Свято-Успенский монастырь

Содержание

Свято-успенский монастырь в скале в Бахчисарае

Свято-Успенский монастырь

Его называют Крымской Лаврой. Ученые предполагают, что святая обитель была основана в VI веке. Христианские захоронения, найденные археологами на территории монастыря, относятся к этому времени. В позднеантичный период христианство уже пришло в земли Тавриды, но еще не набрало силы.

Только через 200 лет византийские миссионеры-проповедники двинутся на полуостров, спасаясь от преследования властей. В начале VIII веке правитель Лев III Исар начнет борьбу с иконопочитателями и заставит многих православных покинуть земли Византии. Они выберут в качестве убежища полуостров Крым, и образуют поселение, которое назовут Мариамполь.

В переводе с тюркского это слово означает «Ущелье Марии».

К Успенской скале в Бахчисарае во все времена шли монахи и миряне на поклонение Богородице. В скиту, расположенном в горном ущелье, долгое время находилась главная икона обители – Па­на­гия. Также её называют Бахчисарайской Божией Матерью. Монахи и паломники уверены, Царица Небесная распростерла над этим местом свой покров, она хранила обитель во все времена и хранит сейчас.

Предания Успенского пещерного монастыря

Христианские источники не сохранили исторических свидетельств явления чудотворной иконы, но до наших дней дошли три предания. Первое рассказывает о змее, терзавшем окрестности в давние времена. Животные покинули леса Бахчисарая, и страшное чудовище начало пожирать людей. Никто не мог победить его. Жители долины молили Богородицу избавить их от мучителя.

Однажды глубокой ночью один из праведников увидел свет, горевший в ущелье, где жил змей. Он решил, что это знак, и уговорил своих соплеменников подняться наверх. Мужчины высекли в скале ступени, и зашли в пещеру. На каменном полу лежал поверженный змей, а над ним горела свеча. И увидели жители долины в её сиянии образ Владычицы Небесной.

Чудовище было немедленно сожжено, а ущелье с тех пор почитается святым местом.

Змей, пожирающий людей и скот, частый образ в христианской символике. Он олицетворяет язычество и идолопоклонство. Ученые считают, что в средневековый период он начал ассоциироваться с мусульманством – религией захватчиков. Обычно чудовище убивает главный русский воин Георгий Победоносец. Он пронзает его копьем и топчет конем. Этот сюжет неоднократно изображался на древних иконах.

Второе предание иное. В нем говорится о явлении иконы пастуху. Молодой юноша водил отару овец вблизи Успенской скалы. В один из жарких летних дней заметил он на вершине свет, поспешил туда и узрел чудо. Высоко над землей парила икона Богородицы, а перед ней горела свеча.

Пастух рассказал об увиденном своему правителю. Князь Михаил велел перенести Божий Образ во дворец. Слуги выполнили его волю, но в следующую ночь Панагия вновь появилась на скале. Снова внесли икону в дом, и опять она вернулась на прежнее место.

Тогда владыка бахчисарайской земли решил высечь храм в горе, находящейся напротив места, где явился образ. С молитвой подданные князя взялись за дело, и прорубили пещеру. Поставили рядом с ней лестницу. Храм освятили в честь Успения Богородицы, потому что именно в этот день пастух увидел чудо.

По преданию, именно с церкви в скале и начинается история Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря в Крыму.

Последнее предание еще интересней, поскольку больше похоже на правду. Она говорит, что икона хранилась в Сумельском ските – монастыре конца III в. н.э., который располагался вблизи греческого портового города Трапезунда. Основателями обители считаются монахи Варнава и Софроний.

Они покинули Афины, где родились и приняли постриг, и отправились к Святому Афону. Их путь лежал через пустыню, по которой их вела икона Богородицы Одигитрии. Христианские тексты утверждают, что она была написана одним из апостолов – Евангелистом Лукой. Всего он написал 72 образа Небесной Царицы.

Существует предположение, что именно Одигитрия была перенесена в Крым.

Не все историки верят, что византийцы были основателями обители. Архитектурные особенности пещерных храмов не соответствуют византийской религиозной традиции. Согласно ей иноки должны были жить сообща, в одной спальне. А Свято-Успенский мужской пещерный монастырь в Бахчисарае полуострова Крым разделен на множество отдельных келий, устройство которых вы можете увидеть на фото.

Исследователи Александр Герцен и Юрий Могаричев в 1993 году предположили, что пещерный монастырь организовали схимники подземного города Чуфут-Кале.

История Свято-успенского мужского монастыря в скале

У монастыря сложная судьба. В период правления крымских ханов православные культовые сооружения разрушались. Иногда их переделывали в мечети. Но это место завоеватели не тронули.

Легенда говорит, что восточные правители перед принятием важных решений тайком, под покровом ночи, пробирались в храм и просили помощи у Божией Матери. Правда это или красивая выдумка, мы никогда не узнаем.

Достоверно известно лишь то, что монастырь действительно пережил времена мусульманского господства, а сам основатель династии Гиреев, великий крымский хан, жертвовал ему «свечей на целый год».

В конце XV века, когда Османская империя захватила южный берег и покорила столицу крымских ханов, он не только не прекращал принимать верующих христиан, но и становится центром православия на полуострове. Митрополит Готфский свт. Игнатий переносит сюда свою резиденцию. Русские цари поддерживают обитель. Об этом свидетельствуют грамоты, сохранившиеся до наших дней.

Когда в Крым вошла русская армия, митрополит обратился к императрице Екатерине Великой с прошением. Он ратовал за предоставление христианам, проживающим на территории полуострова, российского подданства. Турция и Россия заключила мир, и армия покинула крымские земли. Власть предложила свт.

Игнатию переселиться вместе с паствой в Приазовье. Русское войско отбило эти земли у Турции. Их нужно было обживать. Колонизация крымских христиан была политически выгодна Правительству Российской империи. Эти люди были основным трудовым населением Крымского ханства.

