магнатом Юрием Ильиничем.

Можно прогуляться по парку в английском стиле, посмотреть оборонительные ярусы, боевые галереи, часовню-усыпальницу рода Святополк-Мирских, а также заглянуть в подвал.

Напротив достопримечательности есть уютная аллея, по которой гулять и гулять. Вот только я очень замёрзла и поняла, почему осенью тут так мало людей. Ветра — жуть!

По углам замка стоят 4 башни, пятая башня находится в середине. Количество башен равно количеству мужчин в роде Ильиничей: 4 боковые башни – 4 сына, 1 центральная башня — сам Юрий Ильинич, после смерти которого замком кто только не владел.

В итоге достопримечательность на многие десятилетия впала в запустение и лишь в 21 веке власти Беларуси, наконец, решили его отреставрировать. Как вы поймёте позже, в основном из второго поста данной темы, реставрируют в Беларуси далеко не все значимые достопримечательности.

Многие и сейчас заброшены. Так что Мирскому замку очень повезло.

Внутренний двор, в который пускают совершенно бесплатно.

В Мирском замке есть и своя гостиница:

Если честно, я не ожидала ничего особенного от этой попсовой достопримечательности, но Мирский замок меня приятно удивил: чисто, уютно, здесь своя атмосфера. Будете в Беларуси, обязательно посетите!

Рядом с замком есть лотки с сувенирами и пара кафе, в которых можно купить горячий кофе. Очень в тему в такую промозглую погоду. Мирский замок находится всего в 38 км от другой хорошо отреставрированной достопримечательности: Несвижского замка. Так что мы сразу же погнали туда!

Ехали мы 30 минут через многочисленные деревеньки. В деревнях, кстати, тоже есть на что посмотреть: домики яркие и аккуратные. Дороги хоть и не идеальные, но мы нигде не застряли, учитывая даже то, что ехали в дождь.

Римско-Католический костёл Божьего тела

По пути в Несвижский замок мы заглянули в Римско-Католический костёл Божьего тела, построенный в 16 веке и с тех пор ни разу не закрывающий свои двери для прихожан. Войны, гонения, опять войны и разруха, а этому барочному храму всё нипочём: работает на протяжении четырёх с половиной столетий и всё тут.

Походить вокруг и зайти внутрь — бесплатно.

Расположение: город Несвиж.

Координаты: 53.22051, 26.68392

15 мин на беглый осмотр.

Моё мнение: если нет времени, можно и пропустить.

Князь Николай Радзивилл по прозвищу Сиротка познакомился в Европе с архитектором Бернар­дони, которого пригласил в Несвиж построить костёл в европейском стиле. Молодой архитектор согласился, но прибыл в Несвиж лишь спустя 15 лет.

Нет, он не специально так припозднился, он, будучи иезуитом, по дороге останавливался не в отелях, как сейчас это принято, а в монастырях. И везде наступал на одни и те же грабли: иезуиты, узнав, что он архитектор, не отпускали его, пока он не построит им костёл.

Вот и вышло, что по пути из Рима в Несвиж Бернар­дони построил несколько достопримечательностей, которые существуют и поныне. Набив руку, архитектор быстро возвёл Римско-Католический костёл Божьего тела и отбыл в Краков, где и умер.

Несвижский замок

Зайти во внутренний двор — 3 BYN.

Вход в сам замок: 14 BYN, для школьников и студентов 7 BYN.

Время работы: в летний период с 10:00 до 19:00 (билеты продаются до 18:00), c 1 октября с 9:00 до 18:00 (билеты продаются до 17:00).

Сайт: niasvizh.by

Расположение: город Несвиж.

Координаты: 53.222631, 26.691949.

30 мин на беглый осмотр.

Моё мнение: стоит посетить.

Несвижский замок в Беларуси находится в очень популярном туристическом городе Несвиж, поэтому если у вас много времени, кроме самого замка можно посетить городскую ратушу, комплекс бывшего монастыря, Римско-Католический костёл Божьего тела (о котором говорилось выше) и многое другое. Стоимость выходных билетов смотрите на сайте niasvizh.by.

Мы немного погуляли по Несвижу, тут уютно. Нет разнобоя в архитектуре и заметно, что здания строятся в одном стиле, что придаёт городку определённое очарование.

