Гора Фавор

Содержание

Гора Фавор — место Преображения Господня

Гора Фавор

Израиль — удивительная страна с потрясающей историей и богатой культурой, где находится множество мест, памятных для представителей трех религий — православия, католицизма и магометанства. Произошедшие здесь события имели настолько колоссальное значение для всей последующей истории. Одно из наиболее почитаемых и памятных мест на святой земле — это гора Фавор.

Фавор и церковная история

Если внимательно почитать Библию, упоминание об этой горе можно найти как на страницах Нового, так и Ветхого Завета. Упоминание Фавора встречается в Книгах Иисуса Навина, пророка Иеремии и Судей. Издревле это место почиталось значимым и величественным: так, если требовалось охарактеризовать нечто возвышенное, его сравнивали именно с Фавором.

Здесь преобразился Христос

роль этого места неразрывно связана с событием Преображения Господня. В церковном Предании прочно утвердилась уверенность в том, что это чудо произошло именно здесь.

Хотя ни одно из Евангелий не дает точного указания и тем более названия горы, на которую поднялся Иисус с тремя учениками.

Так, многие современные ученые-богословы склоняются к мысли, что Евангельское событие имело место на другой горе — Ермоне.

Тем не менее, официально принято считать, что это чудо произошло именно на Фаворе. Как повествует Евангелие, Христос явил здесь троим ученикам свою божественную сущность: его лицо и одежды стали блистающими, словно солнечный свет — такими, что Петр, Иаков и Иоанн просто не могли смотреть на Иисуса.

Тогда же появились два пророка времен Ветхого Завета — Моисей и Илия, беседовавшие с Христом о тех страданиях, которые Ему вскоре предстояло перенести.

Ученики были настолько поражены тем, что происходило перед их взорами, что в один момент они даже упали на землю, чтобы не видеть страшного чуда.

И тогда на место, где происходило это событие, снизошло облако, из которого раздался голос самого Бога.

Какими бы ни были предположения ученых и теологов о том, где именно происходило Преображение Господне, но тот факт, что ежегодно 19 августа появляется благодатное облако на горе Фавор, а не на Ермоне, возможно, и есть доказательство того, что евангельские события имели место быть именно тут.

Гора после Преображения

Когда христианство было официально признано в качестве единственной религии на территории Римской Империи, мать царя Константина отправилась в Израиль, чтобы найти Крест Господень. Кроме Иерусалима, она посетила также и Фавор, где позднее по ее указу была воздвигнута церковь.

Во времена первых Крестовых походов монахами клюнийской конгрегации здесь была основана обитель. Однако монастырь на горе Фавор подвергся разрушению во время набега сарацин.

В наши дни

Сегодня на вершине Фавора находятся две обители — православная и католическая.

Православный монастырь

Своим созданием православный монастырь обязан архимандриту Иринарху (в прошлом насельнику знаменитой лавры Саввы освященного).

Он имел видение, после которого поселился на вершине горы, где вскоре нашел остатки древнего византийского храма. Вероятно, это была та самая церковь, которую приказала возвести царица Елена.

Иринарх принялся за восстановление храма, который был после освящен в 1862 году.

Местная достопримечательность

Одна из знаменитых святынь этого места — икона Неувядаемый цвет. На ней изображена Богородица с Младенцем, держащая в руке цветущую ветвь.

Эта икона сильно отличается от тех изображений, которые мы привыкли видеть в наших местных храмах — в отличие от них, образ Богородицы не имеет ярких красок, а напечатан он на простой газетной бумаге.

В свое время икону выловили из моря арабские ребятишки, она была аккуратно свернута и запечатана в бутылку. Откуда она приплыла никто не знает. Однако помощь, исходящая от иконы Неувядаемый цвет, словно магнитом притягивает сюда ежедневно толпы верующих людей.

Католический монастырь

Католический францисканский монастырь на Фаворе расположен там, где когда-то воздвигли свою обитель крестоносцы. Здесь построен величественный храм Преображения Господня, архитектором которого был Антонио Барлуцци. Рядом с монастырем находятся символические Врата ветра, через которые проложен путь к обители.

Ежегодное чудо

Каждый год накануне Преображения, которое празднуется 19 августа, к этому месту стекаются сотни православных паломников и туристов из разных стран. Здесь можно встретить русских, украинцев, греков, болгар, грузин, стремящихся стать свидетелями чуда на горе Фавор, которое можно наблюдать тут в этот день ежегодно.

Те, кто хочет увидеть его своими глазами, поднимаются на гору заранее, еще 18 августа, чтобы встретить на ее вершине рассвет. Представители Иерусалимской Патриархии служат праздничную службу, которую приходится проводить не в самом храме монастыря, а на специально обустроенной площадке перед ним, так как стены церкви не способны вместить огромной толпы молящихся.

После того, как совершается Литургия, ежегодно имеет место одно и то же событие: происходит схождение облака — явление, которое наука растолковать не в силах. Как отмечают свидетели чуда, над толпами верующих появляется светлое облачко, которое, увеличиваясь в размерах, постепенно опускается на молящихся людей.

Ощутить на себе такое проявление Божественной благодати стремятся все христиане.
Посетить Фавор — мечта не только верующих. Попасть сюда стремится большинство людей, интересующихся культурой и историей. И это стоит того. Один раз оказавшись здесь, забыть это место больше невозможно.

