Гуситская церковь

Содержание

ГУСИТЫ

Гуситская церковь
статьи

ГУСИТЫ, последователи чешского религиозного реформатора Яна Гуса (ок. 1369–1415); гуситская революция привела к созданию первой национальной реформированной церкви, не находившейся в зависимости от Римско-католической церкви.

Вероучительный раскол и «Четыре пражских статьи»

С 1363 Чехия была охвачена движением за исправление нравов и возрождение личной религии. Оно значительно усилилось, когда в начале годы 15 в. в Прагу попали полемические сочинения английского реформатора Джона Уиклифа, распространявшиеся Иеронимом Пражскими и двумя другими чехами.

Но главным выразителем идей движения за реформы, а также первым мучеником стал Ян Гус, который по постановлению Констанцского собора был сожжен на костре в Констанце 6 июля 1415.

Число последователей Гуса и его популярность среди чехов были столь велики, что в Праге на многолюдном сейме несколько сотен вельмож и дворян поставили свои подписи под официальным протестом против этой казни. В Чехии началась настоящая революция, длившаяся около 6 лет.

Многие представители духовенства и Пражского университета отрицали право Католической церкви навязывать вероучительные доктрины и богослужебные обычаи, если они противоречили учению и делам Христа и первохристианской церкви.

Радикальный вызов наиболее характерно выразился в гуситском причащении мирян хлебом и вином («причастие под двумя видами», sub utraque specie), тогда как церковь предписывала причащаться освященным вином лишь духовенству.

Так евхаристическая чаша стала символом еретиков-гуситов, которых часто называли каликстинами («чашниками», от лат. calix, «чаша») или утраквистами. В 1420 гуситы сформулировали свою программу в «Четырех пражских статьях»: свободная проповедь слова Божьего, евхаристическая чаша для всех верующих, секуляризация церковной собственности, публичные наказания за прегрешения против нравственности. См. также ЕВХАРИСТИЯ.

Революция

Гуситская революция была отчасти нацелена на нравственную и церковную реформы.

Жители Праги и других городов во главе с гуситскими священниками и беглыми монахами преследовали пользовавшихся дурной славой праздных, невежественных и безнравственных представителей духовенства, нападали на монастыри и разрушали их. Сотни монахов были убиты, а богатства и обширные владения монастырей конфисковывались дворянством и городскими властями.

Табориты и пражане

Раннее гуситство содержало в себе и элементы социальной революции. Многие крестьяне и арендаторы, особенно из Юго-Восточной Чехии, поверили в скорое наступление тысячелетнего царства и возвращение Христа для истребления грешников и дарования вечной жизни и свободы избранным.

Большинство из них прекратили платить аренду своим хозяевам и исполнять трудовую повинность на их полях, многие продали землю и весь свой достаток вложили в общее имущество в «городах-убежищах», куда они устремились в ожидании дня Господа.

Укрепленный городок на юге Чехии Табор превратился в центр радикального крыла гуситов: табориты избрали своего епископа, отвергли большинство таинств, сохранив причастие и крещение, проводили все службы на родном языке и отказались от многих обрядов и большинства деталей церковного облачения.

Тем самым все пути к примирению были отрезаны. Но основная часть гуситов, сосредоточенная в Праге, придерживалась относительно умеренных взглядов; они были готовы примириться с церковью, если бы им позволили осуществлять принципы «Четырех пражских статей».

Столкновения между таборитами и пражанами привели к гражданской войне. Табориты потерпели сокрушительное поражение в битве при Липанах (1434), а к 1453 с таборитским движением было покончено.

Гуситы и Сигизмунд

Гуситская революция носила и политический характер. После смерти короля Чехии Вацлава IV (1419) законным наследником стал его брат Сигизмунд, император Священной Римской империи и король венгерский. Однако на нем, в конечном счете, лежала вина за казнь Гуса, и чехи отказывались признать его своим королем.

В течение 1420–1431 армии Сигизмунда и Католической церкви предприняли «крестовые походы», пытаясь положить конец религиозной и политической независимости Чехии, но они либо терпели поражение от войск гуситов, либо позорно обращались в бегство, не вступая в бой.

Национальное и религиозное рвение, а также военный гений Яна Жижки и Прокопа Голого наводили ужас не только на интервентов, но и на жителей соседних стран, которые страдали от набегов грозных гуситских «воинов Бога».

