Русалка

Что говорила мифология о существах, под названием

Русалка

Русалка – необычное мифическое существо с человеческим туловищем, рыбьим хвостом вместо ног, белоснежной кожей и чарующим голосом.

Но такой образ появился только под веянием западной культуры. В славянской мифологии у русалок были ноги, и внешне они мало чем отличались от обычных людей.

Версий о том, как появился термин «русалка» довольно много. И разобраться какая из них верная не удается до сих пор. Основные предположения:

  • Русалки – водные создания, поэтому они предпочитали селиться вблизи водоемов. Но самое излюбленное их место было русло реки.
  • По легендам, у этих созданий красивые длинные русые волосы. И от цвета их локонов и появилось название.
  • Термин произошел от Русалий – поминальных дней у древних славян.

Но речные красавицы имели и много других названий. В разных регионах для них были придуманы свои имена.

Их называли нимфами, сиренами, чертовками, вилами. Мавка – та же русалка, но на украинском языке, водяница или купалка – на белорусском.

Что за существо русалка

В давние времена люди нисколько не сомневались в существовании русалок. Но мнения о том, что представляют собой эти создания, кардинально отличались.

В одних областях их считали утопленницами, в других – умершими некрещеными детьми.

Бытовало мнение, что русалкой становилась девушка, утопившаяся из-за неразделенной любви. Эта версия очень похожа на теории о происхождении западных водных существ – ундин.

Считалось, что речными обитателями становились все дети, которые умерли во время Русальей недели – поминальных дней в славянской культуре.

Несмотря на многообразие мнений о происхождении этих мифических созданий, люди единодушно считали, что русалки – злобные создания, которые могли убить любого по своему желанию.

Места обитания

В каждой области было свое мнение о том, где живут русалки.

Причем версии часто менялись на совершенно противоположные.

Кто-то, считал, что водные красавицы жили только в реках и озерах, и лишь иногда выходили на сушу чтобы «пошалить».

Другие придерживались мнения, что русалки вполне спокойно живут в лесу и степи, и могут обитать на высоких деревьях, где проводят большую часть своего времени, раскачиваясь на ветвях.

Кроме того, существовало поверье, что с середины весны и до конца лета русалки перебирались в поля.

Особенно им нравились посевы конопли и ржи.

Еще одним излюбленным местом русалок была развесистая, склонившаяся над водой плакучая ива. Здесь они обитали после Троицына дня.

Внешний вид

Однозначного мнения о том, как выглядели русалки, также не существовало. Но в большинстве случаев их представляли красивыми девушками со стройными фигурами и прекрасными лицами.

Волосы у русалок были густыми и длинными, и часто доходили до самых пят.

Цвет копны различался. Одни считали, что у них русые локоны, другие – зеленые или черные.

Они никогда не заплетали косы, и всегда ходили с распущенными волосами и лишь иногда украшали свою голову венками из цветов.

В некоторых областях русалка – безобразная заросшая шерстью и покрытая тиной старуха, с длинными острыми ногтями.

Она вооружена кочергой или ступой. Иногда может быть обмазана смолой.

Такой речной «нимфой» матери пугали непослушных детей, предупреждая, что за шалости русалка может убить их и съесть. В дальнейшем этот образ трансформировался в персонажа сказок – Бабу-ягу.

Еще сильней мнения разделились по поводу одежды созданий. Одни верили, что они, вообще, ничего не носят и, как и все представители нечистой силы, ходят голыми. Но другие же «видели», как речные красавицы надевают белые сарафаны, рубахи, и даже свадебные платья.

Особенности русалок

Речные девы обожают петь, тем более что в преданиях этих созданий наградили красивым мелодичным голосом, способным очаровать и загипнотизировать любого, кто его услышит.

В этом умении русалки были схожи с сирином – существом славянской мифологии, обладающим женской головой и телом птицы, умеющим заворожить и погубить любого человека.

Именно поэтому русалок нередко изображали в виде диковинных птиц с лицами и грудями девушек.

Эти создания, как и вся нечистая сила, умели превращаться в животных.

Чаще всего они становились кошками, собаками, птицами, мышами и зайцами. Но приписывалась русалкам и способность обращаться в неодушевленные предметы. При желании речная красавица могла стать снопом соломы, корягой, небольшим деревцем или кустом.

Считалось, что эти существа редко когда сидят на месте, и любят прогуливаться. Но в отличие от других представителей нечистой силы, могли делать это как днем, так и ночью.

Их можно было встретить на мосту и перекрестке, возле колодца, в огороде и даже в избе за печкой. Особенно они любили посещать дома, в которых жили раньше.

Нередко русалок встречали в бане. Там они с удовольствием мылись и стирали свою одежду.

Но считалось, что в такие моменты их лучше не тревожить, так как русалка могла жестоко отомстить за нарушенный покой.

Речные красавицы умели не только топить своих обидчиков.

Вызвать бурю, дождь и град, или заставить реку разлиться, и затопить пастбища и посевы было для них делом одной секунды.

Способность управлять водной стихией у русалок была связана с их волосами.

По преданиям, локоны девушек всегда были мокрыми, и если они расчесывали их гребешком, то вода лилась с прядей бесконечно.

