Грот Симона Кананита

Содержание

Святые места Нового Афона — храм, грот и келья апостола Симона Кананита

Грот Симона Кананита

Многое в Новом Афоне связано с именем Симона Кананита, одного из 12 апостолов Иисуса Христа. Перед Рождеством особенно трогательно оказаться на святых местах, расслабиться, почувствовать благодать и умиротворение. В этой статье я покажу, как выглядит грот-келья Симона Кананита, расскажу, как подняться до пещеры и поделюсь интересными фактами об апостоле и святой земле Нового Афона.

Об апостоле Симоне Кананите

Перед поездкой обязательно почитайте житие Симона Кананита или дочитайте эту статью до конца, я постараюсь рассказать самое важное. Иначе апостола называют Симон Зилот — это имя встречается в евангелие от Луки. Симон — один из сыновей Иосифа, а значит, сводный брат Иисуса Христа.

Прозвище Кананит исследователи связывают с Канами Галилейскими, когда Иисус превращает воду в вино на свадьбе Симона, который от увиденного уверовал в Господа и последовал за Иисусом. Служители церкви апостола называют покровителем супружества и семьи. Симон проповедовал в Иудее, Сирии, Ливии, Египте, Армении и Абхазии — об этом свидетельствуют народные предания.

Так Симон Кананит вместе с Андреем Первозванным прибыл на землю Иверскую (в Абхазию, в Новый Афон), чтобы проповедовать христианство. Абхазские притчи рассказывают о неком Симоне, лечившем молитвой и брызгами речной воды.

Симон выбрал местом уединения пещеру в ущелье бурной горной реки Псырцха. Проникнуть в келью можно было только через отверстие наверху, для этого требовалась веревка.

К апостолу приходили молиться местные жители, уверовавшие в учение Христа, приносили Симону продовольствие, кое-какую одежду.

Насколько долго находился апостол в Анакопии неизвестно, но по преданиям местных жителей только благодаря проповедям Кананита абхазы стали на путь праведный и отказались от язычества во имя Христа. Ведь в те поры был популярен у абхазов ритуал приношения детей в жертву и людоедство.

Но у Симона появились ненавистники — языческий царь Грузии Адеркий был против христианизации соседних народов, поэтому приказал убить апостола.

До сих пор доподлинно неизвестно, как был замучен Кананит, но существует две версии, опирающиеся на предания древних абхазов. По одной из них Симон был усечен мечом, по другой — распилен пилой.

Существует даже легенда о том, как апостола распяли на кресте.

Похоронен Симон недалеко от пещеры в Новом Афоне, ныне неподалеку находится искусственный водопад, а на мощах святого в  IX веке выстроен храм Симона Кананита из известняковых плит.

Несмотря на многочисленные гонения (арабскую и турецкую экспансию), абхазы сохранили свою веру в Христа и почитают святого Симона Кананита, проповедовавшего христианство вопреки гонениям. Симоно-Кананитский храм неоднократно разрушался, сейчас в нем не проводятся службы.

Но со стороны, скрытой от глаз туристов, верующие оставляют иконки и записки с просьбами, ставят свечи.

Христиане чтят память апостола Симона Зилота (Кананита) 23 мая.

Грот келья Симона Кананита — как добраться?

Первый раз приехав в Новый Афон, мы не успели посетить пещеру Кананита, а в этот раз решили однозначно идти.

Вход на территорию ущелья находится на станции Псырцха. До нее нужно идти от центра города по указателю в сторону водопада. Возле водопада вы увидите трехапсидный крестовокупольный храм Симона Кананита. Вам нужно подняться по ступенькам вдоль водопада и выйти к станции.

Теперь идите вдоль железной дороги, слева вы увидите вход на территорию ущелья.  Билет для входа обойдется в 150 рублей (по купленному билету можно проходить потом бесплатно).

Путь до пещеры апостола облагородили в начале 19 века новоафонские монахи, прибывшие из Старого Афона (Греции) и построившие в Анакопии огромный Новоафонский монастырь.

Но нужно быть все равно аккуратнее, а пожилым не рекомендую в пещеру отправляться в одиночку, так как придется одолеть около 200 каменных и скользких ступенек. Подъем достаточно тяжелый, пролегает вдоль реки, на самом верху есть перила, которые обезопасят вас во время подъема.

Сейчас в пещеру не нужно подниматься через отверстие наверху, монахи прорубили вход к келье апостола и опять же проложили лестницу. Возле входа в пещеру вы можете купить свечи. В самом гроте Кананита вы увидите портреты Иисуса и Симона, выложенные мозаикой, — авторами являются монахи Новоафонского монастыря, работы датируются 19-м веком.

По пути к келье Кананита вы увидите большой камень, на котором есть вмятина, отчетливо напоминающая человеческий след. Считается, что этот след оставил Симон Кананит.

А на другом берегу реки вы заметите каменный крест, если приглядеться, в воде можно увидеть камни с красными вкраплениями, по преданию на этом месте убили апостола, а камни сохранили кровь святого.

Река Псырцха считается животворяйщей, воду из нее можно пить и здесь же можно искупаться (температура всегда около 5 градусов).

Для удобства паломников вдоль берега установлены кабинки, где можно переодеться.

Пройдите немного за пещеру, перед вами откроется огромная поляна с величественными елями, в этом месте хочется сидеть часами и наслаждаться умиротворением.

