Симферопольский художественный музей

Чем интересен Симферопольский художественный музей?

Симферопольский художественный музей

Направляясь на курорты Тавриды самолетом, не спешите ехать сразу к морю. Убедитесь, насколько богата картинными выставками столица Крыма – Симферополь.

Художественный музей, к примеру, имеет много лестных отзывов от туристов, обладающих эстетическим чутьем. Учреждение экспонирует сотни произведений искусства, связанных с концом XVIII, XIX и XX вв.

Приезжий также может познакомиться с живописным и прочим творчеством современных крымчан.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится учреждение в Симферополе?

Дом, о котором идет речь, находится на ул. Долгоруковской. Рядом с этим местом обнаруживаются бульвар Ленина и здание Верховного Суда – это центр Железнодорожного района Симферополя.

История появления комплекса

Художественный музей в Симферополе организован в начале 1920-х гг. как картинная галерея ЦМТ (сам Центральный музей Тавриды создан годом ранее в доме офицерского собрания). В 1937 г. «храм искусства» переезжал в другое здание.

Через 6 лет почти весь его фонд погиб во время эвакуации через Керчь. Строение офицерского собрания поджигали фашисты. Позже музейный комплекс укомплектовали экспонатами Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи и Русского музея.

Спасали положение и частные коллекционеры…

Уже с 1966 г. культурное учреждение – самостоятельная организация, получившая название Симферопольский художественный музей. В те времена дом славился панорамой «Штурм Перекопа».

Гигантское полотно рассказывало о жестоких боях – при разгроме барона Врангеля в Крыму.

В XXI столетии здесь появился отдел декоративно-прикладного искусства и возможность для молодых, но талантливых творцов выставлять свои произведения в стенах достопримечательности Симферополя.

Общий обзор Симферопольского художественного музея

По сути, учреждение является не только музеем, но и образовательным заведением. По субботам здесь три часа работают семейная изостудия и центр копиизма.

Шедевры признанных мастеров становятся «методическим материалом» для изучения художественных манер в изобразительном искусстве разных эпох. СХМ – место проведения различных конкурсов и слетов молодых художников.

Для детей и юношества работники разработали экскурсии, входящие в единую образовательную программу. Выставки современных художников размещаются во флигеле.

Что касается постоянной выставки – она находится в залах основного корпуса, то к ней относится собрание графики, живописи и книжных иллюстраций русских художников. Временной охват – три столетия. Есть еще зал, посвященный скульптору Эрнсту Неизвестному и экспозиция православных икон.

Предметом гордости персонал считает собрание живописи мариниста Айвазовского, портретистов Коровина, Крамского и Ярошенко, а также пейзажиста и баталиста Герасимова. Его панорамы «У переправы» и «Вид с Савкиной горы» рассматривают обычно долго.

Для иностранцев пейзажи являются «визиткой» музея.

Что еще интересного тут для туристов?

Особое место занимают полотна из фонда портретов знаменитостей XIX века. Часто выставки организуются не во славу авторов картин, а в честь изображенных на них людей: нередко известные художники писали одного и того же человека.

В качестве таковых выступают знаменитые дворяне, писатели и драматурги, общественные деятели. Есть, например, мини-музей 51-го Литовского полка, посвященный портретам его командиров, а также батальным сценам, героем которых является это офицерское войсковое соединение.

Полк являлся победоносным почти во всех сражениях с наполеоновской армией.

Убранством тут служат старинная изысканная мебель, хрусталь, фарфор и ковры – предметы домашней обстановки, национализированные после Социалистической революции в дворянских «гнездах» и императорских резиденциях Тавриды. Вся эта красота – уже достопримечательность.

Поступление культурных ценностей длилось десятилетиями. В некоторых залах хранится переписка, фотографии и прочие документы, касающиеся жизни и творчества художников, чьи полотна представлены в постоянной экспозиции. Школьников, студентов и пенсионеров обслуживают на льготных условиях.

Съемка оплачивается отдельно.

Как добраться до музея?

В учреждение попадают, идя пешком от главной ЖД-станции или автостанции Курортной. Требуется до конца пройти бульвар Ленина и выйти на Долгоруковскую. Параллельно ей идет ул. Невского, где имеются остановки всех видов местного общественного транспорта, отсюда можно уехать в любой конец города и к вокзалу.

