Успенский пещерный монастырь

Содержание

Успенский монастырь — главная пещерная обитель Крыма

Успенский пещерный монастырь

Успенский пещерный монастырь Бахчисарай представляет с особой гордостью и благоговением, а причиной тому называют чудодейственное явление иконы Богородицы на том самом месте, где сейчас находится монашеская обитель. Неудивительно, что ныне она почитается как одна из главных православных святынь полуострова, ежегодно ее посещают тысячи паломников, приезжающих со всех концов постсоветского пространства.

Но немало среди приезжих людей, далеких от религии, так как и само место, и окрестности, в которых оно расположено, обладают немыслимой, ни с чем несравнимой красотой, захватывающей, чарующей и волнующей воображение смотрящего.

Округа бывшей ханской столицы давно известна многочисленными пещерными объектами.

Но ни один из них не привлекает столько внимания, как Свято-Успенский мужской монастырь, ставший своеобразной Меккой для людей с разнообразными интересами и предпочтениями.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится монастырь в Крыму?

Он расположен в южной части полуострова, недалеко от Бахчисарая, на склоне Крымских гор, в живописном ущелье Мариам-Дере.

Споры вокруг даты возникновения и история

Сегодня время, когда был заложен монастырь, доподлинно неизвестно, историки называют рубеж VIII-IX вв., но существует немало других версий. Общепринятой считается, что его основали в самом конце VIII века византийские монахи, почитатели икон, как и многие их собратья, бежавшие в глухие районы Тавриды во время Иконоборческого движения. Но есть в этом и много несоответствий.

В особенности позволяет усомниться в такой датировке и трактовке событий найденное археологами христианское кладбище, относящееся к VI столетию, отчего вопрос об основании приобретает еще более спорный окрас. Но, как известно, оплотом традиционных канонов в Византийской империи стал именно Крым. Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае был бы логической иллюстрацией этого. В начале IX века он уже существовал.

Ранняя история святыни – это сплошное белое пятно, о событиях, происходивших в нем фактически до XIV в. нет никаких сведений. Известно лишь, что в XIII веке – в связи со сложной политической ситуацией – он был закрыт и пребывал в запустении около сотни лет.

Но в конце XIV столетия – благодаря поддержке московских великих князей – Успенский пещерный монастырь возродился. Получая щедрые субсидии из Руси на протяжении почти всей своей истории, он все же пребывал в плачевном состоянии и едва сводил концы с концами.

Пещерный комплекс этот во многом примечателен тем, что в 1475 г., в момент покорения Тавриды войсками Османской Порты, он каким-то образом сумел избежать разрушения. Оставаясь одним из немногих православных центров оставшихся невредимыми, мужской монастырь в XV в. превратился в резиденцию митрополитов Готфских, оставаясь ею на протяжении сотен лет.

Период наибольшего развития начался для него с середины XIX века, когда тут воздвигли пять храмов, братские корпуса, несколько домов для паломников, а вокруг посадили чудесный сад. Существенную роль в г.

Бахчисарай Успенский пещерный монастырь сыграл в годы Крымской войны, когда превратился, по сути, в госпиталь для русских солдат и матросов, защищавших Севастополь.

Ярким напоминанием тех событий сейчас служат могилы 170 солдат и офицеров, похороненных на монастырском кладбище в 1854-1855 гг.

После установления в Крыму советской власти обители не так повезло, как после османского завоевания – в 1921 г. ее закрыли, всех монахов и послушников, найденных тут, расстреляли, а большинство церковных ценностей бесследно исчезло.

Как и во время Крымской, в годы Великой Отечественной войны в ее стенах поместили госпиталь, а после окончания боевых действий, обустроили психоневрологический диспансер. Восстановили монастырь в 1993 г., когда были отремонтированы и отреставрированы почти все здания и храмы.

Сегодня он является одним из крупнейших на полуострове.

Почему стоит посетить Свято-Успенский пещерный монастырь?

Как и находящийся неподалеку Бахчисарай, Свято-Успенский мужской монастырь многое пережил, но несмотря ни на что сейчас остается едва ли не главной достопримечательностью региона. Благодаря основательной реставрации его прекрасные белоснежные сооружения переживают второе рождение, привлекая посетителей практически первозданным обликом.

Главным, самым древним и известным сооружением является Успенская церковь, что словно нависает над обрывом, отвесно уходящим далеко вниз.

Высеченная на самом краю, правильной, прямоугольной формы, она приковывает взгляды и возбуждает живой, трепетный интерес всех посетителей святыни.

К храму ведет довольно высокая и широкая лестница, поднимающаяся почти от самого подножья горы, полностью восстановленная одной из первых.

Вдоль нее, слева, находится стена, где изображены наиболее примечательные и святые храмы планеты, с горстью земли, привезенной с тех мест и хранящейся рядом. Напротив церкви расположены монашеские кельи и помещения для хозяйственных нужд, целиком высеченные в скале, покрытые слоем белой штукатурки, создающей прекрасный контраст на фоне серого камня.

Внизу, у нижнего пролета лестницы, расположена Гефсиманская часовня, построенная в 1867 г. а рядом с ней – один из фонтанов того периода. Раньше они находились посреди прекрасного сада, разбитого здесь в 1850 г.

– к сожалению, до сегодня от него осталось всего несколько деревьев.

Сейчас на территории Свято-Успенского монастыря, ведутся работы по восстановлению пещерных храмов Марка, Константина и Елены, Иннокентия Иркутского и многих других строений.

Как добраться из Бахчисарая?