Источник: http://yofi-tofi.ru/kulturnyj-otdyx/dostoprimechatelnosti-izrailya/329-gora-favor.html

Гора Фавор, Израиль, Храм Преображения: описание, история

Гора Фавор

Упоминания об этом святом месте можно встретить во многих источниках древней литературы. Гора Фавор — это не только великолепный пейзаж, украшающий Издрелонскую долину Израиля, но и многовековая история. С ней связывают важнейшие события разных эпох. И вряд ли возможно переоценить ту роль, которую она сыграла в развитии духовной истории всего рода человеческого.

Где находится

Гора Фавор, или, как говорят на иврите, Тавор, расположена ближе к востоку от центральной части Издрелонской долины, в Израиле. Всего в девяти километрах к юго-востоку от неё находится Назарет, а в два раза дальше в западном направлении раскинулось Галилейское море.

Гора Фавор не входит в какой-либо горный массив или гряду, а являет собой обособленно стоящую возвышенность. По сравнению с другими она достаточно невысокая – 588 метров. Склоны здесь пологие, а форма имеет мягкие и слегка округлые очертания. Поэтому во многих источниках ивритское название Тавор переводят как “пуп”, проводя аналогию с человеческим органом.

Что означает название

Историки приводят несколько версий. Название Тавор, или, как говорят в русскоязычной традиции, Фавор, не переводится и приведено в Ветхом Завете таким же образом.

Однако есть версия, которая говорит о том, что название Тавор является производным от слова “Табур”. Последнее переводят как “пупок”.

В подтверждение этой версии приводят характерные внешние признаки отдельно стоящей, с пологими склонами и несколько вогнутой вершиной, какой и является гора Фавор.

Есть и другой вариант. Его автором является Тереза Петроци. Она утверждает, что современное название – производное от имени языческого божества Табора, который в этих местах в доеврейские (ханаанские) времена покровительствовал кузнечному делу. А найденные археологами следы язычества этого периода в некотором роде подтверждают предположение.

Истории, связанные с горой Фавор

Впервые это название встречается в Ветхом Завете. В те времена гора Фавор являла собой границу, своеобразный водораздел, разграничивающий три колена Израиля. Выгодное географическое положение, хороший обзор прилежащих территорий делали это место желанным для любого племени. Поэтому войны здесь не прекращались.

Особенно яркой является история о сражении Варака и асорского военачальника Сисары, который возглавлял войско царя Иавина.

Особую роль в сражении сыграла пророчица Девора, которая сподвигла Варака на бой с Сисарой, предвидя его победу над многочисленным войском последнего.

Имя этой прорицательницы увековечено в названии деревни Дебурия, раскинувшейся у подножия. Там, где гора Фавор берёт своё начало.

Упоминания в Ветхом Завете

О том, что это особенное место, говорилось ещё в древние времена – до Рождества Христова. Первый раз о Фаворе говорится, что это особое место, где сошлись земли трёх племён Израиля.

Также можно найти и другие упоминания, которые остались в книгах Ветхого Завета: Иисуса Навина, пророчествах Иеремии. Издавна, если говорили о значимости, важности человека, то сравнивали его с тем, как величественно возвышается гора Фавор.

Израиль сегодня представляет собой современное государство, но, несмотря на это, бережно и благоговейно хранит свою историю, которая стала достоянием всего человечества.

О чём свидетельствовал новый завет?

Как известно из древнего христианского Предания, именно гора Фавор считается тем местом, где произошло великое чудо – Преображение Господне.

Однако в Новом Завете не содержится каких-либо упоминаний о горе Фавор. То место, где произошло Преображение Иисуса Христа, точно не называется.

Марк и Матфей в своих Евангелиях упоминают гору высокую, но о том, что это Фавор, они никаких свидетельств не приводят.

Поэтому до сегодняшнего дня некоторые исследователи богословия высказывают свои сомнения по поводу того, что Преображение произошло именно здесь. Более вероятной версией они считают гору Ермон.

Возможно, здесь есть одна из тех загадок, которые окружают Библию. И, вероятно, весь смысл её сокрыт в том, что люди должны поверить Слову Божьему, не требуя при этом никаких доказательств.

Преображение Господа

Об этом чуде сказано немало. Матфей, Марк и Лука в Евангелиях повествуют об этом. О Преображении Господнем свидетельствуют старинные иконы и фрески храмов, красивейшие картины и чудесные истории. Увековечено это событие славным радостным праздником, который отмечает весь христианский мир 19(6) августа.

Преображение Господне на горе Фавор все три евангелиста связывают с событиями, которые произошли за шесть дней до него. Именно тогда Иисус Христос рассказывал своим ученикам о тех страданиях, которые ему предстоит пройти. Какая непростая судьба ждёт последователей, взявших на себя его крест. О том, что уже скоро откроется Царство Божие.

Иисус взял с собой на гору трёх своих самых верных и близких по духу учеников, которые были рядом в самые сложные и ответственные моменты его жизни: Петра, Иакова и Иоанна. Взойдя на высокие склоны, уставшие от подъёма апостолы прилегли отдохнуть. Иисус на горе Фавор начал молиться.

Его сияющее Божественным светом лицо стало словно солнце, а одежды преобразились. Здесь каждый из евангелистов описывает по-своему: Лука видит их блистающими, Марк – белыми как снег, а Матфей говорит о том, что сделались они как свет.

Также, наверное, разошлись бы и мнения видевших чудо апостолов, которые спросонья не верили глазам своим.

Христос на горе Фавор, явившись ученикам в своей небесной славе, вёл беседу с двумя незнакомцами, которыми оказались пророки: Моисей и Илья. Речь между ними шла о том исходе, который ожидает Иисуса в скором времени.

