Эммаусский монастырь

Эммаусский монастырь

Эммаусский монастырь
Эммаусский монастырь

Случайный турист, бегая по туристическим тропам исторического центра, даже не догадается заглянуть в Эммаусский монастырь. Очень жаль, а ведь он ровесник знаменитого Карлова университета и Карлова моста.

Эммаусский монастырь (Emauzský klášter)

Среди множества шпилей и куполов, поднимающихся над Прагой, острые пики Эммаусского монастыря (Emauzský klášter), или монастырь На Слованах (Klášter na Slovanech), а по-простому говоря – Эмаузы (Emauzy), выглядят необычно.

Архитектурное украшение в виде высоких перекрещенных «крыльев» над костёлом обители появилось после II Мировой войны. При бомбардировке Праги американцами, случившейся 14 февраля 1945 года, прежняя раннебарочная крыша средневековой церкви была уничтожена.

Пострадал и весь монастырский комплекс. Полную реконструкцию удалось провести только после 1970 года.

История Эмаузы

История монастыря на Слованех началась в 1347 году. Обитель бенедиктинцев была основана по воле Карла IV. Традиция богослужений в ней отличалась от общепринятых канонов чешской католической церкви. Первыми в монастырь были призваны хорватские монахи, верные древнему глаголическому богослужению.

Богослужения велись на старославянском языке, развивалась письменность и культура на славянских языках. Это было уникальным фактом.  В те времена богослужба была на латыни, потому что Чешское королевство находилось под влиянием западной церкви.

Так император, происходивший по линии матери из славянского рода, хотел устранить противоречия восточной и западной христианской церкви.

Храм и монастырь были освящены в Пасху – 29 марта 1372 года. Освящение проводил не папский нунций, а пражский архиепископ Ян Очко из Влашими. Монастырский костел был посвящен Деве Марии, Святому Иерониму, славянским проповедникам Кириллу и Мефодию, а также чешским святым Войтеху и Прокопу.

Обитель построили на скалистом холме у бывшего приходского костёла Козьмы и Демиана. Это была часть императорского плана освоения Нового Места: система пяти новоместских церковных зданий в плане должна была образовать крест.

Архитектура и декор

Внешне этот монастырь не поражает величественным силуэтом и роскошным декором, как некоторые его католические «собратья». Это готическая монастырская постройка с трехнефным костелом и клуатром вокруг внутреннего двора. Выделяются только острые шпили в стиле модерн, взметнувшиеся над крышами Нового Места. Бесценные произведения искусств можно увидеть внутри монастырского комплекса.

Император хотел основать не просто монастырь, а очаг славянской культуры, обитель науки и просвещения. Частично это ему удалось. Здесь были созданы бесценные рукописи, манускрипты, среди них – Реймское Евангелие.

В монастыре в разные времена учились и жили идеолог-проповедник Ян Гус, учёный Иоганн Кеплер. В Эммаусском монастыре почитали славянских святых: Кирилла, Мефодия, Прокопа.

Внутри храма и сейчас сохранились искусные художественные миниатюры, мозаики, уникальные росписи с библейскими сюжетами.

Первыми здесь жили хорваты, их сменила братия из испанского монастыря Монсеррат, позднее – монахи из немецкого аббатства Бойрон. Перемены обитателей вносили самобытный вклад в архитектуру и убранство комплекса. Облик монастыря эволюционировал от готики к испанскому барокко до неоготического стиля с колоритными особенностями Бойронской школы.

 От периода готики сохранился клуатр монастыря, крытая галерея, обрамляющая внутренний двор монастыря. В XIV веке галерея была украшена 85 настенными готическими изображениями со сценами из Нового и Ветхого заветов. Несмотря на то, что цикл изображений значительно пострадал, он остается самым обширным сохранившимся с времен средневековья.

Это самое ценное, что находится в монастыре, подобной коллекции нет нигде в Европе.

В период 1766–69 гг. фасад главного корпуса оформили в позднебарочном стиле, а потом, в 1880–90 гг., перестроили в духе бойронского барокко.

Что было в монастыре

В 1919 году монашескую общину изгнали из страны, а здания передали консерватории. Год спустя монахи вернулись и возобновили литургии в храме обители. К тому времени в настоятели был рукоположен Арношт Викоукал.

