Тынский храм

Тынский храм, или пражский Собор Девы Марии перед Тыном

Тынский храм
Реклама контекстная в начале

Тынский храм (Týnský chrám), или Собор Девы Марии перед Тыном (Kostel Matky Boží před Týnem), расположенный на одной из сторон Староместской площади – еще одна визитная карточка Праги.

Возвышающиеся над чешской столицей темные готические башни этого храма легко узнаваемы многими путешественниками.

В то же время это – памятник чешской культуры, один из самых важных католических соборов столицы Чехии, усыпальница многих исторических личностей и, безусловно, одно из самых впечатляющих зданий в Праге.

Немного истории Тынского храма

Тынский храм получил свое название благодаря постоялому двору, где с 11 века останавливались на ночлег купцы, съезжавшиеся из разных уголков страны торговать своим товаром на центральной рыночной площади государства, ставшей позднее Староместской площадью. Для обеспечения безопасности купцов постоялый двор был обнесен забором, то есть тыном.

Вероятно, примерно в то же время рядом с постоялым двором, за забором, появилась небольшая романская церковь – впервые храм упоминается как молельня или церковь при больнице для иноземных купцов, приезжающих на тынский постоялый двор.

Таким образом, именно забору, то есть тыну, обязан своим названием отстроенный несколько веков спустя на месте небольшой церкви Собор Девы Марии перед Тыном.

В 13 веке тынская церковь стала приходской и ее перестроили в раннеготическом стиле.

Именно здесь читал свои проповеди выдающийся церковный реформатор Конрад Вальдгаузен, бывший одним из предшественников чешского национального героя Яна Гуса.

В середине 14 столетия в церкви была начата масштабная реконструкция в стиле высокой готики. По мере строительства нового храма старая тынская церковь постепенно исчезала.

Строительство Собора Девы Марии перед Тыном продолжалось почти два столетия. Проект храма был разработан Матье из Арраса, главным архитектором Собора святого Вита, а основные работы по возведению Тынского храма выполнил гениальный архитектор Петр Парлерж.

Памятник Яну Гусу на Староместской площади

В первой половине 15 века на этапе строительства башен и кровли, во время Гуситских войн, Тынский храм перешел под контроль гуситов и стал важным религиозным центром сторонников Яна Гуса, а строительство собора было остановлено.

Только спустя несколько десятков лет после подавления гуситского восстания и казни на Староместской площади последнего гетмана гуситов Яна Рогача и его сторонников, а также после возвращения храма католической церкви, строительство Собора Девы Марии перед Тыном было возобновлено.

Изображение Тынского храма в 1826 году

Великолепный готический Тынский храм был полностью достроен только в начале 16 столетия, последней была возведена северная башня, и Собор Девы Марии перед Тыном стал главным собором и духовным центром Старого города.

Однако во второй половине 17 века и в начале 19 столетия Тынский храм перенес огромные пожары, принесшие значительный ущерб внутреннему убранству собора и полностью разрушившие готический свод главного нефа, западный фронтон и крышу северной башни. Во время последовавших реконструкций внешние повреждения Тынского храма были полностью восстановлены, а значительная часть интерьера переработана в стиле барокко.

В 20 веке Собор Девы Марии перед Тыном подвергся комплексной реконструкции, были восстановлены ризница и северный портал, в пустовавшей со времен немецкой оккупации колокольне северной башни установлен новый бронзовый колокол, а реставрация интерьера и мебели продолжается и в наши дни.

Архитектурные особенности Тынского храма

Собор Девы Марии перед Тыном – трехнефная базилика с башнями на западном фасаде. Знаменитые 80-ти метровые готические башни Тынского храма не симметричны, это можно заметить, если присмотреться повнимательней.

Северная башня чуть уже и ниже, ее называют Евой, а южная башня, соответственно, чуть шире и примерно на 1 метр выше – это Адам: такое представление о дуальности мира характерно для готической архитектуры.

Обе башни окружены галереей с балюстрадой и увенчаны пирамидальными крышами.

Между башнями на фронтоне расположена раннебарочная позолоченная фигура Девы Марии с младенцем Иисусом на руках. Так было не всегда.

В то время, когда Тынский храм был религиозным центром гуситов, фронтон украшали статуя «гуситского короля» Йиржи из Подебрад и огромная золотая чаша – символ гуситов.

После поражения гуситов статую короля заменили фигурой Девы Марии, а из золотой чаши изготовили для нее ореол.

Самый красивый вход в Тынский храм, без сомнения – северный портал. Над ним в конце 14 столетия трудились скульпторы мастерской Парлержа.

Портал имеет сложную конструкцию с навесами для защиты скульптур, которые считаются шедеврами чешской средневековой культуры и демонстрируют сцены Страстей Христовых: бичевание, терновый венец и распятие.

В конце прошлого века все скульптуры заменены копиями, а оригиналы переданы Национальной галерее.

Готические шедевры Тынского собора

Внутреннее пространство собора впечатляет внушительными размерами: длина его главного нефа составляет более 50 метров, а высота – 44 метра.

Вертикальные линии и элементы, присущие готической архитектуре, прекрасно сочетаются с декором и интерьером собора, возникавшими постепенно на протяжении столетий.

Тынский храм представляет собой настоящую галерею произведений готического искусства, искусства эпохи Возрождения и раннего барокко.

Каменный балдахин работы М. Рейсека

Из сохранившихся готических деталей интерьера выделяется средневековая каменная кафедра второй половины 14 века, выполненная каменщиками мастерской Парлержа, работавшими и над Собором святого Вита в Пражском граде.