Независимая гуситская церковь

После победы над таборитами более умеренные гуситы заключили мир с Сигизмундом и пришли к согласию с Базельским собором (созванным в первый раз в 1431 и частично признавшим итоги реформы церкви), констатировав завершение гуситских войн.

В 1436 Сигизмунд был признан чехами в качестве короля при условии, что он и собор согласятся с положениями «Четырех статей». Компромисс был оформлен в соглашении, получившем название «компактатов».

Этот документ стал хартией автономии гуситской церкви в первой национальной реформированной церкви, которая не находилась в прямом подчинении Риму.

Гуситская церковь процветала как старейшая из реформированных церквей вплоть до национальной катастрофы в битве при Белой горе (1620), когда и она, и независимая Чехия были раздавлены силами, представлявшими Контрреформацию и осуществлявшими имперские притязания Габсбургов.

См. также ЧЕШСКИЕ БРАТЬЯ.

Литература:

Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. М., 1962
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995
Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки. М., 1995

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»

Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/GUSITI.html

Иерархия церквей | Чехословацкая гуситская церковь

Гуситская церковь

(Církev československá husitská) Мысль об основании Национальной Чехословацкой Церкви зародилась в организации римско-католического духовенства — “Реформистской фракции римско-католического духовенства”, которая безуспешно добивалась упразднения целибата, основания Чехословацкой католической Патриархии, введения в качестве литургического языка чешского взамен латинского. Сразу после окончания Первой мировой войны в Рим направилась делегация чешских католических священников предъявит эти требования папе. Папа ответил отказом на эти требования. Неудача усилила рационалистический дух в организации и ускорила образование Национальной Чехословацкой Церкви численностью до 500.000 человек. Возглавил ее католический священник Б. Заградник-Бродский, человек одаренный, литератор. Инициаторы движения объявили себя компетентными формулировать в духе XX века вероучение и дисциплинарный порядок новой Церкви. Свободное отношение лидеров этого движения к формулам вероучения смутило религиозные чувства отдельных его членов, которые начали выражать пожелания об установлении более твердых канонических норм своей Церкви. Сам Б. Заградник-Бродский, видимо, понял недостатки новообразованного общества, так как не возражал против принятия и вероучения, и канонов Православной Церкви. Во главе нового религиозного движения, вскоре выделившегося из прежнего, стал католический священник доктор богословия Карл Фарский. За реформаторские идеи ранее он постоянно находился в опале у своего духовного начальства. Приняв самое активное участие в религиозном движении, Фарский решил провести церковную реформу. Он пришел к мысли, что чешский народ имеет особую миссию — представлять религиозную жизнь по-новому, в духе современного человека. Статут “Чехословацкой Церкви” был утвержден в 1920 г. чехословацким правительством. В начале новая церковь была тесно связана с православием, и в 1921 для них был посвящен епископ Горазд. Уже в 1924 Годазд и небольшая часть верующих вышла из церкви и организовала Православную церковь. Доктор Фарский принял “посвящение” в сан епископа от духовенства и мирян Чехословацкой Церкви в 1924. В вероучении нет точно выраженного учения о Святой Троице, хотя некоторые члены Церкви осеняют себя крестным знамением по православному и называют три Божественных Лица. Не почитают они ни святых, ни икон, но статуи в их молитвенных домах имеются. Крещение — это форма принятия в Церковь, но не очищение от первородного греха, которого вообще не существует; признается и миропомазание, но только как знак общения с Церковью, а не как таинство, в котором подаются дары Святого Духа. Апостольское преемство в хиротонии не признается — совершается только “чин” поставления во священники. “Епископы” и “патриарх” избираются на определенное время “собором”. В 1928 году было 194 прихода. С 1945 г. во священники поставляют и женщин. Женщина может быть и епископом, если ее изберут. О подготовке в “иерархические” степени заботится Богословский факультет имени Яна Гуса (в Праге), основанный в 1950 г. В 1971 году название было изменено с “Чехословацкой церкви” на “Чехословатскую гуситскую церковь”. Совершаемая литургия напоминает литургию святого Иоанна Златоуста, но не считается бескровной жертвой. В один день одним пастором может совершаться по нужде несколько литургий, но на практике это почти не применяется. Богослужебная одежда пасторов представляет собой халат, на который возлагается лента с изображением чаши. Обряды и вообще богослужение совершают лицом к народу, при столе, на котором стоят крест и зажженная свеча. На молитвенных домах ставят большой крест и фигуру чаши. Сейчас церковь имеет 307 приходов с 266 священниками (из них 130 женщин). По данным переписи 2001 года церковь насчитывает 94 тысячи верующих в Чехии и 6 тысяч в Словакии . На 1991 год их было еще 180 тысяч, а в 1950 даже 947 тысяч человек. Темпы падения числености прихожан не уменьшились – во время переписи 2011 года свою принадлежность к Чехословацкой гуситской церкви декларировали уже только 39 тысяч человек (из них почти 27 тысяч – старше 60 лет).

