Памятник капитан-лейтенанту А. Казарскому

Крым – Памятник капитан-лейтенанту А. Казарскому – Турнавигатор

Памятник капитан-лейтенанту А. Казарскому

Это первый памятник на севастопольской земле, сооружённый в честь подвига моряков брига «Меркурий» и его командира – капитан-лейтенанта А.И. Казарского (1797-1833 гг.).

Бриг был построен в 1820 году в Севастопольском Адмиралтействе корабельным мастером И.Я. Осмининым. Во время русско-турецкой войны 1828-1829 годов к Босфору в мае 1829 года в крейсерское плавание послали отряд кораблей: фрегат «Штандарт», бриги «Меркурий» и «Орфей».

Заметив русские суда, линейные турецкие корабли бросились в погоню. Более быстроходные «Штандарт» и «Орфей» ушли вперёд, а «Меркурий» отстал. Турецкие корабли – 110-пушечный «Селимия» и 74-пушечный «Реал-Бей» настигли 20-пушечный бриг. Командир собрал офицеров на военный совет.

По флотской традиции, выступивший первым младший по чину поручик корпуса флотских штурманов Иван Прокофьев предложил драться до последней возможности, а лейтенант Фёдор Новосильский – оставшемуся в живых офицеру взорвать бриг, но не сдавать его врагу.

У входа в крюйт-камеру положили заряженный пистолет.

Показать больше

Более четырёх часов продолжался небывалый в истории морской бой. Бриг получил 22 пробоины, 297 различных повреждений, но благодаря умелому руководству боем, мужеству и мастерству русских моряков вышел победителем. Даже противник был вынужден признать блистательную победу русских.

Участник боя турецкий штурман с «Реал-Бея» позже писал: «…В продолжении сражения мы поняли, что капитан брига никогда не сдастся, и если он потеряет надежду, то тогда взорвёт свой бриг на воздух.

Ежели в великих деяниях древних и наших времён находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все отныне помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми буквами на храме славы».За свой подвиг экипаж брига удостоился самой высокой награды – права носить Георгиевский кормовой флаг.

Специальным указом приписывалось всегда числить в списках российского флота корабль с названием «Память Меркурия».А.И. Казарского произвели в капитаны 2 ранга, наградили орденом Святого Георгия 4-й степени и зачислили в царскую свиту флигель-адъютантом. В честь победы выбили памятную медаль.Уже в 1831 году А.И.

Казарский стал капитаном 1 ранга, его ожидала блестящая военная карьера, но в 1833 году он скоропостижно скончался в Николаеве, где и похоронен. В 1839 году в Севастополе открыли памятник А.И. Казарскому по проекту академика архитектуры А.П.

Брюллова – брата знаменитого художника, автора картины «Последний день Помпеи» – Карла Брюллова. Строительные работы выполнил мастер О.Г. Нюман.Памятник сооружён в стиле классицизма. На усечённой пирамиде из крымбальского известняка установлена античная трирема. На подиуме в небольших нишах помещены горельефные изображения А.И.

Казарского и античных богов – Ники (богиня Победы), Нептуна и Меркурия. На постаменте – два маскарона и военные атрибуты, символизирующие славу и доблесть.

Как утверждает один из документов, хранящихся в Центральном государственном архиве в Москве, лаконичную надпись «Казарскому. Потомству в пример» повелел начертать император Николай I.

Источник информации: Сайт “sevastopolis.com”

Крым: как найти «Памятник капитан-лейтенанту А. Казарскому»

Мы разработали специальное мобильное приложение-путеводитель для iPhone и iPad, в котором есть все необходимое! Подробнее   

  • Для каждой достопримечательности помимо описания имеются еще: часы работы, стоимость билетов, месторасположение и многое другое.
  • Все достопримечательности отмечены на карте, имеются описания. Всегда можно посмотреть, какие достопримечательности рядом. Соединение с Интернет не требуется!
  • Полезная информация (транспорт, шопинг, безопасность, еда и напитки,…) и советы.
  • Дополнительно: разговорник, схема транспорта, точки интереса (магазины, пункты питания, банкоматы, аптеки, туалеты, …), возможность самостоятельно отмечать нужные места на карте (гостиницу, место парковки, интересные места и т.п.).

