Собор Св. Вацлава

Содержание

Святой Вацлав: история, деяния, память. Собор святого Вита в Праге. Собор святого Вацлава

Собор Св. Вацлава

Король Вацлав — святой покровитель и символ чешского государства. Он был правящим князем Богемии, посмертно объявленным королем. Практически сразу после его гибели Вацлава стали считать мучеником и святым. Культ его почитания процветал в Европе во второй половине XI века и даже распространился в русских землях.

Князь основал церковь, ставшую впоследствии главной духовной и культурно-исторической святыней Чехии — кафедральный собор святого Вита. В нем и хранятся останки короля Вацлава, а храм является главным местом паломничества в Чехии. Память о святом правителе живет в многочисленных легендах, песнях, произведениях церковного и светского искусства.

Храмы в его честь возведены на чешской земле и в других государствах.

Почитание церковью

Король Вацлав стал единственным чешским святым, день почитания которого вошел во всемирный календарь Римско-католической церкви и отмечается 28 сентября. Князь-мученик является одной из самых популярных исторических и религиозных фигур в Чехии. Жители страны в этот день совершают празднования и паломничество в Старый Болеслав.

С 2000 года День святого Вацлава в Чешской Республике считается государственным праздником и отмечается как День чешской государственности. В 2009 году в церковных торжествах 28 сентября принял активное участие римский папа Бенедикт XVI. Четвертого марта отмечается день Перенесения мощей короля Вацлава, состоявшийся в 938 году.

Почитают святого и католики, и православные.

Историческое, культурное, политическое значение

После гибели Вацлава четыре варианта его «жития» распространялись в странах средневековой Европы. В эпоху Высокого Средневековья эти агиографические произведения оказали мощное влияние на формирование концепции rex justus (праведного короля), то есть монарха, чья власть проистекала главным образом из его великого благочестия, а также княжеской силы.

Хотя Вацлав был лишь князем Богемии при жизни, император Священной Римской империи Отто I посмертно присвоил ему царственное достоинство и титул, поэтому в легендах и песнях его называют королем.

Гимн «Святой Вацлав…» — одна из старейших чешских песен. Она известна с XII века и до сих пор является одним из самых популярных религиозных песнопений.

В 1918 году, при основании современного чехословацкого государства, хорал обсуждался как возможный выбор государственного гимна. Во время нацистской оккупации чехи его часто исполняли вместе с национальным гимном.

Почему же образ святого Вацлава является столь значительным в истории христианства и чешского государства?

Юность княжича

Вацлав принадлежал к роду Пржемысловичей, первой чешской династии князей и королей. Под ее управлением находилась Богемия, Моравия, некоторые территории Венгрии, Австрии, Польши, включая Силезию. Династия существовала примерно с 870 годов по 1306 год и являлась единственной правящей фамилией, князья и короли которой были чехами. Все последующие монархи происходили из иностранных родов.

Вячеслав принадлежал к третьему поколению князей, принявших христианство. Его деда Борживойя I в 990 годах крестил сам святой Мефодий.

После смерти князя Вратислава I, отца Вацлава, о христианском воспитании и образовании 13-летнего княжича позаботилась его бабушка, ревностная христианка Людмила Богемская, ставшая впоследствии святой мученицей Людмилой.

Драгомира, мать Вацлава, которая оставалась поборницей языческой веры, после смерти мужа взяла на себя регентство над Богемией. Ее правление было произвольным и жестоким, особенно по отношению к христианским подданным.

Между Драгомирой и Людмилой возникло яростное противостоние, и двор разделился на две конфронтирующие стороны. Помимо споров о саксонской угрозе (нападение на земли Богемии короля Германии Генриха I) и власти в княжестве, Драгомире не нравилось влияние Людмилы на Вацлава. Регентша организовала убийство своей свекрови, когда та находилась в Тенинском замке близ Бероуна.

Согласно легенде, посланные Драгомирой убийцы 15 сентября 921 года задушили Людмилу Богемскую ее собственной вуалью. Имя святой Людмилы внесено в списки православных и католических святых, а ее останки перенесены в построенную отцом Вацлава церковь Святого Георгия в Праге.

По преданию, Драгомира пыталась Вацлава, уже после смерти его бабушки, обратить к языческой религии, но ее попытки остались безрезультатными.

Правление

В 924-925 гг. Вацлав фактически был вынужден от имени подданных свергнуть свою мать и занять княжеский трон, после чего незамедлительно сослал Драгомиру в Будеч.

Неизвестно в точности, когда Вацлав достиг совершеннолетия, но самая поздняя дата — это осень 925 года, когда он уже правил государством.

При поддержке дворян новоявленный князь взял под контроль правительство и направил основные усилия на урегулирование внутренних и внешних конфликтов.

Правление Вацлава началось с военных действий внутри государства. Он сражался с войсками Родислава, восставшего князья заличанских племен, который располагал территориями Восточной и Южной Чехии.

Вацлав одержал победу над предводителем заличан, и Родислав подчинился власти князя Богемии. В разных частях государства находились и другие, враждебно настроенные княжества и отдельные племена.

Но справиться с внутренними врагами и сосредоточиться на консолидации единой сильной Чехии мешала внешняя угроза.

Мирный договор с Генрихом I

Богемия подвергалась непрерывным набегам мадьяр и других врагов. Наибольшую опасность представлял герцог Саксонский, король Германии Генрих I, известный как Птицелов.

Он подчинил своей власти многие европейские государства и народы, существенно расширил свои территории и совсем близко подобрался к Богемии. В начале 929 года, при поддержке союзника герцога Баварского, войска германского короля подошли практически к стенам Праги.

В ответ на угрозу нападения князь Вацлав возобновил договор о выплате дани, впервые введенной восточно-франкским королем в 895 году.

Ежегодный налог от Богемии в виде драгоценных металлов и крупного рогатого скота был для Богемии обременительным. Но, пока Вацлав платил этот взнос, он мог сосредоточиться на укреплении чешского государства и распространении христианской религии в своем княжестве.

Священный дар короля Генриха

Мирный договор спас зарождающееся чешское государство от разорения и завоевательной политики Генриха I. Король Германии даже передал Вацлаву часть останков одного из наиболее почитаемых саксонских покровителей — десницу святого Вита. Передача реликвии означала, что Генрих I признал Вацлава политическим и христианским партнером.

