Свято-Троицкий Белогорский монастырь в Ольховке

Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь (Ольховка)

Свято-Троицкий Белогорский монастырь в Ольховке
Россия \ Волгоградская область \ Достопримечательности

Координаты: N49 47.916 E44 25.656. Удобней всего ехать до стороны Иловли, с трассы М6. Проехав несколько поселков нужно свернуть с трассы налево по указателю. Подробнее…

В XIX веке одним из красивейших и богатейших монастырей Нижнего Поволжья являлся стоящий среди живописных меловых гор с их таинственными пещерами, среди древних могучих дубов Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь (Ольховка).

Он ведет свое начало с 1860 года, тех пор, как в Каменном Броде (Ольховский район) была основана Свято-Троицкая Каменнобродская женская община, когда помещик и надворный советник Петр Иванович Персидский выделил ей для основания 455 десятин своей земли со старым дубовым лесом (официально эта земля будет подарена позднее его женой).

Со всех сторон это место окружено меловыми белыми горами, на берегах Иловли стояли вековые дубы, и стелился можжевельник. На северо-западной окраине слободы Ольховка находится курган, называемый Святой горой или Святой могилой, а возле него бьёт родник.

Старожилы рассказывают, что когда-то здесь стояла церковь, ушедшая под землю от истовых молитв иноков Каменнно-Бродской Белогорской обители.

История будущей обители началась с того, что П.И. Персидский едет из Ольховки в Москву, где приобретает три иконы: Преображения, Богородицы и Богородицы Всех скорбящих радости и две большие иконы Троицы в серебряном и золотом окладах.

Вернувшись, помещик поделился с женой Серафимой мыслью об основании общины, и та, поддержав её, сама включилась в работу. Она поехала в Саратов к епископу Иоанникию, и получила благословение на строительство. Владыка предложил ей первую настоятельницу. Сначала общинники числом до 60 человек жили в частном доме с.

Каменный Брод недалеко от Ольховки. Но вскоре число сестер возросло до 90 человек.

Рядом с Ольховкой они обнаружили незамерзающий целебный источник, всего же насчитали 9 родников (даже радоновый и сероводородный), вода некоторых из них наполняла специальный бассейн.

Продолжалось строительство – монахини возвели хлев для крупного рогатого скота, конюшню, свинарник, птичник, пекарню с келейной и избой для пекарей, появилась и гостиница для паломников.

Разрасталась монастырская слобода, где жили паломники и местные служки и приказчики.

На 1887 г. здесь подвизаются 9 монахинь и 7 послушниц.

Укрепление духовной, хозяйственной и людской базы общины привело к рассмотрению дела по переименованию Каменно-Бродской женской общины в общежительный монастырь с именем Белогорского Николаевского.

Но вернулись к этому вопросу позже – лишь в 1903 г. духовные власти утверждают название смену статуса общины в Ольховке и название Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь.

В 30-е годы Белогорский Каменнобродский монастырь (Ольховка) находился в заброшенном состоянии, но, по рассказам местных жителей, здесь скрывались несколько монахов. Позднее были разрушены храм и многие здания монастыря.

На территории обители в здании крестильни разместилась МТС с парком тракторов, а в здании трапезной держали скот. Во время войны в Белогорском Каменнобродском монастыры устраивают госпиталь, а после – государственный конезавод.

Возрождение Белогорского Каменнобродского монастыря в Ольховке началось с приездом сюда 20 августа 1991 г. архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа, привезшего сюда иеромонаха Савву. Сейчас оставшиеся 6 зданий восстановлены, действует и церковь в одной из построек. В ней хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радости».

На кирпичах сохранившейся части ограды можно увидеть надпись «М.С.С.» (монастырь святых сестёр), а на уцелевшем надгробном камне следующие слова: «Под сим камнем покоится настоятельница Каменнобродской женской обители монахиня Афанасия, в миру – Марфа Николаевна Филиппова». Эта подвижница умерла в возрасте 68 лет, 52 из которых отдала служению Богу и людям.

Одной из самых главных достопримечательностей Белогорского Каменнобродского монастыря являются пещеры, вырытые в меловой горе чуть ли не во времена монголо-татарского ига.