Самым важным декоративным элементом каменной кафедры считаются консоли с бюстами короля и королевы. Чрезвычайно красив позднеготический каменный балдахин над могилой епископа Августина Лукиана работы Матиаша Рейсека, главного архитектора Пороховой башни.

А в начале 2000 года реставраторы обнаружили сохранившиеся готические фрески конца 14 столетия, скрытые одним из алтарей в боковом нефе Тынского храма.

Еще одним уникальным произведением средневекового искусства считаются фигуры так называемого Тынского Распятия, расположенного в боковом нефе собора.

Тело Христа, его раны и муки, а также страдание на лицах Девы Марии и святого Павла выполнены с большим натурализмом. Все фигуры датируются началом 15 века.

Примерно в это же время была создана знаменитая готическая статуя Мадонны с младенцем Иисусом, так называемая «Мадонна Тына», расположенная на готическом алтаре.

Интерьер Тынского храма

Алтари Тынского собора, а их почти два десятка, вполне можно рассматривать как отдельную галерею чешской барочной живописи, скульптуры и художественного мастерства. Большую часть работ выполнил выдающийся чешский художник 17 столетия Карел Шкрета. Его шедевры можно увидеть и на великолепном барочном главном алтаре Тынского храма – Успение Девы Марии и Святая Троица.

Барочный интерьер Тынского храма, в центре — главный алтарь

Прекрасный пример средневекового художественного искусства – уникальная оловянная купель для крещения младенцев, созданная в самом начале 15 века и относящаяся к старейшим и крупнейшим в Праге.

Купель имеет форму перевернутого колокола, стоящего на трех когтистых львиных лапах.

Крышка купели, украшенная небольшой фигурой Иоанна Крестителя, изготовлена на четыре с половиной столетия позже самой купели – в середине 19 века.

Орган Тынского храма

Собор Девы Марии перед Тыном гордится большим количеством захоронений и сохранившихся надгробий.

Среди самых известных – надгробие знаменитого датского астронома и астролога Тихо Браге, служившего при императорском дворе Рудольфа II и захороненного в соборе в начале 17 века, а также надгробие Вацлава Берка из Дубы, умершего во второй половине 16 столетия, считающееся одним из самых совершенных и необычайно детализированным портретным надгробием эпохи Возрождения.

Особая гордость Тынского храма – орган, являющийся старейшим в Праге и датируемый второй половиной 17 века. Орган пострадал во время фашистской оккупации, но в конце прошлого столетия был восстановлен в Германии и вернулся в собор в 2000 году. В наши дни в Соборе Девы Марии перед Тыном регулярно проходят концерты классической органной музыки.

Легенды Тынского храма

Как у любого пражского собора, у Тынского храма есть свои легенды. Одна из самых известных связана с возведением храма, в ней утверждается, что дерево, приготовленное для строительства кровли Тынского собора, было использовано иначе.

Его использовали при строительстве виселиц для предводителя гуситов Яна Рогача и его товарищей, а крышу построили только несколько десятилетий спустя из дерева, предназначенного для возведения праздничных сооружений по случаю королевской свадьбы.

Незадолго до празднества король умер, и заготовленное дерево пустили на кровлю Тынского храма.

Другая легенда рассказывает, что несмотря на то, что тело «гуситского короля» Йиржи из Подебрад покоится в усыпальнице чешских королей в Пражском граде, его сердце было захоронено в Соборе Девы Марии перед Тыном.

Еще поговаривали, что в Тынском храме похоронены снятые со Староместской башни Карлова моста головы двенадцати мятежников, принимавших участие в восстании против династии Габсбургов и обезглавленных на Староместской площади.

Однако многократные поиски этих захоронений остались безуспешны.

Говорят, что многие надгробные плиты в Тынском храме сильно повреждены, потому что раньше считалось, что постояв на надгробии, можно излечиться от зубной боли, и плиты просто вытоптаны тысячами людей с больными зубами.

Еще говорят, что башни Тынского храма подсказали Уолту Диснею облик замка спящей красавицы. Это вполне может быть правдой, ведь собор представляет собой потрясающее зрелище днем, а уж ночью, на фоне темного неба, ярко освещенный Тынский храм просто великолепен.

Адрес: Týnská ulička 629/1

GPS: 50°5’15.753″N, 14°25’21.944″Е

www.tyn.cz

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Photos by flickr.com

Источник: https://ready2travel.ru/praga/obyazatelno/tynskij-hram.html

Тынский храм в Праге

Тынский храм

Тынский храм, расположенный в центре Праги напротив Староместской ратуши, завораживает архитектурным великолепием, а его история охватывает несколько эпох. Шпили костела, вздымающиеся над уютными пражскими улочками Старого города, служат бэкграундом для самых атмосферных фото столицы Чехии.

История и архитектура

Свое название святилище получило от Тынского постоялого двора — огражденного места, где за забором (тыном) в XIII веке останавливались на ночлег приезжие купцы. Автором проекта стал фламандский архитектор Матье Арасский, создавший собор Святого Вита.

Экстерьер Храма Девы Марии Тынской (Kostel Panny Marie před Týnem) встречает посетителей строгостью готики, характерной для мрачного средневековья, однако стоит зайти внутрь, как все вокруг преображается в величественных тонах ренессанса и раннего барокко. Неординарное слияние стилей смотрится на удивление гармонично, подчеркивая уникальность места.

Собор базируется на фундаменте римской постройки XI века, которую спустя пару веков перекроили в готический костел. Южную башню возвели лишь через 100 лет, в 1511 году, добавив к аналогичной северной башне времен Георгия Подебрадского. Высота каждой конструкции составляет около 80 м.

Зоркий путешественник сразу обратит внимание на разницу в пропорциях башен. Одна, получившая имя «Адам», действительно заметно толще другой, названной «Евой». Это даже породило миф, что башни небрежно перестроили после пожара 1679 года.

