Православный собор Свв. Кирилла и Мефодия

Пражский православный храм свв. Кирилла и Мефодия отмечает Рождество дважды | Радио Прага

Православный собор Свв. Кирилла и Мефодия

ЧТК / Лубош Павличек– Как Православная церковь в чешских землях будет отмечатьРождество?

– В Чехии Рождество христово отмечается дважды. В частности, в нашемкафедральном храме мы стараемся отмечать праздник с прихожанами. Делов том, что это единственный православный храм, где богослужениеведется на чешском языке.

Большинство прихожан здесь – эмигранты издругих стран. Есть люди, которые празднуют Рождество по старомукалендарю, а также те, кто празднуют по новому календарю. Большинствочехов живут по новому календарю.

Есть среди наших прихожан такжерумыны, болгары и греки, которые живут по новому календарю, и мыстараемся праздновать это Рождество и с ними.

Однако большинство нашихприхожан живут по старому календарю и празднуют Рождество 7 января,поэтому мы также служим по старому календарю литургию в нашем храме ииногда даже празднуем этот день более торжественно, чем первую дату.

ЧТК / Лубош Павличек– Мы знаем, что храм посещают, помимо украинцев, греков, болгар,румын ипредставителей других национальностей, также русские. Представителикаких народов преобладают среди здешних прихожан?

– Большинство, конечно, это прихожане из Украины, они приехали в Чехиюв качестве мигрантов. В Праге находится восемь православных храмов, ибольшинство их заполняют украинцы, в нашем храме та же ситуация.

Есть унас ирусские, а также сербы и грузины, которые тоже празднуют по старомукалендарю. У грузин в Праге есть своя община, но к нам в храм они такжеприходят и тоже празднуют.

Своего храма у грузин здесь нет, онипроводят свои богослужения в одном из храмов нашей церкви.

– В каком именно, и где он находится?

– В церкви святой Екатерины Александрийской, он находится внатерриторииКарловой больницы (Viničná 468/2).

Большинство паломников приезжает из стран постсоветскогопространства

Кафедральный собор свв. Кирилла и Мефодия в Праге, фото: VitVit, Wikimedia Commons, CC BY-SA 4.0– Насколько часто паломники из других стран, и, в частности, изВосточной Европы приезжают в Чехию, чтобы поклониться чешскимхристианским святыням?

– Большинство паломников приезжают как раз из стран постсоветскогопространства: Украины, России, Беларуси. Все эти люди приходят к нам,потому что знают, что храм является также памятником.

Здесьпроисходили всем известные события в 1942 году (в соборе почти месяц досвоей гибели скрывались парашютисты, совершившие нападение нарейхспротектора Богемии и Моравии Р. Гейдриха. Убежище им предоставилисвященники православного храма – ред.).

Здесь служил владыка Горазд, вдальнейшем мученик. Паломники приходят сюда также, чтобы прикоснутьсяк святыням св. Вацлава (св. Вячеслава) и св. Людмилы – в нашем храменаходится часть мощей этих святых, которые являются покровителямичешских земель.

Также у нас находятся мощи двух чешских монахов,святого Прокопа Сазавского и Иоанна (Ивана) Чешского, это тожепокровители Чехии.

Кафедральный собор свв. Кирилла и Мефодия в Праге, фото: VitVit, Wikimedia Commons, CC BY 3.0– Можно ли увидеть эти христианские реликвии, придя в храм наслужбу?

– Они находятся у нас в алтаре, и если прихожане выражают такоепожелание, то священник, конечно, выносит им мощи для поклонения.

– Вы, как и многие прихожане, также приехали в Чехию из ЗападнойУкраины, двенадцать лет назад. Могли бы вы рассказать о том, какпроисходило ваше становление как священнослужителя?

– Летом будет уже тринадцать лет, как я приехал в Чехию. Диаконом я сталдевять лет назад, а в сан священника был посвящен шесть лет назад,однако приехал я сюда еще как мирянин. До этого я закончил Духовнуюсеминарию и академию в Киеве и по промыслу Божьему или не знаю какпопал в Чехию.

Здесь меня принял владыка Христофор, тогдашниймитрополит Чехии и Словакии. Я был у него иподиаконом, потом былрукоположен в сан диакона, здесь же я принял сан священника, и в этомкафедральном храме меня оставили служить.

Так что в нашем храме троесвященников: настоятель из Чехии, священник из Словакии и я – изУкраины.

Афон, фото: Gabriel, Flickr, CC BY 2.0– Насколько плотным является Ваш график пастырского служения?