Этот дар также положил начало присоединению Богемии к составу и покровительству Римской церкви. До этого религиозные обряды в Богемии проходили по византийским традициям и на старославянском языке.

Вацлав пригласил немецких священников и одобрил латинский обряд вместо старого славянского, который во многих местах Богемии вышел из употребления из-за нехватки священнослужителей.

Духовный центр государства

Для хранения святыни, приблизительно в 930 году Вацлав построил в укрепленном поселении замка ротонду в честь святого Вита, которая стала главным религиозным учреждением Чехии. Князь лично провел в храме первую службу на латинском и славянском языках.

Позднее, на протяжении пяти столетий, на месте деревянной ротонды возводился, основанный Вацлавом в Праге собор святого Вита, Вацлава и Войтеха. Храм является важнейшей святыней государства, в нем находится кафедра епископа Пражского, а в южной апсиде, наиболее важном месте собора, покоятся останки святого короля.

Южная апсида кафедрального собора, корона и череп святого Вацлава были неотъемлемой частью коронационного ритуала в Чехии.

В древних легендах X-XI веков отображена добродетельная и благочестивая жизнь князя Вацлава, преисполненная забот об укреплении христианской веры в чешских землях. Святому также приписывается строительство многочисленных церквей, но документального подтверждения тому нет. Легенды акцентируют внимание на частых посещениях Вацлавом богослужений, предпринятых им актах милосердия и сострадания.

В честь памяти своей бабушки святой Людмилы князь заботился о бедных, больных и сиротах, предоставлял кров и оказывал гостеприимство паломникам, выкупал из неволи рабов. В некоторых более поздних отчетах говорится о вырубке лесов вокруг Пражского града. Вацлав велел очистить местность под виноградники, сады и поля. При его правлении начали развиваться производство вина и торговля зерном.

Предательское убийство

В сентябре 935 года князь Вацлав был убит младшим братом Болеславом, который заранее спланировал злодейство. По случаю праздника в честь святых Космы и Дамиана Болеслав пригласил князя к себе в город Старый Болеслав и устроил для старшего брата пир.

На следующее утро, еще до рассвета, Вацлав пошел в церковь Космы и Дамиана, а когда выходил после службы, трое соратников Болеслава – Тира, Честа и Гневса – напали на князя и закололи его.

После того как бездыханное тело брата упало на землю, Болеслав пронзил его копьем.

Легенды сообщают день убийства, но не год. Это случилось в понедельник 28 сентября, такая дата с днем недели совпадали в 929 и 935 году. Из-за отсутствия более конкретных данных, год смерти князя Вацлава окончательно неизвестен. Историки предполагают, что это был 935 год.

Культовые сооружения

В Чехии в честь Вацлава возведено много храмов. Помимо собора св. Вита и часовни св. Вацлава в Пражском Граде, можно назвать еще ряд известных церквей:

  1. Базилика св. Вацлава в Старом Болеславе, построенная в романском, ренессансном и барочном стилях. Находится на месте церкви св. Космы и Дамиана, где Вацлав, согласно легенде, был убит братом Болеславом I в 935 году (или 929). Базилика — значимое место паломничества.
  2. Кафедральный собор святого Вацлава на Вацлавской площади в Оломоуце, основанный в 1107 году.
  3. В честь св. Вацлава трехнефная готическая церковь в Остраве на улице Костельни. Строение конца XIII века является одним из старейших и наиболее важных культурно-исторических памятников Остравы.
  4. Трехнефный костел святого Вацлава в Праге по улице Штефанкова — один из наиболее значительных памятников чешского неоренессанса, построенный между 1881 и 1885 годом.
  5. Базилика св. Вацлава, построенная в романском стиле в XII веке — старейший архитектурный памятник в пражском районе Просек.
  6. Готический однонефный костел св. Вацлава, расположенный на углу улиц Реслова и Дитрихова в пражском районе Здераз.

Можно назвать еще много часовен и церквей. За пределами Чешской Республики самым знаменитым храмом является польский кафедральный собор Святых Станислава и Вацлава 1020 года основания, воздвигнутый в Кракове на Вавельском холме. Это священный объект для польского народа, национальный культурно-исторический памятник, традиционное место венчания и погребения польских королей.

Легенда о восставшем короле

Примерно с XV века в чешских землях стала популярной одна из прекраснейших легенд Богемии. Армия рыцарей, похороненная под горой Бланик, проснется от мертвого сна и, возглавляемая королем Вацлавом, в час крайней опасности придет на помощь чешскому народу.

В период возведения в Праге памятника Святому Вацлаву с 1848 по 1922 год в столице появилась похожая легенда. В самые темные времена, когда страна будет близка к разорению, конная статуя покровителя Чехии на Вацлавской площади оживет.

Король поднимет армию, спящую в Бланике, и поведет ее за собой. Когда Вацлав будет пересекать Карлов мост, конь под ним споткнется о камень. При этом вскроется легендарный меч Брунцвика, спрятанный в опоре моста.

Этим мечом святой Венцеслав уничтожит всех врагов земли чешской, подарив государству мир и процветание.

Источник: http://fb.ru/article/469224/svyatoy-vatslav-istoriya-deyaniya-pamyat-sobor-svyatogo-vita-v-prage-sobor-svyatogo-vatslava

Собор святого Вита в Праге

Собор Св. Вацлава

Красивейший Собор святого Вита (Katedrála svatého Víta), находящийся в Пражском граде и являющийся одним из ярчайших примеров готической архитектуры Восточной Европы – это крупнейший и наиболее значимый храм не только Праги, но и всей Чехии.

Его полное название – Собор святого Вита, святого Вацлава и святого Войтеха, именно в этом соборе много веков короновались чешские короли, здесь проходили королевские свадьбы и крестины, здесь же находится усыпальница богемских королей и пражских архиепископов.

Реклама контекстная в начале

Собор святого Вита действительно величественное сооружение: длина его главного нефа – 124 метра, а высота – 34 метра. Южная башня собора достигает в высоту почти 100 метров! Это не только самая высокая башня собора, но и самая высокая историческая башня Праги, ее видно практически из всех уголков чешской столицы.

История строительства собора непроста и насчитывает шесть веков. Первый камень был заложен в середине 14 века, а завершающий этап строительства был закончен только в середине 20 столетия.