В действительности это не так. Огонь на самом деле сильно повредил верхнюю часть базилики, но вот реконструировать здание таким образом решили сознательно, под стать моде.

Нарочитая асимметрия присуща барокко, и в данном случае представляет собой дань эстетике, а не курьез зодчества.

На обозрение посетителей представлено обилие артефактов: древнейшая в Праге купель, датируемая 1414 годом, статуя Мадонны с младенцем, полотна Шкреты и Чермака и 19 алтарей, в одном из которых уже в наши дни нашли исторически значимую фреску с изображением св. Иеронима.

Любители древностей по достоинству оценят старейший в Праге орган. Он был создан мастером по фамилии Мундт в 1673 году.

К началу прошлого века изрядно потрепанный временем гигант был отправлен в Германию на реставрацию, благодаря которой удалось подарить ему вторую жизнь.

Теперь инструмент вернулся на родину и вновь поражает прихожан своим звучанием и эффектными габаритами, как и сотни лет назад.

Во время гуситских волнений собор удостоился отдельного витка истории — ему было суждено стать оплотом сторонников Гуса, которые впоследствии оставили храм за собой и назначили своего священника, чьё тело там ныне покоится. На территории находятся еще более полусотни захоронений, разнящихся по исторической значимости.

Из самых выдающихся можно выделить Тихо Браге — астронома с мировым именем, епископа Луциана, и еврейского мальчика Шимона, тайком посещавшего христианские проповеди. Узнав, что сын тяготеет к христианству и совершил обряд крещения, отец так рассвирепел, что приказал истязать и убить собственного отпрыска. При вскрытии могилы тело обнаружили нетленным.

В этом узрели божественное провидение и перезахоронили ребенка как мученика уже в стенах Тынского костела.

Кстати, раньше считалось, что ходьба по надгробиям устраняет зубную боль, поэтому состояние некоторых плит весьма плачевное.

Не менее занимательный факт связан с бревнами и досками, завезенными для строительства кровли храма.

Ко времени подавления гуситского восстания деревянные материалы использовали, мягко говоря, не по назначению — из них мастерили виселицы для казни мятежников, и израсходовали весь запас.

Крышу построили лишь несколько десятилетий спустя из дерева, предназначенного для возведения праздничных сооружений по случаю королевской свадьбы. Незадолго до бракосочетания король умер, и заготовленные стройматериалы пустили на кровлю Тынского собора.

Часы работы

По понедельникам храм закрыт. Со вторника по субботу время работы: с 10–00 до 13–00 и с 15–00 до 17–00. В воскресенье: с 10–00 до 12–00. Расписание можно уточнить на официальном сайте костела (только на чешском).

Посещение церкви бесплатно, однако рекомендуется оставить 25 крон в ящике для пожертвований около входных дверей. Поскольку костел действующий, доступ туристов ограничивается в дни религиозных праздников, когда проходят торжественные богослужения, и на мессу пропускают лишь прихожан.

Как добраться

Самый быстрый и удобный способ доехать до Тынского храма — это пражское метро (линия, А, зеленая ветка). Нужно выйти на станции «Staromestska» и пройти пешком около 500 м.

Сориентироваться просто — башни видны издалека. Особенно эффектно силуэт здания выглядит в темное время суток, когда включается подсветка.

Подземка работает с 4:34 утра, последний поезд возвращается на конечную станцию в 00:40.

Также можно доехать на трамваях 2, 6, 14, 17, 18 (днем) или 93 (ночью), на автобусах 194 или 207.

Туристы, ценящие время и комфорт, могут воспользоваться мобильным приложением такси Wundercar, UpTaxi, Uber и Liftago.

Нашли неточность? Сообщите нам.

Отзывов на Forsquare пока нет.

13:31

Прага.Музыканты на Карловом мосту. Собор Святого Вита. Пражский град.

Вопросов пока не поступало.

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/czech-republic/city/praha/temples/4173

Тынский храм

Тынский храм

Тынский храм (Týnský chrám) – главная католическая церковь района и украшение Праги. Находится на Староместской площади (Staromestske namesti). Храм Девы Марии перед Тыном – это огромная галерея работ множества мастеров. Одна из жемчужин храма – древнейший в столице церковный орган.

НАВИГАЦИЯ

  • 1 История
  • 2 Описание
  • 3 Как добраться
  • 4 Время работы

История

Храм заложили еще в конце царствования Иоганна Люксембургского (Johann von Luxemburg) в 1399 г. на месте небольшого романского костёла.

В XIII веке в районе разрушенной церкви (возведенной в XI веке, на деньги богатых горожан) поставили готическую постройку, а при Иоганне Люксембургском здесь вновь начал отстраиваться храм. Он стал основным храмом «Старого города» (Stare Mesto).

2 сентября 1347 года на престол короля Чехии коронован сын Иоганна – Карл IV Люксембургский (Karl IV Luxemburg), который продолжил работу своего отца в этом направлении.

Архитекторами строения стали фламандец Матьё Аррасский (Mathieu d’Arras) и немецко-чешский скульптор Петр Парлерж (Peter Parler).

Парлерж внес в планировку и оформление храма характерный ему готический стиль: огромный 28-метровый оконный проем, кружевная окантовка западного окна и окон центрального нефа, украшения пресвитерия.

Все это удачно сочетается с более поздними постройками храма XV века: башнями, кровлей и фронтонами. Окончательно строительство завершилось в 1551 году.

В начале XV века храм перешел в ведение гуситов, возглавляемых Якоубком из Стрдибра. Священником прихода был избран архиепископ Иоанн Рокициан (Jan of Rokycany), впоследствии похороненный в этом же храме.

