Русский памятник

Содержание

10 САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ПАМЯТНИКОВ РОССИИ

Русский памятник

В России всегда было много памятников. Но самыми известными, самыми культовыми произведениями искусства стали лишь некоторые. Итак, наша 10-ка самых известных памятников в России:

1. Памятник Петру I — Москва

loveopium.ru

Официальное название — Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота». Автором монумента стал Зураб Церетели.

Грандиозная скульптурная композиция была установлена на искусственном острове на стрелке, в месте слияния Москвы-реки и Обводного канала, недалеко от знаменитой кондитерской фабрики Красный Октябрь. Открытие памятника приурочили к празднованию 850−летия Москвы.

Общая высота монумента равняется 98 метрам, это самый высокий памятник в России, и один из самых высоких во всем мире.

кликабельно:

2. Памятник «Рабочий И Колхозница» — Москва

«Рабочий и колхозница» — выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Автор — Вера Мухина; концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м. Находится на Проспекте Мира, близ Северного входа ВДНХ.

Изначально памятник рабочий и колхозница разрабатывался для выставки в Париже, но получившийся результат всех ошеломил. Ведь были применены не только принципиально новые материалы для памятника (нержавеющая сталь до этого не применялась), но и новые принципы построения. Ведь до этого также не приходилось увеличивать с натуры в 15 раз, это был грандиозный эксперимент.

Примечательные факты памятника рабочий и колхозница:

· Доставлялся памятник рабочий и колхозница в Париж на 28 железнодорожных вагонах, но даже такого разделения оказалось не достаточно, т.к. некоторые детали не проходили в тоннели, и приходилось еще разрезать.

· Перед открытием памятника в Париже была вовремя замечена диверсия, кто-то подпилил тросы крана, что собирал памятник на выставке, после этого была выставлена круглосуточная охрана из добровольцев и сотрудников, что приехали собирать памятник.

· Первоначально памятник рабочий и колхозница был собран в течение 1 месяца, люди работали в три смены, спали только по три часа в рядом построенном сарае, где всегда горел в центре большой костер.

· В Париже памятник был собран за 11 дней, хотя планировалось 25 дней.

· Является символом киностудии «Мосфильм».

· Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету в 2,9 млрд рублей

3. Памятник Родина Мать Зовет — Волгоград

Скульптура «Родина-мать зовёт» в Волгограде является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», расположенного на Мамаевом кургане. Эта статуя – одна из самых высоких в мире, занимающая 11−е место в книге рекордов Гиннесса. Ночью монумент освещается прожекторами. Общая высота памятника — 85—87 метров.

Её военное название – «Высота 102». В годы Сталинградской битвы здесь развернулись наиболее ожесточённые бои. И здесь же потом похоронили погибших защитников города. Их подвиг увековечен в уникальном памятнике-ансамбле «Героям Сталинградской битвы», возведённом в 1967 году по проекту известного советского скульптора Евгения Вучетича.

4. Памятник-обелиск «Покорителям космоса» — Москва

Монумент «Покорителям космоса» воздвигнут в Москве в 1964 году, в ознаменование достижений советского народа в освоении космического пространства. Это облицованный титановыми панелями обелиск высотой 107 м, изображающий оставляемый за собой ракетой шлейф, находящейся на вершине обелиска. На фасаде металлическими буквами выложены поэтические строки Николая Грибачева:

И наши тем награждены усилья,Что, поборов бесправие и тьму,Мы отковали пламенные крылья

Своей стране и веку своему!

Первоначально рассматривался вариант размещения монумента на Ленинских горах (сегодня Воробьёвых) между зданием МГУ им. М.В. Ломоносова и смотровой площадкой с видом на Лужники. Его предполагалось выполнить из дымчатого полупрозрачного стекла с ночной подсветкой изнутри. Высота монумента должна была составить 50 м.

По личному предложению С. П. Королёва было решено облицевать монумент покрытием из «космического» металла – титана. Высота грандиозного памятника выросла в два раза и составила 100 м, а общий вес всей конструкции – 250 тонн.

Окончательным местом строительства монумента был избран пустырь недалеко от входа на ВДНХ и одноимённой станции метро.

Монумент стал символом качественного технологического скачка своего времени: 4 октября 1957 года Советским Союзом был запущен первый Искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 года космос заговорил на языке человека – и этим языком был русских язык.

Вместе с обелиском родился на свет и новый тип строительной конструкции – наклонная башня. История хранит в своих скрижалях лишь одно подобное сооружение – знаменитую «Падающую башню».

5. Памятник «Тысячелетие России» — Великий Новгород

Памятник «Тысячелетие России» — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея основания государства Российского. Памятник напоминает колокол.

Его верхняя часть представляет собой шар, символизирующий державу — эмблему царской власти. Общая высота памятника — 15 метров.

 Это один из самых знаковых памятников в России, более подробно о нем читайте здесь.

6. Памятник Затопленным кораблям — Севастополь

Памятник затопленным кораблям  является самым знаменитым воинским памятником Севастополя, был изображен на советском гербе города и считается одним из главных городских символов.

Памятник находится в Севастопольской бухте, у набережной Приморского бульвара. Величественный и гордый памятник затопленным кораблям  — один из любимейших жителями и гостями города.

Он является символом и визитной карточкой Севастополя. Высота — 16.7 метров.

Есть еще один значимый для Севастополя памятник — бригу «Меркурий» и капитану Казарскому. Это был первый памятник в молодом тогда городе. Об этом читайте здесь.

7. Памятник Георгию Победоносцу — Москва

Статуя Георгию Победоносцу находится на территории парка Победы Москвы и входит в состав мемориального комплекса на Поклонной горе. Расположена у подножия обелиска, посвященному 1418 дням и ночам Великой Отечественной войны. Святой Георгий Победоносец поражает копьем змею, являющуюся символом зла. Статуя Георгию Победоносцу — одна из центральных композиций мемориального комплекса.

8. Памятник «Медный Всадник» — Санкт-Петербург

Медный всадник — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Открытие памятника состоялось в августе 1782 года. Является самым первым памятником в Санкт-Петербурге. Позднее получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.