Он вернул традиции служб на старославянском языке и привёл Эммаусский монастырь к духовному расцвету. В 1942 году монастырь был закрыт нацистскими властями, братьев изгнали вновь, а настоятель Викоукал попал в лагерь Дахау, где вскоре умер.

В обители разместился военный госпиталь.

В 50-х гг. XX века монастырь национализировали, его здания и территорию передали Чехословацкой академии наук. В 1953–54 гг. проводилась реставрация комплекса по эскизам профессора Бедржиха Hacar.

Позднее, по проекту архитектора-функционалиста Франтишека-Марии Черны, вместо разрушенных башен возвели знаменитую «крылатую» кровлю с позолоченными шипами, символизирующую объединение европейского христианства, его восточной и западной ветвей.

Возрождение сообщества чешских бенедиктинцев, рассеянных в изгнании, взял на себя настоятель Кирилл Stavěl.

Первый этап реконструкции завершился в 1995 году; храм был закончен и освящён весной 2003 года.

Настоящее

В настоящее время Эммаусский монастырь принадлежит бенедиктинскому ордену. На территории обители сейчас проживают два монаха Эммаусского аббатства. Комплекс открыт для публичных и туристических посещений. По-прежнему здесь помещаются секции Чешской Академии Наук. В монастыре проходят богослужения, духовные концерты, экскурсии.

Схема монастыря

Стоимость входных билетов

Полный – 60 крон;льготный – 40 крон;

семейный – 120 крон.

Источник: https://pragagid.ru/klaster-na-slovanech-emauzy-2139

Эммаусский монастырь – славянская гордость | Радио Прага

Эммаусский монастырь

Эммаусский монастырь, Ольга Васинкевич, Чешское радио – Радио ПрагаЭммаусский монастырь был основан Карлом IV в 1347 г. и переданбенедектинцам, которые должны были укрепить взаимоотношения сдругимиславянскими народами. Позже монастырь стал центром просвещения,искусства и славянской письменности. В 1371 году при монастыре возвеликостел ДевыМарии и св. Иеронима.

Обезглавленный монах

«Монастырь Эммауссы был построен на скале – Слованском пригорке. Встарые времена здесь находилась священная языческая роща состатуей Мораны – языческой богини смерти. В этих местах ей приносилижертвы и хоронили пражских язычников. В X веке св. Вацлав приказалопрокинуть статую Мораны, а на близлежащей скале за 40 дней построилкостел свв. Космы и Дамиана».

Перестроенный костел возвышается над лестницей, ведущей от монастыряк современной улице Под Слованы. Раньше эта лестница была крытой.

Полегенде, каждую пятницу, в полночь, по ней проходил обезглавленныймонах, в одной руке у которого была голова, а в другой – мешочек смонетами.

Поговаривают, что однажды под крышей лестницы он продалеврею облатку, дабы тот мог над ней колдовать. В монастыре об этомузнали, еврея сожгли, а монаха обезглавили.

Неф костела, Мартина Шнайбергова, Чешское радио – Радио Прага«В начале XIV века император Священной Римской империи и король ЧехииКарл IV основал при костеле монастырь ордена св. Бенедикта. Монастырьбыл частью плана застройки пражского Нового Города.

Согласно замыслуимператора, он входил в систему церковных построек, расположениекоторых на карте города образует крест. Пять новоместских костелов,основанных Карлом IV, и составляют этот крест. Северо-южная линиясоединяет костел св.

Екатерины с костелом БлаговещенияДевы Марии На Слупи, а западо-восточная – Эмаусский монастырь скостелом Девы Марии и Карла Великого на Карлове. В точки пересечениястоит костел св. Апполинария».

Славянская или латинская литургия?

Относительно монастыря у Карла IV были большие планы. Он хотелустранить раскол между Западной и Восточной церквями. В то время онбылединственным славянским монастырем и единственным нелатинскимобъединением в западном христианском мире на территории Карловыхвладений.

Фрески на стенах Эммаусского монастыря, Ольга Васинкевич, Чешское радио – Радио Прага«Раньше в Чехии и Моравии литургию служили на чешском языке,славянском.

Позже Папа Римский, по настоянию немецких епископов, атакже опасаясь, как бы славянская церковь не вышла из повиновенияРиму,поддержал исключительное господство литургии на латыни.

Первыепражские епископы, получившие посвящение от немецких учителей, тожебыли сторонниками латинской литургии. Чем дальше, тем чаще славянскаялитургия заменялась латинской».

