Роженский монастырь

Содержание

Роженский монастырь

Роженский монастырь

Материал из Азбука паломники

Болгария Благоевград

Идёт загрузка карты…

{“format”:”leaflet”,”minzoom”:false,”maxzoom”:false,”limit”:50,”offset”:0,”link”:”all”,”sort”:[“”],”order”:[],”headers”:”show”,”mainlabel”:””,”intro”:””,”outro”:””,”searchlabel”:”\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b”,”default”:””,”width”:”auto”,”height”:”350px”,”centre”:{“text”:””,”title”:””,”link”:””,”lat”:41.53027800000000269164956989698112010955810546875,”lon”:23.426389000000000351064954884350299835205078125,”icon”:””},”title”:””,”label”:””,”icon”:””,”visitedicon”:””,”lines”:[],”polygons”:[],”circles”:[],”rectangles”:[],”wmsoverlay”:false,”copycoords”:false,”static”:false,”zoom”:8,”defzoom”:14,”layers”:[“OpenStreetMap”],”overlaylayers”:[],”resizable”:false,”enablefullscreen”:true,”scrollwheelzoom”:true,”markercluster”:false,”clustermaxzoom”:9,”clusterzoomonclick”:true,”clustermaxradius”:80,”clusterspiderfy”:true,”geojson”:””,”showtitle”:true,”hidenamespace”:false,”template”:””,”userparam”:””,”activeicon”:””,”pagelabel”:false,”ajaxcoordproperty”:””,”ajaxquery”:””,”locations”:[{“text”:”\u003Cb\u003E\u003Ca href=\”/palomnik/%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C\” title=\”\u0420\u043e\u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\”\u003E\u0420\u043e\u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\”/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\” title=\”\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\”\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u0420\u043e\u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0411\u043e\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0438\u0446\u0435-\u0420\u043e\u0436\u0434\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u2014 \u043e\u0434\u0438\u043d \u0438\u0437 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u0445 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u044b\u0445 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u0435\u0439 \u0411\u043e\u043b\u0433\u0430\u0440\u0438\u0438″,”title”:”\u0420\u043e\u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c”,”link”:””,”lat”:41.53027800000000269164956989698112010955810546875,”lon”:23.426389000000000351064954884350299835205078125,”icon”:””}]}

Роженский Богородице-Рождественский монастырь — один из крупнейших православных монастырей Болгарии. Расположен в горах Пирин на юго-западе страны в 5 км от города Мелник.

История

Один из немногих средневековых монастырей, хорошо сохранившихся до нашего времени. Согласно афонским источникам он был построен в 890 году. Много новых построек возникло в монастыре во время правления деспота Алексия Слава, царя Калояна и его племянника.

В XVII веке Роженский монастырь (болг. Роженският манастир „Свето Рождество Богородично“) значительно пострадал от сильного пожара, но в XVIII веке был восстановлен благодаря материальной помощи жителей всей Болгарии. Реконструкция монастыря началась в 1715 году и закончилась в 1732 году.

Апогея своего развития монастырь достиг в XIX веке, когда он стал духовным центром православия данного региона. В это время монастырю принадлежали значительные площади в окрестностях. По имени монастыря называется и близлежащее село — Рожен.

Рождественский монастырь является действующим и входит в число ста национальных туристических объектов Болгарии. Рядом с монастырём находится могила болгарского революционера Яне Санданского.

Монастырские строения

Монастырь напоминает средневековую крепость, имеет в плане форму неправильного шестиугольника. Внутренний двор окружают трёхъярусные жилые корпуса с галереями, в которых находятся кельи, трапезная. На территории монастыря расположены склеп и ферма. Часть монастырского двора занимают виноградники.

Церковь Рождества Богородицы

Кафоликон монастыря посвящён Рождеству Богородицы. Начало его строительства датируется XVI веком, однако современный вид церковь приобрела в 1732 году. Церковь занимает основное пространство монастырского двора.

Здание представляет собой трёхнефную базилику с притвором и одноэтажной галереей, не входящей в состав основного здания.

В южной части алтаря выделена небольшая часовня, имеющая собственный резной иконостас — одну из наиболее важных в художественном отношении достопримечательностей монастыря.

Ссылки

  • Рождественский монастырь на сайте Bulgarian Monastery (англ.)

Источник: https://azbyka.ru/palomnik/%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C

Богородице-Рождественский женский монастырь в Москве

Роженский монастырь

Многие культовые постройки возводились в качестве монументальных памятников важным историческим событиям. Именно к таким архитектурным монументам относится Богородице-Рождественский монастырь, расположенный сегодня в центре Москвы.

История основания

За 6 веков существования Богородице-Рождественская обитель пережила множество событий.

