Усадьба Добосна в Жиличах

Жиличи: усадьба Булгаков или белорусский Версаль

Усадьба Добосна в Жиличах

Я уже писала как-то о своей внезапно вспыхнувшей страсти к разным старым домам и усадьбам, а также о том, что в моей области их катастрофически мало, поэтому для осмотра большинства спонтанная мини-поездка на пару часов не подходит – нужно все планировать, узнавать и посвящать путешествию целый день, а то и несколько. Усадьба Булгаков в Жиличах – это как раз то редкое исключение, которое греет мне душу.

Предыстория поездки в усадьбу в Жиличах

Расположена она всего в 40 км от Бобруйска (Могилевская область, Кировский район), так что при желании кататься туда можно хоть каждый день (это, конечно, ни к чему, но когда хочется маленького путешествия – идеальный вариант!).

Вряд ли я смогу рассказать вам что-то новое с точки зрения истории об этом месте – информации в сети предостаточно, зато с удовольствием поделюсь личным мнением об этом месте, а также впечатлениями, фото и всем, о чем мне сейчас хочется рассказать!

Кстати, это та самая усадьба, год назад разбудившая во мне желание смотреть что-то новое, оглядываться вокруг и донесшая до меня простую истину, что в мире та-а-ак много интересного… В общем, вы уже поняли, что для меня это еще одна особенная достопримечательность.

Путешествие наше оказалось совершенно спонтанными (каким оно и должно быть в идеале). Собирались поехать чуть позже, но в тот вечер погода была чудесная, времени хватало, а душа как раз просила чего-нибудь “достопримечательного”. Путешествию – быть!

Как доехать в усадьбу Булгаков

Дорога до усадьбы в Жиличах отличная, ехали мы уже в восьмом часу вечера, так что машин было немного, зато кругом поля, леса, коровки пасутся – рай для красных глаз и уставшего мозга:) Наш путь лежал по Р43 – в принципе, других вариантов и нет. Перед началом поездки в этих местах шел порядочный ливень, так что была вероятность посмотреть здание из окна машины, но все обошлось, и дождик нам мешать не стал.

Приехав, я открыла дверь… в другой мир. Усадьба Булгаков находится в деревне, так что здесь в принципе не многолюдно. К тому же был вечер, так что кроме пары человек, гуляющих по парку, нам больше никто и не встретился.

Так вот о другом мире: кругом пустынно, влажно, старые деревья, сырой воздух и просто полчище ворон! Видимо, они слетаются сюда на ночевку. Еще бы, ведь усадьба обнесена огромным лесопарком, в котором их точно никто не потревожит.

После дождя все стало еще более зеленое, влажное и немного сказочное. Очень жалею, что камера не смогла передать всю ту красоту.

Перед тем, как войти в парк Жиличей, мы немного прошлись вдоль его края. Именно здесь расположен Жиличский государственный сельскохозяйственный колледж.

Корпус здания был построен в 1980 году и меня, честно говоря, впечатлил! Мой университет значительно меньше. По масштабам здание колледжа вполне бы подошло для высшего учебного заведения, разве что, техникум здесь нужнее. Возле него стоят памятники – оба без табличек, так что не знаю, кому…

В парке также есть памятник, установленный на братской могиле погибших в период Великой Отечественной Войны.

Мемориал ухоженный, свежие цветы и венки – приятно, что за ним следят. Проходим дальше по аллее и… вот он – дворец Булгаков!

История стоительства усадьбы

Усадьба Добосна — так иногда называют это архитектурное сооружение (по названию другой расположенной неподалеку деревни), однако, это не правильно, так как до деревни Добосна отсюда порядка 5 км.

Первое упоминание о Жиличах относится к 14 столетию. За прошедшие века она несколько раз меняла хозяев, последний переход произошел от Сапег к Булгакам (не путать с Булгаковым!) в конце 18 века.

Булгаки были хозяевами поместья до начала прошлого столетия.

Инициатором постройки комплекса выступил Игнатий Булгак. Принимая активное участие в политике, он занимал посты лидского ротмистра и маршала бобруйского, кроме того, носил титул главы дворянства Бобруйщины.

Вести работы по строительству комплекса в Жиличах начали в 1823 г. под руководством архитектора из Литвы К. Подчашинскиса. Нередко в усадьбе угадывают черты дворцов Франции – это не простое совпадение. Хозяин имения принимал участие в боевых действиях 1812 г.

, с русскими солдатами он прошел весь путь до Парижа. Булгак имел возможность воочию насладиться красотами архитектуры Франции. Также он, будучи человеком богатым, владел отличной коллекцией полотен знаменитых европейских художников.

Вернувшись домой, Игнатий организовал хозяйство площадью до 30 гектаров и приступил к строительству архитектурного шедевра.