На машине доехать до Художественного музея из центра Симферополя можно таким образом:

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Долгоруковская, 35, Симферополь, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.957215, 34.091246.
  • Телефон: +7-3652-275-404.
  • Официальный сайт: http://simhm.com/
  • Режим работы: с 10:00 до 17:30, во вторник – с 12:00 до 20:00, понедельник – выходной.
  • Цены на билеты: для взрослых – 200, для студентов и пенсионеров – 100 рублей, для детей до 16 лет — бесплатно; более подробный прайс представлен на этой страничке http://simhm.ru/price

Художественный музей в Симферополе имеет официальный сайт, где можно справиться о последних ценах на входные билеты, взглянуть на фото экспозиций, ознакомиться с афишей передвижных выставок и графиком осмотра постоянного показа. Город гордится этим заведением.

Источник: https://krymania.ru/chem-interesen-simferopolskiy-hudozhestvennyiy-muzey/

Симферопольский художественный музей

Симферопольский художественный музей

Многие гости Симферополя думают о нем как о городе, с которого начинается Крым. Но не все в курсе, что он значителен не только тем, что является столицей полуострова. В нем необыкновенным образом сочетаются как исторические и культурные, так и природные достопримечательности, каждая из которых остается уникальной.

 

Одной из них является Художественный музей, который можно найти по адресу: ул. Карла Либкнехта, 35 (остановка «ул. Павленко», недалеко от Железнодорожного вокзала. Если ехать из Центра, выходить нужно на остановке «Худмузей», ул. Розы Люксембург.) Работает он каждый день, кроме первых двух дней недели.

Время посещения – с десяти до половины пятого. 

История

Дата рождения этого музея – 8 ноября 1922-го года, когда Центральный музей полуострова открыл отдел Художеств. Тогда для пополнения его фондов взяли картины из дворцовых зданий, местных особняков и вилл (они и сейчас стоят на Южном берегу).

Здесь же хранили декоративные предметы и предметы обстановки – мебель, уникальные фарфоровые изделия, старые хрустальные люстры и украшения, а также ковры. Коллекцию начали дополнять, сюда шли картины из Третьяковки, музея России, из московского Центрального фонда. В итоге к 1927-му году накоплено порядка 1900 экспонатов.

Отдельным ведомством (областным Симферопольским) галерея Центрального таврического музея стала в 37-м году. Открытие отпраздновали, и началась спокойная работа, которая продолжалась недолго – началась война. В эти годы больше половины коллекции уничтожили. Это случилось, когда немцы сбрасывали бомбы на порт Керчи.

Остальные картины срочно отправляли в Ереван, и когда Вторая Мировая закончилась, их вернули назад. В 45-47-м восстановили и само здание, поскольку оно было почти разрушено. До настоящего времени оно выглядит так же, послевоенный ремонт изменился лишь частично. Музей включают в архитектурные памятники все путеводители по г. Симферополю.

Художественную галерею открыли во второй раз в 47-м году. Вернули остатки старой коллекции, а новую дополнили произведениями из других музеев СССР. В 66-м ей дали новый статус и новое название – Музей художеств Симферополя. От довоенной экспозиции в нем сохранилось около 80-ти полотен.

Произведения музейного фонда

Сегодня в его фонде находится порядка 7 тыс. графических, живописных, скульптурных и декоративно-прикладных образцов. В экспозицию входят два основных отдела – искусства 20-го века (или советского) и дореволюционного.

В последний включены образцы московской иконописи 16-17 веков, работы украинских и русских художников 18-20 веков. В 90-х сделали еще одну экспозицию, посвященную художникам Украины. Также есть отдел, посвященный мастерам Крыма.

Когда говорят о самых значительных работах, стоит вспомнить картины Левицкого, Репина, Тропинина, Айвазовского, Поленова, Шишкина, Федотова.

Здесь же стоит упомянуть копию картины «Ночь на Днепре» авторства Куинджи, которую сделал сам автор. Оригинал следует искать в музее России, а вторую копию – в Третьяковке.

Отдельного внимания заслуживают монографические собрания работ тех художников, работа и жизнь которых были связаны с Крымом. Экспозиции обновляются регулярно.

«Подводные течения» или право на Реконструкцию

Расположен Музей в здании 1913-го года постройки, которое было возведено для собрания офицеров 51-го полка. Оно причислено к архитектурным памятникам 20-го века. К усадьбе прилегает флигель и другие постройки, которые выходят на ближайшие улицы.