С русалочьими волосами было связано еще одно поверье. Считалось, если русалка не сможет их долго намочить, то она погибнет.

По народным приметам, речные красавицы плавают в реках и озерах лишь в полдень, час рассвета и заката. Поэтому в эти часы купаться было очень опасно.

Тем не менее, мифические девушки не были лишены благородства. Они никогда не трогали младенцев и маленьких детей. Более того, речная обитательница всегда защитит потерявшегося в лесу ребенка и отгонит от него диких зверей.

Характер и повадки

Так как представительниц нечистой силы чаще всего изображали девушками, то им приписывалась влюбчивость.

Поэтому молодым, холостым и красивым юношам необходимо было опасаться встречи с русалками. Ведь они могли с легкостью загипнотизировать и утащить на дно своего избранника.

Существует немало легенд, по которым мужчина влюблялся в русалку и уходил за ней в подводное царство.

Там он жил в богатстве и достатке, и все его прихоти и желания исполнялись мгновенно.

Но покинуть подводный миру мужчина не мог уже никогда.

Речные красавицы отличались любовью к развлечениям. В хорошем настроении они водили хороводы по ночам, смеялись и пели.

Если кому-то доводилось поймать русалку, то в большинстве случаев она не разговаривала, а только плакала и вытирала свои слезы длинными волосами.

Чаще всего «встречи» с русалками происходили на Русалью неделю, которая шла сразу после праздника Троицы. В это время представительницы этого вида были особенно активными, и часто занимались своими «вредными» делами:

  • Выкрикивали мужские имена, чтобы в дальнейшем убить отозвавшегося;
  • Щекотали путников до смерти;
  • Искали бросившего их при жизни возлюбленного, чтобы жестоко отомстить обидчику.

Поэтому на Русалью неделю было категорически запрещено купаться. Считалось, что душа в этом случае станет проклятой, и ей придется скитаться в виде духа до скончания времен.

Опасность встречи

Несмотря на привлекательный вид, водяные красавицы отличались злобным характером, и, как и вся нечистая сила, приносили вред человеку. И встречи с русалками старались всячески избегать. Ведь нечисть могла:

  • Сбить путника с пути;
  • Задушить и утопить;
  • Защекотать до смерти;
  • Превратить в животное или неодушевленный предмет;
  • Запутать сети и потопить рыбацкую лодку;
  • Испортить мельничные жернова;
  • Отобрать молоко у коровы;
  • Наслать болезни на людей и скот.

В общем, встреча с русалками не сулила ничего хорошего. Считалось, что по одному их взгляду на человека нападала хворь, он становился вялым, или, наоборот, начинал маяться бессонницей.

Хуже всего было жителям украинских сел. Их русалки отличались особой кровожадностью, и при встрече без труда отрывали путникам голову. Не менее жестокими были и белорусские речные красавицы. Обидчикам они сворачивали голову назад и выдавливали глаза.

Но следует отметить, что «проделки» русалок касались только тех, кто вел неправедную жизнь. Кроме того, существа топили и утаскивали на дно лишь тех пловцов, которые купались в неположенное время, в особом месте или без креста.

Как защищались от русалок

Считалось, что представительницы нечистой силы могут напасть только на одинокого путника. При этом даже поездка на лошади не могла защитить от опасности. Поэтому старались ходить в лес или к реке многочисленной компанией.

Особенно много запретов было на Русалью неделю. В это время старались даже близко не подходить к воде. Невестам, беременным женщинам и кормящим матерям, вообще, не разрешали выходить за калитку. Считалось, что речная красавица может им позавидовать и наслать порчу на младенца.

Так как русалкам было под силу вызвать падеж скота и неурожай, то крестьяне старались всячески защитить свое хозяйство.

Для этого на шею животным надевались специальные обереги. А речным девам старались сделать подношение. Считалось, что их можно задобрить свежим караваем, кусочки которого раскладывались возле ворот и крыльца.

Кадр из фильма «Вий» 1967 г.

Верной защитой от любой нечисти, в том числе и от русалок, всегда было «крестное знамение».

Или более «продвинутые» ритуалы как, например, в повести Н.В. Гоголя «Вий».

Проводился он так: человек рисовал вокруг себя или жилища круг мелом, и крестил это пространство. Еще для защиты надевали крестик не только на грудь, но и на спину.

Но кроме «божьей помощи», против русалок использовались травы.

Считалось что у нечисти «аллергия» на такие растения: полынь, молодой чеснок, любисток, крапиву, хрен, освященную вербу.

Пучки этих растений старались всегда носить в кармане. Кроме того, помогал отвадить лесных и речных красавиц осиновый кол, повешенный на грудь в качестве оберега.

Русалки ненавидели железо, поэтому предусмотрительные люди всегда носили с собой иголку. Считалось, что если ткнуть нее в русалку, то она убежит от ужаса.

Дружба с нечистью

Не все боялись русалок. К примеру, девушки могли вполне безопасно с ними общаться. Более того, создания помогали им в любовных делах. Но, правда, за это нужно было платить. Некоторые отдавали бусы и красивые платки, другим же пришлось пожертвовать жизнью ребенка.