Булгак мечтал, чтобы его дом был самым красивым в Беларуси. По величине комплекс опередил даже несвижскую резиденцию Радзивиллов. Невзирая на масштабность, комплекс чаще называют усадьбой, нежели дворцом. Это обусловлено тем, что корпуса здания построены изолированно от самих Жиличей в гуще роскошного парка.

Усадьба “Добосна” представляет собой дворцово-парковый комплекс с редкими породами деревьев и растений, а также нескольких искусственно созданных водоемов.

Двухэтажный дворец П-образной формы возводился в 2 этапа. В первую очередь строители возвели главный корпус. Фасад здания в Жиличах украшают 6 массивных колонн, наверху изображен герб рода.

Когда главный корпус был завершен, к нему присоединили комплекс с церковью и дополнительными жилыми помещениями.

Обратите внимание на необычные арочные окна той части постройки, в которой находится храм (полукруглое здание) – интересная задумка, правда?

В следующем крыле дворца расположилась оранжерея с тропическими растениями, деревьями и цветами. В летнее время их из оранжереи пересаживали в парк. Во время ВОВ немцы разобрали корпус с оранжереей, так что до наших дней сведения о ней сохранились лишь на бумаге.

Внутреннее убранство дворца поражало красотой, роскошью и элегантностью. Обилие декоративных украшений, витиеватая лепнина, драгоценные породы дерева, дорогая мебель и обилие зеркал делали интерьер здания настоящим произведением искусства. Известно, что хозяин был большим ценителем музыки, поэтому все залы усадьбы отличались прекрасной акустикой.

Дворец в Жиличах имел огромный внутренний двор – ничуть не меньше современного поля для футбола! К сожалению, до наших дней не сохранилась купальня с красивой колоннадой, которая также была частью архитектурного комплекса.

Парк кроме диковинных деревьев (серебристый клен, пенсильванский ясень, европейская лиственница) и кустарников украшали оригинальные скульптуры, декоративные мостики, были построены беседки и павильоны. Территория парка составляла 18 гектаров, а весь комплекс занимал ни много, ни мало – 100 гектаров!

Усадьба Булгаков в Жиличах сегодня

Дворец в Жиличах пережил все трагедии 20 столетия, выпавшие на долю нашей страны, однако, неплохо сохранился. На территорию комплекса ни разу не попадала бомба, здесь не было ни одного пожара. В 20-х годах тут организовали школу рабочей молодежи, а в 30-х – сельхоз техникум.

Во время войны немцы оборудовали дворец под госпиталь, а в парке сделали кладбище для своих солдат. Первый этаж здания отводился под продовольственные склады, а второй – под помещения для гарнизона. После войны от пребывания здесь немцев не оставили и следа, а кладбище перепахали… В 1996 г.

во дворце заработал музей.

Сейчас здание реконструируют, точнее реконструировали. По-моему, процесс восстановления комплекса уже несколько лет не сдвигается с места. В 2011 г. отремонтировали несколько зданий комплекса, в которых сейчас работает местная школа искусств. Не знаю, почему реконструировать начали с “конца”, но на это, видимо, были причины.

На реконструкции также находится встроенная церковь, в будущем хотят восстановить разобранную немцами оранжерею. В сети нашла информацию, что обновляется парк и пруды усадьбы, но что-то я никаких следов “обновления” не заметила. Возможно, информация устарела или недостоверна, а, может, работы ведутся где-то в других местах.

У Игнатия Булгака было 9 детей, дворец перешел к его младшему сыну Эдгару. Последний в 1914 г. продал усадьбу своему племяннику Эммануилу (неплохое решение в преддверии революции). Эммануил пожил здесь всего несколько лет, сразу же после переворота он уехал во Францию. Здорово повезло, что все-таки смог эмигрировать…

Необычная встреча

Осмотреть усадьбу Добосна со всех сторон мешал забор, который установили здесь на время реставрационных работ, так что половину пути пришлось проделать вдоль него, заглядывая то между досок, то через них:) Забор построен прямо на территории парка – под ногами сыро, полно листвы, всяких растений и… гигантских улиток!

Я таких ни разу не видела. Будете гулять по парку, будьте осторожны, чтобы их не раздавить – они там повсюду ползают.

Мне даже удалось найти 1 пустую раковину, я ее увезла домой в качестве трофея! Может, если хорошо поискать, найдутся еще более крупные особи, но уже вечерело, а я к тому времени замерзла и промочила ноги, так что мы стали собираться обратно. На пути к машине поднялись на насыпной холм с беседкой наверху. Неплохое местечко, только лавочек не хватает.

На этом наше путешествие подошло к концу. Жаль, что не удалось посетить музей, надеюсь, мы сюда еще как-нибудь приедем. Очень хочется, чтобы реставрацию продолжили и привели дворец в Жиличах в должное состояние. В любом случае радует, что его не забросили, и хочется верить, что скоро о нем еще обязательно заговорят!

