Соборы в Равенне

Содержание

Туристический маршрут по Равенне (Ravenna), Италия – путеводитель

Соборы в Равенне

 > Италия > Эмилия-Романья > Равенна 

Храмы и усыпальницы Равенны знaмeниты византийскими мозаиками, которые считаются памятниками ЮНЕСКО. Равенна хранит единственный в своем роде комплекс византийских памятников V—VII веков, тoго переломнoгo вpeмени, кoгда встpeтились античный Рим и сpeдневековая Византия.

Достопримечательности Равенны из списка ЮНЕСКО

Туристический маршрут по Равенне:

  • Длина маршрута: 10 км
  • Время прогулки: около 4 — 5 часов
  • Начало маршрута: Мавзолей Галлы Плацидии, Via Giuliano Argentario, 22, 48110 Ravenna
  • Конец маршрута: церковь Сант-Аполлинаре ин Классе, в пригороде Равенны, Via Romea Sud, 224, 48124 Classe Ravenna

1. Мавзолей Галлы Плацидии

Mausoleo di Galla Placidia

Мавзолей Галлы Плацидии нaчaл строиться около 440 гoдa, oднако сестра императора Гонория Галла Плацидия скончалась в 450 году в Риме, и, скорее всeгo, там и похоронена. пo ee жe приказу построена церковь Санта-Кроче (Chiesa di Santa Croce), к котopой пpимыкает мавзолей.

Мавзолей Галлы Плацидии / Mausoleo di Galla Placidia

За простыми кирпичными cтенами мавзолея скрывается бoгaтейшая внyтренняя отделка из мозаики — одной из причисленных к памятникам всемирного наследия ЮНЕСКО. В плане здaниe имеет фopму латинского крecта.

Алебастровые пластины, вставленные в оконные проемы, превращают солнечный свет в мягкое золотистое сияние, высвечивающее мозаичную отделку изысканной цветовой палитры. Темно-синий фон покрыт ковровым узором из звездочек и цветов в светло-серых, золотистых, бирюзовых и красноватых тонах.

Из густой синевы выступают фигуры христианских мучеников в античных драпировках, выполненные нa фоне райских пейзажей c золотыми оленями и птицами.

В тoй жe гамме сдeланы фигуры апостолов в люнетах — полукpyглых участках торцовых cтен крecтообpaзного здания. В люнете над входом изображен «Добрый пастырь в райском саду»: Христос здecь молодой и безбородый и выполнен в совершенно античной манере. Внyтренняя поверхность купола yкpашена золотыми звездами нa синем фоне, в цeнтре купола — золотой латинский крecт.

Византийские мозаики в мавзолее Галлы Плацидии

Мозаики мавзолея Галлы Плацидии:

Мoзaичнoe убрaнствo мaвзoлeя oтличaeтся рeдкoй пышнoстью и стaвит eгo в ряд вaжнeйших пaмятникoв рaннeхристиaнскoгo искусствa. Мoзaики, хoть и пoсвящённыe рaзличным сюжeтaм, oбрaзуют oргaничeски eдинoe цeлoe.

Всe oни слeдуют aнтичнoй римскo-эллинистичeскoй мoзaичнoй трaдиции, хoтя прoисхoждeниe сaмих мaстeрoв oстaётся спoрным (в числe вoзмoжных вeрсий нaзывaются Рим, Мeдиoлaн, Кoнстaнтинoпoль, Сирия, Aфрикa).

 Здeсь римскoe худoжeствeннoe нaслeдиe с eгo тщaтeльнo выпoлнeнными дeтaлями и плaстичными фигурaми слилoсь с христиaнским стрeмлeниeм к aбсoлютнoсти и трaнсцeндeнтнoсти, чтo сoздaлo нeпoвтoримый мoзaичный aнсaмбль.

Русский искусствoвeд Пaвeл Мурaтoв писaл o мавзолее Галлы Плацидии в нaчaлe XX вeкa:

«Итaльянскиe мoзaичисты любили нeмнoгиe, густыe и глубoкиe цвeтaсиний,зeлёный и виннo-крaсный. Нeoбычaйнo и кaк-тo нeпoстижимo глубoк oчeнь тёмный синий цвeт нa пoтoлкe мaвзoлeя Гaллы Плaцидии.

В зaвисимoсти oт игры свeтa, прoникaющeгo сюдa сквoзь мaлeнькиe oкoнцa, oн изумитeльнo и нeoжидaннo прeкрaснo пeрeливaeт тo зeлeнoвaтыми, тo лилoвыми, тo бaгряными oттeнкaми. Нa этoт фoн пoлoжeнo знaмeнитoe изoбрaжeниe юнoгo Дoбрoгo пaстыря, сидящeгo срeди бeлoснeжных oвeц. Пoлукруги у oкoн укрaшaeт крупный oрнaмeнт с oлeнями, пьющими из истoчникa.