Патриарх

Карл Фарский (1924 – 12 июня 1927) Густав Адольф Прохазка (1 марта 1928 – 9 февраля 1942) Франтишек Коварж (1946-1961) Мирослав Новак (1961-1990) Вратислав Штепанек (1990-1994) Йосеф Шпак (1994-2001) Ян Шварц (8 сентября 2001- 25 июня 2005) Штепан Класек (25 июня 2005 – 28 сентября 2006) (управляющий церковью, не патриарх)

Томаш Бутта (28 сентября 2006 –

Западночешская (1923-1946), Пражская епархия (1946-

Карл Фарский (Karel Farský) (1923 – 1927) Густав Адольф Прохазка (Gustav Adolf Procházka) (1928-1942) Мирослав Новак (Miroslav Novák) (1946-1962) Йозеф Купка (Josef Kupka) (1962-1982) Мирослав Дурчанек (Miroslav Durchánek) (1982-1988) Рене Градский (René Hradský) (1989 – 2 октября 1999) Карел Бицан (Karel Bican) (1999 – 18 ноября 2007) Давид Тонзар (David Tonzar) (2008-

Карловоградская епархия (в 1923-1946 – Восточночешская епархия)

Густав Адольф Прохазка (Gustav Adolf Procházka) (1923-1928) Станистав Кордуле (Stanislav Kordule) (1928-1940) Ян Амос Табах (Jan Amos Tabach) (1945-1953) Богумил Скалицкий (Bohumil Skalický) (1953-1965) Йозеф Почоп (Josef Pochop) (1965-1981) Яромир Тучек (Jaromír Tuček) (1982-1989; 1990-1999) Штепан Класек (Štěpán Klásek) (19 июня 1999 – 27 апреля 2013)

Павел Пеханец (12 мая 2013 –

Пильзенская епархия

Арношт Шимшик (Arnošt Šimšík) (1950 – 1958) Антонин Урбан (Antonín Urban) (1958 – 1967) Ярослав Фиалка (Jaroslav Fialka) (1968 – 1988) Милан Семильский (Milan Semilský) (1988 – 1998) Михаэль Мок (Michael Moc) (1998-2012)

Филипп Михаэль Штойдль (21 апреля 2012 –

Моравская (1922-1946), Оломоуцская (1946-) епархия

Создана в 1922 году, первоначально охватывала и Силезию. С 1925 года в ее состав входили приходы в Словакии и Закарпатье. В 1946 переименована в Оломоуцскую (иногда, до 1950, называлась Оломоуцко-Оставской). В 1950 году из нее выделена епархия Брно. Матей Павлик (Matěj Pavlík) (1922 – 1924) (епископ с православным рукоположением – вл.

Горазд Пражский) Йозеф Ростислав Стейскал (Josef Rostislav Stejskal) (1925 – 1946) Богумир Циганек (Bohumír Cigánek) (1946-1950) Франтишек Седлачек (František Sedláček) (1950 – 1954) Франтишек М. Гник (František M.