Почему явились именно эти пророки – точного ответа нет. Но известно, что многие из иудеев почитали Иисуса за Илию. Видимо, явление последнего должно было показать всю нелепость предположений израильтян. И беседа Иисуса Христа с самыми почитаемыми среди иудеев пророками стала еще одним красноречивым подтверждением того, что он сын Божий, которому подвластно все.

Апостолов, видевших все это, ощутивших дивное присутствие Божественной благодати, охватило непреодолимое желание не покидать гору Фавор. Поэтому Петр предложил всем остаться здесь: построить жилища и не возвращаться туда, где правят злоба, зависть и ненависть, несущая угрозу жизни их учителя.

Облако над горой Фавор

Это чудесное ознаменование природой Преобажения Иисуса. Первый раз об облаке говорится в Евангелиях, описывающих подробности этого чудесного события.

Светлое облако, окутавшее всех находившихся на горе, было ярким свидетельством того, что здесь присутствует Бог.

Голос, послышавшийся вдруг и сказавший, что Иисус есть сын Божий, которого нужно слушать, привёл апостолов в сильнейший испуг. Они упали на землю и боялись поднять глаза к небу.

Такое необычное явление, подтверждающее реальность тех событий, происходит и в современные времена. В праздник Преображения Господа в небе над Фавором возникает облако.

Интересен тот факт, что возникает оно исключительно в православный праздник Преображения и покрывает собой не только вершину горы, но и людей.

Сложно найти природное объяснение этому чудесному феномену, поскольку в это время года облака здесь – очень редкое явление.

В чём заключается смысл преображения иисуса христа?

Поиск глубочайшего смысла, заложенного в этом чудеснейшем событии, стал для многих христиан смыслом жизни. Ведь жизнь во Иисусе Христе невозможна без Преображения: без таинства Крещения, без исповеди, приносящей покаяние, без Евхаристии, соединяющей человека с Господом.

Само Преображение есть тот путь, который должен пройти человек, верующий в Спасителя и в то, что новое преображённое состояние возможно только в единении с Господом.

Преображение знаменует собой изменения, происходящие в человеке, который старается уйти от своего прежнего, греховного и слабого начала. И стремится к новому, которое сильно Божией благодатью, чистой и праведной.

События после Преображения

Почитание горы Фавор как места Преображения Иисуса было положено равноапостольной царицей, которую в народе называли Святой Еленой. Она в четвёртом веке воздвигла здесь храм, который посвятила свидетелям Преображения: Петру, Ионанну и Иакову.

Позднее, уже в ХІІ веке, сюда приходят латинские монахи. В конце этого столетия просиходит трагическая война, в результате которой разрушены храмы, а сама гора становится необитаемой. Лишь в праздник её посещают христиане, чтобы совершить здесь богослужение.

И лишь с конца 19 века склоны Фавора начинают привлекать внимание католиков и православных. Уже в то время ярче обозначились различия между ними. Это породило споры о том, где находится подлинное место Преображения Христа. Поэтому сегодня на горе Фавор расположилось два храма: католический и православный.

Католический храм

Появился здесь в конце XIX века. Расположился он на той территории, где в XIII веке была крепость, построенная мусульманами. Также здесь сохранились развалины храма латинских монахов, руины монастыря византийских времён и другие священные места, которые скрывает гора Фавор. Храм Преображения являет собой величайшую архитектурную находку Антонио Барлуцци.

Художник создал здесь потрясающую своей красотой базилику. Она носит имя чудесного события – Преображения Господня. Дорога, ведущая в храм, открывает паломникам старинные руины – свидетельства прошлых эпох, которые сохранила до наших дней гора Фавор.

Храм Преображения имеет две башни, которые делят вход в базилику на две части и расположены над древними часовнями. Одна имени пророка Моисея, а вторая – Илии.

С этого места начинается огромное здание храма, приводящее к главному месту – алтарю.

Сюда прихожан приводят спускающиеся вниз мраморные ступени, которые открывают древнейшее место – руины находившейся здесь ранее византийской базилики.

Православный монастырь

Кроме католического, есть ещё один храм на горе Фавор – православный. Это греческий монастырь, который также носит название Преображения Господня и расположился северо-восточнее.

Его история начинается с появившегося здесь в середине 19 века архимандрита Иринаха – монаха Лавры, который поселился на горе Фавор после того, как ему было видение об этом месте.

Обнаружив остатки древнего византийского храма, Иринах с помощником Нестором стали его восстанавливать. Но довести работу до завершения не удалось. В 93 года Иринах умер и был похоронен в этих местах.

Наконец в 1862 году храм был достроен и освящён.

Сегодня в нём три престола, каждый из них посвящён святым и событиям. Главный, центральный, назван так в честь Преображения Господня. Именно здесь находится чудотворный образ Божьей Матери. Эта икона, носящая название «Акафистная», знаменита своим исцеляющим влиянием на людей. Южный престол носит имена пророков Моисея и Илии. А северный – Григория Победоносца и Дмитрия Солунского.

Строительство было продолжено в 1911 году. Здесь была возведена колокольня.

Также достоянием православного храма является пещерная святыня – древний храм Мелхиседека.

Фавор сегодняшний

Древняя история наложила свой отпечаток на это чудесное место: оно всегда полнится паломниками, туристами, которые желают приблизиться к чудесному Божественному Преображению.

Посещение этих мест даёт возможность ощутить здесь присутствие Бога, прикоснуться к древним стенам храма. Интересно не только прочитать, но и своими глазами увидеть то загадочное облако, покрывающее это священное место, которое с древнейших времён называется – гора Фавор. Израиль свято хранит все святыни, собранные здесь, и уважает все религии, которые представлены в этих чудесных местах.