Над строительством собора работали великие мастера своего времени и, если вам интересны подробности, вы сможете найти их в еще одной статье, посвященной собору – «История строительства Собора святого Вита».

Не торопитесь входить в собор, обойдите его вокруг – полюбуйтесь живописными фасадами Собора святого Вита.Они как будто сотканы из каменных кружев. Вы без труда разглядите в этих кружевах сплетение ветвей, листьев и цветов.

И, конечно, ваше внимание привлекут выразительные фигуры горгулий, украшающие водостоки. Эти чудовища – стражники, которые, согласно средневековым представлениям, защищали собор от демонов.

Южный фасад

Во времена королей в Собор святого Вита входили с южной стороны через Золотые ворота, именно они служили торжественным входом для королевских особ в день коронации.

Вход получил такое название из-за прекрасной и уникальной мозаики из позолоченного стекла, расположенной над арками ворот. Мозаика, созданная в 14 веке при Петре Парлерже венецианскими мастерами, изображает Страшный суд.

Витраж над мозаикой продолжает тему этого библейского сюжета.

Золотые ворота

Южная башня

Одна из особенностей южной башни Собора святого Вита в том, что ее основная часть, как и весь собор, готическая, тогда как ее верхняя часть выполнена в стиле Ренессанса, а увенчана она куполом в стиле барокко, с сияющим трехметровым чешским львом на шпиле.

Такое слияние архитектурных стилей стало возможным из-за длительного строительства храма: основная часть башни была построена еще при Карле IV, а зеленая луковичная крыша была достроена в конце 18 века и при завершении строительства собора ее не изменили. Ещё южная башня примечательна любопытными часами, у которых только одна стрелка.

По верхнему циферблату нужно определять часы, а по нижнему — минуты.

Южный фасад собора

Вы можете подняться по 297 крутым ступеням к смотровой площадке на вершине южной башни и не только увидеть великолепную Прагу как на ладони, но и осмотреть самый большой церковный колокол Чехии. Сигизмунд, так его называют, отлит в 16 веке, весит 18 тонн, а его высота — 2 метра.

О том, как Сигизмунда поднимали на башню, рассказывает одна из многочисленных пражских легенд: говорят, что в Пражский град колокол смогли привезти только на 16 парах коней, а от его тяжести рвались все канаты; на башню же его затащили с помощью хитроумного изобретения королевской дочери и шелкового каната, сотканного ею же, но когда секрет этого приспособления захотели узнать ученые иностранцы, принцесса велела уничтожить механизм, и никто не узнал секрета.

Западный фасад

Западный фасад Собора святого Вита выполнен на рубеже 19 и 20 веков во время завершающего этапа строительства собора. Здесь находятся три портала, один из которых в наши дни является основным входом в собор.

Над ним расположено красивейшее витражное окно-роза с библейскими сюжетами сотворения мира. Здесь же возвышаются знаменитые парные 82-метровые башни собора.

Под витражными окнами северной и южной стен храма проходит каменная галерея, украшенная созданными в 14 веке скульптурными портретами короля Карла IV, членов его семьи, духовенства и двух первых строителей собора — Матье из Арраса и Петра Парлержа.

Орган Собора святого Вита – один из лучших в Европе, однако звучит он не часто – только в дни церковных праздников. Спроектированный и возведенный Петром Парлежем великолепный ребристый арочный свод поддерживают 28 колонн. Алтарь и королевская усыпальница расположены в восточной части собора, а вдоль стен расположились капеллы, всего их в соборе 21.

*Капелла – небольшое отдельное помещение в большом храме, посвященное какому-либо святому и используемое для моления.

Капелла святого Вацлава

Святой Вацлав — чешский князь, убитый своим братом и почитаемый как святой мученик и покровитель Чехии.

Над гробницей святого Вацлава, сохранившейся с 10 века, Петр Парлерж в 14 веке возвел капеллу, которая считается не только одним из самых значимых памятников чешской архитектуры и самой красивой капеллой в Соборе святого Вита, но и является, пожалуй, самым святым местом во всей Чехии. Стены капеллы украшены множеством полудрагоценных камней и росписями с изображениями библейских сцен и сцен жизни святого Вацлава; гробница святого находится у правой стены капеллы, а в центре дальней стены установлена статуя святого.

Капелла святого Вацлава

Одна из старейших городских легенд рассказывает о том, как перевозили тело князя Вацлава в Прагу. Спустя несколько лет князь Болеслав, раскаявшись в убийстве брата, решил похоронить его в Соборе святого Вита.

Тело князя Вацлава перевозили на повозке, запряженной белыми волами, но, достигнув места, где теперь расположена Малостранская площадь, повозка остановилась около здания тюрьмы. Решив, что причиной всему волы, их заменили, однако это не помогло – колеса встали намертво.

Кто-то из зевак предположил, что повозка не зря остановилась рядом с тюрьмой, ведь князь Вацлав не терпел, когда страдали невинные, и, значит, за решеткой находится невиновный.

Управляющий тюрьмы, которому объяснили ситуацию, вывел трех заключенных, и оковы одного из них сами расстегнулись и упали, а белые волы тронулись и продолжили свой путь в Пражский град. Последующее расследование обнаружило, что тот заключенный был невиновен.

В Коронной палате над капеллой святого Вацлава хранятся чешские коронационные регалии – корона, скипетр и держава. Драгоценности, как в сказке, заперты за семью замками, а ключи хранятся у семи разных людей. В число этих людей входят президент и премьер-министр Чехии, пражские мэр и архиепископ.

Корона чешских королей, конечно же, золотая и украшена жемчугом и почти сотней редчайших драгоценных камней – шпинелью, рубинами и сапфирами, некоторые из которых входят в десятку самых крупных в мире. Впервые эта корона была использована при коронации Карла IV. Выставляется корона крайне редко, но увидеть ее точную копию вы можете в Зале заседаний Сейма Старого королевского дворца.

Усыпальница чешских королей

Перед алтарем за ренессансной решеткой вы увидите одну из частей усыпальницы чешских королей. Во вторую ведут ступени вниз, расположенные вблизи Капеллы святого Вацлава.

Здесь покоятся чешские короли и члены королевской семьи, среди них Карл IV и его супруги, Вацлав IV, Рудольф II и другие представители рода Габсбургов и Люксембургов.