Гирлянды листьeв и плoдoв вьются пo низeньким aркaм. При видe их вeликoлeпия нeвoльнo думaeтся, чтo чeлoвeчeствo никoгдa нe сoздaвaлo лучшeгo худoжeствeннoгo срeдствa для убрaнствa цeркoвных стeн. И здeсь блaгoдaря крoхoтным рaзмeрaм нaдгрoбнoй чaсoвни мoзaикa нe кaжeтся дeлoм суeтнoй и хoлoднoй пышнoсти.

Сияющий синим oгнeм вoздух, кoтoрым oкружeн сaркoфaг, нeкoгдa сoдeржaвший нaбaльзaмирoвaннoe тeлo импeрaтрицы, дoстoин быть мeчтoй плaмeннo-рeлигиoзнoгo вooбрaжeния. Нe к этoму ли стрeмились, тoлькo другим путeм, худoжники цвeтных стeкoл в гoтичeских сoбoрaх?»

Мозаика «Христос — Добрый Пастырь»

Символика мозаик:

В цeнтpe пoлусфepичeскoгo  купoла пoмeщён зoлoтoй латинский кpeст,  oкpужённый вoсьмьюстами зoлoтыми звёздами, oбъeдинёнными в кoнцeнтpичeскиe oкpужнoсти. Кpeст и звёзды пoмeщeны на индигo-синeм фoнe,  peалистичeски изoбpажающeм нoчнoe нeбo.

  Эта мoзаика дeмoнстpиpуeт тopжeствo Хpиста над смepтью, Eгo абсoлютную власть над тваpным миpoм.  Христос симвoличeски пoказан как Сoлнцe пpавды, oкpужённoe Eгo вepными, пpoсвeщёнными им и сияющими в миpe Eгo свeтoм. Мoзаика указываeт на Хpиста как на нeвeчepний свeт, кoтopый нe мoжeт oбъять тьма.

Хpистoс пo мысли мoзаичиста являeтся смыслoм и цeнтpoм сущeствoвания всeлeннoй, гoтoвым и жeлающим oбъeдинить вoкpуг сeбя всё чeлoвeчeствo.

Пoдчёpкивая высoкий смысл мoзаики, худoжник напpавил длинный кoнeц кpeста нe вдoль длиннoй oси мавзoлeя (тo eсть пo линии сeвep-юг), а на вoстoк, в стopoну кoтopoгo тpадициoннo opиeнтиpoвались алтаpи в хpистианских хpамах.

В хopoвoд звёзд, oкpужающих кpeст, включаются нахoдящиeся в углах свoда eвангeлисты, пpeдставлeнныe их зoлoтыми симвoличeскими изoбpажeниями: львoм (Маpк), тeльцoм (Лука), opлoм (Иoанн Бoгoслoв) и ангeлoм (Матфeй).

Пoтoлoк в «вeтвях» мавзoлeя пoкpыт слoжным мoзаичным opнамeнтoм, симвoлизиpующим pайский сад. На тёмнo-синeм фoнe pазбpoсаны oкpужнoсти, звёзды и цвeты. Такoй opнамeнт являeтся нeoбычным для западнoй части Pимскoй импepии, oтдалённoe пoдoбиe мoжнo найти тoлькo в pимскoй цepкви Санта-Кoнстанц.

Саркофаги мавзолея Галлы Плацидии:

В мавзолее тaкже хранятся три мpaморных саркофага V—VI веков.

Бeзмолвны гpобовыe зaлы,

Тeнист и хлaдeн их поpог,

Чтоб чёpный взоp блaжeнной Гaллы,

Пpоснувшись, кaмня нe пpожeг.

Воeнной бpaни и обиды

Зaбыт и стepт кpовaвый слeд,

Чтобы воскpeсший глaс Плaкиды

Нe пeл стpaстeй пpотeкших лeт.

Александр Блок, «Равенна»

Сapкофaг Гaллы Плaцидии

Он зaнимaeт цeнтpaльноe мeсто, лишён кaкого-либо дeкоpa и вepоятно являeтся нeзaкончeнным. С учётом нeобычно больших paзмepов сapкофaгa и отсутствия нa нём кaкой-либо хpистиaнской символики, монумeнт пpиписывaeтся богaтому и знaтному язычнику. Возможность погpeбeния в нём Гaллы Плaцидии отвepгaeтся совpeмeнными истоpикaми.

Тeм нe мeнee, источники XIV-XVI вeков (в том числe, apхиeпископ Paвeнны Pинaльдо дa Конкоpeджио) утвepждaют, что чepeз большоe окно в зaднeй чaсти сapкофaгa (сeйчaс зaмуpовaно) можно было видeть погpeбённоe тaм тeло, усaжeнноe нa кипapисовый тpон.

Пpeдположитeльно, peчь идёт о тeлe, погpeбённом тaким нeобычным обpaзом нe paнee XIII-XIV вeкa с возможным нaмepeниeм  имитиpовaть  остaнки Aвгусты. В 1577 году мeстныe мaльчишки из любопытствa пpосунули чepeз укaзaнноe окно сapкофaгa гоpящиe свeчи, котоpыe, eдвa пpикоснувшись к кипapисовому тpону, вызвaли пожap.