Hník) (1956 – 1961) Лео Марцелух (Leo Marceluch) (1962 – 1987) Властимил Зитек (Vlastimil Zítek) (1989 – 1999) Яна Шилерова (Jana Šilerová) (1 июня 1999 – 6 апреля 2013)

Рудольф Гьобель (28 апреля 2013 –

Епархия Брно

Вацлав Янота (Václav Janota) (1950–1970) Карел Пудих (Karel Pudich) (1971–1981) Рудольф Медек (Rudolf Medek) (1981–1988) Вратислав Штепанек (Vratislav Štěpánek) (1989–1999) Петр Шандера (Petr Šandera) (29 мая 1999 – 27 апреля 2013)

Юрай Йордан Довала (8 мая 2013 –

Силезская (1923-1950), Остравская (1950-1961) епархия

Фердинанд Стибор (Ferdinand Stibor) (1923 – 1950) Рудольф Горский (Rudolf Horský) (1951 – 1953) Габриэль Хробачек (Gabriel Chrobáček) (1953-1961)

В 1961 году епархия была упразднена, приходы вошли в состав Оломоуцской епархии.

Ссылки

Официальный сайт церкви (чеш.)

Источник: http://www.hierarchy.religare.ru/h-nacion-cheh.html

Чехословацкая гуситская церковь

Гуситская церковь
Управление Чехословацкой Гуситской Церкви в Праге, район Дейвице

Чехословацкая гуситская церковь (чеш.

Církev československá husitská, CČSH или CČH) — христианская национальная церковь, отделившаяся от Католической церкви после 1-й мировой войны в бывшей Чехословакии.

Она возводит свою традицию к реформаторам-гуситам и почитает Яна Гуса как своего идейного наставника. Территория деятельности церкви практически полностью ограничена территориями современных Чешской и Словацкой Республик.

Основание и первые годы[ | ]

Предшественником данной церкви был «Союз католического духовенства» (чеш. Jednota katolického duchovenstva), основанный в 1890 году с целью модернизации католической церкви, в частности, отказа от обязательного обета безбрачия (целибата) для священников.

Радикальное движение привело к основанию церкви в 1919 году, когда после получения Чехословакией независимости, впервые рождественская месса во многих чехословацких церквях проводилась на чешском языке.

Однако официальной датой основания церкви считается 8 января 1920 года, а основателем — доктор , который стал её первым Патриархом и был автором текста её литургии.

Усиление национального самосознания послужило основой для создания национальной церкви, которая была основана под названием Чехословацкая Церковь.

Римо-Католическая Церковь многими в Чехословакии воспринималась как пособница режима Габсбургов, поэтому идея национальной церкви получила широкую поддержку в обществе.

Основание церкви было объявлено делом чехословацкого народа — 15 октября 1920 года церковь была признана государством.

Изначально основная позиция и направление деятельности и развития церкви были неясны. Совет представителей церкви прежде всего обратил взгляд на историю христианства в Чехословакии — моравскую миссию Кирилла и Мефодия, и поэтому обратил свои взоры к Сербской Православной Церкви.

Путь на сближение с СПЦ отстаивало движение среди руководства церкви, которое рассматривало Чехословацкую церковь как обновлённую католическую кирилломефодиевскую церковь, с особым упором на православие и славянство. Это движение возглавлял священник Матей Павлик.

Этому направлению противостояло более либеральное движение, возглавляемое Фарским. Противостояние достигло своей кульминации в 1922 году, когда Фарский и Калоус издали свой «Катехизис», в котором излагали основы вероучения новообразованной церкви. Православное крыло церкви сразу же его отвергло.

Епископ Досифей (Васич), представляющий Сербскую православную церковь, назвал его «пантеистическим катехизисом», попирающим христианское вероучение.

Продвижению взглядов Фарского долгое время противостояла сильная оппозиция, поскольку православные имели более сильные позиции в моравской части церкви.

Тем не менее, Фарский воспользовался отъездом Павлика в США и в его отсутствие постепенно подчинил Моравию.

Сразу же по возвращении Павлик попытался вернуть свои позиции, но поняв, что это у него уже не получится (особенно после избрания Фарского Патриархом), отошёл в православие в 1924 году, став первым предстоятелем Чехословацкой православной церкви.

Несмотря на то, что Чехословацкая церковь с самого начала претендовала на деятельность на территории всей Чехословакии, на самом деле её влияние было почти полностью ограничено Чехией. Влияние церкви в Словакии было слабым, и в основном ограничивалось чехами, проживающими там. Подобным же образом деятельность церкви была ограничена и в Закарпатье до 1939 года.