– Божественную литургию я служу в храме каждые воскресенье, вторник ивторую субботу. По пятницам я служу молебны о здравии больных вцентральной пражской факультетской больнице Мотол.Василий Черепко также руководит десять лет воскресной школой приПравославном кафедральном храме свв. Кирилла и Мефодия, с самогоначала ее основания.

– Вы вывозите ребят даже на Афон?

– Да, уже три раза мы были на Афоне. Мы организовываем лагеря, уже пятьраз были в Греции. В целом уже было больше пятнадцати лагерей, мы ездимс детьми также в разные паломнические поездки, даже за пределы Чехии,побывали в Словакии, Украине и даже в Иерусалиме.

– Сколько детей посещает воскресную школу при храме?

Силуан Афонский, фото: Wikimedia Commons, открытый источник – В этом году в школе прибавилось ребят. Больше всего этомуспособствуют именно лагеря, они сплачивают детей.

Мы проводим лагерялетом и зимой, и сейчас у нас 30-35 детей самого разного возраста, от шестидо семнадцати лет, есть и восемнадцатилетние. У нас преобладают дети изукраинских семей, но большинство из них родились уже в Чехии. Это уже ихродная земля.

В Украину они ездят уже только на каникулы или посетитького-нибудь. Большую часть своей жизни они проводят здесь. Есть у нас идети из Словакии, Беларуси и России.

«Раньше или позже человек встречается с Богом»

– Некоторые люди, даже регулярно посещая службы, признаются, чтоприпасть к живому роднику веры им не удается, несмотря на то, что онипредпринимают усилия для того. Почему кому-то Господь открывается, аиным нет?

– Вы знаете, был такой монах Силуан Афонский на Афоне, которыйпочитается как святой. Будучи долго монахом, он однажды как бы упрекнулБога, сказав ему: «Ты неумолим». И в этот момент ему явился сам Христос ипосмотрел на него.

И монах всю жизнь потом вспоминал об этом и говорил,что такой благодати, такой встречи с Богом ему до смерти уже не выпало,но это дало ему повод не сомневаться, что Бог всегда присутствует ивсегда слышит человека. Человек должен стараться жить чистой жизнью, иона принесет плоды встречи с Богом, человек это почувствует.

Раньше илипозже человек всегда встречается с Богом в жизни, как это произошло и вжизни Силуана.

Источник: https://www.radio.cz/ru/rubrika/razgovor/prazhskij-pravoslavnyj-xram-svv-kirilla-i-mefodiya-otmechaet-rozhdestvo-dvazhdy

Пражский кирилло-мефодиевский собор – древо

Православный собор Свв. Кирилла и Мефодия

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Пражский кафедральный собор свв. Кирилла и Мефодия

Пражский собор во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, кафедральный собор Православной Церкви Чешских земель и Словакии

Католический костел Карла Боромейского

Костел был построен в 1730-1736 годах выдающимся мастером чешского барокко Килианом Игнацем Динценгоффером. Храм был освящен в честь святого Карла Боромейского, прославившегося подвигами милосердия в годы эпидемии чумы. В интерьере храма и сегодня можно видеть фрески немецкого художника И. А. Схопфа, на которых изображены сцены из жития святого Карла.

При церкви действовал приют для престарелых священников, которые в большинстве своем находили последнее упокоение в просторной крипте храма. Костел и прилегавшие к нему строения приюта занимали большую часть современной Рессловой улицы, соединяющей Карлову площадь с набережной реки Влтавы.

В 1890-е годы во время реконструкции этой улицы был существенно понижен уровень грунта и закрыт первоначальный вход в храм с южной стороны, хотя кованные барочные двери остались на прежнем месте.

С тех пор войти в храм можно только с западной стороны, и этот вход расположен на значительном возвышении по отношению к уровню Рессловой улицы.

Пражский костел Карла Боромейского, ок. 1891 г. Картина Вацлава Янсы.

Костел оставался действующим менее пятидесяти лет.

В 1783 году декретом императора Иосифа II приют для престарелых священников был закрыт, а храм обращен в военный склад. В 1871 году здания бывшего приюта закупила Высшая техническая школа.

Храм сначала был переоборудован в лекционный зал, а затем обращен в технический музей. Здесь была установлена наглядная модель сахарного завода.

После провозглашения независимости Чехословакии (1918) учреждение по охране памятников стало выказывать озабоченность судьбой костела святого Карла. Размещение в нем технического музея приносит храму большой вред, интерьер был сильно поврежден и требовал капитального ремонта.

Православный храм

29 июля 1933 года, после длительных переговоров, чехословацкое правительство постановило передать костел в распоряжение Пражской епархии Сербской Православной Церкви.