Как доехать до монастыря – наиболее актуальный вопрос последнего десятилетия у гостей Бахчисарая. Проще всего сделать это на автобусе №2, идущем от ж/д вокзала до Староселья, откуда около полукилометра придется пройти пешком.

На авто добраться до Свято-Успенской обители можно таким образом:

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Басенко, Бахчисарай, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.745109, 33.910243.
  • Телефон: +7-365-54-4-74-74.
  • Официальный сайт: http://www.lavra.crimea.ua/

Фото Свято-Успенского монастыря в Крыму, как и отзывы о нем, могут только привлечь внимание желающих посетить это удивительное место.

А навестить его стоит в любое время года. Он одинаково интересен и зимой, и летом, как и его чарующие окрестные пейзажи. Сделать это несложно, между прочим, отправляясь в Бахчисарай на отдых – стоит лишь ненадолго покинуть город.

А рядом с ним вы обнаружите еще один пещерный памятник прошлого – городище Чуфут-Кале, куда тоже ходит немало экскурсий.

Источник: https://krymania.ru/svyato-uspenskiy-peshchernyy-monastyr-v-bahchisarae/

Свято-успенский монастырь в скале в Бахчисарае

Успенский пещерный монастырь

Его называют Крымской Лаврой. Ученые предполагают, что святая обитель была основана в VI веке. Христианские захоронения, найденные археологами на территории монастыря, относятся к этому времени. В позднеантичный период христианство уже пришло в земли Тавриды, но еще не набрало силы.

Только через 200 лет византийские миссионеры-проповедники двинутся на полуостров, спасаясь от преследования властей. В начале VIII веке правитель Лев III Исар начнет борьбу с иконопочитателями и заставит многих православных покинуть земли Византии. Они выберут в качестве убежища полуостров Крым, и образуют поселение, которое назовут Мариамполь.

В переводе с тюркского это слово означает «Ущелье Марии».

К Успенской скале в Бахчисарае во все времена шли монахи и миряне на поклонение Богородице. В скиту, расположенном в горном ущелье, долгое время находилась главная икона обители – Па­на­гия. Также её называют Бахчисарайской Божией Матерью. Монахи и паломники уверены, Царица Небесная распростерла над этим местом свой покров, она хранила обитель во все времена и хранит сейчас.

Предания Успенского пещерного монастыря

Христианские источники не сохранили исторических свидетельств явления чудотворной иконы, но до наших дней дошли три предания. Первое рассказывает о змее, терзавшем окрестности в давние времена. Животные покинули леса Бахчисарая, и страшное чудовище начало пожирать людей. Никто не мог победить его. Жители долины молили Богородицу избавить их от мучителя.

Однажды глубокой ночью один из праведников увидел свет, горевший в ущелье, где жил змей. Он решил, что это знак, и уговорил своих соплеменников подняться наверх. Мужчины высекли в скале ступени, и зашли в пещеру. На каменном полу лежал поверженный змей, а над ним горела свеча. И увидели жители долины в её сиянии образ Владычицы Небесной.

Чудовище было немедленно сожжено, а ущелье с тех пор почитается святым местом.

Змей, пожирающий людей и скот, частый образ в христианской символике. Он олицетворяет язычество и идолопоклонство. Ученые считают, что в средневековый период он начал ассоциироваться с мусульманством – религией захватчиков. Обычно чудовище убивает главный русский воин Георгий Победоносец. Он пронзает его копьем и топчет конем. Этот сюжет неоднократно изображался на древних иконах.

Второе предание иное. В нем говорится о явлении иконы пастуху. Молодой юноша водил отару овец вблизи Успенской скалы. В один из жарких летних дней заметил он на вершине свет, поспешил туда и узрел чудо. Высоко над землей парила икона Богородицы, а перед ней горела свеча.

Пастух рассказал об увиденном своему правителю. Князь Михаил велел перенести Божий Образ во дворец. Слуги выполнили его волю, но в следующую ночь Панагия вновь появилась на скале. Снова внесли икону в дом, и опять она вернулась на прежнее место.

Тогда владыка бахчисарайской земли решил высечь храм в горе, находящейся напротив места, где явился образ. С молитвой подданные князя взялись за дело, и прорубили пещеру. Поставили рядом с ней лестницу. Храм освятили в честь Успения Богородицы, потому что именно в этот день пастух увидел чудо.

По преданию, именно с церкви в скале и начинается история Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря в Крыму.

Последнее предание еще интересней, поскольку больше похоже на правду. Она говорит, что икона хранилась в Сумельском ските – монастыре конца III в. н.э., который располагался вблизи греческого портового города Трапезунда. Основателями обители считаются монахи Варнава и Софроний.

Они покинули Афины, где родились и приняли постриг, и отправились к Святому Афону. Их путь лежал через пустыню, по которой их вела икона Богородицы Одигитрии. Христианские тексты утверждают, что она была написана одним из апостолов – Евангелистом Лукой. Всего он написал 72 образа Небесной Царицы.

Существует предположение, что именно Одигитрия была перенесена в Крым.

Не все историки верят, что византийцы были основателями обители. Архитектурные особенности пещерных храмов не соответствуют византийской религиозной традиции. Согласно ей иноки должны были жить сообща, в одной спальне. А Свято-Успенский мужской пещерный монастырь в Бахчисарае полуострова Крым разделен на множество отдельных келий, устройство которых вы можете увидеть на фото.

Исследователи Александр Герцен и Юрий Могаричев в 1993 году предположили, что пещерный монастырь организовали схимники подземного города Чуфут-Кале.

История Свято-успенского мужского монастыря в скале

У монастыря сложная судьба. В период правления крымских ханов православные культовые сооружения разрушались. Иногда их переделывали в мечети. Но это место завоеватели не тронули.

