Сретенская церковь

Содержание

Московский сретенский монастырь – древо

Сретенская церковь

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Общий вид Московского Сретенского монастыря по Большой Лубянке. В центре кадра надвратная колокольня, правее – Никольская церковь. Слева от ворот виден вход во Владимирскую часовню. На заднем плане – главы Сретенского собора. 1881 год

Московский монастырь в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии

Основан в конце XIV века [1] на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана.

По преданию, в районе ул. Дзержинского лежали владения полулегендарного боярина Кучки и «Кучково поле»; в XII—XIV вв. здесь проходил путь из Киева и Смоленска во Владимир на Клязьме, Ростов Великий и другие города. По этой дороге в 1382 г. Дмитрий Донской поехал собирать войска против Тохтамыша, и эта угроза заставила хана, разорив город, отступить из Москвы.

Во время нашествия Тамерлана, в 1395 г. дошедшего уже до г. Ельца, по этой дороге из г. Владимира в Кремль пронесли Владимирскую икону Богоматери, которую москвичи встретили на месте теперешних Сретенских ворот. У места встречи иконы была поставлена церковь, потом Сретенский монастырь. По монастырю и улица получила название Сретенки (в XVII в.

называлась «Встретенской»).

Сретенский монастырь сыграл активную роль в избрании на царство Михаила Феодоровича – первого царя династии Романовых. Практически каждое богомолье царей, патриархов, митрополитов, князей, простых паломников начиналось с молитв в Сретенской обители.

В 1677 году главный храм монастыря был построен заново и освящен в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, c юго-востока пристроен придел Рождества Иоанна Предтечи.

В XVIII веке в обители производили значительный ремонт и перестройки. Хорошо сохранились фрески 1707 года – последний шедевр древнерусского искусства в Москве.

В дни празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери из Успенского собора Кремля в монастырь совершались ежегодные крестные ходы.

В XIX веке первосвятительская кафедра временно находилась в Сретенском монастыре.

Вплоть до революции на территории монастыря находилось кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 года. К 1917 году в монастыре было 3 храма с 6 престолами.

После октябрьского переворота 1917 года Сретенский монастырь стал одним из главных центров борьбы с безбожной властью за Православие. Настоятелем обители в те годы был священномученик архиепископ Иларион (Троицкий), выдающийся богослов и проповедник.

В 1922 году Сретенский монастырь был захвачен обновленцами, здесь по четвергам и пятницам служил, хотя и “по-старому”, обновленческий епископ Антонин (Грановский).

Но уже в 1923 году усилиями священномученика Илариона Сретенская обитель стала первой, вновь вернувшейся под омофор патриарха Всероссийского святителя Тихона, а ее собор был переосвящен великим чином.

В конце 1925 года Сретенский монастырь был закрыт. В 1928-1930 годах большая часть храмов и сооружений монастыря были разрушены. Вскоре здесь разместилось общежитие офицеров НКВД.

На монастырской территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись рассстрелы. Эта земля была буквально пропитана кровью тысяч новых мучеников страшной эпохи гонений на Церковь.

В память о всех жертвах богоборческий власти при входе в монастырь в 1995 году был установлен поклонный крест, освященный патриархом Алексием II.

В советское время на месте кладбищенского погоста было построено здание средней школы. К 1990 году из былых храмов обители сохранился один закрытый храм с 2 престолами.

Вид с юго-востока на Владимирский собор Сретенского монастыря и часть новой стены с воротами. 30 июля 2001 года. Фото Комлева А. Р. c сайта temples.ru

В 1991 году сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви и открыт как приходской храм Сретенским православным братством.

В 1993 году здесь было открыто подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, в 1995 году преобразованное в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.

9-10 мая 1999 года в монастыре состоялось прославление епископа Верейского Илариона в лике священномучеников.

Была возведена колокольня, восстановлены старинные монастырские помещения, построены два новых пятиэтажных корпуса и перестроен один четырехэтажный, где разместились братия обители и Сретенская духовная семинария.

Ныне в Сретенском монастыре живут и подвизаются более сорока насельников. При монастыре органи­зованы катехизические курсы, которые посещаются глав­ным образом недавно вступившими в церковную жизнь людьми.

В настоящее время на курсах обучается около че­тырехсот человек.

Сретенское книжное издательство — одно из крупнейших в со­временной России. Издательство выпускает богослужебную, богословскую, историческую, художественную литературу, книги по всем основным областям религиозной жизни.

У Сретенского монастыря также имеется два скита: мужской и женский. Первый, во имя преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области. Второй скит, во имя пророка Божия Илии, находится в Московской области. Братия монастыря совершает регулярные поездки в Чечню для оказания духовной и материальной помощи российским воинам и местным жителям.

При монастыре действуют Сретенское высшее православное монастырское училище, Российский центр по изучению Туринской Плащаницы, воскресная школа, издательство и интернет-журнал “Православие.Ru”. Под патронажем Сретенского монастыря восстанавливается колхоз “Воскресение”.