Отдельно стоит упомянуть о предыстории появления кровли, так как она не совсем обычная. После Гуситских войн, король Сигизмунд I Люксембургский (Siegmund of Luxemburg)велел соорудить на Старогородской площади виселицы для повстанца Рогача (Rohac) и полсотни его сподвижников. На виселицы взяли деревянный стройматериал, привезенный для кровли костёла.

Еще через два десятка лет из этого же дерева была построена платформа для свадебной церемонии монарха Ладислава Постума (Ladislaus Postumus) и принцессы Франции Магдалены Валуа (Magdalena of Valois). Но перед самой свадьбой Ладислав в возрасте 17 лет скоропостижно скончался от лейкемии, поэтому торжество не состоялось. Только после этого кровля костела наконец-то была возведена.

Закончилось строительство храма при короле Йиржи из Кунштата и Подебрад (JirizKunstatuaPodebrad), ранее поддерживавшего гуситов, которого избрали правителем в Староместской ратуше в марте 1458 года.

Вскоре завершилось строительство башни на северной стороне здания, окончательно оформился фронтон главного нефа, на фронтоне между башнями установлена скульптура монарха Йиржи с чашей в руках.

В 1626 г скульптуру убрали, установив вместо нее Богоматерь К. Бехтелера.

В 1511 г. Закончилось возведение башни на южной стороне. Изначально она была высотой 80 м, но в 1679 г после пожара от молнии, уничтожившего часть строения, основной неф стал чуть ниже. В XVII в вместо готических, уничтоженных огнем, выросли барочные башни. Если посмотреть повнимательнее, можно увидеть, что одна башня шире другой.

Описание

Сегодня Тынский храм – это церковь с 3-мя нефами, башнями «Адам» и «Ева» (высотой по 70 м) и 3-мя хорами. Длина костёла 52 м, ширина – 28 м. Смешение стилей (готический, ренессанс и барокко) делают храм уникальным и неповторимым.

Фасад костёла – яркий пример готики, построен из известняка и необработанных каменных блоков. Если посмотреть на архитектурное строение со стороны Тынской (Tynska) улицы, то на Северном портале будут видны изображения сцен из жизни Иисуса.

В храме имеются множество выдающихся интерьерных решений:

  • 14 огромных картин Чермака (Cermak);
  • Украшенные алтари (19 шт.) архитекторов Ф. Каньки (F. Kanka), К. Шкреты (K. Skreta), Ф. Брокоффа (F. Brokoff), Я. Бендла (J. Bendl);
  • Центральный алтарь с двумя произведениями Шкреты;
  • В алтаре справа неф украшает скульптура Девы Марии с Иисусом, созданная в 1420 г. и названная «Тынская Мадонна на троне»;
  • Балдахин из камня архитектора Маттиаса Рейсека (Mattias Rejsek), выполненный в 1493 г.;
  • Старинная кафедра XV в. из камня;
  • Пара готических лавочек, консоли которых представлены коронованными головами;
  • Старинная пражская купель из олова с изображениями апостолов, созданная в 1414 г.;
  • Красивейший портал Парлержа в готическом стиле.

При восстановлении внутреннего состояния базилики в 2000 г., реставраторы нашли ценность, укрытую в алтаре – фреску XIV в. с ликом святого Иеронима с грозным львом.

Храм стал не только древним памятником архитектуры и музеем работ старинных мастеров, он вместил в себя больше 6 десятков захоронений известных и неизвестных людей, за которыми бережно и с почтением следят работники костёла. Здесь похоронен Тихо Браге (Tycho Brahe), астролог монарха Рудольфа II (Rudolf II). Спустя три года после смерти астролога, к его захоронению добавилась могила его супруги.

Также в храме находятся останки 12 казненных в 1621 г. восставших дворян, епископа Луциана (Lutjanus) и 12-летнего мальчика из еврейской семьи по имени Шимон Абелес (Shimon Abeles).

Ребенок в тайне от родителей ходил на службы, а потом и крестился. Отец, проведав о том, издевался над сыном и, наконец, убил его.

Когда захоронение вскрыли, тело ребенка было не тронуто временем и его похоронили снова, но уже как мученика.

Орган – творение немца Мундта (Mundt), созданное в 1673 г. К сожалению, от оригинала мало что осталось, сегодня можно услышать лишь отлично отреставрированный в Бонне инструмент. В храм Девы Марии его вернули в 2000 г.

В 1973 г. в Тынском храме началась очередная капитальная реставрация. Но, за неимением достаточного финансирования, работы еще не закончены. В 1992 г. на колокольне башни северной стороны появился колокол их бронзы весом 960 кг. Со времен нашествия Гитлера колокола на колокольне не было.

Как добраться

Храм расположен по адресу: Staromestske namesti, Praha 1 (Староместская площадь, Прага 1). Удобнее всего доехать до него не подземном транспорте, выход на станции «Staromestska» («Староместская»), по зленной линии А. Выйдя из метро, до храма можно добраться пешком, преодолев всего полкилометра. Купола башен станут ориентиром для всех желающих найти костёл.

По городу до площади идут трамваи: 2,6,14,17,18, 22, 23, 41, 53, 57, 59, ночью 93, автобусы 194, 207. Из любой точки города до храма можно доехать на такси, нужно просто сказать водителю: «Староместска намести», по-чешски название звучит так: «Храм Матки Боже пред Тинэм».

Время работы

  • Понедельник – выходной;
  • Вторника по субботу: с 10.00 до 13.00 и с 15.00 до 17.00;
  • Воскресенье – с 10.30 до 12.00;
  • Вход бесплатный, в составе экскурсии его стоимость колеблется от 10 до 30 евро.