К сожалению, здание нуждается в реконструкции и изнутри практически полностью в трещинах. Они есть на потолке и стенах, но самое неприятное – на несущих колоннах.

Семь лет назад трещинки были тонкими, как нити, но процесс идет, и сегодня их границы раздвинулись на несколько миллиметров, угрожая целостности здания и уникальному собранию картин.

В плохом состоянии находится и отдел для реставрации – здесь повышенная влажность, балконы закрыты не первый год.

В последнее время трещины можно найти и на улице – треснуло внутреннее крыльцо, опустился пол в некоторых залах, в которые пришлось ограничить доступ. Причина – нарушение рядомлежащей трубы, по которой текла подземная речка Казанка.

Теперь она подмывает фундамент музея и соседних зданий. Требуется дорогостоящий капитальный ремонт, но власти денег пока не выделяют.

Современная жизнь Художественного музея

Сегодня в музее регулярно проходят выставки на разные темы. К примеру, последние посвящены искусству оригами, истории кукол, камерной акварели, тут проводятся разные конференции, например, «Искусствоведческие чтения Крыма».

При музее работают лектории, рассчитанные на разные категории посетителей (ежемесячно собирается «Общество Рерихов», отдельно читается про искусство 19-20 веков, есть лекции для учителей и родителей).

У горожан большой популярностью пользуются такие мероприятия как «Ночь в музее», музыкальные вечера, театрализованные представления, в скором времени должен пройти «Таврический бал», уже организовано обучение бальным танцам. Художественный музей является одним из центров культурной жизни столицы. При новом директоре, Ларине Владимировне Кудряшовой, начался новый период его жизни и жизни города.

Благодаря ей из хранилища музея изъяты великолепные картины, которые в результате неправильных условий хранения и заражения грибком начали портиться. Им требуется серьезная специальная помощь, и капитальные работы по реставрации уже ведутся. 

В выставочных залах Художественного музея Симферополя каждый месяц открывается от одной до трех новых выставок.

Имеется научная библиотека, в ее книжный фонд входит больше 10-ти тысяч экземпляров. В музее сегодня работает около 50-ти сотрудников, а посещает его только за один год 20 тысяч человек. Для них проводится порядка 500 экскурсий. Мы можем с уверенностью утверждать, что благодаря этой достопримечательности жизнь нашего города становится лучше. Остается надеяться, что музей будет продолжать свою работу.

Практическая информация

Режим работы: во вторник с 12:00 до 20:00; со среды по воскресенье с 10:00 до 17:30. Понедельник — выходной.

Сайт: http://simhm.com/

E-mail: simhm@mail.ru

Художественный музей в социальных сетях:

ВКонтакте

Почтовый адрес: ГБУРК «Симферопольский художественный музей», 295006, Российская Федерация, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Долгоруковская, 35.

0 -0

Источник: http://simferopol.tourslife.ru/attractions/khudozhestvennyi-muzei

Симферопольский художественный музей

Симферопольский художественный музей

Симферопольский художественный музей – один из старейших художественных музеев Крыма. Создан в 1922 году как картинная галерея Центрального музея Тавриды.

Адрес: Симферополь, улица Карла Либкнехта, д. 35

История

В бывшем здании офицерского собрания в 1921 году был открыт Центральный музей Тавриды. На первом этаже находились отдел археологии и истории культуры, на втором с 1922 года — картинная галерея. Во флигеле помещался отдел революции.

В 1937 году Центральный музей Тавриды был переведен на улицу Пушкина, и в здании остались галерея и панорама «Штурм Перекопа» Н. С. Самокиша, изображавшая разгром Врангеля в Крыму.

Во время Великой Отечественной войны почти вся коллекция погибла при эвакуации через Керчь. Оккупанты превратили здание в вещевой склад. В декабре 1943 г. члены Симферопольской подпольной комсомольской организации совершили налет на склад.

Они захватили и унесли оружие и несколько комплектов обмундирования, которые позволили в дальнейшем, переодевшись в немецкую форму, провести ряд диверсионных операций. Немецко-фашистские захватчики при отступлении в апреле 1944 г.

подожгли здание.

Галерея открылась после войны в 1947 г. Послевоенную коллекцию составили картины, присланые центральными музеями СССР.

В 1966 г. галерея была переименована в Симферопольский художественный музей.

