Усадьба Горницы

Горницы: забытая загадка Николая Львова

Усадьба Горницы
av_otusУдивительным образом получается, что в некоторых глухих местах, о попадании в которые долго и неопределенно мечтать, доводится вдруг побывать аж дважды. Так было с Покровским погостом на Лузе. Теперь – с Горницами.
Это Тверская область, Кувшиновский район – периферия ареала “львовских” усадеб, тяготеющих к Торжку.

По карте и рассказам очевидцев до недавнего времени казалось, что сие место – явно не для большеавтобусного формата. Но вот небезызвестный Рустам Рахматуллин (за что ему огромное спасибо) сообщил, что до деревни Бор автобус пройдет. Ну а еще 3,5 км в один конец пешком – пустяки. В итоге в апреле мы с av4 свозили в Горницы ОИРУ, а в июле – питерскую DO-галерею.

В первый раз погода была препротивная, зато абсолютно соответствовала духу места и давала простор для съемки. Второй раз, в жаркий летний день, путь к храму был куда приятнее, но архитектуру основательно закрыла листва. Так что основная часть съемки – апрельская, а дополнения – июльские.

Итак, апрель. Автобус проехал насквозь деревню Бор, развернулся на лесопилке и остановился у моста.

Дальше в мокрое поле уходили расходящиеся и сходящиеся колеи, заполненные водой. Дождь.

“Нам туда!” – и почти все население оирушного автобуса двинулось к цели, нацепив заготовленные на случай непогоды предусмотрительной Оирушкой бахилы, чтобы промокнуть попозже и изгваздаться поменьше (ну и фиг, что смотрелось смешно).Бахилы со временем рвались и терялись, и в июне некоторые из них нам встретились на дороге (вот как страсть к архитектурным памятникам заставляет приличных с виду людей становиться загрязнителями окружающей среды!).

Ох, может быть, это моё!

В некоторых местах дорога была совершенно непролазная, а дождь разошелся ого-го какой, с пузырями. Наиболее нуждающимся в облегчении своей участи свыше был послан трактор – на нем они и доехали, всех обогнав. А там и дождь прекратился.
Фото av4 .А вообще, дорога красивая. Берег реки Поведи, лес и пригорки рождают ощущение северной нетронутости.

И вдруг начинается липовая аллея, остатки усадебного парка, и когда видишь над липовыми кронами сквозной бельведер колокольни, кажется, что резко переносишься в петербургский пригород.Все засыпано прошлогодней листвой, все серо-коричневое, других цветов нет – словно поздней осенью. Бурьян, кусты, гробовая тишина. И загадочная архитектура.

Владимирская церковь построена по заказу П.В.Беклемишева в его усадьбе в 1789-1795 гг. А.Б.Никитиной удалось установить авторство Н.А.Львова, обнаружив наброски фасадов и плана храма в его “гатчинском альбоме”. Хотя львовский почерк виден и невооруженным документами глазом.

Такой чудной замысел мог родиться только в дилетантском уме Николая Александровича.

Это северный фасадЗаметно сходство с Екатерининской церковью в Мурине под Петербургом. Только  в Мурине башня с бельведером стоит над центральной частью храма, и в этом смысле он более традиционен. Потому что в Горницах башня “уехала” на южный фасад, а по центру вертикали не было. Северный фасад оформлен портиком и термальным окном и воспринимается как главный. Западный и восточный – апсидами.
Это восточный фасад
Это южный фасад
Летом не только нормально не снимешь, но даже и не разглядишь.
Западный фасадПод колокольней имеется полукруглая ниша-экседра с двумя парами колоннами и антаблементом. То есть, в южной части храма, которая противопоставлена “парадному” северному фасаду, устроен как бы алтарь, отмечавший, судя по всему, усыпальницу: в нижнем храме (освященном уже в XIX веке) под колокольней есть обособленное помещение, которое, очевидно, и было склепом, а в “алтаре” над ним был кенотаф.
Свод южной экседры
Свод восточной апсидыИ вот что получается: функционально храм как бы развернут на 90 градусов. легко представить, что северный фасад – главный, входной, а южный – алтарный. А по бокам “уши” декоративных апсид. тем не менее, это не так и настоящий алтарь смотрит на восток. Вот такая игра.Вообще кажется, что вся церковь составлена из разных кусков, неожиданно открывающихся при обходе. Заочно, без плана, лишь по фотографиям трудно разобраться, где что.Детали выполнены из белого камня, и колонны бельведера до сих пор целы. На куполе остались померкшие звезды. А вот странно тонкий (это видно по обрушению) свод рухнул. Видимо, это следствие просчета строителей, а возможно, и Львова лично.
Нижний храм залит водой. в стенах с двух сторон – северной и южной – загадочные килевидные ниши.Жителей в селе не осталось. Летом, вроде бы в некоторые дома кто-то приезжает. Но мы никого не встретили ни в апреле, ни в июне. К северо-западу от церкви торчат руины усадебных построек, совсем уже бесформенные. Дороги нет. Оригинальнейший храм, работа окруженного ореолом особого почитания архитектора, зарастает кустами и разрушается все сильнее, и об этом даже мало кто знает.

