Пещеры Эллоры

Пещеры Эллоры: рукотворное чудо Индии

Пещеры Эллоры

Чем-то пугающим, мистическим и, вместе с тем, притягательным веет от храмов в пещерах Эллоры. Там, в глубине под землей, в полумраке, всегда без солнечных лучей находятся 34 храма, высеченных прямо в базальтовых скальных обрывах. Два километра подземных залов…

Поневоле задумываешься: какая сила ─ божественная, сверхъестественная, инопланетная ─ смогла создать это? Если спор на эту тему не утихает вокруг египетских пирамид, то уж здесь-то нельзя не задаться вопросом: а мог ли человек, живший в эпоху, когда самым прогрессивным орудием труда были молоток и рубила, сотворить это? Смог, сотворил. И один из безымянных строителей, в порыве величайшего восхищения плодами труда своего начертал на стене пещеры: «О, Шива Великий, как же удалось мне без колдовства возвести чудо это?» Это ли не свидетельство того, что храмы творение рук человеческих.

Что же такое ─ пещеры Эллоры?

Пещеры ─ это 3 группы храмов, объединенных по религиозному принципу: на юге расположены буддистские, в центре индуистские, на севере джайнские.

С востока на запад гору, в которой вырезаны пещеры, пересекают 4 реки. Самая большая ─ Элаганга, она образует водопад между пещерами, бурный поток воды, низвергающийся с немалой высоты в период дождей, воспринимается как сила природная, соединяющаяся с силой божественной.

Буддистские храмы

Самые ранние залы, их 12, буддистские. Здесь многочисленные скульптуры Будды в разных позах, все они смотрят лицом на восток ─ навстречу восходящему солнцу. Некоторые храмы явно недоделаны, другие же наоборот ─ вырезаны на уровне трех этажей и густо заполнены скульптурами.

Ступеньки узкой лестницы ведут вниз, на 20 метров. Там и находится главный буддистский храм Тин Тхал. Его фасад суров и аскетичен: узкие высокие ворота, три ряда квадратных колонн, которые опираются на базальтовые платформы и уходят вверх на 16 метров.

Главный храм Эллоры — Тин Тхал

За этими воротами площадка и крутая лестница, спускающаяся на 30 метров вниз. Там, перед взором человека, предстают просторные помещения, тоже обрамленные квадратными колоннами, такими же мощными, как и на фасаде. В густом сумрачном воздухе тускло и призрачно светятся огромные базальтовые изваяния ─ многочисленные буддистские божества.

Неизгладимое впечатление оставляют и остальные храмы этой части пещер.

Например, храм Рамешвара.

Пещеры Эллоры. Храм Рамешвара.

Его фасады украшают четыре колонны с крупными женскими фигурами-кариатидами. Вся каменная резьба на фасаде кажется человеческими руками, застывшими в страшном напряжении.

В самом храме огромные горельефы ─ фантастические изваяния. Они обступают входящего со всех сторон, вызывая необъяснимое чувство страха. Древний скульптор сумел точно передать пластику движения, уловить мельчайшую игру тени и света.

Создается впечатление, что все это живет своей, скрытой от глаз посетителей жизнью, и только сейчас, при его появлении, застыли изображенные на стенах животные, боги и люди.

Индуистские храмы

Эти пещеры вырезались иначе, чем буддистские: сверху вниз, и работа над ними шла в несколько этапов. Их 17, и они окружают храм Кайлаш.

Стены пещер сплошь покрыты барельефами, изображающими сцены из священных индуистских книг. В основном, все они связаны с жизнью бога Шивы, и только несколько барельефов показывают перевоплощения бога Вишны.

Кайласанатха ─ жемчужина Эллоры

Храм Кайласанатха (Кайлаш) посвящен богу Шиве. Это самое невероятное сооружение на Земле. Здесь удивляет все. И все на первый взгляд необъяснимо. Здание было вырублено в скале, и вдруг оказалось на поверхности холма. И при этом его основание стоит в стометровом колодце.

Семь тысяч строителей на протяжении полутора веков сверху вниз вырубили самую грандиозную монолитную структуру в мире, удалив 200 тысяч тонн породы. Создавали, словно освобождали от каменной шелухи, от всего лишнего, наносного, открывали свет, выпускали в жизнь свое детище; прорубали гигантские отверстия, которые потом становились галереями и залами, и каждая деталь здесь имела значение.

Особенно красиво тут вечером, когда храм освещен последними лучами солнца.

Кайласанатха ─ символ горы Кайлаш в Тибете, где по преданию обитает бог Шива и его жена Парвати. Когда-то храм стоял белый, его покрывала толстым слоем штукатурка, ее редкие следы видны и сейчас. По замыслу создателей, белый храм выглядел так, будто был покрыт снегом, как священная гора в Тибете.

Храм возносится вверх более чем на 30 метров и весь покрыт самой причудливой резьбой. Он напоминает гигантскую колесницу, которую несут на себе слоны, чьи фигуры высечены по всему периметру. Они застыли на сотни веков во внутреннем дворе храма и держат его, словно реконструируя представление людей той эпохи об устройстве Вселенной.

29-метровая башня главного святилища возвышается над комплексом, устремляясь вверх, к небу, полная величия.

Внутри храма бесчисленные скульптуры Шивы. Этот бог всегда находится в непрерывном движении: играет в кости, участвует в церемониях, укрощает демона Равану. А демон тоже двигается, качает священную гору, беснуется в ярости. И сам Шива, и все вокруг него танцует и парит, через край плещет энергия, никто не сидит на месте.