Купить по цене чашки кофе

Медицинские места

  • Мойнакское озеро
  • Поселок Межводное
  • Сакское озеро
  • Чокракское озеро

Прочее

В списке обозначено:
– Топ-достопримечательности
– Для детей

Источник: https://tournavigator.pro/%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BC/%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD-%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%83_%D0%90._%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83

Памятник Казарскому в Севастополе

Памятник капитан-лейтенанту А. Казарскому

Памятник Потомству в пример

Крымский полуостров — уголок рая на земле, вот почему не смотря на официальное признание Турцией его российского подданства, попытки вернуть его Османской империей не прекращались на всем протяжении XIX столетия. Бесконечные войны, вошедшие в анналы истории под названием Крымских, длились бесконечно, и даже во время непродолжительных перемирий они продолжались в мелких стычках на большой воде.

1829 год очередное обострение русско-турецких отношений. На рассвете 14 мая небольшой русский отряд в составе фрегата “Штандарт” и двух бригов (“Меркурий” и “Орфей”) обнаружил в опасной близости турецкую эскадру из четырнадцати кораблей. Силы были неравны и поэтому командующим был отдал приказ к отступлению в порт Сизополь.

Но отказ, от казавшейся столь легкой, добычи не входило в планы противника — при отступлении российской флотилии вдогонку пустились несколько кораблей.

На долю двадцатипушечного (при чем пушки малого калибра) “Меркурия”, длинна которого от носа до кормы не превышала тридцати метров, достались два линейных корабля с вооружением сто десять и семьдесят четыре крупнокалиберных орудия . Преследование началось.

Памятник Карскому

Попутный ветер позволил турецким кораблям в кратчайшее время нагнать свою цель, но внезапный штиль помог командующему бригом капитан-лейтенанту Александру Ивановичу Казарскому (1797 — 1833) на веслах увеличить дистанцию с противником.

Затишье длилось недолго, и вот уже оба турецких линейных корабля в опасной близости. Офицерским же советом единодушно было принято предложение штурмана “Меркурия” о принятии боя, а в случае поражение — подрыва порохового склада корабля.

Когда трехмачтовые турецкие парусники подошли на расстояние орудийного выстрела, с брига прозвучал первый залп – бой начался. Маленькая юркая цель четыре часа вела изматывающий бой против двух гигантов противника.

И, не смотря на численный и огневой перевес, сначала стодесятипушечный турецкий корабль вышел из боя со значительными повреждениями такелажа и парусов, требующих немедленного устранения, а потом и его соплеменник лег в дрейф, оставив поле боя за маленьким суденышком.

“Меркурий” Казарского, не смотря на двадцать две пробоины (частично – подводные) при общем числе повреждений около трехсот и потери в личном составе (четверо убитых и восемь раненых, в том числе контуженный капитан), гордо направил свой нос в сторону Сизополя.

Боковой фасад памятника Казарскому в Севастополе

Вскоре весть о том славном подвиге облетела мир, и награды нашли своих героев. Но продолжению славных подвигов, которые продлились еще лишь четыре года, помешала безвременная предательская кончина капитана от руки алчных убийц с высокопоставленными связями.

Не прошло и года с момента трагической смерти капитана Казарского, как на средства двухсот двадцати двух сочувствующих в мае 1834 года был заложен памятник герою по инициативе вице-адмирала Михаила Петровича Лазарева (1788 – 1851).

Его торжественное открытие состоялось пятью годами позднее на Хребте между Южной и Артиллерийской бухтами напротив будущего дома главнокомандующего Черноморским флотом России, где он и ныне венчает Матросский бульвар, оставаясь самым старым памятником города.

Архитектура

Пройдя сквозь все бури и лихолетья двух веков, Памятник капитан-лейтенанту Казарскому красуется на пьедестале из семипролетного лестничного марша, который берет свое начало от Мемориала защитников Отечества, что соседствует с площадью Нахимова.

Созданный по проекту Александра Павловича Брюллова (1798 — 1877) он представляет собой усеченную пирамиду из местного инкерманского известняка с венчающим его бронзовым стилизованным военным античным судном с загнутыми носом и кормой.

Лестница Матросского бульвара Севастополя

Грани постамента-пирамиды украшает лаконичная надпись на главных фасадах: “Казарскому – Потомству в пример”, а с боковых — стилизованный крест победителя с лентами на фоне якоря и перекрещенных пушечных стволов под главенствующим над полумесяцем символом христианства. Верхний контур обрамлен изображениями мечей и боевых топоров в окружении лавровых венков

Между пирамидой и кораблем связующим звеном служит невысокая прямоугольная тумба с вмурованными барельефными изображениями богов, которым бриг “Меркурий” был обязан своим подвигом. Здесь Ника, приносящая успех, соседствует с Пасейдоном, создавшим благоприятные для боя морские условия, а Меркурий, как главный покровитель корабля, защитил его от вражеских ядер и сильных повреждений.