Послевоенный период[ | ]

В 1939 году, после оккупации и раздела Чехословакии, Чехословацкая церковь была запрещена на территории Словакии и Закарпатья, а на территории Протектората переименована в церковь Чешско-моравскую.

По окончании войны церковь восстановила своё первоначальное название.

После апреля 1945 года в руководстве церкви оказалась группа прокоммунистически настроенных священников, которые обвинили действующее руководство церкви в том, что оно себя скомпрометировало во время оккупации, и отлучили его от церкви.

Собор св. Николая в Старом Месте

В 1968 году Чехословацкая церковь поддержала идею демократизации общественной жизни и выразила открытый протест против оккупации Чехословакии войсками стран Варшавского договора.

С этого времени в церкви началось постепенное движение к позициям, близким протестантизму.

В 1971 году церковь приняла название Чехословацкой гуситской церкви, а в 1994 году подписала Лейенбергское соглашение, объединяющее европейские протестантские церкви.

В апреле 1999 года в духе либеральных протестантских веяний гуситы избрали Яну Шилерову первой женщиной-епископом.

Незадолго до этого, в январе 1999 году, католический архиепископ Милослав Влк выступил с публичным неодобрением ожидавшегося избрания, предупредив, что это негативно скажется на экуменических отношениях гуситов с католиками.

В связи со встречной критикой гуситов, возмущённых вмешательством в их внутренние дела, Влк отозвал своё заявление и заявил, что Римская католическая церковь не собирается оказывать давления в связи с избранием женщины-епископа. Чехословацкая гуситская церковь приняла его извинения.

В начале нового тысячелетия церковь потрясли два серьёзных скандала.

Первым из них было противостояние между Патриархом Яном Шварцем и епископами, которые обвиняли друг друга в непрозрачной хозяйственной деятельности, растратах и недостатках в личной жизни.

Это противостояние привело к отставке Патриарха на съезде церкви в июне 2005 года. Съезд был созван по инициативе Патриарха, но, вопреки ожиданиям, он не получил поддержки делегатов съезда.

Вторым скандалом оказалось обвинение, выдвинутое в 2006 году против женатого пражского епископа Карела Бицана, в том, что он требовал сексуальных отношений от молодого человека, которому помог освободиться из заключения и который находился в существенной зависимости от епископа.

Сначала епископ лгал относительно данного дела, отвергая существующее доказательство в виде аудиозаписи как подлог. Однако позже Бицан признал себя виновным, когда руководство церкви пожелало провести экспертизу звукозаписи.

Скандал был подогрет тем, что епархиальное собрание, прошедшее в январе 2007 года, подтвердило епископские полномочия Бицана, в противовес Центральному совету церкви и Патриарху.

Тем не менее, в апреле Центральный совет церкви отменил данное решение епархиального собрания, и отстранил Бицана от служения, а тот в ноябре, наконец, отказался от епископского сана.

Современное положение[ | ]

Гуситский собор на Виноградах, Прага

Высшим органом церкви является Церковный сейм (Církevní sněm), между сеймами – Центральный совет (ústřední rada) церкви, возглавляемый Патриархом.

Число прихожан, по оценкам, составляет от 100 000 до 180 000, в основном в Чехии, частично в Словакии. Из 266 клириков 130 составляют женщины.

Кандидаты в священники обучаются на гуситском факультете богословия в Карловом университете Праги.

В Чехии имеется до 350 конгрегаций (obec), объединённых в 5 диоцезов (diecéze) с центрами в Праге, Пльзене, Градце Кралове, Брно и Оломоуце.

В Словакии, в то же время, существует лишь одна Братиславская епархия с тремя приходами.

Приходы возглавляются приходскими собраниями (Shromáždění obce) и советом старейшин (rada starších), диоцезы возглавляются диоцезальным собранием (Diecézní shromáždění) и диоцезальным советом (diecézní rada)

Гуситская церковь входит во Всемирный совет церквей, в Экуменический совет церквей Чехии, Конференцию европейских церквей и Лейенбергское сообщество церквей (Leuenberg Community of Churches). Церковь поддерживает хорошие отношения с протестантами, однако отношения с католиками остаются напряжёнными.

