Рождество-Богородичный монастырь

Гродненский богородице-рождественский монастырь – древо

Рождество-Богородичный монастырь

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Гродненский Богородице-Рождественский монастырь. Фотография с сайта piligrim.by

Женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в городе Гродно, ставропигия Белорусской Православной Церкви в черте Гродненской епархии

Базилианский монастырь

Монастырь основан на месте Пречистенского собора XII века. В 1633 году при соборе был основан женский базилианский монастырь. В 1654 году древний храм вместе со строениями сгорел. Тогда на месте пожарища построили деревянную церковь с монастырскими постройками. Но еще один пожар вновь все уничтожил.

В 1720 – 1726 годах Киевским митрополитом Львом Кишкою на месте соборной Пречистенской церкви по проекту итальянского архитектора Иосифа Фонтаны III был построен каменный храм Рождества Богородицы и жилой корпус монастыря (1726 – 1751 годы).

В 1753 году новый пожар значительно повредил монастырские строения. После надлежащих ремонтных работ в 1756 году настоятель гродненского Коложского монастыря Самуил (Яновский) освятил восстановленный храм.

Православный монастырь

В 1843 году после воссоединения униатов с Церковью все помещения монастыря и церковь были переданы во владения Православной Церкви.

К 1848 году на пожертвования прихожан интерьеры церкви были отремонтированы по православным канонам.

В 1866 году на средства, выделенные генерал-губернатором М.Н. Муравьевым, с восточной стороны жилого корпуса была построена теплая монастырская церковь в честь преподобного Сергия Радонежского, а также хозяйственные корпуса. 4 октября этого же года построенный храм был освящен епископом Брестским Игнатием (Железовским).

Монастырь в XX веке

В 1900 году Священный Синод постановил перенести Рождество-Богородичный Гродненский монастырь в урочище Красносток, что вблизи города Гродно, с целью расширения и благоустройства монастыря. Таким образом, древний монастырь в Гродно стал подворьем процветающего Красностоцкого Рождество-Богородичного женского монастыря.

Подворья монастыря также были открыты в Санкт-Петербурге и Дрогичине. Красностоцкий монастырь стал одним из самых образцовых в империи. При монастыре действовали сельскохозяйственное училище, аптека, амбулатория, больница, имелись производственные мастерские.

При монастыре существовала церковная школа для девочек, а также богадельня для престарелых одиноких женщин. Здесь находили приют иудеи и магометане, которые готовились принять православную веру.

Монастырь владел двумя имениями в деревнях Грандичи и Русота, двумя земельными участками в деревнях Каплица и Ольшанка, имелись также мельница на реке Лососянка и рыболовецкое озеро на границе Слонимского и Пинского уездов – Вадотуническое.

Рядом с монастырем находился богатый на урожай фруктовый сад.

В связи с приближением фронта монастырь был эвакуирован в 1914 году в Москву, где сестры во главе с игуменией пережили революцию, гражданскую войну и начало большевистских гонений на Церковь.

Во время военных действий в 1915 года храм был поврежден, монастырский корпус и хозяйственные постройки пострадали меньше. Значительная часть внутреннего убранства храма сгорела или была повреждена. Но уже через несколько месяцев в кое-как отремонтированном храме проходили богослужения.

В 1921 году сестры во главе с игуменьей Еленой (Коноваловой) приняли решение о возвращении в Гродно. В это время Гродно был в составе Польской республики, и польские власти передали Красностоцкий монастырь католической церкви. Поэтому сестры вернулись в стены древней Гродненской обители, которая в годы расцвета была подворьем Красностоцкого монастыря.

Во время второй мировой войны монастырь продолжал действовать, пусть и со значительными ограничениями. Во время освобождения Гродно в 1944 году здания и имущество практически не пострадали.

В 1953 году в монастыре был построен настоятельский корпус, открыты приют для детей-сирот, золотошвейная мастерская и свечной цех.

Закрытие монастыря

В послевоенное советское время земля с огородами была отобрана под парк. Летом 1960 года была экспроприирована и собственность монастыря. Все его насельницы были переведены в Жировичскую обитель. В здании монастырского храма разметилось местное ДОСААФ. В нем чинили спортивные мотоциклы, в монастырском дворе выгуливали собак члены клуба служебного собаководства.

В 1977 году здания монастыря передали Республиканскому музею атеизма и религии. В самом Рождество-Богородичном храме стали проводиться концерты (в алтаре стоял рояль), а в Свято-Сергиевской церкви проводились выставки художников и выставлялись экспозиции самого музея.

Возрождение обители

10 мая 1992 года Гродненский Рождество-Богородичный женский монастырь был возрожден, в обитель возвращена мироточивая Владимирская икона Божией Матери. 1 июля этого же года в монастыре состоялось первое богослужение, которое возглавил митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), патриарший экзарх всея Белоруссии

14 января 1993 года был освящен восстановленный зимний храм Сергия Радонежского. 1 июля 1993 года монастырю возвращён соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы. В последующие годы собор был расписан, обители были возвращены монастырские корпуса. При монастыре открылась воскресная школа.

