Статуи в Риме

Содержание

Скульптуры Древнего Рима: полный гид – Путеводитель Рим ТМ

Статуи в Риме

Скульптуры Древнего Рима были созданы в столь внушительном количестве, что смакуется легенда, будто бы раньше число статуй превышало число жителей. Любопытно разобраться, насколько эти разговоры близки к действительности.

С древних времен известны таланты мастеров Рима в области архитектуры и инженерии. До наших дней сохранились доказательства гениальности творцов в виде монументальных сооружений, потрясающих по конструктиву вилл, домусов и прочих строений.

Однако скульптуры Древнего Рима остались в значительно меньшей величине, чем хотелось бы всем неравнодушным к искусству.

К сожалению, немалая часть бронзовых и мраморных скульптур на заре нашей эры была уничтожена по причине несогласия христианских проповедников с работами мастеров.

В сражениях с варварскими племенами жители Рима не чурались сбрасывать скульптуры с огромной высоты для того, чтобы остудить атакующий порыв захватчиков.

Мраморные изделия после разрушения использовались иначе: при помощи отжига в Риме превращали осколки некогда потрясающих скульптур в известняк, который находил применение в строительстве.

Из-за кровопролитных событий на стыке цивилизаций скульптуры Древнего Рима, составляющие важную часть культурного наследия, сохранились в достаточно небольшом количестве.

Сейчас ознакомиться с лучшими образцами можно при посещении Галереи Боргезе, музеев Ватикана и Капитолия, Терм Диоклетиана, Палаццо Массимо и Виллы Джулия. Коллекция скульптур собрана благодаря стараниям кардиналов, аристократов Рима и первых лиц духовенства.

Было непросто заполучить лучшие работы, которые передавались от старших членов семей к младшим. Скульптуры Древнего Рима хранятся в музеях, заслуживающих отдельного разговора.

Скульптуры Древнего Рима

С чего все начиналось

Создавая скульптуры Древнего Рима, мастера брали многие решения из классической греческой школы.

Так как расстояние от Вечного города до некоторых районов Греции было не столь велико, римляне регулярно привозили домой эллинистические статуи, представляющие огромную культурную ценность.

После детального анализа используемой технологии и характерных особенностей творений, в Риме приступали к созданию копий.

Большая популярность эллинистического искусства и скульптур из соседнего государства в первую очередь объясняется продвижением в сторону греческих земель с захватническими целями.

Опытные мастера нередко приезжали в Рим для того, чтобы украсить частные владения знати новыми работами.

Постепенное культурное объединение, проявлявшееся не только в копировании техники создания скульптур, оказало огромное влияние на развитие искусства в Риме.

Скульптуры Древнего Рима также применялись в политических целях, выступая одним из инструментов для насаждения идей и принципов государственного строя народу. Высокий статус изобразительного искусства был использован первыми лицами государства для того, чтобы воплотить в жизнь «проклятие памяти».

В Риме ранее считалось нормой уничтожать упоминания в документах, скульптуры и настенные надписи, которые были посвящены тиранам или политикам, неугодным подавляющему большинству.

Одним из самых ярких примеров «проклятия памяти» в Риме можно назвать действия, связанные попытками стереть из истории императора Нерона.

Скульптуры Древнего Рима: на что обратить внимание в музеях Ватикана

Музеи Ватикана – кладезь скульптур, которые были созданы в Древнем Риме и успешно сохранились до наших дней. Комплекс музеев основал Папа Юлий II в самом начале XVI столетия. Более двух веков спустя все желающие получили право свободно гулять по достопримечательности, рассматривая скульптуры и прочие работы, созданные в Риме.

Не забудьте заранее приобрести билеты на посещение музеев и избежать ожиданий в очередях. Сделать это можно по ссылке на официальном сайте.

На данный момент здесь есть музеи скульптуры, позволяющие во всех подробностях узнать, как развивалось искусство в Вечном городе:

  1. Пио Кристиано хранит в своих стенах скульптуры Древнего Рима, созданные в период раннего христианства.
  2. В григорианском музее находятся скульптуры, сохранившиеся в Риме со времен древней цивилизации этрусков.
  3. Музей Профано ознакомит гостей с классическими работами мастеров из Древней Греции.
  4. Кьярамонти включает в свой состав ряд галерей, представляющих примерно 1 000 скульптур и всего, что связанно с данным видом искусства: бюсты великих людей Рима, фризы и погребальные саркофаги.
  5. Музей Пио–Клементино понравится желающим узнать, как выглядели классические скульптуры Древнего Рима.
  6. Музей, посвященный египетской культуре, представляет собой огромное хранилище скульптур, украшений и архитектурных элементов, привезенных в Рим из Египта.

