Старое еврейское кладбище

Старое еврейское кладбище в Праге — история и легенды

Старое еврейское кладбище

Привет, друзья. Старое еврейское кладбище в Праге окружено тайнами и легендами. Несмотря на свою мрачность, это место привлекает множество туристов. Кому-то интересно увидеть своими глазами историю старейшего района, а кто-то спешит проверить слухи и предания, сделавшие кладбище известным на всю Европу.

Административный округ Прага 1. Исторический район Старе Место. Йозефов квартал или Еврейский квартал.

Старое еврейское кладбище (židovský hřbitov) находится на территории квартала Йозефов, начинается оно от Широкой улицы. Одной из своих сторон оно обращено к Музею декоративно-прикладного искусства. Неподалеку от него находится Староновая синагога.

Квартал Йозефов, историческое фото

История

По некоторым преданиям, первые захоронения на этом месте возникли еще при князе Борживом I (приблизительно 870 год ), до того, как была основана Прага.

Но, мы с Галей придерживаемся более реалистичной версии: захоронения появились здесь к началу XV века.

Когда этот район старой Праги расширялся и было срыто старое кладбище, а на новое перенесли некоторые захоронения и множество готических надгробий.

Старое еврейское кладбище в Праге

Самое старое надгробие стоит на месте погребения Авигдора Кара и относится к 1439 году, наиболее позднее установлено над могилой Моисея Бека.

На сравнительно небольшой площади здесь захоронено около 200 тысяч евреев. Дабы не нарушать покой погребенных, что запрещено сводом еврейских законов, захоронения производились слоями, поэтому определить точно дату первого захоронения очень сложно.

Материалом для надгробий служил песчаник, позже – розовый и белый мрамор. На плите высекали имя и профессию умершего.

С 1975 года периодически проводятся работы по реставрации надгробий с установлением памятных табличек у наиболее знаменитых из них.

Все, кто приходят на кладбище могут посетить выставку в церемониальном зале, посвященную церемонии иудейских похорон.

Знаменитые захоронения и легенды

На старом еврейском кладбище находятся могилы многих известных людей. С именами некоторых связаны легенды.

  • Здесь похоронен рабби Лёв. Считается, что именно он создал искусственного человека, Голема.

Могила рабби Лёва

Согласно другой легенде, на кладбище царит хоть и покой, но не вечный.

  • Один из мертвых каждую ночь покидает предназначенное ему место. Этот человек родился на территории еврейского гетто, но принял христианство и стал капелланом. Однако к старости он вспомнил о своих корнях, о девушке, которую когда-то любил, и которая была похоронена на židovský hřbitov, и вернулся в лоно иудаизма.

Теперь каждую ночь он встает из могилы и идет к Влтаве. Там его ожидает лодка, которой правит скелет. Вместе они плывут к противоположному берегу Влтавы на Ново место. Там умерший спешит к собору святого Вита, садится и играет на органе. Как только пробьет час ночи, музыка затихает, а органист отправляется в обратный путь.

Здесь захоронены и такие известные люди как

  • Давид Ганс – раввин, астроном, писатель
  • Махараль из Праги – раввин, мыслитель, ученый
  • Иосиф Дельмедиго – астроном, поддержавший Коперника
  • Легендарный Мордехай Майзел, – родился в беднейшей семье. Разбогател, стал обладателем «мейзеловых сокровищ», снабжал короля и его казну деньгами. Богач, которого золото любило и само плыло в руки, раздавший всё своё имущество и ушедший из мира не имея ни копейки.

В конспирологической литературе это кладбище считается местом собрания сионских мудрецов. Якобы именно здесь были написаны знаменитые протоколы, оказавшиеся фальшивкой. Об этом в своем произведении «Пражское кладбище» подробно писал Умберто Эко.

Ещё рекомендуем книгу рассказов писателя Лео Перуца «Ночи под каменным мостом».  События мистических историй происходят, как раз, в районе Йозефов и даже на кладбище.

Что посмотреть рядом с кладбищем

Неподалеку от židovský hřbitov находятся еще несколько достопримечательностей города. Староновая синагога, — старейшая синагога Праги, а также всей Европы.

Рядом с ней находится Еврейская ратуша, которая служила раньше административным, культурным и образовательным центром гетто.

Время работы

Кладбище можно посетить

  • В ноябре — марте: с 9:00 до 16:30
  • В апреле — октябре с 9:00 до 18:00

Выходные: воскресенье, еврейские праздники.

Как добраться

  • На метроДо станции Staroměstská.
  • На трамвае№№ 3, 14, 17, 24, 51, 52, 53, 54, 56 до остановки Právnická fakulta

Адрес: Široká, 110 00 Praha, Чехия

Кладбище на карте

Друзья, подписывайтесь на наш блог, и путешествуйте. До скорых встреч.

Источник: http://traveltu.ru/czechia/prague/staroe-evreyskoe-kladbishhe-v-prage.html

Старое еврейское кладбище Праги

Старое еврейское кладбище

Старое еврейское кладбище (чеш.

Starý židovský hřbitov) — место вечного упокоения представителей еврейской общины Праги, захоронения на котором осуществлялись слоями с начала XV века до 1787 года.

Старейшее уцелевшее надгробие датировано 1439 годом. По некоторым подсчётам, на кладбище покоятся не менее 100 000 евреев, причём к настоящему времени сохранились приблизительно 12 тысяч надгробных камней.

Последние годы Старое еврейское кладбище является весьма популярной туристической достопримечательностью, здесь особенно остро ощущается memento mori и бренность бытия, появляется повод задуматься над смыслом жизни.