Через шесть лет после Куликовской битвы княгиня Мария Константиновна Суздальская создала монастырь в честь Рождества Богородицы. Этим она выразила благодарность Небесной Заступнице за благополучное возвращение сына с поля битвы и избавление русских земель от завоевателей. Первыми обитательницами обители были женщины, потерявшие на поле брани кормильцев.

Московский Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь

Существует несколько версий первоначального расположения монастыря.

  1. Обитель, которую княгиня Мария построила с разрешения великого князя Дмитрия Донского, первоначально располагалась на территории Кремля. В документах того времени она упоминается под названием Рождества Богородицы что Рву. В правление Ивана III монашеская община переехала на берег реки Неглинной.
  2. Наиболее вероятной является версия, что Рождественский монастырь поставили именно на высоком левом берегу р. Неглинной, где загородные земли Владимира Серпуховского, около которого княгиня и основала обитель.

Интересно! Ещё при жизни основательницы в обители ввели строгий общежительный устав и добились независимости от настоятелей мужских монашеских общин. Княгиня Мария здесь приняла постриг и жила под именем монахини Марфы до самой смерти. После этого активное участие в строительстве и жизни общины приняла жена князя Владимира Елена. Обе женщины были похоронены на монастырском погосте.

XV-XVII века

Богородице-Рождественский монастырь стоял на дороге, ведущей от центральной части Москвы к Кучкову полю, дал название её части. На Рождественской улице располагались многочисленные церкви, слобода кремлёвских звонарей и Пушечный двор.

XVI столетие отметилось в жизни Рождественской обители множеством событий.

  1. Средневековая Москва, большинство зданий которой строились из дерева, часто горела. В начале XVI века, в пожаре пострадали и здания рождественской монашеской общины. По приказу Ивана III его восстановили и возвели новый каменный собор в честь Рождества Богородицы, на освящении которого великий князь присутствовал лично.
  2. Поздней осенью 1525 г. в стенах Рождественского храма приняла монашеский постриг Соломония Сабурова — жена Василия III. Её насильно склонили к этому шагу и отослали в суздальский монастырь в честь Покрова Богородицы. Здесь инокиня София была погребена в 1542 году. Признанную святой женщину поминают в столичной обители.
  3. Мощный пожар, разгоревшийся в 1547 году, уничтожил большую часть московского посада. Но постройки на территории общины быстро отстроили благодаря стараниям царицы Анастасии — жены Ивана IV. По их приказу к главному собору пристроили Никольский придел.

Церковь Иоанна Златоуста

В XVII веке архитектурный ансамбль храма значительно преобразился благодаря стараниям членов старинного рода Лобановых-Ростовских, которые возвели следующие объекты:

  • церковь из камня в честь Иоанна Златоуста;
  • ограда из камня со Святыми воротами;
  • шатровая колокольня;
  • усыпальница Лобановых-Ростовских, примыкающая к соборному храму.

Интересно: во владения монастыря помимо земли на Рождественской улице входили многочисленные земли, пожертвованные насельницами обители и богатыми дарителями.

XVIII-XIX века

Во второй половине XVIII столетия Рождественский монастырь потерял свои подворья и перешёл на государственное содержание. Тогда же были возведены новые каменные стены, частично сохранившиеся до современности.

Во время Отечественной войны 1812 года монастырскую территорию, как и всю столицу, заняли и разграбили французы. Игуменье удалось спрятать большинство ценностей и реликвии.

В Рождественском храме французы организовали конюшню, поэтому богослужения проходили в церкви Иоанна Златоуста. Здесь от пожара укрывались жители окрестных улиц.

В XIX веке на территории монастыря появилось несколько новых построек. К ним относятся:

  • второй этаж усыпальницы Лобановых-Ростовских;
  • северный придел Рождественского собора в честь Сошествия Святого Духа (1814 г.);
  • южный придел этого же здания в честь святителя Дмитрия Ростовского (1820 г.);
  • надвратная колокольня с храмом в честь священномученика Евгения Херсонского (1836 г.);
  • придел церкви Иоанна Златоуста в честь праведного Филарета Милостивого.

В начале XX столетия на территории Богородице-Рождественского собора продолжалось каменное строительство. Под руководством архитектора Ф. О.

 Шехтеля были сооружены новая паперть главного монастырского собора и ряд зданий, в которых просматривается архитектурный стиль XVII века. В 1906 году по проекту Н. П.

 Виноградова построили большой трапезный храм, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, в подклете которого располагался приют для девочек.

Советское время

Монастырь на Рождественской улице с приходом к власти большевиков разделил судьбу большинства религиозных заведений в стране.

Его ограбили и закрыли в 1922 году, передав ценные иконы в Знаменскую церковь, расположенную в Переяславской слободе. Монахинь заставили покинуть обитель, разрешив остаться только пожилым насельницам.