Русалка могла стать защитницей обиженной девушки или женщины. Речная наяда выслушивала жалобы, после чего сводила с ума обидчика, или, вообще его убивала.

В северной части Руси было принято «родниться» с лесными и речными девицами. Считалось, что так нечистая сила не принесет вреда.

Для этого украшали лентами молодую березку, водили вокруг нее хороводы, и обязательно делали качели из веток на дереве. Так, русалка могла вдоволь нарезвиться.

Но по окончании Русальной недели, все ленты убирались и проводились проводы нечисти с песнями, плясками и играми у костра. После этих ритуалов речные девы отправлялись восвояси.

Источник: https://kriptozoo.ru/slavyanskaya-rusalka.html

Русалка. Правда ли, что настоящая русалка существует? | Славяне

Русалка

Русалка. Кажется, про русалок слышали даже те, кто очень смутно знаком со славянской мифологией. Образ узнаваем, присутствует во многих сказках, литературных произведениях, можно увидеть его и на картинах. У нас на Севере считают, что русалки и по сей день существуют. Столько историй про них рассказывают! Но какие они, настоящие русалки?

Кто такая русалка?

Русалка — персонаж славянской мифологии, опекающий поля, леса и воды. Один из наиболее вариативных образов народной мистики. В то, что русалки существуют, верили повсюду на Руси, но идеи о том, какая она — настоящая русалка —  в разных местах различались.

Русалки существуют! Подлинные северные былички

Казалось бы, персонаж этот настолько фантастический, что остался только в сказках. Но наши северные былички утверждают — настоящих русалок можно увидеть и по сей день. 

Живут русалки в воде, но могут выходить и наружу. К людям они не слишком благосклонны, их стоило опасаться:

Маленьки были, так говорили нам старики-то, что нельзя после дождя купаться, русалка там моется. Волосы-то у ей длинные. Утащит она…

Рассказывали о них довольно страшные истории:

Русалки-то? Да, слыхивала. Сейчас уж никого не стало, а раньше много было всего, много рассказывали историй всяких.

Вот у одной женщины утонул сын. Он и плавал-то неплохо, хорошо плавал-то и вот вдруг утонул. А было летом, конечно. Ну, народ-то: «Водяной утащил!» А потом, уж много времени прошло-то, пошла она стирать на реку и глядит, сидит на камне девушка, красивая, да голая, волосы черные, длинные. Она их чешет. Та [женщина] как увидела ее, и сердце захолонуло сразу.

Спугалась сильно, стоит, не дышит аж. Забоялась шибко сильно. А как же, ошарашно ведь! Что ты! Эта русалка как посмотрит на кого, как застывши человек стал, так и будет стоять, долго может так, да. Вот та и стоит. Вдруг русалка повертывается и говорит: «Твому сыну хорошо, иди домой и не ходи больше сюда». И в воду прыгнула, а гребень оставила на камне.

  А сына тело так и не нашли, глубоко больно.

Русалки в реке и сейчас есть. Оны как человек, волосы длинные, распущены, на камне сидят  и волосы чешут. И груди есть. В глыбких местах живут. Выходит утром и вечером.

Русалки были тож. Разны виды показывали: и женщиной, и мужчиной, и скотиной. Как привидится. Увидят их и болеют.

Бабушка умерла. Приехавши был дядя с Москвы. Пошел на речку. В костюме, одевши как следует. Ему показалась девушка красивая. Он приобнять хотел, руками так сделал — и нырнул в речку. Привиделась хорошая девушка, красивая. А он пришел, льет с него, а в хорошем костюме был.

Маленьки были, так говорили нам старики-то, что нельзя после дождя купаться, русалка там моется. Волосы-то у ей длинные. Утащит она.

Русалки в реках и сейчас есть. В русалку обращается, говорят, проклятый человек. Оны как человек, волосы длинные, распущены, на камне сидят и волосы чешут. И груди есть. В глыбких местах живут.

Выходит утром и вечером. И попка, как у человека. Красивая, груди стоят, как у женщины. Белье полоскала, ручной палкой колотила, чтоб пыль выходила. Вижу, волосы длинные, распущены.

А заметили, и она исчезла.

Шишихи, русалки, хватают за ноги и топят. Бабки свиклу сажали, а женщина в воду зашла. Ее кто-то тянет, а потом на ногах следы от пальцев.

Рассказывали, служил один какой-то во флоте, а она [русалка] выходила, песни пела. И так она ему понравилась, что влюбился. А любовь у ей настоящая. И ребенка нажили.

А что моряку делать, как ее с собой привезти, ведь она не умеет говорить, и ребенок не умеет говорить. И переслали его на другой корабль. Она приходит, смотрит, где он. А ей показывают: уехал. Тосковала горазд.

А потом разорвала ребенка и бросилась в воду.

Как выглядит настоящая русалка? Есть ли у неё хвост?

Образ русалки в книгах и на картинах вполне узнаваем — красивая девушка с рыбьим хвостом. Однако, как многие духи славянской мифологии, выглядеть они могут по-разному:

Разные виды показывали: и женщиной, и мужчиной, и скотиной. Как привидится.