История Старого еврейского кладбища

Первое еврейское кладбище Праги, о котором доподлинно известно, называлось Еврейским садом и находилось в районе Нове Место вплоть до 1478 года, когда по многочисленным просьбам горожан чешский король Владислав II распорядился его снести.

Точная дата основания заменившего его Старого еврейского кладбища неизвестна.

Сегодня преобладает точка зрения, что в год большого погрома в пражском гетто (1389) этого кладбища ещё не существовало, и, следовательно, остаётся загадкой, где происходили трагические события, которые описал Авигдор Кара в своей элегии «Все эти несчастья».

В ней автор вспоминает, как во время нападения на еврейское гетто толпа мародёров опустошала погост, разбивала надгробия и доставала останки из могил. Это событие также описано Алоисом Йирасеком во второй части исторической трилогии «Между течениями».

1439 год Самый старый из сохранившихся до наших дней надгробный камень на Старом еврейском кладбище был установлен в 1439 году как раз на могиле упомянутого пражского раввина и поэта Авигдора Кары. Некоторые прославленные учёные, например, Геласий Добнер и Ярослав Шаллер, в прошлом ошибочно полагали, что Старое еврейское кладбище возникло на целую тысячу лет раньше.

Критика взглядов, указывавших на столь почтенный возраст кладбища, раздалась только с приходом эпохи позитивизма во второй половине XIX века. Главным критиком, опровергавшим подобные мнения, стал верховный раввин Праги Шломо Иегуда Раппапорт (1790–1867).

Хотя он и принадлежал к роду коэнов, которым запрещено ходить по кладбищу (только по его краю), он заново изучил надписи на ряде надгробий.

С конца первой половины XV века начинается непрерывная линия дат смерти на могильных камнях, которая тянется вплоть до 1787 года, когда была выкопана последняя могила для Мойжиша Липмана Бека. К тому моменту прошло уже три года после указа австрийского монарха Иосифа II, которым он по санитарным причинам запретил погребение на старых кладбищах внутри городских центров.

Кладбище находилось на самом высоком холме еврейского гетто.

Очевидно, уже вскоре после основания ему стало тесно в первоначальных границах, поскольку в 1440 году для расширения был куплен первый участок земли у пивовара Гануша (запись о сделке является первым письменным упоминанием кладбища).

Приобретение новых участков последовало уже в XVI веке, деньги на него были выделены Мордехаем Майзелем. Последнее расширение территории кладбища датировано 10 ноября 1768 года.

Согласно предписаниям галахи (традиционное иудейское право) евреи не вправе трогать отдельные могилы и обязаны делать всё возможное для сохранности надгробия покойного. Недостаток места на кладбище привёл к тому, что на старые могилы насыпали немного грунта и совершали новые погребения. В результате этого процесса в некоторых местах оказалось до 12 слоёв могил.

Старые могильные камни иногда извлекали из земли и устанавливали на новом, более высоком уровне кладбища, чем и объясняется их высокая плотность в наше время. В период правления Франца II рассматривались проекты частичного сноса кладбища, которые, однако, не были реализованы, главным образом из-за категорического несогласия пражского архиепископа Вацлава Леопольда Хлумчанского.

В конце концов сокращение пространства кладбища всё же произошло во время санации гетто в конце XIX века. О масштабе изменений, в результате которых части кладбища превратились в поныне существующие улицы, наглядно свидетельствует план проекта, победившего в конкурсе на капитальную перестройку района, под названием FINIS GHETTO.

Северный и юго-западный окраины кладбища, несмотря на протесты еврейского населения, были включены в зону перестройки для расширения существующих улиц и создания новых. Часть кладбищенской территории была передана Музею декоративного искусства. В рамках санации в 1903 году также был объявлен конкурс на лучший проект стены по периметру уменьшенного еврейского кладбища.

Памятники с ликвидированных частей были вмурованы в боковую стену, где видны и по сей день, а соответствующие останки захоронены на холме у Клаусовой синагоги, известном как «Нефела». История и судьба Старого еврейского кладбища стали источником вдохновения для многих чешских деятелей искусства.

Среди них можно упомянуть Антонина Манеса с его пейзажной школой, Ярослава Чермака, Йиндржиха Штирского, поэтов Ярослава Врхлицкого и Витезслава Незвала.

Рекомендуем экскурсии:

Как понять Прагу и получить от неё удовольствие — групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями — 3 часа, 20 евро

Другая Прага — прогулка по малоизвестным, но интересным уголкам Праги вдали от туристических маршрутов, чтобы почувствовать настоящий дух города — 4 часа, 30 евро

Средневековые замки Карлштейн и Конопиште — автобусная экскурсия для тех, кто хочет с головой погрузиться в атмосферу чешского Средневековья — 8 часов, 30 евро

План-схема кладбища

Фотогалерея

Надгробные камни

Самые старые надгробия отличает простота оформления: это изготовленные из песчаника плиты с полукруглым, острым или плоским завершением, на которых декоративным шрифтом выгравированы короткие сведения об умерших. Начиная с XV века на надгробиях появляется всё больше декоративных элементов, причём своего пика эта тенденция достигла, очевидно, в XVII веке.

В XVI веке на памятники начинают помещать разнообразные символы, отражающие принадлежность покойного к иудаизму.

Первыми из таких символов были звезда Давида, благословляющие руки на надгробиях коэнов (еврейское сословие священнослужителей), чайники и миски, предназначенные для омовения этих рук на могилах левитов (помощники коэнов).