Но вернёмся к самому замку. Он был построен в конце 16 века и служил резиденцией богатейшему роду Великого княжества Литовского — Радзивиллам. В свое время Несвижский замок был самым мощным и совершенным укреплением Беларуси и выдержал немало атак.

В официальном прайсе нет цен на посещение внутреннего двора, но ушлые охранники взяли с нас 3 BYN на двоих и разрешили посетить внутренний дворик. Передача денег напоминала криминальный детектив с тайной передачей наркотиков — «Передавайте, передавайте», — шептали охранники, — «Только чтобы никто не видел!»))

Ещё немного о махинациях: в сокровищнице замка когда-то хранилась бесценная коллекция 12 апостолов из чистого золота, усыпанных драгоценными камнями.

Одна группа грабителей пытались похитить золотых апостолов, поэтому настоящие статуи были спрятаны в подземельях, а в самом замке выставлены копии из воска, украшенные фальшивыми камнями.

Со временем рядом с апостолами поставили и восковые фигуры тех грабителей, которые пытались их украсть. Так появилась первая в мире коллекция восковых фигур!

Минутка ми-ми-ми: на тёплом люке внутреннего двора замка грелся вот такой ласковый красавчик. Ну как не погладить?

Осмотрев Несвижский замок, мы двинулить на ночёвку в Брест. Дорога дальняя, 273 км. На машине мы ехали 2,5 часа. Чем заняться в дороге? Изучать названия проезжающих деревень! Придатки, Новая Попина, Новая Мышь, деревня Деревная и моё любимое — деревня Снов.

Ночёвка в Бресте + ещё 4 достопримечательности

На ночь мы остановились в уютной квартире в центре Бреста:

  • Как снять квартиру в Бресте недорого? Наш опыт.

А вообще, в Бресте море мест, где можно остановиться:

На следующий день мы посетили Брестскую крепость, заброшенную часовню рода Ожешко, Дворец Пусловских (Коссовский замок) и заброшенный дворцовый комплекс Сапег. Но об этом в следующем посте

Стоимость путешествия на арендованной машине

Цены на бензин: 1,15 BYN за 92 бензин, 1,25 BYN за 95 бензин.

Аренда автомобиля (Шевроле 2014 г.):

  • 72 BYN за 1 сутки за базовый тариф (не больше 350 км в сутки);
  • 80 BYN за 1 сутки, если брать опцию с безлимитным пробегом.

Мы выбрали опцию с безлимитным пробегом. Из Минска в Брест и обратно с заездом к 7 достопримечательностям мы нагоняли 1000 км. Итого за аренду авто на 1,5 суток + за бензин мы заплатили 190 BYN.

Питание в кафешках нам обошлось в 60 BYN на двоих. Плюс мы ещё покупали всякие вкусняжки на праздничный стол (праздновали 5 летие совместной жизни).

Вход на территории замков — бесплатно (кроме 3 BYN за Несвижский замок).

Особенности путешествия

  • Можно ездить по российским правам.
  • Дороги и трассы после заката подсвечиваются лишь частично.
  • Лучше не оставлять достопримечательности на вечер: хуже видно, да и фото получаются так себе.
  • Некоторые достопримечательности расположены прямо возле трассы — добираться очень легко.
  • Дороги хорошие, официально легковушкам по трассам разрешено ехать до 120 км/ч.
  • В середине октября народу мало. Говорят, что столпотворение людей тут летом. Так что выбирайте несезон и будет вам счастье!
  • У замков дежурят частные гиды (а на самом деле просто местные жители, которые ищут своих клиентов, неназойливо предлагая рассказать историю достопримечательности).
  • Кафе и столовых по дороге попадается не очень много. А вот заправок много.

В общем и в целом нам очень понравилось. Самостоятельная экскурсия по Беларуси на автомобиле — это весело и совсем ненапряжно.

Полезные посты для путешественников

Если вы планируете путешествие по Беларуси или куда угодно:

Узнать цены и забронировать гостиницы в Бресте можно здесь.

Источник: https://chopacho.ru/tours-on-belarus-visit-the-best-castles/

Лучшее место для мертвых. Где в Беларуси было престижно хоронить родных в разные века

Усыпальницы в Беларуси

В костеле под алтарем, на кладбище вокруг часовни, просто на высоком месте, — все эти места в разное время считались престижными для захоронений на наших землях. Историк Национальной академии наук, этнолог Сергей Грунтов рассказал о погребальных предпочтениях белорусов.