Но чаще всего настоящие русалки напоминают красивых юных девушек, обнаженных, с длинными распущенными волосами зеленоватого, русого или черного цвета, которые они постоянно расчесывают.

Есть ли у русалок хвост? На Севере Руси полагали, что русалки обликом полностью подобны людям. Ведь они не только сидят в воде, но и передвигаются по суше, могут заходить в мельницы, бегать по берегу реки или водоема, качаться на ветвях деревьев.

На Юге Руси рассказывали, что русалки живут только в воде, поэтому хвост у них есть.

Хотя настоящая русалка выглядит подчас красиво и соблазнительно, весь ее облик говорит о том, что это неживой человек. Если приглядеться, можно заметить закрытые или тусклые глаза, бледную кожу.

Есть рассказы, в которых русалки выглядят настоящими чудовищами: неприглядные, с длинными отвисшими грудями, острыми когтями, полностью покрытыми шерстью. Сразу становится понятно, что такое существо к людям будет совсем не благосклонно.

Как стать русалкой?

Почему же настоящие русалки так враждебны к людям? Потому, что они и сами когда-то были людьми, но умерли слишком рано или «неправильно» (стал жертвой преступления, покончил с собой, трагически погиб) и сделались «заложными» покойниками.

Рассказывали, что стать русалкой может погибший (особенно утонувший) ребенок, юная девушка, молодая женщина или же вообще любой, кто скончался во время особой недели года — Русальной.

   Русалки утягивают на дно купающихся в неурочное время и без благословения людей, при встрече на берегу могут напасть и защекотать до смерти, удушить своими длинными волосами, заманить в воду стирающих на берегу женщин.

Те, кто погиб по вине этих духов, тоже становятся русалками. Чтобы души умерших маленьких детей или девушек не стали русалками, при их похоронах соблюдали особые ритуалы.

Чем опасны русалки?

Несмотря на довольно романтические представления об этих духах, они живых людей не  любят, стремятся их погубить, чтобы пополнить свои ряды.

Особенно русалки активны и опасны на Русальную неделю в мае-июне, в период цветения ржи. Тогда-то они чаще всего и показываются людям.

В этот период советовали не только воздержаться от купания в водоемах, но и подходить к воде вообще, гулять в лесу.

При встрече с русалками нужно было не смотреть на них — лучше всего оборотить взгляд в землю. Были и заговоры против этих духов. Советовали от них также откупаться — бросать им какой-то элемент одежды, гребешки, украшения.

Русалки существуют и поныне, и наши предки отлично это знали. Духи природы окружают нас и поныне. Вся славянская мифология свидетельствует об этом. Изучая ее, мы заново открываем для себя мир духов окружающей среды.

Подробнее о славянской мифологии:

Славянские Боги

Мифические существа славян

Славянские мифы

Источник: https://xn--80aejvmu5h.xn--80aswg/rusalka/

Русалки существуют (14 фото)

Русалка

На вопрос, — русалки существуют? Современный человек чаще всего посмеется и ответит, что в бабушкины сказки перестал верить еще с десяти лет. Однако документальные свидетельства подтверждают правдивость древних преданий.

Настоящие русалки

Если опираться на древние рассказы и легенды, то облик загадочных морских существ весьма разнообразен, впрочем, как и их названия. Например, в Западной Европе чаще употребляли название русалки. В древней Греции сирены и тритоны.

В древнем Риме наяды, нереиды и нимфы, а вот у немцев никсов, и прибалтов странные рыбоподобные существа получили названия гуделки и ундины. В Шотландии тоже встречались удивительные подводные жители и там именовали их как шелками.

Французы же, не церемонясь, обзывали уродцев змеиными хвостами.

Облик загадочных морских обитателей по разным описаниям очевидцев сильно разнится. Во первых русалки существа не только женского, но и мужского пола, во вторых их облик описывают совершенно по-разному.

От очаровательно красивой женщины с большой, упругой грудью, нежными чертами лица, длинными шелковистыми волосами, белой кожей и блестящим рыбьим хвостом вместо ног, до весьма пугающего существа с зелеными волосами, лицом, обросшим субстанцией, похожей на кораллы, уродливыми жабрами, начинающимися от нижней губы и мерзким, с отвратительными наростами хвостом в нижней части туловища.Вероятность того, что в разных частях света подводные обитатели могут внешне отличатся, существует, ровно так же, как и наличие нескольких видов, сразу рознящихся не только внешне, но и находящихся на принципиально разных уровнях эволюции. Некоторые исследователи допускают, что человек может легко быть потомком русалок. Ведь не зря говорят, что Океан колыбель жизни.

Чтобы все здесь описанное не казалось очередной безосновательной версией или слишком смелым предположением обратимся к засвидетельствованным описаниям встреч с русалками. Это даст хорошую почву для размышления касаемо ответа на вопрос, — русалки существуют или нет?

Упоминания о русалках в истории

Итак, первое упоминание, обнаруженное в исландских хрониках Speculum Regale, датировано XII веком. В нем речь идет о существе наполовину женщине, на половину рыбе именуемом «Маргигр».

По описанию это абсолютно нормальная женщина, если не считать большого блестящего плавника вместо ног.

