Фарный костёл Тела Господня

15 малоизвестных фактов про костел в Несвиже: архитектор-монах и самая большая в мире икона на полотне

Фарный костёл Тела Господня

«Несвижский Костел Божьего Тела — один из самых исследованных в Беларуси», — сказал ксендз Петр Шарко, начинаю увлекательную двухчасовую экскурсию по храму и усыпальнице Радзивиллов.

Позже я с удивлением узнала, что многие туристы, приезжая в Несвиж, ограничиваются экскурсией по замку, а в костел даже не заглядывают.

Чтобы хоть немного исправить это недоразумение, показываю вам один из самых невероятных белорусских костелов и рассказываю о нем в 15 интересных фактах.

О несвижском костеле можно и нужно писать книгу, такая богатая у него история. Моя статья — только начало разговора о костеле, первое знакомство. Не поленитесь, съездите в красивый город Несвиж на экскурсию в святыню. «Не посетить Костел Божьего Тела — не побывать в Несвиже!» — гласит сайт прихода и я абсолютна согласна с этим. Давайте же знакомиться с ним! 

Барельеф Радзивиллу «Сиротке» и уникальная икона «Тайная вечеря»

1. Это первый барочный храм и первый иезуитский костел на территории Речи Посполитой. В мире же это второй храм в стиле барокко. Первый в 1584 году был построен в Риме — соборная церковь ордена иезуитов церковь Джезу, «церковь святого имени Иисуса». Мало кто знает об этом, но это очень важный факт, считает настоятель. 

2. Костел в Несвиже появился благодаря Николаю Христофору Радзивиллу, которого называли «Сироткой». Строил его итальянский архитектор Джованни Бернардони в 1584-1593 годах в комплексе с иезуитской коллегией, которая существовала до 1826 года. 

Бернардони был не просто архитектором, а монахом-иезуитом. 

Купол возводил уже не Бернар­дони, а приглашенный из Италии архитектор Джузеппе Бризио.

3. Шикарные фрески внутри костела и главный алтарный образ «Последняя вечеря» датируются серединой XVIII века. Их авторы — придворные художники Радзивиллов Ксаверий Доминик Гески и его сын Юзеф.

«Я раньше думал, что они местные, но они или из Дании, или из Германии, говорили по-немецки», — отметил кс. Перт. Обратите внимание, что на колоннах роспись монохромная, а на куполе — полноцветная.

Фрески же костела написаны в 3D-формате, они визуально делают здание больше. 

Ксендз Петр подробно остановился на «Тайной вечере», которая очень важна для каждого католика. 

Она написана в 1752 году. Это самая большая икона в мире на полотне, ее размеры 4 на 8 метров! 

«Художник отступил от всех канонов. Икона вытянута вертикально, а не горизонтально, как мы привыкли. Бога Отца раньше не писали, а здесь художник его изобразил вместе с Сыном Божьим и Духом Святым. Посчитайте: хлебов на иконе меньше, чем людей.

Автор показал, что Христос сам является хлебом! Все апостолы между собой общаются, и только один — Иуда с серебрянниками на колене — отвернулся от них. Думаю, таким образом художник хотел сказать: когда у тебя есть проблемы, не отворачивайся от людей… К тому же, только от него падает тень.

Тень предательства». Вот такая интересная и необычная икона. 

4. Слева от главного алтаря находится алтарь Святого Креста, выполненный из белого, розового и чер­ного мрамора.

Его создавали итальянский скульптор Джиролама Компани и архитектор Чезаре Франко. Алтарь находится над входом в усыпальницу Радзивиллов, куда мы пойдем позже.

Именно этот алтарь должен был быть главным в костеле, который был на этом месте до возведения барочного храма.

5. У входа в усыпальницу Радзивиллов около алтаря мы видим барельеф фундатору костела «Сиротке». Он выполнен из песчаника. Николай Христофор молится на «ружанце» в плаще пилигрима, а за ним — рыцарские латы. Говорят, что автором эпитафии был он сам: «Перед лицом смерти никто не рыцарь». 

6. Рядом — памятник сыну Христофору Николаю, который умер в 1607 году в Болонье. «Умер от боли в животе в возрасте 16 лет, 10 месяцев, 3 дней и 13 часов», — написано в эпитафии. «Видимо, минуты и секунды сложно было посчитать», — отметил кс. Петр. Христофор Николай должен был стать священником.

В документах о смерти написано, что он «умер от боли в животе». Мой собеседник думает, что это был банальный аппендицит. На венке листья сбиты, так было с самого начала — отец «Сиротка» попросил мастера, который сделал лик и венок, сбить листья.