Карл IV пригласил в монастырь монахов из Хорватии и других славянскихстран, даровал монастырю старые славянские рукописи, среди которыхбыла и драгоценная книга Реймсского Евангелия. Монастырь назвали НаСлованах или, иначе, У св. Иеронима. Его строительство обошлось почти втакую же сумму, как и Каменный, впоследствии Карлов мост.

«Карл IV подчеркнул специфичность новой постройки тем, что освятилмонастырь пражский архиепископ, а не нунций Папы Римского. Монастырьбыл богат, владел землями и виноградниками, стал центром образования иискусства.

Карл открыл при нем славянскую гимназию, студентамикоторойбыли, в том числе, Ян Гус и Иероним Пражский. Архитектурные элементыкостела, освященного в честь свв.

Иеронима, Кирилла и Мефодия, ВойтехаиПрокопа, а позже и Девы Марии, напоминают работу средневековыхпридворных зодчих под управлением Матиаша из Арраса. Строительство,вместе с уникальной художественной отделкой, продолжалось 25 лет».

Архиепископ Ян Очко из Влашима в присутствии Карла IV, его сына ВацлаваIV и приглашенных важных гостей торжественно освятил монастырь впасхальныйпонедельник (29.03.1372), когда читается Евангелие о явлении Иисуса Христаученикам, направляющимся в Эммаус. Именно поэтому монастырь и получилсвое название «Эммаус», по-чешски Эмаузы.

Последствия бомбардировки

Эммаусский монастырь, пострадавший во время бомбардировки Праги в 1945 году, ЧТ24В левом углу за алтарем находится статуя сидящей БогоматериМонсерратской. При бомбардировке костела в 1945 году она чудом уцелела ибыла эвакуирована в костел св.

Игнатия на Карловой площади, а послереставрации вернулась на свое прежнее место. Тогда же пострадали исводы здания, которые были реконструированы в 1953–1954 гг., а башни накостеле заменили на бетонные крылья с позолоченным острием.

Новыйалтарь по проекту скульптора Карела Стадника освятили в 2003 году.

«В 60-е гг. XIV века крытая галерея монастыря была украшена циклом из 85настенных готических росписей на сюжеты Ветхого и Нового Завета.

Авторами произведений были так называемый Мастер эммаусского цикла(его имя до сих пор неизвестно), Микулаш Вурмсер из Страсбурга и МастерОсвальд. Во время гуситских мятежей монастырь избежал разгрома,поскольку оставался действующим.

Гуситы его захватили в 1419 году. Этобыл единственный монастырь, где причащение проходило под обоимивидами, что продолжалось вплоть до 1589 года».

В начале XVII века, в период правления Рудольфа II, в монастыре былавосстановлена католическая вера. В 1611 году он пострадал от нашествиянаемников из Пассау, при котором его разграбил местный сброд.

Грустный звонарь

Силуэт монастыря на фоне Праги, Кристина Макова, Чешское радио – Радио Прага«В 1636 году Фердинанд III, вопреки воле бенедиктинцев, привел сюдамонахов из каталонского монастыря Монсеррат в Испании, которых вЧехиипрозвали «черными испанцами».

С того времени существует легенда о звонаре На Слованах. Когда наместо старых монахов в монастырь пришла торжественная процессияновых, в сопровождении знатных дворян в дорогих одеждах, войска ииностранцев, народ вышеградский и подскальский печально наблюдал, каких костел с монастырем переходит в чужие руки. «А почему не звонитколокол?», – спросил аббат, шедший во главе процессии.

Несколькосолдатсразу же поспешили на башню, чтобы звонить самим, но веревки у всехколоколов были отрезаны. На вопрос, кто это сделал, старый звонарь,который не хотел, чтобы колокола звонили, когда жившие здесь монахипокидали свой монастырь, сознался, и разъяренный солдат застрелил его.

Умирая, звонарь взглядом прощался с колоколами, с которыми он стольколет призывал набожный народ на богослужение.

Источник: https://www.radio.cz/ru/rubrika/radioputevoditel/emausskij-monastyr-slavyanskaya-gordost

Монастырь Эмаузы (Emauzy) – Монастырь со славянской литургией и Евангелием Реймса | ПРАГА

Эммаусский монастырь
Монастырь Эмаузы находится очень близко ко всем основным достопримечательностям, поэтому вам не придется далеко ходить, чтобы найти его.

