Новомосковская детская железная дорога

Содержание

Детская железная дорога в Новомосковске

Новомосковская детская железная дорога

Знаете ли вы о существовании такого детского образовательного учреждения, как «Детская железная дорога»? Долгое время мы считали, что ДЖД в России и странах СНГ это просто развлекательные аттракционы для детей, но решив копнуть глубже, обнаружили, что это свой особенный и очень интересный мир.

Дети в возрасте от 8 до 15 лет учатся в таких «школах» на различные железнодорожные специальности: машинистов, проводников, обходчиков путей, работников вокзалов и многие другие. Практически вся работа по обслуживанию подвижного состава и станций лежит на плечах юных железнодорожников.

 В летний период на участке специальной узкоколейной железнодорожной линии проходят практические занятия, а в остальное время юные железнодорожники учат теорию.

На детской железной дороге все как у взрослых – по возможности здесь используется такое же оборудование, вся техника безопасности соблюдается так же тщательно, как и на железных дорогах общего пользования.

Иногда к детским железным дорогам ошибочно относят аттракционы в парках, но они устроены лишь для развлечения и не несут в себе никакой образовательной функции, в отличие от ДЖД. Первая детская железная дорога появилась в 1932 году, но тогда она предназначалась скорее для развлечения.

К концу 30х годов ее закрыли, а потом и вовсе забросили. В 1935 году аналогичная дорога появилась в Тифлисе (Тбилиси), и именно ее принято считать первой детской железной дорогой.

Первая ДЖД в СССР появилась в Красноярске, а затем эту эстафету подхватили многие города союза и детские железные дороги появились почти во всех столицах союзных республик, а также в крупных городах.

К середине 1980х годов на территории СССР было открыто 52 детских железных дороги, почти все они находились под юрисдикцией Министерства Путей Сообщения.

Пример Советского Союза оказался заразителен, и ДЖД появились в Болгарии, Венгрии, Китае, ГДР, Чехословакии и даже на Кубе! Если в СССР финансирование осуществлялось из государственных средств, то зарубежные страны не могли себе этого позволить, поэтому там эти дороги проработали 10-15 лет и были упразднены и после распада Советского Союза большинство ДЖД были закрыты.

Сейчас детские железные дороги можно видеть лишь в Минске и некоторых городах Украины, в России все ДЖД действуют по настоящее время. По состоянию на 2014 год их 25 и проектируются новые, в 2011 году детская эелезная дорога появилась в Санкт-Петербурге.

К сожалению, в Москве своей ДЖД пока нет, а ближайшая к столице находится в 40 км от нее, в поселке Кратово.

Хотя стоит отметить, что в 30х годах рассматривался грандиозный проект Московской Детской железной дороги, которая должна была находиться в Измайловском парке и иметь две линии 8 и 12 км длиной.

Проект был принят и утвержден 20 июня 1941 года, но осуществлению планов помешала Великая Отечественная война. Самой длинной детской железной дорогой считается ДЖД в городе Свободный Амурской области, ее длина 11.6 км, а самая короткая – в Красноярске, длиной всего 1.6 км.

Мы несколько раз пробовали прокатиться на детской железной дороге в Минске, но так как она работает лишь в летний период, наши графики никак не совпадали. Это конечно огорчало, но не так сильно, ведь в Минске всегда найдется, что посмотреть.

Источник: https://poznamka.ru/russia/detskaya-zheleznaya-doroga-v-novomoskovske

Детская железная дорога в Новомосковске Тульской области

Новомосковская детская железная дорога

В центральной части России расположено несколько детских железных дорог, одна из которых находится в городе Новомосковск Тульской области. В 2009 году она была признана лучшей детской железной дорогой России, возможно, что она и сейчас ей является. Уверена, что если вы решите поехать в Новомосковск с детьми, вам не придется об этом жалеть.

Кратко о Новомосковске

Новомосковск расположен в 60 км от города Тулы и считается частью Тульско-Новомосковской агломерации. Это крупный промышленный центр с начелением 126 тысяч человек, большая часть которых трудится на промышленных предприятиях города, в основном химических. Также здесь находится крупнейшее в Европе месторождение гипса.

Новомосковск расположен между двумя реками — Шатом и Доном.К сожалению, экологическая ситуация в городе оставляет желать лучшего. И дело здесь не только в химических предприятиях, но и в том, что город попал в зону заражения во время аварии на Чернобыльской АЭС.

Тем не менее, в последние годы очень много делается для улучшения экологии: устанавливается современное очистное оборудование, произведены мероприятия по очистке Шатского водохранилища, в результате чего там снова стала водиться рыба.

