Памятник И.А. Крылову

Иван Андреевич Крылов: памятники в российских городах

Памятник И.А. Крылову

Иван Андреевич Крылов прожил довольно долгую жизнь. Как любой человек, он путешествовал по городам и весям страны, однако мало где задерживался надолго. Пожалуй, сказывался флегматичный темперамент. Потому не так уж много населенных пунктов в России, в которых увековечена его память. Расскажем об основных монументах, установленных в честь знаменитого баснописца.

Иван Андреевич Крылов: памятники XIX века

Из 75 лет, отпущенных судьбой писателю, 60 он отдал Санкт-Петербургу. В этот город поэт приехал 13-летним мальчиком, здесь начал издаваться и стал известным. Творение Петра на Неве стало и последним пристанищем баснописца.

Он ушел из жизни в 1844 году и был торжественно похоронен (при огромном стечении народа) на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре. Его надгробие очень простое, выполнено по типовому проекту.

Видимо, уже тогда было понятно, что в ближайшее время фигура такого масштаба, как Крылов, будет увековечена достойно.

Уже спустя год начали сбор денег на строительство монумента. За 3 года собрали 30 000 рублей и провели конкурс на лучший проект памятника поэту. Победителем оказался барон Петр Карлович фон Клодт.

В то время он уже был известен, в первую очередь, как автор знаменитых лошадей на Аничковом мосту. Вообще-то, согласно первоначальному проекту Клодта, памятник Крылову в Петербурге должен был выглядеть иначе.

Скульптор задумывал его в традиционной манере: мощная фигура, облаченная в римскую тогу.

Однако рядом с основным проектом уже тогда, в 1848 году, появился набросок, представляющий собой прообраз сегодняшнего монумента. Когда его открыли (в 1855 году), перед зрителями предстал совершенно неожиданный Крылов.

Памятники того времени изображали царя, полководца, военачальника символически, иносказательно. Это был обобщенный герой, не человек, а его воплощение. А Клодту удалось передать портретное сходство с оригиналом.

Его бронзовый поэт сидит на скамье в рабочем сюртуке – расслабленно, задумчиво. А пьедестал украшен фигурами героев басен автора.

Этот монумент стал первым «писательским» памятником в Санкт-Петербурге и третьим – в России. Он был установлен на одной из аллей Летнего сада. Во-первых, потому что когда-то, во времена Петра I, здесь находились статуи Эзопа и героев его басен. А во-вторых, потому что в этом парке всегда много детей.

Иван Андреевич Крылов: памятники XX века

В прошлом столетии появились монументы, установленные в Твери и Москве.

Тверской Крылов был открыт в 1959 году. Это работа скульпторов С. Д. Шапошникова и Д. В. Горлова и архитектора Н. В. Донских. 4-метровый бронзовый баснописец украшает сквер возле площади Победы. Это единственная «стоящая» скульптура поэта. Однако и в этом памятнике проявляется некая леность – в небрежно отставленной вперед ноге, сложенных за спиной руках.

Памятник Крылову в Москве расположился на Патриарших прудах, что с самого момента его появления в 1976 году вызывает недоумение.

Конечно, баснописец жил некоторое время в нынешней российской столице, однако почему его память увековечена именно в том месте, где Берлиоз беседовал с Иваном Бездомным, совершенно непонятно.

К слову, памятник Булгакову так и не получил прописку в этом великолепном районе Москвы. Так или иначе, скульптурная композиция, включающая сидящего Крылова и 12 героев его басен, и по сей день украшает сквер.

Рядом расположена детская площадка, так что очень удобно рассказывать малышам про «дедушку Крылова», его Мартышку, героев «Квартета», Ворону с сыром или Слона и Моську. Работа выполнена архитектором Арменом Чалтыкьяном, скульпторами Андреем Древиным и Даниэлем Митлянским.

Иван Андреевич Крылов: памятники XXI века

В 2004 году в Пушкино (в том, что под Москвой, а не под Петербургом) появилась еще одна скульптурная группа, связанная с именем Ивана Андреевича. На этот раз Крылов сидит на лавочке рядом с Александром Сергеевичем Пушкиным. Худощавый поэт о чем-то эмоционально говорит очень полному баснописцу.

Обе фигуры из бронзы. Их автор – Константин Константинов. У местных жителей памятник вызвал оживленные споры. Дело в том, что оба писателя не имеют никакого отношения к городку Пушкино (несмотря на его название), хотя дружили на самом деле.

Но скульптурная группа довольно симпатичная, ее полюбили дети и туристы.

Быть может, появятся памятники Крылову и в других городах – например, в Серпухове, где баснописец прожил 2 года вместе с младшим братом, Львом Андреевичем.

Источник: http://fb.ru/article/124172/ivan-andreevich-kryilov-pamyatniki-v-rossiyskih-gorodah

Памятник и. а. крылову в санкт-петербурге – дыхание питера

Памятник И.А. Крылову

Адрес памятника И. А. Крылову: Санкт-Петербург, Летний сад
Дата открытия: 12 мая 1855 года
Скульптор: П. К. Клодт
Художник: А.

