Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

Содержание

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь
Свято-Пафнутьев Боровский монастырь
raven_yellow«Святой Пафнутий молился, чтобы край, где он основал монастырь, никогда не процветал, оставаясь тихим и уединенным местом. И Бог услышал его».Монастырь основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году на возвышенности при впадении реки Истремы в реку Протву.

После смерти Пафнутия игуменом монастыря стал его ученик, преподобный Иосиф Волоцкий, который вскоре, по причине нежелания братии принять общежительный устав, ушёл в Волоколамское княжество и основал новую обитель – Иосифо-Волоколамский монастырь.

Старец Пафнутий происходил от татар. Дед его был ханским баскаком, то есть послом, собиравшим дань.

Дед принял Православие, крестился, ну а уже внук стал святым подвижником.

Нынешние строения обители строили в конце 16-го столетия, во время правления Бориса Годунова. Башни монастыря строил знаменитый Фёдор Конь, создатель укреплений Белого города в Москве, находившиеся вместо нынешнего Бульварного кольца.Эти башни и стены многое повидали.

Например, они помнят страшную резню, учинённую здесь поляками Яна Сапеги, которые шли на соединение с войсками Лжедмитрия II в июле 1610 года.Зная о приближении врага, многие жители Боровска решили укрыться в монастыре, не надеясь на прочность деревянных стен городской крепости. Их защищали около восьми сотен стрельцов под командованием князя Михаила Волконского.

Осада длилась десять дней. По легенде, полякам даже пришлось спешить своих знаменитых крылатых гусар, чтобы усилить колонны, идущие на приступ.Но как всегда нашлись предатели, младшие воеводы Афанасий Челищев и Яков Змиев. Ночью на 15 июля они открыли ворота Тайницкой башни. Ляхи перебили почти всех, более десяти тысяч человек.

Потери Яна Сапеги составили около пяти тысяч убитыми и ранеными.Михаил Волконский был зарублен в соборе Рождества Богородицы, прямо у раки с мощами Пафнутия. По преданию, удар пришелся по шее, кровь из которой долго хлестала фонтаном, окропляя церковные камни. Рассказывают, что с тех пор каждую ночь на 15 июля кровавые пятна проступают на амвоне храма.

Сейчас на том месте, где находятся захоронения защитников монастыря, погибших при его захвате в 1610 году Лжедмитрием II и Сапегой, стоит Ильинская церковь.Когда в Боровск вошло ополчение Кузьмы Минина, Тайницкие ворота замуровали. Самой башне дали второе название — «Башня измены».

Её флюгером с тех пор стал не флажок, а жестяной петух — символ предательства (согласно Евангелию, апостол Петр трижды отрекся от Христа перед тем, как пропел первый петух).Говорят, что июльскими ночами, усевшись у основания башни, можно услышать плач.

Но никто не знает, плачут ли это ангелы, поминая отважного Волконского, или это голос младенца, утопленного когда-то в монастырском пруду своей матерью-монашкой из Рождественского монастыря, основанного ещё в XIV веке на востоке Боровска. От этого монастыря сейчас ничего не осталось, кроме, как утверждают местные, подземного хода, который соединял его с обителью Пафнутия.

На противоположной стороне монастыря стоит Оружейная башня, любимая Иваном Грозным. Царь жаловал монастырь, поскольку считалось, что именно по молитвам Пафнутия Господь послал Василию III наследника, то есть самого Ивана. Но на башню царя влекли не молитвенные размышления.

Иван забирался туда с мешком, набитым кошками, а потом скидывал их по одной, не переставая удивляться, как это у этих тварей получается все время приземляться на лапы, да потом ещё и уползать после падения с такой высоты.А вот сын Ивана IV, болезненный и богомольный Федор Иоаннович, любил обитель как раз за её святость.

Пафнутий Боровский, канонизированный в 1547 году, считался великим чудотворцем, получившим этот дар ещё при жизни. Царь Федор даже хотел перенести столицу из Москвы в Боровск. Но бояре отказались. К тому времени образ Москвы как Третьего Рима уже утвердился в качестве основы государственной идеологии. А её формула гласила: «Два Рима падоша, а третей стоит, а четвертому не быти».

Вот из-за этого «не быти» Москва и осталась столицей.Главный монастырский храм Рождества Богородицы был построен в 1467 году и расписан знаменитым Дионисием, самым талантливым продолжателем традиции Андрея Рублева. Собственно, с росписей Боровского монастыря и началась его слава.

Но отношения иконописца и игумена Пафнутия были непростыми — одаренный художник проявлял полное равнодушие к нормам христианского благочестия. Он не просто не соблюдал постов, но в их сроки позволял себе открыто вкушать мясо внутри монастырских стен.И вот однажды, когда он принялся за аппетитный окорок, нашпигованный яйцами, терпение Всевышнего закончилось.

Дионисий вдруг весь покрылся гнойными язвами. Кое-кто поговаривал, что болезнь наслал сам Пафнутий. Как бы там ни было, именно Пафнутий излечил Дионисия от хвори и взял с него обещание больше не нарушать церковную дисциплину.К сожалению, росписи Дионисия не сохранились. По неизвестной причине во времена Федора Иоанновича собор перестроили и расписали заново (1589).

Есть версия, что царю не понравилась вольная трактовка художником некоторых евангельских сюжетов. Но каких именно — неизвестно.Правда, в 1970-е годы реставраторами Рождественского храма была сделана уникальная находка. Когда вскрыли пол собора, оказалось, что под ним для прочности подложены блоки, выломанные из стен его предшественника.

И на них были фрески Дионисия! Теперь они хранятся в Андрониковском монастыре в Москве. Те фрески, которые мы можем видеть в Пафнутьевом монастыре сегодня, были выполнены в 1644 году братьями Еропкиными.Колокольня второго собора, Рождества Христова, возносящаяся выше всех над монастырем, построена в конце XVII века. Её возводили на деньги боярина Константина Щербатова.