Со своей энергетикой шиваизм очень созвучен современному миру, где человека тоже окружает скорость, сила, драйв. Многие изображения Шивы наполнены эротизмом, но сделано настолько тонко, что воспринимается как естественная и неотъемлемая часть его божественной сущности, и много веков это не смущало даже монахов. Все выглядит духовно и божественно.

В южной стене есть Зал жертвоприношений, там всегда темно, мрачно и страшно. И чтобы хоть что-то увидеть, приходится светить себе фонариком. Хозяйки Зала три кровожадные богини: Чамунда, Кали и Дурга. Для людей впечатлительных посещение их обители ─ настоящее испытание.

Пещеры Джайна

Из 34 пещер Эллоры ─ 12, находящихся на юге, буддистские, 17 построены индийским Богам, и 5 пещер, расположенных севернее ─ джайнские.

Пещеры Джайна самые молодые, в трех из них интересная резьба и искусные барельефные изображения Махавира, основателя джайнской философии, гигантских лотосов и грозных львов.

Они вырыты в стороне, в двух километрах от основного комплекса. Здесь господствуют традиции и философия джайнизма. Все строго и даже аскетично; нет буйства архитектурных деталей и пышности рельефов и горельефов.

Когда-то потолки храмов покрывали росписи, они и сейчас частично сохранились и вызывают огромный интерес как у специалистов-искусствоведов, так и у многочисленных туристов.

По размерам эти храмы гораздо меньше буддистских и индуистских.

Почти все пещеры в Эллоре ─ монастыри.

История комплекса

Грандиозное строительство началось примерно в 500 году и закончилось почти через 150 лет. Некоторые сооружения достраивались уже в 9 веке. А в 600 году был готов первый храм индуистов.

Буддистские пещеры, или, как их еще называют, пещеры Вишвакарма, построены первыми в комплексе. Их строили от 500 до 750 года. Шло время, сменялись правители и религиозные предпочтения, а около деревеньки Эллора по-прежнему велось строительство. И направление подземных храмов менялось с веками: сначала буддистские, потом индуистские, затем настало время и джайнских монастырей.

Кайласантха создавался по приказу раджи Кришны из династии Раштракутов в 13 веке. Арабы, жившие в те времена, утверждали, что по силе и богатству империя Раштракутов могла сравниться только с Византией и Арабским Халифатом. Это видно и по размаху строительства в Эллори.

Считают, что для проектирования и контроля над строительными работами приглашали зодчих из королевства Паллавов.

По изображениям, высеченным на стенах храма, можно изучать индийскую мифологию и историю Индии: огромное количество событий нашло отражение в скульптурах и барельефах.

Еще один храмовый комплекс в Индии, который стоит посетить — пещеры Аджанты.

Ауровиль — город-достопримечательность, город-галактика, город-утопия на правом побережье Индии. Чем же он так привлекателен?

Туристы часто посещают еще одно историческое место — храмы в Хампи: //indianochka.ru/travel/dostoprimechatelnosti/hampi.html

Пещеры Эллора сейчас

Комплекс Эллора вошел в список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.

и реставрация комплекса ведется на деньги Правительства Индии и на средства, предоставляемые международными организациями. Комплекс хорошо сохранился, потому что базальт ─ достаточно твердый материал. Даже войны не смогли нанести ему значительного урона.

В декабре в Эллоре проводится фестиваль музыки и танца. Посмотреть на это интересное зрелище приезжают тысячи туристов.

Комплекс работает с 9 утра до 17.30 во все дни, кроме вторника.

Собираясь осматривать пещеры, не забудьте взять фонарик. Во многих местах без него вы просто ничего не увидите.

И еще одно: приехав в Эллору, помните, что для вас пещеры ─ туристический объект, а для сотен индийцев ─ храм, святое место, куда они пришли, чтобы поклониться своим Богам. Пещеры ─ образец уважительного отношения к другим религиям, и это должно быть уроком всем нам, людям 21 века.

Как добраться до Эллоры

Если вы добрались до Индии, обязательно посетите Эллору.

Это можно сделать в составе экскурсионных групп с курортов ГОА.

Или купить железнодорожный тур Дели — Агра — Удайпур — Аурангабад — Мумбаи. В этом туре на осмотр пещер Эллоры отводится день. Отзывы о комфорте в поезде и об обслуживании положительные.

Мумбаи ─ самый близкий международный аэропорт. Самолеты из Москвы и Санкт-Петербурга туда не летают. Но можно выбрать удобный состыковочный вариант на арабских линиях или на линиях республик бывшего СССР.

  • От Мумбая на поезде до Аурангабада 8-9 часов. Есть ночной автобус Мумбаи – Аурангабад. Время в пути тоже 8 часов.
  • От Аурангабада до Эллоры еще 30 км. Туда ходит автобус, но многие туристы пользуются услугами такси.

Есть и другой вариант. Самолетом до Дели, а там поездом до Аурангабада.

В Эллоре всегда открыт для туристов отель Кайлас, он находится как раз напротив пещер.

Мастера, строившие храмы в Эллоре, работали так, что зритель, едва спустившись в пещеры, перестает быть сторонним наблюдателем, в этот момент его захватывает драматизм изображенных событий, его увлекают характеры персонажей, мастерски вырезанных в скалах. Только здесь, в Эллоре, художественные образы индийского искусства воздействуют на человека подобным образом.