|

av_otusБольше года прошло. Хорватия отдаляется. Первые полгода помнил все в таких подробностях, что это было мучительно до слез. Теперь уже спокойнее, но все равно хочется вернуться.

Эти кадры сняты со смотровой площадки на въездной башне. Башня расположена на перешейке полуострова, заполненного старым городом. За проливом – полуостров Пелешац и гора Св. Ильи.

Источник: https://av-otus.livejournal.com/28598.html

Старинная усадьба на реке Пехорке

Усадьба Горницы

Усадьба Пехра-Яковлевское обязана своим названием деревне Яковлево, которая когда-то располагалась на этом месте, и левому притоку реки Москвы Пехорке.

Большую часть своей истории имение принадлежало одной из ветвей княжеского рода Голицыных, при которых был построен  дошедший до нас главный дом с колоннадой и флигелями, а также устроен партер парка.

Замечательна усадьба и своей церковью с двумя колокольнями, которая хорошо видна с Нижегородского шоссе в районе Балашихи.

Дом с колоннадами

Усадьба Яковлевское на Пехре представляет собой яркий пример дворянских имений второй половины XVIII века. Эта эпоха считается расцветом усадебной архитектуры в Подмосковье.

Главный дом имения, сохранившийся до наших дней в измененном виде, обставлен с двух сторон боковыми служебными постройками. С главным домом оба флигеля соединяются колонными переходами.

В Яковлевском эти переходы были сделаны сквозными, а в других подмосковных усадьбах этого же времени они могли быть и закрытыми.

Автор книги «Подмосковные усадьбы» Сергей Александрович Торопов предположил, что архитектурный образ планировки главного дома с двумя колоннадами и служебными помещениями был навеян творчеством Андреа Палладио – великого итальянского архитектора времен эпохи Возрождения. Такие постройки как Меледская вилла Триссино, вилла Мочениго или Тиена изучались в качестве образцов для подражания русскими зодчими в то время, когда в моду входил стиль классицизм. Не исключено, что среди них были и строители усадьбы на Пехре.

Колоннада дворца в усадьбе Пехра-Яковлевское образует красивый партер, с которого начинается природная, то есть парковая часть имения. Галереи с колоннами служат как бы ажурной границей между парадной частью двора и парком. С.А.

Торопов писал, что усадьба Голицыных на реке Пехре славилась когда-то оранжереей, подобной тем, которые были в Кусково и Нескучном Саду в Москве. Оранжереи в то время были обязательными сооружениями в усадебных парках.

Длинные оранжереи часто имели высокий пальмовый зал с куполом, а боковые продолжения застеклялись от пола и до самого верха.

Храм с колокольнями-близнецами

Усадьба Пехра-Яковлевское, помимо колоннад и торжественного партера у главного дома, который стерегут два каменных сфинкса, примечательна и своей Спасской церковью.

Первая деревянная церковь на этом месте была построена в 1679 году и имела посвящение образу Спаса Нерукотворного.

Эта церковь в конце XVII века входила, как мы узнаем у летописца подмосковных приходов Василия Холмогорова, в «Пехрянскую десятину» – старинную территориальную единицу московской епархии, которая частично совпадала с Пехорской волостью и современным городским округом Балашиха.

При князе Петре Михайловиче Голицыне в конце XVIII века был построен нынешний каменный храм, получивший имя образа Спаса Нерукотворного от своего деревянного предшественника.

Интересно, что в наше время храм переосвятили в честь Преображения Господня, и он стал называться немного по-другому – Спасо-Преображенским. Церковь имеет нехарактерные для православного зодчества две одинаковые башни-колокольни с западной стороны, а главный зал представляет собой ровную окружность.

