Синагоги в Беларуси

Одинокие дома собраний: 10 каменных синагог Беларуси, которые стоит увидеть

Синагоги в Беларуси

Архитектурный облик белорусских городов и местечек, где на протяжении многих столетий селилась еврейская община, в известной мере определяли деревянные и каменные синагоги. К началу ХХ века их общее число приближалось к двум тысячам.

Увы, деревянные дома собраний не сохранились – были сожжены и уничтожены во время войны, оставив о себе память на старых рисунках, открытках и фотокарточках. Синагоги из камня и кирпича, которые частично уцелели, были отданы под склады, дома культуры, кинотеатры и клубы.

Сегодня лишь считанные из этих памятников синагогальной архитектуры используются по назначению. Мы отобрали десять из сохранившихся синагог Беларуси, которые стоят в руинах, находятся на реставрации, действуют.

Путешествие к ним поможет увидеть и оценить богатство духовной культуры людей, для которых они были построены.

1. синагога в Быхове

синагога появилась в Быхове в первой половине XVII века – через несколько лет, после того как здесь был построен замок. На протяжении двух веков это были единственные в городе монументальные сооружения из камня.

Главную Быховскую синагогу относят к сооружениям оборонительного типа. Неприступный замковый облик синагоги создают двухметровые стены и угловая круглая башня с нишами-бойницами в ней. Интерьер был богато украшен лепкой и росписью.

Сегодня это одна из четырех синагог Беларуси, где сохранилась бима – окруженное четырьмя столбами возвышение в центре строения для публичного чтения свитка Торы и отрывков из книг пророков во время богослужения.

Уцелевшие бимы можно также увидеть в синагогах Слонима, Гродно и Ружан.

На историческом плане Быхова синагога занимала место в отдельном квартале в северной части города. По соседству находились рыночная площадь и городской вал с Могилевскими воротами.

2. синагога в Слониме

Еврейская община появилась в Слониме в середине XVI века и спустя три столетия стала одной из самых многочисленных в Беларуси. На рубеже XIX-XX веков в городе действовали 21 синагога, талмуд-тора, несколько десятков хедеров и четыре еврейских училища.

Строительство Главной синагоги Слонима началось в 1642 году недалеко от рыночной площади.

Спустя шесть лет ее барочный фасад с фигурным фронтоном органично вписался в исторический центр города, а мощный характер постройки придал городской системе оборонительных сооружений более совершенный вид.

Внешне синагога выглядела сдержанно и строго: высокие оконные проемы, узкие ниши и окна-бойницы, расположенные в два яруса.

За почти двухметровыми стенами находился изысканно украшенный молитвенный зал с балконом над входом, где молились женщины. Его интерьер частично сохранился: сегодня внутри синагоги можно увидеть окруженную четырьмя колоннами биму и арон-кодеш для хранения свитка Торы.

Стены синагоги украшены старинными фресками с изображением обрядовых и светских музыкальных инструментов, цветов. Слонимский дом собрания не раз страдал от войн и пожаров, в послевоенные годы был превращен в склад и торговое помещение.

Теперь украшающее исторический центр города здание синагоги находится на реставрации.

3. Ружанская синагога

Получив во владение Ружаны, Лев Сапега превращает местечко в свою резиденцию. В XVII-XVIII веках в Ружанах трудится придворный архитектор Сапег Ян Самуэль Бекер. Из культовых сооружений здесь строятся Троицкий костел, церковь Святых Петра и Павла, монастырь базилиан, костел Святого Казимира.

В конце XVIII века архитектурный облик местечка дополнило двухъярусное здание синагоги, воздвигнутое по новому типу: при его строительстве элементы оборонительного зодчества были полностью заменены формами барочной архитектуры.

Первый полуцокольный этаж синагоги завершали небольшие стрельчатые окна; оконные проемы второго яруса высотой в две трети здания имели арочную форму. Экстерьер украшали тонкие пилястры, широкий карниз и декоративные арки. Пространство внутри синагоги оставалось по-прежнему объемным, и сегодня здесь можно увидеть окруженную четырьмя колоннами старую биму.

Рядом с синагогой построена одноэтажная с арочными оконными проемами иешива. После войны здание еврейской школы использовалось как склад, мельница, котельная и гараж.

4. синагога в Столине

К концу XVIII века еврейская община города насчитывала более четырехсот человек, а к концу следующего столетия население города было преимущественно еврейским. В Столине действовали четыре синагоги, миквы, еврейские школы, работали мельницы, магазины, аптеки.