Их уход лишал ранее независимое феодальное образование экономической самостоятельности.

В конце ХVIII греческие паломники последний раз приходят к Успенской скале. Летом 1778 года жители Бахчисарайской обители и ближайших поселений покинули монастырь. Жители Мариамполя создали современный Мариуполь. Вместе с христианами уходят монахи. Обитель пустеет, и возрождается только в начале XIX века.

Незадолго до присоединения полуострова к Российской империи в Крым из Малой Азии греческий священник Константин Спиранди. Он служит в пещерном храме с разрешение последнего крымского хана, Шагин-Гирея. В 1800 году Успенская церковь становится кладбищенской. Жители Бахчисарая ходят в новый приходской храм, построенный в городе.

В середине ХIX века свт. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, предложил возродить обитель. В 1850 году на Успение Богородицы начались восстановительные работы. Свт. Иннокентий в тот момент сравнил Свято-успенский монастырь в Бахчисарае с Ново-Афонским в Абхазии, сказав: «Отныне в пределах собственного отечества будем мы иметь утешение, подобие древнего Афона».

Монастырь неоднократно посещал император Александр I. Источники говорят, что в 1818 году, во время первого визита, он вышел на балкон, приставил к скале лестницу, поднялся по ней, с благоговением приложился к иконе и поставил перед нею горящую свечу.

Во время Крымской войны, в 1853-1856 годах, здесь размещался военный госпиталь. Монахи лечили раненых и хоронили умерших. Кладбище сохранилось до наших дней. Недалеко от героев, погибших во время первой обороны Севастополя, покоятся в братской могиле останки 170 советских солдат, защищавших Крым в годы Великой Отечественной войны.

В советские годы монастырь закрыли. Он пребывал в запустении до конца ХХ века.

Что взять на экскурсию в бахчисарайский Свято-успенский монастырь в Крыму

По монастырю бесплатно водят экскурсионные группы. Гидами выступают монахи и послушники. Обычно монастырь посещают вместе с пещерным городом Чуфут-Кале. На территорию обители пускают только в закрытой одежде: шорты и майки неприемлемы. Заранее возьмите длинные вещи, закрывающие ноги, для всех и платки на голову для женской половины.

Мы рекомендуем захватить с собой пустую тару. В неё можно будет набрать святой воды. Источник бьет из скалы.

Источник: http://crimeastories.ru/blog/krymturisticheskij/svyato-uspenskij-monastyr-v-skale-v-bahchisarae/

Успенский монастырь — главная пещерная обитель Крыма

Свято-Успенский монастырь

Успенский пещерный монастырь Бахчисарай представляет с особой гордостью и благоговением, а причиной тому называют чудодейственное явление иконы Богородицы на том самом месте, где сейчас находится монашеская обитель. Неудивительно, что ныне она почитается как одна из главных православных святынь полуострова, ежегодно ее посещают тысячи паломников, приезжающих со всех концов постсоветского пространства.

Но немало среди приезжих людей, далеких от религии, так как и само место, и окрестности, в которых оно расположено, обладают немыслимой, ни с чем несравнимой красотой, захватывающей, чарующей и волнующей воображение смотрящего.

Округа бывшей ханской столицы давно известна многочисленными пещерными объектами.

Но ни один из них не привлекает столько внимания, как Свято-Успенский мужской монастырь, ставший своеобразной Меккой для людей с разнообразными интересами и предпочтениями.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится монастырь в Крыму?

Он расположен в южной части полуострова, недалеко от Бахчисарая, на склоне Крымских гор, в живописном ущелье Мариам-Дере.

Споры вокруг даты возникновения и история

Сегодня время, когда был заложен монастырь, доподлинно неизвестно, историки называют рубеж VIII-IX вв., но существует немало других версий. Общепринятой считается, что его основали в самом конце VIII века византийские монахи, почитатели икон, как и многие их собратья, бежавшие в глухие районы Тавриды во время Иконоборческого движения. Но есть в этом и много несоответствий.

В особенности позволяет усомниться в такой датировке и трактовке событий найденное археологами христианское кладбище, относящееся к VI столетию, отчего вопрос об основании приобретает еще более спорный окрас. Но, как известно, оплотом традиционных канонов в Византийской империи стал именно Крым. Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае был бы логической иллюстрацией этого. В начале IX века он уже существовал.

Ранняя история святыни – это сплошное белое пятно, о событиях, происходивших в нем фактически до XIV в. нет никаких сведений. Известно лишь, что в XIII веке – в связи со сложной политической ситуацией – он был закрыт и пребывал в запустении около сотни лет.

Но в конце XIV столетия – благодаря поддержке московских великих князей – Успенский пещерный монастырь возродился. Получая щедрые субсидии из Руси на протяжении почти всей своей истории, он все же пребывал в плачевном состоянии и едва сводил концы с концами.

Пещерный комплекс этот во многом примечателен тем, что в 1475 г., в момент покорения Тавриды войсками Османской Порты, он каким-то образом сумел избежать разрушения. Оставаясь одним из немногих православных центров оставшихся невредимыми, мужской монастырь в XV в. превратился в резиденцию митрополитов Готфских, оставаясь ею на протяжении сотен лет.

Период наибольшего развития начался для него с середины XIX века, когда тут воздвигли пять храмов, братские корпуса, несколько домов для паломников, а вокруг посадили чудесный сад. Существенную роль в г.

Бахчисарай Успенский пещерный монастырь сыграл в годы Крымской войны, когда превратился, по сути, в госпиталь для русских солдат и матросов, защищавших Севастополь.

Ярким напоминанием тех событий сейчас служат могилы 170 солдат и офицеров, похороненных на монастырском кладбище в 1854-1855 гг.