Решением Священного Синода Белорусской Православной Церкви от 13 декабря 2002 года монастырь был выведен из состава Гродненской епархии и обращен в ставропигию Белорусской Церкви [1].

Архитектура

В настоящее время монастырский комплекс включает церковь Рождества Пресвятой Богородицы, церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, жилой и хозяйственный корпуса, часовню.

Комплекс монастыря представляет собой образец позднего барокко. Церковь Рождества Богородицы – это крестово-купольный трехнефный храм с двумя четвериковыми колокольнями по бокам. Мощный купол венчает головка на барабане.

К прямоугольной алтарной части примыкали низкие объемы ризниц (в 1984 году ризница южного фасада перестроена в двухэтажный объем). Главный фасад завершен треугольным фронтоном. Стены декорированы пилястрами, в месте соединения объемов – сдвоенными.

По периметру в верхней части стен – широкий профилированный карниз. Внутри крылья трансепта перекрыты цилиндрическими сводами. В северном крыле трансепта хоры, связанные с келейным корпусом. Келейный корпус – двухэтажное “Г”-образное в форме строение, примыкающее с севера к храму.

Окна прямоугольные размещенные нерегулярно. Стены гладко оштукатурены. Теплая (зимняя) церковь зального типа с реминисценциями декора фасадов к древнерусскому стилю.

Святыни

  • мироточивый список Владимирской иконы Божией Матери
  • мироточивый образ Сергия Радонежского

Храмы

  • Рождества Пресвятой Богородицы
  • Сергия Радонежского

Использованные материалы

[1]   “Заседание Синода Белорусского Экзархата 12-13 декабря 2002 года” // Официальный портал Белорусской Православной Церкви – http://exarchate.by/resource/Dir0205/Dir0207/index.html

Источник: https://drevo-info.ru/articles/17384.html

Богородице-Рождественский монастырь

Рождество-Богородичный монастырь
raven_yellowБогородице-Рождественский женский монастырь – один из древнейших женских монастырей Москвы. Расположен на пересечении улицы Рождественка и Рождественского бульвара, которым он дал имя. Адрес: ул. Рождественка, 20.

Это один из моих нелюбимых монастырей.

Во-первых, здесь почти нечего фотографировать – снаружи он виден только с двух сторон, а на территории его пройти никуда нельзя – везде заборы. И во-вторых, он имеет довольно скучную историю, и рассказать о нем особо нечего.

Но надо осветить все монастыри столицы, а осталось всего несколько.

Рождественский монастырь в Москве основала в 1380-х годах княгиня Мария Кейстутьевна, жена князя Андрея Серпуховского и мать князя Владимира Храброго – героя Куликовской битвы. Сама она приняла постриг в этом монастыре перед смертью в 1389 году. По крайней мере – эта версия широко распространена среди историков.А вот с местом основания обители до сих пор не все понятно.

Считается, что вначале монастырь располагался на территории Кремля и назывался ″что на Рву″. Если придерживаться этого предположения, то в Кремле монастырь существовал до 1484 года, а во время кардинальной перестройки Кремля, затеянной Иваном III, обитель была перенесена к Трубной площади, где она находится и в наше время.Но это предположение считается маловероятным.

Скорее всего, монастырь с самого начала находился на своем нынешнем месте – на левом берегу реки Неглинной. Эта местность была собственностью серпуховского князя Владимира Андреевича, рядом находился его загородный дом, в котором жила княгиня Мария Алексеевна.

По преданию, дошедшему до нас, в Рождественском соборе покоились останки невесток Дмитрия Донского: Марии и Елены – это говорит о том, что обитель существовала задолго до 1484 года.Кроме княгини Марии в Рождественском монастыре приняла постриг и жена князя Владимира – Елена Ольгердовна, которая помогала в обустройстве обители.

Обе основательницы обители после своей смерти были похоронены на территории монастыря.Первыми монахинями этого монастыря стали вдовы воинов, павших в Куликовской битве, в стенах монастыря получили приют все, кого эта битва оставила без кормильцев. Существует легенда, что в память о победе в Куликовском сражении монастырские кресты были поставлены поверх полумесяцев.

Рождественский монастырь стал третьей женской обителью в Москве, в которой был введен строгий общежительный устав, и которая была целиком независима от игуменов мужских монастырей.Монастырь находился в месте, где пролегала древняя дорога от Кремля на Кучково поле. Часть дороги до монастыря превратилась в улицу Рождественку.

Эта московская улица была известна колокольным звоном, ее еще часто называли церковной улицей из-за расположенных на ней нескольких храмов, а также по слободе звонарей и сторожей соборов Кремля.Рождественский монастырь находился на северных подступах к Москве, и был одним из монастырей-сторожей, выполнявших функцию защиты от неприятеля.