А вот в 2015 году случилась беда, кто-то посмел осквернить келью апостола, пробрался в пещеру под видом туриста, собрал все иконы в келье и сжег. Но сейчас в келье вновь множество икон, наверное, более пятидесяти!

Храм Симона Кананита

Является памятником VIII века, выполнен в византийском стиле. Ранее была главной абхазской христианской церковью до разрушения мусульманами. В настоящее время от величественного храма осталась только форма и несколько настенных изображений на фасаде.

В XIV веке церковь была украшена фресковой росписью, на стенах были изображены Симон Кананит, Андрей Первозванный и Успение Богоматери. Несколько веков храм разрушался во время мусульманской экспансии.

А уже после 1875 году Александр III издал указ о передачи церкви во владение Новоафонского монастыря, тогда монахи начали восстанавливать поврежденные участки строения, немного изменилась форма храма.

В настоящее время в храме ежегодно проводится литургия с крестным ходом 23 мая в день памяти апостола Кананита. В остальные дни попасть в церковь нельзя, так как она находится на реставрации.

Сонник Симона Кананита

В интернете вы можете встретить сонник Симона Кананита в онлайн-режиме, мне это показалось странным, учитывая, что об апостоле известно очень мало, в официальных источниках ничего не говорится о том, что Симон занимался интерпретацией снов (ему точно было не до этого).

 Создатели такого ресурса рассказывают, что послужил основой для создания сонника Кананита древнегреческий памятник литературы «Книга снов», который найден на Кавказе (где именно не уточняется).

И вот в 18 веке книгу перевели на русский язык и подарили Екатерине II (об этом тоже никакой официальной информации).

Но собственно непонятно, какое отношение к этой книге имеет Симон Кананит, да и вообще я так и не смогла ничего найти об этом древнем литературном памятнике. Так что на сайты, предлагающие почитать сонник Симона Кананита, можете даже не заходить. А вот приехать в Новый Афон и посетить памятные места апостола нужно обязательно!

Источник: http://writervall.ru/simon-kananit/

Грот Симона Кананита

Грот Симона Кананита

Симон Кананит оставил немного сведений о своих деяниях. Он считается одним из апостолов, относящихся к прямым ученикам Иисуса Христа. Однако упоминаний в Евангелии о нём очень мало. Другое его имя Симон Зилот. В принятой системе сведений он проповедовал учение Христа в Ливии, Египте, Эфиопии и Абхазии.

Описание пещеры Симона Кананита

К входу в грот ведёт лестница с опорами из современных ступеней, созданных стараниями мастеров времён СССР. Создана она ещё в 19 веке, но потом её несколько раз обновляли.

Внутри самой пещеры ничего нет, только большой камень в центре. По преданию, он служил столом и ложем апостола. Логика изложений материала, как его подают экскурсоводы, может меняться. Кто-то красочно описывает казнь апостола. Однако туристы могут услышать о том, что его убили римские легионеры, а другие о том, что он вошёл в противостояние с местным царём-язычником.

Всё то, что вы увидите в пещере не декорации в прямом смысле. В Абхазии вообще не любят приукрашивать действительность. Там какие-то картонные иконы, оставленные паломниками. Когда экскурсоводы указывают на стену и говорят о том, что на ней фрески люди удивляются. Ничего такого глаза не видят, но раз говорят…

Своеобразную атмосферу создают свечи и иконы. Но она только для туристов. Напомним себе, что в годы жизни апостола никаких свечей, икон, ничего из того, что создаёт для нас знаковый образ христианства не было.

Если он там был и молился богу, то иначе. Отсюда и направление христианства Абхазии, считающейся православной только из вежливости.

Это можно назвать церковью Апостольской преемственности, хотя официально она к ней не относится.

Попробуйте представить, что в пещере не было ничего. И там несколько месяцев жил апостол, который по каким-то причинам туда попал. Чем меньше светского, тем больше духовного. Невозможно организовать современные экскурсии в пустоту. Отсюда и сказки, мифы, легенды и предания, некоторые из которых весьма наивны.

Нельзя рассматривать посещение этого места в отрыве от вашей личной субъективной реальности. Там река, деревья, горы, красота. Место немного завораживает. Но обязательно кто-то кричит, попробовав искупаться в холодной воде, кто-то смеётся, где-то играет музыка.

О чем умалчивает история

Сам исторический срез того времени невозможно описать по отношению к этой стране. Нет чётких историографических данных о происходящих тогда события. По преданиям Кананит жил в келье, что нашёл в Абхазии в период 53-55 годов нашей эры, но даже эти сведения всегда будут ссылаться на какие-то ещё.

Роль Симона Кананита в качестве крестителя Абхазии тоже остаётся под сомнением. Возле скалы, где находится грот, протекает река Псырцха. Она мирная, равнинная и в то же время горная. Пороги по течению всё же присутствуют.

Там есть ещё и камень, на котором экскурсовод укажет на какие-то изменения породы, которые исторически считают «отпечатком» стопы апостола. Это некоторые характерные углубленности.

В чём там отпечаток стопы? И почему такого размера? На эти вопросы никто не ответит.

Экскурсии в Новый Афон

Обычно экскурсии проводятся в рамках поездок в Новый Афон, где находится мужской монастырь. Это живая традиция христианства. Выражается она в том, что для туристов поставили большую книгу в отдельной части храма.

Иконы и роспись не реставрировали вообще никогда. Можно посмотреть на храм времён его создания и оформления. Однако всё находится в состоянии постоянного обновления.