9. Памятник мамонтам в Ханты-Мансийске

Скульптурная композиция «Мамонты» появилась в Ханты-Мансийске в 2007 году. Создание данного памятника было приурочено к 425−летию столицы Ханты-Мансийского автономного округа. Скульптура находится на территории знаменитого Археопарка.

Скульптурная композиция состоит из 11 бронзовых памятников. Общий вес этих памятников превышает отметку в 70 тонн. Все памятники установлены в натуральную величину.

Высота самого высокого мамонта превышает 8 метров, а самый маленький мамонт в высоту составляет всего лишь 3 метра.

10. Памятник «Алёша»

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») — мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска. Основной в мемориале является фигура солдата в плащ-палатке, с автоматом за плечом.

Высота постамента памятника — 7 метров. Высота же самого монумента 35,5 метров, вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн. «Своим ростом» «Алёша» уступает лишь волгоградской статуе «Родина-мать».

Тем не менее, он входит в число высочайших памятников в России.

Источник: https://moiarussia.ru/10-samyh-izvestnyh-pamyatnikov-rossii/

Знаменитые памятники истории России. Часть 1

Русский памятник

— по рубрикам — Культура ᄂКультура

18 сентября 2013, 00:00 | Галина Замыслова

Московский Кремль и Красная Площадь, исторический центр Санкт-Петербурга, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Кремль Ростова Великого, Погост Кижи, Петергоф, Соловки, Троице-Сергиева Лавра, Нижегородский, Коломенский и Псковский Кремль – знаменитые исторические памятники России, список которых можно продолжать и дальше. Россия – страна с огромным культурным прошлым, ее история до сих пор хранит множество тайн и загадок, каждый камень старинных русских городов и монастырей дышит историей, за каждым человеческие судьбы. В эти осенние дни подходит к завершению мультимедийный проект-конкурс “Россия 10”, дающий нам возможность узнать о самых знаменитых и красивейших местах нашей страны и на первом месте – главные исторические памятники России, чудеса архитектуры и зодчества, волшебные творения рук русских мастеров.

Кижи

На одном из островов Онежского озера в Карелии расположен знаменитый Кижский погост: две деревянные церкви XVIII в. и восьмигранная деревянная колокольня (1862 г.).

Архитектурный ансамбль Кижи – это ода русским мастерам-умельцам, вершина плотницкого искусства, “деревянные кружева”.

По легенде, Преображенская церковь была построена одним топором, который мастер выбросил в Онежское озеро, окончив свой труд без единого гвоздя. Кижи – настоящее Восьмое чудо света.

историческая ценность Руси – руки ее мастеров…

Царь-колокол и царь-пушка

Московский Кремль настоящая сокровищница памятников русской истории и культуры. Одни из них – Царь-колокол и Царь-пушка. Знамениты они не только своими размерами, но и удивительной историей…

Царь-колокол приказала отлить императрица Анна Иоанновна. По ее желанию этим должны были заняться иностранные мастера, но те, услышав требуемые размеры колокола, сочли желание государыни …шуткой! Ну, кому шутка, а кому – дело.

Отец и сын Моторины, колокольных дел мастера, приступили к работе.

Не так долго создавался ими проект, как последовавшее за ним утверждение Московской сенатской конторой, длившееся целых 3 года! Первая попытка отливки колокола оказалась неудачной и окончилась взрывом и разрушением конструкции печи, а вслед за этим умер один из мастеров – отец Иван Моторин. Вторую отливку колокола довелось проводить сыну мастера Михаилу Моторину, и через три месяца 25 ноября 1735 года состоялось рождение знаменитого колокола. Колокол весил около 202 тонн, высота его составила 6 метров 14 сантиметров, а диаметр 6 метров 60 сантиметров.

Отлить-то отлили, но не подняли! Во время пожара в 1737 году от колокола, по-прежнему остававшегося в плавильной яме, откололся кусочек – весом более 11 тонн. Подняли Царь-колокол из литейной ямы только в 1836 году, благодаря Монферрану, знающему толк в поднятии тяжелых конструкций. Однако голоса Царь-колокола Русь так и не услышала…

Царь-пушка на Ивановской площади считаетсяпамятником русской артиллерии. Длина бронзового орудия 5 метров 34 сантиметра, диаметр ствола 120 сантиметров, калибр 890 миллиметров, а масса почти 40 тонн.

Грозное орудие должно было охранять Московский Кремль со стороны Лобного места, но, по мнению оружейных специалистов, по своей мощи она годилась для разрушения крепостных стен, но не для обороны.

Отлитая знаменитым мастером-литейщиком Андреем Чоховым в 1586 году при Федоре Иоанновиче, она так и не приняла участия в боевых действиях. По легенде из нее стреляли всего одни раз – прахом Лжедимитрия.

Русь-матушка, все у нее особо – и царь-пушка не стреляет и царь-колокол не благовестит…

Храм Покрова Божией Матери

В день Покрова Божией Матери 1552 года русские войска штурмом взяли Казань, столицу Казанского ханства. Иван Грозный в честь этого события повелел возвести в Москве храм Покрова. Сколько легенд и преданий связано с ним…

Прежде на этом месте стояла другая церковь – храм Троицы Живоначальной, где покоился Василий Блаженный, самый почитаемый на Руси юродивый, собиравший подаяние на строительство этого храма.

Позже вокруг Троицкого храма стали строить другие – в честь самых знаменательных побед русского оружия.

Когда же их стало уже около десяти, Московский митрополит Макарий пришел к Ивану Грозному с просьбой возвести на этом месте один большой храм.

Первым освятили центральный шатер храма Покрова Божией Матери, затем достроили небольшую церковь на могиле юродивого и храм стали называть Собором Василия Блаженного. Собор символизирует Небесный Иерусалим – его 8 глав создают восьмиконечную Вифлеемскую звезду.

По преданию, по окончании строительства, длившегося 6 лет, царь, восхищенный небывалой красотой храма, спросил у строителей, могут ли они сделать что-либо подобное.

Расплатой за утвердительный ответ стало ослепление мастеров по приказу государя, дабы не было на земле ничего более прекрасного… .