Патриархи[ | ]

  •  (1924—1927)
  •  (1928—1942)
  •  (1946—1961)
  •  (1961—1990)
  •  (1991—1994)
  •  (1994—2001)
  •  (2001—2005)
  •  (с 2006)

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%93%D1%83%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C

Гуситы

Гуситская церковь

Гуситы – борьба чешского народа в 1-й половине 15 в. против католической церкви и немецкого засилья, вылившаяся в так называемые гуситские войны ( 1419 – 1437), названный по имени чешского мыслителя, реформатора церкви Яна Гуса.

Толчком к возникновению гуситского движения стали выступления Яна Гуса и его сподвижников – Иеронима Пражского и других.

Гуситы осуждали накопление богатств церковью и духовенством, призывая вернуться к “Евангельской бедности “; считали, что для того, чтобы каждый человек мог понять” Закон Божий “, богослужение должно осуществляться чешском / родном языке; критиковали католическое причастие для духовенства хлебом и вином, а для мирян только хлебом; доказывали, что в первоначальном христианстве все причащались одинаково.

Казнь Яна Гуса ( 1415) и Иеронима Пражского ( 1416) по решению Констанцского собора вызвала взрыв возмущения среди чехов и стало толчком к гуситских войн.

В гуситском движении с самого начала обозначилось два крыла – умеренное ( Чашники) и радикальное ( Табориты), имевшие разные цели.

1. Крестовые походы против гуситов

Умеренные гуситы (Чашники) – сформулировали свои требования в документе Четыре пражские статьи, которые были одобрены таборитськимы священниками.

На этой основе таборитов и чашники объединились против общего врага – императора Священной Римской империи Сигизмунда (брата Вацлава IV и наследника чешской короны), который весной 1420 организовал крестовый поход против гуситов. Император взял города Северной Чехии и в июне этого года осадил Прагу.

Объединенные гуситские войска под руководством Яна Жижки 14 июля 1420 нанесли сокрушительное поражение крестоносцам. Сейм, созванный в г. Чаславе 3-7 июня 1421, избрал новое временное правительство, Четыре пражские статьи были провозглашены законом, а Сигизмунд лишен чешского престола.

После смерти Яна Жижки в октябре 1424 военное руководство движением гуситов возглавил Прокопий Голый, бывший священник, опытный полководец, дипломат. Радикальные гуситы перешли от обороны к наступлению.

Они хотели прорвать экономическую блокаду и стремились распространять свои радикальные идеи за пределами Чехии. Гуситы осуществили походы в Силезию, Германию, Австрию.

По всей Германии распространились манифесты гуситов.

В 1431 в кардинал Джулиано Чезарини организовал новый крестовый поход против гуситов. Начал свою работу Базельский собор, который инициировал переговоры с гуситами. Переговоры на Соборе со стороны гуситов возглавлял Прокопий Голый. Два месяца дискуссий в начале 1433 оказались безрезультатными.

Чашники склонялись к компромисса, в результате которого появился документ Пражские компактаты ( 1433), в силу которых Базельский Собор разрешил желающим причащение под обоими видами. При посредничестве папского легата чашники и католики заключили между собой союз. Против сделки выступили таборитов.

Противостояние двух направлений движения гуситов завершилось битвой у Липан 30 мая 1434, где таборитов потерпели поражение, а Прокопий Голый погиб.

Религиозные диспуты и мирные переговоры между обеими гуситским партиями продолжались до Пражского сейма 1444 года, на котором учение таборитов было объявлено заблуждением.

Вместе с победой виночерпий над таборитов стало исчезать религиозное воодушевление первых; хотя они продолжали представлять собой особую церковь, а по духу стали приближаться к католикам, и от бывших гуситских принципов у них остались только уважение к памяти Гуса и употребление чаши.

Решающее положение в стране захватили чашники, которые стремились достичь соглашения с Церковью и императором. 5 июля 1436 между чашниками и императором был заключен мир, в результате которого императором Сигизмундом были ратифицированы Пражские компактаты. Папа Римский Евгений IV не признал эти документы.

Реально власть в Чехии после крестовых походов принадлежала политическим союзам, которые объединяли шляхту и города под управлением гетманов. Одним из них был Иржи с Подебрады, который в 1452 принял Табор, положив конец существованию таборитов.

В 1458 году на сейме Йиржи (Георгий) был избран чешским королем и в тот же день в присутствии папского легата коронован.

