Свято-Троицкий женский монастырь

Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме — обитель, где молятся о любви и браке

Свято-Троицкий женский монастырь

Адрес: Россия, Владимирская область, Муром, площадь Крестьянина, дом 3-а
Первые упоминания: 1643 год
Святыни: мощи святых Петра и Февронии, Виленский крест-мощевик
Основные достопримечательности: Троицкий собор с колокольней, церковь Казанской иконы Божией Матери надвратная с колокольней, церковь Сергия Радонежского
Координаты: 55°34'53.2″N 42°03'10.6″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Свято-Троицкий монастырь в Муроме посещают паломники со всей России, чтобы почтить память святых супругов Петра и Февронии, обвенчаться или помолиться об укреплении семейного союза.

История любви Петра и Февронии является одной из самых красивых легенд муромской земли. Живший в XIII веке князь Пётр заболел проказой, от которой его никто не мог излечить. Во сне князю было видение, будто исцелит его крестьянская девушка, дочь бортника, добывающего дикий мёд. Дева Феврония была мудрой, она умела лечить травами и понимала язык животных.

Троицкий собор с колокольней

После исцеления от недуга князь Пётр женился на Февронии, но вскоре супруги удалились в изгнание. Бояре не хотели мириться с простолюдинкой в княжеских хоромах. Князь и его жена сели на лодки и странствовали по Оке, пока наконец бояре не образумились и не взмолились о возвращении супругов в Муром.

Долго правила княжеская чета городом, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. В преклонном возрасте супруги приняли монашеский постриг и 25 июня 1228 года умерли в один день и час. Их тела поместили в отдельные гробы, но в утро похорон обнаружилось, что они лежат в одном саркофаге. С 1992 года мощи святых супругов покоятся в соборном храме Троицкого монастыря.

Церковь Сергия Радонежского

Храмы Свято-Троицкого монастыря

Свято-Троицкий монастырь основан в 1643 году богатым муромским купцом Тарасием Борисовым, по прозвищу Богдан Цветной на месте так называемого «старого городища», где в XII веке стояла деревянная церковь во имя Бориса и Глеба — первых русских святых. «Тщанием и снисканием» Тарасия Цветнова был построен Свято-Троицкий собор, сохранившийся до наших дней.

На фоне аскетически строгих муромских храмов Троицкий собор выделяется изящными пропорциями и богатым декором. Некогда его стены украшали поливные изразцы с изображениями диковинных растений, птиц и зверей. Резные барабаны собора обрамлены кокошниками.

Фонтан монастыря

Главы увенчаны коваными золочёными крестами, выполненными лучшими муромскими кузнецами XVII века. В 1648 — 1652 годах к Троицкому собору была пристроена Церковь Казанской иконы Божией Матери с шатровой многоярусной колокольней.

Благодаря прорезным граням шатра и «ажурной» отделке архитектура колокольни совершенно лишена тяжеловесности. Неповторимую прелесть храму придают резные детали из камня. Окна на фасаде обрамлены фигурными наличниками с завершением в виде высоких кокошников.

Дополнительным украшением служит широкий карниз в верхней части фасада, на который опирается ряд глубоких кокошников.

Слева направо: Церковь Казанской иконы Божией Матери, колокольня Троицкого монастыря

В советское время (в 1975 году) на территории монастыря появилась Церковь преподобного Сергия Радонежского, привезенная сюда из села Красное Меленковского района. Купола этого деревянного храма увенчаны лемехом из ольхи, отливающей на солнце серебром.

В настоящее время при монастыре действуют несколько подворий и пансионат «Надежда» для несовершеннолетних и престарелых.

На Богородицком подворье, расположенном в 16 км от Мурома, в 1955 году была освящена деревянная церковь в честь Муромской иконы Божией Матери.

Троицкий собор с колокольней

Виленский крест — одна из первых святынь Троицкого монастыря

В 1923 году Свято-Троицкий монастырь был закрыт. Открытие монастыря состоялось 15 мая 1991 года — в день памяти св. страстотерпцев Бориса и Глеба.

15 мая 1996 года к пятилетию возрождения обители городской музей возвратил монастырю его старейшую святыню — Виленский крест-мощевик. Этот крест был найден в 1657 году арзамасцем Василием Микулиным при взятии русскими войсками города Вильно (нынешнего Вильнюса).

Василий хранил святыню у себя, пока небесный глас не приказал ему передать крест в Троицкий монастырь.