После установления в Крыму советской власти обители не так повезло, как после османского завоевания – в 1921 г. ее закрыли, всех монахов и послушников, найденных тут, расстреляли, а большинство церковных ценностей бесследно исчезло.

Как и во время Крымской, в годы Великой Отечественной войны в ее стенах поместили госпиталь, а после окончания боевых действий, обустроили психоневрологический диспансер. Восстановили монастырь в 1993 г., когда были отремонтированы и отреставрированы почти все здания и храмы.

Сегодня он является одним из крупнейших на полуострове.

Почему стоит посетить Свято-Успенский пещерный монастырь?

Как и находящийся неподалеку Бахчисарай, Свято-Успенский мужской монастырь многое пережил, но несмотря ни на что сейчас остается едва ли не главной достопримечательностью региона. Благодаря основательной реставрации его прекрасные белоснежные сооружения переживают второе рождение, привлекая посетителей практически первозданным обликом.

Главным, самым древним и известным сооружением является Успенская церковь, что словно нависает над обрывом, отвесно уходящим далеко вниз.

Высеченная на самом краю, правильной, прямоугольной формы, она приковывает взгляды и возбуждает живой, трепетный интерес всех посетителей святыни.

К храму ведет довольно высокая и широкая лестница, поднимающаяся почти от самого подножья горы, полностью восстановленная одной из первых.

Вдоль нее, слева, находится стена, где изображены наиболее примечательные и святые храмы планеты, с горстью земли, привезенной с тех мест и хранящейся рядом. Напротив церкви расположены монашеские кельи и помещения для хозяйственных нужд, целиком высеченные в скале, покрытые слоем белой штукатурки, создающей прекрасный контраст на фоне серого камня.

Внизу, у нижнего пролета лестницы, расположена Гефсиманская часовня, построенная в 1867 г. а рядом с ней – один из фонтанов того периода. Раньше они находились посреди прекрасного сада, разбитого здесь в 1850 г.

– к сожалению, до сегодня от него осталось всего несколько деревьев.

Сейчас на территории Свято-Успенского монастыря, ведутся работы по восстановлению пещерных храмов Марка, Константина и Елены, Иннокентия Иркутского и многих других строений.

Как добраться из Бахчисарая?

Как доехать до монастыря – наиболее актуальный вопрос последнего десятилетия у гостей Бахчисарая. Проще всего сделать это на автобусе №2, идущем от ж/д вокзала до Староселья, откуда около полукилометра придется пройти пешком.

На авто добраться до Свято-Успенской обители можно таким образом:

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Басенко, Бахчисарай, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.745109, 33.910243.
  • Телефон: +7-365-54-4-74-74.
  • Официальный сайт: http://www.lavra.crimea.ua/

Фото Свято-Успенского монастыря в Крыму, как и отзывы о нем, могут только привлечь внимание желающих посетить это удивительное место.

А навестить его стоит в любое время года. Он одинаково интересен и зимой, и летом, как и его чарующие окрестные пейзажи. Сделать это несложно, между прочим, отправляясь в Бахчисарай на отдых – стоит лишь ненадолго покинуть город.

А рядом с ним вы обнаружите еще один пещерный памятник прошлого – городище Чуфут-Кале, куда тоже ходит немало экскурсий.

Источник: https://krymania.ru/svyato-uspenskiy-peshchernyy-monastyr-v-bahchisarae/

Свято-Успенский монастырь | Туристический портал Тверской области

Свято-Успенский монастырь

Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь расположен в городе Старице, на правом берегу Волги. По мнению многих историков, монастырь в близком к нынешнему виде возник в первой половине XVI в. при князе Андрее Ивановиче Старицком.

Отцы-основатели

По преданию, первоначальная обитель была основана монахами из Киево-Печерской лавры Трифоном и Никандром в 1110 г.

Великие подвижники

В XVI – начале XVII в.

несколько великих подвижников Русской Православной Церкви были связаны своей жизнью и духовным подвигом с Успенским Старицким монастырём: уроженец Старицы первый Патриарх Московский и всея Руси Иов, архимандрит Герман (впоследствии архиепископ Казанский) и архимандрит Дионисий (позднее настоятель Троице-Сергиевой лавры, благословивший русские войска на изгнание поляков из Москвы в 1612 г.). Именно в бытность служения Германа архимандритом Старицкого Успенского монастыря в обитель был принят мальчик, который в дальнейшем станет одним из великих угодников Божиих, – святитель Иов. А в 1605 г. Дионисий, в то время архимандрит Успенского Старицкого мужского монастыря, принимал патриарха, сосланного в свою родную обитель Лжедмитрием I. На месте погребения патриарха Иова в углу Успенского собора построили четырёхъярусную колокольню с часовней. В 1652 г. по велению царя Алексея Михайловича мощи Иова были торжественно перенесены из Старицы в Успенский собор Московского кремля.

Историческая справка

По мнению многих светских историков, монастырь в близком к нынешнему виде возник в первой половине XVI в. при князе Андрее Ивановиче Старицком.

Наиболее ярко строительная активность князя реализовалась в создании ансамбля Успенского монастыря, где были выстроены каменные стены, Успенский собор, колокольня, надвратная церковь и ряд каменных палат.  

Расцвет монастыря относится к XVII в.

, однако в 1764 г., после екатерининской церковной реформы, земли у монастыря отобрали, и в нём осталось только 12 монахов.

В 1809 г. в Старицком монастыре было открыто духовное училище, первым смотрителем которого стал архимандрит Серафим.

20 августа 1824 г. молебен в Успенском соборе  отстоял, преклонив колени, император Александр I.

В 1919 г. большевики закрыли Успенский монастырь, а в 1930-е гг. была разобрана монастырская стена с угловыми башнями.

В 1944 г. в монастыре начался ремонт, но основные постройки остались законсервированными.