Если вас интересует тема старинных усадеб и замков нашей страны, предлагаю почитать мою подборку статей про замки Беларуси. Надеюсь, вам понравится

Источник: https://belvisit.com/zhilichi-usadba-bulgakov.html

Жиличи – усадьба булгаков «добосна»

Усадьба Добосна в Жиличах

  • Небольшой городишко Наровля с населением в 8 тысяч душ расположился на правом берегу Припяти в южной части Гомельской области. Расстояние до Мозыря…
  • Сегодня подоспела очередная часть отчёта о прошлогоднем летнем отпуске проведённом нами на Ушачских озёрах. В первой части повествовалось о нашем…
  • Деревня Опытная находится на крайнем западе Верхнедвинского района в 2 километрах северо-западнее приграничной железнодорожной станции Бигосово…
  • На самом севере Верхнедвинского района вблизи от границы с Латвией и Россией на берегу Освейского озера расположился посёлок городского типа…
  • В трёх километрах западнее деревни Петриловичи Столбцовского района, среди красивого соснового бора, который территориально является уже…
  • Деревня Добровляны находится на самом севере Сморгонского района в 10 километрах западнее озера Свирь и в 40 километрах от райцентра. Попасть сюда…
  • Севернее Барановичей, вокруг озера Колдычево из которого берёт начало река Щара, расположились деревни: Арабовщина, Заосье и Войковичи (Старые и…
  • Деревня Полонечка Барановичского района расположена примерно в 30 км северо-восточнее райцентра, всего в 6 км от деревни Ишкольдь, в которой…
  • 20-21 мая состоялся очередной, уже 9-й по счёту, любительский марафон “Налибоки”, в котором приняло участие около 1000 человек.…
  • Агрогородок Жодишки Сморгонского района находится примерно в 20 км севернее райцентра на правом высоком берегу Вилии. Сегодня посёлок известен…
  • Небольшой городишко Наровля с населением в 8 тысяч душ расположился на правом берегу Припяти в южной части Гомельской области. Расстояние до Мозыря…
  • 26-27 мая прошёл уже десятый по счёту любительский марафон “Налибоки”, в котором приняли участие более 1200 человек. Любители…
  • Деревня Данюшево Сморгонского района находится в 10 километрах севернее райцентра на правом берегу реки Вилия. На западной окраине населённого…
  • В предыдущих частях серии “УШАЧСКИЕ ОЗЁРА – АНТИКРИЗИСНЫЙ ОТПУСК В БЕЛОРУСКОЙ ГЛУБИНКЕ”: ЧАСТЬ 1. ЛАГЕРЬ НА ВЕРКУДСКОМ ОЗЕРЕ ЧАСТЬ 2.…
  • Сегодня подоспела очередная часть отчёта о прошлогоднем летнем отпуске проведённом нами на Ушачских озёрах. В первой части повествовалось о нашем…
  • Деревня Войстом Сморгонского района расположена примерно в 20 километрах северо-восточнее районного центра, в трёх километрах от автодороги Р-63…
  • Примерно в километре севернее агрогородка Вишнево Сморгонского района прямо у автодороги Р-95 на съезде в сторону деревни Краснозёрная находится…
  • Про нашу летнюю стоянку на Веркудском озере в рамках мероприятия “антикризисный отпуск 2017” я уже рассказал в первой части своего…

Page 3

  • Небольшой городишко Наровля с населением в 8 тысяч душ расположился на правом берегу Припяти в южной части Гомельской области. Расстояние до Мозыря…
  • Сегодня подоспела очередная часть отчёта о прошлогоднем летнем отпуске проведённом нами на Ушачских озёрах. В первой части повествовалось о нашем…
  • Деревня Опытная находится на крайнем западе Верхнедвинского района в 2 километрах северо-западнее приграничной железнодорожной станции Бигосово…
  • На самом севере Верхнедвинского района вблизи от границы с Латвией и Россией на берегу Освейского озера расположился посёлок городского типа…
  • В трёх километрах западнее деревни Петриловичи Столбцовского района, среди красивого соснового бора, который территориально является уже…
  • Деревня Добровляны находится на самом севере Сморгонского района в 10 километрах западнее озера Свирь и в 40 километрах от райцентра. Попасть сюда…
  • Севернее Барановичей, вокруг озера Колдычево из которого берёт начало река Щара, расположились деревни: Арабовщина, Заосье и Войковичи (Старые и…
  • Деревня Полонечка Барановичского района расположена примерно в 30 км северо-восточнее райцентра, всего в 6 км от деревни Ишкольдь, в которой…
  • 20-21 мая состоялся очередной, уже 9-й по счёту, любительский марафон “Налибоки”, в котором приняло участие около 1000 человек.…