Дополнительная информация

Место расположения: Украина, АР Крым, г. Севастополь, Матросский бульвар.

Как добраться

Автотранспортом по трассе Е105 (М26) (Харьков — Днепропетровск — Запорожье — Мелитополь — Джанкой – Симферополь — Севастополь) или (М18) (Симферополь — Ялта — Севастополь) на кольце повернуть на Балаклавское шоссе.

Затем в строну города на развилке следовать пр. Генерала Острякова – ул. Олега Кошевого – ул. Николая Музыки (переходит в ул. 4-го бастиона) — пл. Ушакова — ул. Ленина, которая выходит к пл.

Нахимова, откуда начинается пешеходный Матросский бульвар.

Общественным транспортом до Севастополя (ж/д, авто – вокзалы) затем в центр старого города до площади Нахимова, над которой на холме возвышается памятник Казарскому.

Источник: https://zabytki.in.ua/ru/744/pamyatnik-kazarskomu-v-sevastopole

Памятник казарскому в севастополе

Памятник капитан-лейтенанту А. Казарскому

Памятник А.И. Казарскомуи экипажу брига “Меркурий” высится в начале Матросского (бывшего Мичманского) бульвара. Это первый памятник, установленный на севастопольской земле. Он увековечил подвиг брига “Меркурий”, которым командовал капитан-лейтенант Александр Иванович Казарский.

А.И. Казарский родился в 1797 году и, окончив в 1814 году Николаевское штурманское училище, с 17 лет служил на боевых кораблях Черноморского флота. В 1828 году, командуя бригом “Соперник” в чине лейтенанта, он отличился при взятии Анапы и Варны, за что был произведен в капитан-лейтенанты, награжден саблей с надписью “За храбрость” и назначен командовать бригом “Меркурий”.

Командир брига “Меркурий”, Александр Иванович Казарский

Бриг “Меркурий” был построен на Севастопольской адмиралтейской верфи в 1820 году из крымского дуба.

Этот небольшой быстроходный 18-пушечный корабль с прямым парусным вооружением предназначался для разведывательной и посыльной службы.

“Меркурий” находился в боевом составе флота более 30 лет, но при отступлении русских войск с Южной стороны Севастополя в августе 1855 года был, вместе с другими кораблями эскадры затоплен.

В то время на Кавказе и Балканах шла очередная русско-турецкая война, и корабли Черноморского флота осуществляли блокирование турецких портов, стараясь разорвать коммуникации противника. Важнейшей задачей было перекрытъ туркам выход из пролива Босфор, и здесь постоянно дежурили русские корабли.

14 мая 1829 года из патрулирования возвращались фрегат «Штандарт» и бриги «Орфей» и «Меркурий». Неожиданно они столкнулись в море с турецкой эскадрой, состоявшей из шести линейных кораблей. Было решено боя не принимать и уходить на соединение с основными силами флота. «Штандарту» и «Орфею» удалось уйти, а «Меркурий» отстал. Перед экипажем замаячила перспектива спуска флага, плена и позора.

Два из шести турецких кораблей — 110-пушечный «Селимие» и 74-х пушечный «Реал-бей» — вели погоню за крошечным бригом, предчувствуя легкую добычу, награды и премии.

Капитан Казарский собрал военный совет, на котором было единогласно решено: флага не спускать, принять и вести бой до последней возможности, а в случае угрозы захвата корабля, взорвать его вместе с кораблем противника. Возле крюйт-камеры, в которой хранился порох, был положен заряженный пистолет. Из него в критический момент предстояло выстрелить в боеприпасы и сдетонировать их.

Когда турки поняли, что «легкая добыча» собирается принимать бои и, более того, АТАКОВАТЬ, они были поражены.

Вот что писал потом один из офицеров «Реал-Бея»: «В продолжение сражения мы поняли, что капитан брига никогда не сдастся и, если он потеряет надежду, то взорвет свой бриг на воздух.

Ежели в великих деяниях древних и наших времен находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все оные помрачитиь, и имя сего героя достойно быть начертанным золотыми буквами на храме славы».

Бой длился четыре часа! Зажатый в клещи бриг, под командой бесстрашного капитана, столь умело маневрировал и стрелял по рангоуту и такелажу турок, что сумел нанести неприятелям серьезные повреждения, и они были вынуждены первыми (!) выйти из боя. Уж они-то стрелять в свои крюйт-камеры не собирались.