«Сферичность» церкви особенно заметна, если зайти внутрь. Зал церкви окружает галерея с иконами, а линия иконостаса непривычно закругляется.

Откуда же на подмосковной земле мог появиться храм с башнями-колокольнями? Исследователь Илья Евгеньевич Путятин писал, что к середине XVIII века во Франции сложился устойчивый облик католического храма с западным фасадом, который украшали две башни-близнецы.

Кстати, именно такой фасад католического храма можно увидеть в Москве в старинном французском приходе святого Людовика на улице Малая Лубянка.

Не трудно догадаться, что православные храмы, украшенные на французский лад, могли появиться только в дворянских усадьбах, владельцы которых были по своим убеждениям поклонниками западной культуры.

«Двухбашенность» церкви могла быть следствием не только западноевропейских представлений об идеальном храме, но и подражанием Троицкому собору Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, который отличает как раз наличие двух колоколен.

Князья Голицыны вполне могли таким обликом церкви подчеркнуть связь со столичным «царским» храмом, связанным с именем Петра Первого. Надо отметить, что Спасский храм, хотя и редкий, но не единственный пример церкви с двумя колокольнями в Московской области.

Усадебные церкви с двумя башнями встречаются также в бывшем имении графа Румянцева-Задунайского в Троицком-Кайнарджи на реке Пехорке, в усадьбе Быково с его псевдоготическим храмом, а также в имении Варвары Петровны Разумовской в деревне Акулово Одинцовского района.

Храм, который почти полностью повторяет облик собора Александро-Невской лавры, находится в селе Шкинь Коломенского района.

Князь Гагарин и его внук философ-космист

Строителями усадьбы Пехра-Яковлевское были представители рода Голицыных, в чьих руках поместье находилось на протяжении большей части своей истории.

Генерал-поручик Петр Михайлович Голицын стал проводить коренные преобразование в усадьбе во второй половине XVIII века, а его брат Александр продолжил начатое строительство.

Князь Михаил Петрович Голицын завершил дело отца и дяди, и при нем усадьба приобрела славу одной из жемчужин Подмосковья.

Любопытный хозяин был у голицынского имения и после того, как оно ушло из рук знаменитого рода. С 1828 года последние пять лет своей жизни усадьбой владел театрал и сенатор князь Иван Алексеевич Гагарин. Интерес к театру унаследовал один из его сыновей Павел, создавший в 1840 году Одесский театр.

Внук владельца Пехра-Яковлевское Николай Федорович Федоров – внебрачный сын Павла Ивановича Гагарина – стал самобытным русским философом-космистом. Космизм Федорова сочетал в себе крайнюю религиозность и крайний реализм. Он полагал, что христианская идея о воскресении требует конкретного решения.

Любой человек живет на земле за счет смерти своих предков, что делает каждое поколение виновным и преступным.

Федоров предлагал искупить вину за «вытеснение» предков и заменить деторождение на «отцетворение», то есть направить все силы человеческого ума и науки на воскрешение умерших, буквально воссоздавая их из частиц и молекул.

Всеобщее воскрешение мертвых, согласно толкованию Федорова, должно быть совершено не Богом, а самим человечеством. Естественно, что планета Земля не смогла бы вместить всех живших на ней людей, поэтому сын князя Гагарина искал возможности разработать план по расселению людей в космосе и на других планетах.

В городе Боровске философ-мечтатель сблизился на этой почве с молодым ученым-самоучкой Константином Циолковским, которого также интересовали смелые идеи о полетах человека в космос.

Фамилия отца необычного мыслителя, можно сказать, стала пророческой, и много времени спустя первым в мире космонавтом стал Юрий Алексеевич Гагарин.

Источник: https://mosregtoday.ru/neizvedannoe-podmoskov-e/starinnaya-usadba-na-reke-pehorke/

Усадьба Горенки — как выглядят сегодня дворец и парк знаменитого подмосковного поместья

Усадьба Горницы

Добрый день, друзья! В Москве есть много мест для любителей истории, культуры да и просто для тех, кто любит пройтись с фотоаппаратом по парку, погулять с детьми по старой городской усадьбе. К сожалению заброшенные архитектурные памятники не редкость в России. Усадьба Горенки одно из таких мест. Когда-то её называли чудом Москвы.

Здесь проходили уникальные ботанические эксперименты. Иностранные гости приезжали подивиться и поучиться тому, что можно вырастить в садах и парках.

