Петропавловский собор

Содержание

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Петропавловский собор

Главное сооружение Петропавловской крепости – Петропавловский собор. Это один из немногих в Петербурге хорошо сохранившихся памятников архитектуры начала XVIII в. Когда в 1703 г. Петр решил заложить крепость, прежде всего он повелел построить на этом месте деревянную церковь в знак своего намерения.

Через 10 лет по проекту приглашенного царем архитектора Трезини ее начали перестраивать в камне. Сперва Трезини предполагал работать на берегах Невы всего год, и то если «климат не будет зело жесток здравию его», но, начав эту работу, увлекся ею и проникся дерзкими петровскими замыслами.

Вероятно, поэтому силуэт возводимого им собора получился похожим на готовый отплыть корабль с высокой мачтой и поднятыми парусами.

Петропавловский собор колокольня.

В первую очередь по желанию царя возвели высокую колокольню со шпилем. Она была необходима Петру как смотровая площадка, откуда можно было бы увидеть приближение шведов.

Кроме того, ее строительство имело и политический смысл – она должна была стать доминантой, утвердить возвращение приневских земель России.

Петр I лично нередко поднимался с иностранными гостями на стоявшую в лесах колокольню и показывал им оттуда панораму строившегося города. Шпиль колокольни увенчали фигурой ангела с крестом, парящего в вышине.

Ангел Петропавловского собора.

Ангел над городом, по замыслу создателей, должен был оберегать новую российскую столицу от превратностей судьбы. Постройка и отделка собора завершилась только к 1733 г. Петру не удалось дожить до этого знаменательного момента.

В том году в День святых апостолов Петра и Павла (29 июня) на освящении собора присутствовала уже императрица Анна Иоанновна, которая, как писали «Санкт-Петербургские ведомости», «принимала от всех иностранных и здешних министров и дам о том поздравительные комплименты».

Петропавловский собор.

Почти четверть века собор сохранял неизменным свой облик. Но в середине XVIII в. от молнии загорелся шпиль колокольни. Поэтому при постройке нового шпиля Екатерина II повелела устроить «электрический отвод отвращению удара и поления от молнии происходящего».

Хотя громоотвод и возымел желаемое действие, но над городом часто разражались «великие бури», которые гнули шпиль и портили фигуру ангела с крестом. Так, в 1829 г. во время одной такой бури ангел угрожающе накренился.

Кровельщик Петр Телушкин, без лесов, ловко пользуясь приспособлениями из одних веревок, сумел подняться на верхушку шпиля и произвести необходимый ремонт.

Этот подвиг потом повторили профессиональные альпинисты, которые во время Великой Отечественной войны закамуфлировали золоченый шпиль, чтобы он не мог служить ориентиром для фашистской авиации.

Шпиль Петропавловского собора.

В XIX в. все сильнее стали чувствоваться разрушения деревянного остова шпиля. Было решено старый шпиль разобрать и заменить деревянные конструкции на металлические.

При этом общая высота собора увеличилась на 16 м и достигла 122,5 м. По сей день Петропавловский собор является самым высоким архитектурным сооружением Петербурга и одной из ведущих доминант в панораме невских берегов.

Выше его только современная телевизионная башня.

Петропавловский собор в Петербурге.

Во время путешествия по Европе Петр I обратил внимание на часы-куранты, имевшиеся на некоторых европейских храмах. Такие же он захотел иметь и в России. Куранты исполняли церковный и монархический гимн, в советское время их механизм переделали для исполнения гимна Советского Союза, сейчас же они снова играют государственный гимн Российской империи «Боже, царя храни».

Был здесь и карильон (колокольный инструмент, на котором играет музыкант). Оригинальный карильон сняли еще в XIX в., а в 2001 г. поставили новый, воспроизведенный для Петропавловского собора в Голландии. Там на средства спонсоров отлили 51 карильонный колокол. На одном из них надпись: «Да звонит сей колокол во славу России».

Так что теперь здесь снова можно услышать колокольные концерты.

Петропавловский собор в Петербурге.

Построенный Трезини собор отличается от традиционных старинных православных храмов. В нем явно чувствуется влияние итальянской и североевропейской архитектуры. Вместо обычного пятиглавия собор завершает только один купол.

В плане здание имеет форму вытянутого прямоугольника и является сооружением нетрадиционного для тогдашней России «зального» типа. Если внешний облик собора достаточно прост и скромен, то его внутреннее убранство, напротив, отличается пышностью и торжественностью.

Огромные окна, дающие много света, лепка, расписанные под мрамор массивные колонны, трофейные вражеские знамена – все это делает интерьер собора более похожим на богато украшенный парадный зал, чем на храм для молитвы.

Под сводами находятся 18 картин на евангельские сюжеты – это тоже было новшество, до этого стены православных церквей украшали фресками. Картины доверили написать «иноземцу голландской земли» Георгу Гзелю, с которым Петр познакомился в Амстердаме, и двум русским «живописных дел мастерам» – Василию Игнатьеву и Андрею Матвееву.

