Свято-Успенский мужской монастырь в Жировичах

Успенский монастырь в Жировичах и Жировичская икона Божьей Матери

Свято-Успенский мужской монастырь в Жировичах

У меня была давняя мечта — посетить Свято-Успенский Жировичский монастырь. Я уже даже не помню, почему это странное название города: Жировичи в Беларуси так запало в мою память. Возможно, это были книги про старинные монастыри или рассказы о чудотворных иконах.

Но когда во время планирования моего путешествия по Белоруссии на карте я увидела это название, то точно знала, что мимо этого мужского монастыря я не проеду и что мне непременно нужно там побывать.

Ставропигия — отличительный знак святости и благочестия

Слышали ли вы когда-либо такое необычное слово: ставропигия? Оно не часто встречается в нашем привычном лексиконе. А вот побывав в мужском Свято-Успенском ставропигиальном Жировичском монастыре, я вновь вспомнила его.

Так вот, ставропигия — это особый статус, который за особые заслуги присваивался православным лаврам, соборам, братствам, монастырям и также духовным школам. Те религиозные объединения, у которых есть этот высокий статус могут не подчиняться местной епархиальной власти. Подчиняться они должны только самому патриарху или же синоду.

Дословно «ставропигия» переводится как водружение креста. Это в буквальном смысле означает, что в этих монастырях крест водружали непосредственно патриархи. Вот и монастырь в Жировичах подчиняется только Патриаршему Экзарху всея Беларуси.

Жировичи — Пути обретения святой Иконы

По древнему преданию монастырь построен на том памятном месте, где в конце 15 века недалеко от имения Жировичи, принадлежавшему в то время Солтану Александру Юрьевичу, на камне появилась икона Божией Матери. Пастухи первыми заметили свечение, которое исходило от лесной дикой груши.

Подойдя ближе, в ветвях дерева, пастухи увидели икону Божией Матери, от которой и исходил этот мягкий, завораживающий свет. С благоговением взяв в руки икону, люди отнесли её и передали владельцу местности. Даже не выслушав то, что рассказали пастухи, Солтан принял икону и убрал её в скарбницу.

Всего через день в доме были гости, и гостеприимный хозяин захотел им показать недавно появившуюся у него таким неожиданным образом икону.

Но не нашёл её там, где совсем недавно оставил. Через некоторое время, там же в лесу пастухи снова увидели эту же светящуюся каменную икону. И опять же отнесли её землевладельцу. На этот, второй раз и он отнёсся к удивительной иконе с большим уважением. И там, где она была явлена людям, Александр Солтан в честь чтимой всеми Пресвятой Богородицы построил деревянную церковь.

Второе обретение Святыни

Через некоторое время рядом с новым храмом стали селиться люди. А икона стала проявлять свою чудотворную силу: многим помогла она избавиться от тяжелейших болезней, другим — в непростых жизненных ситуациях. К храму с исцеляющей иконой стали приходить и приезжать паломники со всего света.

В 1520 году сильный пожар превратил деревянный храм в пепел вместе с хранящейся в нём святыней. Долго люди потом искали чудотворный образ на пепелище, но безрезультатно. Ведь сама икона очень маленькая.

Удивительно, но Жировичская икона Божией Матери — самая маленькая из всех почитаемых икон Богородицы в христианском мире. Своими размерами около 5,6 х 4,4 см она похожа на нагрудную камею.

К всеобщему сожалению, икону посчитали утраченной при пожаре. Но спустя некоторое время, возвращаясь домой из школы, дети увидели около сгоревшей церкви неземной красоты Деву. Она сидела на камне и в руках держала икону, которую люди уже считали сгоревшей.

Побоявшись подойти поближе, дети побежали домой и рассказали всё взрослым. Вместе со священником вся деревня пришла к месту сгоревшего храма. Там на камне стояла зажжённая свеча, а рядом — икона, совсем не пострадавшая при пожаре. Сначала вновь обретённую святыню хранили в доме священника.