Мы прогулялись по этой усадьбе и сегодня хотим рассказать историю Горенок и поделиться тем, что увидели. Ощущения противоречивые.

Прежде всего, — прогулка понравилась. Ездили довольно большой компанией и никто ни капельки не пожалел о проведённом в старой усадьбе времени. Но, честно говоря, грустно видеть такое небрежение к культуре и своей истории.

Сегодня мы хотим рассказать вам про одну из сам масштабных подмосковных усадеб периода XVIII — начала XIX века. Она принадлежала старинному роду графов Разумовских. Это не единственные ее именитые хозяева.

Немного истории

Самое первое упоминание о поселении не реке Горенке встречается в середине XVI в писцовой книге Московского уезда за 1576 — 1578 годы.

Тогда здесь находилась Золотилова пустошь и деревенька Коробкино из нескольких крестьянских и бобыльских дворов. С хорошей землёй под пашни, лесом и озером.

Первый деревянный дворец построил здесь князь Юрий Хилков — комнатный стольник Петра I. Господский двор, тогда уже место носило название Гренки, он отдал князю Алексею Долгорукову в приданое за свою дочь Прасковью.

Жизнь усадьбы резко меняется. Алексей Долгоруков расширяет владения и строит здесь первый каменный дворец.

Усадьба Горенки. Конец 19 века

Вследствие дворцовых интриг сын Алексея Долгорукова попадает в ссылку, а усадьба Горенки отходит новому владельцу — Алексею Кирилловичу Разумовскому.

В 1747 году Разумовский решает перестроить дом. Он же начинает строительство церкви во имя Всемилостивого Спаса.

После его смерти усадьба переходит к брату Кириллу, а после, к его сыну Алексею.

Чудо под Москвой

При Алексее Разумовском начинается настоящий расцвет усадьбы.

  • Дворец был благоустроен.
  • Появился парадный вход с высокими белыми колоннами в классическом стиле.
  • Был разбит чудесный парк.
  • Сделаны искусственные каскадные пруды и гроты.
  • В 1809 году в Горенках было создано первое в России Ботаническое общество.

Сам Разумовский увлекался разведение редких растений.

  • Так появляются оранжереи и большой ботанический сад, в котором произрастало порядка 7000 самых разнообразных и удивительных растений со всего мира. Были и тропические растения, которые с большим трудом удавалось выращивать и разводить в нашем климате.
  • При усадьбе работал учёный-ботаник Ф.Б. Фишер. Спустя время он стал директором Ботанического сада в Санкт-Петербурге.
  • До 1830 года Ботанический сад Разумовского называли одним из чудес Москвы.
  • Здесь выращивали ямайские кедры и бамбук, настоящие пальмы, южные кипарисы. Сюда приезжали путешественники, чтобы полюбоваться на такие чудеса.

После смерти графа Разумовского, начинается упадок и разорение усадьбы. Наследники распродавали всё лучшее, что было создано за многие годы.

Перепродавались даже коллекционные деревья. Усадьба не просто теряла свою уникальность и величие. Чудный парк и прекрасный дворец вот-вот должны были исчезнуть, проданные по кирпичику.

История, грустная, но характерная не только для России и Москвы. Во всём мире по разным причинам исчезали великие культурные памятники. К счастью, в любой земле были, есть и будут люди неравнодушные, которые делают, что могут для спасения культурных памятников.

Дешевая распродажа

Окрестные помещики по дешевке скупают диковинки и уникальные экспонаты. В 1827 году князь Николай Борисович Юсупов покупает имение целиком. Некоторые коллекции и библиотеку он перевозит в другое свое имение в Архангельском.

Усадьбу покупает уездный предводитель дворянства (нет, не Киса Воробьянинов), а полковник гвардии Николай Волков. Его не интересуют культура и история, он представитель новой формации — человек, делающий деньги.

В княжеских покоях были размещены ткацкие станки и вскоре прямо здесь начинает работать ситценабивная и бумаготкацкая фабрики.

В прекрасном парке расположился литейный завод по изготовлению станков.

В 1885 году производство закрывается. Дворец и парк приходит в запустение.

Многие величайшие памятники культуры разрушаются и по разным причинам исчезают с лица земли. История их печальна и встречается в любой культуре. Взять хотя бы затерянные в джунглях города и храмы: Ангкор Ват в Камбодже или храмы Кхаджурахо в Индии.