В монастырских зданиях устроили коммунальные квартиры, милицию и клуб.

Колокольня с церковью Евгения Херсонского

До 1974 года здесь располагались различные учреждения, которые занимались лишь косметическим ремонтом.

Положительные изменения начались с переходом обители в распоряжение Московского архитектурного института.

Отреставрированные здания монастырского архитектурного ансамбля вошли в состав государственного заповедника древнерусского зодчества и искусства.

Интересно: до 1978 года в обители прожили две престарелые инокини. Одна из них исполняла обязанности казначея при последней дореволюционной игуменье. Многие годы хранила монахиня у себя коллекцию старинных икон, спасенных во время большевистского грабежа. Но в 1978 году её убили, а ценности украли. Через год их обнаружили у контрабандиста, пытавшегося вывезти ценный груз из страны.

Возрождение обители и современность

В 1992 году в Рождественском соборе возобновились богослужения. Через год Священный Синод решил возобновить монашескую жизнь в обители, и сюда прибыли первые насельницы — сёстры из Пюхтицкой обители. Московский женский Рождественский монастырь получил статус ставропигии.

Расписание богослужений

Сегодня отреставрированы 3 из 4 монастырских храма, кельи насельниц и административные здания. Богослужения проводятся ежедневно. По будним дням в 7 и 17 часов. А в воскресные и праздничные дни добавляется ещё одна утренняя литургия, которая проводится в 9 часов утра.

Престольные праздники

В монастыре отмечают несколько престольных праздников. К ним относятся:

  • 21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы;
  • 21 июля и 4 ноября — икона Казанской Божией Матери;
  • 27 сентября, 9 и 12 февраля — память Иоанна Златоуста;
  • 1 августа, 4 октября и 10 ноября — поминание святого Дмитрия Ростовского;
  • 17 июля — Сошествие Святого духа;
  • 14 декабря — память Филарета Милостивого;
  • 22 мая и 9 декабря — поминовение святого Николая Чудотворца;
  • 20 марта — день святого Евгения Херсонского;
  • 6 ноября — икона Богородицы «Всех скорбящих Радосте».Богослужение в Казанском храме Богородице-Рождественского монастыря

Социальное служение

Помимо богослужебной деятельности в стенах обители проводится активная социальная и общественная деятельность.

  1. Монастырская воскресная школа принимает на бесплатное обучение основам христианской религии и православия детей от 4 до 17 лет.
  2. В церковной певческой школе для женщин изучают не только сольфеджио и основы хорового пения, но и богослужебный устав, катехизис и литургию.
  3. Благотворительный центр «Милосердный самаритянин» оказывает помощь малоимущим многодетным семьям из многих регионов. Также здесь помогают людям, оставшимся без жилья и попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию.
  4. При рождественской общине действует молодёжная организация, занимающаяся вопросами нравственного и духовного развития молодых людей.
  5. В обители работает библиотека, в которой собрано множество книг.

Архитектурный ансамбль

Монастырь расположен на территории прямоугольной формы, которая окружена каменным забором.

Основой монастырской архитектурной композиции является собор Рождества Пресвятой Богородицы. Его возвели в 1505 году на месте более древней каменной постройки.

Белокаменный четырёхстолпный храм первоначально напоминал устремленную вверх свечу.

Сегодня он окружён многочисленными поздними пристройками, а шлемовидное окончание барабана заменило луковичную главу, венчавшую строение в дореволюционное время.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Рядом с Рождественским храмом расположена церковь Иоанна Златоуста, выполнена в стиле московского храмового зодчества XVII века.

Основная часть здания увенчана пятиглавием, установленным на высокие узкие барабаны. К ней примыкает большая трапезная часть и два придела.

Долгое время здание находилось на реставрации, но в настоящее время в ней проходят занятия певческой и воскресной школы.

Храм Казанской иконы Божией Матери, построенный в начале XX столетия, располагается на втором этаже здания. В высоком подклете до революции располагался приют и учебные классы для девочек-сирот. Фасады храма выполнены из красного кирпича и украшены живописными архитектурными элементами (наличниками, полуколоннами, карнизами). Его основной объём украшен пятью декоративными главами.

В 2005 году была восстановлена надвратная колокольня с храмом Евгения Херсонского. Первоначальное здание построили в 30-е годы позапрошлого века в классическом архитектурном стиле. На втором этаже располагается небольшая церковь, над которой разместилась звонница.