Легенда говорит, что восточные правители перед принятием важных решений тайком, под покровом ночи, пробирались в храм и просили помощи у Божией Матери. Правда это или красивая выдумка, мы никогда не узнаем.

Достоверно известно лишь то, что монастырь действительно пережил времена мусульманского господства, а сам основатель династии Гиреев, великий крымский хан, жертвовал ему «свечей на целый год».

В конце XV века, когда Османская империя захватила южный берег и покорила столицу крымских ханов, он не только не прекращал принимать верующих христиан, но и становится центром православия на полуострове. Митрополит Готфский свт. Игнатий переносит сюда свою резиденцию. Русские цари поддерживают обитель. Об этом свидетельствуют грамоты, сохранившиеся до наших дней.

Когда в Крым вошла русская армия, митрополит обратился к императрице Екатерине Великой с прошением. Он ратовал за предоставление христианам, проживающим на территории полуострова, российского подданства. Турция и Россия заключила мир, и армия покинула крымские земли. Власть предложила свт.

Игнатию переселиться вместе с паствой в Приазовье. Русское войско отбило эти земли у Турции. Их нужно было обживать. Колонизация крымских христиан была политически выгодна Правительству Российской империи. Эти люди были основным трудовым населением Крымского ханства.

Их уход лишал ранее независимое феодальное образование экономической самостоятельности.

В конце ХVIII греческие паломники последний раз приходят к Успенской скале. Летом 1778 года жители Бахчисарайской обители и ближайших поселений покинули монастырь. Жители Мариамполя создали современный Мариуполь. Вместе с христианами уходят монахи. Обитель пустеет, и возрождается только в начале XIX века.

Незадолго до присоединения полуострова к Российской империи в Крым из Малой Азии греческий священник Константин Спиранди. Он служит в пещерном храме с разрешение последнего крымского хана, Шагин-Гирея. В 1800 году Успенская церковь становится кладбищенской. Жители Бахчисарая ходят в новый приходской храм, построенный в городе.

В середине ХIX века свт. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, предложил возродить обитель. В 1850 году на Успение Богородицы начались восстановительные работы. Свт. Иннокентий в тот момент сравнил Свято-успенский монастырь в Бахчисарае с Ново-Афонским в Абхазии, сказав: «Отныне в пределах собственного отечества будем мы иметь утешение, подобие древнего Афона».

Монастырь неоднократно посещал император Александр I. Источники говорят, что в 1818 году, во время первого визита, он вышел на балкон, приставил к скале лестницу, поднялся по ней, с благоговением приложился к иконе и поставил перед нею горящую свечу.

Во время Крымской войны, в 1853-1856 годах, здесь размещался военный госпиталь. Монахи лечили раненых и хоронили умерших. Кладбище сохранилось до наших дней. Недалеко от героев, погибших во время первой обороны Севастополя, покоятся в братской могиле останки 170 советских солдат, защищавших Крым в годы Великой Отечественной войны.

В советские годы монастырь закрыли. Он пребывал в запустении до конца ХХ века.

Что взять на экскурсию в бахчисарайский Свято-успенский монастырь в Крыму

По монастырю бесплатно водят экскурсионные группы. Гидами выступают монахи и послушники. Обычно монастырь посещают вместе с пещерным городом Чуфут-Кале. На территорию обители пускают только в закрытой одежде: шорты и майки неприемлемы. Заранее возьмите длинные вещи, закрывающие ноги, для всех и платки на голову для женской половины.

Мы рекомендуем захватить с собой пустую тару. В неё можно будет набрать святой воды. Источник бьет из скалы.

Источник: http://crimeastories.ru/blog/krymturisticheskij/svyato-uspenskij-monastyr-v-skale-v-bahchisarae/

Мужской Успенский пещерный монастырь в Крыму

Успенский пещерный монастырь

Крым давно полюбился туристам своими достопримечательностями. Многие паломники посещают святые обители полуострова для поклонения образам и мощам. Один из наиболее посещаемых объектов – мужской Успенский монастырь, расположенный под пещерными сводами недалеко от Бахчисарая.

Это место окутано интересными легендами, имеет интересную историю. Посетить его можно не только в составе экскурсии, но и отдельно от группы.

Читайте о турецкой крепости Мармариса в городе Кейджегиз – http://www.moyaindia.ru/puteshestviya/aziya-i-afrika/krepost-marmarisa.html

Версии появления монастыря

Ранее в Крыму было много пещерных монастырей, но в период нашествия Золотой орды большинство оказались разрушенными. Часть храмов, вырубленных в скалах, сохранилась. Один из них – Успенский монастырь. По одной из версий храм возник во время строительства Бахчисарая, и прорубили скальные породы монахи-иконопочитатели. Они сбежали от императоров Константина Пятого и Льва Третьего.

Часть историков не согласна с этой версией. Сомнения породили архитектурные особенности пещерных монастырей, что опровергает их создание византийскими монахами. В их традиции входило коллективное проживание в общих спальнях. Однако в Успенском монастыре множество отдельных келий.

К тому же во время предположительной постройки храма преобладали языческие культы. Очень широко был распространен иудаизм. Он являлся основной религией Хазарского каганата. Поэтому построить монастырь могли не только византийские монахи.

История монастыря до наших дней

Мужской Успенский монастырь прячется под скальными сводами и похож на великолепный пещерный дворец. Он расположен в середине Мариам-Дере, ущелья, рядом с городом Бахчисараем. Храм окружен отвесными стенами 1,5 метров высотой. Монастырь часто называли «Лаврой» и даже ханы, исповедовавшие мусульманство, приходили ночами к иконе Богородицы для получения благословления.