Новомосковск образовался при строительстве химического комбината в 1930 году и первоначально носил  название Бобрики, в 1933 году получил название Сталиногорск, а в 1961 году был переименован в Новомосковск.

Город несколько раз занимал призовые места к конкурсе самых благоустроенных городов России.

Где остановиться в Новомосковске

В городе имеется 3 гостиницы, но об их качестве я ничего сказать не могу. Информацию о гостиницах Новомосковска смотрите ЗДЕСЬ.
Если вы поедете на машине, то неплохая идея — переночевать в отеле «Золотой город», который расположен в 15 км от Новомосковска.

Это загородный отель в китайском стиле с красивой зеленой территорией и фонтанами. В отеле имеется СПА-центр.
Советы по бронированию гостиниц читайте в статье Как выгодно забронировать отель или апартаменты во время путешествий.

Добраться до Новомосковска проще всего на машине, также из Тулы ходят маршрутные такси и автобусы.

Детская железная дорога Новомосковска

Новомосковская детская железная дорога была открыта в 1953 году. Поначалу по ней ездили паровозы, которые сейчас заменены на тепловозы. Маршрут железной дороги кольцевой, пролегает вокруг детского парка, его протяженность около 2 километров. Обычно детская железная дорога работает с мая до середины сентября, в мае и сентябре — по выходным, летом — с четверга по воскресенье.

На детской железной дороге 3 остановочных пункта: станция Березки, Парковая и Исток Дона. Время в пути около 15 минут. Кстати, это единственная детская железная дорога, где есть скорые поезда (они не делают остановку на станции Парковая).Тепловозы носят названия «Быстрый» и «Ветерок», а у вагонов также есть свои названия.

Первый вагон — без названия, в нем можно увидеть фото об истории железной дороги. Есть вагоны «Чебурашка», «Орленок», «Экскурсионный», «Музыкальный». Последний вагон — «Свадебный», в нем молодожены могут совершить свое первое свадебное путешествие. К тому же им выдается сертификат на бесплатные поездки в течение первого годо после рождения первенца.

В вагонах установлены пластиковые сидения, правда, их размер тоже детский, так что для взрослых сидеть тесновато.

Примечательно, что работают на Новомосковской детской железной дороге также дети. Это ученики 5-11 классов Новомосковска, Тулы и других соседних населенных пунктов. Возле станции «Березки» находится ярко сине-желтое здание.

Это учебный корпус, в котором ежегодно проходят обучение около 1000 детей. Зимой ребята проходят теоретический курс, а летом применяют полученные знания на практике.

Обучение длится 3 года, многие из выпускников детской железной дороги в дальнейшем выбирают себе профессиию железнодорожника.

Интересно, что несмотря на небольшую стоимость билетов, Новомосковская детская дорога является прибыльной, в год она перевозит около 25000 пассажиров. В День железнорожника проезд бесплатный для всех категорий пассажиров.

Исток Дона

Истоком Дона принято считать ручей в Детском парке города Новомосковска.У Льва Толстого есть сказка «Шат и Дон». У отца было два сына — старший сильный Шат и младший — Дон, более слабый. Отец показал каждому дорогу и велел им слушаться. Шат зашатался и сбился с дороги, в Дон пошел прямо, прошел всю Россию и стал славен.

Так и два ручья — Шат и Дон. Шат широкий, но вертится в разные стороны, и в итоге впадает в Упу в Тульской области. А Дон, хоть и был сначала узким, но проходит через всю Россию и впадает в Азовское море.Официально истоком Дона считается ручеек в Детском парке г. Новомосковск. Место благоустроено, украшено декоративным частоколом.

Также в парке установлена скульптурная композиция, посвященная легенде о Доне и его брате Шате и памятный камень с надписью «Исток Дона».

Детский парк Новомосковска

Новомосковский детский парк — прекрасное место для отдыха с детьми. Помимо детской железной дороги и истока Дона, в нем находится много детских аттракцинов и бесплатные игровые площадки.

В 1990-е и начале 2000-х парк был довольно мрачным и небезопасным местом, особенно в темное время суток. Сейчас произведена его расчистка от кустарников и благоустройство.

Летом на территории работают кафе.

В парке расположен макет паровоза братьев Черепановых, а также тепловоз ТУ-2, который раньше был в эксплуатации на детской железной дороге. Возле станции «Березки» (ранее «Пионерская») расположен памятный камень, под которым замурована капсула с посланием пионеров школьникам 2022 года.

Кафе «Париж» в городе Новомосковск

Для обеда в городе Новомосковск мы выбрали кафе под названием «Париж». Это ресторанный комплекс в центре города. В кафе и ресторане представлены блюда разных кухонь мира. Есть мороженое собственного производства, приготовленное по итальянской технологии.