Спустя три века в XV столетии в книге Сиго де ля Фонда «Чудеса натуры, или Собрание необыкновенных и примечания достойных явлений и приключений в целом мире тел, азбучным порядком расположенное» есть упоминание о случае, произошедшем в Голландии в 1403 году.

После страшной бури уничтожившей ВестФрисландскую плотину, была обнаружена женщина, запутанная в водоросли и выброшенная на прибрежный луг.

Ее освободили, привезли в Харлем, одели, научили вязать чулки и ходить в церковь. Женщина прожила в городе 15 лет, ела обычную еду, за все время, так и не научившись говорить.

Она бесконечно порывалась броситься в море, но видно было не суждено. Умерла она как обычный человек на суше.

В XVII веке мореплаватель Г.Гудзон оставил запись в судовом журнале, в котором он описывал удивительное существо, увиденное у берегов нового света. Он писал, что один из членов его экипажа вдруг заметил за бортом русалку.

Наблюдатель сразу же позвал товарища и те долго разглядывали существо. По их описанию это была женщина с обнаженной грудью, длинными черными волосами до плеч и рыбьим хвостом испещренным черными точками подобно макрели.

Имена матросов, наблюдавших за русалкой: Томас Хилс и Роберт Райнар. Дата: 15 июня 1608.

Русалка подросток

В том же веке испанский журналист Икер Хименес Элизари опубликовал в одном из изданий того времени записи найденные в архивах церкви.

В них речь шла о юноше Франсиско дела Веге Касаре жившем в Лиерганесе (Кантабрия) выделявшихся среди жителей отменной способностью плавать.

Согласно источнику в 16 лет юноша покинул родной город и отправился учиться на плотника в Лас-Аренас. В 1674 году во время купания его подхватило волной и унесло в море. Все поиски были тщетны.

В феврале 1679 года около бухты Кадиса рыбаки выловили странное создание. Существо выглядело, как высокий юноша с бледной кожей и рыжими волосами. На нём была чешуя вдоль спины и вдоль живота. Между пальцами была коричневая перепонка. Пленник рычал, ревел и сопротивлялся так, что его еле удерживали 12 человек.

Существо отправили в монастырь францисканцев, где он провел три недели, в течение которых над ним проводился обряд экзорцизма. В январе 1680 года его доставили в Кантабрию где мать пропавшего несколько лет назад сына признала в странном существе свое дитя.

Еще в течение двух лет морской обитатель прожил в поселке, питаясь при этом сырым мясом и рыбой, и в 1682 году ему удалось бежать. Он нырнул в морские воды и его больше никто не видел.

Хвост русалки

В XVIII веке, а точнее в 1737 году журнал «Gentleman’s magazine» опубликовал статью о пойманном близь английского города Экстер существе. Рыбаки, подняв его на палубу, увидели в сетях хвост похожий на лосося и, разобравшись, что к чему забили добычу палками.

Когда улов, агонизируя начал по человечески стонать, рыбаки распутали сети и обнаружили русалку мужского пола. Верхняя часть туловища была абсолютно человеческой, разве, что нос был слегка приплюснут не как у людей.

Труп долгое время выставлялся в Экстере в качестве экспоната.

Другое издание «Scot’s magazine» в 1739 году опубликовало не менее любопытную статью о том, что экипаж корабля «Галифакс» выловили нескольких русалок вблизи побережья острова Маврикий, зажарили их и съели. Члены команды уверяли, что мясо русалок напоминало им нежную телятину.

В XIX веке тоже было несколько громких случаев с участием русалок. Вот один из них.

31 октября 1881 года в одной из бостонских газет писали, что на берегу был обнаружен труп существа частично схожего с человеком. Голова и тело трупа явно было женским.

Черты лица, глаза, нос, зубы, руки, груди и волосы — всё это было человеческим, однако все что находилось ниже пояса погибшей, напоминало рыбий хвост.

И XX век не стал исключением. О существовании русалок не только не прекратили писать, а наоборот количество таких случаев только увеличилось.

В ссср тоже нашли русалок

Об одном из самых интересных и громких случаев того времени стало известно только недавно когда гриф секретности был снят. С представителями водных глубин довелось встретиться вооруженным силам СССР в 1982 году на западном берегу озера Байкал, где проходили тренировочные сборы боевых пловцов Забайкальского военного округа.

При погружении аквалангистов на глубину 50 метров им не раз приходилось сталкиваться лицом к лицу с существами ростом более трех метров как будто обтянутыми в какие-то блестящие одежды.

Головы существ были будто скрыты под шарообразными шлемами, но в то же время у незнакомцев не было ни аквалангов, ни какой-либо иной аппаратуры для дыхания под водой, при этом плавали они с большой скоростью и явно наблюдали за действиями наших боевых пловцов.

Главнокомандующий учениями решил, что стоит поближе познакомиться с таинственными «коллегами» и приказал поймать одного из них. Была собрана специальная команда из семи опытных бойцов аквалангистов и офицера, вооруженных тонкой и прочной сетью.

Однако в момент, когда охотники пытались набросить сеть на одного из незнакомцев, некий мощный силовой импульс мгновенно вытолкнул всю группу на поверхность озера. В результате резкого всплытия без необходимых остановок для декомпрессии все члены команды заболели кессонной болезнью.