Зона престижа на кладбище XXI века. Могила народной артистки СССР Александры Климовой, Восточное кладбище, Минск. Евгений Ерчак, TUT.BY

Первые престижные места: в храмах, часто без табличек

Место захоронения — это, как правило, кладбище. Там хоронят множество людей, так что это место социальное, семья умершего показывает себя через захоронение близкого человека. Престижные места — там, где богатые люди и просто те, кто обладает наиболее высоким статусом, хотели бы быть похороненными.

Последние 500 лет о захоронениях в Беларуси можно судить не только по археологическим находкам, но и по письменным источникам. Многое указывает: в похоронном деле белорусы в основном в европейском тренде.

Исследователь, историк Сергей Грунтов. Дарья Бурякина, TUT.BY

Как и в Европе, самым первым престижным местом захоронения в Беларуси считают храм. Это крипта храма — его подземные помещения.

В первую очередь крипты предназначались для «фундатараў» церкви — людей, которые дали деньги на ее постройку. Место под алтарем было «самое-самое». Кроме них там хоронили представителей других почтенных семей, священников, монахов.

В XVI—XVIII веках места вокруг храмов — это и есть городское кладбище. В сегодняшнем варианте отдельных кладбищ тогда еще не существовало: все сообщество прихода умещалось на территории вокруг храма. Это было возможным потому, что там ставили не долговременные памятники, а просто деревянные кресты. Крест разрушался, могила «исчезала» — сверху появлялось другое захоронение.

И для самых богатых, которых хоронили внутри костела, и для самых бедных, которых хоронили вокруг, основным местом памяти была литургия. Нам сегодня это не очень просто понять.

Но для людей тогда самым ценным было, чтобы их вспоминали в молитве, а где конкретно стоит гроб — не так уж важно.

До нас дошли захоронения: имена «фундатараў» записаны, а конкретное место их захоронения зачастую забыто.

В крипте в Несвиже порядка 80 саркофагов, а памятников вверху насчитаем до десятка. О большинстве похороненных просто есть записи в книге и каждый год о них молятся. Все. А уж тем более это было неважно для людей, которые лежат за стеной костела, на кладбище. Но родственники их поминают раз в год, молятся, а они лежат на освященной земле — тоже отлично.
Захоронения в крипте костела Божьего тела в Несвиже. Фото с сайта: istpravda. tu

Захоронений в наших храмах было довольно много. Несколько лет назад впервые за много лет подняли каменную плиту, которая закрывает крипту фарного костела в Гродно — и увидели там десятки гробов в разном состоянии. Видимо захоронения монахов, шляхты, в основном XVIII века. Они никак не исследованы, крипту закрыли — она ждет своего времени.

Еще вариант — в Камаях, крипта Салюстровских. К старому костелу XVI века спустя два века пристроили огромное помещение с своей криптой.

Была крипта у Сапегов — в Гольшанах, в костеле. Над ними были единственные в Беларуси надгробия лежащих: Павел Сапега и три его жены, подложив руки под головы, спят. В начале 90-х возникли вопросы по поводу их сохранности — и памятники забрали в центр исследования белорусской культуры, в музей древней белорусской культуры.

Кладбища за городом. Престижные места в часовнях и памятники вокруг

Когда в конце XVIII века кладбища стали выносить за город, предполагалось, что крипты должны быть уничтожены. Большинство захоронений исчезло уже в тот период.

Дальше многое зависело от позиции священника: где-то уничтожали, а где-то писали, что у них и нет ничего. А где-то и не знали про то, что в храме есть крипта.

Когда костелы переходили в православное ведомство — в лучшем случае гробы из крипт разрешали захоронить.

На волне просвещения кладбища выносили за пределы городов — была идея победить холеру и другие заразные болезни. Так что вынос кладбищ по реформе конца XVIII века связан и со вхождением в Российскую империю, и с общеевропейской тенденцией.

Где-то с конца XVIII — начала XIX века впервые появляется городское кладбище в современном смысле слова — кладбище за городом, с памятниками, некое пространство за городом, где можно показать себя. Там строятся часовни, где снова есть крипта, престижное место.