По его просьбе форма звонницы повторяет форму колокольни Высоко-Петровского монастыря в Москве. Она украшена поясом поливных изразцов и большими часами.Однако Рождественская церковь знаменита не фресками, не изразцами и не часами.

Главное — в её подклети в 1666–1667 годах ожидал своей участи знаменитый протопоп Аввакум — главный идеолог старообрядчества, выступивший в 1653 году против церковной реформы патриарха Никона, задумавшего исправить разночтения в церковных книгах и частично изменить православную обрядность.Аввакум с семьей был сослан в Сибирь. Потом возвращен и повторно предан суду.

В Боровске его держали, как раз пока церковный собор рассматривал его дело. По новому приговору Аввакума сослали в Пустозерск, где 15 лет держали в земляной тюрьме. В 1682 году он был сожжен на костре.В 1990 году Пафнутьев монастырь вернули церкви, и сейчас он известен своим святым старцем — схимонахом Власием. К нему едут за советом со всей России. Говорят, что он «видит каждого человека насквозь».Монастырь очень дружелюбный, единственное, что меня удивило, это табличка при входе: «Подавать цыганам милостыню не благословляется». Сфотографировать я ее не успел, потому что со всех сторон ко мне бросилось человек десять тех самых цыган.Фотографировать на территории разрешено, но с тем условием, что ты внесешь добровольное пожертвование в размере ста рублей. Тогда тебе выдадут квитанцию с благословением.Часть материала взята из статьи Павла Котова «Боровск в другом измерении».

Fais se que dois adviegne que peut.

Другие монастыри:

Богородице-Рождественский монастырь

Высоко-Петровский монастырь
Высоцкий монастырь в Серпухове
Давидова Вознесенская пустынь
Донской монастырь
Единоверческий храмовый комплекс в Михайловской Слободе
Зачатьевский монастырь
Иоанно-Предтеченский монастырь
Иосифо-Волоцкий монастырь
Иосифо-Волоцкий монастырь. Детали
Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь
Крутицкое подворье
Марфо-Мариинская обитель
Николо-Перервинский монастырь
Николо-Угрешский монастырь
Никольский единоверческий монастырь
Новоалексеевский монастырь
Новоспасский монастырь
Покровский Хотьков монастырь
Саввино-Сторожевский монастырь
Свято-Екатерининский монастырь
Свято-Пафнутьев боровский монастырь
Симонов новый монастырь
Симонов старый монастырь
Сретенский монастырь
Храмовый комплекс в Старом Косине
Центр РПСЦ на Рогожском

|

raven_yellow«Параллельным Боровском» можно назвать творения местного художника Владимира Овчинникова. Он расписал стены боровских домов своими картинами. Всего картин было около сотни, и на них узнавалась вся история города.

Было создано много изображений знаменитых городских обитателей: там Константин Циолковский присел на скамеечку, тут математик Пафнутий Чебышев о чем-то задумался с циркулем в руках. А рядом протопоп Аввакум, грозящий двуперстным крестом. И умирающая боярыня Морозова.

Не так давно пошла гулять история о том, что в картину Овчинникова «Плачущее небо под ногами», на которой изображена дорога в перспективе, въехал автомобиль: не разобрал водитель, что это стена. Художник говорит, мол, не было никогда такого, но на всякий случай подрисовал на картине заборчик.Однако «параллельный Боровск» не только отображает действительность, пусть и столетней давности, но и создает новую. Например, на стене городской гостиницы Овчинников нарисовал мемориальную доску с надписью «Здесь останавливался Козьма Прутков». И все теперь в этом свято уверены.«Почему Козьма Прутков, — сказал как-то журналистам директор гостиницы, — мы до сих пор не понимаем, но это стало работать». И никакого народного вандализма. Ни разу Овчинников не реставрировал свои, как он называет, «фрески». Однако, как ни странно, головной болью художника оказались не хулиганы-подростки, а городская администрация.Все началось с диптиха художника — «Юрий Лужков и Анатолий Артамонов». Артамонов — это губернатор Калуги. Так вот на этой «фреске» московский градоначальник был изображен на фоне восстановленного храма Христа Спасителя, а калужский — на фоне заброшенного старообрядческого Покровского собора.И тогда на Овчинникова обрушилась местная пресса, обвиняя художника в том, что его картины могут спровоцировать волнения среди сторонников и противников областной администрации. Ещё журналисты оскорбились тем, что портреты градоначальников поместили рядом с помойкой.А потом началось. Адмирала Дмитрия Сенявина, уроженца Боровского уезда, нельзя было рисовать на канализационной станции. Изображать Наполеона на доме, где он остановился 11 октября 1812 года, направляясь в Малоярославец, не патриотично — ведь рядом находится отделение милиции.Голый мальчик, стучащийся в дверь дома (аллегория будущего), навевает боровским чиновникам мысли о педофилии, а некоторые дома, раскрашенные Овчинниковым, кажутся им падающими!По этой же причине изображение на здании суда боярыни Морозовой, умирающей от голода в монастырской тюрьме, может оскорбить чувства верующих. А уж протопоп Аввакум с двуперстным знамением это вообще за гранью духовных скреп.В результате борьбы за народную нравственность очень многие рисунки были уничтожены. Фрески я специально не искал, а снял только то, что попалось по дороге на Успенской улице.Часть материала взята из статьи Павла Котова «Боровск в другом измерении».

Источник: https://raven-yellow.livejournal.com/77466.html

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь — место встречи с душой

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

Немало святынь и чудотворных мест в нашей стране, но слава о Пафнутьев-Боровском монастыре гремит далеко за ее пределами. Мне же повезло, что живу совсем недалеко от этого чудесного места в Калужской области, поэтому бывала здесь не один раз.

Стоит заметить, что городок Боровск, рядом с которым расположен Пафнутиев монастырь, славится старинной архитектурой, современными фресками на стенах домов и другими красотами. Кроме того, в этом местечке сосредоточено немало религиозных святынь и музеев.