В 2003 году кооператив “Воскресение” получил государственную Столыпинскую премию как “самый эффективный землепользователь в России”.

Сретенский собор

Находится в середине монастырского двора. Построен на месте древнего храма, стоявшего с 1397 г. Освящен 24 августа 1679 г.

Собор сооружен в 1679 г. по заказу царя Феодора Алексеевича. Вскоре после возведения основного объема к нему пристроили с севера, юга и запада арочные крыльца. В 1706 г. к южному фасаду пристраивают придел Иоанна Предтечи и примерно тогда же западное крыльцо превращают в паперть.

В храме этом интересно устройство сводов; последующие перестройки и ремонты мало изменили первоначальный вид его. Внутри сохранились фрески 1707 г., выполненные по заказу стольника С. Ф. Грибоедова мастерами костромской школы.

Согласно сведениям местных старожилов, записанным М. Л. Богоявленским, после 1917 г. в соборе помещались последовательно: общежитие, гараж, реставрационные мастерские. На нем ныне висит охранная доска с датами постройки и сообщением о том, что собор «реставрирован в 1958—1962 гг.». Реставрация была, однако, неполной: верх оставлен бескрестным.

Внутри в 1990 г. располагался «Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря. Отдел реставрации скульптуры». Хода посетителям не было. К 1990 г. на храме и приделе восстановлены кованые позолоченные узорные кресты. С начала 1991 г. собор вновь стал действующим.

Церковь преподобной Марии Египетской

Находилась к востоку от собора. Один из древнейших храмов Москвы. В справочнике Александровского, располагавшего церкви по времени построения, он имеет №3 и идет сразу вслед за собором Спаса на Бору в Кремле и церковью Всех Святых на Кулишках.

Построена в 1358 г. Придел Сретения Господня пристроен в 1706 г. фабрикантом А. Милютиным. В 1784 г. церковь была обновлена на средства А. Гончарова. С 1832 г. богослужения в церкви не бывает за ее ветхостью. В 1883 г. стены снаружи охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Иконостас – времени Александра I.

Церковь разрушена в 1930 г. На ее месте пустырь. В 1930-х гг. при разборке храма установлено, что он построен не позже XVI в.

Храм святитель Николая Чудотворца

Храм находился в северной части восточной стены, вместе с колокольней выходил на улицу Б. Лубянка — с севера от нее. Был построен по разными сведениям в конце XV – XVII вв. Придел Всех Святых конца XVIII века устроен на средства первого московского городского головы Д. Д. Мещанинова».
В XVIII в. был устроен также придел Дмитрия Ростовского, упраздненный в XIX в.

Закрыт в 1924 г.; разрушен в 1928 г.

В 1930-х гг. при разборке Никольской церкви установлено, что она была построена не позже XVI в. Особенно сохранными оказались ее формы – одноглавый четверик на подклете, перекрытый крестчатым сводом с уложенной по нему чернолощенной черепицей».

Сейчас на ее месте пустырь.

Святыни

Мощи сщмч. Илариона (Троицкого), икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского, точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив), чтимый список Владимирской иконы Божией Матери.

Использованные материалы

[1]  Исследователи называют разные года основания: 1379, 1395, 1397.

[2]  У Строева – его фамилия Иванов, но правильная – Уваров, См. Мартынов А.А. Московские колокола // Русский архив. 1896, №2, с. 555-556, http://www.pravoslavie.ru/31362.html

[3]  Иоанн (Лудищев), иером., “Сретенский монастырь в 1759–1771 годы”, портал Православие.Ru, 22 января 2010, http://www.pravoslavie.ru/33669.html

[4]  Алла И. Осипова, “Архимандрит Виктор (Саврасов) – строитель и настоятель Московского Сретенского монастыря (1853–1859, 1872–1880)”, портал Православие.Ru, 30 января 2014, http://www.pravoslavie.ru/67954.html

[5]  Иоанн (Лудищев), иером.,”Архимандрит Серафим (Богоявленский) – настоятель Сретенского монастыря (1884–1890)”. Часть 1, портал Православие.Ru, 2 сентября 2009, http://www.pravoslavie.ru/31770.html

[6]  Иоанн (Лудищев), иером.,”Архимандрит Серафим (Богоявленский) – настоятель Сретенского монастыря (1884–1890)”. Часть 2, портал Православие.Ru, 3 сентября 2009, http://www.pravoslavie.ru/31793.html

[7]  Осипова А.И., “Московский Сретенский монастырь в период настоятельства архимандрита Димитрия (Ключарева): 1891–1904”, портал Православие.Ru, 25 октября 2011, http://www.pravoslavie.ru/49450.html#_ftn8

[8]  Иоанн (Лудищев), иером., “Архимандрит Сергий (Плаксин) – последний Наместник Сретенского монастыря в годы революционной смуты”, портал Православие.Ru, 11 ноября 2014, http://www.pravoslavie.ru/sm/75028.htm

