Собор Гроссмюнстер

Церковь Гроссмюнстер – храм Цюриха, стоящий на святом месте

Собор Гроссмюнстер

Адрес: Швейцария, г. Цюрих
Начало строительства: 1090 год
Окончание строительства: 1230 год
Координаты: 47°22'12.4″N 8°32'38.3″E

Несмотря на огромную популярность в Цюрихе церкви Фраумюнстер, которая привлекает туристов великолепными витражами работы Марка Шагала, все же, самой большой и самой важной церковью бизнес – столицы Швейцарии является Гроссмюнстер.

Миниатюра церкви Гроссмюнстера в парке «Швейцария в миниатюре»

Этот величественный храм расположен, в так называемом, «Старом квартале» Цюриха, и имеет длинную и интересную историю. Кроме этого, Гроссмюнстер, согласно древней легенде, построен на священном месте, которое смог распознать даже… конь.

Церковь расположена на одноименной с ней площади и всегда привлекает к себе огромные толпы туристов, большую часть из которых составляют протестанты, приехавшие поклониться своей святыне. Церковь Гроссмюнстер расположена практически на берегу реки Лиммат, почти напротив своей прямой «конкурентки» Фраумюнстер.

Дело все в том, что, несмотря на свои размеры, мужской монастырь (изначально в церкви жили и возносили к богу свои молитвы только монахи) не имел такого огромного влияния на город, как женский монастырь. Скорее всего, причина кроется в том, что церковь Гроссмюнстер была возведена позже женского монастыря.

Однако в наши дни она пользуется не меньшей популярностью, чем храм, в котором можно увидеть работу самого Шагала.

Гроссмюнстер с противоположной стороны р. Лиммат

Церковь Гроссмюнстер – легенда, строительство и история

Строительство церкви Гроссмюнстер было начато в 1090-м году по приказу Карла Великого. Существует древняя легенда, объясняющая, почему именно на этом месте, к которому и ранее приходили сотни поклонников, началось строительство мужского монастыря.

Во время охоты на благородного оленя по территории современного Цюриха, конь Карла Великого вдруг резко остановился и стал на колени. Он склонял голову и всем своим видом призывал хозяина поклониться святыне. «Какой святыне?», – может задать вопрос турист, малознакомый с историей Цюриха.

Дело все в том, что в том месте, где конь Карла Великого преклонил колени, согласно легенде, передаваемой из поколения в поколение паломниками, находилась могила мучеников Феликса и Регулы.

Феликс и Регула – это брат и сестра, которые были ревностными христианами, и которых римляне преследовали за их веру в Спасителя всего человечества. Легион, который защищал Феликса и Регулу был разбит римлянами, а брат с сестрой смогли бежать, но попали в плен на берегу реки Лиммат.

Им предложили выбор: либо они принесут жертву языческим богам, либо будут на глазах толпы замучены до смерти. От своей веры Феликс и Регула не отказались: во время страшной пытки на колесе они не проронили ни звука. Римляне решили умертвить брата с сестрой и отрубили им головы.

После этого произошло чудо: тела Феликса и Регулы встали, взяли свои головы в руки и прошли сорок шагов, после чего упали замертво. Их похоронили прямо на том месте, где и преклонил колени конь Карла Великого.

Кстати, Карл Великий был внуком того самого Людовика II Немецкого, который и основал Фраумюнстер.

Вид на башни церкви

Современные историки относятся со скептицизмом к этой легенде и утверждают, что строительство церкви не связано с этой леденящей душу легендой. Протестанты и католики не согласны с официальной версией и верят в историю о Феликсе, Регуле и Карле Великом.

Более того, современные археологические экспедиции, которые проводили раскопки возле церкви Гроссмюнстер в Цюрихе, доказали, что там действительно имеются захоронения и датируются они 3-м веком нашей эры. Именно в то время, согласно преданию, и были казнены Феликс и Регула.

Правда, специалисты настаивают, что под церковью и рядом с ней погребены не святые брат и сестра, а певцы, входившие в свое время, в так называемую, «Гильдию певчих».

Чтобы отбросить в сторону легенду о брате и сестре, принявших мученическую смерть за христианскую веру, историки даже приводят доказательства того, что в свое время на месте мужского монастыря Гроссмюнстер находилась еще более древняя церковь, построенная Карлом Толстым. Именно возле этой старой церкви и хоронили умерших. Доказать, что является правдой, а что вымыслом, в настоящий момент не представляется возможным.

Современная официальная версия, которая опирается на некоторые сохранившиеся до наших дней летописи, говорит о том, что Карл Великий вообще не приказывал строить Гроссмюнстер. Однако скульптура монарха почему-то украшает главный фасад церкви, которая строилась почти 300 лет.