К посещению церкви нужно подготовиться, там запрещено принимать пищу, пить, прикасаться к убранству храма. Также запрещено делать там фотографии и приносить с собой животных.

 За нарушение правил туристов могут даже арестовать.

Официальный сайт: tyn.cz

Лучше посещать костёл во второй половине дня, так как в первой там проходят богослужения, на которые из приезжих допускаются только паломники.

Источник: https://Prague4.me/dostoprimechatelnosti/sobory-xramy-monastyri/tynsky-chram.html

Тынский собор

Тынский храм

Прагу называют стобашенной, и это не только не преувеличение, но даже недооценка. На одной из гравюр Праги XVII столетия можно насчитать 146 башен, да и попытки самостоятельных подсчетов приводили исследователей примерно к этим цифрам.

Как бы там ни было, но из всего многообразия башен выделяются две – башни Тынского собора. Расположенный в сердце города, на Староместской площади, он представляет собой настоящую выставку раннебарочного, ренессансного и готического искусства.

Один из главных храмов Праги возник благодаря рынку, который располагался на теперешней Староместской площади.

Это было удачное место для торговли, находившееся на пути в Пражский Град и пользовавшееся популярностью у купцов и ремесленников всех мастей.

Рынок стихийно образовался в XI веке, и вскоре количество торговцев и покупателей стало таким, что возникла потребность в постоялом дворе. Его соорудили неподалеку от торговых площадей и для безопасности обнесли тыном, то есть забором.

В те годы в Чехии активно распространялось христианство, и церкви строились при любой возможности. Многолюдный рынок и забитый людьми постоялый двор были подходящим местом для очередного культового сооружения.

И оно возникло в том же XI столетии – тогда это был небольшой романский костел, в котором работала больница для иностранных торговцев, прибывавших на постоялый двор.

Двор, кстати, сохранился до сих пор – он известен под названием Унгельт и находится за храмом.

То первое романское сооружение простояло недолго – в XIII столетии на его месте в соответствии с тогдашней архитектурной модой возвели готическую церковь. Но и ее век оказался короток, что, возможно, связано с начавшимся в XIV столетии строительством громадного собора Св.

Вита в Пражском Граде. Старе Место не хотело отставать от левобережного соседа – нужно было построить что-то действительно крутое.

Так началось возведение храма Девы Марии перед Тыном в том виде, в котором мы знаем его сейчас, на романском и раннеготическом основаниях.

Эпопея с крышей собора

Основные заслуги в возведении приписывают Матье Аррасскому и Петру Парлержу, известнейшим архитекторам своего времени. Аррасский спроектировал и собор Св. Вита, однако после его смерти достраивать тот храм пригласили Парлержа, который заодно уж занялся и Тынским храмом.

К началу XV столетия храму Девы Марии не хватало только башен, крыши да фронтона. Но потом строительство сильно замедлилось – из-за гуситских войн было немного не до того, хотя одну башню все же построить удалось. Но наибольшие проблемы возникли с крышей.

Ее взялись строить уже после окончания всех волнений, однако, как оказалось, еще не все было кончено. Вскоре после того, как к собору подвезли бревна для крыши, был пойман Ян Рогач – последний лидер радикальных гуситов.

Вместе с ним попали в плен 52 его соратника. Всех привезли на Староместскую площадь, чтобы казнить, а для сооружения виселицы взяли те самые бревна, предназначавшиеся для крыши.

Как видно, строительство собора на было приоритетным.

Подходящий случай построить-таки крышу подвернулся только спустя два десятилетия. Король Ладислав Постум собирался жениться на французской принцессе Магдалене, и для свадьбы собирались возвести деревянные трибуны. Но Ладислав умер, не дождавшись бракосочетания, и материал для трибун пустили на кровлю Тынского храма. Нет худа без добра.

Завершение строительства

Благодаря смерти Ладислава королем Богемии (а позже – и всей Чехии) стал Йиржи из Подебрад – сторонник гуситов.

При нем строительство продолжилось – именно в этот период появились первая, северная, башня, а также фронтон центрального нефа.

Храм стал духовным центром пражских гуситов, фронтон был украшен изображением «короля гуситов», над которым поместили большую позолоченную чашу – символ Реформации и причастия в одном сосуде.

Чаша та была настолько большой, что, согласно легенде, в ней обосновались аисты. Они кормили своих птенцов лягушками, и в один прекрасный день одна из них свалилась на голову кому-то слишком важному. Этот человек стал объектом насмешек, а чашу якобы сняли.

Легенда интересная, но исчезновение гуситского символа связано с поражением гуситов в битве у Белой Горы (1620), после чего Тынский храм в Праге достался католикам, а точнее, иезуитам. Те избавились от вражеской символики, заменив изображение короля на фигуру Богоматери.

А ее сияющий ореол сделали из переплавленной чаши.

Но это все уже детали. По сути, законченный вид храм обрел в 1511 году, когда была построена вторая, южная, башня. В последующие столетия, конечно, не обходилось без пожаров и других неприятностей, которые сказывались на отдельных элементах внешнего вида и интерьера. То, что мы видим сейчас – результат нескольких реставраций и обновлений.

Внешний вид Тынского храма

Сегодня костел — это базилика с тремя нефами, где боковые нефы имеют в высоту по 24 метра, а центральный – 44. Причем главный стал ниже в результате случившегося в 1679 году пожара – тогда же свод был оформлен в барочном стиле.

Башни расположены у западного фасада, и они имеют свои имена и разные размеры.

Северную назвали Евой, южную окрестили Адамом, и как положено мужчине, Адам немного крупнее – приблизительно на один метр выше и чуть шире.