Скульптуры Древнего Рима: Музей Пио–Клементино

Скульптуры Древнего Рима на выставках в Национальном Музее города

При посещении можно заметить внушительные коллекции работ, непосредственно связанных с развитием культурных течений в Вечном городе. В 1889-м на карте Рима появился археологический музей, однако в начале 90-х годов прошлого столетия было принято решение провести реорганизацию и разместить в пределах музея несколько выставочных площадок со скульптурами древности.

Палаццо Массимо

Потрясающие скульптуры Древнего Рима хранятся на 1-м этаже Палаццо Массимо. Здесь можно проследить развитие искусства с момента правления Флавиев до заката античной культуры. Фактически все имеющиеся работы представляют собой копии греческих скульптур, воплощенные из мрамора.

Скульптуры Древнего Рима: Палаццо Массимо

Гордостью Палаццо Массимо являются обнаруженные в Риме в конце XIX века скульптуры из бронзы, которые были созданы мастерами из Греции.

Палатинский Антиквариум

Музей, основанный в XIX столетии, находится на центральном холме Рима. Целью создания было размещение найденных скульптур археологами, которые трудились во времена Наполеона III неподалеку от Палатина.

Достаточно скромное на вид двухэтажное здание содержит материалы, по которым можно проследить историю холма.

Самый большой интерес представляют скульптуры, относящиеся к периоду республиканства, а также правления Августа и Юлия-Клавдия.

Скульптуры Древнего Рима: Палаццо Альтемпс

Дворец, возведенный по специальному заказу для семейства Риарио, также будет интересен всем тем, кто изучает скульптуры Древнего Рима. Говоря точнее, нужно обратить внимание на один из залов с разделом под названием «История коллекционирования». Здесь находятся скульптуры коллекций Бонкомпаньи-Людовизи. В Палаццо Альтемпс хранится работа «Самоубийство Галата».

Скульптуры Древнего Рима: «Самоубийство Галата»

Она представляет собой мраморную скульптуру, облик которой был скопирован в Риме с творения греческих мастеров из бронзы.

Скульптуры Древнего Рима в Musei Capitolini

Первый в истории музей Рима был основан понтификом в конце 1471-го. Широкая публика получила право оценивать собранную коллекцию в XVIII столетии.

Таким образом, Musei Capitolini можно считать первым общественным музеем мира, владельцы которого решились на допуск всех и каждого к образцам художественного искусства.

Достопримечательность, хранящая скульптуры Древнего Рима, за годы своего существования обзавелась множеством работ.

Скульптура Геркулеса Капитолийского

Бронзовая скульптура, созданная в Древнем Риме, которая была найдена в процессе раскопок на Бычьем форуме. Историки считают, что работа предстала в окончательном виде за 2 столетия до начала нашей эры. Скульптура имела большое значение для язычников того времени.

Скульптуры Древнего Рима: Капитолийский Брут (Bruto Capitolino)

Творение из бронзы. Согласно данным историков Рима, оно является одним из древнейших в Вечном городе. Дело в том, что скульптура была создана около трех столетий до начала нашей эры. Бюсту приписывается статус шедевра Древнего Рима. Капитолийский Брут – изображение основателя республики и одного из консулов.

Схожие черты были найдены при сравнении бюста с монетами, созданными за полвека до нашей эры, когда власть в Риме принадлежала Бруту (тому самому, что убил Юлия Цезаря).

В процессе раскопок удалось найти только голову, состояние которой было оценено как хорошее, несмотря на многовековое забвение. Для украшения глазных яблок мастера из Рима использовали слоновую кость.

Считается, что изначально была создана скульптура, однако другие части безвозвратно утеряны.

Скульптуры Древнего Рима: Мальчик, извлекающий занозу (Spinario)

Образец искусства древности, который неоднократно пытались скопировать умельцы эпохи Возрождения. В настоящий момент многие крупные музеи мира имеют собственную версию той самой бронзовой скульптуры.

Оригинал по-прежнему находится на территории Рима. Основой для создания стала легенда о пастушонке, бежавшем в Рим из Виторкьяно с целью оповестить о скорейшем нападении этрусков.

Мальчик героически терпел боль, причиняемую занозой в ноге.

Данная скульптура была создана в пределах III-I столетий до нашей эры из бронзы. Она – один из первых образцов, переданных Риму Сикстом IV.

НАШ СОВЕТ. Если вы собираетесь посетить Колизей и другие достопримечательности Рима, обратите внимание на туристическую карту Rome City Pass, которая поможет сэкономить время и деньги. В стоимость карты входят билеты без очереди в основные достопримечательности Рима, трансфер из аэропорта и обратно, поездка на туристическом автобусе и скидки на посещение многих музеев и прочих интересных мест Рима. Подробная информация здесь.

Скульптуры Древнего Рима: Амур и Психея

Выполненная из мрамора скульптура, которая ныне хранится в Musei Capitolini, представляет собой еще одну копию образца эллинистического искусства. Работу нашли совершенно случайно на Авентинском холме еще в XVIII столетии, после чего незамедлительно отправили в один из самых знаменитых музеев Рима.