История храма начинается приблизительно еще до 13-го века, когда он закрылся на 100 лет. Спасли монастырь финансовые вливания от московских князей. Благодаря этому храм «восстал из пепла», хоть и влачил жалкое существование. Когда Таврида в 1475 г. оказалась в плену татарской орды, обитель не разрушили и в нее приходили многие (в том числе и послы) на богослужения.

Малоизвестная достопримечательность Крыма – озеро Ай-Ефим – http://www.moyaindia.ru/puteshestviya/rossiya/dostoprimechatelnosti-kryma-ozero-aj-efim.html

Затем в монастыре десятки лет находился оплот митрополитов Готфских. Многие крымские ханы посещали обитель, а глава династии Гирей даже обеспечил храм свечами на целый год. В конце 15-го в.

Крым захватили османы и потребовали дань за проведение богослужений. В 18 в. земли перешли к русской армии, и новые власти обязали монахов перебраться из пещерного храма в Мариуполь.

С ними отправился и образ Богородицы.

Охранять пустой монастырь начал греческий святой отец К. Спиранди. С ним прибыла и новая святыня – уникальная икона «Успения Богородицы». Богослужения возобновились. Потом в Бахчисарае появился новый монастырь, куда перешло много прихожан.

Пещерный храм вновь закрылся. Возрождение его началось лишь с середины 19 в., реставрационные работы – с 1850 г. Монахам активно помогали простые люди. В итоге были куплены колокола, образа, утварь для богослужений. За короткое время храм снова начал функционировать в полную силу.

Управлял им тогда архимандрит Поликарп. В 1818 г. храм посещал Александр I, целовал икону Богоматери и поставил свечку. В ските также побывали Николай I и II, Александр II. После начала Крымской войны в храме располагался госпиталь, где выхаживались раненые.

Последующая реставрация храма шла еще много лет. Появились новые постройки и корпуса. Обрела «новую жизнь» Церковь Успения. Скит дополнился 3-мя ярусами, 11-ю кельями, колокольней, домом для настоятеля монастыря. Были построена пекарня, гостиницы для гостей, хозпостройки, кухня и столовая. Восстановили даже водопровод, который брал воду из подземного родника.

После окончания революции и расправы над царской семьей, храм был закрыт (начиная с 1921 г.), разграблен, а иноки расстреляны. На месте обители открылась Трудовая колония им. Артема.

Бесценными церковными томами топились печки. В 1925 г. верующие обратились к советской власти с просьбой отдать им на хранение старинные монастырские вещи.

В итоге часть икон была спасена и отправлена в бахчисарайский музей.

В 1927 г. случилось сильное землетрясение, разрушившее многие постройки. Осталась целой только Успенская церковь. До Великой Отечественной разрушенный храм оставался нежилым, а потом вновь был приспособлен под солдатский госпиталь. После в нем обосновалась психоневрологическая клиника.

Следующее возрождение храма пришлось на 1993 г. Настоятелем стал одесский иеромонах Силуан. Он и занялся восстановлением пещерного храма. Деньги собирались «всем миром». Большую часть внесли паломники.

Они также приезжали, чтобы работать и физически. В итоге был восстановлен Храм Успения, ступеньки к монашеским кельям, роспись под балконом.

Новые церковные колокола подарил храму металлургический завод в Днепродзержинске.

Храм в наше время

Сейчас паломники и гости монастыря поднимаются по скальной лестнице. Оттуда отлично видны окрестности и ущелье Св. Марии. На скальных террасках разместились монастырские огороды. Рядом с храмом красуются хозяйственные постройки. Паломникам разрешается заходить не во все помещения, в число которых входит и Успенская церковь, в которой установлена икона Троеручица.

Сейчас уже восстановлена пара дополнительных пещерных храмов, появились новые монашеские кельи, ремесленные мастерские, постройки для скотины. Строительство все еще продолжается.

На территории монастыря бьет родник, благословленный с помощью образа «Животворящий источник». Над ним находится часовня.

Над ней – выложенная мозаикой картина, ставшая известной еще в Константинополе, когда исцелился слепец.

Свидетелем события стал Маркелл, солдат, впоследствии ставшим императором. Набрать святую воду из родника может любой гость монастыря либо купить уже разлитую в бутылках в местной лавке. В пещерном храме удивительная акустика и звук богослужений и молитв достигает даже до развалин Чуфут-Кале. В результате создается ощущение, что даже окружающее пространство молится с монахами.

Стена вдоль лестницы украшена различными рельефными медальонами. Причем у каждого – мешочек с землей, которую привозят со всех святых уголков мира.

Легенды о храме

Успенский монастырь окружен разными легендами. По одной из них когда-то молодой пастух Михаил по дороге домой гнал стадо рядом с пещерами и увидел в одной из них свет. Парень зашел туда и обнаружил парящую икону Богородицы. Перед ней горела свеча. Это произошло 15 августа, как раз на День Успения. Молодой человек взял икону и унес ее домой, а на утро обнаружил пропажу святыни.

Когда опять проходил мимо удивительной пещеры, то вновь увидел свет и образ. Пастух снова принес ее домой, но на утро история повторилась. Икона вновь оказалась в пещере. Тогда Михаил рассказал об этих случаях односельчанам. Люди решили, что так Дева Мария выражает свое желание о строительстве храма в ее честь именно в этом месте.

По другому преданию в древности в подземельях обитал дракон. Он постоянно требовал дань с окрестных деревень – утаскивал в логово молодых людей и девушек. В конце концов, в селах остались только старики.