В выставочном комплексе музея (флигель во дворе), проходят биеннале молодых крымских художников и выставки живописи, графики, декоративно-прикладного искусства из фондов музея.

В годы социалистического строительства (1920-41 гг.)

Собрание Центрального музея Тавриды составили национализированные произведения искусства, картины, скульптуры, старинный хрусталь, фарфор, ковры, антикварная мебель, из дворцов и имений Южного берега Крыма, преимущественно бывшая собственность царской семьи Романовых и высших должностных лиц Российской империи. Коллекция произведений западноевропейского искусства была одной из лучших в СССР, она ставила музей в один ряд с главными музеями страны.

В мае 1923 г. газета «Красный Крым», описывая открытие экспозиции Центрального музея Тавриды, упоминает работы Г. Рени, К.

Дольче, мраморный бюст работы итальянского скульптора XV века Вероккио, отдельный раздел голландской живописи.

В зале искусства XVIII—XIX столетий, наряду с «мраморной Марией Антуанеттой французского скульптора Гудона, широко представлялась русская живопись: К. Брюллов, Ф. Бруни, И. Айвазовский, И. Левитан, И. Шишкин».

Коллекция позже пополнялась за счет поступлений из Третьяковской галереи, Русского музея. В 1927 году коллекция насчитывала уже 1871[1] экспонат.

Документы 1931 года, приказ по управлению искусств Крымской АССР от 21 декабря 1938 года, свидетельствют о бесконтрольности музейных фондов в 20-х и 30-х годах, что приводило к хищениям музейных ценностей[1].

В годы ВОВ (1941—1944)

По официальной версии, экспозиция Симферопольского музея, эвакуировавшаяся с территории Крыма, была разбомбилена немецкой авиацией на пирсе Керченского порта 27 октября 1941 года[1]. Уцелело только 27[2] полотен из 2170 эвакуировавшихся экспонатов.[3].

Существует версия «что на самом деле все эти экспонаты никуда из Крыма не вывозились, а акт об их гибели составлен фиктивно…». И уцелели только 50 картин и полторы сотни графических работ[4], которые на момент эвакуации экспонировались в Феодосийской картинной галерее Айвазовского.[1]

Оккупанты вывезли из Крыма практически все художественные ценности. Для этого была создала специальная служба «Украина», которую возглавлял Георг Антон.

В отчетах этой службы говорилось, что в будущем создание музея изобразительных искусств в Крыму не предполагается.

Служба занималась «отбором» искусства, и многие работы европейских школ были заклеймены названием «дегенеративное искусство» и подверглись уничтожению[2].

Ларина Кудряшова, директор Симферопольского художественного музея:

— Если сравнивать эту коллекцию с той, которая была у нас до войны и которая была уничтожена, то наша коллекция представляла намного большую ценность. Среди этих работ были признанные шедевры, известные мастера. А здесь уже работы второго-третьего ряда. Хотя это нисколько не умаляет их ценности.

Приблизительная стоимость только утраченного бюста работы итальянского скульптора XV века Вероккио, учителя Леонардо да Винчи, оценивалась в 600 тыс. рублей[2].

Оккупационные войска вермахта в Симферополе подвергли разрушению здание музея, памятник архитектуры, построенным на средства царской династии.

Здесь устроили склад, конюшню, мыловарню, используя в качестве топлива исторический паркет и антикварную мебель.

При отступлении в апреле 1944 года фашистские войска демонтировали уникальную систему отопления, разработанную специально для этого здания, сняли чугунную ограду, сбили художественную лепку. При подходе советских войск подожгли музей[2].

В послевоенный период (1944—1991)

После окончания войны в отношении Симферопольского художественного музея было издано специальное постановление Советского правительства о восстановлении экспозиции. Галерея была повторно открыта в 1947 г.

Послевоенную коллекцию составили картины присланые центральными музеями СССР.

В основном это были работы советских художников, в последующий период в музей поступали преимущественно работы украинских и крымских художников.

Современная экспозиция

В настоящее время в фондах музея хранится около 7000 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Экспозиция музея состоит из двух больших отделов — дореволюционного и советского искусства (зал искусства XX века).

В дореволюционном отделе экспонируются:

    иконы московской школы XVI —XVII вв. произведения русских и украинских мастеров XVIII — начала XX в.: О. А. Кипренский, В. Е. Маковский, Г. Г. Мясоедов, В. М. Васнецов, А. А. Саврасов, И. И. Левитан, М. А. Врубель.