Скульптуры Древнего Рима можно увидеть не только при посещении музеев: всем заинтересованным в теме рекомендуется отправиться на виллу Джулия, где сохранились образцы, относящиеся к этрусской цивилизации. Заслуживающие внимания скульптуры Древнего Рима представлены в Галерее Боргезе и на территории других культурных объектов столицы Италии.

  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
  • Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси – KiwiTaxi.
  • Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
  • City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
  • Отели Рима: наш выбор и рекомендации.
  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Ватикан минуя очередь.

Источник: https://Rometm.ru/skulptury-drevnego-rima/

Капитолийская волчица – символ Рима

Статуи в Риме

Римская волчица – символ города Рима, скульптурное изображение животного, вскармливающего близнецов Ромула и Рема, по легенде, основавших Рим. Волчицу в Риме с давних пор называют «матерью римлян», а после перенесения статуи в конце XV века в Капитолийский дворец закрепилось название «Капитолийская волчица» (Lupa Capitolina).

  • Легенда
  • Статуя
  • Памятник и копии
  • Символ Рима
  • Как добраться

Легенда

Капитолийская волчица – основная героиня легенды об основании Рима, которая повествует о полубожественном происхождении братьев-близнецов Ромула и Рема.

Они были внуками Нумитора, правителя основанного троянцами города Альба-Лонга. Его младший брат Амулий, захватив власть, расправился с детьми Нумитора: сына убил, а дочь, Рею Сильвию, силой заставил принять обет безбрачия и сделаться жрицей храма Весты – весталкой. Однако через четыре года Рея Сильвия родила мальчиков-близнецов от бога плодородия Марса.

Взбешенный Амулий, боясь мести, приказал казнить племянницу, а ее детей утопить в Тибре. Раб выполнил его приказание – отнес младенцев на берег разливающейся реки и там оставил корзину в надежде, что вода подхватит их и погубит, однако просчитался.

Вода ушла, голодные близнецы закричали, их услыхала волчица, оказавшаяся поблизости, облизала и накормила своим молоком.

Она приходила, чтобы ухаживать за укрывшимися в тени смоковницы детьми до тех пор, пока на них не наткнулся пастух, который воспитал их и дал имена – Ромул и Рем.

Мальчики выросли умелыми воинами, но однажды в результате боя попали в плен к своему деду. Когда выяснилось их происхождение, они помогли ему вернуть власть в Альба-Лонге (Alba Longa), а сами договорились между собой основать город на Палантинском холме (Palatium) – там, где когда-то Тибр выбросил их на берег.

Пещера

В подтверждение легенды в 2007 году в Риме, на Палантине, прямо под развалинами дворца императора Августа, археологи нашли пещеру, где якобы находились дети, вскармливаемые волчицей.

Источник: https://Italy4.me/lazio/roma/kapitolijskaya-volchica.html

Прогулки по Риму. Капитолийский холм

Статуи в Риме

Капито́лий (Капитоли́йский холм) — один из семи холмов, на которых возник Древний Рим. На Капитолии находился Капитолийский храм, который тоже называли Капитолием, где происходили заседания сената и народные собрания.

Нельзя побывать в Риме и не увидеть Капитолия. На этом, самом маленьком из семи холмов вечного города, сохранились свидетельства античной старины.

Именно здесь древние римляне построили самые важные из своих храмов – богинь Юноны и Виртус и царя всех богов Юпитера Оптимуса Максимуса (этот храм был почти таким же огромным, как Парфенон в Афинах) и назвали Капитолийский холм главным символом Рима, как столицы мира.

Рим. Капитолийский холм.

Сегодня Капитолий — центр Рима. И хоть здесь уже давно нет ни храма Юпитера, ни храма Минервы, поток туристов не иссякает ни на один день. Практически всё, что видит современник, создал величайший художник и архитектор Микеланджело Буонарроти.

Следуя своему гениальному замыслу, мастер создал Капитолийскую площадь, перестроил фасад Дворца сенаторов, спроектировал знаменитую лестницу Кордоната (Cordonata) из белого мрамора, подняться по которой мечтают все путешественники, оказавшиеся в Риме.

Мы не были исключением, и тоже по ней поднялись.

Лестница Кордоната. Ее величие подчеркивают гранитные египетские львы у подножья и две большие статуи сыновей Зевса на вершине  – Кастора и Поллукса.

В 1583 году во время раскопок театра Помпея были найдены и помещены на лестницу скульптуры египетских львов и конные статуи Диоскуров – легендарных близнецов Кастора и Поллукса, рожденных прекрасной Ледой от Зевса, принявшего облик лебедя. Близнецы считались покровителями лошадей, и всегда изображаются вместе с ними.

В центре Капитолийского холма возвышается бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия.

Эта статуя, созданная 176 г. неизвестным скульптором, сохранилась во времена уничтожения языческих идолов благодаря тому, что ее приняли за изображение Константина. Неизвестно, где стояла статуя в древние времена, а в 1538 г. ее перенесли на Капитолий по указу папы Павла III.