Несколько раз Храм пытались уничтожить, службы в нем запрещали и разрешали вновь, но он устоял на протяжении веков, как устояла против всех бед земля русская.

 Церковь Покрова Божией Матери – прекрасная и многоликая святая Русь.

Петропавловская крепость

Петропавловская крепость – ядро города на Неве, исторический, архитектурный и военно-инженерный памятник, одни из главных символов русской истории.

Именно с Петропавловки 16 мая 1703 года началось строительство града Петра. Вся она – история, история войн и революций, веры и любви.

Ее бастионы носят имена сподвижников Петра Великого: Меншиков, Головкин, Зотов, Трубецкой, Нарышкин и Государев бастионы.

 В центре крепости расположен Петропавловский собор – символ становления нового города России. В нем – история императорского Дома Романовых, собор стал некрополем русских императоров, где покоится их прах от Петра I до Николая II. У стен Собора находится Комендантское кладбище, где похоронены 19 комендантов Петропавловской крепости (из 32-х служивших ей).

Крепость была и обороной Северной столицы, и ее государственной тюрьмой: узниками Трубецкого бастиона были, царевич Алексей, декабристы, Чернышевский, Косцюшко и Достоевский, народовольцы, министры Российской Империи, эсеры и большевики.

Петропавловка, как сама Россия – и заступница, и тюрьма, но, все же, Родина…

Памятник “Тысячелетие России”

Монумент “Тысячелетие России” был воздвигнут в Великом Новгороде напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Годовщина его открытия празднуется в эти сентябрьские дни.

Авторы проекта памятника: скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман.

Для создания памятника-символа истории России был объявлен конкурс, на который было представлено несколько десятков работ. Победил проект молодых скульпторов – М. О.

Микешина, всего год назад окончившего Академию, и И. Н. Шредера, вольноопределяющегося ученика скульптурного класса Академии художеств.

В этом памятнике – тысячелетняя история России, ее правители и полководцы, государственные деятели и люди культуры и искусства, в нем отразился дух России. Памятник выполнен в виде шара-державы, установленного на постаменте в виде колокола (благовеста), и 6 скульптурных групп.

  • Ангел с крестом в руке и Россия, коленопреклоненная женщина на державе, венчают композицию памятника: “Свершившемуся тысячелетию царства Российского в благополучное царствование императора Александра II-го лета 1862”.
  • Средняя часть памятника символизирует различные периоды истории Российского государства: призвание варягов на Русь (862 год), крещение Руси (988-989 годы), начало изгнания татар (Куликовская битва, 1380 год), основание самодержавного царства Русского (1491 год), начало династии Романовых (1613 год), образование Российской империи (1721 год).
  • Нижний ярус (фриз) содержит горельефы 109 исторических деятелей:

“Просветители” (31 фигура), “Государственные люди” (26 фигур), “Военные люди и герои”, “Писатели и художники” (16 фигур).

История первого тысячелетия Руси, заключенная в одном памятнике, как наглядное пособие по истории правления государством, войн, политики, искусства….

Каким мог бы быть памятник, посвященный второму тысячелетию России?

Галина Замыслова, etoya.ru

nucius.org, visitnovgorod.com, skyscrapercity.com, rusticrecluse.wordpress.com, whyevolutionistrue.wordpress.com, famous-historic-buildings.org.uk, woophy.com – Rik Herrygers, travel.nationalgeographic.com – Izzet Keribar, justgorussia.co.uk

Источник: https://iledebeaute.ru/culture/2013/9/18/37178/

Памятники России. Великие памятники России. Какие есть памятники в России

Русский памятник

Огромная Россия славится не только своими завидными габаритами и красивой природой, но и большим количеством исторических памятников, знаменующих все страницы истории государства.

Самые интересные и знаменитые

Памятники России привлекают туристов в Москву и Санкт-Петербург, заставляют прохожих запрокидывать голову и любоваться могучими постаментами и великолепными дворцами.

Для того чтобы посмотреть все монументы, придется потратить приличное количество времени на тур по всей стране, потому как значимые культурные памятники установлены не только в крупных городах, но и в крошечных «домашних» городишках.

Самые знаменитые постаменты, конечно, расположены в культурных центрах России, Москве и Петербурге, поэтому туристы чаще всего направляют свои стопы именно туда. В этой статье будут перечислены самые знаменитые памятники России, так что желающие смогут выбрать самые интересные и составить свой туристический маршрут в соответствии с их расположением.

Великий Кремль: Царь-колокол

Здесь туристы могут найти целых два значительных памятника: Царь-колокол и Царь-пушку. Эти памятники поражают не только своими габаритами, но и занимательной историей создания. Царь-колокол появился на свет с легкой руки императрицы Анны Иоанновны.

Возможно, в Царь-колокол императрица пожелала уместить все свои амбиции, так как при объявлении желаемого размера памятника иностранные мастера всерьез подумали, что императрица изволила пошутить. Желание императрицы восприняла всерьез только семья Моториных.

Они натерпелись неудач с созданием колокола, так как одно только утверждение проекта заняло целых три года. Первая отливка завершилась полным крахом, которого не выдержал старший Моторин. Его сын все-таки довел дело до конца, и теперь Царь-колокол гордо возвышается над брусчаткой Красной площади.

Однако, несмотря на огромное количество затраченных усилий, голоса колокола Москва так никогда и не услышала.

Такие памятники России, как Царь-пушка, расположенная на Ивановской площади, привлекают туристов в район Кремля в любой сезон года. Царь-пушка была установлена в честь русской артиллерии. Ее масса очень внушительна – почти 40 тонн.

Изначально она была создана для охраны Кремля, но затем было решено, что ее военная мощь позволяет ей свирепо разрушать стены, а не храбро защищать их от врага.

Как и многие военные памятники культуры России, могучая Царь-пушка так и не приняла участия в военных действиях, но все равно вызывает у туристов и местных жителей благоговейный трепет.