В отделе советского искусства экспонируются эскизы М. Б. Грекова, картины Н. С. Самокиша, пейзажи К. Ф. Юона, И. Э. Грабаря, В. Н. Мешкова, В. Н. Бакшеева, портреты В. И. Мухиной, А. А. Дейнеки, натюрморты А. В. Куприна, К. С. Петрова-Водкина, П. П. Кончаловского, Р. Р. Фалька.

В 90-е годы была создана отдельная экспозиция «Художники Украины» — работы Н. Мурашко, Н. Пимоненко, К. Трутовского, С. Васильковского, Т. Яблонской, Н. Глущенко.

В экспозиции «Крымское искусство XX века» — картины крымских художников К. Ф. Богаевского, М. А. Волошина, Н. Барсамова, И. Мозалевского, К. Дудченко, В. Трусова, В. А. Апановича, Н. Ф. Бортникова, Ю. В. Волкова, С. Г. Мамчича, К. А. Прохорова, П. К. Столяренко, М. Ф. Чухланцева, Э. Я. Магдесяна, В. И. Паталахи.

Наиболее значительные экспонаты музея представлены:

    портретами кисти Д. Г. Левицкого, В. А. Тропинина, А. Г. Венецианова, И. Е. Репина, Н. А. Ярошенко, Л. Бакста. пейзажами И. К. Айвазовского, И. И. Шишкина, А. О. Орловского, В. Д. Поленова. тематическими картинами Н. Н. Ге, П. А. Федотова, Н. Г. Черенова.

Ценнейший экспонат коллекции — работа А. И. Куинджи «Ночь на Днепре», оригинал которой находится в экспозиции Русского музея, а копии, выполненные им же, находятся в Третьяковской галерее и Симферопольском художественном музее.

Ахенская коллекция

Ахенская коллекция — 87 полотен европейских художников голландской, фламандской, немецкой, венецианской школ XVII—XIX вв. и старинные копии полотен Тициана и Ван Дейка из Ахенского музея Сюрмонда-Людвига (Suermondt-Ludwig-Museum).

После войны коллекцию полотен вывезли в СССР в качестве компенсации за уничтоженные немцами произведения искусства. Новую коллекцию симферопольского музея составили картины в основном из центральных музеев СССР, среди которых оказались картины из Ахенского музея.

Решением советского правительства в 1953 году из Ялтинского краеведческого музея были переданы картины без рам, в плохом состоянии, на холстах были надрывы, проколы, следы воды и огня, в акте передачи большинство картин обозначены как работы неизвестных художников, с условными названиями.

Коллекция была оценена в ценах 1953 года в размере 35 тысяч 965 рублей[2]. Картины долгое время реставрировались, научные сотрудники музея проводили исследования по идентификации картин[5]. Было выяснено что большая часть экспозиции — это произведения малоизвестных художников.

И лишь несколько работ — русского пейзажиста А. И. Куинджи и представителя голландского натюрморта Ван Скрика

В Германии эти картины считались погибшими во время войны.

В музее Ахена существует «галерея теней», галерея утраченных произведений искусства музея Аахена, в которой представлены репродукции картин, исчезнувших во время войны.

В 2007 году семейная пара из Баварии посетила Симферопольский художественный музей и на одной из картин увидели Ахенский собор и узнали картину по чернобелой репродукции в галерее теней[6][7].

Хайнрих Беккер, руководитель галереи утраченных произведений искусства музея Ахена:

— Супруги из Баварии узнали вот эту картину — Ахенский собор. Они написали нам и спросили — знаем ли мы, что работы, которые мы ищем, находятся в Симферополе. Мы сперва не поверили, тогда пара прислала нам фотографии этого и других полотен.

Всего из Ахенского музея было утерянно 279 картин, из которых 70 нашлось в Симферопольском художественном музее[3].

Немецкая версия находки картин вызывает удивление украинских экспертов[3]:

Поэтому у меня(Сергей Кот, руководитель Центра исследований проблем возврата и реституции культурных ценностей) вызывают некоторое удивление попытки немецких и вместе с ними некоторых украинских СМИ распространить версию о том, что об этой сенсации стало известно только осенью 2008 года от двух немецких туристов, которые сфотографировали эти картины и разместили фотографии в Интернете. Немецкой стороне было известно об этом гораздо раньше

В 2003 году Сергей Кот поднял вопрос о возможности пребывания картин из Ахенского музея на территории Украины. Архивные документы указывали на то, что на Украине — как минимум 28 произведений из ахенской коллекции. Дирекция музея Сюрмонда-Людвига были поставлена в известность о результатах исследований.