Трое скончалось через несколько дней, остальные остались инвалидами.

Жители США так же находили русалок

В августе 1992 года произошел тоже не менее интересный случай.

Группа рыбаков из поселка Ки-Бич (Флорида) в километре от берега заметили лежащих на воде «полулюдей-полутюленей» с большими головами, похожими на человеческие, крупными глазами и длинными руками, оканчивающимися перепончатыми кистями.

Существа, заметив подплывающий баркас, отплыли в сторону, сделали вокруг судна круг и ушли на глубину. Спустя час рыбаки вытащили рыболовную сеть и обнаружили, что она порезана в нескольких местах.Еще одна странная встреча людей и загадочных подводных жителей произошла несколько лет назад.

В краеведческом музее городка Тумстоун, расположенного в южной части Соединенных Штатов, имеется большая стеклянная витрина. В ней располагается существо очень похожее на морскую корову, истребленную людьми лет 150 тому назад, вот только верхняя часть данного существа очень напоминает человека.

Круглые глаза, нос, уши, шея, плечи, руки все как у людей. Грудная клетка имеет хорошо развитые ребра, а это означает, что дышит существо атмосферным воздухом. Нижняя же часть объекта является обычным рыбьим хвостом.

Даже если человек не хочет верить в существование русалок, то этот экспонат доказывает, что русалки существуют.

К тому же местные рыбаки утверждают, что подобные русалки периодически попадаются в их сети, но они, считая их мутантами, выбрасывают обратно.

Из всего выше описанного становится понятно, что, скорее всего русалки существуют. Кто они не известно. Возможно, вид, который параллельно развивается, и эволюционируют вместе с человечеством. Ведь Океаны на сегодняшний день изучены гораздо меньше чем космос.

Человек ищет разумных существ за пределами галактики, а возможно, что они всегда находились рядом с нами, просто мы в них не хотим верить. Вполне реально, что среди них есть разнообразие видов. Этот факт вполне может объяснить, почему в описаниях этих существ такая разница.

Возможно, когда-нибудь человек начав покорять водные пучины, обнаружит, что он не одинок и братья по разуму всегда были рядом, стоило лишь протянуть руку.

Ну и от себя хочу добавить вам картинок с красивыми русалками, чтобы перебить этот ужас на предыдущих)

Рекомендуем почитать статьи о русалках:

Источник: https://nlo-mir.ru/starnyesushestva/28776-rusalki-suschestvujut-24-foto.html

Какими были русские русалки

Русалка

Мифолог Елена Левкиевская — о русалочьих ногах и хвостах, колосящейся ржи, потерянном гребне, железных грудях, неправильной смерти, танцах, щекотке и соблазнении мужчин

Записала Ирина Калитеевская

Морские сирены. Лубок. 1866 год © New York Public Library

Русалка литературная

В русской литературе первой половины XIX века часто встречается сюжет о русалке — речной или морской женщине, часто с рыбьим или драконьим хвостом, которая соблазняет земного мужчину или мстит неверному возлюбленному, утягивая его в воду. Это есть и у Пушкина, и у Лермонтова, и у Ореста Сомова, и у многих других.

Этот мотив является литературным романтическим штампом, почерпнутым отчасти из западноевропейской литературы, отчасти из западноевропейской мифологии. Он пришел вместе с романтизмом и связанным с ним комплексом идей, в том числе — интересом к национальным корням и народной традиции как квинтэссенции, как бы сейчас сказали, национальной идентичности.

Прежде всего, это веяние приходит с Жуковским, который в 1820-е годы очень много переводил немецких романтиков. Он вбрасывает эти сюжеты в русскую литературу, и все тут же начинают интенсивно их использовать.

Даже Гоголь, хорошо знавший народную традицию, был увлечен западноевропейским романтизмом и заимствовал западные сюжеты — это встречается и в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», и в «Миргороде». Например, сюжет «Страшной мести» взят из новеллы Людвига Тика «Пьетро из Абано».

Образ русалки — литературный и романтический штамп, почерпнутый из западноевропейской литературы и мифологии

Между тем в славянской народной традиции тоже есть женские персонажи, которые называются русалками, и женские персонажи, связанные с водой и способные затянуть человека в воду. Чем они отличаются от русалок и морских царевен Лермонтова, Пушкина и Жуковского?

 Мелюзина. Рисунок Джузеппе Челлини. 1886 год © Иллюстрация к сборнику Габриэле д'Аннуцио «Isaotta Guttadàuro ed altre poesie»

Женщины с ногами, но без лиц

Русалка — один из центральных образов украинской и белорусской мифологических традиций. Это очень известный, хорошо сформированный персонаж, о котором существовало (и до сих пор существует) огромное количество текстов с очень разветвленной системой мифологических мотивов.

 

Прежде всего, это никакие не морские полудевы-полурыбы, а обычные женщины с ногами, без всяких хвостов. Они выглядят как девушки и женщины с распущенными светлыми волосами в белых одеждах. Очень часто у них не видно лиц, потому что они — покойницы.

Причем не любые покойницы, а неправильно умершие и из-за этого не имеющие упокоения на том свете.