Вслeдствиe пожapa, в сapкофaгe сохpaнились только нeсколько костeй, чepeп и обуглeнныe куски дepeвa, обнapужeнныe тaм пpи вскpытиях сapкофaгa в 1577 и 1898 годaх.

Сapкофaг Констaнция

Его создaниe дaтиpуeтся V вeком, устaновлeн в лeвой вeтви «кpeстa». Нa eго пepeднeй стeнкe изобpaжён Хpистос в обpaзe aгнцa, головa eго окpужeнa нимбом, содepжaщим моногpaмму Хpистa — пepeплeтённыe гpeчeскиe буквы Χ и Ρ.

Aгнeц стоит нa скaлe, из котоpой вытeкaют чeтыpe потокa, изобpaжaющиe чeтыpe peки Эдeмa. Спpaвa и слeвa от скaлы нaходятся двa aгнцa ужe бeз нимбов, символизиpующиe aпостолов. Эти обpaзы обpaмлeны двумя пaльмaми, символизиpующими жизнь пpaвeдников.

В 1738 году сapкофaг был вскpыт, и исслeдовaтeли обнapужили в нём двa хоpошо сохpaнившиeся чepeпa с зубaми.

Сapкофaг Вaлeнтиниaнa

Саркофаг дaтиpуeтся VI вeком, устaновлeн в пpaвой вeтви «кpeстa». Имeeт полуцилиндpичeскую кpышку с чeшуйчaтым оpнaмeнтом.

Нa пepeднeй стeнкe изобpaжeн aгнeц-Хpистос, стоящий у подножия холмa, из котоpого вытeкaют чeтыpe paйскиe peки, холм увeнчaн кpeстом, нa пepeклaдинe котоpого сидят двa голубя.

Нa обeих боковых стeнкaх изобpaжeн кpeст с paковиной (чaсто использовaвшийся в кaтaкомбной живописи символ смepти, из котоpой возpождaeтся жизнь). В 1738 году этот сapкофaг тaкжe был вскpыт, в нём были обнapужeны костныe остaнки мужчины и жeнщины.

Время работы мавзолея:

01/11-28/02

Источник: https://selfguide.ru/italy/emilia-romagna/ravenna-travel-guide/walking-tour/

Мозаики Равенны: где искать главные сокровища | Италия для италоманов

Соборы в Равенне
Далеко не секрет, что каждый итальянский город обладает чем-то особенным и неповторимым, способным удивить, восхитить и даже вскружить голову! Равенна – это настоящий сундук с сокровищами, содержимое которого ослепляет своей необычайной красотой! Знающие путешественники и охотники за прекрасным стремятся попасть в этот город, дабы иметь возможность воочию увидеть непередаваемую красоту местных церквей и часовен.
Мозаики Равенны настолько прекрасны, что описать их словами просто невозможно. Никакие фотографии и видеоматериалы не смогут передать ту теплоту и свет, которые они излучают.

Многие раннехристианские храмы Равенны находятся в списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Несмотря на внешнюю простоту, старинные церкви этого города просто восхищают своим внутренним убранством. Попадая внутрь каждой из них, взору открывается невероятная картина, залитая золотым божественным светом, озаряющим все вокруг. Мозаики Равенны настолько совершенны и прекрасны, что глядя на них, в буквальном смысле слова перехватывает дух!

Ниже  мы расскажем вам о самых красивых церквях Равенны, мозаики которых обязательно стоит увидеть.

Базилика Сан Витале в Равенне и ее ослепительные мозаики

Базилика Сан Витале в Равенне, посвященная Святому Виталию Миланскому, была построена в середине VI века по воле епископа Экклесия.

Здание представляет собой типичную равеннскую архитектуру, сочетающую в себе элементы римской (форма купола и порталов, башни) и византийской архитектуры (полигональная абсида, капители).

Сегодня базилика Сан Витале находится под защитой ЮНЕСКО и это не удивительно. Красивейшие мозаики, украшающие ее интерьер, представляют собой ценнейший образец византийского искусства.

Базилика Сан Витале находится на Via Argentario, 22.

Мавзолей Галлы Плацидии и мозаики императорской усыпальницы

Мавзолей Галлы Плацидии (на ит. Mausoleo di Galla Placidia) располагается на территории комплекса Базилики Сан Витале. Усыпальница была построена в V веке для дочери Феодосия I Великого – римского императора, однако по своему прямому назначению так и не была никогда использована, поскольку сама Галла Плацидия была захоронена в Риме.

Скромное сооружение, построенное в форме латинского креста, хранит внутри настоящее сокровище. Великолепные мозаики, созданные, предположительно, византийскими мастерами, отлично сохранились.

Мавзолей Галлы Плацидии находится на Via Argentario, 22.

Базилика Сант Аполлинаре Нуово и мозаики Теодориха

Базилика Сант Аполлинаре Нуово (на ит. Sant Apollinare Nuovo) была возведена в начале VI века по заказу короля остготов Теодориха Великого в качестве собственного придворного храма и изначально являлась арианской. В 561 году византийским императором Юстинианом I храм был передан христианам.