Позже, в 1555 году поставили новый храм, ещё более красивый, в честь этого Явления Божией Матери, и ценную икону поместили туда. Престолом в этом храме был именно тот камень, на котором сидела Пресвятая Дева Мария, когда её увидели дети. В начале 16 века при храме основали монастырь.

Сохранить и преумножить

За свою долгую, многовековую историю Жировичский монастырь был в составе Польши и в составе Речи Посполитой. Многочисленные войны, гонения и тяжёлые болезни оказали трагическое влияние на жизнь обитателей Жировичского монастыря — много людских жизней забрали они.

Но помощь и постоянное заступничество Богородицы никогда не оставляли монастырь, и в 1839 году он всё же вернулся к православию. В нелёгкие годы Первой мировой все почитаемые святыни перевезли В Россию, а Жировичскую икону — в Москву.

С первых дней Второй мировой войны монастырь был оккупирован немцами. После войны обитель эта полностью восстановлена. Все святыни, и конечно же чудотворная икона вернулись на родную землю.

Сейчас это знаменитый центр белорусского православия и величественный архитектурный комплекс. Он состоит из пяти действующих храмов и прилегающих к ним построек. Есть там пруд, сад, огород и даже пасека.

Свято-Явленская церковь

Явленская церковь построена во 2 половине 17 века, сейчас это самое старое здание монастыря.

Необычно то, что в церкви до сих пор нет электричества. Камень, где детям явилась Богородица освящён и теперь является Святым престолом храма.

Под полом этого небольшого здания находится усыпальница архиепископа Михаила Голубовича.

Каждый год 20 мая сюда приезжает много людей, потому что именно в этот счастливый для верующих людей день празднуется Явление Жировичской иконы Божией Матери. В помещении Явленского храма совершается благодарственная служба этой почитаемой всеми иконе.

Свято-Крестовоздвиженский храм

Доминантой всего ансамбля является Крестовоздвиженская церковь. Ее полное название: церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

В 1716 году прихожанка Элеонора Головщина пожертвовала 8 тысяч злотых на строительство храма Страстей Христовых в Жировичах, чтобы в нём проходили по ней панихиды.

Строительство церкви было полностью завершено в 1769 году. Это храм-кальвария, лобное место, символизирующий собой обряд паломничества в Иерусалим.

Половину внутреннего пространства этого уникального храма занимает лестница.

Это точная копия лестницы, ведущей Иисуса Христа на неправедный суд Понтия Пилата. По сложившемуся обычаю паломники совершали путь по 28 ступеням Святой Лестницы, передвигаясь на коленях, читая при этом молитвенные обращения к Богу.

Когда-то в каждую ступеньку был помещён небольшой ларчик с мощами некоторых святых. Но сейчас все они из ступеней вынуты и помещены в крест-мощевик. Находится он сейчас в Главном храме святой обители монастырском Успенском соборе, который был построен в 1613-1650 годах.

Свято-Успенский собор

Главный храм монастыря был основан в 1613 году. Деньги на строительство дал владелец Жировичей того времени Иван Мелешко, а внутренняя прекрасная отделка храма была выполнена на личные деньги Льва Сапеги — канцлера государства Великого Княжества Литовского.

Высота Успенского собора 40 метров, а его длина 55. Под строением раньше находились огромные подвалы, в которых была размещена братская усыпальница и похоронены некоторые знатные люди. В 19 веке усыпальницу замуровали, и всех умерших хоронить стали на всеобщем кладбище.

На стенах сохранились прекрасные росписи разных времён, а в самом центре — икона «Спас Вседержитель» в драгоценном окладе из серебра.

Николаевский храм с Чудотворной иконой

Каменная Свято-Николаевская зимняя церковь имеет общий с Успенским Собором вход. Небольшая по своим размерам, с удивительной красоты росписью по стенам, оригинально выполненным полом из мозаики она очень красива.

Внимание привлекают иконы «Спас», «Богоматерь», «Святой Николай» и другие. На горнем месте алтаря выделяется своей красотой образ Троицы.

Именно здесь сейчас находится чудотворная Жировицкая икона Божьей Матери. Она располагается в золоченном киоте слева от алтаря.