К счастью, всегда были, есть и будут люди неравнодушные, делающие, что могут для спасения и сохранения культурных памятников своей родины.

Для усадьбы Горенки таким спасителем стал фабрикант Владимир Севрюгов. В 1910 году он покупает то, что осталось от великой когда-то усадьбы. Вместе с архитектором Сергеем Чернышёвым он проводит реставрацию дворца и парка.

Но теперь усадьбу ждут политические и экономические перемены.

Советский период

После окончания революции, в Горенки был перенесён штаб волостного исполкома.

Часть дворца была отдана детскому дому имени Степана Разина.

В 1925 году здесь размещается санаторий «Красная Роза». Такое красивое название носит туберкулезный диспансер.

Уже в 1926 году одну из дач на территории Горенского парка покупает Зинаида Райх и её супруг, знаменитый режиссёр Всеволод Мейерхольд.

Зинаида Райх — первая жена Есенина.

После того, как Мейерхольда арестовали, на даче №3 (сейчас это улица Есенина д. 3) хранился его архив.

Наши дни

Сегодня Усадебный комплекс относится к административному району Балашиха. Управление имуществом района провело аукцион, часть территории была продана.

С одной стороны, это — памятник архитектуры и живое наследие русской культуры. С другой — земля, которую охотно покупают. Так, часть земель бывшей усадьбы Горенки была продана под частное жилое строительство.

Вы можете прогуляться по территории, которая пока что является «общественной». Что же мы можем увидеть здесь сегодня?

  • колоннаду старого дворца
  • часть парка
  • церковь
  • грот

Грот в парке усадьбы Горенки

По этим аллеям когда-то бегали дети Сергея Есенина, прогуливались значимые персоны отечественной истории. Теперь же, парк почти что пребывает в запустении.

Вход на территорию усадьбы свободный, через старые ворота, со стороны Горьковского шоссе (шоссе Энтузиастов).

В бывшей оранжерее сейчас располагается садовый питомник «Флос». Можно купить хорошие растения, в том числе и редкие несмотря на то, что усадьбы отнесена к историческому наследию.

Как добраться

  • От Курского вокзалаЕхать до станции Горенки. От станции до Усадьбы еще 2 км. Доехать можно на любом автобусе, отходящем от станции.
  • От метро «Партизанская»До Балашихи, на автобусе 336.

Адрес: г Балашиха, шоссе Энтузиастов, д. 2

Усадьба Горенки на карте

Друзья, спасибо вам за внимание к нашему сайту! У нас еще много интересных историй впереди. Подписывайтесь на наши обновления, а мы будем и дальше делиться впечатлениями о своих путешествиях!

Источник: http://traveltu.ru/rossiya/podmoskove/usadba-gorenki.html

Усадьбы россии

Усадьба Горницы

Туризм в России >>>Усадьбы России

Новгородская область:

  • имение А. В. Суворова Кончанское в окрестностях города Боровичи.

Псковская область:

  • музей—заповедник М. П. Мусоргского в городе Наумов;
  • музей—заповедник Н. А. Римского—Корсакова в Любенске и Вечаше;
  • усадьба математика С. В. Ковалевской в селе Полибино Великолукского района.

Центральный ФО

Московская область:

  • усадьба Абрамцево (18 век, Сергиево—Посадский район);
  • усадьба Мураново (19 в ., 4 км от ст. Ашукинская). Сегодня здесь располагаются дома—музеи Е. А. Баратынского и Ф. И. Тютчева;
  • усадебный ансамбль Архангельское (18—19 вв., 18—20 км к западу от Москвы);
  • усадьба Мелихово (15 км к юго—востоку от г.

    Чехов) превращена в литературно—мемориальный музей—заповедник А. П. Чехова;

  • дом—музей П. И. Чайковского (г. Клин);
  • Государственный историко—литературный музей А. С. Пушкина «Захарово — Большие Вяземы» (45 км к западу от Москвы, рядом с железнодорожной станцией Голицыно).

Среди других усадеб:

  • Горенки, Алмазово и Пехра—Яковлевское (Балашихинский район);
  • Ивановское, Ярополец Чернышевых и Ярополец Гончаровых (Волоколамск);
  • Долматово (Домодедовский район);
  • Покровское—Рубцово (Истра):
  • Знаменское—Губайлово (Красногорск);
  • Валуево (9 км от станции Внуково);
  • Горки Ленинские (Ленинский район);
  • Остров (г.Лыткарино);
  • Суханово (г. Видное);

Брянская область:

  • дом—музей А. К. Толстого (с. Красный Рог);
  • дом—музей Ф. И. Тютчева (с. Овстуг).