Башни украшены в изысканном позднеготическом стиле, они увенчаны угловым башенками и балюстрадами – что-то похожее всегда можно увидеть на иллюстрациях к детским книжкам про замки, принцев и принцесс.

Свет проникает в костел через готические, вытянутые вверх окна, декорированные резьбой по камню. Богаче других украшено 28-метровое переднее окно. Не менее шикарны и входы для людей, называемые в таких случаях порталами. Всего их четыре: два на западном фасаде, по одному на южном и северном.

Наибольший интерес представляет роскошный северный портал, расположенный со стороны Тынской улицы и изготовленный еще Петром Парлержем примерно в 1390 году. Портал украшен известным барельефом «Страсти Христовы» – шедевром чешской готической скульптуры.

Культурная ценность его такова, что оригинал поместили в Национальный музей, а на фасаде храма установили копию.

Интерьер собора

Внутреннее оформление в основном относится к барочной эпохе. С более ранних времен сохранились, например, самая старинная в чешской столице готическая каменная кафедра и купель из олова 1414 г.

изготовления, декорированная изображающими учеников Христа рельефами.

Кроме того, в 2000 году очередные реставраторы наткнулись на неизвестную ранее фреску в готическом стиле, зачем-то хорошо спрятанную в одном из почти двух десятков алтарей.

Алтари, к слову, исполнены в разных стилях. Главный из них являет собой пример раннебарочной архитектуры, изготовленный в 1649 году. Он украшен картинами кисти Карла Шкреты. В правом боковом нефе есть неоготический алтарь, где поставлена  готическмя Тынская Божья Матерь – статуя Мадонны с маленьким Иисусом, изготовиленная примерно в 1420 г.

Отдельный интерес вызывают резные надгробия, появлявшиеся в соборе на протяжении Средних Веков, эпохи Возрождения и Нового Времени – примерно 60 известных захоронений и несколько неизвестных.

Вероятно, самой известной персоной, покоящейся там, является датский астроном Тихо Браге, который окончил свои дни в Праге, где служил придворным астрологом у короля Рудольфа II. По приказу монарха ученого похоронили в Тынском храме, что было весьма неординарным событием: храм – католический, а Браге был протестантом.

Через три года рядом с Тихо была похоронена его супруга Кирстина. Надгробие украшено надписью на латыни о том, что власть и богатство временны, а наука – вечна.

Еще одно интересное надгробие содержит останки Шимона Абелеса – еврейского мальчика, вздумавшего сменить вероисповедание на христианское.

Результатом этого невинного желания стали сразу две смерти: отец Шимона сперва убил своего вероотступника-сына, а затем сам повесился.

С точки зрения католической церкви, мальчик явно пострадал за веру, за что и получил посмертные почести в виде пышных похорон и престижного места упокоения.

Считается, что в Тыне погребены также сердце Йиржи из Подебрад и 12 голов, принадлежавших некоторым из 27 участников восстания сословий, которых казнили по соседству – на Староместской. Некоторые надгробия не слишком хорошо сохранились, виной чему плохое развитие стоматологии в прежние времена.

Согласно бытовавшему среди пражан поверью, наступив на могильную плиту, можно было унять зубную боль. А поскольку хождение по могилам тогда не считалось чем-то зазорным, это был беспроигрышный ход, чем горожане и пользовались.

Будем надеяться, что это им помогало хотя бы в качестве плацебо, иначе надгробия повреждены напрасно.

Одной из самых ценных достопримечательностей внутреннего пространства храма Девы Марии перед Тыном является барочный орган. Его построил мастером из Германии Яном Мундтом и подмастерьями в 1670–1673 гг.

Сейчас он остается наиболее старым пражским органом и одним из старейших на континенте. Правда, он не дошел до нас в первозданном виде и пережил тонкую реставрацию. Для этого инструмент возили на родину, в Германию, где боннские мастера поколдовали над ним.

После этого орган вернулся в Прагу, где вы и можете его послушать и на него посмотреть.

Тынский храм пережил немало строительных, религиозных и политических перипетий, но несмотря ни на что достоял до нашего времени как одна из самых величественных пражских построек.

Над его архитектурой и интерьером работали десятки мастеров, каждый из которых был одним из лучших в своем деле в свою эпоху.

Сколько бы башен ни было в вашем туристическом маршруте по Праге, Тынский храм и две его башни нужно включить в программу обязательно.

Источник: https://pragatrips.ru/dostoprimechatelnosti/tynskij-sobor/

Тынский Храм Прага

Тынский храм

Храм Девы Марии перед Тыном — Тынский храм

Kostel Panny Marie pred Т’yпет — T’ynsk’y chr’am

Адрес: Прага 1, Старе Место, Староместская площадь.

Как добраться: станция метро «Staromestska».

Храм Девы Марии перед Тыном расположен в Старом Месте пражском. Изначально оно складывалось из поселений вокруг просторного огороженного рынка на правом берегу Влтавы, недалеко от древнего брода. Существуют записи, относящиеся к 1100 году, из которых мы узнаем, что на рынке каждую субботу были базары и здесь же происходили большие военные сборы.

Около рынка выстроили огороженный двор, который называли Тыном, а около него — таможню для иностранных купцов. Владелец каждого торгового каравана должен был заплатить пошлину (унгельт) и предложить свой товар местным купцам — иностранцам в Праге запрещалось торговать собственным товаром.

А так как в Тыне был постоялый двор со своим трактиром, вынужденная остановка часто оказывалась желанной.

Бывший огражденный купеческий двор Унгельт, или Тынский двор, появился в пространстве за храмом Девы Марии перед Тыном. На территории двора были складские помещения, конюшни, жилье для купцов и небольшой костел (будущий Тынский храм) с госпиталем, который предоставлялся заграничным купцам для отдыха.