По преданию, в пещерах Белогорского Каменнобродского монастыря близ Ольховки было три яруса, по словам старожилов, ранее из самого храма или других построек обители можно было пройти в меловые пещеры, по пути миновав даже подземный ручей.

Также они описывали подземную залу, куда попадали через колодец первого яруса, и в центре которой находился выточенный из мела круглый стол.

Вокруг стола из мела были выточены сидения, в его центре находилась выточенная также из мела большая чаша с маслом или святой водой, а по краям стояли небольшие чаши с маслом (очевидно лампады). По воспоминаниям стариков в ходах были келии, в которых подвизались затворницы.

Лабиринты строились таким образом, чтобы в случае опасности их можно было затворить. Находили в них, по словам местных жителей, даже замурованную лодку. Но здесь и терялись, бывало, дети, откапывавшие старые входы в подземелье.

Сохранились десятки автографов, как хулиганов или туристов, так и верующих или монахинь дореволюционного времени. На дне же колодца, уходящего на второй уровень, видны залежи песка.

Сегодняшние послушники Белогорского Каменнобродского монастыря эпизодически расчищают колодец, находя здесь старые куски воска, обломки медной кружки для сбора пожертвований, монетки начала XX в. и т.п. вещи.

Получить хотя бы краткое представление о сегодняшнем состоянии пещер Белогорского Каменнобродского монастыря можно из работ исследователей-спелестологов К. Э. и Ю. В. Полевых: «Пещеры при Белогорском Каменнобродском монастыре… имеют вход с восточной стороны, разветвление ходов соответствует четкой ориентации по сторонам света.

Сами пещеры также занимают весьма удачное стратегическое положение, что неоднократно констатировалось исследователями на других примерах для данной категории памятников. От входа просматривается обширная открытая местность, склон достаточно крут, а возможный выход в балку, по другую сторону холма, давал возможность максимально полного контроля местности.

От входа в пещеры идут три основные галереи в северном, южном и западном направлении, выход ориентирован на восток. Первый ярус представляет собой пещерный комплекс общей протяженностью около 200 м. По воспоминаниям старожилов из них был выход в балку по другую сторону холма. Этот выход не обнаружен.

Так же среди местного населения распространены мемораты о существовании второго яруса, который шел до с. Ольховка, Михайловка и т.д.».

Также на землях Белогорского Каменнобродского Свято-Троицкого монастыря в Ольховском районе имеется памятник природы – дубы-великаны. Возраст дубов – от 300 до 400 лет, величина крон у некоторых из них более 20 м., высота – 15 м., а диаметр стволов – 2 м. В средней полосе нечасто таких великанов встретишь, а для здешних мест эта уникальная дубовая роща – удивительное чудо.

Привлекают множество верующих и несколько святых источников с различной на вкус и запах водой – от сероводородной до серебряной.

У одного из источников находится бассейн, выложенный бутовым камнем. В него собирается вода из родника. Здесь купаются летом и подают воду на монастырский огород. Недалеко – заброшенная купальня.

До последней достопримечательности в районе Ольховки, «Святой могилы», от села Каменный Брод несколько километров. Находится она на землях Белогорского Каменнобродского Свято-Троицкого монастыря, в километре от нее — монастырский лес. Красивой легендой окутана небольшая сопка. Рядом ни деревца, ни кустарника.

Стоит на сопке крест, видимый с проходящей около холма дороги. Рассказывают, будто семь с половиной веков назад был в этих краях князь Александр Невский. С просьбой к татарскому хану: облегчить тяжелый труд русских невольников, занятых устройством каменного брода через полноводную реку Иловлю.

Шатер княжеский стоял на этой сопке. А когда по дороге домой князь заболел и скончался, на вершине ее забил родник. Совсем недавно строители восстанавливающегося Гусевского монастыря обнаружили уничтоженный советскими войсками священный источник с целебной водой.

Нашли же его по рядом стоящему дереву, своей крестообразной формой как бы символизирующему святость этого места.

У Белогорского монастырья есть своё подворье в Волгограде – приход и храм Иоанна Кронштадтского.

Путеводитель: как доехать до Белогорского Каменнобродского монастыря

Монастырь находится недалеко от автодороги Иловля-Камышин, поэтому подъехать к нему можно с двух сторон. Жителям Волгограда или Москвы удобней всего заезжать со стороны Иловли, с трассы М6.