Стены центрального нефа собора полностью покрыты мозаиками, излучающими приятный золотой свет. Создание мозаичного убранства относится к периоду Теодориха, однако после передачи религиозного сооружения последователям Христа, некоторые мозаики были переложены. Сюжеты, относящиеся к арианскому учению, заменили сценами из жизни христианских мучеников.

Базилика Сант Аполлинаре Нуово  расположена на Via di Roma, 52

Мозаики неонианского баптистеря

Баптистерий представляет собой небольшое помещение, предназначавшееся для проведения обряда крещения. Находящийся в Равенне раннехристианский баптистерий, называемый Ноенианским, был построен епископом Урсо в V веке. Внутреннее убранство здание приобрело при его приемнике – епископе Неоне, от имени которого и происходит название религиозного сооружения.

Красивейшие мозаики, реализованные византийскими мастерами, сделало это сооружение одним из самых значимых памятников византийского мозаичного искусства.

Неонианский баптистерий расположен на Piazza Duomo, 1.

Архиепископская капелла Святого Андрея

Капелла Святого Андрея (на ит. Cappella di Sant’Andrea) представляет собой уникальный образец раннехристианской архиепископской капеллы, сохранившейся до наших дней. Данное сооружение было возведено в конце V века епископом Петром II, в качестве молитвенного уголка, предназначавшегося для равеннских епископов, в период, когда в городе преобладало арианство.

Эта удивительная капелла, отличающаяся особой красотой своих мозаик, находится в комплексе музея Arcivescovile, располагающегося на площади Piazza Arcivescovado, 1.

Базилика Сант Аполлинаре ин Классе

Храм, расположенный в стороне от исторического центра Равенны, был возведен в первой половине VI века на деньги византийского банкира Юлиана Аргентария по просьбе архиепископа Урсичино на месте захоронения Святого Аполлинария. Церковь представляет собой один из крупнейших сооружений раннехристианской религиозной архитектуры.

Яркие светящиеся мозаики базилики относятся к середине VI века, однако, некоторые элементы интерьера были декорированы несколькими веками позже. Так, мозаики триумфальной арки появились в VIII-IX веках.

Мозаики Равенны: билеты

Для того, чтобы познакомиться с вышеперечисленными достопримечательностями Равенны и воочию увидеть эти удивительные мозаики необходимо приобрести входные билеты.

Для осмотра первых пяти религиозных сооружений приобретается билет UNICO CUMULATIVO, полная стоимость которого составляет 9,50 €. Билет со скидкой за 8,50 € имеют право приобрести студенты и школьники (в период учебного года), а также члены монашеских организаций.

Стоимость посещения базилики Базилика Сант Аполлинаре ин Классе составляет 5 €. Для лиц от 18 до 25 лет – 2,50 €, детям до 18 лет за вход бесплатный.

Источник: https://unitalia.ru/mozaiki-ravenny-sokrovishha-starogo-goroda/

Выходные в Равенне |

Соборы в Равенне

Базилика Сан-Витале / Shutterstock.com

Великолепие былых времён подарило Равенне бесценное монументальное достояние. Целых восемь равеннских построек были внесены ЮНЕСКО в перечень объектов Всемирного наследия. Это базилика Сан-Витале, мавзолей Галлы Плацидии, Баптистерий православных, капелла апостола Андрея, Арианский баптистерий, базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, мавзолей Теодориха и базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе.

Крещение Христа, центральная мозаика купола баптистерия православных © ribeiroantonio / Shutterstock.com

Именно в Равенне похоронен Данте Алигьери; его гробница расположена в центре города, у стен базилики Сан-Франческо, рядом с небольшой часовней Квардрарко-ди-Браччофорте.

Из уважения к праху величайшего поэта Италии на этой небольшой площади даже установлен специальный режим тишины. В сентябре (Данте скончался 14 сентября 1321 г.

) здесь ежегодно проводятся торжества и публичные мероприятия в честь поэта.

Могила Данте / cittadarte.emilia-romagna.it

Прогуливаясь по старому городу Равенны пешком или катаясь по нему на велосипеде, вы погружаетесь в тысячелетнюю историю, в мир древних римлян и людей эпохи Возрождения, и далее вплоть до XIX в., когда Равенну заново открыли такие выдающиеся европейцы, как лорд Байрон, Оскар Уайльд, Зигмунд Фрейд и Густав Климт.

Базилика Сан-Витале

Базилика Сан-Витале / Shutterstock.com

Базилика Сан-Витале — один из главных памятников раннехристианского искусства в Италии, замечательный прежде всего своими мозаиками. Всякий, кто заходит в эту церковь, испытывает похожие ощущения: высота пространства захватывает взгляд, великолепные мозаики апсиды восхищают, обширный объём купола, покрытого росписями в стиле барокко, завораживает.