Петропавловский собор иконостас.

Деревянный позолоченный иконостас барочных форм, выполненный в Москве по рисунку архитектора Зарудного, также необычен. Он имеет форму пышной триумфальной арки и является своеобразным памятником в честь заключения Ништадтского мира.

Иконостас насыщен множеством резных арок, скульптур, поднятых щитов и скрещенных мечей, напоминавших о ратных подвигах России в Северной войне. Он был привезен из Москвы в разобранном виде, в самом соборе собран и здесь же покрыт позолотой.

Петропавловский собор интерьер.

В центре – царские врата с фигурами апостолов, по обе стороны от них — скульптуры благого вестника архангела Гавриила с лилией в руках и покровителя воинства архангела Михаила с мечом. За вратами видна алтарная сень, поддерживаемая резными винтообразными колоннами.

43 иконы для иконостаса были созданы в Петербурге артелью московских художников. Комиссия, принимавшая их работу, признала: «Оные святые образа написаны добрым иконным художеством из добрых красок».

Две большие иконы по обе стороны царских врат изображают Богоматерь с Младенцем (по преданию, имеющую портретное сходство с женой Петра Екатериной I) и Иисуса в патриаршей одежде и митре московских царей.

Петропавловский собор интерьер.

Напротив иконостаса – нетрадиционная для православных церквей резная позолоченная кафедра, предназначавшаяся для произнесения проповедей. Ее украшают статуи апостолов Петра и Павла.

У противоположного пилона находится царское место – невысокий помост, обитый малиновым бархатом с золотым шитьем и увенчанный золоченой резной короной. Во время богослужения в соборе там стоял император.

Кресла здесь никогда не было, во время служб царь не садился.

Императорский собор.

По традиции императоры приходили в собор после коронации, чтобы испросить благословения на царство, а при отъезде из столицы – попрощаться с могилами своих родителей. Храм сочетал в себе функции придворного и кафедрального собора, а также служил усыпальницей российских императоров и членов их семей.

Мысль превратить собор в императорскую усыпальницу принадлежала самому Петру. Первую гробницу в еще деревянной Петропавловской церкви установили, когда умерла двухлетняя дочь царя Екатерина.

Затем, еще до завершения строительства каменного храма, здесь были похоронены жена царевича Алексея кронпринцесса Шарлотта, сестра Петра I Мария и сам царевич Алексей, умерший в казематах крепости. Они похоронены у входа под лестницей на колокольню.

Петропавловский собор интерьер.

Не был достроен собор и к моменту смерти самого Петра в 1725 г. Под звон колоколов и пушечную стрельбу гроб с его набальзамированным телом перенесли по льду Невы из Зимнего дворца в Петропавловскую крепость. Здесь его временно поставили в «нарочно построенную внутри собора деревянную пристройку», обитую внутри черным сукном, где он и простоял целых шесть лет.

После окончания строительства собора гроб был перенесен на выбранное императором еще при жизни место у иконостаса. Могила Петра самая правая в первом ряду, она отмечена бюстом царя, цветами и Андреевским военно-морским флагом. Рядом с ним похоронена его жена Екатерина I, пережившая мужа всего на два года. Третья в том же ряду – могила их дочери Елизаветы Петровны.

Петропавловский собор усыпальница Романовых.

На протяжении двух столетий в соборе хоронили российских императоров и императриц, а также многих членов семьи Романовых. Каждого из них хоронили в отдельном склепе, первоначально отмечая место захоронения только мраморными плитами. Одинаковые беломраморные надгробия появились здесь позже.

Надгробия коронованных особ украшены позолоченными двуглавыми орлами. В соборе погребены все русские цари, начиная с Петра I до Николая II, за двумя исключениями.

Юный Петр II умер и похоронен в Москве, а младенцем свергнутый с престола и заточенный в Шлиссельбургской крепости внучатый племянник Анны Иоанновны Иоанн VI был убит стражей при попытке освобождения из места заключения и там же предан земле.

Петропавловский собор усыпальница Романовых.

Еще стоит отметить, что муж Екатерины Великой Петр III, убитый в результате дворцового переворота, первоначально был похоронен не здесь, а в Александро-Невской лавре.

И только через 34 года, после смерти самой Екатерины, их сын Павел повелел перенести останки отца в Петропавловский собор и похоронить обоих родителей, при жизни не слишком-то жаловавших друг друга, рядом.

Их могилы находятся за захоронениями Елизаветы и Екатерины I.

Петропавловский собор усыпальница Романовых.

Места захоронения Александра II и его жены Марии Александровны отличаются от других. Над ними установлены массивные надгробия, сделанные из монолитов зеленой алтайской яшмы и розового уральского орлеца (родонита). Каждое весит порядка 5—6 тонн.

Таким образом, в преддверии празднования 300-летия дома Романовых в 1913 г.