По этому поводу придумали красивую легенду, в которой рассказывалось, что один выстрел Царь-пушка все-таки сделала, однако не при боевых действиях. Говорят, что Царь-пушка стреляла прахом Лжедмитрия, но задекларированных доказательств этому предположению нет. В каком-то смысле этот памятник превратился даже в имя нарицательное, так как о нем слышали даже жители самой отдаленной глубинки.

Храм Покрова Божией Матери

Некоторые памятники культуры России могут похвастаться целыми сборниками легенд, сочиненных в их честь. К примеру, множество историй люди сочинили о Храме Покрова Божией Матери.

Все эти легенды передавались из уст в уста, поэтому постоянно приукрашивались, и сейчас уже невозможно понять, что из этого правда, а что – приукрашенная выдумка. Раньше на месте Храма возвышалась церковь Троицы Живоначальной. Со временем вокруг нее выстраивались другие небольшие храмы в честь побед русского народа.

В итоге, когда маленьких храмов накопилось около десяти, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному возвести на их месте один большой храм. Святилище несколько раз подвергалось зверским попыткам уничтожения, но все они оказались тщетными. Там запрещали службы, чтобы через какое-то время снова их разрешить.

Храм Покрова Божией Матери расположен в Москве и обязателен к посещению тем, кто хочет узнать, какие есть памятники в России и на что действительно стоило бы взглянуть.

Санкт-Петербург славится своей культурностью, о ней в сети даже ходят многочисленные анекдоты. Приезжие ожидают от питерцев изысканности, вежливости и крайней дружелюбности и очень возмущаются, когда их ожидания не оправдываются. В Питере есть много красивых памятников русской культуры.

Одним из самых ярких является Петропавловская крепость. Туристам, мечтающим увидеть лучшие памятники архитектуры России, следует обязательно посетить ее. Она расположена в самом центре города и является одним из основных символов истории русской земли.

С Петропавловской крепости началось построение города в 1703 году, поэтому стены ее были свидетелями всех исторических событий, произошедших на территории града Петра. В центре крепости можно увидеть прекрасный Петропавловский собор, который укрывает тайны истории Дома Романовых.

Возле собора расположено Комендантское кладбище, где захоронены многие коменданты Петропавловской крепости.

«Тысячелетие России»

Памятники и скульптуры России поражают не только своим разнообразием и исторической подоплекой, но и исключительной красотой исполнения. Монумент «Тысячелетие России», расположенный в Великом Новгороде, был возведен здесь в честь исполнения тысячелетия призвания варягов на территорию Руси.

Памятник был воздвигнут в 1862 году, ориентировочно в сентябре. Не грех сказать, что этот монумент являет собой всю историю России вместе с ее многочисленными славными полководцами, государственными деятелями и представителями мира культуры.

Многие патриотически настроенные россияне считают, что памятник «Тысячелетие России» отражает в себе дух их великой страны. Сам монумент выполнен в виде шара-державы, который установлен на особом постаменте в виде благовеста или колокола.

Каждая часть этого тематического памятника символизирует отдельные периоды истории России, а весь монумент излучает гордость за страну и символизирует ее величие.

Усадьба Поливаново: имение знаменитых родов

По-настоящему великие памятники России уже очень давно появились на территории этого государства. Например, усадьба Поливаново стоит на русской земле еще с 1779 года. По соседству с имением расположена Церковь Благовещенья, которая и была свидетелем всего процесса построения усадьбы.

Церковь была построена за два года, а усадьбу начали возводить уже после завершения ее постройки. Имение находится в одноименном селе, которое получило свое название благодаря славному дворянскому роду Поливановых. За все время своего существования усадьба много раз меняла хозяев.

В ее стенах жили Дохтуровы, Салтыковы, Апраксины, Разумовские, Давыдовы и Гудовичи. Благодаря тому, что такие знаменитые семьи проживали в стенах имения, поток туристов здесь не иссякает, набирая особенную интенсивность в теплое время года.

Имение Поливаново не только само по себе красиво, но еще и расположено в крайне живописной местности на берегу Пахры.

Памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону в Москве

Помимо памятников, прославляющих великую мощь России, здесь есть и множество культурных монументов, чествующих шедевры мирового культурного наследия. Памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону появился в столице России совсем недавно, в 2007 году.

Так получилось, что он был установлен как раз тогда, когда первая книга Артура Конан Дойля о приключениях знаменитого сыщика праздновала свой 120-летний юбилей. Недалеко от памятника расположено здание посольства Великобритании, так что туристы могут при желании ощутить культурную аутентичность монумента.

Несмотря на это, от внимательного взгляда туриста не ускользнет то, что в чертах лиц изображенных на монументе персонажей угадываются Василий Ливанов и Виталий Соломин. Говорят, что все проблемы в одночасье исчезнут, если сесть между двумя персонажами и положить руку на записную книжку доктора Ватсона.

Даже несмотря на то, что это поверье не оправдалось, попробовать так просто решить свои проблемы все-таки стоит.

Великие памятники великого правителя

В честь российского правителя Петра I были возведены монументы не только в России, но и во многих городах Европы. Самые известные памятники Петру 1 в России расположены в Петербурге.

Чаще всего туристы посещают монумент с ярким названием “Медный всадник”, который знаком даже тем, кто никогда не был в городе на Неве. Он возвышается над Сенатской площадью с 1782 года. Конечно же, с “Медным Всадником” связано множество легенд, в частности, о петербургском “мистическом тексте”.

Из-за его двойственности и кажущегося сюрреализма воображение русского народа создало самые невероятные истории. Свое название памятник получил благодаря великому писателю Александру Сергеевичу Пушкину в соответствии с его одноименным произведением.

Можно много и долго читать о памятниках России, но лучше всего посмотреть на них собственными глазами. Слова на бумаге не смогут передать всю мощь и величие, которые они излучают.

Источник: http://fb.ru/article/139256/pamyatniki-rossii-velikie-pamyatniki-rossii-kakie-est-pamyatniki-v-rossii

Самые старые и первые памятники Москвы

Русский памятник

Сегодня, 4 марта 2018 года, исполняется 200 лет со дня открытия первого скульптурного памятника в Москве – памятника Минину и Пожарскому. О самом памятнике и его истории мы уже когда-то подробно писали, поэтому расскажем о старых памятниках, поставленных в Москве до революции, которые можно видеть и сейчас.