Когда спустя 100 лет была возведена стена Белого города, в ней была сделана арка ″труба″ через которую протекала Неглинка, тогда еще не спрятанная под землю. Именно от этого произошло название Трубной площади и новое неофициальное название Рождественского монастыря – ″что на Трубе″.После этого Рождественка заканчивалась у ворот монастыря, и считалась богомольной улицей. Кроме того.

Это была самая короткая радиальная улица города.В 1525 году Великий князь Василий III провел процедуру, невиданную доселе в Русской истории. Дело в том, что более чем за 20 лет супружества у княжеской пары так и не родился наследник, и престол мог перейти к его братьям, удельным князьям. Братья же грозились устроить междоусобные войны за московский престол, а этого Василий допускать не хотел.

О разводе не могло быть и речи в то время, и почти все высокопоставленные священнослужители выступили против повторного брака князя. Жена его Соломония Сабурова отказалась уйти в монастырь, после чего ей решили предъявить обвинения в волхвовании и совершили насильственный постриг в Рождественском монастыре под именем Софии.

Какое-то время она пробыла в Рождественском монастыре, а затем бывшую княгиню сослали в суздальский Покровский монастырь, где она и скончалась спустя 17 лет.После Октябрьской революции 1917 года женский Рождественский монастырь в Москве был упразднен. В 1922 году отсюда вывезли более 17 пудов серебра и 16 фунтов жемчуга.

Самые почитаемые иконы были перенесены сперва в находившуюся по соседству церковь Николы в Звонарях, а затем в церковь Знамения в Переяславской слободе.Инокинь выселили, хотя, часть их осталась доживать свой век в кельях, как в коммунальных квартирах, которые, собственно и были устроенных в монастырских помещениях.

В разное время на территории монастыря размещались различные учреждения, здесь находился даже исправительный трудовой дом.В 1960 году согласно постановлению Совмина РСФСР монастырские строения были взяты под охрану государства, и в Рождественской обители началась медленная реставрация.

Некоторые утраты были невосполнимы – монастырское кладбище было полностью уничтожено вместе с могилой основательницы обители.Коммуналки расселили, но после реставрации здания монастыря вновь были переданы учреждениям, которые находились здесь и раньше. Лишь в 1974 году решением Моссовета Рождественский монастырь был передан МАРХИ для организации музея-заповедника древнерусского искусства и зодчества.В 1993 году Рождественский монастырь со всеми постройками был возвращен церкви, и здесь возобновилась монастырская жизнь.Рядом с обителью находятся знаменитые «Сандуны». Поэтому вокруг нее постоянно можно увидеть предприимчивых людей, торгующих вениками и прочими банными принадлежностями.

Fais se que dois adviegne que peut.

Другие монастыри:

Богородице-Рождественский монастырь

Высоко-Петровский монастырь
Высоцкий монастырь в Серпухове
Давидова Вознесенская пустынь
Донской монастырь
Единоверческий храмовый комплекс в Михайловской Слободе
Зачатьевский монастырь
Иоанно-Предтеченский монастырь
Иосифо-Волоцкий монастырь
Иосифо-Волоцкий монастырь. Детали
Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь
Крутицкое подворье
Марфо-Мариинская обитель
Николо-Перервинский монастырь
Николо-Угрешский монастырь
Никольский единоверческий монастырь
Новоалексеевский монастырь
Новоспасский монастырь
Покровский Хотьков монастырь
Саввино-Сторожевский монастырь
Свято-Екатерининский монастырь
Свято-Пафнутьев боровский монастырь
Симонов новый монастырь
Симонов старый монастырь
Сретенский монастырь
Храмовый комплекс в Старом Косине
Центр РПСЦ на Рогожском

|

raven_yellowХоврино, ныне «Грачёвка» – подмосковная усадьба, в XV-XVI вв. принадлежавшая Третьяковым-Ховриным. Ныне сохранившееся здание усадьбы построено в начале XX века в традициях купеческой эклектики. Адрес: ул. Клинская, 2

Усадьба начинает свою историю с далекого 15 века, когда вотчину на реке Лихоборке получил во владение сурожский купец Стефан Ховра (Ховрин), занимавший одно из первых мест в среде московских богачей своего времени.

Его сын Григорий получил здесь довольно некрасивое прозвище – Ховра (свинья, неопрятный, нечистоплотный человек). Отсюда идёт и выражение «хавронья». Григорий Ховра был богатым торговым человеком и около 1405 г. построил в Симонове монастыре каменный храм, что являлось в то время большим событием, т.к. каменных строений в Москве было очень мало.

При богатстве Ховриных было естественным, что они обзавелись многочисленными вотчинами, одной из которых явилось село Ховрино на северо-западе современной столицы. Подробностей о том, что происходило в Ховрине в те далекие времена, практически не сохранилось.Известно только что в конце 16 века в имении Василием Третьяковым-Ховрином была построена церковь Великомученика Георгия.

Эта церковь до наших дней не сохранилась, ее сожгли во время Великой смуты.В 1700 году указом императора Петра I усадьба Ховрино была подарена генерал-фельдмаршалу графу Федору Алексеевичу Головину. Головин являлся потомком рода Ховриных, а также был одним из сподвижников царя.