Монастырские святыни

В Рождественском монастыре собрана большая коллекция православных святынь и реликвии. К ним относятся:

  • две иконы Николая Чудотворца, одна из которых имеет на окладе следы от попытки осквернения французами;
  • старинный образ Иоанна Крестителя;
  • иконы Рождества Пресвятой Богородицы и Божией Матери Казанская;
  • икона с частицей мощей святой Софии Суздальской;
  • образ святого Пантелеймона, содержащий часть его мощей;
  • икона Троица Живоначальная;
  • изображение благоверного князя Александра Невского;
  • частицы мощей Георгия Победоносца и великомученицы Варвары.

Как добраться

Богородице-Рождественский монастырь расположен по адресу улица Рождественская, владение 20.

Ближайшими станциями метрополитена являются:

  • Трубная (салатовая ветка);
  • Кузнечный мост (фиолетовая линия).

Пешая прогулка от них до Рождественской обители займёт 15-20 минут.

Богородице-Рождественский женский монастырь — одна из старейших обителей столицы. Процесс её восстановления ещё не окончен, но побывавшие здесь паломники и туристы отмечают умиротворение и спокойствие, царящие в древних стенах.

Богородице Рождественский женский монастырь

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/rozhdestvenskij-monastyr-v-moskve.html

Рупите – святилище Ванги, Мелник, Роженский и Рильский монастыри

Роженский монастырь

У отельного гида мы купили за 70 евро экскурсию на целый день в Рупите, Роженский монастырь и город Мелник и на следующий день отправились на самый юг Болгарии.

Наш путь протекал по узким горным ущельям среди невысоких, покрытых лиственным лесом гор. Сначала горы были запорошены снегом, но с продвижением на юг снег исчез. Потом горы раздвинулись и отошли на дальний план, а по обеим сторонам уже зеленели яркие поля озимых.

И вот поворот на Рупите – место, где провела последние годы жизни предсказательница Ванга. Так сказать, всемирно известный болгарский персонаж (когда зашёл разговор, кого из знаменитых болгар мы можем назвать, то вспомнили только Кирилла с Мефодием и Вангу).

Выбранное Вангой место, действительно, необычно. Это широкая долина у подножия разрушенного в результате извержения вулкана Кожух. Над землей поднимается пар от горячих источников, среди зеленой травы змеятся ручьи с горячей водой.

Горячие источники в долине Рупите

В IV веке до н.э. здесь располагался античный город Петра. Просуществовав 10 веков, он был погребен под лавой во время извержения вулкана. На склоне вулкана выложен крест в память о погибших людях.

Как нам сказала экскурсовод, в этом месте всегда на несколько градусов теплей, чем в округе, и в этом мы вскоре удостоверились.

Действительно, было тепло, зеленела травка, даже на небе проглянуло солнце.

На средства Ванги в 1992 году здесь была построена церковь Святой Петки Болгарской. Освятили его только через 2 года, очень уж она не походила на обычную церковь.

церковь Святой Петки Болгарской

Странные росписи при входе, странный иконостас с огромными ликами. Было в нарисованных фигурах и лицах что-то болезненное и неприятное, вызывающее внутреннее отторжение. Словно не люди, а инопланетные создания.

Портрет-икона Ванги

По телевизору как-то говорили, что эту церковь освятили за большую взятку. Вспоминаю церковь в Талашкино под Смоленском, построенную по проекту Рериха – наши церковники так её и не освятили, хотя она внешне и не столь выбивалась из церковных канонов, как эта.

Рядом с церковью – могила Ванги.

Могила Ванги

А через речку – ее скромный домик, в котором она принимала людей.

Вообще оформлен весь комплекс очень приятно: белые лавочки, резной мостик, по берегам речки – заросли молодого зеленого бамбука, по территории рассажены южные хвойники: туи, можжевельники, кипарисы, кедры.

Около самого большого термального озерца в отгороженном уголке гуляют цесарки. Возле термальных озер – предупреждения: «Минеральна вода 75 градусов. Купането забранено». В этой горячей воде еще водятся особые водоросли. И вода, и водоросли, как нам сказали, чрезвычайно полезны и лечат кучу болезней.

Затем мы отправились в Роженский монастырь.

Стоило нам покинуть зеленую долину Рупите, как хорошая погода и солнце кончились, небо заволоклось низкими тучами, пошел снег. Дорога забирала все выше и выше, а за окнами с обеих сторон появились высокие песчаные останцы – Мелникские пирамиды.

Они показались просто чудом природы, чем-то на грани невозможного. По виду – из обычного песка, самых разных форм, созданных в результате выветривания песчаников. Некоторые из них достигали большой высоты.

Стоит, скажем, песчаный палец, уходящий в небо, или узкая пирамида и почему-то не рушится.

Мелникские пирамиды

На небольшой стоянке мы покинули автобус и пошли пешком в гору.

Путь в Роженский монастырь

С высокого плато открывался широкий обзор на песчаные крутые стены. Мы были практически на одной высоте с ними.