Характерный образ тогдашнего Унгельта дополняли тысячи купеческих повозок: немецких, польских, русских, венгерских, венецианских, голландских, французских, греческих, армянских, турецких и арабских с невероятным количеством товаров. Каждый, кто переступил порог купеческого двора, автоматически попадал под королевскую охрану.

Храм Девы Марии перед Тыном — второй по своему значению после собора Святого Вита. Он стоит на месте романской церкви, когда-то построенной в Тыне для иностранных купцов. Вместо этой церкви в XIII веке была выстроена раннеготическая, а на смену ей пришел храм Девы Марии перед Тыном.

Строительство крыши собора должно было начаться в 1437 году, но бревна, привезенные для этой цели, были чиновничьей властью конфискованы и из них построили виселицы, дабы казнить захваченного в плен Яна Рогача из Дубе и его сподвижников.

Так что строительство крыши собора началось лишь через 20 лет после этого события и тоже было связано с трагическими событиями в чешской истории. Прага готовилась к грандиозным торжествам по поводу свадьбы молодого чешского короля Ладислава Погробка.

На Староместской площади должно было вырасти просторное ристалище для рыцарских турниров. Но незадолго до свадьбы Ладислав Погробек неожиданно умирает. Привезенное для строительства рыцарской арены дерево осталось не у дел, и его решили пустить на строительство крыши храма Девы Марии.

Постепенно собор был достроен. Последней возводилась южная башня храма в 1511 году.

Вершины своей славы храм достиг в период Реформации, когда здесь проповедовали предшественники Яна Гуса — немецкий проповедник Конрад Вальдгаузер и Ян Милич из Кромержижа.

В верхней части главного фасада, между двумя башнями, в нише треугольного щита в гуситские времена находилась статуя короля Йиржи из Подебрад с надписью Veritas vincit — «Правда побеждает», а над этой надписью возвышалась огромная позолоченная чаша — символ веры гуситов.

Именно эта чаша приглянулась аистам, где они и устроили свое гнездо. При этом наносили в чашу столько червей, змей и жаб, что вся эта живность начала падать сверху на головы прихожан и расползаться по улицам. Пражане были в ужасе.

Снять с собора свой главный символ гуситы не могли, дабы не выставлять себя на посмешище католикам. Когда аисты улетели в теплые страны, чашу пришлось прикрыть большой доской.

После победы Габсбургов в битве при Белой горе в 1620 году золотая чаша, символ Реформации, была изъята католиками и переплавлена. Из нее сделали образ Богоматери, который украшает храм и сейчас.

Роскошный северный портал изготовлен в мастерской Петра Парлержа, ему же приписывают и чеканный тимпан со страстями Иисуса (копия; оригинал в Национальной галерее в здании монастыря Св. Йиржи). Западный фасад и обе башни построены при гуситском короле Йиржи из Подебрад (1458–1471). Значительная часть внутренних помещений собора отделана в стиле барокко.

Костел горел в 1679 году, после чего главный неф стал ниже. Если внимательно приглядеться, можно заметить, что башни имеют различную ширину.

В начале 2000 года реставраторы обнаружили в костеле готическую фреску с изображением святого Иеронима со львом (конец XIV века), тщательно укрытую в одном из алтарей бокового нефа.

Орган Тынского храма — самый старый в Праге. Эта работа немецкого мастера Мундта датирована 1673 годом, реставрация проходила в Бонне, в 2000 году орган вернулся в Тынский храм.

Долгое время гордостью храма было более 60 захоронений — как известных, так и безымянных, — хранимых с великим почетом.

Когда 12 голов казненных в 1621 году чешских героев были сняты со Староместской башни у моста, они нашли свое место в Тыне.

Многие надгробия изрядно повреждены, поскольку в прежние времена не считалось зазорным наступать на могилу. К тому же многие верили, что это помогает при зубной боли.

Со времен немецкой оккупации колокольня северной башни пустовала вплоть до Пасхи 1992 года, когда там появился новый бронзовый колокол весом в 960 килограммов от фирмы Маноушек.

За готической церковной кафедрой находится мраморная надгробная плита датского астронома Тихо Браге. Приглашенный в Прагу в 1597 году Рудольфом II, он совместно с Иоганном Кеплером заложил основы для расчета траекторий планет.

Есть у Тынского храма и свое привидение.

Тынский храм

Точнее, оно принадлежит не собственно храму, а Унгельту.

Однажды в Унгельт прибыли турки, один из которых влюбился в красавицу-чешку, дочь староместского шинкаря. Сначала она избегала иноземного гостя, но турок был настойчив, и девушка стала отвечать ему взаимностью. Вскоре речь зашла о свадьбе.

Шинкарь не возражал против брака с иностранцем, но поставил условие — молодые не должны покидать Прагу. Турок согласился, но вынужден был отправиться на родину, чтобы получить согласие родителей.

Возлюбленная обещала его дождаться и дала ему в доказательство своей вечной верности перстень.

Но шли дни и месяцы, Прагу покидали турецкие купцы, а жених все не возвращался. Дочь шинкаря выплакала много слез, но турок не появлялся.

Вокруг нее увивались другие женихи, и через год она согласилась стать невестой другого. Вскоре сыграли свадьбу.

Потом случилось то, чего никто не ожидал: вернулся турецкий жених.

Остановился на постоялом дворе, едва перевел дух с дороги и тут же отправился к невесте — для того, чтобы узнать о том, что она стала чужой женой… Услышав новость, турок страшно побледнел, но взял себя в руки и сказал, что перед отъездом хочет хотя бы попрощаться. Девушка, подавив тревогу, отправилась на последнюю встречу с бывшим возлюбленным — и пропала. Поиски ни к чему не привели.