В 1989 г. Русская Православная Церковь отметила выдающуюся историческую дату – 1000-летие Крещения Руси. А юбилейное празднование 400-летия со времени учреждения Патриаршества ознаменовалось всероссийским прославлением и почитанием первого русского Патриарха святителя Иова в лике святых.

В 1997 г. Святейший Синод под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II постановил: «Благословить открытие в городе Старице Тверской епархии Успенского мужского монастыря для возобновления в нём монашеской жизни».

Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 12 октября 2007 г. наместником Успенского мужского монастыря г. Старица был назначен игумен Димитрий (Севостьянов).

Огромный вклад в восстановление монастыря внес основанный в 2001 г. Благотворительный фонд возрождения Старицкого Свято-Успенского мужского монастыря (председатель – В.Б. Христенко).

2 июля 2010 г., в день памяти святителя Иова, монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. А ровно через два года здесь был открыт памятник первому Патриарху Московскому и всея Руси Иову.

Ныне в монастыре расположены: собор Успения Пресвятой Богородицы (1530) из белого тесаного камня с пятью большими главами, в храме находятся мощи схимонахини Пелагии – предположительно матери патриарха Иова; настоятельский каменный двухэтажный корпус (1530-е с братской трапезной, кухней и кельями; надвратная церковь во имя св.

Иоанна Богослова (1694) с арочной галереей; церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1570), двухэтажная, шатровая, с остроконечным верхом, построена Иваном Грозным; Троицкая церковь (1819), каменная, двухэтажная, в нижнем этаже – усыпальница дворян Тутолминых; часовня с купелью во имя Георгия Победоносца с купелью; мавзолей-усыпальница (1774) И.Ф.

Глебова у паперти Успенского собора.

Как добраться

Монастырь находится в историческом центре города Старицы, у моста через Волгу. Напротив монастыря, на левом берегу Волги, находится древнее Старицкое городище (кремль), а также Борисоглебский собор и церковь Рождества Богородицы.

Источник: http://welcometver.ru/places/svyato-uspenskij-monastyr-

Бахчисарайский успенский монастырь – древо

Свято-Успенский монастырь

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Бахчисарайский Успенский монастырь

Бахчисарайский Успенский мужской монастырь

Пещерный монастырь находится в 2 км от г. Бахчисарая в ущелье Марьям-Даре (ущелье Святой Марии). На его дне расположены остатки средневекового поселения Салачик и татарские постройки XVI века: мавзолей Хаджи-Гирея и здание медресе.

Точных данных о времени его возникновения, однако, нет. Большинство учёных считают, что он был основан предположительно в конце VIII – начале IX в., когда в Крыму появились иконопочитатели – монахи и миряне, бежавшие сюда от преследований иконоборцев Византии после церковного Собора 754 г.

Тут они селились в горах, создавая пещерные монастыри, одним из которых и был Свято-Успенский. После захвата полуострова золотоордынцами многие монастыри прекратили свое существование. Успенский сохранился и с конца XV века становится резиденцией митрополита и центром православия в Тавриде.

Это место освящено чудесным явлением иконы Божией Матери, которая стала главной святыней и глубоко почиталась не только христианами, но и мусульманами.

Русские цари поддерживали монастырь материально. Об этом свидетельствуют грамоты царя Федора Иоанновича и Бориса Годунова.

Отсюда в 1778 году по призыву митрополита Готфейского Игнатия (Гозадини) совершился выход крымских христиан в Приазовье. Опустела греческая деревня Мариамполь, расположенная рядом с монастырём, её жители осели на берегу Азовского моря, их поселение позже стало городом Мариуполем.

В 1781 году из Антиохии приехал в пристань Буюк-Локбет греческий священник Константин Спиранди. Христиане, оставшиеся в Крыму, узнав об этом, обратились к нему с просьбой, чтобы он остался у них для служения при Бахчисарайском ските (церковь святого Илии в Бахчисарае пред выходом греков обрушилась).

В это время Крым был покорен Россией, в Бахчисарае стояли русские войска, и нужда в богослужении была двойная. Священник этот согласился остаться у греков и до 1800 года жил при Успенской церкви скита.

Когда же греки построили себе в городе храм, тогда Константин Спиранди до самой смерти своей жил в Бахчисарае, исправляя для христиан духовные требы, и погребен под скалою пред Успенской церковью. С этого момента начинается обновление скита.

Бахчисарайский комендант, полковник Тотович, принес ему в дар святой иконостас, а военный губернатор, генерал Каховский, сделал в него на свой счет царские двери, церковный староста, Стефан Калига, расширил пещерный храм и устроил крыльцо и балкон.

В 1800 году был построен в г. Бахчисарае храм во имя святителя Николая Чудотворца, а скит обращен в кладбищенскую церковь. В таком положении приписанный к городской соборной церкви и без собственных священнослужителей, он находился в течение 50 лет.

Но благодать Божия не оставляла его и в это время, являя невиданное присутствие свое чудодейственною силою над болящими, которые с верою прибегали к сему святому месту за помощью.

По выходе из скита греков с чудотворно явленною иконой, в Успенской церкви стали совершаться чудеса от иконы Успения Богоматери, пожертвованной в 1781 году Бахчисарайским комендантом (из сербов) полковником Тотовичем.

Не обошли его своим вниманием и члены императорского дома, с 1817 года по 1838 год здесь побывали русские цари Александр I Павлович, Николай I Павлович с наследником, будущим императором Александром II, императрица Александра Фёдоровна, великие князья и княгини.

Возрождение Успенского монастыря началось в 1850 году благодаря стараниям архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, стремившегося восстановить древние обители в Крыму и основать новые. 15 августа 1850 года в торжественной обстановке при большом стечении народа был вновь открыт Успенский скит.