Источник: http://fb.ru/article/210035/gora-favor-izrail-hram-preobrajeniya-opisanie-istoriya

Туры и отдых в Израиле

Гора Фавор

Древняя гора Фавор словно создана самой природой как особая площадка для неких удивительных событий: рядом с нею отсутствуют другие возвышенности, ее отлично видно с любой точки Изреельской долины, из Назарета (до него отсюда 9 км), с берегов озера Кинерет (а до него — 11). Именно в таком контексте — необычная гора — она упоминается в Ветхом завете, а Новый и вообще говорит о ней как о месте великого чуда — поэтому и приходят сюда до сих пор толпы паломников.

«Тавор» (или, в другом произношении, «табур») на иврите означает просто «пупок».

Древние иудеи всегда выделяли это место: некогда одинокая гора отмечала границы поселений трех колен Израилевых — Иссахара, Неффалима, Завулона. И ей еще предстояло сыграть очень важную роль в истории ветхозаветного Израиля.

Гора Фавор это невысокий холм (588 м), недаром он служил в иудейских текстах метафорой величия. Скорбный пророк Иеремия, наделенный большим поэтическим даром, сравнивал царя Египта, первого средь царей, с Фавором, первой среди гор.

Победа на Фаворе

После смерти великих вождей часто начинается «разброд и шатание» — так и случилось, когда иудеи навсегда попрощались с великим и суровым Иисусом Навином.

Началась так называемая Эпоха судей — смутное и кровавое время, когда 12 колен Израиля — 12 племен — остались без единовластного вождя. Межплеменная резня, поклонение ханаанским Астарте и Ваалу — все это ослабляло народ, будто проказа.

Управление же осуществлялось людьми, кого сам народ назвал «судьями» — и это были очень разные люди.

Не всегда их руководство шло во благо, и сами они порой не были образцом нравственности — при судье Эли «уплыл» в руки филистимлян Ковчег Завета; судья Ифтах имел богатую биографию грабителя в пустыне. Конечно, иудейская смута была удачным временем для чужих властителей, желающих чужой земли и крови.

Притеснение со стороны асорского царя Иавина было таким жестоким, что ссорящиеся иудейские племена все же сошлись в едином освободительном порыве — по повелению самого своеобразного судьи израильского. Судьей была женщина — пророчица Дебора. На гору Фавор позвалп она командующего Варака и 10 000 сынов Израиля, предсказав им победу над могучим асорским командиром Сисарой, правой рукой царя Иавина.

И стало по ее слову: войско захватчиков было разбито, а сам Сисара, как сказали бы сейчас, попытался укрыться под женской юбкой. А зря — «юбка» принадлежала иудейке Яэли, которая без колебаний убила притомившегося и заснувшего врага.

Память пророчицы Деборы увековечена в названии подгорной деревни Дебурия.

Гора Фавор — гора Преображения

Она видела то же, что ученики проповедника из Назарета.

Вот и известность этой горы и благоговейное к ней отношение в иудейской среде: сюда пришел Сын Человеческий для молитвы, взяв с собой самых верных — Петра, Иакова и Иоанна. Они и увидели исходящий от Иисуса свет, когда он беседовал с уже ушедшими пророками — Мойше и Элияху — о том, что ждет его в Иерусалиме. Одного этого было бы достаточно любому простому человеку, чтоб уверовать навсегда.

Петр в наивном восторге заявил: как хорошо! Сделаем теперь тут три кущи, им да тебе! (под «кущей» Петр разумел скинию, походный иудейский храм). Но на гору слетело облако, и раздался голос Творца, подтвердивший: вот Он, Сын мой возлюбленный. А древние пророки исчезли — они свое дело сделали, и последующее — и Иерусалим, и предательство, и насмешки римлян, и крест — оставалось одному Иисусу.

Храмы, а затем и монастыри вырастали в этом месте со времен царицы Елены, если не раньше. Ставили их здесь и греки, и крестоносцы. Священные строения ждала обычная для храмов Святой Земли судьба: трудно было противостоять магометанским нашествиям. До середины XIX в. дожили лишь руины.

С пещерки подвижника Иринарха и развалин греческой церкви начался здесь православный храм, а остатков византийской часовни — католический. К началу XX века были построены уже и два монастыря.

Икона из бутылки

Здешнюю православную церковь освятили в1862 г. При церкви — действующий греческий женский монастырь Преображения Господня.

святыня и главная же достопримечательность этого внешне скромного храма — поразительная икона Акафистная, или Неувядаемый цвет (Дева Мария держит в руке цветущую ветвь). История ее — словно из приключенческого романа о морских приключениях и необитаемых островах. Однажды арабские ребятишки, играя на берегу Кинерета, нашли запечатанную бутылку.

Тайна бутылки заинтриговала и взрослых: там была аккуратно свернутая в трубочку икона Богородицы. Очень странная икона, на тонкой, похожей на газетную, бумаге.

Где цветной оригинал иконы, существовал ли он вообще, кто и зачем отправил бутылку с таким «посланием» в плавание — неизвестно.

Икону привезли в православный храм на Фаворе, и теперь она «живет» в главном престоле церкви, посвященном Преображению (два других посвящены: южный — иудеям Мойше и Элияху, северный — популярным православным святым Георгию Димитрию Солунскому).

Икона — чудотворная, она исцеляет. И сейчас постоянно обрамлена фотографиями — их прикрепляют паломники, молящиеся об излечении болящих родных и близких.

