Старый Курзал

Дом с историей: Призраки кисловодского Курзала

Старый Курзал

Каждый, кто приезжает в Кисловодск по железной дороге, обязательно обратит внимание на здание Северо-Кавказской государственной филармонии имени Василия Сафонова — рядом с вокзалом.

Кому-то оно напоминает средневековый замок с двумя башнями, возвышающимися над городом.

Другие утверждают, что дом очень похож на знаменитое казино в Монте-Карло, то самое, чей основатель якобы продал душу дьяволу.

Впрочем, в Кисловодске хватает и своих легенд и преданий, в том числе и связанных с филармонией. Ведь здесь пели Федор Шаляпин и Леонид Собинов, танцевали Айседора Дункан и Матильда Кшесинская, выступали Сергей Рахманинов и Святослав Рихтер, играла Вера Комиссаржевская, читал свои рассказы Александр Куприн.

Нарзан и музыка

Сейчас этот памятник архитектуры и истории официально называется «Старинный Курзал Владикавказской железной дороги». Курзал — значит Курортный зал, но строился он как грандиозный развлекательный комплекс, куда помимо концертного зала входили ресторан, библиотека, дансинг, где учили танцам, цветники, летняя эстрада и даже детская площадка.

Инициатором строительства был дирижер, директор Московской консерватории и председатель Московского отделения Русского Музыкального общества Василий Ильич Сафонов.

Карьеру музыканта он выбрал вопреки воле отца, но каждый год приезжал к родителям в Кисловодск, видел, как бурно развивается курорт, и сумел убедить влиятельных людей, что здесь нужно организовать профессиональное концертное дело.

В 1892 году Общество Владикавказской железной дороги заказало проект курзала молодому архитектору Валериану Гусеву, а строительством руководил инженер Евгений Дескубес, который внес в проект свои изменения.

Строительство было завершено в 1897 году, хотя ресторан и концертный зал, где давались театральные представления, открылись еще раньше. Весь проект обошелся почти в миллион царских рублей.

— Многие спрашивают: как же так? Большой зал консерватории больше по вместимости и тоже стоит миллион. Коррупция? Нет.

Конечно, главным был концертный зал, академическое искусство, но при нем существовали бильярдные и покерные комнаты, читальня, выставочная часть, прогулочная часть. Была даже гостиница для артистов, она и сейчас осталась.

А в Московской консерватории всего этого нет, — поясняет генеральный директор филармонии, заслуженная артистка России Светлана Бережная.

Филармония для всех

— Приезд каждого поезда тогда встречал духовой оркестр, — рассказывает заведующая научно-методическим отделом филармонии Екатерина Атрощенко. — Представьте, вы приезжаете в Кисловодск, видите замок с блестящей крышей, над ней развеваются флаги, слышите музыку. Вы словно попадаете в сказку. Кисловодского парка тогда еще не было, только старая часть — Нижняя.

У Курзала был свой парк по обе стороны от здания театра. Вход на территорию был платным. Заплатив 1 рубль, здесь можно было провести целый день. Вечерние концерты начинались поздно. На сохранившихся афишах удивляет надпись: «Начало концерта РОВНО в восемь с половиной часов вечера». И только с позволения полицмейстера — безопасность на Кавказе всегда была актуальна.

Одновременно с Курзалом был создан и оркестр. Это была первая в России филармоническая площадка, открытая для всех сословий. Филармонии в Москве и Санкт-Петербурге были доступны лишь узкому кругу богатых людей.

— Интересно, что зал этот был единственным в России, где кресла считались по американской системе. Продавалось именно кресло, а не ряд с номером кресла, как было принято в других местах, — продолжает Светлана Бережная.

— Вопреки традициям царская ложа отсутствовала — хотя здесь неоднократно отдыхали члены царской семьи. Они сидели вместе с другими зрителями в седьмом ряду. Это был своеобразный элемент демократии.

И этот ряд до сих пор считается элитным.