Монахи что-то делают, часто ходят в строительной одежде, собой подтверждая, что вера без дел мертва.

Экскурсия может пойти в сторону озера Рица. Оно завораживает своим ледяным покоем. Сущность красоты Абхазии нельзя постичь в одном месте. Нужно видеть эти горные озёра, спокойные для горной местности реки. Так вы поймёте зачем вообще апостол прибыл в ту Абхазию, которая тогда так даже и не называлась. Там существует особая энергия, которая даёт себя познать явным образом.

Пещера как пристанище

Симон Кананит просто не смог бы быть учеником Христа, если бы не осознавал в этом Бога.

Это очень странно, но в Абхазии трудно быть в опасности. Скорее всего сам грот нужно рассматривать пристанищем, а не убежищем, ведь там действительно спокойно. Трудно уговорить смотрителей побыть в пещере попозже, когда никого нет. Они стремятся в положенное время выпроводить туристов, но для кого-то делают исключения и позволяют побыть в пещере одним.

Сразу оттуда возвращайтесь в Гагры — ближе к морю, по улице с эвкалиптами. Тогда вы сами убедитесь в том, что Абхазия одно из самых безопасных мест на Земле.

Нужно от центра посёлка Новый Афон двигаться по направлению к станции Псырцха. Туда, где находится водопад. Там же стоит трехапсидный крестовокупольный храм Симона Кананита. От него движемся вдоль реки.

На берегу находятся купальни для паломников. В реке не купаются в обычном смысле, но совершают омовения. Вход на территорию ущелья, где расположен грот, достаточно заметен. Он платный, но стоит недорого.

Деньги идут на поддержание места в порядке.

К входу в пещеру ведут 200 ступеней. Для больных или пожилых людей подъём может быть достаточно трудным. Сам апостол пробирался в пещеру через вход сверху, но в 19 веке в скале был прорублен проход. Теперь люди попадают в пещеру через него.

На пути, возле реки Псырцха, находится уже упомянутых камень со следом апостола. На противоположном берегу заметен крест. По преданию, это место казни. О ней рассказывают различные вещи. Кто-то говорит, что святого распилили пилой, кто-то про усекновение мечом, но есть и версия распятия.

Источник: https://allbriz.ru/noviyafon/guide/grot-simona-kananita/

Новый Афон: крепость, грот Симона Канонита и ночь на стройке

Грот Симона Кананита

Пришла пора рассказать о местах Абхазии, ради которых не будет горько от потраченного времени и сил на поездку в этот южный край.

Таким местом по праву можно назвать небольшой городок под названием Новый Афон.

Не смотря на свои малые размеры, этот населенный пункт вместил в себя столько потрясающих и интересных достопримечательностей, что просто диву даешься. Однако, хватит слов, переходим к делу.

Как добраться до Нового Афона или чудесный абхазский парень

Сначала до Нового Афона необходимо добраться. Не повезло в тот день только с погодой. Если утром, когда мы гуляли по Гагре, небо было просто затянуто тучами, то после обеда решительно нагрянул дождь, не желающий покидать нас.

С горем пополам мы добрались до остановки между Гагрой и Новым Афоном. Здесь и пришлось в ожидании провести не меньше часа, ведь мы не ездим на автобусах, вы же помните.

После чего отправились под ближайший мост, который не давал гарантий, что мы снова не промокнем, но психологически было легче стоять на дороге. Когда же дождь снова грозился обрушиться ливнем, рядом с нами встал белоснежный джип.

Мы с Милой были удивлены, за рулем сидел молодой абхазец, который ехал как раз туда, куда нам нужно. Мало того с пареньком по имени Тимур было просто приятно общаться. Жил он в Новом Афоне давно и как раз ехал домой, а по пути все интересовался, откуда мы и что хотим посмотреть.

Мы рассказали о своей сути, как путешествуем и на данный момент нас интересовал отдых в Новом Афоне, после чего молодой абхазец пожалел, что не может пригласить нас к себе в гости, так как дом не его, но может предложить “более или менее сухое место” – стройку его нового жилья. По пути он показал нам, где это находится и сказал, что если надумаем, можем поставить палатку там, хоть какая-то крыша в такую погоду.

Но, наше удивление достигло предела, когда Тимур остановился у кассы в Анакопийскую крепость (первой достопримечательностью в наших планах) и попросил ребят пустить нас бесплатно.

Ко всему прочему он сказал, что если мы назовем его имя на входе в грот Святого Апостола Симона Кананита, то нас тоже пропустят бесплатно (вход в оба места стоит по 100 рублей с человека) Вот так удача, вот так абхазцы!

Скользкий подъем на Анакопийскую крепость

После Восточной Европы я уже даже начал скучать по крепостям. Тем более данная крепость отличалась очень долгим (в несколько пролетов) подъемом по скользким камням перемешанным с грязью. Хорошо, что ребята на кассе разрешили оставить у них наши рюкзаки, иначе нам пришлось туго.

Первым делом (это еще до подъема) мы залезли вот в такую башню.

Изучали ее буквально 5 минут, после чего пошли выше. В такую погоду было не слишком много желающих совершить подобный подъем, поэтому к самой крепости мы вышли практически в одиночестве.

Сразу бросилась в глаза высоченная башня, откуда сверху на нас смотрели малочисленные посетители. Наверняка вид оттуда обещал быть потрясающим, но оставим “вкусное” на последок. Сначала обойдем территорию.