Пещера Мелхиседека

На территории монастыря находится пещера, в которой 40 лет прожил самый таинственный персонаж Ветхого Завета — царь и священник Мелхиседек, встретивший и благословивший Авраама — победителя четырех восточных царей.

За Вратами ветров

Современное католическое святилище на горе — базилика Преображения и францисканский монастырь, к которым попадаешь, пройдя сквозь каменные Врата ветров.

Базилику построил итальянский архитектор Антонио Барлуцци на месте руин, оставшихся от крестоносцев — строительство было завершено в 1924 году. Базилика — в византийском стиле, словно чтобы напомнить о тех временах, когда за веру шли в битву, в огонь, под тяжкий крест.

Над главным алтарем — сияющая золотистая мозаика, в центре которой — преображенный Иисус, по бокам на двух облаках — его небесные собеседники Мойше и Элияху, чуть ниже — апостолы в молитвенных позах.

Автопортрет Антонио Барлуцци

Антонио Барлуцци много работал в Святой Земле и построил множество храмов.

Его «автограф» можно увидеть в церкви Марии и Елизаветы в Эйн-Кареме: на одной из фресок среди молящихся в иудейских одеждах стоит мужчина с бородкой, в черном сюртуке и галстуке-бабочке, смотрящий не в общем направлении, а на зрителя. Это автопортрет Барлуцци.

Источник: https://www.ru.israland.travel/%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B0-%D1%84%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%80

ФАВОР

Гора Фавор

Вечером мы стали собираться на гору Фавор и на Тивериадское озеро. Компания наша разделилась.

Одни, отягощенные тучным телом, боялись тронуться в тяжелый путь, где нельзя пользоваться тарантасом, другие, в видах экономии, отправились заране пешком, третьи, к которым принадлежали я, мой товарищ в бедуинском костюм и купец-старообрядец, решили ехать на ослах. Для того, чтобы не связывать друг друга в дороге, я предложил своим спутникам каждому взять себе отдельнаго проводника и для скорости тоже на осле.

В храме – мемориальная плита архимандрита иринарха, а сама могила находится за пределами храма

Узнав о нашем желании, арабы привели множество ослов к русскому дому. Все они были очень мелки, сильно потерты по бокам, с кровавыми подтеками от уколов на шее. Я выбирал себе осла пободрее с виду, да хоть немного с сносной сбруей из веревок. Арабы кругом меня кричат, что-то толкуют непонятное.

Наконец, в первый раз в жизни я взобрался с камня на белаго осла и не успел еще оправиться в седле, как он сразу рванулся в сторону и бросился бежать со всех ног. Я едва удержался на нем. Арабы сзади бегут и кричат: «хорош! хорош!..» Оказывается, они нарочно кольнули осла, шилом сзади, чтобы он проявил такую прыть.

Наша кавалькада выехала часа в три пополудни, с разсчетом к вечеру быть на Фаворе и там переночевать до утра. Лишь только миновали город, как один из погонщиков тихонько отстал и исчез. Я остановился и стал говорить другому провожатому; что мы не поедем без двух проводников-мукари, а потому пусть он вернет скорей своего товарища.

Нас предупреждали, что за арабами проводниками надо следить внимательно и не спускать им на первых порах ни малейшаго проступка, иначе они будут обманывать потом на каждом шагу.

Рядом с иконой в праздничную ночь проходит елеопомазание

Мы настояли на своем, и проводник вернулся в город за своим товарищем.Дорога спускалась между зеленеющими холмами все ниже и ниже в Ездрилонскую долину. Сравнить нельзя с каменистою Иудеей! Здесь очертания гор боле округлы, и долины более широки, а главное кругом все покрыто цветущею травою и разнообразными деревьями и кустарниками.

Вскоре мы нагнали своих знакомцев — пеших паломников, вышедших из Назарета часом раньше. Мы уступили женщинам своих ослов, а сами пошли за ними пешком.

Я был рад поразмять свои ноги после неудобнаго сидения в седле с высоко поднятыми стременами; да и вообще я предпочитаю итти пешком, — в этом куда больше удовольствия и свободы в пути! Можешь остановиться над камнем, цветком, жучком, взять в руку, разсмотреть, спрятать на память.

Минея на греческом, канон – творение Космы Монаха, Это первый канон Преображения

Наши мукари были молодые ребята, не старше двадцати лет, и родственники между собою. Они немного знали русских слов, научившись от приезжающих паломников в Назарет. Всех мужчин они звали «Иваном», а всех женщин «Марией».

— Иван, Иван! — часто останавливали меня, подметив мое любопытствующее внимание к здешней природе и подносили бабочек и жучков. А то укажут какую нибудь гору или деревню и назовут ее по-арабски.

Сами мы знали не более десятка арабских фраз, необходимых при встрече с туземцами в Палестине, так что каких нибудь обстоятельных разговоров со своими мукари не могли вести.С Ездрилонской долины Фавор весь перед нами.

Он представляет из себя совершенно изолированную гору правильнаго округлаго очертания. Я заранее предвкушал удовольствие увидеть с ея вершины всю Галилею.

По преданию считается, что именно этот камень взят с того места, где и было Преображение Христово

Наш «бедуин» предложил в долине, в виду красивой горы Преображения Господня, сесть на траву и отдохнуть немного. Но умысел другой тут был. Ему, очевидно, хотелось высказать свое мнение об этой горе, потому что сейчас же разразился, заране приготовленною речью, которую я нахожу нужным привести целиком.

В самом деле, где и вспомнить Христа и Его Евангелие, как не здесь, между Назаретом и Фавором? Он говорил:— Обратите, господа, внимание, что самый факт Преображения был тайною для апостолов, кроме трех, — Петра, Иакова, и Иоанна, — которым Господь запретил разсказывать до поры до времени.