Хочется начать свой рассказ именно с боровских окраин. Ведь в далеком 1414 году в это замечательное и уединенное место, находящееся на берегу реки Протвы, пришел юноша, которого звали Парфений. Здесь, в Высоко-Покровском монастыре, он принял постриг с именем Пафнутий и начал свое служение Богу и людям.

А еще через 30 лет преподобный Пафнутий уединился в нескольких верстах от своей первой обители. Именно на том месте, где сейчас расположен Свято-Пафнутьев монастырь.

В гости к святому Пафнутию

И вот очередная поездка в Боровский мужской монастырь. Пожалуй, правы великие говоря, что не может быть будущего без прошлого. Поэтому каждое старинное здание, неважно, религиозное или нет, должно сохраняться для потомков.

В настоящее время эта обитель объединила в себе целый комплекс церковных строений различных стилей и времен.

По сути, Свято-Пафнутьев монастырь теперь не только место поклонения православных христиан, но и архитектурный музей, куда ежедневно стекаются толпы туристов, паломников и нищих, просящих подаяния прямо у входа.

И здесь есть на что посмотреть! Когда на зеленеющем берегу реки прямо перед тобой вырастает белая стена с узкими окошками-бойницами,

отражение которой купается в воде,

а золотые купола храмов горят высоко в небе – сердце замирает.

Взгляд в прошлое

Обитель была основана в 1444 г, когда монах Пафнутий, покинув монастырь Покрова, в сопровождении ученика отправился искать уединения. Вслед за ним потянулась вереница верных последователей, желающих разделить со старцем его участь.

Потихоньку отшельническая пустынь преобразовалась в мужскую обитель, известную теперь как Пафнутьев монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. Обитель часто навещали сильные мира сего: великие князья и цари, верхушка православного духовенства. Каждый из них не скупился на пожертвования, благодаря чему появилась возможность достраивать все новые церкви, стены и башни.

В мае 1477 года святой Пафнутий скончался и был погребен здесь же, у южных врат главного собора монастыря. После смерти старец был канонизирован и причислен к лику святых, его мощи по сей день находятся в месте успокоения.

Не обходили вниманием богатое подворье и враги. Дважды боровский монастырь подвергался разорению и был сожжен.

В первый раз это случилось в 1610 году по приказу Лжедмитрия II, затем в 1812 г во время войны с французами. Но каждый раз Свято-Боровский монастырь восстанавливался, жизнь продолжалась.

С приходом советской власти в 1919 году братия была изгнана из родных стен, обитель была объявлена национальным памятником. Пролетело еще 70 лет. В этот период здания использовались совсем не по назначению. В 1942 году они были переквалифицированы в Политуправление Западного фронта. А позднее здесь располагался сельскохозяйственный техникум.

И только в 1991 г Боровский мужской монастырь был возвращен православной епархии и обрел былой статус. Церкви были повторно освящены, в них снова появились священники и прихожане, возобновилось служение.

Территория и храмы

Территория обители ухожена, кругом зелень, цветы и деревья.

Совсем рядом, за стеной журчит река и раскинулся пруд, который когда-то служил источником питьевой воды.

Крепостная стена

Что впечатляет с первого взгляда: все подворье обнесено высокой крепостной стеной,

в которую встроено несколько разнокалиберных башен.

Каждой присвоено собственное имя: Круглая, Оружейная, Поваренная, Георгиевская, Сторожевая и Тайницкая. Строилась стена на протяжении XVI и XVII веков, ее толщина не везде одинакова, средний показатель 4 м, длина 673 м.

Это не просто декоративный элемент. Стена должна была выполнять заградительную функцию и с этой целью оснащалась амбразурами для пушечного и ружейного боя. Как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай!

А с внутренней стороны по крепостной стене можно прогуляться по длинному коридору.

Правда. в настоящее время проход для посетителей закрыт.

Главный храм Боровского монастыря

К настоящему времени на территории Свято Пафнутьевского монастыря сохранились не все храмы. Например, разрушена Церковь Всех Святых, простоявшая с 1838 г по 1930 г. Зато прекрасно сохранился белокаменный Собор Рождества Богородицы, который был заложен еще при царе Федоре Иоанновиче в 1586 г.

Желто-белый храм с величественными куполами-луковками с двух сторон окружен приделами имени Феодора Стратилата и великомученицы Ирины. Здание намеренно вынесено на открытое место, что подчеркивает его строгую красоту.

Интересный факт: в основание фундамента легли блоки с фресками XV века, что позволило во время реставрационных работ нескольким краеведческим музеям обзавестись фрагментами росписи работы самого иконника Митрофана и его помощника Дионисия.

Существует легенда, что из Рождественского храма ранее существовали подземные ходы, по которым можно было добраться до Калуги и Москвы. А сделано это было для того, чтобы монахи могли в уединении преодолеть этот неблизкий путь, пребывая в молитве и не отвлекаясь на соблазны окружающего мира.

Главной святыней Рождественского храма, конечно же, является рака с мощами преподобного Пафнутия Боровского. Она находится возле алтаря, справа.

 В главном приделе в золоченных киотах расположены чудотворные иконы Божьей Матери. Возле них всегда множество живых цветов.

А под стеклом — самые разнообразные украшения и драгоценности, которые верующие приносят в дар Богородице за скорое услышание молитв.

Также в храме есть несколько ларцов, в котором находятся частицы мощей множества православных святых.

Больничный храм пророка Илии

Маленькое здание храма Пророка Илии примыкает к помещению, в котором ранее располагались больничная палата, трапезная и кухня.

Разделяющая их решетка позволяла находящимся на излечении больным присутствовать на церковной службе. Рядом располагается кладбище где были похоронены воины, погибшие во время войны 1610 года.

Митрофановский храм

Не менее интересен Митрофановский храм. Одноэтажное здание церкви было возведено в 1760 г и является одним из самых поздних архитектурных сооружений Пафнутьево-Боровского монастыря. Его маковка с крестом возносится на высоту 30,5 м, радуя взоры чистотой линий.