Водосвятная часовня

В центре монастырских строений находится Водосвятная часовня.

Здесь можно вдоволь напиться освященной воды и, при желании, взять с собой. Но нужно учесть, что рядом с обителью есть еще 2 источника, которые очень популярны среди местного населения и паломников. Но об этом речь пойдет чуть ниже.

Территория

Территория Жировичского монастыря для прогулок совсем небольшая, но очень уютная. В центре расположен прекрасная зеленый уголок, где так замечательно можно отдохнуть и насладится удивительными видами монастырских строений и послушать колокольный перезвон.

Для паломников и гостей работает монастырская трапезная и хлебопекарня. Здесь можно замечательно перекусить и увезти монастырские вкусняшки с собой. Что я с удовольствием и сделала, и еще несколько дней вспоминала прекрасных поваров, трудящихся в обители.

Источник: https://otpusk-zdorovo.ru/belarus-svyato-uspenskij-zhirovichskij-monastyr/

Белорусь, Жировичи. Монастырь Свято-Успенский мужской

Свято-Успенский мужской монастырь в Жировичах

В Беларуси есть много церквей, храмов, монастырей. Один из них – из числа ста наиболее почитаемых православных святынь в мире, который имеет древнюю историю. О нем и узнаем далее из статьи.

Маленькая икона

Почти полтысячи лет Свято-Успенский монастырь в Жировичах служит людям. А началась его жизнь с очень небольшой иконы. На этот счет есть легенда.

Своим возникновением храм обязан удивительному событию. Было это давно (в 1494 г.). Тогда пастухи, которые пасли стадо своего хозяина Александра Солтана, забрели в густой в лес. Остановились у дикой груши. И вдруг среди ветвей увидели какое-то сияние.

Это была иконка, которая висела прямо на дереве. С трепетным чувством сняли они образ. Принесли к хозяину. Тот чуть ли не отмахнулся от пастухов, даже не поверил этой истории. Равнодушно убрал находку в сундук. А к вечеру, пируя со своими гостями, вспомнил. Решил ее показать.

Пошел в комнату, чтобы взять, а на месте иконки не оказалось.

Утром он велел пастухам идти в лес, на то же место. Они пришли, оглянулись. Икона висела точно так же, на том же дереве – вся в лучах света. Взяли ее работники, вернули боярину.

И тогда только уверовал он в это чудо Божие. Принял дивную святыню с великим благоговением и сам отправился туда, где она была найдена.

Помолившись, пообещал Господу, что здесь, в Жировичах, возведет храм, и даст ему имя в честь Пресвятой Богородицы.

К чудотворному образу (Божией Матери) стали приходить люди, которые хотели вести монашескую жизнь. Так и образовался здесь мужской монастырь.

Ни разу не закрывался

В 1520 году церковь, выстроенную боярином, и соседние постройки уничтожил огонь. В пожаре, думали люди, пропала и икона. Однако вскоре ее нашли. И кто? Детишки, которые играли недалеко от пожарища.

Однажды (1613 год) уже новую деревянную Успенскую церковь передали базилианским (католическим) монахам. Они и построили каменный храм и такой же монастырь. Эти сооружения сохранились до наших дней, но с незначительными изменениями. А в 1839 году по разрешению императора Николая I весь монастырь перешел в православие.

Примечательно и то, что во времена Советов он не только не был закрыт, в нем даже работала духовная семинария. Здесь готовили будущих священников.

Исцеление души и тела

Летописцы старательно фиксировали всю историю монастыря. Не упустили, конечно, и тех многочисленных случаев чудесного исцеления людей от тяжелых болезней с помощью чудотворной иконы, что находится в Жировичах. Не одно лишь тело лечила она, но и душу. Помогала найти выход из сложных ситуаций в жизни.

Не только простые люди приезжали в Жировичи. Монастырь видел и королей Речи Посполитой, других высших особ. А на праздник Покрова только в XIX веке сюда прибывало очень много, порой более 30 тыс. человек из разных стран.

Любопытный факт: перед этой иконой (названной “Жировичской Божией Матери”) склоняли голову не одни лишь православные. В одном римском монастыре, который принадлежит базилианскому ордену, есть ее копия. В столице Италии она очень почитается.