была отдана дань этому царю, прославившемуся освобождением крестьян от крепостной зависимости, но, несмотря на это, павшему от рук террористов и считавшемуся поэтому еще и царем-мучеником.

Петропавловский собор в советское время.

В советское время в Петропавловском соборе уже никого не хоронили. В 1922 г. он стал музеем. Новая могила появилась здесь только в июле 1998 г., но не в самом соборе, а в находящемся справа от входа приделе Святой Екатерины, где в прежние времена отпевали великих князей.

Там были торжественно захоронены останки последнего российского императора Николая II, его семьи и близких людей, расстрелянных в 1918 г. в Екатеринбурге.

Но у православной церкви, несмотря на все проведенные экспертизы, есть сомнения в подлинности этих останков, поэтому местом их захоронения был выбран этот боковой придел.

Петропавловский собор в современное время.

В 2006 г. была исполнена последняя воля матери Николая II вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Она умерла в эмиграции в Дании в 1928 г. и там же была похоронена.

Но она оставила завещание, где просила, когда появится такая возможность, перенести ее прах в Петропавловский собор и похоронить рядом с мужем Александром III, что и было выполнено после согласования всех деталей между российским и датским правительством.

Петропавловский собор в крепости.

Таким образом, в соборе появилась еще одна могила. Ее легко узнать по новому блестящему мрамору и золотым украшениям. Собор соединен крытой галереей с Великокняжеской усыпальницей, где предполагалось хоронить не коронованных членов императорской семьи. Она была выстроена рядом с собором в начале XX в.

по желанию последнего русского царя (авторы проекта – архитекторы Д Гримм, А Томишко и Л. Бенуа). Благодаря умело найденным пропорциям здание усыпальницы и собор снаружи воспринимаются как единое целое.

Внутри усыпальницу украсили мрамором и золоченой бронзой, был в ней и свой алтарь с иконостасом и замечательным запрестольным витражным образом «Воскресение Христово».

Усыпальница в советское время.

В советское время судьба Великокняжеской усыпальницы складывалась довольно печально. Она сильно пострадала от наводнения 1924 г.

, после чего ее здание и интерьер были признаны не имеющими художественной ценности. Бронзовые украшения были сняты и отправлены на переплавку, надгробия разбиты.

Позже в здании находилось книгохранилище, склад бумажной фабрики, музейная экспозиция, посвященная истории Петропавловской крепости.

Усыпальница в современное время.

В 1992 г. традиция захоронений в усыпальнице возобновилась: здесь был погребен правнук Александра II Владимир Кириллович. Туда же был перенесен прах его родителей, великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны, умерших в 1930-х гг. в эмиграции. В 2010 г.

рядом с Владимиром Кирилловичем нашла свое последнее успокоение его вдова великая княгиня Леонида Георгиевна, жившая прежде в Мадриде. В связи с возобновившимися захоронениями в усыпальнице начались реставрационные работы. Великолепный витраж из усыпальницы «Воскресение Христово», разрушенный взрывной волной во время войны, воссоздан современными петербургскими мастерами.

Временно, пока была реставрация усыпальницы, он был выставлен в отдельном помещении на выходе из собора.

Источник: https://travellgide.ru/russia/sankt-peterburg/petropavlovsky_sobor.html

Петропавловский собор

Петропавловский собор

18 век, Россия ведет Северную войну со шведами. Решается вопрос о необходимости нового укрепления со стороны Финского залива. Петр І, Александр Меньшиков и ЛамбЕр де ГерЕн  выбирают новое место для построения крепости – заседают, спорят и выбор их падает на Заячий остров…

Так зарождалась самая таинственная и легендарная страница в русской истории – страница, посвященная Петропавловской цитадели. Именно со дня 16 мая 1703 года, с  первого заложенного камня этой крепости берет начало и история Петербурга.

Известно, что первоначальное возведение крепости, называвшейся на голландский манер «Санк-Питер-бурх», не предполагало даже основания в этих местах города, не говоря уж о столице. Но все решает Его Величество Случай, который и определил своей волей дату основания Петербурга.

На построение укрепления были брошены все силы: солдаты, пленные шведы, а от каждой губернии – крепостные. Сам Петр І со своими сподвижниками курировали строительство. На их плечи порой ложились не только обязанности следить за ходом работ, но и совмещать функции «прорабов» и «банкиров» – поставлять строительный материал  и финансировать работы.

В день апостолов Петра и Павла – 29 июня – в крепости начали строить храм. Сегодняшний величественный Петропавловский собор тогда представлял собой простую деревянную церквушку. Праздничный день параллельно стал и днем именин «Санк-Питер-бурха». Это название распространилось и на поселение-город: так  Санкт-Петербург  получил в дар свое имя 29 июня 1703 года.

История не стоит на месте, и вот мы уже переносимся в 1712 год.  Через Архангельск и Москву в Петербург добирается некий ДоменИко ТрезИни – первый архитектор «северной столицы».  Вдоволь налюбовавшись русской деревянной и белокаменной архитектурой,  он предлагает довольно дерзкую по тем временам идею: острый, молниеносно взлетающий в небо, шпиль.