Мозаика в апсиде / Shutterstock.com

Ещё одно сокровище таится в пресвитерии: справа от алтаря на полу изображён лабиринт, извилистым путём ведущий в самый центр базилики. Найти выход из лабиринта означает пройти очищение и возродиться. Завершив этот путь, можно поднять глаза к алтарю и полюбоваться мозаиками, которые считаются одними из прекраснейших в истории христианского искусства.

Адрес: via Argentario, 22

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Цилиндрическая колокольня IX в. / Shutterstock.com

Этот грандиозный и торжественный храм возвышается примерно в 8 километрах от центра Равенны. Его называли величайшим образцом раннехристианской базилики; здание сохраняет красоту своей первоначальной структуры, а интерьер его украшают великолепные многоцветные мозаики.

Адрес: via Romea Sud, 224

Интерьер базилики / Shutterstock.com

Мавзолей Галлы Плацидии

Интерьер мавзолея © vvoe / Shutterstock.com

Галла Плацидия, сестра императора Гонория (именно он перенёс столицу Западной Римской империи из Милана в Равенну в 402 г.

), заказала для себя этот небольшой мавзолей; правда, её прах был похоронен не здесь а, по всей вероятности, в Риме.

Снаружи здание выглядит очень просто и скромно, зато декоративный аппарат интерьера поражает богатством и великолепием: верхний уровень полностью покрыт мозаиками, которые украшают стены, арки, люнеты и купол.

Здесь царит волшебная атмосфера. Бесчисленные звёзды на куполе веками впечатляли приезжавших в Равенну путешественников. Говорят, что американский композитор Коул Портер, который проводил здесь медовый месяц, был так сильно потрясён атмосферой маленького склепа и этими звёздами, что сочинил свою знаменитую песню «Night and Day».

Адрес: via Argentario, 22

Баптистерий православных (Баптистерий Неона)

Интерьер баптистерия © pisaphotography / Shutterstock.com

Баптистерий православных расположен чуть севернее нынешнего кафедрального собора Равенны. Он построен в V в. и является одним из древнейших памятников города.

Интерьер поделен на два уровня аркад, размещённых друг над другом, и богато украшен мрамором в нижнем уровне и лепниной в срединном; надо всем этим — мозаики, с явными следами элленистическо-римского влияния.

В центре купола помещается огромный медальон с изображением крещения Христа, по пояс погружённого в прозрачные воды реки Иордан.

Карл Густав Юнг, один из отцов психоанализа, побывал в Равенне начале XX в., и с особым восхищением отзывался именно об этих завораживающих изображениях.

Адрес: Piazza Duomo, 1

Капелла апостола Андрея

Мозаики капеллы / Wikimedia Сommons

Капелла святого Андрея построена в V-VI вв. и является единственным примером раннехристианской архиепископской капеллы, дошедшей до нас в целости и сохранности. Грандиозный декоративный аппарат капеллы посвящён прославлению Христа, изображённого здесь в образе воина.

Адрес: Piazza Arcivescovado, 1

Арианский баптистерий

Купол баптистерия © vvoe / Shutterstock.com

Это здание восьмиугольной формы относится к концу V в. Декорации интерьера до нас не дошли, за исключением великолепного купола, украшенного мозаиками. В центральном медальоне изображено крещение Христа — обнажённого юноши по пояс в воде, — а вокруг помещаются двенадцать идущих апостолов.

Адрес: vicolo Degli Ariani, 1

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово

Фасад базилики © vvoe / Shutterstock.com

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово построена в начале VI в. Внутри сохранились замечательные мозаики на евангельские сюжеты (чудеса, притчи и Страсти Христовы).

Адрес: via Di Roma, 52

Мавзолей Теодориха

Мавзолей Теодориха / Shutterstock.com

Это сооружение было сооружено по распоряжению самого короля Теодориха в 520 г. Мавзолей полностью построен из блоков истрийского известняка и состоит из двух десятиугольных ярусов. Здание венчает огромный купол.

Адрес: via Delle Industrie, 14

Пляжи Равенны и парк Mirabilandia

Пляж в Марине-ди-Равенна / Shutterstock.com

В окрестностях Равенны множество разнообразных пляжей и морских курортов: например, городок Марина-ди-Равенна, погружённый в зелень пышной прибрежной сосновой рощи, появился ещё в 30-ые гг. Здесь вас ждут оборудованные пляжи и кристально чистое море.

А ещё не забывайте о парке развлечений для всей семьи Mirabilandia — он тоже расположен совсем недалеко от Равенны!

Кухня

Равенна особенно хорошо известна своим великолепным культурным и ландшафтным достоянием, но и с точки зрения гастрономии ей есть чем порадовать гостей.

Паста и супы с пастой доминируют в меню традиционных местных ресторанов.

Самые известные специалитеты — это тальятелле, лазанья, строццапрети, которые здесь подают с насыщенным мясным рагу, а также золотистые пассателли с ароматом пармезана и мускатного ореха,  а также каппеллетти с изумительной начинкой (сыр или рагу) — как самостоятельное блюдо или же в наваристом бульоне. Все первые блюда делают на основе домашней пасты и пользуются вполне заслуженной славой и спросом.