Вновь открытый монастырь имел лишь 3 пещерные кельи и храм Успения Богоматери. Монахи в первое время испытывали здесь и голод и холод. Не было подобающих облачений и даже свечей. Постепенно теснили лес виноградники и фруктовые сады, появились скот и пасека. Наладилась продажа духовных книг, икон, свечей, просфор. К началу XX в.

здесь существовало уже пять храмов. Была расширена древняя пещерная церковь в честь Успения Богоматери. Ниже ее находился небольшой пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка. Построенный на пожертвования симферопольского чиновника Айвазова. Внизу, под скальным навесом, на средства Е.

Берковой была построена церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены. На противоположной стороне ущелья воздвигли храм Георгия Победоносца. Пятый храм, в честь святителя Иннокентия Иркутского, построили в 1896 г.

на средней площадке скита в память об архиепископе Херсонском и Таврическом Иннокентии (Борисове), которому принадлежала инициатива воссоздания этой святыни.

Помимо храмов были построены дом настоятеля и двухъярусный корпус, в котором разместились трапезная, кухня с пекарней и шесть келий. В скале было высечено еще 16 келий, и две построены под скалой. На верх монастырского плато вела лестница из 84 ступеней, вырубленная в скале. Были построены два двухэтажных дома для приема паломников.

Во время Крымской войны 1853-1856 гг. монастырь предоставил гостиницу под госпиталь, в котором работал знаменитый хирург Н. Пирогов. Многие участники этой войны похоронены на монастырском кладбище. Среди них – генерал-адъютант П.А. Вревский и генерал-майор П.В. Вейман, погибшие в сражении при Черной речке 4 августа 1855 г.

В 1921 г. монастырь был закрыт, его заняла колония инвалидов, а позже помещения были проданы и разобраны на стройматериалы.

В годы Великой Отечественной войны в бывшем монастыре также располагался госпиталь. 170 героев освобождения Крыма нашли свой последний приют на кладбище в Монастырской балке.

Монастырь возродился в 1992 г. по благословению владыки Лазаря. В 1993 году часть монастырских строений, которая не нужна была ни властям, ни предприимчивым лицам, была передана братии во главе с игуменом Силуаном.

Восстановлена пещерная Свято-Успенская церковь, вновь отстроена звонница, восстановлены кельи и некоторые хозяйственные постройки, пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка и храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены. Дело восстановления монастыря шло с большим трудом, и отец Силуан решился на невозможное.

Он дал обет не брать ни одного карбованца за службы, которые будут отправляться для прихожан. С того дня здесь нет никаких расценок ни за крещение, ни за отпевание, ни за совершение молебнов, сорокоустов, освящение домов и начинаемых дел.

В 1992 г. под каменными сводами пещерного храма владыка Лазарь отслужил Божественную литургию с освящением источника. В монастырь вновь вернулась жизнь, он неузнаваемо изменился. Хотя до сих пор вокруг Успенского монастыря идут споры по поводу возвращения ему его исторической территории, восстановлено очень многое. Появились и паломники, и благодетели.

В настоящее время в обители находятся в пещерном храме в честь Успения Божией Матери, на месте явления чудотворной иконы Божией Матери «Панагии» (Бахчисарайская икона Божией Матери) особо чтимые чудотворные иконы:

  1. Святая икона Успения Богоматери, в иконостасе, вышиною 1 аршин 3,5 вершка — шириною 11,5 вершка, в серебряной ризе. Икона сия пожертвована Бахчисарайским комендантом полковником Тотовичем. Многие из православных христиан, с верою приходящие, получают от этой иконы исцеления от своих душевных и телесных болезней.

    Внизу иконы находится много золотых и серебряных привесок — дар получения исцеления от своих недугов.

  2. Копия с чудотворной иконы Божией Матери “Панагии”, явленной на сей скале, вышиною 1 аршин 2 вершка, шириною 12 вершков, в серебряной ризе, украшенной жемчугом и драгоценными камнями.

    Риза эта пожертвована женою генерал-лейтенанта Мартынова Евдокиею, 24 марта 1856 года.

  3. Копия с чудотворной иконы Божией Матери Киево-Печерской, вышиною 8 вершков, шириною 6 вершков, в серебряной вызолоченной ризе, прислана из Киево-Печерской Лавры митрополитом Филаретом на благословение в день открытия скита.

    Пред этой иконою на площадке в храмовой праздник, 15 августа, служится всенощное бдение.

  4. Икона Спасителя с 84 частицами святых мощей разных угодников Божиих, вышиною 15 вершков, шириною 12 вершков, прислана Корсунским Богородичным монастырем в день открытия скита.

  5. Крест, с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа, сделанный из трех дерев кипариса, певки и кедра с надписью на оборотной стороне “Прислан со Старого Афона Русскому Афону на благословение в день открытия 1850 года”.

  6. Образ Богоматери с Предвечным младенцем на правой руке и по сторонам двумя ангелами и семью Херсонесскими священномучениками, написан на скале на месте явления чудотворной иконы Божией Матери “Панагии”, пред образом этим горит неугасимая лампада. Пред Успенской церковью на площадке находится небольшая колокольня, в ней самый большой колокол — 58 пудов.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/4261.html

Достопримечательности и святыни Успенского пещерного монастыря

Свято-Успенский монастырь

Дороги Крыма извилисты, каменисты и иногда довольно опасны. Бывает так, что неожиданно приводят они в места, где веками царили благодать, стойкая вера и стремление к добру.

Если вы оказались в Бахчисарае, вам обязательно стоит посетить Успенский пещерный мужской монастырь, славящийся своей древней славной историей, трагическими событиями и легендарными свершениями во имя веры.

Дорога к обители стелется по красивейшей балке ущелья Марии, с правой стороны угрожающе нависают колоссальные глыбы, а слева – крутой обрыв ущелья. Поднимаясь вверх, вы встретите и гладкие, обтесанные скалы, в которых старательными руками были вырублены пещеры-келии.