«Надо поехать в поселок Жировичи. Монастырь следует обязательно посетить», – такие планы строят многие люди. Они преодолевают сотни, а то и несколько тысяч километров для того, чтобы склонить голову перед иконой чудотворною, напиться воды из источника и просить Богоматерь исцелить от недугов.

Три стиля архитектуры

Историки подтвердят, что этот монастырь (Жировичи, Беларусь) стал широко известным и богатым к XVII веку. И столь же почитаемым, как и католический в Польше, в городе Ченстохова. Он тоже имеет свою икону Божией Матери и славится ею. Этот монастырь стал памятником истории и символом единства польской нации.

А вот Жировический строили в XVII и XVIII веках. Поэтому он очень интересен с точки зрения зодчества. Ведь в нем соединены такие стили, как рококо, барокко и классицизм. Весь ансамбль состоит из нескольких частей: Собора (Свято-Успенского) – раз, церквей Крестовоздвиженской и Богоявленской – два, колокольни – три.

На территории также есть учебные заведения (семинария, духовная академия). Добавьте корпуса для жилья, хозяйственные постройки, трапезную и др. Целый городок! А со временем вблизи выросла деревня.

Интересно, что сами монахи сейчас возрождают Старые Жировичи – ту самую деревеньку, где давно жил упоминаемый в легенде помещик Солтан.

Ночлег в святом месте

Когда путешествующих стало набираться очень уж много, то выстроили для них Дом паломника. Он в 500 метрах от монастыря. Здесь люди могут отдохнуть и даже переночевать. Только надо заранее забронировать себе место.

Причем женщин поселяют именно в него, а мужчин размещают в разных местах (на территории монастыря). Конечно, это не отели, как мы привыкли их понимать. Придется день-два провести без обычных удобств. В доме имеются трех-, шести- и десятиместные комнаты.

В них нет никаких излишеств, только все самое необходимое.

Открыта для приезжих и трапезная. Все приготовленное в ней – очень вкусное и полезное. Большинство овощей выращивают монахи на своих огородах. Обеды платные, но недорогие. Мясных блюд здесь не бывает.

Словом, привлекательно все: сам административный центр Жировичи, монастырь. Фото, представленные в статье, это подтвердят.

Есть что посмотреть

Прежде всего, привлекает Успенский собор. Необычна история его преобразования. Ведь вначале собор построили в стиле барокко. Окончание работ пришлось на 1650 год. На фасаде он имел две красивые башни. Позже, уже в первой половине XIX века, провели реконструкцию.

И в облик собора добавились иные черты – классицизма. Башенки разобрали, декор поменяли. Внесли изменения и в форму купола, барабана для света. Фасады решили украсить колоннами и пилястрами. Завершались они треугольной конфигурации фронтонами.

Только внутреннее убранство храма сохранили барочным.

Под Свято-Успенским собором имеется целебный источник. Согласно старинной легенде, он забил, когда здесь нашли икону. Храм (самый первый, сгоревший потом) специально возвели рядом с этим местом. Сейчас размещение его алтаря отмечено небольшим деревянным крестом. Это и есть та самая точка, где чудесная иконка явилась людям. Все это стоит увидеть собственными глазами.

Специальные туры

Поскольку количество людей, желающих побывать здесь, с каждым годом все увеличивается, были организованы паломнические поездки. Поехать в Жировичи, монастырь осмотреть как памятник архитектуры и приобщиться к святыням стремятся многие.

Подобный вояж начали включать в свои планы и туристические фирмы. И увидели, что очень востребованным оказался маршрут в деревню Жировичи (монастырь). Экскурсия по нему вызывает восторженные отклики. Спада количества желающих приехать сюда пока не наблюдается. Едут со всех концов страны.

Много туристов – из зарубежных государств.

Можно и самому предпринять такой вояж. У кого есть машина – вообще не проблема. А некоторые объединяются в группы, компании, и едут на небольших автобусах.