К примеру, мимо вот такого колодца не пройдет ни один турист.

А надпись гласит “Воду у колодца не Лить”, многие читают как “не пить”. Пить как раз таки можно и нужно, она считается очень чистой.

А мы идем дальше, тут по плану обход развалин, где в центре можно найти старую церковь.

Довольно интересно, особенно барельефы в григорианском стиле.

Когда мы подходили к башне, внизу я наткнулся на многочисленные надписи из камней а-ля “здесь был Вася”. Сначала я не понял, зачем это, пока мы не поднялись на самую верхушку башни. Отсюда видно, что вся земля “исписана” камнями, а еще здесь потрясающие виды.

Мы с Милой поочередно даже на бордюр забрались, чтобы полюбоваться абхазской природой и вооон тем монастырем.

Именно в этот момент у меня в голове созрел план последующего перемещения, потому что я захотел взглянуть поближе на этот монастырь.

Для начала мы спустились с крепостной горы и забрали у ребят вещи. Затем, так как было по пути, мы заглянули на стройку, где ??? разрешил нам переночевать. Там мы бросили рюкзаки и далее налегке было куда интересней исследовать Новый Афон.

Грот-келья Святого Апостола Симона Кананита

По совету Тимура после крепости мы отправились к гроту апостола Симона Кананита. Кроме того, что мы слышали о некоей пещере, молодой абхазец сообщил, что на одном из камней осталась даже его ступня.

Чем же прославился этот человек? Тем, что он был одним из учеников Иисуса Христа и целителем, который проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Абхазии и Ливии. Говорят, апостол умер мученической смертью на Кавказе, будучи распиленным заживо пилой.

https://www.youtube.com/watch?v=p5G8EAOYJm4

Сначала мы прошли к кассе, где мужчине я назвал только имя нашего абхазского друга и тот спокойно нас пропустил на территорию так называемого парка.

Здесь же прямо в пруду встречает большая черепаха, частично сделанная из камня и панцирей от настоящих животных.

А дальше нужно идти вдоль ручья. Как я понял, ручей с минеральной водой. Именно в нем мы и вымыли ноги от грязи, собранной после Анакопийской крепости.

Все по той же тропе вдоль парка добираемся до того самого камня со стопой чудотворца. Мимо не пройдешь, ибо есть табличка. Кстати, след тоже в наличии и довольно глубокий. Наверняка, этот Симон был очень сильным человеком, чтобы так протоптать камень, причем только на одну ногу :).

Сам грот находится в скале повыше, поэтому пришлось преодолеть не меньше пары десятков ступенек. Можно не беспокоиться на этот счет, местные власти давно все облагородили.

Итак, мы внутри маленькой темной пещеры, которая освещается свечками верующих. Естественно, икон и различных церковных надписей здесь тоже хватает.

Мы свечками увлекаться не будем, думаю, достаточно нескольких фотографий и можно еще прогуляться по парку.

К сожалению, больше ничего интересного из того, что мы видели по дороге, я не заметил, так что двигаем на выход.

Кусочек прошлого

Оказывается, Абхазия хранит на своей территории не только советское прошлое, но и кусочек истории царских времен.

Когда мы вышли с территории парка, то слева сразу же виднеется старая железнодорожная станция и пути.

Ни капли не пожалел, что мы пошли по этой дороге. Представляете, настоящая станция начала 20 века! Её бы еще немного в порядок привести, выбитые стекла поменять и смотрелось бы вообще круто.

Дорога шла вдоль водохранилища и чем дальше мы шли, тем интереснее и красивее становилось. Один туман над водоемом чего стоит, смотрите.

А вот и старинная дамба с водопадом.

Когда выходишь в эту часть, то вообще забываешь в каком времени находишься. Потому что вокруг стоят здания тех же времен, что и железнодорожная станция.

Видимо, в свое время здесь еще успели сделать капитальный ремонт, чему мы с Милой были только рады. Туристов здесь тоже хватает, так что улучить момент, чтобы сделать фотографию – еще суметь надо. В общем, если будете в Афоне, обязательно загляните в этот уголок Российской истории.

Время уже клонилось к закату, а нам нужно было успеть еще к тому монастырю, что мы видели с башни крепости. Я рад, что Новый Афон не такой большой и его легко можно обойти пешком за несколько часов, а если не торопиться, то лучше потратить один день.

Новоафонский монастырь

Монастырь находился тоже на небольшом холме, поэтому без подъема не обошлось. К тому времени тучи немного рассеялись и нас решило порадовать своим присутствием закатное солнышко. Я сразу же решил запечатлеть такой момент.

Если смотреть в целом на Новоафонский монастырь, то кажется, что его уже реставрировали. Однако, попадались места, где эти следы пропадали напрочь. В любом случае здание смотрелось громоздко и даже не вмещалось в кадр моей камеры.

Кстати, внутрь не пускают женщин в штанах, а мужчин в шортах. На входе можно взять длинную юбку с запахом, чтобы исправить эту ситуацию. И так как собор является рабочим, то вход туда соответственно бесплатный.

Больше всего мне понравилось внутри, очень необычное оформление большого зала, фресок на стенах и потолке.

Ощущение, будто изображены не святые, а герои каких-то сказок. И не смотря на большое количество людей, внутри стоит такая тишина, что невольно хочется сесть на одну из скамеек для прихожан и отдохнуть от городской суеты. Чем мы с Милой и занялись.