Прогуляться по Москве и посмотреть памятники —>

Далее передаем слово Василию П. 

Точное количество памятников в Москве не сможет назвать ни один даже самый дотошный москвовед. Другое дело Информационный центр правительства Москвы, который в 2008 году насчитал их аж 988 штук. Конечно, с тех пор их значительно прибавилось.

Монументальные и крохотные, украшающие столицу и портящие ее внешний вид, посвященные значительным событиям и отдельным историческим личностям.

Описать все это многообразие невозможно, поэтому в связи с юбилеем первого памятника предполагаю сделать несколько тематических подборок.

ПЕРВЫЕ ПАМЯТНИКИ

Долгое время в России скульптурных памятников не было. Исторические события было принято увековечивать не памятниками, а строительством различных культовых сооружений: соборов, церквей, небольших часовен, а также основанием монастырей. Так, известный всем Покровский собор (Храм Василия Блаженного) – памятник взятию Казани.

При этом каждая из церквей, входящих в этот ансамбль освящена в честь тех святых, в чей день произошли победные сражения в этом походе. Казанский собор на Красной площади – памятник победы над поляками.

Несуществующий ныне храм Честных Вериг апостола Петра в Петроверигском переулке был выстроен в честь венчания на царство Ивана Грозного, Симеона Столпника на Николоямской улице – Бориса Годунова и так далее.

Помимо храмов, начиная с эпохи правления Петра Первого выдающиеся события отмечались также триумфальными воротами и арками. Первый скульптурный памятник в Москве появился только в начале XIX века, в 1818 году.

ПАМЯТНИК МИНИНУ И ПОЖАРСКОМУ

С предложением создать памятник лидерам Второго ополчения, освободившего Москву в 1612 году от польского нашествия, выступило в начале XIX века Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Установить монумент изначально предполагалось не в Москве, а в Нижнем Новгороде – на родине ополчения.

Модель памятника по своей инициативе в 1804 году выполнил скульптор Иван Петрович Мартос.

В 1811 году первоначальное решение было изменено: от установки памятника в Нижнем Новгороде отказались в пользу Москвы – главного места действия Второго ополчения, а после окончания Отечественной войны 1812 года монумент Минину и Пожарскому обрёл новое значение, стал символом победы над захватчиками и изгнания их из Москвы.

Памятник был создан после сбора пожертвований, в котором приняла участие буквально вся страна: императорская семья, дворяне, купцы, мещане, крестьяне. Размер пожертвований колебался от 50 копеек до 5000 рублей, средства приходили из различных губерний России.

Торжественное открытие монумента состоялось на Красной площади 20 февраля (4 марта) 1818 года в присутствии императора Александра I и при огромном стечении народа: люди заполнили не только всю Красную площадь, но и крышу здания Верхних торговых рядов и даже башни Кремля.

Литография Дациаро по оригиналу Ф.Бенуа. Верхние Торговые Ряды в середине 1850х-1850х гг.

Памятник был поставлен в самом центре Красной площади, напротив главного входа в здание Верхних торговых рядов (ныне ГУМ). Выбор места был не случаен: Кузьма Минин, обращаясь к раненому князю Дмитрию Пожарскому с призывом возглавить ополчение, своей рукой указывает на Кремль, где в этот момент находятся захватчики.

Пожарский опирается на щит с ликом Спаса Нерукотворного, принимает из рук Минина меч и готовится встать. Постамент украшен двумя горельефами: на лицевой стороне – сцена сбора средств на Второе ополчение, на задней стороне – наступление и разгром русским войском поляков.

Кроме того, на пьедестале присутствует надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия, лета 1818». Отмечу, что на лицевом горельефе слева изображен сам скульптор Мартос, отдающий отечеству двоих сыновей. Кстати, сыновья скульптора позировали ему при создании фигур Минина и Пожарского.

В первые годы после революции существовала угроза уничтожения монумента, звучали предложения по его переплавке. К счастью, эти планы так и остались лишь планами. Однако оставить памятник на прежнем месте власти тоже не могли.

Официально необходимость переноса объяснялась тем, что монумент, находясь в центре Красной площади, создаёт помехи для транспорта и демонстраций. Неофициально — слишком уж сурово смотрел гражданин Минин, правой рукой указывая на мавзолей Ленина, а левой — вручая меч князю Пожарскому, в связи с чем у горожан рождались свои ассоциации и присказки.

В результате в 1931 году памятник был передвинут с центра Красной площади к собору Василия Блаженного, где он находится и сегодня.

Кстати, Нижний Новгород свой монумент всё же получил.

В 2005 году Зураб Церетели создал чуть уменьшенную копию московского памятника Минину и Пожарскому, которая была установлена возле Нижегородского кремля.

ПАМЯТНИК ПУШКИНУ

Пожалуй, самый известный памятник Москвы — памятник Пушкину работы скульптора Александра Опекушина. Он был задуман в честь восьмидесятилетнего юбилея поэта, но открыт годом позже, 6 июня 1880 г., в день, когда Пушкину исполнился бы 81 год.

В отличие от многих известных литераторов и живописцев, Пушкин при жизни ни разу не позировал для создания своих скульптур.

Изначально монумент стоял на противоположной стороне Тверской улицы, спиной к Тверскому бульвару, и смотрел на Страстной монастырь.

В советское время монастырь снесли. В 1950 году памятник был перемещен на другую сторону Тверской улицы (в то время Горького), на место снесенной колокольни Страстного монастыря, и развернут на 180 градусов.

Пьедестал украшают строки из пушкинского стихотворения «Памятник». При публикации этого стихотворения в 9-м томе первого посмертного собрания сочинений Жуковский по цензурным соображениям изменил его текст.

В 1880 г. царская цензура не пропустила строфу «Что в мой жестокий век восславил я свободу» и до 1937 года, на памятнике красовалась другая цитата в переделке Жуковского:

И долго буду тмъ народу я любезенъ,Что чувства добрыя я лирой пробуждалъ,

Что прелестью живой стиховъ я былъ полезенъ

И милость къ падшимъ призывалъ.