В храме начался ремонт. Новые владельцы должны были не только восстановить первоначальное убранство храма, но и приспособить его для нужд Православной Церкви.

После расчистки и реставрации фресок в храме был установлен иконостас, созданный югославским художником Святославом Вуковичем по проекту профессора В. А. Брандта. Иконы для собора были написаны В. М. Васнецовым и отцом Всеволодом Коломацким.

В крипте под храмом было оборудовано 75 места для будущих захоронений православных священнослужителей.

К осени 1934 года ремонт в основном был закончен.

Пражский Кирилло-Мефодиевский собор. Внутреннее убранство, 2008 г. Фотография с сайта wikimedia.org

28 сентября 1935 года, в день памяти страстотерпца Вячеслава Чешского, храм был освящен в честь святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

В освящении приняли участие митрополит исповедник Досифей (Васич), епископы священномученик Горазд (Павлик), Сергий (Королев) и Дамаскин (Грданички), а также преподобный Алексий (Кабалюк). С этого времени храм стал кафедральным собором Чешской епархии.

В 1939 году Чехословацкая республика прекратила свое существование. Чешские земли были оккупированы немецкими войсками. 16 марта в соответствие с указом Адольфа Гитлера здесь был создан Имперский протекторат Богемия и Моравия.

Убийство Гейдриха и закрытие фашистами собора

27 мая 1942 года в Праге был убит палач чешского народа обер-группенфюрер СС Р. Гейдрих. Совершившие нападение парашютисты укрылись в крипте Кирилло-Мефодиевского собора.

Еще во время подготовки покушения один из его организаторов, Петер Фафек, обратился к председателю приходского совета Яну Соневенду с просьбой об укрытии в соборе нескольких человек, задействованных в движении сопротивления.

После обсуждения этого вопроса со священником Владимиром Пержеком Ян Соневенд дал Фафеку положительный ответ.

Крипта Пражского Кирилло-Мефодиевского собора, 2007 г. Фотография с сайта wikimedia.org

После совершения нападения на Гейдриха первым в крипту собора был доставлен Ян Кубиш, получивший в результате взрыва гранаты глазное ранение. К 1 июня здесь укрылись еще шесть человек. Их принимал отец Владимир Петржек.

Он же заботился о пище для парашютистов, служил посредником в связях с членами пражского подполья. Также отец Владимир помог Яну Кубишу найти врача. Но особо он стремился морально поддержать парашютистов, поскольку долгое нахождение в темной и холодной крипте уже само по себе было тяжелым испытанием.

О месте их нахождения кроме отца Владимира и Яна Соневенда также было известно епископу Горазду, настоятелю храма протоиерею Вацлаву Чиклу и сторожу собора Вацлаву Орнесту. Владыка Горазд, понимая какой опасности подвергается Православная Церковь, считал, что нужно как можно скорее найти новое место для укрытия диверсантов.

В результате их переход в другое укрытие был назначен на пятницу 19 июня.

Однако 8 июня 1942 года немцы, получив информацию от парашютиста Чурды, оказавшегося предателем, окружили собор и взяли его после многочасового штурма. Живыми парашютисты не сдались. Немцы, проникнув в крипту, разрушили здесь старые могилы.

Кости погребенных здесь католических священников из гробов в стенах были выброшены на пол. Затем фашисты разрушили и осквернили алтарь. Достав из ризницы священнические облачения, они стали фотографироваться в фелонях и митрах.

После разорения храм был обращен в склад.

Были арестованы протоиерей Вацлав Чикл, отец Владимир Петржек, Ян Соневенд, Вацлав Орнест и другие. 25 июня в пять часов утра был арестован и епископ Горазд (Павлик), взявший всю вину на себя и просивший о сохранении Православной Церкви в Чешских землях.

3 сентября 1942 года Пражский полевой суд приговорил епископа Горазда, священников собора Вацлава Чикла и священник Владимир Петршек, а также старосту храма Яна Соневенда к расстрелу.

Приговор был приведен в исполнение 4 сентября.

Кроме того, по делу об убийстве Гейдриха было арестовано 252 человека, приговоренных к смерти 29 сентября и казненных в газовых камерах лагеря Маутхаузен 24 октября.

27 сентября было опубликовано распоряжение нового протектора Богемии и Моравии Курта Далуеге о запрете деятельности Чешской Православной Церкви. Православное духовенство подлежало высылке на принудительные работы в Германию, церковное имущество было конфисковано в пользу Третьего рейха.