Церковь святого Митрофана соединена с настоятельским корпусом, откуда можно попасть в храм, не выходя на улицу.

Ранее храм был окружен папертью с трех сторон, ныне об этом напоминает только крылечко с южной стороны.

В подклети находится место успокоения всех настоятелей обители. В помещение склепа ведет арка, расположенная сбоку церкви.

Колокольня

Настоящим чудом русского зодчества можно назвать колокольню.

Воздушное, белоснежное здание высотой 55 м, украшенное полуколоннами, полукруглыми высокими окнами и барельефами в виде серафимов и фруктов.

Здесь же установлены башенные часы, старинный механизм которых давно заменен на современный, электронный, но снаружи все выглядит по-прежнему, сохраняя дух старины.

В подклете расположился Музей русской иконы, в одном из его помещений можно увидеть уникальные средневековые фрески. Это наследие, бережно сохраняемое для наших потомков.

А с другой стороны колокольни, если зайти с улицы под арку и подняться на 2-й этаж, есть огромная иконная лавка, где представлен огромный выбор икон, православной литературы, аудио и видео записей и прочей атрибутики.

А еще рядом с колокольней расположен продуктовый киоск. Вот где можно приобрести монастырский хлеб, аромат которого разлит в воздухе.

Несмотря на то, что все здания храмов и подсобных помещений строились в разное время, в общем они создают удивительно гармоничное впечатление.

Райский уголок

А за главным Рождественским храмом Свято-Пафнутьева монастыря воссоздан поистине райский уголок. И войти в него можно по красивым мраморным ступеням через ажурную арку.

И вот ты оказываешься в очень уютной беседке, украшенной яркими и ароматными цветами.

Чуть поодаль устроена резная деревянная кормушка, а рядом красивые газоны.

Между деревьев притаился симпатичный фонтан с целующимися голубками.

Здесь просто забываешь о течении времени, словно оно останавливается. И только кошки, шмыгающие вокруг, задирающие вверх остроухие мордочки, разрушают очарование сна, вызывая улыбки.

Да еще плывущие по воздуху ароматы травяного чая, хлеба и выпечки призывают сделать паузу и перекусить. Вот такой забавный переход к реальности.

Святой старец

Многие верующие приезжают в Боровский монастырь в надежде на помощь старца – местного духовника, отца Власия. Говорят, этот человек способен помочь при семейных неурядицах и проблемах со здоровьем. Многие верят ему и стремятся попасть на исповедь.

Нам не удалось увидеть этого просветленного человека. Да это не так просто: множество людей приезжают на прием к отцу Власию за советами и утешением. И часто своей очереди люди дожидаются не одни сутки.

А еще говорят, что именно он стал прообразом отца Анатолия из фильма Павла Лунгина «Остров».

Святой источник

А вот это грустный раздел в этой статье, так как придется писать о том, чего в настоящее время (лето 2015 года) нет.

Многие годы к святому источнику Пафнутия Боровского приезжали жители всех окрестных городов, чтобы набрать удивительно вкусной и чистой воды.

Несколько лет назад над источником была построена замечательная купель! Эх, и холодная же была там водичка. Аж дух захватывало, когда трижды окунались с головой во имя Отца и Сына и Святого Духа. А уж какие длинные очереди выстраивались здесь на Крещение! Люди по несколько часов выстаивали на морозе, чтобы окунуться в купель и набрать освященной крещенской воды.

Трудно сказать, что произошло. Но постепенно напор воды в роднике начал ослабевать. А теперь источник на своем прежнем месте совсем прекратил свое существование.

Но, говорят, что есть надежда на восстановление.

Всем желающим окунуться в святой купели и набрать родниковой воды предлагаю замечательное место, находящееся в нескольких километрах отсюда. Это Высоко-Покровский храм, который является подворьем Свято-Пафнутьева монастыря.  Его совершенно заслужено еще называют Боровскими Кижами.

Как добраться

Узнать, где находится Боровский монастырь, как доехать к нему достаточно просто, на пути будет встречаться множество указателей.

Личный автомобиль: по Киевскому шоссе до Балабаново (около 90 км от Москвы), после ехать в сторону Боровска до развилки. Сворачиваем влево, проезжаем Русиново, далее в Рябушках слева будет указатель на Боровский монастырь.

Возле монастыря есть бесплатная парковка. Но стоит учесть, что в выходные и праздничные дни здесь очень много машин и экскурсионных автобусов. Так что не всегда можно рассчитывать, что получится припарковаться близко ко входу в монастырь.

Координаты: 55.21391, 36.53263.

Из Москвы можно добраться общественным транспортом. С Киевского вокзала ходят электрички на Малоярославец или Калугу. Доезжаем до станции Балабаново (чуть менее 2-х часов). Далее на автостанции пересаживаемся на автобус или маршрутку до Боровска. Выходить нужно на остановке «Рябушки» или «Роща», далее пешком.

О других достопримечательностях Калужской области можно прочитать здесь.

Эта поездка состоялась 21 августа 2015 года. А далее наш путь лежал в город Малоярославец, где расположен еще один старинный монастырь с необычным названием: Свято-Никольский Черноостровский.

О других монастырях и храмах, в которых мне удалось побывать, читайте тут.

Источник: https://otpusk-zdorovo.ru/kaluzhskaya-oblast-pafnutevskij-monastyr-v-borovske/

Свято Пафнутьев Боровский монастырь

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

Свято Пафнутьев Боровский монастырь принадлежит Калужской епархии, находится в городе Боровск.

Как и другие многовековые намоленные места, Свято Пафнутьев Боровский монастырь расположен на территории, наполненной тишиной и спокойствием.

Каждый посетивший обитель получит духовную поддержку, сможет отпустить мирские заботы, прислушаться к самому себе и очиститься.

  • Где находится, адрес и как добраться из Москвы
  • Отец Власий
  • Адрес и маршрут из г. Москва
  • Время посещения и график богослужений

Где находится, адрес и как добраться из Москвы

Неудивительно, что такое место притягивает к себе большое количество верующих.