Театрально-концертный зал, рассчитанный на 650 зрителей, был отделан бархатом, бронзой, лепниной, украшен барельефными портретами великих композиторов. Сшитый итальянским мастером занавес для сцены, судя по старинным фотографиям, был ассиметричен и с одной стороны собирался в огромный цветок.

Пиарщикам на заметку

Во время курортного сезона в Курзале давали по четыре представления в неделю. Первым директором его был Виктор Форкатти. В его квартире полвека назад открыли Музей музыкальной и театральной культуры, где хранится множество экспонатов, в том числе два рояля — черный и белый.

Черный — один из первых «Беккеров», 1888 года, то есть старше самого Курзала, — сделан по личному заказу графа Шереметьева: деки из альпийской сосны, клавиши — слоновая кость, крышка — с прозрачными вставками из хрусталя. Увы, он уже не звучит, не держит строй, в отличие от белого «Блютнера».

— С этим инструментом связана легенда нашей филармонии. Подарил инструмент Курзалу в 1915 году поставщик императорского двора Циммерман. Но он поставил условие: отныне и всегда любой музыкант, подняв крышку над клавиатурой, должен сказать, что рояль подарен Юлием Циммерманом. И до сих пор каждый, кто садится за этот белый рояль, говорит заветные слова, — подтверждает Екатерина Атрощенко.

Призрак дирижера

Курзал стал культурным центром целого региона, объединил пять городов. Не каждое место столь энергоемко, говорят в филармонии.

— Даже немцы во время оккупации не трогали Курзал. Они верили в мистику, а здесь точно есть что-то мистическое! Призрак оперы? Конечно, даже не один. И среди них, разумеется, сам Сафонов, чьим именем назван старый концертный зал, — утверждает директор филармонии.

— Очень многие музыканты, которые приезжают сюда, говорят, что ощущают его присутствие. Василий Ильич проводил в Кисловодске большую часть года, сам дирижировал. Обычно зимой он уезжал в Америку, где в начале века руководил Нью-Йоркским филармоническим оркестром, но в 1917-м остался, решил переждать «заваруху» тут.

Умер от сердечного приступа в феврале 1918 года после обыска в его доме.

Сафонов сделал очень много для музыкального искусства России, но в советское время был забыт из-за двух фактов своей биографии: его отец был казачьим генералом, а дочь Анна Тимирева известна в истории как невенчанная жена Колчака (именно об этой любви рассказывается в фильме «Адмиралъ»).

В 1970-е к основному зданию Курзала был пристроен еще один концертный зал, где впоследствии установили орган. Зал получил имя Александра Скрябина — одного из любимых учеников Сафонова.

Похищение скрипки Гварнери

В истории Курзала не обошлось без криминала.

— В начале 80-х к нам приехал с концертами оркестр Большого театра, — рассказывает Светлана Бережная. — Один из музыкантов привез Гварнери. Об этом знали все. И вот в одном из антрактов скрипка пропала. Нашли ее через три часа после концерта — в кустах. Видимо, вор понял, что ему ее некуда деть, и просто выбросил. Его так и не нашли, хотя дело было очень громкое.

Сегодня Курзал продолжает оставаться центром музыкальной культуры Кавказских Минеральных Вод. Здесь проводят фестивали, придумывают новые проекты и даже местный кот носит кличку Шуберт. Старинный Сафоновский зал ожидает скорой реставрации, главной идеей которой, по словам директора, станет «не навредить, но улучшить».

— Это не простой зал для музыканта. Тут невозможно врать. Любое твое вранье будет услышано и не забыто, — уверяет Светлана Бережная. — Ты не можешь в этом зале себя экономить. Иначе уйдешь со сцены под стук собственных каблуков.

Никогда не забуду, как сказал Карэн Шахгалдян после концерта: «Мне было очень тяжело играть. Мне казалось, что я сдаю все экзамены одновременно».

А Владимир Спиваков мне говорил: «Я закрываю глаза и вижу Рахманинова, Скрябина — всех, кто здесь играл, и я понимаю, что чувствую ответственность перед ними».