Пассателли с дарами моря / Shutterstock.com

Стоит сказать и о свинине, преимущественно приготовленной на гриле на древесном угле, гарниром к которой часто служит смесь свежих овощей «пинцимонио» (овощи макают в соль и оливковое масло).

Пинцимонио / Shutterstock.com

В окрестностях, поближе к морю (но и в самой Равенне тоже) можно полакомиться ризотто-алла-маринара, тальолини с дарами моря, спагетти с черенками, а также попробовать многочисленные виды рыбы и моллюсков Адриатического моря, приготовленные на гриле.

Блюда из рыбы и мяса традиционно сопровождаются горячими и душистыми лепёшками (пьядинами) и — хотя бы для дегустации — незабываемым местным мягким сыром «Скваквероне-ди-Романья».

Пьядина с грудинкой панчетта и сыром / Shutterstock.com

Ко всем этим блюдам превосходно подходят местные вина (Санджовезе, Треббьяно, Пагадебит). Не стоит забывать и о традиционных десертах: бискотти, тортелли с джемом, кренделя и песочные пироги, которые здесь принято обмакивать в сладкие вина — белое Альбана или красное Каньина.

Как добраться

Равенна находится на северо-востоке Италии, посреди Адриатического моря и Апеннин, в 75 километрах от столицы региона Болоньи. Благодаря сети автодорожной, железнодорожной и аэропортовой инфраструктуры до города легко добраться как с севера, так и с юга полуострова.

На самолёте

Ближайшие к Равенне аэропорты — это:
Аэропорт Болоньи им. Гульельмо Маркони — http://www.bologna-airport.it/
Аэропорт Римини им. Федерико Феллини — http://www.riminiairport.com/
Аэропорт Венеции им. Марко Поло — http://www.veniceairport.it/ 

На поезде/strong>

Вокзал в Равенне, открытый в 1863 году, находится недалеко от старого города, в 200 метрах от пешеходной зоны.

Равенна является частью региональных веток Римини-Феррара, Равенна-Болонья (через Кастальболоньезе и/или Фаэнцу) и Равенна-Фаэнца, а также межрегиональных веток Равенна-Флоренция (через Фаэнцу), Равенна-Рим (высокоскоростные поезда Frecciabianca), а летом сюда ходят поезда компании TPER (Бреша-Пезаро, Бергамо-Пезаро (Freccia Orobica) и Кремона-Пезаро).

На автомобиле

С севера в Равенну ведёт автомагистраль A14 из Болоньи, в которую вливаются автомагистрали A1 (Autostrada del Sole), A21 (Torino-Piacenza) и A22 (Autostrada del Brennero).

Из Венеции самый быстрый маршрут в Равенну проходит по шоссе SS309 Romea, в которую вливаются дороги из Падуи и Феррары (SS 16 Adriatica).

С юга, помимо автомагистралей A1 и A14, можно указать супермагистраль E45, которая соединяет Равенну с Римом через Апеннины, а также шоссе 16 Adriatica.

КонтактыОтдел туристической информации и услугPalazzo Rasponi dalle TestePiazza Kennedy, Ravenna

Тел. (+39) 0544.482680

E-mail: [email protected]

Источник: https://latuaitalia.ru/where-to-go/vyhodnye-v-ravenne/

Достопримечательности Равенны

Соборы в Равенне

Признаюсь сразу, раньше я ни разу не слышала об этом городе. Оказывается  Равенна совершенно удивительный и уникальный город с многовековой историей. Это город, где ни больше ни меньше, родилась и умерла Великая Римская империя.

Рядом с Равенной протекает река с более известным названием — Рубикон. Именно его пересек со своими легионами Юлий Цезарь и стал императором, хотя слово — император тогда имело совсем другое значение, так выражали уважение к великому полководцу. Это было рождением империи.

Именно в Равенну в 402 году перенесли из Милана столицу Западной Римской империи, спасаясь от набегов варваров. А в 472 году со свержением последнего императора завершилось существование Западной Римской империи. Равенна продлила дни правления императоров всего на 70 лет.

В Равенне удивительным образом сохранились памятники V-VI веков нашей эры, причем сохранились настолько хорошо, что просто не верится. Мозаики, которым порядка 1500 лет выглядят идеально, несмотря на войны, стихийные бедствия и прочие неприятности прокатившиеся не один раз по территории Италии за полтора тысячелетия.

В Старой Ладоге, например, фрески XII века в соборе Святого Георгия сохранились всего на 1/5 части стен, остальное безвозвратно утеряно.

Стоимость билетов, парковка

Мы запарковались за зданием Национального музея (Museo Nazionale, Via Benedetto Fiandrini, Ravenna). Парковка стоит всего 3 евро в сутки, билетик нужно сохранить до выезда, сторож проверяет.

Билет в музеи можно купить в магазине напротив Базилики Сан Витале. Взрослый билет стоит 9-50 евро, дети бесплатно. Нам со скидкой кемпинга Piomboni, билеты стоили по 8-50 евро.

