Пещеры Аджанта

Пещеры Аджанты – уникальный храмово-монастырский пещерный комплекс в Индии

Пещеры Аджанта

Адрес: Индия
Постройка: со II века до н. э. по V век н. э.
Количество пещер: 29 шт.
Координаты: 20°33'12.4″N 75°41'58.6″E

Весной 1819-го года британские офицеры, пробиравшиеся сквозь дебри тропических джунглей в поисках тигриного семейства, случайно оказались в ущелье индийской реки Вагхоры.

Пещеры Аджанты с высоты птичьего полёта

Раздвигая перед собой буйные заросли зелени, один из солдат вдруг резко вскрикнул, заставив всех остальных остановиться и буквально застыть в изумлении: прямо над ними возвышалась огромная каменная статуя Будды.

Спустя несколько минут, когда прошло первое волнение, англичане, забыв об охоте, решили осмотреться и более детально изучить эту местность. Увиденное еще больше их заинтересовало: их взорам открылись множество ходов, уводящих путников глубоко в недра горы.

Примерно так написано в документе 19-го века, когда случайно (!) был найден заброшенный буддистский пещерный монастырь неподалеку от селения Аджанта.

На скалистом утесе подковообразной формы в заливе реки Вагхоры англичане обнаружили 29 пещер, протяженностью чуть более 500 метров.

Сохранившиеся пещерные чайтьи (храмы) и вихары (кельи), украшенные внутри и снаружи скульптурами и удивительной красоты каменными фресками, говорили о том, что перед ними предстал покинутый людьми древнейший буддистский монастырь.

Как позже удалось выяснить, впервые эти места были обжиты монахами еще во II веке до нашей эры, а примерно в IX веке нашей эры, когда внимание к буддизму в Индии было не столь велико, храм был покинут и заброшен.

Безусловно, время не могло не сказаться на состоянии монастыря: помещения постепенно разрушались, зарастали вьющимся плющом, а дикие животные (обезьяны, тигры, медведи) находили в подземных залах приют для себя и своего потомства.

Общий вид на пещеры

Пещера Аджанта: история сокровищницы

Удивительно, но найденная британцами сокровищница не вызвала интерес у индийских властей.

За двадцать пять лет всего лишь несколько ученых были отправлены на исследование пещер Аджанты, которые, впрочем, так же не уделили должного внимания к этой археологической находке.

В 1843-м году англичанин Джеймс Фергюссон отправляется в Индию с целью более детального изучения пещер Аджанты, дата строительства которых уходит своими корнями в глубочайшую древность.

То, что он увидел, произвело на него сильнейшее впечатление: 29 пещер были вырублены в твердейшем базальте, 24 зала оказались заброшенными монастырями, а еще 5 – храмами.

В них, на удивление, прекрасно сохранились великолепные росписи, описывающие различные этапы жизни Будды и скульптуры божества. По результатам своей поездки Джеймс Фергюссон сразу же написал научный доклад в Королевское Азиатское Общество.

Кроме этого его волновала и дальнейшая судьба этого случайно найденного памятника истории: местный климат и набеги грабителей могли полностью уничтожить этот грандиозный комплекс.

Конечно, после отчета Фергюссона индийские власти уже не могли оставаться в стороне: для дальнейшего исследования и для зарисовки наскальных рисунков пещер Аджанты Восточно-Индийская компания отправляет в штат Махараштра капитана Британской армии и художника Роберта Гилла.

Настенную живопись пещер Аджанты некоторые ученные называют не иначе, как энциклопедией жизни всего индийского общества. По ней можно составить определенное представление не только о том, как жили в древности властители страны, но и узнать о буднях нищих и обездоленных .

В подземных залах нет ни одного пустующего уголка, отовсюду на гостя «смотрят» боги и люди, животные и цветы. Все они о чем-то повествуют под музыку небесных сфер, многие скульптуры изображены поющими или танцующими.

Роспись, созданная монахами в далекие времена, словно таинственная книга бытия, которая должна рассказать потомкам, что все в мире взаимосвязано: люди, боги, животные, небо и земля.

Кроме этого, невозможно не упомянуть, что на картинах в пещерах Аджанты в рисунках можно проследить жизнь великого учителя Будды: от его просветления, перевоплощений и до ухода из жизни.

Все это попытался запечатлеть в своих рисунках и Роберт Гилл, который в 1844-м году прибыл в пещеры Аджанты.

Великолепный художник в мельчайших подробностях делал копии сохранившихся и уцелевших элементов росписи, для чего практически не выходил на свет, проводя все время внутри пещеры.

Копируя наскальные фрески на полотно, Гилл позже их прорисовывал и окрашивал. Этому занятию, требующему неторопливости и выдержки, он посвятил целых 20 лет своей жизни (!).

Многие индусы верят в существование легенды о проклятии пещер Аджанты. Нарушив своим присутствием покой богов, Роберт Гилл словно наслал на себя их гнев. Он не мог излечиться от множества болезней.

А когда в 1866-м году часть копий основных фресок были собраны для демонстрации на выставке в Хрустальном дворце Лондона, случился пожар, уничтоживший не только все полотна художника и сам дворец, но и чуть не убивший самого Гилла. Несмотря на этот трагический факт, художник повторно принимается за титанический труд.

Спустя пять лет он вновь заболевает, однако на этот раз недуг прогрессировал, организм Роберта Гилла не справился, и художник умер. Он был захоронен вблизи с пещерами, которыми так восторгался и которые погубили его.

До наших дней дошла еще одна драматическая история. Группа художников из Бомбея довольно продолжительное время перерисовывала наскальные картины Аджанты.

Готовые работы были отправлены в один из лондонских музеев, который сегодня известен, как музей Виктории и Альберта.

Однако и эти копии ждала та же участь: все они были уничтожены всепоглощающим огнем, правда, сам музей во время того пожара остался нетронутым.

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты: наше время

Примерно в 1928 году итальянскими учеными, занимавшимися изучением пещер Аджанты, были сделаны фотоснимки, которые они со временем опубликовали в средствах массовой информации.

Мир был потрясен искусством древних мастеров, и эта наскальная живопись была признана «самым выдающимся художественным достижением Азии». Уникальность пещер Аджанты со временем была признана и Всемирной Организацией ЮНЕСКО, которая в 1983-м году включила их в список памятников мирового наследия.