Наталия Мхоян

Источник: https://etokavkaz.ru/gorod/dom-s-istoriei-kislovodskii-kurzal

Старинный Курзал – Отель «ПАН интер»

Старый Курзал

Петербург, Москва, Кавминводы – это триада, охватывающая не только географическое, но и музыкальное пространство страны. Кавминводы уже к концу ХIХ века считались летней резиденцией отечественной художественной интеллигенции.

Все лучшее, что создавала Россия в художественном мире, она приносила сюда, к подножию Кавказа. Здесь пел Ф. Шаляпин, потрясал своими откровениями С. Рахманинов, здесь творил юный С. Прокофьев. Здесь дирижировали В. Сафонов и С. Кусевицкий, Н. Голованов, К. Кондрашин, Е. Мравинский, играли С. Рихтер, Д. Ойстрах, Л.

Коган… И сегодня над залами филармонии витает дух великих музыкантов…

От Курзала к Госфилармонии

Официальной датой рождения Филармонии считается 1895 год – год постройки знаменитого старинного Курортного зала в Кисловодске по проекту архитекторов В.В. Гусева и Е.И. Дескубеса. Курзал принадлежал Акционерному Обществу Владикавказской железной дороги, был построен на средства этого общества с целью «организации досуга курсовых». 

Создатель Курзала

Идея же создания столь мощного и организованного концертного предприятия принадлежала выдающемуся российскому музыканту, просветителю Василию Ильичу Сафонову, в то время занимавшему пост директора Московской консерватории и председателя Московского отделения Российского музыкального общества. Уроженец Кавказа, В.И. Сафонов каждый год бывал в Кисловодске – здесь жили его родители, – видел, как бурно развивался курорт в конце ХIХ столетия. Он убедил влиятельных людей в необходимости организации настоящего профессионального концертного дела. 

Симфонический оркестр

Тогда же, в 1895 году, был создан постоянный симфонический оркестр – ныне Академический симфонический оркестр Федеральной Филармонии на КМВ. С оркестром выступали такие знаменитые дирижеры как В. Сафонов, М. Ипполитов- Иванов, А. Глазунов, Н. Малько, А. Гаук, Н.Рабинович, Б. Хайкин, К. Иванов, Ю. Домаркас, Ю. Симонов.

По-прежнему великолепен зал им. В.И. Сафонова

Знаменитый зал старинного кисловодского Курзала, который с 1992 года носит имя  своего основателя В.И. Сафонова, и сегодня поражает своим роскошным убранством.

Богатая, в то же время изящная лепнина стен, элегантное сочетание белого, серого и красного цвета, соразмерность всех ощутимых глазом «пространств» – от расстояния между колоннами до строго симметричного рисунка плафона на потолке – все подчинено одному закону – Красоты и Гармонии…

Новый зал им. Н.А. Скрябина

В 1964 году к основному зданию Курзала был пристроен еще один концертный зал, в котором проводятся симфонические и камерные концерты.

После реконструкции в 2000 году зал предстал слушателям в бело-голубом интерьере со скульптурными композициями работ Заслуженного художника России Г.В. Курегяна.

Сегодня зал носит имя одного из любимых учеников В.И. Сафонова – Александра Николаевича Скрябина.

В истории Федеральной Филармонии на КМВ отразились все вехи истории страны: выступления в госпиталях в годы Великой Отечественной войны, огромная просветительская послевоенная деятельность, организация разносторонней концертной жизни во все последующие годы. 

Концерты, просвещение, инновации

Сегодня Филармония на КМВ – это уникальная по исторической и технической ценности материальная база: десять концертных залов во всех городах – курортах КМВ, в том числе четыре органных зала; современная нотная библиотека, гараж, гостиница и прочие технические службы; 

Музыкальные коллективы, солисты, исполнители

Творческий потенциал ее представлен такими заслуженно любимыми у ценителей музыки коллективами как академический симфонический оркестр; камерный оркестр «Амадеус», духовой оркестр «Геликон», струнный квартет, духовой квинтет «Гармония», ансамбли «Барокко» и «Диксиленд», ансамбль русских народных инструментов «Золотая карусель», а также солистами – певцами и инструменталистами;

Детские программы и субботние симфонические концерты

Концертная деятельность Филармонии представлена различными музыкальными фестивалями российского и международного уровня. Много внимания уделяется просветительской деятельности: организованы циклы специальных программ для детей и юношества.