Русалочка. Иван Билибин. 1937 год © Иллюстрация к изданию «Albums du Pere Castor»

Представление о людях, умерших неправильной или нечистой смертью, — одно из самых древних в восточнославянской мифологии, оно восходит еще к индоевропейскому пласту.

Сюда относятся чаще всего самоубийцы, те, кто умер без покаяния, занимавшиеся при жизни колдовством и знавшиеся с нечистой силой, а также люди, умершие до брака, — потому что с точки зрения народной традиции неправильной является всякая смерть человека, который не изжил своего положенного века и не выполнил заложенную для него жизненную программу, особенно если он умер, не вступив в брак и не оставив потомства (в первую очередь это касается девушек, умерших в период между обручением и венчанием). Кроме того, в украинской и белорусской традиции часто русалками становятся девушки, которые умерли на Троицкую неделю.   На Троицкую неделю приходится пик солнечной активности и цветения растений, и в соответствии с очень древними представлениями это связывается с возвращением душ умерших на землю. Вероятно, слово «русалка» восходит к древнегреческим «розалиям», или «русалиям», — празднику, который отмечался в античном мире в начале мая, когда расцветали розы. В этот период устраивались поминальные обряды и на могилы умерших возлагали розы и розовые венки. В восточнославянской традиции на Троицкую неделю, когда начинает колоситься рожь, на землю приходят русалки, поэтому по-украински эта неделя называется «Русальний тиждень» (Русальная неделя).  
Вернувшись, русалки бегают по ржи, качаются на ветвях деревьев, танцуют, устраивают хороводы. Чаще всего появляются гурьбой. В этот период они очень опасны для людей: нападают, пугают, щекочут до смерти, вообще причиняют очень много неудобств. Кроме того, они могут приходить в свои дома, и там для них оставляют пищу и какую-то одежду, особенно люди, у которых кто-то из родни умер неправильной смертью и имел шанс стать русалкой. 

После окончания Троицкой недели, в первый день Петровского поста или в воскресенье перед ним, русалки должны уйти назад, в иной мир. Для того чтобы это наверняка произошло, существовал особый обряд, который назывался «проводы русалки», или «изгнание русалки».

Для него в последний день Троицкой недели делали соломенное чучело и с пением специальных песен всем селом выносили за границы села, в поле или в лес, а там ритуально уничтожали: топили в реке, сжигали или разрывали на кусочки и разбрасывали по полю.

Второй вариант этого обряда — когда какую-нибудь девушку наряжали русалкой (одевали в светлые одежды, закрывали лицо), под руки, с пением специальных обрядовых песен, выводили за пределы села и оставляли.

Эта девушка, посидев какое-то время где-нибудь в поле или под кустом, тихонько возвращалась к себе домой и продолжала жить своей обычной жизнью.

Русалки почти не занимаются соблазнением мужчин

Мы видим, что семантически эти восточноевропейские русалки связаны с вегетацией растений, но не с водоемами. В текстах может говориться о том, что они выходят из воды, но это один из многочисленных вариантов — точно так же они могут приходить с кладбища или просто с того света.

Кроме того, в народной традиции чрезвычайно слабо проявляется любовная сюжетная линия, которую так любят эксплуатировать писатели и поэты-романтики: русалки почти не занимаются соблазнением мужчин.

Редкие тексты, в которых русалка все-таки соблазняет земного мужчину, как подозревает целый ряд фольклористов, спровоцированы именно книжностью, знанием литературных текстов, а не собственно народной традицией.

Шутовка с гребнем

В северорусской традиции есть другой женский персонаж. Он довольно редко называется русалкой — скорее шутовкой, чертовкой, какой-нибудь водяной бабой. Этот персонаж лишен четко выраженной сезонности, всегда появляется в одиночку и связан именно с водным пространством — с какой-нибудь рекой или озером. Очень часто говорят, что эти шутовки происходят из утопившихся девушек и женщин.

Фактически этот персонаж проявляет себя только в одном сюжете: шутовка сидит на берегу, на каком-нибудь прибрежном камне или на мостках, где стирают белье, и расчесывает свои длинные волосы большим костяным, каким-то необычным гребнем. При приближении человека она бухается в воду и скрывается в ней. На берегу остается ее гребень.

И если человек заберет этот гребень с собой, она потом будет ходить к нему под окна, просить, нудить, чтобы он ей его отдал, и не оставит его в покое, пока он не положит гребень на место. В некоторых случаях она может причинять вред, в том числе затягивать человека в воду, — но это никак не связано с гендерными признаками, затянуть могут и мужчину, и женщину.

Сексуальная составляющая, которая так сильна в романтической литературе, здесь никак не эксплицируется.
При приближении человека она бухается в воду и скрывается в ней

И украинские и белорусские русалки, и русские шутовки — это вполне нормальные, даже красивые женщины. Но если в европейской романтической традиции их красота всячески подчеркивается, то у славянских русалок это не слишком актуально.

Кроме выдающейся внешности западноевропейские русалки часто обладают прекрасными голосами и поют красивые песни, заманивая к себе земных мужчин. Славянские русалки ничего особенного не поют и вообще по большей части молчат.