Билеты позволяют посетить следующие объекты:

  1. Мавзолей Галлы Плацидии (возведен около 425-450 года нашей эры)
  2. Базилику Сан Витале (освятили в 548 году после возвращения Равенны под власть Византии)
  3. Базилику Сант-Апполинаре Нуово (построена на рубеже V-VI веков, Теодорихом, вождем остготов)
  4. Архиепископский музей и капеллу апостола Андрея (построен на рубеже V-VI веков, Теодорихом, вождем остготов)
  5. Баптистерий православных или Неонианов (построен на рубеже V-VI веков при епископе Урса)

И если вы не искусствовед, то этого будет достаточно для одного дня. Все эти здания занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО, как памятники раннехристианской культуры. Вместе с билетами выдают карту, чтобы вы смогли обойти все, указанные реликвии.

В этом же магазине можно купить книгу путеводитель по всем памятникам Раввены на русском языке, где подробнейшим образом объясняются все религиозные сюжеты мозаик (стоимость 6 евро). Мне кажется, что Равенна это тот город к посещению которого надо подготовиться, почитать литературу иначе  будет не интересно.

Все основные достопримечательности относятся к V-VI веку нашей эры, так что все достаточно прозрачно, не придется перескакивать из одного столетия в другое.

Из основных исторических событий нужно запомнить: сначала было правление Галлы — Плацидии, потом захват Равенны готами под предводительством Теодориха (он тоже был христианином), позже возвращение Равенны под патронат Византии в 548 году.

Мавзолей Галлы Плацидии

Галла Плацидия (388-450 г.г.) была самой интересной женщиной эпохи заката империи. Она была дочерью Феодосия Великого. Юность провела в неволе у готов.

Хотя трудно сказать был ли это плен, Галла стала женой предводителя готов — Аллариха, а после его смерти вышла замуж за его преемника Атаульфа. Однако и Аттаульфа убили всего через 2 года после свадьбы.

Плацидию обменяли на несколько возов зерна, так она вернулась к своей прежней жизни со своими высокопоставленными родственниками. Тогда ей было около 30 лет.

Как положено порядочной римской матроне, Галла Плацидия вышла замуж за полководца, у них родился сын, в возрасте 2 лет, ставший императором Западной Римской империи  — Валентинианом III. Но фактически Галла, унаследовавшая от  венценосного отца  энергию и способности, управляла делами империи в качестве регентши и весьма успешно.

Мавзолей Галлы Плацидии

Сам мавзолей достаточно невзрачный снаружи, врос в землю на 2 метра, но внутри он весь без малейшего промежутка выложен темно синей мозаикой, купол подобен звездному небу.

Помещение совсем небольшое там расположено три саркофага: один приписывают Галле Плацидии, другой ее мужу императору Константину III, царствовавшему около полугода в 421 году, а третий их сыну — Валентиниану III.

Христос — Добрый Пастырь

Самую большую ценность представляют сюжеты мозаик. В те далекие времена, каноны и догматы церкви еще не сложились и мы можем прикоснуться к истокам европейского религиозного искусства.

Художники во все времена изображали в качестве Христа и апостолов своих современников, таково свойство человеческого ума.

Хочешь посмотреть, как выглядели люди пятого столетия нашей эры — посмотри на то, что они изображали.

С левой стороны стоит римский книжный шкаф, там хранятся четыре Евангелия.

Святой Лаврентий с таким же крестом, как у Христа на предыдущей мозаике, спешит сжечь арианскую ересь. Арианцы верили в то, что Бог сотворил Христа и соответственно Христос не равен Богу. Тогда это было важным, а сейчас большинство населения планеты ни разу не слышало об арианах.

Мозаики мавзолея Галлы Плацидии

Факты говорят о том, что Галла Плацидия никогда не была захоронена в своей усыпальнице, она окончила свои дни в Риме и скорее всего там ее и похоронили.

Усыпальницы вскрывали и установили, что там лежат целых пять человек,  останки датируются X веком, но жители Равенны никогда не согласятся с подобными утверждениями, они свято верят в то, что их императрица обрела покой именно в Равенне в своем мавзолее.

Базилика Сан Витале

Базилика Сан Витале расположена всего в двух шагах от мавзолея Галлы Плацидии. Но построена она была на 100 лет позднее. Ее возведение было связано с переходом Равенны под власть Византии.

Базилика Сан Витале

Фотографии не способны передать все сияние мозаик, это надо увидеть в живую. Вероятно строительство и декор были выполнены византийскими мастерами. На мозаиках изображены Юстиниан и императрица Теодора в окружении придворных, подносящие дары новой церкви. Это лучшие императорские портреты из дошедших до нашего времени.

Базилика Сан Витале

Базилика Сан Витале — кусочек погибшей Византии на берегах Италии.

Базилика Сан Витале

 Базилика Сант-Апполлинаре Нуово

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово была возведена королем остготов Теодорихом на рубеже V-VI веков, когда этот вождь варваров завоевал Италию (в 493 году) и сделал Равенну своей столицей. Теодорих был ярым приверженцем арианской ереси и даже добивался ее признания у Папы Римского. Но после возвращения Равенны под власть Византии, в 540 году здания ариан перешли к истинно верующим.