Глядя с реки Влтавы, монастырь легко заметен своими острыми шпилями, которые поднимаются со склона возле площади Карлово намести.На первый взгляд он выглядит как современная церковь.

Но если вы достаточно любопытны, вы найдёте совершенно другое впечатление, ожидающее вас внутри, что, вероятно, не похоже на впечатление, которое могут дать шпили.

Монастырь с церковью Na Slovanech был основан в 1347 году Карелом IV. Правитель пригласил туда славянских монахов-бенедиктинцев из Далмации и Хорватии. Этот район стал, таким образом,  единственным славянским монастырём во всей империи.

Литургический язык, используемый для проповеди, здесь был чешский. Такие личности, как Ян Гус и Иероним Пражский были среди его студентов.

Ряд священных литературных произведений были созданы здесь, в том числе так называемые Реймское Евангелие и первый полный перевод Иеронима Блаженного.

Название «Эмаузы» была получена из Евангелия, в соответствии с которым Иисус встретился с учениками в районе села Эммаус.

Это Евангелие было прочитано во время торжественного освящения монастыря, и тема была увековечена в названии места.

Другая версия истории говорит, что «Эмаузы» были получена от Emmahaus (дом Ema) замок, которые был расположен по соседству и принадлежал чешской королеве Ema.

История книги Евангелия Реймса

История книги Евангелия Реймса очень интересна, так что здесь немного внимания. Евангелие Реймса состояло из двух частей. Первая часть была создана в Киевской Руси и написана на кириллице. Вторая в монастыре и была написан глаголицей (от которой произошла кириллица).

Обе части были связаны с книгой, которая была отправлена ​​в Константинополь в качестве подарка местному монастырю. Но в Константинополе эту книгу купил архиепископ Реймса, думая, что это был оригинал святого Иеронима.

Итак, до начала 18 века французские короли торжественно клялись на Евангелии во время коронации в соборе Реймса. Однако на самом деле он возник в монастыре Эмаузы. Истина об Евангелии открылась в начале XVIII века, благодаря русскому царю Петру Великому.

Когда он находился с официальным государственным визитом в Париже, он побывал тогда в Реймсе, чтобы увидеть Святое Евангелие. Он, конечно же, сразу понял, что это кириллица.

После этого открытия, в которое, к слову, никто вначале не хотел официально поверить, даже сам Петр Великий колебался, ставя под сомнение его подлинность и, следовательно, повлияет ли это на взаимодействие франко-российских отношений , поскольку французские короли уже использовали Евангелие.

 История

— Монастырь, вместе с церковью, был торжественно освящен архиепископом Оцко (Ocko) из Власима (Vlasim) в присутствии Карела IV 29 марта 1372.

— Настенные росписи — одна из самых драгоценных реликвий чешского готического периода.

— В 16-м веке, настоятель Мэтью Бенешовский преобразовал область с игровыми тавернами и музыкантами для развлечения, в начале 17-го века, астроном Кеплер жил здесь в течение нескольких лет.

— В 1712 году, когда монастырь и церковь были перестроены в стиле барокко, высокая крыша была заменена на трехстороннюю и были построены две низких фронтальных луковичные башни церкви.

— После 1880 года монастырь, а также церковь была восстановлены ​​и изменены в так называемом стиле Beuron.

— 14 февраля 1945 года, во время американского воздушного налета на Прагу, церковь была разрушена. Позже, была установлена современная структура: асимметричная 32-метровая конструкция корпуса башен из белого бетона.

Легенда о поваре из ада

Эмаузы в Праге: согласно некоторым легендам монастырь принадлежит к часто посещаемым местам Праги — виновником является «Дьявол Эмауза». Монахи-бенедиктинцы, по сообщениям, были очень богобоязненны и добродетельны, так что дьявол отчаялся их искусить.

Поэтому он послал повара в монастырь, который готовил роскошную пищу, так что молитвенная жизнь вскоре была забыта, и монахи начали предпочитать прелести вина и вкусных блюд.

Только аббат не поддался искушению, и однажды обнаружив, что повар посланник дьявола, он призвал Господа на помощь, повар был превращен в черного петуха, а монахи вернулись к своим добродетельным делам.