[9]  “Назначен и.о. наместника Сретенского ставропигиального монастыря”, официальный сайт Русской Православной Церкви, 19 мая 2018, http://www.patriarchia.ru/db/text/5206672.html

Источник: https://drevo-info.ru/articles/17241.html

Сретенский монастырь – память о гонениях на церковь

Сретенская церковь

Адрес: Россия, Москва
Дата основания: XIV век
Основные достопримечательности: Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Собор Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери в колокольне
Координаты: 55°45'56.0″N 37°37'49.0″E
Объект культурного наследия России

В самом центре столицы, неподалеку от пересечения Бульварного кольца и Большой Лубянской улицы стоит старинная Сретенская обитель. В ее соборном храме можно увидеть удивительные по красоте настенные росписи начала XVIII века, которые по праву считают одним из шедевров древнерусского искусства.

Общий вид на монастырь

История обители в XIV-XVII веках

Согласно летописям, монастырь основали в 1397 году во время правления старшего сына Дмитрия Донского – великого князя Василия I. Деревянные храмы и кельи построили неподалеку от Китай-города в честь избавления москвичей от нашествия войск безжалостного Тамерлана.

На протяжении столетий обитель играла важную роль в духовной жизни горожан. Монастырь лежал на дороге в Сергиев Посад, поэтому в нем останавливались все, кто шел на богомолье в Лавру.

Ежегодно 26 августа совершали крестный ход, и икону Владимирской Богоматери из кремлевского Успенского собора несли в монастырь. Многолюдное шествие было очень значимым, и в нем принимали участие великие князья, а позже – российские цари. Кроме того, дважды в год через монастырь проходили крестные ходы, посвященные избавлению города от нашествий крымских татар.

Как и в других монастырях Москвы, каменное строительство в обители началось, когда у власти был великий князь Иоанн III Васильевич. В годы его правления две древние церкви – иконы Божией Матери «Владимирская» и Марии Египетской построили из кирпича.

В 1552 году дружина Иоанна IV Грозного с триумфом возвращалась в столицу из Казанского похода. Русский царь сделал остановку в стенах монастыря, участвовал в благодарственном молебне и наградил обитель щедрыми дарами.

Общий вид на собор Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Крови

Монастырь отличился и в непростое для страны Смутное время. Когда Москва была захвачена польско-литовскими войсками, в обители размещались русские ополченцы. В начале весны 1611 года Дмитрия Пожарского тяжело ранили в бою. Обессилевшего князя привезли в монастырь, и иноки оказали ему необходимую помощь.

Монастырь на новом месте

В XVII веке из-за возведения каменной стены Китай-города обитель перевели в ту часть Москвы, где она располагается сегодня. Все началось со строительства каменной часовни, но монастырь быстро разросся. Он получал щедрые пожертвования из царской казны, поэтому за короткое время здесь выросли храмы и братские корпуса.

Потом ситуация изменилась. В 1737 году в центре города случился сильный пожар, и огонь уничтожил несколько монастырских зданий. В 1764 году российская императрица Екатерина II провела церковную реформу. Обитель объявили заштатной, прекратили финансирование из казны, и разрешили жить в стенах монастыря не более чем семи монахам.

В XIX столетии московские митрополиты предприняли немало усилий по возрождению монастырской жизнь.

Когда началась война с французами, в монастыре ежедневно проходили церковные службы, а в день Бородинского сражения из обители провели многолюдный крестный ход.

Потом в монастырь привезли раненых русских солдат. Больных выхаживали, а те, кто умирал от ран, находили последний приют на кладбище монастыря.

К началу прошлого века обитель была широко известна, благодаря великолепным колокольным звонам. На монастырской территории существовали гостиница для паломников и церковно-приходская школа, а на здешнем кладбище хоронили представителей известных дворянских родов.

С приходом советской власти старинный монастырь закрыли не сразу. В начале 1920-х годов из храмов вывезли всю ценную богослужебную утварь, серебряные оклады и старинные иконы. Настоятеля монастыря епископа Иллариона арестовали и этапировали в ссылку под Архангельск. Потом его вернули в Москву, но вскоре опять заключили под стражу, судили и отправили на Соловки.

Монастырь ликвидировали в 1926 году. В стране шла активная антирелигиозная кампания, и были уничтожены все монастырские храмы, за исключением Сретенского собора. Верующие очень сожалели об утраченной церкви Марии Египетской – одной из самых древних в Москве.

Чтобы добротное здание бывшего собора не пустовало, его приспособили под общежитие для сотрудников НКВД. Потом в храме располагался гараж, а после него – мастерские реставраторов. В 1950-е годы на бывшем монастырском некрополе, где находились могилы участников войны 1812 года, выросло здание средней школы.

С 1958 по 1962 год фасады Сретенского храма отреставрировали. Тогда церковь еще не была восстановлена в правах, поэтому на обновленном храме не установили православные кресты. До 1990 года внутри храма находились реставрационные мастерские, и посторонних в здание не пускали.