И, что самое удобное для семей с детьми, — большой бесплатный двухэтажный детский лабиринт, из которого, правда, с трудом удалось вытащить заигравшихся детей. Так что кафе «Париж» стало еще одним приятным дополнением к прекрасной поездке. Ссылка на сайт кафе.

А если вы хотите побольше узнать о достопримечательностях Тульской области, читайте статьи Тула: достопримечательности и места отдыха и Тульский музей оружия.

Я, как всегда, желаю вам отличных поездок!

Источник: https://tuda-suda.com/rossiya/centralnaya-rossiya/detskaya-zheleznaya-doroga-v-novomoskovske-tulskoj-oblasti.html

Детская железная дорога, Новомосковск. Достопримечательности Тульской области

Новомосковская детская железная дорога

Город Новомосковск находится в Тульской области примерно в 220 километрах от Москвы. Этот сравнительно небольшой город имеет немало достопримечательностей, но одна из самых интересных среди них – детская железная дорога.

Этот уникальный объект относится одновременно и к туристическо-развлекательной инфраструктуре города, и к объединению РДЖ. Настоящие движущиеся составы, свои пути и график движения – все это детская железная дорога.

Новомосковск совсем несложно посетить в выходной день жителям столицы и других городов центрального региона РФ. Отправляйтесь в поездку всей семьей, яркие впечатления вам гарантированы!

История создания

В середине прошлого столетия город Новомосковск назывался Сталиногорск и относился к Московской области. Идея о строительстве детской железной дороги была выдвинута директором комбината «Москвауголь», одного из крупнейших производственных объектов на то время.

Сразу же актуальным стал вопрос, где будет располагаться детская железная дорога? Новомосковск – город небольшой, и лучшего места, чем парк, окруженный жилой застройкой не нашлось.

Железнодорожные пути образовали замкнутое кольцо, приказ о начале строительства был подписан 15 июня 1953 года. Это невероятно, но все работы были проведены в кратчайшие сроки.

И уже 21 декабря того же года состоялось торжественное открытие детской железной дороги в Новомосковске. В этот же день на рельсы сошел первый подвижный состав и отправился в рейс.

Первый год своего существования детская железная дорога исправно функционировала, но являлась ведомственной, то есть относилась к предприятию «Москвауголь». Однако уже в начале зимы 1954 года объектом заинтересовалось Министерство путей сообщения СССР.

В декабре железная дорога была официально передана в подчинение МПС. Первый сезон работы с новым руководством был открыт в мае 1955 года, очень часто именно от этой даты начинают отсчитывать историю существования объекта.

В то же время появляется официальное название «Малая Московско-Курско-Донбасская железная дорога», созвучное с наименованием основных федеральных железнодорожных путей, проходящих через город.

Однако уже в 1961 году кольцевая линия в городском парке упоминалась во всех официальных документах, как Новомосковская детская железная дорога. Новомосковск ведет свою историю под новым названием с того же времени, кроме того, город был передан из Московской в Тульскую область.

Реконструкция и обновления

Одно из наиболее интересных событий в истории модернизации объекта произошло в 1970 году. Именно тогда паровозы были заменены тепловозами, в 1971 году был привезен тепловоз ТУ2-126 функционирующий и в наши дни.

Реконструкции и мелкий ремонт железнодорожного полотна и подвижных составов проводились в последующие годы. Со временем число вагонов увеличилось с 4 до 9. Благоустраивались и платформы вместе со всеми находящимися на них постройками.

Знаковым в истории дороги стал 2006 год, именно тогда были привезены новые вагоны, а один из них даже стал свадебным. Благодаря такому переоборудованию аттракцион стал пользоваться невероятной популярностью среди молодоженов города.

Теперь в списках мест для посещения в день свадьбы многих брачующихся пар обязательно присутствует детская железная дорога. Новомосковск же обрел особую популярность среди туристов со всей России из-за данной достопримечательности.

Если верить рейтингу 2008 года, детская железная дорога в Новомосковске лучшая во всей стране среди объектов данной категории.

От взрослого аналога отличается она своими размерами, все поезда, вагоны и станционные постройки оборудованы с максимальным удобством для детей.

С технической точки зрения все по-взрослому, поезда движутся так же как настоящие, железнодорожное полотно оборудовано сигналами и стрелками, которые переключаются вручную. На железной дороге работают ученики 5-11 классов общеобразовательных учреждений.

Все они предварительно проходят обучение, состоящее из теоретического и практического курса. Детская железная дорога в Новомосковске режим работы имеет достаточно удобный для туристов. В выходные и праздники поезда движутся по усиленному расписанию, и прокатиться успевают все желающие.