Page 4

|

tomkadСейчас сидел наводил новые порядки в структуре своего архива фотографий на компе и наткнулся на фотографию двухлетней давности, сделанную в районе деревни Плебань Молодечненского района….пес повстречал нас в районе железнодорожного переезда, который расположен примерно посередине пути между плебанским костелом (ныне православная церковь) и братской могилой участников восстания Кастуся Калиновского 1863-64 гг.Он не гавкал на нас, не пытался клянчить что-нибудь съестного, а просто спокойно побежал впереди и через каждые 15-20 метров оглядывался, в поисках нас – словно мы являлись его сегодняшней экскурсионной группой.И действительно: пес уверенно бежал по асфальтированной дорожке в сторону кладбища, затем свернул на тропку, ведущую к скромному памятнику героям-повстанцам, взобрался наверх к могиле, уселся и посмотрел на нас…

Источник: https://tomkad.livejournal.com/113852.html

Жиличский Версаль

Усадьба Добосна в Жиличах

«Жиличский Версаль» — именно так в свое время окрестили величественный дворцово-парковый комплекс, расположенный в деревне Жиличи Могилевской области.

Этот дворец, больше известный по архивным и библиографическим источникам как дворец Булгаков в Добосне, был возведен в XIX — начале XX века в стиле позднего классицизма.

Политический деятель, представитель знаменитого дворянского рода Минской губернииИгнатий Булгак хотел построить для своей семьи самый лучший дом во всей губернии.

И у него это получилось! Родовое гнездо по размерам обгоняло даже резиденцию Радзивиллов в Несвиже. Известно, что сам император Александр II, который посещал усадьбу, внес в проект некоторые поправки, чтобы она не превосходила по красоте и величию Зимний дворец.

Из истории дворца и знатного рода

История строительства дворца в Жиличах берет начало в ХV веке. Известно, что тогда Добосна принадлежала князьям Трабским, потом стала частью владений Ходкевичей. В результате брака Анны Ходкевич с Яном Сапегой (первая четверть ХVII века) эти земли на два столетия стали собственностью мощного и знаменитого рода Сапегов.

Лишь в первой четверти ХIХ века имение Добосна приобрели представители рода Булгаков, которые владели имением до начала XX века.

Именно благодаря их стараниям усадьба расцвела: там было начато строительство роскошного дворцового комплекса, который впоследствии по своей красоте не уступал самым прекрасным резиденциям магнатов, существовавшим в ХIХ веке на территории Беларуси.

Прямоугольный в плане дворец в Жиличах был двухэтажным, с выступающими в западную сторону двумя боковыми ризалитами и четырехэтажной башней бельведера посередине.

Такое решение, по мнению историков, для дворцовых объемов было бы уникальным как в литовском, так и белорусском классицизме, если бы подтвердилось, что башня построена одновременно с дворцом. Аналогичных бельведеров четырехэтажного прямоугольного плана той эпохи в Беларуси не обнаружено.

Они появились только во второй половине ХIХ веке как образцы итальянского неоренессанса. Еще одной редкой чертой дворцового классицизма являются три портика с шестью колоннами в центре основного восточного фасада, еще два с четырьмя колонами — с обоих концов. Таких дворцов в Литве и Беларуси мало.

Та часть дома, где расположилась каплица, немного отличалась от остального дома арочными окнами и широко расставленными пилястрами. В другом крыле здания размещалась оранжерея. На лето экзотические пальмы, кипарисы и апельсины пересаживались в парк.

Дата начала возведения комплекса точно не установлена. Однако в своем исследовании искусствовед Светлана Адамович отмечает, что строительные мероприятия здесь предположительно стартовали не позднее 1823 года и продолжались более двух десятилетий.

За это время в Добосне произошли значительные перемены к лучшему: увеличилось количество производственных угодий, хозяйственных строений (появилась конюшня, спиртовой завод, сахарный завод и др.), разбит обширный фруктовый сад.

Поскольку дворец возводили в несколько этапов, он состоит из соединенных, но разных по функциональному назначению корпусов.

По утверждению польского исследователя В. Сулковского, семья Булгаков была хранителем прекрасных коллекций, архива и библиотеки. Дворцовая библиотека насчитывала около 7 тыс. единиц печатных изданий, а в архиве хранились ценнейшие рукописные документы, в том числе по истории рода. Владельцы Добосны имели также собственную музыкальную капеллу.

Восхищался интерьерами дворца и польский исследователь дворцово-парковых ансамблей, возведенных на территории Польши, Литвы, Украины и Беларуси Р. Афтанази.

В своих научных трудах он упомянул о том, что первый владелец Игнатий Булгак и его наследники коллекционировали предметы греческого и римского искусства, а также периода ренессанса.

Во время путешествий по Италии Булгаки приобретали целые архитектурные фрагменты, которые потом включали в интерьер дворца, а также привозили из-за границы мастеров.