В наши дни пещеры Аджанты представляют собой музей буддистского искусства, посетить который могут все желающие независимо от их веры.

Но, все же, несмотря на те возможности, которыми сегодня обладает современное общество, и в наше время остается масса вопросов вокруг пещерно-храмового комплекса, ответы на которые все еще хранятся в недрах Аджанты. Так, например, до сих пор ученые не могут разгадать секрет светящихся красок, которые были применены еще до нашей эры монахами для росписи стен, потолков и колонн.

Все пещеры Аджанты пронумерованы с востока на запад, хотя выбивались они мастерами не в этой последовательности. Самые древние из них расположены посередине горного массива, это, так называемые, пещеры хинаянского и махаянского периодов.

Это время начала развития буддизма, когда было еще не принято изображать Будду, а только лишь намекать на его присутствие среди людей мистическими символами. Эти пещеры лишены скульптур божества.

В зале под номером 9 среди восьмиугольных колонн можно увидеть огромную монолитную звучащую (!) ступу, как утверждают археологи и историки, именно здесь проводили время монахи во время пения мантр. В 26-й пещере находятся наиболее интересные скульптуры.

Так, взору туристов предстает скульптурная композиция, рассказывающая о моменте, когда Будду искушают соблазнительные женщины, демоны и животные. Практически рядом с этой композицией находится лежащая скульптура буддистского бога, рассказывающая всем о его уходе в нирвану.

К слову, довольно часто именно здесь можно встретить людей, находящихся в медитации, даже, несмотря на присутствие большого числа путешественников. Самый крупнейший храм Аджанты находится в пещере под номером 4. Популярными среди туристических групп считаются пещеры под номерами 1 и 2.

Построенные позже всех, они лучше всего сохранились, позволяя гостям этой достопримечательности Индии, в деталях рассмотреть древние наскальные рисунки, фрески и скульптуры. Обойти все пещеры Аджанты за один день под силу не каждому путешественнику, однако, и часть увиденного за время экскурсии буддистского храмово-монастырского пещерного комплекса, оставит самые яркие воспоминания.

Стоит добавить, что посетить пещеры Аджанты можно каждый день с 9 утра и до 5.30 вечера. Выходной день – понедельник. Добраться до них можно из Мумбаи (бывшего Бомбея), из Аурангабада рейсовым автобусом или на такси (поездка займет от 2 до 4 часов), или же из Дели: приблизительно 4-5 часов.

Источник: //putidorogi-nn.ru/aziya/62-peshchera-adzhanty

29 пещер Аджанты и их предназначение

Пещеры Аджанта

Буддистский пещерный монастырь Ajanta расположен в штате Maharashtra (Махараштра), в центральной части Индии. Комплекс состоит из 29 пещер, в 13 из которых сохранились уникальные росписи, покрывающие стены, колонны и потолок. Аджанта входит в список ЮНЕСКО, и является важной туристической достопримечательностью Индии.

История пещерных храмов

Монастырский комплекс создавался на протяжении семи столетий – со II в. до н. э. до V в. Наиболее интенсивное строительство велось в конце этого периода.

Монахи жили в монастыре предположительно до XI–XIII вв. К этому времени индийский буддизм уступил свои позиции в стране возрождавшемуся индуизму и активно насаждавшемуся мусульманскими захватчиками исламу.

Аджанта оказалась заброшенной и забытой.

Второе открытие пещерного монастыря состоялось в 1819 г. Охотившиеся в джунглях на тигров английские солдаты, раздвинув густые заросли, обнаружили вход в пещеру. Англичане вошли в него, зажгли факелы, и неожиданно оказались в большом расписанном зале с колоннами и каменной буддистской ступой. Затем они обнаружили множество тропинок, ведущих в другие пещеры скалы, имеющей форму подковы.

За следующую четверть века Аджанту посетили несколько учёных и туристических групп.

Серьёзное исследование пещерного комплекса предпринял в 1843 г. британский археолог Джеймс Фергюсон. Он подробно описал пещеры, указал на их научную ценность и необходимость спасения разрушающихся росписей.

Хотя заброшенность и труднодоступность Аджанты способствовали её сохранности, росписи продолжали исчезать под воздействием времени и климата.

После доклада Фергюсона Королевскому Азиатскому обществу, в монастырь в 1844 г. был командирован художник Роберт Гилл. Перед ним поставили задачу тщательно скопировать уникальную наскальную живопись на полотно.

Гилл очень добросовестно подошёл к своему делу, которому посвятил два десятилетия жизни.

Во время работы до нередко болевшего художника доходили разговоры индусов о проклятии, довлеющем над пещерами, но он не придавал им значения.

По окончании работы он показал свои труды в Хрустальном дворце Лондона. Увы, плоды 20-летней кропотливой работы художника сгорели в крупном пожаре, случившимся в 1866 г. на выставке.

Тогда и пришлось ему вспомнить легенду о мести богов потревожившим их людям. Гилл нашёл в себе силы вновь приехать в Аджанту, и начать всё сначала.

Вскоре, однако, он умер от неизвестной болезни, и был похоронен недалеко от пещер.

Следующую попытку копирования наскальной живописи предпринял бомбейский искусствовед Джон Гриффитс с учениками. Как ни странно, но на выставке в 1885 г. в Лондоне, где они представили выполненные ими 300 живописных полотен, произошёл пожар, и треть картин была уничтожена.

Единственная успешная попытка вывезти фрагмент фресок без негативных последствий для себя удалась Джеймсу Эдвину Уильямсу в первой половине XIX в. Сейчас эта древняя фреска V в. находится в Бостоне, в экспозиции Музея изящных искусств.

Широкую общественную известность пещерный монастырь получил менее века назад – в 1928 г. Тогда многие газеты опубликовали серию фотоснимков, сделанных итальянскими учёными, исследовавшими древний памятник.

29 пещер Аджанта

Пещерный монастырь простирается более чем на полкилометра в ущелье реке Waghora (Вагхора). От параллельной берегу дороги проложены ответвления в каждую из 29 пещер. Их входы соединены построенной много позже террасой.

Пещеры были пронумерованы Фергюсоном по направлению с востока на запад. Эта последовательность не совпадает с хронологией строительства. Самые древние пещеры находятся в центре комплекса, а получившие первые два номера были обустроены позже других.