Детская железная дорога (Новомосковск): цена билета и график движения

Новомосковск Тульской области – это небольшой город, и главный городской парк вы найдете без проблем. Именно в нем находится главная достопримечательность – детская железная дорога. Точный адрес объекта: улица Бережного 1а.

Точный график движения поездов уточняйте на главной станции или по телефону в официальной справочной службе. Внимание: помимо обычных рейсов есть так называемые экспрессы, пропускающие одну станцию. Стоимость проезда символическая около 100 рублей, предусмотрены скидки для детей, студентов и пенсионеров.

Молодоженам часто предлагают бесплатно прокатиться в тематически оформленном вагоне.

Что еще посмотреть в Новомосковске?

Городской парк, в котором находится детская железная дорога – это интересное место для прогулок и семейных фотосессий. Вторая по значимости находящаяся в нем достопримечательность – исток Дона. Ручеек протекает в шаговой доступности от железнодорожных путей.

Узнать это место нетрудно по тематической скульптурной композиции, которую видно издалека. Помимо этого по всей территории парка расставлены фигуры сказочных персонажей из мультфильмов, здесь же работают аттракционы, проводятся народные праздники и массовые гуляния.

Новомосковск Тульской области известен помимо детской железной дороги архитектурными достопримечательностями и своими музеями. В городе много старинных домов и хорошо сохранившихся церквей. Хорошо развита современная туристическая инфраструктура: достаточно кафе, ресторанов, развлекательных и торговых центров.

Не менее интересен для осмотра и областной центр – город-герой Тула, находящийся примерно в 70 километрах от Новомосковска. Тульская область – это отличное место для туристических поездок и отдыха в выходные дни.

Источник: http://fb.ru/article/196431/detskaya-jeleznaya-doroga-novomoskovsk-dostoprimechatelnosti-tulskoy-oblasti

Детская железная дорога (Новомосковск): описание, история, режим работы и отзывы

Новомосковская детская железная дорога

На территории Тульской области находится районный центр Новомосковск (260 км от Москвы и 65 км от Тулы). Он основан в 1930 году как рабочий город химического комбината НПО (научно-производственное объединение) «Азот». Основной достопримечательностью города, площадь которого 75 км², является детская железная дорога в Новомосковске.

История создания ДЖД

Детский учебно-развлекательный комплекс представляет собой объект, обычно кольцевой, с общей протяженностью 2-10 километров, который создается, как правило, в городских парках.

Особенностью этого аттракциона является то, что весь обсуживающий персонал дороги составляют дети. Здесь они под руководством инструкторов получают в летний период практические знания по эксплуатации железных дорог.

Выпускники ДЖД, по многолетней традиции, имеют определенные льготы при поступлении в училища и в вузы железнодорожного транспорта. Идея создания для ребят детской железной дороги в Новомосковске принадлежала директору государственного каменноугольного комбината «Москвауголь», который производил добычу угля в Подмосковном угольном бассейне, Дмитрию Онику.

Место для строительства было выбрано в городском парке небольшого районного городка Сталиногорска (с 1961 года — Новомосковск). В 1953 году был подписан приказ о начале строительства.

Через шесть месяцев состоялось открытие будущей основной достопримечательности города, которая представляет собой железнодорожный путь вокруг городского парка.

Первоначально кольцевое железнодорожное детское предприятие относилось к комбинату «Москвауголь».

В 1955 году ДЖД была официально поставлена на баланс Министерства путей сообщения СССР (МПС). Этот год считается началом истории Новомосковской детской железной дороги.

Реконструкция и обновление ДЖД Новомосковска

Через 15 лет было проведено полное техническое обновление объекта. Тогда же был пущен в эксплуатацию узкоколейный четырехосный пассажирский с электрической подачей постоянного тока тепловоз ТУ 2-126, который используется в настоящее время.

В связи с популярностью этого объекта руководством было принято решение увеличить число вагонов от четырех до девяти. В 2006 году пассажирский железнодорожный парк был заменен современными узкоколейными вагонами.

Среди них имеется специально оборудованный «свадебный» вагон. И теперь в программу свадебного торжества входит посещение детской железной дороги в Новомосковске (расписание ее работы будет указано ниже).

Кроме этого, все молодожены получают пригласительный билет, который дает право на бесплатное посещение железной дороги в течение года со своим первенцем. Все узкоколейные вагоны (с шириной колеи 750 мм) изготавливались в основном на Мытищинском машиностроительном заводе.