Позже символы на памятниках стали давать оценку жизни покойника (корона доброго имени, гроздь винограда, свидетельствующая о плодовитости и богатой жизни) или символизировать его имя.

Чаще всего изображались животные: лев (для таких имён как Иегуда, Иуда, Арье, Лейб), оленёнок (Нафтали, Цви, Гирш), медведь (Иссахар, Дов, Беэр), волк (Беньямин, Зеэв, Вольф), птица (Фейгл, Ципоры), а порой и наследственное прозвище (опять животные, например, мышь — для Майзеля, гусь — для Ганса) или профессию (портняжные ножницы, медицинский ланцет).

Тумба Мордехая Майзеля

С 1600 года можно отследить элементы барокко, в это время на смену традиционным плоским стелам (то есть столбикам или вертикальным плитам, вкопанным в землю в качестве надгробия) приходят четырёхгранные тумбы. Гроб с останками, тем не менее, помещался не внутрь тумбы, а в землю. Самой древней тумбой кладбища является могила Мордехая Майзеля, надгробие Махараля также выполнено в форме тумбы.

С середины XVIII века на памятниках появляются украшения в стиле рококо (например, на могиле раввина Майера, сына Эфраима Фишеля из Болеслава, 1769 год). На заключительном этапе истории Старого еврейского кладбища декоративные элементы памятников становятся более плоскими, а их форма вновь упрощается.

Надписи

Для надписей на памятниках использовалось обычное еврейское письмо. До 1500 года все сведения вырезались в камне, но примерно с этого времени начинает преобладать рельефный шрифт. надписей включало имя покойного, имя отца (у жены — имя её мужа), профессию и почётный титул, полученный в общине.

Также непременно указывалась дата смерти или погребения, записанная в традиционной цифровой форме либо в виде так называемой хронограммы, на которой дата указывается при помощи сочетания по-особому подчёркнутых букв или слов.

Рядом с именами покойных встречаются ритуальные фразы (например, «блаженной памяти»), как правило в сокращённом виде. Следующей частью текста является восхваление набожной жизни и преданности покойного Богу, его благотворительности, учёности, характера и других черт.

Здесь проявляется типичная для эпохи Ренессанса краткость, которую затем вытесняет многоречивость барокко и рококо.

С XVI века среди евреев распространяется обычай добавлять к своему имени название общины (края), где они родились или жили. На одном только Старом еврейском кладбище зафиксировано более 250 «фамилий» Либен (из Либени), 150 Роудницев, 100 Соботек, 80 Колинов, 60 Пршибрамов, 42 Либоховица, 32 Пардубица и так далее.

Известные могилы

Тумба Давида Оппенгеймера (1664–1736), верховного раввина Праги и всей Чехии, ценнейшая библиотека которого в настоящее время является частью Бодлианской библиотеки Оксфордского университета.

Тумба Мордехая Майзеля (1528–1601), общественного и культурного деятеля, старосты еврейской общины. По его инициативе построили Высокую и Майзелову синагоги, ратушу и много других зданий.

Ренессансная тумба Йехуды Лёва, сына Бецалеля, является местом, куда посетители кладбища направляются прежде всего.

Йехуда Лёв бен Бецалель (1512–1609), также известный как Махараль из Праги и достопочтенный раввин Лёв, был выдающимся еврейским учёным своего времени и наставником Давида Ганса, известного писателя и астронома.

Жизнь Махарая окутана бесчисленными легендами, самая известная из которых возникла в XVIII веке и повествует о создании Голема (искусственный великан из глины для защиты евреев от частых погромов).

Мраморная тумба, на которой изображен лев, сжимающий в лапах герб. Это надгробие Гендель Башеви (умерла в 1628 году), известной как «мать бедняков». Её супруг Якуб Башеви из Троенбурка (1578–1634) был старостой еврейской общины и первым евреем в Богемии, удостоенным дворянского титула. Он похоронен на кладбище в Млада-Болеславе.

Тумба Иосифа де Кандиа (1591–1655), известного математика, философа, натуралиста и врача родом с острова Крит.

Старое еврейское кладбище в литературе

Если верить роману «Биарриц» (1868 год) прусского писателя Германа Гёдше (более известен под псевдонимом сэр Джон Рэтклифф) Старое еврейское кладбище является местом тайных собраний еврейских мудрецов, которые вынашивают здесь свои планы мирового господства. Данная теория тесно связана с так называемыми «Протоколами сионских мудрецов» (поддельный документ, созданный для разжигания антисемитизма). Этой же теме посвящен вышедший в 2010 году роман Умберто Эко «Пражское кладбище».

Рекомендуем экскурсии:

Прага глазами местного жителя — авторский маршрут по секретным уголкам Праги и её главным достопримечательностям — 3 часа, 28 евро

Квест-экскурсия по сказочной Праге — выполняя интерактивные задания и отыскивая ответы, шаг за шагом, вы всё лучше будете узнавать Прагу и её историю — 3 часа, 20 евро

Из Праги в Дрезден — путешествие в столицу Саксонии — город искусств, изысканной архитектуры, великих музейных коллекций — 11 часов, 35 евро

Источник: http://tisamsebegid.ru/praha/staroe-evreyskoe-kladbishche

Старое еврейское кладбище в Праге, Чехия: история, знаменитые захоронения, легенды и фото

Старое еврейское кладбище

В Чехии есть место, притягивающее к себе всех мистиков Европы – это Старое еврейское кладбище. В самом сердце столицы расположился Еврейский квартал, который только в 1850 году стал частью Праги. В пределах ограниченного гетто, в одном месте на протяжении нескольких столетий хоронили умерших. Историки подсчитали, что на погосте около 200 тысяч захоронений и 12 тысяч надгробий.