На пологой вершине расположился Роженский монастырь. Впервые он упоминается в 890 году. Его удачное расположение – вдалеке от дорог, на вершине горы – служило некоторым гарантом сохранности от турок, тем не менее несколько раз его сжигали, и он опять восстанавливался.

Стены монастыря – как у крепости, а вход – совсем неприметный и тесный, с угла.

В центре узкого двора – церковь Рождества Богородицы, по периметру – монашеские кельи в два-три этажа с открытыми деревянными галереями.

Роженский монастырь

От церкви к галерее тянется виноградная лоза, дающая летом густую тень.

Внутри церкви – фрески XVII века и потрясающего мастерства резной иконостас (хранится отдельно, нам его специально открывали). святыня храма – чудотворная икона Девы Марии. Поскольку монастырь был «отделением» одного из афонских монастырей, большая часть росписей сделана в афонских традициях.

В монастыре живут всего 3 монаха.

В 5 км от монастыря, почти на границе с Грецией, находится город Мелник, самый маленький из ныне существующих болгарских городов. Население его – около 200 человек. Городок чрезвычайно живописно встроен в окружающий ландшафт: узкое ущелье, разделенное рекой, песчаные скалы Мелниковы Пирамиды и у подножия скал – белые домики, один над другим.

Мелник

Много механ, в одной из них мы пообедали. И отправились вверх по ущелью, где почти в самом конце городка на возвышении стоит Кордопулова кышта – дом-музей богатого виноторговца. Внизу вдоль тропы – руины древнего храма.

Нижний ярус дома – большой зал для дегустаций вина и вход в разветвленную сеть пещер, в которых хранятся бочки с вином.

Вверху – просторные жилые помещения.

На крыше – мощеная камнем терраса, с которой видно весь городок, тесно сжатый горами.

Городок – как музей. Неожиданно большое здание школы указывает, что знал Мелник и лучшие времена и жизнь в этом винодельческом крае кипела бойкая. Побывал он в XIII веке даже столицей независимого края деспота Алексия Слава. В пору расцвета было в нем 70 церквей. Молчаливые свидетели былого – неохватные 800-летние чинары по берегам реки.

В общем, экскурсия нам понравилась, побывали на юге страны, посмотрели три интересных места, каждое из них – уникально. А уж такие причудливые скалы из песчаника я даже не ожидала увидать, это незаявленный бонус сверх программы.

Оставшиеся дни мы провели на склоне, но радости от катания было мало. К подъемнику мы старались приезжать пораньше, поэтому стояли обычно всего(!) около часа.

Отыскали трассу, на которой можно было кататься без очереди – на Чалином вологе: это промежуточная станция, небольшая вершина между Банско и Бандеришковой поляной.

В начале трассы там крутой ледовый кулуар, который для многих являлся непреодолимой преградой, так что катающихся на этой трассе было немного. Под конец я преодолевала этот кулуар, можно сказать, на одном дыхании, даже не притормаживая. А после него начиналась хорошая красная трасса.

После 3-х часов дня обычно кончались очереди и наверху, так что можно было кататься и там. И в завершение катания – обязательная «первомайская демонстрация» после выключения верхних подъемников, когда все горнолыжники Банско оказывались на одной трассе и единым потоком катили вниз.

Очередь на подъемник

Многолюдие и голый лёд на склонах порождали травмы, и мы частенько наблюдали мотосани с носилками, спешащие за (или уже с) очередным пострадавшим. И на ужине, смотришь, у одного нос разбит, у другого лоб пластырем заклеен, третий с подвязанной рукой.

Очень меня удивляло большое количество британцев.

А до этого осенью мы были в Турции, вот там их было так много, что цены на товары в первую очередь обозначались в фунтах, а уж потом в турецких лирах и прочих валютах. Вот загадка.

Вроде не бедные люди, почему они так тяготеют к местам дешёвого отдыха? А на вопрос: «Откуда вы?» никогда не скажут: «Из Великобритании», а обязательно: «Из Шотландии» или «Из Уэллса» или «Из Англии».

Накануне отъезда мы решили после обеда съездить посмотреть Рильский монастырь. Главным аргументом для поездки были слова экскурсовода, с которым мы ездили в Мелник: «Рильский монастырь для Болгарии – такая же достопримечательность, как для Египта – пирамиды».

Ехать туда – около двух часов. Поворот на монастырь – почти сразу же за Благоевградом. И вскоре далеко впереди, в дымке, показались снежные вершины Рил, словно парящие в воздухе.

Миновали узкое извилистое ущелье и остановились у высоких каменных стен монастыря. Даже не высоких – высоченных, с хороший 5-6-этажный дом.