Некоторые пещеры (№ 9, 10 и 12) были созданы в более ранний хинаянский период развития буддизма. В это время акцент делался на независимом совершенствовании личности в монашеской общине. Поэтому в них нет статуй Будды.

Махаянскому периоду свойственен сложный религиозный культ. В пещерах, датированных этим временем, много картин и статуй Будды, а потолки декорированы растительными орнаментами и изображениями птиц и животных.

Этот приём древних живописцев позволял им визуально приподнять высоту.

Сохранившуюся в 13 пещерах настенную и потолочную живопись можно назвать живописной энциклопедией жизни древней Индии. Поскольку Будда – не бог, а учитель человечества, живший среди людей, то в посвящённых ему сюжетах часто изображаются картинки повседневного быта. Много эротических рисунков, которые в Индии никогда не считались антагонистами религиозных сюжетов.

До сих пор непонятно, как древние мастера в полумраке смогли создать такую высокохудожественную роспись. По одной из версий, они направляли внутрь пещеры отражённые полированным листом металла солнечные лучи.

Для их дальнейшего распространения вглубь могла быть применена белая ткань. Другой загадкой Аджанты остаётся обнаруживаемая при реставрациях светящаяся краска древних мастеров, сохранявшая свою яркость много веков.

Она способна воспринимать свет, накапливать его, а затем излучать в темноте.

Храмы Чайтья

Из 29 пещер 5 были отведены под молитвенные храмы (caitya, чайтья), а оставшиеся 24 (vihara, вихара) – под общежития монахов или святилища Будды. Чайтья представляют собой узкий зал с высоким потолком и множеством колонн по бокам. Солнечный свет поступает через единственное окно над входом.

К чайтья относятся пещеры № 9, 10, 19, 24 и 26. Первые две из них – самые старые. Именно пещеру № 10 первой обнаружили англичане. Она состоит из центрального зала, боковых восьмиугольных столбов и замыкающей пространство каменной ступы.

В пещере 19 можно увидеть множество нарядных резных элементов фасада, подковообразное окно, тройную ступу и множество изображений Будды в разных позах. Особенность пещеры 26 – огромная статуя лежащего Будды.

Стены покрыты многочисленными высеченными эпизодами его жизни.

Пещеры Вихара

Большинство пещер Аджанты ­– Вихара. Они, как правило, имеют квадратный зал с плоским потолком и расположенными по бокам монашескими кельями. В них собирались, трапезничали и отдыхали монахи.

Пещера 1 – самая большая: её высота – 6 м, а ширина – 12. Она считается и самой красивой. В ней находится наиболее известное произведение наскальной живописи Аджанты – изображение Bodhisattva Padmapani (Бодхисаттвы Падмапани). Потолок пещеры покрывает прекрасная роспись с удивительно точной художественной перспективой.

Пещера 2 не уступает № 1 красотой росписи потолка, а пещера 17 выделяется наилучшей сохранностью фресок. Их основные сюжеты – обыденная жизнь и путешествия царственных особ.

Как добраться до пещер Аджанты

Большинство туристов приезжает в Аджанту из центра штата Махараштра – города Aurangabad. Туда ходят поезда из Дели, Мумбаи, Джалгаона и Бхусавала. Есть в Аурангабаде и аэропорт, в который прилетают самолёты местных авиалиний.

Расстояние от Аурангабада до пещер Аджанты – примерно 100 км. В этом направлении работает автобус Аурангабад – Джалгаон. На нём за 2 часа и 80 INR (индийских рупий) следует доехать до посёлка Fardapur. Рядом с ним есть Т-образный перекрёсток, от которого до пещер – 5 км. Их можно преодолеть на часто курсирующих автобусах, заплатив 5 INR.

Монастырский комплекс открыт с 9 до 17:30. Входной билет для иностранцев стоит 250 INR, ещё 25 INR нужно заплатить за видеосъёмку. Следует учитывать, что по понедельникам пещерный монастырь закрыт.

Источник: //SnovaDoma.ru/interes/Cave/ajanta/

Храмовые пещеры Индии: Аджанта и Эллора

Пещеры Аджанта

Сегодня предлагаю ознакомиться с подобными сооружениями в Индии. Встречайте: Пещеры Аджанты и Эллоры. При взгляде на комплекс создаётся впечатление, что его никто не выдалбливал в горной породе, а вырезал одним махом ножа по маслу, а декоративные статуи, скорее, были отпечатаны неким 3D-штампом.

Весной 1819 года британские офицеры, пробиравшиеся сквозь дебри тропических джунглей в поисках тигриного семейства, случайно оказались в ущелье индийской реки Вагхоры.

Раздвигая перед собой буйные заросли зелени, один из солдат вдруг резко вскрикнул, заставив всех остальных остановиться и буквально застыть в изумлении: прямо над ними возвышалась огромная каменная статуя Будды.

Увиденное ещё больше их заинтересовало: их взорам открылось множество ходов, уводящих путников глубоко в недра горы. Примерно так написано в документе XIX века о том, как случайно (!) был найден заброшенный буддистский пещерный монастырь неподалёку от селения Аджанта.

На скалистом утёсе подковообразной формы в заливе реки Вагхоры англичане обнаружили 29 пещер протяжённостью чуть более 500 метров.

Сохранившиеся пещерные чайтьи (храмы) и вихары (кельи), украшенные внутри и снаружи скульптурами и удивительной красоты каменными фресками, говорили о том, что перед ними предстал покинутый людьми древнейший буддистский монастырь.

Как позже удалось выяснить, впервые эти места были обжиты монахами ещё во II веке до нашей эры, а примерно в IX веке нашей эры, когда внимание к буддизму в Индии было не столь велико, храм был покинут и заброшен.

Лично я склоняюсь к версии, что храмы были опустошены вследствие мощной техногенной катастрофы, о чём свидетельствует местами оплавленная порода на внешней стороне. 

Тут явно был вырван большой кусок. 

Безусловно, время не могло не сказаться на состоянии монастыря: помещения постепенно разрушались, зарастали вьющимся плющом, а дикие животные (обезьяны, тигры, медведи) находили в подземных залах приют для себя и своего потомства.