При движении со стороны Волгограда достаточно выехать из центра города на север, ориентируясь на указатели на Москву и двигаться до Иловли (вы проедете Солдатское поле, Царицынскую сторожевую линию, сероводородный источник). На подъезде к Иловли будет большая стоянка с множеством кафе и фур, сразу за ней перекресток (N49 19.636 E44 01.

067), на котором необходимо повернуть направо и далее двигаться прямо (ориентируйтесь на указатель на Ольховку). Вы проедет несколько населенных пунктов, мост через Иловлю, затем начнутся меловые горы. Последний населенный пункт перед поворотом на монастырь – село Михайловка. На перекрестке (N49 47.110 E44 25.

589) сверните налево (будет указатель на монастырь) и езжайте прямо около 1.5 километров. Стоянка для автомашин и вход для посетителей находятся справа от центрального входа.

При движении со стороны Камышина вам необходимо свернуть на перекрестке (N50 03.349 E45 13.814) на север в сторону Котово и на следующем перекрестке (N50 03.409 E45 13.756) менее чем через 100 метров свернуть налево по указателю на Ольховку. Далее двигайтесь прямо, проехав Ольховку и село Каменный брод, не пропустите указатель на Каменнобродский Белогорский монастырь.

Ближайшая к монастырю железнодорожная станция, находящаяся примерно в 20 километрах, – Зензеватка, до неё можно добраться электричкой от вокзала Волгоград-1 или поездом со многих станций.

Возможно, по автодороге Иловля-Камышин также ходят какие-то рейсовые автобусы с остановкой в Ольховке или у поворота на монастырь, однако нам такая информация неизвестна.

Что посмотреть и что делать в Каменнобродском Свято-Троицком монастыре в Ольховке

Приехав в Белогорский Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь (N49 47.914 E44 25.657) первым делом самое логичное будет зайти на территорию монастыря.

При подготовке поездки обратите внимание, что служители очень ревностного относятся к внешнему виду посетителей.

На территории находится храм (по состоянию на 2012 год не функционирует), зимний храм (функционирует круглый год), церковная лавка и другие постройки.

Именно в церковной лавке можно купить билеты в пещеры в меловых горах (50р. взрослый, 25р детский) и свечи (в пещерах запрещено пользоваться фонарем). Вход в пещеры (N49 47.657 E44 25.495) находится немного в стороне от Свято-Троицкого монастыря почти на вершине горы.

Подняться туда можно по крутому спуску со стороны автомобильной дороге или по пологой тропинке от монастыря. У входа в пещеру собираются группы, которые уходит вглубь сопровождающий. Если вы подошли к прикрытому входу, но никого нет, значит, в данный момент гид проводит экскурсию и скоро вернется.

Не забывайте, что в пещерах прохладно даже в жаркий летний день.

Вернувшись к Каменнобродскому монастырю Ольховки, прогуляйтесь в противоположную сторону: там находится несколько источников. Первый из них – с питьевой водой. Второй, оформленный в виде деревянного домика, – сероводородный, в нем можно принимать ванны, выстояв очередь. Третий (радоновый) находится чуть дальше, он также используется для купаний, умываний и обливаний.

Завершить посещение Белогорского Каменнобродского Свято-Троицкого монастыря можно прогулкой к огромным, 400-летним дубам, которые находятся с другой стороны дороги напротив входа в пещеру.

Если вы не планируете самостоятельное путешествие, вы можете присоединиться к экскурсии в Ольховку и Белогорский Каменнобродский монастырь.

Возможно, вам будет полезен наш отчет о поездке в Каменнобродский Свято-Троицкий монастырь.

Скачать трек и точки для Garmin (*.gdb) | OziExplorer (*.plt и *.wpt) | Google Earth (*.kml)

Добавить фото/информацию

Источник: http://vetert.ru/rossiya/volgogradskaya-oblast/sights/42-belogorskij-kamenobrodskij-svyato-troickij-monastyr.php

Белогорский троицкий монастырь – древо

Свято-Троицкий Белогорский монастырь в Ольховке

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Каменно-Бродский Свято-Троицкий Белогорский мужской монастырь

Белогорский мужской монастырь во имя Живоначальной Троицы в с. Каменном Броде Урюпинской епархии

Женская община

Женская община возникла здесь в начале 1860-х гг., когда помещик и надворный советник Петр Иванович Персидский выделил ей для основания 455 десятин своей земли со старым дубовым лесом.