Источник: //indianochka.ru/travel/dostoprimechatelnosti/peshhery-ellory.html

Фото. Загадки храмов Эллора, невероятная Индия | Эзотерика

Пещеры Эллоры

Эллора — деревня в индийском штате Махараштра, система пещер и многочисленные замки, всемирное наследие ЮНЕСКО. Пещерные Храмы Эллоры — это эталон древних храмов. Всего в скальной породе вырезано 34 священных пещеры, расположенных по единой линии, на протяжении двух километров. 

Перед входом в пещеры посетителей встречают множество обезьян. Которые совершенно естественно не боясь людей, отдыхают и развлекаются отбиранием еды у посетителей.

Фотографии из путешествия по Индии автора сайта

Трудно даже представить себе, насколько сложно было создать два километра сплошных старинных залов, имея примитивные строительные инструменты.

Некоторые из них достигают приличных размеров — около десяти соток. В пещерах есть множество красивых колонн и скульптур.

Нигде на планете так тесно, как в Индии не сосуществовали мировые религии. Проникая одна в другую, обогащали науку и культуру великими открытиями и достижениями.

Плоды этих трудов дошли до нас сквозь тысячелетия.

В Индии поражает все – атмосфера, колорит, величие многовекового наследия. Особенно остро это ощущаешь в храмах. Один из самых крупных находится в центральном штате Махараштра и называется Храм Эллора.

Точнее, это целый храмовый комплекс из 34 пещер, где расположены высеченные в базальте сооружения.

//www.youtube.com/watch?v=p-ZyyEiOcIQ

Здесь соседствуют храмы трех самых распространенных в стране религиозно-философских направлений: индуизма, буддизма и джайнизма.

До сих пор ученые не пришли к единому мнению, каким точно способом были построены в древности такие огромные комплексы.

Наряду с храмом Тадж-Махал пещеры Эллора включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История возникновения храмового комплекса Эллора

Месторасположение Храма Эллоры было выбрано неслучайно. Здесь, возле Аджанты, сходились оживленные торговые и караванные пути с северной части Индии в порты западного побережья. В стремительно разрастающийся поселок стекались торговцы и путешественники со всего света.

Более 500 лет часть прибыли, полученной в виде налогов от торговли, тратили на строительство Эллоры.

Как раз в это время буддизм утрачивает свои позиции, а индуизм приобретает все больше и больше сторонников.

Сооружением ЭллораИндия показала миру, как толерантно относится она ко всем религиям и философским учениям своих граждан.

Пещерный ансамбль включает в себя 34 храма и монастыря, которые высечены в базальтовых скалах и по протяженности занимают около 2 км. Историки спорят о точном возрасте, но называют период между VI и X столетиями.

 ♦♦♦♦♦♦ 

Двенадцать пещер – святилища буддизма, семнадцать – индуизма, и всего пять – джайнизма.

Из-за высокой твердости базальта все постройки очень хорошо сохранились.

Сильнее всего они пострадали во время борьбы мусульман с язычниками, но и тогда фанатики  не смогли нанести статуям и храмам серьезный вред.

Знаменитые храмы архитектурного ансамбля Эллора

Жемчужиной пещер Эллоры в Индии по праву считают Храм Кайласанатха, названный по имени священной гималайской вершины. Размерами он не впечатлит, подобные постройки в стране нередки – высотой 40 м, 80 и 50 м в длину и ширину.

Поразительно другое. Абсолютно весь храм – от огромного цоколя с фигурами львов и слонов в натуральную величину до верхушек башен – высечен из цельной скалы. По сути, это не постройка, а скульптура.

Возводить его начали сверху вниз – невиданная до этого техника строительства. На скальном обрыве выкорчевали деревья, счистили почву, тремя траншеями отрезали гигантский монолит и начали высекать сложную конфигурацию здания, придавая форму с боков. В глубину вырыли колодец и за все время выдолбили и убрали более 400 000 тонн скальных пород.

Полторы сотни лет поколения резчиков и камнетесов выполняли тяжелую сложнейшую работу, понимая, что они сами, даже их дети и внуки не увидят результат труда.

Повторить работу мастеров не взялась ни одна современная строительная фирма, и теории археологов, архитекторов и историков пока не получили подтверждения на практике.

Наружные стены храма украшены богатой резьбой – десятки слонов, львов и декоративных элементов заполняют буквально каждый сантиметр. Для большего сходства с заснеженной вершиной, храм долгое время покрывали белой штукатуркой.

Так же искусно украшено внутреннее пространство. Огромный барельеф венчает своды главной башни, многочисленные статуи, посвященные Шиве, полны жизни и изображают героические или семейные сцены из жизни богов.

Стоит сказать еще и о том, что весь вынутый камень кажется «ничем», если вспомнить о том, что весь древний Храм Кайласанатха полностью расписан. Именно в этих древних местах художественное трудолюбие индусов явно зашкаливает за все допустимые нормы.

Эллора буквально переполнена жизненной священной энергетикой, которая чувствуется буквально в каждом изображении, каждом камне и трещине. Именно в древних Храмах Эллоры живет сама жизнь!

Пещеры различных конфессий Эллора

Самыми ранними пещерами Эллоры считают буддистские, строившиеся примерно с 500 до 750 годов.

В них жили монахи, здесь же располагались залы для медитации, служения богам. Более поздние из них красивее и украшены замысловато. Сказалось влияние расположившихся рядом индуистских зодчих, которые в 600 году возвели первый храм.

  Торжественный настрой создают высокие реберные своды, огромные статуи Будды, его учеников   и Махамаюри – покровительницы наук и образования. Ступа внутри пустотелая при пении мантр создает невероятный резонирующий звук.