В 2007 году директор Симферопольского художественного музея Ларина Кудряшова провела параллельное исследование и определение подлинности и авторства художественных произведений всей коллекции, находящейся в фондах музея, и подготовила ее к экспозиции. При этом в аннотации к произведениям было четко указано, что 67 из них входили в довоенную коллекцию Ахенского музея.[3]

Директор музея не исключает возможности временной экспозиции ахенских полотен в Германии, при условии получения от Германии государственных гарантий на их возвращение[5].

Источник: http://vv-travel.ru/warticle/simferopolskiy-hudozhestvennyy-muzey

Симферопольский художественный музей

Симферопольский художественный музей

Симферопольский художественный музей — один из старейших художественных музеев Крыма.

Адрес: Симферополь, улица Долгоруковская, д. 35.

История

История Симферопольского художественного музея берет свое начало от создания художественного отдела Центрального музея Тавриды, которому в 1937 году был придан статус картинной галереи, а в 1966 году он получил свое нынешнее название.

Музей разместился в одном из респектабельных зданий старого Симферополя, памятнике архитектуры начала ХХ века, бывшем офицерском собрании 51 пехотного Литовского полка. Стиль декоративного убранства здания выдержан в традициях неоампира, имеет богатое лепное украшение фасада и интерьеров парадных помещений.

Коллектив музея уделяет большое внимание восстановлению истории здания. В экспозиции открыт раздел «Музей 51-го пехотного Литовского полка», созданный в содружестве с руководителем Таврического центра военной истории С.В.Ченныком.

Довоенная коллекция музея состояла из произведений искусства, изъятых в период революции из дворцов и усадеб на территории Крыма. В годы Великой отечественной войны она была утрачена.

Послевоенный период – это новый отсчет в истории музея и качественно новый принцип в формировании коллекции.

Классическую ее часть пополнили крупнейшие музеи СССР, предоставившие произведения русского и зарубежного искусства XVI-XX веков, новым словом стало стремление научного коллектива сформировать крымскую коллекцию в фондах музея.

Выдающаяся роль в этом начинании принадлежит крымским искусствоведам Р.Д.Бащенко (кандидат искусствоведения, директор СХМ 1966-1984 гг.) и научному руководителю коллектива музея на протяжении 40 лет Р.Т.Подуфалому (1938-2008 гг.).

Сейчас Симферопольский художественный музей хранит более 10 000 экспонатов и является классической музейной коллекцией отечественного и зарубежного искусства XVI-XXI веков.

Отечественное искусство XVI- начала XX веков

Основная экспозиция развернута на двух этажах. В разделе древнерусской живописи наиболее ранним произведением коллекции является икона «Рождество Христово» московского письма, датируемая XVI веком.

К XVII веку относятся прекрасные образцы иконописи – «Рождество Богородицы», отличающееся полным иконографическим изводом и житийная икона «Иоанн Богослов на острове Патмос» строгановских мастерских.

Отечественное искусство XVIII века представлено обширной галереей портретов русских самодержцев и сановников.

Собрание музея позволяет подчеркнуть особенности эпохи – блеск живописи иностранных мастеров и сложившуюся школу русской портретной живописи.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны представляет копию неизвестного автора с работы французского художника Луи Каравакка, живописная манера копииста хранит черты парсунной живописи.

Александр Рослен (1718-1793) – шведский художник, с 1750-х годов работавший во Франции. Рослен посетил Петербург в 1776-77 годах. Представленный портрет княгини М. А. Оболенской кисти Рослена, отличается большим вниманием к деталям и передаче материальности в изображении костюма.

В постоянной экспозиции произведения выдающегося живописца второй половины XVIII века Дмитрия Левицкого — портрет Александра Первого в детстве и приобретенный музеем в 1983 году портрет архитектора Н.А.Львова, ставший открытием неизвестной страницы в творчестве художника.

Искусство начала XIX века представлено творчеством Юзефа Олешкевича «Портрет Киселевой (урожденной Потоцкой)», современницы и светской знакомой А.С.Пушкина, портретами В.Г.Варнека, работами неизвестных мастеров. Дополняет экспозицию зала «Портрет художницы» О.А.Кипренского, написанный в 1825 году.