Каждый, кто видел этот венок, должен был помнить, что наша жизнь красивая, но хрупкая… 

Настоящие череп и растреляный крест 

7. Мое внимание привлекла мемориальная плита писателю Владиславу Сырокомле. Она появилась в костеле в 1902 году, в сороковую годовщину смерти Людвига Кондратовича (так его звали). Он работал в Несвиже, в библиотеке Радзивиллов, а в костеле венчался. Во всех изданиях Владислава Сырокомли используют портрет, который вы видите на плите, а это — оригинал. 

8. Есть здесь и памятная дос­ка Эдварду Войниловичу, боль­шому другу Радзивиллов. Вы точно знаете имя основа­теля «Красного» костела в Минске св. Симеона и Алены. Скоро ее повесят на стену костела. 

9. Обязательно нужно сказать и про ксендзаГжегожа Колосовского, о котором кс. Петр во время экскурсии вспоминал несколько раз. Он служил в несвижском костеле с 1939 года как викарий, а в 1941-1991 годах как настоятель (больше 50 лет!). Он спас костел от пожара во вре­мя войны, от разрушения в совет­ское время. 

В 1980 году на реставрацию иконы «Тайная вечеря», о которой мы говорили выше, он потратил около $100.000. 

Сам Колосовский упоминал другую сумму, в два раза ниже. Но в любом случае, на реставрацию иконы он выделил огромные деньги. Во многом благодаря ему костел в Несвиже никогда не закрывали. Доску сделали благодарные парафияне в 2006 году. 

10. «Мало кто знает и говорит, что здесь служил святой Андрей Боболя», — отметил кс. Петр, показывая на икону с его изображением.

Икону написал исследователь жизни Боболи Витковский в конце 90-х годов. Святой Андрей Боболя служил в Несвиже с 1622 по 1624 годы. Он был здесь ректором, потому что костел был не парафиальным, а ректоральным.

Также святой читал проповеди жителям деревень.

16 мая 1657 года во время войны Андрей Боболя был схвачен в Иваново казаками, которые его пытали и замучили. Он был похоронен в костеле Св. Станислава в Пинске, а в 1702 году тело Боболи было эксгумировано и оказалось нетленным. 

Интересный факт: все храмы, в которых служил Андрей Боболя, уничтожены, уцелел только костел в Несвиже. 

11. «Мало кто знает, но кости и череп, которые вы видите здесь, это не лепнина, они настоящие», — кс. Петр поделился еще одним интересным фактом, которого нет в интернете. 

12. «Фрески немного подрисованы, я называю это макияжем…» — пошутил Кс. Петр и показал нам сохранившуюся фреску 1750-х гг., которую не коснулась кисть реставратора. Она находится за иконой на боковом алтаре. «Я мечтаю обновить первоначальные фрески. Нужно будет очень бережно снимать верхний слой…»

13.Орган в костеле тоже уникальный. Он не только сопровождает литургию, но еще может использоваться как концертный. Орган сделан на известной фабрике Waclaw Biernacki.

Органный мастер Вацлав Бернацкий создал органную фабрику в центре Вильнюса, благодаря которой в Беларуси звучит 26 органов! Во время войны этот инструмент хотели переплавить, но ксендз Колосовский пошел к уряднику и попросил написать бумагу, согласно которой его изъяли еще в 1939 году, а трубки спрятал на огороде.

После войны их откопали и установили на место… Он не закончен, для органа нужно делать фасад, кс. Петр хочет заказать деревянный фасад у резчиков. 

14. Во время войны купол костела был поврежден. На нем стоял этот крест. Сделали дубликат, а оригинал поставили в костел, потому что металические конструкции были сильно испорчены, не было смысла их восстанавливать. 

Кроме военных событий этот крест напоминает о борьбе атеистов с Богом. 

В 1944 году, когда снаряд попал в купол, от осколков остались рваные следы на кресте. Но рядом есть ровные круглые дырки от пуль. За костелом была военная часть, скорее всего в 50-60 годы солдаты упражнялись в снайперской стрельбе…

15. Под костелом — большая семейная усыпальница Радзивиллов. Здесь захоронены представители знаменитого рода начиная с 1616 года до наших дней. 

Крипта Несвиж­ского костела — третья семейная усыпальница в Европе после усыпальницы Бурбонов во Фран­ции и Габс­бургов в Австрии. 

Разрешение ее создать Радзивилл «Сиротка» просил лично у Папы Римского: тогда не было принято, чтобы покойники не были погребены под землей. Сегодня здесь находится 72 саркофага, один из которых пуст. В крипте меня охватило чувство трепета и осознания значимости усыпальницы самого известного рода Беларуси. По коже бегали мурашки, ходила между саркофагами, затаив дыхание.

Костел в Несвиже хранит память о столетиях богатой истории, нашей истории. Про каждую икону, каждый барельеф костела можно писать отдельную статью. Я же постаралась рассказать вам о том, что вы вряд ли прочитаете в интернете.