В 1936 году, к столетию со дня смерти Пушкина, двустишия были заменены на полные четверостишия, восстановлен пушкинский текст, а орфография заменена на современную.

ПАМЯТНИК ПИРОГОВУ

Знаменитый русский хирург Николай Иванович Пирогов определенный период жизни сотрудничал с не менее талантливым хирургом Николаем Васильевичем Склифосовским, который считал Пирогова своим наставником и учителем.

Желая увековечить память старшего товарища, именно Склифосовский учредил Общество русских врачей, инициировал проведение «Пироговских съездов» и поддержал инициативу по созданию в Москве памятника Пирогову. Однако давать согласие на установку монумента городские власти побоялись, так как в то время памятники возводили в честь царских особ и полководцев, но никак не ученых.

Николай Васильевич отправился лично на прием к императору, и высочайшее дозволение было получено. Средства из казны на памятник не выделили, и их пришлось собирать через специально созданный комитет.

Скульптору Владимиру Шервуду еще при жизни великого хирурга довелось лепить его скульптурный портрет, поэтому памятник получился фотографически точным.

Поставлен памятник на Большой Пироговской улице перед зданием терапевтической клиники I Московского медицинского института имени Сеченова.

Николай Иванович Пирогов изображен в застегнутом сюртуке, сидящим в кресле; в левой руке он держит череп, а в правой — металлический зонд, которым в те времена искали в теле раненого осколки и шрапнель (другие объяснения назначения этого предмета ошибочны).

3 (12) августа 1897 года памятник в Москве был торжественно открыт. К сожалению, скульптор не успел насладиться успехом своего творения — он скончался 9 (21) июля. С четырех сторон постамента — медные доски с выдержками из сочинений ученого и хирурга.

Памятник Пирогову занимает уникальное место среди других московских памятников. Хоть он поставлен до революции, его никогда не пытались уничтожить и даже никуда не переносили!

ПАМЯТНИК ГОГОЛЮ

26 апреля 1909 года, к столетнему юбилею Николая Васильевича Гоголя, в конце Пречистенского (ныне Гоголевского) бульвара Москвы был открыт памятник писателю. Скульптор Николай Андреев изобразил Гоголя в период его душевного кризиса, утратившим веру в своё творчество, опустошённым до отчаяния. Такая трактовка не всем пришлась по вкусу и вызвала разные мнения в обществе.

Советской власти грустный поэт в центре Москвы не понравился. В 1951 году памятник Андреева отправили «в ссылку» в Донской монастырь, а на его месте поставили бодрого писателя в духе соцреализма. На постаменте первого памятника была простая и лаконичная надпись: «Гоголь». На новом памятнике изобразили дарственную: «Великому русскому художнику слова от правительства Советского Союза».

Однако времена в очередной раз изменились, началась хрущевская «оттепель». В 1959 старого Гоголя забрали из монастыря, и, так как его место уже было занято, поставили неподалеку, во двор бывшей усадьбы графа А. П. Толстого на Никитском бульваре. В этом доме Н. В. Гоголь провёл последние четыре года жизни. Стихи Льва Озерова:

Плывёт бульвар с Арбатом в паре,

Дворы пустынны в декабре.

Весёлый Гоголь — на бульваре,

Печальный Гоголь — во дворе.

Пьедестал памятника обрамлён бронзовыми барельефами, на которых представлены герои из наиболее известных произведений Гоголя: «Ревизора», «Шинели», «Тараса Бульбы», «Мёртвых душ» и других.

Многие отмечали, что эти барельефы, наполненные жизненностью гоголевских персонажей, по своему эмоциональному настрою образуют диссонанс с общим впечатлением от памятника, идут вразрез с воплощённым образом самого писателя.

После 1959 года время от времени обсуждался вопрос о возвращении памятника на первоначальное место.

В 1993 году Оргкомитет по проведению празднования 500-летия Арбата, отмечавшегося в том году (в его состав входил Юрий Лужков), выступил с инициативой в рамках торжественных мероприятий перенести скульптуру работы Андреева на историческое место.

Предложение поддержал президент Российского фонда культуры академик Д. С. Лихачёв; оно было одобрено Моссоветом и вынесено на обсуждение Верховного Совета РФ. Но конфликт в октябре 1993 года, закончившийся разгоном Верховного совета, помешал осуществлению замысла.

ПАМЯТНИК ФЁДОРОВУ

В 1870 году Императорское Археологическое общество Москвы открыло сбор средств на установление памятника первопечатнику Ивану Федорову. Деньги на памятник жители Москвы копили 39 лет! Наконец 7 сентября 1909 года недалеко от Никольской улицы Москвы, где в старину находился Печатный двор, торжественно открыли памятник работы скульптора Сергея Волнухина.

Как выглядел Иван Федоров в реальной жизни, никто не знал. Поэтому скульптор изобразил собирательный портрет русского мастера. Левой рукой он поддерживает печатную доску, а в правой держит отпечатанный лист.

И этот памятник сейчас стоит не там, где был установлен в 1909 году.

Сначала его в 1934 году при расширении Театрального проезда и сносе Китайгородской стены подвинули вглубь, затем, уже в 1990-е, при строительстве торгового комплекса «Наутилус», передвинули ближе к гостинице «Метрополь».

Вот и всё. Некоторые думают, что Москву до революции украшали многочисленные памятники царям и полководцам, снесенные при советской власти. На самом деле их было всего три:

1898. Памятник Александру II в Кремле, скульптор А.Опекушин.

1912. Памятник Александру III у Храма Христа Спасителя, скульптор А.Опекушин.

1912. Памятник полководцу Скобелеву на Скобелевской площади, скульптор П.Самонов.

Так что за сто лет, с 1818 по 1917, в Москве было поставлено всего восемь скульптурных памятников, из которых до нас дошло пять.

Речь в рассказе идет именно о скульптурных памятниках. Здесь не рассматриваются, например, памятник-часовня героям Плевны у Ильинских ворот (о ней подробнее здесь)  и тому подобные сооружения.