Возрождение собора

Пражский собор свв. Кирилла и Мефодия. Вид с юго-востока, 2008. Фотография Д. Сухарева с сайта sobory.ru

В 1945 году была возобновлена деятельность Православной Церкви в Чешских землях. Началось восстановление и опустошенного пражского кафедрального собора.

Во время восстановительных работ богослужения в храме совершались на временном престоле. Новое освящение собора состоялось

5 июля 1947 года собор освятил архиепископ Пражский и Чешский Елевферий (Воронцов), экзарх Московской Патриархии в Чехословакии, в сослужении 14 священников 3 диаконов и четырех чтецов.

В возрожденном храме на месте, где ранее была комната сторожа, был устроен небольшой боковой предел, посвященный священномученику Горазду. План предела был выполнен инженером В. Бабичем, иконостас создан архимандритом Андреем (Коломацким). В предел были перенесены богослужебные облачения владыки-мученика Горазда, в которых он служил в последние месяцы своей жизни.

В 1951 году после дарования автокефалии Чехословацкой Православной Церкви храм святых Кирилла и Мефодия стал митрополичьим кафедральным собором, главным храмом молодой Поместной Церкви.

28 сентября 1995 года в крипте храма был торжественно открыт музей, посвященный событиям «гейдрихианы».

В 1996 году при соборе был открыт образовательный центр «Ортодоксия», цель которого – преподавание основ православной веры, церковного искусства, православной духовности и подготовка кандидатов для поступления в высшие богословские учебные заведения.

В 1999 году был закончен генеральный ремонт собора, начатый в 1994 году. В храме был устроен алтарь в честь владыки-мученика Горазда и с ним пострадавших. Алтарь был освящен митрополитом Дорофеем 19 июня 1999 года.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/1284.html

Кирилло-Мефодиевский собор в Самаре

Православный собор Свв. Кирилла и Мефодия

Страница 1 из 9

Адрес: 443031 г. Самара, ул. Ново-Садовая, 260.
Телефон: 952-93-09; 952-55-18; 926-98-31.

Настоятель храма: протоиерей Сергий Гусельников 
Ключарь храма: протоиерей Дмитрий Краснов

Клир: священство – иерей Валерий Адеянов, иерей Никита Семёнов, иерей Максим Соколов, иерей Павел Куренков, диаконство – протодиакон Андрей Гордовенко, диакон Николай Трошков.

Проезд: автобус № 6 до остановки «Проспект Кирова», №№ 50, 61, 71 до остановки «Проспект Кирова» или «Барбошина Поляна».

Троллейбус №№ 4к (в будние дни), 8, 19 до остановки «Барбошина Поляна» (конечная).

Трамвай №№ 5, 7, 19 (в выходные дни) до остановки «Барбошина Поляна» (конечная), 22, 24, 25 (конечная – Проспект Кирова) до остановки «Проспект Кирова» или до остановки «Барбошина Поляна».

Собор во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Расписание богослужений

 30.03.19 – Богослужение сегодня. Седмица 6-я Великого поста, седмица ва́ий. 08:00 Прп. Алекси́я, человека Божия. Часы, Изобразительны, Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров и Заупокойная Лития 17:00 Воскресное всенощное бдение Богослужение завтра
Седмица 6-я Великого поста, седмица ва́ий. 08:30 Лазарева суббота. Воскрешение прав. Лазаря. Исповедь, Часы, Литургия Иоанна Златоуста, Молебен Вифлеемским младенцам-мученикам с водосвятием и Панихида 17:00 Воскресное всенощное бдение. Собор во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Самара

«О, Русь! ты только душу сбереги

Под ярким светом восковой свечи.

И пусть внезапно нас пронзает боль

От вражеских коварных стрел,

Я никогда не разлучусь с тобой!

Я не покину милый мой удел!»

Протоиерей Сергий Гусельников.

Сегодня Кирилло-Мефодиевский собор – самый большой и один из самых красивых храмов Самары. И трудно поверить, что десять лет назад на этом месте был пустырь.

В начале 1990-х годов Епископ Самарский и Сызранский Сергий (ныне Архиепископ) обратился к властям города Самары с просьбой о выделении площадки для строительства большого соборного храма. Было выделено несколько площадок, из которых Владыка выбрал участок в районе поляны имени революционера М.В.

Фрунзе (ныне Барбошина поляна). В этом был Промысл Божий – на обширной площадке позже смог разместиться не только храм, но и целый духовно-просветительский комплекс.

На месте строительства ранее был заброшенный пионерский лагерь «Чайка». От него сохранилась только столовая – она и стала использоваться как временный храм. В 1994 году архитекторы В.Л. Пастушенко и В.А. Самогоров разработали проект храма.