Откуда такая жажда ворваться в бесконечные просторы? Возможно, причина крылась в желании быть ближе к Богу, возможно автор представлял себе некоего посредника между небом и землей, между Богом и людьми. Им стал «Летящий Ангел», венчающий острие шпиля. Помня о бесполом характере небесного воина, петербуржцы  ласково называют его «Летящей девой».

Достаточно изменений привнесли годы в облик собора: в 18-м столетии он пережил восстановление после пожара, освящение придела святой Екатерины, приобрел стильное украшение на колокольню – куранты мастера из Голландии.

В 19-ом веке величественный собор дождался из ремонта фигуру ангела, позволил заменить на колокольне деревянные конструкции на металлические, тем самым увеличив свой рост на 10,5 м, приглянулись ему и новые царские ворота, выполненные из бронзы.

В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, спустя 5 лет превращен в музей, при этом утратив большинство ценностей.

Великая Отечественная  война оставила на соборе свой глубокий отпечаток: здание сильно пострадало во время бомбежек. В 50-е годы прошлого столетия отреставрировали фасады  и интерьеры собора, а затем передали Музею истории города. 

Лишь в 1990 годы Петропавловский собор вернулся к своему прямому предназначению: в храме проходили панихиды по российским императорам, а спустя десятилетие – и богослужения.  

Достопримечательности легендарного собора

Если еще несколько лет тому назад собор был самым  высоким сооружением Северной Пальмиры (при своих 122,5 м «роста»), то сейчас уступает первенство местным великану-небоскребу и жилому комплексу-богатырю.

В свое время Петропавловский собор мог похвастаться уникальной коллекцией трофейных знамен и ключей от захваченных городов и крепостей, которая на протяжении двух веков  хранилась  в его стенах. Сегодня в соборе представлены лишь копии, а сами реликвии переданы в Эрмитаж.

Особенностью местной колокольни являются 103 колокола, 31 из которых сохранился еще с 1757 года.

Усыпальница царственных особ: слухам не до сна

Об усыпальнице рода Романовых в Петропавловском соборе слухи, догадки и домыслы гуляют давно.  Говорят о якобы пустых могилах, а одно из преданий гласит, что Николай ІІ вообще как-то обронил, дабы его могилу не думали искать. 

Первой в соборе была погребена малолетняя дочь Петра и Екатерины. В 1785 году туда внесли гроб Петра І,  что определило весь последующий порядок захоронения царствующих особ.  В соборе нашли свое упокоение все русские императоры.

Относительно праха Николая ІІ и его семьи, то споры не утихают до сих пор. И если Государственная комиссия вынесла заключение о неоспоримой принадлежности  останков императорской семье, то Русская православная церковь не смирилась с подобным заключением.

В каждом  посещаемом ими городе туристы неизменно находят любимый памятник-«талисман», исполняющий желания. В Питере таковым считается надгробие Павла І, которое овеяно чем-то сверхъестественным и даже экзотическим. По слухам, могила дарит настоящие чудеса уверовавшим в них.

Жаждешь избавиться от надоевшей болезни иль от боли зубной? Прикоснись щекой к саркофагу и все как рукой снимет. Нерадивым студентам подобное прикосновение приносит удачу на экзаменах, а тем, кто посолиднее, –  разрешение судебных споров, служебный рост и везение в бизнесе.

Этот же ритуал обещает налаживание личных дел и устранение семейных неурядиц.

Знаменитый собор: факты без аргументов

Петропавловский собор увенчал 50-рублевую российскую купюру – его образ украшает задний план лицевой стороны.

«Летящий Ангел», увенчивающий Петропавловский шпиль, несколько лет был логотипом телеканала «Петербург». 

Петропавловский собор поражает уникальной церковной музыкой: в нем звучит карильон – колокольный орган. Этот хитроумный механизм в силах заставить колокола исполнить любую мелодию.

Легенда ль, быль, а жест остался…   

Легенды о Петропавловском соборе начали слагать еще с момента закладки первого его камня. Одно из преданий  гласит: Петр І зарыл в его основании золотой ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного.

Возможно, император поступил так, ибо знал, что сооружение строится на месте бывшего языческого храма, где в свое время проводились обряды жертвоприношения.

Астролог Павел Глоба уверяет: Великий Петр отдал приказ о строительстве только после того, как орлы, почитаемые правителем как вестники потустороннего мира, сделали несколько кругов над сей местностью.

А судя по семейной легенде потомков Трезини, зодчий сознательно придал колокольне Петропавловки контуры, схожие с фигурой Петра І, дабы возвести, таким образом, своеобразный памятник государю.