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/305-troitskiy-zhenskiy-monastir

Муромский троицкий монастырь – древо

Свято-Троицкий женский монастырь

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Муромский Свято-Троицкий женский монастырь

Муромский женский Новодевичий монастырь во имя Троицы Живоначальной Муромской епархии

  • Адрес: Россия, 602267, Владимирская обл., г. Муром, пл. Крестьянина, 3а
  • Тел.: (8-49234) 2-26-48
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
  • Подворье: 602200, с. Малое Мишино Муромского р-на Владимирской области, Муромское Богородицкое подворье

Троицкий женский монастырь основан в 1643 г. богатым муромским купцом Тарасием Борисовым, по прозвищу Богдан Цветной на месте, которое ранее именовалось Старое Вышнее городище, где в XII веке святой благоверный князь Константин, креститель Мурома, поставил деревянную церковь во имя страстотерпцев Бориса и Глеба.

В последствии на этом месте соорудили деревянную Троицкую церковь. Опись 1636 г.

сохранила ее описание:

Супротив монастыря (Благовещенского) церковь ружная Живоначальные Троицы древяна, верх шатровый, с папертью, глава и крест обиты железом белым, да в той же церкви придел Бориса и Глеба…

и в церквах Божия Милосердия образа и свечи поставные и сосуды церковные и ризы, и на колокольнице колокола – все церковное строение муромца торгового человека Бориса, Семенова сына, да сына его Богдана“.

В 1642 году на месте обветшалой деревянной Троицкой церкви закладывается каменная. Через год поднялся стройный собор во имя Живоначальной Троицы.

Лета 7150 (1642) августа 21 дня начата бысть сия церковь создатися…

” “Совершена же бысть сия церковь 7151 году августа 6 дня тщанием и снисканием гостинные сотни торгового человека Тарасия, Борисова сына, по реклому Богдана, Цветнова, во славу и честь Отца и Сына и Святого Духа и ныне и присно и во веки веков. Аминь“, – повествует закладной камень, сохранившийся доныне внутри храма.

В 1643 г. Богдан Цветной получил разрешение от епископа Рязанского и Муромского основать на месте Троицкого прихода девичий монастырь.

В 1648 г. над Святыми воротами строится миниатюрная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с ложно шатровым завершением.

В 1652 году над монастырем вознеслась многоярусная колокольня, завершившая, в основном, формирование архитектурного облика обители.

В 1663 году Троицкому монастырю дана грамота царя Алексея Михайловича “по челобитию из Муромского Троицкого монастыря игумении Акилине с сестрами…“, – о передаче во владение бобыльских дворов у монастыря и освобождении игумении от всяких податей за эти дворовые места.

В 1764 году в монастыре проживало 15 монахинь с во главе с игуменьей.

В этом же году в обитель переведены монашествующие из упраздненных трех монастырей: Вязниковского Введенского девичьего монастыря (игуменья и казначей с четырнадцатью монахинями); Входоиерусалимской Пустыни в селе Арефино Муромского уезда (настоятельница Александра и три схимонахини); Муромского девичьего монастыря (игуменья Мария, две монахини и две схимонахини).

В 1786 году с целью расширения перестраивается паперть и галерея Троицкого собора.

В 1792 г. монастырь пострадал от пожара уничтожившего все келии и деревянные кровельные связи.

В 1805 году в Муроме вновь произошел пожар, от которого в монастыре сгорела деревянная ограда.

1807 году на средства вдовы экспедиторши Александры Дмитриевны Неймановой приступили к строительству новой каменной ограды. Через год строительство было завершено.

В 1810 г. развернулись работы по перестройке Трехсвятительского теплого придела Троицкого собора с пристройкой к нему нового придела во имя Богоматери Всех Скорбящих Радости.

В 1865 году на средства муромского почетного гражданина Алексея Васильевича Ермакова на территории монастыря устроена каменная часовня, в которую провели воду из городского бассейна. В этом же году его усердием были вызолочены пять глав на Троицком соборе, а на пожертвования его жены Марии Ефимовны вызолочены главы на колокольне и надвратной Казанской церкви.

В 1885 году было получено разрешение возвести второй этаж над теплым Трехсвятительским приделом. К осени 1886 г. строительные работы завершились. Это была последняя церковь, построенная на территории монастыря.

В 1898 году сооружен каменный двухэтажный корпус, где 19 сентября 1899 г. открылась одноклассная женская церковно – приходская школа с уроками рукоделия. В 1902 году школа стала 2-х классной.

В 1918 г., 27 сентября по распоряжению Жилищного отдела г. Мурома три каменных корпуса заселены рабочими.

Монастырь закрыли в 1921 году.

В 1928 году Пантелеймоновский придел занят под архив. В 1930-1940 годах контроль за состоянием монастыря возлагался на музей. С 1933 г. монастырь находился в пользовании военного ведомства. Собор, надвратная церковь и колокольня были приспособлены под склады.