Спасибо ксендзу Петру Шарко за увлекательную экскурсию, он отличный рассказчик и знает о костеле очень много! Такое погружение в тему вызывает уважение.

Когда поедете в Несвиж, старайтесь попасть на экскурсию к нему, будете впечатлены. 

Делитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях, пускай как можно больше людей узнает о красивых костелах Беларуси с удивительной историей!

Источник: http://poplavskaja.by/blog/kostel-v-nesvizhe.html

Русские Церкви

Фарный костёл Тела Господня

Костёл Тела Господня (бел. Касцёл Божага Цела) – архитектурный памятник раннего барокко, первый барочный храм, а так же первый иезуитский костёл на территории Речи Посполитой, родовая усыпальница князей Радзивиллов. Включён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Несвиж (белор. Нясвіж) – один из самых старых городов в стране. Первое упоминание о нём встречается в летописях XIII века, но по исследованиям конца 1980-х годов, эта версия была опровергнута. Археологические раскопки, проведенные в этих местах, свидетельствуют об истории города, начавшейся не ранее XV века.

Расцвет города приходится на середину XVI столетия, когда Несвиж становится резиденцией княжеского рода Радзивиллов.

В течение XVI-XVII веков город интенсивно отстраивается по последнему слову фортификационного искусства и архитектуры, а замок Радзивиллов превращается в мощное оборонительное сооружение, окружённое системой рвов, валов и гидротехнических сооружений.

Здесь строится первая в Белорусси типография, в которой печатается первая Библия на белорусском языке, открывается несколько монастырей и костёлов. Сейчас этот небольшой районный центр представляет собой колоритное сочетание средневековой архитектуры, простых деревянных домов и серых образцов социалистического градостроительства.

Выдающимся памятником архитектуры является Несвижский дворцово-замковый комплекс (XVI-XVIII вв.), построенный итальянским архитектором Джованни Бернардони с явным намерением затмить королевские дворцы той эпохи.

Окруженный обширной системой водоемов и крепостных валов, замок был практически неприступен, и долгое время являлся образцом для подражания при строительстве подобных сооружений.

Кроме замкового комплекса, заслуживают внимания монастырь и костёл бенедиктинок (1590-1596 гг.), Ратуша (XVI в., одна из самых древних в стране) и близлежащие торговые ряды, великолепный Фарный костёл иезуитов (1584-1593 гг., первый иезуитский костёл на территории Речи Посполитой), Замковая башня (XVI в.), Слуцкие ворота (XVI-XVIII вв.) и др.

В начале XVIII века город становится жертвой Северной войны – в 1706 году он полностью разграблен шведскими войсками. В 1764 и 1768 годах Несвиж оккупируется российскими войсками в результате противостояния Екатерины II и Пане-Коханку.

После второго раздела Речи Посполитой в 1793 г. город входит в состав Российской империи.

С 1921 года Несвиж входит в состав Польского государства, в 1939 года — в состав БССР, в 1941-1944 находится под оккупацией фашистской Германии, с 1991 года – в независимой Белоруссии.

История костёла

Костёл возведен в 1587-1593 гг. по проекту итальянского архитектора Джованни Бернардони на средства Николая Криштофа Радзивилла Сиротки. 1 ноября 1593 года в храме прошла первая служба. 7 октября 1601 года костёл был освящен папским нунцием Клаудио Ронгони.

Храм был построен в комплексе с иезуитской коллегией, просуществовавшей до 1826 года. За основу проекта, хотя и со значительными изменениями, была взята планировка главного храма иезуитов Иль-Джезу в Риме, построенного в 1584 году.

Однако при общем композиционном сходстве и барочной стилистике, несвижский костёл значительно отличается, что обусловлено местными строительными традициями и требованиями заказчика. Композиция храма строго логическая, лишенная пресыщенного барочного декора.

Возможно, что костёл был в Белоруссии одним из первых зданий, фасады которого были оштукатурены и побелены. Как свидетельствуют проектные чертежи и гравюра Т. Маковского, изначально по сторонам главного фасада были сделаны оборонительные цилиндрические башенки, традиционные для белорусской готики, с витыми лестницами на эмпоры в боковых нефах.

После пожара в середине XVII века костёл восстановлен архитектором О. Крюгером.

Около 1705 года, по инициативе Кароля Станислава Радзивилла, начались ремонтные работы и реконструкция храма, продолжавшиеся почти полвека и завершившееся при Михале Казимире Радзивилле “Рыбоньке”.

В результате строительных работ были устранены эмпоры над нефом и круглые башни с лестницами, а также снесены башенки над скарбцами и ризницей, изменена форма и расположение некоторых окон. Другую форму получил фонарь над куполом. Внутри храма были устранены импосты в аркадах между нефом, иное оформление получили готические пилястры главного нефа.