В начале 1990-х годов старинный собор вернули верующим. Поначалу его сделали приходским, и здесь собирались члены возрождающейся церковной общины. Спустя два года храм получил статус подворья знаменитой Псково-Печерской обители.

Собор Владимирской иконы Божией Матери Сретения

Летом 1996 года на базе собора восстановили мужской монастырь. Постепенно на территории появились колокольня и ограда. А с 1999 года в обители открыли училище, которое вскоре переросло в духовную семинарию.

Сретенский храм

Красивая старинная церковь стоит в центре монастырского двора. Она появилась в 1679 году по указу русского царя Федора Алексеевича и была построена на месте более древнего храма, существовавшего с конца XIV века.

После освящения церковь было решено расширить, и с трех сторон к ней пристроили арочные крыльца.

В начале XVIII века западное крыльцо переделали в паперть, а возле южного фасада появился придел, посвященный Рождеству Иоанна Предтечи.

Несмотря на ремонты и реконструкции, внешний облик старинной постройки изменился незначительно. Сретенский собор представляет один из лучших образцов московско-ярославского храмового зодчества. Он состоит из разделенного на три нефа двухсветного четверика и трех абсид. Несколько лет назад к храму пристроили галерею с небольшой изящной звонницей.

Наружные стены собора оформлены тремя арками, и в просветах между ними можно увидеть большие иконы. Четверик увенчан пятью луковичными куполами. Массивный барабан, поддерживающий центральную главу, световой, а остальные украшены декоративными окнами.

Вид собора Владимирской иконы Божией Матери Сретения с тыла

Внутри находится тябловый пятиярусный иконостас, изготовленный в 1995 году. Нижняя часть или крипта оформлена белым мрамором и мозаикой. В ней хранится точная копия знаменитой Туринской плащаницы, выполненной в натуральную величину. Верующие приходят сюда, чтобы помолиться перед старинными иконами и частицами мощей христианских святых.

Уникальные фрески Сретенского храма были выполнены в 1707 году, в период перехода к барокко. Заказчиком настенных росписей стал стольник Семен Федорович Грибоедов, а расписали храм талантливые изографы, приглашенные из Костромы и Ярославля.

Обитель в наши дни

Сегодня в действующем монастыре постоянно живет около 40 насельников. Здесь находится крупнейшее в России православное издательство, а монастырский хор выступает на праздничных концертах в разных уголках страны и за рубежом. Церковные службы в обители проходят ежедневно в 6.30 и 18.30.

Монастырь имеет два скита, сельскохозяйственный кооператив и ведет опеку над детским домом города Михайлова. Постепенно в его владение перешли здание школы, гостиница и несколько помещений, расположенных по Рождественскому бульвару.

Совсем недавно в обители был освящен новый храм, посвященный Новомученикам Российским. Его часто называют «храмом на крови» или «храмом примирения» и считают данью памяти всем, кто был репрессирован и погиб в годы активных церковных гонений. К сожалению, для того, чтобы масштабная постройка заняла свое место, пришлось снести несколько исторических зданий монастыря.

Колокольня собора Владимирской иконы Божией Матери Сретения

Как добраться до монастыря

Монастырская территория находится в 1,5 км к северо-востоку от Московского Кремля. За 15 минут до нее нетрудно дойти пешком от станций метро «Тургеневская», «Чистые пруды», «Сухаревская», «Цветной бульвар», «Трубная», «Лубянка» или «Кузнецкий мост». До монастыря также можно доехать на автобусах № Н6, М2 и М9. Выходить нужно на остановке «Сретенские Ворота».

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/947-sretenskij-monastyr-v-moskve

Сретенский монастырь в Москве

Сретенская церковь

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † –  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 18 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь, мы Вас ждем. Ангела Хранителя Вам!

Сретенский монастырь на Лубянке — это старинная православная обитель, которая находится практически в центре столицы Российской Федерации. В истории данного монастыря отразилась, наверное, вся история существования Российского государства с его переворотами, войнами, яростным богоборчеством и пламенными молитвами.

История 

Святая обитель Сретенского монастыря в Москве была основана в конце XIV столетия на месте обретения чудотворного образа Владимирской иконы Богоматери.

Святыня помогла избавить Москву от нашествия хана Тамерлана. В 80-х годах XVII столетия был построен нынешний главный храм монастыря. Его освятили и назвали во имя Сретения Владимирской иконы Богоматери.

Немного позже возле храма возвели придел Рождества Иоанна Предтеча.

В начале XVIII столетия храмы украсили шедеврами древнерусского искусства — фресками. Они, кстати, сохранились и по сегодняшний день. В даты празднования Сретенской иконы из Успенского собора в Сретенский направлялся крестовый ход.

Историки отмечают, что православная святыня сыграла активную роль в избрании на пост царя — Михаила Федоровича, который был первым из династии Романовых. Тогда считалось за честь начинать богомолье царей, князей, митрополитов из молитв в Сретенском храме.