По решению горсовета 1936 г. придел Трех Святителей и Св. Пантелеимона были разрушены. Кирпич использован для строительства школы № 16.

В 1941 году здание Троицкого собора передано артели им. Крупской под сапожную мастерсткую на условиях ремонта. Ни в 1940-е, ни в 1950-е гг. ремонт на территории монастыря не производился.

В послевоенные годы келейные корпуса превращены в коммунальные квартиры. В 1961-1962 годах в монастыре произведена косметическая реставрация. В 1970-х годах ансамбль Троицкого монастыря поставлен на государственную охрану как памятник республиканского значения.

15 мая 1991 года ансамбль Муромского женского Троицкого монастыря по просьбе Владимиро-Суздальской епархии передан Русской Православной церкви. Это первый женский монастырь, открытый во Владимирской епархии.

В 2002 году в монастыре был открыт пансионат для несовершеннолетних детей «Надежда», где девочки получают среднее образование.

Данные весны 2006 года: в муромской обители живут 70 сестер. С 2001 года с благословения владыки Евлогия в Свято-Троицком монастыре был открыт пансионат «Надежда» для девочек из неблагополучных семей. В настоящее время монастырский пансионат стал домом для двадцати воспитанниц в возрасте от четырех до шестнадцати лет.

Святыни

Главной святыней Троицкого монастыря является Виленский Крест. Ему посвящено известное произведение древнерусской литературы “Повесть о Виленском Кресте”. Обретение святыни так же связано с именем Богдана Цветнова.

В монастыре упокоиваются мощи святых Петра и Февронии, покровителей любви и брака.

Богослужение

Богослужения в Свято-Троицком монастыре совершаются ежедневно.
Божественная Литургия начинается в 6.30, вечерняя служба – 16.00.
После Литургии совершаются молебны и панихиды по усопшим.
В воскресные дни Божественная Литургия начинается в 7.00, после которой перед гробницей с мощами святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершается водосвятный молебен с акафистом.

Храмы и архитектурные памятники

  • Троицкий собор (1642-1643 гг.),
  • надвратная Казанская церковь (1648 г.),
  • колокольня (1652 г.),
  • настоятельский корпус (XVII-XIX вв.),
  • стены и башни (1805-1807 гг.),
  • деревянная церковь Сергия Радонежского (начало XVIII в.).

Использованные материалы

[1]  Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника и песнописца // Изд-во “Правило веры”, Москва, 2001, с. 724

Источник: https://drevo-info.ru/articles/5849.html

Свято-Троицкий женский монастырь в Симферополе

Свято-Троицкий женский монастырь

В центре Симферополя на маленьком пятачке земли ютится красивый женский монастырь в честь Святой Троицы. На небольшой территории обители расположены два знаменитых храма с сильнейшими святынями — мощами святого Луки и чудотворной иконой Божией Матери «Скорбящая».

Свято-Троицкий женский монастырь, Симферополь

История создания

В XVIII веке на месте, где сейчас находится Свято-Троицкий монастырь в Симферополе, была возведена небольшая греческая деревянная церковь в честь Святой Троицы. Спустя 70 лет деревянное здание было снесено, и на его месте воздвигли каменный собор, который в 1930 году получил статус кафедрального.

Читайте о других храмах Крыма:

Гонения на православные храмы не обошли Троицкую церковь стороной.

В 1933 году власти Симферополя решили закрыть храм на нужды государства и открыть в его здании интернат, и сразу начались работы по переоформлению. Но совершить задуманное городской власти не удалось.

Среди прихожан было очень много греков, к которым государство должно было относиться корректно, поэтому было принято решение оставить церковь верующим.

В 1934 году все права на здание были возвращены церковной общине.

Исповедник и святитель Лука часто преподавал в этом храме и служил в его стенах с 1946 года по 1961 год. В 1996 году в собор перенесли мощи святителя Луки.

Мощи святителя Луки в Свято-Троицком монастыре

С 2002 года собор приобрел статус женского Свято-Троицкого монастыря.

Современное состояние монастыря

В нынешнее время монастырь действующий, его двери ежедневно открыты для посетителей с утра до вечера. Территория хоть и небольшая, но очень ухоженная и красивая, на ней находится три купели для желающих окунуться. Активно ведется общественная деятельность:

  • в обители открыта Воскресная школа;
  • действует Архиерейский хор, который стал лауреатом премии » Лучший церковный хор» на Всеукраинском фестивале Рождественских песен;
  • также для посещения открыт музей святителя Луки, где можно узнать подробнее о жизненном пути к Богу святого и посмотреть на его личные вещи. Музей открыт ежедневно с 9:00 до 17:00;
  • при монастыре открыта пекарня и рукодельные мастерские.