Здесь же, в подземной части усыпальницы, сохранились остатки стен первоначальной романской ротонды святого Вита 10 века.

Надгробие святого Яна Непомуцкого

Ян Непомуцкий, пожалуй, самый узнаваемый туристами чешский святой, ведь именно к его статуе на Карловом мосту они идут загадывать свои заветные желания.

В 14 веке Ян Непомуцкий был духовником королевы и отказался выдать королю, подозревавшему супружескую измену, тайну исповеди, чем и заслужил гнев государя. По приказу короля Вацлава IV он был замучен и сброшен в мешке в воды Влтавы с Карлова моста. Позднее он был захоронен в Соборе святого Вита, а в начале 18 века причислен к лику святых.

Надгробие могилы святого Яна Непомуцкого расположено в алтарной части собора, однако его видно практически от самого входа в собор. Созданный в первой половине 18 века австрийским архитектором из двух тонн чистого серебра, этот шедевр барочного искусства просто ослепляет своим великолепием.

Говорят, что одна из ламп на надгробии святого была золотая. Мастер, изготовивший ее, обеднел, и за долги ему грозила тюрьма. Он был в отчаянии, просить помощи было не у кого.

Во сне ему явился святой Ян Непомуцкий и велел взять с его могилы изготовленную мастером лампу, продать ее и вернуть долги. После того, как сон повторился несколько раз, мастер решился пойти к могиле святого и встал там на колени, лампа же сама опустилась в его руки.

Из ее золота ювелир сделал много украшений, продал их и заплатил долги. Когда же он вернулся к могиле Яна Непомуцкого, чтобы поблагодарить святого, то увидел золотую лампу на прежнем месте.

Разбогатев, мастер изготовил еще одну золотую лампу, превосходящую прежнюю по красоте, и хотел повесить ее над могилой святого, но придя к могиле, обнаружил, что прежней лампы нет – она уступила место новой.

Восточный фасад собора

До середины 20 века Собор святого Вита принадлежал церкви, однако во время кампании по национализации коммунистическое руководство страны превратило собор в национальное достояние. После бархатной революции церковь безуспешно пыталась вернуть себе храм, но только в 2010 году пражский архиепископ и чешский президент подписали соглашение о совместном владении собором.

Собор святого Вита, наряду с Карловым мостом и астрономическими часами Староместской ратуши, считается одной из важнейших достопримечательностей Праги, и знакомство с Прагой будет неполным, если вы не посетите Собор святого Вита.

Время работы:

С ноября по февраль 9:00 – 16:00 (по воскресеньям 12:00 – 16:00); с марта по октябрь собор открыт на час дольше – до 17:00.

Билеты:

Вы можете взглянуть на интерьер Собора святого Вита бесплатно — вход на небольшую территорию в западной части собора бесплатный, и отсюда вы можете именно взглянуть на интерьер.

Однако, если вы хотите по-настоящему оценить искусство, архитектуру и скульптуры собора, нужно купить билет: 350 или 250 крон, в зависимости от того, какие здания дворцового комплекса, кроме Собора святого Вита, вы планируете посетить.

Билеты действительны в течение двух дней, а приобрести их можно в информационных центрах Пражского града.

Как добраться:

Pražský hrad, 1, Praha 1. Самый простой способ добраться до собора – доехать на трамвае №№ 12, 20, 22 или на метро до остановки/станции «Malostranské náměstí» и пройти вверх по Нерудовой улице до Градчанской площади к главному входу Пражского града. Еще вариант: на трамвае №22 доехать до остановки «Pražský hrad».

Собор святого Вита на карте

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Координаты GPS: 50.090715N, 14.400051E

Photos by flickr.com

Источник: https://ready2travel.ru/praga/obyazatelno/sobor-svyatogo-vita.html

Собор Святого Вита, Вацлава и Войтеха

Собор Св. Вацлава

Собор Святого Вита, Вацлава и Войтеха (Katedrála svatého Víta) величественное сооружение, расположенное в центре Пражского Града (Pražský hrad). Кафедральный собор является олицетворением чешской культуры и истории. За стенами готического собора хранится усыпальница королей прошлого и коронационные регалии. Также здесь расположена резиденция архиепископа Пражского.

История

По легенде в конце X века святым Вацлавом на этом месте был построен храм-ротонда, посвященный святому Виту. В начале XI века князь Спытигнев II, вместо имеющейся церкви, начал строительство трехнефной базилики, здесь проводились коронации и находили покой останки царских особ.

На фундаменте старого храма-ротонды был возведен собор святого Вита.

Строительство началось в 1344 году при короле Чехии Карле Люксембургском. Собор должен был стать сокровищницей и местом для коронации и захоронения. Французский архитектор Матиас из Арраза спроектировал собор, дополняя его готическими элементами в мельчайших подробностях. К сожалению создатель проекта не дожил до окончания строительства.

До конца строительства было еще очень далеко, эстафету принял известный архитектор Парлерж, работавший над созданием Карлова моста (Karlův most). Он работал не только над конструкцией, но и над созданием скульптур, которые в большом количестве украшают собор. Позже его работу переняли сыновья, которые закончили часть сооружения.

На их смену пришел Мастер Петрилк, в окончании были построены огромные части строения, но конца работы еще не предвиделось. Приостановила работу война, начавшаяся в 1419 году. За время войны само здание, картины, иконы и скульптуры сильно пострадали.

В конце 15 века возобновилось строительство храма, под покровительством Владислава Яггелонского (Vladislav Jagellonský), но строительство очень быстро свернули из-за нехватки средств. Вплоть до 19 века попытки достроить собор практически не предпринимались. В это время в Чехии царила атмосфера романтического настроения.

В 1844 году пара известных архитекторов Йозеф Краннер и Йосеф Моцкер предоставила план достройки великого собора. Они отремонтировали храм, убрали ненужные элементы, которые не планировал Парлерж и достроили его в традиционном готическом стиле, так, что каждая деталь гармонировала с остальной конструкцией.

Окончание строительства приходится на 1929 год, почти 600 лет длилось великое строительство.