После прихода к власти коммунистов в 1917 году, обитель стала центром борьбы с безбожниками. В начале 30-х годов православный храм захватили советские власти, но усилиями патриарха Тихона и священномученика Иллариона монастырь возвратили. Однако в 1925-м святыню закрыли.

В 1930-м большая часть сооружений обители была разрушена. На ее территории велись расстрелы. В уцелевших помещениях разместились офицеры НКВД.

Только с 1990-х годов началось активное возобновление монастыря. В 1991-м был реконструирован и открыт приходской храм Сретенской Владимирской иконы Богоматери. Позже возведена колокольня, восстановлены четырех и пятиэтажные обители для монашеской братии, реконструированы старинные монашеские строения и помещения.

Обязательно к прочтению:  Иоанновский монастырь на Карповке

В 1995-м в честь памяти мучеников, которые были расстреляны на его территории, установлен поклонный крест.

Сегодня в монастыре проживают около 40 человек, которые делятся на два скиты: мужскую и женскую.

Также при монастыре действует книжное православное издательство, которое публикует историческую, художественную, богословную и богослужебную литературу.

Помимо этого несколько десятков лет назад было открыто высшее монашеское училище и организованы катехизические курсы, для людей, которые совсем недавно вступили в церковную жизнь.

Святыни Сретенского монастыря и храмы

Сегодня на территории обители действует только собор Сретения Владимирской иконы, который возведен в 1677 году. Также есть не действующие храмы:

  • Храм святого Николая;
  • Храм преподобной Марии Египетской (1385 года).

В стенах обители находятся чудотворные иконы Сретенского монастыря:

  • икона преподобного Серафима Саровского с его мощами;
  • икона Владимирской Богоматери.

Другие святыни: мощи Иллариона Троицкого и копия Туринской Плащаницы.

Для православного человека данная обитель, без сомнения, благодатное место. Туристы же смогут здесь подышать русской историей, посмотреть на великолепные фрески, красивые металлические светильники, которые отбрасывают свет на лики святых. Для тех, кто желает познакомиться с православной историей, напиться духовной силы и найти душевный покой, будет доволен отведать данную обитель.

Расписание служб и богослужений

Каждый день в стенах общины проводятся:

  • полунощница в 6:45;
  • утренняя и вечерние службы в 18:00;
  • в праздничные и воскресные дни ранняя литургия проводится в 7:00, а поздняя в 10:00.

В эти дни в собор приходит большое количество прихожан и паломников. Расписание на текущую неделю можно узнать лично у священника или монашеской братии.

Проход на территорию запрещен в коротких юбках, шортах, одежде с открытыми плечами. Женщина должна иметь головной убор.

Где находится Сретенский монастырь

Точный адрес православной святыни: Россия, город Москва, ул. Б. Лубянка, 19. Индекс 107031.

Как добраться до святого места? Удобнее всего на метро. Ближайшие станции метро: Тургеневская, Кузнецкий мост, Чистые пруды, Лубянка.

Источник: https://ikona-i-molitva.info/sretenskij-monastyr-v-moskve/

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальный мужской монастырь

Сретенская церковь

В самом центре Москвы в древнем монастыре XIV века располагается Сретенская духовная семинария – высшее учебное заведение Русской Православной Церкви. С 1999 года в семинарии воспитываются и обучаются молодые люди, готовящиеся к несению пастырского служения.   Особенностью семинарии является непосредственное участие всех воспитанников в жизни Сретенской обители.

Для будущего пастыря важно постигать богатство и глубину подлинной церковной жизни, а также получать знания, опыт научной работы и практической деятельности. Именно поэтому уклад семинарской жизни построен так, чтобы у воспитанников была возможность и учиться, и участвовать в монастырских богослужениях: петь на клиросе, исполнять послушания чтецов или пономарей.

Также студенты посещают братские полунощницы, принимают участие в чтении Неусыпаемой Псалтири. Всё это призвано научить их тому, что станет основой их будущего пастырского служения: молитвенному предстоянию перед Господом за свою паству. Молитвенное служение неотделимо от других церковных послушаний: духовного просвещения и милосердного попечения о нуждающихся.

Для того чтобы воспитанники семинарии смогли почувствовать, как велика ответственность пастыря и как значимо и важно для людей его служение, они имеют возможность участвовать в интереснейших просветительских и культурных проектах, которые осуществляются трудами насельников Сретенского монастыря, в значимых общецерковных событиях.

Встречи с интересными духовными и светскими людьми, которые проводятся в семинарии, также способствуют всесторонней подготовке будущего священника. 

 Жизнь семинарии

Современное высшее духовное образование имеет два уровня подготовки: бакалавриат и магистратуру. Не является исключением и Сретенская семинария. На сегодняшний день в духовной школе обучается около 200 воспитанников.

