Памятник Александру Пересвету в поселке Борисоглебский

Памятник Пересвету в Брянске. Исторические события

Памятник Александру Пересвету в поселке Борисоглебский

Памятник Пересвету в Брянске стоит уже давно. Однако начнем с того, что город воинской славы Брянск расположен на берегах Десны. Его население составляет чуть больше 400 тысяч человек.

Великолепная панорама красивых и живописных далей, жилых кварталов делового рабочего города открывается из района Покровской горы, которая возвышается прямо над городом, образуя крутое побережье Десны.

Когда-то очень давно именно отсюда началось древнее поселение, со временем образовавшее город-крепость Брянск.

Памятник Пересвету в Брянске. Покровская гора

Со всех сторон крепость была закрыта высокими и крутыми склонами горы, непроходимыми лесами и оврагами, что служило надежной защитой города от многочисленных врагов.

Прежде чем приступить к рассказу про памятник Пересвету в Брянске, нужно отметить, что Покровская гора очень долго, буквально до конца XVIII века, являлась центром города. Следом за крепостью возник посад.

Город Брянск впервые упоминается в Ипатьевской летописи в 1146 году, когда на Покровской горе жило всего 350 человек. Затем там стал поселяться разный люд, мастеровые и крестьяне. В 1246 году город преобразовался в центр Брянского княжества.

Брянский князь Борис Михайлович, умерший в 1401 году, был сыном убитого в Золотой Орде Черниговского князя Михаила, он и стал строить и укреплять город.

Мемориальный комплекс

Открытие памятника состоялось в 1985 году. Тогда город отметил свое 1000-летие. В честь этого великого события было решено воздвигнуть целый комплекс – памятник Александру Пересвету и Баяну и стелу с Родиной-матерью.

За спинами первых двух персонажей видна белоснежная стрела, над которой возвышается скульптура простой работящей женщины, являющейся олицетворением образа Родины и матери. В руках она держит серп и молот, они представляют собой символы хлебопашества и мастерства.

К этим известным памятникам Покровской горы приезжают молодожены, чтобы почтить память, а заодно сфотографироваться и оставить ленточку на счастье.

Пересвет и Баян

Брянщину называют землей Пересвета. Его величественная скульптура была воздвигнута на самой высокой точке Покровской горы. Композиция включает в себя героя Куликовской битвы, восседающего на могучем коне.

Русский монах-воин Александр Пересвет в начале битвы сразился с самым сильным татарским богатырем Челубеем. По древней легенде, этот русский воин был из Брянска. Рядом с ним восседает гусляр Баян, который тоже некогда был жителем этих мест.

Именно он своими песнями поднимал боевой дух ратным воинам перед боем.

Памятник Пересвету в Брянске: история

Считается, что Пересвет родился в Брянске и до принятия монашества был боярином, участвовавшим в военных походах.

В житии Пересвета и Осляби указывается, что они были учениками-пострижениками преподобного отца Сергия Радонежского, к которому направился за духовной поддержкой и благословением великий князь московский Дмитрий Донской.

Преподобный Сергий благословил не только его, но двух воинов-иноков с ним: Александра Пересвета и Андрея Ослябя. Александр помолился в одной из келий и, оставив свой яблоневый посох, который сегодня хранится в Рязанском краеведческом музее, ушел на битву.

Со стороны Мамая ему противостоял огромной силы воин Челубей, который провел 300 поединков и ни одного не проиграл. Пересвет знал, что копье Челубея было отравлено и на метр длиннее его, и ему практически было не добраться до него, поэтому он снял с себя все свои доспехи, оставшись в одной схиме и с крестом на груди.

Он заранее просчитал, что копье противника на скорости пройдет через его тело и даст ему возможность ближе подобраться к Челубею так, чтобы сбить его и поразить насмерть. Все так и случилось, а Пересвет, получив смертельную рану, смог вернуться в строй и умереть на руках боевых товарищей.

Верный конь вынес его, оставшегося в седле победителя, к своим.

Битва

После этого началась Куликовская битва, это было 8 сентября 1380 года. Предполагается, что тела преподобных Пересвета и Осляби (который тоже был из Брянска) покоятся в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Москве в районе Старого Симоново.

Есть предположение, что в Куликовской битве участвовал и сын Осляби Яков, который так же, как и отец, сложил свою голову за Русь-матушку. Есть история, что Дмитрий Донской в ходе битвы получил ранение и упал с коня. Ослябя же, вытащив его тело в безопасное место, надел на себя его доспехи и вновь повел дружину в бой, повлияв тем самым на исход битвы.