Рильский монастырь

Сам монастырь выстроен на просторном горном уступе. Когда-то в эти глухие места удалился от мира преподобный Иоанн Рильский, а к X веку руками его сподвижников и учеников здесь был возведен монастырь. В летнее время туристов водят к пещере, в которой жил святой отшельник.

Через арку мы вошли на широкий монастырский двор. В центре двора – нарядная, ярко оформленная церковь Рождества Богородицы, по периметру – монастырские здания: кельи, трапезная, библиотека, музей; вдоль всех этажей – галереи с арками.

Хрельова башня ( XIV века) со звонницей

Главный декоративный элемент монастыря – арки. Они обрамляют по контуру жилые корпуса, с трех сторон окружают церковь, на башне перед колоколами тоже две арки. Галерея перед входом в церковь расписана очень пёстро и такое ощущение, что – чуть ли не на днях.

Внутри церкви тоже всё богато и нарядно.

Показывали нам кельи монахов – никогда прежде не видала таких сибаритских келий. Сначала мы вошли в небольшое (но вполне удобное и не тесное) помещение, и я подумала, что это и есть келья.

Ан нет, оказалось, что это комнатка – для прислужника, а для монаха предназначено следующее, более просторное и комфортное жилище.

Кстати, в болгарских церквях (как и в греческих, впрочем) во время службы можно сидеть.

В целом, монастырь произвел впечатление немножко игрушечного и ненастоящего, очень уж красивенький, весь с иголочки. Заброшенный Роженский монастырь мне понравился значительно больше, была в нём какая-то подлинность. Стоит себе, запрятанный высоко в горах, вокруг – странные песчаные скалы. Отрешенность и тишина. А в Рильском очень уж суетно.

Вечером мы докупали сувениры и готовились к отъезду.

Главный болгарский сувенир – это розовое масло и косметика на его основе. В долине Казанлык (именуемой еще Долиной роз) растет особый сорт масличной розы, из которой давят масло.

Недороги здесь кожаные изделия, типа: кошельки, ремни, сумки. Много оригинальной керамики.

Почему-то очень распространены куклы – хулиганистые Бабы-Яги. При хлопке они начинают хрипло хохотать, сверкать глазами, двигаться. Говорят, изгоняют злых духов. Сделаны эти дебоширки в Китае.

Местное вино вполне хорошее и дешёвое. Про еду и механы написано много, кормят здесь, действительно, отлично, просто рай для любителей поесть.

Вообще, надо признать, болгары производят впечатление людей радушных, приветливых и открытых. Языки наши схожи, при желании всегда можно понять друга, хотя порой попадаешь впросак из-за так называемых «ложных друзей переводчика». Например, слово «направо» у них означает «прямо».

«Булка» – это невеста, «майка» – мать, а слова, начинающиеся на «кур», в том числе «курица» – нецензурны. Еще более вводит в заблуждение их кивание головой, означающее «нет», и отрицательное покачивание, которое на самом деле значит «да».

Спрашиваешь в музее: «У вас можно фотографировать?», тебе в ответ одобрительно кивают головой и говорят «Не можно». Просишь в кафе: «Принесите пива». Девушка как бы с некоторым сожалением мотает головой и тут же приносит пиво.

Даже начинаешь задумываться, так ли уж они простодушны и искренни, как кажется на первый взгляд.

К слову сказать, хотя болгары всячески выражали благодарность русским, освободившим их от 500-летнего турецкого ига (как-никак при этом 300 тысяч русских погибли), однако в обеих мировых войнах Болгария, страна славянская и православная, выступала союзником нашего врага – Германии.

Когда мы были в Греции, нам рассказывали, что в годы войны (Второй мировой) там было три зоны оккупации: немецкая, итальянская и болгарская.

Итальянцы не причинили грекам большого вреда и запомнились главным образом многочисленными романтическими отношениями с местными девушками. Немецкая оккупация – классическая, как у нас.

А вот солоней всего пришлось тем, кто был оккупирован болгарами. Это всё – со слов нашего гида-грека.

Достопримечательностями страна не богата. Общая закономерность для всех стран, побывавших под турками, такова, что в культурной жизни страны во всё время правления турок зияет выжженное пятно. Да и в теперешней Турции основными экскурсионными объектами (помимо природных) являются древнегреческие и древнеримские руины.

Сейчас Болгария стала членом Евросоюза. Ожидается, что к октябрю 2011 года она войдет в шенгенскую зону. Вопрос о вхождении страны в зону евро пока не стоит. Нам сказали, что средняя зарплата в Софии – около 250 евро, а по стране – 150 евро. Поэтому население в поисках работы едет в другие страны.