Не обошелся без своей легенды и Петропавловский Ангел. Оказывается, поставлен он на стражу императором Петром І неспроста: находясь на самой высокой точке города, главной миссией его было оберегать город от всевозможных напастей. Что ж, скорее всего, на самом деле знаток европейской архитектуры Трезини просто хотел одновременно «убить двух зайцев» – и собор украсить, и флюгер приобрести.

Классикой строительного мастерства стала история Петра Телушкина – мастера, ремонтировавшего Ангела. При помощи нехитрых приспособлений крестьянин добрался  до верхушки шпиля и исправил все повреждения.

Легенда гласит: за сей подвиг мастер был вознагражден пожизненной возможностью  заказывать выпивку в любом русском кабаке. Достаточно Телушкину было щелкнуть по клейму на шее, как ему тут же подавали выпивку.

Отсюда, кстати, и берет свое начало характерный жест приглашения на «праздник души».

А история об определении месторасположения Петропавловского собора, причастии Петра Первого к масонству и о ниточке, ведущей к священному Граалю, совсем уж окутана загадками. Но это уже совсем другая страничка…

Источник: http://Peterburg.center/maps/petropavlovskiy-sobor

Петропавловский собор

Петропавловский собор

Официальное название: Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла

Адрес: Соборная площадь, дом 1

Годы постройки: 1712 – 1733

Архитектор: Доменико Трезини

Стиль: Петровское барокко

Петропавловский кафедральный собор — самая старая из сохранившихся церковь Санкт-Петербурга. Заложенный в 1712 году собор строили более двадцати лет и освятили в 1733.

Внешний вид первого собора города ничем не напоминает традиционные русские православные крестово-купольные или шатровые церкви, скорее он похож на европейские церкви петровских времен: барочный фасад, который мы можем увидеть во многих западно-европейских церквях, и тонкий высокий шпиль, напоминающий мачту корабля, увенчанный фигурой ангела, несущего крест. Интересно, что первый ангел, выполненный по рисунку Трезини, был летящим и словно водружал крест на шпиль собора (как все созданное в эпоху Петра I, имел символическое значение: символизировал разрешение Небес на земные завоевания Империи). Нынешний ангел (это четвертая фигура ангела над Петропавловским собором) тоже летит, но выглядит иначе. Так же как и кораблик на шпиле Адмиралтейства, фигура ангела на шпиле собора всегда являлась флюгером, высота фигуры ангела — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8 метра.

До 2012 года здание Петропавловского собора оставалось самым высоким (122 метра) строением в городе (кроме телевышки), однако в последние годы в Санкт-Петербурге появились 140-метровый небоскреб Лидер Тауэр на площади Конституции и жилой комплекс «Князь Александр Невский» (124 метра).

Внешний вид собора характерен для петровских времен: строгие фасады, скромно украшенные пилястрами и головками херувимов над окнами, предполагалась традиционная двухцветная окраска (с основным розовым и дополнительным белым цветами). На восточном фасаде размещена фреска художника П. Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом».

Не может не привлечь внимание многоярусная колокольня собора; вопреки правилам, колокольня была возведена прежде, чем сам собор, и именно под колокольней собора похоронен сын Петра I, умерший в собственной камере при невыясненных обстоятельствах после пыток и вынесения ему смертного приговора за заговор против отца, царевич Алексей (его могила находится под лестницей колокольни, где можно видеть памятную табличку). Высота колокольни менялась со временем (с 106 метров до 122,5), менялась и её конструкция, в 1858 году все деревянные детали шпиля во избежание возможных пожаров были заменены металлическими, соединенными подвижно по проекту инженера Журавского (поэтому шпиль может отклоняться от своего основного положения почти на 1,5 метра).

В 1756 году деревянный шпиль собора загорелся от молнии, однако внутрь храма огонь удлось не пустить, поэтому по сей день можно видеть в интерьерах уникальные живописные работы первой трети XVIII века, например «Моление о чаше» Андрея Матвеева.

Уникален и иконостас, который находится в соборе: он был подарен храму императором Петром I и его женой Екатериной I.

Иконостас сделан по проекту Ивана Зарудного из резного позолоченного дерева, единственная деталь, замененная с тех пор, — Царские врата, обветшавшие к середине XIX века и выполненные в царствование Александра II из золоченой бронзы.

Внутри собора находятся захоронения почти всех императоров династии Романовых, начиная с Петра I (здесь нет могил лишь Петра II и Ивана VI).

Наиболее интересны надгробия Петра I, Александра II и его супруги Марии Александровны (выполненные из зеленой алтайской яшмы и красного уральского родонита), кроме того, в приделе Святой Екатерины в 1998 году были погребены останки членов семьи последнего русского императора Николая II и оставшихся с ним до последнего дня приближенных. Вопреки распространенному заблуждению тела императоров захоронены под полом Петропавловского собора, а не внутри надгробий (подвалов под собором нет — только погребальные камеры).

К концу XIX века стало очевидным, что места для новых погребений в соборе не хватает, и к нему была пристроена Великняжеская усыпальница, в создании которой принимали участие архитекторы Д.И. Гримм, А.И. Томишко, Л.Н. Бенуа.