В честь юбилея пионерской организации (50 лет со дня образования) в 1972 году руководством было решено промежуточную станцию «Дубки» переименовать в «Пионерскую». На территории станции «Березки» возвели современный учебно-производственный корпус. Там юных железнодорожников обучают пользоваться всеми техническими средствами, которые есть на настоящих железных дорогах.

В 1979 году была пущена в эксплуатацию дополнительная пассажирская платформа «Юннатская». Благодаря ей, кроме обыкновенных поездов на ДЖД, существуют и скорые. В отличие от обыкновенных они не останавливаются на этой станции.

Президент ОАО РЖД (Российская железная дорога) В. Якунин присутствовал в 2009 году на закрытии очередного сезона. После этого были выделены средства на реконструкцию детской железной дороги города Новомосковска.

Благодаря чему с 2010 года в течение двух лет объект приобрел новые тепловозы и вагоны, изготовленные на Камбарском машиностроительном заводе (город Камбарка, Удмуртия).

Кроме этого, в этот период были построены два пункта для короткой остановки поезда (станции) и отремонтированы железнодорожные пути.

Джд новомосковска в наши дни

Сейчас на базе ДЖД обучаются и проходят практику под руководством директора А. Никитина более тысячи школьников из самого города и других населенных пунктов.

Занятия рассчитаны таким образом, что теоретическая часть проходит с октября по 20-е числа апреля. Затем с первого мая и по 31 августа – практическая часть. Занятия проходят под руководством железнодорожных наставников. Торжественное открытие сезона происходит первого мая.

Примечательно, что в День Победы все юные железнодорожники одеты в военную форму времен Отечественной войны 1941-1945 годов.

Девизом детской железной дороги в Новомосковске является: «Название – детское, а работа – настоящая», во время которой школьники осваивают разнообразные железнодорожные профессии, начиная от кассиров и заканчивая машинистами тепловозов.

Полный курс приобретения навыков профессии составляет три года. А после окончания выдается свидетельство, которое дает право на льготы для дальнейшего обучения.

Кроме знаний по специальности железнодорожника, дети могут посещать 82 секции по разным направлениям, расположенные на территории детского предприятия. Многие выпускники являются почетными гостями ДЖД Новомосковска. Некоторые из них занимают руководящие должности в системе железной дороги.

Хозяйственная часть и достопримечательности ДЖД

В распоряжении детской железной дороги в Новомосковске находятся четыре современных узкоколейных тепловоза и двенадцать вагонов. Среди них «экскурсионный», «музыкальный» и «свадебный».

На территории детского железнодорожного комплекса располагаются локомотивное и вагонное депо. Там имеются все возможности производить ремонт подвижного состава.

К достопримечательностям детской железной дороги в Новомосковске относится установленный в 2012 году на пьедестал грузовой паровоз серии «Э», они создавались в середине XX столетия по заказу Советского правительства польской машиностроительной компании в городе Познань.

Также возле главного входа на вокзал детского комплекса установлена копия в натуральную величину паровоза русских инженеров-изобретателей Ефима и Мирона Черепановых, создавших в 1835 году первый в России паровоз.

Расположение ДЖД. Где находится данное место?

Детская железная дорога находится в районе пассажирского железнодорожного вокзала на территории городского парка (улица Бережного). Она представляет собой кольцевой путь общей длиной более двух километров, где расположены три станции.

Время в пути составляет пятнадцать-двадцать минут. На главном вокзале ДЖД («Березовка») имеется расписание обычного поезда и скорого. Последний на платформе «Пионерская» не делает остановки.

Цены и режим работы детской железной дороги в Новомосковске

Комплекс работает с четверга по воскресенье, а также в праздничные дни с 10 часов утра и до 17.30. Руководством установлена стоимость билета для взрослого – 45 рублей. Детский билет – 35 рублей.

Отзывы посетителей

В билетной кассе вокзала «Березовка» находится книга отзывов и предложений, которая характеризует работу руководства ДЖД Новомосковска. В основном все гости говорят об этом месте только хорошее.

Как заявляют посетители, очень удобный режим работы у детской железной дороги в Новомосковске. В отзывах гости говорят и о том, что здесь провести хорошо время можно не только ребенку, но и взрослому. Некоторым гостям кажется, что поезда здесь едут очень медленно. Хотя детям посещение ДЖД приносит лишь удовольствие.

Заключение

Теперь вы знаете, что представляет собой детская железная дорога в Новомосковске. Мы рассмотрели историю этого места, рассказали о том, где находится оно. Также в статье указаны время работы и стоимость билетов ДЖД.

Источник: https://www.nastroy.net/post/detskaya-jeleznaya-doroga-novomoskovsk-opisanie-istoriya-rejim-rabotyi-i-otzyivyi

Учебные заведения

Новомосковская детская железная дорога
09 февраля 2011 1. Новомосковская детская железная дорога

2. Расположение и структура

3. Направления и показатели деятельности
4. Хозяйство железной дороги
5. Известные выпускники

детская железная дорога, расположенная в городе Новомосковске Тульской области. Является одной из главных городских достопримечательностей и, по состоянию на 2008 год, является лучшей детской железной дорогой России.

Структурно входит в филиал ОАО «Российские железные дороги» — Московскую железную дорогу. Начальник — Анатолий Александрович Никитин.

История

Инициатором строительства детской железной дороги в городе Сталиногорске выступил в 1953 году директор комбината «Москвауголь» Д. Г. Оника. Поэтому первоначально Сталиногорская детская железная дорога числилась на балансе Минуглепрома.

Главным инженером проекта был назначен выпускник Московского института инженеров транспорта Павел Усков, для которого, как и для его коллег — Олега Семёнова и Тамары Решетниковой — это стало первым серьёзным проектом.

Первоначальным планом проекта предусматривалось сооружение кольца длиной около двух километров с двумя сквозными станциями Берёзки и Дубки на территории Детского парка, ограниченной с трёх сторон городской застройкой, а с четвёртой — железнодорожной линией городского электропоезда.

15 июня 1953 года приказом директора комбината «Москвауголь» Д. Г. Оники было начато строительство детской железной дороги. Строительные работы выполнялись строительными подразделениями комбината под руководством Л. Мисропова и были завершены к концу года.

21 декабря 1953 года по детской железной дороге прошёл первый поезд. Его провели машинист Александр Коновалов и юный машинист Михаил.

Весной 1954 года было построено кирпичное локомотивное депо на станции Берёзки, и детская железная дорога отработала ещё один сезон. Но уже к концу 1954 года стало ясно, что собственное детище является слишком большой обузой для комбината «Москвауголь», и была инициирована передача объекта из Минуглепрома в ведение Министерства путей сообщения СССР.

17 декабря 1954 года по распоряжению Председателя Совета министров СССР находящаяся на балансе Министерства угольной промышленности СССР Сталиногорская детская железная дорога была передана в подчинение Министерства путей сообщения СССР и переименована в Малую Московско-Курско-Донбасскую железную дорогу. Новым начальником от МПС была назначена Мария Петровна Казакова.

26 мая 1955 года детская железная дорога открылась вновь, уже в подчинении МПС.

В 1961 году город Сталиногорск был переименован в Новомосковск. С этого момента детская железная дорога стала именоваться Новомосковская Детская железная дорога.

В 1972 году в честь 50-летия Всесоюзной пионерской организации станция Дубки была переименована в Пионерскую.

В 1974 году на станции Берёзки был построен учебно-производственный корпус.

В 1979 году, на северо-востоке дороги была построена посадочная платформа Юннатская. Благодаря ей, на Новомосковской детской железной дороге, существуют как обычные пассажирские, так и скорые поезда, которые не останавливаются на этой платформе.

В 2005 году после совместной работы администрации Новомосковской детской железной дороги и комитета по молодёжной политике города, один из вагонов стал «свадебным», в котором молодожёны совершают своё первое свадебное путешествие.

Молодожёны также получают пригласительный билет, по которому они в течение года могут посетить детскую железную дорогу со своим первенцем.

Первой парой, совершившей символичное путешествие по кольцу детской железной дороги в этом вагоне, были молодые люди Сергей и Елена по фамилии Молодожёновы.

17 августа 1981 года Новомосковской детской железной дороге было присвоено почётное звание «Образцовое внешкольное учреждение.»

В январе 2008 года Новомосковская детская железная дорога была признана лучшей детской железной дорогой в России.

14 сентября 2009 года президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин на церемонии закрытия очередного сезона Новомосковской детской железной дороги пообещал помочь в строительстве нового бытового корпуса со столовой и спортивного зала.

В рамках реконструкции, в сентябре 2010 года на джд прибыл тепловоз ТУ10-002, а также ещё 3 вагона постройки Камбарского машиностроительного завода. Таким образом, подвижной состав включает в себя: ТУ2-241, ТУ2-126, ТУ10-002, 5 вагонов модели 48-051 и 6 вагонов Камбарского машиностроительного завода.

В 2010 году проведён капитальный ремонт пути, уложены железобетонные шпалы, немного изменилась схема дороги. Строятся две новые станции: «Парковая» и «Исток Дона». Планируется строительство нового учебного комплекса на станции «Берёзки».

Реконструкция позволит увеличить количество обучающихся до 1000 человек в год.

Начальники и директоры

  • Казакова, Мария Петровна
  • Васильева, Вера Васильевна
  • Никитин, Анатолий Александрович

4586

Источник: http://www.russer.ru/a/a/novomoskovskaya_detskaya_jeleznaya_doroga

Новомосковская детская железная дорога

Новомосковская детская железная дорога

Новомосковская детская железная дорога — детская железная дорога, расположенная в городе Новомосковске Тульской области. Является одной из главных городских достопримечательностей и, по состоянию на 2008 год, является лучшей детской железной дорогой России[1].

Структурно входит в филиал ОАО «Российские железные дороги» — Московскую железную дорогу. Директор — Вера Васильевна Васильева[2].

История

Инициатором строительства детской железной дороги в городе Сталиногорске выступил в 1953 году директор комбината «Москвауголь» Д. Г. Оника. Поэтому первоначально Сталиногорская детская железная дорога числилась на балансе Минуглепрома.

Главным инженером проекта был назначен выпускник Московского института инженеров транспорта Павел Усков, для которого, как и для его коллег — Олега Семёнова и Тамары Решетниковой — это стало первым серьёзным проектом.

Первоначальным планом проекта предусматривалось сооружение кольца длиной около двух километров с двумя сквозными станциями Берёзки и Дубки на территории Детского парка, ограниченной с трёх сторон городской застройкой, а с четвёртой — железнодорожной линией городского электропоезда[3].

15 июня 1953 года приказом директора комбината «Москвауголь» Д. Г. Оники было начато строительство детской железной дороги. Строительные работы выполнялись строительными подразделениями комбината под руководством Л. Мисропова и были завершены к концу года[3].

21 декабря 1953 года по детской железной дороге прошёл первый поезд. Его провели машинист Александр Коновалов и юный машинист Михаил (фамилия неизвестна)[3].

Весной 1954 года было построено кирпичное локомотивное депо на станции Берёзки, и детская железная дорога отработала ещё один сезон. Но уже к концу 1954 года стало ясно, что собственное детище является слишком большой обузой для комбината «Москвауголь», и была инициирована передача объекта из Минуглепрома в ведение Министерства путей сообщения СССР[3].

17 декабря 1954 года по распоряжению Председателя Совета министров СССР находящаяся на балансе Министерства угольной промышленности СССР Сталиногорская детская железная дорога была передана в подчинение Министерства путей сообщения СССР и переименована в Малую Московско-Курско-Донбасскую железную дорогу. Новым начальником от МПС была назначена Мария Петровна Казакова[3].

26 мая 1955 года детская железная дорога открылась вновь, уже в подчинении МПС.

В 1961 году город Сталиногорск был переименован в Новомосковск. С этого момента детская железная дорога стала именоваться Новомосковская Детская железная дорога.

В 1972 году в честь 50-летия Всесоюзной пионерской организации станция Дубки была переименована в Пионерскую[3].

В 1974 году на станции Берёзки был построен учебно-производственный корпус[3].

В 1979 году, на северо-востоке дороги была построена посадочная платформа Юннатская. Благодаря ей, на Новомосковской детской железной дороге, существуют как обычные пассажирские, так и скорые поезда, которые не останавливаются на этой платформе[3].

В 2005 году после совместной работы администрации Новомосковской детской железной дороги и комитета по молодёжной политике города, один из вагонов стал «свадебным», в котором молодожёны совершают своё первое свадебное путешествие.

Молодожёны также получают пригласительный билет, по которому они в течение года могут посетить детскую железную дорогу со своим первенцем[1].

Первой парой, совершившей символичное путешествие по кольцу детской железной дороги в этом вагоне, были молодые люди Сергей и Елена по фамилии Молодожёновы[4].

17 августа 1981 года Новомосковской детской железной дороге было присвоено почётное звание «Образцовое внешкольное учреждение.»

В январе 2008 года Новомосковская детская железная дорога была признана лучшей детской железной дорогой в России[1].

14 сентября 2009 года президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин на церемонии закрытия очередного сезона Новомосковской детской железной дороги пообещал помочь в строительстве нового бытового корпуса со столовой и спортивного зала[5].

Начальники и директоры

  • Казакова, Мария Петровна (1954-???)
  • Васильева, Вера Васильевна (по состоянию на 2009 год[2])

Схема Новомосковской детской железной дороги.

Детская железная дорога не имеет транспортного значения для города и пролегает замкнутым кольцом вокруг Детского парка, заложенного в первые годы основания Новомосковска. Длина кольца «узкоколейки» — 1,94 км, полная эксплуатационная длина — 2,3 км. По маршруту следования состава две станции — Пионерская (до 1972 года называлась Дубки) и Берёзки, а также посадочная платформа Юннатская.