Столинская синагога, построенная в 1792-1793 гг., представляет собой двухэтажное здание с лучковыми и арочными окнами, фронтоном, пилястрами и карнизами на втором ярусе. Внутри стены были украшены разноцветными фресками, которые частично сохранилась и доныне. Пожар 1827 года не пощадил бимы, сгорели также и сорок свитков Торы, хранившиеся в серебряных футлярах с позолоченными корешками.

Особенностью Столинской синагоги была сложная конструкция крыши, которую часто применяли в народном зодчестве, в частности, когда накрывали гуменные постройки. Увы, на сегодняшний день руины синагоги остались без кровли.

5. синагога в Гродно

Главную, или Хоральную, синагогу на Большой Троицкой в Гродно называют одной из самых красивых и старейших в Европе. Для строительства каменного дома в Гродно в 1572 году приезжает итальянский архитектор Санти Гуччи. Но даже будучи каменным, дом собраний значительно пострадает от пожаров 1885 и 1900 годов.

Нынешнее здание Большой хоральной синагоги в стиле русского модерна начали возводить в 1902 году, частично вписав в архитектурный облик остатки «божницы» XVII века. Дом собраний имел два нарядных, украшенных пилястрами, карнизами, сандриками и высокими арочными нишами и окнами, корпуса с ритуальным залом и вспомогательными строениями.

Внутри Хоральная синагога так же хороша, как и снаружи. Посреди украшенного лепниной молитвенного зала, где когда-то пел хор мальчиков, расположена бима, в восточной стене – ниша для хранения Торы, а вдоль западной – галерея для женщин.

Во время войны синагога оказалась в центре гетто и служила местом сбора евреев перед отправкой в концлагеря и на расстрелы. После войны великолепное здание использовали для хранения продуктов и лекарств, а затем приспособили под художественные мастерские.

На данный момент в Гродно ведутся работы по восстановлению этой синагоги на берегу Немана. В молитвенном зале проходят богослужения; в здании синагоги открыт для посещения еврейский музей.

6. Большая синагога в Кобрине

Построенную в XVIII-XIX веках Кобринскую синагогу называют одной из самых больших в Беларуси.

Это единственная уцелевшая из семи существовавших в Кобрине синагог, большую часть населения которого до Второй мировой войны составляли евреи. В военные годы синагога оказалась центром гетто.

После войны, опустошенная и разграбленная, она была закрыта и использовалась не по назначению, в частности в 1980-е годы здесь производилось пиво и ягодный напиток.

В 2003 году зарегистрированная накануне Иудейская религиозная община Кобрина подняла вопрос о восстановлении архитектурного памятника. Однако осуществить планы о культурном центре еврейства Западной Беларуси, музее истории и этнографии евреев Брестчины пока не удалось, равно как и сделать действующей часть синагоги.

7. Каменная синагога в Лужках

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничал род Жабов, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок.

В современных Лужках и окрестностях привлекателен для туристов исторический архитектурный ансамбль, состоящий из усадьбы графов Плятеров, церкви, костела, водяной мельницы и синагоги, построенной в середине XIX века и недавно получившей статус историко-культурной ценности.

Здание синагоги возведено из бутового камня и кирпича на правом берегу Мнюты. При ней действовал хедер, где до 1872 году учился родившийся в Лужках Элиэзер Бен-Иегуда, или Лейзер Ицхак Перельман, которого впоследствии назовут «отцом современного иврита».

На месте его дома в Лужках установлен памятный знак, а в Глубоком его бюст украшает Аллею знаменитых земляков. От синагоги в Лужках уцелели стены с необычайно красивой каменной кладкой и оконными проемами арочной формы, выложенными кирпичом.

У берегов Мнюты сохранились руины миквы – этот водный резервуар из бутового камня и кирпича предназначался для омовения, чтобы очиститься от ритуальной нечистоты.

8. Синагога в Ошмянах

В начале XIX века каменные синагоги в Беларуси приобретают вид, более свойственный гражданской архитектуре, с чертами классицизма. На рубеже XIX-XX веков еврейская община Ошмян, к которой относилась примерно половина жителей города, получила разрешение на строительство каменной синагоги.

Здание из красного кирпича, строгое и прямоугольное по форме, украшено пилястрами на стенах и незначительно вытянутыми окнами, вписанными в ниши с лучковым завершением. Особенностью Ошмянской синагоги считают трехъярусную крышу, сохранившуюся до сегодняшнего дня. Два ее нижних яруса – четырехскатные.

Третий и самый высокий имеет два ската и треугольные, обшитые досками фронтоны-щиты.