Большинство из них – студенты бакалаврита, которые за 4 года призваны освоить учебную программу, состоящую из множества самых разных дисциплин богословской, церковно-исторической, общегуманитарной направленности, столь необходимых пастырю в его служении.

Те учащиеся семинарии, которые почувствовали в себе способности и стремление к научной деятельности, переходят на следующую ступень духовного образования, – в магистратуру. Подготовка по магистерским программам проходит в семинарии с 2012 года, основными ее направлениями в свое время стали исследования по пастырскому богословию и церковной истории.

В 2015 году учебные планы магистратуры были значительно изменены,  а подготовка магистров стала осуществляться по трем профилям: «Пастырское богословие», «Христианское учение о государстве и обществе» и «Церковнославянский язык: история и современность». Срок обучения по магистерской программе – 2 года.

За годы существования Сретенской духовной школы в ее стенах сформировался семинарский хор, который поет на богослужениях в обители, а также участвует в международных концертах и фестивалях. Руководит хором А.В. Амерханов, выпускник Академии хорового искусства им. В.С. Попова.

Преподаватели

В Сретенской семинарии преподается более 40 дисциплин, среди которых Священное Писание Нового и Ветхого Завета, богословие (догматическое, сравнительное, основное, нравственное и пастырское), литургика, патрология, аскетика, история России, история Русской Церкви, общецерковная история и история Поместных Православных Церквей. Также в рамках учебного процесса преподаются гуманитарные науки: древнерусская, русская и зарубежная литературы, история философии, риторика, психология, стилистика русского языка. Особое внимание уделяется изучению языков. Обязательными являются церковнославянский, латинский, древнегреческий, а также один из современных языков по выбору студентов: английский, немецкий, греческий, арабский, китайский и другие. Ректор СДС – епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Московского Сретенского монастыря.  Преподавательская корпорация Сретенской семинарии состоит из ученых различных профилей. Лекционные курсы ведут преподаватели Московской духовной академии (профессор протоиерей Владислав Цыпин, профессор А.К. Светозарский, профессор А.И. Сидоров), Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (Н.Н. Трухина, П.В. Кузенков), Литературного института им. А.М. Горького (профессор А.Н. Ужанков), Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (профессор Л.И. Маршева). Преподавателями семинарии являются ученые и специалисты других московских вузов (кандидат богословия священник Михаил Желтов, доктор исторических наук, профессор О.Ю. Васильева), а также представители столичного духовенства и насельники Московского Сретенского монастыря.

Миссионерская деятельность

Семинаристы принимают участие в разнообразных просветительских и миссионерских проектах Московского Сретенского монастыря. Ежегодно на протяжении последних лет студенты семинарии участвуют в качестве организаторов и экскурсоводов Церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь».

Эта выставка – одно из самых массовых и ожидаемых культурных событий России. Основной темой выставки последних лет стала русская история. Первой  выставкой, посвященной исторической тематике, стала экспозиция «Моя история. Романовы» (2013).

Попытка постичь закономерности исторического процесса, обратиться от настоящего через прошлое к давно минувшему была предпринята на выставке, посвященной началу и формированию русской государственности – «Моя история. Рюриковичи» (2014).

Осмыслению недавнего исторического прошлого, новое внимательное и вдумчивое прочтение написанных в ушедшем веке станиц истории посвящена выставка «Моя история. 1914-1945 гг. От великих потрясений к Великой Победе».

Участие в выставках дает студентам семинарии уникальный опыт живого общения, а также ведения дискуссии при столь частом столкновении различных позиций и мнений, обусловленных разным восприятием исторического процесса. Особое внимание уделяется в семинарии подготовке студентов к просветительскому служению.

Так, семинаристы регулярно посещают находящуюся под патронатом Сретенского монастыря школу-интернат в городе Михайлове Рязанской области, директором и духовником которой является выпускник Сретенской семинарии священник Владимир Щетинин; проводят миссионерские занятия в «Первом Московском Образовательном Комплексе» г. Москвы.

Многие семинаристы трудятся в качестве вожатых в Сретенском детском православном лагере «Княжеская Русь».

Вот уже много лет студенты Сретенской семинарии во время каникул выезжают в Архангельскую и Вологодскую епархии для реставрации храмов Русского Севера, что дает им возможность непосредственно познакомиться и полюбить жизнь российской провинции. В процессе обучения студенты приобретают навыки работы в крупнейшем в нашей стране православном издательстве Сретенского монастыря, на сайте «Православие.Ru», имеют возможность участвовать в работе Патриаршего совета по культуре. За время обучения в семинарии все студенты хотя бы раз бывают в паломничестве на Святой Земле, а многие участники студенческого хора – и в Бари у мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца.

 Особые даты и праздники

Особый праздник для обители и семинарии – день памяти священномученика Илариона (Троицкого) – небесного покровителя Сретенского монастыря, который отмечается 28 декабря н. ст. Этот день является окончанием первого семестра. За всенощным бдением накануне праздника студенты 1-го курса получают благословение на ношение подрясников.