В 1773 году, с упразднением ордена иезуитов и закрытием коллегиума, костёл стал фарным (приходским). Храм был поврежден в годы Великой Отечественной войны, восстановлен в 1944 году.

Архитектура и интерьер костёла

Фарный костёл – трёхнефная купольная базилика с одной апсидой. Средний продольный неф перекрыт цилиндрическими сводами с люнетами, боковые нефы, расчлененные на квадраты – крестовыми сводами. Шесть массивных столбов воспринимают нагрузку стен среднего нефа. Боковые нефы ниже главного и включают пятигранные каплицы (северная – св. Троицы, южная – св. Петра).

Высота главного нефа 17,8 метра, под куполом она увеличивается почти вдвое. Главный фасад костёла имеет двухъярусную композицию с выраженными вертикальными и горизонтальными членениями. Вертикальные членения представлены пилястрами, горизонтальные – развитыми поясами карнизов.

Имеют место характерные для барокко криволинейные формы верхнего яруса, насыщенность фасада ордером, обилие раскреповок, сложные профилировки, ниши со скульптурами. На фасаде храма находится надпись на латинском языке: «Поклонись святому храму твоему в страхе своем».

Во внутреннем украшении храма в большей степени использована живопись и резьба, в меньшей – средства архитектурной пластики. Главный алтарь костёла украшен картиной «Тайная вечеря» художника Геского. Он же выполнил реставрацию подкупольного пространства в 1752-1754 годах.

Фресковый цикл состоит из 40 отдельных композиций с изображением сцен аллегорического смысла, изображениями святых и декоративно-орнаментальных композиций. В композицию фресок вставлены картуши со стихотворными строфами и ссылками на Библию. В 1900-1902 годах фрески на сводах, в башне и куполе были отреставрированы живописцем Франциском Бруздовичем, а также сделаны новые росписи.

Обращают на себя особое внимание боковые алтари. Наклонившиеся, будто падающие колонны, они символизируют пошатнувшуюся веру Радзивиллов. Но колонны не упадут – их поддерживают ангелы. Так и орден иезуитов поддержал Николая Криштофа Радзивилла Сиротку, вернув его из протестантизма в лоно католической церкви.

Ансамбль росписей Фарного костёла является примером значительного использования композиционных схем Рубенса и занимает особое место в истории монументальной живописи XVIII века. Возле храма находится часовня Булгарина, построенная в 1747 году итальянским архитектором Маурицио Педетти для деда писателя Булгарина.

Над входом – хоры с органом. Первый орган был поставлен в 1611-1615 гг. на средства местного шляхтича Андрея Скарульского. Парапет хоров отделан фресковой росписью с изображениями музыкальных инструментов. Слева от главного алтаря установлены две мемориальные доски-надгробия в стиле ренессанса в память о сыновьях основателя храма князя М.К.

Радзивилла Сиротки. Есть в костёле и памятник самому Радзивиллу Сиротке. На барельефе из розового камня Сиротка изображен в одежде пилигрима с посохом, широкополой шляпе за плечами. Рыцарское вооружение лежит, небрежно отброшенное, сзади.

Под барельефом — длинная латинская эпитафия, которая гласит, что «пред Господом никто не рыцарь, а лишь странник-пилигрим».

На одной из плит реалистичное изображение ребенка Радзивилла, который прожил только два года (1586-1588). В 1912 году в костёле установлена ​​мемориальная доска польскому и белорусскому поэту В. Сырокомле. Он учился и работал в Несвиже.

Памятник поэту был создан к 40-летию со дня его смерти. В другом боковом алтаре есть мраморная скульптура молодой женщины, которая сидит на крышке гроба. Это Мария Радзивилл, по легенде, её похоронили заживо – в состоянии летаргического сна.

Крипта Радзивиллов

В подземелье под костелом, в крипте – родовой усыпальнице, в 78 гробах-саркофагах покоятся забальзамированные тела Радзивиллов многих поколений. Первым был здесь похоронен сам Сиротка в 1616 году.

Последнее захоронение датируется 1936 годом, когда здесь был похоронен последний ординат Несвижа Альбрехт Антоний Радзивилл. Существует множество легенд о покоящихся здесь людях. Каждый из саркофагов обвит проволокой, скрепленной радзивилловскими печатями.

Крипта Радзивиллов – третья по количеству династических захоронений в Европе после Габсбургов в Капуцинеркирхе и Бурбонов в Сен-Дени.

Использованы материалы сайтов: Википедия, globus.tut.by

Яндекс-фотки

Источник: http://rustemple.narod.ru/other_by_nesvizh_corpus_christi_church.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.