К 1908 году строительство было закончено, однако до революции в усыпальнице, в которой создали 60 бетонных склепов, успели похоронить только 13 членов семьи Романовых, после революции усыпальница была закрыта, её интерьеры разрушены, однако в 1992 году в ней похоронили правнука императора Александра II князя Владимира Кирилловича Романова, а в 2010 — его жену Леониду Георгиевну (кроме того, в 1995 году сюда перенесли останки его родителей).

Интересные факты

Петр I умер прежде окончания работ по возведению собора, его гроб (а затем и гроб его жены Екатерины I) находился во временной часовне внутри недостроенного собора и был похоронен лишь спустя несколько лет в том месте, где сегодня можно видеть надгробие первого русского императора.

В начале 30-х годов XX века Г. Е. Зиновьев предлагал спустить останки императоров под лед Невы (известно как зиновьевский акт вандализма), однако исполнение требовало слишком больших усилий, поэтому осталось лишь в проекте.

В 1939 году по просьбе греческого короля Георга II было вскрыто захоронение дочери греческого короля Георга I Александры Георгиевны, а её останки были перевезены в Грецию и перезахоронены на королевском кладбище во дворце Татой.

В 1994 году для проведения экспертизы останков членов семьи императора Николая II была вскрыта могила младшего брата Николая — великого князя Георгия Александровича, экспертиза проводилась в Англии.

Источник: https://guida-spb.com/petropavlovskij-sobor.html

Петропавловский собор

Петропавловский собор
Рубрика: Санкт-Петербург

Случилось это в мае 1703 года. «Господин капитан бомбардирной роты, Пётр В.,» изволил осмотреть место для новой фортеции и обыскать один остров, «зело удобный положением места». А уже «маия в 16 день… фортецию заложил», сложив «крестообразно два дерна» — «Здесь быть городу». Имя крепости «нарек… Санкт-Питербурх».

Так в дельте Невы, на Заячьем острове, произошло «зачатие» будущего великого города российского. И кружил в тот момент над императором орёл, как над Ромулом кружили коршуны, когда основал он Рим на Палатинском холме…

Первым в новой фортеции приказано было строить храм, а главной в сооружении должна была стать колокольня — такая, чтобы «выше Ивана Великого» и Меншиковой башни церкви Архангела Гавриила в Москве: «…а церковные… весть стены, но мало».

Должна была эта колокольня многое рассказать городу и миру. Не о роскоши церковной и «блаалепии», а о новой мощи государства, новом, как мечтал Пётр, устройстве жизни.

Такую идею предстояло вознести к небу и объявить всему миру Петропавловскому собору — Собору во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.

От земли к ангелу

Петропавловский собор — старейший в Петербурге, собор-основатель города — построен в Петропавловской крепости и возвышается над окрестностями на 122,5 метра. Три века, до 2012 года, он не имел себе равных по высоте в Северной Пальмире. В соборе похоронены русские императоры, в их числе — сам Пётр Первый и семейство Николая II — последнего русского самодержца.

Началось грандиозное строительство 29 июня (по-новому — 12 июля) 1703 года, в день тезоименитства императора — в праздник св. апостолов Петра и Павла. Строили сначала прообраз храма — деревянную Петропавловскую церковь, освящение которой состоялось уже в 1704 году. Церковь расписали «под каменный вид», словно стены выложены жёлтым мрамором.

Строительство собственно каменного собора ознаменовало важнейшее в истории России событие — Петербург стал столицей государства.

В 1712 году прямо вокруг деревянной церкви начали копать рвы и выкладывать ленточный фундамент двухметровой глубины для храма по проекту итальянца Доменико Трезини.

Строили снова с колокольни, «дабы в… 716 году… на оной часы поставить», саму же церковь, по Петрову указу, «делать исподволь».

Пётр, которого в путешествиях по европейским странам более прочего в храмах поразили часы и строгая красота убранства, так мечтал видеть подобное у себя, что водрузил куранты на ещё не достроенную колокольню.

Работы над легендарным шпилем колокольни, проект которого по личному приглашению Трезини разрабатывал голландец Герман ван Болес, начались зимою 1717 года. В 1718 – 1719 годах на шпиль поднимают яблоко, куют и золотят «через огонь» 887 листов красной меди для кровли.

В 1720 году окрестности впервые огласил звук петропавловских курантов — «больших и красивых, прямо как амстердамские». В народе и при дворе говорили, что заплатил за них Пётр 55 тысяч рублей — сумму по тем порам астрономическую.

По предложению Доменико Трезини увенчать шпиль решили не традиционным крестом, а ангелом. Чертёж скульптуры изготовил сам Трезини, а реализовали Штейнбес и Эберхард — у русских мастеров не получилось по неопытности. В 1724 году шпиль облицевали золочёными листами и водрузили на него ангела, закончив колокольню, высота которой тогда составила 106 метров (позже её ещё поднимут).