Монастырь Эмаузы (Emauzy)

Часы работы: с 9:00 до 16:00 (в летние месяцы до 17:00)

Адрес: Vyšehradská 55, Прага 2

Источник: https://pragueguidebook.ru/emauzyi-emauzy/

Эммаусский монастырь

Эммаусский монастырь
Эммаусский монастырь

Эммаусский монастырь или же монастырь бенедиктинцев при , называемый «На Слованах» или «Эмаузы», был основан 21 ноября 1347 года королем Чехии и императором Священной Римской империи, Карлом IV Люксембургским, для ордена славянских бенедиктинцев. Монастырь находится в историческом районе Праги — Нове-Место (Прага 2).

В здании, кроме аббатства ордена св. Бенедикта также находится администрация гражданского объединения при немецкой католической церкви — Ассоциация Акерманна, Чешская христианская академия, Ассоциация гражданской финансовой грамотности и несколько адвокатских контор.

Основание монастыря[ | ]

Самая старинная часть ареала «На Слованах» — приходская церковь святого Космы и Дамиана

Карл IV положил начало строительству монастыря ордена св.

Бенедикта славянской литургии в Подскали с помощью привилегии от Папы Римского Климента VI 9 мая 1346 года, письменно — 21 ноября 1347 года. Монастырь был заложен при приходской церкви святого Космы и Дамиана.

Папское согласие Карл IV получил ещё, будучи моравским маркграфом.

Монастырь, благодаря содействию императора, выраженному помимо всего прочего трудоустройством его придворных художников, а также выдачей индульгенций для паломников, радовал большой популярностью и в скором времени одного монастыря уже было недостаточно.

По этой причине в 1371 году Карл IV основал церковь, в честь Девы Марии, святого Иеронима Стридонского , равноапостольных Кирилла и Мефодия и чешский святых Войтеха и Прокопа. Освещение храма и монастыря было произведено в день Пасхи, 29 марта 1372 года, пражским архиепископом Яном Очко из Влашима при участии двух имперских курфюрстов, нескольких епископов, самого Карла IV и его сына Вацлава IV.

Карл настоял на освящении церкви пражским архиепископом, а не папским нунцием, чем подчеркнул особенность нового религиозного устройства.

Карл IV отдавал себе отчет в политических и духовных обязательствах, вытекающих из факта, что он происходил из рода древней славянской династии Пржемысловичей, а также осознавал исключительность чешской земли, в качестве места общего наследия латинского обряда с традицией восточных литургических обрядов Кирилла и Мефодия.

Учитывая это, его старания были направлены на устранение схизмы между западной церковью и восточными христианскими церквями, потому он решил возродить славянскую литургию, обращенную к традиции Кирилла и Мефодия и образовать центр церковной славянской образованности, откуда догматика на славянском языке распространялась бы между чехами и остальными славянами. Для этого он пригласил в Прагу монахов ордена святого Бенедикта из церкви в Ткону острова Пашман, которые несли глаголицу и знали старославянский язык. Первым аббатом был Ян, родом из Хорватии. С 1350 года использовал все аббатские богослужебные облачения, в том числе — митру. Некоторые аббаты были родом из Далмации, а иные были посланы королем Сербии, Стефаном Урошом IV Душаном.

Период гуситов[ | ]

Западная сторона здания аббатства с мозаикой в историческом Бойронском стиле

Монастырь нес службу во время гуситских войн и избежал разорений.

Гуситы его взяли в свои руки в 1419, а к 1589 году аббатство уже являлось единственным чешским монастырем, где практиковалось причащение по обоим видам (утраквистское).

В ту эпоху в монастыре служил английский гуситский богослов Петр Пейн и Григорий Крайчи (брат Григорий), позднее — основоположник Общины богемских братьев.

Однако, гуситская эпоха для Эмауз в целом была упадочной. Монастырь функционировал скорее, как общежитие для утраквистских мыслителей. Монашеская община постепенно исчезла.

Последний утраквистский аббат, а также ректор пражского университета Матоуш Бенешовски, именуемый Philonomus, вступил в брак с дочерью трактирщика, после чего открыл в монастыре свой собственный трактир, а в саду устроил стрельбище для гостей.

Преемником Бенешовского в чине аббата стал Павел Паминодас Горски в 1592 году. Он осознавал, что ситуация Эмауз в такой форме очень неустойчива.