Пещера Аджанта: история сокровищницы

Удивительно, но найденная британцами сокровищница не вызвала интерес у индийских властей. За двадцать пять лет всего лишь несколько учёных были отправлены на исследование пещер Аджанты, но и они, впрочем, также не уделили должного внимания этой археологической находке.

В 1843 году англичанин Джеймс Фергюссон отправляется в Индию с целью более детального изучения пещер Аджанты, дата строительства которых уходит в глубочайшую древность.

То, что он увидел, произвело на него сильнейшее впечатление: 29 пещер были вырублены в твердейшем базальте, 24 зала оказались заброшенными монастырями, а еще 5 — храмами.

В них на удивление прекрасно сохранились великолепные росписи, описывающие различные этапы жизни Будды, и скульптуры божества. По результатам своей поездки Джеймс Фергюссон сразу же написал научный доклад в Королевское Азиатское Общество.

Кроме этого, его волновала и дальнейшая судьба этого случайно найденного памятника истории: местный климат и набеги грабителей могли полностью уничтожить этот грандиозный комплекс.

Конечно, после отчета Фергюссона индийские власти уже не могли оставаться в стороне: для дальнейшего исследования и зарисовки наскальных рисунков пещер Аджанты Восточно-Индийская компания отправляет в штат Махараштра капитана Британской армии и художника Роберта Гилла.

5.jpg

6.jpg

7.jpg

Настенную живопись пещер Аджанты некоторые учёные называют не иначе как энциклопедией жизни всего индийского общества.

По ней можно составить определённое представление не только о том, как жили в древности властители страны, но и узнать о буднях нищих и обездоленных.

В подземных залах нет ни одного пустующего уголка: отовсюду на гостя «смотрят» боги и люди, животные и цветы. Все они о чём-то повествуют под музыку небесных сфер, многие скульптуры изображены поющими или танцующими. 

Роспись, созданная монахами в далёкие времена, — словно таинственная книга бытия, которая должна рассказать потомкам, что всё в мире взаимосвязано: люди, боги, животные, небо и земля.

Кроме этого, невозможно не упомянуть, что на стенах в пещерах Аджанты в рисунках можно проследить жизнь великого учителя Будды — от его просветления, перевоплощений и до ухода из жизни.

Всё это попытался запечатлеть в своих рисунках и Роберт Гилл, который в 1844 году прибыл в пещеры Аджанты.

Великолепный художник в мельчайших подробностях делал копии сохранившихся и уцелевших элементов росписи, для чего практически не выходил на свет, проводя всё время внутри пещеры. Копируя наскальные фрески на полотно, Гилл позже их прорисовывал и окрашивал. Этому занятию, требующему неторопливости и выдержки, он посвятил целых 20 лет своей жизни (!). 

Многие индусы верят в существование легенды о проклятии пещер Аджанты. Нарушив своим присутствием покой богов, Роберт Гилл словно наслал на себя их гнев. Он не мог излечиться от множества болезней.

А когда в 1866 году часть копий основных фресок была собрана для демонстрации на выставке в Хрустальном дворце Лондона, случился пожар, уничтоживший не только все полотна художника и сам дворец, но и чуть не убивший самого Гилла. Несмотря на этот трагический факт, художник повторно принимается за титанический труд.

Спустя пять лет он вновь заболевает, однако, на этот раз недуг прогрессировал, организм Роберта Гилла не справился, и художник умер. Он был захоронен вблизи пещер, которыми так восторгался и которые погубили его. 

До наших дней дошла ещё одна драматическая история. Группа художников из Бомбея довольно продолжительное время перерисовывала наскальные картины Аджанты.

Готовые работы были отправлены в один из лондонских музеев, который сегодня известен как музей Виктории и Альберта.

Однако и эти копии ждала та же участь: все они были уничтожены всепоглощающим огнём, правда, сам музей во время того пожара остался нетронутым. 

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты: наше время 

Примерно в 1928 году итальянскими учёными, занимавшимися изучением пещер Аджанты, были сделаны фотоснимки, которые они со временем опубликовали в средствах массовой информации. Мир был потрясён искусством древних мастеров, и эта наскальная живопись была признана «самым выдающимся художественным достижением Азии». 

Уникальность пещер Аджанты со временем была признана и Всемирной Организацией ЮНЕСКО, которая в 1983 году включила их в список памятников мирового наследия. В наши дни пещеры Аджанты представляют собой музей буддистского искусства, посетить который могут все желающие независимо от их веры.

Но всё же, несмотря на те возможности, которыми сегодня обладает современное общество, и в наше время остаётся масса вопросов вокруг пещерно-храмового комплекса, ответы на которые всё ещё хранятся в недрах Аджанты.

Так, например, до сих пор учёные не могут разгадать секрет светящихся красок, которые были применены ещё до нашей эры монахами для росписи стен, потолков и колонн. 

Все пещеры Аджанты пронумерованы с востока на запад, хотя выбивались они мастерами не в этой последовательности.

Самые древние из них расположены посередине горного массива — это так называемые пещеры хинаянского и махаянского периодов.

Это время начала развития буддизма, когда было ещё не принято изображать Будду, а только лишь намекать на его присутствие среди людей мистическими символами. Эти пещеры лишены скульптур божества. 

8.jpg

В зале под номером 9 среди восьмиугольных колонн можно увидеть огромную монолитную звучащую (!) ступу: как утверждают археологи и историки, именно здесь проводили время монахи во время пения мантр. В 26-й пещере находятся наиболее интересные скульптуры.

Так, взору туристов предстаёт скульптурная композиция, рассказывающая о моменте, когда Будду искушают соблазнительные женщины, демоны и животные.

Практически рядом с этой композицией находится лежащая скульптура буддистского бога, рассказывающая всем о его уходе в нирвану. 

К слову, довольно часто именно здесь можно встретить людей, находящихся в медитации, даже несмотря на присутствие большого числа путешественников. Самый крупнейший храм Аджанты находится в пещере под номером 4. Популярными среди туристических групп считаются пещеры под номерами 1 и 2.

Построенные позже всех, они лучше всего сохранились, позволяя гостям этой достопримечательности Индии в деталях рассмотреть древние наскальные рисунки, фрески и скульптуры.

Обойти все пещеры Аджанты за один день под силу не каждому путешественнику, однако и увиденная за время экскурсии часть буддистского храмово-монастырского пещерного комплекса оставит самые яркие воспоминания. 