С 2005 года статуя заменена копией, оригинал хранится в Капитолийском музее.

Одна из цитат Марка Аврелия: 

«Вот путь к совершенству — проживать каждый новый день, как последний, не впадая ни в горячку, ни в спячку и не пытаясь играть роль».

Украшением Капитолийской площади являются три дворца. Один — дворец Сенаторов, выстроенный в XVI веке на месте более древнего здания. До 1870 г. в этом дворце заседал Сенат. Рядом с ним находится копия статуи волчицы, которая вскормила Ромула и Рема.

Дворец сенаторов — здесь до конца XIX века заседали «отцы города», которых сменили городские чиновники. Сегодня во дворце расположена мэрия Рима. Красивая архитектура – это не единственное достоинство здания. Рядом с ним на колонне — скульптура «волчицы-кормилицы», точнее её копия (оригинал рядом в музее), установленная за 400 лет до Рождества Христова.

А в палаццо Сенатори, как и прежде, заседает мэрия и муниципалитет города.

Две лестницы, украшенные скульптурами, поднимаются с боков к центральному входу в палаццо Сенаторов. Две статуи по бокам олицетворяют реки Тибр и Нил. В нише под лестницей находится статуя “Ликующий Рим” с шаром в руке (символом господства Рима).

Аллегория Тибра у дворца Сенаторов

Окончательный вид, сохранившийся до нашего времени, площадь приобрела только в 1654 году.

По легенде статуя Капитолийской волчицы была отлита еще в V веке до н.э., но после реставрации в 2010 году специалисты пришли к выводу, что она не могла быть произведена в это время, а только в эпоху средневековья. Примем к сведению это уточнение.

S.P.Q.R. — аббревиатура латинской фразы «Senatus Populus que Romanus» («Сенат и граждане Рима»), которую изображали на штандартах римских легионов, и которая использовалась в Римской республике и Римской империи.

Барельефы на стене капитолийского сената с неизменной надписью “Сенат и Народ Рима”

Сбоку от Капитолийской лестницы находится статуя Кола ди Риенца, ее поставили сюда в XIX в. на то месте, где он был убит. 

Кола ди Риенцо возглавил восстание в Риме в 1347, приведшее к установлению Римской республики.

Апрель, 2016

“Можете забрать себе весь мир, но оставьте мне Италию”

Джузеппе Верди

Более подробно с прогулками по Италии можно познакомиться в книге: “ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ”


 ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ

Данная книга может служить коротким путеводителем по Италии за 7 дней:

Три дня в Риме (Площадь Венеции. Площадь Навона. Фонтан Треви. Площадь Испании. Капитолийский холм. Римский Форум. Колизей и Триумфальные арки. Уста истины. Мосты и набережная Тибра. Пантеон и площадь Ротонда. Римские Замки (Castelli Romani). Аппиева дорога. Гроттаферрата, Крипта Феррата. Фраскати. Кастель-Гандольфо. Тускул. Улочки Рима.

Два дня во Флоренции: Церковь Санта-Мария-Новелла. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Баптистерий Сан-Джованни. Площадь Республики. Площадь Синьории. Понте Веккьо. Галерея Уффици. Базилика Сан-Лоренцо. Санта-Кроче («Святой Крест») Площадь Микеланджело. Палаццо-Питти.

Один день в Венеции: Мурано. Площадь и собор Святого Марка. Экскурсия по городу.

В книгу я также включил не туристические маршруты, очень интересные и мало известные широкому кругу путешественников. Надеюсь, что книга вызовет интерес и у тех, кто уже побывал в этих местах, и им будет приятно еще раз мысленно пройти по знакомым местам, вспомнить и сравнить этот виртуальный поход со своими собственными впечатлениями об этой удивительной и прекрасной Италии.

Цена  книги 100 рублей 

Автор Михаил Назаров

Посетив страничку автора, Вы познакомитесь с другими его произведениями!

♦  Рубрика: Италия.
♥   Италия > Капитолий > Рим

Источник: http://travelreal.ru/europe/italiya/progulki-po-rimu-kapitolijskij-xolm

Статуя Капитолийская волчица: история и легенда знаменитого памятника

Статуи в Риме

Опальные братья Ромул и Рем, посланные на смерть и спасенные обычной волчицей, стали легендарными основателями Вечного города – Рима.

к оглавлению ↑

Легенда о двух братьях

Эти события знакомы многим из учебника по истории. Но сегодня историки сомневаются – а не легенда ли это?..

В городе Альба-Лонга, основанном еще троянцами, правил царь Нумитор. Но был у Нумитора брат, который спал и видел – как отобрать власть у старшего брата, и после самому стать главой города. И однажды в результате предательства своих подданных царь Нумитор оказывается убитым, а Амулий, так рвавшийся к власти, оказался на троне.