Наконец, совершенно неожиданно над головой появляется купол белого, как снег, Успенского храма монастыря, к которому ведет восхитительно красивая лестница. Путешествие по монастырскому комплексу лучше начинать именно здесь, присев в тени вековых деревьев и внимательно рассмотрев стену, на которой изображены храмы и монастыри со всего света.

Адрес и телефон Свято-Успенского мужского монастыря в Бахчисарае

Крым, г. Бахчисарай, Мариампольское Ущелье. Т. (06554) 4-74-74.

Как лучше добираться монастыря

  1. Самый простой способ – поехать на автобусе №2, который ходит каждый день без выходных от железнодорожного вокзала в Бахчисарае. Выйти нужно на остановке «село Староселье», затем пешком дойти до монастыря.

  2. Если вы путешествуете на машине, удобнее всего попасть к монастырю с кольцевой дороги, которая расположена перед Бахчисараем, если ехать со стороны Симферополя. Примерно через пару минут вы увидите указатель, обозначающий поворот к Свято-Успенскому монастырю.

    Далее едем мимо живописных скал до Староселья, затем оставляем машину на одной из стоянок и идем пешком к обители. По пути можно ознакомиться с архитектурными прелестями старой мечети Тахталы-Джами, которая была построена в начале XVIII века.

    Фонтанчик в стене возле мечети позволит утолить жажду и пополнить запас воды перед подъемом в монастырь.

Время работы монастыря

Часы работы Свято-Успенского мужского монастыря разнятся в зависимости от праздников и дней недели. По будним дням комплекс открывает двери для туристов и паломников с 9:00 до 18:00.

В выходные храмы монастыря работают круглосуточно.

Расписание служб монастыря:

Понедельник-пятница

  • 5:30 – 6:00 Монашеское утреннее правило, молитвы Богородице;
  • 6:30 – 8:30 Божественная литургия;
  • 15:00 – 18:00 Богослужение;
  • 19:30 – 21:30 Монашеское вечернее правило с канонами и акафистом у икон.

Суббота и воскресень

  • 6:00 – 7:30 Монашеское утреннее правило, молитвы Богородице;
  • 7:30 – 10:00 Божественная литургия;
  • 15:00 – 18:00 Богослужение;
  • 19:30 – 21:30 Монашеское вечернее правило с канонами и акафистом у икон.

По воскресеньям в храмах монастырского комплекса проводятся также водосвятные молебны и панихиды, начало которых в 10:00. Помимо этого следует помнить, что в соответствии с уставом монастыря там не проводятся обряды крещения и венчания, а исповедь доступна ежедневно во время вечернего богослужения.

История создания монастыря

Очень многие достопримечательности и знаковые места Крыма связаны с оригинальными легендами и преданиями, не стал исключением и Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае.

  1. Как повествует одна из них, в стародавние времена на поселенцев принялся нападать «змий недобрый», и, уже утратив всякую надежду на избавление, они приготовились покинуть отчий дом и отправиться куда глаза глядят. Однако один из жителей случайно увидел просвет в ущелье Марии. Поселенцы принялись рубить ступени, а затем, спустившись вниз, пошли на блистающий впереди свет. Там они обнаружили пещеру, в которую рухнул поверженный змий. Рядом с ним ярко горела свеча, подле нее высилась икона Божьей Матери. Шокированные жители тут же приняли решение основать здесь обитель для верующих, что и было сделано вскорости.
  2. Другая легенда рассказывает, что эту самую икону обнаружил простой пастух, работающий в ущелье. Исследователи же полагают, что монастырь был основан еще скифами-иконопочитателями приблизительно в конце VIII века. Согласно бытовавшей в те времена традиции, первая церковь и кельи были вырублены в одной из скал.

Архитектура монастыря

Практически все строения монастыря не дожили до наших дней, сегодня ведется реставрация пещер и помещений обители, которые были заброшены в годы красного террора.

  • Колокольня обители одноярусная, построена в виде фигурного портика, на высоченном цоколе хорошо видны небольшие и аккуратные колонны тосканского ордера. Все это покрыто золоченой крышей в форме изящного шатра. Над главным храмом можно увидеть особо почитаемую икону Богоматери, расположенную в углублении с витым рисунком.
  • Красивый фонтан, расположенный у подножия лестницы к комплексу, украшен волнующей скульптурой ангела. Повернувшись налево, можно увидеть дом настоятеля монастыря, построенный в XIX столетии.
  • Перед главным входом в храм находится обзорная площадка, с которой открывается шикарный вид на ущелье и древние руины забытого греческого городка.
  • Подсобные комнаты обители построены необычным образом – их крыши на самом деле являются свисающими скалами, к которым искусно пристроили стены.

Святыни и иконы монастыря

На месте достославного явления животворной иконы Божией Матери «Панагия» построен храм Успения, в котором и хранятся самые ценные реликвии обители.

  1. Икона в серебряной ризе «Успение Божией Матери», под которой можно найти множество драгоценных цепочек и подвесок, которые прихожане оставляли здесь с благодарностью за исцеление.
  2. Полная копия чудотворной иконы с тем же наименованием, украшенная самоцветами и жемчугом.
  3. Мастерская копия исцеляющей иконы Киево-Печерской Богоматери, которую прислали в подарок из Киева в день рождения обители.
  4. Икона «Спаситель», содержащая 84 части мощей святых угодников.
  5. Крест, собранный из трех деревьев певки, кедра и кипариса. Эта реликвия была прислана из Старого Афона, в XIX веке.

Фото монастыря

Общий вид Свято-Успенского пещерного монастыря.
Вид с лестницы на Успенский храм.

Алтарь храма святителя Марка.

Лики святых, выдолбленные в скале.