Характерным продолжением романтической традиции в искусстве России стало творчество И.К.

Айвазовского (1817-1900) – первого русского мариниста, почетного члена Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции, Штутгарте, художника Главного морского штаба.

В нашей экспозиции «Вечер на море» и «Морской вид с островом» работы мастера зрелого периода, демонстрирующие сияние красок и богатство визионерского мышления мариниста.

Из 8 экспозиционных залов музея наибольшей репрезентативностью отличается интерьер бального зала Офицерского собрания 51 пехотного Литовского полка. Его высота — 6,6 метров. Плафон декорирован рельефными розетками и символическими композициями.

Стены ритмично акцентированы пилястрами коринфского ордера, картушами и нишами. По периметру стен проходят ленты орнаментального фриза. Зал обладает прекрасной акустикой и кроме обширной экспозиционной площади, стал музыкальным салоном музея.

В его экспозиции представлен ряд репрезентативных портретов государственных чиновников, военных и представителей русского дворянства середины – второй половины XIX века.

Пейзажи Н.И.Чернецова «Паломники у стен Иерусалима», В. Худякова «Фиговое дерево», В.Д. Орловского «Вид на Ай-Петри», И.Н. Занковского «Горный пейзаж», И.Е. Крачковского «Миндаль в цвету» представляют линию видового академического пейзажа в русском искусстве второй половины XIX века.

В Зале графики Симферопольского художественного музея представлены работы целой плеяды мастеров XIX-XX веков. Ряд иностранных акварелистов, среди них женские портреты австрийского художника Ф.К Винтергальтера. Здесь крупнейшие отечественные художники — И.Н.Крамской, И.И. Шишкин, И.Е.Репин, М.А.Врубель, В.М.Васнецов, Б.М.Кустодиев, М.В.Нестеров, А.Н.Бенуа, К.Ф.Богаевский, М.А.Волошин.

Коллекция произведений XIX – начала XX века включает произведения крупнейших мастеров отечественного изобразительного искусства этого периода: А. Г. Венецианова, В. А. Тропинина, П. А. Федотова. XIX век в русском искусстве время сложения национальной школы живописи и возросшего интереса широкой публики к проблемам искусства.

Пейзажный жанр второй половины XIX века представлен в экспозиции работами А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Левитана, И.И.Шишкина и других мастеров, чье творчество открыло новую традицию в отечественной пейзажной живописи, обратившись к натуре и изображению родной природы.

Творчество выдающегося пейзажиста А.И.Куинджи представлено в нашем собрании его центральным произведением «Лунная ночь на Днепре» и рядом камерных работ, демонстрирующих авторское видение роли света в создании пейзажного образа. Так же в этот раздел включены работы одного из его учеников — А.А.Рылова, выпускника пейзажного класса А.И.Куинджи в Академии художеств.

Искусство рубежа XIX-XX веков представляют работы членов объединения «Мир искусства» – А.Бенуа, Л.Бакста, а также родоначальника русского импрессионизма К.Коровина. Работа В.Борисова-Мусатова «Барышня и дама» представляет творчество художника периода его наивысшего расцвета и является одним из этюдов при подготовке картины «Водоем».

Художественная жизнь Крыма начала ХХ века представлена произведениями севастопольского художника Михаила Казаса — художника европейской школы, прекрасного живописца, рисовальщика, иллюстратора. В экспозиции музея живописные панно Казаса «Сифы» и «Молла Насреддин», а также «Потрет отца».

Искусство советского периода

Искусство советского периода открывает творчество русских «сезанистов» и представителей различных течений в искусстве 1920-х годов – Р.Фалька, К.Кандаурова, А.Куприна, П.Кончаловского, И.Грабаря, К.

Юона. Особо стоит подчеркнуть наличие в коллекции работы К.Петров-Водкина «Натюрморт» (1934 г.). Искусство советского периода представлено произведениями А.Дейнеки, Г.Нисского, В.Стожарова, Т.Яблонской.

Определяющую роль в становлении художественного образования в Крыму сыграл приезд в 1918 году академика батальной живописи Николая Самокиша (1960-1944). С 1922 г. он жил и преподавал в Симферополе, создал художественную студию, на основе которой в 1937 году было организовано Крымское Художественное училище имени им. Н. Самокиша.