Да и разсказывая об этом впоследствии, они как бы скрывают, на какой горе происходило Преображение. Были ли они в это время «в теле или вне тела»? Неизвестно. Мы знаем только, что эта гора была высокая и святая. Палестинское предание указывает на Фавор, имея в виду стих известнаго псалма: «Фавор и Ермон об имени твоем радуются».

Но мне кажется, что этот стих дает такое же основание утверждать, что Преображение было на горе Ермон.

Храм трехпрестольный: центральный – посвящен Преображению Господню. На ближайшем к главному алтарю левом пилястре – образ Преображения – дар великого Князя Сергия Александровича – председателя Императорского Православного Палестинского Общества

— Как! — все встрепенулись: — вы хотите отвергнуть установившееся с древнейших времен предание?—Ничего я, господа, не отвергаю, — продолжал «бедуин»: — но мнe хочется сделать вывод, непосредственно вытекающий из Евангелия.

Мы видим, что Христос проповедует и делает чудеса в Галилее; но ни слова не говорит, по крайней мере, явно, о своей искупительной миссии, о своей крестной смерти. Наконец, Он достигает со своими учениками крайних пределов Палестины, так сказать, вершины ея, где когда-то расположилось самое северное колено Израилево — Даново.

И вот здесь-то, в Кесарии Филипповой, у подножия горы Ермон, он спрашивает своих учеников, за кого почитают его люди. Они сказали: за одного из пророков, за Иеремию, Илию или за Иоанна Крестителя. «А вы, — говорит им Христос, — за кого Меня почитаете?» Тогда Петр признал его Христом, Сыном Бога Живого.

Это очень важный момент, потому что в этом признании половина миссии Христа окончилась. Апостолы, так сказать, выдержали свой экзамен, их учение в первой половине, кончается. Здесь поворотный пункт Христа, отсюда Он идет на юг, к Иерусалиму, где и заканчивает свою миссию крестною смертью и воскресением.

В этом поворотном пункте, в Кесарии Филипповой, он впервые прямо, без обиняков и прикровения, говорит ученикам о своем страдании и смерти. Как говорит евангелист Матфей: «С того времени Иисус начал открывать ученикам своим и т. д.

» И вот тут-то, в северных пределах Палестины, по прошествии шести-восьми дней, Христос преобразился на святой высокой горе пред своими избранниками, то-есть подтвердил им свое Божественное происхождение, и они услышали свидетельство Самого Бога Отца. Как естественно допустить, что это происходило именно на Ермоне, на высочайшей горе в Палестине, сверкающей своею чистою снежною вершиною. Ведь город Кесария Филиппова лежит при подошве этой прекрасной горы, не один раз воспетой царем-пророком Давидом.

Храм трехпрестольный: центральный – посвящен Преображению Господню,  правый –  пророкам Моисею и Илии, левый – Георгию Победоносцу и Дмитрию Солунскому. Иконостас 18 века и большинство икон в храме 18-19 века

«Бедуин» прервал свою речь и оглянул своих слушателей, но теперь ему никто не возражал.— Итак, господа, — снова заговорил он: — вот схема Христова шествия: оно начинается в Вифлееме, направляется с юга на север до Ермона, здесь опять поворачивает на юг и заканчивается в Иерусалиме.

Рождение, Преображение и Воскресение — это главные моменты в жизни Христа.Мне понравилась его речь, но как жалко, что сказал он ее в виду Фавора. Для меня эта гора до некоторой степени уже потеряла свое высокое значение.

Когда мы снова двинулись в путь, одна женщина, взлезая на осла, сказала вслух, как бы про себя:— Вот еще что выдумал: Ермон! Уж сказал бы, что Господь преобразился на небесной горе, —это куда понятнее!Дорога с подошвы горы на вершину шла зигзагами.

Как видно, монахи поработали над нею, потому что, несмотря на крутой подъем, она была легко доступна для ослов. Пешие же, для сокращения пути, пробирались прямо на верх, пересекая зигзаги шоссейной дороги.

Деревья и кусты, за которые цеплялись мы руками, постоянно останавливали наше внимание своею новизною для нас, но мне более всего нравились полевые цветы, густо разбросанные по всему склону.Наконец, мы и на вершине в греческом монастыре.

Монах указал нам небольшия комнаты, обставленныя всем необходимым для ночлега паломников. К нашему ужину грек принес бутылку мутнаго вина из здешних виноградников. Его нельзя было назвать ни красным, ни белым, что-то среднее по цвету. Нам казалось, вино плохо перебродило. Вообще в Палестине редко можно достать хорошаго вина у туземцев. Только в европейских колониях еще можно купить хорошаго и недорогого.

По преданию считается, что именно этот камень взят с того места, где и было Преображение Христово. Сам камень находится в небольшом ковчеге. К нему во время службы выстраивается большая очередь паломников, чтоб поклониться этой Святыне христианского мира. Иконы в этом монастыре удивительно красочны и очень редких сюжетов

После ужина монах повел нас на плоскую крышу здания при церкви. Отсюда открывался восхитительный вид на Галилею. Под нами глубоко западает Ездрилонская долина. Она уходит на запад, где и тает в неясной дали у подножья Кармила. С другой стороны между гор лежит длинным синим овалом Тивериадское озеро.

Над ним сверкает высокий снежный Ермон.В старину Фавор имел большое военное значение. Во времена владычества римлян здесь была крепость.