Возвращение “домой”

Обратно мы шли уже по сумеркам, правда, света все равно хватало, чтобы сделать “путевые” фотографии. Но, сначала мы думали что-нибудь перекусить.

Недалеко от монастыря собирался рынок и многие торговцы распродавали товар в два раза дешевле. Мы решились купить чурчхеллу с орехами и я понял, что это уже далеко не Грузия, вместо виноградного сока местные ее делают из какой-то химии.

Поэтому мы просто “охотились” на виноград, свисающий гроздьями с заборов местных участков.

Мы еще не заглянули в одно место – это карстовая пещера. Наверное, потому, что стоимость туда около 400 рублей за человека. Для спуска построено специальное здание, откуда отправляется небольшой состав в самую глубь пещеры, а там уже в сопровождении гида посетители любуются сталактитами и сталагмитами.

Зато мы прогулялись вдоль городского озера, где разводили уток в специальных ящиках.

А неподалеку стояли различные увеселительные заведения для тех, чья энергия к ночи не заканчивается.

Наши же силы подходили к концу, поэтому мы спешили “домой”, ставить палатку на бетонные плиты. В новом строящемся здании верхние плиты были так плохо положены, что мы смогли найти единственный сухой угол, куда не добралась вода. Там и проспали всю ночь, к счастью дождя больше не было.

Зато утром отсюда открывался отличный вид на море. Думаю, для строительства дома это было действительно отличное место.

Новый Афон нам очень понравился, поэтому если уж вы выбрали отдых в Абхазии, я бы советовал обязательно прогуляться по нему. А нам пора ехать дальше – столица Сухум ждет!

Источник: http://litetrip.ru/novyj-afon-krepost-monastyr-grot-simona-kanonita-i-noch-na-strojke.html

Грот и храм святого апостолаСимона Кананита в Абхазии

Грот Симона Кананита

В самом центре города Новый Афон в Абхазии, на берегу реки Псырцха, находится памятник древней архитектуры – трехапсидная крестовокупольная церковь Симона Кананита.

Возведенная в эпоху становления Анакопии в IX-X веках религиозным и административным центром Абхазского царства, она расположена на месте, где был похоронен, согласно преданию, апостол Симон Кананит.

Экскурсия в храм Симона Кананита является сегодня одним из важнейших пунктов паломнических маршрутов не только Нового Афона и Абхазии, но и всего Причерноморья.

Храм Симона Кананита: страницы истории

Храм Симона Кананита – уникальный памятник, представитель абхазской школы церковного строительства, сформировавшейся под влиянием Византии. В середине VIII века Абазгская епархия, подчинявшаяся до этого Константинопольскому патриархату, стала самостоятельной Абхазской Православной Церковью.

Это событие послужило толчком расцвета в Абхазском царстве церковного строительства. Стремясь увековечить свои имена, абхазские цари строили соборы и храмы, не жалея средств на их украшение. Этот исторический период подарил Кавказу и всему Восточному Причерноморью выдающиеся архитектурные памятники.

Основные из них:

  • Бзыбский храм;
  • храм Алахадзы;
  • храм Симона Кананита;
  • Моквский храм;
  • Лыхненский храм;
  • Нижнеархызский храм.

В XI века мастера из Абхазии участвовали в строительстве киевского Софийского собора. Храм Симона Кананита расположен в одном из самых живописных мест Нового Афона – у Новоафонского водопада. Он представляет собой средних размеров церковь из тесаного белого камня.

Храм несколько раз разрушался и отстраивался заново. В эпоху Комнина, императора Византии (XIV век), он был украшен уникальнейшей фресковой росписью. Паломник А.Н.

Муравьев, посетивший церковь в первой половине XIX века, писал в посвященном этим местам сочинении, что храм Симона Кананита имеет греческое устройство «с полукружием горняго места» и тройным разделением алтаря.

Муравьев был поражен тонкостью выложенных из дикого камня стен и высотой опирающихся на тонкие столбы сводов. В то время еще были видны остатки живописной росписи на западной стене: два мученика и Успение Богоматери.

История храма

Указом от 27 ноября 1875 года император Александр III передал храм Симона Кананита Новоафонскому Симоно-Кананитскому монастырю.

Монахи сразу же принялись за восстановление древней церкви: почти все стены забелили, их высота изменилась, появился новый профилированный карниз, купол приобрел форму луковицы, а барабан стал круглым. Западный притвор украсила колокольня.

Не восстановленными остались только портики над южным и западным входами. Реставрация храма Симона Кананита была закончена в 1882 году, весной которого он был освящен и стал действующим.

Симон Кананит считается покровителем семьи и брака. Ежегодно к храму приезжают тысячи паломников из разных стран, ищущие благополучия, любви и счастья в супружестве. Сегодня храм относится к Абхазской Православной Церкви. Каждый год, в день памяти апостола Симона Кананита (23 мая), в церкви проводится литургия с крестным ходом.

Во время экскурсии в храм можно увидеть две греческие надписи, сохранившиеся с эпохи раннего средневековья. Одна из них расположена над южным входом в церковь, вторая – на одном из камней восточной стены. В обеих надписях звучит просьба Господа о помощи.

Грот апостола Симона Кананита

Туристические и паломнические маршруты, связанные с именем Симона Кананита и Новым Афоном, не ограничиваются только храмом. В ущелье Псырцхи расположено еще одно, популярное у паломников и туристов, место – грот-келья апостола.