В его основу была положена традиционная для русских Православных храмов крестово-купольная система. Внешний вид спроектирован в стиле неоклассицизма. Храм поражает своими размерами: его высота вместе с крестом – 57 метров, а колокольни – 73 метра.

Огромный и величественный, собор рассчитан на три тысячи молящихся. 3 июля 1994 года Преосвященный Сергий, Епископ Самарский и Сызранский, освятил место и заложил первый камень будущего  строительства. Молебен был отслужен возле каменной глыбы, подаренной строителями, сейчас эта глыба стоит у входа в собор.

Стройтрест № 11 выступил генеральным подрядчиком.

24 мая 1995 года в бывшей столовой пионерлагеря освятили молельный дом во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, была отслужена первая Божественная литургия. А 26 мая началась забивка первых свай. С этого дня строительство не останавливалось ни на день.

Большую помощь на начальном этапе строительства оказали самарские предприниматели Андрей Викторович Лазарев и Олег Владимирович Эрнезакс.
Первой иконой, которую пожертвовали в строящийся храм, был образ Святителя Иоасафа Белгородского. Настоятель собора протоиерей Виктор Ушатов стал читать Житие Святителя Иоасафа, и оказалось, что святой покровительствует в деле строительства. Такой огромный собор без Божией помощи столь быстро построить невозможно, и клирики, и прихожане храма считают, что это Святитель Иоасаф помогал своими молитвами. Когда начали служить в новом храме и его благоустраивать, икона Святителя Иоасафа начала постепенно обновляться. По мере благоустроения храма краски на ней становились все ярче. Сейчас икона выглядит как вновь написанная, а лик Святителя – будто живой. Лишь по краю золотого фона и сверху на надписи остались, как свидетельство чудесного преображения, темные пятна. 15 сентября 1999 года строительство собора осмотрел Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он передал в дар Кирилло-Мефодиевскому собору большие евхаристические сосуды. Этот подарок Патриарха в соборе используют только на большие праздники. 19 февраля 2000 года состоялось торжественное поднятие куполов весом в 40 тонн. Медную облицовку шатра колокольни выполнили самарские умельцы. С утра стояла пасмурная погода, небо плотно укрылось пеленой белых облаков, надежно спрятавших собой солнечные лучи. Но когда перед башенкой-куполом поставили столик для молебна, сквозь пелену облаков неожиданно пробилось солнце и еще неяркими лучами осветило строящийся храм, стройплощадку и людей, собравшихся на торжество. С появлением Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия солнце окончательно прорвало белую пелену и засветило по-весеннему ярко. Пока Владыка Сергий в сослужении самар-ского духовенства и клира Кирилло-Мефодиевского собора служил молебен и освящал башенку-купол, облака над храмом расступились и появилось чистое синее небо. Наступил самый ответственный момент – подъем башенки-купола на колокольню. Вот многотонная конструкция отрывается от земли и плавно устремляется ввысь. Со стороны востока над храмом по чистой синеве неба пролетает кипенно-белый голубь, а в той стороне, куда он улетел, из чьей-то голубятни вверх взмывает уже целая стая голубей. Белые легкие облака вдруг на большой скорости устремились на восток, будто Небесное воинство парадным строем пролетело над последним крестом грандиозного собора, пронзившим и освятившим собою небо над Самарой… После освящения куполов Владыка благословил начать в соборе регулярные Богослужения. Между службами в храме еще проводили отделочные работы, но прихожане и священники к таким временным трудностям относились с трепетной радостью. В 2004 году отделочные работы полностью завершили, осталось только расписать храм.

Владыка Сергий обратился с просьбой к Святейшему Патриарху Алексию II о том, чтобы в Самаре были проведены Дни Славянской письменности и культуры. Так Великое освящение собора во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия соединилось с проведением праздника.

Освящение собора возглавил Митрополит Крутицкий и Коломенский Иувеналий, на нем присутствовал министр культуры России Александр Соколов.

В дни торжеств на территории собора был возведен памятник равноапостольным Кириллу и Мефодию работы известного скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова, который также присутствовал на торжестве. Это была его последняя работа.

Один придел Собора освящен в честь Вифлеемских младенцев-мучеников. 22 сентября 1999 года Иерусалимским Патриархом Диодором был преподнесен дар собору – частицы мощей Вифлеемских младенцев.

5 октября

2008 года в Кирилло-Мефодиевском соборе Литургию совершил Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Патриарх Московский и всея Руси.
В 2005 году был заложен фундамент под строительство Духовно-Просветительского центра. В январе 2009 года начал действовать крестильный храм в честь святого Апостола Андрея Первозванного на территории собора. 24 мая этого же года прошло открытие первой очереди Духовно-Просветительского центра собора Кирилла и Мефодия, а в сентябре Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий открыл Духовно-Просветительский центр «Кириллица» в новом здании.