Конечный пункт известен: Жировичи (монастырь). Как доехать, мы расскажем. Точный адрес такой: Беларусь, область Гродненская, Слонимский район. Сам поселок – в 11 километрах от райцентра. Точный адрес: улица Соборная, 57.

Вот вы приехали на поезде в Гродно. Из него прямых автобусных рейсов до Жировичей нет. Необходимо добираться сначала в Слоним. По времени это два часа (надо выезжать рано, в 7 утра). А из райцентра до нужного поселка автобусы ездят часто. На весь путь уйдет полчаса.

Святые источники

Помимо осмотра монастырского городка непременно пойдите к святым источникам. Здесь их только три. Правда, для гостей открыты лишь два, так как один расположен под алтарем. И имеют право спускаться к нему лишь монахи. Но самое интересное – это тот самый источник, который и пробился из-под корней груши, где появилась чудесная икона!

И еще момент. Оба родника – на одинаковом расстоянии от мужского монастыря. Но называют их так: Дальний и Ближний. Первому примерно две сотни лет. К нему надо идти прямо по центральной улице поселка. Близ него и летом, при сильной жаре, всегда прохлада. Ее создают высокие деревья с густой кроной, окружающие источник. Устроена здесь и купальня.

К Ближнему же источнику (его освятили 9 лет назад) ведет дорога, что тянется на город Ивацевичи. Здесь устроены купальни – для мужчин и женщин.

Это очень удобно, особенно для тех, кто приехал в составе туристических групп. Рассказывают, что зимой, безусловно, в воду люди не заходят – холодно.

Но самые отважные ради приобщения к этой святыне и своего оздоровления все же спускаются в ледяную купель.

Прикоснуться к чуду

Монастырский комплекс большой. Целую экскурсию по нему обычно проводят. Это осмотр и собора Свято-Успенского, и пристроенной к нему церкви Никольской. На очереди – и Явленская, также Крестовоздвиженская и Георгиевская.

Любопытно подняться на звонницу, заглянуть в здания старой и новой семинарий. И, конечно, в трапезную. Главное, ради чего сюда едут, – прикоснуться к главной святыне, Жировичской иконе Божией Матери. Она, кстати, самая маленькая из чудотворных.

Всего с ладонь.

Также стоит посмотреть на тот камень, что хранит следы Богородицы, и на Евангелие – Жировичское, рукописное.

Благородные, светлые чувства рождает монастырь в Жировичах. Отзывы тех, кто в нем побывал, достояны того, чтобы записывать их и составить целую книгу. Пригодится для потомков.

Источник: http://fb.ru/article/204543/belorus-jirovichi-monastyir-svyato-uspenskiy-mujskoy

Свято-Успенский Жировичский монастырь

Свято-Успенский мужской монастырь в Жировичах
Свято-Успе́нский Жиро́вичский монасты́рь (белор. Жыровіцкі манастыр) — мужской ставропигиальный монастырь Белорусской православной церкви, расположенный в деревне Жировичи Слонимского района Гродненской области.

Один из основных центров белорусского православия и огромнейших в стране строительных ансамблей XVII—XVIII веков.

Священноархимандрит обители митрополит Минский и Слуцкий Павел (Пономарёв). Наместник ― архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий (Апалько).

Адресок: 231822, Беларусь, Гродненская область, Слонимский район, Жировичи, ул. Соборная, 57.

1 История2 Строительный ансамбль2.1 Успенский собор2.2 Никольский храм2.3 Крестовоздвиженская церковь2.4 Явленская церковь2.5 Георгиевская церковь2.6 Здание семинарии3 Главные даты и празднования4 Реликвии5 Примечания6 Библиография7 Ссылки

История

Православный монастырь появился на месте, где, согласно преданию, в 1470 году, по другим данным в 1490 году, 20 мая была явлена Жировицкая икона Божией Мамы. Сначала известен как православный монастырь, после монастырь ордена базилиан, основанный в XVI в. Поначалу был древесным, сгорел в 1655 году. Потом равномерно восстанавливался.