Памятник Пересвету в Брянске стоит как напоминание современникам, ведь трудно себе представить, но, по приблизительным подсчетам, в Куликовской битве участвовало на стороне Донского от 40 до 70 тысяч воинов, войско Мамая насчитывало от 90 до 150 тысяч человек. Русские войска потеряли 20 тысяч, орда – 8/9 общей численности армии.

Открытие памятника важно было еще и тем, что на битву шли владимирцы, брянцы, суздальцы, ростовчане, костромичи и другие, но вернулись с боя они единым русским народом.

Источник: http://fb.ru/article/283155/pamyatnik-peresvetu-v-bryanske-istoricheskie-sobyitiya

Что посмотреть в поселке Борисоглебский за один день

Памятник Александру Пересвету в поселке Борисоглебский

Борисоглебские слободы, так изначально назывался поселок Борисоглебский (1363), находятся чуть западнее Ростова, всего в двадцати километрах от него. История его возникновения связана с Борисоглебским монастырем. Безмятежная и даже немного сердитая красота монастыря привлекает всех его посетителей и проезжих.

Совсем недавно ему исполнилось 650 лет, но выглядит он для своего седовласого возраста неплохо. Его гигантские стены действительно напоминают стены Московского Кремля. Для маленького поселка такое сооружение несколько великовато. Но в те далекие смутные времена татарские набеги, княжеские междоусобицы и польские поползновения просто вынудили основателей монастыря укреплять его стены.

Борисоглебский монастырь

Вид на монастырь со стороны пруда

Монастырь всегда открыт для посетителей. Нынче он пребывает в реставрационном состоянии, но некоторыми его строениями уже можно любоваться, как историческими памятниками. Кстати, одежда посетителей может быть любая, никто не требует посещать монастырь в надлежащем для этого виде, как это делается в других монастырях.

На территории монастыря расположились надвратные церкви, украшениями которых служат резные галереи. Немного южнее красуется Сергиевская церковь, которая, по словам историков, перестраивалась в конце семнадцатого века.

Ворота церкви открывают вид в глухой и уединенный парк. А вот Сретенская церковь со своими воротами выводит посетителей из монастыря в поселок Борисоглебский.

Этот ансамбль церквей один из самых невероятно красивых построек семнадцатого века в России.

Сретенская надвратная церковь

Сергиевская надвратная церковь

Борисоглебский собор – самое большое строение в монастыре, которое построено чуть более пяти столетий назад. В нем хранятся мощи святых Павла, Федора и Иринарха. Необычайный интерьер создают своды со столбами, которые придают объемности и торжественности помещению. Внутренние росписи собора выполнены художником Егоровым уже в ХХ веке, но гармонично вписываются в стиль прошлого.

Единственным построением Григория Борисова принято считать Благовещенскую церковь, в которой находится трапезная палата и настоятельские покои. Это церковь-дом настоятеля монастыря. Каменная резьба и изразцы лаконично украшают пристроенное крыльцо церкви. В настоящее время на реставрации.

Самым необычным строением внутри монастыря принято считать звонницу. Три маленькие главы, трехъярусное резное крыльцо, ну и, конечно же, колокола, правда, уже новые. Все старые колокола во времена советской власти бесследно исчезли.

Колокольня

Все покои, корпуса и кельи создают в монастыре маленький спокойный и уютный городок, в котором своя жизнь, свои правила, резко отличающиеся от внешнего мира. Но это и влечет всех посетителей, желающих впитать дух тех далеких веков.

Немного из истории

Место для монастыря выбирал Сергий Радонежский, рассчитывая, что обитель станет защитой от монголо-татар на подступах к Москве. Противостояние уже в другой войне, с поляками, продолжил преподобный Иринарх. Когда-то его цепи, тяжесть которых на себя сейчас примеряют паломники, произвели на польского военачальника огромное впечатление, после чего он одарил монастырь деньгами.

В свое время поляки хотели завладеть монастырем. Иринарх − единственный, кто тогда остался в монастыре. После разговора с командиром польского отряда монастырь был оставлен поляками.

Святой Иринарх пришел в монастырь из ближайшей деревни. В затворе он молился тридцать лет. Его маленькая келья была шириной около двух метров и длиной около четырех метров. Живя в монастыре, он много претерпевал и от местной братии.

Поговаривают, что, когда у него исчезли сапоги, он прекрасно обходился без них, а когда настоятель отобрал у него часть продуктов, он без замешательства отдал настоятелю все продукты.

Иринарх один из немногих благословил Минина и Пожарского на освобождение Москвы.