Наутро, еще в темноте, нас с вещами подобрал автобус, и мы отправились в аэропорт. Я тут же уснула, а когда открыла глаза, наш автобус спускался с перевала по крутому и узкому ущелью.

Потом горы закончились, и началась бескрайняя степь. И степь эта, судя по карте, простиралась до самого Черного моря.

А в Пловдиве нас ждал наш зелёный самолет, совсем один на огромном лётном поле.

Мы в него тут же залезли и полетели в Москву.

В общем, не советую ездить кататься в Болгарию, особенно на Новый год. И не на Новый год тоже, поскольку в низкий сезон в Австрию можно съездить примерно за те же деньги, что и в Болгарию. Или, лучше, ничего не буду советовать, потому что всё, конечно, субъективно, и я сама читала отзывы людей, бывших в Банско одновременно с нами и оставшихся довольными катанием.

Так что примите к сведению и решайте сами!

Источник: http://lenaburova.ru/0ski/Bansko2.htm

Богородице-Рождественский монастырь – приют для вдов героев, погибших на Куликовом поле

Роженский монастырь

Адрес: Россия, Москва, пересечение улиц Рождественка и Рождественский бульвар
Дата основания: XIV век (1386 год)
Основные достопримечательности: собор Рождества Пресвятой, церковь Казанской иконы Божией Матери, церковь Иоанна Златоуста, колокольня с церковью Евгения Херсонского
Святыни: икона Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, иконы святителя Николая Чудотворца, частица мощей святой великомученицы Варвары, частица мощей св.великомученика Георгия Победоносца, Боголюбская икона Божией Матери, икона Рождества Пресвятой Богородицы
Координаты: 55°45'56.7″N 37°37'28.8″E

В самом центре города находится одна из древнейших женских обителей Москвы, летопись которой начинается с конца XIV века. Православный монастырь прошел через период расцвета и тяжелые годы забвения. В наши дни его храмы прекрасно отреставрированы и открыты для паломников и туристов.

Общий вид на Рождественский монастырь

История монастыря

В 1386 году вдова серпуховского князя Андрея Ивановича – Мария Константиновна приняла монашеский постриг под именем Марфа и создала новый монастырь. По главному собору его стали называть «Рождество Богородицы на Рву». Выполняя желание княгини, обязанности духовника обители взял на себя Сергий Радонежский.

Относительно места, в котором первоначально располагался монастырь, мнения историков расходятся. Одни из них считают, что он стоял в центре Кремля, а другие уверены, что обитель находилась возле Кучкова поля, на крутом левобережье реки Неглинки.

По преданию, Мария Константиновна решила основать обитель в благодарность, что ее сын вернулся живым после кровопролитной Куликовской битвы. Чтобы увековечить память о судьбоносном сражении, на храмах установили кресты с полумесяцами, а первыми насельницами монастыря стали вдовы, матери, сестры и дочери солдат, которое пали на Куликовом поле.

В 30-е годы XV века здесь приняла постриг жена князя Владимира Храброго – Елена. Перед этим она подарила обители село Косино со Святым озером и несколько деревень, а после смерти инокиню погребли на монастырском кладбище.

Вид монастыря со стороны Рождественского бульвара

При Иоанне III началась масштабная реконструкция кремля. Женский монастырь решили вывести из великокняжеской резиденции, и в 1484 году обитель переехала на то место, на котором располагается сегодня.Дорога, проходящая вдоль монастыря, связывала Кремль и Кучково поле, и вскоре за ней закрепилось название «Рождественка» или «церковная» улица.

В начале XVI века в монастыре появился каменный собор Рождества Богородицы. Красивый одноглавый храм построили в лучших традициях раннего московского зодчества и он стал архитектурной репликой одной из самых старых московских церквей – Спасского собора Андроникова монастыря. Известно, что в 1505 году на освящении нового храма побывал сам Иоанн III.

В середине XVI столетия Москва пережила страшный пожар. Огонь не пощадил Рождественку и стоявший здесь женский монастырь. Особенно сильные повреждения получил соборный храм.

Деньги на его выделила жена Иоанна IV Грозного – царица Анастасия Романовна, а по указу царя к нему пристроили каменный Никольский придел.

От многочисленных переделок собор стал выглядеть тяжеловесно и перестал напоминать устремленную вверх свечу.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

В 1670-е годы в монастыре построили усыпальницу для русских князей Лобановых-Ростовских, которые очень гордились тем, что вели свой род от самого Рюрика.

Поначалу здание имело один этаж, а потом было достроено вторым этажом, и там стали хранить монастырскую ризницу.

Благодаря вкладам Лобановых-Ростовских, монастырь обзавелся храмом Иоанна Златоуста, шатровой колокольней и оградой со Святыми воротами и четырьмя башнями.