Уния в Жировицах была принята в 1609 г. по просьбе Виленского суда. В 1613 году монастырь перешёл в руки базилиан (монахи греко-католического ритуала, другими словами униаты). В XVII―XVIII веках был духовным и административным центром белорусско-литовских униатов.

В 1839 году епископ Иосиф Семашко, пользуясь покровительством правителя Николая I, вкупе со священством и братией монастыря перешёл в православие и монастырь был возвращён Православной Церкви.

В Успенском соборе до XIX века хранился рукописный монумент XV века — Жировичское Евангелие.

В 1921 году Гродненская губерния перебежала в состав Польши. В 1934 году польские власти расположили в части монастыря сельскохозяйственную школу, существовавшую до 1939. Невзирая на это, в монастыре жили 10 монахов.

Богослужения в монастыре проходили как после раздела Польши в 1939 году, так и в годы оккупации во время 2-ой мировой войны. В послевоенные годы он также оставался действующим, причём сначала 1960-х годов отдал приют сёстрам 2-ух закрытых дамских монастырей Белоруссии ― Рождество-Богородичного Гродненского и Полоцкого Спасо-Ефросиниевского.

В 1912—1915 годах в монастыре «на покое» (практически — в ссылке) жил епископ Гермоген (Долганёв), с 1965 года до кончины в 1978 году — архиепископ Ермоген (Голубев).

В 1945 году на местности Свято Успенского Жировичского монастыря были открыты богословско-пастырские курсы, перевоплощенные в 1947 году в Минскую духовную семинарию.

Начиная с 1959 года власти русской Белоруссии методично не допускали набора абитуриентов в семинарию, и она в 1963 году «самоликвидировалась»; вновь открыта в 1989 году благодаря почётному патриаршему экзарху Митрополиту Филарету (Вахромееву).

В 1991 году Минской духовной семинарии дан статус высшей духовной школы.

Строительный ансамбль

В комплекс монастыря входят 4 храма+примыкающие постройки : Явленская церковь, Крестовоздвиженская церковь и Успенский собор, звонница, зимний храм во имя свт. Николая Чудотворца, церковь вмч. Жору Победоносца(находится на кладбище), здание семинарии, жилой монастырский комплекс, трапезная, хозяйственные постройки, огород.

Как строительный ансамбль имеет нерегулярную планировку, живописную объемно-пространственную композицию и выразительный силуэт. Центр композиции ― Успенский собор, соединенный скрытыми переходами со зданием семинарии и жилым корпусом, в нижнем этаже которого арочный проезд.

Здание семинарии сформировывает парадный двор перед апсидой собора. Около восточного крыла семинарии прямоугольный двор, окружённый одноэтажными корпусами. К юго-востоку от собора Богоявленская церковь.

В восточной части местности монастырского комплекса на самом высочайшем месте Крестовоздвиженская церковь, являющаяся доминатной ансамбля.

Успенский соборЗаложен как главный храм монастыря базилиан. Каменная 3-нефная купольно-крестовая базилика (длина 55 м, высота ок. 40 м) с полукруглой алтарной апсидой со ступенчатым контуром.

Поначалу построен в стиле барокко (окончен в 1650 году), имел две башни на главном фасаде. После реконструкции в первой половине XIX в. приобрёл черты классицизма.

Были разобраны башни, изменены декор, форма светового барабана и купола, фасады оформлены колоннами и пилястрами и завершены трёхугольными фронтонами. Интерьер сохранился барочный.

Из-под собора лупит лечебный источник, появившийся, по легенде, при обнаружении иконы.

Успенский собор был построен недалеко от того места, где стоял 1-ый, спаленный храм. В текущее время место алтаря первой жировичской церкви отмечает маленькой древесный крест. По плану архитекторов алтарь нового храма разместился в точности над местом, где вышло расчудесное явление иконы.

Никольский храм

Свято-Никольская (зимняя) церковь имеет общий вход со Свято-Успенским собором. Это каменная церковь с необычным мозаичным полом, что делает воспоминание пещерного первохристианского храма. Церковь имеет соответствующую структуру трапезной, прямоугольная в плане (20*7 м), низкая, с прекрасным полуциркульным сводом без арок, но с арочным просветами (люнетами).