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/krym/uspenskij-peshhernyj-monastyr.html

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь и его узницы

Свято-Успенский монастырь

Старая Ладога не перестает удивлять своими сокровищами.

Одно из них — Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь, где стоит собор во имя Успения Пресвятой Богородицы, памятник архитектуры XII века, один из немногих сохранившихся на Руси храмов домонгольского времени. В стенах обители были заточены Евдокия Лопухина, Евдокия Ганнибал и жены декабристов, в лихие времена нашла приют благоверная княгиня Анна Кашинская.

Панорама Свято-Успенского девичего монастыря

История Свято-Успенского монастыря

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь расположен к северу от Староладожской крепости. Некогда это был центр Богородицкого конца. Южную границу Старой Ладоги маркирует Никольский мужской монастырь.

Там, где сейчас стоит Успенский собор, прежде протекал ручей Грубица, впоследствии засыпанный. На мысу, образованный им и Волховым, некогда располагалось древнее поселение, которое могло быть, по мнению исследователей, одним из центров Старой Ладоги. Затем здесь вырос монастырь Симеона Богоприимца. А позднее — Успенский женский монастырь.

Датой основания Свято-Успенского девичьего монастыря считается 1156 год, а первое летописное упоминание о нем относится к XV веку. В Смутное время монастырь был разграблен, однако его насельницы смогли довольно быстро восстановить обитель. В 1718 году опустошительный пожар уничтожил большую часть монастырских построек.

Новый период строительства начался в XIX веке. В 1823-25 годах в стиле позднего классицизма были построены Западные Святые врата. Крестовоздвиженская церковь, Больничный корпус и другие были построены в 1862 году по проекту архитектора А.М.Горностаева в псевдорусском стиле.

Западные Святые врата и Трапезный корпус

После революции монастырь был закрыт. Верующим его вернули лишь в начале 2000-х годов, в аварийном состоянии. 28 августа 2005 года в Успенском соборе состоялась первая Божественная Литургия. В настоящее время в монастыре возрождена монашеская жизнь.

Ограда, Святые врата и Западный корпус

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Храм Успения Пресвятой Богородицы — главная архитектурная достопримечательность монастыря. Это четырехстолпный, трехнефный, трехапсидный однокупольный храм. Барабан венчает купол со шлемовидной главой. Лестница в западной стене ведет на хоры.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Длина храма составляет 18 метров, ширина — 14 метров, высота — 19 метров. Во время богослужения здесь могло присутствовать несколько десятков верующих. Предполагают, что собор был усыпальницей для представителей рода Рюриковичей, на что указывает наличие глубоких полуциркульных ниш-аркосолий, предназначенных для погребения.

Крест в закомаре Успенского собора

Среди исследователей нет однозначного мнения относительно заказчика и точного времени постройки храма. Вероятно, он стоит на месте более древней деревянной церкви.

По одной из версий, его заказчиком мог быть князь Мстислав Великий (1076-1132) или его супруга, шведская принцесса Кристина. Согласно другой — их сын, князь Изяслав (ок.1097-1154), на что указывает княжеский замок, обнаруженный под сводами храма.

Возможно, возведение собора было начато либо одновременно со Староладожской крепостью (1114-1116), либо сразу после него.

Успенский собор

В 1611-1617 годах Успенский монастырь, как и вся Ладога, был разорен шведами. Однако уже в 1617 году, сразу после ухода неприятеля, Успенский собор был заново освящен.

Пристройки и переделки XVIII-XIX веков значительно исказили первоначальный облик храма.

В 1762 году при игуменье Евпраксии с западной стороны храма была пристроена каменная колокольня, сменившая ветхую деревянную.

В 1802 году к Благовещенскому приделу вместо прежней деревянной паперти была пристроена каменная. В 1829 году каменная колокольня была надстроена третьим ярусом, её высота составила 32 метра.

Прясло Успенского собора

В 1831-1833 годах по проекту петербургского архитектора А.И.Мельникова был перестроен теплый Благовещенский придел. В результате этих перестроек собор, паперти и колокольня составили единый объем.

В 1854-56 годах был переделан придел святой великомученицы Варвары, устроенный на хорах в северо-восточной части храма в начале XVIII века. На хорах в юго-восточной части храма появился новый придел во имя Казанской иконы Божией Матери.

В 1855-56 годах в прежде холодной Успенской церкви были устроены печи, она стала теплой. В это же время появился новый иконостас, уничтоженный после революции.

В ходе реставрационных работ 1958-1960 годов первоначальный объем Успенского собора был освобожден от позднейших пристроек. Было раскрыто около 50 кв. метров фресок XII века — около 13 тысяч фрагментов росписи на стенах, столбах и в откосах оконных проемов.

Фрагменты притвора

За время время, прошедшее с момента строительства, культурный слой поднялся на несколько метров, и теперь храм выглядит более приземистым, чем в древности. Успенский собор — первый среди подобных сооружений в Старой Ладоги. Все остальные храмы строились по его подобию.

Богослужения в Успенском соборе проводятся только в летний период. Между РПЦ и Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) постоянно ведутся споры относительно правильной эксплуатации собора.

Барабан и купол Успенского собора

Знаменитые женщины Свято-Успенского монастыря

В разные годы монастырь становился прибежищем или тюрьмой для многих женщин. Читая их биографии поражаешься тому, как подчас несправедлива и жестока бывает женская доля.

Анна Кашинская

В 1327 году, когда Тверь была разорена татарами, здесь нашла приют Анна Кашинская, в монашестве София, в схиме Анна, супруга тверского князя Михаила Ярославича Тверского. Трагически сложилась её судьба.

В 1318 году её супруг был зверски замучен в Орде по наущению князя Юрия Московского — в то время шла ожесточенная борьба за первенство между Московским и Тверским княжествами. В 1326 году её сын Димитрий Грозные Очи отомстил за отца — в Орде убил Юрия Московского, за что был казнен ханом. В 1339 году в Орде были казнены второй её сын Александр Михайлович Тверской и внук Федор Александрович.