Для сведения! Игуменья монастыря Евсевия возглавляет православное общество «Милосердие».

Оно заботится о том, чтобы больные дети и взрослые, заключенные, старики в домах престарелых и богадельнях имели доступ к православной литературе и иконам. Общество «Милосердие» оказывает материальную помощь больницам и приютам. Любой желающий может помочь через монастырь нуждающимся мирянам.

Свято-Троицкий женский монастырь: фрагмент иконостаса

Святыни

Свято Троицкий монастырь в Симферополе хранит одну из самых ценных святынь берегов Крыма — чудотворная икона Божией Матери «Скорбящая», которая чудесным образом само обновилась.

Эту реликвию подарили тогда еще Троицкому собору в 1998 году одна жительница Кировского села. Рассмотреть лик Богородице на полотне было практически невозможно, оно было очень темным. Настоятель храма установил подаренный образ в алтаре, и к церковному празднику икона сама по себе посветлела, лик Божией Матери стал отчетливым и красочным.

Интересно! В стенах монастыря, в серебряной греческой раке, покоятся мощи святого Луки, поклониться которым может любой желающий в любой день.

Читайте еще о святителе Луке:

  • Акафист Луке Крымскому
  • Икона святого
  • Молитва Луке Крымскому перед операцией

Расписание богослужений

Территория монастыря для посещения открыта каждый день с 6:45 по окончании вечерних богослужений, примерно до 17:30. В течение этого времени можно приложиться к мощам святого Луки, рака всегда находится на одном и том же месте.

Ежедневно в 7:00, кроме среды и субботы, воскресенья служится акафист Святителю Луке.

В среду и субботу, воскресенье в 7:00 — служится акафист Богородице «Умягчение злых сердец».

Ежедневно в 12:00 служится молебен и акафист Святителю Луке.

Подробное расписание богослужений на каждый день можно найти на официальном сайте обители, оно постоянно обновляется и подстраивается под праздники и посты.

Адрес и контакты

Находится Свято-Троицкий монастырь по адресу: РФ, Крым, город Симферополь, улица Одесская, д 12.

Контактный телефон — 8 (365) 227 01 03.

Официальный сайт — http://svtluka.org.ua/

о святых местах Крыма. Свято-Троицкий монастырь

Янв 17, 2019 13:46Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/svyato-troitskij-zhenskij-monastyr-v-simferopole.html

Ковыляйский Свято-Троицкий (в честь Пресвятой Троицы) женский монастырь

Свято-Троицкий женский монастырь

Ковыляйский Свято-Троицкий (в честь Пресвятой Троицы) женский монастырь был обязан своим появлением благотворительной деятельности княжны Надежды Даниловны Бибарсовой, представительницы старинного знатного татарского рода, принявшего православие в кон. XVII в. Русское с. Ковыляй Краснослободского у. Пензенской губ. (ныне Старый Ковыляй Темниковского р-на РМ) сложилось в кон.

XVI – нач. XVII в. как часть первой засечной черты. До Смуты село было вольным, но затем, в результате пожалований поместий служилым мурзам, верстанным по Темникову и Кадому, попало в крепость к татарским помещикам, несшим охрану сначала Темниковской, а потом и Саранской засеки.

Крестившиеся владельцы Ковыляя (Бибарсовы, Кугушевы, Девлеткильдеевы) превратились в русских князей, некрестившиеся со временем переселились. Деревянная Никольская церковь появилась в Ковыляе до 1614, а в 1699 прихожане срубили себе новый храм, во имя Рождества Христова. Кн. Н. Д. Бибарсова на средства брата Я.Д.

Бибарсова построила новую каменную Рождественскую церковь с приделами Николая Угодника, Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. 18 сентября 1826 церковь освятил епископ Пензенский Амвросий (Орнатский). Этот храм стал колыбелью монастыря. Вокруг него собралась первая группа мирских черниц. Официальным устроителем богадельни выступил князь Я. Д.

Бибарсов, как старший в семье и основной владелец села, на самом деле этим занималась Н. Д. Бибарсова, решившая основать обитель и получившая на это благословение старца-затворника Сканова монастыря Якова Михайловича Баранова и прп. Серафима Саровского.

Первый вариант общины возник в виде богадельни, но цель ставилась иная: приют-больница должна была перерасти в полноценный монастырь, устроенный по старческим канонам.В 1833, со смертью брата, Н. Д. Бибарсова стала полновластной владелицей Ковыляя. В дальнейшем она употребила все свое наследство на обустройство монастыря.