— Замок своим масштабом, архитектурой, а также декоративной отделкой фасадов и внутренних помещений действительно впечатляет. Глядя сегодня на сохранившиеся архивные фотографии, не перестаешь восхищаться. С большим размахом был запроектирован зал главного корпуса на первом этаже.

Внутри дверец украшали декоративные элементы из гипса, резьба, орнаментальные фризы, зеркала в богатом лепном обрамлении, многосвечные люстры и мраморные колонны с вазонами.

Много в интерьере применялось и позолоты, — делится впечатлениями научный руководитель проекта, заместитель директора проектного филиала ОАО «Белреставрация» Владимир Синявский.

Одним из самых роскошных помещений была огромная столовая, расположенная в левом крыле дворца. Ее изюминка — широкий фриз под потолком с мифологическими сценами. Подобно столовой, был богато декорирован бальный зал. Многие помещения были снабжены старинной мебелью в стиле Людовика ХVI, в стиле ампир и более позднего периода.

В 1914 году сын первого владельца имения Эдгар Булгак продал Добосну своему племяннику — Эммануилу Булгаку, который вошел в историю как его последний владелец.

В связи с революционными событиями 1917 года Эммануил был вынужден навсегда уехать из Беларуси. Известно, что последние годы жизни он жил во Франции и умер в 1943 году, не оставив потомства.

Так величественный дворец остался без хозяина…

Вернуть величие

Как отмечает Владимир Синявский, судьба усадьбы в Добосне чем-то схожа с судьбами других родовых имений Беларуси: они веками были украшением белорусской земли и строились шляхтой всегда с любовью и надеждой, что именно здесь будут жить их дети, внуки, правнуки.

Однако исторически сложилось так, что роскошные храмы, дома, парки, усадьбы замки и т. д. были разрушены и разграблены. Многие из них до сих пор не восстановлены.

Однако владения Булгаков (в отличие от других дворцов) фортуна всегда щадила: даже во время Первой и Второй мировой войн комплекс пострадал незначительно. Известно, что в 1920-е годы в интерьерах дворца располагалась школа рабочей молодежи, затем — сельхозтехникум.

Немецкие оккупанты в 1941–1944 годах превратили резиденцию в госпиталь, а в парке они хоронили погибших..

По данным документов Национального архива Республики Беларусь, дворцовые строения во время войны и при освобождении деревни не пострадали: они сохранились практически в прежнем довоенном состоянии, за исключением части левого крыла, кирпич от которого, по свидетельству жителей, переживших оккупацию, был использован в 1942 году на благоустройство дорог. В мирное время здание также эксплуатировалось: здесь был размещен совхоз-техникум.

Вопросы реконструкции дворца в Жиличах всегда обсуждались на высшем государственном уровне. Об этом говорит многочисленная переписка 1950-х годов, сохранившаяся в фондах Национального архива Республики Беларусь.

В 1956-м специалисты Бобруйской мастерской института «Белгоспроект» разработали проект восстановления и реконструкции здания сельскохозяйственного техникума МСХ БССР (архитектор Дмитриева, старший инженер Гальберштадт).

Уже тогда отмечалось, что наружная отделка существующих фасадов усадьбы сохранилась хорошо. В 1961 году на уровне председателя Госстроя БССР вновь был поставлен вопрос о восстановлении дворца Булгаков в Жиличах.

Реставрационный проект был заказан Министерством сельского хозяйства БССР (на его балансе находился жиличский техникум) в Бобруйской проектной мастерской. Однако реставрационные работы тогда так и не были начаты.

После переезда техникума в новое здание бывший дворец стал приходить в постепенное запустение, несмотря на то, что на втором этаже дворца осталась музыкальная школа и комплекс-музей.

Новая жизнь

Сегодня усадьба в Жиличах согласно Государственной инвестиционной программе входит в число реконструируемых. В 2009 году здесь начались восстановительные работы.

Первая очередь реставрационно-восстановительных работ дворцово-паркового ансамбля завершилась в августе 2011 года. Сдана в эксплуатацию располагающаяся во дворце детская школа искусств.

Также строители приступили к созданию в главном корпусе здания музея, планируется восстановить картинную галерею и библиотеку.

Четвертая очередь реставрации предполагает воссоздание интерьеров, после чего задумано восстановить прилегающие к парку уникальные хозпостройки. Больше всего вопросов сегодня возникает по второй пусковой очереди — создание гостиничного комплекса, поскольку из-за отдаленности объекта от райцентра инвесторы пока не стремятся вкладывать свои деньги.

— Многое на объекте уже сделано, но это в основном общестроительные работы. Впереди реставраторов еще ждет огромный пласт дел.

К сожалению, пока из-за отсутствия финансирования реставрация приостановлена, но надеемся, что к четвертому кварталу этого года восстановительные работы здесь снова закипят, — рассказывает Владимир Петрович.