В 1847 г. был устроен иконостас, вписанный под арку свода (наибольшая высота 3,8 м); резьба и позолота по полименту производились в Петербурге, иконы («Архидиакон Стефан», «Спас», «Богоматерь», «Святой Николай», «Тайная вечеря», «Святая Екатерина», четыре вида евангелистов) писались в Академии художеств.

В 1854 г. церковь была расписана: своды и стенки покрыты масляной сюжетной и орнаментально-декоративной разрисовкой, украшены лепным декором растительно-геометрического орнамента; опорные конструкции — фресковыми декоративными рамами (филенками) в стиле рококо. В алтаре на горнем месте находился образ Троицы (100*70 см) .

В 1937 г. храм был серьезно отремонтирован, снутри побелен и покрашен. Посреди образов богатым содержанием и отточенной красочной манерой выделяется «Святой Николай с житием» петербургского академического письма XIX в., подаренный в 1990-е гг. священником из Санкт-Петербурга.

Крестовоздвиженская церковьПостроена в 1769 году. Каменный однонефный храм-кальвария, посвященный всераспространенному в XVIII веке ритуалу, символирующему паломничество в Иерусалим.

Снутри церкви половину строения занимает лестница, копия Святой лестницы (лат. Scala Santa), которая находится в Латеранской базилике Св. Иоанна в Риме.

В Крестовоздвиженской церкви лестница начиналась от дверей храма. Она занимала половину внутреннего места и выводила на алтарную площадку, торцевая стенка которой была умело расписана многообещающей живописью.

Благодаря принятому строительному решению и многообещающему рисунку достиг­нут призрачный эффект необыкновенной глубины храма, при сравнимо маленьких размерах церкви (12х25 м).

Огромные окна отлично освещали внутреннее место, заполняли его светом и позволяли гостю уже от входа в деталях разглядеть роспись интерьера. Эта роспись, выполненная в 1777 г. монахом Шалашевичем, создавала эффект глубины интерьера маленький по внутреннему объёму церкви.

Боковые стенки храма также были украшены росписями, изображавшими ангелов, сцены Евангельской истории. К огорчению они были уничтожены во время 1 мировой войны.

По обычаю, паломники подымалиь по 20 восьми ступеням Святой Лестницы на коленях, сопровождая собственный путь особенными молитвами. Когда-то в каждую из ступеней был помещен ковчежец с мощами святых. Во 2-ой 2-й половине XIX в. они были вынуты из ступеней и помещены в крест, находящийся в Успенском соборе монастыря справа от Королевских ворот.

В современном храме есть 3 восстановленные фрески:1. Несение Господом Иисусом Христом креста на Голгофу, 2.Обретение Животворящего Креста Господня равноапостольной царицей Леной в 326 году и 3.

В алтарной части фреска Воскресения Спасателя. В храме была устроена 1-ая колокольня, но заместо колоколов были железные лупила. Главный фасад имеет вытянутые пропорции и заканчивается высочайшим фронтоном с башенкой.

Схожая башенка высится над алтарной стенкой

Явленская церковьФайл:Жыровічы, Яўленская царква 1.jpgХрам в честь Рождества Божией Мамы (Явленская) церковь

Построена в 1672 году, освящена в честь Рождества Богоматери.

Прямоугольный в плане объём церкви накрыт двухскатной крышей с древесным барабаном и куполом в средней части. Главный фасад оформлен пучками волют, выступает за границы объёма полу колонн и фигурным фронтоном и закрывает боковые стенки церкви.

Другие фасады сдержанно обработаны лопатками, ординарными карнизами и обрамлением окон.

Георгиевская церковь

5-ый храм Жирович — это древесная Георгиевская (Юрьевская) церковь XVIII в., построенная в виде прямоугольного сруба. Церковь находится на древнем кладбище, на северо-западной окраине Жирович, на так именуемой «Юрьевой Горке». Местность тут очень живописна, с горы раскрывается красивый вид на монастырь.