То есть славянские русалки похожи на обычных девушек и женщин, ничем особенно от них не отличаясь ни по облику, ни по поведению.

Русалки. Картина Ивана Крамского. 1871 год © Государственная Третьяковская галерея

Некрасивая русалка

Но в восточнославянской традиции есть еще один женский образ, который тоже может называться русалкой. Это безобразная русалка — косматая, некрасивая, старая, горбатая, одетая в какое-то рванье, с длинными отвисшими грудями, которые она может перекидывать через плечи.

Она часто нападает на детей — убивает их, пугает, вообще им вредит и совершает над ними какое-то насилие. Иногда говорится, что у нее железные груди, и детей в Полесье, например, часто ими пугали: не ходи в жито, а то тебя русалка железной цыцькой затолчет.

Как полагают исследователи, этот образ является заимствованием из тюркских представлений о женском демонологическом существе, которое называется «албасты», или «албаста», и которое специализируется на причинении вреда детям и роженицам.

В тюркских традициях оно иногда нападает на взрослых мужчин, щекочет их и может даже выступать в качестве мифологической любовницы, заманивая их к себе и сожительствуя с ними.

Некрасивая, старая, горбатая, одетая в какое-то рванье, с длинными отвисшими грудями, которые она может перекидывать через плечи

Но в восточнославянских рефлексах на эту тему оно проявляет себя исключительно как страшная баба с длинными отвисшими грудями, которая может причинить вред детям.

Получается, что у восточных славян прототипа литературной романтической русалки мы не находим.

Русалочья болезнь

У южных славян тоже есть некие русалкоподобные существа, но они в некоторых своих проявлениях сближаются с украинскими и белорусскими русалками: это множественные и сезонные существа, появляющиеся на Троицкой неделе.

Они появляются на земле во время цветения такого растения, которое по-болгарски называется «росен», и проявляют себя чаще всего в том, что поют и танцуют на полянах, где растет это растение, и оставляют на траве круги.

Человек, ступивший на то место, где танцевали русалки, или нарушавший запреты на работу, предписанные для троицкого периода, заболевает «русальской болезнью», которая проявляется в некоторой слабости, в неадекватном сознании — человек находится, что называется, не в себе.

Для того чтобы излечить его от этой болезни, односельчане должны танцевать вокруг него специальный танец хоро — типа нашего хоровода, только все время убыстряющийся, с высокими подскоками. Участники этого хоровода носили название «русалии».

Иллюстрация к стихотворению Лермонтова «Русалка». Рисунок Михаила Врубеля. 1891 год © Государственная Третьяковская галерея

Хвост, красивый голос и зачаровывание мужчин

Что касается западных славян, то у них как раз есть представления о полуженщинах-полурыбах.

У поляков они называются сиренами, или сиренками: на старом гербе Варшавы изображена такая сиренка — девушка с рыбьим хвостом; ее же изображение есть на Рыночной площади Старого города.

Но в тех польских фольклорных и этнографических материалах XIX–XX веков, с которыми я знакома, этот персонаж известен плохо, в крестьянской традиции он не популярен.

На польскую и чешскую мифологии во многих узловых моментах сильно повлияла западноевропейская, особенно германская, традиция.

Полуженщины-полурыбы или женщины с драконьими хвостами, иногда женщины с двумя драконьими или рыбьими хвостами, тоже встречаются в разных мифологиях на севере Европы — кельтской, балтийской, германской.

У всех есть набор общих черт: они красивые, очень часто поют красивые песни, впечатления от их голоса специально отмечаются в рассказах. Проявляют себя они чаще всего, вступая в любовные отношения с земными мужчинами. Называться могут по-разному — никса, ундина, Лорелея или Мелюзина.

Все они имеют ряд общих черт с древнегреческими сиренами. Я не берусь утверждать, что все эти североевропейские персонажи генетически связаны с древнегреческими, но ведут себя они аналогично.

Скорее всего, этот сюжет, так же как и сюжеты о карликах, проник в польскую традицию с Запада — возможно, это произошло где-то в Средние века — и к нашему времени стал расхожим местом, таким туристическим брендом. Теперь эта сиренка изображается на сувенирах — магнитиках, открытках и значках — в качестве символа Варшавы.
Русалка в декоративной резьбе. Музей деревянного зодчества на Щелоковском хуторе в Нижнем Новгороде. Середина XIX века.© Ирина Бобылькова

То же самое произошло и в некоторых восточнославянских ареалах: эта сюжетная линия из книжности проникла в народную традицию России, Белоруссии и Украины, и там возник отдельный, совершенно самостоятельный сюжет о фараонках, или мелюзинах.

В начале XX века русский этнограф и фольклорист Дмитрий Константинович Зеленин одним из первых выдвинул предположение о том, что образ полуженщины-полурыбы в восточнославянской мифологии был позаимствован.

Он проник в устную традицию из библейского сюжета о воинах фараона, которые погибли в Красном море, преследуя еврейский народ, когда тот уходил из‑под египетского рабства. Волны моря расступились и пропустили евреев, а воины фараона потонули.

Из них и возникли полулюди-полурыбы, живущие в море. Поэтому одно из русских названий таких персонажей — фараонки.  

Источник: https://arzamas.academy/materials/129

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.