Официальная история

До 1478 года еврейское кладбище находилось в районе Нове Место, его снесли по просьбе горожан при короле Владиславе II. В каком году был основан знаменитый сегодня погост – неизвестно. Самое старое надгробие, найденное на кладбище, датировано 1439 годом, под ним покоится пражский раввин, поэт Авигдор Кара.

Старое еврейское кладбище производит на неподготовленного человека пугающее впечатление нагромождением надгробных плит на небольшом участке земли.

Странное на первый взгляд отношение к могилам предков имеет свое объяснение.

Евреи Праги долгое время не имели права хоронить умерших за пределами гетто, поэтому более трех столетий на одном клочке земли находили последний приют тысячи покойников.

Скромное по размерам, Старое еврейское кладбище значительно больше, чем его видимая часть. По религиозным канонам, разрушать могилы и надгробия нельзя, поэтому захоронение имеет многослойную структуру.

Свежий гроб устанавливали поверх предыдущего, лишь слегка присыпав его землей, чтобы не слишком травмировать психику и соблюсти приличия.

Хороня своих близких, евреи заботились, чтобы надгробия оставались видимыми, устанавливая новые плиты рядом со старыми.

За несколько веков Старое еврейское кладбище в Праге превратилось в некрополь, где, по неточным подсчетам, захоронено более 200 тысяч человек – это очень приблизительная цифра, многие полагают, что их в разы больше.

Часть специалистов считает, что погост имеет 12 слоев. Точное количество видимых надгробий известно – 12 тысяч.

Памятники представляют собой художественную и историческую ценность различного возраста – людей здесь хоронили с 1439 и до 1787 года, после чего был наложен запрет на захоронения внутри населенных пунктов.

Считается, что Старое еврейское кладбище в Праге (Чехия) возникло в период между 13 и 14 веком, когда жители гетто перезахоронили своих предков, собрав останки со всех городских семитских погостов.

Камни самого старого кладбища, согласно традиции, были сохранены – их установили в кладбищенской ограде.

В связи с нетривиальным расположением надгробий, с тех пор по Праге ходит легенда, что эти памятники принадлежат самоубийцам и людям, проклявшим своих родителей.

Существуют и активно обсуждаются легенды о том, что Старое еврейское кладбище в Чехии появилось задолго до основания города, и было это еще в княжение Борживоя.

Сторонники идеи ссылаются на то, что на некоторых надгробиях вытесаны трехзначные даты, например 941, 606 и другие, не менее древние. Говорят, что на погосте покоится прах еврейки, умершей за сто лет до основания Праги.

Но знающие люди утверждают, что в записях просто отсутствует одна цифра, что делалось умышленно. Жители гетто специально вытесывали на камнях настолько древние даты, чтобы крестоносцы не разоряли могилы.

Евреи часто называют кладбища садами. Когда был захоронен первый умерший в гетто житель, никому неизвестно, и наверняка сведений об этом не сохранилось. Историки опираются на фактические свидетельства.

Судя по ним, старейшая могила принадлежит Авигдору Кару, похороненному в апреле 1439 года. Он был раввином и поэтом. Его перу принадлежат строки о разорении и грабеже в гетто, где описано надругательство над старым еврейским кладбищем.

История умалчивает, о каком погосте идет речь в псалме, написанном Каром в 1389 году.

Надгробные плиты и могильники представляют собой энциклопедию символизма, охватывающую несколько эпох – от Средневековья до Возрождения.

Высеченные рельефы являются иллюстрацией сокровенных знаний Торы, Талмуда и других тайных книг.

В период правления короля Рудольфа II, покровителя искусств и наук, гетто процветало, подарив стране ученых, архитекторов, меценатов. Этим людям установлены памятники в саду печали.

Истории на камнях

Каждый камень некрополя безмолвно рассказывает истории о давно ушедших людях, о том, как их любили родственники, что доброго они сделали для общины. Над прахом Давида Ганса, автора “Всеобщей истории”, знатока математики, астрологии, сияет звезда Давида и красуется символ Праги – гусь. Это знак памяти ученому от своего народа и города.

На Старом еврейском кладбище отдают дань уважения главе местной общины Мордехаю Майзелу, умершему в 1601 году. Он внес огромный вклад в процветание гетто, построил синагогу, и поныне носящую его имя. По легендам, свое богатство он получил благодаря какому-то сокровищу, которое было подарено ему лешими.

Согласно легендам, на Старом еврейском кладбище погребена королева Польши. Ее надгробие легко узнать, оно выточено из мрамора, украшено вензелями, гербовыми щитами.

Выбитое на камне имя свидетельствует, что под ним лежит Анна Гендель, жена первого дворянина еврейского происхождения. Говорят, что имя изменили специально, чтобы оградить от посягательств вечный покой изгнанницы. Когда-то из Польши ее выдворил муж.

Проникнувшись судьбой скиталицы, евреи дали ей в гетто пристанище, а к концу своей жизни она приняла иудаизм.

Есть памятники и менее именитым горожанам, оставившим о себе доброе имя. На одном из надгробий выбито имя Давида Корефа, некогда державшего мясную лавку. Он известен тем, что кормил пражских сирот, не делая различий в вероисповедании. По большим праздникам Давид раздавал беднякам столько мяса, сколько весили его дети.

Недалеко от него покоится мать пражских нищих – пани Гендела. Она водила дружбу с учеными и не брезговала садиться за один стол с бедняками, приглашая их в свой дом, чтобы разделить обед, а потом одаривала их одеждой, бельем, обувью, заботилась о сиротах и приютах.