С появлением кладбища и строительством храма связаны действия 1710 г. После окончания польско-шведской войны, в местности, опустошенной войной, начался упадок и заболевания. В особенности ожесточенным стало моровое поветрие 1710 г.

, стопроцентно опустошившее Жировичи и монастырь. Из всей братии в живых остался только иеромонах Николай Окуневич. В одиночку он похоронил более 600 человек, погибших от эпидемии.

Некое время спустя на новеньком кладбище усердием настоятеля Жору Шаталловича и была построена древесная церковь Св. Жору Победоносца.

Церковь представляет собой простой тип храма с пятигранным апсидным прирубом. Храм накрыт двухскатной крышей, у западного фасада имеющей маленький барабан с куполом. Этот декоративный элемент выделяет главный фасад постройки. Над основным фасадом — фигурная барочная башенка. Стенки вертикально заштукатурены. Апсида выделена маленьким выступом, обширно раскрывается в залу.

Декоративный акцент интерьера — иконостас с затратной резьбой

Обычное плановое и объемное решение, умеренный набор декоративных деталей церкви приближает её архитектуру к древесному народному жильу. Церковь является монументом народного зодчества с чертами барокко . В этой церкви под полом находится останки известного писателя, протоиерея Планида Янковского (1810—1872).

В денек святого великомученика Жору, 6 мая (по новенькому стилю), после литургии, совершаемой в Успенском соборе, братия монастыря, учащиеся духовных школ и бессчетные паломники крестным ходом направляются в Георгиевский храм, в каком совершается водосвятный молебен.

Здание семинарии

Здание, сейчас занимаемое Минской духовной академией, выстроено униатами в 1710 году, как калегиум для философов, богословов, а в следующем и священннослужителей униатской церкви. В 1870 году было реконструировано литовским епархипльным архитектором Т. Савичем.

Имеет симметричную объемно-пространственную экспозицию. Четырёхэтажное П-образное каменное здание в плане, накрыто мансардной крышей. Центр фасада выделен фигурным фронтоном, в центре дворового фасада выступает объём парадного зала, перекрытого цилиндрическим сводом с распалубками.

Планировка галерейная, коридоры и подвалы перекрыты крестовыми сводами.

Минская духовная семинария имени Вселенских Учителей и Святителей Василия Величавого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста является высшим богословским учебным заведением Белорусской Православной Церкви, учрежденным с целью подготовки священнослужителей, богословов, преподавателей, других церковных работников для служения на приходах, в епархиальных и синодальных учреждениях, духовных учебных заведениях, зарубежных представительствах и других церковных и светских организациях.

Главные даты и празднования

Деньки особенных служб в монастыре:20 мая — Память расчудесного Явления Чудотворной Иконы Богоматери в Жировичах,28 августа — Память Успения Божией Мамы — престольный праздничек обители,19 декабря и 22 мая — Денек памяти Св.

Николая Чудотворца — престольный праздничек зимней церкви,7 июля — Рождество Иоанна Предтечи — престольный праздничек Предтеченского, правого придела Успенского собора,6 сентября — Память преподобномученника Серафима, архимандрита Жировичского,14 октября — Покрова Пресвятой Богородицы — престольный праздничек Покровского, левого придела Успенского собора.

Реликвии

Основная святыня монастыря — чудотворная икона Божией Мамы Жировицкой. Это самая малая из почитаемых богородичных икон в христианском мире, размер её 5,6 х 4,4 см.

Каждое утро, после Божественной Литургии, совершается молебен с акафистом Божией мамы перед иконой.

Особо чтимый праздничек — явление иконы — 7/20 мая, 6 сентября — память новомученика и духовника Белорусского Серафима Жировичского.

Также имеется крест-мощевик, частицы мощей святых: святителей Николая Чудотворца, Игнатия Брянчанинова, Луки Войно-Ясенецкого, виленских страдальцев: Антония, Иоанна и Евстафия, преподобных Оптинских старцев, преподобной Ефросинии Полоцкой, преподобного Александра Свирского, блаженной Матроны Столичной.

Источник: http://necrotula.ru/monastyr/svyato-uspenskij-zhirovichskij-monastyr

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.