— Объект интересен, в первую очередь тем, что здесь сохранилось немало аутентичных элементов: часть оконной столярки, старые створки, двери, деревянные ступени на главной лестнице, а также фрагменты винтовых лестниц.

Уцелели и некоторые элементы интерьера, в частности потолочный декор, пилястры. Также в Жиличах расположен ряд интересных заброшенных сооружений: конюшня, большая ледовня (сохранились стены, загрузочный люк, камера для охлаждения), водонапорная башня, сахарный завод, коровники и д.

Словом, сегодня трудно сказать, когда будет восстановлен дворцово-парковый ансамбль в д. Жиличи, но очевидно одно — родовое имение Булгаков войдет в число наиболее интересных исторических памятников на территории Беларуси.

Источник: http://arcp.by/ru/article/zhilichskiy-versal

Сага о Булгаках

Усадьба Добосна в Жиличах

Род Булгаков хоть и обозначается большинством историков и исследователей как древний, но до поры древность была едва ли не единственным предметом его гордости.

К середине XIX века Булгаки не разжились особым богатством (хотя бы в сравнении с соседями), не отличились на полях брани и на поприще науки или культуры, да и вообще — не совершили ничего мало-мальски грандиозного.

Пусть и говорится кое-где, что представители этой фамилии занимали высокие посты в Великом княжестве Литовском, потом в Российской империи, среди них были врачи, политические деятели и духовенство, но, согласитесь, «быть врачом» (политиком, священником) и «быть хорошим врачом» (…) — две большие разницы…

Многие представители знатных родов немало сил тратили для того, чтобы копнуть историю своей фамилии как можно глубже, да еще и «привязать» ее к какому-нибудь известному персонажу — хоть реальному, а хоть бы и легендарному. Мы также можем попробовать максимально «продлить» историю рода Булгаков. Ведь повод для этого есть, и вполне себе конкретный. Он красуется на фасаде дворца в Жиличах и именуется гербом «Сырокомля».

Если ухватиться за эту возможность, то стержневой корень генеалогического древа Булгаков разом проникнет в пласт, датированный XIV веком. Правда, здесь, как говорится, есть варианты.

Одни источники свидетельствуют, что личным знаменем, на котором был изображен на красном фоне серебряный знак «абданк» с золотым католическим крестом вверху (абданк — геральдическая фигура, весьма схожая с буквой W, основной элемент герба «Сырокомля»), рыцаря по имени… Сырокомля наградил польский король Ягайло. Награда нашла героя по весьма уважительной причине.

Перед началом битвы на Ворскле в 1399 году (в ней объединенные войска Великого княжества Литовского и его польские, русские и немецкие союзники бились с татарами) силач Сырокомля был выставлен в качестве поединщика против татарского оппонента, который остался в истории под «ником» мурза (это вообще-то не имя собственное, а титул).

Мурза вроде как «начал бесчестить имя Христово», а Сырокомля проявил «мужественную защиту имени Христова против язычников, произносивших на него хулу» (так написано в польском гербовнике). Сырокомля одолел хулителя-мурзу. Далее, правда, все сложилось похуже: татары наголову разбили «коалиционные» войска.

Но награду за личное мужество поединщик заработал… Это — лишь одна из версий. Другая утверждает, что Сырокомля со своим отрядом уже пришел к месту боя под знаменем с абданком, право на ношение которого другой польский король — Владислав Локетек — даровал предку нашего рыцаря в начале XIV века.

Не все так однозначно и с «гражданством» Сырокомли. В одних источниках его именуют «польско-литовским» рыцарем (спасибо за конкретику), в других — «киевским». Известно, впрочем, что был он православного вероисповедания, так как позднее попросил королевского геральдиста поставить в навершии «абданка» Георгиевский крест.

Впрочем, хватит о Сырокомле. Ведь герб «его имени» пользовали более ста фамилий, и Булгаки — лишь одна из них. Хотя — упомянем, пожалуй, еще один занятный нюанс. Сырокомля — таков был псевдоним польского поэта Людвига-Владислава Кондратовича. Родился он 17 сентября 1823 года в семье небогатого шляхтича в деревне Смолаве Бобруйского уезда…

Раз Игнатий, два Игнатий…

Как мы уже рассказывали в отчете об экскурсии по дворцу, Жиличи (или усадьба Добосна — как кому удобнее) были в разное время собственностью нескольких знатных фамилий.

В конце XVIII века очередными хозяевами этой земли стали дворяне Игнатий и Винцент-Николай Булгаки, сыновья Александра Булгака, которые купили Добосну у Франца Сапеги. Хотя — один из источников утверждает, что в XVI веке Добосна «была родовым гнездом королевского боярина Герасима Булгака».