Однако монастырь – не только религиозное место, старинный архитектурный ансамбль, дошедшие до нашего времени исторические строения и роспись привлекают множество туристов, а близкое расположение к Москве (всего около 100 км) делает его доступным для посещения и паломниками, и просто ценителями старины.

Основателем обители является преподобный Пафнутий, ученик Никиты Серпуховского, чьим учителем был святой Сергий Радонежский. Вырос прп.

Пафнутий в богобоязненной семье, был воспитан в любви и уважении к христианским ценностям и в юношестве поступил в храм Покрова Божией матери, где провел свыше 20 лет и превратился из послушника в опытного наставника, принял сан игумена и занялся управлением обители.

Здесь же он принял Великую схиму, предполагая свой отход в мир иной, но чудесным образом исцелился. В 1440 г. покинул монастырь со своим учеником, много молился о нахождении нового места для служения, посещал другие святые обители, пока не нашел территорию недалеко от своего прежнего дома.

Активное присоединение братьев поспособствовало началу строительства храма, и уже в 1444 г. там был основан монастырь, где преподобный провел следующие 30 лет своей жизни в молитвах и наставлении учеников, умер и был похоронен здесь же. В 1547 г. его причислили к лику Святых.

Благодаря личности преподобного, монастырь часто навещали и люди высокого сословия, например, цари Иван IV и Михаил Романов, князья Волконские, оказывавшие почет и уважение и храму, и самому игумену, что способствовало росту авторитета обители, ее дальнейшему развитию и процветанию.

Известные личности не всегда попадали в обитель по своей воле, так, здесь дважды держали под арестом церковного раскольника протопопа Аввакума, в монастырской тюрьме находилась и боярыня Морозова.

Повидал монастырь и сражения, в Смутное время приказом Лжедмитрия II и силами Яна Сапеги обитель подверглась осаде и дальнейшему разграблению, погибли тысячи жителей, укрывшиеся за святыми стенами, а нашествие Наполеона в 1812 году не только привело к разорению, но и к частичному разрушению.

Однако одной из самых губительных для монастыря оказалась советская эпоха, за время которой монахов успели изгнать из святого места (1919 г.

), объявить его памятником, используя его не по назначению, и, наконец, в 1991 г. повторно освятить и вернуть его Православной церкви.

Нецелевое использование довело архитектурный комплекс практически до состояния руин, потребовались значительные реставрационные работы.

На данный момент Боровский монастырь может похвастать древними сооружениями 16-18 веков, замечательными фресками и фрагментами росписи 15 века.

Среди архитектурных объектов наиболее привлекательны Собор Рождества Богородицы, Трапезная, Храм Илии Пророка, Погребной корпус, Западные братские кельи.

Верующий человек захочет ознакомиться с хранящимися здесь святынями – частицей мощей прп. Пафнутия, Иконой Божией Матери Иверской, а также мощами святых (князя Владимира и блаженной матроны Московской, преподобного Серафима Саровского, Старцев Оптинских и других).

Независимо от цели путешествия, религиозной или туристической, посетителю наверняка будет интересен Музей русской иконы, представляющий историю самой обители и иконописных традиций в целом.

Отец Власий

Множество людей приезжает в Свято Пафнутьев монастырь, чтобы встретиться с его духовным наставником. Отец Власий родился в 34 г. XX века в религиозной семье и получил православное воспитание во многом благодаря своей бабушке.

После поступления в медицинский институт, несмотря на возможные трудности, которые могли последовать в годы советской власти, он посещал богослужения и прислуживал в Успенском соборе. Раскрытие этой информации и последовавшая травля вынудили его оставить учебу и поехать в закарпатский монастырь Флора и Лавра по предложению отца Илариона (Рыбаря), который стал его духовным наставником.

Закрытие монастыря в эпоху религиозных гонений заставило отца Власия вернуться в Смоленск. Отклонив предложение восстановиться в институте на условии отказа от духовных взглядов и жизни, святой отец обратился к епископу Гедеону, который принял его в собор.

До 1972 года он оставался в родном городе, пройдя путь от уборщика алтаря до келейника владыки, далее был переведен в Новосибирскую епархию, позже в Тобольск, а в 1980 г. получил назначение в Калужскую область.

Здесь, несмотря на тяжелое заболевание, он принял Великую схиму.

Духовным наставником Боровского монастыря является с 1991 г., за исключением времени пятилетнего пребывания на Афоне, в монастыре св. Пантелеймона (1998-2002 гг.), где он хотел найти покой, провести время в покаянии и молитвах, в связи с серьезным заболеванием, но болезнь счастливо отступила.

За время его наставничества тысячи людей, местных прихожан, жителей других городов РФ и даже паломников из-за границы, посетило обитель, обратившись за духовной поддержкой.

Люди приходят к отцу Власию в разных случаях: кому-то нужна помощь в сложных жизненных ситуациях, проблемах в семье, кому-то требуется освобождение от тяжелых недугов, иным – духовное участие, житейский совет или утешение.

Как говорят посетившие схиархимандрита, к каждому он находит подход, видит «насквозь», всех выслушивает и обязательно дает понятный и действенный совет.

Отец Власий принимает участие в службах, однако даты и время личного приема нельзя установить точно. Запись не ведется, все основано на самочувствии схиархимандрита, прием по «живой очереди», желательно иметь возможность остаться не на один день, остановиться можно в монастырской гостинице, чтобы точно иметь возможность встретиться со святым отцом.

В дни, когда прием проводится, он обычно происходит с пяти утра до девяти вечера (перед церковными празднованиями до пяти), воскресенье – только исповедь, ориентировочно с 7 до 9.30.

Адрес и маршрут из г. Москва

Свято Пафнутьев монастырь располагается по адресу: Калужская область, город Боровск, улица Дмитрова, дом 1.