Раньше жизнь русского человека от рождения и до смерти была неразрывно связана с храмом. И непостижимый для всего мира русский характер также формировался именно благодаря храму.

Радостно сознавать, что возрождение России началось именно с восстановления и строительства церквей, с укрепления веры в Бога. “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам” (Мф.6.33).

Эти евангельские слова сегодня сознаются как руководство к действию, являясь залогом формирования высокой нравственности и духа нации.

Источник: http://kirillica-center.ru/index.php/9-uncategorised/101-kirillo-mefodievskij-sobor-v-samare

5 ХРАМОВ МОСКВЫ В ЧЕСТЬ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ, УЧИТЕЛЕЙ СЛОВЕНСКИХ

Православный собор Свв. Кирилла и Мефодия

Строящийся храм по программе «200 храмов»

Храм-часовня в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша»

Место для храма выбрано историческое, освященное подвигом и молитвой наших предков. Веками через Ростокино шли молитвенники земли русской на поклонение в Троице-Сергиеву Лавру. Эта дорога видела Стрелецкий бунт, падение царевны Софьи, казачьи волнения.

По преданию, 28 октября 1552 года у Ростокино московский народ встречал возвращающегося после победы над Казанским ханством царя Ивана Васильевича.

А в Смутное время, 19 августа 1612 года, здесь остановилось на ночлег войско Народного ополчения во главе с князем Дмитрием Пожарским.

Приход святых Мефодия и Кирилла был создан и зарегистрирован еще в 2005 году. Однако собрать необходимые документы общине никак не удавалось. Публичные слушания состоялись в августе 2012 года. Местные жители проали за новый храм.

С 2014 года на приходе действует временный деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

3 ноября 2012 года, в канун Дня народного единства, у подножия Акведука в зеленой пойме была установлена памятная 8-метровая стела, на которой изображены священномученик патриарх Ермоген, славные герои Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, стены Кремля и шатры доблестных ополченцев в пойме Яузы.

Престолы храма:
Главный – свв. равноапп. Мефодия и Кирилла;
Южный – иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»;
Северный – свв. благ. кнн. Петра и Февронии Муромских.

Каждый месяц на месте будущего храма служатся молебны с акафистами святым равноапостольным Мефодию и Кириллу, иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша», благоверным князьям Петру и Февронии Муромским. О дате проведения молебнов сообщается в объявлениях на сайте храма.

Кроме времени совершения богослужений храм-часовня открыт ежедневно с 11-00 до 18-00.Москва, пересечение улиц Малахитовой и Бажова.(926) 339 70 09, (926) 125 75 04

http://mefodiy-kirill.cerkov.ru/

2. Храм в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла на Дубровке

Строящийся храм по программе «200 храмов»
Храм заложен 29 апреля 2011 года в память жертв теракта на Дубровке 23-26 октября 2002 года.Здание храма имеет крестообразную форму. Его венчает шатровая колокольня. Высота – 32 метра.

Храм сможет вместить 570 человек, вход будет осуществляться с трех сторон. По периметру центрального зала расположены 2 яруса этажей. Открытые хоры – на втором.

Дом причта – одноэтажное здание с крещальней, залом заседаний, административными помещениями, трапезной, учебными классами, помещениями для отдыха. Со стороны главного фасада будет пристроена звонница.

В храме святых Мефодия и Кирилла откроется музей памяти теракта на Дубровке.

Ул. Мельникова, д.7(495) 361-42-15

http://hram-dubroa.cerkov.ru/

3. Церковь Кирилла и Мефодия на Левобережной

Строящийся храм по программе «200 храмов»Небольшая деревянная шатровая церковь с обходными галереями сооружена в 2007 году как малый храм на время строительства каменной церкви Новомучеников и исповедников Российских. Название этому храму дано не случайно – рядом расположены Московский Университет культуры и искусств и филиал Российской Государственной библиотеки.

Первые упоминания о землях микрорайона Левобережный города Химки относятся к XVI в. В то время на здесь находилось село Киреево, принадлежавшее Кирею Гордину. В усадьбе находилась кирпичная Сергиевская церковь, построенная в 1715 году в стиле московского барокко. Сломана на рубеже 1920-1930-х гг. С тех пор храма на этой земле не было.