Помещица построила возле приходской церкви первое келейное здание. В 1834 основательница поселила во флигеле первых 12 сестер, в основном девиц и вдов из ближних сел. Руководительнией общины стала по благословению старца Якова Агафья Васильева. В 1842-47 кн. Бибарсова усиленно занималась укреплением материальной стороны обители, передала богадельне дом, две дес.

усадебной земли, четыре дес. пашни за околицей. Одновременно уточнялся устав, ориентированные правила лучшего богадельного учреждении страны – женского странноприимного Аносинского дома под Москвой. В 1847 Пензенская гражданская палата утвердила дарения, а епархиальное управление – устав.

Становление обители продолжилось при настоятельнице Татьяне Мартыновне Мещериной, жившей при богадельне со дня ее основания. Очень тяжелыми для Ковыляя выдались 1848-51-е: сначала холера повергла село в ужас (редкий дом не посетила тогда смерть), потом недород подкосил приход и довел крестьян едва не до нищенской сумы. В стенах обители не было ни одного случая заболевания.

В Рождество-Богородицкую богадельню потянулись больные женщины из многих уездов. К 1850-м малочисленное собрание женщин-черничек превратилось в некрупный, но по сути самый настоящий монастырь.Материальное благосостояние обители: разные хозяева, в т. ч. крестьяне, пожертвовали старицам еще 12 дес.

земли; рядом с первым корпусом возле храма попечительница построила еще четыре деревянных келейных здания; в 1861 настоятельница Татьяна Мещерина купила 25 дес. пашни в полутора верстах от Ковыляя, – княжна Бибарсова присмотрела этот участок, чтобы перенести кельи в более тихое и приличествующее монастырю место.

В 1862 на новом участке появился первый бревенчатый корпус и одновременно были заложены фундаменты двух храмов – летнего и зимнего. Но основательнице не суждено было увидеть плоды своего труда: в 1862 Н. Д. Бибарсова после тяжелой и продолжительной болезни скончалась на руках сестер-общинниц. В том же г. в пожаре сгорели все хозяйственные постройки, половина келий и больничка.

Обитель вынуждена была в срочном порядке перебираться за полторы версты от села, на место, выбранное для обители еще покойной княжной. 22 сентября 1863 уже была освящена больничная теплая церковь во имя почитаемой населением иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Храм с одной стороны примыкал к трапезной, с другой – к больнице.

Вторую церковь, холодную Троицкую, каменщики в основном закончили к 1868, но полностью он был завершен в 1873. Троицкий собор позднее был перестроен в теплый, так как больничная церковь для общины, насчитывавшей уже более ста человек, оказалась тесноватой. В подклете Троицкой церкви в 1864 была перезахоронена кн. Бибарсова, покоившаяся поначалу возле приходской церкви в селе.

Склеп основательницы был уничтожен в советское время. В 1860-е в несколько этапов богаделенное учреждение было признано сестринской Рождество-Богородичной общиной. Преемницей Татьяны Мещериной стала игумения Агафия, ставленница пензенских архиереев. К сер. 1870-х число постриженных сестер выросло до 15 человек при 120 послушницах. В 1875 Св.

Синод по ходатайству епархиального руководства и выборных людей от Краснослободского у. утвердил общину в статусе монастыря, присвоив ему другое наименование – Троицкий (по собору). Всего на становление монастыря ушел 41 год. К 1895 штат Ковыляевского монастыря состоял уже из 82 монахинь и 230 послушниц. В 1910-х число насельниц достигло 370 чел.

По масштабам Троицкая обитель встала в ряд крупнейших монастырей края. Комплекс зданий состоял из трех храмов, пяти келейных корпусов, трех флигелей, гостиниц, усадебных построек, хозяйственных дворов. Имелось училище для девочек и больница.К кон. XIX в. монастырь значительно увеличил хозяйство. За ним числилось уже 763 дес.

пашни, леса и покосов, ветряная мельница, подворье в Краснослободске, кирпичные сараи, мастерские, крупные счета в банках, хутор. В 1912 земельные владения сестер составляли 847 дес., что соответствовало крупному помещичьему имению. Игумения Агафия довела юридическое оформление монастыря до логического конца и построила основную часть зданий обители.

В 1884 ее сменила игумения Феофания. На время правления иг. Феофании и сменившей ее игумении Афанасии (нач. ХХ в.) пришелся расцвет обители, и это касалось не одной экономики: были созданы крупные промысловые мастерские, в т. ч. художественные. В 1885 была учреждена иконописная школа-мастерская, в которой работали до 15 сестер-изографов.