Внешний облик

Высота храма, а именно главного замка составляет 124 метра. Большая южная башня достигает в высоту 96,5 метров. Западная сторона украшена двумя башнями, каждая высотой 82 метра, между ними расположилось окно-розетты диаметром 10 метров. Все украшено рельефами и скульптурами. Статуи химер и горгулий охраняют весь западный фасад.

Золотые ворота

Южный фасад имеет портал Золотые ворота, через которые заходят верховные священники. Мозаика над порталом очень многословна, здесь можно увидеть астрологические изображения, католическое распятие и картину «Страшный суд».

Смотровая площадка

Рядом расположена колокольная башня со смотровой площадкой. На башне расположены удивительные часы, которые имеют два циферблата и показывают часы и минуты отдельно друг от друга. На смотровую площадку можно подняться по винтовой лестнице, которая имеет чуть меньше трехсот ступеней.

Внутренний интерьер

Великолепие интерьера не уступает внешней отделке. 28 огромных колонн поддерживают свод храма. Над мозаиками и картинами, расположенными здесь трудилось ни одно поколение архитекторов, поэтому здесь присутствует смешение стилей, что не сказывается на гармоничной целостности.

Орган

Орган собора представляет собой вершину органного искусства и считается самым красивым во всей Европе. Многочисленные статуи и бюсты смотрятся величественно из-за света, который льется через красочные мозаичные окна. Сами окна заставляют разглядывать их снова и снова, каждое несет историю.

В большом зале часто проводят концерты органной музыки, поклонников этого искусства большое количество.

Капелла св. Вацлава

Сокровищницей собора по праву считается капелла св. Вацлава. Стены ее выложены мозаикой, которая сделана из полудрагоценных камней, также здесь присутствует отделка золотом. В середине стоит статуя самого Святого Вацлава в боевых доспехах, здесь же хранятся его останки, а в специальной комнате ждут своего часа регалии для проведения коронации.

Часовни

Многочисленные капеллы расположены внутри собора. В часовнях находятся надгробья чешских царей и епископов, хранятся останки святых и мучеников. Каждая из 23 капелл выполнена в неподражаемом стиле, материал для надгробий использовался разнообразный от песчаника до серебра.

Трифориум

Пространство внутри собора разделено на две части по вертикали. Здесь выделяется наземная часть и часть, называемая трифориумом (Triforium). В верхней небесной части расположены бюсты создателей храма, правителей разных лет и служителей храма.

Главный алтарь

Перед алтарем расположено надгробье, выполненное из белого мрамора. На крышке искусно изображены объемные фигура семейства Фердинанда I. Под ним нашли свой последний приют короли и правители Чехии разных эпох. Попасть туда можно через Часовню Святого Креста. Здесь же можно увидеть сохранившиеся остатки самого первого фундамента ротонды.

Отели рядом

Большинство отелей расположены в пределах 200м до 500м от собора, еще большее количество можно найти за пределами 500 метров. Каждый отель в Праге является произведением искусства, как с историческим подтекстом, так и в современном стиле.

Alchymist Prague Castle Suites

Пятизвездочный отель Alchymist Prague Castle Suites покорит королевским убранством, все от кровати до люстры говорит о роскоши. Отель находится в 300 метрах от собора Святого Вита, в историческом центре города.

Атмосфера причастности к происходящему в округ не оставит вас ни на минуту. Персонал отеля поможет в любой ситуации.

Окна номеров выходят на пражский град, так же можно полюбоваться Петршинскими садами и историческую площадь, расположенную рядом с отелем.

Golden Star

Четырехзвездочный отель Golden Star расположен в 350 м от собора.

Отреставрированный отель не оставит посетителей равнодушными, богато обставленные номера дизайнерской мебелью добавляют шарм интерьеру.

В ресторане со сводчатым потолком подают блюда чешской кухни и блюда других национальностей. Окна номеров выходят на Королевский путь, Пражский град и квартал Мала-Страна.

U Krále Karla

Отель U Krále Karla имеет 4 звезды, убранством не уступает пятизвездочному отелю. Расположен в 350 м от собора. Построен в 1639 году в стиле барокко, в интерьере тоже прослеживается этот стиль, старинная мебель отлично сочетается с современной техникой. Окна напоминают витражи соборов, изображения людей, животных и разнообразных узоров добавляют шарм всей архитектуре.

Как добраться

Доехать можно на трамваях № 1, 18, 22, 25, 56, 57, 91 до остановки «Pražský hrad».

После остановки необходимо повернуть налево и перейти дорогу на улицу U Prašného mostu, с нее вы попадете на Пороховой мост, перейдя мост вы окажетесь во 2 дворе Пражского града, нужно будет перейти на 3 двор. Можно доехать до станции метро Малостранская (Malostranská), от нее придется немного прогуляться.

Время работы

  • С ноября по март — понедельник-суббота 9:00-16:00, воскресенье 12:00-16:00;
  • С апреля по октябрь — понедельник-суббота 9:00-17:00, воскресенье 12:00-17:00.

За 20 минут до закрытия храма посетителей перестают пускать внутрь.

Зайти в храм и осмотреться с порога можно бесплатно, однако чтобы зайти вглубь или пройтись по периметру, нужен билет. Осмотр собора Святого Вита включен в длинную и короткую программу экскурсий по Пражскому Граду, купить билет отдельно нельзя.

Стоимость билетов

  • Длинная программа — 350 крон, льготный билет — 175 крон, семейный билет — 700 крон.
  • Короткая программа — 250 крон, льготный билет — 175 крон, семейный билет — 500 крон.

Льготы предоставляются пенсионерам и детям от 6 до 16 лет.

Вход на Южную башню собора, где находится смотровая площадка, оплачивается отдельно. В плохую погоду посетителей на башню не пускают. Билет стоит 150 крон, льгот нет.

Источник: https://Prague4.me/dostoprimechatelnosti/sobory-xramy-monastyri/katedrala-svateho-vita.html

Собор св. Вита

Собор Св. Вацлава

Чехия -> Прага -> Посмотреть

Katedrála svatého Víta

Крупнейшая и главная церковь Чехии, великолепный собор св. Вита в Пражском Граде является одним из лучших примеров готической архитектуры.

Официально называемый Кафедральный собор св. Вита, св. Вацлава, св. Адальберта, он возвышается на холме Пражского Града над всеми постройками в городе, являясь резиденцией архиепископа города и на протяжении веков — место коронации королевской семьи.