После смерти графа имение унаследовала его вдова, которая построила каменную Знаменскую церковь на старом ховринском кладбище.При Головиных была заложена основа регулярной осевой планировки усадьбы. При них же был высажен липовый парк и плодовый сад. С двух сторон усадьбу ограничивали деревенские улицы. Церковь располагалась справа от господских построек.

На кладбище, которое окружало церковь, с конца 15 века хоронили местных жителей.В 1811 году владение приобрел князь Оболенский. Когда в 1812 году разразилась война, Ховрино было разграблено и сожжено. Знаменскую церковь, как и многие московские храмы, наполеоновские солдаты осквернили.После окончания войны Оболенский не смог восстановить усадьбу, и в 1818 году он продал Ховрино Н.А.

и Г.Д. Столыпиным. Столыпины возродили усадьбу, несколько видоизменив первоначальный архитектурный план. На реке Лихоборке они устроили большой пруд, а парк вокруг дома стал более компактным.В 1859 году усадьбу приобрел московский миллионер Евграф Владимирович Молчанов. После него владельцем усадьбы стал купец С.Е.

Панов, жестокий самодур, безжалостно притеснявший крестьян, прозванный “диким барином”. Дело чуть не дошло до того, что жители села чуть не убили его. В архиве сохранилась жалоба Панова на священника Иоанна Поморцева, защищавшего местных крестьян, которые, будучи на грани отчаяния, подожгли барский дом.

После смерти Панова усадьбу приобрел купец первой гильдии Митрофан Семенович Грачев. За два-три года он сделал имение неузнаваемым: был расчищен и благоустроен парк, обновились хозяйственные постройки, по проекту известного и модного тогда зодчего Л.Н. Кекушева к 1900 г. архитектором Г. А. Кайзером был выстроен усадебный дом, дошедший до наших дней.

Имя последнего владельца долгое время сохранялось и в обиходном названии местности — «Грачёвка».Ховрино связано с именами многих деятелей русской культуры. В 1887 г. здешние места посетил П.И. Чайковский, который не очень лестно отозвался о них: «Грязь и мерзость. О, милое отечество, как ты нечистоплотно!» Но далеко не все разделяли эти взгляды.

В Ховрине любили работать многие художники. Долгое время на хуторе близ села жил известный художник-передвижник К.В. Лемох, писавший жанровые картины и много помогавший местным крестьянам, которые служили моделями для большинства его картин.Приезжали сюда В.А. Гиляровский, А.Н. Толстой. Почти десять лет творчества В.Я. Брюсова связано с ховринскими местами. Осенью 1897 г.

он обвенчался в местной церкви с Иоанной Матвеевной Рунт.В 1918 году хозяев из усадьбы выгнали, а во дворце и хозяйственных постройках разместился рабфак Петровской сельскохозяйственной академии. Затем, в 1928 году на территории усадьбы Грачево работал санаторий, а в годы Великой Отечественной войны – госпиталь.

Начиная с 1947 года и по нынешнее время в главном доме усадьбы Грачевка находится больница. В 1947 году Грачевку и парк передали Московской областной клинике физических методов лечения. После 2004 года больница носит название «Московский областной клинический центр восстановительной медицины и реабилитации».С 1960 года Ховрино и усадьба Грачевка находятся в городской черте.

Частные дома снесли, кладбище ликвидировали, а реку Лихоборку заключили в трубу. Усадебный пруд спустили, значительный ущерб был причинен и парку. Лишь главному дому и другим строениям повезло – они сохранились довольно неплохо.В 1868—1870 гг. возле усадебного дома была возведена церковь иконы Божией Матери “Знамение” по проекту архитектора М.Д. Быковского.

На её строительство Молчанов выделил 50 тыс. рублей. Однажды она чуть не погибла – сильно пострадала от пожара и была обезглавлена. Кроме того, она находилась в месте, на котором должны были построить эстакаду скоростной трассы.Благодаря тому, что трассу здесь так и не построили, церковь уцелела. В 1991 году храм был возвращён РПЦ. Восстанавливали его в течение десяти лет.

В 2005 году церковь освятили и сейчас она является действующей.Попасть на территорию усадьбы трудно, надо либо договариваться с охраной, либо перелезать через забор с задней стороны, а попасть в главный усадебный дом без предварительной договоренности невозможно. Но при наличии хорошей оптики все детали снаружи можно сфотографировать из-за забора без малейших проблем.Посещение Грачёвки я советую совместить с посещением усадьбы «Михалково» (хотя усадьбой ее можно назвать очень условно), и Головинскими прудами.