При школе вскоре открылась еще одна мастерская – чеканки по золоту. Из Ковыляевского монастыря вышло немало первоклассных окладов на киоты и иконы. Еще две мастерские занимались швейным промыслом и вышивкой золотыми и серебряными нитями.

Социально-призренческая линия, принятая за основу деятельности обители, распространилась не только на больных женщин и сирот «из семей духовного звания», – монастырь брал на содержание престарелых священников, отслуживших большой срок в храмах. Для них были построены квартиры, полностью обеспечивавшиеся всем необходимым для спокойной старости.

В 1888 сестры заложили второй каменный собор, так как прежний уже не вмещал общину. 12 июля 1897 епископ Пензенский и Саранский Павел освятил кресты, которые в тот же день были воодружены на собор, а 13 июля владыко освятил храм в честь св. Харлампия и блаж. старицы Феофании. Строительство собора продлилось полтора десятилетия; к 1902 он уже был полностью готов. Вместе с собором строилась многоярусная колокольня. Новый собор был вторично освящен в период с 1903 по 1905; прежний собор, обращенный в церковь при трапезной, выполнял функции теплого. Больницу тоже перестроили в камне. С западной стороны монастыря возник второй городок, имевший в длину свыше 120 м.: это гостиницы для богомольцев, каменные корпуса для мирского персонала, бытовые службы, конюшни, каретные сараи, кузница, несколько лавок. Здесь все было подчинено обеспечению нормальных условий для паломников. Ковыляй превратился в место обязательной остановки на тропах, которые вели из Пензенской, Симбирской, Казанской, Саратовской губ. в Саров, Дивеево, Арзамас, Темников и Понетаевку. В монастыре имелся водопровод, о котором уездные города только мечтали.

К революции положение монастыря еще более упрочилось, но затем все рухнуло: 4 января 1918 крестьяне д. Сузелятки Урейской вол. постановли изъять монастырский хутор. С этого начался разгром обители. 6 июня 1918 состоялось изъятие первой пол. монастырской земли, 30 августа остальной (возле д. Карино Пурдошевской вол).

Последняя настоятельница монастыря игумения Викторина всеми силами пыталась сохранить обитель и даже организовала сельхозартель, занимавшуюся поставками государству сельхозпродукции. В 1926, в год последнего и самого жестокого натиска на монашествующих монастырь был разогнан властями. Многие сестры подверглись репрессиям, в т. ч.

игумения Викторина расстреляна в 1930.
Здания обители пошли на слом; в частности, из добытого таким образом стройматериала был возведен Дом соцкультуры в с. Ельники. От всех построек монастыря сохранился один каменный корпус, в котором долгое время располагалась участковая больница.

С 1993 Саранская епархия вела переговоры о возвращении верующим остатков Ковыляевской обители, но корпус был возвращен только в 2001. В наст. время в Старом Ковыляе возрожден женский монастырь, а приходская Рождесто-Богородицкая церковь передана обители в качестве подворья. Подготовлен проект восстановления монастыря в полном объеме.

В возвращенном корпусе с Пасхи 2004 проводится богослужение в домовой церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».

Настоятельница Свято-Троицкого женского монастыря с.Старый Ковыляй игумения Магдалина (Арбузова)

Сайт:http://troitzkov.jimdo.com/

Наши реквизиты:

431220, Республика Мордовия, Темниковский район, с.Старый Ковыляй, Свято-Троицкий женский монастырь.Расположен в 4 км. от села Пурдошки.Доехать можно на рейсовом автобусе маршрута Саранск-Темников через Пурдошки.

Банковские реквизиты:

ИНН 1319109639КПП 131901001Банк: Мордовское ОСБ №8589р/с 40703810539110150077БИК 048952615

к/с 30101810100000000615

Источник: http://www.krasnoslobodsk-eparhia.ru/monastyri/kovylyajskij-svyato-troitskij-v-chest-presvyatoj-troitsy-zhenskij-monastyr.html

Егорьевск. Свято-Троицкий Мариинский женский монастырь

Свято-Троицкий женский монастырь
В этой части прогулки по городу Егорьевску мы полюбуемся древними стенами Свято-Троицкого Мариинского женского монастыря.
А начинается его история с городского Егорьевского кладбища, на которое в 1792 году была перевезена с погоста Гвоздна небольшая деревянная церковь Никиты Великомученика.

Деревянный храм был типа восьмерик на четверике в классицистическом духе, с трапезной и колокольней. Церковь была летняя, неотапливаемая, поэтому и богослужения там совершались редко. Горожане огорчались, что на месте погребения их родных не возносилась ежедневная молитва, и просили сделать в храме отопление.