Рабби Лев

Легенды о Старом еврейском кладбище неисчерпаемы. Самой знаменитой личностью, погребенной в этом саду, является рабби Лев бен Бецалель (1512-1609). Создатель Голема был не мифической личностью, а живым человеком, проживавшим в гетто.

О его жизни оставлены строго задокументированные свидетельства, а мудрость сего мужа, по мнению современников, не имела границ.

Был или не был создан глиняный гигант – неизвестно, хоть он и стал одним из символов Праги, а с именем рабби Лева связаны и многие другие легенды.

Одна из них рассказывает о провидческом даре мудреца.

В период жизни бен Бецалеля в Праге случилась эпидемия чумы, и одной из ее особенностей было то, что страшная смерть уносила жизни только еврейских детей. Молитвы и слезы не спасали.

Однажды рабби увидел сон, в котором пророк Илия привел его на Старое еврейское кладбище. Священник увидел, как из могил выходят малые дети и резвятся в саду.

Проснувшись, рабби велел своему ученику пойти с заходом солнца на кладбище и, дождавшись детей, сорвать с одного из них саван и принести его. Ученик выполнил задание, вернувшись с добычей. Тогда его снова отправили на погост, чтобы посмотреть, как будут развиваться события.

Через час после полуночи стайка детей отправилась в свои могилы – все, кроме одного, с которого был сорван саван.

Ребенок не мог вернуться обратно и потому обратился к ученику с просьбой вернуть ему одеяние, на что ему было обещано, что если он отправится к рабби Леву и расскажет ему все, о чем тот его спросит, саван тотчас вернется к владельцу.

Маленький призрак рассказал, что чума – это проклятие, а виной ему две грешницы, которые убивают своих только родившихся детей. Малыш назвал их имена и, получив саван, отправился в место упокоения.

Утром Лев бен Бецалель собрал совет и призвал к ответу этих женщин, а также их мужей. Согласно вынесенному вердикту, преступников передали на суд светских властей, где они получили наказание сполна.

С того момента детские смерти прекратились, эпидемия стихла.

Над могилой мудреца и ученого стоит один из самых заметных памятников, найти ее несложно, она усыпана камешками, рядом установлена табличка.

Санация гетто

С наступлением 18 века надгробные плиты начали украшать орнаментами, символами, которые обозначали происхождение, социальное положение, профессию умершего, а также появились имена и фамилии погребенных. Во времена правления Франца II предпринимались первые попытки сноса Старого еврейского кладбища, но тогда это сделать не удалось, благодаря заступничеству архиепископа Вацлава Хлумчанского.

Сокращение кладбища все же произошло, случилось это в конце 19 века. Часть территорий была передана городу, и теперь на месте скорбного сада пролегают улицы, а часть погоста была отдана под Музей декоративного искусства.

В рамках проводимых работ была построена стена вокруг Старого еврейского кладбища.

Надгробия с ликвидированных территорий теперь являются частью кладбищенской ограды, останки умерших были перезахоронены возле Клаусовой синагоги.

Современность

Старое еврейское кладбище, хоть и не является действующим, привлекает к себе огромный поток туристов. С 1975 года на территории некрополя проводятся неспешные реставрационные работы. Возле центрального входа расположен обрядовый зал, построенный в 1906 году, в нем раскинулась экспозиция детских рисунков бывших узников концлагеря «Терезин».

Одной из достопримечательностей Старого еврейского кладбища и символом Праги является Староновая синагога – старейший действующий иудейский храм.

Рассказ о ней начинается с легенды о том, что здание в Чехию перенесли на своих крыльях ангелы из самого Иерусалима.

Поставив молельный дом на старинный фундамент давно разрушенного культового иудейского храма, они строго приказали никогда ничего не ремонтировать и не менять в синагоге.

Старожилы говорят, что иногда все же ремонты проводились – подкрашивались стены, заменялись несколько черепиц, но рабочие, выполнявшие эти работы, очень быстро умирали. А еще говорят, что на чердаке этой синагоги рабби Лев заточил Голема, и он до сих пор там находится, ожидая того, кто сможет его оживить.

Попасть на территорию и сделать фото Старого еврейского кладбища в Праге могут все желающие. Туристам вход открыт с девяти утра до половины пятого вечера, выходной день – суббота. Для посещений некрополь закрыт в дни иудейских праздников. Стоимость входа – 330 крон (955 руб.). Кладбище расположено в районе Йозефов, улица Парижска, 934/2.

Русская легенда

К могиле Иегуды бен Бецалеля, великого мистика и толкователя древних трактатов, и сегодня приходит множество паломников.

Часть из них не имеет никакого отношения к иудейству, но верят в силу мудреца, рассчитывают на его помощь в трудных обстоятельствах. По традиции каждый просящий чуда оставляет на могиле Махараля камешек, и за века их скопилось много.

Иногда паломники пишут записки и, плотно сложив, вкладывают в трещины камня, надеясь, что таким образом просьба будет более понятна.

Часто, очень часто, рабби Лев исполняет желания, но следует помнить, что свершение будет происходить согласно озвученной или написанной просьбе, без учета сердечных устремлений и потаенных мыслей – в этом состоит мудрость, иногда похожая на жестокость. Каждый проситель должен помнить о том, что чтобы что-то получить, нужно отдать, или в один день отнимется очень многое.