Индуистские монастыри вырезали сверху вниз, как и храм Кайласанатха. С 600 по 870 годы высекли и украсили 17 пещер Эллоры, все стены которых покрыты барельефами с событиями священных книг.

Резьба очень детализирована, со множеством мелких орнаментов, которые пощадило время и они впечатляют современных туристов так, как и в былые времена.

Часть помещений служила для нужд монахов. По сведениям, сюда они переселились из близлежащей Аджанты, когда та пришла в упадок.

Джайнизм – самая молодая религия, зародившаяся как протестантская ветвь индуизма. Поэтому и пещеры Джайна, наименьшие по размерам из всех храмов Эллоры, датируют 800-900 годами.

Здесь аскетизм сочетается с красивым художественным оформлением, до нас частично дошли картины, украшавшие потолки храмов. Большинство джайнистских пещер так и не было закончено. Популярность религии была недолгой, хотя и на сегодняшний день она насчитывает около трех миллионов приверженцев в стране.

Фотографии из путешествия по Индии автора сайта 

2016-06-17

Источник: //ezoterik-page.com/ellora/

Эллора

Пещеры Эллоры

Эллора – крохотная точка на просторах центрально индийского штата Махараштра, получившая известность благодаря 34 скальным (пещерным) храмам, относящимся к буддистской, индуистской и джайнской традиции, включенным в реестр мирового наследия ЮНЕСКО.

Храмы Эллоры представляют собой лучшие из виденных мной образцы индийской

пещерно-храмовой архитектуры, включающие фасады сложной работы и изыскано украшенные внутренние интерьеры.Создание эллорских пещер датируется примерно с 6 по 9 столетья нашей эры.

Предполагается, что в Эллору перебрались скульпторы и буддистские монахи, по неизвестным причинам оставившие Аджанту на произвол стихий.

Из 34 пещер Эллоры 12 пещер на юге – буддийские, 17 в центре посвящены индуистским Богам, 5 пещер к северу – джайнские.

Доступ в пещеры Эллора ежедневно с утра до заката, выходной вторник. Билет в храм Кайласантха 250 рупий, остальные пещеры можно посмотреть бесплатно.

Буддистские пещеры Эллоры

Пещеры начинаются с самых простых и маленьких и дорастают до трехэтажных, огромных и богато декорированных (местами) храмов. В отличие от джайнских и индуистских пещер, которые являются храмами, в некоторых буддийских пещерах изображения отсутствуют вовсе, очевидно они использовались для проживания и хозяйственных потребностей.

Первая интересная пещера – №2, на крыльце встречают статуи хранителей ворот – дварапала, которые будут изображаться так же и внутри храмов у алтарей и в храмах индуистской традиции тоже.

Пещера представляет собой небольшой зал с колонными, в дальней центральной части которого в нише находится изображение Будды, в окружении боддхисаттв кажется Падмапани с лотосом Ваджрапани с ваджрой, соответственно. Стены вихары украшены горельефами с Буддами в его различных состояниях.

Этот дизайн или похожий будет встречаться почти во всех остальных буддийских храмах раннего периода, отличаясь лишь сюжетами и персоналиями, делая лишь немногие из них по настоящему запоминающимися.

Пещера № 4 интересна тем, что изображение бодхисаттвы Авалокитешвары (на его короне есть изображение маленькго Амитабхи Будды) больше, нежели изображение самого Будды, последнего Будды, Сидхартхи Гаутамы Шакья Муни.

Пещера 5 мне понравилась – это огромный прямоугольный зал, с каменными скамьями и маленькими комнатами по периметру, украшений тут нет, колонны грубо обработаны, пол и потолки не обтесаны. В дальнем конце в нище Будда и боддхисаттвами по традиции.

Из-за аскетичности пещеры тут почти нет туристов, поэтому тут осталась атмосфера покоя и еще чего то, вобщем посидеть тут приятно.

Пещера 10 – чайтья, то есть монолитная ступа, вырезанная внутри пещеры. На фасаде ступы восседает Будда. Причем архитекторы пытались придать максимальное сходство с деревянными конструкциями, вырезая стропила, переходящие в колонны, портики коих украшены скульптурой. К сожалению здешние храмы очень плохо освещены и разглядеть, а уж тем более снять, некоторые сюжеты почти не возможно. Фасад чайтьи двухэтажный, но вход на второй этаж был закрыт. Фасад богато украшен нимфами, фризом, пересказать трудно, лучше посмотреть на фото.

Пещера № 11 – двухэтажная, а № 12 – трехэтажная, вход в них из небольшого дворика. Самая интересная скульптура на верхнем этаже, куда можно забраться по боковой лесенке. Кстати, если раньше Будда царил над метущимся миром в окружении полу просветленных, то теперь 1) у его ног появляются люди с дарами или мольбами, 2) если людей вокруг нет, он множится и меняет позу на падмасану. По периметру 3 этажа вырезана скульптура -и, по бокам от центральной алтарной части сидят по 3 девицы и несколько Будд в медитации, по сторонам зала Будды сидят в различных позах.

Индуистские пещеры Эллоры

Стены пещеры 14 и следующих индуистских храмов покрыты барельефами с разнообразными мифологическими сценами, как то игра Шивы и Парвати в кости, чета Вишну и Лакшми, аватар Вишну кабаноголовый Вараха, Танцующий Шива, Шива побеждает Адхакасура…
Все стены этой пещеры покрыты изображениями, сохранившимися очень хорошо.

Барельефы находятся в небольших нишах и отделены друг от друга рельефными панелями. В центральной части пещеры есть алтарное помещение, но место божества пустует.