Из его мастерской вышла целая плеяда художников: П. Котов, К.Трохименко, М. Авилов; Я. Басов, М.Новикова. М.Рыбников и Ю.Волков. За работу «Переход Красной Армии через Сиваш» 1935 г., находящуюся в экспозиции Симферопольского художественного музея, Н.Самокишу присуждена Сталинская премия второй степени в 1941 г.

Симферопольский художественный музей хранит 94 работы художника.

В собрании Симферопольского художественного музея хранится 66 графических и живописных произведения И.И. Мозалевского.

Судьба художника свела воедино в его биографии предреволюционный Петербург и Западную Европу, Украину периода гражданской войны и послевоенный Симферополь.

Последние двадцать лет жизни (1953-1975) художник прожил в Симферополе, работал научным сотрудником в Симферопольском художественном музее, подарил музею коллекцию графики.

Западноевропейское искусство

В зале западноевропейской живописи XVII-XIX веков собраны произведения изобразительного искусства XVI-XX веков, представляющие различные жанры живописи.

Экспозиция позволяет охарактеризовать особенности развития искусства Германии, Голландии, Фландрии, Франции, Италии, а также характер пейзажного, натюрмортного, бытового жанра XVI-XIX веков, традиции академической живописи Западной Европы.

В экспозиции представлены работы, поступившие в СХМ в послевоенные годы, ранее находившиеся в собраниях Эрмитажа, Ялтинского краеведческого музея и др.

Крымское искусство

Крупнейшим явлением в искусстве Крыма ХХ века является творчество Константина Богаевского (1872-1944) живописца и графика, открывшего новое направление в отечественной пейзажной живописи – исторический, философский пейзаж, раскрывающий духовные и культурологические аспекты крымского ландшафта. Представленные в экспозиции работы «Горный пейзаж» и «Вечер у моря» написаны в 1940 году и характеризуют позднее творчество мастера.

Николай Барсамов (1892-1976) крымский художник, искусствовед, музейщик.

Николай Степанович Барсамов выдающийся мастер натюрморта, выпускник Московского училища живописи ваяния и зодчества, директор Феодосийской картинной галереи, автор книг о художниках Крыма XIX-XX веков, второй после Айвазовского почетный гражданин города Феодосия.

Он так же преподавал в художественной студии при галерее (1923-1962), среди наиболее известных его учеников – Народный художник Украины П.К. Столяренко и С.Г. Мамчич. В собрании Симферопольского художественного музея большая коллекция живописи Н.С.Барсамова.

Ю.В.Волков (1921-1991) – один из учеников студии Н.С. Самокиша, живописец, мастер батальной и бытовой картины. Картина «Подвиг пяти черноморцев» стала одним из символов советского батального искусства. Работа находится в собрании Симферопольского художественного музея и посвящена эпизоду обороны Севастополя.

1960-70-е пополнили фонды музея работами выдающихся крымских мастеров ведущих представителей Союза художников Ф.Захарова, В.Бернадского, Н. Бортникова и многих других.

Среди мастеров этого времени С.Г. Мамчич (1924-1974). Одной из главных черт творчества Мамчича является обращение к романтическому пейзажу-картине, несущему не столько наблюдение жизни, сколько обобщенный образ, навевающий исторические и литературные ассоциации.

Выдающееся явление в крымском искусстве творчество О.В. Грачева (1923 – 2012). Грачев создал драматические живописные саги о крымской земле, наполненные борением пластических и колористических энергий. В экспозиции Крымского зала «Торжественный натюрморт» Олега Грачева.

1990-2000 годы принесли в коллекцию музея целый пласт художественной культуры – работы художников неформальных направлений, художников-любителей, молодых авторов, ныне ставших известными крымскими мастерами.

Раздел посвященный современным художникам Крыма пополнился поступившими в собрание произведениями Р.Усеинова «Кентавр и девушка», В. Трусова – «Путешествие в Новый Свет», В.Хоришко «Осеннее предстояние», Н.

Дудченко «Старосельский пейзаж» и многими другими.

Одно из направлений современной деятельности музея — продолжение формирования коллекции произведений художников Крыма в фондах музея. Тема крымского искусства и искусства в Крыму богата значительными художественными явлениями и интересна как одна из составляющих в формировании уникального крымского пространства культуры.

Источник: http://www.cruer.com/max7612/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.