Поддержку римского папы Пия II он обеспечил тем, что тайно дал клятву подчиняться Апостольскому Престолу, хранить единство Церкви и противодействовать любой ереси среди своих подданных.

Однако Пий II потребовал от нового чешского короля энергичной борьбы с еретиками, под которыми он понимал всю гуситские религиозную идеологию и организацию. Но по мнению чешских властей еретиками были только те, кто не принял Пражское компактаты.

31 марта 1462 Пий II провозгласил Пражские компактаты недействительными, а в 1466 подверг короля Иржи анафеме и всех его подданных освободил от присяги.

В 1468 году был объявлен новый крестовый поход против Чехии, которая вылилась в войну венгерского короля Матьяша Хуньяди, при поддержке чешской католической оппозиции, со сторонниками Иржи.

Во время этой борьбы на чешский престол взошел сын польского короля, католик Владислав II Ягайло.

2. Последствия движения гуситов

Дальнейшее развитие ситуации привело к установлению в Чехии мирного сосуществования двух конфессий – католиков и виночерпий, которое было окончательно закреплено договором в Кутна-Гуре (1485).

Более радикальной группой гуситов были так называемые “Чешские (богемские) принимать”, которые начали формироваться в 1457 году и отколовшихся от виночерпий в 1476. “Богемские братья” не признавали таинств, отвергали Пресуществование.

Проблема сосуществования католиков и гуситов в Чехии обострилась в XVII веке в связи с распространением в Чехии идей Реформации. В настоящее время многие виночерпий сблизились с лютеранами, а “богемские братья” с кальвинистами.

Императоры из династии Габсбургов во второй половине XVII века стремились к отмене прав гуситов, что привело к Тридцатилетней войны (1618-1648). После поражения Чехии в войне церковные организации гуситов на долгое время прекратили свое существование.

3. Современность

В настоящее время гуситами себя называют прихожане Чехословацкой гуситской церкви (по разным оценкам, от 100000 до 180000 прихожан). Однако непосредственно в гуситского движения данная церковь не принадлежит.

Она была основана в 1918-1920 годах в результате раскола среди клира Римско-католической церкви в Чехии и Моравии. Свое нынешнее официальное название (Чехословацкая Гуситская Церковь) конфессия приняла лишь в 1971 году.

[1]

Непосредственно со времен Гуса продолжают действовать “Чешские братья”, хотя официально не называют себя гуситами.

Последствия борьбы между национальным религиозным движением гуситов и католической церковью сказываются на духовной жизни чешского народа до сих пор: чехи являются в настоящее время наиболее атеистическим народом в Европе.

4. Интересные факты

В 1452 гуситские посольство прибыло в Константинополь для установления официальных отношений с Православной церковью. Делегация была встречена весьма благожелательно, но поскольку на следующий год Константинополь пал, никаких практических последствий это не имело.

23 марта 1430 года Жанна д'Арк надиктовала письмо [2], который призвал к выступлению крестоносной армии против гуситов до тех пор, пока гуситы не вернутся к католической вере. Интересы ее солдат бургундцами двумя месяцами позже освободила его от этой миссии.

См.. также

  • Пражская дефенестрация
  • Ересь
  • Табориты
  • Чашники

Источник: http://nado.znate.ru/%D0%93%D1%83%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%8B

Костел Святого Николая на Староместской площади: наша точка зрения на вопрос

Гуситская церковь

Церковь Святого Николая в Праге стоит в плотном кольце достопримечательностей, образующих Староместскую площадь. Храм завершает площадь в ее северо-западной части и дополняет букет архитектурных стилей, который сложился в этом месте за несколько столетий.

Храм Николая относится к шедеврам пражского барокко. Рядом возвышается готическая башня ратуши и модерновые здания Освальда Поливки, пластика рококо на дворце Кинских и готика Тынского собора.

Примечания

Это заготовка статьи о Праге. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

: Злата улочка (Golden Lane)

История храма

За три сотни лет Староместский собор перенес множество реконструкций. Его владельцами были и монахи, и советская власть, сейчас хозяином является частный владелец.

Возведение и основание

На месте храма в XI веке находился костел (католический храм), строительство которого началось в 1069 году. В средние века рядом с костелом находились кладбище и костехранилище.