По этой причине, некоторое время спустя он объединился с католической церковью, в Броумове прошел путь новициата, а также последующие необходимые формации, и по возвращению начал восстанавливать бенедиктинскую общину Эмаузы. Таким образом закончилась утраквистская эпоха монастыря.

Чешская католическая община[ | ]

Аббат Горски и его преемники старались восстановить католическую общину в Эмаузах. Разумеется, это был долгий процесс, по этой причине много лет монастырь считался угасающим.

Это привело к тому, что в 1636 году император Фердинанд III принудил чешских монахов перейти к церкви святого Николая, а в Эмаузы привел бенедиктинцев с Монсеррата, которых в Праге начали называть «Черными Испанцами» (černí Španělé).

Парадоксально, что это случилось в пору, когда чешская бенедиктинская община наконец начала процветать (о чём свидетельствует тот факт, что на старом месте община дожила до реформ Иосифа II, когда их монастырь был принудительно закрыт).

Испанские монахи[ | ]

Монастырь в стилистике барокко

В начале 17 столетия, во время правления Рудольфа II, монастырь снова стал католическим. В 1611 году он пострадал от набега войск из Пассау, когда аббатство разграбил местный сброд.

В 1636 году сюда пришли бенедиктинцы из каталонского Монсеррата. Они в 1640 году заменили первоначальную широкую полувальмовую крышу с широким фронтоном крышей из трех частей, после перестроили западную часть нефа и пристроили две башни.

Фасад с башнями был завершен в 1712 году, а в 1723 оформили новый главный алтарь.

В тот период в Эмаузах служило значительное количество образованных монахов. Из них можно выделить знаменитого проповедника, родом из города Ческа-Липа, Веремунда Прохе, который несколько лет являлся эмаузским приором, а в конце жизни был настоятелем эмаузского пробства в Бездезе.

К концу 18 столетия монастырь снова пришел в упадок. В нём жила многочисленная группа монахов чешского происхождения, однако внешние события были достаточно неблагоприятными.

Хотя монастырь и пережил реформы Иосифа II, но все же должен был взять покровительство над гимназией в Клатовах, и это означало, что некоторые из монахов выступали в качестве учителей гимназии. Вследствие этого в Эмаузах жил только аббат и несколько старых монахов.

Аббат Прокоп Шкода (в 1789—1801 был приором-администратором, в 1801—1803 аббатом) сумел использовать реформы Иосифа II, он дёшево скупал книги, картины и иные предметы искусства из закрытых монастырей. Таким образом в монастыре возникла большая художественная коллекция.

Немецкие монахи[ | ]

Монастырь в неоготическом стиле

В 1880 году пражский архиепископ Фридрих Иоганн Йозеф Целестин цу Шварценберг предложил монастырь как убежище немецким бенедиктинским монахам Бойронской конгрегации из аббатства Бойрон, которые должны были покинуть Германию во время так называемой «борьбы за культуру» во главе с канцлером Отто фон Бисмарком. Монахи из аббатства Бойрон придали пражскому монастырю готическую составляющую, устранили элементы барокко, а луковичную форму крыш на башнях заменили на острую пирамидальную. Церковь и монастырь были расписаны в историческом Бойронском стиле.

После провозглашения Чехословакии община была выдворена, а в 1919 году монастырь недолгое время находился в собственности консерватории.

Годом позднее бенедиктинские монахи Бойронской конгрегации возвратились. Из первоначальной чешско-немецкой смешанной общины вернулись только чешские монахи.

Немецкие монахи распределились по другим монастырям Бойронской конгрегации вне территории Чехословакии.

Период первой республики[ | ]

В 1920 году приором — администратором монастыря стал Арношт Выкоукал. Он стремился снова стабилизировать монастырь, ослабленный принудительным уходом части монахов. Ему это удалось, а в 1925 году уже могли приступить к выбору нового аббата. Конвентуалы выбрали проверенного Выкоукала.

Под его руководством монастырь стал средоточием чешского Литургического движения, главным образом связанного с эмаузскими монахами Прокопом Баудишом и Марианом Шаллером. С 1926 года монастырь начал издавать газету PAX, нацеленную на вопросы, связанные с литургией и монашеской жизнью. Изданию способствовали и бенедиктинцы с других монастырей.

