Дом-пагода

Дом-пагода в Москве (чайный дом)

Дом-пагода

Дом-пагода в Москве

Дом-пагода в Москве или Чайный дом был построен для основателей Чайной компании Перловых, здание является памятником архитектуры, созданным в конце XIX века в стиле позднего ренессанса. Дом-пагода – одно из самых красивых строений в Москве, его часто называют китайской шкатулкой и архитектурным чудом.

В Китае и Корее, Японии и в некоторых других странах пагодой называли многоярусные башни, используемые как храмы. Дом-пагода также имеет двухярусную башню, поэтому и получил такое название.

Вот уже более 200 лет в этом здании расположен магазин, торгующий чаем, кофе и сладостями.

Как доехать до Дома-пагоды в Москве

Станция метро «Тургеневская» и «Чистые пруды». Дом можно увидеть, если идти от Казанского, Ленинградского или Ярославского вокзала в сторону Кремля.

Из истории

В конце XVIII века родоначальник династии чайных королей, купец второй гильдии Алексей Перлов стал привозить чай из Китая и продавать его в столице. Тогда в Москве еще мало кто знал о заморском напитке, но уже через 50 лет, как писал Виссарион Белинский, русский народ не мог жить без чая и пил его по пять раз в день дома и пять раз в трактирах.

Заслуга Алексея Перлова состояла в том, что он стал продавать чай в розницу и сделал его популярным среди простого народа.

Его сын Василий Перлов наладил продажу товара в любых, даже в самых малых количествах, а кроме того, он ввел торговлю по сортам и соответственно по разным ценам. Появилась упаковка в виде расписных алюминиевых и жестяных баночек с поучительными надписями о пользе напитка, например такими: «Чай не пил, какая сила» или «Свойство сему напитку – осаждать пары, освежать и очищать кровь».

Незадолго до смерти в 1860 году Василий Перлов учредил фамильную фирму — «В.Перлов с сыновьями». У тому времени компании принадлежало 88 магазинов по всей России и Европе и только в Москве на центральных улицах их было 14, увы, к настоящему времени остался лишь один магазин на Мясницкой.

В 1869 году после смерти Василия Перлова старшему сыну Семену досталась фирма отца и дом на улице Мясницкой, а младшему Сергею перешел дом на Мясницкой, в котором он основал свою собственную чайную компанию.

В 1890-1893 годах по проекту известного архитектора Романа Ивановича Клейна Сергей Перлов построил новое здание по улице Мясницкой в стиле позднего ренессанса.

В 1896 году в столице состоялась коронация Николая II и к этому событию здесь ожидали китайского сановника Ли-Хунь-Чжана, канцлера Китайской империи. Во время пребывания китайской делегации многие столичные торговцы надеялись заключить с Китаем выгодные контракты по поставке чая в Россию.

К приезду посла готовился и Сергей Перлов, пригласив для отделки здания своей фирмы известного архитектора Карла Гиппиуса. В 1895-1896 годах талантливый мастер оформил строение в китайском стиле, что стало своеобразной и очень действенной рекламой компании Перлова. К тому же, хозяин надеялся, что китайский посол, польщенный таким вниманием, остановится именно здесь.

Его брат Семен Перлов здание на Мещанской не перестраивал, а лишь украсил его в китайском стиле, но именно у него и остановился Ли-Хунь-Чжан.

Вместе с тем, Сергей Перлов остался в историческом выигрыше – здание на Мясницкой приобрело широкую известность и признано архитектурным памятником, которым вот уже более 200 лет любуются москвичи и гости столицы.

Сергей Перлов неоднократно бывал в Китае, хорошо знал традиции, культуру и искусство Поднебесной, поэтому принимал самое активное участие в отделке строения. Можно сказать, что он был соавтором оформления и ни одна деталь не была установлена без его ведома.

Описание

Без преувеличения можно сказать, что Карл Гиппиус совершил архитектурное чудо – фасад здания преобразился, им восторгались все жители столицы.

Использование цветной штукатурки и многочисленных накладных керамических деталей в виде китайских орнаментов по всем стенам придали зданию красочный полихромный вид.