Престольный праздник обители – Сретение Владимирской иконы Божией Матери (8 сентября н. ст.).

Торжественно отмечается воспитанниками духовной школы  и другой день празднования Владимирской иконы Божией Матери – 3 июня н. ст. – для выпускников семинарии это не просто окончание учебного года, а день торжественного вручения дипломов.

 

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/sretenskiy-stavropigialnyy-muzhskoy-monastyr/

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь в Москве

Сретенская церковь

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь — одна из старейших православных обителей на территории современной Москвы. За свою многовековую историю он пережил множество войн и переворотов. Видел, как меняются правители и эпохи, его стены слышали усердные молитвы и стоны людей, умирающих за свою Веру.

История обители

Со дня своего основания Сретенская обитель пережила периоды расцвета и упадка. Она была практически уничтожена, но возродилась и расцвела в начале XXI века.

Сретенский мужской монастырь в Москве

Основание

В 1395 году на Москву двигалось войско грозного Тамерлана. Князь Василий I выдвинулся ему навстречу, повелев перед этим перенести из Владимира в Москву, образ Владимирской Богоматери.

 26 августа жители города встретили чудотворный образ в районе Кучкого поля. В честь этого события на этом месте заложили деревянную церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

Со временем вокруг храма образовалась мужская монашеская община.

С началом строительства стен Белого города монастырь был перенесён на современное место расположения. Современные исследователи считают, что его организовали на месте двора князя Андрея Храброго, в котором уже находилась небольшая церковь Марии Египетской.

Монастырь являлся центром московских крестных ходов. В нём останавливались богомольцы, направляющиеся в Троице-Сергиеву лавру. Здесь встречали первого русского царя Ивана Васильевича после покорения Казани.

Интересно! Некоторые исследователи считают, что перенос монастыря связан не только со строительством стен Белого города, но и с желанием укрепить власть Московских князей, поместив на месте двора мятежного князя оплот православной церкви.

Первый расцвет

В Смутное время обитель становится центром народного ополчения. Монахи этой общины первыми встречали в столице молодого царя Михаила Романова. А её настоятель Ефрем по велению нового правителя разделил участь польского плена с митрополитом Филаретом.

Сретенская обитель достигла наивысшего расцвета в начале XVII века. В правление Михаила Фёдоровича на его территории появились настоятельский и келейный корпуса.

Сретенский монастырь. Историческое фото

В 1697 году возвели здание современного Сретенского собора. Роспись его стен уникальными фресками в древнерусском стиле заказал в начале XVIII века столь ник С. Ф. Грибоедов. В это же время в нём появился придел в честь Рождества Иоанна Предтечи. В 1706 году в церковь преподобной Марии Египетской привезли частицу её мощей.

В середине века расцвет сменился упадком. В конце тридцатых годов восемнадцатого столетия произошёл пожар, уничтоживший часть монастырских строений. После церковной реформы, проведённой Екатериной II, монастырь содержался на собственные средства, на которые можно было содержать всего семь монахов.

Монастырь в XIX веке

В начале XIX века начинается второй расцвет Сретенского монастыря. Во время Отечественной войны 1812 года не прекращались богослужения. На монастырском кладбище похоронили многих погибших в великом сражении.

Захватившие Москву французы, разграбили главные монастырские храмы. Но богослужения продолжались в маленькой надвратной церкви святителя Николая.

В обители остались четыре монаха, которые молились о спасении России и императора Александра.

После произошедшего в столице пожара и изгнания из неё французских оккупантов в монастыре на улице Сретенка хранились иконы Владимирской и Иверской Богоматери. А также некоторое время в нём располагалась резиденция митрополита Августина.

На заметку! Святая обитель на Сретенской улице к началу XX века была одной из самых известных в столице. При ней были открыты церковно-приходская школа и гостиница. Жители столицы приходили сюда молиться и послушать колокольные звоны.

Советский период

После революционных событий 1917 года Сретенский монастырь становится одним из центров православной церкви.

Его настоятелем с 1920 по 1923 годы был архиепископ Иларион — сподвижник патриарха Тихона, который был противником политики, проводимой советской властью. В 1917 году начался захват монастырских помещений большевиками.

Через пять лет из обители вывезли иконы и все предметы, представляющие материальную ценность. А настоятеля отправили в ссылку в Архангельскую область. На год монастырь захватили обновленцы.

Алтарь собора Сретенского монастыря

В июне 1923 года Иларион вернулся из ссылки. 5 июля вновь освятили главный храм обители. В ноябре настоятель был вновь арестован и сослан в лагерь на Соловецких островах. Новым главой монашеской общины стал епископ Борис Рукин — один из участников григорианского раскола. В конце 1925 года братия, несогласная с позицией настоятеля, разошлась.

В 1926 году обитель была закрыта. Соборная церковь действовала в статусе приходской ещё три года. К 30-м годам большинство зданий монастыря и его стены были уничтожены. В оставшихся зданиях расположились учреждения и общежития НКВД, а во дворе проводились расстрелы.