Власти вняли просьбам горожан, и в феврале 1880 года Егорьевский городской голова, купец 1-й гильдии и почетный гражданин города Егорьевска Никифор Михайлович Бардыгин выступил на заседании Городской Думы с инициативой строительства при кладбище нового храма. Город выделил землю, и летом того же года началось строительство.

Архитектором пригласили Александра Степановича Каминского, который занимался строительством с 1880 по 1883 год. За три года на средства Бардыгина был выстроен храм с боковыми приделами Никифора Цареградского и Марии Египетской, представляющий собой пятиглавый четверик с шатровой колокольней.И.Ф.

Токмаков в историческом очерке о Егорьевске отметил: “В Рязанской епархии (к которой тогда относился Егорьевск – ред.) нам не приходилось видеть подобное блестящее благолепие храма”. На колокольне находились пятнадцать колоколов. Праздничный колокол в 500 пудов был подарен храму Михаилом Никифоровичем Бардыгиным, сыном Н.М. Бардыгина.

Большим украшением храма и города стали башенные часы, находившиеся на колокольне храма и игравшие мелодию каждую четверть часа. Этот дар храму сделала супруга Михаила Бардыгина – Глафира Васильевна.

Необыкновенная замысловатая роспись в стиле XVII в., выполненная на золотом фоне, придавала архитектуре храма особый оттенок.

Плитка для пола была изготовлена специально в Санкт Петербурге на заводе Виллеруа и Box Метлах мастерами Кос и Дюрр, солея облицована белым мрамором. Кирпич для отопительного калорифера привезен из Германии, о чем свидетельствует надпись на остатках кирпичей от центральной печи. Для изготовления иконостаса была привезена крымская яблоня. Иконы в храме были написаны на золотом фоне.

По словам современников, внутренне убранство храма напоминало теремной дворец царя Алексея Михайловича.

Но в первозданном виде церковь долго не простояла…Она была перестроена в 1890-х – начале 1900-х годах когда строился монастырь с комплексом монастырских строений. Инициатива создания монастыря исходила от Марии Владимировны Бардыгиной, жены Никифора Михайловича.

Она предполагала провести в монастыре остаток своих дней после смерти мужа (поскольку была значительно моложе его), но, как мы увидим, судьба распорядилась иначе.
Всеми работами руководил другой архитектор – Иван Тимофеевич Барютин.В 1892 г.

при Троицком храме началось строительство двухэтажного кирпичного корпуса для городской богадельни, закончившееся в 1898 г. Открытие богадельни было приурочено ко дню первой годовщины со дня смерти Марии Владимировны (она внезапно умерла в расцвете лет от тяжелой, быстро развившейся болезни) и состоялось 25 августа 1898 г.

Никифор Михайлович к этому дню заново позолотил в храме иконостасы, а на иконы Спасителя и Божией Матери сделал большие венцы из драгоценностей покойной супруги. В ее честь монастырь стал именоваться “Мариинским”.После открытия богадельни строительство продолжилось.К югу от храма строился ещё один кирпичный корпус.

С трех сторон была возведена кирпичная стена с башнями.

12 апреля 1899 г. Святейший Синод удовлетворил прошение об открытии при Троицком храме женской общины. Открытие её, по просьбе Н.М. Бардыгина, приурочили ко второй годовщине со дня смерти его супруги Марии Владимировны

 25 августа 1900 г., в день третьей годовщины со дня смерти М.В. Бардыгиной, состоялось открытие Свято-Троицкого Мариинского женского монастыря.

Первой настоятельницей Свято-Троицкого Мариинского женского общежительного монастыря была назначена игумения Олимпиада (Бардыгина), родная сестра Никифора Михайловича.

Она управляла обителью всего лишь 6 с половиной лет, живя в скромном помещении среди еще более скромной обстановки и подавая всему монастырю пример величайшего смирения.

Сестры-инокини горячо любили ее и очень скорбили, когда 15 января 1907 года она неожиданно скончалась от воспаления легких, 60 лет от роду. 18-го января она была погребена преосвященным Никодимом в Троицком храме, у правой стены придела св. Никифора-патриарха.