В годы Второй мировой войны синагога и прилегающая к ней территория были превращены в гетто. После войны здание принадлежало районной потребительской кооперации.

Теперь оно находится в распоряжении местного краеведческого музея, носящего имя Франтишка Богушевича.

Это одна из синагог Беларуси, в которой хорошо сохранился изначальный интерьер – росписи стен и сводов и отдельные архитектурные элементы.

9. Большая Любавичская синагога в Витебске

Последнее аутентичное здание каменной синагоги в Витебске стоит на улице Революционной, которая раньше носила название Большой Ильинской. Оно было возведено в начале ХХ века, когда в городе насчитывалось порядка 60 молитвенных домов и синагог. Строились они в основном из дерева, каменных было всего несколько, в том числе и Большая Любавичская.

Недалеко от Большой Ильинской проходит улица Покровская, где жила семья художника Марка Шагала. Богатую историю витебских синагог приходится изучать по архивным документам, старым открыткам и фотографиям, а также по картинам художников.

Так, Марк Шагал рисовал деревянную синагогу в Витебске на гуаши «Моя деревня», а на рисунке «Синагога» 1917 года художник изобразил интерьер молитвенного дома с бимой и арон-кодешем.

Любавичская синагога использовалась по назначению недолго. В 1923 году в ней разместился аэроклуб, а после войны здание отдали одному из предприятий города для устройства в нем Дома культуры. Большая Любавичская синагога в Задвинье с каждым годом ветшает. Не единожды поднимался вопрос о ее реставрации, однако по сей день синагога остается в статусе руин.

10. Хоральная синагога в Минске

В самом начале ХХ века на минской улице Серпуховской, которую позже назовут именем Володарского, возводят Хоральную синагогу, в архитектурном облике которой звучат византийско-арабские мотивы.

На фасаде были и вытянутая арабская арка, установленная на византийские колонны, и тройные арки, и рельефная расшивка штукатурки, имитирующая византийскую кладку, и готические круглые розетки, самая высокая из которых символизировала глаз Аарона.

После революции Хоральной синагоге выпало исполнять исключительно культурные роли – она была еврейским театром, Домом культуры, кинотеатром на 1,2 тысячи мест и, наконец, в 1947 году туда переехал созданный в Бобруйске Русский театр.

Перестроенное после войны здание бывшей Хоральной синагоги, где и сейчас расположен Национальный академический драматический театр имени Максима Горького, теперь выглядит иначе. Фрагменты старой кладки можно увидеть лишь со стороны двора.

Источник: https://planetabelarus.by/publications/odinokie-doma-sobraniy-10-kamennykh-sinagog-belarusi-kotorye-stoit-uvidet/

Слонимская синагога

Синагоги в Беларуси
belarus_travelpashunja
Была в Слониме два раза, и казалось, что все интересное уже посмотрела. Ан нет, случайно выяснилось, что оказывается, в Слонимской синагоге сохранились росписи.

И так захотелось посмотреть… Знающим человеком был нарисован план как пролезть и  еще последовало предупреждение, что внутри синагоги обитают агрессивные местные элементы, не очень доброжелательные к туристам, но где наша не пропадала. И нам повезло:  синагога была пуста и впечатлила невероятно.

В середине XVI века в Слониме возникла еврейская община, к концу XIX века она становится одной из крупнейших в Беларуси. В 1897 году из всех 15 863 жителей города 11 515 человек были евреями.

В 80-е годы XIX века здесь насчитывалась двадцать одна синагога, а перед Первой мировой войной имелась и талмуд-тора, несколько десятков хедер и четыре еврейских училища. синагога в Слониме была построена около 1642 года в стиле барокко и была важной частью в оборонительной системе города.

Ее мощные стены, лишенные какого-либо декора, узкие окна-бойницы скрывали утонченный богатый орнаментами интерьер. Уничтоженное во время нашествия Наполеона огромное здание синагоги было возрождено в середине XIX.

На протяжении многих лет она была центром религиозной и общественной жизни еврейской общины. Здесь не только отправлялись обряды, но и проходили дискуссии, судебные заседания. Синагога действовала до 1940 года.

Интересно, а что сейчас синагога в Слониме все так же заброшена?

Октябрь 2006

Инфа из: http://globus.tut.by/

http://dorogiby.info/node/1338

belarus_traveldarriuss
Государство потихоньку завершает два циклопических проекта по реставрации с приспособлением лучших образцов “спадчыны”: в 2010 году должны быть закончены работы и в Мире, и в Несвиже (про последний чуть попозже будет отдельный пост). Одновременно к реконструкции готовится следующий большой объект, опять лет на десять наверное – Старый замок в Гродно.