События, связанные с этим гротом, произошли в середине I века. Апостолы Симон Кананит и Андрей Первозванный, совершив долгое путешествие через малоазийские города, Неокесарию, Трапезунд и страну лазов, оказались в Апсилии.

После проповедничества в Себастополисе дороги апостолов разошлись – Андрей Первозванный продолжил путь на север, а Симон Кананит нашел приют в каменной пещере рядом с рекой Псырцхой. Он начал активную проповедническую деятельность, и вскоре об этом стало известно римским перфектам. Они начали гонения на Симона Кананита, закончившиеся мученической смертью апостола.

Похоронившие тело местные жители, обращенные апостолом в христианство, веками передавали сведения о месте погребения, спустя столетия на нем появился Новоафонский храм Симона Кананита.

Экскурсия в грот Симона Кананита стала возможной благодаря проведенной в начале 2000-х годов реконструкции в районе ущелья. Путь к гроту начинается у храма. Вымощенная диким камнем историческая тропа идет вдоль берега реки, мимо лобного места, где Симон Кананит был убит, и извилисто поднимается в гору. По пути встречаются следующие достопримечательности:

  • целебный источник со святой водой;
  • небольшой кусок гранита с отпечатком ноги апостола;

горные пороги, рядом с которыми Симон Кананит встретил смерть.

Грот-келья расположен в отвесной скале и оборудован наподобие церкви.

Вид, который он сегодня имеет, появился в позапрошлом веке: монахи из соседнего монастыря прорубили удобный вход, построили лестницу, выложили из мозаики лики Богоматери, Иисуса Христа и самого апостола на стенах пещеры, высекли четырехконечный крест. Пещера освящена во имя апостолов Симона Кананита и Андрея Первозванного.

Экскурсия в храм Симона Кананита и грот-келью, где жил святой – дань памяти великой вере и человеколюбию, которые так редко можно встретить в наши дни. Отдыхая в Абхазии, обязательно посетите эти места: здесь начиналась история Православной Церкви.

Источник: https://seacool.ru/abkhazia/hram_simon_kananit

Новоафонская пещера и грот Симона Кананита в Абхазии

Грот Симона Кананита

Первый день в Новом Афоне выдался насыщенным, но мне было недостаточно. Сегодня очень хотелось увидеть Новоафонскую пещеру. Еще на картах OSM мы разглядели то, чего вчера не заметили: грот Симона Кананита. Пора закрыть этот пробел.

В первый день нашего пребывания в Абхазии мы гуляли по парку, смотрели станцию Псырцха и ловили брызги Новоафонского водопада.

Увидеть весь наш путь и посмотреть все фоторассказы из абхазского путешествия вы можете по ссылке.

Освоившись в городе, мы узнали, что в Новоафонскую пещеру не так-то просто попасть. Всё основное время забивают экскурсионные группы, а в свободные места впихивают одиночных туристов. Вход в пещеру открывается каждый час (если не ошибаюсь), и количество посетителей строго ограничено.

Новоафонская пещера: как добраться, стоимость билетов

Координаты пещеры в Новом Афоне: 43.09058, 40.81014

Напротив этого здания есть небольшая парковка. Также народ оставляет машины просто на обочине улицы Кяхба, так как машиномест не хватает, особенно в середине дня.

Самостоятельно добраться до Новоафонской пещеры из другого города Абхазии без машины можно на автобусе. Попросите водителя остановиться на остановке “Ракушка”. Оттуда несколько минут пешком. Вот как выглядит остановка:

Стоимость билетов в пещеру Нового Афона и время посещения

Стоимость посещения 500 рублей с человека. Фото- и видеосъемка – плюс 50 рублей. Но поделюсь небольшим лайфхаком: не доплачивайте за съемку. Внутри пещеры за этим никто не следит!

Обязательно возьмите с собой толстовку и наденьте брюки, а то замерзнете.

График работы пещеры: июнь-сентябрь с 9 до 19, октябрь-июнь: пн, чт, сб, вс 10-18.

Выходные дни: пн, вт, пятница – санитарный день.

          Очень важная информация. Мы посещали пещеру в августе. Теоретически август – самый людный месяц. Если вы планируете посещение в другом месяце, все равно прочитайте. Настоятельно советую приходить к кассам и занимать очередь заранее! ДО открытия касс!

Первая экскурсия идет в 9 утра, мы пришли к 8 и уже толпа была из туристов. Просто чудом успели купить билеты. Вскоре кассирша закрыла кассу, вывесив объявление, что билетов нет до такого-то времени. Прийти/приехать и не успеть купить билет на этот день очень обидно! Нам повезло, и мы с первого раза попали в пещеру.

Когда подошло время начала экскурсии, гид проводила нас в зал, откуда мы на подземном поезде уедем в пещеру. прибытия поезда:

https://www..com/watch?v=-dG3TA2yrwg

Потом начинается самое интересное! Новоафонская пещера – лучшая из тех, где мы были. Не считайте, что цена за посещение завышена: вы получите множество впечатлений за эти деньги. Огромные залы и множество пещерных красот ожидает на пути.

Все фотографии были сняты на телефон. Многие из них, к сожалению, нечеткие. Тем лучше: больше неожиданностей для вас будет при посещении!