Не пощадил Амулий и детей Нумитора: от сына бывшего правителя он приказал избавиться, а свою племянницу, Рею Сильвию, насильно заставил дать обет безбрачия и стать жрицей Храма Весты.

Однако через 4 года Рея Сильвия рожает мальчиков – причем от самого бога плодородия Марса. Кстати, Марс изначально считался у этрусков богом плодородия (не зря в его честь назван март, начало весеннего сезона и работ в полях), и лишь спустя время его назвали богом войны.

Амулию не нужны были лишние проблемы с возможными претендентами на трон, и он отдает приказ – умертвить ослушавшуюся племянницу, а от детей ее избавиться. Слуги по его приказу положили детей в большую корзину и вынесли к реке Тибр, чтобы бурные воды разливавшейся реки унесли корзину течением.

Однако то ли река не разлилась в полной мере, то ли боги защитили мальчиков, – но только они остались живы. Корзину с детьми вынесло на берег, к Палатинскому холму, в тень старой смоковницы, и голодный плач детей вскоре услыхала волчица. Она не только не причинила братьям вреда, но и выкормила их своим молоком.

Через несколько дней на корзину с детьми наткнулся местный пастух и унес детей домой – они с женой давно были бездетны, и теперь восприняли появление детей как дар свыше.

Позже братья выросли, вернулись в Рим и отвоевали право на престол. А волчицу, спасшую будущих римских правителей, увековечили в бронзе.

А вы знаете, что в Риме находится еще одна знаменитая достопримечательность — Испанская лестница! Прочитав наш обзор, вы узнаете, почему о ней говорят — «138 ступеней к успеху».

В следующем материале мы расскажем все о так называемых «античных банях» Рима — Термы Каракаллы. Почему эти древние сооружения так привлекают туристов?

Знакомимся с культурой Рима! О знаменитой галерее Боргезе, истории ее создания и художественных произведениях читайте вот здесь.

к оглавлению ↑

История статуи, фото

Первые упоминания о скульптуре Капитолийской волчицы (Lupa Capitolina) в документальных источниках относятся к IX—X векам, в работах «Естественная история» Плиния (Старшего) – 77 год до н.э. Он описывает, что скульптура была установлена на главной площади Рима – Римском форуме. Возле этой статуи находилось место, где свершалось правосудие.

Есть упоминания о волчице и у Цицерона. Он указывает в своих работах на то, что статуя была установлена на Капитолийском холме. Особо подчеркнут факт, что однажды в скульптуру угодила молния и повредила ее. У Цицерона есть также упоминание о том, что «волчица вскармливала молоком младенца». Правда, только одного…

Позже с открытого места – Римского форума – фигуру переместили в Латеранский дворец (Lateran Palace), где скульптура также исполняла роль места судилища. Согласно документальным источникам, такие показательные суды упоминаются вплоть до 1450-51 годов.

В 1473 году статую переместили в Palazzo dei Conservatori по особому распоряжению Папы Римского Сикста IV. В то же время скульптура была дополнена бронзовыми изваяниями близнецов.к оглавлению ↑

Факты и домыслы о скульптуре

Капитолийская волчица является символом Вечного города — Рима. Но она вызывает сегодня очень много споров и различного рода мнений относительно событий из легенды. Чем больше проводится исследований, касаемых датирования скульптуры, тем больше вопросов и загадок, связанных с нею, возникает у исследователей.

Lupa Capitolina была отлита этрусками из бронзы еще в V веке до нашей эры. Но позже эта версия была оспорена историками: при детальном исследовании выяснилось, что изготовлена статуя не тем способом, который использовали этруски.

В 2006 году мастер-реставратор и специалист по обработке металлов Анна-Мария Карруба с помощью многочисленных исследований установила, что возраст статуи гораздо меньше, чем предполагалось ранее – примерно VIII—IX века нашей эры.

Древние римляне, греки и этруски не владели технологией выплавки по воску. Дело в том, что этруски при изготовлении больших и объемных статуй сначала изготавливали небольшие детали, и затем сваривали их между собой.

А статуя Капитолийской волчицы, вскормившей Ромула и Рема, отлита целиком, и такой способ не использовался раньше времен Средневековья, технология полной отливки начала применяться только в эпоху правления династии Каролингов. Этот факт ставит под сомнение версию, что волчицу отлили этруски. Хотя именно у этрусков волк был священным и неприкосновенным животным. Но в облике зверя присутствуют детали, которые относятся и к греческой культуре, и к римской.

В IX веке на западном склоне Палатинского холма была обнаружена небольшая статуя животного, похожего на собаку. В работах Цицерона есть упоминание о том, что однажды в статую волчицы попала молния и повредила лапу животного. У найденной статуи тоже была повреждена передняя лапа…

Существует еще одна версия: скульптура действительно отлита в эпоху Средневековья, но вместо утерянной или разрушенной временем оригинальной скульптуры кормилицы Ромула и Рема. Этим объясняются нестыковки в технологиях и датировании.