Пещера большая, помимо рельефов на стенах резьбой украшены и колонны, в пещере есть также обходной коридор вокруг алтаря, в конце которого сидят существа, в числе которых я признала только господа Ганешу- сына Парвати и Шивы, Калу- богиню времени, ее трудно не узнать, она похожа на скелет, и одну из воинственных ипостасей Божественной Матери – Кали с черепами на шее…
15 пещера двухэтажная, и по размеру больше предыдущей. Она находится во дворике за зданием Дашаватар мандапы с каменными резными наличниками и решетками на окнах, которое для посещений закрыто. Первый этаж не очень интересен, а вот на втором есть и колонны с влюбленными парочками на капителях и несколько примечательных рельефов например выход Шивы из лингама или Вишну почивающий на змее Шеше. Остальные рельефы сюжетно не сильно отличаются от предыдущей пещеры, но либо сделаны, либо сохранились хуже.

Наиболее интересен среди прочих храмов Эллоры Храм Кайласанатха (Kailasanatha), значащийся как пещера 16, который является колоссальным монолитом с витиеватым внешним видом, целиком вырезанный из базальтовой горы, поэтому представляется редкая возможность осмотреть храм и изнутри и снаружи сверху.

Особенно интересно бродить вокруг Кайлаша на закате, когда лучи заходящего солнца делают рельефы золотисто-розовыми.Благодаря прочному материалу породы которой он хорошо сохранился, кое где остались также фрагменты окраски, предполагают, что изначально храм Кайласантха был выкрашен белой краской чтобы быть похожим на снежный пик горы Кайлас, обиталище Шивы и оси мироздания.

Шикхара сооружена и покрыта резьбой в дравидском архитектурном стиле, по плоским площадкам крыш бродят львы, возможно это популярные в Тибете и Непале снежные львы, охраняющие вход на небеса. Башня храма имеет сходство с башнями храмов Мамалллапурама (Mamallapuram) около Ченная в Тамил нанду, построенных примерно в то же время.

Храм Кайласанатха похож по стилю на архитектурный стиль династии Паллавов, установившийся в Мамаллапураме и получивший широкое распространение. Считается, что для создания храма были специально найдены архитекторы из южного королевства Паллавов.

Изумляет в Кайласанатхе то, что в отличие от других храмов, которые обычно строились снизу вверх, скульпторы этого храма вырезали храм сверху и с боковых сторон. Этот храм является одним из наиболее сложных произведений архитектуры в мире.Храм начал строится в период с 757 и 773 годы, на его строительство ушло более века. Храм занимает около 60.000 кв.

футов и его башня имеет в высоту около 90 футов. Храм Кайласантха в Эллоре был создан путем выдалбливания примерно 400 000 тонн скалы сверху вниз, что говорит о незаурядной фантазии и фантастической точности инструмента и мастерства его создателей.

Комплекс отгорожен от остального мира стеной, покрытой 3-4 метровыми рельефами с невысоким гопурамом, так же обильно декорированным внутри.Комплекс включает в себя центральный двухэтажный храм, по бокам которого со стороны фасада стоят колонны – mansthumb, являющиеся эмблемой комплекса, и перед ними статуи слонов в натуральную величину, к сожалению искалеченных.

По сторонам храма с скале находятся боковые двухэтажные помещения, украшенные скульптурой, там где они заканчиваются начинается колоннада и коридором, в нишах которого находятся многочисленные образы Шивы и Вишну, которая огибает наверное около 150-180 градусов периметра храма.

Стены центральной мандапы по периметру украшены в нижней части слонами, а над ними в проемах между окнами и перекрытиями рельефы в обрамлении растительных орнаментов, в передней ко входу части мандапа с двух сторон украшена рельефами, повествующими о деяниях героев Махабхараты. На первом этаже под переходом из основной части в переднюю 2 больших рельефа с изображением Шивы…Могу сказать точно – храм Кайласантха великолепен, это одно из величайших произведений искусства и его стоит посетить.

Вход в Кайласанатху платный 5 баксов или 250 рупий с иностранца.

Что до остальных индуистских храмов, если время есть сходите к пещерам 14-18, стоящим на отшибе.
Рельефы этих пещер весьма скромны, но в пещере 18 есть потолочные росписи, о которых путеводители не упоминают.

И вообще место там интересное – даже в засушливом феврале была вода, хоть и немного, и небольшие разноуровневые озерца причудливой формы были наполнены и в их приятную прохладу можно окунуть ножки.
Замечателен гигантским размахом и храм № 29. Храм в плане имеет крест и похож на храм острова Элефанты.

Барельефы сохранились хорошо, но главное сохранились гиганты, охраняющие лингам во внутреннем святилище храма.

3 пещеры джайнов находятся недалеко от храма Кайласа. 32 пещера украшена тонкой резьбой с изображением цветов лотоса и львов под манговыми деревьями. Одна из пещер имеет скульптурное изображение сидящего Махавира.

Как доехать в Эллору

из Аурангабада можно на автобусе, что занимает час, или на такси 40 минут (800 рупий в оба конца), тогда на пол-дороге Вы сможете остановиться и посетить форты Даулатабада, возвышающегося над выжжеными холмами.

В городке Эллора на рассториянии около 2 км. от скальных храмов находится шиваитский храм 17 века Гришнешвар мандир.

В Эллоре есть гестхаусы, но выбор их весьма невелик, если вы не планируете прожить здесь долго (такой соблазн есть, надо сказать) лучше останавливаться в Аурангабаде.