А. Агин

Материал: бронза
Метро: Адмиралтейская, Невский проспект, Чернышевская
Проезд: от метро «Адмиралтейская», «Невский проспект» и «Чернышевская» пешком 10-15 минут в сторону реки Невы, маршрутные такси К46, К76
Экскурсии по Санкт-Петербургу (обзорные, пешеходные, автобусные)

Сразу после кончины известнейшего баснописца России Ивана Андреевича Крылова (1845 год) газета «Санкт-Петербургские Ведомости» опубликовала призыв о сборе средств на сооружение ему памятника.

Идея о создании памятник Крылову в Санкт-Петербурге пришлась по душе и горожанам и руководству города, был создан соответствующий Комитет, собравший за три года своего существования огромную по тем временам сумму частных пожертвований, превысившую 13 тысяч рублей.

После этого в середине 1848 года Академия художеств объявила о начале конкурса на проект лучшего памятника И. А. Крылову. В числе конкурсантов оказались А. И. Теребенев, Н. С. Пименов, И. П. Витали, П.

К. Клодт и П. А. Ставассер. Почти полтора года потратила комиссия на выбор лучшего образа для увековечивания образа И. А. Крылова, и 26 ноября 1849 года был утвержден проект Петра Карловича Клодта.

История создания памятника И. А. Крылов в Санкт-Петербурге

Скульптор трудился над памятником И. А. Крылову немногим более пяти лет. Весной 1852 года Клодтом на рассмотрение Академии художеств была предоставлена большая модель памятника.

После её утверждения в мае 1853 года была произведена пробная отливка памятника Крылову в бронзе в натуральную величину.

Долго решали вопрос с местом установки памятника И. А. Крылову в Сантк-Петербурге.

Предлагалось установить его перед Академией художеств, Публичной библиотекой, зданием Университета (Крылов был его почётным членом), в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры (здесь он был похоронен в 1844 году). Однако Николаем I все эти варианты были отвергнуты.

В итоге памятник И. А. Крылову решили установить в Летнем саду, где писатель часто проводил время. Этот вариант предложил создатель памятника П. К. Клодт.

И, наконец, когда весной 1854 года была произведена отливка памятника и чеканка барельефов в Литейной мастерской Академии художеств.

На барельефах, помещённых на постаменте памятника Крылову, скульптор изобразил сцены из басен Крылова: «Лисица и виноград», «Лягушка и Вол», «Лев на ловле», «Ворона и Лисица», «Слон на воеводстве», «Петух и жемчужное зерно», «Вороненок», «Квартет», «Лев и Барс», «Мартышка и очки», «Волк и Журавль», «Белка», «Кукушка и Петух», «Демьянова уха», «Фортуна и Нищий».

Позировали скульптору настоящие звери (в том числе и хищные волк (прислали царские егеря) и медведь с медвежонком (были переданы братом скульптора)) и птицы, жившие в его мастерской на протяжении всего творческого процесса и ставшие живыми натурщиками персонажей басен И.А.

Крылова на пьедестале памятника. Особых хлопот Клодту такое соседство не доставляло. Только одно животное Клодт не решился поселить в мастерской – козла. Его к Петру Карловичу каждый раз водила жившая неподалёку старушка. Животные спокойно уживались между собой.

Только волк постоянно охотился на кошек, а медведь пристрастился к спиртному, которым его угощали рабочие. Еще двух крупных животных, не посетившего мастерскую автора, – льва и слона – он лицезрел в зверинце немца Зама на Фонтанке и в Царском Селе.

В первый к слову сказать, после окончания проекта он передал всех питомцев.

Что же сказать о самом баснописце? В памятнике он предстает перед нами сидя на высоком пьедестале высотой три с половиной метра в спокойной, непринужденной, чуть усталой позе с раскрытой книгой в руках.

Лицо Крылова одухотворено, его фигура полна спокойного достоинства, и нет ни намека на нарочитость, пафос или эффектность, ни в его одежде, ни в позе, весь образ прост, но ни будничен, в нем есть жизнь.

Следует отметить, что памятник И. А. Крыловув Летнем саду в Санкт-Петербурге стал вершиной творчества П.К.

Клодта, и ценность его от этого только возрастает и отражает весь опыт скульптора в создании истинно гармоничных и изысканных произведений искусства.

Открытие и жизнь памятника И. А. Крылову в Санкт-Петербурге

Торжественное открытие памятника И. А. Крылову в Летнем саду состоялось 12 мая 1855 года. В. В.

Стасов писал о нём: «Крылов сидит перед нами на камушке, в ежегодном своём сюртуке и панталонах, отяжелевшим, добродушным разгильдяем, каким он на самом деле под конец жизни был, без прикрас и без малейшей идеализации…» Через 20 лет после открытия памятника, в 1865 году, для защиты монумента от вандалов здесь была сооружена художественная ограда.

Во время блокады Ленинграда памятник был закрыт деревянными щитами из брёвен. Однако осколки снарядов всё равно повредили и сам памятник, и ограду вокруг него. В 1945 году щиты сняли, памятник Крылову восстановили.

��������� �� �����-����������

Источник: http://s-pb.in/pamyatniki/pamyatnik-i-a-krilovu

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.