13 ноября 1901 г. Никифор Михайлович Бардыгин умер. Он погребен в правом приделе Троицкого храма. На его могилу была положена белая мраморная плита.
23 января 1918 г. по декрету совнаркома об изъятии церковных ценностей в монастырь была направлена специальная комиссия. Обитель закрыли. А 1929 году вышло постановление о закрытии Троицкого храма. 19 мая 1931 года тридцать монахинь и послушниц во главе с игуменией Вячеславой были арестованы и заключены в Егорьевскую тюрьму. Среди них были две послушницы Свято-Троицкого Мариинского монастыря Антонина (Новикова) и Надежда (Круглова), переведенные в Таганскую тюрьму и затем расстреляные в 1938 году на полигоне Бутово. Преподобномученицы Антонина и Надежда причислены к лику святых.

После разгрома на территории Мариннского монастыря разместилось летное училище. Никитскую церковь полностью разрушили для строительства на том месте нового корпуса для курсантов.

В начале 1960-х гг. монастырское кладбище стали разравнивать, сносили кресты и надгробия. Ежедневно, проходя по улице Владимирской, горожане наблюдали, как бульдозеры сравнивали могилы, а человеческие кости и черепа были разбросаны вокруг. Снесли могилы священников, монахинь, солдат Моршанского полка и простых крестьян. Троицкий храм переделали сначала в музей, а потом в клуб.

Колокольню и купола снесли, так как они якобы “уродовали красоту города”. Надгробия Егорьевского благодетеля Н М. Бардыгина и его сестры, первой игумений Олимпиады, были снесены, а могилы забетонированы. Уникальные росписи на золотом фоне закрасили масляной краской, но они с каждым разом проступали сквозь краску. Лики и нимбы святых, которые проявлялись, выжигали паяльными лампами.

Возрождение святыни началось 7 января 2000 года, когда в Троицком храме состоялась первая божественная литургия. С того дня богослужения стали совершаться регулярно, начались и реставрационные работы.Внутри церкви удалены все позднейшие перегородки и перекрытия, восстановлены своды. Уцелевшие фрагменты храмовой росписи, сохранившиеся плиточные полы свидетельствуют о былом благолепии святыни.

В 2006 году, по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, при Троицком храме вновь открыта женская община. А в 2008 году община получила статус монастыря.В настоящее время храм и монастырь являются действующими, территория благоустраивается, проводится ремонт построек.Мы были свидетелями снятия лесов с храма.

Внутри собор скромен: стены выбелены, в нескольких местах есть незначительные фрагменты росписи. Установлен могильный камень Н.М.Бардыгину.Такой была территория монастыря после постройки.К сожалению, мало что сохранилось, но вот ворота, по-видимому, собираются восстановить. Кстати, слева на монастырской стене много каких-то круглых отверстий, природа появления которых нам не понятна.

А в этой башне находится часовня Никиты Великомученика.Здание бывших келий сейчас все ещё принадлежит колледжу, а справа виднеется современный келейный корпус.Монастырь окружен кирпичной стеной с башнями.Башни у святых врат удивительно напоминают Царскую башню московского Кремля.Чудесной красоты Святые врата Свято-Троицкого Мариинского монастыря, через которые и можно попасть в него.

А это местная “труба”.Литература:

http://vidania.ru/monastery/troickiy_mariinskiy_monastyr.html

http://temples.ru/card.php?ID=846
http://oldboy.icnet.ru/SITE_2103/MY_SITE/Monast/TR_MAR_MON_MO/TR_MAR_MON_MO.htm
http://sobory.ru/article/?object=14141
Виталь А.А. – “Егорьевский городской голова Никифор Михайлович Бардыгин. 1872-1901” (взято отсюда)
Мария Нащокина – “Архитекторы московского модерна”

|

arch_heritagedeadokey
По рассказам старожилов замок Волконских в Каменке был воздвигнут Малютой Скуратовым – главой опричников Ивана Грозного, и что будто бы сам Грозный бывал здесь дважды. Из рода в род передавались рассказы о том, что из главного здания княжеских хором шёл подземный ход под озеро, вырытое крепостными и сохранившееся до наших дней. Будто бы зарыты в этих подземельях несметные богатства. Но найти их никому не удалось. В 1880-х гг. усадьба была разделена на 8 мелких усадеб. На западном торце здания и сейчас можно увидеть очертания готических оконных проемов, замурованных кирпичом, и отдельные декоративные элементы. В настоящее время дворец находится в “чреве” Кудиновского колледжа (ГКТУ).

9 декабря 2008 г. Усадьба

КАМЕНКА (КАМЕНКА-ЛЮБИМОВСКОЕ)

Милославские, Обуховы, Волконские, Окуловы, Бруновы

М О С К О В С К А Я о б л а с т ь …… р а й о н Н О Г И Н С К И Й

Далее 7 новых фотографий, немного ссылок, много истории, 10 старых карт, 1 старое фото…

Источник: https://arch-heritage.livejournal.com/1413986.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.