Венчает строение двухярусная башня пагода, сооруженная в его центральной части. Для отделки стен и внутреннего интерьера использовались такие элементы, как витые дракончики и китайские фонарики, змейки и зонтики, фарфоровые фигурки в национальных костюмах. Многие предметы для оформления магазина были завезены из Китая, в том числе мебель и вазы, скульптура и ковер работы китайских мастеров.

На фасаде установлен фамильный герб Перловых – чайный куст на лазоревом щите с шестью натуральными жемчужинами – перлами, не зря фамилия династии чаеторговцев – Перловы!

Над витринами, в филенках синего цвета красными буквами появились надписи: “Чай, сахар, кофе”, а над входом – «Сергей Васильевич Перлов» и «Главный магазин».

Во всем облике здания видны китайские архитектурные традиции – яркий фасад, украшенный рисунком, крыша с изогнутыми углами, построенная по системе доу-гун, колокольчики – символы съестных лавок в Китае.

Кроме продажи чая, в магазине проводилась его дегустация – гости сидели на шелковых пуфах, а приказчики подавали им деревянные и фарфоровые чашки с напитком.

Реставрация дома-пагоды (Чайного дома)

С приходом Советской власти здание было национализировано и в нем появились коммуналки, хотя на первом этаже все также работал магазин.

Со временем строение ветшало и не смотря на то, что оно было признано памятником истории и архитектуры федерального значения, за 100 лет оно ни разу не ремонтировалось.

От былого блеска почти ничего не осталось – в здании лопались трубы, а подвалы, где раньше хранился чай, стали затапливаться, в них появился грибок.

Исторический памятник разрушался, утрачивая уникальные предметы интерьера и ему срочно был необходим ремонт.

Благодаря ходатайству Святейшего Патриарха Алексия II потомки Перловых сумели выкупить право аренды здания на Мясницкой.

Реставрация проходила по проекту, разработанному ФГУП «Институт Спецпроектреставрации» и длилась 12 лет.

Первоначально к работам привлекли китайских специалистов, но они не только не справились с заданием в установленный 100-дневный срок, но нанесли зданию ущерб. Изготовленные в Китае детали фасада не выдержали русских морозов и дали трещины.

Российские мастера осушили и вычистили подвалы, заменили прогнившие деревянные перекрытия, восстановили фасады и внутреннее убранство.

Была воссоздана позолота и живопись плафонов, окраска всех декоративных элементов здания, сохранены и предметы интерьера первого этажа – старинная мебель и прилавки, китайские фарфоровые вазы и китайские фонари, на башенке вновь зазвенели колокольчики. Многие предметы, считавшиеся утраченными, вновь украшают старинное здание.

Памятник архитектуры получил свое второе рождение, был восстановлен его исторический облик конца XIX века.

Дом-пагода в Москве – официальный сайт

Адрес официального сайта – chai-cofe.com

Дом-пагода или Чайный дом в Москве является своеобразным китайским островком в столице, аналогов которому нет даже в Китае, это одна из ярких достопримечательностей, сохранившая атмосферу и традиции, заложенные еще семьей Перловых.

Источник: https://www.msk-guide.ru/page_17687.htm

Дом-пагода (Тель-Авив)

Дом-пагода
Дом-Пагода до реставрации, 1988 год

Дом-Пагода (ивр. ‏בית הפגודה‏‎, Бейт ха-Пагода) — одно из самых известных зданий Тель-Авива. Здание находится на площади Короля Альбертa I, на пересечении улиц Монтефиори, Нахмани, Мельчетт и Бецалель Яфе. История Дома-Пагоды являет собой часть истории репатриантов третьей Алии (1924-1929 гг.).

История[ | ]

Дом получил своё название из-за наклонной формы его крыши, которая напоминает японскую пагоду. Дом построил себе в 1925 году Морис (Моше Давид) Блох, зажиточный вдовец, который эмигрировал в Америку в начале 20 века и репатриировался в Израиль в конце Первой мировой войны. Дом был спроектирован архитектором Александром Леви.

Но по рассказам очевидцев проект дома не удовлетворил Блоха и его американские друзья порекомендовали ему американского архитектора японского происхождения. Архитектор начертил дом, но он не учел, что в Тель-Авиве положено добавлять балконы. И поэтому муниципалитет города отверг этот проект.