Каким возможно он парнем будет. Вид с севера. Рис. арх. Бачкова.

В первую очередь на территории Старого замка восстановят постройки со стороны Немана.Сейчас архитекторы работают над эскизным решением первой очереди. В нее войдут как существующие строения, так и те, которые предстоит воссоздать практически с нуля.

Это барбакан, въездная брама с каплицей и куполом, пристройка (она появилась в XVII веке), каменица, мерная изба, башня с королевской баней. Все это соединит с дворцом закрытая галерея. Здесь помогут материалы саксонских архитекторов середины XVIII века, которые возвели Новый замок и перестроили Старый.

Тогда были сделаны обмеры зданий, которые еще не претерпели изменений.В проекте реставрации 1990-х годов планировалось, что третью часть двора займут воссозданные строения XII века. Предпочтение решили отдать более поздней эпохе, упрятав старинные руины в подземный павильон, где их смогут осматривать посетители.

А над Нижней церковью появится “фонарь”, через который будет проникать естественный свет.

Это старый макет, здесь Бачков ещё предполагал восстановить Нижнюю церковь (слева).

Чем будут руководствоваться архитекторы, поделился Владимир Бачков – главный архитектор проекта реставрации Старого замка.

У нас есть, за что зацепиться. Хорошая подсказка – гравюра Маковского.

Имеются сведения, собранные польскими археологами в 1930-е годы и советскими в 1940–80-е. Существуют, наконец, натурные данные: стены, которые сохранились до наших дней. Это поможет воссоздать пропорциональный строй объекта.

Первую высоту мы «ловим» закрытой галереей, часть которой можно увидеть сегодня.

Вид с востока. Рис. арх. Бачкова.

Но если следовать европейской традиции, восстанавливать комплекс нужно на XVIII век, ведь с тех пор сохранилось больше. Владимир Бачков, тем не менее, считает, что ренессансный дворец Стефана Батория выглядит гораздо выигрышнее.

Ведь саксонцы значительно упростили внешний вид здания: исчезли аттики и декор, широкие проемы стали узкими. Все потому, что доминировать должен был Новый замок, Старый с тех пор носил вспомогательный характер.

Вид с юга. Рис. арх.

Бачкова.

Санти Гуччи, выходец из Флоренции, был не только королевским архитектором, но и скульптором. Поэтому все декоративные элементы, которые украсили дворец Стефана Батория, вместе с подмастерьями делал сам. Но в Беларуси нет специалистов, способных повторить тонкую работу зодчих тех времен.

За помощью скорее всего будут обращаться к полякам (если власти не решат все делать своими силами), в предприятие PKZ.

PKZ – государственное предприятие «Мастерские консервации памятников истории и культуры. Существует с 1950 года. Самые известные работы: восстановление королевского замка в Варшаве, реставрация исторических центров Гданьска, Кракова, Торуни.

Предприятие занимается объектами и за границей: в Алжире, Вьетнаме, Германии, Египте, Италии, Монголии, России, Франции.

Вид с запада. Рис. арх. Бачкова.

Текст отсюда.

Иллюстрации отсюда и оттуда.

Page 3

|

belarus_traveldarriuss
Сначала здесь построили деревянный замок князья Гольшанские, первые владельцы местечка. От него конечно ничего не осталось, только высокий холм рядом с дорогой в Боруны, табличка, сообщающая, что здесь “городище”, ну и неплохие виды на окрестности. В середине XVI века пришли Сапеги, а в 1610 году в Гольшанах появился другой замок-дворец под стать новым владельцам и новой эпохе. От той роскошной магнатской резиденции, которая вовсе не чёрная, не больно похожа на замок, да и не про неё конечно писал в своё время Короткевич, что бы сейчас не рассказывали туристам, остались нынче одни руины. Её начали разрушать во второй половине XIX века, башни взрывали, стены разбирались для нового строительства, но ещё сразу после войны, рассказывал мне местный житель, в Гольшанском замке жили люди. Потом построили дом культуры, и сейчас стоящий на центральной площади местечка, и ещё оставшиеся на окраине Гольшан камни пришли в окончательное запустение.Под катом ещё несколько довольно однообразных снимков замковых руин и рисунки-реконструкции специально обученных людей. Подробно почитать про замок как архитектурный памятник можно на каждом шагу в Интернете.

+21.

Источник: https://belarus-travel.livejournal.com/35173.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.