Неизвестные мастера очень точно передали облик хищного зверя: напряженность позы, втянутые бока и выступающие ребра, оскаленная пасть.

Высота бронзовой скульптуры – 75 сантиметров, а длина – 114 сантиметров, т.е. волчица выполнена практически в натуральную величину. Шерсть выстрижена на боках, открывая ребра.

Некоторые детали – шерсть, уши зверя, когти и завитки шерсти – выполнены весьма реалистично, что указывает на римское происхождение статуи – римлянам была присуща склонность к точной прорисовке деталей изваяний.

А вот фигуры детей-близнецов выполнены гораздо позже, чем статуя волчицы – в XIV-XV веках (предположительно, взамен якобы утерянных ранее).

Но любой человек, даже мало смыслящий в искусстве, поймет – скульптуры волчицы и скульптуры близнецов выполнены в совершенно разных стилях. Но были ли ранее статуи детей? В документальных источниках упоминается лишь статуя волчицы. Никакие дети, вскормленные животным, в летописях не упоминаются.

Фигуры Ромула и Рема отлиты позже флорентийским скульптором, живописцем и ювелирных дел мастером Антонио дель Поллайоло (Antonio Pollaiuolo, 1432-1498).

Этот факт послужил началом долгих споров между учеными, исследователями, историками и искусствоведами, которые не только ломали голову над датированием статуи волчицы, но и ставили под сомнение реальность произошедшей истории с братьями-близнецами.к оглавлению ↑

Где находится, как добраться

Сама статуя Капитолийской волчицы, кормящей Ромула и Рема, находится в одном из залов Капитолийского музея Рима, на втором этаже. Его адрес: Piazza del Campidoglio, 1, 00186 Roma, Italy.

Чтобы добраться до музея на метро , нужно сесть на ветку А и следовать до станции «Colosseo» (а подробная карта метро Рима находится здесь).

До Площади Капитолия можно добраться и на автобусе – в этом направлении идут маршруты № 30, 51, 81, 87, 118, 160, 628. Нужная остановка – «Ara Coeli-Piazza Venezia».

До остановки «Venezia» ходит и трамвай №8 (эта остановка конечная).

Пешком до Капитолийского музея можно добраться от Колизея, Римского форума или Площади Венеции – пешая прогулка занимает максимум 10 минут прогулочным шагом.

к оглавлению ↑

Время работы музея, стоимость билетов

Капитолийский музей открыт для посещений ежедневно с 9.30 утра. Время закрытия – 19.30 (кассы закрываются в 18.30, тогда же в музей перестают пускать посетителей).

В предпраздничные дни музей открыт лишь до 14 часов (особенно в предрождественские и предновогодние дни – 24 и 31 декабря).

Музей закрыт для посещений в дни новогодних и национальных праздников, а именно – 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Стоимость билетов – 15 евро.

Дети до 12 лет проходят бесплатно, а студенты и пенсионеры могут приобрести билет по льготной цене – 13 евро.

Вместе с билетом можно получить проспект-путеводитель по музею, поэтому ориентироваться в залах довольно просто.

Наверняка вы слышали о самой знаменитой достопримечательности Рима — Фонтане Треви? О легенде, связанной с его строительством расскажем на нашем сайте!

Много интересных и захватывающих фактов о величественном римском храме — Пантеон — храме богов, вы узнаете, прочитав нашу статью.

Мечтаете посетить знаменитый собор Святого Петра в Риме? Время работы музея и стоимость билетов найдете вот здесь: https://expertitaly.ru/dostoprimechatelnosti/rim/sobor-svyatogo-petra.html.

к оглавлению ↑

Где еще есть такие памятники

Но примечательно еще и то, что аналогичная статуя (а точнее – ее копии) находятся в других крупных городах мира. Идеологом этого был большой поклонник искусства диктатор Бенито Муссолини.

Он провозгласил себя «отцом Новой Италии», свято уверовав, что Римская империя возродится, и в знак этого рассылал копии знаменитой итальянской скульптуры в разные города Италии, и даже в другие страны.

В Соединенные Штаты Америки копии были отправлены в 1931 году – в американский Цинциннати (установлена в Эден-парке), в Нью-Йорк, Рим (США, штат Джорджия).

Помимо этого, скульптуры капитолийской волчицы установлены в следующих городах:

  • Москва, станция метро «Римская». Архитектурное решение этой станции выдержано в духе древнеримской эпохи. Все колонны имеют обтекаемую форму, светильники «под бронзу» дают мягкий рассеянный свет, а керамические фигуры целиком копируют оригиналы, находящиеся в Риме – Капитолийская волчица, статуя Мадонны, стилизованные руины и фонтан.
  • Автором проекта является Л.Попов и Н.Расстегняева, соавтор – архитектор Ж.Имбриги из Италии. Скульптор-создатель – Л.Берлин из России.