Вынужденно проект вернулся на стол Александра Леви, и он улучшил его, добавив балконы.

В 1935 году в доме был смонтирован первый в Тель-Авиве пассажирский лифт, своего рода клеть, которая находится между лестничными пролетами. Лифт установил молодой инженер-электрик, репатриант из Южной Африки, Иегуда Гезунтхайм. Шахту лифта выкопал и забетонировал инженер .

В тот же год в доме была установлена центральная система отопления, которая заменила дровяное отопление, которая служила 10 лет для отопления дома и подогрева воды.

В доме было три этажа. На первом жили родственники Блоха. В дальнейшем там жил заведующий редакции газеты «га-Арец» Шаблов. Блох-вдовец проживал на втором этаже, в южном крыле, окна которого выходили на улицу Монтефиори.

На балконе Блох имел обыкновение вывешивать три флага — Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Сионистской организации. На том же этаже проживала сиделка, которая ухаживала за ним. При продаже дома Блох поставил условие, что она сможет жить в этот доме до конца своих дней.

В 30-х годах на третьем этаже здания разместилось польское консульство. Консул д-р Дов Хаузнер (отец Гидеона Хаузнера, прокурора на судебном процессе Эйхмана) жил там же, в другом крыле здания. Тогда на крыше здания поставили флюгер в виде петуха, символизирующий правительство Ю. Пилсудского. По окончании войны жители консульства покинули дом.

После них здесь поселились две семьи: семья д-ра Хаята, который был пластическим хирургом и семья д-ра Вольфа, одна из дочерей которого вышла замуж за промышленника Стефа Вертхаймера.

Кроме трёх этажей имелся также двор, в котором в 1937 году Мендель Штейнер открыл цветочный магазин. И был также погреб, который служил бомбоубежищем во Вторую мировую войну. В 1942 Блох скончался, флаги были убраны, дом поменял хозяев.

В нём появились маленькие конторы и мастерские. И «Дом грёз» начал приходить в упадок. В 60-е годы госпоже Мандельбаум, которая проживала на первом этаже, позволили разместить синагогу в своей квартире.

Госпожа Мандельбаум была последней из жильцов, проживающих в 2000 году.

Здание пришло в упадочное состояние и в 90-х было выкуплено известным тель-авивским строительным подрядчиком Яковом Пеледом за 6 миллионов долларов.

В следующие годы оно оставалось в том же состоянии (у подрядчика не было денег на реконструкцию), пока его не выкупил шведский бизнесмен-миллиардер Роберт Вайл. Он вложил в реконструкцию около 90 миллионов долларов и превратил его в шикарную виллу в центре города. В доме 4 этажа.

В подвале — кинозал, винный погреб и технический отсек огромных размеров (полностью компьютеризированный), который управляет всеми системами дома. На первом этаже — бассейн и массажный салон. Хозяин не живёт весь год в своём доме. Он приезжает только на Рождество.

Когда он находится в Израиле, вывешиваются шведский и израильский флаги. Во все остальное время в доме проживает еврейская семья, которая ответственна за поддержание чистоты и исправности дома.

Архитектура[ | ]

Три арки фасада второго этажа как три нефа кафедрального собора приглашают в раннее средневековье христианских базилик. Над ними, на третьем этаже – строгие дорические колонны греческого храма.

Ещё выше – открытый павильон, окруженный прямоугольными столбами со стрельчатыми арками в мавританском стиле. Всё это увенчано ступеньчатой пирамидой, силуэтом напоминающую японскую пагоду, отсюда и название всего дома.

Фасад, выходящий на площадь, соединяет два самостоятельных крыла, параллельных улицам Монтефиори и Нахмани.

На самом деле, здание напоминает пагоду только на первый взгляд: кроме буддистских в нём присутствуют и восточные мотивы, есть и модерн. Идейная целостность в постройках подобного типа не преследуется, главное предназначение такой мешанины – демонстрация шика и роскоши.

Здания подобного типа были популярны в те годы в Америке, иногда возводятся и новые в таком стиле (в частности, в Лас Вегасе).

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%94%D0%BE%D0%BC-%D0%9F%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.