Индуистские пещеры Эллоры 

Индуистские монастыри Эллоры представляют собой совершенно отличные от буддистских пещеры как в плане стиля, так и в плане украшения. Эти пещеры вырезались сверху вниз, а форма придавалась им в несколько этапов. Всего насчитывается 17 пещер, высеченных в период между 600 и 870 годами.

Они занимают центральную часть скалы, сгруппировавшись вокруг знаменитого храма Каиласа. В отличие от торжественных и безмятежных буддистских пещер, стены индуистских монастырей покрыты живыми барельефами, изображающими события священных писаний индуизма.

Все они посвящены богу Шиве, но встречаются также и изображения Вишну и различных его перевоплощений.

10.jpg  

Тут создается впечатление, что весь храм был выдавлен в скале одной большой печаткой. 

13.jpg

14.jpg

15.jpg

19.jpg

20.jpg

22.jpg

23.jpg

24.jpg

29.jpg

Кстати, на вершине гор Кайласа (в Индии) есть ещё один огромный храм — шиваитский, называется он Кайласанатха. Он также отнесён к комплексу пещер Эллоры.

Так вот, по преданиям древних индусов считается, что именно этот храм ведёт на небо, и именно в нём обитает сам Шива.

Это святилище высечено из монолитной скалы и украшено резьбой, красоту которой практически невозможно описать словами; повторить работу древних мастеров, пожалуй, не решится даже огромная строительная компания, обладающая самыми ультрасовременными инструментами.

К слову, Кайласанатху сделали под руководством человека, а не бога или представителя инопланетной цивилизации. Об этом говорит табличка из меди, найденная в одном из тайников шиваитского храма. Она гласит примерно следующее: «О Великий Шива, как же мне удалось без волшебства построить такое чудо?».

После расшифровки обращения мастера к богу Шиве становится понятно, что Кайласанатху построили самые обычные люди.

Как же тогда в глубокой древности удалось в буквальном смысле слова вырезать этот храм? На этот вопрос ответа пока, увы, не существует: есть предположения археологов, строителей и архитекторов, однако, они остаются лишь теориями, которые ещё только предстоит объяснить нашим потомкам. 

В настоящий момент можно лишь удивляться работе древних мастеров, которые явили миру одно из самых значимых чудес Индии — загадочные пещеры Эллоры.

Какие всё-таки смешные наши историки «Пещеры освещались с помощью каких-то металлических экранов или белых простыней, и таким образом в пещеры попадал солнечный свет».

«Скорее всего, это была стихийная постройка, и сделали её буддистские монахи» — это притом, что сами монахи всем открыто говорят, что всё это построили боги…

Источник:  //digitall-angell.livejournal.com/318610.html

В феврале 2019 года преподаватели клуба OUM.RU посетят пещерный комплекс Эллора в рамках йога-тура “По следам Шивы”.  Присоединяйтесь, по возможности!

Источник: //www.oum.ru/literature/alternativnaya-istoriya/khramovye-peshchery-indii/

Пещеры Аджанты — памятник всемирного наследия

Пещеры Аджанта

Храмовый комплекс Аджанты расположен в индийском штате Махараштра. Утес, в котором выдолблены пещеры, напоминает подкову. Весь комплекс включает в себя 29 пещер, которые соединяются одной тропой.

Храмы Аджанты — это квадратные залы, окруженные монастырскими кельями. Надо сказать, что раньше от каждого храма вела дорога к набережной, однако теперь все они соединены широкой площадкой.

Буддистские монахи использовали пещеры для молитв многие столетия, однако позже внезапно покинули их. Вновь открыты пещерные храмы были лишь в 1819 году.

Как выглядит пещерный комплекс?

Все пещеры пронумерованы от 1 до 29. Совершенно обоснованно самыми красивыми считаются первая и вторая пещеры. Если вы впервые посещаете комплекс в Аджантах, то будете удивлены размерам первой пещеры, где высота потолка достигает 6 метров, а ширина 12 метров.

Арки в стенах созданы за счет массивной колоннады. Залы украшены изображениями сцен из жизни Будды. На фасаде установлены искусно выполненные резные фигурки. Замечу, что первая пещера выдолблена позже других, поэтому и сохранилась лучше всех.

Вторая пещера несколько отличается от первой. Ее отличает не столько тонкость исполнения, сколько монументальность. Внутри пещеры не колоннады, а мощные столбы-опоры, украшенные росписями. К сожалению, человеческое вмешательство сгубило некоторые из фресок, поэтому местами они сохранились лишь фрагментарно. Пещера под номером два больше похожа на все остальные, чем первая.

Тематика фресок во всех пещерах довольна обширна. Здесь изображались все слои населения : как правители, так и нищие. Рисунки повествуют о множестве народов, населявших Индию, об их истории и культуре. Боги, люди, растения и птицы, звери – все нашли свое место на фресках Аджанты.

Живописные фрески и старательно выполненные статуи изображают сцены из жизни Будды. Росписи в пещерах изображают повседневную жизнь, а также содержат записи о величайших правителях.

Загадки Аджанты

Ученые не могут объяснить, как в полумраке пещер монахи расписывали стены тончайшими рисунками с использованием нескольких красок. Существует версия, что древние живописцы ловили зеркалами солнце и посылали его во тьму, как это делали в Египте. Возможно, что монахи разработали свой способ освещения пещер. К сожалению, пока этот вопрос остается открытым.

Много споров вызывает и особая светящаяся краска, которую использовали для росписи стен. Даже спустя столько лет, она сохранила свои люминесцентные свойства, поражая посетителей яркостью и богатой палитрой изображений. Точный состав ученые и исследователи не могут определить до сих пор.

Существует предание о проклятии пещер Аджанты. В 1844 году Роберт Гилл старательно копировал фрески из пещер на отдельные полотна, чтобы сохранить их для потомков. Этому он отдал 20 долгих лет своей жизни. В течение всего этого времени на него сыпались разного рода неприятности: проблемы со здоровьем, непростая политическая ситуация в стране.

Копии основных фресок были выставлены в Хрустальном дворце для выставок в Лондоне в 1866 году. Но и тут не обошлось без беды: дворец сгорел вместе с полотнами Гилла, фактически, трудом всей его жизни. Художник еле пережил такую трагедию, позже пытался начать все заново, но после пяти лет кропотливой работы заболел и умер.