В начале экскурсии нас встречает вот такое милое личико:

Зал “Анакопия” поражает воображение: до чего он огромен! На фото масштаб не понять, там надо побывать самому. Рыжий песок дает ощущение, что ты попал на другую планету.

Для масштаба сфоткала свою группу. Фотка смазалась, но другой нет.

Типичный марсианский пейзаж:

В каждом зале нереальные красоты. Как я жалею, что не взяла нормальный фотоаппарат с собой! Освещение не позволяет делать нормальные фото на телефон.

Вот такие сосули свисают под потолком:

В Новоафонской пещере самые большие и красивые сталагмиты из тех, что я видела где-либо.

Натечные образования составляют необычные фигуры, и каждая фигура имеет свои неповторимые очертания. Экскурсовод увлекательно рассказывает о каждом пещерном зале, и вы узнаете много новых фактов о пещере.

Кроме разных натечных образований, в пещере вы увидите чистейшее озеро. К сожалению, фото озера у меня нет: все смазались.

Тщательно продуманное освещение придает залам дымку таинственности, в которой сталагмиты выглядят как-то мистически.

В каждом углу мерещатся фигуры, невольно начинаешь оживлять каждую из них. Посещение таких мест здорово развивает воображение.

Внутри грота яркая красная подсветка в зале “Апхьярца”:

Еще один огромный сталагмит:

В зале “Апсны” мы видим натеки, по форме напоминающие настоящие водопады. Атмосфера и впечатления непередаваемые. Пишу всё это и вспоминаю, как было здорово. Хочется приехать и снова спуститься в пещеру.

Эти образования мне напоминают парашютистов, спускающихся с высоты на землю:

Полтора часа экскурсии пролетели как один миг. Пора возвращаться на поверхность. Назад мы поднимаемся по туннелю, прорубленному в скале. Несколько минут подъема, и вот мы открываем массивные ворота. Выходим на улицу и греемся в лучах ласкового солнышка, делимся впечатлениями от увиденного.

Грот Симона Кананита

После пещеры хотелось еще куда-то сходить. И мы решили посмотреть, что за точка такая на карте: грот Симона Кананита. Вчера мы проходили мимо какой-то кассы, наверное, это оно.

Возвращаемся к озеру Псырцха (ссылка на отчет вверху страницы), и идем к точке 43.09229, 40.81447

Источник: https://in-journey.ru/novoafonskaya-peshhera-grot-simona-kananita/

Апостол Симон Кананит в Евангелии и Предании, храм и пещера в Новом Афоне, версии жития из Википедии

Грот Симона Кананита

В одном из потаённых уголков Абхазии, между двух горных туннелей, находится железнодорожная станция Псцырха, названная так по имени протекающей рядом реки. Прямо от неё, вверх по течению, отходит тенистое ущелье. Длина его не более километра, а история, связанная с деятельностью человека, насчитывает около 15 веков.

  • Симон Зелот — один из 12 Апостолов
  • Проповедь Симона Кананита в Абхазии
  • Храм Симона Кананита в Новом Афоне
  • Интересные факты из Википедии
  • Служба и молитвы апостолу Симону

Главным историческим объектом, ради которого сюда стремятся туристы и паломники, является грот святого апостола Симона Кананита. Тесная и глубокая ниша в скале стала отправной точкой, откуда учение Христа распространилось по всей Абхазии.

Народные легенды, связанные с житием Св. Симона, старые абхазы пересказывали ещё первым европейцам, поселившимся здесь в XIX веке.

Многое не было похоже на правду, но несомненным оставалось одно: таинственное ущелье Псцырхи хранит великую христианскую святыню.

Симон Зелот — один из 12 Апостолов

Божий промысел скрыл подробности жизни святого апостола Симона Кананита: в Евангелиях его имя лишь упоминается в перечислении двенадцати учеников Христа. Прозвище «Кананит» может означать, что он происходил из города Каны (Израиль, недалеко от г. Назарет), где Христос совершил два чуда — превращение воды в вино на браке и исцеление сына царедворца.

В Св. Писании упоминается и другое прозвище апостола — Зелот. Зелотами называли иудеев, посвятивших себя борьбе с римским владычеством.

Эти люди дерзали публично выступать против властей, устраивали восстания и сбивали с городских зданий и стен Храма римских «орлов».

Желая направить ревность Симона на путь христианской проповеди, Господь призвал его в число ближайших учеников.

Скудость евангельских сведений об апостолах дополняет церковное Предание — собрание древних устных и письменных источников, признанных Церковью истинными.

Предание сообщает, что Кананит был одним из сыновей Иосифа, «названного» отца Иисуса Христа. Поначалу Симон противился сводному брату, огорчившись решением Иосифа поровну разделить между ними наследство.

Прошло много лет прежде, чем в его настроении произошла перемена.

Именно на свадьбе Своего сводного брата в Кане Галилейской Христос превратил воду в недостающее вино, что окончательно утвердило будущего апостола в вере.

После смерти и Воскресения Христа Его ученики собрались, чтобы бросить жребий, кому в какие края отправляться на проповедь. Симону и Андрею выпала Иверия и Скифия — земля Кавказа.

Проповедь Симона Кананита в Абхазии

Короткая речка Псцырха выходит на поверхность земли из глубокой пещеры, находящейся под гротом — жилищем Святого апостола. Питаясь из подземных озёр, она никогда не пересыхает и несёт чистую питьевую воду.