 Еженедельно по субботам проходят абонементные симфонические концерты из циклов «Выдающиеся дирижеры России», «Шедевры мировой симфонической музыки», «Блестящее соло», «Симфонический театр» и другие.

 Для многих кисловодских семей посещение субботних концертов стало традицией, передаваемой из поколения в поколение.

Новый проект – Музыкальный театр

Среди новых проектов – Музыкальный театр, осуществивший ряд оперных постановок с участием солистов ведущих оперных театров России и солистов Филармонии; широкий спектр камерных программ, рассчитанных на всероссийскую слушательскую аудиторию курортов КМВ; организация гастролей выдающихся музыкантов, артистов, звезд эстрады.

Музей театральной и музыкальной культуры

Музей появился 17 декабря 1965 года стараниями и заботами дирекции Госфилармонии на Кавказских Минеральных Водах. Его основателем и бессменным директором на протяжении сорока лет был Борис Матвеевич Розенфельд. Фонды музея в настоящее время превышают 10 тысяч единиц хранения.

Сотрудники музея проводят архивные изыскания, составляя музыкально-театральную летопись Кавминвод, в которую свои строки вписали самые яркие таланты России, делая все, чтобы не было забытых имен и белых пятен на культурной ниве уникального курортного региона.

Первый зал музея. Композиторы XIX и начала XX веков

В музее музыкальной и театральной культуры четыре зала. Первый рассказывает о музыкантах, композиторах XIX и начала XX веков, чье творчество связано с городами Кавминвод, а также об артистах драмы, оперы, балета и эстрады, которые отдыхали, работали и выступали в курортных городах.

Открывающие экспозицию стенды повествуют о пребывании на Кавминводах А. А. Алябьева, М. И. Глинки, М. А. Балакирева, С. И. Танеева, А. С. Аренского. Завершается композиция именами С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева.

Зал венчает белый рояль «Блютнер», подаренный фирмой в день открытия Курзала. При дарении было оговорено условие: каждый раз, когда открывается крышка рояля, должны объявить, что это подарок Генриха Юлиуса Циммермана.

И вот уже более ста лет звучит этот рояль – и звучит прекрасно.

Второй зал музея. В.И. Сафонову посвящается

Второй зал посвящен нашему земляку Василию Ильичу Сафонову, который вошел в историю музыкальной культуры как выдающийся пианист, дирижер, педагог и музыкально-общественный деятель конца XIX – начала XX века.

Сафонову посвящали свои произведения     П. Чайковский, С. Танеев, А. Скрябин, М. Глиэр, о нем писали восторженные отзывы газеты России, Европы, Америки.

Через всю жизнь пронес он любовь к городу своего детства Кисловодску.

Третий и четвертый залы музея. Об оркестре и старинном здании Курзала

Третий зал посвящен академическому симфоническому оркестру, столетие которого отмечалось в 1995 году. Бесспорная заслуга в его создании принадлежит В. И. Сафонову. Он предпочел симфоническую музыку легкой, парковой, исполняемой духовым оркестром.

Еще один зал рассказывает об истории старинного здания, где расположен музей – кисловодского Курзала.

Театральные субботы Розенфельда

Традиционными стали в музее «театральные субботы» – начатые первым директором музея Б.М. Розенфельдом встречи с известными творческими людьми, отдыхающими на курорте. Добрую память о себе оставили их участники – композиторы В. Баснер, Е. Жарковский, М. Кажлаев, Н. Богословский, Л.

Лядова. Гостями «суббот» были братья Вайнеры, поэты М. Танич, И. Шаферан, И. Кохановский. Незабываемы встречи с М. Жванецким, Е. Петросяном, Г. Хазановым. «Театральных суббот» было более трехсот. И каждая встреча – это след в жизни музея, новый фонд, новая страница в культурной жизни региона.

Источник: http://www.hotel-PANinter.ru/starinnyj-kurzal.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.