К слову, древние мастера, которые сделали из камня, восседающего на коне Карла Великого, даже выделили символы его безоговорочной власти: корона и жезл были выкованы из железа. Кстати, в правой части фасада можно увидеть еще одну скульптуру монарха, который смотрит на реку и не держит в руках символы королевской власти.

Видимо, современные историки могут ошибаться в своих выводах, и церковь Гроссмюнстер в Цюрихе действительно прочно связана с судьбой Карла Великого.

Тыл церкви

Церковь Гроссмюнстер – самая величественная церковь современного Цюриха

Сколько бы ни спорили историки, археологи и протестанты, есть достоверные доказательства тому, что современный (к слову, почти современный) облик Гроссмюнстер приобрела только лишь в 1230-м году. Хотя, справедливости ради стоит отметить, что последние работы над церковью были произведены уже в 15-м веке.

Тогда южную башню немного достроили, чтобы достичь симметрии. Дело все в том, что северную башню изначально в мужском монастыре строили, как колокольню, а южную решили сделать короче. Спустя 300 лет асимметрия вышла из моды, и две башни Гроссмюнстер стали одинаковыми.

Кстати, именно в тот период времени на фасаде и появилась статуя короля Карла Великого.

Из-за долгого строительства в здании церкви переплелось сразу два архитектурных стиля: романский и готический. Повлияла на современный облик и реставрация 1763 года.

Работы по восстановлению церкви были начаты после произошедшего в ней пожара.

В то время реставраторы немного «перестарались» и добавили к фасаду и внутренней отделке архитектурные элементы, которые не были запланированы при начале строительства мужского монастыря.

Лишь в 20-м веке специалистам удалось практически полностью воссоздать тот облик, который был присущ церкви в 13-15хх веках. Оригинальная статуя Карла Великого была убрана с фасада: поврежденную скульптуру было решено перенести в крипту, а ее место заняла точная копия, выполненная мастерами уже в 1935-м году.

Гроссмюнстер с моста Мюнстербрюкке

Собор Гроссмюнстер в Цюрихе привлекает к себе внимание туристов не только оригинальным архитектурным стилем и легендой, связанной с ним.

Особое впечатление производит и богатое внутреннее убранство церкви, ее наполненность, можно даже сказать, насыщенность естественным светом.

Прекрасные витражи, которые практически ни в чем не уступают «шагаловским» во Фраумюнстер, создают в храме атмосферу роскоши и одновременно какого-то «неземного» спокойствия.

На одну из двух башен церкви Гроссмюнстер может в определенное время подняться каждый желающий. Вид, открывающийся с нее, просто поражает, кажется, что величественный и немного суетный Цюрих лежит у твоих ног.

Церковь открыта с марта по ноябрь с 9 утра до 18-00, а вот в зимний период времени посетить ее можно с 10-00 до 5 вечера. Вход в самую величественную церковь Цюриха свободный.

За преодоление 184 ступенек и осмотр Цюриха с высоты птичьего полета придется заплатить символичную сумму в 2 швейцарских франка.

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/415-tcerkov-grossmiunster

Церкви Цюриха

Собор Гроссмюнстер

Города Швейцарии > Путеводитель по Цюриху > Цюрих > Достопримечательности Цюриха

Церкви Цюриха являются одним из главных украшений города.

Именно характерные башни монастыря Гроссмюнстер стали символом города, а великолепные витражи Марка Шагала в расположенном напротив Фраумюнстре притягивают множество туристов ежедневно.

Самые большие часы в Европе украшают стену не лондонского Биг Бена, как можно было бы подумать, а скромную башенку церкви св. Петра в Цюрихе.

Но не стоит ожидать интересного декора: Цюрих — город протестантский, так что во время Реформации все украшения из церквей были выброшены. Кое-где сохранились остатки старинных фресок на стенах. Тем не менее, посетить Цюрих и не подняться на башенку Гроссмюнстра с ее великолепной панорамой центра города было бы непростительным упущением!

Вид с башни Гроссмюнстра на старый город Цюриха.

Церковь св. Петра (St. Peter Kirche)

Церковь святого Петра считается самой древней в Цюрихе. Первое упоминание о ней относится к 857 году, когда Людовик Немецкий подарил церковь своей дочери. Одна из этих дочерей стала позже аббатисой Фраумюнстер.

Ранняя постройка была высотой от 7 до 10 метров и относится к периоду 8-9 века.

Около 1000 года старое здание заменили новым в романском стиле, которое также сменилось в 1230 году на позднероманскую церковь, часть которой сохранилась до настоящего времени.

Рудольф Брун, первый независимый мэр города, был похоронен здесь в 1360 году. Неф был перестроен в 1460 году в готическом стиле. До периодаРеформации церковь святого Петра была простым городским приходом.