Климат и погода: 

Лучшее время с окончания сезона дождей (октябрь) до Махашиваратри (конец февраля – март), после становится очень жарко.

Автор(ы), источник, доп. литература и ресурсы по теме: 

achadidi, см. также фото Эллоры //achadidi.narod.ru/2006/Photo_Ellora.htm, фото Кайлаша //achadidi.narod.ru/2006/Photo_Kailas.htm google achadidi

‹ Чалисгаон Вверх Мумбаи (Бомбей) ›

Источник: //indonet.ru/travelguide/ellora

Эллора: описание, история, экскурсии, точный адрес

Пещеры Эллоры

Эллора (Индия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Индию
  • Туры на майские по всему миру

Индия — страна с удивительно богатой историей и самобытной культурой, ее духовное и материальное богатство нашли свое отображение в частности и в пещерных храмовых комплексах Аджанта и Эллора.

Круглый год тысячи туристов со всего мира приезжают в центральный индийский штат Махараштра, чтобы взглянуть на непревзойденной красоты храмы, высеченные в огромных скалах и щедро украшенные настенными фресками, резными колонами и многочисленными скульптурами.

Если Аджанта славится своей необыкновенной живописью, повествующей о светской жизни Индии, то Эллора — это сокровищница уникальных барельефов, вырезанных в скалах, которые таят в себе многовековую мудрость индийской мифологии.

Как добраться

Добраться до Эллоры можно рейсовым автобусом из Аурангабада, дорога займет не больше часа. Вход в каждый храм оплачивается отдельно, самый дорогой входной билет стоит около пяти долларов США. По вторникам комплекс закрыт для посетителей.

Немного истории

Эллора — это целый комплекс пещерных храмов трех самых популярных в Индии религиозно-философских течений: буддизма, индуизма и джайнизма.

Они были созданы в 6-11 веках нашей эры, бытует мнение, что именно сюда перебрались монахи, покинувшие Аджанту.

В отличие от последней Эллора имеет более выгодное расположение, в непосредственной близости проходят маршруты государственного значения, сюда часто приезжали с визитом самые знатные особы и представители правящей династии Индии.

Так как храмы Эллоры возводили в совершенно иную историческую эпоху, уже при правлении Раштракутов, которые имели не малое влияние на мировой политической арене и обладали поистине несметными богатствами, они могут похвалиться более сложным устройством и непередаваемой красоты декоративным оформлением.

Самым впечатляющим из всех храмов Эллоры несомненно является Кайласанатха. Чтобы его создать понадобилось целых полтора столетия, ведь храм полностью высечен в скале, а его общая площадь составляет около двух тысяч метров квадратных.

Кайласанатха как бы возвышается над всеми остальными храмами, и символизирует священную для многих религий одну из гималайских вершин — Кайлас, которая считается духовным центром всего мироздания. Именно на этой горе восседал верховный бог в индуизме — Шива, поэтому Кайласанатха посвящен именно ему.

Здесь есть множество статуй божества, изображений из индийской мифологии искусно высеченных в камне.

Фасад и внутренние стены храма щедро украшены барельефами, изображающими сюжеты индийских мифов, они как бы защищены от влияний извне огромной стеной, полностью покрытой рельефными изображениями. Просто завораживает сцена сражения Шивы с олицетворением сил зла — Раваной.

Скульптор настолько точно передал все черты персонажей, что даже непосвященный человек сможет с легкостью интерпретировать события, запечатленные в камне. Особенно грандиозно смотрятся эти барельефы в лучах заходящего солнца.

Благодаря особому составу горной породы храм прекрасно сохранился до наших дней, более того в некоторых местах можно обнаружить остатки белой краски, которой когда-то были покрыты стены, что придавало Кайласанатху особое сходство с заснеженной вершиной. У ее подножья высечены статуи львов и слонов, причем слоны размещены таким образом, что со стороны фасада видно только троих слонов, на спинах которых, согласно мифологии, держится мир.

Пещеры Эллоры и Аджанты

Храм Тин-Тхал

Кайласанатха считается самым крупным монолитным каменным изваянием. Но все же центральным храмом Эллоры принято называть Тин-Тхал, он имеет целых три этажа и является одним из самых масштабных пещерных храмов в мире. Что касается архитектурных особенностей Тин-Тхала.

То здесь все выполнено предельно просто и сдержанно. Шестнадцатиметровый фасад украшают лишь мощные квадратные колоны, расположенные в три ряда, далее следует небольшой прямоугольный двор, вход в который, увенчанный довольно узкими воротами, высеченными в скале.

Каменная лестница ведет непосредственно в огромные залы, своды которых поддерживают массивные квадратные колоны. В глубине каждого из них расположены грандиозные статуи, овеянные полумраком.

Вся эта аскетическая простота и монументальность производит на присутствующих неизгладимое впечатление.

Храм Рамешвара

Храм Рамешвара несколько уступает по своей площади, но вполне может конкурировать по богатству внутреннего оформления. Здесь каждый сантиметр стен украшен изящной резьбой по камню, таким же образом декорированы и массивные колоны.

Попадая сюда, оказываешься в таинственном и всепоглощающем мире индийской мифологии, со стен на вас смотрят высеченные из камня мифические существа, мастерски вписанные в сцены из самых важных сказаний Древней Индии.

Узнать храм Рамешвара несложно по необычному фасаду с изящной резьбой и колонами в виде стоящих девушек.

Пещерные храмы джайнов

Интересно также посетить и пещерные храмы джайнов, их всего три, но они также украшены резьбой и искусными барельефами с изображением Махавира — основателя джайнской философии, а также величественных львов и лотосов.