В среде русской диаспоры ходит своя легенда о плате за желания. В период расцвета социализма, когда Чехия была под влиянием СССР, в Праге издавался журнал, где работала девушка, приехавшая по распределению из русской глубинки. С развалом Советского Союза журнал закрыли, ей предстояло вернуться на родину, чего очень не хотелось делать.

Зная легенду о мудреце, исполняющем желания, она отправилась в Старый Город и загадала на могиле бен Бецалеля одну отчаянную мечту – любой ценой остаться в Праге. Желание исполнилось практически сразу: в Союз ее не выслали, но в 27 лет она умерла от скоротечного рака.

Грустная история подтвердила, что за исполнение своих желаний потусторонними силами нужно платить иногда невероятно высокую цену. По этой и по многим другим причинам члены русской диаспоры обходят стороной Старое еврейское кладбище, избегая искушений и добиваясь успеха самостоятельно.

Источник: http://fb.ru/article/443235/staroe-evreyskoe-kladbische-v-prage-chehiya-istoriya-znamenityie-zahoroneniya-legendyi-i-foto

Старое еврейское кладбище

Старое еврейское кладбище

Старое еврейское кладбище в Праге является одним из самых старинных еврейских захоронений в мире, сохранившихся до нашего времени. Кладбище входит в комплекс достопримечательностей еврейского квартала Праги, включающих в себя также Еврейский музей и Староновую синагогу.

История

Кладбище было основано примерно в первой половине XV века, а самая старая надгробная плита датируется 1439 годом. Последнее захоронение на кладбище было проведено в 1787 году. С момента своего основания кладбище постоянно увеличивалось в размерах, но места на нем все равно не хватало, поэтому некоторые могилы были уложены друг на друга вплоть до 10–12 ярусов.

В наше время территория еврейского кладбища огорожена забором и принадлежит Еврейской общине и Еврейскому музею. Сохранившееся кладбище размером около 7,5 тысяч квадратных метров в 2001 году было открыто для посещения туристами.

Могилы

На старом еврейском кладбище расположены около 12 тысяч надгробных плит (а всего считается, здесь были похоронены примерно 40 тысяч евреев), каждая из которых имеет свой особенный дизайн, многие украшены растительными и животными орнаментами.

Самые древние надгробия являются простыми плитами, выполненными из песчаника. Окончание их изготавливалось в полукруглой, острой или плоской форме, а на самое плите обычно были вырезаны небольшие сведения об умершем.

Позже надгробия стали украшать различными декоративными элементами и символами, соответствующими имени и фамилии умершего либо его профессии. Многие могилы имеют в своем оформлении звезду Давида и еврейский символ благословляющих рук.

На надгробиях богатых жителей изображалась корона или виноградная гроздь, портным выгравировывали ножницы, врачам — ланцет, а простым жителям — то животное, которое обозначало их имя (например, Иегуда — лев, Беэр — медведь, Вольф — волк).

На кладбище похоронено как множество обычных евреев: продавцов, ткачей и портных, цирюльников, — так и известные личности, богачи и меценаты, раввины и ученые.

  • Авигдор Кара — поэт, ученый, похоронен в 1439 году
  • Пинкас Аарон Мешулам Горовиц — основатель синагоги, умер в 1545 году
  • Мордехай Майзель — раввин, мэр и застройщик пражского еврейского города, похоронен в 1601 году
  • Иуда Лёв Бен Безалель — раввин, ученый, учитель, умер в 1609 году
  • Дэвид Ганс — ученый эпохи Возрождения, историк, математик, астроном, похоронен в 1613 году
  • Гендель Башеви — «мать бедняков», жена старосты еврейской общины, умерла в 1628 году
  • Иосиф де Кандиа — врач, математик, философ и натуралист, похороненный в 1655 году
  • Давид Оппенгейм — раввин, коллекционер еврейских рукописей и книг, умер в 1736 году
  • Мойжиш Липман Бек — одно из последних захоронений на кладбище в 1787 году
  • Иезекиль Ландау — главный раввин Праги, похоронен в 1793 году

На еврейском кладбище также были погребены различные представители интеллигенции: Давид Подебрад (историк), Ионаш Иетелес (врач), Иерусалемы, Дормицеры, Прибрамы, Попперы (первые местные предприниматели со внушительными надгробиями).

Часы работы и стоимость входа

Старое еврейское кладбище в Праге можно посетить в часы работы Еврейского музея, который в свою очередь открыт ежедневно, кроме субботы и еврейских праздников.

Часы работы музея зависят от времени года: с 1 января по 29 марта музей открыт с 9 утра до 16:30, с 31 марта по 25 октября с 09:00 до 18:00, с 27 октября по 31 декабря с 09:00 до 16:30, 24 декабря музей работает с 09:00 до 14:00.

Экскурсия по кладбищу осуществляется в составе туров Еврейский город и Еврейский музей. Помимо кладбища в стоимость экскурсии входит посещение других еврейских достопримечательностей.

Также на официальном сайте Еврейского музея можно купить билет, в который входит в том числе посещение кладбища, онлайн.

Как добраться до Старого еврейского кладбища в Праге

Старое еврейское кладбище находится в Еврейском квартале Йозефов, недалеко от Музея декоративно-прикладного искусства, Клаусовой синагоги и Церемониального зала. Кладбище занимает территорию между улицами Široká и Brehova. Вход на кладбище осуществляется со стороны Староновой синагоги. На кладбище организована доступная среда для инвалидов.

Линия, А пражского метро проходит недалеко от достопримечательности, при поездке на ней нужно выходить на станции Staroměstská.

В шаговой доступности от кладбища также находится несколько автобусных и трамвайных остановок: на Pařížská останавливается автобус 194, а на Právnická fakulta автобус 207 и трамваи 17 и 93.