В 2005 году в микрорайоне образовалась община верующих. Место для возведения храма выбрано на высоком левом берегу реки Химки, которая в 1937 году была на этом участке преобразована в канал Москва-Волга (с 1947 года – канал имени Москвы). Участок строительства храма находится вблизи места, где в 1932-1937 гг.

находился лагерь НКВД, узники которого пострадали при строительстве канала. Среди заключённых были и те, кто пострадал за веру своих отцов. Поэтому название храму во имя свв. Новомучеников и Исповедников Российских выбрано не случайно.
МО, г. Химки, микрорайон Левобережный, Библиотечная ул.

, 1
(916) 437 42 73

4. Церковь Кирилла и Мефодия в Даниловской слободе

Храм не сохранилсяСергиевская женская община в Даниловской слободе.

Единственная в дореволюционной Москве церковь-школа, построена в 1911 году. В 1917 году при храме образована новая Сергиевская община сестёр милосердия в Даниловской слободе вместо упраздненной общины сестер милосердия Александро-Мариинского Дома призрения Троице-Сергиевой Лавры. Храм принадлежал общине с 1915 года, закрыт в 1930, строения общины не сохранились.

Сергиевская женская община

В старой Москве существовало несколько общин сестер милосердия. Хорошо известны истории возникновения и деятельности Покровской на Покровке (1872) и Марфо-Мариинской (1908). Появляются публикации об Иверской общине на Полянке, основанной преподобной Елизаветой Федоровной на средства благотворительницы Е.

Ляминой (1901), и об общине «Утоли моя печали» в Лефортове, организованной княгиней Шаховской. Но о двух женских общинах Москвы мало знают даже специалисты-москвоведы. Одна из них была создана в 1917 году в Троице-Лыкове представительницей известного московского рода купцов-благотворителей Корзинкиных.

Сведения о другой, располагавшейся в 1-м Михайловском проезде, невдалеке от Данилова монастыря, еще более скудны. Не сохранилось ни зданий, где она находилась, ни фотографий.

Вот ее предыстория. В последние годы царствования императора Александра III в Сергиевом Посаде был создан Александро-Мариинский дом призрения для тысяч женщин-паломниц, приходящих из разных мест на поклонение святыням Сергиевой Лавры.

В его владении находилась пожертвованная Александром III дача Царь-Дар в нескольких верстах от Посада, близ села Подсосенье. И два приписных храма – трехпрестольный во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Сергиевом Посаде и во имя Святой Марии Магдалины в Царь-Даре. На даче были жилые здания, участки земли с лесом, сенокосы.

Летом там жили воспитанницы Дома, с ними всегда выезжала начальница Екатерина Гончарова.

Сфера деятельности Дома призрения постоянно расширялась: обслуживание паломниц, обучение и воспитание девочек-сирот, разнообразная помощь неимущим женщинам. Вскоре возникла мысль об организации церковной общины сестер милосердия во имя преподобного Сергия Радонежского. На это охотно дала разрешение императрица Мария Федоровна, под чьим покровительством Дом призрения находился.

Открытие Сергиевской общины сестер милосердия состоялось в Царь-Даре 9 мая 1913 года, в общине на тот момент состояла 21 сестра, к концу 1915 года их стало 40.

Храм Марии Магдалины был приписным к сергиевопосадскому Богородицкому.

Сестры общины продолжали обслуживать благотворительные учреждения Дома призрения в Сергиевом Посаде: больницу, Филаретовское училище, богадельню, странноприимную. Настоятельница общины управляла Советом Дома призрения.

В 1917 году при Епархиальном доме в Лиховом переулке открылись Высшие женские богословские курсы, а при Скорбященском монастыре – женский Богословский институт.

В 1917 году община была переведена в Москву и расположилась на полпути между Даниловым монастырем и Даниловским кладбищем у Серпуховского камер-коллежского вала. Настоятельница и сестры перевезли на новое место святыни: серебряный крест и иконы с частицами святых мощей.

Рядом находилась устроенная в 1911 году священником Р.И.Соловьевым церковь-школа во имя святых Кирилла и Мефодия. По всей видимости, она была передана Сергиевской общине сестер милосердия.

Самый ранний документ архивного дела, заведенного на общину – договор с Моссоветом 1917 года. Под ним подписи настоятельницы Екатерины и десяти сестер. В октябре 1918 года в общине было 33 сестры.

Известно, что в Первую мировую войну в нее влились бежавшие из Польши православные монахини. В 1924 году инспектор адмотдела Брыкин указывал, что они и организовали «Сергиевскую иноческую женскую общину».

Скорее всего, монахини поселились здесь в 1915 – 1916 годах, а позже на это уже обжитое место перевели Сергиевскую женскую общину из Царь-Дара.