Другие усадьбы и парки:

Усадьба Абрамцево

Усадьба Алтуфьево
Усадьба Архангельское
Усадьба Большие Вяземы
Усадьба Боблово
Усадьба Братцево
Усадьба Валуево
Усадьба Дубровицы
Усадьба Захарово
Усадьба Знаменское-Губайлово
Усадьба Кусково
Усадьба Ленинские Горки
Усадьба Люблино
Усадьба Мелихово
Усадьба Мураново
Усадьба Остафьево
Усадьба Свиблово
Усадьба Середниково
Усадьба Тараканово
Усадьба Узкое
Усадьба Усачёвых-Найдёновых
Усадьба Ховрино (Грачёвка)
Усадьба Шахматово
Усадьба Ярополец-Гончаровых
Музей-заповедник Коломенское
Музей-заповедник Царицыно
Александровский сад
Екатерининский парк
Лефортовский парк
Нескучный сад
Парк искусств Музеон
ЦПКиО имени Горького

Источник: https://raven-yellow.livejournal.com/35553.html

Богородице-Рождественский женский монастырь в Москве

Рождество-Богородичный монастырь

Многие культовые постройки возводились в качестве монументальных памятников важным историческим событиям. Именно к таким архитектурным монументам относится Богородице-Рождественский монастырь, расположенный сегодня в центре Москвы.

История основания

За 6 веков существования Богородице-Рождественская обитель пережила множество событий.

Через шесть лет после Куликовской битвы княгиня Мария Константиновна Суздальская создала монастырь в честь Рождества Богородицы. Этим она выразила благодарность Небесной Заступнице за благополучное возвращение сына с поля битвы и избавление русских земель от завоевателей. Первыми обитательницами обители были женщины, потерявшие на поле брани кормильцев.

Московский Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь

Существует несколько версий первоначального расположения монастыря.

  1. Обитель, которую княгиня Мария построила с разрешения великого князя Дмитрия Донского, первоначально располагалась на территории Кремля. В документах того времени она упоминается под названием Рождества Богородицы что Рву. В правление Ивана III монашеская община переехала на берег реки Неглинной.
  2. Наиболее вероятной является версия, что Рождественский монастырь поставили именно на высоком левом берегу р. Неглинной, где загородные земли Владимира Серпуховского, около которого княгиня и основала обитель.

Интересно! Ещё при жизни основательницы в обители ввели строгий общежительный устав и добились независимости от настоятелей мужских монашеских общин. Княгиня Мария здесь приняла постриг и жила под именем монахини Марфы до самой смерти. После этого активное участие в строительстве и жизни общины приняла жена князя Владимира Елена. Обе женщины были похоронены на монастырском погосте.

XV-XVII века

Богородице-Рождественский монастырь стоял на дороге, ведущей от центральной части Москвы к Кучкову полю, дал название её части. На Рождественской улице располагались многочисленные церкви, слобода кремлёвских звонарей и Пушечный двор.

XVI столетие отметилось в жизни Рождественской обители множеством событий.

  1. Средневековая Москва, большинство зданий которой строились из дерева, часто горела. В начале XVI века, в пожаре пострадали и здания рождественской монашеской общины. По приказу Ивана III его восстановили и возвели новый каменный собор в честь Рождества Богородицы, на освящении которого великий князь присутствовал лично.
  2. Поздней осенью 1525 г. в стенах Рождественского храма приняла монашеский постриг Соломония Сабурова — жена Василия III. Её насильно склонили к этому шагу и отослали в суздальский монастырь в честь Покрова Богородицы. Здесь инокиня София была погребена в 1542 году. Признанную святой женщину поминают в столичной обители.
  3. Мощный пожар, разгоревшийся в 1547 году, уничтожил большую часть московского посада. Но постройки на территории общины быстро отстроили благодаря стараниям царицы Анастасии — жены Ивана IV. По их приказу к главному собору пристроили Никольский придел.

Церковь Иоанна Златоуста

В XVII веке архитектурный ансамбль храма значительно преобразился благодаря стараниям членов старинного рода Лобановых-Ростовских, которые возвели следующие объекты:

  • церковь из камня в честь Иоанна Златоуста;
  • ограда из камня со Святыми воротами;
  • шатровая колокольня;
  • усыпальница Лобановых-Ростовских, примыкающая к соборному храму.

Интересно: во владения монастыря помимо земли на Рождественской улице входили многочисленные земли, пожертвованные насельницами обители и богатыми дарителями.

XVIII-XIX века

Во второй половине XVIII столетия Рождественский монастырь потерял свои подворья и перешёл на государственное содержание. Тогда же были возведены новые каменные стены, частично сохранившиеся до современности.

Во время Отечественной войны 1812 года монастырскую территорию, как и всю столицу, заняли и разграбили французы. Игуменье удалось спрятать большинство ценностей и реликвии.

В Рождественском храме французы организовали конюшню, поэтому богослужения проходили в церкви Иоанна Златоуста. Здесь от пожара укрывались жители окрестных улиц.

В XIX веке на территории монастыря появилось несколько новых построек. К ним относятся:

  • второй этаж усыпальницы Лобановых-Ростовских;
  • северный придел Рождественского собора в честь Сошествия Святого Духа (1814 г.);
  • южный придел этого же здания в честь святителя Дмитрия Ростовского (1820 г.);
  • надвратная колокольня с храмом в честь священномученика Евгения Херсонского (1836 г.);
  • придел церкви Иоанна Златоуста в честь праведного Филарета Милостивого.