А сколько битв усматривалось с вершины этой Горы в продолжение сорока веков! Тот, который провозгласил своим солдатам в Египте: «сорок веков смотрят с вершин этих пирамид!» тот самый воевал и здесь в Ездрилонской долине под Фавором, разставив против сирийцев свои щетинистыя карре.

Но раньше Наполеона, около трех тысяч лет до него, тут происходила знаменитая битва Израиля, когда, по выражению пророчицы Деворы, «с неба сражались, звёзды с путей своих сражались с Сисарою», с военачальником ханаанскаго войска, в котором участвовали девятьсот железных колесниц.

Вообще древние смотрели на изолированныя горы, как на естественныя крепости, среди которых Фавор считалась первоклассною.Наступившая ночь и ощутительная прохлада согнали нас с крыши, и мы вскоре залегли спать.Чуть только занялась заря, как мои спутники один за другим стали подыматься: нам предстоял немалый путь к Тивериадскому озеру.

Пока погонщики приготавливали ослов, мы успели обойти вершину горы, но не заходили в католический монастырь. Вся вершина усеяна остатками древних сооружений, видны следы и христианской церкви.

Получив в благословение от греческаго монаха литографированные образки Преображения Господня, мы отправились в путь по направленно к Тивериаде.

Источник: http://simvol-veri.ru/xp/favor.html

Гора Фавор

Гора Фавор

× Google Geocoding API error: The request was denied.

В XII веке на Святую Землю пришли крестоносцы, которые внесли свои изменения в положения о святых местах. Теперь значительную роль в судьбе Фаворских монастырей, (как и всех на Святой Земле), стали играть латинские монахи. Об этом свидетельствует в своих «Хождениях на Святую Землю» русский паломник XII века игумен Даниил.

«И есть же на самом версе горы тоя (Фавора) место высоко ко востоку лиц к зимнему, аки горка камена, мала, островерха и на том месте преобразился есть Христос Бог наш; и ту есть церкви добра создана на месте том во имя Преображения, а другая, во имя святых пророк Моисея и Илии, подали того места есть создана церкви на север лиц от Преображения».

В 1177 году греческий паломник Иоанн Фока родом из Крита и современник византийского императора Мануила Комнина (1143-1180) оставил интересные подробности о сооружениях на горе Фавор, описывая латинский и православный греческий монастыри на самой вершине горы, подчеркивая, что само место Преображения находится в руках латинян. «Гора Фавор, земное небо, отрада души и услаждение глаз православных людей. Ибо этой горе присуща преосеняющая ее некая божественная благодать, от того она и возбуждает духовную радость. Это круглый и умеренно возвышенный холм. На вершине его находятся два монастыря, в которых христиане отшельники умилостивляют Божество разноязычными песнопениями, и на той его части, на которой совершилось спасительное Преображение Христово, находится сонм латинских монахов, а на правой стороне наши назореи освящаемые освящают освященное оное место. Ибо спасительное Преображение Христово совершилось на вершине того холма, на котором находится и латинский монастырь, в алтаре же его храма находится и самое место, на котором преобразился Господь посреди Илии, Моисея и трех своих избранных учеников Петра, Иоанна и Иакова. Место это ограждено медными решетками. А на том пункте, на котором стояли ноги Господни, виден чрезвычайно белый мраморный кружок, посредине которого изображение креста. Неизреченное благовоние, из него изливающееся, услаждает обоняние приходящих. Bне же монастыря на расстояние примерно вержения камня, находится небольшая пещера, в которую Христос, вошедши после страшнаго Преображения, заповедал ученикам никому не говорить о видеши, доколе не воскреснет из мертвых».Вид с горы Фавор

Увеличить

Уже тогда нахождение подлинного места Преображения Господня вызывало споры в обществе. Православные считали подлинным место в своем монастыре, католики в своем. Об этом рассуждал начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Порфирий (Успенский). «Каждое вероисповедание усвояет своему монастырю местность, где Спаситель преобразился.

Не утверждаю и не отрицаю ни того, ни другого предания. Для христианина довольно верить, что на возвышении Фавора преобразился Господь, и молить Его о просвещении души и о вечном спасении. Да и событие происходило не на одном аршине земли, а на всей горе. Свет издали был виден; голос раздавался далеко; облако осенило всю гору; глас с небес слышен был по всей горе.

Итак, вся вершина горы священна».

С 1854 года руины монастырей на горе Фавор стали привлекать особое внимание православных и католиков. Сюда пришел архимандрит Иринарх выходец из Молдавии, уроженец деревни Роман недалеко от Ясс, питомец учеников знаменитого старца Паисия Величковского.

С 1839 года он жил в Лавре Саввы Освященного, а затем странствуя по Галилее решил поселиться вместе с сиротой – выходцем из своей родной деревни иеродиаконом Нестором на горе Фавор. Эти подвижники обустроили себе келью в виде пещерки в развалинах храма. Питались злаками и скромными подаяниями, приносимыми паломниками.

Своими подвигами и строгостью жизни русские монахи сникали уважение местных жителей бедуинов и их вождя Акил-аги, который не раз приходил к старцу Иринарху за советом и был готов защищать его от всех опасностей. Волею случая архимандрит Иринарх вместе с иеродиаконом Нестором находят среди груды камней остатки древнего храма с полукруглыми нишами.

Устроив там алтарь, старец стал служить для приходящих сюда паломников молебны. Паломники, число которых стало с каждым днем увеличиваться, жертвовали старцу на строительство храма.