Прошло несколько лет. Закончился большой торг, местные лавочники и иностранные торговцы стали разъезжаться.

И вдруг из подвала дома, где останавливались купцы с Востока, выскочила до смерти перепуганная девочка и долго не могла произнести ни слова, дрожа от страха, — она нашла мертвую женскую голову. По волосам сразу узнали пропавшую невесту.

Никто не мог понять, как голова попала в подвал, — ведь туда много раз спускались люди и не могли ее не заметить. В подвале начали раскапывать пол и нашли неглубоко спрятанный скелет без головы. По остаткам одежды опознали дочь шинкаря.

Все пришли к выводу, что сделать это мог только турок-жених: ведь останки были закопаны в подвале именно того постоялого двора, где он обычно ночевал. Вскоре в подвале нашли и украшение, которое турок когда-то подарил своей невесте. Непонятно было лишь одно — откуда в подвале появилась голова, которой раньше там не было.

Девушку действительно убил бывший жених. Тело закопал в подвале, а голову уложил в шкатулку из дорогого дерева и сразу уехал домой. За неверность в его стране женщин всегда наказывали смертью, так что он лишь совершил справедливое возмездие. Однако он не мог расстаться со своей возлюбленной, поэтому в ларце, украшенном драгоценными камнями, увез ее голову.

Несколько лет турок всюду возил с собой ларец с головой. Его начала мучить совесть, преследовал дух убитой, из ларца слышались тихий плач и упреки. Доведенный до отчаяния турок решил закопать голову вместе с телом.

Тайно приехал в Прагу, пошел к Тыну, ночью залез в подвал, но не успел зарыть голову — оставил ее в подвале на том месте, где когда-то закопал тело дочери шинкаря.

После этого уехал, оставив себе на память только перстень, который когда-то получил от своей невесты…

Однажды поздно ночью около Тына шел бедный портной. Один он боялся идти темными пустынными улочками Унгельта, у входа в старинные подвалы увидел свет и решил попроситься на ночлег. Но тут из тени вышел турок в тюрбане, в широких шелковых одеждах, со светящимися, как угли, глазами, кивнул и медленно пошел дальше.

Полы его одежды распахнулись, когда он проходил мимо портного, и тот заметил в его руках длинную светлую косу, на которой болталась отрезанная человеческая голова… Турок дошел до постоялого двора, обернулся и спустился в подвал. Портной хотел позвать на помощь, но не мог вымолвить ни звука.

С тех пор Турка из Унгельта видели многие ночные прохожие. Иногда он появляется в подвалах под Унгельтом и в коридорах домов за Тыном, неожиданно вынырнет из тени, перейдет через улицу и снова исчезнет в темноте. А однажды его видели у входа на башню Тынского храма…

Тынский храм

Упоительной красоты архитектура, красные черепичные крыши, газовые фонари и необычайная атмосфера. Нетрудно догадаться, что речь идет о столице Чехии. Одной из самых популярных достопримечательностей в Праге является Тынский храм, фото на фоне которого считается непременным атрибутом туристического путешествия в эти места.

Чем интересного для туристов?

Тынский храм, он же Церковь Девы Марии перед Тыном – довольно заметное сооружение в Праге. Его черные шпили с золотыми шарами выглядят, словно царские короны на фоне красных черепичных крыш других домов. Именно этой фундаментальностью и величественностью храм покоряет своих созерцателей.

Строительство церкви началось еще в XIV, но закончить его смогли только к 1511 г. Очень быстро он завоевал статус духовного центра Старого города. Расположен храм в историческом центре, на Староместской площади.

Здание выполнено в стиле барокко, удерживая взгляды прохожих строгой готической красотой. Во внешнем облике угадываются еще и элементы барокко и раннебарочной эпохи.

Две башни вытянулись на 80 м в высоту, благодаря чему просмотреть их можно с любой точки исторического центра Праги.

Интересно, что они не являются симметричными: во-первых, их возводили в разное время, а во-вторых, такая черта присуща готической архитектуре.

Тынский храм внутри

Внутренняя отделка храма достаточно гармонично сочетается с внешней. При этом, проходя сквозь массивные двери Церкови Девы Марии перед Тыном, понимаешь, что отделка – не та вещь, которая всколыхнет чувство волнения.

Тынский храм в Праге — лицо и голос древнего города

Ведь внутри перед туристами раскрываются настоящие сокровища:

  • 19 богато украшенных золотом алтарей;
  • 14 больших картин кисти художника Ф. Чермака;
  • лавочки в готическом исполнении;
  • каменная кафедра в готическом стиле, изготовление которой приходится на XV век;
  • оловянная купель с ликами 12 апостолов, возраст которой свыше шести сотен лет;
  • полотна К. Шкреты «Вознесение Девы Марии» и «Троица», венчающие главный алтарь;
  • каменный балдахин 1493 г. авторства М. Рейсека;
  • фреска со святым Иеронимом от XVI века;
  • старинный орган, сотворенный в 1673 г. руками Мунда.

Кроме того, в храме существует свыше шести десятков захоронений. Что характерно, это люди как известные, так и представители низших сословий.

Как добраться до Тынского храма?

Приехать сюда можно автобусом №207 до остановки Náměstí Republiky, либо же трамваями №№2, 17, 18, 93 до станции Staroměstská.

  • Адрес: Staroměstské náměstí, Praha 1, Прага, Чехия
  • Телефон: +420 222 318 186
  • Сайт: tyn.cz
  • Время работы: ежедневно, с 10:00 до 17:00

Прага — достопримечательности:Все достопримечательности Прага

Все места

Источник: https://crafts-people.ru/tynskij-hram-praga/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.