В начале XX столетия на территории Богородице-Рождественского собора продолжалось каменное строительство. Под руководством архитектора Ф. О.

 Шехтеля были сооружены новая паперть главного монастырского собора и ряд зданий, в которых просматривается архитектурный стиль XVII века. В 1906 году по проекту Н. П.

 Виноградова построили большой трапезный храм, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, в подклете которого располагался приют для девочек.

Советское время

Монастырь на Рождественской улице с приходом к власти большевиков разделил судьбу большинства религиозных заведений в стране.

Его ограбили и закрыли в 1922 году, передав ценные иконы в Знаменскую церковь, расположенную в Переяславской слободе. Монахинь заставили покинуть обитель, разрешив остаться только пожилым насельницам.

В монастырских зданиях устроили коммунальные квартиры, милицию и клуб.

Колокольня с церковью Евгения Херсонского

До 1974 года здесь располагались различные учреждения, которые занимались лишь косметическим ремонтом.

Положительные изменения начались с переходом обители в распоряжение Московского архитектурного института.

Отреставрированные здания монастырского архитектурного ансамбля вошли в состав государственного заповедника древнерусского зодчества и искусства.

Интересно: до 1978 года в обители прожили две престарелые инокини. Одна из них исполняла обязанности казначея при последней дореволюционной игуменье. Многие годы хранила монахиня у себя коллекцию старинных икон, спасенных во время большевистского грабежа. Но в 1978 году её убили, а ценности украли. Через год их обнаружили у контрабандиста, пытавшегося вывезти ценный груз из страны.

Возрождение обители и современность

В 1992 году в Рождественском соборе возобновились богослужения. Через год Священный Синод решил возобновить монашескую жизнь в обители, и сюда прибыли первые насельницы — сёстры из Пюхтицкой обители. Московский женский Рождественский монастырь получил статус ставропигии.

Расписание богослужений

Сегодня отреставрированы 3 из 4 монастырских храма, кельи насельниц и административные здания. Богослужения проводятся ежедневно. По будним дням в 7 и 17 часов. А в воскресные и праздничные дни добавляется ещё одна утренняя литургия, которая проводится в 9 часов утра.

Престольные праздники

В монастыре отмечают несколько престольных праздников. К ним относятся:

  • 21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы;
  • 21 июля и 4 ноября — икона Казанской Божией Матери;
  • 27 сентября, 9 и 12 февраля — память Иоанна Златоуста;
  • 1 августа, 4 октября и 10 ноября — поминание святого Дмитрия Ростовского;
  • 17 июля — Сошествие Святого духа;
  • 14 декабря — память Филарета Милостивого;
  • 22 мая и 9 декабря — поминовение святого Николая Чудотворца;
  • 20 марта — день святого Евгения Херсонского;
  • 6 ноября — икона Богородицы «Всех скорбящих Радосте».Богослужение в Казанском храме Богородице-Рождественского монастыря

Социальное служение

Помимо богослужебной деятельности в стенах обители проводится активная социальная и общественная деятельность.

  1. Монастырская воскресная школа принимает на бесплатное обучение основам христианской религии и православия детей от 4 до 17 лет.
  2. В церковной певческой школе для женщин изучают не только сольфеджио и основы хорового пения, но и богослужебный устав, катехизис и литургию.
  3. Благотворительный центр «Милосердный самаритянин» оказывает помощь малоимущим многодетным семьям из многих регионов. Также здесь помогают людям, оставшимся без жилья и попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию.
  4. При рождественской общине действует молодёжная организация, занимающаяся вопросами нравственного и духовного развития молодых людей.
  5. В обители работает библиотека, в которой собрано множество книг.

Архитектурный ансамбль

Монастырь расположен на территории прямоугольной формы, которая окружена каменным забором.

Основой монастырской архитектурной композиции является собор Рождества Пресвятой Богородицы. Его возвели в 1505 году на месте более древней каменной постройки.

Белокаменный четырёхстолпный храм первоначально напоминал устремленную вверх свечу.

Сегодня он окружён многочисленными поздними пристройками, а шлемовидное окончание барабана заменило луковичную главу, венчавшую строение в дореволюционное время.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Рядом с Рождественским храмом расположена церковь Иоанна Златоуста, выполнена в стиле московского храмового зодчества XVII века.

Основная часть здания увенчана пятиглавием, установленным на высокие узкие барабаны. К ней примыкает большая трапезная часть и два придела.

Долгое время здание находилось на реставрации, но в настоящее время в ней проходят занятия певческой и воскресной школы.

Храм Казанской иконы Божией Матери, построенный в начале XX столетия, располагается на втором этаже здания. В высоком подклете до революции располагался приют и учебные классы для девочек-сирот. Фасады храма выполнены из красного кирпича и украшены живописными архитектурными элементами (наличниками, полуколоннами, карнизами). Его основной объём украшен пятью декоративными главами.