В начале 60-х годов фасад Сретенского собора отреставрировали. Здание передали научно-реставрационному центру имени Грабаря, которое размещалось здесь до начала девяностых годов.

Возрождение обители и современное состояние

В 1991 году Сретенский храм передали Православной церкви. Через два года монастырская территория стала подворьем Псково-Печерской обители. На заседании Священного Синода в 1996 году было решено возродить Сретенский мужской монастырь, присвоив ему статус ставропигии. Наместником назначили игумена Тихона.

С 1995 года начинается активное строительство и благоустройство на монастырской территории. В конце XX-начале XXI века были построены следующие архитектурные объекты:

  • стена и колокольня со стороны улицы Большая Лубянка;
  • поклонный крест, установленный в память о жертвах советской власти;
  • приделы Марии Египетской и Воскресения Христова, пристроенные к Сретенскому собору;
  • храм Новомучеников Российских, освящённый в 2017 году.

    Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской на Кровии в Сретенском монастыре

В современной обители работают крупное издательство православной литературы и интернет-портал. С 1999 года начались занятия духовной семинарии. Мужской хор монастыря является главным хором Русской православной церкви. С мая 2018 года обитель возглавляет иеромонах Иоанн.

Святыни

На территории Сретенской обители хранятся несколько почитаемых в православном мире святынь.

  1. Почитаемый чудотворный список иконы Владимирской Божьей Матери.
  2. Частица мощей святой Марии Египетской, которые хранятся в одноимённом приделе Сретенского храма.
  3. Точная копия Туринской плащаницы, которая с 1997 года хранится в крипте главного монастырского храма.
  4. Мощи священномученика Илариона (до 2017 года находились в Сретенском соборе, а после освящения храма в честь новомучеников Российских перенесены в новую церковь).
  5. Икона Серафима Саровского с частицей мощей.

Интересно! В соборном храме обители сохранилась рака, в которой до 2017 года хранились мощи святого Илариона. Прихожане храма продолжают прикладываться к ней и получать чудесную помощь.

Расписание богослужений

Попасть на территорию монастыря могут и паломники, и туристы, желающие познакомится с историей и архитектурой древней обители. Богослужения в соборах обители проводятся ежедневно.

В будние дни расписание следующее:

  • 6.30 — Полунощная;
  • 8.00 — Божественная литургия;
  • 18.00 — вечернее Богослужение.

    Богослужение в Сретенском монастыре

В воскресные и праздничные дни Божественная литургия проводится в 7 и 10 часов утра.

Особенно много верующих людей собираются в монастыре на престольные праздники:

  • Сретение Господне (15 февраля);
  • Марии Египетской (14 апреля);
  • Николая Чудотворца (22 мая и 19 декабря);
  • Владимирской иконы Божией Матери (8 сентября);
  • Святого Илариона Троицкого (3 ноября).

Как добраться

Сретенский мужской ставропигиальный монастырь расположен на улице Большая Лубянка, 19. Добраться до обители, расположенной практически в центре столицы, проще всего на общественном транспорте.

Метро

Жители столицы и туристы могут воспользоваться метро. Ближе всего к обители располагаются следующие станции метрополитена:

  • Лубянка и Чистые пруды (красная ветка);
  • Тургеневская и Сухаревская (оранжевая ветка);
  • Сретенский бульвар (салатовая ветка).

От станций Сретенский бульвар, Тургеневская или Чистые пруды пешком дойти до Сретенских ворот, повернуть налево на Большую Лубянку. Справа по ходу движения находится Сретенская обитель. Пешая прогулка займёт 10-15 минут.

От станции «Лубянка» необходимо идти по одноимённой улице в сторону Бульварного кольца. Примерно через 10 минут по левую сторону покажутся стены монастыря. Из станции «Сухаревская» следует выйти на улицу Сретенка, повернуть налево и идти по направлению к центру столицы. Пересечь Бульварное кольцо и продолжать двигаться по Большой Лубянской улице до монастыря.

Проезд на автобусе

Ближайшая остановка наземного общественного транспорта называется «Сретенские ворота», на которой останавливаются маршруты М 2 (Рижский вокзал — Фили), М 9 (метро Китай-город — Владыкино), Н 6 (станции метро Китай-город — Осташковская).

Кроме этого, подойдёт любой автобус, следующий мимо близлежащих станций метро.

Совет! От поездки в обитель на личном автомобиле лучше отказаться. Это связано с затруднённым движением на магистралях в центре столицы и возникновением проблем, возникающим при парковке машины.

Сретенский монастырь — тихое, спокойное место в центре современного мегаполиса.

Посетить его следует не только, чтобы приложиться к святым мощам, но и для приобщения к духовной русского народа и любования архитектурными шедеврами прошлых лет и современного времени.

Сретенский мужской монастырь в Москве

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/sretenskij-stavropigialnyj-muzhskoj-monastyr-v-moskve.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.