Источник: //tonkosti.ru/%D0%AD%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B0

Пещерные храмы Эллоры

Пещеры Эллоры

Древние скальные храмы Эллоры – одно из самых потрясающих творений человечества, памятник творческому воображению и мастерству древних строителей.

По своим масштабам и красоте Эллора не уступает самым знаменитым религиозным сооружениям планеты и представляет собой пример веротерпимости индийцев, где мирно сосуществуют три главные индийские религии – буддизм, индуизм и джайнизм. С 1983 года Эллора входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храмы Эллоры, вырезанные в скалах – великолепные примеры искусства древней Индии, объединяющие художественные стили южной и северной Индии и влияние чужеземных культур.

История и религии

Эллора расположена в центральной части Индии, в штате Махараштра, вдали от популярных туристических маршрутов и легендарных сокровищ Золотого треугольника. В том же районе находится пещерный комплекс Аджанта, известный на весь мир своими великолепными фресками.

Эллора – сокращенная форма старинного названия Элапура. В древности Элапура была важным торговым центром Даккана, через нее проходил торговый путь в Дакшинапатху – южные области современной Индии.

Храмы Эллоры возведены в гористой местности, расположенной на плоскогорье Декан, которую называют Деканскими траппами.

Траппы появились в результате большой вулканической активности и представляют собой огромные базальтовые образования, для которых характерны отвесные скалы и утесы. Такие каменистые склоны стали идеальным местом для уединенных пещерных монастырей буддистских общин.

Со временем монастыри разрастались, увеличивался поток паломников, а с ним и пожертвования, на которые строились новые храмы, кельи монахов и временные прибежища для пилигримов.

Первые храмы Эллоры появились во времена правления династии Вакатака, цари которой были известны как покровители искусств, литературы и архитектуры.

Несмотря на то, что Вакатака были приверженцами индуизма, они на протяжении нескольких веков спонсировали работы в буддистской Аджанте.

Согласно другой версии, первыми храмами Эллора обязана правителям двух индуистских династий – старейшие из индуистских пещер построили цари Калачури, а буддистские – Чалукья.

Вообще, об истории ранних пещерных храмов Эллоры известно немного, так как после упадка династии Вакатака религиозные комплексы на какое-то время лишились серьезной поддержки правителей. Своим появлением они больше обязаны безымянным торговцам и незнатным людям, которые делали посильные пожертвования на строительство храмов, не оставляя об этом никаких записей.

В VII-VIII веках буддизм постепенно утрачивал свое значение в регионе. Началось возрождение индуизма, и это хорошо видно на примере Эллоры, где активно строились индуистские пещеры, а некоторые буддистские святилища были переделаны в индуистские храмы.

Среди последователей индуизма в Эллоре доминировал культ Шивы, поэтому во многих пещерах можно увидеть линги и многочисленные изображения Шивы-Махешвары. Самая значительная пещера Эллоры под номером 16 также посвящена Шиве.

На ее стенах представлен весь пантеон богов и многочисленные сцены из Махабхараты, Рамаяны и Бхагавадгиты. Также в Эллоре представлено еще одно направление индуизма — вайшнавизм, особенностью которого является поклонение Кришне, Раме и другим воплощениям бога Вишну.

В пещере 26 можно увидеть изумительные скульптурные изображения Кришны, Субхадры, Баларамы.

В IX веке в Эллоре появляются и джайнские пещеры. Джайнизм нашел в Эллоре благоприятную атмосферу веротерпимости и процветания. Джайны Эллоры были последователями  тиртханкар (духовных учителей, достигших просветления) Суматинатхи, Паршванатхи и Гоматешвары.

Строители джайнских храмов Эллоры создали свой собственный стиль, который впитал в себя характерные черты буддистских и индуистских архитектурных традиций.

По свидетельствам современников, Эллора активно использовалась до XIII века, вплоть до завоевания Декана Делийским султанатом. Буддистские монахи жили здесь до X века, а работы в джайнских храмах продолжались до середины XIII столетия.

Хотя с тех пор Эллора не использовалась как религиозный центр, она не была забыта, как Мачу-Пикчу или другие знаменитые сооружения древности.

Здесь бывали арабские и европейские путешественники, которые оставили описания Эллоры в своих путевых записках.

В  XV-XVII пещеры неоднократно осквернялись мусульманскими фанатиками, и многие статуи, барельефы и архитектурные элементы были серьезно повреждены, однако в целом монумент хорошо сохранился. Сейчас Эллора находится под защитой ЮНЕСКО и Археологической службы Индии и вместе с Аджантой является главной достопримечательностью региона Махараштра.

Хронология строительства храмов Эллоры

Несмотря на несомненное художественное и религиозное значение Эллоры, точных сведений о ее истории практически не сохранилось.

За небольшим исключением, загадкой остаются не только точные даты создания большинства храмов, но даже столетия, в течение которых они создавались.

Лишь в трех пещерах (15, 21 и 31) были найдены надписи, которые дают исследователям хоть какой-то ключ к разгадке этой тайны.

Считается, что храмы Эллоры создавались в период с V по XIII века нашей эры.

В ходе исследований историки и археологи обнаружили, что большинство пещер расположены отдельными группами: 1-12, 14-15, 16-19, 20-24, 25-28, 32-34, и есть большие отдельно стоящие монументы – пещеры 29 и 30.

Номера были присвоены пещерам в соответствии с примерной хронологией строительства и разделяются на три группы по принадлежности к религии, которой они были посвящены – буддистские (1-12), индуистские (13-29) и джайнские (30-34).