В 1764 году по инициативе императрицы Екатерины II в России прошла церковная реформа. Как и многие другие монастыри, Рождественский лишился части своих земель, однако стал получать деньги из казны на содержание храмов и монашескую общину.

В 1812 году, перед приходом французов игуменья успела спрятать то, что хранилось в монастырской ризнице. Наполеоновские солдаты ворвались в обитель, но не нашли сокровищ и принялись грабить храмы. В монастыре поселился один из французских генералов, и по его распоряжению трапезная была превращена в конюшню.

К началу прошлого века женский монастырь процветал. На его территории стояло четыре храма и трехэтажные каменные корпуса. При обители работала церковно-приходская школа, и существовал приют для девочек-сирот.

Церковь Иоанна Златоуста

С приходом советской власти судьба всех монастырей Москвы круто переменилась. В 1921 году Рождественскую обитель закрыли. Во время кампании по изъятию церковных ценностей из монастыря вывезли 17 пудов серебра – все серебряные ризы и ценную богослужебную утварь. Часть икон успели перенести в другие московские храмы, а другие просто выкинули.

В 1922 году сестры продолжали жить в монастыре, но с них стали брать арендную плату. В пустующих здания разместился Всероссийский комитет помощи воинам и концентрационный лагерь, а потом здания отдали милиции и курсантам. На следующий год монахинь выгнали.

Церковь Иоанна Златоуста была переделана под клуб, а трапезную Казанского храма превратили в столовую. В последующие годы монастырские постройки занимали разные организации, научные и учебные заведения. Бывшие кельи использовались, как коммунальные квартиры.

В начале 1990-х годов здания вернули верующим. Спустя два года в соборном храме прошли первые богослужения, а еще через год был возрожден женский монастырь.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Архитектурные памятники

Прямоугольная территория окружена каменной оградой с башнями. Центральное место на ней занимает старинный Рождественский собор, который был построен в 1501-1505 годах. Во время проведенных реставрационных работ исследователи обнаружили древнюю белокаменную кладку и пришли к выводу, что собор был возведен на фундаменте более древней каменной церкви.

Четырехстолпный храм венчает высокий барабан со шлемовидной главой. В соборной трапезной сохранились надгробные доски XVII-XVIII веков. С юго-восточной стороны к зданию примыкает старинная усыпальница Лобановых-Ростовских.

С юга от Рождественского собора расположена большая церковь святителя Иоанна Златоуста. Первый храм на этом месте был деревянным, но в 1670-1680-е годы его перестроили в камне. Теплая церковь возведена в лучших традициях посадских храмов XVII века. Она имеет пять глав и просторную трапезную. В наши дни храм хорошо отреставрирован и открыт для верующих.

Колокольня с церковью Евгения Херсонского

С севера от Рождественского собора можно увидеть длинный трехэтажный корпус, над которым возвышается пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери. Эта церковь была построена в начале прошлого века архитектором П. А. Виноградовым.

Живописное краснокирпичное здание выполнено в традициях ретроспективизма и украшено затейливыми наличниками, колонками и ширинками.

В годы советской власти купола храма снесли, а внутри занимались студенты Московского архитектурного института.

Церковь Евгения Херсонского находится под трехъярусной колокольней, которая стоит возле входных ворот, со стороны улицы Рождественка. Первый храм был построен по проекту архитектора Н. И. Козловского в 30-е годы XIX века, однако, спустя 100 лет по решению властей его разрушили. Та церковь, которую можно увидеть сегодня, появилась взамен утраченной в 2005 году.

Монастырь сегодня

Женская обитель – действующий монастырь, в котором постоянно проживает монашеская община, и дважды в день – в 7.00 и 17.00 проводятся церковные службы.

Вид на монастырь с улицы Рождественка

При монастыре открыта церковно-певческая школа, где женщины изучают Богослужебный устав, катехизис, литургику, сольфеджио и занимаются в хоровом классе. Обучение в ней рассчитано на три года.

Здесь также работает библиотека, и проводятся занятия в воскресной школе.

Монахини и послушницы ведут активную благотворительную деятельность, собирая вещи для малоимущих, бездомных и многодетных семей.

Святынями монастыря считают иконы Рождества Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи, целителя Пантелеимона, Оптинских старцев и Софии Суздальской. Кроме того, верующие приходят в монастырские храмы, чтобы поклониться частицам мощей великомученицы Варвары и Георгия Победоносца.

Как добраться

Территория монастыря расположена возле пересечения Рождественского бульвара и улицы Рождественка, и находится всего 1,5 км от Московского Кремля. За несколько минут до входа в обитель можно дойти пешком от станций метро «Трубная» или «Цветной бульвар».

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/956-bogoroditse-rozhdestvenskij-monastyr

Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.