Кто был этот человек, как он оказался в Жиличах — разъясняющие подробности отсутствуют. Возможно, Герасим просто арендовал усадьбу на какое-то время — тогда это было весьма частым делом…

Как бы то ни было, с конца XVIII века жиличские «землепользователи» менялись лишь в рамках одной фамилии. Не имея прямых наследников, Игнатий и Винцент-Николай завещали свое состояние сестре Фортунате, но при условии, что она выйдет замуж за лидского ротмистра Габриэля Булгака — дальнего родственника из параллельной, «лидской» генеалогической ветви рода.

Этот брак, свершившийся в 1785 году, объединил род Булгаков, а совокупную земельную собственность и капиталы фамилии наследовал Игнатий Булгак (сын Габриэля и Фортунаты). Правда, родители поставили юному Игнатию одно условие — получить высшее образование, для чего юноша окончил университет в Дерпте (ныне это эстонский город Тарту).

Прямо как сейчас: «квартиру купим после того, как окончишь вуз»…

А завтра была война. Та, что с Наполеоном. Вчерашний студент проявил себя в ней весьма достойно: в качестве офицера русской армии дошел до самого Парижа.

При заключении брачного союза Игнатий Булгак также оказался решителен и напорист (а также весьма практичен).

Взяв в жены дочь бобруйского маршалка (местного предводителя дворянства) Юзафа Слизня Изабеллу, Булгак не только стал единственным наследником всего состояния этого шляхетского рода, но и сумел занять почетную должность своего тестя.

Далее Игнатий Булгак как следует развернулся в деятельности на новом посту — занялся возрождением Бобруйска, который с 1807 года был городом не совсем обычным.

Дело в том, что при строительстве крепости город, в угоду военным, был прилично «переформатирован»: население вынуждено было переселиться из центра в бывшие городские предместья — форштадты, на магазины были повешены амбарные замки, храмы перестраивались для военных нужд. Людям выдали лишь небольшие компенсации, никак не соответствующие масштабам реального ущерба.

Именно Игнатию Булгаку удалось добиться увеличения размеров государственных компенсаций, а также разрешения властей на возобновление в Бобруйске деятельности средней школы, для которой он даже пожертвовал свой здешний усадебный дом.

Для перестройки усадьбы под школу в город приехал известный в те времена архитектор, заведующий кафедрой архитектуры Виленского университета профессор Карл Подчашинский, отец которого когда-то был придворным зодчим самих Радзивиллов.

Посчитав это знаком судьбы, Булгак взялся уговорить заезжего архитектора помочь ему в осуществлении своей самой заветной мечты — возведении в древнем родовом поместье Жиличи величественного дворца, который затмил бы собой все подобные сооружения в западных губерниях Российской империи.

Подчашинский дал на это согласие, но… лишь частичное: он изготавливает только проект, а к строительству отношения не имеет. Булгак согласился, и к 1825 году маэстро подготовил необходимые чертежи и эскизы. А уж воплощать эти наброски в жизнь стали местные мастера под руководством студента Петербургской академии художеств Клобуковского. В Жиличах началось грандиозное строительство…

В поисках утраченного

Желающих узнать более подробно о самом дворце мы вновь отсылаем к нашему предыдущему материалу «жиличского цикла». А сегодня поговорим о некоторых нюансах интерьера здания.

Если бы каким-то образом во дворце удалось открыть музей не сейчас, а на полтораста лет раньше, то он точно был бы одним из лучших музеев на территории нынешней Беларуси.

Его экспонаты Игнатий Булгак начал собирать во время своих поездок по европам.

Предмет его особой гордости составляла уникальная коллекция античной скульптуры (собранная лично во время «французского похода» и путешествий по Греции и Италии) и каминных часов. Позже к ним добавилось собрание знаменитых слуцких поясов.

Стены Жиличского дворца украшали фамильные портреты представителей рода Булгаков. Очень интересно было бы посмотреть на них — ведь с большинством Булгаков мы знакомы лишь «заочно». Рядышком размещались полотна «на вольные темы». В частности, Игнатий Булгак владел тремя картинами с печатями Эрмитажа.

Современники рассказывают, что среди них было полотно «Святой Иероним», будто бы сотворенное кистью Тициана либо Хосе де Риберы. Припомним по случаю, что тициановский «Иероним» в настоящий момент находится в Лувре.

А вот с Риберой сложнее: испанец написал не менее 20 полотен, на которых был изображен этот святой, так что одно из них вполне могло оказаться и в Жиличах…

Не менее занятна и легенда, объясняющая переезд полотен из Эрмитажа под Бобруйск: согласно ей Булгак купил картины у одного из местных помещиков, которому их будто бы подарила тайная возлюбленная из великосветских дам императорского двора в Петербурге.

Гремела некогда слава и о библиотеке дворца. Правда, тут заслуга Булгака минимальна, ибо основная часть библиотеки досталась ему от тестя, родственники которого были, видать, знатными книголюбами и книгочеями.