В 1728 году черновые работы по возведению собора окончены, однако отделывали здание до 1733 года, когда и состоялось освящение храма архиепископом Феофаном (Прокоповичем) перед лицом Синода, двора и самой императрицы. Государь-император столь чаянное своё детище увидеть законченным не смог — умер до завершения. Однако по кончине уже не покидал пределов собора, пусть и недостроенного: руководил духовно, одним своим присутствием.

Храм усопших

…Но я люблю гранитную ограду И светлый шпиль при северной луне, Когда куранты грустную руладу Издалека разносят по волне. Они поют в сияющем тумане

О свергнутых земных богатырях…

С. А. Андреевский, 1881 год.

Когда в 1725 году Пётр скончался, тело его забальзамировали, уложили в гроб и поставили в соборе. Так и простоял гроб 6 лет до завершения строительства и отделки. Позже рядом с ним встал гроб супруги — Екатерины.

В 1731 году храм готов, и императорскую чету хоронят по православному обычаю, перед алтарём у южной стены, укрыв мраморными плитами. Ранее, в 1715 году, в строящемся соборе похоронили малолетнюю дочь Екатерины и Петра. За ней последовали супруга царевича Алексея, в 1718 году — сам царевич.

За Петром в соборе были захоронены все российские самодержцы, кроме Петра II и Ивана IV. В 60-х годах XVIII века появляются над захоронениями надгробия — одинаковые для всех упокоенных в соборе, только для коронованных — с гербами по углам. Лишь два надгробия выделяются — для Александра II и его супруги: они исполнены из пятитонных монолитов яшмы и орлеца.

В 1998 году нашли свой приют в соборе останки Николая II и членов императорской семьи.

Собор славы и печали

Петропавловский собор сразу был задуман как храм другой. Согласно православному канону, он ориентирован от запада к востоку — от тьмы к свету, но выглядит совершенно не в традициях православного московского, да и вообще русского зодчества.

Петропавловский собор построен в барочном стиле по типу базилик, совершенно в западноевропейской традиции. В его основе — вытянутый прямоугольный объём, соединяющий центральную главу и доминирующую колокольню.

Колокольня разделена на ярусы, каждый украшен пилястрами, подчёркивающими вертикальную устремлённость постройки. Для усиления впечатления два яруса подхвачены завитками-волютами.

Третий ярус с круглыми окнами завершает золочёная восьмискатная крыша, над ней — восьмигранный же барабан с золотой короной и золотой башенкой.

Венчает колокольню лёгкий — «взлетающий» — 40-метровый шпиль с ангелом и крестом — маяк для всех обширных пространств вокруг.

История ангела. Подвиг небесного кровельщика Петра Телушкина

В петербургской экскурсионной среде есть давний анекдот:

— Скажите, каких размеров ангел на шпиле?
— В натуральную величину.

На самом деле размеры скульптурного ангела немалые: высотою фигура 3,48 метра, весом — 250 килограммов, крылья расправлены на 3,56 метра. Это не первая — петровская — скульптура.

Та была ещё и флюгером, потому сразу приняла на себя все невзгоды гнилого невского климата — ветры, грозы, бури и дожди. Особенно полюбился ангел небесному огню — молниям. Много раз они били в него, пока в 1756 году ударившая в шпиль молния не подожгла колокольню.

Пожар оказался столь велик, что колокольню отстраивают заново в течение… 20 лет. Не до того было самодержцам. Строили долго и отстроили плохо. В 1829 году порыв ветра накреняет ангела.

Правительство Николая I на полноценный, читай — дорогой, ремонт выделять деньги отказывается. Кажется, судьба города накренилась вместе с ангелом-хранителем — таким его считали все горожане.

Но — что не может государство, то осилит народ. К начальнику строительного комитета приходит Пётр Телушкин — молодой кровельщик — и заявляется исправить всё без дорогих строительных лесов и в самом скором времени. Его слова приняли как небылицу, но — что делать? Позволили.

В те поры строительные подрядчики в залог своей работы оставляли золото — на случай, если что сделают не так. У Телушкина ни золота, ни даже лишней копейки отродясь не было. «Санкт-Петербургские ведомости» писали о нём: «заложил… жизнь свою…».

Этот типично лесковский герой даже вознаграждения не попросил — только 1471 рубль для приобретения материалов.

8 октября 1830 года обвязал себя ярославский левша верёвкой, закрепленной к внутренним конструкциям собора, и стал подниматься к ангелу.

Он воспользовался тем, что золочёные листы шпиля в стыках образуют выступы, а от основания шпиля до яблока специально наделаны крюки. Цепляясь руками и босыми ступнями за острые выступы, долез Телушкин в первый день до яблока.

9 октября, снова поднявшись к яблоку, Телушкин закрепил ноги в петлях и горизонтально повис у шпиля, чтобы забросить большую петлю верёвки на крест. Забросив, мастер перебрался через яблоко к ангелу. Тут он закрепил верёвочную лестницу, по которой и поднимался к ангелу на протяжении шести последующих недель.