В 2005 году была восстановлена надвратная колокольня с храмом Евгения Херсонского. Первоначальное здание построили в 30-е годы позапрошлого века в классическом архитектурном стиле. На втором этаже располагается небольшая церковь, над которой разместилась звонница.

Монастырские святыни

В Рождественском монастыре собрана большая коллекция православных святынь и реликвии. К ним относятся:

  • две иконы Николая Чудотворца, одна из которых имеет на окладе следы от попытки осквернения французами;
  • старинный образ Иоанна Крестителя;
  • иконы Рождества Пресвятой Богородицы и Божией Матери Казанская;
  • икона с частицей мощей святой Софии Суздальской;
  • образ святого Пантелеймона, содержащий часть его мощей;
  • икона Троица Живоначальная;
  • изображение благоверного князя Александра Невского;
  • частицы мощей Георгия Победоносца и великомученицы Варвары.

Как добраться

Богородице-Рождественский монастырь расположен по адресу улица Рождественская, владение 20.

Ближайшими станциями метрополитена являются:

  • Трубная (салатовая ветка);
  • Кузнечный мост (фиолетовая линия).

Пешая прогулка от них до Рождественской обители займёт 15-20 минут.

Богородице-Рождественский женский монастырь — одна из старейших обителей столицы. Процесс её восстановления ещё не окончен, но побывавшие здесь паломники и туристы отмечают умиротворение и спокойствие, царящие в древних стенах.

Богородице Рождественский женский монастырь

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/rozhdestvenskij-monastyr-v-moskve.html

Богородице-Рождественский монастырь – приют для вдов героев, погибших на Куликовом поле

Рождество-Богородичный монастырь

Адрес: Россия, Москва, пересечение улиц Рождественка и Рождественский бульвар
Дата основания: XIV век (1386 год)
Основные достопримечательности: собор Рождества Пресвятой, церковь Казанской иконы Божией Матери, церковь Иоанна Златоуста, колокольня с церковью Евгения Херсонского
Святыни: икона Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, иконы святителя Николая Чудотворца, частица мощей святой великомученицы Варвары, частица мощей св.великомученика Георгия Победоносца, Боголюбская икона Божией Матери, икона Рождества Пресвятой Богородицы
Координаты: 55°45'56.7″N 37°37'28.8″E

В самом центре города находится одна из древнейших женских обителей Москвы, летопись которой начинается с конца XIV века. Православный монастырь прошел через период расцвета и тяжелые годы забвения. В наши дни его храмы прекрасно отреставрированы и открыты для паломников и туристов.

Общий вид на Рождественский монастырь

История монастыря

В 1386 году вдова серпуховского князя Андрея Ивановича – Мария Константиновна приняла монашеский постриг под именем Марфа и создала новый монастырь. По главному собору его стали называть «Рождество Богородицы на Рву». Выполняя желание княгини, обязанности духовника обители взял на себя Сергий Радонежский.

Относительно места, в котором первоначально располагался монастырь, мнения историков расходятся. Одни из них считают, что он стоял в центре Кремля, а другие уверены, что обитель находилась возле Кучкова поля, на крутом левобережье реки Неглинки.

По преданию, Мария Константиновна решила основать обитель в благодарность, что ее сын вернулся живым после кровопролитной Куликовской битвы. Чтобы увековечить память о судьбоносном сражении, на храмах установили кресты с полумесяцами, а первыми насельницами монастыря стали вдовы, матери, сестры и дочери солдат, которое пали на Куликовом поле.

В 30-е годы XV века здесь приняла постриг жена князя Владимира Храброго – Елена. Перед этим она подарила обители село Косино со Святым озером и несколько деревень, а после смерти инокиню погребли на монастырском кладбище.

Вид монастыря со стороны Рождественского бульвара

При Иоанне III началась масштабная реконструкция кремля. Женский монастырь решили вывести из великокняжеской резиденции, и в 1484 году обитель переехала на то место, на котором располагается сегодня.Дорога, проходящая вдоль монастыря, связывала Кремль и Кучково поле, и вскоре за ней закрепилось название «Рождественка» или «церковная» улица.

В начале XVI века в монастыре появился каменный собор Рождества Богородицы. Красивый одноглавый храм построили в лучших традициях раннего московского зодчества и он стал архитектурной репликой одной из самых старых московских церквей – Спасского собора Андроникова монастыря. Известно, что в 1505 году на освящении нового храма побывал сам Иоанн III.

В середине XVI столетия Москва пережила страшный пожар. Огонь не пощадил Рождественку и стоявший здесь женский монастырь. Особенно сильные повреждения получил соборный храм.

Деньги на его выделила жена Иоанна IV Грозного – царица Анастасия Романовна, а по указу царя к нему пристроили каменный Никольский придел.

От многочисленных переделок собор стал выглядеть тяжеловесно и перестал напоминать устремленную вверх свечу.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

В 1670-е годы в монастыре построили усыпальницу для русских князей Лобановых-Ростовских, которые очень гордились тем, что вели свой род от самого Рюрика.