Существующее ныне здание было освящено в 1706 году как первая протестантская церковь. До 1911 года, колокольня служила пожарной вышкой. С окон этой башни открывается вид на весь город. Если в городе случался пожар — раздавался специальный сигнал, и вывешивался флаг по направлению на огонь. С изобретением телефона сигнал о возгорании передавался уже по нему.

В 1538 году на башню были установлены самые большие в Европе часы. Диаметр часов достигает 8,7 метра, минутная стрелка имеет длину 3,95 метра. Колокола были добавлены только в 1880 году. В настоящее время колокольня принадлежит городу, в то время как неф — приходу Святого Петра Швейцарской Реформистской Церкви.

Интересные факты:

  • Глава города Рудольф Брун, похороненный здесь в 1360 году, в 1345 году дал особы привилегии этой церкви, в том числе церковный налог. Возле церкви ему поставлен памятник.

  • Первый пастор церкви после реформации — Лое Джуд (1523-1542) — был другом швейцарского реформатора Ульриха Цвингли и участвовал в переводе Библии на швейцарский диалект.
  • Писатель, теолог и поэт Йоханн Каспар Лаватер, в детстве друживший с Гёте, был пастором церкви в 1778-1801 гг.

    В стене церкви заложен его надгробный камень. Ему же установлен памятник на территории церковного хора.

Архитектурные особенности:

Башня выполднена в поздне романско-готическом стиле, неф в стиле барокко (1705/06). Это была первая реформистская церковь в Цюрихе. Штукатурные работы осуществлялись Саломоном Бюркли из Цюриха и Францом Шмутцером из Вассербрунна. Купель датируется 1598 годом, пять колоколов относятся к 1880 г.

  • Тип: Евангелистко-реформистская
  • Адрес St. Peterskirche , St. Peterhofstatt, 8001 Zürich
  • Часы работы: Пон-пт 8-18; Сб 9-16; вск 12-17; Worship: вск 10.00
    www.st-peter-zh.ch
  • Как добраться: Церковь святого Петра затеряна на узенькой Schlüssel-Gasse в старом городе. Проще всего добираться от реки — башня возвышается над домами, так что можно ориентироваться по ней. Остановка Rathaus или Helmhaus, трамваи 4 или 15.
  • Если ехать от главного вокзала, то можно взять любой трамвай в сторону озера перпендикулярно зданию вокзала (тамваи 7, 11, 13) до Paradeplatz. Там повернуть налево по ходу движения и углубитсья в старый город, опять же ориентируясь по башне (улочки очень маленькие-кривенькие и по карте найти может оказаться трудновато).

НАВЕРХ

Фраумюнстер (Fraumünster)

Фраумюнстер был построен королем Людовиком Немецким для своей дочери Хильдегарды в 853 году. Он служил женским монастырем для аристократии южной Германии.

Монастырь пользовался покровительством королей и обладал правом чеканки монет в Цюрихе вплоть до 13-го века. Фактически аббатисы монастыря являлись правителями Цюриха в 1045-1524 годах.

Право на владение церковью и монастырем перешло к городским властям Цюриха уже после реформации.

Важной архитектурной особенностью Фраумюнстер является церковный хор в романском стиле и высокий сводчатый неф.

Неф последний раз реставрировался в 1911, вслед за ним северный неф был обновлен двоюродным братом Альберто Джиакометти — Августо (1945), пять окон-витражей (1970) и розетки в южном трансепте (1978) были созданы Марком Шагалом. В монастыре находится несколько фресок Поля Бодмера (Paul Bodmer).

До Марка Шагала церковь была известна только за счет того факта, что она имела только одну башню вместо двух, как следовало по канону. Причина была проста — нехватка денег.

Витражи Марка Шагала

Легендарные витражи были созданы Марком Шагалом, когда ему было уже 83 года. Он был приглашен сделать витражив лучшей части церкви — алтарной. Шагал дал согласие на это только спустя год. Он долго думал о том, как лучше реализовать замысле в пропорциях окон: 1 м ширины и 10 м длины.

Он нашел свой собственный вариант: чтобы увидеть его замысел, необходимо смотреть по спирали. Всю историю он поместил в пять окон: окно Пророка, окно Закона — Моисей с двумя скрижалями, окно Иакова, окно Сиона и окно Иисуса (центральное).

Через 7 лет Шагал создал полную картину сотворения мира в розетке стены Фраумюнстера. Она располагается под потолком налево от входа. Розетка имеем семь лепестков, отражающие 7 дней создания мира.

  • Тип: Евангелистко-протестантская
  • Часы работы

Источник: http://zurichguide.ru/zurich-travel-guide/main-sights/church

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.