Можно воспользоваться услугами такси в Праге: AAA Taxi, Book Taxi Prague, City Taxi и The Cheapest Taxi.

Старое еврейское кладбище в Праге на google-панорамах

Старого еврейского кладбища

Нашли неточность? Сообщите нам.

Отзывов на Forsquare пока нет.

226 туристов было здесь

Карлов мост — знаменитая пражская достопримечательность, один из узнаваемых символов города, столь обожаемый туристами.

Астрономические часы Праги

204 туристa были здесь

Пражские куранты, или Орлой, — знаменитая достопримечательность Староместской площади в Праге.

178 туристов было здесь

Пражский град — важнейшая достопримечательность чешской столицы. Строго говоря, это замок с многовековой историей. Но разве удивишь кого-то…

159 туристов было здесь

Старый город Праги (Старе место) — центральная, самая старая и самая популярная у туристов часть чешской столицы. Здесь…

148 туристов было здесь

Староместская ратуша — это одна из самых известных достопримечательностей Праги. Она находится на центральной площади города,…

143 туристa были здесь

Крепость Вышеград находится в Праге, на берегу Влтавы, в 3 км от исторического центра города. В переводе с чешского языка Вышеград означает «…

140 туристов было здесь

Танцующий дом в Праге — это образ пары в танце, выраженный в городской архитектуре. Дом на самом деле состоит…

120 туристов было здесь

Пороховая башня или Пороховые ворота — это достопримечательность, расположенная в Старом городе Праги. Площадь Республики, на которой находится…

117 туристов было здесь

В самом центре Пражского Града располагается колоритная улица, называемая Злата Уличка (чеш. Zlatá ulička). Вдоль булыжной мостовой стоят…

113 туристов было здесь

Статуя Святого Вацлава находится в центре Праги на Вацлавской площади, рядом с Национальным музеем. Памятник выполнен в стиле…

105 туристов было здесь

Один из старинных городских исторических районов Праги — Мала Страна или Малая Сторона — всегда привлекал внимание…

98 туристов было здесь

Еврейский квартал — это город в городе, уникальная историческая достопримечательность, окруженная постройками Старого Города. Это место…

80 туристов было здесь

Новый город в Праге — это исторический район столицы Чехии, который был возведен в Средние века. Он поражает туристов…

66 туристов было здесь

Петршинская башня расположена на вершине одноименного холма, и силуэтом напоминает Эйфелеву. Башня построена в 1891 году по …

56 туристов было здесь

Вышеградское кладбище — один из важнейших исторических памятников Праги. Во второй половине XIX века старинное кладбище вышеградского…

55 туристов было здесь

Еврейская ратуша находится в Праге, на углу Мазеловой и Червонной улиц, в самом центре еврейского квартала Йозефов. Ратуша является…

55 туристов было здесь

Жижковская телебашня — один из узнаваемых символов Праги. Построенная в 1985–1992 годах, Жижковская телебашня является самым высоким…

29 туристов было здесь

Новоместская ратуша — одна из древнейших в Праге, её история начинается в 1348 году, после основания Карлом IV …

27 туристов было здесь

Великолепная Прага — это реальная находка для любителей шедевров архитектуры средневековья. Но даже при таком их количестве…

21 турист был здесь

Вышеградские казематы — это коридоры в земляных валах Вышеградской крепости. Хотя общая их протяженность составляет 1 …

Вопросов пока не поступало.

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/czech-republic/city/praha/placeofinterest/4180

Еврейское кладбище в Праге

Старое еврейское кладбище

Одним из объектов паломничества в Праге является старое еврейское кладбище. Оно находится в Еврейском квартале Йозефов. Если добираться на метрополитене, то нужно выйти на станции «Желивского» или «Староместска» (зеленая ветка). Кладбищу более 500 лет, во всяком случае, самое старое захоронение датируют 1439 годом.

Однако в 1787 году хоронить на нем прекратили. Причин оказалось несколько: «наслоение» одного яруса захоронений на другое и ограниченная территория. Говорят, что под земной корой кладбища порою «скрывается» до 12 могильных ярусов.

В наше время, осевшая земля явила миру старые могильные надгробия, которые частично сдвинули «новые».

Рабби Лёв

Вид, конечно, не приятный, но это не мешает тысячам туристов и паломников съезжаться на еврейское кладбище в Праге, чтобы преклониться над могилами Великих евреев, которые здесь были похоронены несколько сотен лет назад.

Одним из них являлся Йехуда Лива бен Бецалель или Махараль ми-Праг, более известный, как рабби Лёв. Он жил в XVI столетии и обладал обширными познаниями в области еврейской литературы, светских наук.

В 1597 в очень почтенном возрасте он стал главным раввином Праги, а до этого был окружным раввином в Моравии и в Польше.   

Махараль был идейным «борцом» за свободу слова и мыслей.

И в тоже время он считал, что еврейский народ призван пройти через страдания и многочисленные испытания, покориться Божьей воле, но никак не приближать избавление, ибо этот народ «избранный».

Интересно, что Махараль не имел собственных учеников и был, что говорится, одиноким мыслителем. Однако любое движение в иудаизме именно раввина Лёва считает своим предшественником.

В памяти еврейского народа живы легенды о бен Бецалеле, как человеке оригинальных и «смелых» мыслей, тем глубже было преклонение перед ним других людей. Махараль считал, что есть два пути знания: религиозное и научное.

Кстати, к «научным» он «приписывали» и   учение Коперника, впервые в литературе намекнув на научные знания астронома. Махараль записывал свои мысли и начал публиковать их уже будучи глубоким старцем.