Кальварийское кладбище, Минск. Александр Васюкович, TUT.BY

Дальше престижные места — вокруг часовни и вдоль аллеи, ведущей от входа на кладбище в часовню. В конце XIX — начале XX века встал вопрос, чтобы сделать престижные места платными.

Есть пример Могилева: бесплатно можно было хоронить за часовней и где-то подальше, а вот на престижные места была такса: 25 рублей за 6 квадратных аршин. Хочешь — плати.

[attention type=green]
Сначала это встречают неохотно, а постепенно втягиваются, и уж тут каждая семья себя стремится показать, особенно если у нее есть деньги.
[/attention]

В первую очередь на престижные места претендовала шляхта, российские чиновники – но в гораздо меньшей степени. Для шляхты была очень важна идея родовых захоронений. Показать не просто одного умершего, а сделать презентацию рода. Тут и часовенки над захоронением, и обелиски с гербами, — чего только не было.

Престижным было устроить и собственную часовню со своим алтарем прямо возле своей усадьбы. Плюс в том, что в таком случае ты ни от кого не зависим, не нужно думать, как дела на городском кладбище.

Часовня-усыпальница начала ХХ века из деревни Лебедево Молодечненского района. Фото из архива Сергея Грунтова.

Для католической шляхты XIX века была важна идея про «дзедзіча» наследственного владельца земли. И наличие родовой усыпальницы в усадьбе как бы утверждало это, говорило, что владельцы часовни не пришлые, они здесь давно. Но минус в том, что такое захоронение вынесено за границы общего социального пространства. Видят ее немногие — вдоволь не покрасуешься.

Даже у видных людей до конца XIX века — деревянные кресты

В Беларуси вплоть до конца XIX века на могилах очень многих представителей шляхты и военного сословия, как и у крестьян, использовались деревянные кресты. Именно в этом причина, что у нас так плохо сохранились захоронения, в том числе на тех кладбищах, где разрушения были незначительные.

Есть данные с виленского православного кладбища — во второй половине XIX века там описали около двух тысяч захоронений. Больше половины — это деревянные крашеные кресты, даже у видных горожан.

Поэтому на наших христианских кладбищах надгробия XVIII века — чрезвычайная редкость, как и надгробия даже первой четверти XIX века.

Редкий деревянный крест 1878 года, Гожа Гродненского района. Фото из архива Сергея Грунтова

С евреями немного другая история. В позапрошлом году работала экспедиция центра «Сэфер» в Глубоком — занимались этнографией, опрашивали местное население и заодно изучали местное кладбище. Выявили там 109 еврейских надгробий XVIII века, с надписями, которые можно датировать. Это немыслимо для христианских кладбищ в Беларуси — с них и во всей стране не соберется 109 надгробий XVIII века.

Деревенские кладбища — это вообще отдельная история. Правда, отделять их от городских можно только условно. Деревенское кладбище обычно представляется крестьянским, хотя на самом деле нередко там встречались красивые надгробия той же шляхты.

Но даже у деревенских кладбищ, где сплошь деревянные кресты, есть естественные зоны престижа. Самое престижное место — наверху, оттуда же и начинается деревенское кладбище.

[attention type=yellow]
Мы это можем видеть на примере севера Беларуси, где больше использовали камень, работает этот принцип и сейчас. Самые престижные места наверху, потому что чем ниже — тем ближе грунтовые воды. А никому в воде лежать не хочется.
[/attention]

Есть и фольклорные, мифологические представления о горе — сакральное место и верх горы важнее всего.

Появляются массовые памятники — стираются зоны престижа

После революции на востоке Беларуси, а спустя несколько десятилетий и на западе, исчезает та система значений, которая формировала престиж. Шляхетство больше ничего не значит, его даже скрывают, чтобы не выслали куда-нибудь в Сибирь.

Памятники до 30-х годов XX века у мещан остаются деревянными, а потом начинают активно использовать бетон. Это дешевый материал, благодаря которому появляются характерные литые памятники.

В деревне это входит в моду, видимо, с 50-х или даже 60-х годов XX века. Если поговорить со старым человеком в деревне, то он еще помнит период, когда не ставили такие памятники.

Раньше переход к таким памятникам начинается в католических регионах, позже в православных.