“Меркурий” получил 22 пробоины в корпусе и 297 иных повреждений! Но все же он сохранил способность двигаться и пошел на соединение с силами русского флота.

Произведения Ивана Айвазовского, посвященные этой теме. Слева — “Бриг “Меркурий”, атакованный двумя турецкими кораблями” (1892). Справа — “Бриг “Меркурий” после победы над двумя турецкими судами” (1848)

Мужество, отвага, верность долгу и преданностъ флагу экипажа “Меркурия” была оценена по достоинству. Казарского император наградил орденом св.

Георгия IV степени, произвел в капитаны II ранга и флигель-адъютанты (то есть, члены императорской свиты).

Все офицеры брига были произведены в следующие чины, экипаж получил пожизненную пенсию в двойном размере, а в гербы офицеров был внесен пистолет — в память о том, что во время боя лежал у крюйт-камеры.

Маленький бриг получил высшую для корабля награду — кормовой Георгиевский флаг, что с языка геральдических символов переводится как «корабль-герой». Император Николай I, потрясенный мужеством моряков, приказал, чтобы в составе русского флота всегда был корабль, носящий имя «Память Меркурия».

О трагической судьбе последней «Памяти Меркурия» несколько слов — впереди.

А пока — о дальнейшей судьбе А.И. Казарского.

Памятник Казарскому в Севастополе

Он был назначен командиром фрегата «Поспешный», затем — корабля «Тенедос», вновь участвовал в боях. В 1831 году получил чин капитана I ранга, в 1832 году инспектировал строительство водопровода для севастопольского Адмиралтейства.

А в 1833 году Казарский скоропостижно скончался в Николаеве в возрасте 36 лет. Существует обоснованная версия, что герой и гордость Флота Российского, любимец императора, был отравлен. Во все времена находились люди, которым личности такого масштаба мешали жить…

Когда в Севастополе было получено сообщение о смерти Казарского, начальник штаба флота М.П. Лазарев предложил начать сбор средств на сооружение памятника. Офицеры собрали по подписке 12 тысяч рублей, и на эти средства по проекту архитектора А.П. Брюллова (брата знаменитого художника) был сооружен монумент на Малом бульваре.

Памятник Казарскому на Мичманском бульваре. Фото начала 20 века

Памятник представляет собой усеченною пирамиду из белого крымбальского известняка, на которой установлен античный боевой корабль — трирема, отлитая из чугуна. В небольших нишах установлены изображения античных богов Ники (богини победы), Нептуна (бога морских глубин), Меркурия (покровителя мореплавателей) и краткая надпись «Казарскому. Потомству в пример».

Надпись на постаменте придумал император Николай I. Эти слова как будто предначертали всю дальнейшую историю Севастополя.

Корабли с названием «Память Меркурия» действительно не раз бороздили моря и океаны. Но в памяти наших современников черным пятном останется воспоминание о трагической гибели последнего из них, произошедшей в водах Черного моря.

Январской ночью 2001 года этот небольшой сухогруз, построенный в 1965 году, шел из Стамбула в Евпаторию.

Когда-то судно принадлежало гидрографической службе Черноморского флота, но к тому времени было куплено частной фирмой и, получив легендарное имя, совершало челночные рейсы из Евпатории в Cтамбул.

В несильный, 4-х балльный шторм, судно внезапно резко накренилось и быстро пошло ко дну. Из 52-х пассажиров и членов экипажа погибли 20 — в момент эвакуации, или потом — на плотах, от переохлаждения и отчаяния. Эвакуация была панической — в момент аварии на судне погас свет.

Сигнал бедствия моряки подать не успели (или он не был услышан).

В результате, первый плот со спасшимися при кораблекрушении был обнаружен только спустя двое суток! Все это время люди находились раздетые, мокрые, под дождем и снегом, при температуре воздуха около ноля градусов!

Вероятной причиной трагедии стал перегруз и смещение груза в трюме старенького теплохода. После гибели последней «Памяти Меркурия» было решено создать совместную спасательную службу Военно-Морских Сил Украины и Черноморского флота России.

Местонахождение: Матросский бульвар.

При составлении статьи были использованы следующие источники:

Золотарев М.И., Хапаев В.В. Легендарный Севастополь: увлекательный путеводитель. — Севастополь, 2002.

Севастополь: путеводитель. — Севастополь: Библекс, 2010.

Современные фотографии Ольги Иутиной.

Источник: https://travel70.ru/pamjatnik-kazarskomu-v-sevastopole/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть