Николо-Теребенский монастырь

Содержание

Николо-Теребенский женский монастырь

Николо-Теребенский монастырь

Материал из Азбука паломники

Россия Тверская область поселок Труженик

Идёт загрузка карты…

{“format”:”leaflet”,”minzoom”:false,”maxzoom”:false,”limit”:50,”offset”:0,”link”:”all”,”sort”:[“”],”order”:[],”headers”:”show”,”mainlabel”:””,”intro”:””,”outro”:””,”searchlabel”:”\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b”,”default”:””,”width”:”auto”,”height”:”350px”,”centre”:{“text”:””,”title”:””,”link”:””,”lat”:58.008814000000000987711246125400066375732421875,”lon”:35.657364999999998644852894358336925506591796875,”icon”:””},”title”:””,”label”:””,”icon”:””,”visitedicon”:””,”lines”:[],”polygons”:[],”circles”:[],”rectangles”:[],”wmsoverlay”:false,”copycoords”:false,”static”:false,”zoom”:8,”defzoom”:14,”layers”:[“OpenStreetMap”],”overlaylayers”:[],”resizable”:false,”enablefullscreen”:true,”scrollwheelzoom”:true,”markercluster”:false,”clustermaxzoom”:9,”clusterzoomonclick”:true,”clustermaxradius”:80,”clusterspiderfy”:true,”geojson”:””,”showtitle”:true,”hidenamespace”:false,”template”:””,”userparam”:””,”activeicon”:””,”pagelabel”:false,”ajaxcoordproperty”:””,”ajaxquery”:””,”locations”:[{“text”:”\u003Cb\u003E\u003Ca href=\”/palomnik/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE-%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C\” title=\”\u041d\u0438\u043a\u043e\u043b\u043e-\u0422\u0435\u0440\u0435\u0431\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\”\u003E\u041d\u0438\u043a\u043e\u043b\u043e-\u0422\u0435\u0440\u0435\u0431\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E”,”title”:”\u041d\u0438\u043a\u043e\u043b\u043e-\u0422\u0435\u0440\u0435\u0431\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c”,”link”:””,”lat”:58.008814000000000987711246125400066375732421875,”lon”:35.657364999999998644852894358336925506591796875,”icon”:””}]}

Благовещенский храм Николо-Теребенского монастыря

Николо-Теребенский женский монастырь – монастырь Русской православной церкви, находящийся в посёлке Труженик (прежнее название Теребени) Максатихинского района Тверской области. Основан во имя Николая Чудотворца во второй половине XVIII века как мужской. В 1930-х годах закрыт, с середины 1990-х годов возрождается как женский.

История

В 1492 году помещик Михаил Обудков решил построить в принадлежавшем ему селе Теребени, церковь во имя Святителя Николая. Выбрал подходящее место и поставил образ Святителя. Но икона несколько раз невидимо оказывалась недалеко от озера и реки Мологи, где стояли пять берез, и был водный «кладязь».

Обудков увидел тогда в этом чудесном знамении образа иную волю Чудотворца о месте построения храма и не захотел противиться ей. На месте, указанном самим Угодником, выстроили деревянную церковь. Помещик же в вечное поминание о себе и роде своем, отдал церковным служителям и свое село Теребени.

Поначалу церковь была только приходской, но вскоре около неё образовался монастырь.

В смутное время обитель разорили поляки. В 1611 году поселился, было здесь, для подвигов инок Онуфрий, но не вынес пустоты и бедности этого места и ушел. И ещё 30 лет продолжалось запустение, пока в 1641 году два инока Авраамий и Артемий не начали строить часовню. Расчищая место под строительство, они наткнулись на чудотворную икону Святителя, которая была цела и невредима.

Ни огонь её не коснулся, ни краски не потемнели в течение 40 лет. Обрадовавшись, иноки построили вместо часовни храм, хотя и небольшой и деревянный. Таким образом, возродилась Теребенская обитель на своём старинном месте.

Слава о её чудотворном явленном образе стала быстро распространяться, число богомольцев росло, на жертву никто не скупился, благодаря чему обитель стала цветущей, богатой и благоустроенной.

Кроме иконы святителя Николая обитель прославилась также Теребенской иконой Божией Матери.

В лето 1654 года, в дни державы христолюбивого государя царя и великого князя Алексия Михайловича, всея России самодержца, при святейшем Никоне, архиепископе царствующего города Москвы и всея Северной страны патриархе, в третье лето патриаршества его посещением Божиим из-за наших грехов в Москве, в окрестных городах, селах и в Бежецком крае началась эпидемия страшной моровой язвы. Бежечане, зная, что это за бедствие и сколько жизней оно уносит, обратились с мольбой о прощении и помиловании к Богу и Пречистой Его Матери Приснодеве Марии. Крепко же веруя в необоримую силу святой молитвы перед Господом святителя Николая, граждане в великом множестве пришли в Теребенскую обитель. С подобающей честью взяли чудотворный образ Святителя и икону Теребенской Божьей Матери и прибыли в Бежецкий Верх 13 июля ( 30 июня по старому стилю) 1654 года. Благоговейно и с великой надеждой встретили дивные иконы в Бежецке и поставили в кафедральном соборе Воскресения Христова. С того самого дня моровая язва в городе и крае стала прекращаться. Православные, в благодарность Богу и святителю Николаю, три дня служили молебны перед дивным образом и с великими почестями 4 июля святые иконы проводили обратно в Теребенскую обитель. В память о чудесном избавлении Бежецкого края от моровой язвы решено было ежегодно совершать Крестный ход с иконами из Теребенской обители в Бежецкий Верх. А название с тех пор этот ход получил «Большой Бежецкий Крестный ход». Икона Теребенской Божией Матери с той поры стала почитаться как чудотворная.

Большой Бежецкий крестный ход возобновили только в 1990 году, и с тех пор ежегодно 6 июля в обители отмечается большой праздник. Сначала икону на руках несут в село Пятницкое, у источника святой мученицы Параскевы Пятницы служат водосвятный молебен, а затем, уже на машине, везут в районный центр Максатиху и в Бежецк.

Николо-Теребенский женский монастырь. Церковь Николая Чудотворца

До революции 1917 года Николо-Теребенский мужской монастырь пользовался заслуженной славой.

Когда-то ему принадлежало 1350 га земли, которой он продолжал пользоваться и после секуляризации, а монахов насчитывалось не больше сорока человек.

Работавшие на этой земле крестьяне трудились на совесть, поэтому и жили хорошо, в отличие от помещичьих крестьян. Монастырь полностью содержал Тверскую духовную семинарию, помогал сиротам.

В 1920-х годах монастырь закрыли, вместе со всеми остальными монастырями на территории молодого советского государства. Но благочестивым жителям удалось сохранить святыни. После 80 лет безбожия и поругания в середине 1990-х гг. по благословению высокопреосвященнейшего Виктора, архиепископа Тверского и Кашинского, трудами иерея Геннадия началось восстановление древней Теребенской пустыни.

Современное состояние

В 2004 году обитель получила статус женского монастыря, и настоятельницей была назначена монахиня Ольга (Назмутдинова).

В настоящее время сохранились и подлежат реконструкции непосредственно на территории монастыря: Никольский Собор; Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы; Подземная церковь прп.

Александра Свирского; Настоятельский и братский корпуса; Стены монастыря, в том числе южная стена с хозяйственными постройками (хозяйственные постройки полностью разрушены). Полностью разрушена Сретенская церковь.

Росписи в храме: подлежат восстановлению.

При монастыре зарегистрирован учебный медико-реабилитационный центр для детей, оставшихся без попечения родителей. У монастыря 640 га земли, нуждающихся в обработке. Планируется создать сельхозпредприятие, на базе которого, учащиеся училища будут проходить практику.

Храмы

  • Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Заложена нынешняя Благовещенская церковь 9 мая 1882 г. Его Высокопреосвященством Саввою Архиепископом Тверским и Кашинским.. Благовещенский храм сначала был построен вместе с кельей и хозяйственными помещениями, но владыка тогда счел, что неприлично при храме делать кельи, да и стены вскоре потрескались. Поэтому здание разобрали, и в 1883 году сложили новое. Здесь размещалась монастырская библиотека, которая насчитывала несколько сотен томов разных книг — и богословских, и художественных. На хоре когда-то пел Фёдор Иванович Шаляпин (1873–1938), а при советской власти в этом здании местный совхоз торговал курами. Сейчас Благовещенский храм отреставрирован, и в нем идут богослужения.
  • Никольский собор. Построенный в XVII веке деревянный храм святителя Николая был перестроен, и окончательный облик собор принял к 1833 году. « Все крыши крыты железом белым и окрашенным ярью медянною. 5 куполов и глав. Колокольня о 2 ярусах со шпилем и крестом высотой 17 сажен. Пол чугунный. Врата резные вызолоченные. Иконостас вызолочен на полименте. Освящен храм в 1838 г. 1 октября Высокопреосвященством Григорием. При сем храме имеются в трапезе 2 придельных храма; на правой стороне во имя Владимирской Божией Матери, освященный 20 октября 1834 г. Краснохолмским Архимандритом Серафимом; на левой стороне – во имя Святого Праведного Иакова Боровичскаго Чудотворца, освященный 23 октября 1834 г. строителем сей пустыни иеромонахом Гавриилом. Фрески, резной сплошь вызолоченный иконостас и 9 больших картин, изображающих чудеса от образа Николая Чудотворца, украшают сей храм.»…

В настоящее время после того как в Никольском соборе была отслужена первая божественная литургия, на стенах сами по себе начали проявляться фрески, хотя к ним уже много лет не притрагивается рука человека. Сначала проступали фрагменты сюжетов: части одежды, лица, цветы, потом — куски композиций. Под каждой фреской есть надпись из священного писания.

Матушка Ольга уверена, что восстановление фресок на сводах и стенах собора – божественное знамение. Специалисты-реставраторы пока не дают внятных объяснений. Их больше интересует то, какому мастеру они принадлежат

Предполагают, что над росписью работали калязинские живописцы Никифор Степанович Крылов (1802–1831) и Алексей Васильевич Тыранов (1817–1900), будущие ученики художника Алексея Гавриловича Венецианова(1780–1847), который неоднократно бывал в монастыре.

Когда монастырь закрыли, собор уцелел лишь потому, что его здание использовал совхоз — сначала хранили удобрения, потом открыли спортзал.

Из материалов в Тверском архиве сведения о колокольне: “Каменная колокольня построена в 1835 году. Три яруса: 1-ый ярус – четырехугольный; 2-ой ярус – восьмиугольный с 8 полуколоннами; 3-ий ярус – четырехугольный с 8 колоннами. Крыта железом крашенным медянкою.

Крест железный, вызолоченный на гульдфарбу. Высота колокольни 16 сажень, с крестом 17 сажень. Двенадцать медных колоколов. Под колокольней палата для хранения казны”. Реставрация колокольни началась в 1996 году.

При советской власти на колокольне не осталось ни одного колокола, и все они были утеряны. Только в 1999 году вопрос о колокольном звоне стал решаться.

Отливать колокола взялась Минская мастерская “Отменное литье”, под управлением известного литейщика Сергея Владимировича на благотворительные средства. Новые колокола были подняты на колокольню в 2000 году.

Николо-Теребенский женский монастырь

  • Подземная церковь преподобного Александра Свирского. Кроме огромного надземного монастыря был еще и подземный. В XVIII веке под землей построили храм преподобного Александра Свирского. По преданиям, преподобный Александр начинал свой молитвенный подвиг в этом монастыре. И ему одному из русских подвижников явилась Святая Троица. В одном помещении под землей был храм, а в другом жили монахи-затворники, не выходившие на белый свет. Подземные ходы прорыты буквально под всей территорией монастыря, а это — 7 га. В настоящее время подземные ходы заложены, потому что грунт обваливается, и спуститься под землю можно только в одно помещение. Там стоит икона «Блаженное Чрево» — еще одно чудо Николо-Теребенской обители. Считается, что бездетным парам обязательно надо ехать в монастырь и молиться. «Господь им дает такое испытание, чтобы они повернулись к храму, к Господу, — говорит матушка Ольга. — Вымоленные дети — удивительные, они в храме сразу начинают разговаривать с ангелами, ручки тянут. Вы не представляете, сколько у нас родилось детей за последнее время!»

Святыни

  • Икона Богородицы Теребенская (Теребинская);
  • Икона Святого Великомученика и целителя Пантелеимона;
  • Икона Святителя Николая Чудотворца.

Престольные праздники

Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля

Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель – 22 мая, 19 декабря

Фото

  • Николо-Теребенский женский монастырь
  • Николо-Теребенский женский монастырь
  • Николо-Теребенский женский монастырь. Церковь Александра Свирского

Николо-Теребенская пустынь в Тверской области

Святой источник по дороге на Николо-Теребенскую пустынь

Николо-Теребенская пустынь Монастырь XIII века

“Живые фрески” Николо-Теребенского монастыря

Как добраться

Адрес:171935 Тверская обл, Максатихинский р-н , п. Труженик ул. Садовая 24.

Тел. 8 (48253) 31 31 9

Паломнику

При монастыре действует гостиница для паломников.

Источник: https://azbyka.ru/palomnik/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE-%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C

Николо-Теребенский монастырь в Тверской области: описание, история, адрес

Николо-Теребенский монастырь

Этот памятник отечественной архитектуры и истории издавна пользуется заслуженной популярностью и признанием. Известно, что основанный в XVI веке православный женский Николо-Теребенский монастырь (Тверская область) вначале был мужским. Сегодня сюда приезжают бездетные семейные пары вымаливать детей.

Рассказывают, что до революции Николо-Теребенский монастырь был пещерным — здесь можно осмотреть сохранившиеся своды подземного храма Александра Свирского. Остальные ходы пока недоступны для посетителей – их заложили ввиду возможности провала грунта. По праздникам и выходным дням в Благовещенском храме проходят богослужения.

По рассказам очевидцев, в Никольском соборе Николо-Теребенского монастыря в Тверской области, в котором пока не проводятся регулярные службы, сами собой стали проявляться фрески. Верующие называют их «живыми», так как появляющиеся на стенах собора картины из жизни Иисуса Христа представляют собой живые колышущиеся изображения.

Особое впечатление на посетителей производит фреска, на которой явственно проступают персонажи «Тайной вечери».

Место, где расположен Николо-Теребенский женский монастырь, по отзывам, является поистине удивительным. Каждый, кто сюда приезжает, получает замечательную возможность насладиться здешним покоем и тишиной. Многих восхищают окрестные роскошные, поистине левитановские пейзажи – живописная излучина реки Мологи с ее песчаными берегами и бескрайние, необозримые русские просторы.

Николо-Теребенский женский монастырь (Максатиха) : знакомство

Этот монастырь русской православной церкви был основан во 2-й половине XIX века как мужской во имя Николая Чудотворца. Николо-Теребенский монастырь (фото представлено в статье) находится в поселке Труженик (ранее назывался — Теребени) Максатихинского р-на Тверской области. В 30-е годы двадцатого века монастырь закрыли, но с середины 90-х он стал возрождаться уже как женский.

Легенда

Согласно одной из легенд, в далеком 1492 году российский помещик Михаил Обудков принял решение возвести в одном из своих сел под названием Теребени храм во имя Святителя Николая.

Им было выбрано подходящее для строительства место, где и поставили образ святого.

Но несколько раз икона чудесным образом оказывалась неподалеку от реки Мологи и раскинувшегося рядом озера, на берегу которого росли несколько берез и находился колодец.

Помещик увидел в этом удивительном перемещении иконы чудесное знамение и расценил его как волю Чудотворца, противиться которой не счел возможным. На месте, которое, как понял Обудков, было указано самим святым Угодником, выстроили небольшую деревянную церковь. Со временем село Теребени было даровано помещиком церковным служителям для вечного поминания о нем и его роде.

История: чудесная находка

Поначалу это была приходская церковь, но вскоре неподалеку от нее построили монастырь. В смутные времена обитель оказалась разоренной поляками. В 1611-м здесь поселился инок Онуфрий, но вскоре он не вынес пустоты этих мест и покинул их.

Запустение продолжалось еще около тридцати лет, до самого начала строительства двумя иноками, Артемием и Авраамием, часовни (1641 год).

Во время строительных работ ими была обнаружена чудотворная икона Святителя, сохранившаяся целой и невредимой в течение сорока лет.

Обрадованные иноки вместо часовни построили на этом месте небольшой деревянный храм. Таким образом, Теребенская обитель была возрождена на своем старинном месте. Слава о чудесном явлении образа распространялась очень быстро, богомольцы прибывали и не скупились на жертвоприношения. Благодаря этому обитель постепенно стала богатой, цветущей и благоустроенной.

О заступничестве святых икон

Помимо образа святителя Николая, обитель хранит также легендарную Теребенскую икону Божией Матери. Летом 1654 года в столице, окрестных городах и деревнях Бежецкого края началась страшная эпидемия моровой язвы. Бежечане обратились к Богу и Его Пречистой Матери с мольбами о прощении грехов и помиловании.

Веруя в несокрушимую силу молитв и заступничество святителя Николая и Девы Марии перед Господом, огромное количество бежечан прибыло в Теребенскую обитель, где им были переданы чудотворные иконы Святителя и Теребенской Божьей Матери. В тот же день, когда с великой надеждой и благоговением святые иконы были выставлены в помещении кафедрального собора Воскресения Христова (Бежецкий Верх), моровая язва в самом городе и всем крае пошла на убыль.

О проведении большого бежецкого крестного хода

В благодарность Господу, Богородице и святителю Николаю православные в продолжение трех дней служили перед дивными образами молебны, после чего святые иконы с великими почестями были водворены в Теребенскую обитель.

В память о том, как чудесно был избавлен Бежецкий край от мора, решено было совершать ежегодный Крестный ход с иконами Теребенской обители в Бежецкий Верх.

Икону Теребенской Божией Матери с тех пор стали почитать как чудотворную.

Большой Бежецкий крестный ход был возобновлен лишь в 1990-м. С того времени ежегодно день 6 июля обитель отмечает как великий праздник. Иконы проносят на руках в село Пятницкое, где служат водосвятный молебен у источника св. мученицы Параскевы Пятницы, после чего везут в Максатиху (районный центр) и в Бежецк.

История Николо-Теребенского монастыря в Максатихе (мужского)

До октябрьской революции Николо-Теребенскому мужскому монастырю принадлежало 1350 гектаров земли. После секуляризации земля продолжала принадлежать обители, насчитывающей всего лишь примерно сорок монахов, которые трудились не покладая рук.

Монастырь содержал духовную семинарию в Твери, помогал детям-сиротам. В 20-е годы обитель прекратила свое существование. Благочестивые жители смогли сохранить ее святыни.

В середине 90-х, после восьмидесяти лет безбожия и тотального поругания веры, началось восстановление старинной Теребенской пустыни.

Источник: https://labuda.blog/197996

НИКОЛО-ТЕРЕБЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ – Древо

Николо-Теребенский монастырь

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Николаевская Теребенская женская пустынь (Тверская епархия).

В XV веке село Теребени принадлежало благочистивому помещику Михаилу Обуткову (или Обудкову). В 1492 он решил построить в своём селе Николаевскую церковь в честь чудесного явления ему иконы Николая Чудотворца. Он избрал для церкви понравившееся ему место на краю села. Там было заложено основание церкви, и Обутков поставил образ на это основание.

Но когда наступила ночь, образ невидимою силою поднялся с церковного основания и перенесся на полпоприща от села к озеру и реке Мологе, где стояли 5 берез и колодезь и где, по-видимому, был в прежнее время храм.

На следующий день Обутков, думая, что кто-нибудь случайно перенёс образ, опять поставил его на церковное основание, но ночью образ снова перенесся. Утром Обутков вторично перенес образ, но все повторилось, так продолжалось несколько дней.

Обутков построил там деревянную церковь во имя святителя Николая, внёс в неё образ и другие иконы и отдал село Теребень священнослужителям той церкви в вечное поминовение себе и роду своему. Образ прославился чудотворениями и привлекал к себе много богомольцев.

Первые насельники

Примерно через 100 лет после основания храм пришел в запустение, но, несмотря на полуразрушенность церкви, сохранился чудотворный образ.

Вскоре после литовского нашествия на Русь пришёл в эти места инок Онуфрий (в 1611) из Новгородской области, вынужденный покинуть свою обитель и искать пристанища. На месте села Теребень в то время осталось пепелище.

Онуфрий выкопал себе пещеру, прикрыл её сучьями, хворостом и мхом. Ему помогал благочистивый помещик Артемий из боярского рода Мозовских (или Морозовских), проживавший в 5 верстах от Теребени в своём селе Топольском, тоже опустошенным. Но Онуфрий прожил здесь недолго, пустынное оскуднение и недостатки заставили его уйти.

В 1641, когда государство умиротворилось, в царствование Михаила Федоровича прибыл к этой церкви из Онеги священноинок Авраамий, который застал ещё в живых Артемия Мозовского и вместе с ним поставил келью. Эти 2 инока стали жить вместе в молитве и посте.

Но так как совершать богослужения, особенно литургию не было возможности по причине запустения и ветхости прежней церкви, то они решили близ её поставить другую, малую деревянную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, затем исправили прежнюю и испросили у новгородского митрополита Афония благословения освятить обе церкви. Когда церкви были освящены, они стали совершать богослужение по уставу пустынножителей. Так было заложено начало Теребенской обители. Со временем к Авраамию и Артемию присоединяется священноинок Феодосий, бывший крестьянин князя Федора Мещерского. С ним перестроили церковь Благовещения, расширили её. Авраамий был первым настоятелем.

Чудотворный образ святителя Николая постоянно привлекал в обитель большое число богомольцев, быстро росла и сама обитель.

Спасения от моровой язвы (1654)

В 1654 году повсеместно свирепствовала моровая язва (чума) в Тверской губернии. В живых осталась лишь малая часть жителей, их не хватало даже для погребения усопших. Особенно сильно охвачен был Бежецк и окрестности.

Жители Бежецка послали просить о заступничестве Николая Чудотворца у его образа и, получив дозволение, перенесли его с торжеством рекою Мологою 30 июня в Бежецк в сопровождении священнослужителей собора и множества народа. Образ поставили в соборном храме Воскресения Христова.

Когда иереи совершили всенощное бдение и святую литургию о спасении дущ христианских, когда язва начала прекращаться и вскоре в Бежецке и его пределах совсем затихла. В память этого события ежегодно совершался крестный ход с 23 июня по 12 июля в Бежецк и попутные селения.

Расцвет обители

С ростом числа богомольцев старые деревянные церкви стали малы. Никольский храм был очень ветхий, а Благовещенская церковь слишком тесная для всех. В 1657 настоятель обители игумен Нафанаил едет в Москву для сбора денег на строительство новых церквей. На собранные средства построили новый деревянный храм с пятью престолами рядом со старой Никольской церковью.

Три из них были уже освящены, когда в одну ночь новопостроенная церковь попущением Божьим сгорела, а старая осталась невредима, хотя была в 3 саженях. Через 7 лет тот же Нафанаил сделал новые деревянные постройки – трапезу с хлебней; над трапезой колокольницу; над хлебней – кельи с сенями и чуланами и переходы от них всех к церкви.

Вскоре всё это сгорело, а церковь сохранилась. Через 2 года в 1667 игумен Мисаил решил на месте старой Никольской церкви построить новую каменную церковь во имя Николая Чудотворца с приделом Благовещения. Эта церковь существовала до 1830.

Он же построил новую церковь Александра Свирского над восточными воротами, которая впоследствии была разобрана, а в честь Александра Свирского освящена в середине XVIII века подземная церковь.

В начале XVIII века монастырю принадлежало 78 крестьян мужского пола, 1250 десятин земли, 36 голов крупного рогатого скота, 30 лошадей. В приписных к монастырю пустынях числилось 194 души.

Основание церкви Благовещения было заложено в 1706 и освящено во имя Иакова Боровичского, а через строящийся храм был переименован в Благовещенский, а придел в соборном храме – во имя Иакова Боровичского. При этой церкви была трапеза и кухня с другими службами.

Верхний этаж над службами был оборудован под кельи, но епархиальное начальство запретило это и велело кельи разобрать, так как при церкви быть им неприлично, но их не разобрали и они давили на церковь, и от этого начали образовываться трещины в своде, и храм пришлось разобрать (1881).

В 1756, при игумене Мисаиле, началось строительство Сретенской церкви устроена, закончена в 1757, при игумене Феодосии. Длина церкви 6 сажен, ширина 4 сажени. Сретенская церковь не сохранилась.

1 октября 1838 архиеп. Григорием освящен Никольский собор.

В 1875 в Николаевском пустыни открыт дом для престарелых и больных, а также школа.

В 1881 старая Благовещенская церковь с пристройками была разобрана. 9 мая 1882 года на этом месте была заложена новая Благовещенская церковь с приделом в честь святителя Арсения епископа Тверского. Храм освящен в 1883 году.

К началу XX века в заштатной, необщежительной Николаевской Теребенской пустыни в Вышневолоцком уезде были следующие церкви:

  1. , холодная – святителя Николая, построена в 1833, каменная с 2 приделами: правый – Владимирской Богоматери; левый – Святого праведного Иакова Боровичского Чудотворца.

  2. теплая – Благовещения Пресвятой Богородицы, построена в 1883, каменная, с приделом святителя Арсения Тверского.
  3. теплая – Сретения Господня, построена в 1754-1757, каменная, с 1 престолом.
  4. Преподобного Александра Свирского, построена предположительно в 1757.

Закрытие и возрождение монастыря

Пустынь закрыта в 1930-е годы. В помещениях пустыни долгое время располагался птицеводческий совхоз.

Вновь возрождается с середины 1990-х годов. Сохранились: Никольский собор (1830-1838), Благовещенская церковь (1882-1883), настоятельский и братский корпуса (40-50-е годы XIX века).

В начале XXI века пустынь стала женской.

Святыни

  • Теребенская икона Божией Матери

Соборная церковь во имя святителя и чудотворца Николая, с колокольней (1838)

Все крыши крыты железом белым и окрашенным ярью медянною. 5 куполов и глав. Колокольня о 2 ярусах со шпилем и крестом высотой 17 саженей. Пол чугунный. Врата резные вызолоченные. Иконостас вызолочен и на полименте.

При храме имеются в трапезе 2 придела: во имя Владимирской иконы Божией Матери и во имя святого праведного Иакова Боровичского. Храм отштукатурен и выкрашен светло-зеленой краской, карнизы отбелены известью.

Храм украшают фрески, резной сплошь вызолоченный иконостас и 9 больших картин, изображающих чудеса от образа Николая Чудотворца.

Благовещенский храм (1883)

Главный купол лазоревого цвета увенчала глава с крестом, ещё 12 малых куполов с меньшими главами и крестами, венчающих пилястры, расположенные попарно вокруг стен церкви в честь 12 Апостолов, осеняемых высшею главою, которая олицетворяет Иисуса Христа.

Иконостас тройной, средняя часть соответствует престолу в честь Благовещения, а по сторонам его уступами вперед 2 меньших иконостаса, направо для придела во имя Арсения Тверского, а налево для помещения в его центре под вызолоченной сенью чудотворного образа Николая Чудотворца. Главный престол освящен 9 октября 1883 Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским, а придел освящен 4 декабря 1883 настоятелем игуменом Арсением.

Настоятели

  • сщмч. Василий (Богоявленский) (6 мая – 11 августа 1917)
  • Ольга (Назмутдинова), мон. (XXI в.)

Использованные материалы

  • Николаевская Теребенская пустынь. Историческое описание. Издательство “Леушинское подворье”, Санкт-Петербург, 2003 год.
  • Статья “ТЕРЕБЕНСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ ПУСТЫНЬ” в энциклопедии “Тверская область”, 1994 г., страница 283.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/12834.html

Николо-Теребенский женский монастырь « Историко-культурный и краеведческий сайт «Бежецкий край»

Николо-Теребенский монастырь

«НИКОЛО-ТЕРЕБЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ» – монастырь Русской Православной Церкви, Бежецкая епархия. Расположен в посёлке Труженик (прежнее название Теребени) Максатихинского района Тверской области. Основан во имя Николая Чудотворца во второй половине XVIII века как мужской. В 1930-х годах закрыт, с середины 1990-х годов возрождается как женский.

***

Из статьи «30 июня в Бежецке (Из записной книжки пешехода)», опубликованной в «Тверских губернских ведомостях» от 6 июня 1853 года, №23, автор статьи И.С. Белюстин – интернет-публикация сайта «Бежецкий край» от 09 февраля 2017 г.

…Откуда и почему это необыкновенное благоговение к Теребенскому образу св. Николая, которое каждый год собирает в Бежецк, на встречу ему, многие тысячи народу? От многих чудес которые были в разные времена от этого образа.

Кстати, прежде рассказа о том, по какому случаю и когда начали приносить этот образ в Бежецк, скажем несколько слов о самой пустыни Теребенской.

В конце XV века здесь было село, которое принадлежало помещику Михаилу Обуткову. В самом селе он пожелал устроить церковь; но лишь начал, как в расстоянии от села «с полпоприща к озеру и к р.

Мологи, где стояли пять берез и был водный кладезь», явился образ св. Николая. Обутков оставил прежнее намерение и на месте явления построил церковь. Этим он положил основание монастырю.

При смерти он завещал ему свое село Теребени.

В половине XVI века село Теребенское принадлежало Владимиру Андреевичу Донскому, как и почему, неизвестно. Но сохранились сведения, что этот князь был усердным и ревностным благодетелем пустыни.

В смутное время междуцарствия она была разорена и сожжена поляками, и обросла потом чащею лесною и бысть пуста, донележе, Богу изволившу, начать прославляться явившийся образ Св. Николая. А это случилось следующим образом.

В 1641 году пришел сюда из за онежья священноинок Авраамий с намерением подвиваться здесь. Еще прежде его подвизался на этом месте один отшельник – Онуфрий, живший в ископанной им самим пещере: но он оставил его «пустынного ради оскудения» К Авраамию присоединился другой подвижник – Артемий, из роду бояр Мозовских.

Общими силами решились они поставить часовню на развалинах прежде бывшей церкви. Разбирая их, они нашли образ Св. Николая тот самый, который явился при Обуткове, образ был совершенно цел; даже яркость красок не потемнела от пожара и гниющих развалин, под которыми стоял он тридцать лет.

Обрадованные такой неожиданно – драгоценной находкой, Авраамий и Артемий вместо часовни уже воздвигли небольшую деревянную церковь и в ней поставили образ; потом келью для себя, и мирно потекла их подвижническая одинокая жизнь.

По времени к ним присоединился еще священноинок Феодосий и они создали другую деревянную церковь в честь Благовещения Пр. Богородицы. Построение новой церкви было уже существенной необходимостью.

Молва о чудном образе разнеслась по окрестности; собирались толпы богомольцев, и прежняя, обширная для троих, была тесна для приходящих. Так воссоздалась эта обитель. Следующее обстоятельство дало средство скоро распространиться и увеличиться ей.

В 1654 г. «велия смертоносная язва посетила Москву и иные грады и Бежецкий верх и приделы оного» Толпы молитвенников Св.

 Николая пред его образом в этой пустыни увеличивались с каждым днем; чудеса изливались обильным источником; и Бежечанам пришла счастливая мысль принести чудотворный образ в свой город, 30 июня принесли его р.

 Мологой в Бежецк и, как скоро «начали совершать молебная пред ним, начат преставати язва». В память этого и установили приносить его каждогодно в Бежецк.

Но не в одних Бежечанах возродилось благоговейное желание увековечить память о милости явленной им Святителем мир-ликийским и освящать каждогодно свой город приношением его чудотворного образа; тогож хотели и жители окрестных селений.

Вот почему этот образ стали носить и по селениям, сначала в Бежецком, а затем и в соседних с ним уездах.

Во время язвы, так недавно и так страшно два раза избороздившей Русь, усердные чтители этого образа уже собственным опытом могли увериться в чудотворной силе его: в Бежецке и в окрестных селениях действия холеры обнаруживались в довольно сильной степени; но лишь приносили этот образ, она прекращалась совершенно. После таких видимых знамений благодатной силы сокрытой в нем, естественно, благоговейное усердие к нему должно было возрастать с каждым годом, и оно возрастало быстро, увеличивается и теперь: число селений, посещаемых Теребенским образом с каждым годом делается больше и больше, так что вынесенный из обители 9 Мая он возвращается туда уже в самую позднюю осень, не смотря на то, что он день и ночь в пути, день и ночь служатся перед ним молебны; но сколько еще остается селений, которые с величайшим нетерпением ждут и доселе не могут дождаться этого благодатного посещения!..

***
Тверская обл, Максатихинский р-н, п. ТруженикНиколо-Теребенский женский монастырь.слайд-шоуАвтор фотографий Сергей Бривер, съемка 16 сентября 2017 г.

 

10 марта 2019 года начал работу историко-культурный и краеведческий сайт Тверского областного краеведческого общества.

Сайт начал работу в тестовом режиме, пока без возможности комментирования материалов и без формы обратной связи. На начальном этапе работы сайта открыты два раздела сайта – Страница Тверского областного краеведческого общества и Информационно-новостная страница сайта.

Впереди большая работа по наполнению сайта интересными и познавательными историко-культурными и краеведческими материалами и публикациями, открытие других разделов сайта, организация обратной связи с читателями материалов сайта.

Предложения, пожелания и замечания по сайту можно направлять разработчику сайта – Бриверу Сергею Викторовичу по адресу: brw@bezhkray.ru

Контакты, юридический и почтовый адрес общества: Тверская областная общественная организация «Тверское областное краеведческое общество»

170100, Тверская область, г. Тверь, ул. Советская, 5

тел.: +7 (4822) 34-51-27

Cлово председателя

Какие могут быть цели и задачи у современного областного краеведческого общества?

Глупо и не правильно было бы учить краеведов работать в отраслевых и региональных (районных и поселенческих) организациях. – За тридцать с лишним лет возрожденного краеведческого движения на местах накоплен большой опыт работы и огромный материал.

Гораздо более важной задачей на современной этапе представляется объединение усилий региональных сообществ, формирование единой информационной базы и создание работоспособного коллектива, который мог бы принимать активное участие в культурной и социальной жизни Тверской области и иметь достойный вес при решении актуальных вопросов.

Именно для этой цели мы и создаем сайт Тверского областного краеведческого общества. Именно с этой целью мы и приглашаем всех краеведов области и исследователей Тверского края из других регионов вступать в ряды ТОКО. Численность нашего общества – это первый показатель его силы.

Единство наших рядов – это убедительный аргумент при защите нашего культурного наследия.

Вступайте в ряды ТОКО. Присылайте нам информацию о своей работе и о своих работниках. Предлагайте совместные проекты.


М.В. Строганов

«Тверская книга» Фольклорные традиции Бежецкого уезда

15.03.2019 | Filat |

 

«Неделя Тверской книги».Презентация книги М.А. Гужиченко

«Фольклорные традиции Бежецкого уезда»

«Бежецкий Краеведческий Сборник» №2018 1(1)Издание Бежецкого краеведческого обществаРедактор сборника С.В. Бривер Научный редактор издания д.ф.н., профессорпредседатель Тверского областного краеведческого общества

М.В. Строганов

Библиотека им. В.Я. ШишковаБежецк

14 марта 2019 года

*****

«Неделя Тверской книги».Презентация книги М.А. Гужиченко«Фольклорные традиции Бежецкого уезда» 

«Бежецкий Краеведческий Сборник» №2018 1(1)

PDF-версия книги на яндекс-диске

Слайд-шоу
Фотоотчет на яндекс-диске

(Фотографии С.В. Бривера)

“Бежецкий край”, События

Фестивальная программа в Градницах

09.08.2018 | Filat |

 

ТРАДИЦИОННЫЙГУМИЛЁВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ

НА БЕЖЕЦКОЙ ЗЕМЛЕ

28 июля 2018 года
Бежецкий район, село Градницы

*****

Фестивальная программа в Градницах

Фестивальная программа в Градницах

Слайд-шоу / Часть 1

Слайд-шоу / Часть 2

Фестивальная программа в Градницах
Фотоотчет на яндекс-диске

(Фотографии С.В. Бривера)

“Бежецкий край”, События

«Николай Гумилев. Поэт, путешественник, воин»

31.07.2018 | Filat |

 

ТРАДИЦИОННЫЙГУМИЛЁВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ

НА БЕЖЕЦКОЙ ЗЕМЛЕ

28 июля 2018 года
Бежецк

Экскурсия по экспозиции
Николай Гумилёв

Поэт, путешественник, воин

«Николай Гумилёв. Поэт, путешественник, воин»Экскурсия по экспозиции

Фотоотчет

(Фотографии С.В. Бривера)

Источник: http://bezhkray.ru/?p=4067

Легенды и быль Николо-Теребенского монастыря

Николо-Теребенский монастырь

«Районная газета «Вести Максатихи» не раз писала о Николо-Теребенском монастыре, но все больше о его дне сегодняшнем. А ведь наверняка у этого чуда тверской земли есть свои легенды, какие-то спорные моменты истории. Не могли бы вы еще раз заглянуть в глубь веков, это было бы многим интересно», — из письма в редакцию. По мере возможностей выполняем эту просьбу.

Обаяние старины

Районный центр Максатиха расположен на севере Тверской области, недалеко от точки встречи границ Новгородской, Тверской и Вологодской областей. Это самые сокровенные русские земли — холмистая местность, которая чуть севернее переходит в Валдайскую гряду. Она, соединяясь с Северными Увалами, тянется до самого Урала. Здесь находится великий водораздел.

В Максатихе реки начинают течь на север, в конечном итоге- в Северный Ледовитый океан. Есть в России такие одухотворенные уголки, которые привлекают не глянцевой роскошью, а тихим обаянием той самой русской православной старины, которая издревле вела за собой людские сердца, утешала и укрепляла в вере.

Один из таких уголков можно увидеть в Тверской губернии — в трехстах километрах от Москвы.

В излучине прихотливо вьющейся среди соснового бора реки Молога раскинулся Николо-Теребенский монастырь. С берега виден лишь шпиль с золотым крестом — это колокольня Никольского храма ( на верхнем снимке), воздвигнутого в честь чудотворного образа Святителя Николая в 1836 году на месте прежнего деревянного храма.

Церковь расписывали искусные мастера, среди которых наряду с иноками Николо-Теребенской обители трудились калязинские живописцы Никифор Степанович Крылов и Алексей Васильевич Тыранов, а также известные живописцы Алексей Гаврилович Венецианов и Григорий Васильевич Сорока.

К написанию удивительной красоты фресок на библейские мотивы ( на снимке) причастен знаменитый художник Виктор Михайлович Васнецов. При монастыре была духовная семинария. На клиросе в Никольском соборе пел знаменитый Фёдор Шаляпин. Здесь бывала и семья царя-мученика Николая II.

При монастыре была большая библиотека, которая насчитывала несколько сотен томов разных книг — и богословских, и художественных.

Легенды об истории обители

У этого монастыря удивительная история. По преданию еще в 1492 году помещик Михаил Обудков решил построить в принадлежавшем ему селе Теребени церковь во имя святителя Николая.

Выбрал подходящее для этого место, и, положив было уже на нём основание ей, поставил здесь свой образ Святителя.

Но икона несколько раз невидимо сходила отсюда, и всякий раз оказывалась в другом месте — недалеко от озера и реки Молога, где стояли пять берез и был водный «кладезь».

Обудков увидел тогда в этом чудесном знамении образа иную волю Чудотворца о месте построения храма и не захотел противиться ей. Таким образом, на месте, указанном самим Угодником, выстроили деревянную церковь.

Помещик же, в вечное поминание себе и роду своему, отдал церковным служителям и свое село Теребени. Поначалу церковь была только приходской, но вскоре около неё образовался монастырь.

Вот с чего началась Теребенская обитель.

Согласно другому преданию, помещик села Теребина Обухов имел старинную икону Николая Чудотворца. Для нее он построил церковь. В смутное время междуцарствования обитель разорили поляки. В 1611 году поселился было здесь инок Онуфрий, но не вынес пустоты и бедности этого места и ушел.

И ещё 30 лет продолжалось запустение, пока в 1641 году два инока, Авраамий и Артемий, не решили поселиться на развалинах. Они начали на месте разрушенной церкви возводить часовню. Расчищая место под строительство, неожиданно наткнулись на прежнюю чудотворную икону Святителя, которая был цела и невредима.

Ни огонь её не коснулся, ни краски её не потемнели в течение 40 лет, когда она лежала в земле в гниющих руинах. Больше всего обрадовались этому образу иноки и немедленно построили в честь Чудотворца вместо часовни целый храм, хотя небольшой и деревянный.

Таким образом и возродилась Теребенская обитель на своём старинном месте. Слава о её чудотворном явленном образе стала быстро распространяться, число богомольцев росло, на жертву никто не скупился, благодаря чему обитель стала цветущей, богатой и благоустроенной.

Монастырю принадлежали обширные земельные владения, имелись мельницы, пекарня, приют для престарелых священнослужителей, ремесленные мастерские, скотный двор.

Заслуженная слава

До революции 1917 года Николо-Теребенский мужской монастырь пользовался заслуженной славой. Когда-то ему принадлежало 1350 га земли, а монахов насчитывалось до сорока человек. Работавшие на этой земле крестьяне трудились на совесть, поэтому и жили хорошо, в отличие от помещичьих крестьян.

Слава образа Николая Чудотворца привлекала в пустынь много богомольцев, и старые деревянные церкви стали малы. Никольский храм был очень ветхий, а Благовещенская церковь слишком тесная для всех. В 1657г. настоятель обители игумен Нафанаил едет в Москву для сбора денег на строительство новых церквей.

Московский боярин Борис Иванович Морозов дал 400 рублей, боярин Илия Дмитриевич Милославский столько же. Эти деньги предназначались на каменную церковь, но построили деревянную рядом со старой Никольской — с пятью престолами. В 1667 г.

игумен иеромонах Мисаил решил на месте старой Никольской церкви построить новую каменную во имя Николая Чудотворца с приделом Благовещения. Этот храм просуществовал до 1830 года.

При том же игумене была возведена и новая церковь Александра Свирского — над восточными воротами, которую впоследствии разобрали, а в честь Александра Свирского освятили в середине ХVШ в. подземную церковь. Основание церкви Благовещения было заложено в 1706г.

и освящено во имя Иакова Боровичского Чудотворца, а через год архимандрит Тарасий с братиею просили митрополита Иова благословить их переименовать строящийся храм в Благовещенский, а придел в соборном храме — во имя Иакова Боровичского Чудотворца. Митрополит позволил. При этой церкви были трапеза и кухня с другими службами.

Новую Благовещенскую церковь ( на снимке после реставрации-день сегодняшний) 9 мая 1882 г. заложил его Высокопреосвященство Савва, Архиепископ Тверской и Кашинский.

Главный купол лазоревого цвета увенчала глава с крестом, еще 12 малых куполов с меньшими главами и крестами, венчающих пилястры, расположены попарно вокруг стен церкви в честь 12 Апостолов, осеняемых высшею главою, которая олицетворяет Иисуса Христа.

Сретенская церковь, которая, увы, не сохранилась, была устроена при игумене Мисаиле В 1756 г. и закончена в 1757 г. в царствование Елизаветы Петровны при строителе обители игумене Феодосие. Соборная церковь с колокольней — главный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Все крыши крыты железом белым и окрашенным ярью медянною. Пять куполов и глав. Колокольня о двух ярусах со шпилем и крестом высотой 17 сажен. Пол чугунный. Врата резные вызолоченные. Иконостас вызолочен на полименте. Освящен храм в 1838 г. 1 октября его Высокопреосвященством Григорием.

Священные камни

В двух километрах от монастыря, за рекой Мологой, почти уже врос в землю очень старый камень, на котором отпечатался след ноги. Монолит многими столетиями именуют «следовиком», уверяя, что на нем — отпечаток ноги Спасителя или Марии, Божьей Матери. Как выполнен этот след — совершенно непонятно.

Даже сегодня нет техники, чтобы изготовить подобный отпечаток. Как будто женщина наступила в жидкий цемент. Но камень-то гранитный! В монастыре склоняются к тому, что явление Теребенской иконы было возле этого камня: «След очень маленький, 35-го с половиной размера. Возможно, что это след Божией матери.

Христос путешествовал по храмам с двенадцати лет, а в этом возрасте нога больше».
Как свидетельствуют очевидцы, камень-следовик способен вызывать непредсказуемые погодные явления, если человек приходит к нему из праздного любопытства.

Уже давно замечено, что дотрагиваться до него нельзя — сразу портится погода, начинается дождь.

Рядом со следовиком, тоже в земле, есть камень неземного происхождения. В древности о силе этих мест слагались легенды. Неспроста в густых сосновых лесах подвизались десятки монахов-отшельников. Вода в этих местах особенная, «тяжелая», на реках — частые водовороты.

Целебные источники

Тверская земля, из недр которой берет свое начало великая русская река Волга, где плещутся воды свыше 500 больших и малых озер, прославилась и своими целебными источниками.

Официально Тверская епархия Русской Православной Церкви — одна из старейших в России — признала наличие здесь 15 святых источников, хотя, если судить по народной молве, их в Верхневолжье гораздо больше.

Каждый из них имеет свою историю, а о чудесных исцелениях святой водой вот уже несколько веков слагаются легенды, проверить и разгадать которые не раз пытались ученые.

Колодец в честь святой Параскевы, расположенный на территории Николо-Теребенского монастыря, известен еще с 1492 года. Замечено, что чаще всего сюда приходят женщины, и это не случайно.

Ведь святая Параскева, которую по сей день ласково называют матушкой Пятинкой, является покровительницей женского труда, домашнего хозяйства. Раньше рядом с колодцем была часовня, построенная в честь великомученицы Параскевы Пятницы.

Но в годы атеистических гонений и колодец, и часовня были разрушены. Восстановили колодец только в 1999 году, а часовню — в 2003-ем. По словам местных жителей, целебная вода святого источника Параскевы Пятницы помогает больным, особенно с желудочными заболеваниями.

Николо-Теребенский монастырь называют чудом Тверской земли. И это чудо-главная достопримечательность Максатихинской земли.

Источник: http://vesti-m.ru/kultura/legendy-i-byl-nikolo-terebenskogo-monastyrya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.