Только 2% чехов ходят в церковь, так что этот собор практически не используется, являясь главной туристической достопримечательностью города.

Первая христианская церковь на этом месте была построена еще в 929 году, заменив собой древний языческий храм, посвященный богу плодородия Световиду.  По легенде, в языческие времена на этом месте стоял идол Святовита, которого чехи почитали за главного бога.

Отовсюду приходил народ поклониться идолу, а в жертву приносили его любимое блюдо — черного петуха. Не брезговал Святовит и калачами с вином.

Якобы по созвучию и велел Вацлав освятить новую часовню именем святого Вита, и, что характерно, аж до конца прошлого века в День святого Вита христиане приносили к собору вино и калачи.

Романская купольная ротонда по приказу князя Вацлава I была освящена в честь св. Вита. К 1060 году, когда в Праге было создано епископство, ротонда была преобразована в трехнефную базилику с двумя шпилями. Остатки ротонды и базилики видны по сей день через решетку с южной стороны собора.

Строительство собора

Строитальство нынешнего здания началось в 1344 году. В этом году Прага получила архиепископа и король Иоанн Слепой решил построить большую церковь, достойную этого нового статуса.

Король умер всего через два года, но его преемник, король Карла IV, активно поддерживал амбиции Праги, и он предложил этот проект французскому мастеру-каменщику Мэтью д’Аррасу.

 Храм был задуман как символ тройственности метрополии: Прага — как главный город Чехии; Град — как основа Праги; собор Святого Вита — как главный храм Града.

Большая часть работ оказалась незавершенной, когда архитектор д’Аррас умер в 1352 году. Ему на смену пришел Петр Парлер, молодой скульптор и резчик по дереву из Швабии, Южная Германия.

Парлер следовал дизайну Матье, а затем внес и свои изменения.

В результате получился необычный готический стиль — иногда его называют Sondergotik (специальная готика), с чертами, заметно отличающимися от других готических шедевров.

Перед тем, как Парлер скончался, он успел закончить великолепный алтарь, Вацлавскую часовню и Золотой алтарь.  Его сыновья продолжили проект и в 1399 году завершили строительство часовой башни и трансепта.

Затем строительство замедлилось и полностью остановилось с началом гуситский войн в 1419 году. К этому времени относится легенда о Вацлаве IV, которому было пророчество «погибнуть перед башней святовитской».

Вацлав толковал слово «перед» двояко — как «перед башней на площади» или «перед тем, как она будет закончена», поэтому решил избавиться хотя бы от одной возможности.

Он повелел снести башню, но в тот момент начались Гуситские восстания, и Вацлава хватил инфаркт. Хитрое пророчество таки сбылось.

Башня была частично разрушена во время большого пожара 1541 года, но вскоре была восстановлена, архитекторы Вольмут и Тироль украсили ее ренессансной галереей и луковичной крышей. В 1770 году итало-австрийский архитектор Николас Пакасси добавил на вершине башни барочные купола.

Собор долгие годы оставался недостроенным, пока в 1844 году не было создано общество из заинтересованных лиц в надежде таки завершить строительство церкви, к этому времени уже требующую и существенной реставрации.

В 1873 году, уже под руководством Джозефа Моцкера началось строительство западного фасада. Моцкер был большим поклонником готики и успел приложить руку почти ко всем пражским зданиям, имеющим готическое происхождение.

В 1899 Моцкера заменил Камил Хилберт, который курировал завершение церкви в 1929 году. На заключительном этапе строительства было использовано многое из планов Петра Парлера.

Золотой Портал

До завершения западного портала, Золотой порта л (Zlatá brána) был главным входом в собор. Чешские королевские семьи входили через него в день коронации.

 Красочная мозаика над порталом была создана в 14 веке венецианскими ремесленниками и изображает Страшный суд. Фон ее сделан из позолоченных кубиков стекла, фигуры — из разноцветных камешков. Все камешки были специально выточены в Венеции.

Ворота закрыты бронзовой решеткой с аллегорическими композициями на зодиакальные темы.

Внутри над арками вдоль стен стоят бюсты членов королевской семьи и строителей храма. Первые четыре — работы Парлержа. Третий изображает самого Парлержа и считается первым в Европе автопортретом, но стоит так высоко, что разглядеть его нет никакой возможности.

Часовая башня

Часовую башню собора Вита можно увидеть со всех уголков Праги. Ее шпиль достигает в высоту 96,5 м.

Особенно примечателен верх башни: тогда как большая часть башни и собора выполнена в готическом стиле, верх башни сделан в стиле Ренессанс с барочным куполом наверху.

Можно подняться по 297 ступеням наверх и самим увидеть самый крупный церковный колокол в Восточной Европе. Кроме того, сверху открывается великолепный панорамный вид на Прагу.

Ворота

Рельефы на центральныой части бронзовых ворот собора рассказывают в картинках историю постройки собора с 925 до 1929 гг. На воротах справа — легенда об убиении святого Вацлава, а слева — святого Войтеха, епископа, погибшего мученической смертью во время миссионерской поездки по Прибалтике.

Западный Фасад

Западный фасад был построен в период 1873 по 1929 гг в нео-готическом стиле. Большое розовое окно над главным входом было создано Франтишком Кизелой. Витраж, завершенный в 1927 году, содержит изображения со сценками из Библии.

Неф

Из-за своего расположения в третьем дворе Пражского града, нельзя оценить весь масштаб церкви. Зато истинные размеры становятся очевидны в нефе — крупнейшем в стране.

Большие витражи нефа были сделаны в начале 20-го века.

Некоторые из них являются настоящими шедеврами, как например окно Кирилла и Мифодия, созданное в стиле Ар Нуво Альфонсом Мухой, выдающимся чешским художником того времени.

Алтарь

Алтарь, построенный Петром Парлером, является одним из самых ярких в соборе. Чрезвычайно высокие потолки с красивыми сетчатыми свобдами поддерживают большие контрфорсы.

В середине алтаря находится королевский мавзолей с большими помпезными гробницами работы фламандского скульптора Александра Colyn, созданными между 1571 и 1589 для Фердинанда I и его жены. Еще один впечатляющий могильный памятник в алтаре — могила Яна Непомуцкого, чешского мученика.