Владыка Иоанникий назначил старшей сестрой в период 1865-1867 гг. Пелагею Николаевну Водолагину мещанского происхождения из Дубовской женской общины и четырех сестер. Община сначала управлялась 12-ю выборными старшими сестрами. Сами общинницы числом до 60 человек жили в частном доме села Каменный Брод. Но вскоре число сестер возросло до 90 человек.

Сразу начали возводить каменный двухэтажный келейный корпус, на первом этаже которого, рядом с трапезнойустроили домовую церковь – теплую, однопрестольную, без колокольни в честь иконы Богородицы “Всех Скорбящих Радосте”. 5 октября 1865 года владыка Иоаникий прибыл в общину и освятил церковь.

Каменный монашеский корпус был окончательно построен в 1867 – 1868 годах.

08 декабря 1873 года император “завизировал” определения Св.Синода об утверждении женской общины в Каменном Броде.

16 января 1874 года Святейший Синод сообщил Правительствующему Сенату об учреждении общины и укреплении за ней недвижимого имущества.

На третий год своего существования община уже начала кормить нищих. Для постных дней Персидские в речке Иловле на их участке ловить рыбу неводом. Кормили монахинь и свои пруды, также улов покупали у дубовских рыбаков.

В жилом корпусе одна келья была выделена под мастерскую, где сестры учились золотошвейному делу и вязанию кружев. Из московской епархии прибыла монахиня, владеющая этим мастерством, и стала обучать сестер.

Сестры обшивали и крестьян, ходили по селам и помогали бедным многодетным семьям.

В 1877 году во время русско-турецкой войны в общине образовался так называемый “отряд сердобольных монахинь” из 10 человек. Они изготовляли корпию, бинты и белье для отправки раненым солдатам. А несколько сестер отправляются работать в Царицынский лазарет.

В 1880-х годах сестры обнаружили незамерзающий целебный источник, всего же насчитали 9 родников (даже радоновый и сероводородный), вода некоторых из них наполняла специальный бассейн.

Продолжалось строительство – монахини возвели хлев для крупного рогатого скота, конюшню, свинарник, птичник, пекарню с келейной и избой для пекарей (последняя тоже была передана в трапезную для нищих), появилась и гостиница для паломников.

Разрасталась монастырская слобода, где жили паломники и местные служки и приказчики. Приезжали лечиться с молитвой и члены известных дворянских фамилий – Голицыны, Строгановы, Трубецкие.

У подножья пещерной горы рядом с современным асфальтом сохранились остатки мощеной камнями так называемой “царской дороги”, проложенной якобы для проезда на лечение “на воды” дочери Петра I, будущей императрицы Елизаветы, и других высоких особ.

На 1887 год здесь подвизаются 97 послушниц. А на 1889 – община насчитывает уже 101 послушницу. Увеличивалось число сестер, выполнявших массу обычных крестьянских обязанностей, – они пахали, косили, рубили дрова и даже ловили зайцев.

С 1 января 1896 года насельницы устроили приют и начальную одноклассную школу для девочек, а продолжалось обучение последних в церковно-приходской школе при Казанской церкви в сл. Каменный Брод. Девочек учили золотошвейному мастерству.

После строительства первых зданий приступили к сооружению Троицкого храма по проекту архитектора И.И. Готгарта. Освятил храм 17 сентября 1895 года Саратовский епископ Николай.

В 1892 году здесь числились 1 монахиня и 95 послушниц; на 1897 год – соответственно 1 и 138.

В самом конце XIX века здесь проживали одна схимонахиня, одна монахиня и 147 послушниц.

Женский монастырь

Община получила статус монастыря по указу государя и Синода от 8 октября 1903 года.

В 1910-х годах число сестер достигло 170 человек. В школе на 1911 год обучались 19 девочек и 1 мальчик. Преподавание в ней велось по программе школ грамоты.

По страховой описи 1910 года в монастыре располагались два каменных храма: Скорбяшенская церковь и соборная церковь во имя Святой Троицы, часовня с жилым помещением, большое число каменных и деревянных строений – ветряная мельница на горе, келейные корпуса, амбары и другие хозяйственные службы.