Также старцу помогли исполняющий обязанности русского консульского работника и агента Русского Общества Пароходства и Торговли в Хайфе, местный житель Аверино, собравший среди жителей своего края на храм сумму в 14000 пиастров. Помог и Иерусалимский патриарх Кирилл II, приславший на строительство 5000 пиастров и дав распоряжение Иерусалимской патриархии помогать старцу по мере надобности.

Таким образом у старца Иринарха собралась сумма около 40000 пиастров и он приступил к строительству храма, а также трех жилых комнат, кухни и лошадиной мельницы. Всю площадь земли, занятую старцем Иринархом, обнесли невысокой стеной Старец Иринарх не дожил до завершения строительства храма и его освящения. Он отошел ко Господу в день Рождества 25 декабря 1859 года. Дело продолжил его верный ученик иеродиакон Нестор, получивший от старца завещание довести все постройки до конца.

Храм Преображения Господня имеет три престола:- центральный, в честь Преображения, где хранится чудотворная икона Божией Матери Акафистная;- южный,  в честь пророков Моисея и Илии, именно там видны камни древнего храма и фрагменты византийской мозаики;

– северный, в честь святых Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского.

В 1919-24 годах архитекторами братьями Антонио и Джулио Барлуцци была выстроена францисканская базилика Преображения. В путеводителе епископа Мефодия (Кульмана) эта базилика описывается следующим образом: «Красивый фасад возникает из окружающих масс темного камня, многочисленных развалин отдельных зданий, храмов и келий.

Видимо, здесь и наблюдались в средних веках 4 храма. Две башни фасада справа и слева от входа стоят над часовнями – одна во имя пр. Илии, а другая – Моисея, на месте древних им же посвященных малых церквей.

Отсюда колоссальный корабль базилики ведет к главному алтарю, куда вниз ведут несколько мраморных ступеней, – древнему уровню места – здесь можно видеть камни первоначальной византийской базилики».

К началу XX века на Фаворе были построены два новых монастыря, греческий — на месте византийской церкви, и католический — на месте монастыря Танкреда.

Каждый год на праздник Преображения Господня в ночь с 18 на 19 августа по новому стилю на Святую гору Фавор прибывает множество православных паломников со всего мира.

Здесь Иерусалимской Патриархией служится торжественное праздничное богослужение, как правило, не в самом храме, а перед входом в него на специально сооруженном помосте с устроенным алтарем, ввиду того, что храм не в состоянии вместить всех желающих участвовать в торжестве праздника Преображения.

Многие верующие свидетельствуют о чудесном Фаворском облаке, сходящем после Литургии на православный монастырь. Православные видят в этом знак особой благодати Божией.

Источник: Пасха.ру

Национальные парки на севере Израиля

Христианкие святыни на севере Израиля

Обсудите эту тему на форуме сайта israelworld.org

Очень хорошие отметки:

Оценки в TripAdvisor (из 121 отзывов):Отлично – 75Очень хорошо – 40 Неплохо 6Плохо 0

Ужасно 0

“На гору Фавор мы проднимались во время нашей паломнической поездки на страстную седьмицу.На вершине горы находятся два монастыря:католический и греческий, целью нашего посещения был конечно греческий православный женский монастырь Преображения Господня.

Подняться на гору можно пешком и тогда вашему вниманию предстанут прекрасные виды на Изреельскую долину, горы Гильбоа, горы Самарии, гору Кармель и Голанские высоты.

Если вы ограничены по времени,то предприимчивые арабы на микроавтобусах довезут вас до монастыря-дорога займет минут 5-7,пешком же минут тридцать,все зависит от вашей физической формы.

Храм Преображения Господня имеет три престола: центральный в честь Преображения,северный в честь святых Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского и южный в честь пророков Моисея и Илии.В храме хранится чудотворная икона Божьей Матери “Акафистная”,которую называют так же “Неувядаемый Цвет”.

Как она сюда попала-это отдельная интересная история,о которой вам обязательно расскажет любой экскурсовод.Икона завешана приношениями и фотографиями исцеленных.За храмом,на территории расположены три символические палатки-кущи, которые Апостол Петр предложил поставить на этом месте Христу.Советую приезжать в монастырь пораньше,когда поменьше народа.”

Гора Фавор расположена в Нижней Галилее, в восточной части Израильской долины, в 9 км к юго-востоку от Нацерета, в 11 км от озкп Кинерет.

Как добраться

  • От Афулы по шоссе № 65 на север до горы Фавор. 
  • На перекрестке Газит повернуть налево (на запад), к арабскому селению Шибли, расположенному у подножья горы.
  • Рядом с селением расположена автобусная стоянка.

  • Проезд экскурсионных автобусов на гору Фавор запрещён.
  • Дальше посетители могут продолжить свой путь пешком, на личной машине или микроавтобусах местных жителей, которые постоянно курсируют между стоянкой и вершиной горы.

  • Дорога будет петлять по серпантину северо-западного склона горы Фавор.

Пеший маршрут

  • Выносливые туристы могут подняться на гору пешком.
  • Есть два пути: длинный путь – 5 км, который начинается из деревни Шибли и короткий – 2,5 км.

  • Оба маршрута очень живописны, проходят среди красивых средиземноморских деревьев.
  • По дороге открывается прекрасный вид на Изреельскую долину, горы Гильбоа, горы Самарии, гору Кармель и Голанские высоты.

  • Если повезёт и погода будет ясной, можно увидеть гору Хермон.

Продолжительность

Средняя продолжительность пешей прогулки, посещения монастырей и смотровой площадки около 1,5 часов.

Национальные парки Христианство Воскресенье, 21 января 2018

Источник: http://www.israelworld.org/index.php/turizm/natsionalnye-parki/item/gora-favor

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.