Похоронен Роберт Гилл недалеко от пещер. Неизвестно, случилось это по причине того, что Гилл осмелился нарушить покой Богов или же это просто неудачное стечение обстоятельств, но эта история имеет место быть.

Еще один храмовый комплекс в Индии – пещеры Эллоры.

Ауровиль — город-достопримечательность на правом побережье Индии. Узнайте о нем подробнее и, может быть, вы захотите его посетить или даже остаться там жить.

Часто из Гоа туристы ездят в деревню Хампи, где находится исторический храмовый комплекс: //indianochka.ru/travel/dostoprimechatelnosti/hampi.html

Однако это не единственная странная ситуация, связанная с попытками скопировать фрески Аджанты. Несколько бомбейских художников год перерисовывали росписи, после чего они были отправлены в лондонский музей Виктории и Альберта, где также произошел пожар. Что удивительно, огонь уничтожил только фрески из Аджанты!

Из истории о пещерах

Монахи выдолбили пещеры в утесе во 2 веке до н.э. Многие столетия храмовый комплекс был действующим, пока монахи не покинули монастырь.

Забытый всеми храм постепенно ветшал и разрушался, пока в середине XIX века английский археолог Джеймс Фергюссон, услышав историю офицера о его странной находке в джунглях, не отправился сам в это место, где его взору открылся храмовый комплекс, 29 пещер, выдолбленных из камня.

Росписи хорошо сохранились в 16 пещерах из 29. Однако под действием климата и большого количества людей, желающих посмотреть на такое чудо, фрески начали разрушаться. Об этом и рассказал Фергюссон в своем докладе, после чего Восточно-Индийская компания отправила художника, капитана британской армии, Роберта Гилла в Аджанты. Именно его печальная история была описана ранее.

Чтобы сохранить удивительный храмовый комплекс, Аджанту в 1938 году занесли в список всемирного наследия ЮНЕСКО. С тех пор и по сей день пещеры Аджанты пользуются невероятной популярностью у туристов.

Если вы уверены в своем желании посетить эти пещеры, то хочу предупредить вас о том, что путь туда будет нелегким и состоять из нескольких этапов:

  • Добраться до города Аурангабад. Сделать это можно двумя способами: доехать прямым поездом от Дели или же поездом из Мумбаи, а потом на рейсовом автобусе или рикше доехать до Аджанты
  • Существует альтернативный вариант. Можно доехать поездом до городов Джалгаона или Бхусавала, а оттуда добраться до Аджанты на автобусе.

Помните, что по понедельникам комплекс закрыт для посещения.

Пещеры манят туристов по разным причинам: одних привлекает великолепие фресок, других — тайны, связанные с этим местом, некоторые находят душевное успокоение в этих величественных залах, кто-то просто не может устоять перед видами, открывающимися на террасе возле пещер.

Так или иначе, Аджанта стала культовым местом для тысяч людей, ежедневно приезжающих увидеть своими глазами знаменитые пещеры.

Источник: //indianochka.ru/travel/dostoprimechatelnosti/peshhery-adzhanty.html

Аджанта

Пещеры Аджанта

Аджанта (Ajanta) – заброшенная деревенька в центральной Махараштре на расстоянии 100 км. от Аурангабада. Благодаря своим пещерных храмам, наполненным уникальными скульптурами и фресками Аджанта включена в реестр мирового наследия ЮНЕСКО.

История скальных храмов Аджанты

Пещеры Аджанты были обнаружены в 19 веке британскими чиновниками, наткнувшимися на них во время охоты на тигров.

Начало строительства пещер Аджанты датируется от 5 до 2 века до нашей эры, а окончание 650 годами.
В Аджанте в общей сложности 29 пещер, выдолбленных в ручную, как предполагается, в качестве монастырей, мест обучения и уединения буддийских монахов.

Строились пещеры также монахами, которые при помощи самых простых материалов и инструментов создали потрясающие образы, украшающие стены пещер. Некоторые пещеры имеют барельефы и скульптурные изображения тонкой работы, другие украшены изысканными фресками, свидетельствующими о высоком уровне изобразительного исскуства Индии того времени.

Многие пещеры изображают сцены из Джатак, иллюстрируют различные инкарнации Будды. Образы нимф и принцесс, имеющиеся среди прочих изображений, также переданы очень тщательно.

//www.youtube.com/watch?v=p-ZyyEiOcIQ

Около 7 века зодчие покидают пещеры Аджанты по некоторой неизвестной причине, и очевидно перемещаются в Эллору. Возможно это было связано с упадком, который буддизм в тот период переживал в Индии.

Аджанта, что посмотреть?

Не все пещеры Аджанты одинаково интересны, некоторые представляют просто выдолбленные в камне залы, почти лишенные украшений видимо они использовались как склады или какие то хозяйственные помещения, возможно они просто не были закончены.

Пещеры 2, 16, 17 украшены фресками, освещение или никакое или плохое, многие фрески, что видны находятся в состоянии плачевном. Большинство фоток, встречающихся в альбомах и на сайтах оттуда видимо отретушированы, а цвет откорректирован.Потрясающие расписные потолки, которые местами сохранились лучше настенных фресок.

Пещеры 1, 4, 19, 24 и 26 имеют действительно интересные скульптуры.

Интересны в Аджанте чайтьи, которых тут много, некоторые украшены прекрасной резьбой, другие росписями. Причем резьба здесь на мой взгляд интересней и фресок и рельефов полее поздней по времени строительства Эллоры.
Наибольшее впечатление на меня произвела пещера № 26.

Это чайтья. По левую сторону от входа, головой ко входу лежит спящий или ушедший в нирвану гигантский семиметровый Будда, отгороженный от центрального зала колоннами и просто не влезающий в кадр. В его ногах сюжеты из его жизни.

Рядом с чайтьей слева сидящего на возвышении в позе медитации Будду обступили красавицы, целая толпа прекрасных женщин, группа просто потрясающая. Эти красавицы почти стерли у меня все предшествующие впечатления, а больше открытых для осмотра пещер в Аджанте нет.