В исторических документах 1273 года также есть упоминание о данном сооружении, перестроенном в готическую приходскую церковь. Это здание имело крышу в виде пирамиды, башню в форме квадрата на западной стороне. Дом священника и школа для прихожан находились рядом.

В XIV веке в храме читал наставления Ян Милич — представитель бюргерской оппозиции, предшественник Яна Гуса, один из самых известных и авторитетных проповедников тех лет.

Последние изменения религиозное сооружение претерпело в XVIII веке (1732—1737). Зодчий Килиан Динценхофер выстроил собор в стиле барокко. Статуи святых создал Антонин Браун, а автором фресок является Петер Азам.

Перед церковью Святого Николая в Праге величаво стоит статуя Яна Гуса — идейного наставника гуситской церкви.

Историческая судьба

Первоначально собором владели монахи из ордена бенедиктинцев. В XIX веке во время войн с Наполеоном здесь был склад с зерном, а в 1865 году сооружение было преобразовано в зал для концертов.

XIX век был ознаменован в Чехии подъемом национального самосознания. Многие писатели и философы начали верить в то, что спасти славянские народа от гнета Австро-Венгрии сможет Российская империя.

Простой чешский народ стал переходить в православную религию. Вследствие этих событий П.А. Голенищев-Кутузов попросил власти Австрии продать храм православной церкви.

Русский граф получил отказ, однако сооружение разрешили взять в аренду.

После того как храм в 1874 году освятили, началось его обустройство. Россия вложила много сил и средств: простой народ жертвовал деньги на реставрацию, средства на изготовление колоколов предоставила Московская дума, а книги и часть утвари прислал Священный Синод.

Революционные события Октября 1917 года заставили многих русских людей эмигрировать в Прагу. Некоторые из них (белогвардейцы, студенты) смогли обучаться в чешских университетах на бесплатной основе.

Благодаря этому в стенах собора образовалась своеобразная религиозная община православных.

Но после завершения Великой Отечественной войны советская власть запретила богослужения в соборе, священнослужителя Сергия вернули в Советский союз, а само здание отдали церкви Чехословакии.

В 1967—1969 годах в здании проводились ремонтные работы : восстановили фрески, которые были не видны из-за побелки после передачи храма православной церкви, кроме того, был восстановлен орган, а также отреставрированы витражи.

Современное положение

В начале 1990-х годов власти Праги были вынуждены продать здание частному владельцу, который заплатил 46 млн. крон: государство просто не имело средств, чтобы поддерживать памятник культуры.

Плюсы от продажи:

  • замена крыши;
  • восстановление фундамента;
  • обновление подвальных помещений.

Минусы перехода в частные руки:

  • создание музыкального клуба в здании;
  • планы владельца сделать из собора торговый центр;
  • сдача в аренду некоторых помещений.

Несмотря на множество перенесенных метаморфоз, собор остается одним из крупнейших некатолических храмов в Европе. Здесь регулярно проводят концерты классической музыки, молебны, крестные ходы.

Принадлежность церкви Святого Николая

В настоящее время храм Святого Николая принадлежит Гуситской церкви. В конце XIV века в храме начали проповедовать сторонники реформаторской церкви, и здание перешло в руки последователей Яна Гуса. После многочисленных перипетий в 1920 г. храм вновь вернулся религиозной общине Чехословацкой гуситской церкви.

Но в истории храма был и православный период с 1870 года по 1914. В это время российский император Александр II заказал в Богемии люстру из хрусталя, которая бы напоминала по форме корону. Люстру весом 1400 кг изготовили в Гаррахове, и в конце XIX века она украсила собор. Драгоценная люстра сохранилась до настоящего времени.

Что касается православной церкви, сейчас ее центром в Праге является Кафедральный собор святых Кирилла и Мефодия.

Как добраться?

Церковь Святого Николая располагается на центральной площади в районе города Праги — Старо Место.

Ближайшая станция метро Staroměstská находится менее в 300 м от церкви, время в пути от метро до церкви составит 3 мин.

Также до Церкви Святого Николая можно дойти от станции метро Můstek время в пути составит 9 мин, протяженность маршрута 750 м.

Источник: https://ruslanlight.com/chehiya/kostel-svyatogo-nikolaya-na-staromestskoy-ploschadi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.