По состоянию на 2009 год, детская железная дорога оборудована путевой автоблокировкой, телефонной и радиосвязью.

Имеет 5 пассажирских вагонов модели ПВ-51, привезённых в 2005 году (в связи с реконструкцией дороги, посвящённой к празднованию 50-летия детской железной дороги), после капитального ремонта с Малой Московской железной дороги.

Имеет два локомотива модели ТУ2 (ТУ2-241 «Ветерок» и ТУ2-126 «Быстрый»)[6]. Движение поездов происходит против часовой стрелки.

В расписании также фигурируют скорые поезда[7]. В отличие от обычных, они не делают остановки на платформе Пионерская.

Направления и показатели деятельности

Основными направлениями деятельности Новомосковской детской железной дороги являются[8]:

  • Профессиональная ориентация детей для учёбы и работы в учебных учреждениях и на предприятиях железнодорожного транспорта;
  • Создание оптимальных условий для развития у детей способностей к познанию и творчеству;
  • Реализация образовательных программ в интересах развития личности ребёнка.

На детской железной дороге ежегодно обучается более 800[1] юных железнодорожников, учащиеся 5 — 11 классов городов Новомосковска, Тулы, Донского и Узловой. Занятия включают две части: теоретическую (октябрь — апрель) и практическую (май — сентябрь).

Полный курс обучения на детской железной дороге составляет 3 года, после чего выдаётся свидетельство.

За время обучения на детской железной дороге юные железнодорожники осваивают самые разные «взрослые» профессии: машинистов, начальников смены, дежурных по станции, диспетчеров, кассиров, сцепщиков, проводников и многие другие.

Название у нас детское, а работа — настоящая.

— директор Новомосковской детской железной дороги В. В. Васильева[1] Движение поездов осуществляется с 1 мая до конца августа[9]. В течение летнего сезона детская железная дорога принимает около 25 000 пассажиров. Прибыль за 2007 год составила около 710 000 рублей. Около 1 500 пассажиров смогли бесплатно воспользоваться услугами детской железной дороги — это дети-сироты и все гости, посетившие детскую железную дорогу в День железнодорожника[1].

По данным официальной отчётности, в 2008 году Новомосковская детская железная дорога относилась к группе Е «Состояние материально-технической базы ниже среднего, результаты деятельности выше среднего.

»[10] В январе 2008 года в рамках молодёжной политики ОАО «Российские железные дороги» впервые в России был проведён анализ деятельности 23-х детских железных дорог.

Их работа за 2007 год оценивалась по нескольким критериям[1]:

  1. Количество занимающихся юных железнодорожников;
  2. Число перевезённых пассажиров;
  3. Отправленные и принятые поезда;
  4. Заработанные средства;
  5. Количество детей, поступивших в ж/д учебные заведения, и др.

Новомосковская детская железная дорога была признана лучшей детской железной дорогой, опередив ближайшего соперника более чем на 600 баллов[1].

Хозяйство железной дороги

По состоянию на 2009 год

  • подвижной состав включает два тепловоза (ТУ2-126 «Быстрый» и ТУ2-241 «Ветерок») и 5 вагонов ПВ-51. Ранее были паровозы 159—121, 159—556 (до 1960), Гр-211 (1960-1970), тепловоз ТУ3-003 (в 1970-1971 годах) и вагоны Pafawag (1970-1985: «Орлёнок», «Чебурашка», «Экскурсионный» и один без названия).
  • инфраструктура состоит из одного локомотивного депо, одной станции («Берёзки»), двух платформ — «Пионерская» (до 1972 года — «Дубки») и «Юннатская», одного переезда, двух стрелочных постов, учебно-производственного корпуса на станции Берёзки и склада ГСМ.
  • протяжённость путей железнодорожного «кольца» составляет 1,94 км (полная эксплуатационная длина — 2,3 км)

Известные выпускники

Beryozki station at Novomoskovsk children's railway.JPG

Stone with message at Novomoskovsk children's railway.JPG

Под этим камнем у станции Берёзки лежит послание пионерам будущего, про которое указано распечатать в 2017 году.

Адрес: 301670, Россия, г. Новомосковск, ул. Бережного, 1а.

5-7 минут пешком от вокзала Новомосковск-1 в сторону городского Детского парка.

Телефон: (48762) 3-96-50.

Литература

  • Детские железные дороги / Составители Е.С.Андрюшина, О.Н.Плющева. — М.: Центральный дом детей железнодорожников, 2004. — 248 с.
  • Сутягин Д. В.

Источник: http://dictionary.sensagent.com/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0/ru-ru/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.