Спасо-Преображенская церковь

Спасо-Преображенский храм Большие Вяземы Московская область

Спасо-Преображенская церковь

Уже простое перечисление знаменитых людей, бывавших в Больших Вяземах, молившихся в Спасо-Преображенском храме или любовавшихся его изящными формами, поражает воображение. Столь плотное сосредоточение исторической «массы» в одном месте, притом довольно-таки удаленном от древней русской столицы, удивительно и, надо думать, не случайно.

Большие Вяземы получили статус царского села после восшествия Бориса Годунова на трон. Борис Федорович умер в 1605 году, когда войска спонсируемого поляками Лжедимитрия I уже вступили в пределы России. Самозванец, быстро вошедший в «роль» монарха, как бы унаследовал Вяземы, устроив здесь свою резиденцию.

В 1619 году, на излете Смуты, вязёмский каменный храм явился свидетелем торжественной встречи возвращавшегося из польского плена митрополита Филарета (Романова), отца царя Михаила Федоровича, — много потерпевший и при Годунове, и при поляках архиерей сразу же по прибытии в Москву был поставлен Патриархом Московским.

К этому времени Вяземы уже приписали к Дворцовому ведомству. Особенно любил местный храм царь Алексей Михайлович, делавший в него богатые вклады.

В 1694 году Вяземы получили нового хозяина. Петр I пожаловал усадьбу своему воспитателю Борису Алексеевичу Голицыну.

Он предпринял украшение церкви, пригласив для этого известных мастеров Оружейной палаты. Созданные ими иконы после революции разошлись по музеям.

Помимо всего прочего, Борис Голицын настоял на переосвящении Троицкой церкви — уже в документах 1702 года она значится как Спасо-Преображенская.

Преображенский храм и Пушкин

Пушкину Вяземы были знакомы не понаслышке. С 1806 по 1811 год на лето его родители выезжали в имение Захарово, принадлежавшее бабушке будущего поэта. Своей церкви в Захарове не имелось — оно относилось к приходу вязёмского Спасо-Преображенского храма Больших Вязем, и к обедне пушкинское семейство с отроком Александром ездило именно в Вяземы.

В 1807 году в Захарове умер младший брат Пушкина Николенька. Похоронили его в ограде Преображенского храма; могила эта сохранилась.

Война 1812 года

Война не обошла стороной Большие Вяземы, стоявшие на главной «западной» дороге.

Правда, все ценности Спасо-Преображенского храма удалось вывезти в Москву, на Басманную улицу, где у Голицыных был дом, и закопать в землю — от пожара они, таким образом, не пострадали и спустя месяц, в октябре, вернулись в церковь.

Выполнил эту трудоемкую работу настоятель храма отец Иоанн Емельянов, о чем позже была сделана подробная запись в церковной метрической книге — «в память потомкам».

По оставлении Вязем русским штабом в усадьбу въехал Наполеон, вели себя оккупанты, как варвары, — ничем не лучше поляков начала XVII века. Стены Преображенского храма «украсились» новыми признаниями в том, что тот или иной француз «был здесь».

Борис Владимирович Голицын с началом войны поступил в армию в чине генерал-лейтенанта и в Бородинском сражении получил тяжелое ранение, которое в 1813 году свело его в могилу. Похоронили героя, согласно его просьбе, в северном приделе Спасо-Преображенского храма, устроив в стене специальную нишу с бюстом почившего.

К концу XIX столетия Преображенским храмом заинтересовались исследователи, готовился план его реставрации и реконструкции. В 1870-е годы серьезные опасения вызывало состояние «псковской» звонницы: она ветшала и явно кренилась, намереваясь рухнуть.

Пришлось снять с нее колокола и заняться ее укреплением. Увы, прямым следствием этого стало решение о строительстве колокольни на месте торжественного «всхода» на галерею верхнего храма.

В 1878 году исказившая гармоничный вид церкви пристройка была выполнена.

После революции

После 1917 года Преображенскому храму Больших Вязем пришлось пройти обычный — и страшный в своей обыкновенности — путь православной церкви в агрессивно атеистическом государстве.

В богоборческую эпоху Спасо-Преображенский храм был начисто ограблен — все его прежние святыни, сохранившиеся до нашего времени, находятся в музейных собраниях. Церкви оставили только ее фрески, но и их нынешнее состояние требует вмешательства реставраторов. Все, что представляло хоть какую-то ценность, отправилось на нужды победившего пролетариата.

Спасо-Преображенский храм держался до 1938 года, когда его окончательно закрыли. По закрытии в оскверненной церкви устраивали то склад, то столовую. Лишь после присвоения усадьбе и храму статуса охраняемого памятника истории и культуры в Преображенской церкви началась реставрация — особо активная ее фаза пришлась на 1950—1960-е годы.

Лишь в 1992 году, на волне тогдашних событий, верующим вернули нижнюю, Никольскую, церковь. Весь Спасо-Преображенский храм передали приходу в 1999 году.