Исследователи выделяют три важных периода в истории комплекса:

  • ранний индуистский период (VI век), когда строительство первых пещер велось под покровительством индуистских династий Вакатака и Калачури;
  • буддистский период (VI век — начало VIII века) при правлении индуистской династии Чалукья;
  • поздний индуистский и джайнский период (начало VIII века – X век), когда храмы строились индуистскими династиями Раштракута, позже — Ядава.

Из двенадцати буддистских храмов, пещеры 1-10 образуют отдельную группу. Пещеры 1-3 и 5 довольно просты и, скорее всего, относятся к самому раннему периоду.

Если судить по стилю отдельных элементов, пещеры 2 и 3 могут быть датированы VI веком, а пещеры 1 и 5 были построены еще раньше. Судя по надписи на основании одной из статуй в пещере 12, пещеры 4, 6-9 были созданы в VI-VII столетиях.

Пещера 10 была построена значительно позже, в VIII-IX веках, о чем свидетельствует короткая надпись на одной из ее колонн.

Группа индуистских храмов делится на несколько подгрупп. Пещеры 17-19, 21,25-29 предположительно были построены в VI-VII веке. Пещера 15, вероятно, изначально была буддистской, судя по нескольким фигурам, похожим на Будду, украшающим фриз над первым рядом колонн второго этажа.

В этой пещере есть неразборчивая надпись времен короля из династии Раштракута Дантидурги (около 733-757) и медная чаша для пожертвований, принадлежавшая этому королю.

Однако исторически этот храм относят к временам правления Кришны I (757-773), а его отдельные части, такие как святилища Ланкешвары и Надидеватас, датируют еще более поздним периодом.

В архитектуре знаменитой пещеры 16 чувствуется влияние стилей, принадлежавших разным периодам. Так, главный храм можно отнести к середине VIII века, тогда как святилища Ланкешвары и Надидеватас и скульптурные барельефы в задней части монумента появились в VIII-IX веках.

Надпись в пещере 21 выполнена буквами древнего алфавита каннада, который был в ходу в VI-VII столетиях, и служит  косвенным свидетельством того, что работы над этим храмом начались в эпоху становления династии Чалукья. Этот храм считается самым древним среди всех индуистских пещер Эллоры.

Самым ранним из джайнских храмов считается пещера 30, которая относится к первой половине IX века. Работы над пещерой 32 велись примерно в то же время или всего несколько лет спустя. Пещеры 31 и 33 датируются IX- X столетиями.

Остальные небольшие храмы были построены значительно позже, например, на крутом утесе холма над джайнскими пещерами высечено огромное изображение Парсванатхи, которое было сделано знатным человеком по имени Чакрешвара в 1234 году.

Архитектура пещерных храмов

Все пещерные храмы Эллоры целиком, от фасада до элементов внутреннего убранства, выдолблены в базальтовом скальном обрыве и, по сути, представляют собой огромные монолитные скульптуры.

Комплекс Эллора включает в себя 34 пещеры, расположенных на склонах утеса Чамадири на протяжении 2,4 километров. На юге расположены буддистские храмы (пещеры 1-12), в северной части на некотором отдалении – джайнские (пещеры 30-34), а в центре – индуистские (пещеры 13-29).

В центре комплекса находится архитектурная жемчужина Индии и самый значительный храм Эллоры – пещера 16, или Кайласнатха.

Пещеры высекались двумя способами: по направлению от стены обрыва вглубь скалы и вертикально, сверху вниз. В первом случае в скальной стене прорубалось отверстие, через которое строители, выдалбливая породу, опускались до уровня пола и расширяли помещение, оставляя местами куски породы, из которых позже высекали скульптуры, фризы и колонны.

Второй способ заключался в том, что породу выдалбливали сверху вниз, придавая форму зданий, колонн, скульптур и других архитектурных элементов.

При таком способе строители не имели права на ошибку, и усилия, потраченные на работу, были поистине колоссальными.

Так, подсчитано, что при строительстве храма Кайласа было выдолблено около 400 тысяч тонн твёрдой горной породы, а период работ превысил сто лет.

Буддистские храмы Эллоры

После упадка Питалкхоры, Насика и других буддистских пещерных комплексов Декана, буддистская община переехала в окрестности Аурангабада и обосновалась возле деревни Эллора (в те времена — Элапура). В  V-VII веках буддисты имели огромное влияние в этом регионе. В VIII-X веках под натиском возрождающегося индуизма буддизм постепенно сдавал позиции, и к ХII веку пришел в окончательный упадок.

В основном буддистские пещеры Эллоры представляют собой вихары – помещения, где монахи и спали, и принимали пищу, и проводили время в медитациях и молитвах. Исключение составляет пещера 10, которая выполнена в форме чайтьи – огромного молитвенного зала.

Пещеры 1-5, которые до последнего времени считались самыми древними в Эллоре, представляют собой типичные образцы раннего буддистского стиля, аскетичного, без лишних деталей, иногда и вовсе без статуй и украшений.

Со временем архитектура становилась все более сложной, убранство – более роскошным, храмы включали в себя жилые и служебные помещения, расположенные на нескольких этажах.

Последние из буддистских храмов — пещеры 11 и 12 – самые большие буддистские пещеры в Индии. Эти монастыри свидетельствуют о расцвете учения Махаяна, в частности его тантрического направления Ваджраяна, которые обрели большую популярность в этом регионе к VIII веку.

Источник: //countryscanner.ru/peshhernye-khramy-yellory/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.