Наиболее известные из его сочинений:

  • «Слава Израиля»,
  • «Колодец изгнания»,
  • «Свеча заповеди»,
  • «Новый свет»;
  • «Тропы мира».

Некоторые книги он так и не успел дописать, еще одна часть сгорела в пожаре в 1689 году.  

В народе Махараль более всего известен, как «создатель» знаменитого глиняного человека Голема, так как ему приписывали занятия «практической каббалой» на основе магии. Кто такой Голем? Это настоящий герой и боец за евреев. Вымысел, легенда? Да, но этой легенде уже более 4 столетий. Она была нужна, и ее выдумали.

Глиняный человек Махараля

Голем возник в конце XVI века, во времена правления императора Рудольфа II. Евреям, жившим в пражских гетто, стало совсем туго. Гетто, или Еврейский город, – это самое бесперспективное место в общине, куда выгоняли жить евреев.

И они там жили, работали, как могли, учились, просвещались. Однако антисемиты распространяли слухи, будто иудеи «режут» христиан и их кровь добавляют себе в пищу. В результате евреи подверглись еще более жестоким притеснениям и гонениям.

Махараль, который тогда как раз проживал в Праге, воззвал к Всевышнему, чем же можно помочь любимому народу. Тогда Господь приказал создать из глины человека, который уничтожит всех еврейских врагов.

Махараль вместе с двумя друзьями слепили из глины 1,5 метрового человека и «вдохнули» в него жизнь с помощью шема – записки с непроизносимым именем Всевышнего.

Монстр ожил, достиг размеров великана и «выполнял» указания своего повелителя бен Бецалеля, уничтожая угнетателей еврейского народа. В «мирное» время он просто помогал по хозяйству своему хозяину.

По пятницам вечером, перед субботой (священный для евреев день) равви Лёва вытаскивал шем изо рта монстра, чтобы тот не смог натворить каких-нибудь бед, пока Махараль пребывал в Синагоге. Но однажды философ забыл это сделать.

Оставшись один, Голем вырвался из дома, стал крушить все, что ему попадалось на пути. А евреи в страхе прятались кто куда. Когда Лёву рассказали, что учиняет его глиняный «защитник», тот прибежал домой и вытащил шем изо рта монстра.

Навсегда!

Махараль оттащил глиняное тело на чердак и запретил кому-либо туда наведываться. И только один человек ослушался. Правда, это произошло через три с лишним века, когда журналист Эгон Эрвин Киш поднялся-таки наверх дома и увидел там…строительный мусор. Ни намека на глиняного человека!

По другой версии Бецалель вырвал из пасти Голема магическую записку и тот превратился в кусок глины. А прославленный мыслитель умер от горя над своим созданием.

Легенды, а как же без них! Во время II мировой войны почти весь Еврейский квартал были ликвидирован. Кроме Синагоги, которая странным образом уцелела. Те, кто остался жив, рассказывали, что Синагогу спас Голем.

Находились также «очевидцы», которые «видели» глиняного человека, который якобы разгуливал по улицам Праги, и потом внезапно исчезал. Так или иначе, но легенда о глиняном герое имеет место быть, а в Познани (Польша) даже установили ему памятник.

Для Праги же Голем стал навсегда «символом» чешской столицы, наравне с Карловым мостом, Собором Святого Вита, самоцветом гранат.

Тени ушедших в Вечность

На еврейском кладбище в Праге похоронены легендарные астрономы, цирюльники, лавочники, ткачи. Одно из «узнаваемых» кладбищенских надгробий – могила еврея Мордехая Майзела. Он был настолько богат, что его «друзьями» были знатные люди и даже члены королевской семьи. А просвещенный император Рудольф II возвел его в ранг «придворного» еврея.

Кстати, именем Мордехая Майзела названа центральная улица Пражского града и одна синагога. Благодаря Майзелу еврейская община в Праге переживала период наивысшего расцвета. «Главный» еврей страны построил Еврейскую ратушу, несколько учебных корпусов, больницу. Его деяния записаны в книге «Потомок Давида» Д.Ганза.

Сам Майзел называл себя «мышкой на деньгах». Когда он умер, император лично присутствовал на похоронах – беспрецедентный случай! Но через несколько дней приказал конфисковать все мордехайское имущество в пользу королевской казны, так как богатый еврей не оставил после себя наследников. А состояние его измерялось в 500 тысяч золотых.

Одно из самых красивых надгробий на кладбище – могила рабби Раши. Это был мудрец, который много странствовал и много чего повидал, но кроме того был очень образованным.

За это его ненавидели и очерняли перед властями, что якобы он хочет вывести евреев из Праги. И однажды вечером ему нанесли подлый удар ножом в спину. Его спасло чудесное лекарство, которым намазала рану жена рабби.

Рана-то затянулась, однако Раши решил инсценировать собственные похороны, а сам тайно покинул Прагу.  

Прошли века, минули столетия! Но имена этих людей не стерлись с памяти человеческой.

На старом погосте похоронены и добрый мясник, который раздавал беднякам вдоволь мяса, и несчастный любовник, который каждую ночь якобы выходит из могилы и шествует на лодке, управляемой скелетом; поэты, цирюльники, прелюбодейки, самоубийцы. Это старое еврейское кладбище в Праге – немой свидетель цикла человеческой жизни!

Специально для Лилия-Тревел.РУ – Анна Лазарева

Источник: https://liliya-travel.ru/czech/dostoprimechatelnosti/evrejskoe-kladbishhe-v-prage.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.