Кладбище в Воложине. Александр Корсаков, TUT.BY

Зоны престижа теперь нет никакой в том понимании, как это было с XVI по начало XX века.

Но есть исключения. В Минске это Московское кладбище, Военное кладбище, где хоронят героев, заслуженных деятелей. Это места, которые могли бы быть национальными некрополями, но пока они в таком статусе не воспринимаются.

В большинстве случаев зоны престижа не формируются. Разве что престижнее быть захороненными в тех частях кладбищ, которые ближе к центру: поскольку памятников стало много, они стали очень доступными, то кладбища все растут и растут.

[attention type=red]
Какие-то центры в основном на кладбищах не создаются. Да, кто-то может сделать очень помпезное надгробие, но оно не сформирует вокруг себя зоны престижа.
[/attention]

Если стоит литая скульптура или полноростное изображение кого-нибудь, как сейчас бывает, — едва ли вам от этого захочется положить рядом своего родственника. Часовен, вокруг которых могли бы формироваться зоны престижа, на современных кладбищах чаще всего нет.

Престижным местом могут стать, например, зоны, покрытые газоном, особым образом ухоженные. Но пока они появляются очень медленно.

Могилы известных людей на Восточном кладбище зачастую совсем рядом, это тоже — зона престижа. Евгений Ерчак, TUT.BY.

Братские могилы — своеобразные зоны престижа в советском городе

О братских могилах можно говорить отдельно — это совершенно удивительная вещь с точки зрения антропологии и семиотики. Создаются братские кладбища, военные — впервые за 150 лет после реформы мертвые возвращаются в центр города.

Вдруг возникает идея, что в центре города, в зависимости от его размеров, нужно создать мемориал, лучше — с вечным огнем. Многих именно перезахоранивают в эти братские могилы из отдельных могил. В них покоится немалое число умерших — счет идет на тысячи.

С одной стороны, лежать там престижно, как престижно быть героем, с другой стороны, такие кладбища абсолютно обезличены, те, кто там лежит, часто безымянные. В основном в нашей традиции памятник репрезентует личность умершего.

Тут же другое — с памятником на братской могиле не «поговоришь», как с отдельным умершим, это нечто коллективное для коллективных практик.

Чтобы придать значение такой, братской, зоне престижа — туда везли настоящих умерших, начинали строить вокруг этой зоны обряды. Принимали в пионеры, например. Вокруг них возникают и народные ритуалы — памятники объезжают свадьбы. Получается довольно интересный вариант захоронения с точки зрения антропологии.

Вообще считаться национально важными воинские захоронения стали во второй половине XIX века. В Новогрудке в костеле есть захоронение семи шляхтичей, погибших в Хотимской битве. У них довольно интересное надгробие — шляхтичи стоят на коленях, порубленные головы, — но назвать это воинским захоронением в привычном нам понимании нельзя.

Не Пер-Лашез, но все-таки. Экскурсии по зонам престижа на кладбищах

Почему у нас нет своего Пер-Лашеза (известное кладбище во Франции — Прим.TUT.BY)? Мы должны помнить, что наши кладбища, возникшие в XIX веке, появились на самых бедных территориях европейской части Российской империи. И Украина, и Польша были богаче. Это отражается и на застройке наших городов, и на кладбищах.

Парижское кладбище Пер-Лашез. Ольга Лойко, TUT.BY

Конечно, в Минске есть Кальвария, есть кладбище в Гродно.

Кладбище становится продуктом промоции, когда оно ухожено, когда оно по планировке напоминает парк. Кстати, у нас такие кладбища тоже были. Когда Шпилевский пишет о Минске XIX века, он отмечает: люди прогуливались по Лютеранскому кладбищу. Это то, которое недавно бульдозерами разравнивали под дорогу.

На что же смотреть? Минимальное знакомство с символикой белорусских кладбищ сделает прогулку по ним гораздо интереснее. Есть захоронения выдающихся деятелей — это еще одно направление для экскурсий.

[attention type=green]
Я думаю, что в большинстве случаев на кладбище у нас туриста не заманишь, но возможно такое: включение его в туристические маршруты одним из пунктов.
[/attention]Теги: знакомства, Гродно Ссылка на источник 745

Источник: http://news.21.by/society/2017/02/24/1300544.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.