Если принято решение добираться самостоятельно, то следует придерживаться следующей схемы:

  1. Электропоездом с Киевского вокзала до ст. Балобаново.
  2. Автобусом № 101 или 101т, следующим в г. Боровск, добраться до ост. «Роща» или «Рябушки».
  3. Дальше своим ходом. От остановки «Рябушки» ведет пологий, однако более длинный, путь. Следует перейти шоссе, пройдя по незаасфальтированной дороге, повернуть направо и двигаться вдоль автотрассы. Путь короче, но более крутой – на остановке «Роща» перейти трассу, по тропке между деревьев идти прямо, направо, налево и вниз, перейти мосток, обойти пруд и налево, к центральному входу.

Если предстоит дорога на машине:

  • двигаться в направлении г. Калуга по Киевской трассе, повернуть по указателю «Балабаново»;
  • проехать примерно километр, на перекрестке с А-108 повернуть на Боровск;
  • продолжить движение на Боровск через д. Ермолино;
  • преодолев еще километр, повернуть по знаку «Свято Пафнутьев монастырь». Асфальтовая дорога ведет непосредственно к обители.

Время посещения и график богослужений

Посетить обитель можно с 5 утра и до 10 вечера. В это время паломники и туристы могут побывать на службе, пройти с экскурсией по святому месту или самостоятельно осмотреть территорию.

Службы проходят ежедневно, по следующему расписанию:

ВремяСлужба
5.30Братский молебен у мощей прп. Пафнутия (будни)Утренние молитвыПолуношницаЧасы
6.45-7.15 6.30 (вскр.)9.30 (вскр.)Божественная Литургия Ранняя Божественная Литургия и часыПоздняя Божественная Литургия и часы
12.00 14.00 (вскр.)Молебен с акафистом прп. Пафнутию (пн., вт., чт.), Рождеству пресвятой Богородицы (ср., пт., сб.) Молебен с акафистом прп. Пафнутию
17.00Вечернее богослужение (накануне праздников и воскресных дней — всенощное бдение)

Источник: https://1001molitva.ru/svyatye-mesta/pafnutev-borovskij-monastyr.html

Достопримечательности и святыни Свято-Пафнутьева Боровского монастыря

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

Боровско-Пафнутьевский монастырь – одно из святых мест, известных давно, куда может обратиться каждый, жаждущий получить поддержку и очищение, успокоить ум, вспомнить о своей душе и стать немножко лучше.

Это популярное место для паломничества, но вместе с тем и старинный архитектурный памятник, хранящий в себе красоту и тайны былых времен, который будет интересен и людям, далеким от религии.

Мой рассказ познакомит вас с достопримечательностями и святынями Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, а также с его богатой историей и практической информацией, которая может понадобиться вам в путешествии.

Боровский монастырь – где находится (адрес, телефон)

Пафнутиев Боровский монастырь вы найдете в г. Боровске Калужской области по ул. Дмитрова, 1.Контактные телефоны: Привратная – 8(48438)43739;Гостиница – 8(903)8174806, 8174808;Паломническая служба – 8(960)5155453.

Боровский монастырь – как доехать?

  • Электричкой из Москвы от Киевского вокзала до ст. Балабаново, оттуда – автобусом или маршруткой в Боровск (ост. «Роща» или «Рябушки»). Далее – пешком.
  • На своем автомобиле из Москвы по Киевской трассе в сторону Калуги до поворота на Балабаново. На повороте сворачиваете направо и едете до пересечения с А-108 (около 1 км), поворачиваете направо в сторону Боровска. Проезжаете д. Ермолино, поворачиваете налево (на Боровск), едете еще около 1 км и поворачиваете налево (здесь будет указатель на Свято-Пафнутьев монастырь). Через 1,5 км вы на месте.

Особенности посещения монастыря

Важно! Для паломников монастырь открыт ежедневно с 5:00 до 22:00.

Вы можете погулять по монастырской территории, побывать на богослужениях и даже заказать экскурсию (в паломнической службе).
Многие едут в Пафнутьев-Боровский монастырь специально, чтобы увидеть отца Власия, но не знают, как попасть к нему на прием.

Знаете ли вы? Архимандрит Власий в Боровском монастыре за редкими исключениями принимает по будням с 4:00 до 21:00, накануне церковных праздников прием оканчивается в 17:00. Запись происходит в живую очередь.

Узнать, принимает ли сегодня схиархимандрит Власий из Пафнутьево-Боровского монастыря, вы можете по телефону привратной, указанному выше (информация предоставляется только про текущий день).

Важно! Помните, что на всей территории монастыря необходимо соблюдение определенных правил и поддержание чистоты святого места.

Боровский монастырь – расписание богослужений

Важно! Богослужения в монастыре происходят ежедневно.

  • 5:30 – братский молебен у мощей преп. Пафнутия (в будние дни), полуношница, часы;
  • 6:45-7:15 – Божественная Литургия;
  • 12:00 – Акафист преп. Пафнутию (по понедельникам, вторникам, четвергам), Рождеству пресвятой Богородицы (по средам и пятницам), иконе Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» (по субботам).
  • 17:00 – вечернее богослужение.

В воскресные дни, а также в Дни Двунадесятых и Великих церковных праздников происходят 2 Литургии:

  • 6:30 – Божественная Литургия и часы (в храме Илии Пророка или в храме св. Митрофания);
  • 9:30 – Божественная Литургия и часы (в соборе Рождества Пресвятой Богородицы);
  • 14:00 – Акафист преп. Пафнутию (только по воскресеньям).

Где можно остановиться?

Рядом с монастырем действует паломническая гостиница, в которой есть номера с различным уровнем комфорта (от 6-местного эконом-класса до 2-комнатного люкса). Стоимость проживания будет различаться от 350 до 3500 рублей.

Важно! В гостинице за отдельную плату предусмотрено 3-разовое питание (есть как постное, так и обычное меню).

Также вы можете остановиться в частном секторе.

Знаете ли вы? Для мужчин, которые согласны потрудиться на благо монастыря от 1 недели, доступно также поселение в бесплатное мужское общежитие.