Тогда они обратились к Богородице, прося у нее защиты от дракона. Она услышала мольбы и через день пастухи увидели в пещерах свет. Люди зашли внутрь и обнаружили парящую икону над поверженным драконом.

Тогда и был возведен храм в честь заступницы.

Согласно третьей легенде, когда устраивалось гонение на христиан, пара монахов из Афин обосновались на полуострове в горных пещерах. Монахи решили основать храм в Марьям-Дере из-за источника воды, протекающего рядом. Святые братья выбили в толще скал помещение под монастырь и кельи.

Затем монахи освятили это место, установили иконостас и образ Богородицы, который привезли из древнего Сумельского скита (византийского города Трапезунды). После этого вблизи иконы произошло много удивительных событий и увеличилось число паломников. Все это убедило окрестных жителей, что место действительно святое и Матерь Божья встала на защиту края.

Причем эта легенда косвенно подтверждается археологическими находками и захоронениями. После радиоуглеродного анализа оказалось, что они датируются шестым веком.

Святыни монастыря

В 1908 г. появился документ с описанием всех святынь храма. Одна из них – «Успенья Богоматери». Образ чудотворный, оформлен в серебряную рамку и многим дала желанное исцеление.

Копию иконы «Панагия» когда-то нашли на скальной стене. Образ оформили в серебряную ризу, украсили драгоценными самоцветами и жемчугом. На стене находился образ Богородицы – как раз на месте появления «Панагии».

Здесь всегда была неугасимая лампадка.

Копия с картины Божьей Матери Киево-Печерской появилась в храме в качестве подарка от митрополита Филарета. Этому предшествовало всенощное бдение. Также в храме хранился образ Спасителя с частичками мощей 84 святых.

Икона была прислана из Корсунского монастыря. Еще одна святыня – крест с изображенным на нем Христом. Предмет был выполнен из кедра, кипариса. На одной стороне креста – надпись о том, что это – подарок со Старого Афона.

Во время Святой власти почти все реликвии оказались уничтожены, а уцелевшие отправлены в Мариупольский музей, но остались копии некоторых образов. Со временем восстановили и главную – икону Успенской богоматери.

Как добраться до крымского пещерного монастыря?

Туристы могут добраться до храма на автобусе № 2 и выйти на остановке «Староселье». От нее до обители идет через горы дорога и по времени занимает примерно 20 минут. Можно дойти до монастыря пешком, если отправиться от Бахчисарайского дворца. Тогда нужно пройти по горной дороге – вдоль тянущихся старинных надгробий и отверстий пещер.

Правила посещения монастыря

Фотографировать в храме можно только с разрешения митрополита. Об этом предупреждает табличка при входе. На территории монастыря сотовые телефоны должны быть отключены. В храме может остаться пожить любой мужчина. Для этого имеется специальная гостиница.

Паломнику разрешается есть и работать вместе с монахами. Причем все это – бесплатно, но невозможно без благословления настоятеля. После этого придется придерживаться существующего общего устава, а также посещать богослужения. По правилам, в храме не проводится Венчание и Крещение.

Об отдыхе в Судаке читайте здесь

Рядом с Успенским монастырем находится г. Чуфут-Кале (выше храма). Он существовал еще в средние века в качестве пограничного объекта. Сейчас там остались только руины. Между храмом и бывшим городом, в лесном массиве, расположено Газы-Мансур, кладбище. На нем покоятся воины, которые охраняли Чуфут-Кале от набегов. Этот город и Успенский пещерный монастырь вошли в мировое наследие ЮНЕСКО.

Источник: http://www.moyaindia.ru/puteshestviya/rossiya/uspenskij-peshhernyj-monastyr.html

Бахчисарайский успенский монастырь – древо

Успенский пещерный монастырь

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Бахчисарайский Успенский монастырь

Бахчисарайский Успенский мужской монастырь

Пещерный монастырь находится в 2 км от г. Бахчисарая в ущелье Марьям-Даре (ущелье Святой Марии). На его дне расположены остатки средневекового поселения Салачик и татарские постройки XVI века: мавзолей Хаджи-Гирея и здание медресе.

Точных данных о времени его возникновения, однако, нет. Большинство учёных считают, что он был основан предположительно в конце VIII – начале IX в., когда в Крыму появились иконопочитатели – монахи и миряне, бежавшие сюда от преследований иконоборцев Византии после церковного Собора 754 г.

Тут они селились в горах, создавая пещерные монастыри, одним из которых и был Свято-Успенский. После захвата полуострова золотоордынцами многие монастыри прекратили свое существование. Успенский сохранился и с конца XV века становится резиденцией митрополита и центром православия в Тавриде.

Это место освящено чудесным явлением иконы Божией Матери, которая стала главной святыней и глубоко почиталась не только христианами, но и мусульманами.

Русские цари поддерживали монастырь материально. Об этом свидетельствуют грамоты царя Федора Иоанновича и Бориса Годунова.

Отсюда в 1778 году по призыву митрополита Готфейского Игнатия (Гозадини) совершился выход крымских христиан в Приазовье. Опустела греческая деревня Мариамполь, расположенная рядом с монастырём, её жители осели на берегу Азовского моря, их поселение позже стало городом Мариуполем.

В 1781 году из Антиохии приехал в пристань Буюк-Локбет греческий священник Константин Спиранди. Христиане, оставшиеся в Крыму, узнав об этом, обратились к нему с просьбой, чтобы он остался у них для служения при Бахчисарайском ските (церковь святого Илии в Бахчисарае пред выходом греков обрушилась).