Из 28 имеющихся пещер 4 или 5 закрыты на реставрацию

В пещерах снимать на видео нельзя, только снаружи, со вспышкой снимать тоже нельзя, света явно не достаточно, поэтому часть рельефов и фресок просто не видна ни глазу, ни объективу. В некоторых пещерах смотрители вообще запрещают снимать, но если дать денег – то снова можно.

Выходной – понедельник. Входной билет стоит 250 рупий или 5 баксов, есть еще световой билет и билет на видео(!), я их купила, но они абсолютно не нужны, слабое освещение есть и так, большего никто не включает и за дополнительную плату.

Пещера Аджанты открыты ежедневно с 9.00 до 17.30

Добраться в Аджанту

из Аурангабада можно демократическими автобусами, время в пути около 4 часов, на такси около 2.5 часов (1200 рупий в оба конца).

От парковки до пещер ходят специальные зелененькие автобусы, до которых нужно пройти по дорожке мимо торговцев, автобус примерно 20 минут, стоит 6 и 10 рупий в один конец в зависимости от наличия AC.

От конечной до пещер нужно протопать по довольно крутой и длинной лесенке в гору, без остановок сделать нам это не удалось, правда для немощных тут предусмотрены носилки.

Кстати, на подступах к Аджанте много магазинчиков, где торгуют альбомами фотографий Аджанты и Эллоры очень приличного качества по цене от 200 до 500 рупий в зависимости от толщины и формата и открытками, больше таких я нигде не видела.
В Аджанте есть отели, но мы решили не оставаться там на ночлег, если приезжаешь утром – светового дня вполне достаточно чтобы осмотреть все.

Климат и погода: 

Как и везде на декканском плато лучшим временем для посещения Аджанты является период с конца монсуна (октябрь) до начала жаркого сезона, т.е. до марта. Даже при том, что храмы Аджанты прекрасно сохраняют прохладу даже простое перемещение от одного к другому в дневное время способно вызвать перегрев, если Вы поедете после Махашивратри, а уж после Холи делать там совсем нечего.

Автор(ы), источник, доп. литература и ресурсы по теме: 

‹ Краткая история Махараштры Вверх Аурангабад ›

Источник: //indonet.ru/travelguide/ajanta

Пещерные храмы Аджанты

Пещеры Аджанта

Индийский храмовый комплекс Аджанта — это крутой утес, в котором вырублены три десятка пещер. Сотни лет здесь находили покой и уединение буддийские монахи, возносившие молитвы богам среди могучих колонн. А в перерывах между молитвами монахи украшали стены пещер красочной настенной росписью.

Индийский храмовый комплекс Аджанта

Рождение и закат буддийских пещер

Храмы Аджанты высекали в скалах в течение веков, но энтузиазм строителей пошел резко на убыль, когда буддизм утратил ведущее значение в Индии.

Пещерные храмы Аджанты в течение веков создавались в центральной части Индии. Этот в значительной части буддийский храмовый и монастырский пещерный комплекс находится на территории штата Махараштра.

На южном склоне изогнутого утеса, вытянувшегося вдоль речки Вагур, сделано почти три десятка рукотворных пещер. Они разделяются на две группы, согласно буддийским традициям.

Пять пещер-чайтья представляют собой молельные залы, уходящие вглубь утеса. Вход в пещеру без дверей, высота входа равняется высоте сводов. Вдоль стен пещеры-чайтья выстроились два ряда колонн. В самой глубине, фактически в торце пещеры, устроена апсида.

В 24 пещеры-вихара ведут изящно оформленные проходы в виде портика или террасы. Внутри находится квадратный зал. С трех сторон в стенах каждой пещеры вырублены кельи и ниши-святилища, в некоторых из них установлены статуи Будцы.

Пещеры-вихара — монастырская обитель, жилье буддийских монахов.

Сейчас вдоль пещер проложены дорожки, но в древности к каждой из них приходилось подниматься по отдельной деревянной лестнице или каменным ступеням от берега речки на высоту до 35 м. Для простоты описания все пещеры пронумерованы с востока на запад — от 1 до 29.

Принято выделять два периода строительства.

Первому периоду — от 100 г. до н. э. до 100 г. — соответствуют пять пещер: две из них представляют собой храмы-чайтья, в трех расположены обители-вихара. Считается, что строительство велось под покровительством правившей в Южной Индии династии Сатавахана. Это были воины и верные последователи буддизма, потратившие огромные средства на буддийское искусство и архитектуру.

Первый период строительства Аджанты также именуют «периодом Хинаяны»: под Хинаяной, или Малой колесницей, подразумевается этап раннего буддизма, когда Будду считали преимущественно образцом совершенства, которому следовало подражать.

Будда воспринимался как символ, и поэтому в пещерах периода Хинаяны нет его изваяний в камне. На рисунках в пещерах Будда всегда в одиночестве. Иногда встречаются небольшие иллюстрации, на которых изображены сцены из жизней Будды.

Второй период соответствует V в. — эпохе правления всесильного махараджи Харишены, одного из самых могущественных правителей державы Ватаков второй половины V в. Он покровительствовал всему, что касалось буддизма.

Не без основания можно считать, что, поощряя создание новых храмов-пещер в Аджанте и повелев устанавливать в них как можно больше изваяний Будды, Харишена тем самым утверждал в верующих мысль, что он сам и есть земное воплощение Будды.

Темы рисунков на стенах храмов расширились: все больше их воспевало победоносного Харишену — могучего воина.

Второй период принято именовать «периодом Махаяны»: Махаяна, или Великая колесница, — освобождение от страданий и достижение нирваны, в котором изображения Будды играют важную роль. За это время было создано более двадцати пещерных храмов.

Когда Харишена утратил влияние и был низвергнут, никто более не захотел поощрять и оплачивать строительство новых храмов. На склоне утеса осталось несколько незавершенных и едва начатых пещер, а также несколько небольших святилищ Будды. В период 480-650 гг. храмы были заброшены и их поглотили джунгли.

Двадцать девять «лиц» храма

Каждая пещера — это особый мир, созданный только для этого уголка Аджанты.

Внешний вид всего комплекса пещер чаще всего сравнивают с подковой. Но в индийской мифологии Аджанту также называют «подписью Будды». Действительно, с высоты кажется, что кто-то провел по земле громадным инструментом, оставив черный росчерк на зеленом фоне и обнажив дугообразный утес.

В разное время в пещерах жили от двух-трех монахов до нескольких сотен.