В народных сказаниях говорится, что именно Иринарх своими молитвами изгнал всех гадюк из монастыря. Во всей округе можно встретить гадюку, а на Борисоглебской слободе их нет.

Недалеко от реки Устье, правый берег которой занимает Борисоглебск, есть места, где еще до революции обитали монахи в маленьких землянках. Даже святой источник был там с родниковой водой. После всех неурядиц монахи исчезли, и источник долго найти не могли.

Уже в наши времена прошла большая буря, которая валила деревья. Под упавшим дубом пошла родниковая вода. Впоследствии этот родничок расчистили, облагородили, и по сей день к нему приходят люди напиться святой воды.

Среди деревьев и девственной природы теперь журчит маленький родник, который создает сказочную обстановку.

Торговые ряды

По всей длине северной стены монастыря расположились каменные лавки, которые были построены руками монахов еще в XIX веке. Ростовские купцы и крестьяне Борисоглебска брали в аренду эти лавки и продавали свои товары. Сегодня лавки сохранились как единственное доказательство провинциальной жизни былого волостного центра Ростовского уезда.

Памятник Александру Пересвету

К юбилею Куликовской битвы в 2005 году был открыт памятник Пересвету – воину-монаху. Скульптурная композиция принадлежит автору З.К. Церетели. Высота бронзового памятника составляет три метра. Легенд ходит много об этом герое Куликовской битвы, который принимал постриг в Борисоглебском монастыре.

Памятник преподобному Иринарху

В уютном местечке возле автовокзала расположился памятник Иринарху, автором которого был З.К. Церетели. Среди тенистых деревьев и цветочных клумб, вокруг которых находятся скамейки для отдыха, освещенные в вечернее время фонарями, в гордом одиночестве Иринарх встречает гостей поселка, а также охраняет его от врагов, как и в былые времена.

Краеведческий музей Борисоглебска

На территории монастыря мирно расположен краеведческий музей, в фонде которого присутствуют:

  • предметы быта древних жителей поселка;
  • экспозиция деятельности В.А. Королева, который вошел в лучшую десятку гармонистов России;
  • выставка изделий и картин, искусно вышитых лентами из атласа и шелка;
  • выставка как юных, так и состоявшихся художников;
  • фотографическая выставка поселка Борисоглебска с ХХ по ХХI века.

Квартира- музей К. Васильева

Поэт Васильев – уроженец поселка Борисоглебский. Он посвятил поэзии четверть века и оставил богатое наследие для своих односельчан. Его стихотворения знают даже маленькие жители поселка.

Как добраться до поселка Борисоглебский

Железной дороги в этом поселке нет. Ближайшая железная дорога находится в Ростове. Каждые два часа из Ростова в Борисоглебский прибывают автобусы, которые сорок минут находятся в пути.

Из Ярославля автобус идет около двух часов, но тоже прибывает так же часто, как из Ростова. Из Углича до поселка автобус трижды в день привозит пассажиров, он в пути находится тоже около двух часов.

Путь длинным не покажется, так как можно любоваться красотами лесов, не тронутых человеком.

Поездку в Борисоглебский можно совместить с посещением Углича или Ростова. Но если у путешественников есть цель посетить монастырь, лучше для этого выделить целый день. Чувство умиротворенности, ощущение волшебства или влияния высших сил будут сопровождать посетителей не протяжении всего пребывания в монастыре.

Гостиница «Ковчег»

Небольшая гостиница поселка принимает одновременно сорок человек. В ней есть 16 номеров со всеми удобствами. Первый этаж гостиницы приходится под кафе, в уютной обстановке которого можно отведать местные блюда. Возле здания находится бесплатная стоянка. Она не охраняется, но случаев угона не было. Собственная котельная отапливает гостиницу зимой.

В дополнительные услуги входит прогулка на лошадях.

Еще в поселке можно отдохнуть на турбазах, расположенных на берегу реки. Послушать пение лесных птиц в сочетании со звоном монастырских колоколов, сблизиться с природой, половить рыбу. Покататься на лодке можно в выходные дни. Это надолго останется в памяти и отвлечет от городской суеты.

Даже прогулка по поселку принесет немало впечатлений. Местные жители настолько внимательны и доброжелательны, что складывается впечатление, будто они тоже святые. Старожилы поселка охотно и даже с азартом рассказывают легенды о своем крае, увлекая ваше воображение в середину шестнадцатого века.

Близлежащие достопримечательности

* Популярные отели на Букинге

* Популярные отели на Букинге

Источник: http://odinturist.ru/borisoglebskij.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.