Ивановская область:

  • музей «Дом Цветаевых» (с. Ново—Талицы).

Курская область:

  • усадьба А. А. Фета (с. Воробьевка).

Липецкая область:

  • усадебный дом (с. Полибино) (1815—1825, архитекторы А. Л. Витберг и Д. И. Жилярди), где бывали великие русские живописцы И. Е. Репин, Н. Н. Ге и народный артист, русский режиссер К. С. Станиславский;
  • усадьба Кроптово, где неоднократно бывал М. Ю. Лермонтов.

Орловская область:

  • музей—усадьба И. С. Тургенева (Спасское—Лутовиново).

Рязанская область:

  • литературно—мемориальный музей С. А. Есенина (с. Константиново).

Смоленская область:

  • усадьбы XVIII в. в селах Аполье, Липецы, усадьбы XIX в. в городе Демидов, селах Высокое, Пречистое;
  • усадьба И. С. Барышникова (с. Алексино);
  • усадьба князя А. А. Голицына (1790—1800, с. Самуйлово) с дворцом и служебными постройками;
  • усадьба Маневских с храмом Одигитрии Божьей Матери (1782 г., с.

    Богородицкое);

  • историко—культурный и природный музей—заповедник А. С. Грибоедова (с. Хмелита);
  • дом—музей Н. М. Пржевальского (деревня Кимборово);
  • Сельцо Городок — родина адмирала П. С. Нахимова, более 25 памятников архитектуры;
  • музей—усадьба М. И. Глинки (с. Новоспасское);
  • мемориальный музей Ю. А. Гагарина и мемориальный музей М. В.

    Исаковского (пос. Всходы Угранского района).

Тверская область:

  • имение Полторацких (с. Грузины) с каменными крестьянскими домами конца XVIII в.;
  • усадьба «Горницы» (Кувшиновский район);
  • усадьба «Степанковское» (деревня Волосово);
  • родовой дом Ртищевых (с.

    Старое Глинкино);

  • родовой дом Бакуниных (с. Прямухино);
  • дворянское гнездо Львовых (с. Митино);
  • мемориальный художественный музей В. А. Серова (Домотканово);
  • историко—природный заказник «Пушкинские места Тверской области»;
  • имение И. И.

    Лажечникова «Коноплино» (Старицкий район).

Тульская область:

  • природный заповедник и музей—усадьба Л. Н. Толстого (Ясная Поляна);
  • Государственный мемориальный историко—художественный и природный музей—заповедник «Поленово» (12 км от ст.Тарусская).

Приволжский ФО

Республика Мордовия:

  • Огаревская аллея, где находилось родовое имение Н. П. Огарева (Старый Акшин, Старошайговского района).

Удмуртская Республика:

  • дом—музей академика Н. В. Мельникова;
  • дом—музей Ашальчи Оки.

Пензенская область:

  • музей—заповедник М. Ю. Лермонтова «Тарханы»;
  • мемориальный музей писателя А. Н. Радищева (с. Радищево);
  • музей В. Г. Белинского (г. Белинский).

Республика Татарстан:

  • дом—музей В. И. Ленина (г. Казань);
  • литературно—мемориальный музей М. Горького (г. Казань);
  • литературно—мемориальный музей Е. А. Баратынского (г. Казань);
  • музей—квартира М. Джалиля (г. Казань);
  • музей—квартира Ш. Камала (г. Казань);

Саратовская область:

  • дома—музеи В. И. Чапаева (г. Балаково и г. Пугачев).

Уральский ФО

Свердловская область:

  • дом—музей Д. Н. Мамина—Сибиряка (с. Висим);
  • дом—музей П. П. Бажова (г. Екатеринбург).

Сибирский ФО

Красноярский край:

  • дом—музей В. И. Ленина;
  • музей—квартира П. А. Красикова;
  • музей—усадьба В. И. Сурикова.

Новосибирская область:

Иркутская область:

  • мемориальная зона с усадьбами С. П. Трубецкого и С. Г. Волконского, особняками М. М. Сперанского и Е. А. Кузнецова, с Преображенской церковью (1795—1798) и другой рядовой застройкой.

Замер сопротивления изоляции измерение сопротивления изоляции.

Источник: http://bigcountry.ru/page1.php?idm=3

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.