В 1819 г. пещеры заново открыл офицер английского колониального корпуса в Махараштре Джон Смит.

Занимаясь любимым развлечением английских военных в Индии — охотой на тигра, капитан-кавалерист случайно обнаружил вход в одну из пещер (это была пещера №10 по современной классификации).

Оказалось, что местные жители тайно навещали пещеры, чтобы вознести молитвы богам при свете коптилок. Это удавалось делать далеко не во всех пещерах: во многих поселились дикие животные — обезьяны, тигры и медведи, выводившие здесь потомство.

В 1822 г. шотландский востоковед Уильям Эрскин (1773-1852 гг.) сообщил об открытии на своей лекции в Бомбее и пещеры стали всемирно известны.

Самые впечатляющие пещеры Аджанты — № 1 и № 2. Первая — она же и одна из последних построенных, потому и лучше всего сохранилась. Она отличается самым сложным оформлением фасада с изображениями резных фигур, каждая стена зала внутри составляет почти 12 м в ширину и 6 м в высоту. Вторая пещера поражает огромными мощными колонами.

Роспись пещер и изваяния Будды считаются всемирной исторической и художественной ценностью, шедевром буддийского религиозного искусства.

В особенности это относится к иллюстрациям к джатакам — разновидности буддийского фольклора.

Особенность росписи Аджанты заключается в том, что сюжеты некоторых из них отражают быт народа на время создания рисунка. Причем росписями покрыты не только стены, но и потолки пещер.

Сюжеты рисунков традиционны для буддийских храмов: бодхисаттва Падмапани — воплощение бесконечного сострадания всех Будд, бодхисаттва Ваджрапани — защитник Будды и символ его могущества. Но встречаются рисунки с совсем приземленными сюжетами: танцующие девушки, влюбленные пары, слоны и всадники.

Безымянные художники с особой тщательностью прописывали детали каждого рисунка. На иллюстрации к сюжету «Будда укрощает бешеного слона» изображена торговая улица в древнеиндийском городе: лавки с товарами, посуда и инструменты, тележки, полотняные навесы от солнца на бамбуковых шестах и, разумеется, люди, в панике разбегающиеся кто куда перед взбешенным слоном.

Стиль, в котором выполнены фигуры Будды, характерен только для этого района Индии, но сами изваяния стали символом всей страны и имеются в каждом учебнике по истории и культуре Индии.

Среди них — изображения восьми фигур Будды в белых и розовых одеждах на черном фоне, восьми счастливых влюбленных пар, а также монументальные скульптуры богинь священных рек — Ганга и Джамны, стоящих на каменной черепахе и крокодиле в обрамлении густой листвы.

В Индии пещеры Аджанты носят официальный статус охраняемого памятника. В 1983 г. они были внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Исторические:

■ Пещеры №№ 1-29.

■ Рисунки.

■ Каменные изваяния.

■ Кельи.

Интересные факты

■ Капитан английской кавалерии Джон Смит понятия не имел, с какой ценностью столкнулся, когда открыл пещеры Аджанты. И не придумал ничего лучше, как нацарапать на бесценных настенных рисунках свое имя и год: «Джон Смит. 1819». Надпись находится довольно высоко, так как Смит стоял на полутораметровом слое мусора, за века скопившемся на полу пещеры.

  ■ Пока Низам аль-Мульк (правитель) Хайдарабада не построил в конце XIX в. хорошую дорогу к ставшим всемирно известным пещерам Аджанты, поездка к ним была сопряжена со смертельной опасностью. Путников подстерегали ядовитые змеи, скользкие от ливней тропы на крутых склонах и вооруженные до зубов воины народа бхилы, настроенные крайне недружелюбно.

  ■ Пещеры Аджанты находятся в 100 км от не менее известных пещер Эллоры с буддийскими, индуистскими и джайнскими храмами VI—IX вв.   ■ Рисунки в храмах Аджанты выполнены в технике фреско-секко, или сухая фреска, предполагающей роспись по сухой штукатурке.   ■ Копии рисунков из пещер Аджанты, сделанные в период с 1844 по 1863 г.

, показывают, насколько поблекли их цвета после открытия пещер для посещения туристами.   ■ Пещеры сделаны в утесе, сложенном из вулканической породы — базальта: Аджанта находится в пределах траппов плато Декан — большой магматической провинции на западе плоскогорья Декан.

  ■ Рисунки на стенах пещерных храмов Аджанты оказали значительное влияние на формирование особого стиля живописи в храмах и монастырях Тибета, Шри-Ланки и индонезийского острова Ява. Также они помогли развить свой уникальный стиль известным индийским художникам Абаниндранату Тагору (1871-1951 гг.) и Нандалапу Босу (1882-1966 гг.).

 

■ Некоторые рисунки на стенах светятся в темноте. До сих пор ученые не смогли с точностью вычислить состав светящейся краски, изготовленной живописцами древности.

Общие сведения

Местонахождение: центр полуострова Индостан. Административная принадлежность: округ Аурангабад, штат Махараштра, Индия. Ближайшие города: Аурангабад — 1 137 426 чел. (2011 г.), Джалгаон — 460 468 чел. (2011 г.). Языки: маратхи, английский, хинди, урду, гуджарати, каннада.

Этнический состав: маратхи — большинство, бихарцы, гуджаратцы, панджабцы, парсы, каннара, тамилы. Религии: индуизм, ислам, буддизм, джайнизм, христианство (католицизм). Денежная единица: индийская рупия. Река: Вагур.

Ближайший аэропорт: международный аэропорт Мумбай Чатрапати Шиваджи (Мумбай).

ЦИФРЫ

Количество пещер: 29. Возраст пещер: от II в. до н. э. до 480-650 гг. Длина пещерного комплекса: более 500 м. Высота утеса: 75 м. Максимальная высота пещеры: до 6 м. Расстояние до пещер от берега реки Вагур: от 10 до 35 м.

Удаленность: 52 км от города Джалгаона, 104 км от города Аурангабад.

КЛИМАТ

Тропический муссонный. Средняя температура января: +20°С. Средняя температура июля: +25°С. Среднегодовое количество осадков: 750 мм.

Относительная влажность воздуха: 60%.

ЭКОНОМИКА

Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые.

Источник: //MirChudes.net/geography/775-peschernye-hramy-adzhanty.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.