Храм во имя первоучителей святых Кирилла и Мефодия имел одноярусный иконостас и был устроен в верхней комнате принадлежавшего общине двухэтажного дома с каменным низом и деревянным верхом. Позже на крыше был сооружен маленький купол с крестом. Рядом находилась небольшая звонница с шестью колоколами.

Сохранилось несколько официальных писем настоятельницы Екатерины Гончаровой, направленных в различные советские организации. Из них мы узнаем, что дом состоял из девяти комнат, на верхнем этаже – кухня, трапезная, рукодельная. В сарае был коровник, кладовка, помещение для дров.

Другого имущества и капитала Сергиевская община не имела и содержала церковь и себя собственным трудом: работой на огородах, шитьем кофт, одеял, обуви.

В Кирилло-Мефодиевский храм приходили на службу православные близлежащих улиц: Малой Тульской, 1-го Михайловского проезда, Серпуховского камер-коллежского вала. Когда были ликвидированы монастыри, подписываться стали так: «Кирилло-Мефодиевская при Сергиевской женской обители церковно-приходская община».

Почти ничего неизвестно о жизни общины в 1920-е годы. Первые попытки закрыть церковь приходятся на начало 1924 года, когда инспектор в докладной записке указывал, что помещение храма просторное, светлое и может быть приспособлено под спортзал или клуб.

Архивные документы бесстрастно передают историю ликвидации общинного храма в 1929 году. Власти организовали ходатайство рабочих «Мосэлектропрома» № 2.

Президиум Мособлисполкома 28 декабря 1929 года постановил, «учитывая тяжелый жилищный кризис среди рабочих… и то, что группа верующих без особых затруднений может быть переведена в церковь Даниловского кладбища», церковь закрыть и передать рабочим. Объявили об этом решении в день Богоявления Господня – 8 января 1930 года.

6 сентября 1930 года сестры общины Рубленкова, Тарчигина и Лысыхина сдали ключи от храма, а еще через четыре дня сотрудник музейного отдела бывший иконописец А.А. Глазунов взял в фонды из храма икону Троицы (XVIII век) и шитый бисером небольшой образ Спасителя (середина XIX века).
4-й Рощинский пр., 15/17

5. Церковь Кирилла и Мефодия при Земледельческой Школе

Храм не сохранилсяМосковская земледельческая школа.Построена в 1885 – 1887 годах . Церковь находилась на втором этаже пристройки со двора здания между двумя длинными флигелями.

В 1822 году при содействии правительства и материальном пособии московского генерал-губернатора князя Д. В.

Голицына Московское общество сельского хозяйства открыло школу с опытным хутором, в которой (по положению 1833 года) были организованы два двухлетних курса: один для приготовления конторщиков, другой – землемеров, сельских архитекторов, приказчиков и управителей.

Сначала школа находилась в наёмном доме Попова, недалеко от Бутырской заставы и тюремного замка (ныне – Долгоруковская улица); с 1825 года школа помещалась летом на Бутырском Хуторе, а зимой в наёмном помещении в Газетном переулке; наконец, в 1833 году Д. В.

Голицын приобрел за 87 тысяч рублей большую усадьбу на Смоленском бульваре, ранее принадлежавшую фельдмаршалу М. Ф. Каменскому, и подарил её обществу, которое приспособило главный дом для учебных работ, а в парке стало проводить практические занятия и скотоводческие выставки. Здание по Земледельческому переулку было построено в начале XX века по проекту С. М.

Гончарова и имело большой манеж, предназначавшийся, как было написано в архивных документах, «для повременных аукционных выставок лошадей». С 1835 года в школу, кроме детей помещичьих крестьян, начали принимать и лиц других сословий, но до 1846 года из окончивших курс 402 лиц только 42 принадлежали к свободным состояниям. Первым директором школы был профессор М.

Г. Павлов (с 1822 по 1838); затем управление школой было поручено агроному В. В. Беликову; потом, в последние годы своей жизни, ей заведовал А.А.Прокопович-Антонский; долгое время директором школы был А.П.Перепёлкин. В 1844–1863 годах в школе преподавал ботанику Н.И.Анненков. Будучи преподавателем школы, П.М.Преображенский первый написал обширный курс (в шести томах) под заглавием «Общепонятное руководство к практическому сельскому хозяйству» (1855–1857).

Смоленский бульвар 19 стр.2.

Источник: http://orthodoxmoscow.ru/5-xramov-moskvy-v-chest-svyatyx-ravnoapostolnyx-kirilla-i-mefodiya-uchitelej-slovenskix/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.