История создания монастыря

  1. История Боровского монастыря уходит в далекий 1444 год, когда на самом высоком месте в Боровске была построена деревянная церковь. В
  2. 1467 г. на ее месте уже появился первый белокаменный храм. В 1586 году храм был перестроен.

  3. В XVI веке вокруг храма появились крепостные стены, и он начал выполнять также и оборонительную функцию.
  4. Постепенно достраивались все новые здания и храмы, монастырь пережил не одно сражение, в ходе некоторых из них он частично разрушался, но потом снова восстанавливался.

  5. Боровский монастырь начал приходить в упадок после реформ патриарха Никона. С приходом Советской власти его состояние ухудшилось, в 1923 году монастырское имущество было передано Главмузею.
  6. Советские времена здесь размещалась исправительная колония и сельхозтехникум.
  7. Пострадал монастырь и в годы ВОВ.

  8. В 1960-х гг. началась постепенная реставрация музея, а в 1991 году он вернулся к РПЦ, после чего получил «новую жизнь».

Достопримечательности монастыря

На монастырской территории вас ожидают старинные здания, датируемые XVI-XVIII вв., фрески XVI-XVII вв., часть сохранившейся росписи Дионисия XV в.Из архитектурных достопримечательностей советую посетить:

  • Собор Рождества Богородицы;
  • Храм Илии Пророка;
  • Митрофановский храм;
  • Покои архимандрита;
  • Братский и погребной корпуса;
  • Западные братские кельи;
  • Трапезную.

Также на территории монастыря действует интереснейший Музей русской иконы с несколькими экспозициями, посвященными истории монастыря и церковным находкам и реликвиям, найденным здесь, а также, собственно, богатству русской иконописной культуры.

Святыни монастыря

Есть в Боровском монастыре несколько объектов, которые делают его особенно привлекательным для паломников:

  • Мощи преп. Пафнутия – основателя монастыря;
  • Икона Богоматери Иверская, которая хранится в соборе Рождества Пресвятой Богородицы;
  • Мощи св. матроны Московской (в Храме Илии Пророка);
  • Мощи св. кн. Владимира;
  • Мощи Киево-Печерских святых;
  • Мощи старцев Глинских.

Фото монастыря и видео

Красота и величие монастыря с высоты птичьего полета.
Внутреннее убранство одного из храмов монастыря.

Ворота монастыря открыты для всех ищущих ежедневно.

Посетив место, подобное Боровскому монастырю, задумываешься о смысле жизни, о настоящих ценностях, уходит суета и страхи, обращаешься к вечному.

А если есть возможность поговорить с духовным наставником, мудрецом – тогда вообще переосмысливаешь многие вещи и уезжаешь домой другим человеком.

Случалось ли вам прочувствовать на себе такую трансформацию после посещения Боровского монастыря?

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/monastir/borovskij.html

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь
Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

Основанный в XV веке Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь находится в ста километрах от Москвы, на краю тихого провинциального города Боровска (Калужская область). Обитель носит имя своего создателя — преподобного Пафнутия Боровского.

Архитектурный облик пу́стыни формировался преимущественно в XVI — XVII веках. В этот период возведены храмы, колокольня, трапезная, каменные стены и башни. Одновременно с этим монастырь превращался в хорошо защищенное оборонительное сооружение.

Сегодня Боровский монастырь — это не только монашеская обитель, но и архитектурный музей, регулярно привлекающий многочисленные группы туристов, паломников и прихожан. Здесь проводятся экскурсии, организуются лагеря для детей, также есть вечерняя школа, библиотека, книжная лавка, музей «Русской Иконы».

Святые врата, Поваренная башня и часть стен монастыря, © Сергей Кузнецов

История

Годом основания монашеской обители принято считать 1444 год. Именно в этом году преподобный Пафнутий с группой последователей обосновались на возвышенности при впадении реки Истерьмы в Протву. Со временем молва о монастыре ширилась, люди из ближайших поселений стали приходить сюда на службы и молитвы.

Через некоторое время отшельническая пустынь стала полноценным монастырем. В 1467 году на месте старой деревянной церкви возведено первое каменное строение — Рождественский собор. Спустя более чем сто лет (в 1586 году) храм снесли, а на его месте построили новый, пятиглавый.

При строительстве использовали расписные элементы от прежней постройки. С XVI века монастырь обрастал стенами и укреплениями, что не всегда спасало от разорения и сожжения во время набегов иноземцев.

По окончанию смутного времени территорию стали восстанавливать, в том числе башни и прясла стен.

С приходом большевиков все имущество было передано Главмузею. На территории разместилась исправительная колония, а позднее сельхозтехникум. В течение долгого времени монастырь принадлежал Боровскому краеведческому музею.

Возрождение монастыря и передача его русской православной церкви состоялось только 1991 году.

С тех пор монастырский комплекс полностью возобновил свою привычную жизнь — его двери открылись для прихожан, в храмах начали проводиться службы.

В 1990-е произошло немало других положительных событий — возрождена церковь пророка Илии, открыт храм святой великомученицы Ирины, на колокольню вновь подняты колокола.

Купола Рождественского собора и колокольня, © Маргарита Кушниренко

В настоящее время архитектурный ансамбль Пафнутьев-Боровского монастыря восстановлен. Реставрация началась еще в советские годы, благодаря чему удалось сохранить ряд строений XVI века постройки и уникальные фрески XVI–XVII веков.

Любительская панорама внутреннего двора Свято-Пафнутьевского монастыря

Рождественский собор

На просторной площадке в центре монастыря, не скрывая своего великолепия, стоит одно из самых старых строений — освященный в 1589 году пятикупольный Собор Рождества Пресвятой Богородицы. К южной и северной стороне храма примыкают два придела — в честь покровителей Федора Стратилата и Великомученицы Ирины. Купола собора увенчаны крестами с царскими коронами.

За 400 лет к собору неоднократно пристраивали новые помещения, так например в 1837 году была пристроена трапезная, в которой сегодня устроен придел в честь преподобного Пафнутия.