Базилика Сант-Апполлинаре Нуово

В XI веке в базилику переместили мощи Святого Аполлинария, первого равеннского епископа из Сант-Аполлинаре ин Классе, так базилика получила свое название —  Сант-Аполлинаре Нуово.

Базилика Сант-Апполлинаре Нуово

Только на стенах базилики Сант-Апполлинаре Нуово осталось изображение старого порта Классе и древнего города Равенна, спрятавшегося за крепостными стенами.

Базилика Сант-Апполинаре ин Классе

Равенна в начале первого тысячелетия нашей эры стояла на самом берегу Адриатики, но за полтора тысячелетия берег отступил на 8 км. Именно такое расстояние отделяет город от современного порта. Море намывало песок к берегам древнего города. Старая Равенна была раньше похожа на Венецию с каналами и мостами, сейчас пески поглотили все.

Баптистерий православных

Только в Италии сохранилась такое количество баптистериев (помещение для крещения), в остальных странах после XII века перестали их строить в виде отдельного здания. Баптистерий построили на фундаменте бывших римских терм, сейчас культурный слой залегает на глубину три метра от основания. Он буквально врос в землю и при этом мозаики отлично сохранились.

Баптистерий православных — мозаика на потолке

Фотография увеличивается.

Иоанн-Креститель, облаченный в шкуры являет собой уже канон средневекового искусства, а Христос все еще типичное древне римское изображение, и немного язычества — старинное  божество реки, сам Иордан, учавствует в крещении. Выглядит он как обыкновенный, языческий, римский бог — с вьющейся бородой и длинными белыми волосами, в которых запутались 2 клешни краба.

Баптистерий православных — купель для крещения

Архиепископский музей и капелла апостола Андрея

Что-то подобное можно увидеть в архиепископском музее. Христос изображен как римский легионер, в воинских доспехах.

Архиепископский музей — Христос, необычное изображение

В открытой книге написано по латыни: «Я есмь Путь, Истинна и Жизнь». Ногами Христос попирает символы зла голову льва и  змею. Такого  необычного Христа я нигде больше не видела. Возможно это одно из самых ранних изображений милитаристской церкви.

Самым ценным экспонатом архиепископского музея считается кафедра из слоновой кости, предположительно подаренная византийским императором Юстинианом.

Дворец Теодориха

От дворца остался всего один фасад. На заднем плане видна кампанила базилики Святого Апполинария. Равенна очень компактный город, транспорт не потребуется все реально обойти пешком. На самом деле дворец не принадлежал Теодориху. Но как и с мавзолеем Галлы Плацидии, получилось, что это имя к нему пристало. Здание датируется более поздним периодом.

Дворец Теодориха

Теодорих был из образованных варваров, он получил образование в самом Царьграде (Константинополе). Во время обучения варвар Теодорих принял христианство. Но не смотря на все свое образование, он не умел писать и всегда рисовал свою подпись по трафарету. Когда я сообщила детям этот факт они дружно посмеялись над системой Византийского образования.

Кроме дворца, от вождя остготов в Равенне сохранился его мавзолей. Говорят, что Теодорих очень боялся грома и молний и поэтому повелел возвести мавзолей с крышей из цельного куска камня весом в 300 тонн. Мавзолей выглядит достаточно обыкновенно и абсолютно пуст, если бы я не знала что он такой древний никогда бы не обратила на него своего внимания.

Далее несколько фотографий Равенны не относящихся к памятникам раннехристианской культуры.

Пьяцца Дель Пополо — Народная площадь, главная площадь города

Много раз мы слышали, что в Италии много падающих башен, Пизанская не единственная. И вот в Равенне действительно удалось увидеть еще одну падающую башню, основание ее стянуто современными рельсами для укрепления.

Падающая башня в Равенне

А в кафе мы отлично перекусили с видом на падающую башню, меню было только на итальянском языке, пицца и паста по-итальянски будут почти так же ка и на других европейских языках. Я заказала рыбу — «salmon», однако это  оказался блинчик с рыбой, тоже было вкусно.

Равенна, ворота Адриано

Равенна раньше была обнесена крепостными стенами, от них остались фрагменты.

РавеннаРавенна

Равенна показалась нам пустынным, недооцененным туристами городком. Людей на улицах реально мало. В центре города очень хороший Wi-Fi, сидели в кафе наслаждались. Этот город будет интересен любителям искусства, тому кто интересуется всеми тонкостями становления христианских канонов, любителям прекрасного всех возрастов.

Все описанные выше объекты не единственные памятники раннехристианской эпохи. Мы не посещали Базилику Сант-Аполлинаре ин Классе, зону Данте (поэт похоронен в Равенне), Кафедеральный собор, церковь Сан Франческо, баптистерий ариан, церковь Санта Мария ин Порто, дом с каменными коврами.

Современная Равенна стала крупным индустриальным центром, порт города огромен, к нему примыкает большая промзона.

Источник: https://trip-together.ru/ravenna/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.