Скульптура была создана в 1736 году австрийским архитектором Джозефом Эмануэль фон Эрлахом, который  использовал для памятника две тонны серебра.

Часовня святого Вацлава

Самая роскошная из многочисленных часовен в соборе Святого Вита — часовня Святого Вацлава, посвященная покровителю Чехии. Построенная в 14 веке над могилой святого Вацлава.  Надгробие князя было собрано из кусочков и отреставрировано в начале XX века.

Часовня украшена более чем 1300 полудрагоценными камнями разных видов, вмонтированных в стену. Фрески на стене изображают сцены из Библии и рассказавают о жизни святого Вацлава.Св. Вацлав широко известен в англо-саксонских странах как Добрый король Венцеслав. На самом деле он был не королем, а герцогом, и не факт, что столь уже добрый.

Часть дворянства восстала против него и поддержала его брата Болеслава, который убил Вацлава в 935 году. Так как Болеслав был язычником, христиане тут же провозгласили Вацлава святым и мучеником.Из часовни есть выход к палате с коронационными драгоценностями.

Палата заперта на семь замков, а ключи от них находятся у семи особ: президента республики, председателя парламента, мэра, архиепископа и т.д. Вместе они собираются только на большие церемонии.

Остальные часовни закрыты для посещения. В них покоятся останки знатных людей прошлого времени: от гофмейстера королевства Яна Попела до князей и всех пражских архиепископов.

Источник: https://selfguide.ru/czech/prag/to-see/churches/katedrala-svateho-vita/

Собор Святого Вита в Праге: интерьер и внутреннее пространство

Собор Св. Вацлава

Здравствуйте, любознательные путешественники! Собор Святого Вита в Праге относится к самым известным достопримечательностям Чехии. Храм возвышается в центре Пражского Града, и его готические башни так и зовут увидеть эту величественную архитектуру вблизи. И, как правило, внешний осмотр грандиозного строения удается реализовать всем, кто посещает Прагу.

Несколько иная ситуация складывается в отношении знакомства с интерьером собора. Несмотря на немалое количество людей, желающих посетить собор, многие терпеливо выстаивают очередь на третьем дворе Пражского Града, входят через западный портал и осматривают храм внутри.

Но, поскольку бесплатное посещение храма ограничивается осмотром только небольшой его части у входа, далеко не все, кто даже бывал в соборе Святого Вита, смогли рассмотреть его богатый интерьер. Поэтому данная статья посвящается исключительно тому, как выглядит внутри Кафедральный собор святого Вита, Вацлава и Войтеха:

  1. Общий вид Святовитского собора внутри
  2. Капеллы собора
  3. Часовня Святого Вацлава
  4. Алтарное пространство

Вы, вероятно, обратили внимание на полное название собора. Какие аргументы обусловили именно такое название, можно узнать в статье, которую я опубликовала в числе первых постов блога: Почему главный собор Праги назван в честь Святого Вита.

Общий вид и описание интерьера

Когда входишь в собор Святого Вита, первое, что невероятно впечатляет – это масштабы сооружения и ощущение прикосновения к многовековой истории. По большей части храм возводился в средние века и относится к крупнейшим средневековым соборам Европы. Только западный фасад с его знаменитой розой был достроен в начале XX столетия.

Кстати, обратите внимание, где находится толпа людей. А толпятся все на той площадке у входа, куда разрешается войти посетителям, не приобретая экскурсионного билета. Этот снимок сделан из центральной части зала. Очевидно, что убранство собора открывается для осмотра, только если вы имеете входной билет.

На предыдущей фотографии хорошо различим балкон, окружающий пространство зала по периметру. Балкон называется трифория. Он поднят на высоту 14 м от пола, а над ним — окно-роза 10-метрового диаметра. На балконе создана галерея бюстов королей и королев, церковнослужителей и тех значимых особ, которые имели непосредственное отношение к строительству храма.

Высота собора Святого Вита — 33 метра. Зал длиной более 120 м и шириной до 60 м разделен на три нефа могучими ребристыми колоннами. Завершатся пространство сетчатым сводом, который изобрел Петр Парлерж – можно сказать, архитектурный талант при дворе Карла IV.

Всего в соборе 28 колонн. Начиная с центральной части и ближе к алтарю, на колоннах помещены статуи святых и правителей.

Но скульптуры установлены не только на высоте, они также есть за алтарем. Например, статуя кардинала Фридриха Шварценберга – католического священника, который основал Общество по завершению строительства Святовитского собора и внес значительный вклад в возведение западного фасада.

Бронзовая скульптура от Йозефа Вацлава Мысльбека установлена с северной стороны от алтаря перед старой архиепископской капеллой, где похоронен кардинал.

За статуей расположено старинное дубовое панно. Таких панно в храме несколько, и на них изображены ключевые события Праги. Особенно любопытно рассмотреть рельеф Праги, созданный резчиком Бехтелером в 1630 году:

В центре резного плана находится Карлов мост со Староместской готической башней. И кто неплохо знает Прагу, зразу заметит, как отличалась прибрежная часть города в XVII  веке от нынешней. В левой нижней части картины нет собора Святого Франтишека, который сейчас высится у Карлова моста.

На реке Влтава еще только намечается островок, который позднее сформировался на основе наносов, и сейчас известен как остров Жофин… Но, с другой стороны, уже в то далекое время город имел множество объектов, которые сохранились до наших дней и стали известными достопримечательностями Праги.

Капеллы собора

Пражский собор Св. Вита имеет круг капелл (часовен), которые занимают весь северный неф, далее идут по окружности готической алтарной части, и размещаются почти по всей протяженности южного нефа.

Если включать и галерею, где установлен орган, то в храме находится 21 капелла.

Многие из них украшены витражами и росписями, над созданием которых трудилось более десяти художников, среди которых и Макс Швабинский, и Карл Сволинский.

Когда посетители только входят в храм, они могут увидеть всего лишь три часовни с левой стороны – Святой Анежки, Шварценбергов и новую архиепископскую капеллу. Справа, начиная от входа, следуют капеллы Святой Людмилы, Гроба Господня и Туновская.

Уже здесь можно познакомиться с произведением, которое создал знаменитый чешский художник Альфонс Муха. Это витраж в архиепископской часовне. Сразу же за этой часовней находится великолепная каменная лестница:

На этом детальный осмотр и завершится, если вы не приобрели билет, к примеру, на малый экскурсионный круг Пражского Града, куда входит посещение собора. Мы же идем знакомиться с интерьером далее.