В это время Крым был покорен Россией, в Бахчисарае стояли русские войска, и нужда в богослужении была двойная. Священник этот согласился остаться у греков и до 1800 года жил при Успенской церкви скита.

Когда же греки построили себе в городе храм, тогда Константин Спиранди до самой смерти своей жил в Бахчисарае, исправляя для христиан духовные требы, и погребен под скалою пред Успенской церковью. С этого момента начинается обновление скита.

Бахчисарайский комендант, полковник Тотович, принес ему в дар святой иконостас, а военный губернатор, генерал Каховский, сделал в него на свой счет царские двери, церковный староста, Стефан Калига, расширил пещерный храм и устроил крыльцо и балкон.

В 1800 году был построен в г. Бахчисарае храм во имя святителя Николая Чудотворца, а скит обращен в кладбищенскую церковь. В таком положении приписанный к городской соборной церкви и без собственных священнослужителей, он находился в течение 50 лет.

Но благодать Божия не оставляла его и в это время, являя невиданное присутствие свое чудодейственною силою над болящими, которые с верою прибегали к сему святому месту за помощью.

По выходе из скита греков с чудотворно явленною иконой, в Успенской церкви стали совершаться чудеса от иконы Успения Богоматери, пожертвованной в 1781 году Бахчисарайским комендантом (из сербов) полковником Тотовичем.

Не обошли его своим вниманием и члены императорского дома, с 1817 года по 1838 год здесь побывали русские цари Александр I Павлович, Николай I Павлович с наследником, будущим императором Александром II, императрица Александра Фёдоровна, великие князья и княгини.

Возрождение Успенского монастыря началось в 1850 году благодаря стараниям архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, стремившегося восстановить древние обители в Крыму и основать новые. 15 августа 1850 года в торжественной обстановке при большом стечении народа был вновь открыт Успенский скит.

Вновь открытый монастырь имел лишь 3 пещерные кельи и храм Успения Богоматери. Монахи в первое время испытывали здесь и голод и холод. Не было подобающих облачений и даже свечей. Постепенно теснили лес виноградники и фруктовые сады, появились скот и пасека. Наладилась продажа духовных книг, икон, свечей, просфор. К началу XX в.

здесь существовало уже пять храмов. Была расширена древняя пещерная церковь в честь Успения Богоматери. Ниже ее находился небольшой пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка. Построенный на пожертвования симферопольского чиновника Айвазова. Внизу, под скальным навесом, на средства Е.

Берковой была построена церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены. На противоположной стороне ущелья воздвигли храм Георгия Победоносца. Пятый храм, в честь святителя Иннокентия Иркутского, построили в 1896 г.

на средней площадке скита в память об архиепископе Херсонском и Таврическом Иннокентии (Борисове), которому принадлежала инициатива воссоздания этой святыни.

Помимо храмов были построены дом настоятеля и двухъярусный корпус, в котором разместились трапезная, кухня с пекарней и шесть келий. В скале было высечено еще 16 келий, и две построены под скалой. На верх монастырского плато вела лестница из 84 ступеней, вырубленная в скале. Были построены два двухэтажных дома для приема паломников.

Во время Крымской войны 1853-1856 гг. монастырь предоставил гостиницу под госпиталь, в котором работал знаменитый хирург Н. Пирогов. Многие участники этой войны похоронены на монастырском кладбище. Среди них – генерал-адъютант П.А. Вревский и генерал-майор П.В. Вейман, погибшие в сражении при Черной речке 4 августа 1855 г.

В 1921 г. монастырь был закрыт, его заняла колония инвалидов, а позже помещения были проданы и разобраны на стройматериалы.

В годы Великой Отечественной войны в бывшем монастыре также располагался госпиталь. 170 героев освобождения Крыма нашли свой последний приют на кладбище в Монастырской балке.

Монастырь возродился в 1992 г. по благословению владыки Лазаря. В 1993 году часть монастырских строений, которая не нужна была ни властям, ни предприимчивым лицам, была передана братии во главе с игуменом Силуаном.

Восстановлена пещерная Свято-Успенская церковь, вновь отстроена звонница, восстановлены кельи и некоторые хозяйственные постройки, пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка и храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены. Дело восстановления монастыря шло с большим трудом, и отец Силуан решился на невозможное.

Он дал обет не брать ни одного карбованца за службы, которые будут отправляться для прихожан. С того дня здесь нет никаких расценок ни за крещение, ни за отпевание, ни за совершение молебнов, сорокоустов, освящение домов и начинаемых дел.

В 1992 г. под каменными сводами пещерного храма владыка Лазарь отслужил Божественную литургию с освящением источника. В монастырь вновь вернулась жизнь, он неузнаваемо изменился. Хотя до сих пор вокруг Успенского монастыря идут споры по поводу возвращения ему его исторической территории, восстановлено очень многое. Появились и паломники, и благодетели.

В настоящее время в обители находятся в пещерном храме в честь Успения Божией Матери, на месте явления чудотворной иконы Божией Матери «Панагии» (Бахчисарайская икона Божией Матери) особо чтимые чудотворные иконы:

  1. Святая икона Успения Богоматери, в иконостасе, вышиною 1 аршин 3,5 вершка — шириною 11,5 вершка, в серебряной ризе. Икона сия пожертвована Бахчисарайским комендантом полковником Тотовичем. Многие из православных христиан, с верою приходящие, получают от этой иконы исцеления от своих душевных и телесных болезней.

    Внизу иконы находится много золотых и серебряных привесок — дар получения исцеления от своих недугов.