Аббат Выкоукал был также автором идеи учреждения самостоятельной конгрегации для бенедиктинских монастырей в Чехословакии. Эмаузы временно сохраняли принадлежность к Бойронской конгрегации, однако это не продолжалось столь долго.

В Эмаузском монастыре также начали проводить богослужения по византийским обрядам, тем самым стараясь продолжить традиции, заложенные Карлом IV. Многообещающее развитие аббатства прервала вторая мировая война.

Период второй мировой войны[ | ]

Монастырь после бомбардировки в 1945 году Монастырь после бомбардировки в 1945 году

Весной 1941 года из комплекса монастыря несколько раз транслировался передатчик «Магда».

Этот передатчик обслуживали участники движения сопротивления — радиотелеграфисты Богумил Бахура, Франтишек Хиба, Йиндржих Фрёде и Отакар Батличка. Эта нелегальная группа сотрудничала как с консульством СССР в Праге, так и с антифашистской организацией «Защита нации».

В начале июля 1941 года немцы закрыли церковь для общественности. 13 июля 1941 подразделение Schutzpolizei

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%AD%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C

Эммаусы: пражский монастырь со непонятным названием, непростой историей и сложной архитектурой

Эммаусский монастырь
bellezza_storialebkatvas
Бенедектинский монастырь Эммаусы (второе название “монастырь на Словенах”) был заложен в  1347 г. Карлом IV. Сильно пострадавший от бомбежек союзной авиации в 1945 г.

, монастырь обрел новое “лицо” в виде железобетонной крыши в виде двух пересекающихся  пиков – вместо уничтоженной во время авианалета.

Именно эта часть монастыря – западная –  видна со стороны Влтавы и вызывает недоумение по поводу ее диссонанса с архитектурным обликом Праги и древностью фундамента здания, над которым она возвышается. Западный фасад монастыря был отреставрирован в соотвествии с проектом архитектора Ф.М.

Черного, в результате чего башни, разрушенные по время авианалета, и были заменены на бетонные конструкции. Однако это не единственная “загадка” в истории монастыря.

Не менее интересно его название, в отношении которого существует два основных варианта.

Первый из них говорит о том, что свое  название монастырь получил по располагавшемуся вблизи замка королевы Эммы  (Emmahaus). Второе, более правдоподобное в силу своего религиозного  обоснования, связывает названием монастыря с библейским Эммаусом, на пути в который произошла встреча Иисуса со своими учениками.

Еще одной исторической особенностью монастыря является то, что он являлся первым на славянских землях католическим храмом, в котором богослужение велось на церковнославняском языке специально приглашенными хорватскими монахами (отсюда, по всей видимости, происходит второе название монастыря – “на Словенах”).

Архитектурная история монастыря не менее витеевата, чем и его название. Возведенный изначально в готическом стиле, в период барокко монастырь претерпел перестройки в свойственном данному периоду направлении (это касалось, в основном, Церкви Девы Марии), а через два столетия был обновлен  – уже в псевдоготическом стиле.  Сильно пострадавший от бомбежек  в 1945 г.

, монастырь только в 1970-х гг. был реконструирован, получив  два шпиля (вместо двух разрушенных башен) в стиле модерн.Первоначально вход в монастырь располагался с западного фасада, который выходит на Влтаву и был сильно разрушен во время Второй мировой войны (однако, на нем сохранилось мозаичное изображение Св. Иосифа, относящееся к 1910 г.).

Современный вход в монастырь был открыт в послевоенный период. На одной из стен здания установлены фрагментарные остатки старых монастрыских ворот, на которых можно рассмотреть рельефы с изображением ангелов и горы Монсеррат – позолоченная надпись сообщает, что в 1635 г. монастырь был посвящен Монсерратской Богородице.

В этом месте первоначально находилась монастырская проходная; на ее станах можно видеть фрагменты готических украшений, в частности, отрывки из десяти заповедей. Здесь же в нише находится статуя Монсерратской Богоматери 1885 г, которая первоначально служила украшением западного фасада монастыря.

Церковь Девы Марии  и “славянских  меценатов” выстроена в готическом стиле (при этом главные и боковые нефы имеют одинаковую высоту). На своде центрального нефа сохранились гербы земель, подвластных Карлу IV.
В пресвитерии сохранились фрески, относящиеся  к 80-м гг. XIX  в.На правой стене в верхнем регистре – Коронация Девы Марии, а в нихнем- смерть Св. Бенедикта.