До революции в городе устанавливались еще бюсты, их расчет также не берём. Хотя среди них были весьма колоритные, о которых мало кто знает. Например, в 1897 г.

на Божедомке (ныне улица Дурова) в саду богадельни Общества германских подданных для оказания помощи нуждающимся соотечественникам были установлены на средства немецкой диаспоры памятники-бюсты Вильгельму I и Отто фон Бисмарку.

Естественно, с началом Первой мировой войны они были убраны.

Публикация подготовлена: Василий П. Современные фото сделаны автором.

Источник: http://moscowwalks.ru/2018/03/04/oldest-monuments/

Памятники архитектуры Древней Руси

Русский памятник

Невероятно огромна роль архитектурных памятников, которыми богата планета Земля. Благодаря древним строениям удаётся проникнуться, почувствовать дух эпохи, давно минувшей. Ведь ничего нет весомее, как пройтись по древним улочкам, выложенным из камня, который истёрся от прикосновения ступней поколений, давным-давно здесь ступавшим.

Богата архитектурными памятниками и русская земля. Это свидетельство процветания тысячелетия назад городов и обычных населённых пунктов.

Здесь жили предки сегодняшних поколений, которые воевали за свободу, за процветание родных очагов.

Часто спорят о патриотизме россиянина, то есть русского, украинца, татарина, белоруса, представителей других национальностей, живших и сейчас живущих на этой земле.

Не могут спорящие понять, что заставляет россиянина жертвовать собой ради свободы и жизни других.

С чего начинается патриотизм? А он начинается с древних церковных храмов, с полузаросшей травой крепостей, со зданий и сооружений, в которых создавали свои произведения Пушкин и Достоевский, Мусоргский и Чайковский, где писали иконы Рублёв со своими учениками, где рождали первые указы, укрепляющие Россию, Иван Грозный и Пётр I.

Выходит, что патриотизм начинается там, где появился на свет россиянин, где он жил, выращивал хлеб, строил замки и храмы, устанавливал крепостные стены, где он проливал свою кровь за свободу и независимость.

Поэтому приходится с сожалением констатировать факты безобразного отношения к памятникам архитектуры Руси, которые воздвигались на заре своей государственности.

Такое отношение к архитектурным памятникам и убивает патриотизм.

На Руси много памятников. Всемирно известны они в Москве, Петербурге, Киеве. О них часто пишут, к ним обращено внимание государства, церкви, общественных организаций.

Но есть памятники архитектуры, которые в далёкие годы были возведены в других городах и даже небольших сёлах. Широкой общественности о них почти ничего не известно.

Но роль их в воспитании любви к своей родине у россиян неизмеримо высокая.

Церковь Покрова на Нерли

Указом Андрея Боголюбского в 1165 году между реками Клязьмой и Нерлью во Владимирской области был возведён церковный храм в память о погибшем от рук булгар сыне князя.

Церковь одноглавая, но выстроена она из белого камня, что в ту пору было новинкой.  В те времена главным строительным материалом было дерево.

Но деревянные строения часто уничтожались пожарами, были неустойчивыми перед набегами врагов.

Хоть и построили храм в память о сыне Андрея Боголюбского, но посвящён он был церковному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Это первый такой памятник и очень важный, поскольку православие на Руси ещё только утверждалось.

Очень простой кажется конструкция храма. Главные его составляющие — это четыре столпа, три апсиды, крестообразный купол. Церковь имеет одну главу. Но она сотворена в таких пропорциях, что издали представляется парящей над землёй. Этот церковный храм по праву находится в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Десятинная церковь

С крещением Руси связана церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, получившая название Десятинной. Это было первое каменное строение. Церковь строили пять лет, с 991 по 996 годы, на месте сражения христиан с язычниками. Хотя в Повести временных лет началом строительства храма назван 989 год.

 Здесь закончен был земной путь первомучеников Фёдора, а также его сына Иоанна.  Князь Владимир Святославич своим указом выделил для строительства церкви десятину из государственной казны, по нынешнему времени, из бюджета. Поэтому церковь и получила такое имя.

В своё время это был самый большой храм. В 1240 году войска татаро-монгольского ханства разрушили храм. По другим источникам церковь рухнула под весом собравшегося там народа в надежде спрятаться от захватчиков. От этого археологического памятника сохранился лишь фундамент.

Золотые ворота

Символом мощи и величия Древней Руси считаются Золотые ворота. В 1158 году Андрей Боголюбский поручил окружить город Владимир валом. Через 6 лет он распорядился возвести пять входных ворот. До настоящего времени устояли только Золотые ворота, являющиеся памятником архитектуры.

Эти ворота изготовили из дуба. Впоследствии их оковали листами меди, покрыв позолотой.  Но не только за это получили ворота своё имя. Настоящим произведением искусства были золочёные створки. Жители города сняли их перед нашествием монголо-татарского войска. Эти створки занесены в реестр ЮНЕСКО, как шедевры, утраченные человечеством.

Правда, в 1970 году появилось сообщение, что створки найдены японскими учёными-археологами, которые принимали участие в очистке реки Клязьмы. Тогда-то и были обнаружены многие артефакты, в том числе, створки. Но вот самое ценное в них — золотые пластины не найдены до сих пор.

По легенде своды ворот во время завершения строительства упали, придавив 12 строителей. Очевидцы решили, что все они погибли.  Андрей Боголюбский повелел принести икону Божией Матери и начал молиться за попавших в беду людей.  Когда ворота освободили от завалов, приподняли, работники там оказались живыми. Они не получили даже никаких повреждений.

Собор Святой Софии в Новгороде

Семь лет понадобилось для того, чтобы построить этот собор. Его возвели в честь жителей Новгорода, с помощью которых Ярослав Мудрый стал Великим князем. Завершено было возведение собора в 1052 году. Для Ярослава Мудрого этот год стал знаковым. Он похоронил в Киеве своего сына Владимира.

Строили собор из разных материалов. Основными были кирпич и камень. Стены собора облицевали мрамором, на них были встроены мозаичные узоры и картины. Это веяние византийских мастеров, которые стремились перенять славянские архитекторы. Позднее мрамор заменили известняком, вместо мозаик вставили фрески.