5 мая 1913 года указом правящего архиерея за № 263 благочинным монастыря был назначен ректор Саратовской духовной семинарии архимандрит Серафим, а духовником – иеромонах Георгий из Киновинной церкви Саратова.

Но больше всего он знаменит своими подземельями, которые представляют собой четырехъярусный лабиринт под самим монастырем и в меловой горе.

Разорение обители

После революции 1917 года обитель подвергалась налетам разбойничьих банд, осаждалась комсомольцами, устраивавшими здесь антирелигиозные митинги. Монастырское имущество было национализировано.

Чтобы продлить существование обители, насельницы организовали, как это часто происходило, сельскохозяйственную общину с названием “Артель усиленного труда”. На июль 1923 года она даже имела устав, но сведений о ходе своей деятельности в подотдел кооперации Царицынского губернского земельного управления монахини не представляли.

Чиновники Сталинградского уездного финансового отдела собрали со всех 65 монахинь подписку о том, что они отказываются от проживания в монастыре и обязуются освободить его к 1 февраля 1928 года. Монахини стали постепенно расходиться, кто куда.

Существует и другая версия закрытия монастыря. В канун одного из двунадесятых праздников (вероятно, Введения во храм Пресвятой Богородицы) настенная икона Божией Матери начала плакать кровавыми слезами, что сестры расценили, как печальное знамение. А вскоре ночью нагрянули красноармейцы, арестовали остававшихся насельниц, а кого то даже утопили в болоте.

В 30-е годы XX века монастырь находился в заброшенном состоянии, но, по рассказам местных жителей, здесь скрывались несколько монахов.

Когда в 1935 году мимо обители проходил маршем полк НКВД, то активисты донесли об этом. Но подошедших чекистов встретили пулемётным огнём с колокольни, они не смогли перелезть высокую стену и отошли. Поставив на меловых горах над обителью орудия, коммунисты обстреляли её и захватили, но нашли только офицерскую белоказачью форму. Подземные ходы они закидали гранатами.

На территории монастыря наблюдались периодические просадки грунта, на линии от монастырских зданий к пещерам в 1996-1997 годах проваливалась техника. За монастырским кладбищем также открылся провал, подразумевающий подземные пустоты.

Позднее были разрушены храм и многие здания монастыря.

Во время войны здесь устроили госпиталь для тифозных больных, многие из которых умерли и были похоронены вблизи в братских могилах. Над монастырем на горе стояла зенитная батарея.

Уже после войны на территории обители в здании крестильни до 1959 года размещалась МТС с парком тракторов, в домах жили семьи работников, а в здании трапезной держали скот.

С 1959 года монастырь передали государственному конезаводу. Часть стены и зданий тогда растащили на кирпичи, другую часть снесли из-за ветхости.

Возрождение монастыря

Возрождение обители началось в 1991 году. Вместе с первым наместником Саввой (Кудиновым) в монастырь приехали два послушника. Весь монастырь тогда представлял из себя несколько еле отапливаемых комнат в полуразрушенном здании и покосившийся деревянный коровник.

С 1996 года в монастыре началось восстановление ограды.

В 1999 году был совершен внутренний ремонт церкви “Всех Скорбящих Радосте”, проведено отопление, сделаны теплые полы, оштукатурены и покрашены стены.

С 2001 года в церкви стали совершаться богослужения круглый год, до этого в зимний период богослужения совершались в домовой Свято-Троицкой церкви.

Настоятели и наместники

  • Смарагда (1868 – 1869) инокиня
  • Александра (Виноградова) (1869 – 1874)
  • Марина (Лобачева) (1875 – 1879)
  • Вера (1879 – ?) инокиня
  • Афанасия (? – 1893) мон.
  • Сусанна (1894 – 1898) мон.
  • Еннафа (упом. 1910-е годы) игум.

  • Волгоградские владыки (1991 – 5 октября 2011)
    • Савва (Кудинов) (5 августа 1991 – 21 августа 1995) иером.
    • Аристовул (Ивашиненко) (1995 – февраль 1996) иером.
    • Евстафий (Спирин) (февраль 1996 – август 1996) иером.

      • Елисей (Фомкин) (27 августа 1996 – 4 октября 2011) и/о
  • Елисей (Фомкин) (с 5 октября 2011)

Источник: https://drevo-info.ru/articles/2884.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.