В ходе реставрации проводимой в 1960-е были найдены блоки самого первого каменного собора, построенного еще при Пафнутии. Ценность находки заключается в частично сохранившейся уникальной росписи XV века, за авторством иконописцев Дионисия и Митрофана. Некоторые рукописные фрагменты были переданы в музей Андрея Рублева.

Стараниями реставраторов восстановлены фрески, изразцы и богатая иконная роспись на стенах храма, выполненная в византийском стиле.

Внутри храма хранятся мощи православных святых, чудотворные иконы Божьей Матери, драгоценности и конечно же главная святыня — мощи Святого Пафнутия Боровского.

Рождественский собор, © Сергей Василец

Ильинская церковь

Храм Пророка Илии построен из кирпича в XVI веке и внешне скромен — один этаж, один купол, простые очертания и небольшие размеры.

Храм имеет две пристройки, использовавшиеся в качестве трапезной и для размещения больных. Каждое из строений строилось в разные промежутки времени, о чем можно понять по стыкам на стенах.

Рядом с церковью находится старинное кладбище, где по преданию захоронены погибшие в 1610 году защитник крепости.

Храм пророка Илии, © Сергей Кузнецов

Митрофановский храм

Одно из самых молодых сооружений Свято-Пафнутьевского монастыря считается Митрофановский храм, 1760 года постройки. Храм однокупольный и одноэтажный, его высота достигает 30,5 метров, преимущественно за счет высокого цоколя (подклети). Вплотную к церкви прилегает настоятельский корпус, через который можно попасть в храм не выходя на улицу.

В одной из палат подклети покоятся останки прежних настоятелей обители. С 1992 года в престоле лежат мощи мучеников Хозевитских.

Здание дважды сильно пострадало: во время войны 1812 года и Второй мировой войны. В 1972 году под кровлей нашли неразорвавшийся снаряд, который, как оказалось, пролежал здесь со времен ВОВ, чтобы продолжить ремонт пришлось вызывать саперов.

Митрофановский храм, © Nikolay Tuzhilin

Изначально Свято-Пафнутьев Боровский монастырь окружал деревянный забор, который в XVI–XVII веках заменили более серьезным защитным сооружением — кирпичной стеной с башнями и бойницами. Протяженность стен 673 метра, охватываемая площадь 1,62 гектара. Башни имеют собственные имена, назначение и историю. Всего их шесть:

  • Поваренная — стоит на западе крепости, высота 26 метров, толщина стен у основания — более трех метров. По своей форме башня схожа с Георгиевской. Один из углов опирается на огромный валун.
  • Оружейная — расположена с юго-восточной стороны, высота порядка 26 метров. По конструкции трёхъярусная. На каждый из ярусов можно попасть через отдельный вход: со двора, с крепостной стены либо по внутренней лестнице.
  • Георгиевская — она же Знаменская, расположена с юго-восточной стороны. Общая высота 33 метра. В стародавние времена в ней стояли ворота для въезда в монастырь. По форме башня почти квадратная, с шатрообразной крышей увенчанной крестом.
  • Тайницкая — еще одна прямоугольная башня, но уже на северо-западной стороне, у большого оврага. Высота 29 метров. Считается, что именно здесь в 1610 году вражеские войска вошли в крепость. В народе ей дали еще одно название — башня Измены.
  • Круглая — одна из самых старых (1523 год) и низких башен, высота всего 8,5 метров, а толщина стен 85 сантиметров. Название исходит из формы башни.
  • Сторожевая — огромная и внушительная башня в восточной части крепости. Большая часть основания выходит за пределы монастыря, лишь одним углом упираясь в стену. В древности с её вершины открывался вид на всю территорию крепости.

Монастырские стены, © Маргарита Кушниренко

Колокольня

Одним из выдающихся примеров русского зодчества с уверенностью можно назвать колокольню XVII века. Постройка высотой 55 метров примыкает к одной из стен трапезной.

Белокаменные стены декорированы живописными барельефами, полуколоннами на углах, высокими закругленными окнами.

В звоннице пять ярусов, на одном из которых установлены действующие башенные часы, правда, уже с современным механизмом.

В 1859 году в башне было девять колоколов. Из старых колоколов остался только один, ныне он находится в музее Коломны. В 1992 году на звонницу Свято-Пафнутьевского Боровского монастыря подвесили 16 новых колоколов, полученных в дар и отлитых в Москве.

Внутри колокольни можно увидеть средневековые фрески, включая работы руки Спаса Нерукотворного. Здесь также расположился музей русской иконы и иконно-книжная лавка.

Монастырская звонница, © Маргарита Кушниренко

Как попасть в Боровский монастырь в Калужской области

В настоящее время главным духовником Свято-Пафнутьевского монастыря является схиархимандрит отец Власий, именно к нему стремятся большинство паломников с разных уголков России, специально для духовного окормления. О том, как и когда можно попасть на прием к батюшке уточняйте по телефону монастырской привратной: +7 48438 4-37-39.

Из Москвы можно доехать на поезде, до станции Балабаново (Калужская область). Состав в сторону Калуги, Малоярославца отправляется с Киевского ж/д вокзала (см. Яндекс. Расписания).

Добравшись до города можно сесть на автобус/маршрутку № 101, 101т до Боровска. Прямые автобусные рейсы в Боровск также есть из Обнинска, Абрамовского, Ворсино, Ермолино, Семичево.

Ближайшие к монастырю остановки рейсовых автобусов и маршруток — «Роща», «Рябушки» — находятся в пешей доступности (расстояние — около километра).

Детальный маршрут представлен на сайте Пафнутьев-Боровского монастыря.

Самым удобным вариантом будет поездка на машине. От Москвы и Калуги до монастыря приблизительно одинаковое расстояние — около 100 километров. Если своей машины нет, то можно воспользоваться услугами такси, при помощи одного из приложений: Яндекс.Такси, Gett, taximaxim, Uber и прочих.

Паломники и просто желающие лучше ознакомиться с этим уникальным историческим местом могут остановиться в гостинице при монастыре.

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/borovsk/temples/24942

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.