Почти рядом с узорчатой лестницей располагается органная галерея, где на балконе установлен орган XVIII века в стиле барокко. Данный музыкальный инструмент имеет почтенный возраст, а более ранний ренессансный был разрушен прусской армией в 1757 году.

За галереей размещается просторная капелла Святого Сигизмунда. Капелла создавалась очень знатным Чернинским родом как семейная молельня. Пожалуй, это одна из самых богато украшенных капелл:

Далее следуют часовня Святой Анны, старая архиепископская со скульптурой кардинала Шварценберга  и капелла Иоанна Крестителя. В часовнях находятся мраморные надгробия и реликварии, стены расписаны картинами из жизни святых, украшены соответствующими атрибутами.

В капелле Святой Троицы и Девы Марии, которая находится в центре хоров, запоминается созданный без помпезности алтарь, где гармонично сочетаются скульптурные элементы и фоновая решетка:

Все часовни отличаются своим уникальным оформлением. Разумеется, в них нельзя войти, но они открыты для обзора. Как правило, красивые кованые решетки закрывают только нижнюю часть пространства, но ничто не мешает рассмотреть скульптурное и живописное оформление.

У южной стены идут одна за другой капеллы Святых Мощей, Яна Непомуцкого, Марии Магдалены, Святого Креста и Святого Андрея. Замыкает круг перед южным порталом Святовацлавская капелла.

Часовня Святого Вацлава

Так как у истоков закладки собора в 929 году стоял князь Вацлав, самой значимой капеллой в Святовитском храме является часовня Вацлава. Она находится на центральной поперечной линии здания со стороны южного портала. Интерьер часовни можно рассмотреть только через решетку.

Это самое священное место в храме. Здесь впервые построили ротонду в X веке в честь Святого Вита. По завещанию Вацлава здесь же предали его тело земле. Вокруг ротонды в дальнейшем построили базилику святых Вита, Вацлава и Войтеха, которую Карл IV начал перестраивать в большой собор.

По решению этого же правителя создавалась и часовня Святого Вацлава. К слову, интерьер часовни перекликается с видами часовни Святого Креста в замке Карлштейн. В частности, такая же отделка стен крупными драгоценными камнями, которые вмурованные в штукатурку, замешенную на золотой пыли.

Но если в часовнях Карлштейна строго запрещена фотосъемка, то в соборе Святого Вита можно частично сфотографировать интерьер через решетку. И рядом прикреплено полное изображение часовни.

Настенные картины дают возможность проследить главные события в жизни князя. В центре помещена скульптура Святого Вацлава, созданная в 1373 году. У южной стены находится саркофаг святого на постаменте, щедро украшенном драгоценностями.

В самом укромном углу часовни – том, который никак не может быть виден на фотографиях, расположена дверь, ведущая в так называемую Коронную палату или Сокровищницу.

В сокровищнице собора хранятся те реликвии, которые при Карле IV находились в часовне Святого Креста замка Карлштейн. Среди них корона, которую изготовили ювелиры в 1347 г. в честь коронования на престол, императорский жезл начала XVI века и другие самые драгоценные чешские регалии.

Дверь в сокровищницу с 1867 г. закрыта на семь замков, ключи от которых находятся у семи самых влиятельных лиц государства и церкви. К ним относятся президент и премьер-министр страны, глава Палаты депутатов и председатель Сената, архиепископ Праги и митрополит собора Св. Вита. И седьмой ключ находится у мэра чешской столицы.

Малоприметную дверь в часовне можно отворить только в том случае, когда перечисленные деятели соберутся вместе, и каждый из них доверенным ему ключом откроет соответствующий замок.

По винтовой лестнице идут в Сокровищницу, которая находится на уровне Золотых мозаичных ворот южного фасада собора.

Все это кажется сказочным сюжетом, но в действительности эти интересные факты абсолютно достоверны, а ритуал входа в Коронную палату соблюдается и в наши дни.

Алтарное пространство собора

Отдельное достояние храма Святого Вита – его центральное пространство перед алтарем, где находится королевский мавзолей и саркофаг Яна Непомуцкого. Это монументальные объекты, для которых отведена довольно большая площадь.

В подземной части собора изначально планировалась крипта — усыпальница королей и их близких. В 1589 году голландский скульптор Александр Колин создал мраморный мавзолей, который установили над криптой, а подземный склеп расширили.

Опечаленные ангелы установлены на мавзолее, где рельефно изображены Фердинанд I, Максимилиан II и Анна Ягеллонская – императорская семья, в честь которой был заказан мавзолей.

Посетители собора могут осмотреть не только мавзолей, но и спуститься в крипту, где покоятся останки королей, их родственников, а также знаменитых строителей собора. В склепе с южной стороны также хорошо сохранилась архитектурная основа предыдущих храмов, над которыми надстраивался нынешний собор.

Таким же важным объектом, как и мавзолей, является серебряный саркофаг — работа 1733—1736 гг.

Эскизы саркофага в честь Яна Непомуцкого создавал венский архитектор Фишер фон Эрлах, а потом по его наброскам итальянский скульптор создал деревянную модель проекта. И только после утверждения предварительной модели императором, венский ювелир Иоганн Йозеф Вюрт переехал на два года в Прагу, чтобы вместе со своими помощниками сконструировать серебряный саркофаг в соборе Св. Вита.

В композиции, кроме стоящего на коленях Яна Непомука и ангелов, есть скульптуры женщин. Они олицетворяют христианские добродетели.

И в завершение описания интерьера храма, хочу обратить внимание на кафедру. Место для проповедей, наряду с алтарем, является главным объектом собора. Кафедра собора Святого Вита, выдержанного в готическом стиле, сохранила свой барочный вид.

Друзья, несмотря на мои многословные описания и желание продемонстрировать вам, как выглядит знаменитый пражский храм внутри, я только частично смогла предоставить информацию. Но все же, надеюсь, после прочтения этой статьи, посещение собора во время поездки в Прагу окажется для вас более познавательным, а его многочисленные объекты станут более понятными.

Ваш euro-проводник Татьяна

Источник: http://euro-provodnik.ru/sobor-svyatogo-vita-v-prage.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.