Поначалу здание имело один этаж, а потом было достроено вторым этажом, и там стали хранить монастырскую ризницу.

Благодаря вкладам Лобановых-Ростовских, монастырь обзавелся храмом Иоанна Златоуста, шатровой колокольней и оградой со Святыми воротами и четырьмя башнями.

В 1764 году по инициативе императрицы Екатерины II в России прошла церковная реформа. Как и многие другие монастыри, Рождественский лишился части своих земель, однако стал получать деньги из казны на содержание храмов и монашескую общину.

В 1812 году, перед приходом французов игуменья успела спрятать то, что хранилось в монастырской ризнице. Наполеоновские солдаты ворвались в обитель, но не нашли сокровищ и принялись грабить храмы. В монастыре поселился один из французских генералов, и по его распоряжению трапезная была превращена в конюшню.

К началу прошлого века женский монастырь процветал. На его территории стояло четыре храма и трехэтажные каменные корпуса. При обители работала церковно-приходская школа, и существовал приют для девочек-сирот.

Церковь Иоанна Златоуста

С приходом советской власти судьба всех монастырей Москвы круто переменилась. В 1921 году Рождественскую обитель закрыли. Во время кампании по изъятию церковных ценностей из монастыря вывезли 17 пудов серебра – все серебряные ризы и ценную богослужебную утварь. Часть икон успели перенести в другие московские храмы, а другие просто выкинули.

В 1922 году сестры продолжали жить в монастыре, но с них стали брать арендную плату. В пустующих здания разместился Всероссийский комитет помощи воинам и концентрационный лагерь, а потом здания отдали милиции и курсантам. На следующий год монахинь выгнали.

Церковь Иоанна Златоуста была переделана под клуб, а трапезную Казанского храма превратили в столовую. В последующие годы монастырские постройки занимали разные организации, научные и учебные заведения. Бывшие кельи использовались, как коммунальные квартиры.

В начале 1990-х годов здания вернули верующим. Спустя два года в соборном храме прошли первые богослужения, а еще через год был возрожден женский монастырь.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Архитектурные памятники

Прямоугольная территория окружена каменной оградой с башнями. Центральное место на ней занимает старинный Рождественский собор, который был построен в 1501-1505 годах. Во время проведенных реставрационных работ исследователи обнаружили древнюю белокаменную кладку и пришли к выводу, что собор был возведен на фундаменте более древней каменной церкви.

Четырехстолпный храм венчает высокий барабан со шлемовидной главой. В соборной трапезной сохранились надгробные доски XVII-XVIII веков. С юго-восточной стороны к зданию примыкает старинная усыпальница Лобановых-Ростовских.

С юга от Рождественского собора расположена большая церковь святителя Иоанна Златоуста. Первый храм на этом месте был деревянным, но в 1670-1680-е годы его перестроили в камне. Теплая церковь возведена в лучших традициях посадских храмов XVII века. Она имеет пять глав и просторную трапезную. В наши дни храм хорошо отреставрирован и открыт для верующих.

Колокольня с церковью Евгения Херсонского

С севера от Рождественского собора можно увидеть длинный трехэтажный корпус, над которым возвышается пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери. Эта церковь была построена в начале прошлого века архитектором П. А. Виноградовым.

Живописное краснокирпичное здание выполнено в традициях ретроспективизма и украшено затейливыми наличниками, колонками и ширинками.

В годы советской власти купола храма снесли, а внутри занимались студенты Московского архитектурного института.

Церковь Евгения Херсонского находится под трехъярусной колокольней, которая стоит возле входных ворот, со стороны улицы Рождественка. Первый храм был построен по проекту архитектора Н. И. Козловского в 30-е годы XIX века, однако, спустя 100 лет по решению властей его разрушили. Та церковь, которую можно увидеть сегодня, появилась взамен утраченной в 2005 году.

Монастырь сегодня

Женская обитель – действующий монастырь, в котором постоянно проживает монашеская община, и дважды в день – в 7.00 и 17.00 проводятся церковные службы.

Вид на монастырь с улицы Рождественка

При монастыре открыта церковно-певческая школа, где женщины изучают Богослужебный устав, катехизис, литургику, сольфеджио и занимаются в хоровом классе. Обучение в ней рассчитано на три года.

Здесь также работает библиотека, и проводятся занятия в воскресной школе.

Монахини и послушницы ведут активную благотворительную деятельность, собирая вещи для малоимущих, бездомных и многодетных семей.

Святынями монастыря считают иконы Рождества Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи, целителя Пантелеимона, Оптинских старцев и Софии Суздальской. Кроме того, верующие приходят в монастырские храмы, чтобы поклониться частицам мощей великомученицы Варвары и Георгия Победоносца.

Как добраться

Территория монастыря расположена возле пересечения Рождественского бульвара и улицы Рождественка, и находится всего 1,5 км от Московского Кремля. За несколько минут до входа в обитель можно дойти пешком от станций метро «Трубная» или «Цветной бульвар».

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/956-bogoroditse-rozhdestvenskij-monastyr

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.