Источник: https://posmotrim.by/article/spaso-preobrazhenskij-hram-bolshie-vyazemy.html

Храм Спаса Преображения на Болвановке: история, адрес, святыни

Спасо-Преображенская церковь

Стольная Москва буквально вся усыпана великолепными православными храмами, доставшимися нашим современникам от их древних предков.

Все эти святыни в действительности стали немыми свидетелями истории становления великого государства Российского.

Один из таких – храм Спаса Преображения на Болвановке, который уже несколько веков освящает это место молитвами Господу священников и верных прихожан. А когда-то эта местность в Замоскворечье была отведена для поселения иностранцев.

Храм Спаса Преображения на Болвановке в Москве

Существует легенда о том, что там, где стоит сейчас эта церковь, великие московские русские князья встречали ханских посланников с «болваной» или «басмой» (устаревшее слово, обозначает «идол»). Так называли фигурку хана, сделанную из войлока.

Однажды царь Всея Руси Иоан III (1440–1505 гг.) разломал, разорвал и втоптал в землю болвана. И этим он показал врагам земли русской, что отныне не собирается платить дань, а монголо-татарских послов приказал арестовать и убить.

В память об этом событии на месте казни он решил построить храм.

По непроверенным данным, этот (тогда еще деревянный) храм в Москве построили примерно в 1465 году. Но первые письменные упоминания о нем относятся к 1626 году. Однако сначала он был построен в честь святого Георгия Победоносца.

В 1635 году рядом появилась церковь Преображения Господня, возведенная инокиней Марфой – матерью русского царя Михаила Федоровича. И уже следом здесь открыли слободу. Ею стала владеть Евдокия Лопухина, которая была первой женой Петра Первого.

Известно, что XVII веке у деревянного храма на Болвановке существовали престолы во имя Преображения Господа Иисуса Христа и святого Георгия Победоносца.

Ремонт и восстановление

В 1708 году храм Спаса Преображения на Болвановке сильно обветшал. Тогда прихожане подали прошение в Синод.

Они написали царю о том, что церковь находится в аварийном состоянии: во время дождя на службе невозможно стоять, полы сгнили и обвалились, паперть тоже частями обвалилась.

Прихожане попросили своего государя реконструировать Преображенский храм. Поэтому в том же году на строительство были выделены деньги и получено разрешение от митрополита Рязанского Стефана.

Но прошло еще несколько десятков лет, и храм Спаса Преображения на Болвановке свои деревянные постройки сменил на кирпичные.

В клировых ведомостях за 1823 год есть сведения, что с 1722-го началось капитальное строительство стен каменного храма. Возведение продлилось достаточно долго. Оно завершилось только к 1755 году.

Спонсорами выступили купцы К. Матвеев и Д. Оленев, автором архитектурного проекта стал В. Обух.

Благословение приделов

В это время святыня Георгия Победоносца переделывается в приделы Евдокии и иконы Богоматери, именованной «Всех Скорбящих Радость». Однако время безжалостно.

Поэтому вскоре от первоначальной композиции осталось только одно здание от храма. В 1839 году прихожане его опять берутся за дело.

Под тщательным руководством купца московского Озерского Андриана Ивановича Озерского были отстроены трапезная и колокольня по проекту Н. И. Козловского.

А дальше, с благословения митрополита Филарета, престол иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость» был переосвящен в придел имени святой мученицы Татианы.

В этом вопросе были учтены желания Татьяны Ивановны – жены Озерского, главного помощника титулярного советника Путилова, у которого покойная супруга тоже звалась Татьяной.

По окончании работ оба престола, правый (святой преподобномученицы Евдокии) и левый (святой мученицы Татианы), были освящены 10 октября в 1839 году владыкой Филаретом.

Закрытие

В 1930 году этот храм в Москве закрыли. Колокольня и трапезная были разрушены, иконы с изображением Преображения Господня, Богоматери «Иверская» и «Утоли моя печали» – украдены. В 1932 году храм обезглавили, а крест сняли. Затем в здании была размещена шоколадная фабрика «Рот-Фронт».

А в период с 1980 по 1990 год в храме работал участок ремонтно-строительного управления Госкомитета по научно-техническому обслуживанию. Потом начались долгие переговоры о возвращении земель обратно во владение церкви. Они и до сих пор ведутся с фабрикой «Рот-Фронт».

В 1991 году владения храма Преображения Господня были частично возвращены. В 1992-м богослужения в церкви возобновили.

Храм Спаса Преображения на Болвановке: святыни, адрес

В церкви есть свои святыни: чудотворные иконы Богоматери, именуемые «Помощь в родах», «Иверская» и «Утоли моя печали».

Адрес, по которому находится храм Преображения Господня на Болвановке: Москва, переулок 2-й Новокузнецкий, 10, строение 1 (станция метро «Павелецкая»).

Сегодня святыня принадлежит Московской епархии РПЦ и содержит пять престолов: Преображения Господня, мученицы Евдокии, святой Татианы, святого Георгия Победоносца и иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость».

Источник: http://fb.ru/article/267448/hram-spasa-preobrajeniya-na-bolvanovke-istoriya-adres-svyatyini

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.