В 1367 году княгиня уехала в Кашин, где правил её младший сын, князь Василий Михайлович. Там она и скончалась на следующий год, перед смертью приняв схиму.

Но и после смерти страдания не закончились. В 1649 году на Поместном соборе Русской церкви, который проходил под председательством патриарха Никона, Анна Кашинская была канонизирована. Однако волею случая святая стала одним из символов раскольничества. И в 1677 году она была деканонизирована — неслыханный случай в истории Русской Православной Церкви.

Комиссия, созданная по распоряжению патриарха Иоакима (1621-1690, патриарх Московский с 1674 года), обнаружила многочисленные расхождения между житиями святой и летописями.

Но, главное: на иконе Анна Кашинская была изображена крестящейся двоеперстно! В те времена, когда старообрядцы были преданы анафеме, это был сильный аргумент в пользу деканонизации.

Были быстро найдены и другие доказательства несвятости святой.

Её мощи с двоеперстным перстосложением («правая рука в завитии погнулася, а длань и персты прямо, а не благословляющи») закопали, могилу замуровали так, что от неё не осталось и следа.

Церковь закрыли, приделы в её честь переименовали, а само её имя исключили из святцев. В 1678 году житие святой Анны было предано анамефе.

Повторно она была канонизирована лишь в 1908 году с личного согласия императора Николая II.

Угловая башенка монастырской ограды (в настоящее время монастырская ограда побелена)

Евдокия Лопухина

В 1718 году в Свято-Успенский монастырь сослали Евдокию Лопухину — опальную жену Петра I, в иночестве Елену. Позади было дело царевича Алексея.

В этом же году казнили её брата, Абрама Федоровича Лопухина. Долгих 7 лет провела здесь опальная царица.

Монастырь охранял военный караул, был запрещен вход прихожан и временно приостановлено пострижение в монахини. Вокруг обители возвели двойной тесовый палисад.

С того времени сохранились липы, посаженные Лопухиной. Сестрам, ухаживающим за ней, Евдокия-Елена пожаловала икону «Троеручница». А в Старой Ладоге с тех времен Еленой стали называть речку Ладожку, что впадает в Волхов, набережную — Еленинской, на посаде появился Еленинский переулок.

После смерти Петра Великого в 1725 году, по приказу императрицы Екатерины I Евдокию Лопухину заточили в Шлиссельбургской крепости, где её держали как государственную преступницу и именовали не иначе, как «известная особа». Екатерина I справедливо опасалась, что у первой жены Петра имеется гораздо больше прав на престол, чем у Марты Скавронской.

Лишь с воцарением малолетнего императора Петра II в 1727 году Евдокия Лопухина была привезена в Москву, где была окружена почестями и умерла в 1731 году.

Святые врата и Успенский собор

Евдокия Ганнибал

Еще одна знаменитая узница Успенского монастыря — Евдокия Ганнибал, первая жена Абрама Петровича Ганнибала, прадеда Александра Сергеевича Пушкина.

Евдокия Диопер, дочь грека, офицера галерного флота, была влюблена в флотского поручика Кайсарова. В 1731 году против воли её выдали замуж за «арапа Петра Великого».

Молодые супруги уехали в Пернов, где Евдокия изменила нелюбимому мужу с кондуктором (воинское звание для чертежников и художников) Шишовым, учеником Ганнибала, и, возможно, даже пыталась отравить его. Дело раскрылось.

Ганнибал самолично с особой жестокостью бил и допрашивал супругу, а затем её заточили в Госпитальный двор, где она провела в крайней нужде пять лет, добывая пропитание милостыней. В 1736 году Абрам Петрович решил вступить в брак с Христиной-Региной фон Шеберг. Начался долгий бракоразводный процесс.

В 1746 году Евдокия подала прошение в Консисторию, где признавала свою измену и просила развести её с мужем. Тяжба окончилась только в 1753 году.

Евдокию Ганнибал признали виновной: «чтобы она впредь женою Ганнибала не называлась и в новое прелюбодеяние не впадала, под опасением наижесточайшаго наказания, а за прежнее свое согрешение принесла покаяние пред отцом духовным и строго исполняла эпитимию, какая ей будет наложена».

Её сослали в Староладожский Свято-Успенский монастырь, «дабы оная, пребывая в покаянии, приходила в церковь к повседневному молитвословию, келейнаго правила не оставляла и, по возможности, в монастырских послушаниях обращалась неленостно». В 1754 году она скончалась. Абрам Ганнибал отделался епитимьей и денежным штрафом. Его второй брак был признан законным.

В царствование Николая I в обители были заточены некоторые родственницы декабристов.

Трапезный корпус

Елисавета Шахова

Иначе сложилась жизнь Елисаветы Никитичны Шаховой (1822-1899), наследницы древнего дворянского рода, прекрасной поэтессы. Она с детства мечтала о монашестве. Но путь её был тернист. В конце жизни она вернулась в Свято-Успенский монастырь, откуда в молодости была вынуждена уйти из-за конфликтов с начальством.

Успенский собор

Адрес монастыря: 187412, Ленинградская обл., Волховский район, с. Старая Ладога, Успенский пер., Успенский монастырь.

© “Путешествия с Марией Анашиной”, 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Мы в социальных сетях: ВКонтакте, , Telegram, , Instagram, RSS, Tripadvisor

Предлагаю индивидуальные занятия по китайскому языку для начинающих ⇒ Узнать подробности

Если мой сайт оказался вам полезным, вы можете поблагодарить меня, купив туристические услуги по моим рекомендациям и ссылкам. Эти сервисы опробованы мною лично. Вы ничего не переплачиваете.

Источник: https://anashina.com/staroladozhskij-uspenskij-monastyr/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.