  2. Копия с чудотворной иконы Божией Матери “Панагии”, явленной на сей скале, вышиною 1 аршин 2 вершка, шириною 12 вершков, в серебряной ризе, украшенной жемчугом и драгоценными камнями.

    Риза эта пожертвована женою генерал-лейтенанта Мартынова Евдокиею, 24 марта 1856 года.

  3. Копия с чудотворной иконы Божией Матери Киево-Печерской, вышиною 8 вершков, шириною 6 вершков, в серебряной вызолоченной ризе, прислана из Киево-Печерской Лавры митрополитом Филаретом на благословение в день открытия скита.

    Пред этой иконою на площадке в храмовой праздник, 15 августа, служится всенощное бдение.

  4. Икона Спасителя с 84 частицами святых мощей разных угодников Божиих, вышиною 15 вершков, шириною 12 вершков, прислана Корсунским Богородичным монастырем в день открытия скита.

  5. Крест, с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа, сделанный из трех дерев кипариса, певки и кедра с надписью на оборотной стороне “Прислан со Старого Афона Русскому Афону на благословение в день открытия 1850 года”.

  6. Образ Богоматери с Предвечным младенцем на правой руке и по сторонам двумя ангелами и семью Херсонесскими священномучениками, написан на скале на месте явления чудотворной иконы Божией Матери “Панагии”, пред образом этим горит неугасимая лампада. Пред Успенской церковью на площадке находится небольшая колокольня, в ней самый большой колокол — 58 пудов.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/4261.html

Успенский пещерный монастырь (Бахчисарай)

Успенский пещерный монастырь

Пещерных монастырей в Крыму когда-то существовало очень много. Большинство из них было разрушено во времена нашествия Золотой орды. Но некоторые вырубленные в скале храмы все же остались целыми и невредимыми.

В их число входит и Успенский пещерный монастырь, расположенный неподалеку от Бахчисарая в ущелье Марьям-Даре. Место это, несмотря на то что является христианской святыней, почитается также и мусульманами.

Марьям-Даре в переводе на русский означает Дева Мария.

Версии о возникновении

Первая половина XVI в. — это то время, когда начал строиться город Бахчисарай. Свято-Успенский пещерный монастырь был основан гораздо раньше. К сожалению, о том, кто именно построил в Крыму такие необычные храмы, до сих пор доподлинно никому не известно.

В конце ХХ века было высказано предположение о том, что прорубили их византийские монахи-иконопочитатели, бежавшие от гнева императоров Льва III и Константина V во времена борьбы с идолопоклонством. Однако некоторые историки эту версию не поддерживают. Дело в том, что архитектурные особенности пещер-храмов не позволяют считать их созданными византийскими монахами.

В традицию последних входило проживание коллективом с общими спальнями. В крымских же храмах имеется огромное количество индивидуальных келий.

Во времена предположительной постройки этих скальных помещений в Крыму были еще сильны языческие культы. Помимо этого, широкое распространение имел иудаизм, принятый в качестве государственной религии в Хазарском каганате. Так что построить эти храмы мог кто угодно.

Сооружение это на самом деле очень необычное — Успенский пещерный монастырь (Бахчисарай). Впечатления туристов, судя по отзывам, от него просто незабываемы. О постройке Успенского пещерного монастыря существует несколько преданий.

Одна из легенд рассказывает о том, что когда-то давно в этих краях появился ужасный змей, поедавший людей и скот. Уставшие от его бесчинств крестьяне начали усердно молиться Богородице об избавлении. Однажды люди увидели на скале горящую свечу и поднялись к ней.

На скале ими был обнаружен образ Божьей матери и лежащий рядом мертвый змей.

Другая легенда повествует о том, что однажды на этом месте была найдена икона Девы Марии. Обнаруживший ее крестьянин перенес ее вниз — в поселение. Однако на следующее утро образ оказался опять на том же месте. Это посчитали чудесным знамением и вырубили в этом месте пещерную церковь.

Согласно третьей легенде, в ущелье св. Марии византийских монахов когда-то привела икона Божьей матери. Этим же образом было указано и место, где строить религиозный комплекс.

Монастырь в VIII-XVIII вв

Если принять за основу предположение о византийских монахах, то основан Успенский пещерный монастырь был приблизительно в VIII в нашей эры. Вслед за священнослужителями в Крым пришли и греки-миряне, также бежавшие от преследователей иконоборцев. Предполагается, что пещерные храмы долго служили им основным местом проведения религиозных обрядов.

Во времена нашествия Золотой орды большинство храмов были разрушены. Успенский пещерный монастырь сохранился и с конца XV в. стал резиденцией крымского митрополита. Одной из главных его святынь являлась чудотворная икона Божьей матери, почитаемая не только православными, но и мусульманами. Русские цари оказывали монастырю всяческую поддержку.

Успенский пещерный храм в XVIII-XIX веках

До XVIII в., таким образом, скальный монастырь процветал. Изменилось все после того, как русские войска заняли Крым. По повелению императрицы Екатерины II митрополит вместе со всеми христианами переселились в Россию, на Азовское море, основав город Мариуполь. Пещерный храм оказался заброшенным.

Однако уже в 1850 году, по решению Синода, монастырь был открыт вновь. Но, к сожалению, все когда-то хранившиеся в нем книги и реликвии были безвозвратно утеряны. До сих пор неизвестно — увезли ли их монахи с собой или спрятали. Возможно, большинство святынь были попросту уничтожены. Ведь даже фрески на стенах монастыря оказались соскобленными.

Во время знаменитой обороны Севастополя в стенах пещерного комплекса располагался офицерский госпиталь. Умерших раненых хоронили внизу — напротив скита. Лечил офицеров знаменитый доктор Пирогов.