Первая роспись датирована 1109 годом. Но фрески со временем также были разрушены. Особенно много было утрачено во время Великой Отечественной войны.  Лишь фреска „Константин и Елена“ дожила до 21 века.

Галерей в соборе нет, внешне он представляется как храм крестово-купольной формы с пятью нефами. В то время такой стиль был присущ большинству храмов. Здесь находятся созданные в далёком прошлом три иконостаса. Среди главных икон в соборе хранятся Тихвинская икона Богородицы, Евфимий Великий, Савва Освещенный, Антоний Великий, икона Божией Матери „Знамение“.

Есть здесь и старинные книги. Много частично разрозненных произведений, хотя есть и уцелевшие. Это книги князя Владимира, княгини Ирины, архиепископов Иоанна и Никиты, князей Фёдора и Мстислава. Фигурка голубя, символизирующая Святой Дух, украшает крест купола, расположенный в центре.

Дмитриевский собор во Владимире

Этот храм уникален не только тем, что выполнен в стиле романтизма. Собор впечатляет элементами, напоминающими западные базилики. Самое главное — это белокаменная резьба.

Всё получилось благодаря тому, что возведение собора лежало исключительно на плечах русских зодчих. Отделочные работы выполнялись греческими мастерами.

Каждый старался сделать работу так, чтобы не посрамить своё государство.

Здесь были собраны лучшие мастера, поскольку собор строился для князя Всеволода большое гнездо. В соборе впоследствии разместилась его семья. История собора исчисляется 1197 годом. Позже собор был освящён в память Дмитрия Солунского, считавшегося небесным покровителем.

Композиционное построение собора основано на конструктивных особенностях византийских храмов. Как правило, это 4 столпа и 3 апсиды. Позолоченный церковный купол венчает крест. Фигура голубя служит флюгером. Стены храма привлекают изображениями мифического характера, святыми, псалмовцами. Миниатюра Давида-музыканта является символом государства, охраняемого богом.

Здесь не могло не быть изображения Всеволода Большое гнездо.  Его изваяли вместе с сыновьями. Внутреннее убранство храма восхищает. Несмотря на то, что многие фрески утрачены, до сих пор здесь красиво и торжественно.

Церковь Спаса на Нередице

Церковь Спаса была построена на горе Нередица всего за один сезон в 1198 году. Храм был возведён по указу правившего в то время в Великом Новгороде князя Ярослава Владимировича. Храм вырос на возвышенном берегу русла реки Малый Волховец, невдалеке от Рюрикова Городища.

Церковь была построена в память о двух павших в бою сыновьях Ярослава Владимировича. Внешне церковь не отличается величественными надстройками. Тем не менее, она является памятником архитектуры. Построена церковь по традиционному для того времени проекту. Один кубический купол, далее, как и в других проектах — четырёхстолпный и трёхапсидный вариант.

Поражает внутренний интерьер церкви. Стены полностью расписаны и представляют галерею русской живописи, одну из самых старинных и уникальных. Эти росписи активно изучали учёные в первой трети прошлого века.

Сохранились подробные описания картин, проливающие свет на историю того времени, когда возводилась церковь, на уклад жизни новгородцев. Художник Н.Мартынов в 1862 году сделал акварельные копии нередицких фресок.

Они с большим успехом были продемонстрированы в Париже, на Всемирной выставке. Эскизам была присуждена бронзовая медаль.

Эти фрески являются очень ценным образцом новгородской монументальной живописи. Созданные в XII столетии, они и сегодня представляют большую художественную, тем более, историческую ценность.

Новгородский кремль

Самым уникальным архитектурным памятником многие считают Новгородский кремль. Он относится к одному из древнейших памятников. Каждый город на Руси воздвигал свой кремль. Это была крепость, которая помогала оградить жителей от вражеских набегов.

Немногие кремлёвские стены устояли. Новгородский кремль вот уже десятое столетие верно служит своим жителям города.  Эта постройка самая старая. Но она сохранила свой первоначальный облик.

 Тем и ценен этот архитектурный памятник. Выложен был кремль из красного кирпича, в то время на Руси строительный материал диковинный и дорогой. Но не зря использовали его новгородские строители. Стены города не дрогнули перед натиском многих неприятельских войск.

На территории Новгородского кремля высится Софийский собор. Это ещё один из великих архитектурных памятников Древней Руси. Пол собора выложен мозаикой. Весь интерьер — образец утончённого мастерства зодчих. Проработана каждая деталь, мельчайший штрих.

Жители новгородской земли гордятся своим кремлём, считая, что он в нём сосредоточен ансамбль архитектурных памятников, который должен воодушевлять каждого россиянина.

Троице-Сергиева лавра

Троице-Сергиева лавра является самым большим мужским монастырём в России, который находится в городе Сергиев Посад в Московской области. Основателем монастыря был Сергей Радонежский. Со дня основания монастырь стал центром духовной жизни московских земель. Здесь войско князя Дмитрия Донского получило благословение на битву с Мамаем.

Более того, Сергий Радонежский отправил в войско монахов Ослябя и Пересвета, отличавшихся усердием в молитве и богатырской силой, которые проявили себя геройски во время сражения 8 сентября 1830 года. Обитель на протяжении столетий была центром религиозного воспитания россиян, а также сердцем культурного просвещения.

В обители было написано много икон. Этим занимались Андрей Рублёв и Даниил Чёрный —  выдающиеся иконописцы. Именно здесь была написана широко известная икона „Троица“. Она стала составной частью иконостаса монастыря. Испытанием называют историки осаду обители польско-литовскими захватчиками. Это было смутное время. 16 месяц длилась осада. Осаждённые выстояли и победили.

Не все памятники архитектуры Древней Руси выстояли и сохранились. От многих не осталось следов. Но сохранились описания в древних книгах. Учёные расшифровывают их, устанавливают местонахождение. Патриоты находят силы и средства и начинают восстанавливать древние строения.  Чем активнее будет проводиться эта работа, тем всё больше возрастёт величие России.

Источник: https://mostinfo.su/6500-pamyatniki-arhitektury-drevney-rusi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.