  • Бронзовый слепок со статуи хранится и в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Высота статуи-копии – 95 сантиметров.
  • Тельмишор, Бухарест (Румыния). В Бухарест статуя прибыла в 1906 году по случаю дня рождения короля Карла I, в Тельмишор – двумя годами позже (установлена перед кафедральным собором города).
  • Сеговия (Испания).
  • Токио (Япония). Прибыла в Японию по случаю проведения «Дней Италии в Японии» в 2001 году, торжественно открыта рядом с токийским Олимпийским стадионом.
  • Бразилиа (Бразилия). В 1981 году рядом с открывшимся памятным мемориалом Жуселину Кубичека (Джи Кей) был открыт и памятник римской волчице.
  • Графство Сомерсет (Англия).
  • Буэнос-Айрес (Аргентина). Здесь скульптура появилась в Ботаническом саду в 1910 году, приурочена к столетнему юбилею Майской революции, давшей начало независимости Аргентины.

Священную волчицу изображали на монетах – и в древние времена (на древнеримских денариях, датируемых 129 годом до н.э.), и уже в наши дни. В 1960 году она стала символом олимпийского Рима – ее изображениями украшались плакаты и эмблемы Олимпиады.

Несмотря на то, что точной даты римского символа не удается определить до сих пор, тем не менее, она остается легендой Вечного города, и загадкой для тех, кто пытается разгадать ее тайну…

Источник: https://expertitaly.ru/dostoprimechatelnosti/rim/kapitoliyskaya-volchitsa.html

Необычный Рим: интересные места Рима, о которых знают немногие

Статуи в Риме

Рим полон достопримечательностей. Но кроме общеизвестных сооружений, живописных античных развалин, изысканных барочных дворцов и легендарных базилик, знаменитых фонтанов и площадей, в Риме есть и малоизвестные достопримечательности и необычные места, которые интересны в том числе и тем, что о них знают не все.

Если Вы уже выполнили «обязательную» программу и увидели культовые достопримечательности Рима, позвольте себе вильнуть в сторону от протоптанных туристами маршрутов и заглянуть в маленькие улочки и секретные места Вечного города, увидеть другой, необычный Рим.

Итак, что посмотреть в Риме необычного, где прячутся необычные достопримечательности, и что в них интересного?

«Говорящие статуи» Рима: могут ли камни разговаривать?

Любители скульптуры найдут в Риме множество великолепных статуй, созданных руками великих мастеров ренессанса и барокко. Но есть среди римских статуй и те, что не отличаются особенной красотой и прекрасным обликом, но, тем не менее, привлекают особое внимание осведомленных путешественников.

Дело в том, что эти статуи – «говорящие». Да-да, в Риме есть шесть «говорящих» статуй! И хотя на первый взгляд они молчат, как и положено кускам камня, но, заглянув в историю, мы узнаем, что в былые эпохи эти статуи выражали «глас народа».

К их постаментам еще в XVI веке стали прикреплять плакаты с едкими сатирическими заметками и критикой власти. Самая известная из этих статуй — Пасквино, расположенная около площади Навона. От нее и возникло слово «пасквиль».

Остальные говорящие статуи — это Марфорио во дворе Нового Дворца, Факино в стене Римского Банка (Палаццо Каролис), Мадам Лукреция на площади Сан Марко, аббат Луиджи на площади Видони, и статуя Бабуино на одноимённой улице.

Многие из этих статуй мы увидим в экскурсиях по Риму с путеводителем Travelry. Статую Пасквино – в экскурсии «Сердце Рима». Статую Бабуино – в прогулке «Монументальный и уютный Рим», а скульптуры Мадам Лукреция и Факино – в бесплатной «Прогулке по эпохам».

Базилика Сан Клементе: путешествие вглубь эпох

Совсем недалеко от Колизея, вокруг которого всегда толпятся туристы, находится еще одна из малоизвестных «жемчужин» Рима — базилика Сан-Клементе (San Clemente). Она могла бы и затеряться среди множества храмов Вечного города, если бы не одна особенность.

Дело в том, что в этой базилике – три уровня. С улицы посетители попадают в строение, построенное на рубеже XI и XII веков, с прекрасными фресками и удивительно красивыми мозаиками.

А если спуститься на уровень ниже, Вы попадете в раннехристианскую базилику IV века, в которой можно не только проникнуться духом древности, но и рассмотреть интересные старинные росписи на стенах.

Но и это не всё! Еще ниже, под базиликой находятся остатки древнего языческого храма Митры, построенного в III веке, и кусочек античного города I века, с частично сохранившимися домами и улицами. Там же до сих пор течет подземная река – часть древнеримского акведука.

В экскурсии «Шедевры и реликвии» с нашим аудиогидом базилике Сан Клементе посвящен обстоятельный и увлекательный рассказ. Скачивайте аудиогид по Риму и изучайте его сокровища с вдохновением!

Три государства в одной замочной скважине!