Всего библиотека насчитывала более семи тысяч томов и манускриптов, среди которых были поистине уникальные экземпляры. Здесь же хранились родовые архивы Булгаков и Слизней. Будь они целы, история, которую мы сейчас рассказываем, наверняка была бы гораздо полнее и интереснее.

Но — библиотека была почти полностью уничтожена во время Польского восстания 1863 года…

К тому моменту, правда, «империя» Булгака уже распалась. Ее основатель умер в 1848 году и, согласно завещанию, имущество было равномерно поделено между пятью сыновьями Игнатия, а четырем дочерям было выделено приданое.

В том же 1848 году была проведена подробная опись всего комплекса, которая определила его стоимость — 62795 рублей. Впрочем, в описи 1857 года фигурирует уже другая сумма, на порядок больше предыдущей: 258 тысяч рублей.

Судя по всему, это было связано с тем, что строительные работы во дворце за эти годы существенно продвинулись.

Яблоко от яблони…

Согласно завещанию Игнатия Жиличи достались его младшему сыну Эдгару. Образ жизни того прямо-таки настаивает на том, чтобы перед словом «сын» сделать приписку «блудный».

Эдгар не имел семьи, зато имел дома в Петербурге и нескольких западноевропейских городах, на родине бывал довольно редко, предпочитая продолжительные странствия по разным континентам и веселое житье-бытье на «куршевелях» конца XIX века (правда, летом неизменно приезжал в Жиличи, где устраивал для местной шляхты знатные балы).

Вояжи и «куршевели» настоятельно требовали денег, поэтому белорусские имения Эдгара стараниями управляющих работали на полную мощность и на износ.

Кстати, в 1869 году в семье одного из таких управляющих Жиличским дворцом Ивана Левицкого родился сын Антон, ставший позднее известным под псевдонимом Ядвигин Ш. Он вошел в историю отечественной литературы как один из первых белорусских прозаиков.

Антон Левицкий прожил под Бобруйском недолго, а первое образование получил в школе, организованной соседом — Винцентом Дуниным-Марцинкевичем.

Вообще, в жиличском имении по разным причинам порой оказывались весьма интересные гости. Так, в 60–70-е годы сюда наезжал известный художник Наполеон Орда. Мастер сделал два рисунка местных окрестностей (которые сейчас стали существенным подспорьем для реставраторов).

Позже в Жиличах побывал весьма толковый представитель рода Булгаков — Ян Булгак, основатель польской фотографии. Тогда, правда, он был только начинающим фотографом. Ян сделал несколько фото в интерьерах дворца.

Датированы эти фото 1914 годом — годом начала Первой мировой войны…

Последним владельцем дворца и усадьбы был Мечислав-Эммануил Булгак. Он был племянником Эдгара, и дядя просто продал ему усадьбу (сумму сделки нам, увы, выяснить не удалось). Но в самом дворце Мечислав-Эммануил прожил совсем недолго — сразу после революции эмигрировал во Францию и умер в 1943 году в Каннах.

Призраки жиличского замка

По закону жанра — если есть дворец, значит, должны быть и привидения. Жиличский дворец в этом плане тоже старается быть в тренде. Ну, рассказ про девушку, заживо замурованную в фундамент, можно вплетать в историю большинства белорусских замков и дворцов по умолчанию (хоть и доказательств этому в нашем случае нет от слова «абсолютно»).

Есть, впрочем, и более занятная история. В гостиной — комнате официальных приемов — на стенах повторяется один и тот же орнамент, в котором можно (при большом на то желании) разглядеть лицо женщины. Одни утверждают, что это портрет первой жены Игнатия Булгака.

Изабелла умерла рано и, тоскуя по ней, хозяин дворца часами просиживал в комнате, любовался портретом — как минимум до того дня, когда он женился второй раз… на родной сестре Изабеллы Терезе. Но злые языки утверждали, что, глядя на стены, вздыхал Игнатий вовсе не о покойной супруге, а о своей крепостной, которую любил, но с которой не мог связать судьбу.

Потому и повелел сделать себе «комнату психологической разгрузки». Или «загрузки» — это уж как посмотреть…

Рабочие-реставраторы рассказывают о странных звуках, которые иногда раздаются в пустующих комнатах и залах дворца. Объяснить этот феномен легко: в стенах дворца проложены дымоходы, которые отлично проводят и забавно «преломляют» звуки.

Но если отбросить излишний прагматизм, то можно представить, что дворец просто хочет рассказать нам свои истории — о людях, которые жили здесь, о несметных богатствах, о страстях человеческих, о радостях и горестях.

Давайте попробуем прислушаться как следует…

Подготовил Андрей ЧИЖИК

С сайта http://komkur.info/history-of-bobruisk/saga-o-bulgakakh

Источник: https://proliv.livejournal.com/97797.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.