На левой стене Св. Бенедикт и Св. Схоластика предстают перед троном Мадонны с Младенцем.В конце северного нефа находится статуя Монсерратской Богоматери 1636 г, принесенная  испанскими монахами-бенедектинцами.На стенах корридора монастыря сохранились уникальные фрески, созданные в 60-х гг. XIV  в.  – т.н.

“эмаусский цикл”, на которых представлены сцены из Ветхого и Нового Завета. Начало цикла находится  в южном крыле и практически не сохранилось – на своде можно видеть лишь фигуры шести ангелов, играющих на музыкальных инструментах.

Фрески западного, сверного и восточного крыла различной степени сохранности, часть из них была повреждена при пробивке барочного портала монастыря, часть – испорчена в результате грубой реставрации.Цикл фресок носил просветительский характер  и играл роль иллюстраций к библейским историям, т.к.  большая часть прихожан в средние века была неграмотна.

Несмотря на относительно плохую сохранность росписей, именно данная “коллекция” является “изюминкой” Эммаусского монастыря, выделяя его из череды подобных бенедектинских монастырей – подобного не сохранилось нигде в Европе.Своды корридоров – подлинно готические, а аркады с каменными ажурными украшениями появились в результате реготизации в XIX  в.Вид из окна клуатра (закрытой аркадной галереи, обрамляющий прямоугольный двор монастыря) на соседнее крыло.

Вид на монастырь с Влтавы ночью.

|

bellezza_storiawinter_borealis

>Замечательная традиция, путь и для избранных. Елизавета неплохо держится. Но возраст своё дело делает…

Оригинал взят у markiza98 в Королева Великобритании в Чистый Четверг в Лестерском соборе

Королева и герцог Эдинбургский с духовенством и местными школьниками после службы в Лестерском соборе в это утро, когда она раздавала традиционную милостыню за каждый прожитый ею 91 год.Королевская церемония «Maundy» – древняя традиция, происхождение которой связано с событиями, когда Иисус на Вечери омыл ноги своим ученикам (Евангелие от Иоанна, гл. 13) и этим заповедовал «любить друг друга». Начиная с XIII века английские короли в Чистый Четверг перед мессой раздавали милостыню нищим в Уайтхолле. Название «Maundy» происходит от латинского mandatum (заповедь), Великий Четверг в Англии называется «Maundy Thursday».Королева раздает деньги пенсионерам на Королевской службе Maundy в Лестерском соборе.Королева соблюдает традицию начиная с 1952 года.Каждый из тех, кто получит от королевы подарок в Чистый Четверг – так называемую великопостную милостыню – специально приглашенный человек, имеющий множество заслуг перед страной и обществом. Все приглашенные – пожилые люди, находящиеся на пенсии. Каждый из них получит от королевы два маленьких кошелечка, один красный, а другой белый, согласно многовековой традиции.Красный кошелек содержит £5 монету, посвященную столетию дома Виндзоров и 50р монету в честь сэра Исаака Ньютона.В белом кошельке специально отчеканенные к Чистому Четвергу монетки в один, два, три и четыре пенса, на сумму, совпадающую с количеством лет, прожитых Королевой.В этом году Maundy money получили в подарок 91 мужчина и 91 женщина. Монеты, торжественный подарок от государя, являются законным платежным средством, но получатели, как правило, предпочитают хранить их как память.Остальные фото репортажа:И немного истории
Королева в Великий четверг посещает Вестминстер, где состоится ее первое общественное выступление с самого начала своего правления, 1952 год.И напследок немного о храмах, которые упомянуты в посте
Лестерский Кафедральный собор
Вестминстерское аббатство

Готическая церковь в Вестминстере. Строилась с перерывами с 1245 по 1745 годы, хотя первые упоминания о церкви на этом месте относятся к VII-X векам.

Традиционное место коронации и захоронения монархов Великобритании. Вместе с расположенными рядом Вестминстерским дворцом и церковью Святой Маргариты аббатство в 1987 году было причислено ко Всемирному наследию.

Жанр: готическая архитектура. Дата постройки: 1745 г.

The Queen hands out a traditional Maundy Thursday coin for each of her 91 years to pensioners as she joins the Duke of Edinburgh for the annual service at Leicester Cathedral

Источник: https://bellezza-storia.livejournal.com/507152.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.