Есть в Риме удивительная замочная скважина, в которую непременно стоит заглянуть! Ведь через нее можно увидеть сразу три государства: собственно Италию, Ватикан, а также пышные сады Мальтийского ордена (который считается самостоятельным карликовым государством).

Такое «панорамное» отверстие придумано архитектором Пиранези в XVIII веке. Он реализовал свою задумку в массивной двери на Мальтийской площади. Римляне называют это удивительное отверстие просто «Замочная скважина» (Il buco della serratura) или Buco di Roma. Чтобы увидеть ее, нужно попасть на прекрасный Авентинский холм.

С путеводителем по Риму Travelry Вы легко найдете эту необычную достопримечательность!

Романтика апельсинового сада

На том же Авентинском холме можно погулять по красивому апельсиновому саду, который считается одним из самых уютных и романтичных мест Рима.

Здесь можно не только побродить среди апельсиновых  деревьев, итальянскими кипарисов и олеандров, но и полюбоваться великолепными панорамными видами на Рим.

Чудесная возможность немного отдохнуть от туристической суматохи и сделать роскошные фотографии!

Подземные крипты старинных базилик

Рим пропитан духом истории нашей цивилизации. И многие артефакты и места находятся отнюдь не на поверхности. Многие тайны Рима прячутся под землей, и один из примеров тому — церковь Санта Мария ин Виа Лата (Santa Maria in via Lata), расположенная на улице Виа дель Корсо.

Саму церковь украшают прекрасные работы художников XVII века, а над алтарем находится чудотворная икона Божией Матери X столетия. Ну а если Вы ищете что-то необычное, загляните в подземную крипту. Там можно увидеть остатки античного сооружения I века и старинные фрески храма V века.

Кроме того, там, где сейчас находится крипта, когда-то находился под домашним арестом святой апостол Павел, ожидавший решения суда.

Подобных мест с несколькими уровнями и «слоями» истории, спрятанными один под другим, в Риме не так уж мало. Под базиликой Двенадцати апостолов (Basilica dei SS. XII Apostoli) также можно увидеть остатки раннехристианской церкви, где сохранились удивительные красочные росписи.

Адреса:

Церковь Санта Мария ин виа Лата: Via del Corso, 306.

Церковь Двенадцати апостолов: Piazza dei Santi Apostoli, 51

Обе церкви входят в бесплатную аудиоэкскурсию «Прогулка по эпохам» в путеводителе по Риму Travelry. гид расскажет об истории этих мест и поможет не пропустить в них самое интересное!

«Райский сад» на Эсквилинском холме

На Эсквилинском холме, недалеко от известной базилики Санта Мария Маджоре, есть скромная снаружи, но удивительно красивая внутри церковь святой Пракседы (Санта Пракседа, Santa Prassede).

В ней примечательна часовня святого Зенона (Capella di San Zenone), которая находится слева от бокового входа и справа от главного. Капелла украшена удивительными византийскими мозаиками, созданными греческими мастерами, искавшими в Риме убежища во времена иконоборческих гонений.

За необыкновенную красоту эту капеллу на протяжении веков называли «райским садом» (Hortus Paradisi).

А в правой части капеллы Зенона хранится христианская реликвия – «Colonna della Flagellazione», верхняя часть того столба, к которому был привязан Иисус Христос во время бичевания. Эта реликвия была привезена в 1223 году из Константинополя. Две другие части того же столба находятся в Иерусалиме и в Константинополе.

Адрес церкви Санта Пракседа: Via S. Prassede, 9a.       

Советуем заглянуть в церковь Санта Пракседа с нашим путеводителем по Риму — аудиогид расскажет Вам еще много интересного об этой достопримечательности! Это место входит в экскурсию «Шедевры и реликвии».

By Luca Aless [CC BY-SA 4.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0)], via Wikimedia Commons

Шедевр Микеланджело и оковы святого Петра

Еще одна интересная римская церковь – Сан Пьетро ин Винколи (San Pietro in Vincoli), или святого Петра «в веригах». Такое название храма связано с тем, что он был построен в середине V века специально для хранения святыни — железных цепей, которыми был скован апостол Петр, когда содержался под стражей за проповедь о Христе.

Вериги хранятся в специальном ковчеге под центральным алтарем. Эта святыня до сих пор привлекает сюда паломников. Но в церковь устремляются также и поклонники искусства, знающие о том, что здесь хранится один из скульптурных шедевров Микеланджело – скульптура Моисея.

Чтобы рассмотреть творение мастера Ренессанса, совсем необязательно посещать музеи или толпиться в огромном потоке туристов! Просто места надо знать!;)

Адрес: Piazza S. Pietro in Vincoli, 4a.

Посетите церковь Сан Пьетро ин Винколи с аудиоэкскурсией «Шедевры и реликвии» и слушайте интересный рассказ аудиогида о работе Микеланджело и других сокровищах этого храма.

Источник: http://mytravelry.com/ru/blog/rome-off-the-beaten-path/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.