Справа от истока возвышается символ Абхазии — Иверская гора, на вершине которой расположены руины большого по античным меркам города и крепости.

Сейчас его называют Анакопией, а в древности он носил имя Трахеи (по-гречески «сурово-каменистая»).

В первые века н. э. здесь поселились греки, решившие обжить новые просторы на берегах Понта Эвксинского (Чёрного моря). Возможно, именно с ними прибыли на землю язычников-абазгов два ближайших апостола Христа — Андрей и Симон.

Сначала они остановились в г. Севасте (Сухум), где их проповедь была принята с благодарностью, так как жители портового города находились под культурным влиянием греков и римлян.

Андрей вскоре отправился далее на север, путешествуя с проповедью в скифских степях до Крыма, Симон же остался в уютной долине близ города Трахеи, поселившись в уединённом гроте, чтобы иметь возможность молиться перед каждым путешествием.

Проповедь Христа среди язычников в те времена была опасным предприятием, тем более что некоторые племена сохраняли обычаи человеческих жертвоприношений, были крайне воинственны и отказывались слушать другие учения.

Предполагается, что одно из «людоедских» племён обитало в окрестностях нынешнего Нового Афона. Согласно местному преданию, апостол Симон Кананит был убит по настоянию языческих вождей там, где и жил — на берегу Псцырхи.

И сегодня местные жители указывают на камни с красными пятнами в русле реки. Это запечатлелась кровь Святого, напоминая о жестоких временах безверия.

Храм Симона Кананита в Новом Афоне

Предание о том, что останки Св. Симона находятся под зданием храма, возвышающегося на правом берегу Псцырхи, насчитывает несколько столетий.

До конца XVIII века, несмотря на упадок христианства, у абхазов и грузин сохранялся обычай совершать паломничества к древним руинам, связанным с именем апостола.

Затем почти на столетие эта традиция была забыта и появилась только после начала строительства Новоафонского монастыря, взявшего почти уже разрушенный временем храм под опеку.

К тому времени здание храма заросло деревьями, но ещё внушало трепет местным жителям. Прибывшим на место будущей обители монахам они рассказывали, что не могли пасти скот на лужайке перед руинами, так как неведомая сила заставляла овец бежать оттуда.

Одного мусульманина, решившего брать камни от храма для постройки дома, постигла печальная участь: внезапно умер перевозчик камней, а после, так и не успев пожить в новом доме, сам хозяин с семьёй был вынужден бежать в Турцию, где также погиб.

Другому рассказчику во сне явился «старец с посохом», повелевший освободить земельный участок близ храма для будущей монастырской стройки.

Вместе с реставрацией и освящением церкви была освящена и пещера Симона Кананита, где установили иконы обоих просветителей Кавказа. После революции отстроенный храм был закрыт.

В 2011 году в результате церковного раскола, вновь переданный Абхазской Православной церкви храм оказался во власти раскольников.

В настоящее время в нём проводятся богослужения, но русским паломникам их посещение не рекомендовано.

Помолиться Святому просветителю Кавказа можно в других храмах, посвящённых его имени:

  • Храм в пос. Лоо (Сочи, Краснодарский край).
  • г. Кана (Израиль), церковь «Венчания» на месте, где стоял дом Симона Кананита.
  • церковь Св. Симона Кананита в память о погибших в грузино-абхазском конфликте (Тбилиси, лавра Самеба).
  • римско-католическая церковь Св. Симона Зелота в Сухуме.

Интересные факты из Википедии

Желая приобщиться к славе святого Симона Кананита, Западная Церковь излагает другие версии жизни и подвигов апостола.

Существует предание, что Св. Апостол Симон проповедовал в Бретани. Англоязычная Википедия упоминает древний город Гластонбери как место его подвигов и современный Линкольншир как место казни через распятие, осуществлённой местными язычниками. Несмотря на сомнительное происхождение этой легенды, в Англии почитают Апостола, одна из англиканских церквей Лондона посвящена его имени.

Областью проповеди Симона Кананита википедия Германии называет Эдессу и Вавилон (Ирак). В последнем он был казнён вместе с апостолом Иудой Фаддеем. На католических иконах святой изображается с пилой, изображающей орудие его казни. Это обстоятельство породило традицию на Западе почитать Симона как покровителя пильщиков.

Немецкая Википедия упоминает базилику Св. Андрея Первозванного в Кёльне, где паломники могут видеть частицу мощей Св. Апостола Симона. Русская Православная Церковь придерживается мнения, что мощи апостола покоятся под спудом храма в Абхазии и никогда не были обретены.

Служба и молитвы апостолу Симону

Для домашней молитвы Св. Апостолу можно использовать следующие песнопения:

  • Акафист — продолжительное, торжественное песнопение, повествующее о жизненном пути святого на основе церковного Предания, где упоминается брак в Кане Галилейской и проповедь в Иверии. Автор акафиста называет Симона покровителем Пицунды и Нового Афона. (http://interactive-bible.narod.ru/index/0-38)
  • Молитва, где превращение воды в вино на браке сравнивается с обращением души от греха к благочестию, испрашиваются вечные блага в небесном царстве. Эту же молитву читают супруги, прося благословения Апостола на брачную жизнь.
  • Тропарь, составленный по образцу общего тропаря Св. Апостолам.

День памяти Симона Кананита совершается 23 мая и 13 июля по новому стилю.

Источник: https://pravoslavie.guru/bibliya/simon-kananit-apostol-kavkaza.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.