Изо дня в день, под ветром и дождём, ранним снегом Телушкин закреплял оторванные листы, укрепил крест, поправил крылья ангелу. За ним следил едва не весь Петербург, беззвучно молясь всем силам небесным. Одним из наблюдавших был Алексей Оленин, президент Академии художеств.

Он потом пригласил Телушкина к себе и расспросил в подробностях о подвиге — по-другому люди и не называли работу мастера, а на основании рассказа написал статью. Увидеть лицо героя сегодня можем и мы: на картине Г.

Чернецова «Парад на Царицыном лугу в Санкт-Петербурге в 1831 году» среди героев, красавиц и государственных мужей — просто й крепостной (у него и фамилия по владельцу) парень, крестьянин и мастеровой — небесный кровельщик, спасший для Петербурга его ангела-хранителя…

Наградили Телушкина 3 000 рублей и серебряной медалью «За усердие».

Спасённого ангела сняли в 1858 году, когда меняли деревянные детали шпиля на стальные. Вместо неё поставили другую по рисунку Р. Залемана. Новый ангел, уже не флюгерного типа, простоял до 1991 года, после провёл несколько лет на реставрации (тоже не до него тогда было…) и только в 1995 году был поднят на шпиль вертолётом.

Так и стоит теперь — с лицом прямо петровским, с высоко поднятой рукой, будто сжимающей что-то невидимое. Легенда говорит, что в руке — меч, которым защищает ангел северную столицу.

Нездешний собор

Вид собора строг. Его украшают, кроме пилястр, лишь головки херувимов по наличникам, на востоке — фреска П. Титова с изображением апостолов Петра и Павла, предстоящих перед Христом.

Достаточно строго, притом по-имперски пышно внутреннее убранство храма.

Наподобие европейских храмов, разделено пространство мощными колоннами и освещено пятью барочными хрустальными люстрами на бронзовых позолоченных каркасах.

Продуманно и символически украшено оно росписями на библейские сюжеты, исполненными Негрубовым, Воробьёвым, Гзелем, Захаровыми, Бельским, Ярошевским, Игнатьевым, Соловьёвым.

Главное богатство Петропавловского собора — иконостас. Его, как и ангела, придумал Доменико Трезини, изобразив против правил в виде триумфальной арки — символом российской победы в Северной войне.

Иконостас вырезали из липы и дуба (другой вариант — лиственницы) 50 московских мастеров под руководством Ивана Зарудного в 1722 – 1726 годах.

Зарудный внёс много своего в мелкую отделку резьбы, потому его считают соавтором Трезини.

В 1727 году иконостас в разобранном виде привезли в Петербург, уже в соборе собрали и позолотили. Два года после Андрей Меркульев «со товарищи» писали иконы святых покровителей города — апостолов Петра и Павла, Александра Невского, Рюриковичей — Владимира, Бориса и Глеба, княгини Ольги.

Частью иконостаса стали скульптуры архангелов Михаила и Гавриила, стоящие по сторонам царских врат; фигуры Соломона и Давида по бокам иконы Воскресения Христа. Сквозь ажур царских врат видна золочёная сень на витых колоннах.

Ещё одно европейское заимствование — кафедра для проповедей у левой колонны с аллегорическим изображением притчи о сеятеле. По законам барочной симметрии по другую сторону от кафедры — резное из дерева царское место с атрибутами власти — короной, скипетром и мечом. Кресла нет — государь по православному обычаю молился стоя, за ним так поступали и последующие самодержцы и самодержицы.

Пётр ввёл совершенно невиданную для храмов традицию — приносить в собор ключи от поверженных городов и знамёна противника. Два века хранились в Петропавловском соборе турецкие и шведские знамёна, потом их отдали в Эрмитаж, заменив копиями.

Два престола в храме — Петра и Павла и великомученицы Екатерины. На колокольне — 103 колокола, 31 из которых — от 1757 года. Там же — карильон, ещё одна диковинка, до которых император был великий охотник.

С помощью особого часового механизма карильон заставляет колокола исполнять мелодии.

Восстановлен карильон усилиями Йозефа Хаазена — директора Королевской школы карильона в городе Мехелен (Бельгия) — ещё одного левши, которые по всей земле, где знают, чтут русского царя-плотника.

…В Петропавловском соборе никогда не совершали таинств венчания, крещения — только отпевали уходящих императоров. Потому во всём он особ, не привязан к жизни этой — обыденной, мирской, хоть иногда и праздничной. Он нездешний не потому, что напоминает о европейских храмах. Он просто — нездешний.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Петропавловская Крепость, 1 (территория).

Карта расположения:

Похожие публикации:

Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр…

Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин…

Московские триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн…

Памятник Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени…

Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади
Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ…

 

ссылкой:

Источник: https://www.hobbysalon.ru/russia/sankt-peterburg/petropavlovskij-sobor-v-sankt-peterburge

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.