Святыни, хранившиеся в монастыре

В 1908 г. был составлен особый документ – «Краткое историческое описание», в котором, помимо всего прочего, указывались реликвии обители. Какими же святынями располагал до революции Успенский пещерный монастырь (Крым)? Приведенный в этом документе список выглядит следующим образом:

  • Икона Успенья Богоматери высотой 1 аршин и 3.5 вершка, шириной в 11.5 вершков в серебряной ризе. Этот образ считался чудотворным. Многие христиане получали от иконы исцеления.

  • Копия с чудотворной иконы Божьей Матери Киево-Печерской. Этот образ был подарен монастырю митрополитом Филаретом. Перед этим образом 15 августа совершалось всенощное бдение.

  • Образ Спасителя с 84 частицами мощей разных святых. Этот образ был прислан из Корсунского Богородичного монастыря.

  • Копия иконы Божьей Матери «Панагия». Именно этот образ, согласно легенде, был явлен когда-то на скале. Судя по описанию, эта икона была помещена в серебряную ризу и украшена жемчугом и драгоценными камнями.

  • Крест с изображением Христа, выполненный из трех пород дерева: певка, кипариса и кедра. На его обратной стороне имелась надпись «Прислан со Старого Афона русскому в день открытия в 1850 году».

  • Написанный прямо на скале, на месте явления «Панагии» образ Богородицы. Перед этой иконой горела неугасимая лампада.

В самой скале в те времена было вырублено 16 келий. Еще две располагались внизу. На плато при этом вела вырубленная в скале лестница в 84 ступени. Помимо келий, внизу были построены двухъярусный корпус для монахов, дом настоятеля и кухня с пекарней.

В советское время

Борьба с православием, начавшаяся с 1917 г., не обошла стороной и Успенский пещерный монастырь. Храм был полностью разграблен. Монахов же расстреляли. Окончательно скит был закрыт в 1921 году.

Во время ВОВ войны в этих пещерах, как и когда-то давно, располагался госпиталь для раненых. Умерших советских солдат, как и офицеров царской армии во времена обороны Севастополя, хоронили внизу — рядом с самим монастырем.

После войны здесь действовал психиатрический интернат.

Восстановление

В 1993 году пещерный монастырь был возвращен верующим. В настоящее время здесь действует мужской монастырь. Священнослужители отреставрировали храм и построили надворную часовню.

Восстановление потребовало много вложений. Священники даже отказались брать деньги за службы. С тех пор в местной церкви больше нет расценок. Крещения, отпевания, сорокоусты, освящение домов и пр.

священники современной мужской обители проводят бесплатно.

Свято-Успенский пещерный монастырь (Бахчисарай, Крым): описание комплекса

Самыми древними постройками монастыря являются пещерный храм Успения и дом настоятеля. Не так давно была отреставрирована также скальная церковь св. Марка. Помимо этого, продолжается реконструкция разрушенных храмов св. Елены и Константина.

В самих церквях практически ничего интересного, к примеру, для любопытных туристов не сохранилось. Все реликвии, к сожалению, были уничтожены во времена советской власти. Немногие сохранившиеся иконы перевезены в музей в Мариуполе. Однако монахами были сделаны копии украшавших когда-то пещерные храмы образов.

Воссоздана была даже главная когда-то святыня монастыря — образ Божьей Матери Успенской.

Вырублен Свято-Успенский пещерный монастырь в Крыму прямо в стенке высокого, слегка выдающегося вперед массива. Он представляет собой очень впечатляющее зрелище. Из окон скальных церквей открывается живописнейший вид на крымские горы. С другой стороны ущелья простирается навес с вырубленными в нем кельями и подсобными помещениями.

Довольно-таки интересной для туристов достопримечательностью может стать и полуразрушенное двухэтажное здание, в котором до революции жили прибывающие к монастырю паломники. Рядом с ним сохранились остатки древнего поселения Саланчик и оригинальные постройки крымских татар XVI века.

Помимо всего прочего, на территории комплекса располагаются старинное офицерское кладбище и братские могилы советских солдат.

Как добраться

Многие туристы, приезжающие в Крым, наверняка хотели бы посетить Успенский пещерный монастырь. Бахчисарай — город, из которого до него можно добраться проще всего. Для этого нужно сесть на маршрутку или такси, идущие от железнодорожного или автовокзала.

От остановки следует подняться примерно с километр по ущелью. Зависший над пропастью храм очень хорошо заметен издалека. Некоторые туристы добираются до монастыря из Бахчисарая и просто пешком. В этом случае нужно идти от начала улицы Р.

Люксембург мимо старой мечети Тахталы-Джами.

Окрестные достопримечательности

Помимо самого Успенского пещерного монастыря, туристы Крыма часто посещают расположенный немного выше пещерный город Чуфут-Кале. Последний был образован предположительно в средние века и служил охранным объектом на границе Византийской империи. К сожалению, в настоящее время большая часть этого города находится в руинах.

Между Успенским монастырем и Чуфут-Кале расположено турецкое кладбище Газы-Мансур. Находится оно в тенистом лесу. Захоронения на этом кладбище датируются XV-XIX веками. Большинство надгробий высечено из местного известняка. Погребены на этом кладбище в основном воины, защищавшие город при набегах.

И Свято-Успенский пещерный монастырь и Чуфут-Кале относятся к объектам мирового наследия и внесены в список ЮНЕСКО.

Источник: http://fb.ru/article/245195/uspenskiy-peschernyiy-monastyir-bahchisaray

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.